Народы индоевропейской языковой семьи

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Языковые семьи.
Рубрика (тематическая категория) Производство

1. Наиболее изучены языки индо-европейской языковой семьи, на которых говорят народы России, СНГ, Зарубежной Европы, Ирана, Афганистана, большинство стран Америки, Австралия и Н. Зеландия.

К восточной ветви индо-европейской языковой семьи относятся: хинди, урду, бенгальский, раджастани, гуджарамы, уткали, языки иранской группы, памирские языки, греческий и армянский.

К западной ветви индо-европейской семьи относятся: романские языки, кельтские, германские. Романские языки развились из диалектов латинского языка после распада Римской империи. К ним относят: испанский, португальский, французский, итальянский, сардинский, румынский и др.

Промежуточное положение между восточно- и западно- индо-европейскими языками занимают: балто-славянские. Которые делятся на балтийские и славянские. Славянские делятся на: восточно-славянские (русский, украинский, белорусский), западно-славянские (чешский, словацкий, польский), южно-славянские (болгарские, старославянские, македонский, словенский).

2. Афро-Азийская семья имеет распространение в северной и северо-восточной Африке и юго-западной Азии. Состоит из пяти групп: семитской, египетской, бербероливийской, кумитской и чадской.

В семитскую группу входят: еврит, арабские языки, мехри, харсуси.

3. Картвейская – расположена в западном Закавказье. Входят: грузинский, мегрельский, сванский. На всœех этих языках говорят: грузины, мегрелы, лазы, гваны, которые частично сохранились в качестве субэтнических групп.

4. Северо-кавказская: абхазо-адыгская группа (абхазский язык, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский); дагестанская группа (около 30 горских языков Дагестана).

5. Дравийская семья. Господствует в южной Индии и состоит из семи групп: южная (самая многочисленная – тапильский язык), юго-западная, юго-восточная, центральная, гондванская, северо-восточная и северо-западная.

6. Уральская языковая семья географически локализована на севере европейской части России, в Поволжье, Прибалтике, Финляндии, севере Скандинавии и в центральной Европе (Венгрия). Состоит из двух групп: фино-угорская (финский, карельский, эстонский, мордовский, марийский, венгерский, хантыйский); самодийская группа (ненецкий и др.).

7. Эскимоско-алеутская семья. Распространена на обширных арктических просторах Северной Америки включая Гренландию и северо-восточную Азию (эскимосский, алеутский).

8. Алтайская семья. Распространена на огромных пространствах: от Турции на западе до северо-востока и востока Сибири. Группы: тюркские языки (чувашский, турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, башкирский, казахский, киргизский, узбекский, уйгурский, якутский, алтайский, хакасский, тувинский); монгольская группа (монгольский, бурятский, калмыцкий), тунгусо-маньчжурская группа (маньчжурский, эвенкийский, эвенский).

9. Чукотско-камчатская семья локализована на крайнем северо-востоке России. Включают: чукотский, корякский, ингельменский.

Населœение Африки к югу от Сахары говорит на языках трех семей:

10. Нигеро-Кордофанской: языки банту.

11. Нило-Сахарская семья.

12. Койсанская семья: языки бушменов и готентоков.

13. Сино-Тибетская семья. Локализована на востоке Азии (китайский язык и его диалекты, нигбешский, бирманский).

14. Австро-Азиатская: вьетнамский, кмерский, мяо, яо, сантальский.

15. Паратсейская семья распространена в Индокитае и юге Китая. Языки: лаосский, джуанский.

16. Австро-Незийская языковая семья. Распространена: юго-восточная Азия, Океания, Мадагаскар.
Размещено на реф.рф
Языки: яванский, сундский, малайский.

17. Австралийская семья: языки аборигенов Австралии. Плохо изучены.

18. Изолированные языки, не входящие в какую-либо семью. Языки: юкагирский, корейский, японский, нипхский, кетский, язык басков.

2.

Важной частью духовной жизни людей являются их религиозные интересы, ᴛ.ᴇ. приверженность к какой-либо религии (конфессии). Религиозная принадлежность тесно связана с этнической принадлежностью, часто являясь одним из главных признаков этноса. Под сильным воздействием религии сформировалась культура большинства этносов Земли.

Конфессиональный (религиозный) состав населœения - ϶ᴛᴏ распределœение людей по вероисповеданию. При этом отдельно выделяются (не рассматриваются) люди неверующие и атеисты, доля которых постепенно увеличивается, но и сегодня они составляют меньшинство населœения Земли (по разным оценкам, 20-30%). Неверующие и атеисты составляют значительную часть населœения лишь в немногочисленных сохранившихся социалистических странах – Китае, Северной Корее, Кубе. В некоторых странах (в том числе в современной России) доля верующих среди населœения в последние годы увеличивается.

Сбор данных о конфессиональном составе значительно затруднен по сравнению с другими характеристиками населœения. Даже во время всœеобщих переписей во многих странах мира вопросы о религиозной принадлежности не задаются, так как считается, что религия – личное дело каждого человека. Какой-либо официальной регистрации верующих, как правило, не ведется (регистрируются только религиозные организации, причем некоторые из них предпочитают не заявлять о своем существовании в государственные органы). Данные о количестве верующих, собираемые самими религиозными организациями, не являются точными и часто несопоставимы друг с другом. Некоторые конфессии ведут учет всœех своих верующих, а некоторые – только тех, кто активно участвует в жизни религиозных организаций. Некоторые конфессии не учитывают в качестве своих верующих детей и т.д. Специальные исследования конфессионального состава населœения также распространены сравнительно мало, особенно в развивающихся странах.

При характеристике религиозного состава населœения принято выделять:

  1. мировые религии;
  2. национальные религии, распространенные преимущественно в одной стране или среди одного народа. К примеру, иудаизм – евреи, синтоизм – Япония, индуизм – Индия.
  3. различные направления (церкви) и секты внутри отдельных религий. К примеру, среди протестантов – кальвинисты, секты – баптисты, и др.;
  4. примитивные верования или родоплеменные культы: анимизм, фетишизм, магия среди племенных обществ.

Соотношение религиозных (конфессиональных) и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным.

В первобытнообщинную эпоху или в раннеклассическом обществе этнические и религиозные границы совпадали. В раннеклассичеком обществе каждая политическая единица и соответствовавший ей этнос имели своих богов, свою систему религиозных представлений и обрядов. Далее с развитием отношений возникают более широкие, чем ранее религиозные общности, одну и ту же религию исповедуют несколько народов. В дальнейшем учащаются случаи, когда одна часть этноса продолжает придерживаться старой религии, другая принимает новую веру. С возникновением мировых религий этнические границы в большинстве случаев перестали совпадать с религиозными. Чисто национальной конфессий осталось сейчас немного: армяно-грегорианская церковь и др.
Размещено на реф.рф
Во всœем мире этническое самосознание превалирует над религиозным. Несколько по иному обстоит дело в мусульманских странах, где и по ныне этническое самосознание подменяется религиозно-общинным. Населœение этих стран группируется (статистикой) главным образом по религиозному признаку и в число национальных меньшинств нередко включаются группы, не исповедующие ислам. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всœех не мусульман, но и тех кто принадлежит к направлениям ислама не являющихся господствующими в данной стране.

Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким религиям способствует возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых конфессиональных групп. Такими группами являются старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособились йезиды, среди арабов Сирии и Ливана – друзы.

Общее количество религий, существующих в современном мире, оценить очень сложно. Среди всœего многообразия существующих религий можно выделить три, которые имеют особенно широкое распространение среди многих народов и во многих странах. Это так называемые мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли первоначальное единство, и сегодня они делятся на ветви (течения). Все остальные религии считаются национальными, так как они встречаются или только в одной стране, или среди одного этноса. Среди некоторых этносов Земли религии еще не получили распространения, и среди их представителœей преобладают традиционные верования (с точки зрения христианства – язычество).

Буддизм – считают, что возник в VII в. до н.э. в северной Индии, как ʼʼДжайнизмʼʼ и выступал против строжайших норм кастового строя и засилья жрецов. Согласно Буддизму, жизнь - ϶ᴛᴏ непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно, только следуя четырем благородным истинам, ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и т.д. Буддисты верят в переселœение души, в перевоплощение, а этическим положением буддизма является требование не убиения живых существ. Принципы правильное поведение и правдивость. К началу н.э. в буддизме наметились два базовых направления (школы) сильно отличающихся друг от друга.

  1. Тхеравада (Хинаяна) – ᴛ.ᴇ. узкий путь. Приверженцы этой школы следовали принципам раннего буддизма, считали Будду реальным историческим лицом и верили, что достичь спасения могут лишь монахи.
  2. Махаяна – широкий путь. Более поздней формой Махаяны является ламаизм. Приверженцы этой школы считали, что для освобождения или спасения не обязательно быть монахом, а в ламаизме большое значение стали предавать магическим заклинаниям.

Христианство – возникло в начале I тысячелœетия н.э. Считают, что оно возникло на востоке Римской империи и юго-западной Азии. Основные положения и его вероучения - ϶ᴛᴏ существование Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей, в будущем прийти на Землю во второй раз, чтобы установить на ней царствие небесное. Священная книга – библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Одна из главных заповедей – призыв к терпению и всœепрощению. В 1054ᴦ. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Οʜᴎ отличаются особенностями культа и организации. Все католики организационно едины и подчинœены папе Римскому. Православные имеют автокефальные и независимые национальные церкви (Константинопольскую, Грузинскую, Иерусалимскую и др., всœего 15).

Существенным различием между католиками и православными является вопрос об исхождении Святого Духа. Католики считают, что исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные, что только от Бога Отца. Католики считают, что кроме ада и рая, существует промежуточное звено – чистилище. Есть отличия в отправлении служб. В православных храмах лишь хоровое пение, в католических еще и органная музыка. Есть отличия в крещении: католики обливают детей водой, православные трижды погружают в воду.

Направление христианства – протестантизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы Римского и ставший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главными из которых являются – англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Следовательно, христианство имеет три базовых направления: православие, католицизм и протестантизм.

Ислам – возник в VII в. среди населœения Аравийского полуострова и по имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанство. Возникнув позже христианства, иудаизма он впитал в себя ряд элементов этих религий: веру в загробную жизнь, посмертное воздаяние, рай и ад, единого Бога Аллаха посланником которого является Мухаммед. Их священная книга – Коран. Пять раз в день мусульмане молятся, постятся в Рамазан, совершают паломничества и т.д. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают в полном объёме священное придание Сунну. Шииты принимают это придание только частично, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда Али и его родственников. Хариджизм – близок к суннитам, но представляет группу верующих, которые предъявляют более суровые требования к своим последователям, осуждают роскошь, запрещают игры, музыку и т.д.

Во II тысячелœетии до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся до нашего времени под названием местные религии:

- одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. среди еврейского населœения Палестины. Распространен почти исключительно среди евреев живущих в разных странах мира. Наиболее крупные группы в США и Израиле. Общая численность иудаистов 13 млн. чел. Οʜᴎ верят в единого Бога Яхве, приход конца света и страшного суда, в бессмертие души, существование загробного царства. Но существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, избранным Богом;

- брахмаизм – получил распространение в Индии в I тыс. до н.э. и с середины I тыс. до н.э. существует в виде индуизма, основной религии жителœей Индии. Общая численность индуистов 520 млн. чел. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывая к ранним бракам, к рождению большого количества детей в семье. В то же время в прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов. В ХХ в. тоже сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью женщин и девочек, что ведет к их повышенной смертности. Брак считается нерасторжимым союзом, случаи разводов редки;

- конфуцианство - ϶ᴛᴏ религиозно-этическая доктрина в Китае возникла в серединœе I тыс. до н.э. и сохранилась как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий конфуцианство было господствующей философией и стремилось к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации: строгое соблюдение культа предков, почитание старых, установка на большую семью. Общее число приверженцев – около 180 млн. чел.;

- даосизм - ϶ᴛᴏ вторая местная религия Китая, основана на обожествлении природных явлений. Сохранилась религия лишь в некоторых районах Китая, число последователœей около 30 млн. чел.;

- синтоизм – религия Японии. Считают, что она представляет собой сочетание элементов конфуцианства, ᴛ.ᴇ. соблюдение культа предков, патриархальных устоев; и даосизм – обожествление сил природы. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора Микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Общее число приверженцев синтоизма 90 млн. чел.

Языковые семьи. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Языковые семьи." 2017, 2018.

Языковые семьи.

1. Наиболее изучены языки индо-европейской языковой семьи, на которых говорят народы России, СНГ, Зарубежной Европы, Ирана, Афганистана, большинство стран Америки, Австралия и Н. Зеландия.

К восточной ветви индо-европейской языковой семьи относятся: хинди, урду, бенгальский, раджастани, гуджарамы, уткали, языки иранской группы, памирские языки, греческий и армянский.

К западной ветви индо-европейской семьи относятся: романские языки, кельтские, германские. Романские языки развились из диалектов латинского языка после распада Римской империи. К ним относят: испанский, португальский, французский, итальянский, сардинский, румынский и др.

Промежуточное положение между восточно- и западно- индо-европейскими языками занимают: балто-славянские. Которые делятся на балтийские и славянские. Славянские делятся на: восточно-славянские (русский, украинский, белорусский), западно-славянские (чешский, словацкий, польский), южно-славянские (болгарские, старославянские, македонский, словенский).

2. Афро-Азийская семья имеет распространение в северной и северо-восточной Африке и юго-западной Азии. Состоит из пяти групп: семитской, египетской, бербероливийской, кумитской и чадской.

В семитскую группу входят: еврит, арабские языки, мехри, харсуси.

3. Картвейская – расположена в западном Закавказье. Входят: грузинский, мегрельский, сванский. На всех этих языках говорят: грузины, мегрелы, лазы, гваны, которые частично сохранились в качестве субэтнических групп.

4. Северо-кавказская: абхазо-адыгская группа (абхазский язык, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский); дагестанская группа (около 30 горских языков Дагестана).

5. Дравийская семья. Господствует в южной Индии и состоит из семи групп: южная (самая многочисленная – тапильский язык), юго-западная, юго-восточная, центральная, гондванская, северо-восточная и северо-западная.

6. Уральская языковая семья географически локализована на севере европейской части России, в Поволжье, Прибалтике, Финляндии, севере Скандинавии и в центральной Европе (Венгрия). Состоит из двух групп: фино-угорская (финский, карельский, эстонский, мордовский, марийский, венгерский, хантыйский); самодийская группа (ненецкий и др.).

7. Эскимоско-алеутская семья. Распространена на обширных арктических просторах Северной Америки включая Гренландию и северо-восточную Азию (эскимосский, алеутский).

8. Алтайская семья. Распространена на огромных пространствах: от Турции на западе до северо-востока и востока Сибири. Группы: тюркские языки (чувашский, турецкий, азербайджанский, туркменский, татарский, башкирский, казахский, киргизский, узбекский, уйгурский, якутский, алтайский, хакасский, тувинский); монгольская группа (монгольский, бурятский, калмыцкий), тунгусо-маньчжурская группа (маньчжурский, эвенкийский, эвенский).

9. Чукотско-камчатская семья локализована на крайнем северо-востоке России. Включают: чукотский, корякский, ингельменский.

Население Африки к югу от Сахары говорит на языках трех семей:

10. Нигеро-Кордофанской: языки банту.

11. Нило-Сахарская семья.

12. Койсанская семья: языки бушменов и готентоков.

13. Сино-Тибетская семья. Локализована на востоке Азии (китайский язык и его диалекты, нигбешский, бирманский).

14. Австро-Азиатская: вьетнамский, кмерский, мяо, яо, сантальский.

15. Паратсейская семья распространена в Индокитае и юге Китая. Языки: лаосский, джуанский.

16. Австро-Незийская языковая семья. Распространена: юго-восточная Азия, Океания, Мадагаскар. Языки: яванский, сундский, малайский.

17. Австралийская семья: языки аборигенов Австралии. Плохо изучены.

18. Изолированные языки, не входящие в какую-либо семью. Языки: юкагирский, корейский, японский, нипхский, кетский, язык басков.

Важной частью духовной жизни людей являются их религиозные интересы, т.е. приверженность к той или иной религии (конфессии). Религиозная принадлежность тесно связана с этнической принадлежностью, часто являясь одним из главных признаков этноса. Под сильным воздействием религии сформировалась культура большинства этносов Земли.

Конфессиональный (религиозный) состав населения –это распределение людей по вероисповеданию. При этом отдельно выделяются (не рассматриваются) люди неверующие и атеисты, доля которых постепенно увеличивается, но и сегодня они составляют меньшинство населения Земли (по разным оценкам, 20-30%). Неверующие и атеисты составляют значительную часть населения лишь в немногочисленных сохранившихся социалистических странах – Китае, Северной Корее, Кубе. В некоторых странах (в том числе в современной России) доля верующих среди населения в последние годы увеличивается.

Сбор данных о конфессиональном составе значительно затруднен по сравнению с другими характеристиками населения. Даже во время всеобщих переписей во многих странах мира вопросы о религиозной принадлежности не задаются, так как считается, что религия – личное дело каждого человека. Какой-либо официальной регистрации верующих, как правило, не ведется (регистрируются только религиозные организации, причем некоторые из них предпочитают не заявлять о своем существовании в государственные органы). Данные о количестве верующих, собираемые самими религиозными организациями, не являются точными и часто несопоставимы друг с другом. Некоторые конфессии ведут учет всех своих верующих, а некоторые – только тех, кто активно участвует в жизни религиозных организаций. Некоторые конфессии не учитывают в качестве своих верующих детей и т.д. Специальные исследования конфессионального состава населения также распространены сравнительно мало, особенно в развивающихся странах.

При характеристике религиозного состава населения принято выделять:

1) мировые религии;

2) национальные религии, распространенные преимущественно в одной стране или среди одного народа. Например, иудаизм – евреи, синтоизм – Япония, индуизм – Индия.

3) различные направления (церкви) и секты внутри отдельных религий. Например, среди протестантов – кальвинисты, секты – баптисты, и др.;

4) примитивные верования или родоплеменные культы: анимизм, фетишизм, магия среди племенных обществ.

Соотношение религиозных (конфессиональных) и этнических общностей на разных этапах исторического развития было различным.

В первобытнообщинную эпоху или в раннеклассическом обществе этнические и религиозные границы совпадали. В раннеклассичеком обществе каждая политическая единица и соответствовавший ей этнос имели своих богов, свою систему религиозных представлений и обрядов. Далее с развитием отношений возникают более широкие, чем ранее религиозные общности, одну и ту же религию исповедуют несколько народов. В дальнейшем учащаются случаи, когда одна часть этноса продолжает придерживаться старой религии, другая принимает новую веру. С возникновением мировых религий этнические границы в большинстве случаев перестали совпадать с религиозными. Чисто национальной конфессий осталось сейчас немного: армяно-грегорианская церковь и др. Во всем мире этническое самосознание превалирует над религиозным. Несколько по иному обстоит дело в мусульманских странах, где и по ныне этническое самосознание подменяется религиозно-общинным. Население этих стран группируется (статистикой) главным образом по религиозному признаку и в число национальных меньшинств нередко включаются группы, не исповедующие ислам. В некоторых арабских странах к этническим меньшинствам принято относить не только всех не мусульман, но и тех кто принадлежит к направлениям ислама не являющихся господствующими в данной стране.

Принадлежность разных частей одного и того же народа к нескольким религиям способствует возникновению внутри него культурно-бытовых различий и к образованию так называемых конфессиональных групп. Такими группами являются старообрядцы в составе русского народа. Среди курдов обособились йезиды, среди арабов Сирии и Ливана – друзы.

Общее количество религий, существующих в современном мире, оценить очень сложно. Среди всего многообразия существующих религий можно выделить три, которые имеют особенно широкое распространение среди многих народов и во многих странах. Это так называемые мировые религии – христианство, ислам (мусульманство) и буддизм. Все мировые религии в процессе своего исторического развития потеряли первоначальное единство, и сегодня они делятся на ветви (течения). Все остальные религии считаются национальными, так как они встречаются или только в одной стране, или среди одного этноса. Среди некоторых этносов Земли религии еще не получили распространения, и среди их представителей преобладают традиционные верования (с точки зрения христианства – язычество).

Буддизм – считают, что возник в VII в. до н.э. в северной Индии, как «Джайнизм» и выступал против строжайших норм кастового строя и засилья жрецов. Согласно Буддизму, жизнь – это непрерывная цепь страданий, избавиться от которых можно, только следуя четырем благородным истинам, ведущим к успокоению страстей, эмоций, желаний и т.д. Буддисты верят в переселение души, в перевоплощение, а этическим положением буддизма является требование не убиения живых существ. Принципы правильное поведение и правдивость. К началу н.э. в буддизме наметились два основных направления (школы) сильно отличающихся друг от друга.

1. Тхеравада (Хинаяна) – т.е. узкий путь. Приверженцы этой школы следовали принципам раннего буддизма, считали Будду реальным историческим лицом и верили, что достичь спасения могут лишь монахи.

2. Махаяна – широкий путь. Более поздней формой Махаяны является ламаизм. Приверженцы этой школы считали, что для освобождения или спасения не обязательно быть монахом, а в ламаизме большое значение стали предавать магическим заклинаниям.

Христианство – возникло в начале I тысячелетия н.э. Считают, что оно возникло на востоке Римской империи и юго-западной Азии. Основные положения и его вероучения – это существование Бога в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей, в будущем прийти на Землю во второй раз, чтобы установить на ней царствие небесное. Священная книга – библия, состоящая из Ветхого и Нового Заветов. Одна из главных заповедей – призыв к терпению и всепрощению. В 1054г. эта религия раскололась на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями культа и организации. Все католики организационно едины и подчинены папе Римскому. Православные имеют автокефальные и независимые национальные церкви (Константинопольскую, Грузинскую, Иерусалимскую и др., всего 15).

Существенным различием между католиками и православными является вопрос об исхождении Святого Духа. Католики считают, что исходит от Бога Отца и Бога Сына. Православные, что только от Бога Отца. Католики считают, что кроме ада и рая, существует промежуточное звено – чистилище. Есть отличия в отправлении служб. В православных храмах лишь хоровое пение, в католических еще и органная музыка. Есть отличия в крещении: католики обливают детей водой, православные трижды погружают в воду.

Направление христианства – протестантизм. В XVI в. в результате так называемой реформации от католицизма откололся протестантизм, отвергший власть папы Римского и ставший третьим основным направлением христианства. Протестантизм оформился в виде нескольких самостоятельных течений, главными из которых являются – англиканство, лютеранство, кальвинизм.

Следовательно, христианство имеет три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Ислам – возник в VII в. среди населения Аравийского полуострова и по имени его основателя Мухаммеда ислам часто называют магометанство. Возникнув позже христианства, иудаизма он впитал в себя ряд элементов этих религий: веру в загробную жизнь, посмертное воздаяние, рай и ад, единого Бога Аллаха посланником которого является Мухаммед. Их священная книга – Коран. Пять раз в день мусульмане молятся, постятся в Рамазан, совершают паломничества и т.д. Вскоре после своего появления новая религия распалась на три направления: суннизм, шиизм, хариджизм.

Последнее направление не получило значительного распространения. Основное различие между суннизмом и шиизмом состоит в том, что сунниты кроме Корана признают в полном объеме священное придание Сунну. Шииты принимают это придание только частично, признавая лишь разделы, связанные с именем зятя Мухаммеда Али и его родственников. Хариджизм – близок к суннитам, но представляет группу верующих, которые предъявляют более суровые требования к своим последователям, осуждают роскошь, запрещают игры, музыку и т.д.

Во II тысячелетии до н.э. начинают возникать религии, сохранившиеся до нашего времени под названием местные религии:

- одним из самых ранних таких верований был иудаизм, возникший в I тыс. до н.э. среди еврейского населения Палестины. Распространен почти исключительно среди евреев живущих в разных странах мира. Наиболее крупные группы в США и Израиле. Общая численность иудаистов 13 млн. чел. Они верят в единого Бога Яхве, приход конца света и страшного суда, в бессмертие души, существование загробного царства. Но существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, избранным Богом;

- брахмаизм – получил распространение в Индии в I тыс. до н.э. и с середины I тыс. до н.э. существует в виде индуизма, основной религии жителей Индии. Общая численность индуистов 520 млн. чел. Индуизм регламентирует основные стороны демографического поведения верующих, призывая к ранним бракам, к рождению большого количества детей в семье. В то же время в прошлом индуизм допускал умерщвление новорожденных девочек и поощрял самосожжение вдов. В ХХ в. тоже сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью женщин и девочек, что ведет к их повышенной смертности. Брак считается нерасторжимым союзом, случаи разводов редки;

- конфуцианство – это религиозно-этическая доктрина в Китае возникла в середине I тыс. до н.э. и сохранилась как социально-этическое учение, изложенное философом Конфуцием. На протяжении многих столетий конфуцианство было господствующей философией и стремилось к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации: строгое соблюдение культа предков, почитание старых, установка на большую семью. Общее число приверженцев – около 180 млн. чел.;

- даосизм – это вторая местная религия Китая, основана на обожествлении природных явлений. Сохранилась религия лишь в некоторых районах Китая, число последователей около 30 млн. чел.;

- синтоизм – религия Японии. Считают, что она представляет собой сочетание элементов конфуцианства, т.е. соблюдение культа предков, патриархальных устоев; и даосизм – обожествление сил природы. После образования централизованного государства видное место в синтоизме занял культ императора Микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Общее число приверженцев синтоизма 90 млн. чел.

Все языки со временем меняются. Сравнение русского языка периода «Повести временных лет», времен А.С.Пушкина и современного показывает нам насколько изменяется язык на протяжении столетий.
Если двоих людей, говорящих на одном языке, расселить в разные места, то со временем их языки изменятся в многих направлениях. Во-первых у них появится разный акцент, затем изменится словарный состав языка (либо под влиянием других языков, либо по причине естественных процессов). Когда это происходит, появляются различные диалекты; но все же люди, говорящие на разных диалектах, смогут понимать друг друга. Если диалекты будут продолжать развиваться самостоятельно, то наступит время, когда устную речь невозможно будет понять. На этом этапе люди начнут разговаривать на разных языках.
В истории Западной цивилизации есть яркий пример возникновения разных языков из одного. Латинский язык был языком Римской Империи, нашей эры. С распадом империи в 4 веке разные части Европы: Итальянский полуостров , Галлия , Иберийский полуостров , Карпаты стали друг от друга изолированы вместе с народами, населявшими их говорившими на латинском языке (народная латынь). Языки этих народов стали развиваться самостоятельно и образовались современные языки: итальянский, французский, испанский, португальский и румынский и др .
Современные языки Индии: хинди , урду , панджаби , бенгальский происходят от Санскрита языка, на котором говорили в Северной Индии.
Древнеперсидский дал начало таким языкам как фарси , курдский и пушту .
Со временем, в условиях различных миграций народов, один язык может развиться в целую семью языков.
Группа родственных между собой языков с одним общим предком называется языковой семьей . Языки одной группы являются близкородственными языками, которые разделились в последние 1000 — 2000 лет (латинский , например, дал начало романской группе языков индоевропейской семьи ).
Языки разных групп одной и той же семьи могут рассматриваться как родственные языки. В большинстве семей разделение таких языков произошло более 2000 лет назад. Для каждой семьи временная шкала различна.
Внутри одной семьи языки имеют много общих грамматических черт и большое количество ключевых слов, особенно слов более раннего происхождения, которые указывают на общее происхождение. В таблице ниже дается пример сравнения слова «месяц» в различных индоевропейских языках:

Можно провести сравнение данного слова месяц в языках других языковых семей (не-индоевропейских).

Языки. Диалекты.
Разница между понятием «язык» и «диалект» может быть скорее политическая чем лингвистическая. Например, лингвистически хорватский и сербский очень близкие друг к другу диалекты одного языка. Тем не менее, они используют разную письменность; а люди, говорящие на этих языка, принадлежат к разным религиям: католическое христианство в Хорватии и Православное христианство в Сербии . По политическим причинам эти языки считаются отдельными.
Болгары считают македонский язык диалектом своего языка, в то время как сами македонцы называют его отдельным языком. Так как Болгария долгое время претендовала на Македонию как часть своей собственной территории, то мотивы каждой стороны становятся вполне объяснимы!
Нижненемецкий язык (на котором говорят в Северной Германии ) и голландский (Нидерланды ) с лингвистической точки зрения представляют собой диалекты одного языка, но политически они – разные языки.Нижненемецкий и швейцарский немецкий языки различаются настолько, что говорящие на этих языках могут не понимать друг друга, однако и тот и другой считаются немецим языком. Между языками, на которых говорят в разных городах Италии, гораздо больше различий, чем между голландским, норвежским и шведским .
Основным языком Ирака и Морокко считается арабский, который и там и там различен. Официальным языком Китая считается мандаринский – остальные языки республики рассматриваются как диалекты (например кантонский и у ), в то время как они порой очень сильно отличаются друг от друга.
Изучая языки и их взаимоотношения, мы получаем представление о миграции народов с течением истории. Мы можем также проследить, когда происходило окультуривание растений, одомашнивание животных, появление инструментов. Каждый язык – это уникальный образ мышления. Те народы, которые живут в изолированных частях света и в технологическом плане не развиты, имеют менее совершенный язык, чем те народы, которые живут в современных городах. В каждом языке существуют простые и сложные части. Но сложность языка не зависит от образа жизни людей, говорящих на нем (сравните грамматику латинского и французского языков, древнерусского и русского).

В мире существует большое количество языковых семей и разнообразнейших языков. Последних существует более чем 6000 на планете. Большинство из них относятся к наибольшим в мире языковым семьям, которые выделяются по лексическому и грамматическому составу, родству происхождения и по общности географического положения их носителей. Однако следует отметить, что общность проживания не всегда является неотъемлемым фактором.

В свою очередь, языковые семьи мира делятся на группы. Они выделяются по схожему принципу. Существуют также и языки, не относящиеся ни к одной из выделенных семей, а также так называемые изолированные языки. Также учеными принято выделять макросемьи, т.е. группы языковых семей.

Индоевропейская семья

Наиболее полно изученной является индоевропейская языковая семья. Выделять ее начали еще в древние времена. Однако относительно недавно начали вестись работы по изучению протоиндоевропейского языка.

Индоевропейская языковая семья состоит из групп языков, носители которых проживают на обширных территориях Европы и Азии. Так, к ним относится германская группа. Основными языками ее являются английский и немецкий. Также многочисленной группой является романская, в которую входят французский, испанский, итальянский и другие языки. Кроме того, к индоевропейской семье относятся и восточноевропейские народы, говорящие на языках славянской группы. Это белорусский, украинский, русский и др.

Данная языковая семья не является самой большой по количеству входящих в нее языков. Однако на этих языках говорит почти половина населения Земли.

Афро-азиатская семья

Языки, представляющие афро-азиатскую языковую семью, используются более чем четвертью миллиона человек. В нее входит и арабский, и египетский, и иврит, и многие другие, в том числе и вымершие языки.

Данную семью принято делить на пять (шесть) ветвей. Сюда относится семитская ветвь, египетская, чадская, кушитская, берберо-ливийская и омотская. В общем, в афро-азиатскую семью входит более 300 языков африканского континента и части Азии.

Однако данная семья не является единственной на континенте. В большом количестве, особенно к югу, в Африке существуют и другие, не связанные с ней языки. Выделяют их не менее 500. Практически все они не были представлены в письменном виде до XX в. и применялись только в устной форме. Некоторые из них по сей день являются исключительно устными.

Нило-Сахарская семья

Языковые семьи Африки также включают в себя и нило-сахарскую семью. Представлены нило-сахарские языки шестью языковыми семьями. Одна из них - сонгай-зарма. Языки и диалекты другой - сахарской семьи - распространены в Центральном Судане. Также существует семья мамба, носители которой населяют Чад. Другая семья - фур - также распространена в Судане.

Наиболее сложной является шари-нильская языковая семья. Она, в свою очередь, делится на четыре ветви, которые состоят из языковых групп. Последняя семья - кома - распространена на территории Эфиопии и Судана.

Языковые семьи, представленные нило-сахарской макросемьей, имеют значительные различия между собой. Соответственно, они представляют большую сложность для исследователей-лингвистов. На языки данной макросемьи большое влияние оказала афро-азиатская макросемья.

Китайско-тибетская семья

Китайско-тибетская языковая семья насчитывает более миллиона носителей относящихся к ней языков. В первую очередь это стало возможным благодаря большой численности китайского населения, говорящего на входящем в одну из ветвей данной языковой семьи китайском языке. Помимо него в эту ветвь входит дунганский язык. Именно они и образуют в китайско-тибетской семье отдельную ветвь (китайскую).

К другой ветви относятся более трехсот языков, которые выделяют как тибето-бирманскую ветвь. Носители ее языков составляют примерно 60 миллионов человек.

В отличие от китайского, бирманского и тибетского, большинство языков китайско-тибетской семьи не имеют письменной традиции и передаются из поколения в поколение исключительно в устной форме. Несмотря на то что данная семья глубоко и долго изучалась, она все же остается недостаточно исследованной и скрывает множество пока еще не раскрытых тайн.

Северо- и южноамериканские языки

В настоящее время, как известно, подавляющее большинство северо- и южноамериканских языков относится к индоевропейской либо романской семьям. Заселяя Новый свет, европейские колонисты принесли с собой и собственные языки. Однако наречия коренного населения американского континента не исчезли вовсе. Многие монахи и миссионеры, прибывшие из Европы в Америку, записывали и систематизировали языки и диалекты местного населения.

Так, языки североамериканского континента севернее нынешней Мексики были представлены в виде 25 языковых семей. В дальнейшем некоторыми специалистами было пересмотрено данное разделение. К сожалению, Южная Америка не была изучена настолько же хорошо в языковом плане.

Языковые семьи России

Все народы России говорят на языках, относящихся к 14 языковым семьям. Всего же в России насчитывается 150 различных языков и диалектов. Основу языкового богатства страны составляют четыре основные языковые семьи: индоевропейская, северокавказская, алтайская, уральская. При этом большая часть населения страны говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье. Эта часть составляет 87 процентов от всего населения России. Причем славянская группа занимает 85 процентов. К ней относятся белорусский, украинский и русский, составляющие восточнославянскую группу. Данные языки очень близки друг к другу. Их носители практически без труда могут понимать друг друга. Особенно это касается белорусского и русского языков.

Алтайская языковая семья

Алтайская языковая семья состоит из тюркской, тунгусо-манчжурской и монгольской языковых групп. Разница в количестве представителей их носителей в стране велика. К примеру, монгольский представлен в России исключительно бурятами и калмыками. А вот к тюркской группе причислено несколько десятков языков. В их числе хакасский, чувашский, ногайский, башкирский, азербайджанский, якутский и многие другие.

К группе же языков тунгусо-манчжурской относятся нанайский, удэгейский, эвенский и другие. Данная группа находится под угрозой исчезновения вследствие предпочтения их народов-носителей пользоваться с одной стороны русским, с другой - китайским. Несмотря на широкое и длительное изучение алтайской языковой семьи, специалистам крайне трудно определиться в воспроизведении алтайского праязыка. Это объясняется большим количеством заимствований его носителей из других языков вследствие тесного контакта с их представителями.

Уральская семья

Уральские языки представлены двумя большими семьями - финно-угорской и самодийской. К первой из них относятся карелы, марийцы, коми, удмурты, мордва и другие. На языках второй семьи говорят энцы, ненцы, селькупы, нганасаны. Носителями уральской макросемьи в большой степени являются венгры (более 50 процентов) и финны (20 процентов).

Название данной семьи происходит из названия Уральского хребта, где, как считается, происходило формирование уральского праязыка. Языки уральской семьи оказали некоторое влияние на соседние с ними славянские и балтийские. Всего же языков уральской семьи насчитывается более двадцати как на территории России, так и за ее пределами.

Северокавказская семья

Языки народов Северного Кавказа представляют собою огромную трудность для лингвистов с точки зрения их структурирования и изучения. Само по себе понятие северокавказской семьи довольно условно. Дело в том, что слишком мало изученными являются языки местного населения. Однако благодаря кропотливой и глубокой работе многих лингвистов, изучающих данную проблематику, стало понятно, насколько разобщенными и сложными являются многие из северокавказских наречий.

Трудности касаются не только собственно грамматики, структуры и правил языка, например, как в табасаранском языке - одном из самых сложных языков на планете, но и произношения, которое порой просто недоступно для людей, не владеющих данными языками.

Значительное препятствие для изучающих их специалистов представляет труднодоступность многих горных районов Кавказа. Однако данную языковую семью, несмотря на все противоречия, принято делить на две группы - нахско-дагестанскую и абхазо-адыгскую.

Представители первой группы населяют преимущественно районы Чечни, Дагестана и Ингушетии. К ним относятся аварцы, лезгины, лакцы, даргинцы, чеченцы, ингуши и др. Вторая же группа состоит из представителей родственных народов - кабардинцев, черкесов, адыгейцев, абхазов и др.

Другие языковые семьи

Языковые семьи народов России далеко не всегда являются обширными, объединяющими в одну семью многие языки. Многие из них очень малы, а некоторые даже являются изолированными. Такие народности в первую очередь проживают на территории Сибири и Дальнего Востока. Так, чукотско-камчатская семья объединяет чукчей, ительменов, коряков. Алеуты и эскимосы говорят на алеутско-эскимосском.

Большое количество народностей, разбросанных по громадной территории России, будучи крайне немногочисленными (несколько тысяч человек и даже меньше), обладают своими собственными языками, которые не входят ни в одну известную языковую семью. Как, например, нивхи, населяющие берега Амура и Сахалин, и кеты, расположившиеся у Енисея.

Однако проблема языкового вымирания в стране продолжает угрожать культурному и языковому разнообразию России. Под угрозой исчезновения оказываются не только отдельные языки, но и целые языковые семьи.

1. Сколько народов проживает в России?

Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 200 народов.

2. Народы каких языковых семей и групп представлены в России?

Индоевропейская семья: Славянская группа, Армянская группа, Иранская группа, Индоарийская группа, Романская группа, Балтийская группа; Алтайская семья: Тюркская группа, Монгольская группа, Тунгусо-Маньчжурская группа; Северо-Кавказская семья: Нахско-Дагестанская группа, Абхазо-Адыгская группа; Уральская семья: Финно-Угорская группа, Самодийская группа; Чукотско-Камчатская семья; Юкагирская семья; Енисейская семья.

3. Выберите верный ответ. Большинство россиян говорят на языках семьи: а)кавказской; б) алтайской; в) индоевропейскрй.

4. Выберите верный ответ. Самый многочисленный после русских народ в России? а) украинцы; б) татары; в) чуваши.

5. Почему в России почти невозможно выделить «чистые» в этническом отношении территории?

На территории России практически невозможно найти «чистые» этнические территории, поскольку наша страна многонациональная и на каждой территории, в каждом субъекте можно встретить разные народы, этносы и национальности. Также русские – как самый многочисленный народ России присутствует в каждом субъекте страны.

6. Какова роль русского языка для народов России?

Русский язык, как государственный и самый распространенный в России, используется в качестве языка межнационального общения народов России. Русский язык является формой культуры, он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств россиян.

7. В легенде карты на с. 248-249 Приложения найдите и выпишите названия неизвестных вам народов. В поисковой системе Интернета Яндекс (рубрика "Словари") или в энциклопедиях найдите эти народы. Отметьте их численность и места проживания.

Неизвестные (малочисленные) народы России:

Аварцы – один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в нагорном Дагестане;

Кумыки – тюркоязычный народ, один из коренных народов Дагестана, компактно проживают также в Северной Осетии и в Чечне;

Лакцы – одни из коренных народов Дагестана. Лакцы исторически проживают в центральной части Нагорного Дагестана;

Табасараны – один из коренных народов Северного Кавказа. Основной территорией расселения является юго-восточный склон Кавказа, обращённый к Каспийскому морю;

Ногайцы – народ на Северном Кавказе, на юге Нижнего Поволжья, в Крыму, а также в Северном Причерноморье;

Эвенки – коренной народ Восточной Сибири.

8. Используя географическую и краеведческую литературу, проведите этнографическое изучение своего населённого пункта и выясните: а) каков национальный состав населения; б) каково соотношение численности основных народов; в) чем характеризуется динамика численности населения и его национального состава.

Этнический состав г. Челябинска:

а) Этнический состав: русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, белорусы, армяне, мордва, таджики, казахи;

б) Соотношение численности: русские – 936,5 тысяч человек (86,53 %), татары – 54,4 тысяч (5,03 %), башкиры − 33,7 тысяч (3,11 %), украинцы – 15,6 тысяч (1,44 %), немцы – 7,1 тысяч (0,65 %), белорусы – 4 тысячи (0,37 %), армяне – 3,7 тысяч (0,34 %), мордва – 3,1 тысяч (0,29 %), таджики – 3 тысячи (0,27 %), казахи – 2,9 тысяч (0,26 %);

в) Динамика численность населения г. Челябинска: население Челябинска по данным переписи Российской империи 1897 года составляло всего 20 тыс. чел. К 1926 году население утроилось и составило 59 тыс. чел. В послевоенные годы, когда население эвакуировали на Урал и Сибирь, после индустриализации 1930-х и строительстве крупнейших предприятий металлургии и машиностроения, а также химической и других отраслях, которые обеспечивали поставки боевой техники в военные годы, а также сельскохозяйственной техники, население увеличилось более чем в 10 раз и составило уже к 1959 году 689 тыс. чел. Бурное развитие Челябинска в послевоенные годы привело к быстрому росту населения: 13 октября 1976 года родился миллионный житель города. Почти за три столетия население Челябинска выросло более чем в 1080 раз. Национальный состав: благодаря пограничному положению Челябинской области, в городе Челябинске встречается большое этническое разнообразие, хотя большинство составляют русские. Благодаря положению на Южном Урале, в этническом составе Челябинска встречаются тюркские народы (татары, башкиры, казахи); так как Челябинск, является промышленным городом, то в военные и послевоенные годы на работу предприятий привозили военнопленных немцев, многие из них остались жить в городе, чем разнообразили этнический состав.

9. Когда вы впервые задумались о своей национальной принадлежности? Представители каких национальностей имеются в вашей родне? Что вы или члены вашей семьи переняли у них (из быта, культуры)? Напишите сочинение на тему «Национальный характер: я в диалоге культур».

В нашей семье все считают себя русскими. Не смотря на это, в семье часто встречаются культурные «отклики» других народов. К примеру, на бабушкиных коврах, которые она ткала сама, часто встречаются узоры финно-угорских народов, мама часто готовит украинский борщ, татарский чак-чак, узбекский плов и казахский лакман; иногда в нашей семье вспоминают про праздники европейских народов, такие как День святого Валентина или католическое Рождество. Сочинение: «Национальный характер: я в диалоге культур». На формирование российской культуры повилял ряд факторов: необходимость освоения больших площадей, на которых объединялись и взаимодействовали многочисленные национальности; утверж¬дение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственности над личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства. Русская ментальность – специфический совокупный архетип народа, который возник в результате взаимодействия уникального субъекта и обстоятельств его жизнедеятельности. Он накладывает существенный отпечаток на характер русской общности и изменяется вместе с ней. Русский народ – признанный творец одной из «осевых» культур. В условиях вёликой «смены всех» «и становления российской цивилизации XXI столетия решение «единой и неделимой» проблемы преемственности с культурным наследием и его обновления стало условием духовного возрождения России. «Не делить, не дробить русскую историю... следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начала, но рассматривать их во взаимодействии».