Как писать обзоры правильно: осваиваем нестандартное направление. Аналитический обзор научных источников Аналитический обзор для 4 5 информационных источников

1. Научно-аналитический обзор: сущность и отличительные особенности 2. Этапы подготовки научно-аналитического обзора 3. Алгоритм подготовки микрообзора

1. Блюменау, Д. И. Информационный анализ/ синтез для формирования вторичного потока документов / Д. И. Блюменау. – СПб: Изд во «Профессия» , 2002. – 240 с. 2. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий: учебно практическое пособие / В. В. Брежнева, В. А. Минкина. – СПб: Профессия, 2004. – 303 с. 3. Гендина, Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно метод. пособие / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, И. Л. Скипор. – 2 е изд. , перераб. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 296 с. 4. Жанры информационной литературы: обзор, реферат [Текст] / А. А. Гречихин, И. П. Здоров, В. И. Соловьев. – М. : Книга, 1983. – 320 с. 5. Справочник информационного работника / науч. ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2005. – С. 522 – 527.

Определение понятия «обзор» Обзор – текстовое сообщение, содержащее сводную характеристику какого либо вопроса или ряда вопросов, основанную на использовании информации, извлеченной из некоторого множества отобранных для этой цели документов за определенное время. Справочник информационного работника, с. 335.

Определение понятия «научно-аналитические обзоры» Научно-аналитические обзоры это обзоры, содержащие всесторонний анализ рассматриваемых первичных документов (ПД), их критическую, аргументированную оценку и обоснованные рекомендации по существу исследуемых вопросов. Они представляют собой неотъемлемую часть диссертаций, монографий, научных статей.

Научно-аналитический обзор: форма представления и структура Формы представления: Самостоятельный документ Составная часть статьи, монографии, отчета и т. п. Элементы формальной (внешней) структуры обзора как самостоятельного документа: 1. Обложка 2. Титульный лист 3. Оглавление 4. Текст обзора с выделенными шрифтом названиями глав и параграфов 5. Список литературы 6. Приложения 7. Описок сокращений

Требования к аналитическим обзорам ь Полнота охвата источников. Обеспечивается за счет отражения всех существующих взглядов на анализируемый вопрос (тему), независимо от точки зрения автора обзора. ь Достоверность и точность информации. Проявляется в наличии библиографических ссылок, указывающих на анализируемые первоисточники. ь Критическая оценка анализируемых публикаций. Отражается в явно выраженной научной позиции автора обзора.

Отличительные признаки обзоров: ь Совокупность (множество) документов, подлежащих анализу; ь Определенность объекта анализа и синтеза информации – четкость формулировки темы обзора; ь Определенность временного периода; ь Систематизация информации; ь Обобщение информации; ь Наличие собственных суждений и выводов автора обзора, полученных в результате логического анализа и синтеза информации, которая содержится в документах первоисточниках; ь Наличие библиографических ссылок и цитат, что обусловлено требованием полноты и достоверности информации. С помощью библиографических ссылок автор обзора демонстрирует знание источников по теме обзора, их полноту и разнообразие; с помощью цитат аргументирует выдвигаемые в обзоре положения.

Основные этапы подготовки научно-аналитического обзора 1. Уточнение тематических границ обзора (структурно семантический анализ темы обзора); 2. Поиск информации; 3. Анализ первичных документов по теме обзора; 4. Построение плана обзора; 5. Группировка материалов в соответствии с планом; 6. Составление текста обзора (синтез информации); 7. Редактирование и оформление текста обзора.

Ключевые логические знания и умения для подготовки аналитических обзоров Логическая категория Знать Уметь Понятие Отношения между понятиями Отличать правильно построенные определения (дефиниции) от неправильных Формулировать определения понятий Выделять существенные признаки понятий Сопоставлять понятия на основе черт сходства и различия Логические приемы формирования понятий: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение Осуществлять анализ и синтез объектов Производить сравнение объектов на основе общих и отличительных признаков Выделять существенные признаки объектов и абстрагироваться от несущественных Объединять однородные объекты в некоторый класс Классификация Правила построения классификации Осуществлять классификацию объектов Находить ошибки в существующих классификациях объектов Суждение Виды суждений и правила их построения Строить различные виды суждений по профилю специальности Находить ошибки в неправильно построенных суждениях Умозаключение Сущность и виды умозаключений Использовать индуктивные и дедуктивные умозаключения при решении профессиональных задач Аргументация Виды доказательств и правила доказательного рассуждения и опровержения Строить прямое и косвенное доказательство Строить опровержение Находить и устранять ошибки в доказательствах и опровержениях

0. Уточнение тематических границ обзора (структурно семантический анализ темы обзора). Поиск источников информации 1. Ознакомительное чтение 2. Анализ текста 3. Озаглавливание фрагментов текста 4. Составление плана 5. Группировка фрагментов текста в соответствии с планом 6. Обобщение информации: результаты анализа и выводы 7. Редактирование и оформление текста обзора.

4. 1. Выявите фрагмент, на базе которого будет построено «Введение» . 4. 2. Обобщите информацию в нем содержащуюся, и с помощью «предложения-связки» включите в блок «Введение» . 4. 3. Определите цель микрообзора. 4. 4. Сформируйте связный текст «Введения» .

10. 1. Укажите основные источники информации, послужившие объектом анализа, а также хронологический период их характеризующий. Например: Объектом анализа при подготовке микрообзора явились …, …, … и … публикации, включая как традиционные, так и …, посвященные … за … гг.

10. 2. Перечислите все операции, выполненные при подготовке микрообзора. Например: Микрообзор получен в результате выполнения следующих операций: поиска информации, …, …, … и составления связного текста микрообзора.

Технология подготовки аналитического обзора как средства представления

результатов исследования

    Сущность аналитического обзора

    Состав стадий и этапов формализованного составления аналитического обзора

    Подготовительная стадия составления аналитического обзора

    Основная стадия составления аналитического обзора

    Заключительная стадия составления аналитического обзора

Сущность аналитического обзора

Наиболее древним и распространенным способом поиска новых решений является непроизводительный метод проб и ошибок, основанный на переборе различных вариантов без определенного системного подхода. Альтернативой этому служат аналитические методы, связанные с выявлением новых объектов, их аспектов, новых проблем и способов их решения на основе информационного анализа и синтеза. Именно это составляет сущность профессиональной деятельности информатика-аналитика, призванного производить всесторонний анализ отдельных сторон, свойств, составных частей объекта исследования, осуществлять аналитические рассуждения, порождая при этом новую информацию и предлагая нетрадиционные подходы, способы решения выявленных проблем. При этом должно происходить уменьшение интеллектуальных, трудовых, финансовых, материальных и т. п. затрат.

Аналитическая деятельность является разновидностью интеллектуальной деятельности, которая характеризуется преобладанием творческих процедур, позволяющих порождать новую информацию, выявлять новые проблемы или их аспекты, предлагать нетрадиционные способы их решения.

Результатом аналитической деятельности является подготовка информационно-аналитических продуктов, к которым относятся аналитические справки, аналитические доклады, аналитические обзоры, аналитические отчеты, аналитические прогнозы, рубрикаторы перспективных направлений, конъюнктурные справки, экспертные заключения, патентные заключения, информационные модели, описание объектов предметной области и т. п.

В основе создания информационно-аналитических продуктов лежит использование таких методов, как информационный анализ, информационный синтез, моделирование (информационное, структурно-лингвистическое, библиометрическое, наукометрическое, имитационное, гносеологическое, вербальное, инфометрическое и др.), экспертиза (патентная, лицензионная, информационная, нормативно-правовая, экологическая и т. п.), прогнозирование, диагностика, информационно-аналитический мониторинг.

В практике научных исследований и проектных разработок важнейшее место занимают аналитические обзоры, обеспечивающие многоаспектную, обоснованную характеристику изучаемой предметной области (проблемы). Аналитический обзор является важнейшей составной частью курсовой работы, курсового и дипломного проектов, выполняемых студентами, обучающимися по специальности «Прикладная информатика (по областям)».

Аналитический обзор –это результат аналитико-синтетической переработки совокупности доку­ментов по определенному вопросу (проблеме, направлению), содержащий систематизированные, обобщенные и критически оцененные сведения.

Целью аналитического обзора является интерпретированная ориентация конечных пользователей в информационном потоке по конкретному направлению (проблеме). В зависимости от выполняемой функции аналитические обзоры подразделяются на:

Обзоры-обоснования, в которых дается оценка состояния исследуемого вопроса с обоснованием необходимости решения выявленной проблемы, а также с набором и сопоставительной оценкой путей и методов ее решения;

Итоговые обзоры, в которых дается оценка исследуемого вопроса с характеристикой достигнутого уровня, а также имеющихся на данный момент в изучаемой сфере нерешенных проблем;

Прогностические обзоры, в которых дается оценка состояния и определяются перспективные пути развития исследуемой предметной области на основе аргументированной оценки существующей ситуации, а также тенденций и темпов ее изменения.

Новая страница 1

Работа по сбору информации может ограничиваться передачей информации руководителю, но перед секретарем-референтом может быть поставлена и более сложная задача: провести анализ информации и подготовить аналитический обзор. Аналитический обзор (реферат) - сокращенное изложение содержания первичных документов с основными фактическими сведениями и выводами. Аналитические обзоры составляются на основании книг, статей, газетных и журнальных публикаций, управленческих документов и других источников информации.

Составление аналитического обзора необходимо для того, чтобы руководитель мог быстро, не затрачивая много времени, получить исчерпывающую информацию по проблеме. Поэтому главное требование, предъявляемое к аналитическому обзору, звучит так: вся информация должна быть представлена в сжатом и систематизированном виде .

Работа над аналитическим обзором начинается после того, как изучена литература и собран фактический материал. Первым ее шагом является составление плана, в котором определяется последовательность изложения материала. План помогает лучше продумать структуру аналитического обзора, определить, какие разделы оказались перегруженными материалом, где его недостаточно, какие вопросы следует опустить и т.д. Составление плана помогает избежать ошибок в построении текста.

Хороший аналитический обзор должен содержать ответы на следующие вопросы: кто совершал, что, где, когда и с какой целью совершалось. В нем должно содержаться как можно больше конкретной информации, имеющейся в исходных информационных материалах. Если аналитический обзор составляется на основании управленческих документов, в нем необходимо акцентировать внимание на новых сведениях и определить, насколько целесообразно обращаться в дальнейшем к самому документу.

В начале аналитического обзора помещается перечень первичных источников информации, на основании которых он составлен. Если аналитический обзор составлен на основе книг, статей, газетных или журнальных публикаций, то собственно аналитическому обзору предшествует библиографическое описание реферируемых документов в соответствии с требованием ГОСТ 7.1-84 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления". Если аналитический обзор составляется на основании законодательных, иных нормативных правовых актов, управленческих документов, перед текстом помещается перечень использованных документов с указанием наименования каждого документа, издавшего его органа, заголовка к тексту, даты и регистрационного номера. Перечисление источников информации может опускаться, если исходные книги или копии документов прилагаются к аналитическому обзору.

Аналитический обзор должен иметь заголовок, который может отличаться от заглавия реферируемого документа, если:

· аналитический обзор составляют не на языке реферируемого документа;

· аналитический обзор составляют на часть документа (в этом случае заголовок отражает содержание реферируемой части документа);

· заголовок документа не отражает содержания документа или аналитического обзора;

· аналитический обзор составляется на основании нескольких источников.

Аналитические обзоры составляются по определенной схеме: тема, предмет (объект), характер и цель работы, метод проведения работы.

Заголовок и сведения, имеющиеся в библиографическом описании, не должны повторяться в тексте. Следует избегать лишних вводных конструкций (автор статьи рассматривает... и т.п.). Исторические справки, если они не составляют основное содержание реферируемого документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения в аналитическом обзоре не приводятся.

В начале аналитического обзора, если это требуется, следует поместить ключевые слова - элементы информационно-поискового языка. Для этого из текста реферируемого документа выбирают от 5 до 15 слов или словосочетаний, наиболее точно передающих содержание документа. Ключевые слова должны обеспечить возможность поиска аналитического обзора в автоматизированной информационной системе. Ключевые слова записывают в именительном падеже прописными буквами в строку через запятые.

Текст аналитического обзора начинается с изложения сути вопроса, затем раскрываются его конкретные или частные стороны. В обзоре может даваться описание методов выполнения работы. Его целесообразно проводить в том случае, если эти методы представляют особый интерес в рамках темы аналитического обзора. Широко известные методы только называются. Если в аналитическом обзоре приводят конкретные данные, то указывают источники этих данных и характер их получения и обработки.

Приводя основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, следует отдавать предпочтение новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов. Если в исходных информационных материалах имеются новые сведения, выходящие за пределы основной темы, о них также можно упомянуть в аналитическом обзоре.

Выводы (оценки, предложения), содержащиеся в источниках, также следует отразить в аналитическом обзоре и указать область их применения.

Если в документе отсутствует какая-либо часть (методы, выводы, область применения), то в аналитическом обзоре ее опускают, сохраняя последовательность изложения.

В аналитическом обзоре допускается излагать содержание документа с большей или меньшей детализацией. Если составляется краткий аналитический обзор, ограничиваются основной темой и результатами, изложенными в реферируемом документе.

Аналитический обзор должен быть лаконичным и точным. Следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку реферируемых документов, избегать сложных грамматических конструкций.

В аналитическом обзоре следует применять стандартизованную терминологию, избегать непривычных терминов и символов, а если без них обойтись нельзя, разъяснять их значения при первом упоминании в тексте. Термины, отдельные слова и словосочетания, названия организаций и должностей допускается заменять официально принятыми аббревиатурами и общепринятыми текстовыми сокращениями, смысл которых понятен из контекста.

Формулы в аналитическом обзоре приводятся в том случае, если без них невозможно передать содержание и если они отражают итоги работы, описанной в реферируемом документе. Формулы облегчают понимание изложенного.

Допускается включать в аналитический обзор иллюстрации и таблицы, если они помогают раскрыть содержание документа и сокращают объем текста.

Если реферируется источник на иностранном языке, фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие имена собственные в тексте аналитического обзора приводят на языке оригинала. Допускается записывать иностранные имена собственные буквами русского алфавита в соответствии с существующими правилами транслитерации или приводить их в транскрибированном виде. Для этого нужно использовать таблицу соответствия букв русского и латинского алфавитов (косой чертой отделены другие варианты записи), рекомендованные международной службой связи*:

Русские

Латинские

Русские

Латинские

J/ZH

СН

SC/SHCH

* Транслитерация не предусматривает передачу знаков "ъ" и "ь", кириллические буквы "э" и "е" передаются одним знаком, для передачи буквы "и" рекомендуется использовать латинскую букву "i".

Все географические названия в аналитическом обзоре приводятся в соответствии с новейшим изданием "Атласа мира" Главного управления геодезии и картографии. При отсутствии данного географического названия в "Атласе мира" его приводят на языке оригинала или на языке реферируемого документа.

В аналитический обзор можно включать и иные сведения, представляющие интерес для тех, кому адресован аналитический обзор (название организации, в которой выполнена работа, сведения об авторе первичного документа, ссылки на ранее опубликованные документы и т.п.). Если в первичном документе допущены ошибки или имеются противоречия, в дополнительных сведениях следует поместить соответствующие примечания.

Объем аналитического обзора определяется содержанием документа, количеством сведений и их научной ценностью или практическим значением. Тем не менее существуют общие рекомендации по их объему при публикации в специальных изданиях. Средний объем текста аналитического обзора составляет (в печатных знаках): 500 - для заметок и кратких сообщений; 1000 - для большинства статей, патентов; 2500 - для документов большого объема. При необходимости объем аналитического обзора может быть увеличен.

Аналитический обзор научных источников должен полно и систематизированно, на основе современных научных источников раскрыть состояние вопроса, которому посвящена данная работа. Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу.

Предметом анализа в обзоре должен стать анализ достижений в исследуемой об­ласти. Аналитический обзор обычно заключается в изложении концепций различ­ных авторов, касающихся предмета исследования. Аналитический обзор может включать:

· перечень основных вопросов, которые рассматривались исследователями при изучении данной проблемы;

· информацию о том, кто и когда занимался данной проблемой;

· описание основных концепций;

· общую характеристику основных методов исследования проблемы;

· обзор основных эмпирических исследований, посвященных данной проблеме.

Распространенной ошибкой является простое перечисление различных теорий и концепций без их анализа и систематизации.

Собранные материалы могут быть изложены в хронологическом порядке или скомпонованы по логическому принципу [Куликов, 2002].

Хронологический принцип предполагает последовательное изложение мате­риала в порядке возникновения теорий и концепций. Хронологический принцип может быть полезен, когда важно провести исторический анализ проблемы, про­следить особенности ее развития в науке. Особенно важно это в случае историко-психологического исследования. В этом случае можно опираться на сле­дующий ряд вопросов.

1. Кто впервые обратился к изучению данной проблемы?

2. Какие проблемные вопросы ставили перед собой исследователи? Как изме­нялся круг вопросов с течением времени?

3. Как развивались эмпирические исследования в данной области? (Проследить линию развития исследований с опорой на классиков и ведущие психологические школы).

5. Какие противоречия существовали во взглядах представителей различных школ или у отдельных исследователей и как они разрешались?

6. Состояние проблемы на настоящий момент времени.

Хронологическая форма изложения материала также может быть удобна, когда проблема мало разработана и существует ограниченное число исследований по интересующей автора теме.

Однако хронологический метод не рекомендуется, если тема, выбранная для работы, представлена многочисленными исследованиями, которые сконцентриро­ваны в ограниченном временном промежутке, если существует множество част­ных взглядов на проблему и противоречивых подходов к ее исследованию. В этом случае предпочтителен логический метод изложения материала, который позво­лит систематизировать разнообразную и разрозненную информацию [Куликов, 2002; Мельникова, 2009].



Логический принцип построения обзора источников заключается в груп­пировке подходов , концепций, эмпирических исследований различных авторов в соответствии с основными вопросами, характеризующими исследуемую область. Полезно выделить и прописать эти основные вопросы уже в начале первой главы, чтобы обозначить линию теоретического анализа. В качестве таких вопросов могут выступать.

1. Определение основных понятий, существенных для понимания явления.

2. Феноменология явления (проявления, внешние отличительные признаки).

3. Структура явления (составляющие элементы и связи между ними).

4. Функции явления (назначение, для чего служит).

5. Динамические аспекты явления (формирование и развитие).

6. Виды, формы явления (существующие классификации).

7. Место среди других психических явлений.

8. Прикладной аспект (практические технологии, касающиеся изучаемого яв­ления) [Андреев, 2004; Куликов, 2002].

Автор работы может остановиться на тех вопросах, которые больше его инте­ресуют, наиболее актуальны, согласуются с целью исследования. По каждому из выбранных для анализа вопросов излагаются, независимо от времени их возник­новения, подходы, концепции и, при необходимости, эмпирические исследования. Позиции разных авторов сравниваются, сопоставляются, отмечаются общие тен­денции, точки рассогласования, противоречия во взглядах.

В большинстве случаев аналитический обзор, построенный по логическому принципу, пред­почтителен.

Теоретическое исследование



Теоретическое исследование − одна из са­мых сложных форм исследовательской деятельности. Для более сложных работ, в особенности магистерских диссертаций, недостаточно простого аналитического обзора научной литературы. Качественно выполненная магистерская диссертация предполагает самостоятельное авторское теоретическое исследование. Основу теоретического исследова­ния составляет проблемный анализ, а итогом его является собственный подход к разрешению проблемы и его обоснование. В целом теоретическое исследование должно продуцировать новое знание, полученное логическим
путем.

Теоретическое исследование может представлять собой:

Теоретическую разработку какого-либо понятия из изучаемой области (например, понятия «эмоциональный интеллект» и его взаимосвязей с другими психологическими феноменами);

Обоснование нового взгляда на изучаемое явление или нового подхода к его исследованию (например, проблема места когнитивных проявлений в структуре интегральной индивидуальности);

Создание теоретической модели явления (например, отражающей структуру психологического пространства и времени индивидуальности, структуру коммуникативной активности и др.);

Создание новой классификации явлений;

Классификацию методов исследования по теме;

Разработку и обоснование структурной модели, лежащей в основе какой-либо диагностической методики (например, структуры диагностики психологического здоровья старшеклассников);

Разработку и обоснование принципов коррекционной, развивающей или обу­чающей программы.

Теоретическое исследование начинается с постановки пробле­мы. Часто такое исследование предваряется литературным обзором, в конце кото­рого уже обозначены основные проблемы, далее выбирается одна из них. Что может служить индикатором существования проблемы:

Существуют «белые пятна» − неизученные или мало изученные вопросы;

Имеют место противоречивые концепции, рассогласования в понимании яв­ления, противоречивые эмпирические данные;

Существуют методологические сложности при изучении явления;

Отсутствует необходимый инструментарий;

Исследования не имеют практического выхода.

Теоретическое исследование должно претендовать на новизну. Поэтому важно, чтобы в его основе лежала «сильная» идея. Признаки «хорошей идеи проявляются в том, что она [Мельникова, 2009]:

1)углубляет, расширяет теоретические знания;

2) дает более простое объяснение известному явлению;

3) позволяет построить теоретическую модель явления;

4) дает ключ к разрешению какого-нибудь противоречия;

5) позволяет создать «красивую» практическую технологию;

6) открывает возможности для дальнейших исследований.

Целью эмпирической части, сопровождающей теоретическое исследование, может быть доказательство собственной концепции, апробирование разработан­ной модели или сбор эмпирической информации в соответствии с новым подходом.

Обоснование выбранного направления работы должно показывать его преимущества по сравнению с другими возможными решениями проблемы. Необходимо дать оценку принятому направлению исследования с точки зрения его эффективности как научной, так и практической. Обоснование цели ВКР и рабочей гипотезы должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учетом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы.

Обоснование выбранного направления (цели) работы не следует подменять обоснованием ее целесообразности (необходимости) самой работы.

Как писать обзор литературы для диссертации, научной статьи или в ином отчете об исследовательской деятельности разъясняются еще при работе над дипломом в ходе получения высшего образования. Однако из-за строгости требований к послевузовским научным работам у ученых возникает немало вопросов, касающихся принципов написания и оформления достигнутых по ходу исследования результатов.

Найти на них ответы помогают методические указания ВУЗов и рекомендации ВАК. Такие документы носят обобщенный характер, а потому не всегда могут решить конкретной задачи ученого. Изучите несколько уже готовых обзора литературы, чтобы не только вникнуть в схему работы с литературой или научиться корректно оформлять ссылки и цитаты, но и выбрать наиболее удобный для себя принцип изложения теоретических данных. В кандидатской диссертации глава 1 содержит обзор по теме диссертации. Скачивайте защищенные диссертации по вашей специальности и изучайте литературные обзоры.

Как сделать структурированный обзор литературы

Существует две основные концепции написания литературного обзора. В хронологическом подходе материалы излагаются в разрезе исторического развития: описываются переломные моменты в том порядке, каком они происходили, указываются наиболее важные гипотезы и их авторы, характеризуются конфликтующие течения и обязательно раскрывается вклад автора в общую картину. Логический принцип подразумевает написание подразделов, посвященных описанию объекта исследования, характеристике его связи со смежными областями науки и практики, значимости для народного хозяйства или социума.

Хороший обзор научной литературы имеет не реферативный, а аналитический характер. Это означает, что автор при его подготовке должен увязывать найденную в публикациях информацию с задачами собственного исследования. Причем повествование должно выявлять проблемные места в массиве имеющейся научной информации по теме работы. Это могут быть противоречивые суждения или недостаточно разработанные аспекты. Результаты такой аналитической оценки хорошо использовать для обоснования необходимости рассмотрения выбранной тематики.

Как образец обзора литературы поможет понять логику диссертации?

Логически обзор литературных источников в научной работе создает предпосылки для точного выявления в исследовании цели и постановки задач для ее достижения. При классическом подходе к оформлению диссертации эти пункты размещаются в блоке введения, куда также входит обоснование актуальности, краткая обрисовка текущей ситуации, перечисляются положения для защиты. В хорошей работе все компоненты вводной части согласованы между собой, а формулировка целей и задач подтверждается результатами аналитической литературной сводки. Такая взаимосвязь хорошо прослеживается в приведенном ниже образце литературного обзора по медицине (скачать файл Введение и литобзор диссертации по хирургии), который для большей наглядности приведен вместе с разделом введения.

Обзор может считаться правильным, если в результате его прочтения специалист сможет предположить какие будут использованы методы, понять причины выбора объекта. Если же научный труд попадает в руки неспециалиста, то результаты теоретических изысканий автора должны способствовать пониманию читателем сути проведенного исследования. Достаточно просты для восприятия работы по общественным дисциплинам, убедиться в этом можно если ознакомиться с примером литературного обзора по педагогике (скачать файл образец по Педагогике). Сложнее вникнуть в диссертации по естественнонаучным или техническим дисциплинам, где текст насыщен специальной терминологией и аббревиатурами.

Оформление литературного обзора

В послевузовском образовании к оформлению отчетов о научной деятельности в России относятся очень строго. Поэтому мало просто подготовить емкую и качественный литературный обзор, крайне важно его грамотно оформить согласно стандартам библиографических записей. В соответствии с логикой повествования набранный 14 шрифтом Times New Roman с полуторным интервалом текст делится на подглавы. Каждая из них должна иметь подзаголовок и быть пронумерована в соответствии с принципами многоуровневого списка.

Разделяют подразделы исходя из хронологических или логических позиций. Более предпочтительный второй подход, который хорошо показан на примере обзора литературы по медицине (скачать файл РОЛЬ ТРОМБОФИЛИИ В РАЗВИТИИ СИНДРОМА ЗАДЕРЖКИ РОСТА ПЛОДА). В некоторых диссертациях, обзорных научных статьях или иных исследованиях целесообразнее подача теоретических данных во временном контексте. Примерами таких работ выступают труды по истории или политологии.

Серьезное внимание при оформлении литобзора любой научной работы нужно уделять ссылкам и цитатам. Цитирование и оформление ссылок регламентируется по . Допускается два варианта ссылок на упомянутых авторов: первый – это полное указание года работы, фамилии и инициалов автора, второй – это внутритекстовые или затекстовые ссылки числового обозначения источника, приводимые в круглых или квадратных скобках. Второй вариант помогает существенно сократить объем научной работы, поэтому если в диссертациях еще можно встретить ссылки обеих разновидностей, то в обзорной части научной статьи буквенный вид - большая редкость.

Особенности написания литобзоров для разных видов научных работ

Проработанность литературного обзора любой научной работы показывает уровень компетентности автора в затронутой в исследовании проблематике. Качественное написание этого раздела позволяет неспециалистам разобраться в практических изысканиях и выкладках автора работы. При сходной структуре литобзоры в научных статьях, кандидатских или докторских диссертациях сильно различаются по глубине рассмотрения темы и, следовательно, объему.

Литературный обзор для диссертаций

Диссертационные исследования на соискание кандидатской и докторской ученой степени обычно посвящены изучению узкого вопроса. Поэтому при подготовке главы теоретической подоплеки исследования используются данные из максимально специфичных изучаемому направлению источников. А из них уже выбираются только те тезисы, которые имеют прямое отношение к целям и задачам конкретной диссертации.

Отобрать наиболее ценные источники данных помогут информационные издания, в которых представлена актуальная информация о факте появления и содержании новых публикаций в той или иной отрасли науки и техники. Сборкой и обработкой таких документов занимаются учреждения ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦ и некоторые другие.

Объем теоретической главы для кандидатской работы составляет 20-40 страниц из общих 120-150. В докторской диссертации литобзору рекомендуют посвящать 70-80 страниц из общих 350-400. Жестких требований ВАК не ставит, однако отклонения от таких норм могут быть восприняты критично: слишком маленький объем говорит о пренебрежительном отношении, слишком большой – о склонности автора заимствовать чужие идеи. В этом объеме диссертант должен показать свое умение работать со специализированной литературой, компетентность в профильной области, доказать способности к критической оценке достижений предшествующих коллег.

При подготовке диссертации рекомендуется использовать не менее 200 источников, причем лучше, если каждая позиция библиографического списка будет упомянута в тексте. Большая часть таких ссылок обычно приходится именно на литобзор, в котором приведенные сведения оформляются цитатами с указанием страницы, названия и автора цитируемой публикации. Объем заимствований в виде цитат не должен превышать 10% от общего текста, а оформление ссылок соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.5-2008.

Составление литературного обзора в научной статье

Статьи для отражения промежуточных результатов диссертационных исследований также должны содержать теоретический обзор с правильно оформленными цитатами и ссылками на использованную литературу. С одной стороны это является обязательным требованием рецензируемых изданий ВАК, а с другой – доказывает достаточный уровень академической подготовки автора.

Число листов научной статьи зависит от требований журнала, но в среднем составляет текст объемом 10 страниц. Какой процент отводится под оценку литературных данных? Ответ здесь зависит от типа публикации. Позитивно воспринимаемые журналами Web of Science и Scopus обзорные статьи на 80-90% состоят только из оценки существующих в определенной отрасли наработок. Для публикаций, описывающих конкретные достижения объем теоретического обоснования актуальности занимает не более 10 % от всего текста. В таких статьях литобзор локализуется во введении, а составляется он на основе анализа не менее чем пяти источников. Обзор пишется по общим с диссертацией принципам, однако имеет еще более узкую привязку к определенной стороне изучаемой тематики.

Сориентироваться как передать максимум нужной информации в лаконичной форме можно после изучения примера литобзора статьи по неврологии (). Объем обзора литературы зависит от научного направления. Сравнительно новые технические дисциплины еще просто не имеют большого массива наработок. Исследования в таких отраслях актуальны, но сопоставить результаты с предшествующими удается не всегда. Аналогично происходит и с работами, находящимися на стыке наук. Образец литобзора статьи () о возможностях применения информационных систем на объектах водного транспорта составляет всего пару абзацев текста, суммарно занимающего 6 печатных листов.

Литературный патентный обзор

Если работа описывает какое-либо изобретение, то в ее теоретическую подоплеку входят не только данные из научной и статистической литературы, но и приводится обзор существующих патентов. Целью таких исследований становится определение научной картины в отрасли и выявление тенденций ее развития на основе сбора и анализа патентной информации.

Особенно актуален поиск патентов и изучение описаний для научных работ технической направленности. При разработке конструкции нового оборудования такая работа помогает сконструировать действительно полезные агрегаты или разработать более выгодные способы применения уже существующих.

Источниками информации для патентных исследований выступают регулярно выпускаемые издания «Изобретения и полезные модели», «Промышленные образцы», «Изобретения стран мира», реферативные журналы ВИНИТИ. Поиск данных рекомендуется производить за последние 20 лет и рассматривать не только российские, но и источники развитых стран: Японии, США, Германии, Франции, Великобритании, Швеции.

Литературно-патентный обзор на выходе должен отражать характеристику объекта и перечень рассмотренных технических решений сходного назначения, сравнение их между собой, заключение по результатам сопоставления.

Аналитический обзор научных статей

Этот тип обзора оперирует актуальными данными, взятыми из публикаций в научной и профессиональной периодике России и других стран мира. Выпуская из рассмотрения фундаментальную академическую информацию, обзор научных статей формулируется в виде обоснования необходимости дальнейшей проработки тематики, подведения итогов или подготовки прогноза развития выбранной отрасли. При написании обзора научных статей информацию подают сжато, выделяя из реферируемых источников только суть. Допускается включение в текст информативных таблиц и иллюстраций, использование которых позволит сократить объем.

Соискателям ученых степеней такие типы литобзоров полезны для уточнения темы, целей и задач диссертации. Подготовленные сотрудниками НИИ аналитические сводки применяются при реализации масштабных проектов. Менеджменту производственных предприятий ознакомление с аналитическим обзором статей по своему специфике помогает в составлении стратегии развития бизнеса.

Обзор литературы по теме исследования

Раздел с теоретическими изысканиями – обязательный компонент отчета о научно-исследовательской деятельности. В квалификационных или научных работах он играет вспомогательную роль, служа опорной платформой для нового исследования. Обзоры по заданной теме востребованы среди представителей бизнес-среды. В этом случае результаты изысканий ложатся в основу разработки новых технологических или конструкционных решений, реализация которых способствует развитию предприятия, повышает его рентабельность.

Эта разновидность обзора литературы по теме исследования не ограничивает автора в типе использованных источников. Информация здесь может браться не только из диссертаций, фундаментальных изданий и академических журналов, но и из протоколов тематических конференций, газет, достаточно информативных рекламных публикаций, профессиональной отраслевой периодики, отчетов компаний. Главное требование здесь состоит в сжатости информации, причем крайне желательно, чтобы данные были представлены в доступной для понимания форме.