Досократовский период античной философии. Милетская школа и Пифагор. Гераклит Эфесский и Парминиз Эллейский. Атомистическая философия Демокрита. Гиппократ – врач и философ. Гераклит и демокрит

Демокрит

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

Гераклит

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие -- созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Гиппократ

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он -- основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.

С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.


На Ионийском побережье в г. Милете сформировалась философская школа, к которой принадлежали Фалес (ок. 625-547 до н.э.), Анаксимандр (ок. 610-547 до н.э.), Анаксимен (ок. 585 -ок. 525 до н.э.). К ним следует отнести и Гераклита из г. Эфеса (ок. 520-460 до н.э.). Ранних греческих философов называют «фисиологами», поскольку главный предмет их размышлений - природа (по-гречески «фюсис»), а философия мыслится как учение о причинах и началах всего сущего. Для античной философии изначально характерными чертами является объективизм и онтологизм (понятие онтология означает учение о бытии).

Поиск и обоснование первоначала (по-гречески «архэ»), являющегося единой основой всего многообразия мира, носителем всех изменений и превращений, особенно занимал первых философов. Так, Фалес высказал идею о том, что все происходит из воды и в воду же превращается. Анаксимен полагал первоначалом всего воздух, путем сгущения и разрежения которого образуются конкретные вещи. «Беспредельный» воздух Анаксимена - источник дыхания и всей жизни. Преемник Фалеса Анаксимандр первоначало всего сущего усматривал не в каком-либо конкретном веществе, а в первовеществе - апейроне (что означает беспредельное).Подобно древневосточным мыслителям античные философы в качестве основных элементов, составляющих первооснову мира, брали землю, воду, огонь, воздух. Сочетание этих стихий движущими силами притяжения и отталкивания дает начало развитию и состоянию конкретных вещей, явлений и процессов.

Например, Эмпедокл (ок. 490-430 до н.э.) считал, что эти природные стихии образуют «корни» вещей, они заполняют все пространство, находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Источником развития в природе, соединения и разделения элементов служат не сами «корни», а движущие силы мироздания, которые представлены противоборствующими сторонами: любовью и враждой. Если в циклическом возобновлении господствует любовь, то преобладают силы притяжения, единства, уподобления. Вражда приводит к отталкиванию, разъединению элементов и проявлению их качественного своеобразия. Преобладание сил любви или сил вражды определяет различные циклические стадии мирового процесса. В мире существует не одновременное, а последовательно повторяющееся единство и множество различных элементов и их состояний. Подобные идеи несколько раньше были высказаны Анаксагором из г. Клазомены в Малой Азии (ок. 500-428 гг. до н.э.). Он признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи. Это как бы «семена вещей», из различных сочетаний которых и образуются все существующие вещи. Движущей силой соединения и разделения этих «семян», элементарных частиц он считал «нус» (ум), как легчайшее и тончайшее вещество. Но ум следует интерпретировать и как духовную силу, определяющую основу мировой упорядоченности.

Выдающимся философом античного мира является Гераклит (ок. 544-460). Он славился глубокомыслием и загадочностью изложения, за что получил прозвище «Темный». Гераклит считал первоначалом всего сущего, первовеществом природы вечно живой огонь, из которого произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Согласно Гераклиту истина или мудрость совпадает с «логосом» как неким вселенским порядком и необходимостью, в соответствии с которыми осуществляется циклический мировой процесс. В своем сочинении «О природе», дошедшем до нас лишь в отрывках, можно прочесть: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».С его именем связано введение в философский оборот таких основополагающих понятий как мера , выступающая собственно внутренней границей любой вещи или процесса. Его понимание сложнейшей философской категории «становление» , выражающей спонтанную изменчивость вещей и явлений, их непрерывный переход и превращение в другое отчеканено такими известными каждому словами: «Все течет, все изменяется», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Однако Гераклит понимает, что текущая река «изменяясь, покоится». Он не допускает разрыва и абсолютизации состояний покоя и изменчивости, а рассматривает их в единстве и процессе перехода из одного состояния в другое через борьбу противоположностей.

В жизни природы, тем более в человеческой жизни, эта борьба выступает вечным законом «всеобщим логосом». Она всеобща, «отец всего, царь всего», Тем самым к Гераклиту восходит разработка многих содержательных аспектов диалектики как учения о всеобщей связи, изменении и развитии . Процесс познания по Гераклиту идет через ощущения. Однако только мышление ведет к мудрости, так как свет разума проникает в тайники, скрытые от восприятия чувствами.

Атомистическая трактовка бытия. Вершиной древнегреческой натурфилософии явился атомизм Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.). По мнению Маркса, он был «первым энциклопедическим умом среди греков». Диоген Лаэрций (первая половина III в. н.э.) называет 70 его сочинений. В них были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии, физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики, искусства, техники и др. Аристотель о нем писал: «Вообще, кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Демокрита. Что же касается его, то получается такое впечатление, что он предусмотрел все, да и в методе вычислений он выгодно отличается от других».Демокрит исходит из способности выяснения причин явлений. Ему принадлежит высказывание, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Его прозвали «смеющимся философом», ибо со слов римского философа Сенеки этот смех был вызван несерьезностью всего того, что люди делают вполне серьезно. Вводной частью философской системы Демокрита была «Каноника». В ней сформулированы и обоснованы принципы атомизма (атом по-гречески - неделимый). Затем следовала физика (природа), как наука о различных проявлениях бытия. Из них следовала этика, которая строилась как порождение физики. Демокрит устанавливает различие между «подлинно сущим» и тем, что существует только в «общем мнении». Таким водоразделом является различение «знаний по мнению», являющиеся уделом многих людей и «знаний по истине», добытых методом причинного объяснения и достающихся только серьезным людям. Подлинно сущим Демокрит считает лишь атомы и пустоту. Атомы - это неделимые частицы. Они соединяются между собой и образуют вещи. Атомы различаются формой, порядком и положением, они едины, неделимы, неизменны и неуничтожимы. Как подлинно сущее пустота (небытие) есть такая же реальность, как атомы (бытие). «Великая пустота» безгранична и заключает в себе все существующее. «Без нее не было бы возможности перемещения, уплотнения и сгущения».Атомам самим по себе свойственно непрестанное движение. Его разнообразие определяется бесконечным разнообразием форм и множеством атомов. Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве.

Вслед за своими великими предшественниками Демокрит полагал, что ничто не возникает из ничего. Одновременно он утверждает, что ничто не возникает без причины. Для него не существует случайности. Все необходимо в силу определенных причин. Демокрита можно считать первым последовательным детерминистом . Согласно детерминизма (с латыни переводится «определять») все происходящее в мире определяется какими-то причинами. В теории познания Демокрит отдает приоритет чувствам. Духовные явления он объясняет исходя из своей атомистической позиции. Душа состоит из атомов наиболее подвижных, шарообразных, из которых, кстати, состоит и огонь. Он выдвинул теорию «истечения» для объяснения восприятия окружающих нас предметов внешнего мира. Из самих предметов «истекают» так называемые образы, как бы подобия этих предметов. Подлинной формой познания является лишь разум, рассуждение, с их помощью можно постигнуть то, что находится на до вещественном, до чувственном уровне бытия. Этика Демокрита основана на принципе индивидуализма, достижении доброй мысли. «Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям, во бдении и во сне весел, здрав и спокоен». Главным средством этического воспитания он считал убеждение. Идеи Демокрита развивали философы более поздней античности - Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.), Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.) - римский поэт и философ-материалист. Атомистическая теория не теряет своей актуальности и на пороге XXI века.

Так, в Древнем Египте в связи с ритуальным бальзамированием трупов были описаны некоторые органы, приведены данные об их функции.

В описанном Смитом папирусе (XXX век до н. э.) говорится о головном мозге и его функции, деятельности сердца, распространении крови по артериям. В папирусе «Тайная книга врача» (XV век до н. э.) имеются специальные разделы «Сердце» и «Сосуды сердца». Однако следует иметь в виду, что излагаемые сведения были очень примитивными и во много не верными. К X веку до н. э. относится «Трактат по анатомии» индийского врача Бхаскаре Бхатше, где были суммированы все анатомические сведения, известные к тому времени. В этом трактате приводились данные о многих органах, мышцах, нервах и сосудах тела человека.

Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Древней Греции .

Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Очень многие древние греческие анатомические термины вошли в современную анатомическую номенклатуру (например, arteria – кровеносный сосуд, amnion – зародышевая оболочка, angiologia – учение о сосудах, anthropologia – учение о человеке, bronchus – бронх, bulbus – лукоцица, colon – ободочная кишка, larynx – гортань, lobus – доля, splen – селезенка, thalamus – зрительный бугор, thenar – возвышение большого пальца и т.д.). В Древней Греции анатомия пополнилась новыми фактами. Греки располагали сведениями о 700 анатомических образованиях. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 г. до н. э.) получил медицинское образование на острове Кос, где находилась известная врачебная школа.

Затем жил в Афинах, много путешествовал.

Гиппократу принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине, которые дошли до нас в виде «Гиппократовых сборников».

Представляют большой интерес сочинения Гиппократа «Об анатомии», «О железах», «О прорезании зубов», «О природе ребенка» и др.

Он описал некоторые кости черепа, соединения их посредством швов, развитие цыпленка, образовании аллантоиса. Гиппократ полагал, что артерии наполнены воздухом.

Особенно важно, что Гиппократ был материалистом и считал необходимым изучение анатомии для врачей. «Я твердо верю, -писал он, - что врач должен изучать человеческую природу и, если желает исполнить свою обязанность, - тщательно расследовать, какие должны существовать отношения между человеком и его пищей, питьем и всем образом жизни…».

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – великий древнегреческий врач и анатом.

Обучался медицине у своего отца, пидворного врача, а также в Афинах.

Аристотель оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.


В них он изложил процесс внутриутробного развития и систематизировал около 500 видов животных.

Он описал черепные нервы (зрительный, обонятельный и преддверно-улитковый), сосуды плаценты и желточного мешка, установил, что артерии отходят от аорты, отличал нервы от сухожилий.

Воззрения Аристотеля, являвшегося последователем философа-идеалиста Платона, колебались между материализмом и идеализмом, что отразилось на толковании различных явлений. Например, развитие особей, по Аристотелю, происходит вследствие внутреннего стремления к целесообразности, двигателем которого является идеалистическое начало «антелехия» - душа человека или животного, обитающая в сердце.

Герофил (род.в 304 г. до н. э.) учился и занимался медицинской практикой в Александрии. Он объединил существовавшие анатомические сведения и описал ряд неизвестных до него органов: желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой мозговой оболочки, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В Древнем Риме медицина многие годы являлась занятием рабов и не была в почете. Лишь в конце I века н. э. медициной стали заниматься свободные граждане. Поэтому древнеримские ученые не внесли в анатомию значительного вклада. Однако большой их заслугой нужно считать создание латинской анатомической терминологии. Правда, в нее вошло много греческих анатомических терминов, подвергшихся транслитерации.

Эразистрат интересовался важнейшими вопросами анатомии. Особо тщательно старался он исследовать головной мозг человека, и только в преклонном возрасте ему удалось обнаружить место выхода чувствительных нервов и пополнить, таким образом, сведения о назначе­нии и сущности нервов. Один из римских писателей рассказывал позднее, будто бы Эразистрат с этой целью совершал вивисекции над осужденными преступниками. Однако доказательств такого утверждения нет, и оно скорее всего является выдумкой.

Клавдий Гален (131 – 210 гг. н. э.) – автор большого количества трудов по различным вопросам философии, логики, математики, медицины и анатомии. Из его анатомических трудов известны «Анатомические исследования», «О назначении частей тела».

Последний труд Галена переведен на русский язык и опубликован в 1971 г. Гален в своих трудах пропагандировал необходимость знаний анатомии и физиологии в практической медицине. Он показал связь между формой, строением и функцией органов, хотя высказывал телеологические идеи о природе и функции организмов.

Гален внес много нового в анатомию. Он описал мышцы позвоночника и спины, три оболочки артерий, четверохолмие головного мозга, 7 пар черепных нервов, большую вену мозга и др. Анатомические сочинения Галена в течение 13 столетий составляли основу анатомических представлений.

В середине века наука, в том числе и анатомия, подчинялись религии. В это время в анатомии не было сделано существенных открытий. В схоластических средневековых школах на первом месте были богословие и искаженная философия Аристотеля. Много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена.

Фрагменты психологического знания стали носить научный характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе», где он ссылается на Фалеса Милетского (640-546 гг. до н.э.). Душа :

    особая бессмертная сущность, «одушевляющая» тело

    обозначение внутреннего мира человека

С самых первых шагов античной философской мысли душа трактовалась как движущая сила. Пифагор (570-500 гг. до н.э.) – в основе его взглядов лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима, многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В пифагорействе коренится субстанциональное различие души и тела (развитие в дуализме Платона). Анаксагор придерживался дуалистического толкования соотношения душевного и телесного (462-432 гг. до н.э.). Концепции дуализма можно противопоставить традицию ионийской натурфилософии, в которой душа и психические явления рассматривались в одном ряду с явлениями природы, генетически выводились из них. Демокрит (акме – ок. 420 до н.э.) – автор первых психологических сочинений. Считал, что всё состоит из атомов, разработал принцип детерминизма («Всё возникает по неизбежности»). Затем Эпикур усложнил представления о механистической обусловленности душевных явлений, введя в сферу психического фактор случайности. Наряду с попытками описать происхождение и онтологический статус души, возникает интерес к внутренней жизни субъекта. Складываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную роль сыграло учение о темпераменте Гиппократа, психологические воззрения Сократа и софистов. Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) развил представления Гераклита о «жидкостной» природе различий между людьми (4 психических типа). К нему восходит принцип терапевтической беседы. Софисты (Протагор и Горгий) изучали речевое поведение, формы публичной коммуникации. Сократ (470-399) предложил педагогический метод майевтику (путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» истинное знание). Его философские беседы легли в основу творчества его ученика Платона (428-348). Платон обосновал универсальность метода майевтики, выдвинув теорию припоминания. Платон также предложил структурное представление о психике. В движении неоплатонизма противопоставление души и тела приобрело еще более фатальный характер. В платонизме же душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт. Аристотель (384-322) – основатель функционального подхода к психике. Душа по Аристотелю – «форма тела», то есть функция и причина телесной организации. Книга «О душе»: Душа разумная и неразумная (не может претендовать на бессмертие). Аристотель ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца. Гален (2 в.) установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Также Гален предположил двусторонний характер взаимодействия соматического и психического: не только душа через нервные пути осуществляет контроль над телесными проявлениями, но и телесные изменения оказывают влияние на течение душевных процессов. Идея совершенствования души была развита стоиками и эпикурейцами. Ранние стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) разработали концепцию чувственного восприятия («схватывающее восприятие»). Стоики: логика, физика, этика. Основное значение – этические вопросы. Цель жизни: достижение бесстрастия и душевной невозмутимости. Эпикур (342-270). По Эпикуру удовольствие (цель жизни) – в отсутствии страдания. Самое сильно страдание – страх смерти. Плотин (204-270 гг. до н.э.) видел в оторванности души от своего источника в потустороннем мире непреодолимую преграду истинному познанию. Проблематика рефлексии, выделил процессы обращенности души на саму себя.

Вклад ученых античности в познание души

Душа как активное начало

Гераклит

Подобие индивидуальной души и мирового Логоса

Демокрит

Детерминизм: все возникает по необходимости; Монистический материализм: объяснение психического и физического

Анаксагор

Роль телесной организации в проявлении психического

Гиппократ

Учение о темпераменте

Софисты (Горпий,Протагор)

«Человек – мера всех вещей», интерес к коммуникативным аспектам поведения человека

Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике; майевтика

Проблематика универсальных форм мышления; диалогичность познания; конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни

Аристотель

Целевая детерминация развития человека; функциональный подход к душе; уровневая структура души

Способы совладания с жизненными кризисами

Эпикурейцы

Явление самосознания

Обнаружение роли нервной системы

5. Развитие психологических идей в рамках философии Нового времени (рационализм, эмпиризм, ассоцианизм). Фрэнсис Бэкон (1561-1626) стоит у истоков Нового времени с его гносеологическим оптимизмом и призывом к опытному изучению психики. Бэкон предложил рассматривать душу и тело в единстве, он придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Признавал индуктивный метод для верного познания. Но все же Бэкон скептически оценивал возможности человеческого познания. Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. Закончил этот переход Рене Декарт (1596-1650). Декарт – дуалист, рассматривает материальное и идеальное в качестве двух разнородных субстанций. Атрибут идеального – мышление, атрибут материального – протяженность. Рассматривает сознание как предмет психологической рефлексии. Заявленная им проблема отношения психического и физического («Психофизическая проблема» Декарта) решается в мировой науке до сих пор. Дуализм Декарта был преодолен в первую очередь психологической концепцией Б.Спинозы (1632-1677). Он предположил, что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Спиноза решает психофизическую проблему в духе единства , а также создает теорию аффектов. Решение психофизической проблемы в духе параллелизма предложил Г.В.Лейбниц (1646-1716) (гипотеза «предустановленной гармонии»). Т.Гоббс (1588-1679) вернулся в своей философии к материалистической трактовке души, лишив психическую жизнь своеобразия и сводя психические явления к проявлению движения. Психика для Гоббса – эпифеномен (явление, сопутствующее другим явлениям, не имеющее собственных функций). Дилемма рационализма-эмпиризма . Рационалисты (Декарт, Спиноза, И.Кант, Лейбниц) были уверены в том, что абстрактное знание невозможно вывести из опыта. Предполагалось наличие в психике некоторых врожденных форм мышления или «идей». Эмпиристы (Т.Гоббс, Д.Локк) считали, что все знание может быть выведено из опыта. Д.Локк (1632-1704) интересовался вопросом формирования сознания человека опытом. По Локку опыт может быть получен из ощущения или из рефлексии. Ассоцианизм (18 в.) воспринял учение Локк и преобразовал его. Д.Гартли (1705-1757) – представитель материалистического ассоцианизма – развивал учение о психике как о продукте деятельности мозга. Психическое включает в себя: ощущения, идеи ощущений, аффективные тона. Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвецкий, П.Гольбах, Д.Дидро – французские материалисты-просветители – разделяли взгляд на психику как конфигурацию ощущений, возникших на внешние воздействия на организм, которые постепенно усложняются по принципу ассоциаций, образуя потом внутреннего опыта. Противоположную позицию относительно сущности ассоциаций занимали идеалистические ассоцианисты Д.Беркли (1685-1753) и Д.Юм (1711-1776). Источник душевной жизни не мозг, а сознание.

Вклад ученых Нового времени в формирование психологического знания

Апология индуктивного метода познания, классификация препятствий на пути реализации индуктивного метода («идолы»), сознание как предмет психологии

Психофизическая проблема: решение в духе взаимодействия, рефлекторный принцип функционирования тела, регуляторная функция психики, мышление – центр психической жизни

Психофизическая проблема: решение в духе единства, классификация познавательных процессов, классификация аффектов на основе сведения к трем простейшим – удовольствие, неудовольствие, желание

Психофизическая проблема: решение в духе единства, введение проблематики неосознаваемого познания

Психика как эпифеномен, разработка понятия ассоциации

Рационалисты/эмпиристы

Дедуктивный и индуктивный способ познания

Теория преобразования сенсорного опыта в понятия, интроспективный метод, разработок законов ассоциаций

Механистический ассоцианизм: ассоцианизм – субликаты нервных связей в мозге.

Некогда студенты шутили, советуя на экзаменах по любому предмету на вопрос о его родоначальнике смело отвечать: "Аристотель". Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в IV .веке до н. э., заложил первые камни в основание многих дисциплин. Аристотеля по праву следует считать также основоположником психологии как науки: его трактат "О душе" стал своего рода первым курсом общей психологии. Кстати, касаясь предмета психологии, мы следуем подходу, принятому Аристотелем, который сначала изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним и лишь затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения.
Как бы высоко ни поднялась мысль Аристотеля, обессмертив его имя, за ней стояли поколения древнегреческих мудрецов-философов-теоретиков, испытателей природы, натуралистов, медиков. Их труды привели к революционным изменениям в представлениях об окружающем мире, начало которых было связано с преодолением древнего анимизма.
Анимизм (от лат. "анима"-душа, дух)-вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием или (например, по мнению знаменитого философа и математика Пифагора), будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы изначального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух") .
Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху люди, говоря о душе ("псюхе"), связывали между собой явления, присущие внешней природе (воздух), организму (дыхание) и психике (в ее последующем понимании) хотя, конечно, в житейской практике они прекрасно различали эти понятия. Знакомясь с представлениями о человеческой психологии по древним мифам, нельзя не восхититься тонкостью понимания людьми богов на деленных коварством или мудростью, мстительностью или великодушием, завистью или благородством-все ми теми качествами, которые творцы мифов познали в земной практике своего общения с ближними. Эта мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их двойниками или призраками), а жизнь зависит от настроения богов, веками царила в общественном сознании.
Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гилозоизму (от греч. слов, означающих "материя" и "жизнь"), в соответствии с которым весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось - все они рассматривались как порождения единой живой материи. Тем не менее это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.
Гилозоисту Гераклиту (конец VI - начало V в. до н.э.) космос представлялся в образе "вечно живого огня", а душа ("психея")-в образе его искорки. Все сущее подвержено вечному изменению: "Наши тела и души текут как ручьи". Другой афоризм Гераклита гласил: "Познай самого себя". Но в устах философа это вовсе не означало, что познать себя-значит уйти вглубь собственных мыслей и переживаний, отвлечься от всего внешнего. "По каким бы дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос",-учил Гераклит. Термин Логос, введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество смыслов, но для него самого он означал закон, по которому "все течет", по которому явления переходят друг в друга. Малый-мир (микрокосм) отдельной души идентичен макрокосму всего миропорядка; следовательно постигать себя (свою "психею")-значит углубляться в закон (Логос), который придает непрерывно текущему ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизмов динамическую гармонию. После Гераклита (его называли "темным" из-за трудности понимания и "плачущим", так как будущее человечества он считал еще страшнее настоящего) в запас средств, позволяющих читать "книгу природы" со смыслом, вошла идея закона, который правит всем сущим, в том числе - безостановочным течением тел и души, когда "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
Идея Гераклита о том, что от закона (а не от произвола богов-властителей неба и земли) зависит ход вещей, получила свое развитие у Демокрита (вторая пол. V-нач. IV в. до н.э.). Сами боги в его изображении-это не что иное как сферические скопления огненных атомов. Человек также создан из различных сортов атомов; самые подвижные из них - атомы огня, образующие душу.
Единым и для души, и для космоса Демокрит признавал закон не сам по себе, а закон, согласно которому нет беспричинных явлений: все они суть неотвратимый результат соударения атомов. Случайными же люди называют те события, причин которых не знают.
Демокрит был дружен с Гиппократом (вторая пол. V-нач. IV в. до н.э.), знаменитым медиком, изучавшим устройство человеческого организма и исследовавшим причины болезней. Главной причиной различий между здоровым и больным человеком Гиппократ считал пропорции, в которых находятся в организме различные "соки" (кровь, желчь, слизь); эти пропорции он называл темпераментами. С именем Гиппократа связывают дошедшие до наших дней названия четырех темпераментов: сангвинический (преобладает кровь), холерический (желтая желчь), меланхолический (черная желчь), флегматический (слизь).
Для будущей научной психологии этот объяснительный принцип, при всей его наивности, имел очень важное значение (недаром терминология Гиппократа сохранилась поныне). Во-первых, на передний план выдвигалась гипотеза, согласно которой бесчисленные различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения; тем самым закладывались начала научной типологии, лежащие в основе современных учений об индивидуальных различиях между людьми. Во-вторых, источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма; душевные качества ставились в зависимость от телесных. О роли нервной системы в ту эпоху еще не знали, поэтому типология являлась, говоря нынешним языком, гуморальной (от латинского "гумор" - жидкость).
Следует, впрочем, заметить, что в XX веке ученые обратились к исследованиям как нервных процессов так и жидких сред организма, его гормонов (греческое слово, обозначающее то, что возбуждает). Теперь и медики, и психологи говорят об единой нейрогуморальной регуляции поведения. Если взглянуть на гиппократовы темпераменты с общетеоретических позиций, то можно заметить их слабую сторону (впрочем, она присуща и современным типологиям характеров): организм рассматривался как смесь--в неких пропорциях-различных элементов, однако каким образом эта смесь превращалась в гармоничное целое, оставалось загадкой.
Разгадать ее попытался философ Анаксагор (V в. до н.э.). Он не принял ни гераклидово воззрение на мир как на огненный поток, ни демокритову картину атомных вихрей. Считая природу состоящей из множества мельчайших частиц, он искал в ней начало, благодаря которому из хаоса, из беспорядочного скопления и движения этих частиц возникает организованный космос. Таким началом Анаксагор признал "тончайшую вещь", которой дал имя "нус" (разум); он полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. "Человек,-говорил Анаксагор,- является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки". Выходило, что не разум определяет преимущества человека, но его телесная организация определяет высшее психическое качество-разумность.
Принципы, сформулированные Гераклитом, Демокритом и Анаксагором, создавали главный жизненный нерв будущей системы научного осмысления мира, в том числе и познания психических явлений. Какими бы извилистыми путями ни шло это познание в последующие века, оно подчинялось идеям закона, причинности и организации. Открытые две с половиной тысячи лет назад в Древней Греции объяснительные причины стали на все времена основой объяснения душевных явлений.
Совершенно новую сторону познания этих явлений открыла деятельность философов-софистов (от греч. слова "София"-"мудрость"). Их интересовала не природа, с ее не зависящими от человека законами, но сам человек, который как гласил афоризм первого софиста Протагора, "есть мера всех вещей". Впоследствии прозвище "софист" стало применяться к лжемудрецам, выдающим с помощью различных уловок мнимые доказательства за истинные. Но в истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект: отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, призванных доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности.
В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приемы логических рассуждений, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. Как можно что-либо передать посредством языка, спрашивал софист Горгий, если его звуки ничего общего не имеют с обозначаемыми ими вещами. И это не было лишь логическим ухищрением, но поднимало реальную проблему. Она, как и другие вопросы, обсуждавшиеся софистами, подготавливала развитие нового направления в понимании души.
Были оставлены поиски природной "материи" души. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми. Их поведение ставилось в зависимость не oт материальных причин, как то представлялось прежним философам, вовлекшим душу и космический круговорот. Теперь она попадала в сеть произвольно творимых логиколингвистических хитросплетений. Из представлений о душе исчезали признаки ее подчиненности строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе. Язык и мысль лишёны подобной неотвратимости; они полны условностей и зависят от человеческих интересов и пристрастий. Тем самым действия души приобретали зыбкость и неопределенность. Вернуть им прочность и надежность, но коренящиеся не в вечных законах макрокосмоса, а во внутреннем строе самой души, стремился Сократ (V в. до н.э.).