Что такое социальные аспекты труда определение. Вопросы и задания для самопроверки. расширенное воспроизводство характеризуется превышением числа рождений над числом смертей

1.2. Социальные аспекты труда

Современная экономика труда приобрела особое положение. Она начала идентифицироваться с промышленной социологией. Выделилось отдельное направление - социальное прогнозирование, а также стали развиваться социальное проектирование и социальная инноватика.

Появились новые направления: экономическая социология и социальная работа. Социальная работа призвана исследовать и закрывать социальные недочеты, обусловленные переходом российского общества от плановой экономики к рыночным отношениям.

Среди новых проблем следует отметить трудовые конфликты, экономическую преступность и ее социальные последствия, рынок и поведение потребителей, многообразие форм собственности на производстве, занятость и безработицу, рабочее движение, предпринимательство и его функции, приватизацию. Исследуются вопросы оплаты труда и материального стимулирования, участие работников в управлении, организации и условий труда, стабилизации социально-психологического климата.

Трудовая деятельность человека является социальной деятельностью. Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Творческий труд (столяра, слесаря, менеджера, предпринимателя, педагога) позволяет каждому человеку уважать себя как личность. Необходимо заниматься постоянным самовоспитанием, приучать себя к труду, работать над повышением своего профессионального мастерства, любить труд как важную часть жизни.

Человек, воздействуя в процессе труда на предмет труда (добыча рыбы в природных источниках, изготовление пищевых продуктов), применяет физические усилия и различные материально-технические средства (орудия труда), создает материальные блага, необходимые обществу.

Труд может способствовать разумной и приятной жизни человека. Он должен приобрести статус обязательного и неотъемлемого атрибута всей социальной жизни людей. Человек должен воспитываться в любви к труду, к получению удовольствия от труда, к повышению своего социального статуса в обществе через труд.

Экономика труда большое внимание уделяет исследованию процесса воспроизводства, формирования и распределения рабочей силы.

Воспроизводство трудовых ресурсов представляет собой процесс возобновления основных характеристик экономически активного населения при их формировании, распределении и использовании.

Формирование включает естественное воспроизводство населения как источник трудовых ресурсов, приобретение квалификации и профессиональных навыков, восстановление и развитие способностей к труду.

Распределение трудовых ресурсов предполагает дифференциацию трудовых ресурсов по сферам приложения труда, занятости, отраслям производства, регионам и отдельным предприятиям в соответствии с состоянием рынка труда, общественного разделения труда, развитием производительных сил и производственных отношений.

В процессе использования трудовых ресурсов возможности рабочей силы реализуются в конкретных условиях хозяйственной деятельности с учетом интеллектуального и физического потенциала, занятости и мотивации к труду.

Экономика труда рассматривает системы трудовых отношений:

  • работодатель - работник;
  • работник - трудовой коллектив;
  • работник - средства производства и предметы труда;
  • трудовой коллектив - работодатель.

Для регулирования трудовых отношений применяют трудовые соглашения и договоры. Трудовое соглашение представляет собой правовой акт, упорядочивающий в регионе (отрасли) отношения между работниками и работодателями, и могут быть региональными, отраслевыми, профессиональными, территориальными. Трудовой договор как правовой документ регулирует социально-экономические отношения на конкретном предприятии. Основными принципами договоров являются: обеспечение защиты работника от любых дискриминационных действий со стороны работодателя; обязательность соблюдения сторонами условий договоров; распространение принятых договорных обязательств на все категории персонала предприятия.

На уровне предприятия заключаются коллективные (для всего коллектива предприятия) и индивидуальные трудовые договоры (контракты) применительно к отдельным работникам. Трудовой договор (контракт) есть соглашение между работником и работодателем (физическим либо юридическим лицом), по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель (физическое либо юридическое лицо) обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Следовательно, применение для обозначения единого понятия терминов “трудовой договор” и “контракт” признает их синонимами.

  • форма, системы и размеры оплаты труда, выплаты пособий и компенсаций;
  • механизм регулирования размера оплаты труда;
  • занятость, переобучение и условия высвобождения персонала;
  • рабочее время и время отдыха, гарантии и льготы, социальное страхование;
  • условия труда и отдыха работников и членов их семей;
  • охрана труда и техника безопасности;
  • права и обязанности, ответственность сторон;
  • контроль за исполнением договора и внесением дополнений и изменений;
  • для индивидуального трудового договора место и дата начала работы, наименование должности, профессии, специальности, квалификации, режим труда и отдыха;
  • другие вопросы, определенные сторонами.

Приложением к коллективному договору являются правила внутреннего распорядка. Документ содержит порядок найма, требования к трудовой дисциплине, охране труда, ответственность за нарушение трудовой дисциплины и другие положения. Документами, регламентирующими внутренние нормы организации труда, являются распоряжения и приказы.

Все изменения в карьере работника отражаются в трудовой книжке - основном документе о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку заносятся сведения о работнике, о приеме и переводе на другую работу, о награждениях и поощрениях.

Важной сферой интересов экономики труда является поиск резервов повышения мотивации работника в высоких конечных результатах, привлекая отечественный и зарубежный опыт. Основой мотивации труда, например, в Японии является иерархия рангов. Рабочие и служащие поощряются за овладение широким спектром знаний и навыков, творческую активность, умение работать в коллективе, находить компромиссные решения в интересах фирмы. Ранг работника определяет не только его зарплату, но и величину бонусов, гарантии занятости, размер выплат при выходе на пенсию. В японских фирмах управление основано на горизонтальных связях между сотрудниками и подразделениями. Это способствует созданию атмосферы партнерства.

Труд как важная составляющая социальной жизни общества определяет следующие приоритеты трудовой деятельности человека:

  • гуманность, предполагающая признание человека высшей ценностью в обществе;
  • справедливость, обеспечивающая условия для свободного применения человеческого капитала;
  • компетентность, позволяющая постоянно повышать свой профессионально-трудовой уровень;
  • альтруизм, предусматривающий возникновение ощущения у индивида принадлежности результатов своего труда всему сообществу;
  • личное, индивидуальное удовлетворение от результатов труда;
  • ответственность перед обществом за выполненную работу.

Таким образом, социальный аспект труда - это необходимость труда для конкретного человека и всего общества.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. В чем связь экономики труда с другими науками о труде?
  • 2. Что изучает наука о труде?
  • 3. В чем заключается цель социальной работы?
  • 4. Какие трудовые отношения рассматривает экономика труда?
  • 5. Какую роль выполняют трудовые соглашения и договоры?
  • 6. Перечислите социальные приоритеты трудовой деятельности в характеристике работника.

Восстановите по памяти текст Присяги. Президент РФ. Задание зрителям. Что изображено на гербе России. Интеллектуальная игра для 10-11 классов «Знаешь ли ты Конституцию РФ». Вопросы-минутки. Вопросы- минутки. Присяга Президента. Труд свободен. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. Цели мероприятия. Демократия. Государственные герб, флаг и гимн Российской Федерации. Основы конституционного строя.

«Тест по обществу» - Обладает свойствами системы. Действие в роли творца. Университет. Экономическая сфера. Отношения между обществом и природой. Совокупность форм объединения людей. В октябре 1917 г. была отменена частная собственность. Общество. Примером общественных отношений можно считать связи. Территория, на которой живут люди. Проверь себя. Общественные институты.

«Характеристика семьи» - Урок семьи. Коричневый. Чёрный. Розовый. Семья территориальная. Красный. Оранжевый. Разводы. Псевдосемья. Светло-синий. Белый. Гостевой брак. Серый. Юбилеи. Наиболее ответственный период в жизни семьи - когда супругам от 20 до 30 лет. Бразильцы Валдомиро да Сильва и Ирасела Ласерда решили сыграть свадьбу. Родственники. Жёлтый. Ваш цвет и вы. Семья как социальный институт. 2008 год семьи. Типы современной семьи.

«Социальная сфера» - Социальные отношения и взаимодействия. Трудовые отношения. Социальные аспекты труда. Развитие социального конфликта. Социальные отношения. Культура труда. Социальная связь. Социальный конфликт. Взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие. Потребности и интересы. Социальные взаимодействия. Интересы. Существование. Профессионализм. Совершенствование трудовой среды. Дисциплина. Стадии.

«Символика РФ» - Центральный элемент Большого Государственного Герба Российской империи. Старый герб. Государственная символика России. Официальное объяснение символики трёх корон. Герб Российской империи. Принятие гимна. Вариант, написанный Владимиром Войновичем. Использование российского флага. Галерея гербов России. Герб Российской республики. Значение цветов флага. Герб СССР. Герб Российской Федерации. Мнение населения о гимне.

«История развития Конституции России» - Мнение народа. Необходимость принятия соответствующих федеральных законов. Принципы. Особая охрана Конституции. Конституция. Новый проект. СССР. Первые Конституции. История Конституции. Конституция России. Создание Конституции «Новой России». Особые юридические свойства. Первая Конституция России. Конституция СССР. Конституция 1977 года. История российских Конституций. Роль Конституции. Особенности принятия Конституции.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд - основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая его к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Труд и ра бота - понятия не равноценны, не тождественны. Труд - явление общественное, она присуща только человеку. Как невозможна жизнь человека вне общества, так не может быть труда без человека и вне общества. Работа - понятие физическое, она может выполняться и человеком, и животным, и машиной. Труд измеряется рабочим временем, работа - килограммами.

Обязательные элементы труда - рабочая сила и средства производства.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются ею в процессе труда. Рабочая сила - основная производительная сила общества. Средства производства состоят из предметов труда и средств труда . Предметы труда - это продукты природы, В процессе работы подвергаются тем или иным изменениям и превращаются в потребительскую стоимость. Если предметы труда образуют материальную основу продукта, то они называются основными материалами, а если способствуют самому процессу труда или добавляют к основному материалу новые свойства, то - вспомогательными материалами. К предметам труда в широком смысле относится все то, что изыскивается, добывается, обрабатывается, формируется, т.е. материальные ресурсы, научные знания и т. д.

Средства труда - это орудия производства, при помощи которых человек воздействует на предметы труда и видоизменяет их. К средствам труда относятся орудия труда и рабочее место.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношения соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе работы не только создаются материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, в более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, услуги, создаются культурные ценности и т. д., но появляются. Новые потребности с требованиями их дальнейшего удовлетворения (рис. 1).

Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

Деятельность - это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая осознанной целью.

Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Так как в течение жизни в каждый момент человек может находиться в одном из двух состояний - деятельности или бездеятельности, то деятельность выступает как активный процесс, а бездеятельность - как пассивный.

Основными критериями, отличающими трудовую от нетрудовой деятельности, выступают:

связь с созданием благ , т.е. создание и наращивание материальных, духовных, бытовых благ. Деятельность, не связанная с созданием, не является трудом. Например, прогулки, путешествия, игры как форма отдыха, приема пищи, лечебных процедур. Такая деятельность связана с потреблением благ для восстановления работоспособности, развития, воспроизводства жизнедеятельности;

целенаправленность деятельности . Бесцельная деятельность отношение к труду не имеет, потому что это пустая трата человеческой энергии, не дает положительных результатов;

легитимность деятельности . К работе относится только запрещенную деятельность, а запрещенная, преступная деятельность трудом быть не может, так как направлена ​​на незаконное присвоение результатов чужого труда и преследуется законом;

востребованность деятельности . Если человек затратила время и усилия на изготовление изделия, оказался никому не нужным, то такую ​​деятельность нельзя считать трудом.

Целями трудовой деятельности может быть производство потребительских товаров и услуг или средств, необходимых для их производства.

В процессе труда на человека влияет большое число внешних производственных и внепроизводственных факторов, действующих на ее работоспособность и здоровье. Совокупность этих факторов называют условиями труда.

Под условиями труда понимается совокупность элементов производственной среды, влияющие на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны ее развития, и прежде всего отношение к труду и его эффективность. Условия труда формируются в процессе производства и определяются типом и уровнем техники, технологии и организации производства.

Труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда - явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным). Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т д., но появляются новые потребности с требованиями их последующего удовлетворения (рис. 1.1).

Социологический аспект исследования заключается в рассмотрении труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество.

Рис. 1.1

В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных связей, реализуемая в обмене деятельностью и взаимном действии. Объективной основой взаимодействия людей является общность или расхождение их интересов, близких или отдаленных целей, взглядов. Посредниками взаимодействия людей в сфере труда, промежуточными его звеньями выступают орудия и предметы труда, материальные и духовные блага. Постоянное взаимодействие отдельных индивидов или общностей в процессе трудовой деятельности в определенных социальных условиях образует специфические социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в конечном счете по поводу условий формирования и развития личности, социальных общностей. Они проявляются в положении отдельных групп работников в трудовом процессе, коммуникационных связях между ними, т.е. во взаимном обмене информацией для воздействия на поведение и результаты деятельности других, а также для оценки своего собственного положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп.

Эти отношения неразрывно связаны с трудовыми отношениями и обусловлены ими изначально. Например, в трудовую организацию работники вживаются, адаптируются в силу объективной потребности и таким образом вступают в трудовые отношения независимо от того, кто будет работать рядом, кто руководитель, какой у него стиль деятельности. Однако затем каждый работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях друг с другом, с руководителем, в отношении к труду, к порядку распределения работ и тд. Следовательно, на основе объективных отношений начинают складываться отношения социально-психологического свойства, характеризующиеся определенным эмоциональным настроем, характером общения людей и взаимоотношений в трудовой организации, атмосферой в ней.

Таким образом, социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Они являются связующим звеном между рабочим и мастером, руководителем и группой подчиненных, определенными группами работников и отдельными их членами. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не могут существовать вне таких отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий (рис. 1.2).

Как видим, на практике существует многообразие социально-трудовых отношений. Их, а также различные социальные явления и процессы в условиях существующего рынка и изучает социология труда. Поэтому социология труда - это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Если же попытаться сузить данное понятие, то можно сказать, что социология труда - это поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Именно такого рода стимулы, с одной стороны, побуждают к индивидуальному выбору, а с другой, ограничивают его. В социологической теории акцент делается на стимулах, регулирующих трудовое поведение, которые имеют не безличностный характер и относятся к работникам, широким группам людей.


Рис. 1.2

Предметом социологии труда являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда - это исследование социальных процессов и разработка рекомендаций по их регулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание оптимальных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда состоят в:

изучении и оптимизации социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

анализе рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

поиске путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

оптимальном сочетании моральных и материальных стимулов и совершенствовании отношения к труду в условиях рынка;

усилении социального контроля и борьбе с различного рода отклонениями от общепринятых моральных принципов и норм в сфере труда;

изучении причин и выработке системы мер по предупреждению и разрешению трудовых конфликтов;

создании системы социальных гарантий, защищающих работников в обществе, трудовой организации и т.д.

Иными словами, задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения важнейших социально-экономических проблем общества и личности, к числу которых относится и создание системы социальных гарантий, поддержания и закрепления социальной защищенности граждан с целью ускоренной социальной переориентации экономики.

Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в:

достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда);

процессе методов сбора фактов;

способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.

Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой - способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.