Конспект занятия звуковой анализ слова в старшей. Конспект занятия «Освоение действия звукового анализа при помощи тико грамматики» в старшей группе. Вопросы к детям

Задачи:

  • Освоение звукового анализа слов
  • Развитие представлений о гласных звуках
  • Развитие умения отличать гласные звуки от согласных
  • Обучение умению проводить графические линии

Материал к занятию: картинка-схема слова слон, фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы, указка, карточки-схемы слова слон для детей.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

Д/и «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Д/и «Какой звук заблудился?»

Д/и «Цепочка сов»

III. Работа в тетради

IV. Итог занятия

Ход занятия

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.

Погружение в тему занятия

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. На занятии мы будем учиться делать анализ слова, играть в игры.

Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Какие гласные звуки вы знаете? (а,о,у, э, ы, и)

Какой фишкой обозначаем гласный звук? (красной)

Как произносятся согласные звуки? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)

Какой фишкой обозначаем согласный звук? (синей фишкой)

Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть слова, а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, показываете красную фишку, если на согласный - синюю фишку.

Слова: игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.

Дети показывают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова слон

Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку

Это что за великан?
Держит в хоботе фонтан?
Умываться любит он,
И зовут чистюлю...! (Слон)

На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные - на местах.

Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-)

Это согласный или гласный звук? (согласный)

Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку

Какой слышится второй звук? (-л-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.

Какой слышится третий звук? (-о-)

Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.

Какой слышится четвертый звук? (-н-)

Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.

Сколько звуков в слове слон? (4)

Сколько согласных звуков в слове слон? (3)

Сколько гласных звуков в слове слон? (1)

Сколько слогов? (1)

Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.

Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный-н-)

Физминутка

Мы веселые мартышки, улыбаются
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, хлопают
Мы ногами топаем, топают

Надуваем щечки, надувают щеки
Скачем на носочках подпрыгивают вверх
И друг другу даже, языки покажем, показывают языки
Дружно прыгнем к потолку подпрыгивают вверх

Пальчик поднесем к виску подносят палец к виску
Шире рот откроем, открывают рот
И гримасы строим. строят гримасы
Игра «Какой звук заблудился?»

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

В каком слове заблудился звук? (в слове кепками)

Проговорите: Кепками-щепками

Игра «Цепочка слов»

Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например кот.

За каждый правильный ответ получите фишку.

Работа в тетради

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,
За работу я возьмусь.

Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.

Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы

Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.

Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.

Под контуром пишем схему слова

Итог занятия

Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОПФР «Звуковой и слоговой анализ слова»

Учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы.

Задачи: учить дошкольников определять наличие заданного звука и его место в слове; упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить детей различать и правильно использовать термины «звук», «буква», «слог», «слово»; продолжать знакомить детей с буквами; учить читать слоги; закрепить умение прописывать печатные буквы; закреплять знания о словоразличительной роли звука; развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль за речью; развивать психические процессы: слуховое и зрительное восприятие, память, внимание; мыслительные операции - анализ, синтез, обобщение; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища.

Оборудование: «звуковой домик»; карточки с изображением звуков; карточки с изображением «лисы» для звукового анализа; карточки с заданиями (3 вида); игрушки и предметы: мяч, машина, магнитофон, гном, ёжик, собака, заяц, мышка; «портрет» Незнайки в рамке; простые карандаши; индивидуальные наборы с фишками для звукового анализа слов.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы будем играть со словами. А поиграем мы в игру «Эхо». Я буду произносить слова, а вы повторять за мной только первый звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Молодцы! А теперь я буду произносить слова, а вы повторяйте за мной только последний звук: кит, кот, санки, иголка, азбука, лак, ножницы.

Входит Незнайка.

Незнайка. А я тоже хочу! Можно мне с вами?

В. У нас, Незнайка, игры необычные, а умные, со словами. А ты знаешь, что такое звуки и буквы?

Незнайка. Знаю! Звуки бывают, когда на трубе играешь. Они такие громкие! А буквы - это, наверное, булочки такие большие и вкусные.

В. А вот и неправильно. Кто только тебя этому научил?

Незнайка. Меня никто не учил. Я хочу научиться, вот и пришёл к вам.

В. Ребята, давайте расскажем Незнайке всё, что мы знаем о звуках. Какие они бывают? (Гласные и согласные.) Какие мы знаем гласные звуки? (А, о, у, ы, и, э…). Почему они так называются? (Показывают символы гласных звуков.) Какими бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие.)

Почему они так называются? Повторите за мной такие звуки: [п, ф, т, к, с, ш]. Какие это звуки? (Показывают символы.) Повторите за мной такие звуки: [б, в, д, г, з, ж]. Какие это звуки? (Показывают символы.) А какие еще бывают согласные звуки? (Мягкие и твёрдые.) Давайте поиграем в игру «Назови пару». Я буду называть твёрдый звук, а вы мне называйте парный мягкий звук (игра проводится с мячом).

Незнайка играет в эту игру вместе с детьми и даёт неправильные ответы, дети исправляют его.

Незнайка. Нехорошая это игра. Давайте поиграем с картинками, которые я принёс.

В. Покажи, пожалуйста, свои картинки. Очень интересное задание: названия каких предметов начинаются с одного звука. Необходимо соединить эти картинки линиями.

Дети и Незнайка выполняют задание.

В. Ребята, давайте проверим, как Незнайка справился с этим заданием (проверяют работу Незнайки и исправляют ошибки).

В. Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пышный хвост - краса.

Кто это? (Лиса.)

Правильно. А давайте покажем Незнайке, как мы умеем разбирать слово по звукам.

(Проводится звуковой анализ слова «лиса».)

Воспитатель предлагает произнести это слово так, чтобы все хорошо услышали первый звук. Затем спрашивает, какой это звук (согласный, мягкий) и какой фишкой можно его обозначить (зеленой). Аналогично проводится анализ остальных звуков. Схема слова выкладывается на доске и одновременно идёт работа за столами.

Незнайка. Спасибо, научили. Я теперь и сам могу поделить слово на звуки. Смотрите. Рука. Ру-ка. Правильно?

Дети. Нет, не правильно. Ты поделил слово на слоги.

В. Незнайка, представь себе, что слово - это дом для звуков, а слоги - это комнаты в этом доме. Самым главным звуком в слоге является... (дети заканчивают - «гласный»). Именно он создаёт слог. Мы с ребятами тебе покажем, как дружат звуки и как получаются слоги. Давайте поиграем с живыми звуками.

Распределение ролей: дети становятся звуками - [б, а,о, у, ы, и]. Ребёнок (звук б) по очереди ставит гласные звуки на лепестки цветка, произнося слоги, которые получаются (ба, бу, бо, бы, би).

Незнайка. Ой, как интересно! А можно я попробую? Можно мне быть звуком [м]?

Незнайка. Вспомнил! У меня ещё есть картинки! Но я не знаю, что с ними делать.

В. Покажи ребятам, может, мы вместе разберёмся? Незнайка достаёт карточки с изображениями арбуза, барабана, жука, ведра, бабочки, груши, а под ними расположены в ряд кружочки. Нужно выполнить следующее задание: назвать, что изображено, и закрасить столько кружочков, сколько слогов в этом слове.

В. Молодец, Незнайка. А теперь, ребята, и ты, Незнайка, послушайте стихотворение и будьте очень внимательны, в некоторых словах звуки заблудились. Догадайтесь, какие звуки нужно вернуть на их законное место, назовите слова, которые, по вашему мнению, должны быть в стихотворении.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться...

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)!

Я рубашку сшила шишке (мишке),

Я сошью ему штанишки.

В. Хорошо, ребята, вы правильно вернули звуки на их места. Незнайка. Ну вот, я уже научился читать. Вижу картинку и читаю слово.

В. А если нет картинки, как ты прочитаешь? Ребята, подскажите Незнайке, что нужно знать, чтобы уметь читать. (Буквы.) Мы уже знаем много букв. Поэтому давайте вспомним задание: необходимо вставить в схему пропущенную букву.

Незнайка (сидит опечаленный). Понял я, что надо всё-таки в школу идти. Я пойду учиться.

В. Подожди, Незнайка, дети хотят подарить тебе на память игрушку, но стачала надо её угадать: в названии этой игрушки есть звук [м]. (Дети помогают выбрать игрушки, в названии которых есть звук [м]: магнитофон, машина, гном, мышка.) Название этой игрушки состоит из трёх слогов. Незнайка. Машина.

В. Молодец, Незнайка. Вы, ребята, тоже молодцы, научили Незнайку делить слова на слоги.

Незнайка. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое звук и что такое слог. Даже некоторые буквы запомнил. А вы все молодцы.

Воспитатель МБОУ «Дачновская СОШ» городского округа Судак Детский сад «Капитошка» г. Судак, Республика Крым

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Цель : освоение звукового анализа слова.

Задачи.

1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.

2. Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять гласные звуки в слове.

3. Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.

4. Воспитывать интерес к началам грамоты .

Материалы . Картинки – схемы слов « гуси », « утки », « куры »; четырех-звуковые схемы слова на каждого ребенка; фишки красного, синего, зеленого цветов; раскраски-обводилки «Домашние птицы».

Ход занятия

    Воспитатель. Ребята, сегодня у нас много гость. Давайте поздороваемся мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)

Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.

Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель. Давайте с вами сейчас проведем один эксперимент : постарайтесь найти в группе такой предмет, который никак не называется. (Дети не могут найти такой предмет, и воспитатель подводит их к выводу : всё, что нас окружает, имеет название.)

Всему название дано :

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету. (А. Шибаев)

Все-все имеет название, т. е. называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, а какие бывают слова? (Громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные и т. д.)

Давайте вспомним стихотворение "Какие бывают слова". Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово - конфета.

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово с окошком - вагон,

Есть слово колючее - ежик,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица,

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое - смех.

Какие слова вы добавляли? (Дети называют слова.)

А теперь давайте пройдем за столы. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель . Посмотрите на ваших столах лежат картинки - схемы. Рассмотрите картинки и дайте им название. (Дети рассматривают картинки.)

    Физкультминутка

Мы руками - хлоп, хлоп.

Мы ногами - топ, топ.

Мы глазами - миг, миг.

Мы плечами - чик, чик.

Раз - сюда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли.

Теперь садимся. Тише, тише.

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель . Слова звучат, из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)

А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)

Воспитатель . А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)

А согласные.

Согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)

    Игра "Верни мне мягкий звук"

Мяч лови и мяч бросай,

Мягкий звук мне называй.

После игры дети садятся на места.

    Воспитатель. Отгадайте загадку :

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто это, скажите? (Гуси.)

Воспитатель выставляет картинку "Гуси".

Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)

Назовите первый звук (второй, третий, четвертый) .

Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.) Назовите. ([У],[И])

А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным цветом.)

Покажите гласные звуки в схеме слова.

Давайте разделим слово гуси на слоги. Сколько слогов в слове? (Два.) Как узнали? (Ответы детей.) Назовите первый слог, второй.

Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. (Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения.)

Составьте предложение со словом гуси.

    Воспитатель :

Говорят: «Они не птицы».
Но позвольте усомниться:
Пусть они и не летают,
Мусор лапками сгребают.
Если что сказать хотят,
– Ко-ко-ко-ко-ко! – заквохчат.
А еще несут яички –
Нет полезней этих птичек.
Удивительной фактуры,
Называют птичек (куры) !

    Звуковой анализ слова « Куры »

    Пальчиковая гимнастика «Цыплята».

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый - маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок

стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Носик лопаткой,


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ рОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«вОЛГОДОНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(гбПоу ро «впк»)

Конспект НОД

Обучение дошкольников грамоте

Тема: «Анализ звукового состава слова»

старшая группа

Разработал (а ):

студент (ка )

Сухорукова Надежда Александровна

группа ДО-4

специальность: 44.02.01

Дошкольное образование

База практики: МБДОУ д/с «Светлячок»

Руководитель практики: Л.П. Кугукина

Воспитатель ДОУ: Т. П. Бадаева

Подпись руководителя практики

К занятию допущена «______»_________2018 г. (_________________)

Подпись воспитателя

Дата проведения: « 27 » сентября 2018 г.

Оценка за конспект _________________________________________(подпись)

Оценка за проведение занятия ________________________________(подпись)

г. Волгодонск

Программное содержание:

Цель: Обучение детей звуковому составу слова.

Задачи:

    Образовательные :

1. Учить делить на слоги двусложные слова, называть слова с заданным количеством слогов

2. Закреплять умение детей интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком.

    Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

    Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к животным.

Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

II. Организационно - деятельностный компонент

Оборудование :

    Демонстрационны: предметные картинки или игрушки (лиса,медведь, заяц, кот)

Подготовка к НОД: воспитатель готовит вспомогательное, демонстрационное оборудование, дети расставляют стулья.

Формы организации НОД: фронтальная.

Методы обучения: словесные методы и приёмы : рассказ, объяснение, беседа, вопросы (наводящие, уточняющие, дополнительные, корректирующие); игровые методы; наглядные методы: показ, демонстрация.

III. Эмоционально - мотивационный компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент)

IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного материала, оценка участия и достижений детей в НОД.

Этапы реализации содержания НОД

Структурный компонент

Действия воспитателя

Действия детей

I. Эмоционально - мотивационный компонент

I. Вводная часть

(Мяукает кот)

Воспитатель предлагает прислушаться, а кто это там рычит?

Да? и правда, мяукает, а как вы догадались?

По первому звуку? какой первый звук в слове «мяу»?

А кто может рычать?

Давайте порычим, как собачка рычит?

Какой там звук?

Похоже на мяуканье?

Правильно, нет, у нас в группе кто-то другой, кто это? Кто может мяукать?

Правильно ребята! Давайте все вместе скажем «Мяу».

Дети, смотрите, что я вам принесла (воспитатель показывает картинку кота).

Какого он цвета? Он черный? Или белый?

Послушайте стихотворение.

Леж ебока рыж ий кот

Отлеж ал себе ж ивот.

Кушать хочется,

Да лень ворочаться.

Вот и ж дет рыж ий кот,-

Мож ет миска подползет?

Вот какой ленивый кот, да ребята?

Тогда все, как котятки, тихо, идем на свои места. Вы знаете, что у кошечек есть подушечки на лапках, чтобы бесшумно передвигаться.

-Не рычит, а мяукает

-Собачка

-«Рррр»

-Котенок

-«Мяу»

-Рыжий!

слушают

-Да, ленивый

-Знаем

II. Организационно - деятельностный компонент

II .Основная часть

1.Игра «Назови звук»

А сейчас послушайте это стихотворение еще раз и подумайте, что изменилось.

(читаю первые две строчки стихотворения с интонационным выделением звука «ж»)

Кто заметил, как я читала стихотворение?

Какой звук жужжал?

Кто попробует рассказать отрывок из стихотворения, чтобы все дети хорошо услышали в нем звук «ж»?

(при необходимости помогаю им, даю образец произнесения)

А сейчас найдем, какие в этом стихотворение были слова со звуком «ж»? Произнесите их с интонационным выделением этого звука.

2.Упражнение «Назови звук».

Ребята, назовите слова со звуком «ж», поднимите руку. (8-10 слов)

3.Упражнение «назови слово по его частям»

Показываю детям игрушечных зверей или картинки с изображением лисы, медведя, зайца.

Как назвать животных одним словом? какие это животные?

Ребята, сейчас скажите слово «лиса» не сразу, а по частям.

Если есть затруднение даю образец: «Послушайте, как я скажу это слово: ли-са», вызываю несколько человек повторить это слово.

Дети,

Какая первая часть?

Назовите вторую часть.

Скажите слово по частям.

Сколько слов вы сказали?

А сейчас Маша произнесет по слогам слово «Медведь»

На сколько частей делится это слово?

Какой слог первый?

Назовите второй слог.

Произнесите по слогам слово «заяц»

На сколько частей делится это слово?

Какой слог первый?

Назовите второй слог.

И в этом слове тоже два слога.

Сейчас все вместе произносим слова по частям, отхлопывая каждый слог.

4.Игра «Назови животных, в названии которых есть два слога»

Ребята, вспомните других животных, в названии которых тоже есть два слога.

Слова произносим по слогам. За правильный ответ дается фишка.

-Вы жужжали

-Звук «ж»

-Моро ж еное, ж ираф, е ж ик, лы ж и, ж ук, ж аба, но ж ницы, сне ж инка.

-Называют животных

-Это дикие животные.

-Ли-са

-На две

-«Ли»

-«Са»

-«Ли-са»

-Одно.

-«Мед-ведь»

-На две

-«Мед»

-«Ведь»

-«За-яц»

-На две.

-«За»

-«Яц»

-Произносят слова по частям, отхлопывая каждый слог.

-Белка, барсук, ёжик, кабан, олень.

Результативно-оценочный компонент

III .Заключительная часть

У кого фишки, поднимите их и покажите.

А за что вы сегодня получили фишки?

За то, что вы называли животных, да?

А сколько в этих словах было слогов?

А сколько может быть звуков в слогах? один или много?

в слове «Медведь» сколько у нас было слогов?

Правильно, два, а звуков много, да ребята?

Вот теперь вы знаете, что в слове есть звуки и слоги.

Ребята, а кто же все-таки мяукал у нас в группе, давайте его поищем.

-Много

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад № 9 «Радуга»

Конспект занятия

«Освоение действия звукового анализа

при помощи ТИКО грамматики»

в старшей группе

по обучению грамоте

Разработала воспитатель-

Халиуллина Ленария Рахимьяновна

г. Нефтеюганск

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Программное содержание:

Определять протяженность слов и составлять их графическую запись,

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова,

Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Развивать интерес к учебным занятиям;

Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.

Материал:

Демонстрационный:доска, экран, указка, картинка-схема слова кит, детали конструктора ТИКО: зеленые, синие и красные, карандаши, руль (штурвал) бинокль.

Раздаточный:картинки-схемы слова кит, детали от конструктора ТИКО: синие, зеленые, красные, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

Ход занятия:

1.Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие. А все ли ребята сегодня здесь?

Игра «Перекличка» (называть звуки, у кого имя начинается на этот звук, тот встает). А В М С П Р Т У

2.Хорошо, все присутствуют, а давайте выберем капитана, самого ответственного и внимательного, он сегодня будет моим помощником, мы дадим ему штурвал (выбор детей).

И так, поплыли (пройтись по кругу, имитируя плавание).

3.А сейчас садимся в свои шлюпки (на стульчик)

Скажите, ребята, а на чем можно плавать (ответы детей, в названиях посчитать слоги)


(катер, лодка, пароход, судно, плот)

Давайте поиграем в игру «Телеграф»

Игра"Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети "передают их по телеграфу",отхлопывая или отстукивая количество слогов. Дети на листочках графически записывают слова по слогам:

Слово катер перенесем на листочки.

Сначала слово делим на слоги, для этого, мы прохлопаем, и наши слоги будем рисовать волнами на листочках.

4. Давайте с вами поиграем. Ребятки, смотрите, мимо нас что-то огромное проплывает, хвостом плещет. Кто же это?

Он как дом огромный,

Но спокойный, скромный,

В море ест и в море спит,

Так живет на свете……(КИТ)

Видеоролик на экране.

(ответы детей, на доску вывешивается картинка кита)

    Анализ слова КИТ (ТИКО грамматика) Какой первый звук Найти звукИ в слове, охарактеризовать его; Какой последний звук Сколько звуков в этом слове Делить слово по слогам Игра «Слушай внимательно» звук К-хлопнуть, звук И-тянуть,

звук Т-топнуть.

Молодцы, вы справились с заданием.

5. Устали? Давайте немного отдохнем.

Физминутка « Волны»

Кроме огромных рыб, таких как кит и акула, в море так же водятся другие рыбы, поплывем посмотрим.

6. Ребята посмотрите, вон там островок. Давайте с вами для отдыха построим там дом

Игра "Построим дом"

Ребята, назовите пожалуйста, материалы, необходимые для постройки дома, и части дома, в названии которых есть звуки р и рь.

А я, если вы правильно будете отвечать и еще при помощи конструктора ТИКО грамматикавыделите правильно звук и покажите, буду рисовать.

(бревна, кирпичи, рама, крыльцо, крыша, труба, чердак и др.)

А что может быть внутри дома? называют предметы мебели, кровать, кресло, телевизор, картины, кран, ковер и др.)

что может находиться в саду и в огороде около дома (деревья, кустарник, грядки, пруд, рыбки, забор, крыжовник, розы, ромашки и др.). При этом рисую карандашом на большом листе все, что называют дети.

За каждое правильно названное слово дети получают фишки-призы. В конце занятия определяется победитель.

Мы с тобой построим дом

Дружно в нем мы заживем

Какой замечательный дом у нас получился!

А теперь возвращаемся из морского путешествия обратно в детский сад. Вы сегодня очень хорошо поработали. Молодцы!

Ребята, сегодня вам понравилось путешествовать?

Что больше всего понравилось?

С выполнением, какого задания у вас возникли трудности? Все молодцы. В память о нашем путешествии, кит вам дарит свою фотографию.(Раскраску)