Партия социалистов революционеров год. Идеология и программа партии эсеров. После октябрьской революции

–члены российской Партии социалистов-революционеров (записывалось: «с=р-ов», читалось: «эсеров»). Партия сформировалась путем объединения народнических групп как левое крыло демократии в конце 1901– начале 1902.

Во второй половине 1890-х небольшие, преимущественно интеллигентские по составу народнические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров, другая в 1901 – в «Союз эсеров». Организаторами выступили бывшие народники (М.Р.Гоц, О.С.Минор и др.) и эстремистски настроенные студенты (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов, Б.В.Савинков, И.П.Каляев, Е.С.Созонов и др.). В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия» объявила о создании партии. Учредительный съезд партии, утвердивший ее программу и устав, состоялся, однако, лишь через три года и проходил 29 декабря 1905 – 4 января 1906 в Иматре (Финляндия).

Одновременно с учреждением самой партии была создана ее Боевая организация (БО). Ее руководители – Г.А.Гершуни, Е.Ф.Азеф – выдвигали основной целью своей деятельности индивидуальный террор против высших государственных чиновников. Его жертвами в 1902–1905 стали министры внутренних дел (Д.С.Сипягин, В.К.Плеве), губернаторы (И.М.Оболенский, Н.М.Качура), а также вел. кн. Сергей Александрович, убитый известным эсером И.Каляевым. За два с половиной года первой русской революции эсеры совершили около 200 террористических актов (см. также ТЕРРОРИЗМ).

В целом члены партии были сторонниками демократического социализма, который виделся им как общество хозяйственной и политической демократии. Их основные требования отразила Программа партии, составленная В.М.Черновым и принятая на Первом учредительном съезде партии в конце декабря 1905 – начале января 1906.

Как защитники интересов крестьянства и последователи народников, эсеры требовали «социализации земли» (передачи ее во владение общин и установления уравнительно-трудового землепользования), отрицали социальное расслоение, не разделяли идеи установления диктатуры пролетариата, активно пропагандировавшейся в то время многими марксистами. Программа «социализации земли» должна была обеспечить мирный, эволюционный путь перехода к социализму.

В Программе эсеровской партии содержались требования введения в России демократических прав и свобод – созыва Учредительного собрания, установления республики с автономией областей и общин на федеральным началах, введения всеобщего избирательного права и демократических свобод (слова, печати, совести, собраний, союзов, отделения церкви от государства, всеобщего бесплатного образования, уничтожения постоянной армии, введение 8-часового рабочего дня, социального страхования за счет государства и хозяев предприятий, организации профсоюзов.

Считая главными предпосылками социализма в России политическую свободу и демократию, они признавали значение массовых движений в их достижении. Но в вопросах тактики эсеры оговаривали, что борьба за выполнение программы будет осуществляться «в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности», что предполагало использование всего арсенала средств борьбы, в том числе индивидуального террора.

Руководство партии социалистов-революционеров было возложено на Центральный комитет (ЦК). При ЦК действовали специальные комиссии: крестьянская, рабочая. военная, литературная и др. Особыми правами в структуре организации был наделен Совет из членов ЦК, представителей Московского и Петербургского комитетов и регионов (Первое заседание Совета состоялось в мае 1906 последнее, десятое – в августе 1921). Структурными частями партии являлись также «Крестьянский союз» (с 1902), «Союз народных учителей» (с 1903), отдельные рабочие союзы (с 1903). Члены партии эсеров принимали участие в Парижской конференции оппозиционных и революционных партий (осень 1904) и Женевской конференции революционных партий (в апреле 1905).

К началу революции 1905–1907 в России действовало свыше 40 эсеровских комитетов и групп, объединявших около 2,5 тыс. чел., преимущественно интеллигентов; более четверти состава составляли рабочие и крестьяне. Члены БО партии занимались доставкой в Россию оружия, создавали динамитные мастерские, организовывали боевые дружины. Издание Манифеста 17 октября 1905 руководство партии склонно было считать началом конституционного порядка, поэтому БО партии решено было распустить как не соответствующую конституционному режиму. Вместе с другими левыми партиями эсеры соорганизовали Трудовую группу в составе депутатов I Государственной думы (1906), которая активно участвовала в разработке проектов, связанных с землепользованием. Во II Государственной думе эсеры были представлены 37 депутатами, бывших особенно активными в прениях по аграрному вопросу. В то время из партии выделилось левое крыло (создав «Союз социалистов-революционеров максималистов») и правое («народные социалисты» или «энесы»). При этом численность партии возросла в 1907 до 50–60 тыс. чел.; а количество рабочих и крестьян в ней дошло до 90%.

Однако отсутствие идейного единства стало одним из главных факторов, объясняющих организационную слабость эсеровской партии в обстановке политической реакции 1907–1910. Ряд видных деятелей и прежде всего Б.В.Савинков, пытались преодолеть тактический и организационный кризис, возникший в партии после разоблачения провокаторской деятельности Е.Ф.Азефа в конце 1908 – начале 1909. Кризис партии усугублялся столыпинской аграрной реформой, укреплявшей в крестьянах чувство собственников и подрывавшей основы эсеровского аграрного социализма. В обстановке кризиса в стране и в партии многие ее деятели, разочаровавшись в идее подготовки терактов, почти целиком сосредоточились на литературной деятельности. Ее плоды публиковали легальные эсеровские газеты – «Сын Отечества», «Народный вестник», «Трудовой народ».

Вплоть до Февральской революции партия социалистов-революционеров находилась на нелегальном положении. Накануне Первой мировой войны ее организации существовали почти на всех крупных столичных предприятиях, во всех в аграрных губерниях. 1914 год усилил идейные разногласия в партии и разделил эсеров на «интернационалистов» во главе с В.М.Черновым и М.А.Натансоном, выступавших за прекращение мировой войны, против аннексий и контрибуций, и «оборонцев» во главе с Н.Д.Авксентьевым, А.А.Аргуновым, И.И.Фондаминским, настаивавших на ведении войны до победного конца в составе Антанты.

В июле 1915 в Петрограде на совещании эсеров, энесов и трудовиков была принята резолюция о том, что настал момент для «изменения системы государственного строя». Выразительницей решений совещания в Государственной думе стала Трудовая группа во главе с А.Ф.Керенским.

После победы Февральской революции 1917 партия социалистов-революционеров стала полностью легальной, влиятельной, массовой, одной из правящих в стране. По темпам роста эсеры опережали другие политические партии: к лету 1917 их было около 1 млн. чел., объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии. В эсеровскую партию в тот год вступали целыми деревнями, полками и фабриками. Это были крестьяне, солдаты, рабочие, интеллигенция, мелкие чиновники и офицеры, студенты, имевшие слабые представления о теоретических установках партии, ее целях и задачах. Разброс взглядов был огромным – от большевистского-анархистских до меньшевистско-энесовских. Кто-то надеялся извлечь личную выгоду от членства в самой влиятельной партии и вступал из корыстных соображений (их впоследствии прозвали «мартовскими эсерами», так как они объявили о своем членстве после отречения царя в марте 1917).

Внутренняя истории эсеровской партии в 1917 характеризуется складыванием в ней трех течений – правого, центристского и левого.

Правые эсеры (Е.Брешко-Брешковская, А.Керенский, Б.Савинков) считали, что вопрос о социалистическом переустройстве не стоит на повестке дня и потому полагали необходимым сосредоточиться на вопросах демократизации политического строя и форм собственности. Правые были сторонниками колаиционных правительств, «оборончества» во внешней политике. Правые эсеры и энесы (с 1917 – Трудовая народно-социалистическая партия) были представлены даже во Временном правительстве, в частности А.Ф.Керенский был вначале министром юстиции (март-апрель 1917), затем военным и морским министром (в 1-ом и 2-ом коалиционных правительствах), а с сентября 1917 – главой 3-го коалиционного правительства. В коалиционных составах Временного правительства участвовали и другие правые эсеры: Н.Д.Авксентьев (министр внут. дел во 2-ом составе), Б.В.Савинков (управл. военным и морским министерством в 1-ом и 2-ом составе).

Не согласные с ними левые эсеры (М.Спиридонова, Б.Камков и др., публиковавшие свои статьи в газетах «Дело народа», «Земля и воля», «Знамя труда») полагали сложившуюся обстановку возможной для «прорыва к социализму», а потому выступали за немедленную передачу всей земли крестьянам. Они считали мировую революцию способной покончить с войной и потому некоторые из них призывали (как и большевики) не оказывать доверия Временном правительству, идти до конца, до установления народовластия.

Однако общий курс партии определяли центристы (В.Чернов и С.Л.Маслов).

С февраля по июль-август 1917 эсеры активно работали и в Советах рабочих, солдатских и матросских депутатов, считая их «необходимыми для продолжения переворота и закрепления основных свобод и демократических принципов», для того, чтобы «толкать» Временное правительство по пути реформ, а при Учредительном собрании – обеспечивать в жизнь его решения. Если правые эсеры отказывались поддерживать лозунг большевиков «Вся власть Советам!» и считали коалиционное правительство необходимым условием и средством для преодоления разрухи и хаоса в экономике, победы в войне и доведения страны до Учредительного собрания, то левые – видели спасение России в прорыве к социализму через создание «однородного социалистического правительства» на основе блока трудовых и социалистических партий. В течение лета 1917 они активно участвовали в работе земельных комитетов и местных Советов в различных губерниях России.

Октябрьская революция 1917 осуществлялся при активном содействии левых эсеров. Декрет о земле , принятый большевиками на II съезде Советов 26 октября 1917 узаконил то, что было сделано Советами и земельными комитетами: изъятие земель у помещиков, царского дома и зажиточных крестьян. Его текст включал Наказ о земле , сформулированный левыми эсерами на основании 242 местных наказов («Частная собственность на землю отменяется навсегда. Все земли передаются в распоряжение местных советов»). Благодаря коалиции с левыми эсерами, большевики смогли быстро утвердить новую власть в деревне: крестьяне поверили, что большевики и есть те самые «максималисты», которые одобряют их «черный передел» земли.

Правые эсеры, напротив, не приняли октябрьских событий, расценив их как «преступление перед родиной и революцией». Из правящей их партия после захвата власти большевиками вновь стала оппозиционной. В то время как левое крыло социалистов-революционеров (около 62 тыс. чел.) преобразовалось в «Партию левых эсеров (интернационалистов)» и делегировало несколько своих представителей во Всероссийский центральный исполнительный комитет, правое крыло не теряло надежды свергнуть власть большевиков. Поздней осенью 1917 они организовали мятеж юнкеров в Петрограде, пытались отзывать своих депутатов из Советов, выступали против заключения мира России с Германией.

Последний в истории съезд эсеровской партии работал с 26 ноября по 5 декабря 1917. Его руководство отказалось признать «большевистскую социалистическую революцию и Советское правительство как не признанные страной».

При выборах в Учредительное собрание эсеры получили 58% голосов, за счет избирателей из аграрных губерний. Накануне его созыва правые эсеры планировали «изъятие всей большевистской головки» (имелось в виду убийство В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого), но побоялись, что такие действия могут привести к «обратной волне террора против интеллигенции». 5 января 1918 Учредительное собрание начало свою работу. Председателем его (244 голосами против 151) был избран глава эсеровской партии В.М.Чернов. Пришедший на собрание большевик Я.М.Свердлов предложил одобрить составленную В.И.Лениным Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа , но за это предложение проголосовало лишь 146 депутатов. В знак протеста большевики покинули собрание, а утром 6 января – когда В.М.Чернов зачитывал Проект основного закона о земле – заставили прекратить чтение и покинуть помещение.

После разгона Учредительного собрания эсеры приняли решение отказаться от заговорщицкой тактики и вести открытую борьбу с большевизмом, последовательно отвоевывая массы, принимая участие в деятельности любых легальных организаций – Советов, Всероссийских съездов земельных комитетов, съездов женщин-работниц и т.п. После заключения Брестского мира в марте 1918 одно из первых мест в пропаганде эсеров заняла идея восстановления целостности и независимости России. Правда, левые эсеры продолжали и весной 1918 искать компромиссные пути в отношениях с большевиками, пока созданием комбедов и изъятием хлеба у крестьян большевики не переполнили и их чашу терпения. Это вылилось в мятеж 6 июля 1918 – попытку спровоцировать военный конфликт с Германией с целью разрыва позорного Брестского мира и одновременно прекратить развертывание «социалистической революции в деревне», как именовали ее большевики (введение продразверстки и насильственное изъятие хлебных «излишков» у крестьян). Мятеж был подавлен, Партия левых эсеров раскололась на «народников-коммунистов» (просуществовали до ноября 1918) и «революционных коммунистов» (просуществовали до 1920, когда приняли решение о слиянии с РКП(б)). Отдельные группы левых эсеров не вошли ни в одну, ни в другую вновь образованные партии и продолжали вести борьбу с большевиками, требуя упразднения чрезвычайных комиссий, ревкомов, комбедов, продотрядов, продразверстки.

В это время правые эсеры, предложив еще в мае 1918 начать вооруженную борьбу с Советской властью с целью «водружения знамени Учредительного собрания» в Поволжье и на Урале, сумели создать (не без помощи восставших чехословацких военнопленных) к июню 1918 в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) во главе В.К.Вольским. Эти действия были расценены большевиками как контрреволюционные, и они исключили 14 июня 1918 правых эсеров из состава ВЦИК.

С этого времени правые эсеры вступили на путь создания многочисленных заговоров и террористических актов, участвовали в военных мятежах в Ярославле, Муроме, Рыбинске, в покушениях: 20 июня – на члена президиума ВЦИК В.М.Володарского, 30 августа на председателя Петроградской Черезвычайнно комиссии (ЧК) М.С.Урицкого в Петрограде и в тот же день – на В.И.Ленина в Москве.

Эсеровская Сибирская областная дума в Томске объявила Сибирь автономной областью, создав Временное Сибирское правительство с центром во Владивостоке и с филиалом (Западно-Сибирским комиссариатом) – в Омске. Последний – с одобрения Сибирской областной думы - передал в июне 1918 правительственные функции коалиционному Сибирскому правительству во главе с бывшим кадетом П.А.Вологодским.

В сентябре 1918 в Уфе на совещании антибольшевистских областных правительств и групп правые эсеры образовали коалиционную (с кадетами) Уфимскую директорию – Временное всероссийское правительство. Из 179 ее членов 100 были эсерами, многие известные деятели прошлых лет (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов) вошли в руководство директорией. В октябре 1918 Комуч уступил власть Директории, при которой был создан не располагавший реальным административными ресурсами Съезд членов Учредительного собрания. В те же годы на Дальнем Востоке действовало Правительство автономной Сибири, а в Архангельске – Верховное Управление Северной области. Все они, имевшие в своем составе правых эсеров, активно отменяли советские декреты, особенно – касающиеся земли, ликвидировали советские учреждения и считали себя «третьей силой» по отношению к большевикам и «Белому движению».

Монархические силы, возглавляемые адмиралом А.В.Колчаком, с подозрением относились к их деятельности. 18 ноября 1918 Директория была ими свергнута и образовано Сибирское правительство. Верхушка эсеровских групп, входившая в Директорию – Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов, А.А.Аргунов – была арестована и выслана А.В.Колчаком из России. Все они добрались до Парижа, положив там начало последней волне эсеровской эмиграции.

Оставшиеся не у дел разрозненные эсеровские группировки попытались пойти на компромисс с большевиками, признав свои ошибки. Советское правительство временно использовало их (не правее центристов) в своих тактических целях. В феврале 1919 оно даже легализовало Партию эсеров с центром в Москве, но через месяц гонения на эсеров были возобновлены и начались аресты. Между тем, эсеровский Пленум ЦК попытался в апреле 1919 восстановить партию. Он признал ошибкой участие эсеров в Уфимской директории и в региональных правительствах, высказал отрицательное отношение к иностранной интервенции в России. Однако большинство собравшихся полагало, что большевики «отвергли основные принципы социализма – свободу и народовластие, заменили их диктатурой меньшинства над большинством и тем вычеркнули себя из рядов социализма».

С этими выводами согласились не все. Углублявшийся раскол в партии проходил по линии признания власти Советов или борьбы с ней. Так, Уфимская организация эсеровской партии в опубликованном в августе 1919 воззвании призвала признать большевистскую власть и объединиться с ней. Группа «Народ», руководимая бывшим председателем самарского Комуча В.К.Вольским, призвала «трудовые массы» поддержать Красную армию в борьбе с деникинцами. Сторонники В.К.Вольского в октябре 1919 заявили о несогласии с линией ЦК своей партии и о создании группы «Меньшинство партии эсеров».

В 1920–1921 во время войны с Польшей и наступления ген. П.Н.Врангеля ЦК партии эсеров призвал, не прекращая борьбы с большевиками, все силы отдать защите родины. Он отверг участие в партийной мобилизации, объявленной Реввоенсоветом, но осудил диверсии добровольческих отрядов, совершавших рейды во время войны с Польшей на советскую территорию, в которых участвовали убежденные правые эсеры и прежде всего Б.В.Савинков.

После окончания Гражданской войны партия эсеров оказалась на нелегальном положении; численность ее резко уменьшилась, большинство организаций распалось, многие члены ЦК были в тюрьмах. В июне 1920 было создано Центральное Организационное бюро ЦК, объединившее уцелевших после арестов членов ЦК и иных влиятельных членов партии. В августе 1921 в Самаре состоялся последний в истории партии эсеров 10-й Совет партии, определивший в качестве ближайшей задачи «организацию сил трудовой демократии». К этому времени большинство видных деятелей партии, включая одного из ее основателей В.М.Чернова, уже давно были в эмиграции. Оставшиеся в России пытались организовать беспартийный Союз трудового крестьянства, заявляли о своей поддержке мятежного Кронштадта (где был поднят лозунг «За Советы без коммунистов»).

В условиях послевоенного развития страны эсеровская альтернатива этого развития, предусматривавшая демократизацию не только экономической, но и политической жизни страны, могла стать привлекательной для широких масс. Поэтому большевики поторопились дискредитировать политику и идеи эсеров. С большой поспешностью начали фабриковаться «дела» на не успевших уехать за рубеж бывших союзников и единомышленников. На основе абсолютно вымышленных фактов эсеров обвиняли в подготовке « всеобщего восстания» в стране, диверсий, уничтожения хлебных запасов и других уголовных действиях, именовали их (вслед за В.И.Лениным) «авангардом реакции». В августе 1922 в Москве состоялся суд Верховного трибунала ВЦИК над 34 представителями партии эсеров: 12 из них (в том числе старые деятели партии – А.Р.Гоц и др.) были приговорены к расстрелу, остальные получили тюремные сроки от 2 до 10 лет. С арестом в 1925 последнего состава ЦБ эсеровской партии, она практически прекратила свое существование в России.

В Ревеле, Париже, Берлине, Праге продолжала действовать эсеровская эмиграция во главе с Заграничной делегацией партии. В 1926 она раскололась, в результате чего возникли группы: В.М.Чернова (создавшего в 1927 «Лигу Нового Востока»), А.Ф.Керенского, В.М.Зензинова и другие. Деятельность этих групп к началу 1930-х почти замерла. Некоторое оживление вносили лишь дискуссии о событиях на родине: одни из уехавших полностью отвергали колхозы, другие – видели в них сходство с общинным самоуправлением.

В годы Второй мировой войны часть эсеров-эмигрантов выступала за безоговорочную поддержку Советского союза. Некоторые деятели эсеровской партии участвовали во французском движении сопротивления, погибли в концентрационных фашистских лагерях. Другие – например, С.Н.Николаев, С.П.Постников – после освобождения Праги согласились вернуться на родину, но, получив «сроки», вынуждены были отбывать заключение до 1956.

В годы войны парижская и пражская группы эсеровской партии перестали существовать. Ряд лидеров перебрался из Франции в Нью-Йорк (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов,В.М.Чернов и др.). Там образовался новый центр эсеровской эмиграции. В марте 1952 появилось обращение 14 русских социалистов: трех партийцев-эсеров (Чернов, Зензинов, М.В.Вишняк), восьми меньшевиков и трех беспартийных социалистов. В нем говорилось о том, что история сняла с порядка дня все спорные вопросы, разделявшие социалистов и выражалась надежда, что в будущей «послебольшевистской России» должна быть одна «широкая, терпимая, гуманитарная и свободолюбивая социалистическая партия».

Алексеева Г.Д. Народничество в России в ХХ в. Идейная эволюция . М., 1990
Янсен М. Суд без суда. 1922 год. Показательный процесс социалистов-революционеров . М., 1993

Найти "ЭСЕРЫ " на

Сегодня мы вынуждены оглядываться на политику столетней давности, поскольку в нынешней России едва появившиеся в начале 1990-х ростки политики уже в нулевые были вытоптаны. В начале ХХ века самой популярной партией были эсеры, их программа с местным самоуправлением, управлением профсоюзами предприятий, широкой национальной автономией не устарела и в наши дни.

На выборах в Учредительное собрание (пожалуй, самых свободных выборах во всей истории России) в 1917 году эсеры получили 58%. Эта цифра отражала реальную поддержку народом их программы преобразования России. Принято считать, что партия социалистов-революционеров пользовалась поддержкой в основном среди крестьянства (которое к 1917 году составляло около 75% населения России). Однако результаты выборов в Учредительное собрание показывают, что эсеры победили практически во всех губернских столицах и уездных городах. Большевики, кадеты и меньшевики показали хорошие результаты только в Москве и Петрограде, а также на фронтах.

Таким образом, эсеры представляли подавляющую часть т.н. «низовой России». Отсюда и их политическая самобытность – социализм без марксизма, особый левый путь страны. Тогда как их оппоненты – большевики, меньшевики и кадеты – выводили свои программы из европейских идеологий.

Ниже мы приводим программу эсеров, принятой на Первом съезде партии в декабре 1905 года. К 1917-му эсеры разделились на три фракции – правых, левых и центристов, их отличало различие в тактике (к примеру, правые эсеры выступали за борьбу до конца на фронтах Первой мировой, а левые эсеры были против этого), но в стратегии они все придерживались единства. То есть эта программа, принятая в 1905 году, была руководством к действию для всех трёх их фракций.

История не знает сослагательного направления, и сложно с точностью предугадать, что стало бы с Россией, удержи в конце 1917-го эсеры власть. Но исходя из их программы, можно предположить, что в стране наряду с демократией и ориентацией на социализм в политике и экономике возникло бы и сильное солидаристское и синдикалистское течение. Чем-то оно было бы похоже на ранний итальянский фашизм и на республиканское правление левых в Испании в 1930-х (а из современных течений – на латиноамериканское боливарианство).

Впрочем, это всё догадки. Сегодня мы можем только изучать политическое наследие эсеров и думать, как, трансформировав его, приспособить к реалиям начала XXI века. Ведь Россия и спустя столетие всё равно осталась левой и одновременно политически отсталой страной.

А. В политической и правовой области:

Признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина:

Полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов; свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек); неприкосновенность личности и жилища; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов, - установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение;

Пропорциональное представительство; прямое народное законодательство (референдум и инициатива); выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц, включая депутатов и судей; бесплатность судопроизводства; введение родного языка во все местные, общественные и государственные учреждения; установление обязательного, равного для всех общего светского образования на государственный счёт; в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджет, предназначенный на культурно-просветительные цели и распоряжение этими средствами на началах самоуправления; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение постоянной армии и замена её народным ополчением.

Б. В народно-хозяйственной области:

1)В вопросах государственного хозяйства и финансовой политики партия будет агитировать за введение прогрессивного налога на доходы и наследства, при совершенном освобождении от налога мелких доходов, ниже известной нормы; за уничтожение косвенных налогов (исключая обложения предметов роскоши), покровительственных пошлин и всех вообще налогов, падающих на труд.

2)В вопросах рабочего законодательства П.С.Р. ставит своею целью охрану духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне и увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм, общим интересам которой должны быть подчинены все узкопрактические, непосредственные и профессиональные интересы отдельных рабочих слоев.

В этих видах партия будет отстаивать: возможно большее сокращение рабочего времени в пределах прибавочного труда; установление законодательного максимума рабочего времени сообразно нормам, указываемым научною гигиеною (в ближайшее время - 8-часовая норма для большинства отраслей производства и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья); установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих; государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай старости и болезней и т.д.) на счёт государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых; законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли, сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работ несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, достаточный непрерывный еженедельный отдых и т.п.); профессиональные организации рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутри неё организации труда в промышленных заведениях.

3)В вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. стремится опереться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал, на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности - на распространённое среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне партия будет стоять за социализацию земли, т.е. за изъятие её из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведывание резервным земельным фондом и т.п.); пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т.е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента, путём специального обложения, - должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узкоместное значение (обширные леса, рыбные ловли и т.д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признаётся лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.

4)В вопросах общинного, муниципального и земского хозяйства партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско-агрономическая и продовольственная организация; организация земскими и областными органами самоуправления, при помощи общегосударственных средств, широкого кредита для развития трудового хозяйства, преимущественно на кооперативных началах; коммунализация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т.п.), за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав по обложению недвижимых имуществ и по принудительному отчуждению их, особенно в интересах удовлетворения жилищной нужды рабочего населения; за коммунальную, земскую, а равно и государственную политику, благоприятствующую развитию коопераций на строго демократических трудовых началах.

5)Вообще ко всем мероприятиям, имеющим целью обобществление ещё в пределах буржуазного государства тех или иных отраслей народного хозяйства, П.С.Р. усвоит положительное отношение постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путём зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Тем самым П.С.Р. предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради её фискальных и политических целей.

Партия Социалистов-Революционеров, ведя непосредственную революционную борьбу с существующим режимом, агитирует за созыв Учредительного собрания на указанных выше демократических началах для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, необходимых личных свобод и защиты интересов труда. Свою программу этого переустройства она будет как отстаивать в Учредительном Собрании, так и стремиться непосредственно проводить в революционный период.

Ещё в Блоге Толкователя о политической борьбе в России начала ХХ века:

В 1903 году охранка разгромила боевую организацию эсеров. Но на смену ей тут же пришли новые группы террористов, среди которых самой опасной была бригада Клитчоглу. Она готовила покушение на министра МВД Плеве. В 1904 году агент охранки Азеф сдал группу. Плеве всё равно был убит, а Клитчоглу умерла собственной смертью в 1926 году.

ЭСЕРЫ – члены российской Партии социалистов-революционеров (записывалось: «с=р-ов», читалось: «эсеров»). Партия сформировалась путем объединения народнических групп как левое крыло демократии в конце 1901– начале 1902.

Во второй половине 1890-х небольшие, преимущественно интеллигентские по составу народнические группы и кружки существовали в Петербурге, Пензе, Полтаве, Воронеже, Харькове, Одессе. Часть их объединилась в 1900 в Южную партию социалистов-революционеров, другая в

1 901 – в «Союз эсеров». Организаторами выступили бывшие народники (М.Р.Гоц, О.С.Минор и др.) и эстремистски настроенные студенты (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов, Б.В.Савинков, И.П.Каляев, Е.С.Созонов и др.). В конце 1901 «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров» соединились, и в январе 1902 газета «Революционная Россия» объявила о создании партии. Учредительный съезд партии, утвердивший ее программу и устав, состоялся, однако, лишь через три года и проходил 29 декабря 1905 – 4 января 1906 в Иматре (Финляндия). Одновременно с учреждением самой партии была создана ее Боевая организация (БО). Ее руководители – Г.А.Гершуни, Е.Ф.Азеф – выдвигали основной целью своей деятельности индивидуальный террор против высших государственных чиновников. Его жертвами в 1902–1905 стали министры внутренних дел (Д.С.Сипягин, В.К.Плеве), губернаторы (И.М.Оболенский, Н.М.Качура), а также вел. кн. Сергей Александрович, убитый известным эсером И.Каляевым. За два с половиной года первой русской революции эсеры совершили около 200 террористических актов (см. также ТЕРРОРИЗМ ).

В целом члены партии были сторонниками демократического социализма, который виделся им как общество хозяйственной и политической демократии. Их основные требования отразила Программа партии, составленная В.М.Черновым и принятая на Первом учредительном съезде партии в конце декабря 1905 – начале января 1906.

Как защитники интересов крестьянства и последователи народников , эсеры требовали «социализации земли» (передачи ее во владение общин и установления уравнительно-трудового землепользования), отрицали социальное расслоение, не разделяли идеи установления диктатуры пролетариата, активно пропагандировавшейся в то время многими марксистами. Программа «социализации земли» должна была обеспечить мирный, эволюционный путь перехода к социализму.

В Программе эсеровской партии содержались требования введения в России демократических прав и свобод – созыва Учредительного собрания, установления республики с автономией областей и общин на федеральным началах, введения всеобщего избирательного права и демократических свобод (слова, печати, совести, собраний, союзов, отделения церкви от государства, всеобщего бесплатного образования, уничтожения постоянной армии, введение 8-часового рабочего дня, социального страхования за счет государства и хозяев предприятий, организации профсоюзов.

Считая главными предпосылками социализма в России политическую свободу и демократию, они признавали значение массовых движений в их достижении. Но в вопросах тактики эсеры оговаривали, что борьба за выполнение программы будет осуществляться «в формах, соответствующих конкретным условиям русской действительности», что предполагало использование всего арсенала средств борьбы, в том числе индивидуального террора.

Руководство партии социалистов-революционеров было возложено на Центральный комитет (ЦК). При ЦК действовали специальные комиссии: крестьянская, рабочая. военная, литературная и др. Особыми правами в структуре организации был наделен Совет из членов ЦК, представителей Московского и Петербургского комитетов и регионов (Первое заседание Совета состоялось в мае 1906 последнее, десятое – в августе 1921). Структурными частями партии являлись также «Крестьянский союз» (с 1902), «Союз народных учителей» (с 1903), отдельные рабочие союзы (с 1903). Члены партии эсеров принимали участие в Парижской конференции оппозиционных и революционных партий (осень 1904) и Женевской конференции революционных партий (в апреле 1905).

К началу революции 1905–1907 в России действовало свыше 40 эсеровских комитетов и групп, объединявших около 2,5 тыс. чел., преимущественно интеллигентов; более четверти состава составляли рабочие и крестьяне. Члены БО партии занимались доставкой в Россию оружия, создавали динамитные мастерские, организовывали боевые дружины. Издание Манифеста 17 октября 1905 руководство партии склонно было считать началом конституционного порядка, поэтому БО партии решено было распустить как не соответствующую конституционному режиму. Вместе с другими левыми партиями эсеры соорганизовали Трудовую группу в составе депутатов

I Государственной думы (1906), которая активно участвовала в разработке проектов, связанных с землепользованием. Во II Государственной думе эсеры были представлены 37 депутатами, бывших особенно активными в прениях по аграрному вопросу. В то время из партии выделилось левое крыло (создав «Союз социалистов-революционеров максималистов») и правое («народные социалисты» или «энесы»). При этом численность партии возросла в 1907 до 50–60 тыс. чел.; а количество рабочих и крестьян в ней дошло до 90%.

Однако отсутствие идейного единства стало одним из главных факторов, объясняющих организационную слабость эсеровской партии в обстановке политической реакции 1907–1910. Ряд видных деятелей и прежде всего Б.В.Савинков, пытались преодолеть тактический и организационный кризис, возникший в партии после разоблачения провокаторской деятельности Е.Ф.Азефа в конце 1908 – начале 1909. Кризис партии усугублялся столыпинской аграрной реформой, укреплявшей в крестьянах чувство собственников и подрывавшей основы эсеровского аграрного социализма. В обстановке кризиса в стране и в партии многие ее деятели, разочаровавшись в идее подготовки терактов, почти целиком сосредоточились на литературной деятельности. Ее плоды публиковали легальные эсеровские газеты – «Сын Отечества», «Народный вестник»,

« Трудовой народ».

Вплоть до Февральской революции партия социалистов-революционеров находилась на нелегальном положении. Накануне Первой мировой войны ее организации существовали почти на всех крупных столичных предприятиях, во всех в аграрных губерниях. 1914 год усилил идейные разногласия в партии и разделил эсеров на «интернационалистов» во главе с В.М.Черновым и М.А.Натансоном, выступавших за прекращение мировой войны, против аннексий и контрибуций, и «оборонцев» во главе с Н.Д.Авксентьевым, А.А.Аргуновым, И.И.Фондаминским, настаивавших на ведении войны до победного конца в составе Антанты.

В июле 1915 в Петрограде на совещании эсеров, энесов и трудовиков была принята резолюция о том, что настал момент для «изменения системы государственного строя». Выразительницей решений совещания в Государственной думе стала Трудовая группа во главе с

А.Ф.Керенским . После победы Февральской революции 1917 партия социалистов-революционеров стала полностью легальной, влиятельной, массовой, одной из правящих в стране. По темпам роста эсеры опережали другие политические партии: к лету 1917 их было около 1 млн. чел., объединенных в 436 организаций в 62 губерниях, на флотах и на фронтах действующей армии. В эсеровскую партию в тот год вступали целыми деревнями, полками и фабриками. Это были крестьяне, солдаты, рабочие, интеллигенция, мелкие чиновники и офицеры, студенты, имевшие слабые представления о теоретических установках партии, ее целях и задачах. Разброс взглядов был огромным – от большевистского-анархистских до меньшевистско-энесовских. Кто-то надеялся извлечь личную выгоду от членства в самой влиятельной партии и вступал из корыстных соображений (их впоследствии прозвали «мартовскими эсерами», так как они объявили о своем членстве после отречения царя в марте 1917).

Внутренняя истории эсеровской партии в 1917 характеризуется складыванием в ней трех течений – правого, центристского и левого.

Правые эсеры (Е.Брешко-Брешковская, А.Керенский, Б.Савинков ) считали, что вопрос о социалистическом переустройстве не стоит на повестке дня и потому полагали необходимым сосредоточиться на вопросах демократизации политического строя и форм собственности. Правые были сторонниками колаиционных правительств, «оборончества» во внешней политике. Правые эсеры и энесы (с 1917 – Трудовая народно-социалистическая партия) были представлены даже

во Временном правительстве, в частности А.Ф.Керенский был вначале министром юстиции (март-апрель 1917), затем военным и морским министром (в 1-ом и 2-ом коалиционных правительствах), а с сентября 1917 – главой 3-го коалиционного правительства. В коалиционных составах Временного правительства участвовали и другие правые эсеры: Н.Д.Авксентьев (министр внут. дел во 2-ом составе), Б.В.Савинков (управл. военным и морским министерством в 1-ом и 2-ом составе).

Не согласные с ними левые эсеры (М.Спиридонова , Б.Камков и др., публиковавшие свои статьи в газетах «Дело народа», «Земля и воля», «Знамя труда») полагали сложившуюся обстановку возможной для «прорыва к социализму», а потому выступали за немедленную передачу всей земли крестьянам. Они считали мировую революцию способной покончить с войной и потому некоторые из них призывали (как и большевики) не оказывать доверия Временном правительству, идти до конца, до установления народовластия.

Однако общий курс партии определяли центристы (В.Чернов и С.Л.Маслов).

С февраля по июль-август 1917 эсеры активно работали и в Советах рабочих, солдатских и матросских депутатов, считая их «необходимыми для продолжения переворота и закрепления основных свобод и демократических принципов», для того, чтобы «толкать» Временное правительство по пути реформ, а при Учредительном собрании – обеспечивать в жизнь его решения. Если правые эсеры отказывались поддерживать лозунг большевиков «Вся власть Советам!» и считали коалиционное правительство необходимым условием и средством для преодоления разрухи и хаоса в экономике, победы в войне и доведения страны до Учредительного собрания, то левые – видели спасение России в прорыве к социализму через создание «однородного социалистического правительства» на основе блока трудовых и социалистических партий. В течение лета 1917 они активно участвовали в работе земельных комитетов и местных Советов в различных губерниях России.

Октябрьская революция 1917 осуществлялся при активном содействии левых эсеров. Декрет о земле , принятый большевиками на

II съезде Советов 26 октября 1917 узаконил то, что было сделано Советами и земельными комитетами: изъятие земель у помещиков, царского дома и зажиточных крестьян. Его текст включал Наказ о земле , сформулированный левыми эсерами на основании 242 местных наказов («Частная собственность на землю отменяется навсегда. Все земли передаются в распоряжение местных советов»). Благодаря коалиции с левыми эсерами, большевики смогли быстро утвердить новую власть в деревне : крестьяне поверили, что большевики и есть те самые «максималисты», которые одобряют их «черный передел» земли.

Правые эсеры, напротив, не приняли октябрьских событий, расценив их как «преступление перед родиной и революцией». Из правящей их партия после захвата власти большевиками вновь стала оппозиционной. В то время как левое крыло социалистов-революционеров (около 62 тыс. чел.) преобразовалось в «Партию левых эсеров (интернационалистов)» и делегировало несколько своих представителей во Всероссийский центральный исполнительный комитет, правое крыло не теряло надежды свергнуть власть большевиков. Поздней осенью 1917 они организовали мятеж юнкеров в Петрограде, пытались отзывать своих депутатов из Советов, выступали против заключения мира России с Германией.

Последний в истории съезд эсеровской партии работал с 26 ноября по 5 декабря 1917. Его руководство отказалось признать «большевистскую социалистическую революцию и Советское правительство как не признанные страной».

При выборах в Учредительное собрание эсеры получили 58% голосов, за счет избирателей из аграрных губерний. Накануне его созыва правые эсеры планировали «изъятие всей большевистской головки» (имелось в виду убийство В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого), но побоялись, что такие действия могут привести к «обратной волне террора против интеллигенции». 5 января 1918 Учредительное собрание начало свою работу. Председателем его (244 голосами против 151) был избран глава эсеровской партии В.М.Чернов. Пришедший на собрание большевик Я.М.Свердлов предложил одобрить составленную В.И.Лениным

Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа, но за это предложение проголосовало лишь 146 депутатов. В знак протеста большевики покинули собрание, а утром 6 января – когда В.М.Чернов зачитывал Проект основного закона о земле – заставили прекратить чтение и покинуть помещение.

После разгона Учредительного собрания эсеры приняли решение отказаться от заговорщицкой тактики и вести открытую борьбу с большевизмом, последовательно отвоевывая массы, принимая участие в деятельности любых легальных организаций – Советов, Всероссийских съездов земельных комитетов, съездов женщин-работниц и т.п. После заключения Брестского мира в марте 1918 одно из первых мест в пропаганде эсеров заняла идея восстановления целостности и независимости России. Правда, левые эсеры продолжали и весной 1918 искать компромиссные пути в отношениях с большевиками, пока созданием комбедов и изъятием хлеба у крестьян большевики не переполнили и их чашу терпения. Это вылилось в мятеж 6 июля 1918 – попытку спровоцировать военный конфликт с Германией с целью разрыва позорного Брестского мира и одновременно прекратить развертывание «социалистической революции в деревне», как именовали ее большевики (введение продразверстки и насильственное изъятие хлебных «излишков» у крестьян). Мятеж был подавлен, Партия левых эсеров раскололась на «народников-коммунистов» (просуществовали до ноября 1918) и «революционных коммунистов» (просуществовали до 1920, когда приняли решение о слиянии с РКП(б)). Отдельные группы левых эсеров не вошли ни в одну, ни в другую вновь образованные партии и продолжали вести борьбу с большевиками, требуя упразднения чрезвычайных комиссий, ревкомов, комбедов, продотрядов, продразверстки.

В это время правые эсеры, предложив еще в мае 1918 начать вооруженную борьбу с Советской властью с целью «водружения знамени Учредительного собрания» в Поволжье и на Урале, сумели создать (не без помощи восставших чехословацких военнопленных) к июню 1918 в Самаре Комитет членов Учредительного собрания (Комуч) во главе В.К.Вольским. Эти действия были расценены большевиками как контрреволюционные, и они исключили 14 июня 1918 правых эсеров из состава ВЦИК.

С этого времени правые эсеры вступили на путь создания многочисленных заговоров и террористических актов, участвовали в военных мятежах в Ярославле, Муроме, Рыбинске, в покушениях: 20 июня – на члена президиума ВЦИК В.М.Володарского, 30 августа на председателя Петроградской Черезвычайнно комиссии (ЧК) М.С.Урицкого в Петрограде и в тот же день – на В.И.Ленина в Москве.

Эсеровская Сибирская областная дума в Томске объявила Сибирь автономной областью, создав Временное Сибирское правительство с центром во Владивостоке и с филиалом (Западно-Сибирским комиссариатом) – в Омске. Последний – с одобрения Сибирской областной думы - передал в июне 1918 правительственные функции коалиционному Сибирскому правительству во главе с бывшим кадетом П.А.Вологодским.

В сентябре 1918 в Уфе на совещании антибольшевистских областных правительств и групп правые эсеры образовали коалиционную (с кадетами) Уфимскую директорию – Временное всероссийское правительство. Из 179 ее членов 100 были эсерами, многие известные деятели прошлых лет (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов) вошли в руководство директорией. В октябре 1918 Комуч уступил власть Директории, при которой был создан не располагавший реальным административными ресурсами Съезд членов Учредительного собрания. В те же годы на Дальнем Востоке действовало Правительство автономной Сибири, а в Архангельске – Верховное Управление Северной области. Все они, имевшие в своем составе правых эсеров, активно отменяли советские декреты, особенно – касающиеся земли, ликвидировали советские учреждения и считали себя «третьей силой» по отношению к большевикам и «Белому движению».

Монархические силы, возглавляемые адмиралом А.В.Колчаком, с подозрением относились к их деятельности. 18 ноября 1918 Директория была ими свергнута и образовано Сибирское правительство. Верхушка эсеровских групп, входившая в Директорию – Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов, А.А.Аргунов – была

арестована и выслана А.В.Колчаком из России. Все они добрались до Парижа, положив там начало последней волне эсеровской эмиграции.

Оставшиеся не у дел разрозненные эсеровские группировки попытались пойти на компромисс с большевиками, признав свои ошибки. Советское правительство временно использовало их (не правее центристов) в своих тактических целях. В феврале 1919 оно даже легализовало Партию эсеров с центром в Москве, но через месяц гонения на эсеров были возобновлены и начались аресты. Между тем, эсеровский Пленум ЦК попытался в апреле 1919 восстановить партию. Он признал ошибкой участие эсеров в Уфимской директории и в региональных правительствах, высказал отрицательное отношение к иностранной интервенции в России. Однако большинство собравшихся полагало, что большевики «отвергли основные принципы социализма – свободу и народовластие, заменили их диктатурой меньшинства над большинством и тем вычеркнули себя из рядов социализма».

С этими выводами согласились не все. Углублявшийся раскол в партии проходил по линии признания власти Советов или борьбы с ней. Так, Уфимская организация эсеровской партии в опубликованном в августе 1919 воззвании призвала признать большевистскую власть и объединиться с ней. Группа «Народ», руководимая бывшим председателем самарского Комуча В.К.Вольским, призвала «трудовые массы» поддержать Красную армию в борьбе с деникинцами. Сторонники В.К.Вольского в октябре 1919 заявили о несогласии с линией ЦК своей партии и о создании группы «Меньшинство партии эсеров».

В 1920–1921 во время войны с Польшей и наступления ген. П.Н.Врангеля ЦК партии эсеров призвал, не прекращая борьбы с большевиками, все силы отдать защите родины. Он отверг участие в партийной мобилизации, объявленной Реввоенсоветом, но осудил диверсии добровольческих отрядов

, совершавших рейды во время войны с Польшей на советскую территорию, в которых участвовали убежденные правые эсеры и прежде всего Б.В.Савинков.

После окончания Гражданской войны партия эсеров оказалась на нелегальном положении; численность ее резко уменьшилась, большинство организаций распалось, многие члены ЦК были в тюрьмах. В июне 1920 было создано Центральное Организационное бюро ЦК, объединившее уцелевших после арестов членов ЦК и иных влиятельных членов партии. В августе 1921 в Самаре состоялся последний в истории партии эсеров 10-й Совет партии, определивший в качестве ближайшей задачи «организацию сил трудовой демократии». К этому времени большинство видных деятелей партии, включая одного из ее основателей В.М.Чернова, уже давно были в эмиграции. Оставшиеся в России пытались организовать беспартийный Союз трудового крестьянства, заявляли о своей поддержке мятежного Кронштадта (где был поднят лозунг «За Советы без коммунистов»).

В условиях послевоенного развития страны эсеровская альтернатива этого развития, предусматривавшая демократизацию не только экономической, но и политической жизни страны, могла стать привлекательной для широких масс. Поэтому большевики поторопились дискредитировать политику и идеи эсеров. С большой поспешностью начали фабриковаться «дела» на не успевших уехать за рубеж бывших союзников и единомышленников. На основе абсолютно вымышленных фактов эсеров обвиняли в подготовке « всеобщего восстания» в стране, диверсий, уничтожения хлебных запасов и других уголовных действиях, именовали их (вслед за В.И.Лениным) «авангардом реакции». В августе 1922 в Москве состоялся суд Верховного трибунала ВЦИК над 34 представителями партии эсеров: 12 из них (в том числе старые деятели партии – А.Р.Гоц и др.) были приговорены к расстрелу, остальные получили тюремные сроки от 2 до 10 лет. С арестом в 1925 последнего состава ЦБ эсеровской партии, она практически прекратила свое существование в России.

В Ревеле, Париже, Берлине, Праге продолжала действовать эсеровская эмиграция во главе с Заграничной делегацией партии. В 1926 она раскололась, в результате чего возникли группы: В.М.Чернова (создавшего в 1927 «Лигу Нового Востока»), А.Ф.Керенского, В.М.Зензинова и другие. Деятельность этих групп к началу 1930-х почти замерла. Некоторое оживление вносили лишь дискуссии о событиях на родине: одни из уехавших полностью отвергали колхозы, другие – видели в них сходство с общинным самоуправлением.

В годы Второй мировой войны часть эсеров-эмигрантов выступала за безоговорочную поддержку Советского союза. Некоторые деятели эсеровской партии участвовали во французском движении сопротивления, погибли в концентрационных фашистских лагерях. Другие

– например, С.Н.Николаев, С.П.Постников – после освобождения Праги согласились вернуться на родину, но, получив «сроки», вынуждены были отбывать заключение до 1956.

В годы войны парижская и пражская группы эсеровской партии перестали существовать. Ряд лидеров перебрался из Франции в Нью-Йорк (Н.Д.Авксентьев, В.М.Зензинов,В.М.Чернов и др.). Там образовался новый центр эсеровской эмиграции. В марте 1952 появилось обращение 14 русских социалистов: трех партийцев

- эсеров (Чернов, Зензинов, М.В.Вишняк), восьми меньшевиков и трех беспартийных социалистов. В нем говорилось о том, что история сняла с порядка дня все спорные вопросы, разделявшие социалистов и выражалась надежда, что в будущей «послебольшевистской России» должна быть одна «широкая, терпимая, гуманитарная и свободолюбивая социалистическая партия ». Ирина Пушкарева ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Г.Д. Народничество в России в ХХ в. Идейная эволюция . М. , 1990
Янсен М. Суд без суда. 1922 год. Показательный процесс социалистов-революционеров . М. , 1993

Представители интеллигенции стали той социальной базой , на основе которой в конце XIX начале XX в. формировались радикальные политические партии : социал-демократов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Первые социал-демократические партии начали возникать в 80-90-х годах XIX в. в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались "Союзы борьбы за освобождение рабочего класса". Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха . Ни программа, ни устав не были приняты. Делегаты съезда были арестованы.

Новая попытка сплотиться в политическую организацию была предпринята Г.В. Плехановым, Ю.О. Цедербаумом (Л. Мартов), В.И. Ульяновым (Ленин) и др. С 1900 г. они начали издавать за границей нелегальную политическую газету "Искра". Она объединила разрозненные кружки и организации. В 1903 г. на съезде в Лондоне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). В программе предусматривалось два этапа революции. На первом программа минимум реализация буржуазно-демократических требований: ликвидация самодержавия, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. На втором - программа максимум осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

Однако идейные и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Л. Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров . Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно-демократических течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами . Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

Программа: Они были за самоопределение наций . Россия – демократическая республика. Диктатура пролетариата. Рабочий вопрос: 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверх работ. Аграрный вопрос: возврат отрезков, отмена выкупных платежей, национализация (Ленин)/ муниципализация (Мартов). Опора на студентов. Революционные методы, склонность к террору, «грабь награбленное».

Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков . Рупором партии стала нелегальная газета "Революционная Россия". Своей социальной опорой эсеры считали крестьян , однако состав партии был преимущественно интеллигентским . Лидером и идеологом эсеров был В.М. Чернов . В их программе предусматривалась экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в "социализации земли ", т.е. уничтожении частной собственности на землю, передачи ее крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство.

Программа партии эсеров выдвигала широкий перечень демократических преобразований : свободу совести, слова, печати, собраний и союзов, свободу передвижений, неприкосновенность личности и жилища; обязательное и равное для всех общее и светское образование за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение армии и замена ее народным ополчением.

Отдельные положения программы касались будущего политического устройства России. Предусматривалось установление демократической республики с широкой автономией областей и общин; признание права наций на самоопределение; прямое народное законодательство; выборность, сменяемость и подсудность всех должностных лиц; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет при тайной подаче голосов.

В экономической части программы эсеров намечалось решение рабочего вопроса : охрана духовных и физических сил рабочего класса, введение 8-часового рабочего дня, установление минимального размера оплаты труда, создание на каждом предприятии фабричной инспекции, избираемой рабочими и следящей за условиями труда и исполнения законодательства, свободы профсоюзов и др.

Оценивая Россию как аграрную страну, в которой преобладало крестьянское население, эсеры признавали, что главным вопросом грядущей революции явится аграрный вопрос . Решение его они видели не в национализации всей земли после революции, а в ее социализации , то есть в изъятии ее из товарного оборота и обращения из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние. Однако уравнительный принцип землепользования находился в прямом противоречии с реальной действительностью , поскольку исходя из потребительской нормы невозможно было определить наличные потребности в земле в разных районах страны, так как потребности крестьянских хозяйств были различны. В действительности никакого равенства в техническом оснащении крестьянских хозяйств не существовало.

Эсеры были уверены в том, что их социализация построена на психологии крестьянства, на давних его традициях , и она являлась гарантией развития крестьянского движения по социалистическому пути. При всех утопических издержках и отклонениях в сторону реформизма программа партии эсеров носила революционно-демократический, антипомещичий, антисамодержавный характер , а «социализация земли» представляла несомненное открытие эсеров, прежде всего В.М. Чернова, в области революционно-демократических аграрных преобразований. Их осуществление открыло бы путь к развитию фермерского крестьянского хозяйства.

Тактика эсеровских партий отражала настроение мелкобуржуазных слоев; неустойчивость, колебания, непоследовательность. Они активно поддерживали террор , что отличало их от других партий.

До 1905 года в Российской империи действовали только подпольные революционные партии. Легальная деятельность политических партий стала возможной только после провозглашения 17 октября 1905 года Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. Этим же Манифестом объявлялись выборы в Государственную Думу, за места в которой и стали бороться вновь созданные партийные организации.

«Русское собрание»

«Русское собрание» начинало свою деятельность в 1900 году как литературно-художественный клуб для приверженцев право-консервативных взглядов. Его первым председателем стал князь и писатель Дмитрий Голицын. В политическую партию оно оформилось только в 1906 году. «Русское собрание» никогда не участвовало в думских выборах, и его политическое влияние, в отличие от идеологического, было невелико, однако из него вышли некоторые лидеры других партий монархического и черносотенного толка, такие как Александр Дубровин, Владимир Пуришкевич, Владимир Грингмут. В начале 1-ой Мировой войны «Русское собрание» прервало политическую деятельность, а в 1917 году прекратило своё существование.

Программа партии основывалась на знаменитой триаде «Православие. Самодержавие. Народность». В ней значилось, что «православная вера должна быть господствующей в России, как непреложная основа русского просвещения и народного воспитания», «царское самодержавие – совершеннейшая форма правления в России», и «царь не может подлежать никакой ответственности ни перед кем, кроме Бога и Истории», а «Россия – едина и неделима, никакие автономии недопустимы».

Членами «Русского собрания» были представители знати, высшего духовенства, офицерства (до 1906 года, когда военным запретили состоять в политических организациях), консервативные публицисты. Среди них были известный издатель Алексей Суворин, вдова великого писателя Анна Достоевская. Симпатизировали «Русскому собранию» Виктор Васнецов и Николай Рерих.

«Союз русского народа»

«Союз русского народа» возник в 1905 году во время Первой русской революции с целью противодействия ей. У истоков «Союза русского народа» стояли врач Александр Дубровин, художник Аполлон Майков и его главный идеолог игумен Арсений (Алексеев), радикальные взгляды и поступки которого не раз вызывали гнев церковных иерархов.

Из-за разногласий в руководстве партии в 1908 году от неё отделился «Русский народный союз имени Михаила Архангела» под руководством Пуришкевича, а в 1912 году – «Всероссийский Дубровинский союз русского народа», который возглавил оттеснённый от руководства бывший председатель. Однако существенных отличий в программах этих партий не было. Во главе же «Союза русского народа» утвердился крупный помещик и известный публицист Николай Марков. До февральской революции 1917 года «Союз русского народа» был самой массовой политической партией России, однако вскоре после революции был запрещён.

Программа партии опиралась на триаду «Православие. Самодержавие. Народность». При этом зачастую подвергались резкой критике правительственные действия, в частности, Союз выступал против привлечения иностранного капитала. Российское общество члены Союза мечтали строить на основах соборности, отвергая как революционные потрясения, так и буржуазную демократию. «Союз русского народа» неоднократно обвиняли в раздувании антисемитизма, организации еврейских погромов и политических убийств.

Отношение к «Союзу русского народа» в высших кругах было неоднозначным. Его деятельности симпатизировали сам император Николай Второй, святой Иоанн Кронштадтский и многие представители высшего духовенства, включая будущего патриарха Тихона (Белавина). Однако премьер-министр Сергей Витте называл Союз «организацией обычных воров и хулиганов» и считал, что «порядочный человек не будет подавать им руки и постарается избегать их общества».

Русский монархический союз

Прообраз русского монархического союза – русская монархическая партия была основана в 1905 году. Долгое время эта организация была близка к «Союзу русского народа», и речь шла об их объединении, но затем разногласия между организациями усилились, и в 1909 был зарегистрирован Русский монархический союз. На первом этапе лидером партии был идеолог черносотенства Владимир Грингмут, а после его смерти – протоиерей Иоанн (Восторгов) и архимандрит Макарий (Гневушев). Позиции монархистов сильно пошатнулись в начале Первой Мировой войны после запрещения духовных лицам состоять в политических организациях, а также вследствие финансовых скандалов, в которых оказалось замешано руководство партии. После февральской революции партия была запрещена, а её лидеры подвергались арестам и были расстреляны в 1918 году.

Партия выступала за неограниченную монархию, против любых уступок парламентаризму, а либералов, наряду с революционерами, относила к врагам России. При этом монархисты подвергали резкой критике правительство (особенно когда им руководил Сергей Витте) и государственную бюрократию, стоящую, по их мнению, между государем и народом. Названием «черносотенцы» монархисты гордились: «Враги самодержавия назвали „чёрной сотней“ простой, чёрный русский народ, который во время вооружённого бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почётное ли это название, „чёрная сотня“? Да, очень почётное». При этом они отвергали террор и насильственные методы борьбы.

«Союз 17 октября» («Октябристы»)

«Союз 17 октября», крупнейшая в России либерально-консервативная партия, получила своё название в честь царского манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего некоторые гражданские свободы, в том числе, организации политических партий. Базой октябристов были помещики, крупные предприниматели, чиновничество и правая часть интеллигенции. Её лидером стал видный юрист Александр Гучков, председатель 3-й Государственной думы, которого впоследствии сменил крупный землевладелец Михаил Родзянко, председатель 3-й (после отставки Гучкова) и 4-й Государственной думы. В числе членов и сторонников партии были адвокат Фёдор Плевако, ювелир Карл Фаберже, географ и путешественник Григорий Грум-Гржимайло. Партия октябристов в Думе считалась опорой правительства Петра Столыпина. В 1913 году в стане октябристов произошёл раскол, и партия вскоре практически прекратила политическую деятельность. Однако её лидеры сыграли большую роль в февральской революции 1917 года и способствовали отречению Николая Второго, а впоследствии занимали важные посты во Временном правительстве.

Ключевыми пунктами программы «Союза 17 октября» было введение конституционной монархии, гарантии гражданских свобод, единство и неделимость России (право на автономию признавалось только за Финляндией).

Центристы

Прогрессивная партия

Прогрессивная партия была основана в 1912 году. Её предшественники, прогрессивно-экономическая и торгово-промышленная партии и торгово-промышленный союз, появившиеся в 1905 году, просуществовали недолго. Партию прогрессистов возглавили промышленник Александр Коновалов и крупный землевладелец Иван Ефремов. Большое влияние в ней имели одни из богатейших капиталистов братья Рябушинские. После февральской революции левые прогрессисты во главе с Коноваловым влились с ряды кадетов, а правые, под предводительством Ефремова, преобразовались в радикально-демократическую партию.

Партия прогрессистов выражала, в первую очередь, интересы крупного бизнеса. В политическом спектре её место было между октябристами и кадетами. Прогрессисты выступали за умеренные политические реформы, а их идеалом было государственное устройство, близкое к британскому, с конституционной монархией и двухпалатным парламентом, причём для депутатов и избирателей предполагался достаточно высокий имущественный ценз. Радикально-демократическая партия, организованная остатками прогрессистов после февраля 1917 года, выступала уже за президентскую форму правления с государственным устройством, близким к американскому.

Партия конституционных демократов (кадеты)

Конституционно-демократическая партия (другие названия – «Партия народной свободы» и просто «кадеты») была крупнейшей либеральной партией Российской империи. Она была основана в 1905 году на базе «Союза земцев-конституционалистов». Ядро партии составляла интеллигенция. Её лидером стал историк Павел Милюков, а среди её активных членов были учёные Владимир Вернадский и Пётр Струве, видный юрист, отец великого писателя Владимир Набоков и множество других известных представителей интеллигенции. Партия одержала победу на выборах в Первую Государственную думу, председателем которой был избран её член, профессор права Московского университета Сергей Муромцев. Вторую Думу возглавил другой кадет, юрист Фёдор Головин. Кадеты играли важную роль в Февральской революции 1917 года и занимали ключевые посты во Временном правительстве. Вскоре после Октябрьской революции конституционно-демократическая партия была запрещена. Впоследствии её лидеры пользовались большим влиянием в эмигрантских кругах.

Программа кадетов утверждала равноправие всех граждан России вне зависимости от пола, возраста, национальности, религии и социального происхождения, парламентскую демократию, разделение властей, гарантии личных свобод, федеративное устройство России с правом наций на культурное самоопределение, бесплатное школьное образование, 8-часовой рабочий день.

Трудовая народно-социалистическая партия

Партия народных социалистов (энесов) образовалась в 1905 году. Её идеология была близка к народничеству 19-го века – партия выступала за переход к социализму, опираясь на крестьянскую общину, минуя стадию капитализма. При этом энесы отвергали террор и другие насильственные методы. Партия народных социалистов состояла, по большей части, из левой интеллигенции и крестьян. Их лидером был известный экономист Алексей Пошехонов. После роспуска Второй Государственной думы в 1907 году и до февральской революции 1917 года политическая активность партии была почти не заметна, пока ей остатки летом 1917 года не объединились с трудовиками в Трудовую народно-социалистическую партию.

Трудовая группа (трудовики) возникла как объединение депутатов Первой Государственной думы, придерживавшихся народнических взглядов. В основном в неё входили депутаты из крестьян и деятелей земского движения, а также некоторая часть левой интеллигенции. Трудовики позиционировали себя как защитники интересов всех трудящихся: крестьян, рабочих и трудовой интеллигенции. После разгона первой Думы часть депутатов группы подверглась арестам, некоторые – эмигрировали. В последующих Думах трудовики были уже не столь многочисленны. В 1917 году они объединились с энесами в Трудовую народно-социалистическую партию. В 1918 году партия была запрещена.

Анархисты

Среди революционно настроенных граждан Российской империи идеи анархизма пользовались известной популярностью. Но крупной анархистской партии в России не существовало – жёсткая партийная организация противоречила самой сути этого вольнолюбивого учения. Анархисты признавали только «добровольное соглашение личностей в группы и групп между собою». Они не желали участвовать в выборах и деятельности Государственной думы. Существовало множество анархистских групп различных направлений, объединяющей фигурой для которых был князь Пётр Кропоткин, пользовавшийся у всех анархистов огромным авторитетом.

Наиболее влиятельная анархо-коммунистическая группа «Хлеб и воля» (хлебовольцы) была создана анархистскими эмигрантами в Женеве в 1903 году. Они мечтали не только о свержении царизма, но и об упразднении государства вообще, а будущее страны видели как свободное объединение вольных коммун. Хлебовольцы призывали к массовым забастовкам и революционным выступлениям, но при этой отвергали террор. В противовес хлебовольцам, группа «Чёрное знамя» (чернознаменцы), лидером которой был литератор Иуда Гроссман, считала экспроприации и террор против любых «буржуев» основным средством революционной борьбы.

Социалисты-революционеры (эсеры)

Партия социалистов-революционеров (эсеров), выросшая из народнических организаций конца 19-го века, долгое время была самой массовой и самой радикальной из социалистических партий. Датой рождения партии можно считать 1901 год, однако её программа окончательно оформилась только в начале 1906 года. Лидером партии эсеров был профессиональный революционер Виктор Чернов. После февральской революции численность эсеров превысила миллион, а во главе Временного правительства в июле стал эсер Александр Керенский. Они получили большинство на выборах в Учредительное собрание, которое было разогнано большевиками. После этого правые эсеры боролись с Советами, а отколовшиеся от партии левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой фактически примкнули к новой власти и ещё несколько лет сохраняли относительную самостоятельность.

Помимо политического крыла у партии эсеров была боевая организация, которую возглавляли Григорий Гершуни, Евно Азеф (разоблачённый впоследствии как агент охранки) и Борис Савинков. Самыми известными террористическими актами эсеров были убийство министров внутренних дел Дмитрия Сипягина Степаном Балмашёвым и Вячеслава фон Плеве Егором Сазоновым, а также Великого князя Сергея Александровича Иваном Каляевым.

Программу социалистов-революционеров лучше всего характеризует лозунг «Земля и воля». Они выступали за национализацию земли, запрет её купли-продажи и наделение земельными наделами всех желающих в объёме, который можно обработать собственным трудом. Неудивительно, что наибольшую популярность эта партия обрела среди крестьянства. Эсеры выступали за самые широкие политические свободы и декларировали право народов на самоопределение.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

РСДРП была нелегально основана в 1898 году. У её истоков стоял видный философ Георгий Плеханов. В 1903 году партия раскололась на 2 группы – большевиков (которые на том съезде оказались в большинстве) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным и более умеренных меньшевиков, лидером которых стал Юлий Мартов. Примкнул к меньшевикам и Плеханов. Большевики склонялись к революционным методам борьбы, а меньшевики предпочитали легальную деятельность. Фактический раскол на 2 партии произошёл в 1912 году, но формально большевики окончательно отмежевались от меньшевиков и выделились в отдельную партию весной 1917 года.

Ко времени февральской революции меньшевики были многочисленнее и влиятельнее большевиков. Их представители входили во Временное правительство. Вместе с эсерами они контролировали большинство советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Большевики от сотрудничества с Временным правительством отказались и взяли курс на подготовку вооружённого восстания, которое и осуществили 25 октября 1917 года. Меньшевики осудили Октябрьскую революцию. Впоследствии многие их лидеры (Мартов, Ираклий Церетели, Павел Аксельрод) оказались в эмиграции, а значительная часть рядовых членов предпочла сотрудничать с большевиками. С 1918 по 1921 год меньшевики находились у власти в Грузии.

РСДРП сочетала легальную деятельность (её представители были в Государственной думе) с революционной борьбой. У партии было 2 программы: программа-минимум и программа-максимум. Первая предусматривала установление демократической республики, расширение прав трудящихся (установление 8-часового рабочего дня, социальное страхование), гражданские свободы, реализация права наций на самоопределение. Целью программы-максимум была социалистическая революция, отмена частной собственности на средства производства и установление диктатуры пролетариата.

Национальные

Политические программы национальных партий Российской империи, как правило, мало отличались от программ центральных партий, за исключением акцентирования вопроса о национальной автономии или независимости.

«Бунд»

«Бунд» (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) действовал, в основном, в западных губерниях Российской империи. Взгляды бундовцев были близки к программе РСДРП, и некоторое время «Бунд» входил в её состав как автономная организация, поначалу склоняясь к большевизму, а затем перейдя на сторону меньшевиков. Бундовцы выступали против эмиграции евреев в Палестину, противопоставляя этому создание национально-культурных автономий в местах компактного проживания евреев.

«Мусават»

«Мусульманская демократическая партия Мусават» (это слово в переводе означает «равенство») была основана в Баку в 1911 году и стала самой влиятельной азербайджанской партией, пользующейся широкой поддержкой различных слоёв населения. Её лидером стал писатель и журналист Мамед Эмин Расулзаде. Первоначально её члены стояли на позициях пантюркизма и мечтали о создании единой с Турцией Туранской империи, но впоследствии умерили свои требования и, после объединения с «Тюркской партией федералистов», настаивали лишь на автономии в составе России. Они также выступали за республиканскую форму правления, гражданские свободы, всеобщее бесплатное образование и социальные гарантии.

«Дашнакцутюн»

Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» была создана в 1890 году в Тифлисе. Главной её целью было освобождение Турецкой Армении из-под власти Османской империи или, как минимум, установление армянской автономии. Для этого планировалось использовать все средства, включая террор. В начале 20-го века «Дашнакцутюн» стала активно участвовать и в российском революционном движении. В числе их требований были установление демократических свобод, передача всей земли крестьянам и создание национальной автономии. В 1918-1921 годах, до установления советской власти, «Дашнакцутюн» была правящей партии Армении.

«Белорусская социалистическая Громада»

«Белорусская социалистическая Громада», первая политическая партия Белоруссии, была создана в 1902 году на основе национальных студенческих кружков. Целью партии было создание белорусской автономии, а впоследствии даже создание национального государства. Социально-экономическая программа партия поначалу была близка к меньшевистской, а затем – к эсеровской.

«Украинская социал-демократическая рабочая партия»

Первая украинской политической партией стала «Украинская революционная партия», основанная в 1900 году. Но несколько лет спустя она раскололась на несколько частей, самой крупной из которых стала «Украинская социал-демократическая рабочая партия» (УСДРП). Её лидером был писатель и художник Владимир Винниченко, а в руководящий состав входил Симон Петлюра, в те годы работавший учителем и журналистом. Программа УСДРП была очень близка к меньшевистской. После Октябрьской революции левое крыло партии поддержало большевиков, а правое взяло курс на создание независимого украинского государства.