Значение древнего мира наследие античности. Архитектура античности — наследие Древней Греции и Древнего Рима. Адаптация античной культуры в России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Античность как тип культуры, понятие античности. Античное воздействие на развитие европейского классицизма. Основные черты древнегреческой культуры. Традиционная культура античного Рима. Государственность и политическая жизнь древнеримского государства.

    статья , добавлен 14.09.2013

    "История" Геродота как важнейшая веха не только в истории античного исторического сознания, но и в истории античной культуры в целом. Фукидид как родоначальник "прагматической" историографии. Особенности исторических сочинений Тацита и Дуриса из Самоса.

    реферат , добавлен 23.10.2011

    Военное дело в Позднеминойский период и на рубеже ранней античности. Армия в период ранней и классической античности как носитель ахейских традиций. Филипп II и Александр Македонский - создатели новой античной армии. Римская армия после реформы Гая Мария.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2011

    Изучение особенностей деятельности императора Юстиниана I в сферах общественной жизни византийского общества. Характеристика личностных качеств императора Юстиниана I и определение его влияния на жизнь, и политическое развитие Восточной Римской империи.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2013

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Изучение истории Македонии при помощи археологического материала, нумизматики, надписей, литературных сведений древних авторов. Доводы того, что Македония в древности была страной высокой самобытной культуры, на которую влияли культуры соседних народов.

    реферат , добавлен 26.04.2010

    Понимание и обоснование места декабристов и их наследия в истории культуры России и сибирского региона. Литературное наследие декабристов на поселении в Забайкалье. Недвижимое наследие декабристов в Бурятии. Первый музей, посвященный декабристам.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    Именно в сохранении античного наследия Средневековье наилучшим образом проявило себя в качестве передатчика ценностей и достижений от прошлого мира будущей Европе. Прежде всего, можно говорить о сохранении названия. Европа началась с мифа, географической концепции. Согласно этому мифу, Европа родилась на Востоке. И название, и сама идея Европы возникли в древнейшем из культурных пластов, существовавших на территории, которая впоследствии станет европейской, - в древнегреческой мифологии. Но слово «Европа» пришло с Востока. Это семитское слово, служившее у финикийских моряков для обозначения заката и употребленное в новом значении в VIII веке до н. э. Согласно мифу, Европой звали дочь Агенора, царя Финикии, на территории которой сейчас находится Ливан. В нее влюбился Зевс, царь греческих богов, и похитил ее. Превратившись в быка, он унес Европу на Крит, и от Зевса у нее родился сын Минос - царь-просветитель и законодатель, который после смерти стал одним из трех судей Аида. Так, благодаря грекам, обитатели западной оконечности азиатского континента стали «европейцами».

    Контраст между Востоком и Западом (ведь часто понятия «Запад» и «Европа» смешивают) греки считали фундаментальным конфликтом культур. Знаменитый греческий врач Гиппократ, живший в конце V - начале IV века до н. э., представлял себе оппозицию «европейцы - азиаты» в свете конфликтов между греческими городами и Персидской империей; они, вероятно, стали первым проявлением антагонизма между Западом и Востоком - это были мидийские войны, когда греческий Давид победил при Марафоне азиатского Голиафа. По мнению Гиппократа, европейцы отважны, воинственны и агрессивны, а азиаты мудры, образованны, но при этом настроены мирно, даже апатично. Европейцы дорожат свободой и готовы сражаться, а может, и умереть за нее. Предпочтительный политический режим для них - демократия, в то время как азиаты с легкостью соглашаются на подневольное существование, если в обмен им гарантируют сытую и спокойную жизнь.

    Такое представление об азиатах просуществовало несколько сотен лет, и в XVIII веке европейские философы эпохи Просвещения создали теорию просвещенного деспотизма, который являлся, по их мнению, наиболее подходящим для Азии политическим строем; в продолжение этой мысли марксизм в XIX веке определит азиатский способ производства как базис для авторитарных режимов. Средневековое общество, общество воинов и крестьян, не опровергнет Гиппократа, а наделит в своем эпосе образ героя-воина чертами христианина и перенесет его на европейскую почву.

    Таким образом, получается, что Древняя Греция оставила Европе двойное наследие: это, во-первых, противопоставление ее Востоку, Азии, а во-вторых, демократическая модель управления. Средневековье не восприняло демократической модели, которая вернется в Европу в усовершенствованном виде только во времена Французской революции. А вот противопоставление Запада Востоку в Средние века, наоборот, усилится; точнее, для средневековой Европы существовали два Востока. Первый, тот, что находился ближе, - греческий, византийский мир. Представления о нем восходят к оппозиции между греческим и латинским миром, существовавшей в Римской империи. Противостояние усиливается еще и из-за растущей враждебности между римским и православным христианством, поскольку никакого единомыслия внутри христианства не наблюдается. Крайнего проявления эта враждебность достигнет в 1204 году, когда сторонники латинского христианства во время IV крестового похода пойдут войной на Константинополь, захватят его и разграбят.

    За этим греческим Востоком для жителя средневекового Запада лежал другой Восток, еще более удаленный. Долгое время представления о нем были расплывчатыми. С одной стороны, он являлся источником несчастий и угроз: с Востока приходили эпидемии и ереси, на землях восточной оконечности Азии теснились народы-разрушители Гог и Магог, которых с наступлением Конца света должен освободить Антихрист и которых западные люди в XIII веке отождествляли с монгольскими завоевателями. Но, с другой стороны, Восток представлялся как страна грез, источник чудес, царство пресвитера Иоанна, царя-священника и обладателя несметных сокровищ, а заодно - и прообраз политической модели, которая будет искушать христианский мир в XII веке. Наконец, древнегреческие географы передали людям Средневековья географические знания, в том числе и о ряде проблем, которые существуют по сей день. С северной, западной и южной сторон границы Европы естественным образом определяло море - это объяснялось недостаточными мореплавательскими навыками западных жителей в Средние века, а также несовершенством судов, - но что считать восточной границей? Даже учитывая, что, как я уже говорил, средневековые границы долгое время оставались нечеткими, восточный «фронт» средневековой Европы представлял собой серьезнейшую проблему. Средневековые ученые в большинстве своем переняли взгляды древнегреческих географов. С их точки зрения, граница между Европой и Азией проходила по реке Танаис, нынешнему Дону, который впадает в Азовское море; таким образом, в состав Европы попадали территории нынешних Украины и Белоруссии, а от России - лишь небольшая часть. Во всяком случае, ни о какой Европе, простирающейся от Атлантики до Урала, в Средние века и речи не было! Однако дальше, за пределами Византийской империи, в Средние века обнаружился еще один Восток, куда более реальный и пугающий. Речь идет о Востоке мусульманском; этот Восток в XV веке поглощает Византию, и теперь византийцев заменяют турки, которым суждено было стать многовековым кошмаром для Европы.

    В том наследии, которое досталось людям Средневековья от античности и во многих аспектах было основательно ими обновлено, можно выделить четыре основные составляющие.

    Первая - наследие Греции . От греков Средневековье получило образ героя, который, как мы увидим, приобретает христианские черты и превращается в мученика и святого; гуманизм, который тоже будет модифицирован христианством, - в результате в XII веке стали говорить о христианском понимании сократовского учения; культовое здание, которое из храма превратится в церковь, - где-то церкви возводили на месте разрушенных храмов, а где-то храмы приспосабливали под новые нужды; вино, которое через посредство римлян становится напитком аристократии и одним из Святых Даров христианской литургии. Добавим в этот список понятие «город», полис (далекий предок средневекового города), слово «демократия», которое получит новый смысл уже после Средневековья, и, само собой, название «Европа».

    Римское наследие куда богаче греческого, поскольку средневековая Европа выросла непосредственно из Римской империи. Первая и главная его часть - язык, основа культуры. Средневековая Европа писала и говорила на латыни, а когда латынь после X века вытеснят «вульгарные», то есть народные, языки, ее прямыми наследниками станут языки романской группы: французский, итальянский, испанский и португальский. Остальные территории Европы тем или иным образом тоже приобщатся к латинской культуре: ее следы видны в университетах, в церковном обиходе, в теологии, в научном и философском лексиконе. Люди Средневековья, воинственные, как им предписывала уже упомянутая европейская традиция, получили в наследство от римлян и военное искусство: учителем теории и практики военного дела для Средневековья стал Вегеций, создатель одного из трактатов по военному искусству, написанного около 400 года. Кроме того, от римлян людям Средневековья достанется и архитектура - они откроют ее для себя и станут развивать начиная приблизительно с тысячного года; от Рима идут каменное строительство, свод и архитектурные принципы, изложенные во влиятельнейшем трактате Витрувия. А вот масштабные проекты Рима люди Средневековья продолжат лишь частично. Марк Блок обратил внимание на то, насколько средневековые дороги отличались от римских. Римские дороги создавались прежде всего для военных нужд, и в их строительстве использовались передовые технические идеи. Поэтому дороги были прямыми и мощеными. Люди Средневековья ходили пешком или ездили на телегах, запряженных ослами или лошадьми, по извилистым грунтовым дорогам и перемещались либо между церквями, либо от одного рынка к другому, причем сами рынки тоже часто меняли местоположение. Однако сохранившиеся участки римских дорог остаются символической точкой отсчета. Еще один фактор европейской истории, унаследованный от Древнего Рима, но постоянно наполняющийся новым содержанием, - это отношения противоречия и взаимодополнения между городом и деревней. Эта оппозиция, в том числе и ее культурная составляющая - противопоставление «учтивости» и «неотесанности» 6 , проявляется и в других областях. Средневековая Европа вначале была по преимуществу сельской, а впоследствии урбанизировалась. Воины и крестьяне, а также знать, которая почти всюду, кроме Италии, жила в укрепленных замках в сельской местности, испытывали к изнеженным городским жителям смешанные чувства - отчасти зависть, но в основном враждебность; а горожане, в свою очередь, с презрением относились к грубым селянам, тем более что распространение христианства началось с городов, а деревни несколько дольше оставались языческими, поэтому во французском «языческий» (païen, отлат . paganus) и «крестьянский» (paysan) - это по сути одно и то же слово.

    Дальше мы увидим, что Средневековье было эпохой интенсивного законотворчества, и в этом развитии юриспруденции, без сомнения, большую роль играло осмысление и возрождение римского права. В первом университете, созданном в XII веке в Болонье, преподавали главным образом право, и за ним закрепилась репутация цитадели европейского правоведения.

    Важнейшие из предпочтений, которыми характеризуется средневековая христианская мысль, относятся прежде всего к научным классификациям и методам преподавания. Классификация и практика свободных искусств в переложении римского христианского ритора V века Марциана Капеллы стали столпами средневекового образования. Свободные искусства разделялись на два цикла: тривиум , или искусства речи (грамматика, риторика, диалектика), и квадривиум , или искусства чисел (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). Предписанные святым Августином свободные искусства станут в XII–XIII веках основой университетского образования на подготовительном факультете, который называли еще факультетом искусств.

    Учитывая, что в этой книге я буду придавать большое значение словам, идеям, мировосприятию и воображению, которые в той же мере, что и материальные сущности, являются основой европейского сознания, замечу между прочим, что императора или особу, символизирующую собою высшую власть, в Европе станут называть так же, как именовали своих императоров римляне, - «цезарь» или «кесарь». Эта традиция именования императоров сохранилась и в местных наречиях: например, Kaiser в немецком и позже «царь» у славянских народов (русских, сербов и болгар). От греков и римлян Европа унаследует термин «тиран» для обозначения дурного властителя. Так сохраняется политическая преемственность на уровне символических представлений.

    Необходимо упомянуть еще одну традицию, которая в Средние века передавалась менее явным образом и порой неосознанно. Речь идет о трехфункциональной индоевропейской схеме , широкое распространение которой, начиная с очень давних времен, показал Жорж Дюмезиль. Между IX и XI веками некоторые христианские авторы, примкнувшие к этой традиции, описывают любое общество, в особенности то, к которому принадлежат сами, как группу людей, разделенную в соответствии с тремя функциями, необходимыми для нормального существования общества. Самым наглядным представлением этой идеи, которое к тому же пользовалось наибольшим успехом в историографии, стала поэма епископа Адальберона Ланского, написанная в 1027 году в честь короля Роберта Благочестивого. В соответствии с трехфункциональной схемой, правильно организованное общество включает священников (oratores, «молящиеся»), воинов (bellatores, «воюющие») и тружеников (laboratores, «работающие»). Эту классификацию восприняли многие средневековые клирики и пользовались ею для описания и понимания современного им общества, основные же проблемы в ней возникают с определением «работающих». Тут интерпретации расходятся. С точки зрения одних, laboratores находятся уровнем ниже, чем две первые категории, и должны выполнять их распоряжения, - имеются в виду прежде всего крестьяне. Другие, к которым я отношу и себя, считают, что в этой схеме все три группы занимают одинаковое положение. В частности, труженики - это производящая верхушка, лучшие, новаторски мыслящие представители слоя крестьян и ремесленников (я бы их так и называл - производители); их появление свидетельствует о некотором повышении роли труда в идеологии и мировосприятии Средневековья в период около тысячного года.

    И наконец, еще одна важная часть наследия, полученного Европой, - это библейская составляющая. Ее передали людям Средневековья не евреи, от которых христиане все больше и больше отдалялись, а первохристиане, и ветхозаветная традиция, несмотря на усиление антиеврейских настроений, остается до конца Средних веков одним из ключевых и самых ярких мотивов не только в религии, но и во всей средневековой культуре. О том, что значила Библия для Средневековья, написана не одна книга, я же только напомню, что суть Ветхого Завета - это прежде всего монотеизм. Можно сказать, что при посредничестве христианства Бог входит в европейскую историю и философию. Библия в Средневековье воспринимается и используется как энциклопедия, включающая в себя все знание, которое Бог передал человеку. Кроме того, это фундаментальный учебник истории, в котором на примере патриархов и пророков разворачивается смысл истории с момента возникновения царской власти, представленной линией Саула и Давида. Возвращение к миропомазанию во время коронации при Пипинидах и Каролингах знаменует для них возвращение к нормальному ходу истории, предначертанному Богом. Не следует забывать, что историческая память, которая стала ключевым элементом европейского сознания, имеет двойной

    Западная римская империя пала. Несмотря на то, что в ранний период истории западных "варварских королевств" было забыто значительное число достижений материальной и духовной античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе и на востоке Европы господствовало христианство впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам "отцов церкви" (Марк и др.) грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.

    Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы от Александра Македонского, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас. Архитектура церквей воспроизводила римскую архитектуру (в частности, римских базилик), хотя и со значительными вариациями, в разных странах и областях.

    Жила и сама идея Рима как политического и духовного центра, объединяющего народы. Константинополь назывался "вторым Римом", византийцы именовали себя римлянами - "ромеями", а своего императора - "римским кесарем".

    На Западе продолжателями, наследниками Рима считали себя Карл Великий, а затем государи "Священной Римской империи". После падения Константинополя на Руси укрепилось представление о Москве как "третьем Риме", наследие православного Рима - Константинополя, и это сыграло немалую роль в идеологии 15-16 вв., в изучении истории и литературы Рима, из которой черпался материал для оправдания политических концепций (как, например, в переписке Грозного с Курбским).

    И на Востоке, и на Западе в центре внимания стояла философия Аристотеля, приспособленная к христианской философии. Его труды, как и другие античные сочинения, были переведены, например, на арабский язык. Опираясь на наследие александрийских материалов, арабы создали алгебру, знали они и Галена (римский врач), и греческих астрономов. Именно с арабского языка сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Непререкаемым авторитетом вплоть до Нового времени остались Птоломей (создатель геоцентрической системы мира) и Гален, а когда настала возможность отвергнуть их санкционированную церковью непогрешимость, Коперник, создавая свою гелиоцентрическую систему опирался на Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца.



    Римское право постоянно изучалось юристами средневековой Европы, приспосабливалось к нуждам феодального общества.

    Если восточноевропейские славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только, когда с наступлением турок многие византийские ученые стали переселятся в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды и римских и греческих авторов извлекались из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались становились оружием в борьбе с властью церковной догмы над умами людей, пропаганде новых идей гуманизма, просвещения, свободы мыслей, гармоничного развития личности, величия науки.

    Велико было в то время влияние античного искусства. Извлеченные при раскопках статуи служили образцом великим творцам Возрождения, воплощая идеал прекрасного, но земного человека в противоположность средневековым изображениям святых. За образцы бралась и римская архитектура, основы ее осваивались и развивались далее. Знаменитый тогда автор труда по архитектуре Палладий во многом основывался на Витрувии. В обращении к античности современники Возрождения видели путь к духовному освобождению от засилья догм и утверждению науки, творческих исканий во всех сферах жизни.

    С течением времени влияние античного наследия все более крепло. Латынь продолжала оставаться языком ученых всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В 18 в. сложилась теория "греческого чуда" - абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов и знакомство с ними.

    Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших ее объем, сыграли немалую роль в Великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени.

    В 18 в., в предверии Великой французской революции, философы - материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение возникновения мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами 18 в., они понимались гораздо шире, чем в античности.

    Европейский театр и литература постоянно обращались к античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: "Антоний и Клеопатра" и "Юлий Цезарь" у Шекспира, "Андромаха", "Федра", "Британик" у Расина, "Медея", "Гораций", "Помпей" у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы. Например, "Комедия ошибок" Шекспира повторяла "Менехмов" Плавта, а "Скупой" Мольера - плавтовский "Ларчик".

    Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони похожи на ловких, умных рабов Плавта, помогавшим господам устраивать свои любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов - богов, богинь, героев, битв и празднеств - служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени. Так, активный участник Великой французской революции художник Давид в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: "Клятва Горациев", "Смерть Сократа", "Леонид у Фермопил".

    Римское право легло в основу права других западных государств.
    В Новое и Новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов.

    Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18 в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой "Памятник" в подражание "Памятнику" Горация. Прекрасно знал римскую литературу А.С. Пушкин. Его переводы по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д.С. Мережковский ("Юлиан Отступник"), Л. Андреев (пьесы "Похищение сабинянок" и "Конь в сенате").

    Неоднократно в "Капитале" Маркс ссылался на античных авторов. В значительной мере на античном материале построил свою работу "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс, посвятивший также три статьи раннему христианству. Высокую оценку античной культуре и науке давал В.И. Ульянов-Ленин.

    Таким образом, тысячи нитей связывают культуру Европы с древними цивилизациями Греции и Рима. Фундамент современной Европы был заложен в Древней Греции и Риме.

    Античное культурное наследие оставило глубочайший след в культуре современного человечества. Практически в любой его области можно обнаружить идеи, повлиявшие на характер и особенности духовной и материальной культуры народов Средневековья, Нового и новейшего времени. Собственно античный мир – это общества Древней Греции и Рима в период с IX–VIII вв. до н. э. по IV–V вв. н. э. Отсюда следует, что культура крито-микенской цивилизации остается вне античности. Дело в том, что государственность, экономические и социальные институты и условия жизни населения Греции III–II тыс. до н. э. радикальным образом отличались от аналогичных сфер жизни эллинов более позднего времени. На смену крито-микенской цивилизации с ее теократическими монархиями, мало чем отличавшимися от многих древневосточных государственных образований с громоздким бюрократическим аппаратом управления и контроля непосредственных производителей, в Грецию начала I тыс. до н. э. пришли иные, абсолютно отличные по своему характеру формы государственности, социальной и экономической жизни – полисные структуры с республиканскими типами управления. Их население и стало творцом той уникальной в истории человечества культуры, которую мы именуем античной.

    Греческий мир архаического и классического времени состоял из нескольких сот самостоятельных и независимых городов-государств – полисов с характерной для них политической и экономической независимостью, строго замкнутыми гражданскими коллективами, члены которых, обладая всей полнотой политических и экономических прав, стояли много выше неполноправного и бесправного рабского населения. Каждый такой полис был административным, хозяйственным и культурным центром небольшого города-государства, население которого занималось не только ремеслом, но и земледелием.

    Именно в таких наиболее передовых греческих полисах сложились основы античной культуры. Дальнейшее ее распространение на Восток после завоевания Александром Македонским северо-западной Азии и Египта и создания на развалинах его империи эллинистических царств значительно обогатило культуры местного населения. Вместе с тем происходило и обратное влияние: эллинская культура сумела вобрать в себя многие передовые достижения древневосточных народов. В результате этого взаимодействия на основе греческой культуры возникла новая синкретическая культура – эллинистическая.

    Однако как только на арену мировой истории того времени вышел Рим, подчинивший себе сначала земли и народы Апеннинского полуострова, а затем и территории эллинистических царств, полисы Балканской Греции, племена и народы Северной Африки, Западного Средиземноморья, Придунавья, эллинистическая культура слилась с римской. В результате достижения античной культуры распространились по территории огромной Римской державы, с одной стороны, влияя на населявшие римские провинции народы и племена, а с другой – испытывая обратное воздействие с их стороны. В связи с этим под внешним покровом эллинизации и романизации культуры населения, оказавшегося в пределах Римской средиземноморской державы, продолжали свой сложный и противоречивый путь развития даже после падения Западной Римской империи.



    Как известно, творцом культуры является человек, человеческая личность, но личность социально обусловленная. Поэтому процессам эллинизации и романизации в условиях формирования и развития античной культуры предшествовал социальный фактор. Для человека античной эпохи такой социальной средой, в которой он реализовывал свои творческие способности, была среда античного полиса, античной гражданской общины. Там, где возникали и развивались социально-политические структуры, аналогичные античной гражданской общине, будь то греческий полис или римская цивитас, и находили свои проявления те уникальные аспекты культуры, которую мы называем античной. В зависимости от качественного состояния полисных структур формировались и основные особенности античной культуры.

    Какие же основные особенности формировали ее облик? Прежде всего то, что для гражданина античного полиса на первый план всегда выходила идея значимости и единства той гражданской общины, в которой он реализовывал свои творческие способности. При этом его благо, благо отдельного гражданина, всегда было неразрывно связано с благом всего коллектива граждан, к которому он принадлежал. Сама эта гражданская община являлась наивысшей ценностью для всех сограждан. Поэтому высшим долгом и прямой обязанностью гражданина являлась обязательная реализация этого блага. Вне полиса, вне цивитас свобода существования и творчества для граждан была немыслима, так как только членство в них, только принадлежность к гражданскому коллективу были гарантиями этой свободы. Следствием этого было то, что в античной культуре всегда органически и неразрывно сочетались начала коллективное и частное.

    Идея верховной власти народа – еще одно обстоятельство, в значительной мере определившее характер античной культуры. Полисная жизнь полностью исключала необходимость слепого подчинения граждан какой-либо отдельной личности (царю, например, как это было в монархиях-деспотиях Древнего Востока). Отсюда – принцип свободы и независимости для всех граждан в рамках их коллектива и для конкретного полиса в пределах всей полисной системы. Именно в условиях свободы и независимости, по крайней мере теоретически, и должна была проходить жизнь гражданина как творца античной культуры.

    С этой идеей связана еще одна особенность полисного строя жизни – теснейшая связь гражданской общины с ее покровителями и защитниками – полисными богами и героями. Они рассматривались гражданами как ее сочлены, заботившиеся о благе и процветании всех и каждого. Греческие и римские божества, имевшие антропоморфный облик, могли страдать, переживать, как и все смертные. Они, конечно, требовали почитания и уважения к себе, но никогда не воспринимались греками и римлянами в качестве безусловно самовластных божеств (как это было на Древнем Востоке), требовавших непререкаемого и жесткого подчинения, исключавшего любую инициативу в действиях человека. Подобное «демократическое» восприятие божества у греков и римлян давало возможность осуществлять свободный, творческий поиск и инициативу в общественной и культурной жизни на благо всего гражданского коллектива.

    Фундаментальное значение античной культуры неоспоримо. Грамотность была широко распространена в античном обществе. На основе греческого алфавита еще в древности был создан латинский алфавит, а в IX в. н. э. – славянская азбука. Таким образом, письменность народов нынешней Европы, Америки, Австралии, части Азии и Африки возникла именно на греческой почве.

    Пронизанное глубоким гуманизмом и психологическим реализмом художественное творчество древних греков достигло небывалой высоты. Многогранное греческое искусство, отличающееся гармонией и тонким чувством меры, стало образцом для художественного творчества более поздних эпох. Характерно, что живопись в собственном смысле этого слова появилась именно в Древней Греции. Основные архитектурные стили, созданные древнегреческими мастерами, стали примером для подражания архитекторов и строителей Средних веков, Нового и новейшего времени.

    Древние греки создали основные литературные жанры – эпос, лирику, прозу. Здесь, в Древней Греции, было положено начало и театру. Следствием этого стало формирование основных видов драматического искусства – трагедии и комедии. Ораторское искусство возникло также на греческой почве.

    Важно отметить, что эллинская наука, развивавшаяся в рамках свободных от религиозных догматов условий, носила глубоко светский и рациональный характер. Именно греками было положено начало многим важнейшим отраслям современных наук – астрономии, анатомии, ботанике, геометрии, грамматике, зоологии, истории, математике, механике, физике, филологии, философии и ряду других. Характерно, что все эти наименования – древнегреческие по своему происхождению.

    Оживленная политическая жизнь в эллинских полисах способствовала развитию не только ораторского искусства, но и греческого законодательства. Каждый полис имел свою конституцию, свод законов государственного устройства. В эллинистическую эпоху греческое право достигает значительного уровня, превзойденного лишь позже только римскими законодателями. Греки положили начало разработке теории государства и государственного устройства. Такие термины, как «демократия», «олигархия», «аристократия» и многие другие, пришедшие из Древней Греции, органически вошли в политическую терминологию современности.

    Хотя творцами античной культуры наряду с греками были и римляне, все же следует отметить, что последние по своему характеру отличались от изумительно одаренных в области художественного и научного творчества эллинов. Греки, в отличие от римлян, очень редко были способны почувствовать свое этническое единство, создать твердую администрацию, дисциплинированный и строгий образ жизни, поэтому римляне все свои творческие способности проявили именно в практической деятельности. Целеустремленность, внутренняя дисциплина, чувство превосходства римлян над всеми другими завоеванными народами, практицизм в действиях – все эти черты римского склада характера не могли не наложить заметного отпечатка на их культурные достижения. Хотя римская культура формировалась на базе эллинской, она была оплодотворена культурными достижениями народов, вошедших в состав огромной Римской державы. При этом римляне охотно пользовались культурным наследием всех своих предшественников, творчески перерабатывая и приспосабливая его для своих потребностей.

    Именно задачи реальной жизни, цели практического характера определили появление у римлян такой отрасли науки, как агрономия. Авторы трудов этого характера детально освещали вопросы, связанные с земледелием и скотоводством, организацией труда сельскохозяйственных производителей. В настоящую систему римляне превратили гражданское право. Основные положения римского права позже стали основой для кодексов права многих европейских стран. Потребности широкого градостроительства вызвали к жизни появление у римлян теоретических и практических трудов по зодчеству, организации строительства дорог, мостов и других коммуникаций, снабжения городов питьевой водой и др. Римляне изобрели бетон, усовершенствовали такие строительные конструкции, как свод и купол.

    Несмотря на то, что первыми врачами в Риме были греки, римлянам тем не менее удалось поставить теоретическую и практическую медицину на значительную высоту. Появились совершенные медицинские инструменты, талантливые хирурги, специальные руководства по медицине, труды по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии и гигиене. Римляне научились делать пластические операции, впервые применили наркоз. Преуспели римляне и в таких областях научных знаний, как история, география, картография, минералогия, металлургия и многие другие. По сути говоря, творческое наследие народов античности стало реальной основой культуры всего современного человечества.

    Средние века (V – перв. пол. XVII в.)

    Средние века – один из важнейших этапов в истории развития европейской цивилизации, охватывающий период с V по середину XVII в. Сам термин «Средневековье» возник в начале XV века в кругу итальянских ученых-гуманистов, которые ввели новую трехчленную периодизацию всемирной истории: античность – Средние века – Новое время. Поскольку под «Новым временем» они понимали собственную эпоху, Средние века в их представлении заканчивались на рубеже XIV–XV вв. Традиция считать наступление Ренессанса верхней границей Средневековья закрепилась в западноевропейской историографии и в истории культуры. Сторонники такой периодизации в наши дни именуют период XV – начало XVII в. «ранним Новым временем».

    С другой стороны, начиная с конца XVII–XVIII вв. в исторической науке наряду с термином «Средние века» используется понятие «феодализм», обозначающее не столько хронологические рамки периода, сколько существо наиболее характерных для этого времени социально-экономических и политических процессов. Феодализм как экономический и политический уклад существовал в течение более продолжительного времени, чем Средние века в их классическом понимании, охватывая не только период Ренессанса, но также XVII–XVIII вв. В современной науке существуют различные точки зрения относительно того, какое из столетий считать его верхним пределом и какие критерии выбрать как показатель деформации феодальной системы и вызревания в ее недрах новых буржуазных отношений – Английскую революцию середины XVII в., Великую французскую революцию или так называемую «промышленную революцию» XVIII в.

    По традиции, сложившейся в отечественной историографии, хронологические рамки периода феодализма определяют как V – середина XVII в., т. е. от Великого переселения народов и падения Западной Римской империи до Английской революции. Принято также выделять три основных этапа внутри этой эпохи:

    ü раннее Средневековье (V-первая половина XI в.);

    ü развитое, или классическое Средневековье (вторая половина XI-первая половина XV в.);

    ü позднее Средневековье, или раннее Новое время (конец XV-первая половина XVII в.).

    Средневековье внесло огромный вклад в развитие европейского общества. Прогресс, достигнутый в это время в сфере материальной культуры и техники, позволил Европе захватить экономическое и политическое лидерство в мире; в этот период были заложены основы современной системы мировой экономики.

    Именно в рамках феодальной Европы произошло оформление современных государств в их нынешних границах, складывание наций, языков и культур с присущими им национальными особенностями. Возникли новые формы власти и политической культуры, институты и методы управления. Одним из важнейших достижений этого периода стало зарождение принципа парламентаризма. На новый уровень поднялась политическая теория – осмысление природы индивида в его взаимоотношениях с обществом и государством.

    Неоценимый вклад внесли Средневековье и эпоха Ренессанса в развитие мировой культуры – архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра.

    В конфессиональной сфере чрезвычайно важными были последствия многовекового развития европейской христианской цивилизации и ее трансформации в эпоху Реформации, поскольку в это время окончательно сложились те религиозно-философские течения и церковные организации, которые продолжают играть важную роль в современном мире.

    Наконец, итогом эволюции средневекового общества стал генезис нового типа личности, близкой по своим этическим ориентирам и психологическому складу человеку нового времени.

    Раннее Средневековье (V – перв. пол. XI в.)

    Значение наследия античности в мировой культуре огромно. В России история Древней Греции и Древнего Рима всегда привлекала внимание деятелей науки и культуры.

    А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и другие выдающиеся русские поэты, писатели, ученые любили и восхищались античной литературой и искусством, часто обращались к античным сюжетам и источникам. Л.Н. Толстой, уже будучи автором «Войны и мира», настолько увлекся греческой литературой, что стал изучать древнегреческий язык, чтобы в подлиннике читать Гомера, Геродота, Ксенофонта и других интересовавших его поэтов и писателей. Между прочим, первый русский экономико-географ К.И. Арсеньев,

    Восторженно писал о значении античной культуры В.Г. Белинский. «Илиада, переведенная Гнедичем, - пишет он Станкевичу, - для меня есть источник такого наслаждения, от силы которого я изнемогаю в каком- то сладостном мучении». «Новый мир искусства открылся передо мною», - сообщает он Боткину, читая трагедии Софокла. С ним же он делится впечатлением о «Биографиях» Плутарха:

    «Книга эта свела меня с ума, я весь в идее гражданской доблести, весь в пафосе правды и чести... Принимаясь за Плутарха, я думал, что греки заслонят от меня римлян - вышло не так... Я понял через Плутарха многое, чего не понимал. На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество... Обаятелен мир древности».

    Античность явила миру выдающиеся достижения искусства. И.С. Тургенев, увидев фриз Пергам- ского алтаря, вывезенного из Турции и смонтированного в Берлинском музее Псргамон, восторженно писал об этом шедевре эллинистического искусства: «Все эти - то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья, эти орлы, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц... это торжество злобы, и отчаяние, и веселость божественная, и божественная жестокость - все это небо и вся эта земля - да это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам... Как я счастлив, что я не умер, не дожив до последних впечатлений, что я видел все это!» .

    Попытаемся представить обобщенный образ ученых античности (при всем различии их судеб, интересов и времени деятельности):

    Они были первыми. Впервые в истории человечества они переходили от религиозных мифов к научному знанию. Это был величайший скачок в интеллектуальной истории человечества .

    Мы не случайно подробно рассказали выше о Богах и мифах Древней Греции. Необходимы были огромные усилия ума, мощь интеллекта, чтобы разорвать тысячелетнюю традицию объяснять все явления мироздания деятельностью богов и прийти к первым научным гипотезам и открытиям;

    • - они много работали над собой. Демосфен на скульптуре Полиевкта выглядит утомленным, мужественным, волевым, умным. История сохранила некоторые подробности его жизни. Этот впоследствии блестящий, пламенный оратор, от рождения имел слабый голос и, чтобы научиться выступать перед большими аудиториями, он отправлялся на берег моря и учился говорить, стараясь перекрыть шум волн. Чтобы добиться четкости речи, он говорил с шариком во рту, стремясь к безукоризненной дикции;
    • - неверно, что ученые древности не интересовались практическими делами. Плутарх, упоминая об изобретениях Архимеда, говорит, что философу, конечно, не пристало заниматься такими вещами, но Архимеда оправдывает крайность, в которой находилось его отечество. На самом деле ученые античности, как правило, путешествовали, изобретали, ставили опыты, решали практические задачи.

    Что касается Архимеда, то, как известно, изобретенная им система зеркал, отражающая солнечные лучи, позволила сжечь римский флот, вошедший в гавань Сиракуз;

    • - они были преданы своей науке, своим убеждениям. Сократ принял чашу с ядом (цикутой), но отказался бежать из Афин, так как считал, что бегство может поставить под сомнение его верность своим убеждениям. Архимед сказал римскому солдату, который пришел его убить: «Не трогай моих чертежей!». Открыв один из своих легендарных законов, Архимед выскочил на улицу с криком «Эврика!»
    • («Нашел!») !
    • - часто родина не баловала своих гениев. Демосфен, Аристотель были преданы остракизму и умерли в изгнании, Сократ и Фидий покончили с собой и т.д. Нелегкая судьба часто не щадит пророков в своем отечестве: мрачный опыт, который многократно повторялся и в будущем (в России - Пушкин, Лермонтов, Капица, Ландау, Королев, Сахаров - будем же ценить пророков в своем отечестве).

    Нравственный образ и судьбы первых героев науки поучительны. В истории географии особенно важен вклад античной науки в следующем:

    • - гигантское расширение географического горизонта и географических знаний. Человек впервые увидел землю (во всяком случае, часть ее) и запечатлел ее на первых картах и в первых описаниях;
    • - впервые зародились два направления в географии - естественно научное и социально-историческое (социально-географическое, страноведческое). Гуманитарный характер и исторический подход многих произведений античной науки не противостоит, а дополняет естественно научное содержание других произведений и эти впервые наметившиеся различия и взаимосвязи очень важны. Здесь начало многих концепций и споров - о взаимосвязи общества и природы, географическом детерминизме, соотношении общего и регионального и др.;
    • - впервые в распоряжении науки оказалось такое могучее средство исследования как географическая карта (пусть в первых своих, очень несовершенных образцах);
    • - многие греческие и римские имена и названия, казалось бы давно забытые, постоянно оживают в терминах современной географической науки. Союз аркадских городов на острове Пелопоннес во главе с Мегалополем («большим городом») дал повод Ж. Готтману предложить термин «мегалополис» для обозначения систем городских агломераций, срастающихся в большие урбанизированные зоны; этот термин широко вошел в современную научную литературу, а «мегаполисами» в современной научной литературе называют города с населением выше определенного порога (в официальной статистике ООН - свыше 8 млн человек). Один из самых известных географических журналов так называемых радикальных географов в недавнем прошлом был назван «Геродот». Этот ряд примеров можно было бы продолжить;
    • - многие географические идеи и концепции в зародыше можно найти в работах античных географов (как это говорил Энгельс о философии). Разрывая туман суеверий и мифов, они впервые попытались найти объяснения тайнам мироздания, высказали эмпирически или умозрительно обоснованные гипотезы о шарообразности земли, ее делении на широтные пояса, об изменении во времени пространств суши и моря и другие; довольно точно измерили окружность Земли; поняли важнейшую задачу географии - уви-