Анализ мотивации достижения в процессе профессионально-психологического отбора кадров. Арест и казнь

Источник - Википедия
Агранов, Яков Саулович (Янкель Шмаевич Соренсон) (1893 - 1938)
Видный деятель ЧК-ОГПУ-НКВД, один из организаторов массовых
репрессий 1920-х - 1930-х годов.
Родился в семье еврея-лавочника в местечке Чечерск Могилёвской губернии, окончил 4 класса городского училища, в 1912 году вступил в партию эсеров, работал конторщиком в Гомеле на лесном складе Левина, вёл революционную деятельность.
В 1915 году вступил в РСДРП, в апреле 1915 арестован и сослан в Енисейскую губернию. В 1917 секретарь Полесского обкома РСДРП, в 1918-1919 секретарь Совета Народных Комиссаров РСФСР.
В мае 1919 направлен на работу в ЧК особоуполномоченным Особого отдела ВЧК, с 1921 секретарь Малого Совнаркома и особоуполномоченный секретно-оперативного управления ВЧК, руководил расследованием обстоятельств Кронштадтского восстания , крестьянского восстания Антонова , дела «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» и других дел.
По поручению В.Ленина и Ф.Дзержинского Агранов составлял списки лиц, подлежащих высылке из РСФСР (таких как Н. Бердяев, Н. Лосский, М. Осоргин и другие), с 1922 года он был начальником Особого бюро ОГПУ по административной высылке «антисоветских элементов».
С 1923 он заместитель начальника, в 1929-1931 начальник Секретного отдела ОГПУ СССР. «Курировал» творческую интеллигенцию, дружил со многими знаменитыми писателями, поэтами, артистами. Близкий знакомый Владимира Маяковского (Леф), Леопольда Авербаха (РАПП), Бориса Пильняка (Российский союз писателей). В 1927 году награждён орденом Красного знамени.
С марта по сентябрь 1931 - начальник Секретно-политического отдела ОГПУ СССР. С сентября 1931 по февраль 1933 - полпред ОГПУ СССР по Московской области.
В феврале 1933 назначен заместителем председателя ОГПУ СССР (Г.Ягода), а в июле 1934 после создания НКВД СССР первым заместителем наркома внутренних дел СССР (Г.Ягода). Фактически руководил работой всех оперативных отделов Главного Управления Государственной Безопасности НКВД СССР.
В феврале 1934 года на XVII съезде ВКП(б) был избран членом Центральной ревизионной комиссии ВКП(б).
В декабре 1934 Агранов руководил следствием по делу об убийстве С.Кирова и был назначен временным (одна неделя) начальником Управления НКВД Ленинградской области. Вместе с Генрихом Ягодой Агранов был одним из организаторов процесса над Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым . Именно Агранов готовил материалы для главных политических процессов 1930-х годов.
С лета 1935 года проживал в Кремле (Кавалерийский корпус, бывшая квартира А. С. Енукидзе), дача в Зубалово . В 1937 году московская квартира на улице Мархлевского, дом 9 (дом начальствующего состава НКВД).
С приходом на должность главы НКВД Н. И. Ежова в сентябре 1936 Агранов
первоначально сохранил свой пост 1-го заместителя наркома внутренних дел, а в декабре 1936 был к тому же официально назначен начальником ГУГБ НКВД СССР.
Принял активное участие в подготовке процесса «Параллельного антисоветского троцкистского центра» , следствии по делу Рютина и других членов рютинской оппозиции.
15 апреля 1937 года понижен в должности до заместителя наркома внутренних дел - начальника 4-го отдела ГУГБ НКВД СССР. 17 мая 1937 Агранов был смещён и с этих постов и направлен на пост начальника Управления НКВД Саратовской области. В июле 1937 исключён из партии.
20 июля 1937 арестован. Расстрелян 1 августа 1938 по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР на Коммунарке.
Его жена Валентина Александровна (до замужества Кухарева) , арестованная
одновременно с ним, 26 августа 1938 была приговорена к расстрелу , расстреляна в этот же день. В 1957 году реабилитирована полностью.
Ходатайство о пересмотре дела и посмертной реабилитации Агранова было отклонено Главной военной прокуратутой СССР в 1955 году, как замешанного в организации массовых репрессий.

Ссылки:
1. Паукер Карл
2. Брики прибыли в Москву на похороны Маяковского
3. Маяковский: постскриптум
4. Маяковский: огосударствление поэта
5. Таганцев Владимир
6. Сноб, Яня и Зоря, Брики, Маякоаский и чекисты (ГПУ)
7. Реакция властей на смерть Маяковского: "ловкая комедия для идиотов"
8. Дело Петроградской боевой организации - пробный шар ГПУ. Расстрел Гумилева, 1921
9. Маяковский бесконечно одинок, устал, болен 1930
10.

Входил в состав особой тройки НКВД СССР .

Янкель-Шевель Шмаев
Начальник ГУГБ НКВД СССР
29 декабря - 15 апреля 1937 года
Предшественник Ягода, Генрих Григорьевич
Преемник Фриновский, Михаил Петрович
Рождение 12 октября (1893-10-12 )
Чечерск , Рогачёвский уезд , Могилёвская губерния , ныне Гомельская область
Смерть 1 августа (1938-08-01 ) (44 года)
Расстрельный полигон «Коммунарка»
Место погребения
  • Расстрельный полигон «Коммунарка»
Супруга Валентина Александровна Кухарева-Агранова
Партия ПСР с 1912 года
РСДРП с 1915 года
Вероисповедание атеизм
Награды
Военная служба
Род войск ВЧК
ОГПУ
НКВД
Звание
Яков Саулович Агранов на Викискладе

Биография

В июле 1934 года после создания НКВД СССР был назначен на должность первого заместителя наркома внутренних дел СССР Г. Ягоды . Фактически руководил работой всех оперативных отделов Главного управления государственной безопасности НКВД СССР .

В декабре 1934 года Агранов руководил следствием по делу об убийстве С. М. Кирова и был назначен временным начальником Управления НКВД Ленинградской области . Вместе с Г. Г. Ягодой и Н. И. Ежовым Агранов был одним из организаторов процесса над Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым . Агранов подготовил материалы для главных политических процессов 1930-х годов . При этом, как замечает историк О. В. Хлевнюк , Агранов «фактически вступил в заговор против наркома внутренних дел НКВД Ягоды » с Ежовым, поскольку Ягода мягко саботировал линию Сталина на увязывание убийства Кирова с деятельностью бывших оппозиционеров. В 1936 году Агранов на совещании в НКВД сообщал:

Ежов вызвал меня к себе на дачу. Надо сказать, что это свидание носило конспиративный характер. Ежов передал указание Сталина на ошибки, допускаемые следствием по делу троцкистского центра, и поручил принять меры, чтобы вскрыть троцкистский центр, выявить явно невскрытую террористическую банду и личную роль Троцкого в этом деле. Ежов поставил вопрос таким образом, что либо он сам созовёт оперативное совещание, либо мне вмешаться в это дело. Указания Ежова были конкретны и дали правильную исходную нить к раскрытию дела.

В декабре 1936 года (фактически руководил с декабря 1935) был назначен на должность начальника ГУГБ НКВД СССР . Принял активное участие в подготовке Второго московского процесса , следствии по делу М. Н. Рютина и других членов рютинской оппозиции .

Арест и казнь

Арестован 20 июля 1937 г. при исполнении служебных обязанностей. Доставлен в Москву. Обвинён в участии в контрреволюционной заговорщицкой организации внутри НКВД . Имя Якова Агранова было включено в сталинский расстрельный список, датированный 1 ноября 1937 г., однако Сталин вычеркнул его оттуда, тем самым продлив Агранову жизнь на девять месяцев. Повторно имя Агранова было включено в сталинский расстрельный список, датированный 26 июля 1938 г. (№ 1 в списке на 139 человек, под грифом «Москва-Центр»). 1 августа 1938 г. приговор утверждён на заседании Военной коллегии Верховного суда СССР. Расстрелян в тот же день.

Попытки посмертной реабилитации и отказ

Яков Саулович Агранов был реабилитирован решением Главной военной прокуратуры от 22 января 2013 года , однако 27 августа 2013 года Верховный суд России отменил данное решение о реабилитации .

Жена Якова Агранова Валентина Александровна (урожд. Кухарева), арестованная одновременно с ним, 26 августа 1938 года была приговорена к расстрелу и казнена в этот же день. В 1957 году реабилитирована посмертно.

Награды

Воспоминания современников

При Дзержинском состоял, а у Сталина дошёл до высших чекистских постов кровавейший следователь ВЧК Яков Агранов,… не связанный с Россией выходец из царства Польского, ставший палачом русской интеллигенции. Он убил многих известных общественных деятелей и замечательных русских учёных: профессора Тихвинского, профессора Волкова, профессора Лазаревского, Н. Н. Щепкина, братьев Астровых, К. К. Черносвистова, Н. А. Огородникова и многих других. Профессора В. Н. Таганцева , не желавшего давать показания, он пытал, заключив его в пробковую камеру, и держал его там 45 дней, пока путём пытки и провокации не добился нужных показаний. Агранов уничтожил цвет русской науки и общественности, посылая людей на расстрел за такие вины, как «по убеждениям сторонник демократического строя» или «враг рабочих и крестьян» (с точки зрения Агранова - убийцы). Это же кровавое ничтожество является фактическим убийцей замечательного русского поэта Н. С. Гумилёва…

Агранов Яков Саулович (настоящее имя Янкель-Шевель Шмаев, часто
повторяющиеся утверждения, что настоящая фамилия - Сорензон ни на
чем не основаны).
Родился 12 октября 1893 года - был расстрелян 1 августа 1938 года).
Комиссар госбезопасности 1-го ранга (1935). Член партии с 1915 г.
Родился в м. Чечерск Рогачевского уезда Могилевской губ. в семье
владельца бакалейной лавки. В 1911 г. окончил 4-х классное городское
училище.
Работал бухгалтером, конторщиком склада лесной конторы.
В 1912 г. вступил в партию эсеров, в 1914-1915 гг. член Гомельского
комитета ПСР. Был арестован и выслан в Енисейскую губернию.
В ссылке познакомился с некоторыми лидерами большевиков, в т. ч. с
И.В.Сталиным и Л.Б.Каменевым.

После Февральской революции Агранов - секретарь Полесского областного
комитета РСДРП(б), после Октябрьской революции, в 1918 г. - секретарь
Малого Совнаркома, в 1919 г. - сотрудник секретариата Совнаркома РСФСР.
С мая 1919 г. по совместительству особоуполномоченный ВЧК (эту должность,
кроме него, в то время занимали лишь В.Р. Менжинский, К.И. Ландер,
А.Х.Артузов и В.Д. Фельдман).
В 1920-1921 гг. заместитель начальника Управления 00 ВЧК (выезжал во главе
опергрупп на Западный фронт и в Кронштадт), с января 1921 г. - начальник
16-го спецотделения ВЧК (контрразведка в армии), с апреля 1921 г. -
особо уполномоченный по важнейшим делам при начальнике СОУ ВЧК-ГПУ,
начальник Особого бюро по делам административной высылки антисоветских
элементов и интеллигенции при СОУ ГПУ. В 1923-1929 гг. - зам. начальника,
с октября 1929 г. -начальник Секретного (с марта 1931 г. Секретно-политического)
отдела ОГПУ. С мая 1930 г. - помощник начальника Секретно-оперативного
управления (СОУ) ОГПУ. Был близко знаком с известными писателями и деятелями
искусства, в т. ч. с В.В. Маяковским.
После конфликта в руководстве ОГПУ (между С.А. Мессингом, Е.Г. Евдокимовым,
И.А.Воронцовым, Я.К.Ольским и Л.Н.Вельским, и ГГ.Ягодой, поддержанного
В.Р.Менжинским) Агранов 31 июля 1931 г. вошел в состав Коллегии ОГПУ,
с сентября был назначен полномочным представителем ОГПУ по Московской области
(согласно письму Кагановича Сталину, Менжинский, вместе с Акуловым и
Балицким, возражал против назначения Агранова на этот пост, считая его
незаменимым в СПО). Менжинский предлагал кандидатуру В.Н. Манцева,
которую Каганович, считавший, по его словам, «Мессингом № 2», отверг, Агранова
- считал «самой подходящей». В 1931-1932 гг. по совместительству - начальник
особого отдела Московского ВО.
С февраля 1933 г. - зам.председателя ОГПУ. В 1934-1937 гг. - 1-й зам. наркома
внутренних дел СССР, одновременно с декабря 1936 г. начальник ГУГБ НКВД.
Член ЦРК ВКП(б) (17 съезд). Член ЦИК СССР (7 созыв).
В декабре 1934 г. после убийства СМ. Кирова и смещения начальника
УНКВД Ленинградской обл. Ф.Д. Медведя в течение 4 дней исполнял
обязанности начальника УНКВД ЛО.
С апреля 1937 г. Агранов - зам. наркома и начальник 4-го отдела (СПО)
ГУГБ НКВД. С мая 1937 г. -начальник Саратовского управления НКВД.
Награжден 2 орденами Красного Знамени (1927, 1932), 2 знаками
«Почетный работник ВЧК-ГПУ».
Из Саратова Агранов написал Сталину письмо, в котором предлагал
арестовать Крупскую и Маленкова, в то время зав. отделом руководящих
парторганов ЦК. Маленков (вместе с членом Политбюро А.А. Андреевым) из
Саратова, куда летом 1937 его послал Сталин для чистки местного
руководства, предложил арестовать Агранова.
20 июля 1937 г. был арестован; расстрелян по приговору Военной коллегии
Верховного суда (ВКВС) СССР.

Психологи пришли к выводу, что людям присущи две противоположные мотивационные тенденции - стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Информация о мотивах личности позволяет в процессе профессионально-психологического отбора кадров прогнозировать активность человека на предлагаемом месте работы. Особенно важны здесь диагностика и оценка мотива достижения.

Изучая мотивы личности, профессор психологии Гарвардского университета Дэвид Мак-Клелланд (David MacClelland) и профессор психологии Мичиганского университета Джон Аткинсон (John Atkinson) пришли к выводу, что людям присущи две противоположные мотивационные тенденции - стремление к успеху (мотив достижения ) и стремление избежать неудачи (мотив избегания ). При этом у одних преобладает стремление к успеху, к высоким результатам деятельности, у других доминирует стремление избежать неудачи. Формирование этих тенденций ученые связывают с условиями развития и воспитания ребенка в семье. Высокая мотивация достижения у детей формируется только в тех семьях, где родители постоянно повышали свои требования к детям, одновременно ненавязчиво помогая и поддерживая, а также отличались теплотой в общении с ними. В семьях же, где родители были либо безразличны к детям, либо слишком строги с ними, у детей, как правило, становилось доминирующим стремление избежать неудачи.

Мотив достижения, являясь личностной особенностью, одним присущ в большей степени, другим - в меньшей. Чтобы выяснить значимость для личности достижения успеха в профессиональной деятельности, психологи рекомендуют в процессе собеседования задать следующие вопросы:


  • Насколько важен для вас успех в этой сфере деятельности?

  • Склонны ли вы много и настойчиво работать ради достижения поставленной цели?

  • Ожидаете ли вы высоких результатов деятельности, верите ли в успех?

Однако вследствие естественного стремления кандидата произвести положительное впечатление на такие вопросы можно получить социально желательные ответы («Склонны ли вы много и настойчиво работать?» - «Да склонен…»). Поэтому вопросы необходимо формулировать так, чтобы ответы на них прямо или косвенно позволяли выявить истинное стремление человека достигать высоких результатов в деятельности.

О наличии мотива достижения свидетельствует, например, выбор более сложных заданий и желание их выполнить, стремление совершенствовать свое мастерство, повышать профессиональную квалификацию.

В книге «Мотивация в стиле экшн: восторг заразителен» немецкий бизнес-консультант Клаус Кобьёлл (Klaus Kobjoll) приводит интересный пример, иллюстрирующий уровень мотивации достижения. В одном из универмагов Нью-Йорка руководящих работников всегда искали на стороне. У собственных сотрудников не спрашивали, есть ли у них желание занять эти должности. Когда сотрудники возмутились, руководство универмага предложило им пройти обучение: бесплатно, в течение года, два раза в неделю после окончания работы посещать полуторачасовые занятия, которые вели лучшие инструкторы Нью-Йорка. А после обучения им предоставлялась возможность продвижения по службе и назначения на руководящие должности. И каков же был результат? Только три процента сотрудников, претендовавших на руководящие должности, изъявили желание учиться! Но именно эти три процента претендентов и обладали достаточно высокой мотивацией достижения.

Мы можем предполагать наличие мотивации достижения, если о кандидате на вакантную должность его коллеги с предыдущих мест работы говорят, что он:


  • настойчив в достижении целей;
  • не довольствуется полученным результатом, а стремится к большему;
  • любую работу стремится сделать лучше, чем раньше;
  • отдает много времени профессиональной деятельности, часто обсуждает с коллегами темы, связанные с решением профессиональных задач;
  • радуется успеху, достигнув высоких результатов;
  • не довольствуется несложными заданиями и легкодоступными целями;
  • склонен увлекаться работой, достигая новых целей.

Мотив достижения является относительно устойчивым личностным качеством, но, чтобы спрогнозировать активность будущего сотрудника в конкретной профессиональной сфере, нужно учитывать, что он побуждает личность к высоким результатам только во взаимодействии с такими ситуативными факторами, как ценность достижения успеха и субъективная оценка вероятности (шансов) его достижения (см. схему ). Поэтому очевидно, что в процессе профессионально-психологического отбора кадров, особенно на должности, предполагающие управление людьми, необходимо изучить и другие составляющие мотивации достижения.

Оценка личностью своих шансов на успех (ожидание успеха) значительно влияет на мотивацию к профессиональной деятельности. Чем больше человек верит в успех, тем большие усилия он склонен прилагать для достижения поставленных целей. Выделяют следующие факторы, влияющие на ожидание успеха:


  • субъективная оценка своих способностей, которая формируется на основании успехов и неудач в прошлом;
  • субъективное восприятие степени сложности задания;
  • убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий.

Оценка кандидатом своих способностей может быть предметом изучения в процессе собеседования. Для этого кандидату необходимо задать ряд прямых и косвенных вопросов, касающихся успехов в прошлом:


  • Каких успехов вы достигли на предыдущем месте работы?
  • Какие ваши способности оказали решающее влияние на достижение успеха?
  • Какие знания, умения вы рассматриваете как ваш личный ресурс в достижении целей?
  • Благодаря чему вы оказались эффективны… (в той или иной ситуации; при решении конкретной задачи)?

Успехи, достигнутые в прошлом, формируют веру в свои силы, в собственную эффективность. Неудачи в прошлом разрушают эту веру. Выяснить, уверен ли претендент на вакантную должность в своей эффективности, можно также, обсуждая его трудности и неудачи в прошлом:


  • С какими трудностями вы столкнулись…?
  • Удалось ли их преодолеть, если да, то каким образом и благодаря чему?
  • Какие события в своей жизни (профессиональной деятельности) вы рассматриваете как неудачу?
  • Как вы пережили неудачу? Что помогло вам в этом?

Еще одним элементом в схеме мотивации (см. схему ) является субъективная ценность успеха , которая определяет мотивацию достижения (стремление к успеху). От того, какое значение человек придает достижениям в определенной сфере, зависит, насколько интенсивно он будет работать именно в этой сфере. Стоит также выяснить, как претендент представляет себе свою деятельность на новом месте работы, какого успеха он может достигнуть, какой личностный смысл для него имеет этот успех, насколько он для него ценен и т. п.

До сих пор мы говорили об изучении мотивации достижения в беседе, интервью. Вместе с тем достаточно эффективным является и метод контент-анализа речи (устной и письменной) претендента. С этой целью в его речи выделяются понятия, суждения, высказывания, которые свидетельствуют о наличии у человека мотива достижения успеха. Так, о наличии мотивации достижения свидетельствуют положительно сформулированные утверждения, в которых не выражаются опасение или неуверенность относительно возможности достижения цели, а наоборот, проявляется стремление достичь успеха («хочу», «планирую», «стремлюсь» и т. п.):


  • Хочу выполнить это задание (решить такую задачу, достигнуть чего-либо)…
  • Стремлюсь улучшить (увеличить, повысить) результаты…
  • Успех вдохновляет, прибавляет сил, увеличивает желание работать…
  • С удовольствием выполню это задание (буду выполнять эти функции, возьмусь за решение этой задачи)…
  • Пытался (стремился) выполнить это задание как можно лучше…
  • Работаю над новой идеей, надеюсь, что все получится…
  • Хочу завершить эту работу…

В процессе анализа речи претендента на вакантную должность эти высказывания следует отличать от тех, которые не свидетельствуют о мотивации достижения, если:

а) положительно сформулированные намерения, желания или надежды дополняются утверждением, которое касается стремления избежать неудачи (например: «Надеюсь, что выполнил правильно, иначе пришлось бы переделывать»);

Б) высказывается намерение, направленное на выполнение несущественной деятельности;

В) высказываются намерения и желания, направленные на то, чтобы как можно скорее закончить работу и освободиться от нее.

Для оценки мотива достижения разработан ряд психодиагностических методик (тестов, опросников). Одними из наиболее простых являются тесты «Мотивация к успеху», «Мотивация к избеганию неудачи», «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (Приложения 1–3 ). Их можно использовать в целях профессионально-психологического отбора кадров. Однако нужно учитывать, что они не защищены от социально желательных ответов, что в некоторых случаях (возможно - всегда?) снижает достоверность результатов тестирования. Поэтому данные, полученные с использованием этих тестов, нужно сопоставлять с информацией, которую мы получаем в процессе беседы с претендентом, путем наблюдения в период испытательного срока, а также с использованием других методов изучения личности.

Известный российский психолог, директор Института прикладной психологии Людмила Собчик считает, что высокие показатели мотивации достижения характерны для возбудимых личностей, склонных к лидированию, авторитарных, независимых, упорных в достижении цели, склонных к риску, агрессивных и конфликтных в межличностных контактах, с высокой самооценкой. Напротив, высокие показатели мотивации избегания неудачи при заниженной мотивации достижения характерны для личностей тревожных, неуверенных в себе, с низкой самооценкой. Нулевой показатель мотивации избегания при повышенных баллах мотивации достижения встречается у лиц, отличающихся поспешностью в принятии решений, «ищущих признания», импульсивных, самоутверждающихся, неосторожных, порывистых и сверхэмоциональных. Низкие показатели мотивации достижения характерны для личностей, находящихся в депрессивных состояниях, имеющих невротические расстройства. Также они свойственны личностям, отличающимся мягкостью характера, чертами зависимости, конформностью и пессимизмом.

Следует отметить, что не всякая профессия требует высокой мотивации достижения. Например, опыт изучения особенностей профессиональной деятельности телохранителя свидетельствует о том, что успешность этой деятельности не связана с мотивацией достижения и даже требует некоторого уровня мотивации избегания неудачи. Очевидно, что не требуют высокой мотивации достижения и многие другие, менее экзотичные профессии, такие как бухгалтер, медсестра и т. п.

Как же выяснить, нужна ли высокая мотивация достижения претенденту на вакантную должность или допустима и мотивация избегания неудачи? Проще всего проанализировать профессиограммы той деятельности или должности, на которую претендует человек. Если в профессиограмме мы найдем личностные качества и способности, которые соотносимы с мотивацией достижения, то мы можем обоснованно предполагать, что от уровня такой мотивации зависит успех деятельности.

Рассмотрим наиболее простые примеры. В книге доктора психологических наук Евгении Романовой «99 популярных профессий…» имеется профессиограмма «Автогонщик». В одном из разделов этой профессиограммы находим следующее качество, обеспечивающее успешность выполнения профессиональной деятельности: способность идти на риск . Среди профессионально важных личностных качеств в этой профессиограмме также значатся:


  • склонность к риску;
  • стремление к победе, стремление быть первым;
  • стремление к реализации своего потенциала;
  • целеустремленность, инициативность.

Кроме того, в этой же профессиограмме среди качеств, препятствующих эффективности деятельности, находим: боязнь неудачи, безынициативность . Следовательно, требования к личности и «противопоказания» однозначно указывают на необходимость высокой мотивации достижения у претендента на подобную профессиональную деятельность.

В то же время, рассматривая профессиограмму «Архивариус», обнаруживаем следующие профессионально важные личностные качества: аккуратность, педантичность, самоконтроль, усидчивость и др. Как видим, среди этих качеств нет таких, которые были бы связаны с мотивацией достижения. Поэтому для претендента на эту должность наличие высокой мотивации достижения не обязательно.

Более того, в профессиограмме «Секретарь-референт» среди качеств, препятствующих эффективности профессиональной деятельности, находим: неспособность работать в подчинении, сильно выраженная склонность в лидерству, руководству . Но как мы уже отметили, склонность к лидерству свойственна людям с высокой мотивацией достижения. Следовательно, наличие такой мотивации будет препятствовать деятельности.

При отсутствии профессиограммы можно проанализировать основные функции, которые предстоит выполнять будущему работнику, и на этом основании сделать вывод о необходимости мотивации достижения. Например, профессия машиниста локомотива предполагает выполнение следующих функций:


  • контроль за сигналами, состоянием железнодорожного полотна и контактной сети, показателями контрольно-измерительных приборов в пути следования;
  • обеспечение безопасности и соблюдение графика движения поездов;
  • выполнение оперативных распоряжений работников, ответственных за движение поезда и производство маневров;
  • контроль за безопасной посадкой или высадкой пассажиров;
  • контроль за сохранностью и своевременностью доставки груза и безопасностью пассажиров в пути следования.

Как видим, профессиональная деятельность машиниста локомотива не предполагает постоянного стремления к достижению более высоких результатов деятельности, а в большей мере связана с педантичным, дисциплинированным выполнением определенных «дежурных» обязанностей. Поэтому успешность здесь не связана с наличием у претендента на эту должность высокой мотивации достижения.

  • Мотивация, Стимулирование, Оплата труда, KPI, Льготы и Компенсации