Профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции мастера по обработке цифровой информации Компетенции мастера

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Компетентностный подход.

То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

· Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки

  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.

Подготовила: Кузнецова Надежда Павловна

Учитель начальных классов

2011 год.

Введение

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

1 . Понятие компетентности .

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2.Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

3.Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как :

  • Любознательный, интересующийся, -активно познающий мир
  • Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру аждого народа
  • Любящий свою Родину
  • Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

  • Коммуникативная компетентность
  • Информационная компетентность
  • Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

4.Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  • Участие детей в различных формах дискуссии.
  • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

6.Основные компетенции современного учителя.

Основные компетенции современного учителя

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Компетентный человек Сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях. Компетентность предполагает умения: искать (опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию) думать (уметь отстаивать свою позицию, вырабатывать собственное мнение,) сотрудничать (работать в группе, договариваться, улаживать конфликты) адаптироваться (стойко противостоять трудностям, находить новые решения)

Компетентностная модель современного учителя ценности, принципы, цели. . профессиональные качества Ключевые компетенции педагогические методы, способы, и технологии профессиональные позиции

Технологическая компетентность Блок знаний Педагогическая техника Опыт Профессиональная компетентность

Компететностный подход Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития

Разнообразные формы организации Личностное развитие Оценивание для планирования совершенствования, самооценки Деятельность на основе собственной мотивации и ответственности за результат Компетентностный подход

Образ выпускника начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Любящий свою Родину Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

В мире компетенций Компетенция-готовность человека действовать в ситуации неопределенности Ключевые компетенции-универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях: 1. информационная компетентность; 2. коммуникативная компетентность; 3.проблемная компетентность.

Педагог должен остерегаться: По привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения проблем; Передавать свой опыт и воспитывать исходя из того, как был воспитан он сам. Мелочных правил и инструкций.

способности знания и умения компетентность

Парадокс компетентности: Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где это знание приобреталось.

Основные компетенции учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

РАНЬШЕ МЫ ГОВОРИЛИ: широкий перенос навыков обобщенность умений системность знаний функциональная грамотность

ТЕПЕРЬ МЫ ГОВОРИМ: общеучебные умения надпредметные знания учебная самостоятельность умение учить себя

ЧТО ДЕЛАТЬ? стандартный набор ответов: Больше платить учителям. Выделять больше учебного времени на чтение. Уменьшить наполняемость классов. Обеспечить школы библиотеками, компьютерными классами и пр. Лучше готовить учителей. ………………………………… ..

Ключевые слова: поиск инициатива практическое действие эксперимент совместная работа недоопределенность противоречия разные точки зрения

Цель современного учителя: выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.


Владимир Каконин , директор АНО "Корпоративный центр подготовки кадров "Персонал" ОАО Магнитогорский металлургический комбинат

Многолетняя практика В.И. Каконина, директора АНО "Корпоративный центр подготовки кадров "Персонал" ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», позволяет ему утверждать, что детальная разработка и строгое соблюдение технологии важны не только для производства качественных материальных продуктов, но и в деле подготовки руководителей и специалистов для производства. Благодаря социальным технологиям, основанным на понимании природы развития человека в производственном контексте, можно достичь выдающихся результатов. «Именно такой подход, — убежден В. И. Каконин, — позволяет формировать ключевой персонал как капитал компании».

Детально разработанная технология - основа лучшего результата

Все мы знаем: чем лучше отработана технология, тем качественнее и надежнее товар. А потеря технологии ведет к полной утрате самого продукта.

Помните упоминания в исторической литературе и даже в сказках про «мечи булатные»? Дамасские сабли на лету рассекали шелковый платок и перерубали мечи другого производства. Булатная сталь столетиями считалась лучшим материалом для холодного оружия. А сегодня никто не может воспроизвести технологию ее изготовления. Русский металлург П. Амосов 12 лет непрерывно экспериментировал и получил-таки лучшую на тот момент сталь, но и она отличалась от произведений восточных мастеров. Способ изготовления, мастерство, искусство получения стали, другими словами - технология ее производства - безвозвратно утрачена…

Вспоминается и пример из совсем другой сферы, но столь же наглядный. Его показали нам голладцы на производстве картофеля. Тысячи людей были заняты в нашем подшефном совхозе на уборке картофеля - и до 40% урожая теряли при хранении. После внедрения голландской технологии производства совхоз не привлекал людей для уборки, а посевную площадь сократил вдвое. При хранении картофеля потерь почти не было. Когда по чьему-то совету (якобы ожидались дожди) директор дал команду выкопать картофель раньше срока, опять сохранили мало продукта. А при соблюдении голландской технологии картошка хранится до созревания следующего урожая.

Таким образом, выверенная годами труда и опыта мастеров технология при строжайшем ее соблюдении способна дать лучшие продукты в самых разных сферах.

Недавно в «КЦПК «Персонал» прошел семинар-практикум по подготовке сварщиков. Профессор М. П. Шалимов, зав. кафедрой сварочного производства Уральского Федерального Университета рассказал, как в начале кризиса электрогазосварщики из приграничных областей России пытались найти работу за рубежом. Как правило, это были хорошие, дипломированные специалисты, и западные фирмы согласились брать их на работу, но с проверкой квалификации. Из 10-ти претендентов проверку проходили 1-3, хотя, по российским меркам, варили многие отлично.

Причина столь массового отказа: при работе сварщик не пользуется технологической картой, делает, как подсказывает его смекалка (как всякий русский Левша)… Объяснение работодателя весьма для нас поучительно: если сварщик варит по разработанной технологии, то за качество шва отвечает технолог, разработавший технологическую карту. Если сварщик варит без технологической карты, то ответственного за качество сварного шва нет.

Человек - самый сложный технологический объект

Так что же такое «ТЕХНОЛОГИЯ»? Основа этого слова переводится с греческого как «искусство, мастерство, умение». В самых разных словарях технологией называют как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, так и сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса. Технологии устанавливают точные параметры сырья, работы оборудования, готовой продукции.

А если вопрос касается людей? Природа человека как объекта технологии — структура гораздо более сложная. Мы имеем дело с разными взрослыми людьми, с уже устоявшимися взглядами, привычками, мировосприятием. Им не так просто перестроить сознание и вести себя по-новому. В создании технологии подготовки руководителей и специалистов необходимо учитывать, что не достаточно просто снабдить их знаниями. Нужно обеспечить уверенное владение новыми навыками. Для такого созревания требуется время. Причем для каждой должности — свое.

Мастер осваивает навыки, которые требует его должность, в пределах трех лет. За три года с ним произойдут практически все ситуации, в которых он отработает и отладит свои алгоритмы решения управленческих задач и которые принесут ему новый опыт. А все остальное время - бег по кругу, повторение пройденного. И даже если в той же должности мастер меняет только место, то репертуар остается тот же. Мастер, не показавший за это время перспектив роста, так уже и остается уверенным пожизненным мастером.

Для становления начальника цеха тоже есть свои законы, связанные со временем. К сожалению, на многих промышленных предприятиях сейчас это не учитывают и «тусуют» цеховых руководителей слишком быстро. Такой подход, безусловно, разрушителен для производства и коллектива.

Даже самому интуитивно грамотному руководителю, который понимает, что нужно строить цеховую команду, на освоение «репертуара» нового управленческого уровня требуется два года - чтобы все в цехе отстроилось, «притерлось», и механизм начал работать без сбоев. Здесь не поможет даже ежедневный коучинг - этот временной срок не обойти, с наскока компетенции не сформируются.

Особенности построения наших технологий подготовки

Любую задачу подготовки мы начинаем с проектирования. Наш центр занимается не унифицированным образованием согласно госстандарта, а целевым образом готовит ключевой персонал для конкретного производства. Мы никогда не компануем программу из имеющихся на рынке предложений для подготовки управленцев, а проектируем подготовку самостоятельно. Сравните ответственность обучающей организации, которая собрала людей со всей страны на тренинг, и организации, которая является корпоративным учебным центром! Технологию подготовки проектирует целая группа специалистов центра, кадровой службы предприятия, функциональных дирекций.

  • люди приходят с опытом, а задачи подготовки — из будущего,
  • содержание подготовки должно ориентироваться на содержание будущей работы,
  • эффективным является сочетание развития в двух средах — учебной и производственной,
  • каждая программа должна содержать резерв времени, которое будет использоваться по результатам мониторинга динамики группы.

Наш центр практически «вживлен» в ситуацию заказчика, мы знаем планы и перспективы развития предприятия. Задач нам никто не ставит, мы сами выявляем будущую потребность производства и проектируем развитие конкретных групп. Чтобы организационные преобразования были успешны, подготовка должна предварять их, а не заказываться вдогонку.

Могу привести яркий пример опережающей подготовки. Когда на ММК строился новый кислородно-конвертерный цех и мы уже знали, что два прокатных цеха — следующие на очереди, то предложили заложить в штат первого из серии пусковых объектов дополнительные позиции, обучить и специалистов, и руководителей. В результате, когда пускали прокатные цехи, штат для них был уже не просто обучен, но и сработан в условиях ККЦ. Люди практически «с колес» перешли на новое производство.

Основным критерием в нашей технологии отбора участников программ является структура личности. И кроме будущих руководителей, на которых делается основная ставка, в группу зачисляются функциональные специалисты соответствующего уровня. Например, в группу начальников цехов включаются экономисты, юристы, специалисты ЦЛК. Это помогает каждому увидеть обсуждаемые в группе вопросы с разных точек зрения, расширить взгляды на производственные и управленческие процессы, наладить связи.

Наша технология подготовки руководителей не приемлет дисциплинарный подход передачи знаний и академический стиль преподавания. Мы ценим отношения с преподавателями, которые не просто транслируют знания, а запускают на занятиях мощные развивающие процессы, мотивируют участников видеть свою управленческую практику по-новому, добиваться лучших результатов. Чем выше уровень программы, тем больше времени к ее смыслоемкости, тем выше требования к ведущим отдельных блоков. Они должны отлично разбираться в своей «любимой» проблемной области и в то же время уметь представить ее как элемент общей системы знаний будущего руководителя.

Наши технологии учитывают, что интерес к новому и настрой на получение новых сведений формируется не сразу. Поэтому учебные мероприятия постепенно нацеливают участников на переосмысление своей практики. Человек, как антенна, начинает притягивать нужную информацию, читать книги, задаваться вопросами. И находить ответы.

Необходимая часть технологии формирования руководителя — управляемый процесс накопления опыта. Например, будущий начальник цеха должен располагать временем, чтобы врастать в новые отношения, нарабатывать опыт эффективного общения с руководством, узнавать, как «подходить» к тому или иному руководителю, чтобы добиваться решения в интересах цеха. В этом деле помогают стажировки.

Технология подготовки руководителей также предусматривает постоянный мониторинг динамики всей группы и отдельных ее участников. Обычно группу сопровождают психологи и руководители проекта. По результатам мониторинга оперативно корректируется содержание учебной деятельности, индивидуальные задания и рекомендации для непосредственного руководителя участника группы.

«Патронаж» группы со стороны топ-менеджмента — отдельный процесс в технологии подготовки. Внимание и участие руководства поддерживает участников обучения, помогает им согласовать свои умозаключения и выводы с ожиданиями руководства. Таким образом, фактически создается поддерживающая среда для профессионального роста специалистов и руководителей. На ММК в качестве такой поддерживающей среды действует целостная система формирования резерва руководителей всех уровней, которую отличает преемственный характер программ.

Эта многоступенчатая система включает:

  • Школу адаптации молодых специалистов;
  • Школу молодых руководителей;
  • Школу мастеров;
  • Школу начальников цехов;
  • Школу менеджеров при генеральном директоре.

Приложение 1: Принципы построения технологии подготовки руководителей

Постановка задачи - на основе анализа ситуации заказчика

Опережающий характер подготовки - на основе будущего контекста деятельности руководителей

Использование проектного метода разработки технологии, а не подбор типовых программ подготовки

В каждом проекте предусматриваются вариативные элементы

Обеспечение подготовки в двух средах: учебной и производственной

Основа отбора - структура личности

Преподаватели - катализаторы процесса развития участников, а не трансляторы знаний

Мониторинг динамики группы и каждого участника для корректировки содержания подготовки

Обеспечение процессов накопления опыта

Обеспечение патронажа проекта со стороны топ-менеджмента

Анализ результатов подготовки как основа будущих проектов

Преемственность программ подготовки руководителей разного уровня

Что нужно, чтобы вырастить отличного мастера производства?

Мастер - уникальная руководящая позиция на производстве. Это ключевая фигура, которая ближе всего стоит к самому производству, обеспечивает требуемое выполнение технологических операций. А значит, и определяет эффективность производства в целом. Уже не одно десятилетие на ММК работает «Школа мастеров», которая помогла нам сформировать первую модель компетентности мастера.

Приложение 2: МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАСТЕРА /лист 1/

Функц. сферы деятельности

Область ответственности

Производство

  1. Выполнение участком планового производственного задания.
  2. Равномерная ритмичная работа участка в соответствии с планом производства. Выполнение заданий бригадами и отдельными рабочими.
  3. Правильное и своевременное оформление первичных документов по учету производства, охране труда и технике безопасности
  4. Инструктаж рабочих в связи с освоением нового сортамента, марки стали и в случае отклонений в технологии.
  5. Соблюдение персоналом бригады технологии производства
  6. Качество продукции и работы персонала, предотвращение появления брака и дефектов

Эксплуатация оборудования

  1. Максимальное использование производственных мощностей в течение всей смены
  2. Принятие мер по устранению неполадок в оборудовании, мешающих нормальному ходу производства

Охрана труда и ТБ

  1. Поддержание технологической и трудовой дисциплины в бригаде
  2. Безопасные условия труда, пожарная безопасность, правильное использование индивидуальных средств защиты

Социальная сфера

  1. Решение производственных и социальных вопросов деятельности подразделения, бригады.
  2. Профессиональная квалификация рабочих

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАСТЕРА /лист 2/

Личностная компетентность

Образовательный

Профессиональная репутация

1. Использование интеллекта с целью достижения оптимальных результатов

2. Профессионально значимые качества:

Требовательность

Ответственность

Организованность

Самодисциплина

Стрессоустойчивость

Коммуникабельность

Способность выслушать

Исполнительность

Настойчивость

Работоспособность

3. Особенности поведения

Умение поддерживать контакты

Умение быстро действовать в критических ситуациях

Желание работать мастером

Умение брать на себя ответственность

Ориентированность на результат

Умение видеть (оценить) ситуацию и конструктивно ее разрешить

Сведения в досье

1. Характеристика имеющегося опыта управления.

1. Характеристика образовательного пути,

2. Соответствие образования профилю деятельности

3. Профессиональная интегрированность

1. Характер внешней информации о морально-этических аспектах профессиональной деятельности

2. Профессиональная эрудиция

3. Профессиональная объективность

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАСТЕРА /лист 3/

Управленческие знания, умения, навыки

Управление деятельностью

Управление

ресурсами

Управление

Управление информацией

Управление

качеством

1. умение планировать работу смены

2. умение соблюдать производственный регламент

3. умение видеть резервы производства

4. умение руководить в критических ситуациях

5. способность оценить состояние оборудования

6. знание и соблюдение технологии производства

7. знание принципов организации производства

8. понимание роли подразделения в общем процессе создания продукции и обеспечения конкурентоспособности

1. умение определить потребность и рационально использовать материальные и трудовые ресурсы

2. умение распределить имеющиеся ресурсы

1. умение четко формулировать задания

2. умение контролировать выполнение поручений

3. умение координировать действия подчиненных

4. умение обеспечить дисциплину труда

5. умение предъявлять четкие требования

6. умение убеждать

7. способность организовать наставничество

8. умение улаживать конфликты

9. умение регулировать взаимодействие со смежными подразделениями

10. способность учитывать индивидуальные особенности при

распределении работ

11. умение мотивировать на достижение лучших результатов

12. умение обеспечить безопасные условия труда

13. знание основ трудового законодательства и типовых ситуаций их применения

1. способность адекватно воспринимать и анализировать информацию

2. умение вести документацию

3. умение перенимать положительный опыт

4. умение осуществлять обратную связь

5. понимание экономической информации о деятельности подразделения.

1. умение жестко контролировать обеспечение качества

2. умение выявить причины некачест-венного выполнения задания

Наш многолетний опыт непрерывной работы по подготовке мастеров позволяет утверждать, что:

  1. Кандидат должен быть хорошим специалистом. Он должен не просто знать, а чувствовать технологию участка. Это означает, что он будет не просто выполнять технологическую инструкцию, а глубоко понимать все процессы, происходящие с металлом. В этом случае мастер быстрее реагирует во внештатных ситуациях, принимает более подходящие решения.
  2. Личностные качества потенциального мастера должны быть органичны стилю/задачам конкретного участка и данного производственного коллектива. Практика показывает, что в разных цехах даже одного предприятия требуются разные личностные особенности.
  3. Он должен сам хотеть быть мастером.

Чему учить кандидата в мастера? Будущему мастеру требуется освежить теорию, например, металлургического производства, потому что, став мастером, он обязан будет обучать рабочих профессии, контролировать их знания, помогать разбираться в первопричинах требований технологии. В управленческой системе компании мастер - это своего рода полупроводник. Все, что поступает сверху, он должен проводить вниз. Все, что поступает снизу, он разрешает сам. Он отвечает перед подчиненными за все предприятие. Поэтому должен иметь экономические и правовые знания, и обязательно - владеть навыками управления людьми.

Приложение 3: « Основные блоки программы «Школы мастеров»:

  1. Требования к организации производства в компании
  2. Основы экономики цеха/участка
  3. Правовая ответственность мастера
  4. Деятельность мастера как руководителя

4.1 Управление операциями

4.2 Управление людьми

4.3 Управление взаимоотношениями

4.4 Управление собой

  1. Итоговая аттестация
  2. Мониторинг выполнения задач саморазвития

Практика показывает, что из отличного мастера, грамотно управляющего своим коллективом, может вырасти и начальник цеха, и главный специалист предприятия.

Компетенции начальника цеха

Начальники цехов — элита линейного персонала компании. А элиту надо распознавать среди тех, кто уже состоялся как руководитель, пройдя школу мастера и начальника участка. Это руководители, получившие опыт управления бригадами и материальными ресурсами, хорошо владеющие технологией и организацией производства.

Начальнику цеха важно быть уверенным, что ему действительно доверили производство и что эти его полномочия не до первого промаха. Тогда он мотивирован на отстраивание такого цехового хозяйства, которым может гордиться.

Социальная технология формирования начальника цеха, конечно же, более сложная и ответственная, но вместе с этим она предлагает решать более интересные задачи. Техника и структура управления производством меняется, но начальник цеха по-прежнему - становой хребет промышленного предприятия. Ему доверяют всю систему цеха и требуют обеспечить производство в жесточайшем плановом режиме. При этом его работа предполагает регулирование тонких социальных процессов, таких, например, как формирование своей команды и внешние коммуникации цеха.

Приложение 4

Нужно отметить высокую значимость профессионального лидерства, особенно в сложных технологических цехах и сервисных службах. Но и о формировании эмоциональной компетентности забывать нельзя. Особенно сейчас, во времена, когда эмоциональная устойчивость и уверенность руководителя цеха обеспечивают спокойную и ритмичную работу персонала цеха. Руководители ММК всегда отличались способностью поднять коллективы на выдающиеся трудовые подвиги. Это традиция, которая характеризует нормы и принципы индивидуального и группового поведения, независимо от занимаемой должности и стажа работы.

За что ценят начальника цеха его коллеги? Наши опросы показали, что на этом уровне приоритетными оказываются умения выстраивать отношения с первыми лицами комбината, со смежными цехами и основными службами заводоуправления.

При отборе кандидатов в Школу начальников цехов учитываются не только традиционные критерии (оценка работы, мнение руководителей, результаты психологического тестирования), но и твердое желание брать на себя ответственность за работу всего цеха. Это действительно мужественное решение, потому как в условиях ММК начальники цехов работают в сутки столько, «сколько надо», иногда деля сутки пополам с заместителем.

Социальные технологии в кадровой политике

  • специалистов, перспективных для выдвижения на должность более высокого управленческого уровня, чем должность мастера;
  • специалистов, для которых должность мастера станет вершиной в карьере;
  • специалистов, которые не годятся для руководящей работы.

А модель преемственности очень хорошо демонстрирует, какие именно управленческие навыки требуются руководителям разного уровня в рамках схожих компетенций. Или — каким образом требуется «вырасти» в рамках каждой компетенции при переходе с одного управленческого уровня на другой.

Приложение 5, Пример преемственности навыков в рамках схожих управленческих компетенций

Управленческие компетенции для мастера и начальника цеха

Мастер

Начальник цеха

Самоорганизация

Понимает и использует свои сильные стороны и умеет компенсировать слабые

Заботится о саморазвитии

Дисциплинирован и последователен

Организует время и планирует свою деятельность

Демонстрирует стабильность поведения

Самоорганизация

Организует собственную деятельность с учетом технологического процесса цеха

Обеспечивает эффективность управленческих процедур

Управление людьми

Разбирается в людях и их возможностях (квалификация, физические данные, опыт, желания)

Требует исполнения поручений

Заботится о сплоченности коллектива

Управление коллективом

Воспринимает коллектив как человеческие ресурсы, команду и личности

Обладает собственным стилем управления

Распределяет и делегирует работу

Контролирует достижение поставленных целей

Реализует оперативно-кадровую работу

Организация работ

Планирует, распределяет, поручает, координирует и контролирует выполнение работы

Определяет потребность и рационально использует материальные и трудовые ресурсы

Обеспечивает соблюдение производственного регламента

Обеспечивает требования охраны и безопасности труда

Владеет основами трудового законодательства

Организация производства в условиях ограниченных ресурсов

Обеспечивает эффективность системы внутрицехового планирования

Обеспечивает оперативный мониторинг

Прогнозирует состояние и изменение ресурсов и принимает превентивные меры

Взаимодействие

Поддерживает и развивает рабочие взаимоотношения

Адаптирует свой стиль общения к различным ситуациям и партнерам

Конструктивно ведет себя в конфликтных ситуациях

Внешние коммуникации

Создает и поддерживает систему связей с заинтересованными сторонами

Представляет цех во внешнем взаимодействии, заботится о репутации цеха, создает и поддерживает ее

Выстраивает партнерские отношения

Лидерство

Берет на себя практическую ответственность за производство и коллектив в целом и за каждого в частности, поддерживает свое единоначалие

Обладает политической мудростью

Каждое время выставляет свои требования к руководителю на производстве. Так, например, на Магнитогорском металлургическом комбинате до модернизации и акционирования, когда доминировал физический труд, были востребованы руководители-вожаки, эмоциональные лидеры. Была создана школа формирования таких начальников цехов и топ-менеджеров.

Сегодня новые металлургические технологии и оборудование сами по себе не обеспечат достижения новых экономических целей. Труд рабочих становится высокоинтеллектуальным. Таким производством недостаточно управлять с помощью одной только харизмы. Сегодня в моде лидеры — профессионалы в своей сфере и вместе с тем грамотные управленцы. Те, кто понимает, что технические инновации, конечно же, приносят экономический эффект. Но не меньший потенциал для наращивания капитала компаний скрывается в профессиональном использовании социальных аспектов технологий.

Большую отдачу сегодня дает та система, которая обеспечивает соблюдение технологий опережающей подготовки сильных цеховых руководителей, постоянный мониторинг этого процесса и его корректировку — без лихорадочных переназначений и нарушений социальных законов. Это один из постулатов эффективной кадровой политики современного предприятия.

Справка о компании: Автономная некоммерческая организация «Корпоративный центр подготовки кадров "Персонал" ОАО Магнитогорский металлургический комбинат существует 15 лет. 1500 посадочных мест.

Основные направления деятельности:

  • подготовка рабочих (230 профессий по лицензии)
  • охрана труда и промышленная безопасность (рабоие, специалисты, руководители)
  • подготовка, переподготовка специалистов: гидравлика, контроллеры, мехатроника, постановщики задач, мастера сварочного производства, металлурги, ....)
  • подготовка руководителей, специальные программы;
  • разработка электронных обучающих ресурсов для подготовки специалистов и рабочих;
  • организация стажировок;

Численность персонала - 114 человек.

Профессиональная компетенция мастера производственного обучения

Понятие «компетентность», компетентностный подход в образовании получило широкое распространение с 1960-1970 г.г. в западной, а в конце 1980-х г.г в отечественной литературе. Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова объясняет «компетентность – как осведомленность, авторитетность, компетенция-круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности».

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойства; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культуросообразные виды действий.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение разрешить проблемы.

Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусства передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества.

При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор- это мотивация мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор-это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов студентов, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.

Последующие факторы:

    это деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций студентов и их интеллектуальных способностей;

    результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых технологий, позволяющие приобретать профессиональные умения будущим специалистам.

Трудно переценить значение эмоционального контакта мастера производственного обучения с студентами, так как это позволяет создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, в усвоении приемов эффективной учебной деятельности.

Освоение учебных технологий обучения- процесс сложный и длительный. Как правило мастера производственного обучения с большим стажем работы относятся к ним с большими опасениями.

Успехов в использовании инновационных форм и методов организации учебного процесса добиваются. Такими качествами обладают мастера производственного обучения в Орлова А.В., Шарипова Ж.И., Айтмухомбетов Д.С., Жансеитова К.С.

Критериями оценки эффективности освоения мастерами производственного обучения новых педагогических технологий могут быть следующие: соответствие дидактических возможностей целям и задачам обучения, освоение инновационных технологий, наличие эмоционального контакта с студентами, личностно-ориентированный характер обучения.

Практика показывает, что реализация современных приоритетов образования в Республике Казахстан и переход к новой модели образования, ориентированного на результат, требует от мастеров производственного обучения новый профессиональной компетенции.

Мастер производственноо обучения

Жансеитова К.С

Методическое объединение учителей истории и обществознания

Минераловодского городского округа

«Педагогические компетенции современного учителя»

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №20 г. Минеральные Воды

Севумян Габриэль Манвелович

31.10.2017 г.

(Слайд №1) Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Данный вопрос касается важнейших профессиональных умений или, как принято сейчас говорить, компетенций.

Знаменитый американский психолог Малкольм Ноулз в своем фундаментальном труде «Андрагогика против педагогики» четко и ясно определил требования к результатам обучения взрослых. В частности, он считал, что главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей - людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и …чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

(Слайд №2) В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

(Слайд №3) Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, педагоги не имеют достаточного уровня психологической и технологической готовности к педагогической деятельности. Сегодня существует огромный разрыв между педагогическим знанием и педагогическим действием. К тому же возрастает роль учителя, как организатора среды, в которой происходит духовно - нравственное становление личности ребенка. Он сам, его личность являются в данном случае «компонентом» содержания образования и «технологическим инструментом».

Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются

Низкий уровень интереса к своей профессии;

Невладение пед. технологиями;

Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;

Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;

Безразличие к инновациям;

Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

(Слайд № 4-5)

Компетентность - осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

(Слайд№6). Проще говоря:

- Компетенции - это требования

Компетентность - это проявление этих требований

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт,)

Методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)

Психолого - педагогическая компетентность в сфере обучения (владение пед диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)

Дифференциально - психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)

Рефлексия пед деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.)

(Слайд №7) Структура ключевых компетенций в образовании

Учебные компетенции

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.

5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

(Слайд №8) Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Организация консультации с экспертом.

4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

(Слайд №9) Социально - личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

5. Понимать произведения искусства и литературы

(Слайд №10) Коммуникативные компетенции

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей

3. Выступать на публике.

4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

(Слайд №11) Сотрудничество

1. Принимать решения.

2. Устанавливать и поддерживать контакты.

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

4. Вести переговоры.

5. Сотрудничать и работать в команде

(Слайд №12) Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу

2. Принимать ответственность.

3.Овладевать инструментарием моделирования

4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

5. Вступать в проект.

(Слайд №13) Личностно-адаптивные компетенции.

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

(Слайд №14) Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа в праве ожидать сл. результаты в ходе образовательного процесса. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность;

исследовательская компетентность;

управленческая компетентность;

коммуникативная компетентность;

образовательная компетентность.

(Слайд №15) Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. (Слайд №16) И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

(Слайд №17) Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально - значимыми качествами . Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.

(Слайд №18) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью

Трудолюбие, честность, порядочность

Эмоциональность, оптимизм

Выразительность речи, педагогический такт

Творческое начало личности

Организаторские способности

Чувство юмора

Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

(Слайд №19) С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций ?

(Слайд №20) 1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя. - диагностирование, тестирование
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности

(Слайд №21) 2 этап

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

План самообразования

Создания творческих групп

Повышение квалификации

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях

Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций

Разработка системы стимулирования деятельности учителя

(Слайд №22) Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

(Слайд №23). Выделяют следующие направления самообразования:

Профессиональное (предмет преподавания)

Психолого-педагогическое и психологическое

Методическое

Эстетическое

В области ИКТ -технологий

В области охраны здоровья

Политическое

Языковое

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) непрерывное повышение квалификации

в рамках курсовой подготовки о чных, очно-заочных курсах;

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий, самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ)

участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т. д.

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

вычислительной и оргтехники,

библиотек, музеев,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

повышение качества преподавания предмета;

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

повышение престижа образовательной организации.

(Слайд №24)Роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя

1) Повышение качества преподавания предмета

2) Готовность к педагогическому творчеству

3) Профессиональный и карьерный рост

4) Создание имиджа современного учителя - новатора, учителя-мастера, учителя-наставника

5) Соответствие учителя требованиям общества и государства

(Слайд №25) В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций - это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах. (Слайд №26). Спасибо за внимание! Желаю успехов и профессионального совершенства!

"Компетенция" - слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе - это, прежде всего, совокупность.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  1. Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  2. Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  3. Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя - своих достоинств и недостатков.
  4. Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  5. Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед - то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  6. Оценивающего. Принцип трех "само": анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.

Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия "формирование компетенций".

Категоризация

Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:

  • руководство собой;
  • руководство другими;
  • руководство организацией.

Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.

Рассмотрим следующие:

  1. Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
  2. Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.

Почему были выбраны именно эти?

Актуальность

Взаимоотношения учителя и ученика - запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

Компетенции учеников

Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название - ключевые компетенции.

Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:

  • учиться - как главное действие;
  • думать - как двигатель развития;
  • искать - как мотивационный пласт;
  • сотрудничать - как коммуникативный процесс;
  • адаптироваться - как социальное совершенствование;
  • браться за дело - как реализация всего вышеперечисленного.

Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):

  • Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
  • Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
  • Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
  • Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
  • Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
  • Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
  • Здравоохранительная. Сохранение как собственного здоровья (морального, физического, психического, социального и т. д.), так и окружающих, что предполагает базовые навыки, которые способствуют развитию и поддержанию каждого из вышеперечисленных видов здоровья.


Ключевые квалификации (базовые навыки)

Европейские страны синонимируют значение слов "квалификации" и "компетенции". Ключевые компетенции также называют базовыми навыками. Они, в свою очередь, определяются теми личностными и межличностными качествами, что выражены в различных формах в различных социальных и рабочих ситуациях.

Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании Европы:

  • Социальная. Выработка новых решений и их реализация, ответственность за последствия, соотношение личных интересов с рабочими, толерантность к межкультурным и межнациональным особенностям, уважение и сотрудничество как залог здорового общения в коллективе.
  • Коммуникативная. Устная и письменная коммуникация на различных языках, включая различные языки программирования, навыки коммуникаций, этика общения.
  • Социально-информационная. Анализ и восприятие социальной информации сквозь призму критического здравомыслия, владение и использование в различных ситуациях информационных технологий, понимание схемы человек - компьютер, где первое звено повелевает вторым, а не наоборот.
  • Когнитивная, также называемая персональной. Потребность в духовном саморазвитии и реализация этой потребности - самообразование, усовершенствование, личностный рост.
  • Межкультурная, включающая в себя и межнациональную также.
  • Специальная. Включает в себя навыки, необходимые для достаточной компетентности в профессиональной сфере, самостоятельность в этой деятельности, адекватная оценка своих действий.

Компетенция и квалификация

Для человека постсоветского пространства, однако, немного странно слышать приведенные в заглавии термины в Вопрос о том, что такое компетенции, начинает возникать снова и нуждается в некоторых уточнениях для более четкого определения. Отечественные исследователи называют квалификацию достаточной подготовкой к деятельности рамочной, в устойчивых и ограниченных состояниях. Ее считают элементом структуры компетенции.

Но это только начало расхождений. Также и ключевые компетенции в разнообразных источниках имеют различное именование и толкование.

Зеер называл ключевыми универсальные знания, а также межкультурные и межотраслевые. По его мнению, именно они помогают реализовать более конкретные навыки, необходимые для определенного профессионального поля деятельности, а также являются базой для адаптации в нестандартных и новых ситуациях и продуктивной и результативной работы в каких бы то ни было обстоятельствах.

Профессиональные компетенции

В. И. Байденко выделил еще один немаловажный пласт - профессионально-ориентированные компетенции.

У понятия есть четыре связующие интерпретации:

  1. Сочетание стойкости и гибкости при получении и принятии информации, а также при применении полученных данных для решения проблем в открытость для взаимодействия с вышеуказанной средой.
  2. Критерии качества, сфера использования и нужная информация, применяемые как конструкты проектирования стандартов.
  3. Эффективная реализация качеств и умений, способствующих продуктивности и результативности.
  4. Объединение опыта и информации, которые позволяют человеку прогрессировать в его трудовой деятельности.

Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность - это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.

Компетенции педагога - одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом - ниже.

Профессионально-педагогическая компетентность

Понятие компетентности учителя является выражением личных возможностей педагога, благодаря которым он в состоянии самостоятельно эффективно решать задачи, ставящиеся перед ним администрацией образовательного учреждения, а также возникающие в ходе обучения. Это теория, применяемая на практике.

Умения педагога сводятся к трем основным пластам способностей:

  • использования приемов обучения в реальном положении дел;
  • гибкость в принятии решений, разнообразие приемов для каждой из задач;
  • развитие себя как преподавателя, новаторство идей и совершенствование навыков.

В зависимости от владения этими пластами, выделяют пять уровней:

  • Первый уровень компетенции - репродуктивный.
  • Второй - адаптивный.
  • Третий - локально-моделирующий.
  • Четвертый - системно-моделирующий знания.
  • Пятый - системно-моделирующий творчество.

Оценка компетенций производится исходя из следующих требований:

  • ориентированность на индивидуальные особенности;
  • сопоставление предыдущих оценок с целью выявления ;
  • диагностирование - должно быть направлено также на развитие компетенций, составление путей и планов совершенствования;
  • создание мотиваций и возможностей для самоанализа, самооценки.

Оценка компетенций полагается на такие критерии:

  • знания предмета;
  • новаторство;
  • отношение к работе;
  • знание психологически-педагогических баз;
  • умение составлять учебные планы;
  • эффективность учебных планов;
  • педагогический такт;
  • отношение к учащимся;
  • применение в работе индивидуального подхода;
  • мотивация учеников;
  • развитие у учащихся навыков научного мышления;
  • развитие у учеников творческого мышления;
  • умение вызвать интерес к предмету;
  • компетенции на уроке - виды работы и деятельности;
  • корректность речи;
  • обратная связь;
  • оформление документации;
  • самообразование, самосовершенствование личности и навыков в предметной деятельности;
  • внеклассная работа:
  • общение с родителями, коллегами, администрацией.

Компетентность вышестоящих организаций

Интересны для рассмотрений те инстанции, которые сами определяют управление компетенциями нижестоящих чинов. Какой квалификацией должны обладать они?

Компетенция власти:

  • реализация политики (внутренней и внешней);
  • контроль социально-экономической сферы;
  • управление компетенциями нижестоящих органов власти, обеспечение эффективной работы единой структуры;
  • способность поддерживать целостность связующих элементов;
  • формирование специальных программ, целесообразных возникающим проблемам, реализация программ;
  • реализация права законодательной инициативы.

Власть, как известно, подразделяется на исполнительную, судебную и законодательную. Компетенция судов определяется исходя из их уровня. Например, Международный суд может разбираться дела только между государствами, в то время как арбитражному подведомственны экономические дела. Компетенции подобных организаций определяются их уставом, а также изложены в Конституции.

Компетенции предпринимательских организаций, фирм и т. д.

Ключевые компетенции компании являются основой для её стратегического развития, направлены на совершенствование деятельности и получение прибыли. Наличие достаточной квалификации позволяет организации не только держаться на плаву, но и прогрессировать до следующего уровня. Ключевая компетенция должна быть тесно связана с деятельностью компании. Так она позволяет приносить наибольшую пользу.

Компетенции организации на примере бизнес-компании в сфере торговли:

  • знание сферы деятельности (рынка) и постоянное обновление этих знаний;
  • способность анализировать и реализовать верные решения на пользу компании;
  • способность постоянного движения вперед.

Заключение

Понятие компетенций граничит еще с двумя терминами: компетентностью, рамки которой несколько размыты, и квалификацией. Первое может несколько путаться с исходным, благодаря лексическим особенностям и этимологии, и взаимосвязь с ним определяется из выбора термина компетенции. С квалификацией несколько сложнее: в европейском сообществе понятия отождествляют, в то время как отечественная наука негласно договорилась более чем дифференцировать их. Из-за этого не так ясно, как хотелось бы, обстоят дела с обозначением ключевых компетенций.