Методическая неделя в детском саду план проведения. Организация методической недели в ДОУ как форма повышения квалификации педагогов. Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4

Организация и проведение методической недели в ДОУ

Подготовила:

Ст. воспитатель

Март, 2013

Методическая неделя – одна из форм методической работы в ДОУ.

Методическая работа занимает особое место в системе управления современным дошкольным образовательным учреждением. Она представляет собой целостную систему, направленную на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего педагогического коллектива , повышение качества эффективности учебно-воспитательного процесса.

Все формы методической работы направлены на выполнение конкретных задач ДОУ, сформулированных в Уставе, годовом плане; скорректированы с основными ее идеями и направлениями.

Цель методической работы – обеспечение качества образования,

повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;

Задачи:

· Управление образовательным процессом.

· Совершенствование педагогического мастерства.

· Развитие профессиональной компетентности педагогов.

· Формирование потребности педагогов в самообразовании.

· Организация работы с родителями.

Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

Каким формам методической работы в системе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ отдать предпочтение? В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:


традиционные:

· работа в едином образовательном пространстве

· проблемные семинары

· семинары-практикумы

· дни открытых дверей

· творческие микрогруппы

· наставничество

· эстафеты педагогического мастерства

· педагогические советы

· повышение квалификации

инновационные:

· «копилка» педагогического мастерства

· творческие конкурсы

· творческий час

· педагогический ринг

· выставка-ярмарка пед. идей

Они играют важную роль в повышении педагогической и психологической компетентности педагогов совершенствовании их профессионального мастерства. Сегодня необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ.

Одна из форм которую мы применяем в методической работе в этом году, - методическая неделя , основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Методическая неделя берет свое начало в опыте работы школы. В свою очередь, в Детском саду методическая неделя проводится 2-3 раза в год с целью активизации творческих инициатив и повышения педагогической и методической компетентности воспитателей Детского сада. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

Ее те­матика должна быть связана с планированием и подведением итогов решения задач годового плана и Программы развития образовательного учреждения. В соответствии с темой методической недели подбирается ее содержание. При этом используется принцип тематического планирования разных форм работы с детьми, педагогами и роди­телями воспитанников. Так, например, в течение методической недели, в основном, используются тематические педагогиче­ские советы, проведение лекций-консультаций и теоретических занятий семинаров-практикумов, анкетирование педагогов и родителей, организация встреч с замечательными людьми, учеными и педагогами-практиками, много лет занимающимися проблемами воспитания и обучения детей и, в частности, теми проблемами, которым посвящена методическая неделя.

Когда у педагогов сформирована установка на расширение и углубление своих знаний, совершенствование практических навыков и умений, связанных с темой методической недели, переходят к проблемно-поисковому этапу работы. Обычно он проводится в середине недели, во вторник-среду. При этом используются такие формы работы, как «круглые столы», проблемные семинары, брейн-ринги и блиц-игры. Обязатель­ным для данного этапа работы является разработка списка проблемных вопросов, которые необходимо сформулировать в процессе совместной работы членов педагогического коллек­тива, и проекта решений.

Исполняя данный проект решений, в конце методической недели проводится показ открытых занятий, организуются мастер-классы и практические занятия семинара-практикума, организационно-деятельностные игры, педагогические КВНы и конкурсы профессионального мастерства , презентация твор­ческих проектов, педагогические аукционы. Затем подводят­ся итоги методической недели, утверждаются методические рекомендации и памятки, разработанные педагогами в ходе обобщения опыта своей работы и ее презентации.


Данная работа в ДОУ может быть организована и проведена как старшим воспитателем, так и творческой группой педагогов.

В нашем ДОУ в 2012 – 2013 уч. году проводилась методическая неделя по годовой задаче приоритетного направления: «Развитие творческой речевой активности детей через циклы познавательных занятий, проблемные ситуации, создавая центры познавательно- речевой активности детей».

Цель методической недели: повышение педагогической и методической компетенции воспитателей и специалистов в вопросе познавательно - речевого воспитания дошкольников.

Задачи:

· Ознакомить педагогический коллектив с новыми тенденциями и направлениями в познавательно - речевом воспитании дошкольников.

· Способствовать установлению и расширению творческих связей между воспитателями, детьми и родителями;

· Создание условий для самореализации творческих способностей педагогов; формирование умения выразить себя, свою индивидуальность посредством представления своего педагогического опыта;

· Способствовать повышению имиджа педагога, работающего в нашем ДОУ.

План проведения методической недели

День недели

Понедельник

Открытие недели

Вступительное слово

Консультация «Познавательно - речевое развитие дошкольников»

Вступительное слово

Смотр - конкурс «Организация центров познавательно - речевой активности детей»

Семинар - практикум «Речевое развитие» ()

Рефлексия

Вступительное слово

Круглый стол «Актуальность проектов, способствующих познавательно- речевому развитию детей »

Просмотр интегрированных занятий по познавательно - речевому направлению развития (младшая и средняя группы).

Ярмарка дидактических игр по познавательно - речевому развитию дошкольников.

Рефлексия.

Вступительное слово

Выставка «Творческий дошколенок»

Просмотр интегрированного занятия по познавательно - речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста.

Закрытие недели

Педагогический совет № 3 «Использование инновационных технологий в познавательно - речевом развитии дошкольников»

Рефлексия

Данная форма методической работы позволила:

· максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;

· создавать благоприятный климат в коллективе;

· обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;

· заинтересовать педагогов в творчестве и инновациях;

Повышение уровня профессионального мастерства

С целью оказание методической помощи педагогам ДОУ в области игровых технологий а именно «Квест-игра - современная игровая технология в дошкольных учреждениях» (на основе изучения запросов и потребностей педагогов), 6 февраля на базе МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка, было проведено заседание Школы передового опыта.

В рамках ШПО участники:

Посмотрели квест - игру (физкультурное развлечение) с детьми подготовительной группы, где дети, преодолевая препятствия, вместе с воспитателем, искали спортивный кубок, который спрятал «Нехочуха»;

Просмотрели видеозапись квест- игры, средняя группа, «Путешествие по сказкам», где во время игры дети выручали «Василису Прекрасную», и с огромным интересом старались выполнять все задания сказочных героев.

Познакомились с опытом работы по проблеме «Организация эффективной работы педагогов с помощью квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО», который представила старший воспитатель МБДОУ «Солнышко» Науменко С.В..

В ходе обсуждений участники оценили работу администрации и педагогов дошкольного учреждения по подготовке и проведению всех мероприятий. Отметили хорошие знания и умения детей, профессионализм педагогов.

Все участники получили подборку материала для дальнейшего использования в работе.

Методист РМК З.С.Дрожжина

Эстафета педагогического мастерства

Согласно плану работы с дошкольными образовательными учреждениями в период с 22 по 31 января 2019 года прошли январские методические недели по теме «Достижение нового качества образования в условиях реализации ФГОС».

Целью проведения недель было:

-

Мероприятия недель проводились согласно разработанному и утвержденному плану работы районных методических объединений с разными категориями работников дошкольных учреждений.

В течение недель педагоги имели возможность познакомиться с опытом работы дошкольных учреждений: №8; сел - Холмовка, Табачное, Угловое, Долинное, Скалистое; пгт. Куйбышево.

Программа проведения методической недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Участникам были предложены различные по содержанию, теме и структуре. Открытые мероприятия отмечались разнообразием приёмов, методов обучения и форм организации: использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения; квест-игры и элементы исследовательской деятельности; метод проекта в обучении дошкольников, доминантные занятия и сюжетные развлечения. Удачно сочетались

В ходе обсуждения проведенных мероприятий участники методических объединений отметили профессионализм педагогов, хороший уровень организации и слаженной работы всех коллективов дошкольных учреждений.

По итогам МО можно отметить, что данные мероприятия направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, а также развивают и повышают творческий потенциал педагогического коллектива в целом.

Методист РМК З.С.Дрожжина

Методическая неделя

Лучшим средством достижения высоких результатов педагогической деятельности является взаимообмен профессиональным опытом, взаимообучение. Одной из форм взаимообучения, связующим звеном методической работы и одним из компонентов системы повышения квалификации педагогов является методическая неделя. Она предназначена для обеспечения творческой работы педагогов, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, а также для анализа и обобщения опыта работы, накопленного в коллективе педагогов.

Методическая неделя проходилас 14 по 18 мая по теме «Достижение нового качества образования в условиях реализации ФГОС».

Целью проведения недели было:

- пополнение «методической копилки» педагогов знаниями об инновационных технологиях, формах и методах работы с дошкольниками;

Повышение творческой активности педагогов и качества проведения учебных занятий на основе внедрения современных образовательных технологий;

Освоение способов последовательности действий по конструированию занятий в рамках ФГОС;

Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих педагогов.

Мероприятия недели проводились согласно разработанному и утвержденному плану работы районных методических объединений с разными категориями работников дошкольных учреждений. Программа проведения методической недели отразила различные формы и методы учебной деятельности. Удачно сочеталиськоллективные и индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию.

В течение недели педагоги имели возможность познакомиться с опытом работы дошкольных учреждений: №8; сел - Ароматное, Тенистое, Каштаны; поселков - Куйбышево и Почтовое. Участникам были предложены различные модели методического сопровождения реализации ФГОС ДО, различные по содержанию, теме, структуре открытые мероприятия, которые отмечались разнообразием приёмов, методов обучения и форм организации. се педагоги, проводившие их, показали свое профессиональное мастерство, поделились опытом.Проведенные мероприятия свидетельствуют о профессионализме педагогов и о проводимой в системе непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками.

Для обмена опытом в дошкольных учреждениях были организованы выставки методического и дидактического материала, презентации из опыта работы других педагогов.

По результатам проведения методической недели можно сделать следующие выводы:

Педагоги в своей работе используют технические средства обучения.

Применяют на занятиях элементы современных педагогических технологий и методик преподавания: интерактивные, групповые методы работы, разнообразные приемы.

Дошкольники на занятиях показали хороший уровень знаний, высокий уровень выполнения требований педагогов, в достаточной степени уровень владения универсальными учебными действиями.

Все педагоги в ходе методической недели проявили хорошие организаторские способности, создали праздничную творческую атмосферу.

Итогом методической недели стали:

методические материалы (фотоматериалы, компьютерные презентации, разработки занятий, сценарии мероприятий и др.);

Материалы планируется использовать для использования в работе других дошкольных учреждений.

Методист РМК З.С.Дрожжина

Районные методические объединения работников ДОУ

На базе дошкольных образовательных учреждений проведены районные методические объединения для всех категорий педагогических работников.

На заседаниях в виде дискуссий, круглых столов рассматривались и обсуждались следующие вопросы:

1.Организации деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в 2016 -2017 учебном году.

2.Комплексно-тематический подход к организации образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей.

3.Интегрированные методы обучения в развитии детей младшего и старшего дошкольного возраста.

4.Методы и формы организации работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста;

5.Требования к результатам освоения ООП ДО.

Руководителями методических объединений были подготовлены презентации:

-«Организация деятельности ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в 2016-2017 учебном году».

-«Организованная и самостоятельная деятельность детей в дошкольном образовательном учреждении».

Для формирование практических умений построения образовательного процесса ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО были проведены практикумы:

Совершенствование навыков составления календарного плана по режимным моментам;

Структура и формы организации занятий разного вида: комплексные, тематические, сюжетно-игровые, сюжетно-динамические, доминантные, мини-занятия, организованные по «методу мозаики».

Работая в группах, педагоги совершенствовали навыки составления календарного плана по режимным моментам, составления планов занятий разного вида.

Педагоги получили позитивный заряд и активизировали свои умения в деловой игре на знание программных требований «Своя игра».

VІІІ фестиваль педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждении

В соответствии с планом работы районного отдела образования и на основании приказа отдела образования администрации Бахчисарайского района от 02.06.2016 № 378 « О проведении VІІІ фестиваля педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждении», с целью выявления творческих педагогический работников, которые имеют высокий профессиональный рейтинг, 10 июня 2016 года на базе МКДОУ «ДС №12 «Березка» был проведен VІІІ фестиваль педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений (далее - фестиваль).

Фестиваль проводится в один этап. В фестивале принимали участие педагогические работники дошкольных образовательных учреждений г. Бахчисарая и Бахчисарайского района.

Публичные представления педагогами собственного педагогического опыта в виде презентаций новых форм и методов работы были представлены в панораме методических находок педагогическими работниками из восьми дошкольных учреждений города: №8 и №14; района - Голубинка (2 презентации), Долинное, Табачное, Скалистое, Брянское.

В выставке-панораме педагогического мастерства приняли участие 20 коллективов дошкольных учреждений.

Представленные экспонаты выставки были разнообразными по содержанию, тематике и техникам выполнения, изготовленными вместе с детьми и демонстрирующими результаты деятельности педагогов.

Это работы из атласных лент по технике «Канзаши», бисера, флористики, объемные оригами, вышивка, разнообразные панно из природного и бросового материала и другое.

Прекрасными и разнообразными по жанру были работы коллективов МКДОУ города: №5, 8, 9, 11, 12, 14; района: Куйбышево, Голубинка, Холмовка и Вилино. Не принимали участие коллективы 4 дошкольных учреждений: № 6, Научное, Долинное, Тургеневка.

С целью расширения опыта лучших педагогов проведен аукцион педагогических идей и находок, в котором приняли участие коллективы 14 дошкольных учреждений: №5, 8, 9,11,12, 14, Голубинка, Долинное, Угловое, Куйбышево, Почтовое, Вилино, Ароматное, Брянское, подготовившие 67 лотов.

По итогам Фестиваля - награждены грамотами одела образования и вручены подарки победителям:

В презентации «Панорама методических находок» педагогам:

Малышевой Наталье Алексеевне, воспитателю МКДОУ «ДС №8 «Гнездышко»;

Халиковой Венере Айдеровне, воспитателю МКДОУ «ДС №14 «Вишенка»;

Лесоненой Татьяне Викторовне, воспитателю МКДОУ «ДС комбинированного вида «Березка» с. Брянское.

В выставке-панораме педагогического мастерства коллективам:

МКДОУ ДС №5 «Красная шапочка»;

МКДОУ «ДС комбинированного вида «Сказка» пгт. Куйбышево;

МКДОУ «ДС «Солнышко» с. Холмовка.

Вручены дипломы педагогам, принимавшим участие в презентации методических находок.

Была выражена благодарность администрации и коллективу МКДОУ «ДС №12«Березка» за создание условий для проведения фестиваля.

РМО воспитателей подготовительных групп

26 апреля в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Вишенка» с. Долинное состоялось заседание районного методического объединения воспитателей подготовительных групп. Гостей радушно встречали заведующий ДОУ Соснина Надежда Анатольевна и старший воспитатель Аблаева Эльзара Саиджалиловна.

В практической части воспитателям была представлена организация непосредственно-образовательной деятельности с использованием развивающей предметно-пространственной среды. Ознакомление с историей родного края «Колесо знаний» провела воспитатель подготовительной группы Удовик Яна Олеговна.

Старший воспитатель Аблаева Э.С. подготовила презентацию «Требования к развивающей предметно-пространственной среде в условиях реализации ФГОС ДО», в завершении которой участникам МО было предложено разгадать кроссворд «Все ли мы знаем о развивающей среде?».

В ходе проведения деловой игры «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды» педагоги дошкольных учреждений имели возможность закрепить свои знания, определить пути совершенствования работы в данном направлении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Участники РМО отметили творческий подход, интересную сюжетную линию интегрированного занятия, развивающую среду, которая позволила шире реализовать цель занятия, показать уровень знаний детей в соответствии с региональной программой «Крымский веночек». Высказали свои впечатления об увиденном и пожелали дальнейших творческих успехов в работе!

Заседание «Школы творческого воспитателя» в МКДОУ №8

15.04.2016г. в МКДОУ «Детский сад №8 «Гнёздышко» состоялось заседание «Школы творческого воспитателя» для педагогов-дошкольников Бахчисарайского района на тему «Светлая Пасха».

Руководитель «школы» Мекензина Ольга Александровна продемонстрировала участникам мероприятия выставку поделок из подручного материала и работ из бумаги, а так же провела мастер-класс по изготовлению пасхальных открыток и объёмных поделок.

Все участники мероприятия не только пополнили свой багаж знаний по работе с бумагой в разной технике, но и унесли с собой готовые изделия ручной работы.

Школа передового опыта

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка - вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Исходя из принципа «здоровый ребенок - успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях Дошкольных образоват6ельных учреждений здоровьесберегающих технологий.

Именно этой проблеме и было посвящено заседание «Школы передового педагогического опыта», которое состоялось 24 марта на базе МКДОУ «ДС «Солнышко» села Голубинка.

Своим опытом по использованию здоровьесберегающих технологий в педагогической работе с коллегами делилась воспитатель Науменко Светлана Васильевна.

Педагоги посмотрели интегрированное занятие в старшей группе «Смотри во все глаза». В ходе практикума педагоги смогли закрепить свои знания о здоровьесберегающих технологиях на практике.

Непринужденную атмосферу заседания создала музыкальная пауза с участием педагогов и воспитанников дошкольного учреждения.

Подведение итогов заседания проходило за чашкой ароматного чая из горных трав.

Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ

«Методическая неделя — одна из форм методической работы в ДОУ»

по такой проблеме, согласно плану работы районного методического кабинета на 2015-2016 учебный год, было подготовлено и поведено Районное методическое объединение для заведующих и старших воспитателей на базе дошкольного учебного учреждения в с.Тенистое 1 марта 2016 года.

Заведующих и старших воспитателей познакомили с опытом работы по проведению «Методической недели», которые проводятся в ДОУ каждый квартал, познакомили с планом проведения.

План проведения методической недели

Понедельник - обзор методической литературы. В процессе анализа литературы нами были поставлены задачи для дальнейшей работы, выявлены сильные и слабые области знаний педагогов и намечены цели для дальнейшего самообразования.

Вторник - консультация «Обновление учебно - воспитательного процесса с учетом введения ФГОС ДО».

Среда - работа с родителями «Давайте узнавать вместе»

Четверг - Мастер класс в старшей и подготовительной группах «Инновационные формы работы с детьми»

Пятница - Подведение итогов методической недели. Интеллектуальная игра «Что? Где? Кода?»

На заседании:

Была представлена презентация из опыта работы «Методической недели» по теме «Внедрение и реализация ФГОС в ДОУ»;

Проведена интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;

Проведен практикум по составлению плана проведения «Методической недели»;

Даны рекомендации по проведению «Методической недели», основная цель которой - систематизировать знания педагогов по определенной теме, передачи педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме.

Районный семинар заведующих и воспитателей-методистов дошкольных учебных заведений

Организация методической недели в ДОУ

как форма повышения квалификации педагогов

Старший воспитатель Н.В. Потапова

МДОУ д/с КВ № 8 «Сказка»

Южноуральский городской округ

Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса. Задача старшего воспитателя МДОУ заключается в том, чтобы выработать систему, найти доступные и, вместе с тем, эффективные методы повышения педагогического мастерства.

Работа, проводимая нами в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

Повышение профессиональной компетентности педагогов через систему методических мероприятий основывается на системном подходе, которая базируется на системном анализе. Это способствует выявлению основных противоречий в работе, определению главной цели и задач дальнейшей деятельности, что позволяет выработать план действий, реализующемся при целенаправленном руководстве и контроле деятельности педагогов.

Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, развития аналитических умений, поощрения их творческих поисков мы используем такую форму методической работы, как «Методические недели».

Методическая неделя осуществляется на основании локального документа дошкольного учреждения: «Положение о методической неделе МДОУ д/с КВ № 8 «Сказка»

Темы Методических недель планируются в Годовом плане работы учреждения (две Методические недели по годовым задачам), утверждаются на Совете педагогов № 1.

Рассмотрим организацию методической недели на основании годовой задачи: «Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в организации игровой деятельности дошкольников»

Тема методической недели: «Организация игровой деятельности в ДОУ»

Организация методической недели осуществляется в несколько этапов:

В соответствии с Планом работы ДОУ издается приказ «Об организации и проведении Методической недели» с указанием сроков ее проведения.

В соответствии с приказом составляется график Методической недели

По открытым мероприятиям педагоги заполняют листы самоанализа и анализ просмотренной деятельности участвующих педагогов.

По итогам методической недели оформляется сводный протокол по результатам аналитической деятельности участников, в котором указывается средний балл по 3х-балльной системе.

Итоги Методической недели оформляются справкой, которая представляется на Совете педагогов и утверждается приказом по утверждению решений Совета педагогов.

Заполняется лист участия педагогов в методических неделях за 2012 – 2013 учебный год

По итогам года оформляется участие педагогов в Методических неделях в модульных картах.

В заключение хочу отметить, что четко выстроенная система методической работы в дошкольном образовательном учреждении позволяет повысить профессионализм каждого педагога, использовать технологию дифференцированного обучения.

Методическая неделя как одна из форм методической работы в ДОУ

При планировании методической работы с педагогами своего учреждения мы используем широко известные групповые формы работы: педагогические советы, семинары, консультации, методические выставки и т.д.

Одна из форм которую мы применяем в методической работе в последние годы, - методическая неделя, основная цель которой – систематизировать знания педагогов по определенной теме, передача педагогического опыта, привлечение всех специалистов к работе по единой теме. Данная форма позволяет провести сразу несколько форм работы: семинар-практикум, педсовет, открытые мероприятия, взаимодействие с родителями и др.

В нашем ДОУ мы проводим методическую неделю по годовой задаче и по приоритетному направлению.

Примерный план проведения методической недели.

Годовая задача «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

План методической недели

Тема: «Развитие речи в условиях семьи и детского сада»

Цель: систематизировать знания педагогов по данной теме; привлечение родителей в образовательный процесс.

Дни недели

форма проведения

Ответственный

Участники

Понедельник

Круглый стол

Теоретическая часть – «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»;

Тестовые задания по теории и методики развития речи.

Ст. воспитатель

Педагоги

Открытый просмотр занятия в средней и подготовительной группе;

Деловая игра «Организация и методика проведения словарной работы

с дошкольниками на занятиях и вне».

Педагоги средней и подготовительной групп

Ст. воспитатель

Педагоги

Семинар- практикум

«Практикум по развитию произношения»;

Коллективная работа детей по теме «Зимние забавы» и составление рассказа по данной теме.

Учитель-логопед

Ст. воспитатель

Педагоги дети

Взаимодействие с родителями:

День открытых дверей:

– посещение занятий;

Совместная деятельность педагогов с родителями (игры, беседа);

Оформление стендовой

информации (по данной теме);

Практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребёнка».

Тренинг общения «Познай себя»

Ст. воспитатель

Воспитатели групп

Педагог-психолог

Родители

Педагоги

Педагоги

Подведение итогов;

Чаепитие.

Ст. воспитатель

Педагоги

Методическая неделя

Круглый стол

тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ »

цель : систематизировать знания педагогов по данной теме.

материал: листы с высказываниями, листы – условия для успешного развития речи детей.(приложение 1)

предварительная работа : повторить методику развития речи детей

План проведения

    Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста;

    Условия успешного речевого развития детей;

    Развитие речи детей в условиях ДОУ и семьи.

1. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

    владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;

    умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить;

    Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации;

Причины низкого уровня развития

    Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.

    Речевое развитие рассматривается как изолированный психологический процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.

    Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений;

    При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы;

    Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься;

    Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Обсуждение педагогами

2. Условия для успешного развития речи

    Интересно организовать жизнь ребёнка;

    Постоянно побуждать ребёнка говорить;

    Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети;

    Не забывать про одаренных детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.

    Дать детям одинаковые стартовые возможности.

Обсуждение педагогами

Речевое развитие ребёнка в ДОУ

      В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями.

      Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи (речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильна);

      Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями (следят за правильным произношением, организуют звукоподражательные игры, используют скороговорки, чистоговорки, загадки, стихотворения);

      Педагоги обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей (игра и предметная деятельность, помогают детям овладеть названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них, развивают образную сторону речи, знакомят с синонимами, антонимами, омонимами);

      Педагоги развивают грамматический строй речи, связную речь;

      Воспитатели создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями;

      Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы;

      Поощряют детское словотворчество.

Обсуждение педагогами

Развитие речи в условиях ДОУ и семьи

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой появление различных по характеру выраженности проблем в формировании коммуникативного поведения подрастающего поколения. Поэтому все большее распространение среди детей дошкольного возраста получают системные нарушения, требующие для их преодоления комплексной, систематической логопедической работы. Работа с детьми, имеющими речевую патологию, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с речевой патологией остается одной из самых актуальных.

Родители играют огромную роль в становлении личности и образовании ребенка. Большая роль отводится родителям в коррекционной работе, именно семья дает ребенку эмоционально положительный настрой на коррекционную работу. Члены семьи становятся партнерами в автоматизации поставленных звуков. Их заинтересованность передается детям. К сожалению, большинство родителей не стремятся оказывать посильную помощь в коррекционной работе.

Систематическая и целенаправленная помощь семьи ребенку с речевыми нарушениями в сочетании с адекватным использованием рекомендаций логопеда на различных этапах обучения способствует более эффективному формированию речи дошкольника.

Отношение родителей к речевому дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Для того чтобы установки родителей были адекватными, необходимо вести просветительскую работу с ними. Такая работа может включать в себя:

1) ознакомительные беседы;

2) сообщения на стендах;

3) индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого развития их детей;

4) семинары-практикумы и т.д. (педагоги добавляют)

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Развитие речи в ДОУ

Функции речи:

    Речь как средство общения.

Предметная деятельность в младенческом возрасте – эмоционально – личностное общение;

Ситуативно – личностное общение;

Ситуативно – деловое (познавательное) общение;

    Общение со сверстниками

Отличие от общения со взрослыми:

Яркая эмоциональная насыщенность (в 10 раз больше мимических проявлений);

Нестандартность детских высказываний – речевое творчество, потому что ребёнок не придерживается норм общения.

    Преобладание инициативных высказываний над ответами – говорят о своём, не слушая партнёра.

Обогащение речи - фантазируют, притворяются.

    Познавательная функция речи.

природа рукотворный

общество Я

С помощью языка ребёнок получает информацию об окружающем мире.

рис. 1. познание мира через виды детской деятельности

    Речь как регулятор поведения и деятельности. Это руководство при помощи слов действиями («Сейчас будем кушать», «Принеси мне игрушку» - это регуляция со стороны взрослого).

Саморегуляция («Я принесу тебе воды») – стремление к самостоятельности.

Виды речи

Педагоги дают значение видов речи

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В ДОУ развитие речи осуществляется по следующим направлениям:

    развитие связной речи (диалогическая, монологическая);

    монологическая речь (описание, повествование, рассуждение);

    развитие словаря дошкольника.

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса – главная задача.

Осуществляется через работу:

    с тематическим рядом или при помощи семантического поля. Здесь одно слово выступает как ядро, к которому «прирастают» слова: слово игла, как ядро – игла – дерево – ствол – зелёная – опадает – хвоя;

    синонимический ряд;

    антонимические пары;

    многозначные слова.

    Формирование грамматического строя речи.

Это формирование навыков образования и употребление грамматических форм:

    морфология – части речи и изменение слов по родам, числам и падежам;

    словообразование – образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний;

    синтаксис – соединение слов в словосочетания, предложения разных типов и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

Развитие звуковой культуры речи

Способность слышать, распознавать фонологические средства языка:

  • знакомство с линейными звуковыми единицами:

звук – слог – слово – фраза – текст;

    просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи).

Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

    Развитие образной речи.

Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова.

Годового плана и поставленных задач : 1. ... 2005 - «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет», ... развитию и формированию познавательных интересов дошкольника. В период адаптации к условиям детского сада , дети ...

  • Образовательная программа березовского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №40 «Березонька» г. Березовский, 2014

    Образовательная программа

    ... развития детей раннего возраста в условиях детского сада «Кроха», и «Примерную ... задачи : развитие речи посредством... план с семьями ; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план -схему проведения ...

  • Образовательная программа мдоу детский сад комбинированного вида №

    Образовательная программа

    В детском саду . - М., 1980. Сохин Ф.А. Задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. - М., 1984. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте // Развитие речи детей дошкольного...

  • Методические рекомендации

    ... методические рекомендации, с помощью которых педагоги смогут реализовать задачи психолого-педагогической работы в условиях ... и обучения в детском саду »). В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2-3 лет к...

  • Управление образования, молодежи и спорта Красногвардейской РГА

    Марьяновская общеобразовательная школа I - III ступеней

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор

    Марьяновской ОШ

    I - III ступеней

    ______ О.В. Черник

    ПЛАН

    проведения единой методической недели

    «Путь к успеху через творчество учителя и ученика».

    п/п

    Дата проведения

    Содержание мероприятия;

    тема выступления, урока

    Место проведения

    Время проведения

    (урок)

    Ответственный

    Д Е Н Ь П Е Р В Ы Й

    ПОНЕДЕЛЬНИК

    2013 г.

    Открытие единой методической недели:

    Встреча в фойе школы; диагностика для педагогов школы «Дерево ожиданий»;

    Вручение маршрутных листов учителям школы;

    Диагностирование интересов и способностей учащихся школы «Небо творчества».

    Выставка методической литературы, авторских разработок, дидактических материалов;

    Выступление заместителя директора по УВР Апостоловой О.В.: «Путь к успеху через творчество учителя и ученика». «О проведении единой методической недели».

    1 этаж

    фойе школы

    1 этаж,

    фойе школы;

    библиотека

    каб. № 222

    08.00-08.30

    08.00-09.00

    в течение дня

    после 3-4 уроков

    14.00

    практический психолог;

    педагог-организатор;

    практический психолог;

    библиотекарь школы;

    зам.директора по УВР

    п/п

    Дата проведения

    Содержание мероприятия;

    тема выступления, урока

    Место проведения

    Время проведения

    (урок)

    Ответственный

    ДЕНЬ ВТОРОЙ

    ВТОРНИК

    2013 г.

    ДЕНЬ НАСТАВНИЧЕСТВА:

    Мастер класс для молодых педагогов. Группа наставников.

    Открытый урок по биологии в 9-Б классе « Условные и безусловные рефлексы. Торможение рефлексов»;

    Совместный урок наставника с молодым специалистом в 1-А классе «Использование современных технологий на этапе объяснения нового материала».

    Открытый урок по истории в 5-А классе « Україна незалежна».

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИННАЯ:

    Мастер-класс по делопроизводству:

    -«О требованиях к календарно-тематическому и поурочному планированию. Еще раз о ведении журналов»;

    - «О требованиях к ведению и проверке тетрадей; О требованиях к протоколу заседания ШМО»

    каб.№309

    каб.№217

    каб.№ 207

    каб.№ 222

    каб.№222

    1 урок

    2 урок

    3 урок

    14.00

    14.00

    Качура В.Я. - специалист высшей категории;

    Маслова С.Г.- .- специалист высшей категории, « учитель-методист»

    Мушинский Д.Г.-

    Черник О.В.- специалист высшей категории, «старший учитель»

    Мосейчук В.В. - специалист высшей категории

    п/п

    Дата проведения

    Содержание мероприятия;

    тема выступления, урока

    Место проведения

    Время проведения

    (урок)

    Ответственный

    ДЕНЬ ТРЕТИЙ

    СРЕДА

    2013 г

    ДЕНЬ ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

    Открытый урок во 2-Б классе. Украинское чтение. « Добро роби-добро й тобі буде» . В.Струтинський. «Сядайте, будь ласка».

    - Открытый урок по трудовому обучению в 7-х классах. «Сведения об одежде. Поясное изделие юбка. Правила снятия мерок. Основные детали кроя».

    Открытый урок в 3-Б классе. «Выразительное чтение на уроках украинского языка».

    Совершенствование педагогического мастерства

    Методическая копилка. Выступления педагогов школы:

    Доклад-презентация учителя русского языка и литературы Козиренко В.В. «Эффективность урока- стимул к успеху учителя и ученика».

    Доклад на тему: «Рождение современного урока через творчество учителя и ученика».

    Из опыта работы. Выступление на тему: «Создание оптимальных условий для самореализации каждого учащегося на уроке русского языка и литературы»

    Обобщение опыта работы по теме: «Путь к успеху через творчество учителя и ученика в начальной школе».

    каб.214

    каб.№102

    каб.№ 216

    каб.№ 222

    1 урок

    3 урок

    4 урок

    14.00

    Алексашкина О.Н.-

    Апостолова О.В.- специалист высшей категории;

    Черняк Т.Е.-

    Козиренко В.В.- специалист высшей категории, «старший учитель»;

    Маликов А.В.- специалист высшей категории, «старший учитель»;

    Белялова С.И.- специалист высшей категории, «старший учитель»;

    Полховская Т.А.- специалист, «старший учитель»;

    п/п

    Дата проведения

    Содержание мероприятия;

    тема выступления, урока

    Место проведения

    Время проведения

    (урок)

    Ответственный

    ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ

    ЧЕТВЕРГ

    2013 г.

    День высшего профессионализма:

    Итоговый урок в 8-х классах по разделу «Класс Хордовые».

    Урок-игра « Многообразие животных». Использование игровых технологий на уроках биологии.

    Разработка е диного орфографического режима в школе творческой группой учителей-методистов.

    Выступление заместителя директора по УВР: « Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся».

    Единый орфографический режим в начальной школе.

    Единые требования к устной и письменной речи учащихся. Порядок ведения тетрадей по русскому языку и литературе.

    - Вимоги до письмових робіт учнів Мар , янівської школи і перевірки зошитів з української мови та літератури у 5-11класах.

    каб.№222

    каб.№222

    1 и 2 урок

    14.00

    Гребеножкина Г.П.- специалист высшей категории, «старший учитель»;

    Апостолова О.В.- председатель НМС школы;

    Маслова С.Г.-

    Яцишина С.А.- специалист высшей категории, «учитель-методист»;

    Тугова Л.А.- специалист высшей категории, «учитель-методист»;

    Парфесса В.В.- специалист высшей категории

    п/п

    Дата проведения

    Содержание мероприятия;

    тема выступления, урока

    Место проведения

    Время проведения

    (урок)

    Ответственный

    ДЕНЬ ПЯТЫЙ

    ПЯТНИЦА

    2013 г.

    ЗАКРЫТИЕ единой методической недели.

    - Открытый урок по географии в 8-Б классе. « Геоекологічна ситуація в Україні».

    Рефлексия.

    Научно-практическая конференция для одаренных учащихся с участием педагогического коллектива школы.

    Современный учитель. Какой он?

    Почему мы плохо учимся? О причинах неуспеваемости среди учащихся нашей школы.

    О компьютерной зависимости среди подростков.

    Каждый выбирает для себя. О молодежных субкультурах и ненормативной лексике.

    Итоги анкетирования учителей и учащихся школы. Вредные советы учителям.

    Обращение учащихся Марьяновской школы к взрослым.

    Дерево желаний. Итоги ожиданий от единой методической недели.

    каб.№302

    каб.№222

    6 урок

    14.00

    Невмержицкая Г.П.- специалист высшей категории;

    Зам.директора по УВР Апостолова О.В.

    Президент школы, учащийся 11-Б кл. Олейник Р.

    Аметова А.- член Центра «Лидер»,

    учащаяся 11-А кл.

    Бурханова Э., Имаретли З.-учащиеся 11-Б кл., члены Центра «Лидер»

    Апостолова О.В., Олейник Р.

    Кешвединова А.,

    Тен В.- учащиеся 9-Б кл., одаренные учащиеся;

    Практический психолог Щербакова Т.В.