Владимир михайлович бехтерев феномены мозга. Вклад В.М. Бехтерева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы Врач бехтерев биография

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

В. М. Бехтерев среди слушателей Императорской Военно-медицинской академии

Владимир Михайлович Бехтерев (20 января (1 февраля) 1857, Сарали (ныне Бехтерево, Елабужский район) - 24 декабря 1927, Москва) - выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик.

В 1907 основал в Санкт-Петербурге психоневрологический институт - первый в мире научный центр по комплексному изучению человека и научной разработке психологии, психиатрии, неврологии и других «человековедческих» дисциплин, организованный как исследовательское и высшее учебное заведение, ныне носящее имя В. М. Бехтерева.

Биография

Родился в семье мелкого государственного служащего в селе Сарали, Елабужского уезда, Вятской губернии предположительно 20 января 1857 (был крещён 23 января 1857 г.). Являлся представителем древнего вятского рода Бехтеревых. Образование получил в вятской гимназии и С.-Петербургской медико-хирургической академии.
По окончании курса (1878), Бехтерев посвятил себя изучению душевных и нервных болезней и для этой цели работал при клинике проф. И. П. Мержеевского.

В 1879 году Бехтерев был принят в действительные члены Петербургского общества психиатров. А в 1884 г. был командирован за границу, где занимался у Дюбуа-Реймона (Берлин), Вундта (Лейпциг), Мейнерта (Вена), Шарко (Париж) и др.

По защите докторской диссертации (4 апреля 1881) утверждён приват-доцентом Петербургской медико-хирургической академии, а с 1885 года состоял профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой окружной казанской лечебницы. Во время работы в Казанском университете создал психофизиологическую лабораторию и основал Казанское общество невропатологов и психиатров. В 1893 году возглавил кафедру нервных и душевных болезней Медико-хирургической академии. В том же году основал журнал «Неврологический вестник». В 1894 году Владимир Михайлович был назначен членом медицинского совета министерства внутренних дел, а в 1895 году - членом военно-медицинского ученого совета при военном министре и тогда же членом совета дома призрения душевнобольных. С 1897 года преподавал также в Женском медицинском институте.

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

В ноябре 1900 года двухтомник Бехтерева «Проводящие пути спинного и головного мозга» был выдвинут Российской академией наук на премию имени академика К. М. Бэра. В том же году Владимир Михайлович был избран председателем Русского общества нормальной и патологической психологии.

После завершения работы над семью томами «Основы учения о функциях мозга» особое внимание Бехтерева как учёного стали привлекать проблемы психологии. Исходя из того, что психическая деятельность возникает в результате работы мозга, он считал возможным опираться главным образом на достижения физиологии, и, прежде всего, на учение о сочетательных (условных) рефлексах. В 1907-1910 годах Бехтерев опубликовал три тома книги «Объективная психология». Учёный утверждал, что все психические процессы сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями, которые доступны наблюдению и регистрации.

Был членом редакционного комитета многотомного «Traite international de psychologie pathologique» («Интернациональный трактат по патологической психологии») (Париж, 1908-1910), для которого им написаны несколько глав. В 1908 году в Петербурге начинает работу основанный Бехтеревым Психоневрологический институт.
В нём были открыты педагогический, юридический и медицинский факультеты. В 1916 году эти факультеты были преобразованы в частный Петроградский университет при Психоневрологическом институте. Сам Бехтерев принимал активное участие в работе института и университета, возглавлял хозяйственный комитет последнего.

В мае 1918 года Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации Института по изучению мозга и психической деятельности. Вскоре Институт открылся, и его директором до самой смерти являлся Владимир Михайлович Бехтерев. В 1927 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

В возрасте около 70 лет женился вторым браком на молоденькой племяннице Ягоды Берте Яковлевне.

Умер внезапно 24 декабря 1927 года в Москве. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище в Ленинграде.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.

Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину. Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет.

По мнению правнука В. М. Бехтерева, С. В. Медведева, директора «Института мозга человека»:

«Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину - сифилис мозга».

ВЕРСИИ О ПРИЧИНАХ СМЕРТИ В.М. БЕХТЕРЕВА
Лукашина В.А., Губанова Г.В.

В 2012 году исполняется 155 лет со дня рождения и 85 лет со дня смерти Бехтерева Владимира Михайловича - основоположника отечественной экспериментальной психологии, врача, невропатолога, психиатра, физиолога и морфолога, работы которого по изучению морфологии мозга стали значительным вкладом в науку .

Обстоятельства неожиданной смерти этого замечательного учёного, последовавшей 24 декабря 1927 года, до сих пор окончательно не выяснены и служат почвой для различных легенд. Существуют несколько версий причин кончины Бехтерева. Рассмотрим некоторые из них.

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. По сведениям, в декабре 1927 года Бехтерев, собираясь из Ленинграда в Москву на I Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров, получил из лечебного управления Кремля телеграмму с просьбой, приехав в Москву, связаться с управлением. В пятницу 22 декабря, вернувшись из Кремля, Бехтерев выступил с докладом на съезде, затем с самого утра 23 декабря осматривал новую лабораторию Института психопрофилактики, а оттуда отправился в Большой театр на балет Чайковского «Лебединое озеро». Именно там будто бы учёный в буфете что-то съел, и это способствовало его отравлению. Со второго действия В.М. Бехтерев вернулся в квартиру профессора С.И. Благоволина, у которого остановился в Москве, почувствовав себя плохо. Приглашенный профессор Бурмин прописал ему постельный режим. К вечеру самочувствие Бехтерева резко ухудшилось. На сей раз вместе с Бурминым прибыли профессор Шервинский, а также два врача - Клименков и Константиновский. Оба профессора подтвердили утренний диагноз - острое желудочно-кишечное заболевание; врачи остались дежурить на ночь.

Общее отравление организма Бехтерева неудержимо нарастало. Он временами терял сознание. Дыхание стало прерывистым. Частота пульса резко упала, и в 23 часа 45 минут 24 декабря после короткой агонии великий учёный скончался от паралича сердца .

Утром 25 декабря квартира Благоволина наполнилась светилами советской медицины того времени. Прибыли невропатологи Г.И. Россолимо, Л.С. Минора, В.В. Крамер, психиатр В.А. Гиляровский, патологоанатом А.И. Абрикосов, нарком здравоохранения Н.А. Семашко. Скульптор И.Д. Шадр снял гипсовую маску, а профессор Абрикосов извлёк мозг умершего. Была оглашена последняя воля В.М. Бехтерева: мозг его передать в Ленинградский институт по исследованию мозга, тело кремировать.

Смерть Бехтерева породила версию-легенду со многими неизвестными. Сомнения в официальной версии возникли у многих коллег учёного-медика. Одни считают, что странно и глупо думать "будто учёного с мировым именем могли потчевать в прославленном театре несвежей пищей" . Другие утверждают, что больному Бехтереву была оказана недостаточная и неквалифицированная помощь. Некролог в журнале «Вестник знания» сообщил, что причина смерти - желудочно-кишечное заболевание.
Это заключение сторонниками версии отравления оценивается как «неопределённое и непрофессиональное» . Это, разумеется, совсем не так. Врачи пытались сделать всё возможное, используя все достижения науки того времени.

Странным кажется, на наш взгляд, тот факт, что "представители Наркомздрава решили не делать вскрытия и патологоанатомического исследования, а решили лишь изъять мозг" . Тело же якобы по воле учёного кремировали, а ведь все родственники Бехтерева (кроме его жены) были против этого.

Одним из предположений было, что Бехтерев был специально отравлен органами НКВД после того, как нелицеприятно отозвался о состоянии психического здоровья И.В. Сталина. Будто бы на заседание съезда 22 декабря Бехтерев опоздал на несколько часов. На вопросы коллег о причине задержки он с раздражением ответил, что «смотрел одного сухорукого параноика». Более того, Бехтерев сделал губительное для себя заключение, что с таким заболеванием человек не может руководить страной. И этими выводами Бехтерев неосторожно и открыто якобы делился с коллегами, откровенно называя Сталина «сухоруким параноиком». Но так сказать о пациенте не может даже начинающий психиатр, а Бехтерев был крупнейшим специалистом, признанным во всём мире. Он отличался исключительным тактом, деликатностью, тонкостью в отношениях с людьми, призывал коллег соблюдать врачебную тайну, щадить самолюбие больных...

Совершенно иную версию смерти Бехтерева высказывал в беседе с корреспондентом журнала «Техника молодежи» Рудольфом Баландиным писатель Глеб Анфилов. Согласно его гипотезе, смерть учёного была непосредственно связана с его работами в области создания «идеологического оружия» . Во время бесед с бывшими сотрудниками Бехтерева Анфилов узнал, что выделилось два направления в исследованиях. Одно из них - передача мыслей и эмоций на расстоянии, то есть телепатия. При разработках другого направления для внушения использовалась обычная радиосеть или микрофон.

Получившееся в результате экспериментов «идеологическое оружие» должно было иметь внутреннее применение. Если обычно психологическое оружие направляется на подавление и дезорганизацию неприятеля, то это, напротив, должно было мобилизовать и вдохновлять «своих». Фактически это было оружие для покорения собственного народа. Оно создавало не только послушные толпы, но и образ обожаемого вождя. В начале 1927 года один из руководителей работ неожиданно пропал, скорее всего, сбежал в Германию, прихватив с собой секретные бумаги. Это многое объясняет в сходстве политических ситуаций России и Германии тех времён.
Бехтерев оказался под прицелом НКВД. К тому же власти уже не испытывали в нём нужды, поскольку метод был отработан и апробирован. .

«Обстоятельства смерти академика Бехтерева в конце двадцатых годов тайно расследовались тремя крупными российскими юристами: Н. К. Муравьевым, П. Н. Малянтовичем и А. А. Иогансеном», - пишет в своей книге внук последнего . По словам автора данного исследования, в 1927 году Г.Е. Зиновьев, стоявший во главе Ленинградской парторганизации, вступив в смертельную схватку со Сталиным за власть, решил выдвинуть против «вождя и учителя» обвинение в отравлении Ленина. Зиновьев в 1927 г. рассчитывал победить Иосифа Виссарионовича с помощью свидетельских показаний Бехтерева. Для чего и стал оказывать давление на учёного. Тот в 1923 году осматривал больного Ленина и не имел сомнений в том, что Владимир Ильич был отравлен. Экспертное заключение Бехтерева - учёного с мировым именем и колоссальным авторитетом - могло поставить Сталина в очень затруднительное положение. Однако выход нашёлся. «Нет человека - нет проблемы».
И великого учёного не стало .

Такого же мнения придерживался и правнук Бехтерева, Святослав Лебедев, директор Института мозга человека. Он считает, что учёный был убит из-за диагноза, поставленного Владимиру Ленину (сифилис головного мозга). Хотя Владимир Ильич к тому времени уже лежал в мавзолее, правда об истинной причине его смерти никоим образом не должна была стать достоянием гласности. Поэтому, предотвращая утечку опасной информации, Бехтерева вполне могли убить .

Позже Наталья Петровна Бехтерева, выступая по телевидению, заявила буквально следующее: «У нас в семье всем было известно, что отравила Владимира Михайловича его вторая жена...» . И это заявление ещё больше запутывает и без того запутанную историю гибели прославленного академика...

Смерть великого русского учёного Владимира Михайловича Бехтерева, занимавшегося среди многого другого физиологией высшей нервной деятельности, до сих пор окружена завесой тайны . Подтверждением или опровержением какой-либо из версий может стать только работа с архивными засекреченными документами НКВД, при условии, если такие документы существуют.

Rae.ru›forum2012/9/2506

Но никакие меры уже не приносили пользы. Общее отравление организма Бехтерева неудержимо нарастало. Он временами терял сознание. Дыхание стало прерывистым.
Частота пульса резко упала, и в 23 часа 45 минут 24 декабря после короткой агонии великий учёный скончался от паралича сердца.

Voenternet.livejournal.com›179491.html
Официальная версия причины смерти гласила: паралич сердца из-за кратковременного приступа...

Задача данной статьи - выяснить истинную причину ухода из жизни выдающегося русского психиатра академика ВЛАДИМИРА МИХАЙЛОВИЧА БЕХТЕРЕВА по его коду ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

2 8 30 49 55 72 78 81 84 96 97 102 112 125 135 152 165 175 197 198 208 220 235 238 248 272
Б Е Х Т Е Р Е В В Л А Д И М И Р М И Х А Й Л О В И Ч
272 270 264 242 223 217 200 194 191 188 176 175 170 160 147 137 120 107 97 75 74 64 52 37 34 24

3 15 16 21 31 44 54 71 84 94 116 117 127 139 154 157 167 191 193 199 221 240 246 263 269 272
В Л А Д И М И Р М И Х А Й Л О В И Ч Б Е Х Т Е Р Е В
272 269 257 256 251 241 228 218 201 188 178 156 155 145 133 118 115 105 81 79 73 51 32 26 9 3

БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ = 272.

272 = 139-НАРУШЕНИЯ + 133-РИТМА МИОКАРДА.

272 = 199-НАРУШЕНИЯ РИТМА + 73-МИОКАРДА.

272 = 191-\63-ГИБЕЛЬ + 128-СЕРДЕЧНЫЙ\ + 81-ПАРАЛИЧ.

97 = 57-(с)ЕРДЦЕ + 40-РАЗЛА*(д)
__________________________________
176 = (укоро)ЧЕН РИТМ МИОКАРДА*

102 = 57-(с)ЕРДЦЕ + 45-РАЗЛАД*
___________________________________
175 = (укоро)ЧЕН РИТМ МИОКАРД*(а)

Звёздочкой помечены (опорные буквы кода ИМЕНИ).

Справка:

Синдром укороченного PQ: причины, симптомы, лечение
FB.ru›article/279943/sindrom-ukorochennogo-pq…
Синдром укороченного PQ является одним из целой плеяды проявлений нарушений сердечного ритма. Он редко бывает самостоятельной патологией.
В основном в историях болезни фигурирует как осложнение основного заболевания и является одной из частых причин внезапной смерти.

84 = 3-(от уколо)В* + 81-ПАРАЛИЧ
________________________________
191 = ПАРАЛИЧ ОТ УКОЛОВ*

157 = (пар)АЛИЧ ОТ УКОЛОВ*
____________________________
118 = В*ЛИЯНИЕ УК(олов)

154 = (пар)АЛИЧ ОТ УКОЛО*(в)
_____________________________
133 = ВЛИЯНИЕ УКО*(лов)

139 = (пар)АЛИЧ ОТ УКОЛ*(ов)
____________________________
145 = ВЛИЯНИЕ УКОЛ*(ов)

"Глубинная" дешифровка предлагает следующие варианты, в которых совпадают все столбцы:

БЕ(да) + (зады)Х(ае)Т(ся) + (дыхани)Е (п)РЕ(р)В(ано) + В(незапный) (раз)ЛАД (р)И(тма) МИ(ока)Р(да) + М(гновен)И(е) + (зады)ХА(ющи)Й(ся) + (останов)Л(ен)О (кро)В(ообращение) + (парал)ИЧ

272 = БЕ,Х,Т, + ,Е,РЕ,В, + В,ЛАД,И, МИ,Р, + М,И, + ,ХА,Й, + ,Л,О,В, + ,ИЧ.

БЕ(да) + (зады)Х(ае)Т(ся) + (дыхани)Е (п)РЕ(р)В(ано) + В(незапный) (раз)ЛАД (р)И(тма) МИ(ока)Р(да) + (у)МИ(рающий) + (зады)ХА(ние) + (де)Й(ствие) (уко)ЛОВ + (парал)ИЧ

272 = БЕ, + ,Х,Т, + ,Е,РЕ,В, + В,ЛАД,И, МИ,Р, + ,МИ, + ,ХА, + ,Й,ЛОВ + ,ИЧ.

Справка:

Что собой представляет паралич сердца
cordislab.com›zabolevaniya-serdca/347…umiraet…
Внезапная смерть сердца – это состояние человека, при котором сердечная мышца без видимых на то причин, перестаёт поддерживать правильный ритм и останавливает свою работу. То есть простыми словами сердце резко перестаёт биться.

Паралич сердца – это угрожающее жизни (терминальное) состояние, при котором произвольные сокращения миокарда внезапно прекращаются, вследствие чего сердечные мышцы теряют способность перекачивать кровь и поддерживать нормальный кровоток в организме.
Паралич сердца: причины, симптомы, диагностика...
ilive.com.ua›paralich-serdca 98304i15949.html

Внезапная остановка сердца и есть паралич сердца. Сердце внезапно перестаёт биться, без каких либо явных причин.
zoovet.ru›slovo.php?slovoid=5043

Внезапная сердечная смерть, паралич сердца
medicin-germany.ru›bolezni…smert-paralich-serdca/
Под внезапной сердечной смертью понимается состояние, когда сердце неожиданно и без предшествующих тому причин... В большинстве случаев моментальная сердечная смерть вызывается нарушением кровообращения в сосудах сердца...

5 8 9 14 37 38 57 86 110 116 135 138 145 162 181 196 202 207 213 224 225 227 244 276
Д В А Д Ц А Т Ь Ч Е Т В Ё Р Т О Е Д Е К А Б Р Я
276 271 268 267 262 239 238 219 190 166 160 141 138 131 114 95 80 74 69 63 52 51 49 32

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

Д(ыхание) (прер)В(ано) + (остановк)А + (сер)ДЦА + (смер)ТЬ + (токси)ЧЕ(ское) ((о)Т(ра)В(ление) + (м)ЁРТ(в) + О(становлено) (кровобращени)Е + (сер)ДЕ(чная) КА(тастрофа) + (ги)Б(ель) + (от)Р(авилс)Я

276 = Д,В, + ,А + ,ДЦА,ТЬ + ,ЧЕ,Т,В, + ,ЁРТ, + О,Е + ,ДЕ, КА, + ,Б, + ,Р,Я.

Смотрим столбец в верхней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

238 = (двадца)ТЬ ЧЕТВЁРТОЕ ДЕКАБРЯ
____________________________________
37 = ДВАДЦ(ать...)

238 = 37-ЯД + 201-УМИРАНИЕ ОТ УКОЛОВ
_
37 = ЯД

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = СЕМЬДЕСЯТ = 146.

18 24 37 66 71 77 95 127 146
С Е М Ь Д Е С Я Т
146 128 122 109 80 75 69 51 19

"Глубинная" дешифровка предлагает следующий вариант, в котором совпадают все столбцы:

СЕ(рдечная) (с)М(ерт)Ь + Д(ыхани)Е (прерывает)СЯ + (ка)Т(астрофа)

146 = СЕ,М,Ь + Д,Е,СЯ + ,Т,.

Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

127 = СЕМЬДЕСЯ(т)
_______________________________________

127 = 12-(уко)Л + 115-ГИБЕЛЬНЫЙ (исход)
_______________________________________
155 = 12-(уко)Л + 143-ГИБЕЛЬНЫЙ ИС(ход)


РСФСР
СССР Научная сфера: Альма-матер :

Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января (1 февраля) , Сорали (ныне Бехтерево, Елабужский район) - 24 декабря , Москва) - выдающийся русский медик -психиатр , невропатолог , физиолог , психолог , основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик .

Организовал в Петербурге Общество психоневрологов и Общество нормальной и экспериментальной психологии и научной организации труда. Редактировал журналы «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», «Изучение и воспитание личности», «Вопросы изучения труда» и другие.

После своей смерти В. М. Бехтерев оставил собственную школу и сотни учеников, в том числе 70 профессоров.

По улице Бехтерева в Москве расположена крупнейшая в Москве 14-я городская психиатрическая больница имени Бехтерева, которая обслуживает все округа Москвы, особенно ЗАО Москвы.

Версии о причинах смерти

По официальной версии, причиной смерти стало отравление консервами. Существует версия, что смерть Бехтерева связана с консультацией, которую он незадолго до гибели дал Сталину . Но прямых свидетельств, что одно событие связано с другим, нет .

По мнению правнука В. М. Бехтерева, Медведева С. В. , директора «Института мозга человека»:

«Предположение, что мой прадед был убит, это не версия, а вещь очевидная. Его убили за диагноз Ленину - сифилис мозга.»

Семья

  • Бехтерева-Никонова, Ольга Владимировна - дочь.
  • Бехтерева, Наталья Петровна - внучка.
  • Никонов, Владимир Борисович - внук.
  • Медведев, Святослав Всеволодович - правнук.

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • Осень 1914 - декабрь 1927 года - особняк - набережная реки Малой Невки , 25.

Память

В честь Бехтерева были выпущены почтовые марки и памятная монета:

Памятные места

  • «Тихий берег» - усадьба Бехтерева в нынешнем посёлке Смолячково (Курортный район Санкт-Петербурга), - памятник истории.
  • Дом В. М. Бехтерева в Кирове - памятник истории.

Научный вклад

Бехтерев исследовал большой ряд психиатрических, неврологических, физиологических, морфологических и психологических проблем. В своём подходе он всегда ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Осуществляя реформацию современной психологии, разработал собственное учение, которое последовательно обозначал как объективную психологию (с ), затем как психорефлексологию (с ) и как рефлексологию (с ). Уделял особое внимание разработке рефлексологии как комплексной науки о человеке и обществе (отличной от физиологии и психологии), призванной заменить психологию.

Широко использовал понятие «нервный рефлекс». Ввел в оборот понятие «сочетательно-двигательный рефлекс» и разработал концепцию этого рефлекса. Открыл и изучил проводящие пути спинного и головного мозга человека, описал некоторые мозговые образования. Установил и выделил ряд рефлексов, синдромов и симптомов. Физиологические рефлексы Бехтерева (лопаточно-плечевой, рефлекс большого веретена, выдыхательный и др.) позволяют определить состояние соответствующих рефлекторных дуг, а патологические (тыльностопный рефлекс Менделя - Бехтерева , запястно-пальцевой рефлекс, рефлекс Бехтерева - Якобсона) отражают поражение пирамидных путей.

Описал некоторые болезни и разработал методы их лечения («Постэнцефалитические симптомы Бехтерева», «Психотерапевтическая триада Бехтерева», «Фобические симптомы Бехтерева» и др.). В Бехтеревым была описана «одеревенелость позвоночника с искривлением его как особая форма заболевания» («Болезнь Бехтерева », «Анкилозирующий спондилит »). Бехтеревым выделены такие заболевания, как «хореическая падучая», «сифилитический множественный склероз», «острая мозжечковая атаксия алкоголиков». Создал ряд лекарственных препаратов. «Микстура Бехтерева» широко использовалась в качестве успокаивающего средства.

Многие годы исследовал проблемы гипноза и внушения, в том числе при алкоголизме.

Более 20 лет изучал вопросы полового поведения и воспитания ребёнка. Разработал объективные методы изучения нервно-психического развития детей.

  1. по нормальной анатомии нервной системы;
  2. патологической анатомии центральной нервной системы;
  3. физиологии центральной нервной системы;
  4. по клинике душевных и нервных болезней и, наконец,
  5. по психологии (Образование наших представлений о пространстве, «Вестник психиатрии», ).

В этих работах Бехтерев занимался изучением и исследованием хода отдельных пучков в центральной нервной системе, состава белого вещества спинного мозга и хода волокон в сером веществе и вместе с тем, на основании произведённых опытов, выяснением физиологического значения отдельных частей центральной нервной системы (зрительных бугров, преддверной ветви слухового нерва, нижних и верхних олив, четверохолмия и пр.).

Бехтереву удалось также добыть некоторые новые данные по вопросу о локализации различных центров в мозговой коре (напр. по локализации кожных - осязательных и болевых - ощущений и мышечного сознания на поверхности мозговых полушарий, «Врач», ) и также по физиологии двигательных центров мозговой коры («Врач», ). Много работ Бехтерева посвящено описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний.

Сочинения :

  • Основы учения о функциях мозга, СПБ, 1903-07;
  • Объективная психология, СПБ, 1907-10;
  • Психика и жизнь, 2 изд., СПБ, 1904;
  • Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни . СПб: Издание К.Л.Риккера, 1908
    • Bechterew, W. M. La suggestion et son rôle dans la vie sociale ; trad. et adapté du russe par le Dr P. Kéraval. Paris: Boulangé, 1910
  • Общая диагностика болезней нервной системы, ч. 1-2, СПБ, 1911-15;
  • Коллективная рефлексология, П., 1921
  • Общие основы рефлексологии человека, М.- П., 1923;
  • Проводящие пути спинного и головного мозга, М.- Л., 1926;
  • Мозг и деятельность, М.- Л., 1928: Избр. произв., М., 1954.

Из фотоархива

См. также

Примечания

Литература

  • Никифоров А. С. Бехтерев / Послесл. Н. Т. Трубилина.. - М .: Молодая гвардия , 1986. - (Жизнь замечательных людей . Серия биографий. Вып. 2 (664)). - 150 000 экз. (в пер.)
  • Чудиновских А. Г. В.М. Бехтерев. Жизнеописание. - Киров: ООО «Триада-С», 2000. - 256 с. с. - 1000 экз.

Историография и ссылки

  • Акименко, М. А. (2004). Психоневрология - научное направление, созданное В. М. Бехтеревым
  • Акименко, М. А. & Н.Деккер (2006). В. М. Бехтерев и медицинские школы Лейпцигского университета
  • Бехтерев, Владимир Михайлович в библиотеке Максима Мошкова
  • Роль внушения в общественной жизни - речь В. М. Бехтерева 18 декабря 1897 г.
  • Биографические материалы о В. М. Бехтереве с проекта Хронос

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 1 февраля
  • Родившиеся в 1857 году
  • Родившиеся в Вятской губернии
  • Умершие 24 декабря
  • Умершие в 1927 году
  • Умершие в Москве
  • Психологи России
  • Психологи СССР
  • Психиатры России
  • Психиатры Российской империи
  • Физиологи России
  • Психологи по алфавиту
  • Персонологи
  • Похороненные на Литераторских мостках
  • Выпускники Военно-медицинской академии
  • Преподаватели Военно-медицинской академии
  • Преподаватели Казанского университета
  • Гипнотизёры России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Владимир Михайлович Бехтерев, всемирно известный невропатолог, психиатр, физиолог, основатель отечественной школы психоневрологов, родился 1 февраля 1857 года в селе Сорали Вятской губернии.

На выбор специальности повлиял перенесенный Бехтеревым недуг, душевное расстройство. Потому в Императорской Медико-хирургической академии он на старших курсах выбирает в качестве направления - нервные и душевные болезни. Впоследствии он участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

В 1881 г. Владимир Михайлович защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины по теме «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», а также получил ученое звание приват-доцента.

После ряда лет руководства кафедрой психиатрии в Казанском университете, в 1893 г. Бехтерев возглавил кафедру душевных и нервных болезней Императорской Военно-медицинской академии, а т

акже стал директором клиники душевных болезней Клинического военного госпиталя.

В 1899 г. Бехтерев был избран академиком Военно-медицинской академии и награжден золотой медалью Российской академии наук. Недолгое время Владимир Михайлович исполнял обязанности начальника академии.

Владимир Михайлович Бехтерев выступил с инициативой создания Психоневрологического института, и благодаря его стараниям в 1911 г. появились первые здания института за Невской заставой. Вскоре он становится президентом института.

Активно участвовал Бехтерев и в общественной жизни. В 1913 году он принял участие в знаменитом политически ангажированном «деле Бейлиса». После выступления Бехтерева главный обвиняемый был оправдан, а экспертиза по его делу вошла в историю науки как первая судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Подобное поведение вызвало недовольство властей, и вскоре Бехтерев был уволен из академии, Женского медицинского института и не был утвержден на новый срок в качестве президента Психоневрологического института.

В.М.Бехтерев занимался исследованием значительной части психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем, при этом в своем подходе он неизменно ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека. Он многие годы изучал проблемы гипноза и внушения.

Поддержка советской власти обеспечила ему относительно достойное существование и деятельность в новой России. Он работает в Наркомпросе, создает Институт по изучению мозга и психической деятельности. Однако альянс с властью был недолгим. Как великий ученый и независимый человек, он тяготился складывавшейся в стране тоталитарной системой. В декабре 1927 года Владимир Михайлович скоропостижно скончался. Существует немало доказательств того, что смерть носила насильственный характер.

Урна с прахом Владимира Михайловича Бехтерева долгие годы хранилась в мемориальном музее ученого, в 1971 г. была захоронена на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Известный отечественный скульптор М.К. Аникушин стал автором надгробного памятника.

Имя Владимира Михайловича Бехтерева носит Психоневрологический институт, а улица, на которой он расположен, также названа в честь великого ученого. Здесь же находится памятник Бехтереву.

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Предисловие

«…Знают только двое – Господь Бог и Бехтерев»

Ему удивлялись. Ученик академика Бехтерева профессор Михаил Павлович Никитин вспоминал свой разговор с одним из зарубежных ученых, который неожиданно признался: «Я бы поверил, что Владимир Бехтерев один сделал так много в науке и написал такое количество научных работ, если бы был уверен, что их можно прочитать за одну жизнь». Разные библиографические справочники свидетельствуют, что Владимир Бехтерев написал и опубликовал более тысячи научных работ.

В него верили. Рекомендуя молодого ученого Бехтерева на заведование кафедрой психиатрии Казанского университета, его учитель И. М. Балинский писал, что «он встал твердой ногой на анатомо-физиологическую почву – единственную, от которой следует ожидать дальнейших успехов в науке о нервных и душевных болезнях».

О нем складывали легенды. Одна из самых известных даже получила название «Бехтерев на обходе». «Бехтерев ходил по палатам, сопровождаемый «хвостом», пошучивал, улыбаясь, как-то свободно сегодня решая вопросы, ставившие других в тупик.

– Этот больной после ссоры оглох. Специалисты отоларингологи не находят никаких изменений в слуховом аппарате. Полагали, что глухота истерическая, но… – докладывала Бехтереву, деловито вскинув остренький подбородок, Раиса Яковлевна Голант.

– Хм! – хлопнул в ладоши над самым ухом больного: никакой реакции. – Впрочем… – Жестом показал больному раздеться по пояс. Написал на листке бумаги: «Я проведу пальцем или бумажкой по вашей спине, а вы мне ответите – чем?» И тут же, проведя пальцем, одновременно прошелестел бумажкой.

– Бумажкой, – быстро сказал больной.

– Вы здоровы, уже слышите! Вас можно выписывать.

– Спасибо, – тихо согласился больной. Бехтерев сказал врачам, сопровождавшим его:

– Симуляция вульгарис.

– …Этого больного к нам перевели из Максимилиановской, – продолжала Голант. – Правосторонний паралич. Больной страдает пороком сердца. Предполагали эмболию сосудов. Лечение в течение двух месяцев не дало никакого улучшения. Вот решили посоветоваться с вами…

Бехтерев тщательно осмотрел больного и, прикладывая трубку к черепу, стал выслушивать его. Подзывал всех по очереди:

– Слышите? Это и есть то, что называется «шум волчка». Предполагаю аневризму. Она давит на двигательную область левого полушария. Больного надо немедленно оперировать.

Обход продолжался.

– Афазия… Инженер по профессии, поступивший к нам уже с полной потерей речи. Однако может объясниться письменно или с помощью специального словаря. Слух не нарушен.

Бехтерев помолчал, откашлялся. Наконец склонился к больному, взялся за пуговицу его халата:

– Скажите, уважаемый… а сколько будет два плюс два?

Больной смутился, пожал недоуменно плечами, жалко наморщил лоб. Бехтерев вздохнул:

– По-видимому, поражена передняя часть центра Брока, анатомически связанная с центром счета… – и, отойдя от больного, сказал: – Симптоматическое лечение. Бромиды. Физиотерапия. Покой! – и развел руки, подчеркивая бессилие медицины.

А к этой щуплой, шустрой старушонке, которая поднялась, улыбаясь, при входе академика в палату, Бехтерев подошел сам:

– Ну как, бабуся, лучше?

– Лучше, соколик, лучше.

– Ну вот. Прекрасно. Поезжайте к своему старику. И все будет хорошо. Я еще на вашу золотую свадьбу приду».

Им искренно восхищались. Коллеги Бехтерева не в шутку говорили, что анатомию мозга знают только двое – Господь Бог и Бехтерев.

Этапы его «большого пути» поражали воображение . Владимир Бехтерев был гением. Он первым в мире создал новое научное направление – психоневрологию и всю жизнь посвятил изучению человеческой личности. Именно для этого он основал 33 института, 29 научных журналов. Школу Бехтерева прошли более 5000 учеников. Начав с изучения физиологии головного мозга, он перешел к изучению его работы в различных режимах и отражение их на физиологии.

Серьезно изучал гипноз, и даже ввел его медицинскую практику в России.

Первым сформировал законы социальной психологии, разработал вопросы развития личности.

Своей титанической работой он доказал: одному человеку под силу сделать многое, если он идет к большой цели. И на пути к цели приобретает массу званий и знаний. Бехтерев – профессор, академик, психиатр, невропатолог, психолог, физиолог, морфолог, гипнотизер и философ.

Родился гений 1 февраля 1857 года в селе Сорали Вятской губернии в семье станового пристава. В девятилетнем возрасте остался без отца, и семья из пяти человек – мать и четверо сыновей – испытывала большие материальные трудности.

В 1878 году окончил Медико-хирургическую академию. С 1885 года был заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета, где впервые создал психофизиологическую лабораторию и основал журнал «Неврологический вестник» и Казанское общество невропатологов и психиатров.

С 1893 года работал в Петербурге, занимал пост профессора Военно-медицинской академии. С 1897 года – профессор Женского медицинского института.

В 1908 году стал директором организованного им Психоневрологического института.

В 1918 году возглавил созданный по его инициативе Институт по изучению мозга и психической деятельности (позже – Государственный рефлексологический институт по изучению мозга, получивший его имя).

В 1927 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Как ученого его всегда интересовал человек – его психика и мозг. По словам специалистов, он исследовал личность на основе комплексного изучения мозга физиологическими, анатомическими и психологическими методами, позже – через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе (получившей название рефлексологии).

Крупнейшим вкладом в науку стали работы Бехтерева в области морфологии мозга.

Почти 20 лет он посвятил изучению полового воспитания и поведения ребенка раннего возраста.

Всю жизнь исследовал силу гипнотического внушения, в том числе и при алкоголизме. Разрабатывал теорию внушения.

Он впервые выделил ряд характерных рефлексов, симптомов и синдромов, важных для диагностики нервно-психических болезней. Описал ряд болезней и методы их лечения. Кроме диссертации «Опыт клинического исследования температуры тела при некоторых формах душевных заболеваний», Бехтереву принадлежат многочисленные работы, которые посвящены описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и отдельным случаям нервных заболеваний. Например, он изучал и лечил многие психические расстройства и синдромы: боязнь покраснеть, боязнь опоздать, навязчивую ревность, навязчивую улыбку, боязнь чужого взгляда, боязнь полового бессилия, одержимость гадами (рептилофрению) и другие.

Оценивая значение психологии для решения фундаментальных проблем психиатрии, Бехтерев не забывал, что и психиатрия как клиническая дисциплина в свою очередь обогащает психологию, ставит перед ней новые проблемы и решает некоторые сложные вопросы психологии. Это взаимообогащение психологии и психиатрии Бехтерев понимал следующим образом: «…получив толчок в своем развитии, психиатрия как наука, занимающаяся болезненными расстройствами душевной деятельности, оказала огромные услуги психологии. Новейшие успехи психиатрии, обязанные в значительной степени клиническому изучению психических расстройств у постели больного, послужили основой особого отдела знаний, известного под названием патологической психологии, которая уже привела к разрешению весьма многих психологических проблем и от которой, без сомнения, еще большего в этом отношении можно ожидать в будущем».

БЕХТЕРЕВ, ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ (1857–1927), русский невролог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы. Выстраивал свою концепцию объективной психологии. В его научных интересах, центральное место занимала психиатрия, исследование душевной жизни человека. Уделяя значительное внимание психологии, он выдвинул план ее превращения в объективную естественную науку. В начале 20 в. появились его первые книги, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. Бехтерев организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно – клинических и научно – исследовательских институт, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Бехтерев, тем не менее, не отвергал сознание. Он включал его в предмет психологии, так же как и субъективные методы исследования психики, в том числе самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах «Объективная психология» и «Общие основания рефлексологии». Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент, дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, анкетировании и самонаблюдении.

В дальнейшем Бехтерев исходил из того, что рефлексология в принципе не может заменить психологию, и последние работы его института постепенно вышли за рамки рефлексологического подхода.

С его точки зрения, рефлекс есть способ установления относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Так появилось одно из основных положений Бехтерева о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Бехтерев отстаивал мысль о воспитуемости, а не о наследуемом характере рефлексов. Так в книге «Основы общей рефлексологии» он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы, и утверждал, что общество осуществляет своего рода социальный отбор, создавая нравственную личность. Т. о., именно социальная среда является источником развития человека; наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции развиваются в течение жизни. Доказательством этого послужили, по его мнению, исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Бехтерев считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала 20 в., которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Он всегда подчеркивал, что все его интересы концентрируются вокруг одной цели – «изучить человека и суметь его воспитать». Бехтерев фактически ввел в психологию понятия: индивид, индивидуальность и личность, считая, что индивид – это биологическая основа, над которой надстраивается социальная сфера личности.

Большое значение имели и исследования Бехтеревым структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. Он отмечал доминирующую роль бессознательных мотивов во сне или при гипнозе и считал необходимым исследовать влияние опыта, приобретенного в это время, на сознательное поведение. Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно, только создав более сильный мотив, который «вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведение».

Бехтерев отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетна именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах «Коллективная рефлексология», «Объективное изучение личности». Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Бехтерев выделял людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, и изучал, что происходит с личностью, когда она становится членом коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он вместе с тем подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, т. к. любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы, в сущности, ограничивают личность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

А.Ф. Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности

Лазурский – основатель отечественной характерологии и экспериментального изучения личности.

А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте. По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) . Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека. Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными. Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение. Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня. Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества. Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся. На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Особенности экспериментального подхода в русской психологии начала XXв

Специфики экспериментального расклада в российской психологии начала ХХ в.; изыскания Н. В общем н. Наверно, ланге, А. К счастью, ф. В самом деле лазурского. Видимо становление течения, основывающегося на экспериментальном способе изыскания психических явлений, исполнялось под действием как совокупных направленностей мировой весьма эмоциональной науки, но и своеобразных социокультурных посылов и критерий становления российского эмоционального познания.

Главной беспристрастной посылом внедрения опыта в психологию появилась необходимость в конкретных, экспериментально неторопливо проверенных итогах налицо эмоциональных изысканий жителя нашей планеты. Действительно однозначно необыкновенно крайне имели необходимость в их резко развивавшиеся в конце ХХ. медицина и педагогика. 2-ой посылом развития экспериментальной психологии было узкое взаимодействие с науками, с коими психология была связана и исторически и логически, сначала, с дисциплинами естественнонаучного цикла. По-видимому данное взаимодействие определило проблематику воистину эмоциональных изысканий и внедрение специалистами по психологии воистину справедливых способов изыскания. Более того третьей посылом выступила логика становления по-человечески научного эмоционального познания, чувство недостаточности и невсеобъемлемости интроспекции как способа и доктрине очень-то научного познания.

Развитие естественнонаучной психологии в Рф было обусловлено образовавшимися в отечественной науке материалистическими тенденциями, воплотившихся в российской философии материализма, и еще в трудах просто-напросто научных работников – естествоиспытателей: Д. С другой стороны и. Короче говоря, менделеева, И. Напротив и. Оказалось, что мечникова, И. Ну что ж м. А теперь сеченова, И. Естественно, п. Стало быть павлова, А. В сущности а. И все же ухтомского и другие.

Особенности русского поведенчества

Если Германия дала миру учение о физико-химических основах жизни, Англия – о законах эволюции, то Россия дала миру науку о поведении. Создателями этой новой науки, отличной от физиологии и психологии, были русские ученые – И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский. У них были свои школы и ученики, и их уникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.

В начале 60-х гг. 19 в. в журнале “Медицинский вестник” была опубликована статья Ивана Михайловича Сеченова “Рефлексы головного мозга”. Она произвела оглушительный эффект среди читающего населения России. Впервые со времен Декарта, введшего понятие рефлекса, была показана возможность объяснения высших проявлений личности на основе рефлекторной деятельности.

Рефлекс включает в себя три звена: внешний толчок, вызывающий раздражение центростремительного нерва, которое передается в мозг, и отраженное раздражение, передающееся по центробежному нерву к мышцам. Сеченов переосмыслил эти звенья и добавил к ним новое, четвертое звено. Раздражение становится в учении Сеченова чувством, сигналом. Не “слепой толчок”, а различение внешних условий, в которых совершается ответное действие.

Сеченов выдвигает также оригинальный взгляд на работу мышцы. Мышца – это не только “рабочая машина”, но и, благодаря наличию в ней чувствительных окончаний, еще и орган познания. В дальнейшем Сеченов говорит о том, что именно рабочая мышца производит операции анализа, синтеза и сравнения объектов, с которыми она оперирует. Но из этого следует важнейший вывод: рефлекторный акт не завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются в центры головного мозга, и на этом основании изменяется картина воспринимаемой среды. Так рефлекторная дуга преобразуется в рефлекторное кольцо, которое образует новый уровень отношений организма со средой. Изменения среды отражаются в психическом аппарате и вызывают последующие изменения в поведении; поведение становится психически регулируемым (ведь психика – это отражение). На базе рефлекторно организованного поведения возникают психические процессы.

Сигнал преобразуется в психический образ. Но и действие не остается неизменным. Из движения (реакции), оно превращается в психическое действие (сообразное среде). Соответственно изменяется и характер умственной работы – если раньше она являлась бессознательной, то теперь показывается основа возникновения сознательной деятельности.

Одно из важнейших открытий Сеченова, касающееся работы головного мозга, - это открытие им так называемых центров торможения. До Сеченова физиологи, объясняющие деятельность высших нервных центров, оперировали только понятием возбуждения.

Основные идеи и понятия, разработанные И.М. Сеченовым, получили свое полное развитие в работах Ивана Петровича Павлова.

С именем Павлова ассоциируется, прежде всего, учение о рефлексах. Павлов разделил раздражители на безусловные (безусловно вызывают ответную реакцию организма) и условные (организм реагирует на них только в том случае, если их действие становится биологически значимым). Эти раздражители, совместно с подкреплением порождают условный рефлекс. Выработка условных рефлексов – основа обучения, приобретения нового опыта.

В ходе дальнейших исследований Павлов существенно расширяет экспериментальное поле. Он переходит от изучения поведения собак и обезьян к изучению нервно-психических больных. Исследование поведения людей приводит Павлова к выводу о необходимости различения двух видов сигналов, управляющих поведением. Поведение животных регулируется первой сигнальной системой (элементы этой системы – чувственные образы). Поведение человека регулируется второй сигнальной системой (элементы – слова). Благодаря словам у человека возникают обобщенные чувственные образы (понятия) и мыслительная деятельность.

Павлов также предложил оригинальную идею происхождения нервных расстройств. Он предположил, что причиной неврозов у людей могут служить столкновения противоположных тенденций – возбуждения и торможения.

Идеи, сходные с павловскими, развивал другой великий русский психологи и физиолог Владимир Михайлович Бехтерев.

Бехтерев был увлечен идеей создания науки о поведении, основанной на изучении рефлексов – рефлексологии. В отличии от бихевиористов и И.П. Павлова, он не отвергал сознание как объект психологического исследования и субъективные методы исследования психики.

Одним из первых отечественных и мировых психологов, Бехтерев начинает изучать личность как психологическую целостность. Фактически, он вводит в психологию понятия индивид, личность и индивидуальность, где индивид – это биологическая основа, личность – социальное образование и т.д. Исследуя структуру личности, Бехтерев выделял ее сознательную и бессознательную части. Как и З.Фрейд, он отмечал ведущую роль бессознательных мотивов во сне и при гипнозе. Как и психоаналитики, Бехтерев развивал идеи о сублимации и канализации психической энергии в социально-приемлемом направлении.

Одним из первых Бехтерев занялся вопросами психологии коллективной деятельности. В 1921 г. выходит в свет его труд “Коллективная рефлексология”, где он пытается рассмотреть деятельность коллектива через изучение “коллективных рефлексов” - реакций группы на воздействия среды. В книге поднимаются проблемы возникновения и развития коллектива, его влияния на человека и обратное влияние человека на коллектив. Впервые показаны такие явления, как конформизм, групповое давление; ставится проблема социализации личности в процессе развития и т.д.

Иную линию в исследовании рефлекторной природы регуляции психики развивал в своих трудах Алексей Алексеевич Ухтомский.

Он делал основной упор на центральной фазе целостного рефлекторного акта, а не на сигнальной, как первоначально И. П. Павлов, и не на двигательной, как В. М. Бехтерев. Ухтомский разработал учение о доминанте (1923г). Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т. е. доминанте.

Свои теоретические воззрения Ухтомский испытывал как в физиологической лаборатории, так и на производстве, изучая психофизиологию рабочих процессов. При этом он считал, что у высокразвитых организмов за видимой "обездвиженностью" таится напряженная психическая работа. Следовательно, нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. Эту концепцию Ухтомский назвал “оперативным покоем”. Механизмом доминанты Ухтомский объяснял широкий спектр психических актов: внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличиях от других). Это "разделение среды на предметы" Ухтомский трактовал как процесс, состоящий из трех стадий: укрепление наличной доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются для организма биологически интересными, установление адекватной связи между доминантой (как внутренним состоянием) и комплексом внешних раздражителей. При этом наиболее отчетливо и прочно закрепляется в нервных центрах то, что переживается эмоционально.