Николай бухарин - биография, информация, личная жизнь. Николай бухарин Николай бухарин биография

27 сентября (9 октября) 1888 - Москва, 15 марта 1938] - русский философ, политический деятель, экономист. Учился в Московском университете на экономическом отделении юридического факультета. Был активным членом большевистской партии, занимая в ней лидирующие позиции (член Политбюро ЦК партии в 1924-29). В 1929 избран академиком АН СССР, в 1934-36 возглавлял Институт истории естественных наук и техники, инициатор создания журнала «Сорена» («Социалистическая реконструкция и наука»). В 1937 арестован, в 1938 расстрелян, в 1977 реабилитирован. Оценка философского творчества Бухарина неоднозначна. Так, Д. Лукач, А. Грамши рассматривают его социально-философскую концепцию как выражение экономического детерминизма марксистского толка; другие (С. Коэн, А. Майер) характеризуют ее как теоретическую новацию большевизма. В своей наиболее известной социально-философской работе, посвященной анализу исторического материализма, Бухарин рассматривал его не как идеологию партии, но как научную теорию, продуцирующую социальное знание на уровне мировых традиций («Теория исторического материализма». М., 1921). Бухарина считают (напр., И. Сталин) создателем «нэповской философии», основаннной на его «теории равновесия». В последней некоторые исследователи его жизни и творчества видят инструмент социального анализа современности и метод решения проблем модернизации стран третьего мира. В своем последнем труде, написанном на Лубянке,-«Философские арабески (диалектические очерки)» Бухарин развивает ряд новых тем (практика и способы освоения действительности, техника и технология, критика расовой идеологии фашизма и др.), оставаясь приверженцем ленинизма.

Соч.; Теория исторического материализма. М., 1921; Дарвинизм и марксизм. М-, 1932; Иэбр. произв. М., 1990; Философские арабески (диалектические очерки).-«ВФ», 1993, № 6.

Лит.: Бухарин И. И. Человек, политик, ученый. М.. 1989; Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992; Haynes M. Nikolai Bukharin and the transition from capitalism to socialism. L., 1985.

Отличное определение

Неполное определение

БУХАРИН Николай Иванович

27.09(9.10). 1888, Москва - 15.03. 1938) - политический деятель, экономист, философ. Учился в Московском ун-те на экономическом отд. юридического ф-та. В 1911 г. был арестован и сослан. В эмиграции, разделяя позиции большевиков, принимал активное участие в революционном движении. После Февральской революции 1917 г. вернулся на родину. С кон. 1917 по 1929 г. - ответственный редактор газ. "Правда". В 1924 г. избран членом Политбюро, занимал руководящие посты в ЦК, ЦИК СССР, Исполкоме Коминтерна, став в 1926 г. его председателем. Работал в Ин-те красной профессуры, Коммунистической академии, Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1929 г. - академик АН СССР. В 1934-1936 гг. в ВСНХ, возглавлял Ин-т истории естественных наук и техники, участвовал в издании журн. "Сорена" ("Социалистическая реконструкция и наука"), созданного по его инициативе. Был обвинен в контрреволюционной деятельности, исключен из ВКЩб). В 1937 г. арестован, в марте 1938 г. приговорен к расстрелу. В 1988 г. реабилитирован. Мировоззренческие ориентиры Б. сформировались уже в гимназические годы. От увлечения идеями Писарева он переходит к марксизму, привлекавшему его "необычайной логической стройностью" концепции (см.: Бухарин Н. И. Избр. труды. Л., 1988. С. 9). Первые теоретические работы посвящены экономической проблематике ("Политическая экономия рантье" (1914); "Мировое хозяйство и империализм" (1915); "К теории империалистического государства" (1915) и др.), в к-рых представлена концепция империализма и его политики, рассматриваются перспективы социалистической революции. После революции 1917 г., разделяя представления об экономической и политической отсталости России, он апеллировал к идее мировой социалистической революции. Идеология "военного коммунизма" нашла свое воплощение в написанной совместно с Е. Преображенским кн. "Азбука коммунизма" (1920). В "Экономике переходного периода" (1920), в вопросе о возможном построении социализма, Б. отошел от традиционного марксистского понятия о социализме, вырастающем в недрах капитализма, и, т. обр., приспособил теорию Маркса к условиям отсталой России; основу такого построения он видел в процессе планомерной и организованной работы пролетариата, а ядром этой работы в тот период считал революционное насилие, принуждение как метод выработки коммунистического человечества из человеческого материала совр. эпохи. Наиболее известной социально-философской работой Б. является "Теория исторического материализма" (1921). Исторический материализм рассматривался им как научная теория, продуцирующая социальное знание. Систематизируя его осн. категории, Б. ввел новые для ортодоксального марксизма трактовки отношения между природой и об-вом как главной детерминанте общественной эволюции в целом, производительных сил, экономического базиса, надстройки и их взаимовлияния. Он разграничивает понятия "надстройка" и "идеология", отождествлявшиеся большинством марксистов тех лет; исследовал многообразие опосредовании базисных отношений надстроечными; ввел понятие материальной культуры. Мн. положения труда Б. (понимание "механического" и "органического", характеристика диалектического метода на основе теории равновесия и др.) стали предметом философских дискуссий 20-х гг. После 1917 г. возрос интерес Б. к философским основаниям поднимаемых им экономических, политических, организационных проблем. Во многом это было связано с выявлением теоретической самобытности ленинизма, марксизма в целом. Б. не принял распространившихся в 20-е гг. версий ни об исключительно политической ориентации ленинского творчества, противопоставлявших Ленина - теоретика Ленину - практику, ни об отождествлении ленинизма и марксизма. Для него Ленин был мыслителем, но "значение Ленина как своеобразного мыслителя крупнейшей интеллектуальной силы, и притом интеллектуальной силы нового типа, только еще появляющегося в истории, далеко не ясно" (Бухарин Н. И. Ленин как тип мыслителя // Правда. 1926. 23 апр.). Политические и идеологические симпатии Б. определяли и его теоретическую эволюцию. В партийной публицистике сер. 20-х гг. Б. формулирует альтернативу курсу социалистического строительства, предложенного Троцким, выступая против тотального политического принуждения к социализму. Он подчеркивал значение экономических методов в управлении хозяйственными процессами, рассматривал кооперацию как прообраз социалистической экономики, отмечал роль научно-технического прогресса в укреплении социалистических форм хозяйствования. Б. не снимал лозунга классовой борьбы, но требовал уходить от военно-политических ее форм, переходить к мирно-хозяйственным. В последние годы интерес Б. сосредоточился на вопросах организации науки, истории науки, на технике и культуре. Оценка философского творчества Б. неоднозначна. Одни исследователи, начиная с Д. Лукача, К. Корша, А. Грамши, рассматривают его социально-философскую концепцию как апологетику объективизма, механицизма, экономического детерминизма марксистского толка. Другие (С. Коэн, А. Майер, К. Тарбак, У. Штер) характеризуют ее как теоретическое развитие, вклад большевизма, одно из последних проявлений плюрализма рус. марксистской мысли. Формулируя свое отношение к марксизму, Б. исходил из того, что "марксизм есть классовая идеология... революционное учение" (Учение Маркса и его историческое значение /у Избр. труды. Л., 1988. С. 120, 121). В социологическом плане марксизм есть идеология революционного пролетариата эпохи капитализма; логически марксизм есть научная система, "научное мировоззрение, научная практика" (Там же. С. 126). Применительно к анализу об-ва важнейшим научным его принципом Б. считал принцип равновесия, системности, целостности. Осн. общая закономерность - это стремление систем к равновесию, под к-рым понималось, во-первых, соответствие элементов системы друг другу, во-вторых, соответствие системы окружающей внешней среде. Нарушение внутреннего или внешнего равновесия восстанавливается на прежнем уровне (достигается "устойчивое равновесие") или на новом уровне, выше или ниже предыдущего (прогресс или регресс), тогда речь идет о "подвижном равновесии". Об-во - это открытая развивающаяся система, обменивающаяся материей и энергией с внешней средой - природой и, следовательно, находящаяся в подвижном равновесии. "Оно устанавливается и тотчас нарушается, вновь устанавливается на новой основе и снова нарушается и т. д." (Теория исторического материализма. М., 1921. С. 75). Об-во прогрессирует, когда обмен с природой осуществляется в его пользу, оно как бы "всасывает" энергию, накопленную в природе. Этот неэквивалентный обмен, идущий через нарушение и восстановление равновесия между об-вом и природой, есть не что иное, как развитие производительных сил, лежащее в основе об-ва в целом. С помощью нек-рых общенаучных категорий (причинность, система, равновесие) Б. стремился, с одной стороны, обосновать собственно материалистическую сторону истмата (первичность экономики, общественного производства, производительных сил), с другой - прояснить его динамические механизмы, показать характер общественной эволюции. Понятие равновесия в смысле соответствия, пропорциональности первично, с его т. зр., по отношению к понятию противоречия, поскольку противоречие - это нарушение равновесия внутри или вне системы. Б. рассматривал исторический материализм как тождественный социологической теории. В его обосновании структуры об-ва, социального детерминизма, соотношения материальных и идеальных факторов общественной эволюции присутствует аргументация ведущих немарксистских социологов - Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Михельса, Э. Парето (см.: Сорокин о Бухарине // Социологические исследования. 1988. № 6). Это и позволило ему дать анализ об-ва, по сути дела, с позиций системно-функционального анализа. Об-во "есть наиболее широкая система взаимодействующих людей, обнимающая все длительные их взаимодействия и опирающаяся на их трудовую связь". Основная "общественная связь - связь людей в производстве. Самой широкой общностью людей является мировое хозяйство" (Теория исторического материализма. С. 95, 100). Понятие "общественно-экономическая формация" Б. не употребляет. Он говорит о социальных системах, общественных формах. Развитие общественных форм - капитализма, феодализма и др. он рассматривает как "ряд звеньев в общей цепочке, задетых и с одного, и с другого конца" (Там же. С. 72).

Существующий тогда в стране строй представлялся ему самостоятельной общественной формой, занимающей положение звена между капитализмом и социализмом. Отсюда и возникает идея "врастания" этого строя в будущую общественную систему - социализм. Структуру об-ва Б. рассматривал как отношение людей к природе (производительные силы), отношения их друг к другу (производственные отношения и др. общественные связи), общественное сознание. "Общество не могло бы существовать, если бы строй вещей, строй людей и строй идей не соответствовали друг другу" (Там же. С. 148). Нарушение равновесия между этими компонентами определяет в конечном счете движение любой общественной системы. Одной из главных проблем творчества Б. являлась проблема науки как рационального знания объективных законов. Такой характер науки проистекал из понимания им причинности. В плане причинного объяснения наука об об-ве не отличается принципиально от наук о природе. Идея всеобщности исторической необходимости доминирует в социально-философском творчестве Б., сближая его взгляды со сторонниками экономического детерминизма. Но примат практики являлся исходным в его миросозерцании. Для него "проблема внешнего мира" являлась "проблемой его преобразования" (Теория и практика исторического материализма. М.; Л., 1931. С. 8), тогда как проблема познания выступает как интегральная часть проблемы преобразования мира. Б. выступал против абсолютизации логического мышления, он считал совершенно "неверным рассечение, абсолютное, механическое, так называемой духовной жизни на замкнутые сферы чувств и интеллекта, или сознательного и бессознательного, или непосредственно чувственного и логического. Это не отдельные моменты абстрактных категорий. Это - диалектические величины, составляющие единство" (Поэзия, поэтика и задачи поэтического творчества в СССР. М., 1934. С. 11). Мышление в образах - необходимый компонент духовного познания мира. Результатом является не "научное отражение действительности, а чувственно-обобщенная картина феноменологического ряда, не сущности, а явления" (Там же. С. 12). Говоря о вкладе Б. в социальную теорию, называют своеобразную "нэповскую философию" (Коэн С. Бухарин: политическая биография. М., 1989. С. 385), основанием к-рой явилась теория равновесия. Равновесие предполагает социальную гармонию, стабильность, гражданский мир в отличие от ортодоксального большевизма, ориентированного якобы на обострение классовых антагонизмов, на ликвидацию непролетарских слоев. Теория равновесия создала основу для концептуального осмысления социальных изменений в мире 20-30-х гг. XX в. На ее основе разработаны бухаринские версии теории империализма, теории революции и теории модернизации об-ва. Она стала бухаринской платформой в его спорах с левой оппозицией, а затем со Сталиным по вопросам возможности сбалансированного, пропорционального экономического развития советского об-ва. Сегодня бухаринская теория равновесия рассматривается мн. его исследователями как инструмент социального анализа современности, как метод для решения проблем модернизации стран "третьего мира".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Революционная деятельность. Начало

Во время буржуазного переворота в 1905-1907 годах он участвовал в студенческих демонстрациях. В 1906 году присоединился к большевикам. В 1907 году вместе с Григорием Сокольниковым подготовил юношескую конференцию, ставшую предвестником и костяком будущей комсомольской организации.

В 1908-1910 годах в составе Московского комитета РСДРП сотрудничал с набиравшими вес профессиональными союзами. Тогда же выяснилось, что как минимум четверо руководителей Москомитета были агентами охранки. В их числе Роман Малиновский. Ленин долго не хотел верить в то, что Малиновский — предатель. С легкой подачи Малиновского, знавшего о том, где мог находиться Бухарин, в июне 1911 года Николай Иванович был задержан и выслан из Москвы в Архангельскую губернию. В связи с этим арестом его исключили из университета за революционную деятельность.

Эмиграция

Во время своего пребывания в Кракове в 1912 году, он познакомился с . Это знакомство произвело на молодого революционера глубокое впечатление. До самой смерти вождя пролетариата, Бухарин восхищался им, старался быть похожим на Ленина. В эмиграции постоянно занимался самообразованием, изучал труды Маркса, Энгельса, социалистов-утопистов, анализировал, сравнивал их.

В 1914 году, когда началась , Австро-Венгерские власти заподозрили в нем шпиона и выслали из страны. Тогда он уехал в Швейцарию. Но и здесь пробыл недолго. В 1915 году он пересек Францию и Англию, эмигрировал в Швецию. В Стокгольме его знали как Мойшу Долголевского.

В 1915 году Бухарин создал аналитическую статью «Мировое хозяйство и империализм», в которой он разобрал особенности капитализма первых десятилетий ХХ века. Статья понравилась Ленину. Он написал к статье предисловие, использовал некоторые выкладки в книге «Империализм, как высшая стадия капитализма».

Но Бухарин разошелся с Лениным во мнении о праве наций на автономию и суверенитет.

Он писал для скандинавских антиправительственных печатных изданий, участвовал в заседаниях клуба эмигрантов, который шведская полиция считала бунтарским. 23 марта 1916 года Николай Иванович был арестован. В апреле 1916 года его удалили в Норвегию. Жил в Осло, в Копенгагене. В октябре 1916 года переправился в США. В Нью-Йорке сблизился с Л. Троцким и Александрой Коллонтай. Некоторое время редактировал вместе с Львом Давидовичем революционную газету «Новый мир».

Возвращение в Россию. Партийная деятельность

В апреле 1917 года Н. И. Бухарин возвратился из эмиграции, и был избран членом ЦК РСДРП. Он неустанно работал в московском комитете партии, редактировал «Известия Московского Революционного Военного Комитета. Активно вел пропагандистско-разъяснительную работу в период Октябрьской революции.

25 сентября 1919 года был ранен бомбой, которую анархисты забросили в здание, где располагался Московский комитет РКП(б). В результате этого теракта были ранены 55 человек и 12 человек погибло.

Николай Иванович, наряду с Лениным, Чичериным, Бонч-Бруевичем и Луначарским, был одним из самых образованных людей в ЦК партии. Ему поручались участки, требующие глубоких знаний.

  • В 1919-1920 годах был членом ИК Коминтерна.
  • 2 июня 1924 года переведён в Политбюро ЦК
  • 1929 -1932 гг. являлся членом Президиума ВСНХ СССР, руководил научно-техническим управлением.
  • В 1931 -1936 гг. он участвовал в выпуске научно-популярного журнала «Социалистическая реконструкция и наука».
  • С 1932 года назначен директором образованного на основе Комиссии по истории знаний Института истории науки и техники АН СССР, который проработал до своего последнего ареста.

Бухарин был разработчиком и соредактором первого выпуска Большой советской энциклопедии.

Сталинская мясорубка

Несмотря на, казалось бы, дружеские отношения Бухарина со , репрессии не обошли его стороной. Сталин не посмотрел на то, что Бухарин поддержал его в борьбе с Троцким, Зиновьевым и Каменевым. Иосиф Виссарионович понимал, что Бухарин пользуется некоторым авторитетом в партии, особенно популярен у молодежи, и хотя вряд ли может его подвинуть, сместить, но… Будучи сам человеком, способным на низость, лидер партии и государства, подозревал всех. Несогласие Бухарина в вопросах развития нэпа и коллективизации дали Сталину основание обвинить Бухарина в тайном сговоре против партии и лично против него, Иосифа Джугашвили. Взирая на многочисленные казни старых большевиков, своих друзей и соратников, Николай Иванович был полон страха и писал тирану многочисленные униженные письма с раскаяньями. Вождь же играл им как кот с мышкой, ободряя и успокаивая, а затем…

Бухарин Николай Иванович (2 июня 1924 -- 17 ноября 1929) -- российский экономист, советский политический, государственный и партийный деятель. Академик АН СССР.

Родился в семье школьного учителя. Учился в 1-ой Московской гимназии. После окончания гимназии учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета (в 1911 году исключён за участие в революционной деятельности).

Первым браком был женат с 1911 года на Надежде Лукиной, с которой прожили около 10 лет, она была арестована в ночь на 1 мая 1938 г. и расстреляна 9 марта 1940 г.

Второй раз был женат на Эсфири Гурвич. От этого брака -- дочь Светлана. Несмотря на отречение этой семьи от Бухарина ещё в 1929 г., и мать, и дочь попали в лагеря, откуда вышли только после смерти Сталина.

Третий раз был женат на дочери партийного деятеля Ю. Ларина Анне, также прошедшей лагеря и известной как мемуаристка; она дожила до реабилитации мужа. Сын Бухарина от Анны Лариной -- Юрий, художник; вырос в детском доме под именем Юрий Борисович Гусман, ничего не зная о родителях. Новую фамилию получил по приёмной матери Иде Гусман, тётке настоящей матери. Сейчас носит фамилию Ларин и отчество Николаевич.

Внук Бухарина, Николай Юрьевич Ларин, посвятил свою жизнь футболу. Возглавляет детско-юношескую футбольную школу ГОУ Центр Образования «Чертаново» в Москве.

Во время революции 1905--1907 годов совместно со своим лучшим другом Ильёй Эренбургом принимал активное участие в студенческих демонстрациях, организованных студентами Московского университета. В 1906 году вступил в РСДРП, примкнув к большевикам. В возрасте 19 лет вместе с Григорием Сокольниковым организовал в Москве молодёжную конференцию 1907 года, которая впоследствии считалась предшественницей комсомола.

За границей Бухарин познакомился с Лениным, с которым впоследствии поддерживал дружеские отношения. В Вене он также встретился со Сталиным, которому помогал в работе с немецкоязычными источниками при подготовке статьи «Марксизм и национальный вопрос». В эмиграции продолжал заниматься самообразованием, изучая сочинения как основателей марксизма и социалистов-утопистов, так и своих современников. Особенно сильное влияние на формирование взглядов Бухарина оказал А. А. Богданов .

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, арестован властями Австро-Венгрии по подозрению в шпионаже и выслан в Швейцарию. В 1915 году через Францию и Англию переехал в Стокгольм. В Швеции жил под чужим именем Мойша Долголевский. По воспоминаниям жены Бухарина А. М. Лариной этим же именем он назывался и позднее, в разговорах с её отцом Михаилом Лурье (Юрием Лариным): "до последнего времени, приходя к отцу, Николай Иванович так себя и называл. Звонил в дверь, не успеешь открыть, как уже слышится его заразительный смех: «Откройте, Мойша-Абе-Пинкус Довголевский пришел!».

Несмотря на то, что эмигрантам было запрещено вмешиваться в шведскую политику, он писал для скандинавских левых газет и участвовал в собрании эмигрантского клуба, который шведская полиция считала подставной революционной организацией. Был арестован 23 марта 1916 года в квартире на Сальмэтаргатан, где он жил вместе с двумя другими большевиками (Юрием Пятаковым и Евгенией Бош). В полицейском участке назвал себя Мойша Долголевский. После нескольких недель тюремного заключения в апреле 1916 выслан из Швеции в Норвегию жил в Христиании (Осло), Копенгагене, с октября 1916 -- в Нью-Йорке (США), где познакомился с Львом Троцким и Александрой Коллонтай и редактировал (с января 1917) вместе с Троцким газету «Новый мир».

В 1915 году написал работу «Мировое хозяйство и империализм», посвящённую анализу особенностей капитализма начала XX века.

После Февральской революции 1917 года Бухарин немедленно принял решение о возвращении на родину, однако вернулся в Россию только в мае 1917, поскольку был арестован в Японии, через территорию которой возвращался. В Челябинске был арестован местными властями за агитацию среди солдат и матросов.

В 1917 году избран членом ЦК РСДРП(б), после чего работал в Московском комитете партии и редактировал печатное издание «Известия Московского военно-революционного комитета». Вёл активную пропагандистскую работу во время Октябрьской революции 1917 года, занимая радикальные левые позиции. В течение многих лет с небольшим перерывом в 1918 году -- главный редактор газеты «Правда» и фактически ведущий партийный идеолог. Подготовил предложения по национализации промышленности и созданию органов управления экономикой во главе с Высшим советом народного хозяйства.

В 1917--1918 годах в качестве редактора «левокоммунистической» газеты «Коммунист» был лидером «левых» коммунистов, совместно с другими «левыми» коммунистами, а также левыми эсерами выступал против подписания мира с немцами в Брест-Литовске. Через некоторое время после подписания Брестского мира перешёл на сторону Ленина, свидетельством чего стало возвращение Бухарина на должность главного редактора «Правды». 25 сентября 1919 Бухарин стал жертвой террористического акта: он был ранен бомбой, брошенной террористами-анархистами в помещение Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке. В результате взрыва в Леонтьевском переулке погибли 12 человек, 55 получили ранения.

В мае 1918 года выпустил ставшую широко известной брошюру «Программа коммунистов (большевиков)», в которой теоретически обосновывал необходимость трудовой повинности для нетрудовых классов. После опубликования работ «Политическая экономия рантье» и «Мировое хозяйство и империализм» стал одним из ведущих экономистов-теоретиков РКП(б). В 1919--1920 годах являлся членом Исполкома Коминтерна.

В октябре 1919 года совместно с Евгением Преображенским написал выдержавшую впоследствии более 20 переизданий книгу «Азбука коммунизма». В мае 1920 года написал (частично в соавторстве с Георгием Пятаковым) работу «Экономика переходного периода.

В целом работы Бухарина 1918--1921 годов написаны под сильным впечатлением от практики «военного коммунизма», связанного с широким применением внеэкономического принуждения в экономике страны.

Тем временем, проанализировав причины неудач «военного коммунизма», Бухарин превратился в активного сторонника провозглашённой Лениным новой экономической политики. После смерти Ленина он делал акцент на необходимости дальнейшего проведения экономических реформ в русле НЭПа. В это время Бухарин выдвинул знаменитый лозунг (1925), обращённый к крестьянам: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство!».

В «профсоюзной дискуссии» 1920--1921 годов Бухарин занимал позицию, которая им самим рассматривалась как «буфер» между основными сторонами спора: Лениным и Троцким. Он пытался доказать, что разногласия между участниками дискуссии основаны на недоразумении и напоминают спор человека, называющего стакан стеклянным цилиндром, и человека, называющего тот же стакан инструментом для питья.

Смерть Ленина 21 января 1924 явилась серьёзным душевным ударом для Бухарина, который был одним из ближайших товарищей вождя. Бухарин отреагировал на смерть основателя Советского государства искренним и эмоциональным обращением ЦК РКП(б). После смерти Ленина переведён в члены Политбюро ЦК и стал одним из влиятельнейших руководителей партии и государства.

После оскорбительного выступления в адрес Сталина. На апрельском Пленуме ЦК и ЦКК в 1929 г. Бухарин был снят с занимаемых постов. Однако потом оказался от своих слов и после хвалебной речи на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г., после чего был переведён из членов в кандидаты в члены ЦК ВКП(б).

С 1934 и до второй половины января 1937 занимал пост главного редактора газеты «Известия», к сотрудничеству в которой он привлёк лучших журналистов и писателей того времени, а содержанию и даже оформлению газеты уделял много внимания. В феврале 1936 был командирован партией за границу для перекупки принадлежавшего Немецкой социал-демократической партии архива Карла Маркса и Фридриха Энгельса, который был вывезен в ряд стран Европы после прихода к власти в Германии нацистов.

В 1936 году, в ходе Первого московского процесса (над Каменевым, Зиновьевым и др.), подсудимые дали показания (тотчас же опубликованные) на Бухарина, Рыкова и Томского, создававших якобы «правый блок». Томский в тот же день застрелился. Бухарин узнал о возбуждённом против него деле, находясь в отпуске в Средней Азии. 10 сентября 1936 «Правда» сообщила, что Прокуратура СССР прекратила расследование в отношении Бухарина и других. Однако в январе 1937, во время Второго московского процесса, против Бухарина вновь были выдвинуты обвинения в заговорщической деятельности, и ему была устроена очная ставка с арестованным Радеком. В феврале 1937 объявил голодовку в знак протеста против предъявленных ему обвинений в причастности к заговорщической деятельности.

В заключении (во внутренней тюрьме на Лубянке) работал над книгами «Деградация культуры при фашизме», «Философские арабески», над автобиографическим романом «Времена», а также писал стихи.

Бухарин был одним из главных обвиняемых (наряду с Рыковым) на показательном процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока». Как почти все другие обвиняемые, признал вину и отчасти дал ожидаемые показания. В своём последнем слове, однако, сделал попытку опровергнуть возведённые на него обвинения. Хотя Бухарин все же и заявил: «Чудовищность моих преступлений безмерна», ни в одном конкретном эпизоде он прямо не сознался.

13 марта 1938 Военная коллегия Верховного суда СССР признала Бухарина виновным и приговорила его к смертной казни. Ходатайство о помиловании было отклонено, и он через два дня был расстрелян в пос. Коммунарка Московской области, там же и похоронен.

Николай Иванович Бухарин. Родился 27 сентября (9 октября) 1888 года в Москве - умер 15 марта 1938 года в Коммунарке (Ленинский район, Московская область). Советский политический, государственный и партийный деятель. Член ЦК партии (1917-1934), кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1934-1937). Кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б) (1919-1924), член Политбюро ЦК ВКП(б) (1924-1929). Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) (1923-1924). Академик АН СССР (1929).

Родился в семье школьных учителей Ивана Гавриловича Бухарина (1862-1940) и Любови Ивановны Измайловой (ум.1915). С 1893 года четыре года семья прожила в Кишинёве, где Иван Гаврилович работал податным инспектором. Затем вновь в Москве, где Николай учился в Первой гимназии, после окончания которой с 1907 года учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета, откуда в 1911 году был исключён в связи с арестом за участие в революционной деятельности.

Во время революции 1905-1907 годов совместно со своим лучшим другом Ильёй Эренбургом принимал активное участие в студенческих демонстрациях, организованных студентами Московского университета. В 1906 году вступил в РСДРП, примкнув к большевикам. В возрасте 19 лет вместе с Григорием Сокольниковым организовал в Москве молодёжную конференцию 1907 года, которая впоследствии считалась предшественницей комсомола.

В 1908-1910 годах - член Московского комитета РСДРП, вёл работу в профсоюзах. В это время сблизился с В. М. Смирновым и познакомился со своей будущей женой Н. М. Лукиной. В июне 1911 года арестован и сослан на 3 года в Онегу (Архангельская губерния), в том же году бежал из ссылки. Скрывался на квартире В. М. Шулятикова в ожидании документов. Затем нелегально выехал в Ганновер, а осенью 1912 года в Австро-Венгрию.

В 1912 году в Кракове Бухарин познакомился с , с которым впоследствии поддерживал дружеские отношения. В эмиграции продолжал заниматься самообразованием, изучая сочинения как основателей марксизма и социалистов-утопистов, так и своих современников. Особенно сильное влияние на формирование взглядов Бухарина оказал А. А. Богданов.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, арестован властями Австро-Венгрии по подозрению в шпионаже и выслан в Швейцарию. В 1915 году через Францию и Англию переехал в Стокгольм. В Швеции жил под чужим именем Мойша Долголевский.

Несмотря на то, что эмигрантам было запрещено вмешиваться в шведскую политику, он писал для скандинавских левых газет и участвовал в собрании эмигрантского клуба, который шведская полиция считала подставной революционной организацией. Был арестован 23 марта 1916 года в квартире на Сальмэтаргатан, где он жил вместе с двумя другими большевиками (Юрием Пятаковым и Евгенией Бош). В полицейском участке назвал себя Мойша Долголевский. После нескольких недель тюремного заключения в апреле 1916 выслан из Швеции в Норвегию, жил в Христиании (Осло), Копенгагене, с октября 1916 - в Нью-Йорке (США), где познакомился с Львом Троцким и Александрой Коллонтай и редактировал (с января 1917) вместе с Троцким газету «Новый мир».

В 1915 году написал работу «Мировое хозяйство и империализм», посвящённую анализу особенностей капитализма начала XX века. Ленин написал к ней (не публиковавшееся до революции) предисловие и использовал ряд её положений в своём труде «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916). С другой стороны, в развернувшейся с началом Первой мировой войны среди социал-демократов дискуссии о праве наций на самоопределение Бухарин выступил против позиции Ленина и его сторонников (в частности, и Зиновьева). Соответствующие взгляды Бухарина и примкнувшего к нему Пятакова Ленин назвал «карикатурой на марксизм» и расценил как рецидив экономизма 1890-x, связанного с неумением отличать политические вопросы от экономических.

В 1917 году избран членом ЦК РСДРП(б), после чего работал в Московском комитете партии и редактировал печатное издание «Известия Московского военно-революционного комитета». Вёл активную пропагандистскую работу во время Октябрьской революции 1917 года, занимая радикальные левые позиции. Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир» утверждает, что Бухарин считался «более левым, чем Ленин». В течение многих лет с небольшим перерывом в 1918 году - главный редактор газеты «Правда» и фактически ведущий партийный идеолог. Подготовил предложения по национализации промышленности и созданию органов управления экономикой во главе с Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ).

В 1917-1918 годах в качестве редактора «левокоммунистической» газеты «Коммунист» был лидером «левых» коммунистов, совместно с другими «левыми» коммунистами, а также левыми эсерами выступал как против подписания мира с немцами в Брест-Литовске, так и против позиции главы советской делегации , требуя продолжения линии на мировую пролетарскую революцию. Позже, во время инициированной в 1923 Троцким дискуссии о фракциях в ВКП(б), признал, что во время обсуждения Брестского мира часть левых эсеров предложила ему участвовать в аресте Ленина на 24 часа и создании коалиционного социалистического правительства из противников мирного договора с Центральными державами. Левые эсеры утверждали, что это правительство сможет разорвать договор и продолжить революционную войну, однако Бухарин наотрез отказался участвовать в заговоре против вождя партии и государства. Через некоторое время после подписания Брестского мира перешёл на сторону Ленина, свидетельством чего стало возвращение Бухарина на должность главного редактора «Правды». 25 сентября 1919 Бухарин стал жертвой террористического акта: он был ранен бомбой, брошенной террористами-анархистами в помещение Московского комитета РКП(б) в Леонтьевском переулке. В результате взрыва в Леонтьевском переулке погибли 12 человек, 55 получили ранения.

В мае 1918 года выпустил ставшую широко известной брошюру «Программа коммунистов (большевиков)», в которой теоретически обосновывал необходимость трудовой повинности для нетрудовых классов. После опубликования работ «Политическая экономия рантье» и «Мировое хозяйство и империализм» стал одним из ведущих экономистов-теоретиков РКП(б). В 1919-1920 годах являлся членом Исполкома Коминтерна.

В октябре 1919 года совместно с Евгением Преображенским написал выдержавшую впоследствии более 20 переизданий книгу «Азбука коммунизма». В мае 1920 года написал (частично в соавторстве с Георгием Пятаковым) работу «Экономика переходного периода. Часть I: Общая теория трансформационного процесса». Эти работы были в целом положительно встречены Лениным, который, однако, считал, что рассмотрение ряда вопросов ведётся Бухариным с точки зрения не марксизма, а разрабатывавшейся А. А. Богдановым «всеобщей организационной науки», а также критиковал автора за чрезмерно напыщенный стиль изложения.

В «профсоюзной дискуссии» 1920-1921 годов Бухарин занимал позицию, которая им самим рассматривалась как «буфер» между основными сторонами спора: Лениным и Троцким. Он пытался доказать, что разногласия между участниками дискуссии основаны на недоразумении и напоминают спор человека, называющего стакан стеклянным цилиндром, и человека, называющего тот же стакан инструментом для питья. Ленин (считавший позицию Бухарина разновидностью троцкистской) использовал пример Бухарина со стаканом для популярного изложения некоторых взглядов марксизма, не понятых, с его точки зрения, Троцким и Бухариным (рассуждение Ленина получило впоследствии известность как «диалектика стакана»).

Подводя итоги своим наблюдениям за деятельностью Бухарина, Ленин дал ей следующую характеристику, впоследствии получившую широкую известность:

Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нём есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики).

С ноября 1923 года активно борется с «троцкистской» Левой оппозицией. Смерть Ленина 21 января 1924 явилась серьёзным душевным ударом для Бухарина, который был одним из ближайших товарищей вождя. Бухарин отреагировал на смерть основателя Советского государства искренним и эмоциональным обращением ЦК РКП(б). После смерти Ленина переведён в члены Политбюро ЦК (2 июня 1924) и стал одним из влиятельнейших руководителей партии и государства. Как и Зиновьев, выступил против предания широкой огласке ленинского «Завещания». В этот период Бухарин становится близким другом Сталина, который в одной из бесед охарактеризовал руководящих членов партии следующим образом: «Мы с тобой, Бухарчик, Гималаи, а все остальные - маленькие пятна» (Бухарин принадлежал к немногим высшим руководителям партии и страны, обращавшимся к Сталину на «ты» и называвшим его в своих выступлениях Кобой; Сталин, в свою очередь, звал Бухарина «Николашей» или «Бухарчиком»). Бухарин оказал существенную поддержку Сталину в борьбе против Троцкого (1923-1924), Каменева и Зиновьева (1925-1926) и в окончательном разгроме Троцкого (1927). По некоторым данным, руководил высылкой Троцкого в Верный в 1928.

С освобождением Зиновьева от должности председателя ИККИ на VII пленуме ИККИ (ноябрь-декабрь 1926 г.), руководящее положение в Коминтерне занял Бухарин.

Проанализировав причины неудач «военного коммунизма», Бухарин превратился в активного сторонника провозглашённой Лениным новой экономической политики. После смерти Ленина он делал акцент на необходимости дальнейшего проведения экономических реформ в русле НЭПа. В это время Бухарин выдвинул знаменитый лозунг (1925), обращённый к крестьянам: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте своё хозяйство!», указав, что «социализм бедняков - это паршивый социализм» (впоследствии Сталин назвал лозунг «не нашим», а Бухарин отказался от своих слов). Вместе с тем, Бухарин принимал участие и в разработке сталинской теории «социализма в одной отдельно взятой стране», противопоставленной идее перманентной мировой революции Троцкого.

В 1928 выступил против усиленной коллективизации, предлагая эволюционный путь, когда кооперация и общественный сектор (многоукладная экономика) будут постепенно экономически вытеснять индивидуальное хозяйство, а кулаки не будут подлежать устранению как класс, а будут постепенно уравнены с остальными жителями деревни. В опубликованной в «Правде» статье «Заметки экономиста» Бухарин объявил единственно приемлемым бескризисное развитие аграрного и индустриального сектора, а все другие подходы (в первую очередь сталинский) - «авантюристическими». Это, однако, противоречило курсу Сталина на всеобщую коллективизацию и индустриализацию.

Политбюро осудило выступление Бухарина, а тот в полемике в ответ на требование генерального секретаря «прекратить линию торможения коллективизации» назвал Сталина «мелким восточным деспотом». В ноябре 1928 Пленум ЦК назвал позицию Бухарина, Рыкова и Томского «правым уклоном» (в противоположность «левому уклону» Троцкого).

30 января 1929 года Н. И. Бухарин написал заявление в Политбюро ЦК ВКП(б) по поводу распространяемых о нём измышлений. 9 февраля 1929 года Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и М. П. Томский направили совместное заявление Объединенному заседанию Политбюро ЦК ВКП(б) и Президиума ЦКК.

На апрельском Пленуме ЦК и ЦКК (1929) Сталин заявил, что «вчера ещё личные друзья, теперь расходимся с ним в политике». Пленум завершил «разгром группы Бухарина», а сам Бухарин был снят с занимаемых постов. Сталин предлагал назначить Бухарина на почётный, но крайне неблагодарный пост наркома просвещения, однако сам Бухарин попросил дать ему тихую должность начальника Научно-технического управления Высшего совета народного хозяйства. К. Е. Ворошилов писал 8 июня 1929 г. Г. К. Орджоникидзе:

Бухарин умолил всех не назначать его на Наркомпрос и предложил, а затем настаивал на НТУ. Я поддержал его в этом, поддержало ещё несколько человек и большинством в один голос (против Кобы) мы провели его.

19 июня 1929 года на Х пленуме ИККИ состоялось отстранение Бухарина от поста члена Президиума ИККИ, ему было предъявлено политическое обвинение в том, что он «скатывается к оппортунистическому отрицанию факта все большего расшатывания капиталистической стабилизации, что неизбежно ведет к отрицанию нарастания нового подъема революционного рабочего движения». Отказавшись «покаяться», 17 ноября 1929 он был выведен из Политбюро ЦК. Вскоре часть поддерживавших позицию Бухарина членов Коммунистического Интернационала, возглавляемых выходцами из американской компартии, были исключены из Коминтерна, образовав «Международную коммунистическую оппозицию». Но сам Бухарин уже через неделю признал свои ошибки и заявил, что будет вести «решительную борьбу против всех уклонов от генеральной линии партии и, прежде всего, против правого уклона». На XVII съезде ВКП(б) (1934) в своём выступлении заявил: «Обязанностью каждого члена партии является сплочение вокруг товарища Сталина как персонального воплощения ума и воли партии». В 1934 переведён из членов в кандидаты в члены ЦК ВКП(б).

Бухарин считался (наряду с Лениным, Троцким, Луначарским, Бонч-Бруевичем и Чичериным) одним из самых эрудированных представителей большевистской партии после её прихода к власти. Бухарин свободно владел французским, английским и немецким языками. В повседневной жизни был дружелюбен и приветлив, оставался доступным в общении. Коллеги называли его «Коля-балаболка».

В 1929-1932 являлся членом Президиума ВСНХ СССР, заведующим научно-техническим управлением. С 1932 - член коллегии Наркомата тяжёлой промышленности СССР. В 1931-1936 годах он был издателем научно-популярного и общественного журнала «Социалистическая реконструкция и наука» («СоРеНа»). Бухарин был одним из редакторов и участником первого издания БСЭ. У зарубежной интеллигенции (в частности, Андре Мальро) был проект поставить Бухарина во главе редакции неосуществлённой международной «Энциклопедии XX века».

12 января 1929 года был избран действительным членом АН СССР по социально-экономическим наукам.

C 1930 года председатель Комиссии по истории знаний (КИЗ), с 1932 года директор образованного на основе КИЗ Института истории науки и техники АН СССР, который прекратил своё существование в 1938 году. Бухарин пропагандировал теорию о возможности перехода от диктатуры пролетариата к социалистическому гуманизму, задумывался о революции в науке как отражение революции в обществе.

С 26 февраля 1934-го по 16 января 1937 года главный редактор газеты «Известия». В феврале 1936 был командирован партией за границу для перекупки принадлежавшего Немецкой социал-демократической партии архива Карла Маркса и Фридриха Энгельса, который был вывезен в ряд стран Европы после прихода к власти в Германии нацистов.

С именем Бухарина были связаны надежды части интеллигенции того времени на улучшение политики государства по отношению к ней. Тёплые отношения связывали Бухарина с (впоследствии Бухарина обвинят на суде в причастности к убийству Горького); его помощью в конфликтах с властями пользовались Осип Мандельштам и Борис Пастернак. В 1934 Бухарин выступил на Первом съезде советских писателей с речью, где исключительно высоко ставил , а также критиковал «комсомольских поэтов»:

Это поэт-песнопевец старой интеллигенции, ставшей интеллигенцией советской… Пастернак оригинален… В этом его сила, потому что он бесконечно далек от шаблона, трафаретности, рифмованной прозы… Таков Борис Пастернак, один из замечательнейших мастеров стиха в наше время, нанизавший на нити своего творчества не только целую вереницу лирических жемчужин, но и давший ряд глубокой искренности революционных вещей.

Партия, однако, вскоре отмежевалась от этого выступления. Бухарин участвовал в посмертной кампании против и «есенинщины», его участие в ней во многом определялось внутрипартийной борьбой с Троцким (который выступал с положительными оценками творчества Есенина). В 1927 году в газете «Правда» Бухарин опубликовал статью «Злые заметки», изданную позже отдельной книгой, где писал:

Есенинская поэзия по существу своему есть мужичок, наполовину превратившийся в «ухаря-купца»: в лаковых сапожках, с шелковым шнурком на вышитой рубахе, «ухарь» припадает сегодня к ножке «государыни», завтра лижет икону, послезавтра мажет нос горчицей половому в трактире, а потом «душевно» сокрушается, плачет, готов обнять кобеля и внести вклад в Троице-Сергиевскую лавру «на помин души». Он даже может повеситься на чердаке от внутренней пустоты. «Милая», «знакомая», «истинно русская» картина! Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще.

Впоследствии, в докладе на первом съезде советских писателей Бухарин отозвался о Есенине, «звонком песеннике-гусляре, талантливом лирическом поэте», хотя и критически, но гораздо теплее, поставив в один ряд с Блоком и Брюсовым как «старых» поэтов, отразивших революцию в своём творчестве.

Бухарин был шаржистом, запечатлевшим многих представителей советской элиты. Его шаржи Сталина считаются единственными портретами «вождя», выполненными с натуры, а не по фотографии.

В 1936 году, в ходе Первого московского процесса (над Каменевым, Зиновьевым и др.), подсудимые дали показания (тотчас же опубликованные) на Бухарина, Рыкова и Томского, создававших якобы «правый блок». Бухарин узнал о возбуждённом против него деле, находясь в отпуске в Средней Азии. Сразу после процесса, 1 сентября 1936, Бухарин писал Ворошилову: «Циник-убийца Каменев омерзительнейший из людей, падаль человеческая. Что расстреляли собак - страшно рад». Но 10 сентября 1936 «Правда» сообщила, что Прокуратура СССР прекратила расследование в отношении Бухарина и других.

В январе 1937, во время Второго московского процесса, против Бухарина вновь были выдвинуты обвинения в заговорщической деятельности, и ему была устроена очная ставка с арестованным Радеком. В феврале 1937 объявил голодовку в знак протеста против предъявленных ему обвинений в причастности к заговорщической деятельности, но после слов Сталина: «Кому ты выдвигаешь ультиматум, ЦК?» - прекратил её. На Пленуме ЦК в феврале 1937 был исключён из партии и 27 февраля арестован. Настаивал на своей невиновности (в том числе в письмах к Сталину); написал открытое письмо к партии, дошедшее до нас в конце 1980-х, записанное его женой по памяти. В заключении (во внутренней тюрьме на Лубянке) работал над книгами «Деградация культуры при фашизме», «Философские арабески», над автобиографическим романом «Времена», а также писал стихи. Ныне эти тексты изданы.

"Чтобы не было никаких недоразумений, я с самого начала говорю тебе, что для мира (общества) я 1) ничего не собираюсь брать назад из того, что я понаписал; 2) я ничего в этом смысле (и по связи с этим) не намерен у тебя ни просить, ни о чем не хочу умолять, что бы сводило дело с тех рельс, по которым оно катится. Но для твоей личной информации я пишу. Я не могу уйти из жизни, не написав тебе этих последних строк, ибо меня обуревают мучения, о которых ты должен знать.

1. Стоя на краю пропасти, из которой нет возврата, я даю тебе предсмертное честное слово, что я невиновен в тех преступлениях, которые я подтвердил на следствии…

…Есть какая-то большая и смелая политическая идея генеральной чистки а) в связи с предвоенным временем, b) в связи с переходом к демократии. Эта чистка захватывает а) виновных, b) подозрительных и с) потенциально подозрительных. Без меня здесь не могли обойтись. Одних обезвреживают так-то, других - по-другому, третьих - по-третьему. Страховочным моментом является и то, что люди неизбежно говорят друг о друге и навсегда поселяют друг к другу недоверие (сужу по себе: как я озлился на Радека, который на меня натрепал! а потом и сам пошел по этому пути…). Таким образом, у руководства создается полная гарантия. Ради бога, не пойми так, что я здесь скрыто упрекаю, даже в размышлениях с самим собой. Я настолько вырос из детских пеленок, что понимаю, что большие планы, большие идеи и большие интересы перекрывают все, и было бы мелочным ставить вопрос о своей собственной персоне наряду с всемирно-историческими задачами, лежащими прежде всего на твоих плечах.

Но тут-то у меня и главная мука, и главный мучительный парадокс. 5) Если бы я был абсолютно уверен, что ты именно так и думаешь, то у меня на душе было бы много спокойнее. Ну, что же! Нужно, так нужно. Но поверь, у меня сердце обливается горячей струею крови, когда я подумаю, что ты можешь верить в мои преступления и в глубине души сам думаешь, что я во всех ужасах действительно виновен. Тогда что же выходит? Что я сам помогаю лишаться ряда людей (начиная с себя самого!), то есть делаю заведомое зло! Тогда это ничем не оправдано. И все путается у меня в голове, и хочется на крик кричать и биться головою о стенку: ведь я же становлюсь причиной гибели других. Что же делать? Что делать?…

…8) Позволь, наконец, перейти к последним моим небольшим просьбам: а) мне легче тысячу раз умереть, чем пережить предстоящий процесс: я просто не знаю, как я совладаю сам с собой - ты знаешь мою природу; я не враг ни партии, ни СССР, и я все сделаю, что в моих силах, но силы эти в такой обстановке минимальны, и тяжкие чувства подымаются в душе; я бы, позабыв стыд и гордость, на коленях умолял бы, чтобы не было этого. Но это, вероятно, уже невозможно, я бы просил, если возможно, дать мне возможность умереть до суда, хотя я знаю, как ты сурово смотришь на такие вопросы; в) если меня ждет смертный приговор, то я заранее тебя прошу, заклинаю прямо всем, что тебе дорого, заменить расстрел тем, что я сам выпью в камере яд (дать мне морфию, чтоб я заснул и не просыпался). Для меня этот пункт крайне важен, я не знаю, какие слова я должен найти, чтобы умолить об этом, как о милости: ведь политически это ничему не помешает, да никто этого и знать не будет. Но дайте мне провести последние секунды так, как я хочу. Сжальтесь! Ты, зная меня хорошо, поймешь. Я иногда смотрю ясными глазами в лицо смерти, точно так же, как - знаю хорошо - что способен на храбрые поступки. А иногда тот же я бываю так смятен, что ничего во мне не остается. Так если мне суждена смерть, прошу о морфийной чаше. Молю об этом… с) прошу дать проститься с женой и сыном. Дочери не нужно: жаль её слишком будет, тяжело, так же, как Наде и отцу. А Анюта - молодая, переживет, да и мне хочется сказать ей последние слова. Я просил бы дать мне с ней свидание до суда. Аргументы таковы: если мои домашние увидят, в чем я сознался, они могут покончить с собой от неожиданности. Я как-то должен подготовить к этому. Мне кажется, что это в интересах дела и в его официальной интерпретации…"

(из письма Бухарина Сталину от 10.12.37 г.)

"Бухарин был одним из главных обвиняемых (наряду с Рыковым) на процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока». Как почти все другие обвиняемые, признал вину и отчасти дал показания. В своём последнем слове сделал попытку опровергнуть возведённые на него обвинения. Хотя Бухарин все же и заявил: «Чудовищность моих преступлений безмерна», ни в одном конкретном эпизоде он прямо не сознался. Литературно-философические упражнения Бухарина - это ширма, за которой Бухарин пытается укрыться от своего окончательного разоблачения. Философия и шпионаж, философия и вредительство, философия и диверсии, философия и убийства - как гений и злодейство - две вещи не совместные! Я не знаю других примеров, - это первый в истории пример того, как шпион и убийца орудует философией, как толчёным стеклом, чтобы запорошить своей жертве глаза перед тем, как размозжить ей голову разбойничьим кистенем!" (А. Я. Вышинский на утреннем 11 марта 1938 года судебном заседании процесса по делу бухаринско-троцкистского блока, цит. по Судебному отчёту бухаринско-троцкистского процесса)

13 марта 1938 Военная коллегия Верховного суда СССР признала Бухарина виновным и приговорила его к смертной казни. Смертный приговор Бухарину был вынесен на основании решения комиссии, которую возглавлял Микоян, членами комиссии были: Берия, Ежов, Крупская, Хрущёв. Ходатайство о помиловании было отклонено, и он через два дня был расстрелян на полигоне «Коммунарка» Московской области, там же и похоронен.

Незадолго до расстрела Бухарин составил краткое послание, адресованное будущему поколению руководителей партии, которое заучила наизусть его третья жена А. М. Ларина:

"Ухожу из жизни. Опускаю голову не перед пролетарской секирой, должной быть беспощадной, но и целомудренной. Чувствую свою беспомощность перед адской машиной, которая, пользуясь, вероятно, методами средневековья, обладает исполинской силой, фабрикует организованную клевету, действует смело и уверенно.

Нет , постепенно ушли в прошлое замечательные традиции ЧК, когда революционная идея руководила всеми её действиями, оправдывала жестокость к врагам, охраняла государство от всяческой контрреволюции. Поэтому органы ЧК заслужили особое доверие, особый почёт, авторитет и уважение. В настоящее время в своем большинстве так называемые органы НКВД - это переродившаяся организация безыдейных, разложившихся, хорошо обеспеченных чиновников, которые, пользуясь былым авторитетом ЧК, в угоду болезненной подозрительности Сталина, боюсь сказать больше, в погоне за орденами и славой творят свои гнусные дела, кстати, не понимая, что одновременно уничтожают самих себя - история не терпит свидетелей грязных дел!"

21 мая 1938 года Общее собрание АН СССР исключило Н. И. Бухарина из числа действительных членов и из состава Президиума АН СССР. В «культовом» фильме «Ленин в 1918 году» (1939) в одном из эпизодов Бухарин был изображен как заговорщик, злоумышляющий покушение на Ленина.

13 апреля 1956 года Президиум ЦК КПСС принял решение «Об изучении открытых судебных процессов по делу Бухарина, Рыкова, Зиновьева, Тухачевского и других», после чего 10 декабря 1956 специальная комиссия отказалась реабилитировать Бухарина, Рыкова, Зиновьева и Каменева на основании «их многолетней антисоветской борьбы». Бухарин, как и большинство осуждённых по этому процессу, кроме Генриха Ягоды (вообще не реабилитированного), был реабилитирован только в 1988 году (4 февраля) и в том же году посмертно восстановлен в партии (июнь 1988) и в АН СССР (10 мая 1988).

Семья:

Первым браком был женат с 1911 года на Надежде Лукиной (своей двоюродной сестре, родной сестре Н. М. Лукина, который также являлся двоюродным братом Николаю Бухарину), с которой прожили около 10 лет, она была арестована в ночь на 1 мая 1938 г. и расстреляна 9 марта 1940 г.

Второй раз (1921-1929) был женат на Эсфири Гурвич (1895-1989). От этого брака - дочь Светлана (1924-2003). Эта семья отреклась от Бухарина ещё в 1929 году. Третий раз (с 1934) был женат на дочери партийного деятеля Ю. Ларина Анне (1914-1996), написавшей мемуары о годах заключения. Сын Бухарина и Анны Лариной - Юрий (1936-2014), художник; вырос в детском доме под именем Юрий Борисович Гусман, ничего не зная о родителях. Новую фамилию получил по приёмной матери Иде Гусман, тётке настоящей матери. Затем носил фамилию Ларин и отчество Николаевич.

Внук Бухарина, Николай Юрьевич Ларин (р. 1972), посвятил свою жизнь футболу. Возглавляет (на 2010 г.) детско-юношескую футбольную школу ГОУ Центр Образования «Чертаново» в Москве.

В 1924 году поэт-эмигрант Илия Британ опубликовал брошюру «Ибо я - большевик!!», в которой содержался текст письма, якобы полученного от одного из руководителей большевистской партии. Письмо не было подписано, но распространились слухи, что автором был Бухарин. В марте 1928 года французская газета La Revue universelle опубликовала перевод письма на французский язык, под заголовком «Boukharine: Un document sur le Bolchevisme.»

(1889-1938) советский политический деятель

На протяжении многих десятилетий имя Николая Ивановича Бухарина находилось под запретом. Между тем в его судьбе, как в зеркале, отразились трагические противоречия его времени. Он родился в Москве в семье школьного учителя. С детства Николай отличался разносторонними интересами и редкими способностями в учебе. Благодаря феноменальной памяти он мог запоминать самые различные сведения: например, читал целые страницы стихов наизусть. Кроме того, серьезно увлекался изучением животного мира, прекрасно знал литературу и историю, несколько иностранных языков.

Мечтая стать экономистом, после окончания гимназии Николай поступил на юридический факультет Московского университета. Настоящим потрясением для юноши стали революционные события 1905 года. После этого он вступает в большевистскую партию, а вскоре становится одним из видных пропагандистов. На последнем курсе университета Николай Иванович Бухарин был арестован и приговорен к ссылке.

В 1911 году он совершил побег и нелегально перебрался через границу. В 1912 году молодой революционер познакомился с Владимиром Лениным и с этого времени становится его ближайшим сподвижником. В эмиграции он продолжил образование, там же вышли его первые экономические труды, в частности книга «Политическая экономия рантье» (1915). Находясь в эмиграции, Николай Бухарин занимался в основном политической экономией, много печатался в «Правде» и других большевистских изданиях, выступал с лекциями в разных странах. За революционную деятельность его арестовывали в Швеции, Англии и Америке.

Известие о Февральской революции застало Николая Бухарина в Америке, где он находился с партийным поручением. Он сразу же поспешил на родину. Поскольку в Европе в это время шла война, ему пришлось добираться до России через Японию и Дальний Восток. Бухарин сразу же примкнул к «непримиримым большевикам» во главе с Лениным. По возрасту Бухарин оказался самым молодым среди руководителей большевистской партии, поэтому допускал достаточно резкие, а иногда и безапелляционные суждения. Так, в 1918 году на заседании Учредительного собрания он говорил о том, что большевики хотят построить «живой социализм», который должен наступить не через десятилетия, а гораздо раньше.

Как и многие большевики, Николай Иванович Бухарин считал, что вскоре после успеха русской революции она распространится по всему миру. Поэтому он и выступил против заключения с Германией Брестского мира, полагая, что надо вести войну до победного конца.

В 1919 году вместе с экономистом E. Преображенским, Николай Бухарин выпустил книгу «Азбука коммунизма». В яркой и доступной форме он разъяснял в ней основные идеи коммунизма. Вскоре эта книга стала учебником для партийной молодежи. Правда, от многих взглядов, изложенных в ней, Бухарин позже отказывался.

В книге «Экономика переходного периода», которая вышла в 1921 году, он выступил с обоснованием политики военного коммунизма. Бухарин считал, что принуждение является единственным средством «выработки коммунистического человечества». Вначале руководство большевистской партии поддержало это положение. Однако уже через несколько месяцев правительство было вынуждено перейти к новой экономической политике, основанной на рыночных отношениях. И книга Николая Бухарина сразу же оказалась очень удобным объектом для разоблачения крайностей военного коммунизма.

В своих выступлениях Николай Иванович Бухарин часто уходил дальше остальных руководителей партии. Так, в 1925 году он выступил с лозунгом «Обогащайтесь!». Бухарин полагал, что только при условии экономического процветания крестьянства возможно стабильное развитие страны. За подобные идеи его осудили многие ортодоксальные коммунисты. Однако сама логика исторического развития в конечном итоге показала правоту его взглядов.

После смерти Ленина,Бухарин оказался в центре внутрипартийной борьбы. В то время она была связана с полемикой о лидерстве в партии. Он выступил на стороне Иосифа Сталина , Зиновьева и Каменева и практически стал главным теоретиком этой группы. И, возможно, интеллектуальное превосходство Бухарина над Сталиным и стало основой начала их вражды, которая впоследствии привела к столь трагическому исходу.

В конце двадцатых годов, когда наметился откат от политики нэпа, взгляды Николая Бухарина вновь подверглись критике. Как часто было в то время, в партии началась борьба с его группой. И тогда он решился на неожиданный шаг: пришел домой к своему давнему противнику Льву Каменеву. Позже Каменев писал, что уже тогда Бухарин понял, что обречен. Действительно, месяц от месяца нарастало его противостояние со Сталиным. И оно привело к тому, что в апреле 1929 года Николая Ивановича Бухарина сняли со всех постов, которые он занимал, - главного редактора «Правды», председателя Коминтерна и члена Политбюро. Правда, спустя полгода, когда Бухарин и его товарищи «признали ошибки», их вернули в руководящие органы партии. Бухарин, в частности, стал главным редактором газеты «Известия», но это было понижением по сравнению с его недавней работой в «Правде».

На страницах «Известий» он опубликовал несколько статей, в которых выступал против выдвинутого Сталиным лозунга об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к социализму и против связанного с ним курса на проведение чрезвычайных мер.

При этом Николай Бухарин писал, что отнюдь не отрицает необходимости ни коллективизации, ни жесткого управления экономикой, но в то же время считает, что к ним нужно прийти постепенно, без принуждения. Здесь снова проявилась противоречивость его позиции. С одной стороны, он считал, что нельзя допустить появления крупных капиталистов, а с другой, был против насильственной коллективизации. В то же время он соглашался и с тем, что мелкие производители не могли обеспечить достаточного количества хлеба.

Однако авторитет Николая Ивановича Бухарина как экономиста и политика был настолько высок, что он занимался разработкой самых значительных партийных документов. В апреле 1928 года именно Бухарин составил новую программу Коминтерна, в которой, по сути дела, была обоснована внешнеполитическая программа партии. Она была также несвободна от противоречий: например, Бухарин доказывал, что со временем капитализм должен будет сам собой погибнуть. Естественно, что в столь крайних суждениях отразились настроения своего рода революционного нетерпения, желание как можно быстрее увидеть результаты социальной революции.

Николай Бухарин был широко образованным человеком и писал по самым разным вопросам. Гак, он активно участвовал в подготовке первого съезда советских писателей и выступил на нем с интересным докладом. Он анализировал развитие поэзии и в числе немногих отметил талантливые стихи Б. Пастернака.

Заметим, что, в отличие от других партийных руководителей, Бухарин достаточно много ездил в разные европейские страны. Именно поэтому он и был назначен руководителем Коминтерна. После снятия его с этого важнейшего поста отношения партии большевиков с различными организациями в европейских странах значительно усложнились. Николай Бухарин, очевидно, обладал и определенными дипломатическими способностями.

Последнюю поездку за границу, во Францию, он совершил весной 1936 года. Вместе с ним туда отправилась его молодая жена А. Ларина, дочь известного революционера. Она ожидала ребенка. Возможно, разрешая эту поездку, Сталин хотел, чтобы Бухарин навсегда остался за пределами СССР. Бегство столь крупной фигуры, какой являлся Николай Иванович Бухарин, могло бы стать поводом для волны арестов и судов. Но он вернулся в Москву точно в срок.

Спустя всего четыре месяца во время процесса над Каменевым и Зиновьевым, Бухарина впервые обвинили в уголовных преступлениях. В газетах стали появляться материалы о его участии в подрывной деятельности. Он пытался протестовать, даже объявил голодовку. Но его участь уже была предрешена. Всего через несколько недель его арестовали сразу же после заседания Пленума ЦК, на котором Бухарин отказался публично признать свои ошибки.

Через год в Москве открылся показательный процесс над «старыми большевиками». На этом процессе Николай Иванович Бухарин мастерски разбивал все выдвигавшиеся против него доводы; давая показания, он сознательно утверждал очевидные нелепицы, давая понять думающим людям, что процесс фальсифицирован. И тем не менее суд приговорил сто к смертной казни. Всего через два дня, 15 марта 1938 года, Бухарин был расстрелян. Его вдова в это время находилась в ссылке, а сын был помещен в детский дом под именем Юры Ларина.

Многие годы А. Ларина провела в сталинских лагерях. Она была освобождена только в 1956 году и тогда смогла опубликовать вначале на Западе, а в 1988 году в СССР письмо-завещание, которое Николай Иванович Бухарин продиктовал ей перед арестом.