Наука как социальный институт. Темы планов по разделу культура План по теме наука как социальный институт

Социальные институты - это формы организации и регулирования общественной жизни. Социальные институты возникают в результате развития и совершенствования различных сфер общественной жизни.

Наука как социальный институт представляет систему научных организаций и учреждений. Это научно-исследовательские институты и лаборатории, научные общества, высшие учебные заведения, информационные центры, издательства, библиотеки, музеи, органы координации и планирования научных исследований.

Организации и учреждения науки располагают материальными средствами - это техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны.

Наука как социальный институт - это кадры учёных, административный и вспомогательный персонал, это научные идеи, гипотезы, это их материализация - книги, карты, графики и т.п.

Наука как социальный институт располагает системой санкций: поощрение, наказание, присвоение учёных степеней, должностей.

В науке существует определённая система норм, прав, функций и обязанностей членов данного института: академик, доктор, кандидат наук, старший научный сотрудник, лаборант. Существуют научные нормы получения, обработки и анализа научной информации, проверенные предшествующей практикой исследовательской работы.

Целью науки как социального института является производство нового знания, применение нового знания в практической деятельности.

Социальные институты, в том числе и научные социальные институты, постоянно изменяются вместе с изменением науки, находятся в развитии, закрываются старые научные учреждения, возникают новые.

Возникновение науки как социального института и основные этапы её развития

Уже в античности появляются первые научные учреждения в форме частных школ, научных сообществ под патронажем прославленных мыслителей. Известно общество пифагорейцев , где занятиями наукой отводилось почётное место.

Академия Платона , где на протяжении почти 40 лет вёл преподавание сам её основатель. Школа Платона просуществовала почти 1000 лет. Затем возникает знаменитая школа Аристотеля - Ликей .

Подобные школы не пользовались поддержкой государства, существовали либо за счёт самого главы школы, либо за счёт её учеников. В современном понимании это были общественные организации.

В эпоху эллинизма прообразом первых средневековых университетов была школа учёных Александрии при Александрийской библиотеке , насчитывающей около 500 000 книг. Поддержка государства, создание уникальной библиотеки, приток учёных и рукописей из разных стран, организация сети научных центров вызвали значительное развитие математики, механики и астрономии, которые ассоциируются у нас с именами Эвклида, Архимеда и Гиппарха.


В средние века стали возникать университеты. Возникла потребность обучения духовенства. Сначала возникли соборные школы, которые переросли в университеты, с курсами обучениями семи свободным искусствам, философии и теологии.

Парижский университет был основан в 1160 г., чуть позже возникают Болонский и Оксфордский университеты (1167), Кембриджский (1209).Затем были основаны университеты в Падуе - в 1222 г., Неаполе - в 1224, Сиене - в 1240, Флоренции – 1321, Праге - 1347, Кракове - в 1364, Вене - в 1367 г.

Главной задачей средневековых университетов была подготовка духовенства. Необходимо было, чтобы духовенство усвоило идеи классического мира. Обучение велось с помощью лекций и диспутов. Главным смыслом учёных занятий было сохранение и упорядочение имеющегося знания, но отнюдь не его обновление или приращение.

Курс обучения состоял из семи свободных искусств. Первые три «тривиальных» предмета, «тривиум» : грамматика, риторика и логика - имели целью научить студента толково говорить и писать. Затем следовал «квадривиум» из арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Только после этого можно было перейти к изучению философии и теологии.

Поскольку средневековые университеты выполняли в основном функцию передачи уже готового знания, то принципиально новые научные движения эпохи Возрождения и Нового времени - движение гуманистов, научная революция возникли за стенами университетов.

В эпоху Возрождения стали возникать, в чём-то оппозиционные средневековью, научные организации. Эти академии, по сути кружки по интересам, не имели какого-либо статуса. Они объединялись либо вокруг руководителя, либо крупного патрона, покровителя. В них обсуждалось возрождённое учение платонизма и неоплатонизма, а также другие вопросы, привлекавшие внимание гуманистов, включая натуральную философию, языки и литературу.

В XVII в. произошла научная революция, возникла наука в современном её понимании, как синтез эмпирического и теоретического знания . Это время формирования научных сообществ, время создания академий наук. В 1603 г. в Риме создаётся «Академия рыси» , потому что глаза учёного должны быть такими же зоркими как глаза рыси. В этой академии читались лекции, проводились опыты.

Лондонское королевское общество было организовано в 1660 г. Историческим предшественником общества был Лондонский Грэшем-колледж, в котором проходили публичные лекции по «экспериментальной философии», а также дискуссии по актуальным проблемам науки.

Члены Лондонского королевского общества в основном имели знатное происхождение. Занятие наукой не приносило никаких заработков, в своё свободное время они занимались научной деятельностью.

Общество издавало научный журнал, в котором публиковались результаты научных опытов и экспериментов, рассказы о всевозможных редких явлениях природы и т.д.

В отличие от Лондонского королевского общества Парижская академия была создана в 1666 г. как государственная организация и оплачивалась королем. Берлинская академия наук была создана в 1700 г. Создание научных обществ в XVII в. привело к созданию научных институтов, наука получила организационное оформление и социальный статус.

В 1724 г. была основана Российская Академия наук в Петербурге . Она возникла по плану её основателя Петра 1 как государственное учреждение, хорошо оснащённое для своего времени научным оборудованием. Существовала астрономическая лаборатория, химическая лаборатория, физический кабинет. Академия стала главным центром научных исследований, здесь работали великие учёные того времени - М.В. Ломоносов, Л. Эйлер и др. В 1755 г. был открыт первый в России Московский университет , с которого начинается развитие высшего образования.

К концу XVIII в. значение академий потеряло свою актуальность, появляются новые формы организации науки - университеты, сочетающие образовательную и научную деятельность, исследовательские институты, профессиональные школы. В Германии происходит подъём университетов и исследовательских институтов, в Англии происходят реформы учебных программ Оксфорда и Кембриджа, во Франции создаются центральные высшие учебные заведения.

С XIX в. начинается профессионализация научной деятельности. Это происходит во Франции в послереволюционные годы. Ставилась задача заменить элитарную систему образования, системой, доступной для широких слоёв населения. Это было обусловлено потребностью в технических специалистах для государства.

В 1794 г. была создана «Нормальная школа» , которая впоследствии стала ведущим учебным заведением Франции. Она должна была быть нормой, моделью для других высших учебных заведений.

В 1794 г. возникла Парижская политехническая школа . Задача школы - подготовка гражданских и военных инженеров. Политехническая школа занимает особое место, она сыграла огромную роль в развитии точных наук во Франции. Она была привилегированным учебным заведением, обладая монопольным правом набирать и готовить учащихся для престижных инженерных и военных академий. Парижская политехническая школа была лучшим учебных заведений в области инженерного образования XIX в.

В первой половине XIX в. складывается система подготовки будущих учёных. Должности, связанные с научно-исследовательской деятельностью, предоставляются только тем, кто прошел профессиональное образование. Позднее в качестве квалификационного свидетельства стала выступать докторская степень. Таким образом, научно-исследовательская работа превращается в профессию, институализируется.

Преподавание ведётся с учётом исследовательской деятельности, создаются учебники по специальным дисциплинам - математике, физике, химии и т. д. Ведущие учёные строят учебные курсы на основе собственных исследований.

В Германии Берлинский университет был создан в 1809 г. В его основании принял участие В. фон Гумбольдт - министр прусского правительства. Университет, целью деятельности которого было духовное развитие немецкой нации, готовил учителей для немецких гимназий. Науки и научные институты должны быть верны идее чистой науки. Цель преподавания - сочетание научного познания морально развития личности, её гармоническое развитие.

Немецкий университет становится центром научных исследований, практически все учёные XIX в. в Германии работали в университетах. Лидерство в науке переходит к Германии. По распоряжению прусского правительства были созданы исследовательские институты и лаборатории, непосредственно связанные с промышленностью.

В России становление университетского образования происходит в XIX в. Университеты были государственными, императорскими, поэтому их главной функцией была подготовка государственных служащих. Преподаватели университетов также являлись государственными служащими.

Преподавательская и научная деятельность в России не были востребованы обществом и государством. Финансирование на науку и образование в России на душу населения было в два раза меньше, чем во Франции, в три раза меньше, чем в Пруссии, почти в четыре раза меньше, чем в Великобритании. Эта историческая традиция, к сожалению, сохраняется и сегодня. Труд преподавателя низко оплачивался, социальный статус учёного был невысок.

В середине XIX в. университеты были в Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Варшаве (создан в 1816 г.), Санкт-Петербурге.

В результате реформы в образовании во второй половине XIX в. открылся университет в Одессе (1865) и единственный университет в Сибири, в Томске (1885). Принятый университетский устав возвращает университетам автономию, увеличивает количество кафедр, улучшает финансирование.

В результате реформ происходит подъём науки в России во второй половине XIX в. Была создана химическая научная школа в Казанском университете (Н.Н. Зинин), затем возникает химическая школа в Петербургском университете (Д.И. Менделеев, Н.Н. Соколов). В Московском университете развивается физическая наука (А.Г. Столетов).

К концу XIX в. университеты стали крупными научными и учебными центрами. Российская наука стала выходить на передовые позиции.

В XX в. бизнес активно входит в науку, финансирует её, создаёт специальные институты и лаборатории при крупных промышленных компаниях. Сами университеты ориентируются на потребности промышленности.

Однако в результате противостояния двух мировых систем, в результате гонки вооружений роль заказчика и финансиста науки берёт на себя государство, возникают специальные министерства и ведомства, руководящие наукой.

Лидерство в науке ХХ в. переходит к США. Научно-технический комплекс США включает в себя университеты, промышленные корпорации, государственные лаборатории, многочисленные исследовательские инженерные фирмы. США проводит научно-исследовательские разработки по всему фронту исследований, является признанным лидером научного прогресса.

Наука как социальный институт представляет собой совокупность различных организаций и людей, подчиненных общей цели познания окружающего мира. Это одна из самых молодых областей человеческой деятельности. Узнаем, какими признаками она характеризуется и какие функции в обществе выполняет.

Этапы становления науки

Развитие науки как социального института началось в 16-17 веках (хотя некоторые ученые считают, что она зародилась еще в 5 веке до н.э, но, согласно общепринятой версии, тогда появились лишь прообразы научных открытий, так как не было специальных средств для получения объективных знаний).

Толчком для начала научной деятельности стал технический прогресс, который позволил использовать новые средства, открывать то, что до этого было недоступно для человека. Например, начать изучение космоса, строение мельчайших частиц – атомов.

Функции науки

Любые научные труды создаются с одной общей целью: получить новое знание.

К функциям науки относят:

  • выработка объективных знаний об окружающей действительности;
  • оформление этих знаний в теории.

В настоящее время наука имеет тесную связь с образованием. Это объясняется потребностью в распространении и передаче объективных знаний о мире, выработке методов и способов преподавания научных дисциплин, теоретической базы для учителей и педагогов. Перед образовательными учреждениями государство ставит сразу две цели – организация педагогической и научной деятельности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рассмотрим систему научных учреждений в России:

  • Академия наук;
  • отраслевые академии: медицинских, педагогических наук;
  • научно-исследовательские институты/

Результаты деятельности данных организаций отражаются у монографиях, учебниках, энциклопедиях, атласах, которые издаются и находятся в открытом доступе для всех людей.

А. ЛАЗЕБНИКОВА

ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН

Сравнительно недавно в экзаменационном варианте появилось задание С8, предусматривающее составление развернутого плана по предложенной теме. При этом тема может относиться к любой содержательной линии курса. Приводим формулировку задания с критериями оценивания.

Тема 1

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «социальный институт».
2. Основные функции науки в обществе:

1) познавательная;
2) образовательно-мировоззренческая;
3) производственно-технологическая; 4)социальная;
5) прогностическая.
3. Система научных учреждений:
1) роль университетов в развитии науки;
2) академические научные организа-
ции;
3) инновационные центры.
4. Государственная поддержка науки:
1) рост государственных затрат на раз-
витие науки;
2) поддержка молодых ученых.
5. Этика ученого.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.) При анализе ответа учитываются:
наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не за-считываются при оценивании. Отсутствие пунктов 2 и 3 плана в приведенной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы) - 3 балла.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя не менее трех пунктов, один из которых детализирован в подпунктах, или формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана); план включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах, - 2 балла.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана); план по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов, или в плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции; но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализированы в подпунктах - 1 балл.

План по структуре и (или) содержанию и структуре не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы), или план по своей структуре является простым и содержит один-два пункта - О баллов.
(Максимальная оценка за задание - 3 балла.)

Тема 2

Посмотрим, как задание С8 выполняли выпускники.
Предлагаем планы по теме «Воздействие экономики на социальную структуру общества». Особенность данной темы заключается в том, что здесь в центре внимания находится динамический процесс, отражающий изменения в одной сфере (в данном случае - социальной) под влиянием факторов, относящихся к другой области общественной жизни (экономической).
Стоит заметить, что подобных тем, предполагающих рассмотрение общественных явлений в развитии и разнообразных связях, становится все больше. И это вполне оправданно, поскольку именно такой - изменчивой, взаимопроникающей и взаимосвязанной - является сама социальная действительность. А значит, умение видеть эти связи, анализировать явления в динамике - важный элемент обществоведческой подготовки, закрепленный, кстати, в образовательном стандарте старшей школы.
Рассмотрим несколько вариантов плана по данной теме, составленных выпускниками.

План 1
1. Понятие «социальная структура».
2. Дифференциация общества:
а) по доходу;
б) по отношению к власти;
в) по виду профессии.

Экономические циклы.
Экономические циклы - это колебания экономической активности (экономической конъюнктуры), состоящие в повторяющихся сжатии (экономический спад, рецессия, депрессия)и расширении (экономический подъем) экономики.

3. Влияние циклов экономики на общество:
а) пик;
б) рецессия;
в) дно;
г) экспансия.
4. Государственные социальные программы:
а) поддержка малоимущих безработных;
б) развитие здравоохранения;
в) предоставление социальных гарантий населению;
г) молодежные программы.
5. Роль экономики в формировании социальной структуры общества.

План 2
1. Понятие экономики.
2. Понятие социальной структуры.
3. Виды экономических систем:

Традиционная;
командная;
рыночная;
смешанная.

4. Функции экономики в обществе.
5. Способы воздействия экономики на социальную структуру:
формирование спроса и предложения;
конкуренция;
вакансии и трудовые предложения;
инфляция;
экономические кризисы;
налоговая политика;
социальные программы государственного финансирования.
6. Последствия воздействия.
7. Воздействие экономики на общество в современной России.

План 3
1. Что такое экономика и ее связь с об-
ществом:
1) понятие экономики;
2) влияние экономики на социальную структуру;
3) положительные результаты во взаимодействии.

2. Способы и методы воздействия экономики на социальную структуру.
3. Результаты воздействия экономики на социальную структуру.

План 4
1. Характеристика социальной структуры.
2. Влияние экономики на качество жизни:

1) занятость и безработица;
2) инфляция.
3. Дальнейшая поляризация общества:
1) в области собственности;
2) в доступе к власти;
3) в социальном статусе.
3. Различные подходы и оценки данного явления.

Комментарии
Мы видим, что эти планы отличаются друг от друга набором компонентов (хотя есть и совпадения), полнотой, детализацией. Но есть между ними и общее:
1. Три из них отвечают формальным требованиям: не менее трех пунктов, с детализацией не менее двух из них. Исключение составляет только третий ответ, где подпункты имеет лишь один пункт плана.

Инфляция.
При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде. В этом случае говорят, что за прошедшее время покупательная способность денег снизилась, деньги обесценились - утратили часть своей реальной стоимости

Давайте разберемся. В рамках предложенной формулировки темы центральным объектом рассмотрения выступает социальная структура общества. Именно в ней предполагаются некие изменения. Следовательно, исходить (причем по существу, а не формально) нужно из понятия «социальная структура общества». Из курса обществознания известно, что под ней подразумевается совокупность существующих в обществе, занимающих в нем определенное положение и взаимодействующих социальных групп.

Хорошо бы также помнить, что понятие «социальная группа» очень широкое. Сюда входят группы, выделяемые по численности (среди них такие большие группы, как классы, сословия, слои), по профессиональному принципу, по демографическому принципу и т.п.

Какими же, исходя из этого определения, могут быть направления изменения социальной структуры? Они могут выражаться в появлении одних групп и исчезновении других; в существенных количественных изменениях, охватывающих отдельные группы; в изменении места группы в социальной структуре.

Здесь полезно опереться на исторические знания и вспомнить какие-то реальные процессы, связанные с изменением социальной структуры, например: возникновение так называемого третьего сословия во Франции; ликвидация дворянского сословия в СССР; появление сравнительно недавно в нашей стране такой социальной группы, как фермерство, и т.п. Опора на конкретные знания и представления поможет в дальнейших рассуждениях.

Очевидно, что все эти процессы происходят под влиянием многих факторов. Нам следует сосредоточиться на экономических. Следующий шаг в осмыслении темы связан с выявлением того, какие именно экономические процессы, явления оказывают первостепенное влияние на экономическую структуру.

Здесь снова может помочь обращение к » историческим реалиям. Из курса истории хорошо известно, что существенные социальные сдвиги происходят с изменениями отношений собственности. Так, ликвидация частной собственности в нашей стране привела к исчезновению целых социальных групп: уже упоминавшегося дворянства, буржуазии, крестьян-единоличников. И, напротив, с ее возрождением в 1990-е гг. стал формироваться слой предпринимателей.

При этом глубокие изменения в отношениях собственности часто являются результатом смены типа экономической системы в целом. В этом случае трансформации затрагивают и принцип распределения, что также не может не отразиться на социальной структуре общества. В частности, под его влиянием может усиливаться (или снижаться) социальная дифференциация.

Если иметь в виду изменения в рамках профессиональной стратификации, то они связаны с другими экономическими факторами: общественным разделением труда, техническим прогрессом и т.п.

Иными словами, планы могут быть разными, но они должны включать в себя пункты об изменениях социальной структуры в условиях смены экономических систем, утверждения новых отношений собственности, перехода к иным распределительным отношениям, развития технического прогресса.
Ничего этого в представленных планах нет. Если и называются какие-либо экономические процессы или типы экономических систем, то их влияние на социальную структуру никак не отражено.

Проанализируем более детально план 1. Непосредственно на раскрытие темы здесь работает только последний пункт. При этом он никак не конкретизирован. Пункт 3 явно лишний. Включая в план пункт 2, выпускник, видимо, хотел обозначить аспект, связанный с критериями (факторами) социальной дифференциации общества, однако не сумел найти обобщающего понятия и должной формулировки. Конкретизация пункта 3 не соответствует заявленной позиции: влияние циклов экономики на общество.

Тема 3
Рассмотрим план на тему из области социологии - «Социальный контроль как механизм регулирования отношений индивида и общества».
1. Понятие о социальном контроле и его значении для развития общества.
2. Выделяют две формы социального контроля:

1) внутренний;
2) внешний.
3. Существуют следующие методы социального контроля:
1) изоляция;
2) обособление;
3) реабилитация.

4. Социальный контроль реализуется в процессе социализации.
5. Социальный контроль образуют социальные нормы и санкции.
6. Выделяют виды санкций:

1) позитивные;
2) негативные;
3) формальные;
4) неформальные.

7. Тенденции развития социального контроля.

Темы планов по разделу «Духовная культура»

1. 1. Духовная культура и ее роль в жизни общества.

2. 2. Наука и ее роль в жизни общества.

3. 3. Современная наука и ответственность ученых.

4. 4. Социальная и личностная значимость образования.

5. 5. Религия и его роль в жизни общества .

6. 6. Мировые религии.

7. 7. Искусство в духовной жизни общества.

8. 8. Мораль и нравственность в жизни людей.

9. 9. Философия и ее роль в духовной жизни общества.

С8.3.1.

«Духовная культура и ее роль в жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о духовной культуре./ Духовая культура – совокупность продуктов и результатов духовной деятельности.

2) Основные тенденции в развитии культуры:

а) преемственность культурных традиций;

б) новаторство и обновление культуры.

3) Основные функции культуры:

а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»);

б) функция трансляции социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);

г) регулятивная (нормативная) функция (определение (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей);

д) целеполагающая, ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);

е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).

4) Основные структурные элементы культуры:

а) понятия и взаимосвязи между ними;

б) ценности и идеалы;

в) нравственные принципы;

г) правила и нормы.

5) Формы культуры:

а) традиционная культура;

б) элитарная культура;

в) массовая культура;

г) экранная культура.

6) Элементы (универсальные феномены) культуры:

а) наука;

б) религия;

в) мораль;

г) образование.

7) Многообразие и диалог культур в современном мире.

8) Специфика духовной жизни в современной России.

С8.3.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука и ее роль в жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о наука./ Наука – сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний./ Наука – совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.

2) Структурные элементы науки:

а) систематизированные взгляды на окружающий мир;

б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;

в) общность людей, научное сообщество.

3) Специфические признаки науки:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык и особая подготовка.

4) Основные функции науки:

а) познавательно-объяснительная познание и объяснение устройства мира);

б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);

в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир);

г) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);

д) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

е) производственная (непосредственная производительная сила).

5) Уровни науки:

а) фундаментальная наука;

б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.

6) Классификация наук:

а) точные;

б) естественные;

в) социально-гуманитарные.

7) Наука и научные революции, научно-технический прогресс.

8) Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире.

9) Проблемы развития науки в современной РФ.

С8.3.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Современная наука и ответственность ученых»

1) Современная наука – непосредственная производительная сила общества.

2) Специфика современной науки:

а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;

б) сложный технический и технологическим потенциал;

в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда людей;

г) возможность изучения микро и макромиров.

3) Основные направления научно-технического прогресса:

а) исследование космического пространства;

б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);

в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;

г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.

4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);

б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;

5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.

С8.3.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная и личностная значимость образования»

1) Образование как социальный институт./ Образование – ключевой фактор трансляции и преумножения социального опыта.

2) Основные принципы современного российского образования:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

г) светский характер образования в государственных учреждениях;

д) свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

3) Основные тенденции в развитии образования:

а) гуманизация (учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса);

б) интернационализация (сближение национальных образовательных систем, формирование единого глобального образовательного пространства);

в) гуманитаризация (возрастание роли и значимости социальных и гуманитарных учебных дисциплин);

г) компьютеризация (информатизация образования).

4) Система образования и ее элементы:

а) дошкольное образование;

б) основное и среднее общее образование;

в) начальное и среднее специальное образование;

г) высшее профессиональное образование;

д) дополнительное образование для детей и взрослых.

5) Основные направления модернизации российского образования.

6) Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.

С8.3.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия и его роль в жизни общества»

1) Религия как универсальная форма культуры./ Сущность религии и религиозных верований

2) Характерные признаки религии:

а) вера в сверхестественное;

б) признание теоцентрической картины мира;

в) идея креационизма (сотворенности мира высшими силами);

г) иррационализм и мистицизм.

3) Структурные элементы религии:

а) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;

б) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.;

в) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

г) объединение верующих людей в одну организацию (конфессию, церковь).

4)Функции религии:

а) мировоззренческая (формирование целостной картины мира);

б) нормативная (регулирование социальных отношений и поведения людей);

в) компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни);

г) коммуникативная (содействие общению и коммуникации между людьми).

5) Этапы развития религии:

а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);

б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);

в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

6) Религии и конфессии в современном мире.

7) Религиозное сознание и свобода совести.

С8.3.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировые религии» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о мировых религиях./ Мировые религии – религии большинства людей мира.

2) Характерные признаки мировой религии:

а) широкое распространение в мире;

б) открытость, отрицание этической избирательности;

в) универсальный набор ценностей.

3) Важнейшие мировые религии:

а) буддизм;

б) христианство;

в) ислам.

4) Конфессиональный мир мировых религий.

5) Гуманистическая миссия религий в современном мире, религиозная терпимость и свобода совести.

6) Конфессиональный мир современной России.

С8.3.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Искусство в духовной жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Искусство как особая форма духовной культуры./ Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.

2) Характерные признаки искусства:

а) иррационализм;

б) символизм;

в) субъективизм;

г) образность и наглядность.

3) Важнейшие функции искусства:

а) гедонистическая (доставляет человеку радость);

б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью);

в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);

г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);

д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);

е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).

4) Основные виды искусства:

а) искусство слова (литература);

б) искусство звука (музыка);

в) искусство цвета (живопись);

г) искусство жеста (танец, пантомима);

д) синтетические искусства (театр, кино).

5) Универсальное и национальное в развитии искусства.

6) Специфика искусства в информационном обществе: возникновение новых видов искусства.

С8.3.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мораль и нравственность в жизни людей» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.

2) Важнейшие аспекты (стороны) морали:

а) познавательный (формирование нравственной картины мира);

б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);

в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).

а) добро и зло;

б) долг и совесть;

в) справедливость;

г) честь и достоинство;

д) счастье.

4) Нравственная культура личности и общества.

5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.

С8.3.9.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Философия и ее роль в духовной жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Философия как особая форма духовной культуры./ Философия – особая форма духовного освоения человеком окружающего мира.

2) Области философского знания:

а) онтология (знание о сущем, о бытии);

б) гносеология (учение о позннии);

в) философская антропология (учение о человеке);

г) социальная философия (учение об обществе).

3) Назначение философии в обществе:

а) формирование методологических основ познавательной деятельности;

б) поиск ответов на основополагающие вопросы бытия человека и общества.

4) Общее и различное между философией и наукой.

5) Идеализм и материализм – основные направления в философском поиске.

6) Актуальность философского поиска в современном мире.

развёрнутый план социального института и получил лучший ответ

Ответ от Ѓильям Фостер[гуру]
Сферы жизнедеятельности общества
Различают 4 сферы жизнедеятельности общества, в каждую из которых входят различные общественные институты и возникают различные общественные отношения.
Экономическая - отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ) . Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, материальное производство, рынок и др.
Социальная - отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению социальной гарантии. Институты, относящиеся к социальной сфере: воспитание, семья, здравоохранение, социальное обеспечение, досуг и др.
Политическая - отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями, а также между государствами. Институты, относящиеся к политической сфере: государство, право, парламент, правительство, судебная система, политические партии, армия и др.
Духовная - отношения, возникающие в процессе создания и сохранения духовных ценностей, создания распространения и потребления информации. Институты, относящиеся к духовной сфере: образование, наука, религия, искусство, СМИ и др.
Источник: wikipedia

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: развёрнутый план социального института