Школьный тур олимпиад по географии. Дополнительная информация о странах

«Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2016/2017 учебного года Задания первого тура для 10–11-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На...»

Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ

Региональный этап

2016/2017 учебного года

Задания первого тура

для 10–11-х классов

ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ

ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ

На выполнение всех заданий 1 тура отводится 4 часа (240 минут).

Задание включает 5 задач.

Максимальная оценка за решение каждой задачи (правильные и

полные ответы) составляет 10 баллов.

Максимальная общая сумма баллов за решение всех задач – 50.

Использование любых справочных материалов НЕ допускается.

Использование любых устройств связи НЕ допускается.

Для ответа используйте полученные вами листы ответов.

Персональные данные запишите только на титульном листе, остальные листы, на которых вы будете писать ответы на задачи, не подписывайте.

Листы с заданиями для ответа НЕ используйте, сдайте их вместе с листами ответа.

Черновики не проверяются и не оцениваются.

Задача 1. На графиках на рисунке 1 представлено распределение стока (в процентах от годового) для четырёх крупных рек Северного полушария.

А. Соотнесите графики с данными и сведениями, приведёнными в таблице 1.

Определите эти реки и ответьте на дополнительные вопросы, выделенные в таблице 1 жирным шрифтом.

Б. Для каждой из четырёх рек назовите месяцы, в которые наблюдается максимальный расход воды1. Поясните, какими особенностями питания каждой реки определяются сезонные колебания расходов воды.



В. Чаще всего водохранилища, созданные при строительстве ГЭС на реках с ярко выраженными сезонными колебаниями стока, наполняют в наиболее полноводную фазу водного режима. Затем накопленный объём воды расходуется в межень. Но водохранилища в среднем течении одной из четырёх рек, о которых идёт речь в задаче, наоборот, наполняются в межень.

О какой реке идет речь? С какой физико-географической особенностью её бассейна это связано?

Рис. 1 Расходом в гидрологии называется объём воды, протекающей через поперечное сечение водотока за единицу времени.

Таблица 1. Характеристики четырёх рек Северного полушария* Средний Длина, № годовой Сведения о реке и дополнительный вопрос тыс.

км сток, км3 На этой реке часты наводнения, а её русло подвержено деформациям. Наводнение, искусственно вызванное подрывом дамбы в 1938 году, называют «крупнейшим актом 1 57 5,5 экологической войны в истории».

Наступление войск какой страны должно было остановить это искусственное наводнение?

–  –  –

Примечание:

* Примерные значения основных параметров.

** От истока другой реки, продолжением которой считается река 3, около 2,6 тыс. км.

Задача 2. Прочтите отрывок из описания путешествия Афанасия Никитина.

А. Перечислите в порядке следования по маршруту современные зарубежные государства, территорию которых Афанасий Никитин посетил на обратном пути из Индии домой.

Б. По каким морям, заливам и проливам проходила морская часть обратного пути Афанасия Никитина? Какая из этих акваторий самая глубокая, а какая - самая мелкая? Где солёность поверхностных вод самая высокая, а где - самая низкая?

В. В какое время года, скорее всего, начался его путь домой? Какие природные факторы этому благоприятствовали? В какое время года на «третьем море», которое переплыл Афанасий Никитин, чаще всего штормит?

Г. Через какие горы пролегал путь Афанасия Никитина на родину? Перечислите их в порядке следования по маршруту. Назовите самую высокую горную систему, которую он мог увидеть на пути домой, и укажите название и абсолютную высоту её главной вершины.

«И сев в таву3 и сговорившись о корабельной плате, дал до Ормуза со своей головы 2 золотых… И плыл я в таве по морю месяц и не видел ничего, только на другой месяц увидел Ефиопские горы… … И в той Ефиопской земле был 5 дней. Божией благодатью зло не произошло, много мы роздали ефиопам рису, перцу, хлебов, - и они суда не пограбили. А оттуда плыл 12 дней до Маската… И плыл до Ормуза 9 дней и в Ормузе был 20 дней. Из Ормуза пошел к Лару и в Ларе был 3 дня. Из Лара пошел к Ширазу, 12 дней, а в Ширазе был 7 дней. А из Шираза пошел в Аберкух, 15 дней, а в Аберкухе был 10 дней. А из Аберкуха пошел к Йезду, 9 дней, а в Йезде был 8 дней. А из Йезда пошел к Испагани, 5 дней, а в Испагани был 6 дней. А из Испагани пошел к Кашану, а в Кашане был 5 дней. А из Кашана пошел к Куму, а из Кумы пошел в Саву. А из Савы пошел в Султанию. А из Султании пошел до Тавриза. А из Тавриза пошел в орду к Хасан-беку, в орде пробыл 10 дней, так как пути никуда не было. А на турецкого султана послал Хасан-бек рати своей 40 тысяч, и взяли они Сивас; да и Токат взяли и пожгли, Амасию взяли и пограбили там много сел. И пошли, воюя, на Караман. А я из орды пошел к Арзинджану, а из Арзинджана пошел в Трапезунд.

И пришел в Трапезунд … и пробыл в Трапезунде 5 дней. И, придя на корабль, сговорился о плате - дать со своей головы золотой до Кафы… Божией милостью доплыл я до третьего моря, … по-персидски море Стамбульское. … Плыл же морем по ветру 5 дней и доплыл до Вонады, но тут нас встретил сильный ветер с севера и вернул нас к Трапезунду. И стояли мы в Платане 15 дней из-за сильного и злого ветра. Из Платаны дважды выходили на море, но встречавший нас злой ветер не давал нам идти по морю… И море, Было, проплыл, да занесло нас к Балаклаве, а оттуда к Гурзуфу, и стояли здесь 5 дней.

Божией милостью приплыл в Кафу…»

Парусное судно.

Задача 3. Любое озеро имеет водосборный бассейн (водосбор) - территорию, с которой все поверхностные воды стекают именно в этот водоём.

На фрагменте топографической карты одного из районов Европейской части России на листе ответов нанесите авторучкой сплошной линией границы водосбора озера Кекозеро.

Используйте для этого картографическое изображение рельефа и других особенностей местности. Учтите, что река или ручей, которая вытекает из водоёма, не может относиться к его водосборному бассейну.

Подсчитайте площадь водосбора в границах начерченного вами контура с точностью до 1 км2, учитывая, что длина одной стороны квадрата координатной сетки на карте равна 1 км.

Вычислите, какой объем воды (в м3) получает озеро со своего водосбора в среднем за год, если известно, что средний годовой слой поверхностного стока в данном регионе составляет 300 мм.

Внимательно рассмотрев карту, ответьте на дополнительные вопросы.

Какие типы растительности, характерные для данной природной зоны, распространены на территории водосборного бассейна озера Кекозеро?

По данным, имеющимся на карте, дайте характеристику преобладающего на этой территории типа растительности.

Какие изменения в растительный покров водосбора озера Кекозеро внесла деятельность человека?

Какие виды хозяйственной деятельности, по вашему мнению, более всего негативно влияют на экологическое состояние озёр примерно одинаковой с озером Кекозеро площади, располагающихся вблизи от точки с координатами 56°с.ш. 72°в.д.? Вкратце опишите механизм этого влияния.

Задача 4. В докладе Организации ООН по сельскому хозяйству и продовольствию (ФАО) «Оценка лесных ресурсов мира на 2010 год» содержатся данные о масштабах и темпах сокращения площади лесов по странам мира.

В таблице 2 приведены некоторые сведения из этого доклада о трёх странах, расположенных в разных частях света. Основная часть лесов во всех них относится к одной и той же природной зоне. Используя данные таблицы и дополнительную информацию о странах, определите их и ответьте на следующие вопросы.

А. К какой природной зоне относятся леса, площадь которых подвержена наибольшему сокращению в этих трёх странах?

Б. Расширение площадей посевов какой сельскохозяйственной культуры приводит к масштабному сокращению площади лесов в стране 1? Какие причины вызвали рост спроса на эту культуру?

В. Посевы какой сельскохозяйственной культуры, служащей сырьём для производства кормов для скота и домашней птицы, а также растительного масла, занимают бльшую часть площади на расчищенных от леса территориях в стране 2? Какой вид промышленного сырья поставлялся на экспорт из лесов этой страны в начале ХХ века?

Г. Перечислите иные, кроме добычи полезных ископаемых, виды хозяйственной деятельности, которые являются главными причинами сокращения площади лесов в стране 3.

Таблица 2. Данные из доклада ФАО «Оценка лесных ресурсов мира».

–  –  –

Дополнительная информация о странах:

В стране 1 сведение лесов связано в основном с расширением площади плантаций многолетней сельскохозяйственной культуры, валовой сбор которой за три последних десятилетия вырос почти в 25 раз. По производству этой культуры, происходящей из другой части света, страна 1 является мировым лидером.

В стране 2 сведение лесов происходит в основном в её восточной равнинной части, где в последние десятилетия распространяется товарное сельское хозяйство. До начала ХХ века в лесах на севере этой страны добывалось ценное промышленное сырьё, поставлявшееся на экспорт. Однако в 1903 году территория, на которой велась добыча этого сырья, отошла к соседнему государству.

В стране 3 одной из причин вырубки лесов является добыча полезных ископаемых (прежде всего, алмазов и медной руды). Сокращение площади лесов в этой стране, в частности, создаёт угрозу для ареала обитания редкого вида животных, являющихся самыми крупными представителями отряда приматов.

Задача 5. Матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году будут проводиться в России на 12 стадионах, расположенных в 11 городах.

По оценкам организаторов, на трибунах стадионов чемпионата единовременно смогут разместиться более 2% жителей всех городов, принимающих турнир.

А. В каких городах, принимающих матчи Чемпионата мира, трибуны стадионов турнира смогут вместить наибольшую долю жителей? В каких наименьшую?

Перечислите в произвольном порядке три города-лидера и три города-аутсайдера этого «рейтинга».

Б. Назовите крупнейший по численности населения город России, НЕ принимающий матчи Чемпионата мира по футболу.

Данные о вместимости трибун стадионов приведены в таблице 3.

Таблица 3. Вместимость стадионов Чемпионата мира по футболу 2018 года

–  –  –

1.__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

–  –  –

Б. Акватории:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Самая глубокая – ________________________

Самая мелкая – _________________________

Самая солёная – ________________________

Самая пресная – ________________________

В. В какое время года, скорее всего, начался путь домой Афанасия Никитина?

___________________________________________________________________________________

Какие природные факторы этому благоприятствовали?

___________________________________________________________________________________

В какое время года на «третьем море», которое переплыл Афанасий Никитин, чаще всего штормит?

___________________________________________________________________________________

Г. Горы (горные системы):

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

–  –  –

Элемент задания Ответ Площадь водосбора оз. Кекозеро, км Объем воды, который озеро получает в среднем за год с поверхностным стоком, м3 Тип зональной растительности, характерной для данной природной зоны Характеристика зональной растительности Изменения, которые внесла в растительный покров деятельность человека Виды хозяйственной деятельности, наиболее негативно влияющей на экологическое состояние озёр вблизи от точки с координатами 56°с.ш. 72°в.д.

Механизм этого влияния

–  –  –

Ответы на вопросы:

А. _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Б. _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

В. _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Г. _________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Похожие работы:

«Условия открытия и ведения банковского счета Для юридического лица, индивидуального предпринимателяи приравненных к ним лиц в ВТБ 24 (ПАО) Раздел 8 Правил комплексного банковского обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ВТБ 24 (ПАО) Москва, 2014 Содержание 1. Термины и определения 2. Общие положения 3. Заключение Дог...»

«ОРЛОВСКІЯ Епархіальныя Вдомости. ПРАВОСЛАВНЫЙ І р ш нівдшііііы"Ж у р и о ЦП го д ъ. Выходитъ 2 раза Годовая цна съ въ мсяцъ 1-го и пересылкою 9 руб. Отдльн. № 75 к. 15-го числа. 1-го декабря 1917 года. Кашъ девизъ: Свободная Церковь Обновленная на демократичес...»

«Православие и современность. Электронная библиотека Протоиерей Родион Путятин Проповеди По благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия © Издательство Благовест, Москва 2000 Содержание От...»

«Борис Акунин Весь мир театр Серия "Приключения Эраста Фандорина", книга 13 Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=303612 Аннотация Действие нового романа Бориса Акунина "Весь мир театр" происходит в 1911 году. Эраст Фандорин расследует преступления, совершенные в одном...»

«К обсуждению издания "Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник" (М., 2006) Ответы на замечания кафедры русского языка филологического факультета МГУ Авторы книги "Правила русской орфографи...»

«Серия "Подарок – юристу" Всеукраїнський тиждень права Всеукраинская неделя права Координационный совет молодых юристов Украины при Министерстве юстиции Украины БИГУН ВЯЧЕСЛАВ СТЕПАНОВИЧ ЧЕЛОВЕК В ПРАВЕ...» АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Б3.В.ОД.2 Уголовно-исполнительное право Направ...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Всероссийские олимпиады для школьников проводятся под эгидой Минобрнауки России после официального подтверждения календаря их сроков. Подобные мероприятия охватывают практически все дисциплины и предметы, входящие в обязательную программу общеобразовательных школ.

При участии в таких состязаниях ученикам предоставляется возможность приобрести опыт ответов на вопросы интеллектуальных конкурсов, а также расширить и проявить свои познания. Школьники начинают спокойно реагировать на разнообразные формы проверки знаний, несут ответственность за представление и защиту уровня свой школы или региона, что развивает чувство долга и дисциплину. Кроме того, хороший результат может принести заслуженную денежную премию или преимущества во время поступлений в ведущие ВУЗы страны.

Олимпиады для школьников 2017-2018 учебного года проходят в 4 ступени, подразделяющихся по территориальному аспекту. Эти этапы по всем городам и регионам проводятся в общие календарные сроки, установленные региональным руководством образовательных муниципальных отделов.

Школьники, принимающие участие в состязаниях, поэтапно проходят четыре уровня соревнований:

  • Ступень 1 (школьная). В сентябре-октябре 2017 года конкурсы будут проходить в пределах каждой отдельно взятой школы. Независимо друг от друга тестируются все параллели учеников, начиная с 5-го класса и заканчивая выпускниками. Задания для этого уровня готовят методкомиссии городского уровня, они же предоставляют задания для районных и сельских СОШ.
  • Ступень 2 (региональная). В декабре 2017 — январе 2018 года пройдёт следующий уровень, в котором примут участие победители города и района – учащиеся 7-11 классов. Тесты и задания на этом этапе разрабатывают организаторы региональной (третьей) ступени, а все вопросы по подготовке и локациям для проведения возлагаются на местные власти.
  • Ступень 3 (региональная). Время проведения – с января по февраль 2018 года. Участниками становятся призёры олимпиад текущего и завершившегося года обучения.
  • Ступень 4 (Всероссийская). Организовывается Министерством Образования и проходит с марта по апрель 2018 года. В неё участвуют призёры региональных этапов и победители прошлого года. Однако, не все призёры текущего года могут принять участие во Всероссийских олимпиадах. Исключение составляют дети, занявшие 1 место в регионе, но значительно отстающие по баллам от других победителей.

Победители Всероссийского уровня по желанию могут принять участие в международных состязаниях, проходящих в период летних каникул.

Перечень дисциплин

В учебном сезоне 2017-2018 года российские школьники могут испытать свои силы в таких направлениях:

  • точные науки – аналитическое и физико-математическое направление;
  • естественные науки – биология, экология, география, химия и пр.;
  • филологический сектор – различные иностранные языки, родной язык и литература;
  • гуманитарное направление – экономика, право, исторические науки и т.д.;
  • другие предметы – художественная и , БЖД.

В этом году Министерство образования официально заявило о проведении 97 олимпиад, которые будут проходить во всех регионах России в период с 2017 по 2018 год (на 9 больше, чем в прошлом году).

Преимущества для победителей и призёров

Каждой олимпиаде соответствует свой уровень: I, II или III. Самым сложным является I уровень, но его дипломантам и призёрам он даёт больше всего преимуществ при поступлении во многие престижные ВУЗы страны.

Льготы для победителей и призёров бывают двух категорий:

  • зачисление без экзаменов в выбранный ВУЗ;
  • присуждение высшего балла ЕГЭ в дисциплине, в которой учеником получено призовое место.

К самым известным государственным соревнованиям I уровня относятся такие олимпиады:

  • Санкт-Петербургская астрономическая;
  • «Ломоносов»;
  • Санкт-Петербургского государственного института;
  • «Юные таланты»;
  • Московская школьная;
  • «Высшая проба»;
  • «Информационные технологии»;
  • «Культура и искусство» и пр.

Олимпиады II уровня 2017-2018 года:

  • Герценовская;
  • Московская;
  • «Евразийская лингвистическая»;
  • «Учитель школы будущего»;
  • Турнир имени Ломоносова;
  • «ТехноКубок» и пр.

К соревнованиям III уровня 2017-2018 года относят такие:

  • «Звезда»;
  • «Юные таланты»;
  • Конкурс научных работ «Юниор»;
  • «Надежда энергетики»;
  • «Шаг в будущее»;
  • «Океан знаний» и др.

Согласно Приказу «О внесении изменений в Порядок приема в вузы» победители или призёры заключительного этапа имеют право на поступление без вступительных испытаний в любой вуз на направление, соответствующее профилю олимпиады. При этом соотнесение направления подготовки и профиля олимпиады определяет сам вуз и в обязательном порядке публикует данную информацию на своем официальном сайте.

Право на использование льготы сохраняется за победителем на протяжении 4 лет, после чего она аннулируется и поступление происходит на общих основаниях.

Подготовка к олимпиадам

Стандартная структура олимпиадных заданий делится на 2 типа:

  • проверка теоретических знаний;
  • умение претворить теорию в практику или демонстрация практических навыков.

Достойного уровня подготовки можно добиться при помощи официального сайта российских государственных олимпиад, на котором выложены задания прошедших туров. Их можно использовать как для проверки своих знаний, так и для выявления проблемных мест в подготовке. Там же на сайте можно уточнить сроки проведения туров и ознакомиться с официальными результатами.

Видео: задания по всероссийской олимпиаде для школьников появились в сети

Начальным и очень важным этапом ученических олимпиад является школьный , в котором принимает участие максимальное количество желающих учащихся 7-11 классов. Именно после проведения школьного этапа выявляются наиболее подготовленные учащиеся, из числа которых затем формируют команды на участие в районных (республиканских) олимпиадах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА . ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП .

Задания аналитического раунда для 7-х классов

На выполнение ВСЕХ заданий аналитического раунда отводится 90 минут.

Задание включает 5 задач.

Максимальная общая сумма баллов за решение всех задач – 50.

Задание1.

Эти природные объекты имеют различное происхождение: могут быть вулканическими, материковыми, коралловыми. Располагаются по одиночке либо образуют группы. По размерам среди них есть большие и маленькие. На некоторых из них располагаются государства. Как вы думаете, о каком природном объекте идет речь? (2 балла)

Как называется группа этих объектов? (2 балла) Как называется самый большой из всех, существующих на Земле? (2 балла) Где он расположен? (2 балла) Назовите любой (какой знаете) из тех, которые относятся к России. (2 балла).

Количество баллов – 10

Задание 2.

Напишите кто:

1. Доказал, что Земля имеет форму шара_______________________________________________

2. Дал название науке, которую вы изучаете сейчас______________________________________

3. Впервые применил масштаб и стороны горизонта_____________________________________

4. Составил первую настоящую карту_________________________________________________

5. «Обошел» вокруг Антарктиды_____________________________________________________

6.Покорил Северный полюс (1909)___________________________________________________

7.Дошел до Южного полюса_________________________________________________________

8.Погрузился на дно Марианской впадины (1960)_______________________________________

9.После путешествия написал: «Книгу», которая вошла в Золотой фонд мировой литературы____________________________________________________________________

10.Он открыл морской путь в Индию_________________________________________________

Количество баллов - 10.

Задание 3.

Напишите, как называется (слова-определения):

1.Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу через атмосферу и с суши в океан ____________________________________________________________________________

2.Сравнительно небольшие участки суши, окруженные со всех сторон водой _____________________________________________________________________________

3.Части океана или моря, глубоко вдающиеся в сушу, но свободно соединяющиеся с океаном (морем) __________________________________________________________________________

4.Основная часть гидросферы, которая покрывает почти ¾ земной поверхности _____________________________________________________________________________

5.Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород при землетрясении _____________________________________________________________________________

6.Горячий фонтанирующий источник ________________________________________________

7.Метомарфическая горная порода, образовавшаяся из песчаника_____________________________________________________________________

8.Излившаяся на поверхность магма__________________________________________________

9.Самый плотный слой атмосферы___________________________________________________

10.Прибор для измерения атмосферного давления______________________________________________________________________

Количество баллов - 10.

Задание 4.

На приведенных рисунках вы видите изображения стран и рисунки, характеризующие

эти страны.

  1. Впишите в пустые поля под каждым контуром название страны; под каждым рисунком – поясняющую подпись, что (или кто) на изображении.
  2. Впишите во вторую колонку таблицы номера рисунков так, чтобы образовались осмысленные пары «страна – рисунок». Поясните, почему вы так сделали.

Объект

Рисунок

Пояснение

Количество баллов - 10.

Задание 5.

Российские географы-путешественники не только исследовали территорию России, но и внесли существенный вклад в открытие и познание земного шара. Определите пропуски в тексте о российских исследователях и их вкладе в историю географических открытий мира. Ещё в Средние века новгородцы совершали плавания по Ледовитому океану на остров Грумант, который сегодня называется ____ (1) и принадлежит государству ____ (2). Одним из первых географических описаний, составленным русским купцом ____ (3), является книга «Хождение за три моря», в которой автор повествует о своём путешествие в ____ (4) в 1468–1474 гг. В XVII в. русские мореплаватели Ф. Попов и ____ (5) открыли пролив между Азией и Америкой, который сегодня называется ____ (6) пролив, а крайняя восточная точка Евразии, с географическими координатами ____ (7), носит имя одного из этих исследователей. В честь русского путешественника названа также и крайняя северная точка Евразии – ____ (8) на полуострове ____ (9). Офицер русского флота Витус Беринг и его помощник ____ (10) руководили Великой Северной экспедицией, в ходе которой, помимо современных российских территорий и акваторий в Тихом океане, был исследован архипелаг Алеутские острова, которые на сегодняшний день принадлежат государству США.

Количество баллов - 10.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ

2016-2017 УЧЕБНОГО ГОДА . ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП .

Задания тестового раунда для 7-х классов

На выполнение ВСЕХ заданий тестового раунда отводится 45 минут.

Сумма баллов за ВСЕ правильные ответы на тесты – 15.

1. Какое утверждение о географических различиях в продолжительности дня и ночи на Земле верно?

А) Продолжительность дня на тропиках всегда больше продолжительности ночи.

Б) Самый длинный полярный день наблюдается на Южном полярном круге.

В) Самая длинная полярная ночь наблюдается на Северном полярном круге.

Г) Продолжительность дня на экваторе всегда равна продолжительности ночи.

2. В какой из перечисленных стран Евразии в летнее время дожди выпадают крайне редко?

А) Индия Б) Испания

В) Япония Г) Норвегия.

3. Первыми европейцами, открывшими восточные берега Северной Америки, были:

А) голландцы.

Б) португальцы

В) норманны

Г) испанцы

4. В настоящее время зоны рифтовых разломов земной коры на суше наиболее отчетливо выражены на материках:

А) Северная Америка и Южная Америка Б) Австралия и Африка

В) Африка и Евразия Г) Евразия и Южная Америка.

5. К бассейну какого океана относится Средиземное море?

А) Индийского

Б) Тихого

В) Атлантического

Г) Северного Ледовитого

6. Для какой природной зоны характерны такие условия формирования как постоянно высокие температуры круглый год, большое количество атмосферных осадков, выпадающих круглогодично и ежедневно:

А) тундра; Б) тайга; В) степь; Г) влажные экваториальные леса.

7. В какой горной системе количество высотных природных поясов будет больше:

А) Уральские горы;

Б) Гималаи;

В) Саяны;

Г) Скандинавские горы.

8. Средняя соленость Мирового океана составляет:

А) 42 ‰; Б) 20‰; В) 35‰; Г) 7 ‰;

9. Укажите самое высокогорное озеро Южной Америки.

А) Титикака

Б) Маракайбо

В) Виктория

10. Выберите правильное утверждение о циркуляции воздушных масс по сезонам в субтропическом климатическом поясе:

А) зимой и летом господствуют тропические воздушные массы;

Б) зимой – умеренные воздушные массы, летом – тропические;

В) зимой – тропические воздушные массы, летом – умеренные;

Г) зимой – тропические воздушные массы, летом – экваториальные.

11. Это дерево знаменито своими необычными пропорциями. Оно одно из самых толстых деревьев в мире - при средней окружности ствола 9-10 м, его высота всего 18-25 м (в "Книге рекордов Гиннесса" за 1991 г. рассказывается о дереве диаметром целых 54,5 м.). Наверху ствол разделяется на толстые, почти горизонтальные ветви, образующие большую, до 38 м в диаметре, крону. В сухой период, зимой, когда дерево сбрасывает листву, он приобретает курьезный вид дерева, растущего корнями вверх. О каком дереве идет речь:

А) секвойя;

Б) вельвичия;

В) баобаб;

Г) эвкалипт?

12. Выберите правильное утверждение, в котором указаны материки по мере увеличения их площади:

А) Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия;

Б) Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия;

В) Австралия, Антарктида, Южная Америка, Африка, Северная Америка, Евразия;

Г)Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Африка, Евразия.

13. Кто первым достиг южного полюса?

А) Д. Кук

Б) Р. Амундсен

В) И. Ф. Крузенштерн

14. Три плавания в областях Тихого океана провел английский мореплаватель

А) Васко да Гама

Б) Д.Кук

В) Тур Хейердал

15. Если именованный масштаб карты в 1 см 300 километров, то численный масштаб

А) 1: 30 000

Б) 1: 300 000

В) 1: 3 000 000

Г) 1: 30 000 000


ПО ГЕОГРАФИИ. 201 6 -201 7 ГОД

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС

Теоретические задания

Задание№ 1 Определите территорию нашей страны по художественному произведению.

На ……любят
Музыку и пляски.
На конях джигиты
Скачут без опаски.
На ……любят
Делать украшенья.
Славятся чеканкой
Местные селенья.
На ……….любят
Пить кефир-айран.
Надевает бурку
В дальний путь чабан.
На……. любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад.
(В. Степанов)

Задание№ 2

США, Япония, Испания, Германия, Китай, Украина.

Задание№ 3

По оценкам ученых, у берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 тысяч айсбергов. Айсберги Антарктиды «живут» дольше гренландских: антарктические - 6-12 лет, гренландские - 3-4 года. Что является причиной долголетия антарктических айсбергов?

Задание№ 4

Город Мадагаскар __________________________;

Ладожское море______________________;

Остров Гималаи_________________________________;

Озеро Амазонка____________________________;

Вулкан Гренландия_________________________________.

Задание№ 5

Ответы запишите учитывая названия объектов с запада на восток.

Тестовая часть

А. С-Ю Б. З-В

2. Установите соответствие:

Направление

Азимут

2. Юго-восток

4. Северо-запад

А Глазомерная Б. Полярная В.Маршрутная

А.точка А Б. точка В.

5. На Земле есть города, где в то время, когда в Москве наступает зима, людям не требуются шубы, меховые шапки и перчатки. Выберите из перечисленных городов те, жители которых в январе не нуждаются в тёплой зимней одежде.

А.Канберра Б.Пекин В. Париж Г.Буэнос-Айрес.

6. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна.

А.о. Исландия Б. Мадагаскар В. Гренландия

7.В древнем Китае это созвездие называли «пе-теу», что значит кастрюля. В Средней Азии, где много лошадей, про это созвездие говорили «конь на привязи». А как это созвездие называется у нас?

А. Полярная звезда Б. Северная звезда В. Большая медведица

8. За 30 лет до Васко да Гамы Индию посетил один путешественник. Он оставил лучшие для своего времени и наиболее правдивые описания Индии и ряда других заморских стран. В своих записках путешественник рассказывает: « Описал я грешное своё хождение за море Дербентское, за второе море-Индостанское, за третье- море Стамбульское……». Назовите имя путешественника. О каких морях идёт речь в отрывке?

9.Отгадай загадку. «В четырёх Бочках Шесть Китов засолено»

10.Представьте себе, что в начале июня вы всем классом отправляетесь в поход на берег реки, окружённой лесом. Выработайте правила поведения в походе, чтобы не нанести вреда себе и окружающей вас природе. Правила запишите.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ

ПО ГЕОГРАФИИ. 201 6 -201 7 ГОД

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Всего:57 баллов

Теоретические задания: 24 балла

Задание№ 1 Определи территорию нашей страны по художественному произведению.

Кавказ 1 балл

Задание№ 2 Расположите с запада на восток страны.

США, Испания, Германия, Украина, Китай, Япония 3 балла (по 0,5)

Задание№ 3

Антарктические айсберги крупнее и промороженные вплоть до -60. Тогда, как Гренландские айсберги немного меньших размеров и температура их глубокого промерзания достигает -30С. 4 балла

Задание№ 4

Исправьте географические ошибки

Остров Мадагаскар, Ладожское озеро , горы Гималаи, река Амазонка, остров Гренландия 5балл . (за каждый верный ответ 1балл)

Задание№ 5 Распознавание объектов на снимке называют дешифрованием. Давайте попробуем распознать основные объекты на снимке в программе Планета Земля

Ответы запишите расположив названия объектов с запада на восток

Средиземное море, р.Нил, Суэцкий канал, Красное море, Аравийский полуостров, полуостров Сомали, река Ефрат, река Тигр, Персидский залив, Аравийский море, полуостров Индостан 11 баллов

Ответы Тестовая часть: 33 балла

1. В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной.

А. С-Ю 1 балл

2. Установите соответствие: (а – 5, б – 3, в – 2, г – 1, д – 4) 2 балла

3.Какой вид съёмки изображён на схеме?

Б. Полярная 1 балл

4.На какой склон труднее подняться Пете на велосипеде в точку А или точку В.

Б. точка В. Крутой 90 м 1 балл

Какой склон 1,2,более пологий? 1 балл

5.А.Канберра Г.Буэнос-Айрес 2 балла

6. А.о. Исландия 1 балл

7 В. Большая медведица 1 балл

А. Черное море. Б. Аравийское море. В. Каспийское море. 3 балла

9. (Земля: Океаны и Материки) 2 балла

10.Подготовка к отдыху на природе: 10 баллов

Гражданам, которые планируют провести время на природе, следует подготовиться к такому времяпрепровождению заблаговременно.

    Следует позаботиться о приобретении головного убора из плотной ткани.

    Шарф лучше не надевать, поскольку он может зацепиться за ветки деревьев или кустарников.

    Не следует недооценивать важность устройств связи. Человеку, отправившемуся на природу, желательно взять с собой мобильный телефон. Также у отдыхающего должны быть спички, нож и часы.

    Можно воспользоваться средством, отпугивающим насекомых, особенно если отдыхающий планирует длительное время находиться на открытой местности или в палатке.

    Если отдыхающий планирует устроить пикник, то ему необходимо заранее позаботиться о покупке тары для мусора. Все отходы, оставшиеся после еды, необходимо складывать в пакеты или специальные контейнеры и выбрасывать в отведенных для этого местах.

Правила поведения на природе 8 баллов

    Не следует сходить с дорожек и троп.

    Если человек понимает, что заблудился, следует прислушаться к окружающим звукам. Шум машин или лай собаки может помочь найти направление к ближайшему населенному пункту.

    Не следует отдыхать вблизи муравейников, осиных гнезд и других опасных объектов. Перед тем как установить палатку, нужно внимательно осмотреть ближайшую территорию.

    Нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы, поскольку они могут быть ядовитыми.

    Важно воздержаться от использования устройств, воспроизводящих громкую музыку, поскольку она может потревожить животных. Резкие неестественные звуки пугают животных, делают их раздражительными и агрессивными.

    Не следует использовать парфюмерную воду или духи, поскольку сильные запахи могут привлечь насекомых.