Манчкин классический. ЧАстые ВОпросы по настольной игре «Манчкин. Список расширений и дополнений, или Что же такое «Манчкин»

Что такого во всех этих коробочках и для чего они нам нужны.

Манчкин – это карточная настольная игра разработанная Стивом Джексоном на базе классических правил ролевой системы D&D (Подземелья и Драконы). Вкратце: у вас есть персонаж, у персонажа есть раса, класс и уровень, мощь вашего персонажа зависит от его уровня и бонуса, который дают надетые шмотки (оружие, броня, ездовые питомцы, наёмники). Сюжет игры до безобразия прост – вы, в компании своих друзей спускаетесь в подземелье (а иногда выходите в море, или даже ступаете на борт космического корабля!) и ищите приключения на свою пятую точку, попутно вынося все что двигается, собирая всякий хлам и подставляя своих соратников! Цель игры – первым достичь 10-го уровня (конечно если вы играете не по Эпическим правилам, там аж 20-й!)

Так, ну теперь вроде все в курсе того, что из себя представляет Манчкин, приступим к дополнениям!

Манчкин 2: Дикий топор

В этом дополнении содержится новая раса «Орк», весьма интересная механика которого понравится многим Манчкинистам! Орки невосприимчивы к проклятиям! Ну… или почти невосприимчивы, если на орка начинает действовать какая-либо гадость, он может избавиться от назойливого эффекта всего лишь сбросив одну шмотку! Кроме того, если Орк в одиночку побеждает монстра , превосходя того более чем на 10 очков – он получает дополнительный уровень!

Дополнение делает игру более динамичной и разнообразной, вводя такие карты как «Гигантский Скунс» или «Санта».

Манчкин 3: Клирические ошибки

На самом деле, это самое бесполезное дополнение! Да еще и переведенное просто отвратительно! Ну кто додумался перевести Vorpal Blade, как «Ворпал-клинок»? Многие почитатели вселенной Warhammer найдут сотни вариантов более интересных переводов! Но перейдем к нововведениям:

Новый класс «Бард» - позволит игрокам не просто попросить помощи в бою, но принудить к ней! Чем-то похож на Акцент Француза из Пиратского Манчкина, только для принуждения, в отличие от Француза, придется сбросить 3 карты с руки! Кроме того, каждый раз, побеждая монстра, Бард берет на одно сокровище больше.

Кроме того, в игре появляется новая раса – Гном! Гном очень похож на Халфлинга, у него так же есть штраф -1 на смывку и большинство монстров воспринимают Гнома как Халфлинга – это минут! Однако , в отличие от своих мохнатоногих собратьев, гномы более враждебны, во время боя, гном может вытащить с руки монстра и положить его рядом с собой, при этом получив бонус в размере уровня монстра! Этого монстра можно прокачивать как и обычного, навешивая на него кучу эффектов, но в конце боя он уходит в сброс – в конце концов , это всего лишь иллюзия!)

Манчкин 4: Тяга к коняге

Одно из наиболее интересных дополнений! Теперь наши любимые персонажи получили в свое распоряжение ездовых питомцев: оседлайте Огромную ездовую курицу, или же медлительную Древнюю Черепаху! А может вам больше по нраву Волк или Тигрик! И даже огромный злобный Дракон сможет стать вам боевым соратником!

Питомцы являются «Большой Шмоткой», хотя при этом они же и дают возможность носить на одну большую шмотку больше… зачем это было сделано, я так и не понял… но не суть… Питомцев можно прокачивать (за исключением Дракона, он и так уже слишком крутой!), можно переманивать, а если повезет – даже ездить на нескольких сразу (Как? Даже не спрашивайте, Манчкин уже давно сломал все законы физики!).

Наемнички – помните, в базовом манчкине была такая карта, наемничек позволял нам носить на одну большую шмотку больше! Теперь же наемнички получили классы, например , если вы маг, и взяли к себе наемничка-воина, то он позволяет вам взять одну шмотку с ограничением «только для воина»! Интересная особенность, правда?

Манчкин 5: Слудопуты

Новое дополнение, в котором нам становится доступен еще один класс (напомню, что ранее были введены 2 расы – Гном и Орк, и один класс - Бард) – это Рэйнджер.

Рэйнджер имеет бонус «+2», когда вступает в бой в роли помощника. Так же Рэйнджер умеет приручать монстров и делать их своим транспортом. Приручить можно только одного монстра из текущего боя, для этого требуется сбросить своего нынешнего скакуна , и столько карт с руки, сколько сокровищ получишь за победу над приручаемым монстром – это и становится бонусом нового скакуна.

Манчкин 6: Безбашенные подземелья

Это самое маленькое, по количеству карт, дополнение, но это не лишает его интересности!

В «Безбашенных подземельях» в игру вводится новая, третья колода «Обстановка». Она состоит из двойных карт (т.е. карты по размеру в два раза шире обычных). В колода дверей вмешиваются, так называемые, карты Порталов, вытянув такую карту, игрок берет одну карту из колоды Обстановки и выкладывает ее на стол, эффект этой карты действует на всех игроков, он может быть как положительный, так и отрицательный! Помните, что в игре может действовать сразу несколько карт Обстановки, тем самым затрудняя или облегчая жизнь Манчкинов!

Манчкин 7: Двуручный чит

Это дополнение для усиления усилителей и смешивания версий! Звучит как-то дико… На самом деле все очень просто – в эту коробочку вошли сразу два оригинальный дополнения: «Munchkin Blender» и «Munchkin 7: More Good Cards»!

«Munchkin Blender» - это дополнение призвано более плавно смешать несколько разных наборов Манчкина, например Пиратский, Базовый и Супер! Да, Манчкины с разными механиками он тоже позволяет смешать, и в этом его самый главный бонус!

«Munchkin 7: More Good Cards» , мы получаем возможность усилить сами усилители! Да-да, вы не ослышались, теперь все разовые шмотки, дающие бонусы, тоже можно усилить!

В этом (2013) году, Hobby World готовится локализовать еще одно дополнение – « Munchkin 8 – Half Horse, Will Travel »! Над переводом названия я задумываться не буду, лучше расскажу что же такого интересного будет в этом дополнении:две новые расы – Кентавр (который сможет носить две пары ботинок) и Ящер (Lizard Guy). Так же появится новый класс – Зачарователь (Enchancer), способный улучшать вещи. Более подробно об этом дополнении смогу рассказать после его релиза!

Так, с дополнениями разобрались, теперь перейдем к различным вариациям!

Пиратский Манчкин – подземелья, подземельями, а морские просторы еще ни кто не отменял! Настала пора и их исследовать! В Пиратском Манчкине нам предстоит выступить в роли бравых мореплавателей, сразить Зеленую бороду и злобного Адвоката, прокачать собственный Бутыринг или Фрегат!

В Пиратском Манчкине нам становятся доступны 3 класса: Пират, Флотский и Торговец. У каждого свои плюшки и каждый по своему хорош!

Так же, вместо рас, появляются акценты, на самом деле, они действуют так же как и расы, но при смешивании их лучше разделить, и сделать в игре 3 параметра: класс, раса и акцент. Акценты, присутствующие в игре: британец, испанец, француз и голландец.

А еще, в Пиратском Манчкине сразу же присутствуют ездовые питомцы (которые в базовом вводятся только в 4-м дополнении), а корабли!

Супер Манчкин – надоело быть пиратом и космодесантником? Захотелось Супер-силы? Манчкин спешит на помощь, попробуй себя в роли Бэтмена или Человека-паука! Примерь костюм Зеленого Фонаря и стань на защиту планеты в роли Супермена!

В Супер Манчкине нам представлена возможность усилить способности своего персонажа за счет мутаций, дать ему новые просторы для эволюции и собрать сумасшедшую комбинацию из Россомахи, Факела и Халка. Это прикол над вселенными DC и Marvel. Именно здесь, впервые появляется параметр «Сила»!

Звездный Манчкин – по подземельям побегали, все моря от нечести избавили, теперь пора и в космос слетать, отбить родную Землю от злобных инопланетян!

В Звездном манчкине нам доступны 4 класса: купец, голохотник, психо и гаджестянщик/

Голохотник имеет право взять одну дополнительную карту двери, за помощь другому игроку в убийстве монстра.

Купец может обменять одну свою шмотку, на шмотку, лежащую верхней в сбросе, при условии одинаковой стоимости этих шмоток.

Гадженстянщик может избавиться от ловушек, сбросив две карты с руки.

А Психо мполучает бонус «+2» если сражается один, без помощи других игроков , а так же может подсмотреть карты другого игрока или же верхнюю карту в любой из колод.

В данном наборе присутствуют три расы: Киборг – не может быть 1-го уровня, если киборга убивают, он может сбросить два уровня или же упасть до 2-го уровня и сохранить себе жизнь.

Котейка –котейки могут вскрыть еще одну дверь, если в первой не встретили монстра.

Мутант – может сбросить две карты одного типа и взять новую карту того же типа, а так же он может носить две Обувки или два Головняка, или 3-е оружие в руке.

На самом деле ничего сверх естественного в этом наборе нет, все тоже самое, только называется подругому…
Манчкин Зомби дает нам возможность побывать в шкуре мертвяка, охотящегося за мозгами живых!

В данной вариации манчкина у нас не будет ни класса, ни расы! Взамен них у нас появляется параметр «Моджо», на самом деле это практически тоже самое что и раса, их всего три: Атомный, Заразный и Вуду-зомби.

Кроме Моджо у нас (как и в Супер-манчкине) появляется параметр «Сила», ее мощь не должна превышать уровень игрока, и при этом игрок может одновременно иметь несколько «Сил».

Виды «Сил»: Мощный, Гниющий, Быстрый, Стойкий, Скрытный, Умный. Особо много бонусов они не дают, но жизнь облегчают прилично!

Манчкин-ФУ – вариация Манчкина на тему Восточных Единоборств. Тут расу нам заменила техника боя, такая, например , как «Кунг-Фу Пера». Классы же нам доступны тоже восточного типа: Самурай, Ниндзя, Якудза и Монах.

В манчкин Фу, как и в других манчкинах , тоже ввели тип монстра (Андед в Классическом, Акула в Пиратском…) - «Гонконгский монстр», так же как и все остальные, она дает возможность подкидывать в бой монстров, не используя карту «Бродячая тварь».
Манчкин Ктулху

Все принцессы освобождены из подземелий? Морские глубины уже не кишат злобными монстрами? И даже орбита нашей планеты освобождена от гнета инопланетян? Тогда пришла пора встретиться лицом к лицу со злобными порождениями фантазий Говарда Лавкрафта!

В Манчкин Ктулху нам становятся доступны 4 класса: Сыщик, Монстробой, Культист и Профессор.

Расы здесь вообще отсутствуют, как и любые подобные им заменители. Есть конечно карты типо «Герой киношного формата», дающие некоторые бонусы… но это просто приятная плюшка, да и не так их много…

Этот набор будет более чем приятным дополнением к любой колоде!
Ну вот мы и добрались до апогея манчкинизма – Манчкин Апокалипсис!

Закончились баталии с невиданными монстрами, порождениями морских глубин, не известной инопланетной угрозой и приспешниками Ктулху? Но ваши приключения еще не закончились, ибо наступил Апокалипсис и Четыре Коняшки Апокалипсиса уже спешат навести ужас на всей планете!

Что же у нас тут нового, на смену Воинам, культистам и Монахам пришли четыре новых класса: Ополченец (может отменять сыгранные катастрофы, сбросив 2 карты с руки), Учёный (может поменять карту с руки, на новую из противоположной колоды), Блогер (теряя уровень берет одну карту сокровищ, а если открывается печать – одну карту дверей) и Школота (не может умереть, по этому любая смерть заменяется потерей уровня)! Все , они прекрасно лягут в связку с любым и вариантов манчкина и весьма живописно разнообразят игру.

В колоде дверей, кроме классов, у нас появилось еще пара интересных карт: «Андед» - дает +5 монстру и делает его Андедом, теперь их стало больше и способность «Толпа Зомби» будет срабатывать чаще; монстры «Архаровцы» при непотребстве заставят вас отдать все свои разовые шмотки соседу; непотребство «Грызунов необычных размеров» подарит всем, кроме проигравшего по сокровищу, а «Инвестор» запретит игрок покупать уровни за шмотки, пока он не умрет! Да, и против нас наконец то выступит сам «Великий Ктулху», обладающий очень интересным непотребством – каждый манчкин, не пойманный Ктулху, получает уровень!

Таком образом, взаимодействия между игроками стали более тесными и, порой, стоит помочь кому то победить монстра, иначе за провал придется отвечать всем!

Колода сокровищ тоже претерпела изменения – здесь у нас появились карты с модификатом «Усилитель шмотки», которые предназначены для апгрейда вашего оружия. А так же множество шмоток, типо «Попугая» из Пиратского Манчкина и «Медали» из Базового, у которых нет определенного места, на которое их надо цеплять! Такими, например , являются «Боевая раскраска» с бонусом +1 и +1 к смывке, и «Полипес» - бонус +3 (для школоты +4).

В игру введена третья колода – «Сивучати». Она представляет собой 12 карт, описывающие варианты 7 печатей (по мнению Стива Джексона), снятых Агнцем с запечатанной книги. Эти «Сивучати» влияют на всех игроков на протяжении всей игры, и открыв 7-ю игра будет закончена!

Таким образом , Манчкин Апокалипсис получился более хардкорным и вынуждает игроков более тесно общаться, а порой даже создавать кооперативы для сражения в большими монстрами!

Игра "Манчкин" – локализация настольной карточной игры Munchkin. На русском языке игра, как ни старайся, приобретает новое звучание, но остаётся по-прежнему азартной, динамичной и злорадной. Ролевое зубоскальство по простым, но местами намеренно туманным правилам подвергает насмешкам благородных эльфов, мудрых магов, отважных воинов и мохноногих хафлингов.

Клирики бьются с андедами, воры подрезают своих соперников в разгар боя, гигантские Кальмадзиллы и мерзкие Лицесосы стремятся отравить или отнять геройские жизни ваших манчкинов, но так, на расслабоне, без долгих речей и многочисленных бросков разногранных костей, принятых в D&D, GURPS и прочих равенлофтах.

Об игре

Итак, настольная игра "Манчкин" – это ролевая игра по форме, пародия по содержанию. Манчкины игроков ходят по подземелью, вытаскивают на свет божий тамошних чудовищных обитателей и либо раскаиваются в этом, либо получают за победу новые уровни и сокровища. Исход каждого подобного приключения (боя, короче) зависит от того, кто с чем на бой вышел. У игрока это уровень и бонусы/штрафы от шмоток, класса, расы и проклятий. У монстра это уровень плюс карты-усилители и разовые шмотки. Откуда шмотки у монстра? В Вашем бою могут принять участие и завистливые соперники: они могут помогать монстру и ослаблять вас. Поэтому, хотя в "Манчкин" и можно играть вдвоём, наберите на матч побольше народу: на руках будет больше проклятий, усилителей и зелий, которыми так легко изменить баланс сил в бою в любую сторону, и бдительные завистники не дадут никому из Вас выйти в единоличные лидеры гонки к 10-му победному уровню.


При создании настольная игра "Манчкин" была направлена на молодёжную аудиторию, знакомую с ролевыми играми. Тем не менее, играть в игру "Манчкин" можно в любом возрасте, кроме совсем уж нежного, в котором некоторые шутки Стива Джексона могут показаться чересчур солёными. А так фэнтези-приключение с мужественными/женственными героями, невероятными ситуациями, неописуемо жуткими невыразимыми монстрами и огромными сокровищницами понравится любому человеку с широким кругозором и здоровым чувством юмора.

Как играть


В начале партии игроки начинают как обычные люди своего пола (да-да, в игре есть даже различие полов!) первого уровня. В ваш ход вы выбиваете дверь, то есть переворачиваете верхнюю карту колоды дверей, и выполняете условия, написанные на карте. Если же это карта монстра, то вам не повезло и придётся вступить с ним в бой. Когда сила игрока больше или равна силе монстра, тогда игрок побеждает и может взять столько карт сокровищ, сколько указанно на карте с монстром. Во время боя другие игроки могут помогать товарищу и вступить с ним в бой, или же мешать и всячески усиливать вылезшего врага. Если игрок побеждает в бою, то он получает один уровень. В течение партии игроки будут применять на себя разные классы и профессии, менять свой пол, напяливать различные шмотки, пить подозрительные зелья, а также сражать самых разнообразных монстров!

Как расширить колоду?

Главной особенностью настольной игры "Манчкин" является её многообразие. Вы можете встретить самые разнообразные сеттинги "Манчкина" и их все можно, и даже нужно, мешать между собой! Выучите новые боевые искусства, примерьте на себя пиратскую повязку, отправьтесь в космическое путешествие – ваши партии станут более разнообразными и интересными, вы встретите на своём пути неожиданных монстров, но, конечно же, вы найдёте, чем нанести ответный удар!

А кто победил?

Всё очень просто, победителем становится тот манчкин, который смог первым достигнуть, всеми правдами и неправдами, десятого уровня.

На сайте Заметки новосибирского настольщика появилась любопытная статья, в которой описываются все дополнения к классическому Манчкину . Я, конечно, более-менее следил за их появлениями, но, честно говоря, уже подзабыл, что их так много. И ведь мы не говорим о всяких спин-оффах типа Манчкинов про шпионов, пиратов, ктухлу и т.п.

Что-то в последнее время меня ностальгически потянуло на манчкинскую тематику… но данный конкретный обзор был обещан уже двум людям, а обещания надо выполнять.

От популярности карточного «Манчкина» в России никуда не деться, и локализация дополнений к нему ожидалась уже очень и очень давно. В настоящий момент дело наконец сдвинулось с мёртвой точки: «СМАРТ» на своём сайте начал продажу первого дополнения, и по весне обещается выход ещё двух-трёх. По их переводу производились даже консультации с играющей общественностью — правда, странно и криво, так что я не верю в их действенность — но всё же какой-никакой шаг вперёд…

Давайте посмотрим, что можно найти в этих дополнениях и как они влияют на игру. Нумерация их начинается с двойки: единица молчаливо зарезервирована за базовой коробкой. Все дополнения предназначены только для игры вместе с базовыми колодами, их самостоятельное применение невозможно.

Munchkin 2: Unnatural Axe

На момент написания обзора локализован под названием «Дикий топор». Содержит 112 новых карт плюс несколько чистых (как Двери, так и Сокровища) для реализации собственных творческих замыслов.

Механика игры принципиально не меняется: просто добавлены новые монстры, шмотки, зелья и проклятия. Можно отметить, что у многих вводимых здесь монстров имеется тот или иной «долгоиграющий» эффект. Например, Гигантский Скунс (Giant Skunk) в случае победы над манчкином обвоняет ему одежду и доспехи, так что бедняге никто не поможет в бою до тех пор, пока он не избавится от этих вещей. 🙂 Ситуация осложняется ещё и тем, что продать их за уровень теперь можно только по половинной цене (кому нужна такая вонища?). Другой пример: Санта (Santa), одолев манчкина, занесёт его в Список Плохих Детей, после чего тот никакими способами не сможет получать карты Сокровищ (даже в дар от других игроков!), пока не одолеет какого-нибудь монстра в одиночку.

В дополнении вводится новая раса — Орк. Орки являются коренными жителями подземелий и прокляты от начала времён… поэтому они меньше других подвержены проклятиям. Орк при желании может просто сбросить один уровень и не обращать на проклятие никакого внимания (если только не находится на первом уровне). Кроме того, побеждая монстра в одиночку с превосходством более чем на 10, Орк поднимается на один дополнительный уровень.

Для сохранения игрового баланса при увеличении колоды в набор включены дополнительные экземпляры карт из базовой игры, но с новым артом.

Munchkin 3: Clerical Errors

Это дополнение также содержит 112 карт и принципиально ничем не отличается от предыдущего. Новые монстры, новые шмотки и т.п. Игровая механика никак не модифицируется. Новшества заключаются в том, что вводится один новый класс (бард) и одна новая раса (гном).

Бард (при некоторой удаче) может уболтать любого другого манчкина помочь ему в бою. Чтобы попытаться, нужно сбросить три карты и бросить кубик. Если Бард выбросил не меньше, чем убалтывемый, то придётся помогать. 🙂 Кроме того, побеждая монстра (-ов) на своём ходу с помощью или без, Бард берёт на одно Сокровище больше положенного и затем из доставшихся ему таким образом карт должен сбросить одну.

По поводу новой расы нужно прокомментировать: что бы там не бубнили учителя русского языка и литературы на школьных уроках, а в части мифологической традиции русский язык не просто беден — он нищ. В нём просто нет разных слов для обозначения двух совершенно разных волшебных народов, и даже то что есть, употребляется обычно неправильно. «Dwarf», традиционно переводимый словом «гном», — это на самом деле представитель подземного народа, кряжистого и сильного, искусного в горном деле и кузнечном мастерстве. «Gnome» же, который собственно и есть настоящий гном, — это один из Маленьких Человечков, народа слабого, но хитрого и коварного, весьма сведущего в магии обмана и иллюзий. В локализации базового «Манчкина» поступили совершенно правильно (хотя вряд ли осознанно) и просто транскрибировали «Dwarf» как «Дварф». А в этом дополнении появились Гномы.

Гном во многом подобен Хафлингу, он тоже имеет «-1 к Смывке», и почти все монстры реагируют на него, как на Хафлинга. Но если Хафлинги имели преимущество в торговле, то Гномы куда опаснее в бою. Сражающийся Гном может выложить из руки монстра, и тот даст ему бонус, равный своему уровню. Его можно прокачать или ослабить, точно как обыкновенного монстра. А после боя он исчезнет: это была лишь иллюзия…

Для сохранения баланса и здесь включены экземпляры «старых» карт. Их уже довольно много: расы-классы занимают треть колоды Дверей.

Munchkin 4: The Need for Steed

Ещё 112 карт, главным образом Двери. А вот это дополнение не похоже на два предыдущих. Здесь нет новых рас и классов, зато вводится новая игровая механика! Помимо того, что каждый персонаж может иметь расу и класс (как мы помним, иногда даже по несколько), он теперь может разъезжать по исследуемому подземелью на собственном скакуне (Steed). Да, иногда даже не на одном. 🙂

Скакуны являются шмотками и обычно можно иметь лишь одного скакуна (однако есть карты, перекрывающие данное правило). Они дают бонусы как боевого, так и небоевого характера, так что весьма полезны. Курица в качестве скакуна, к примеру, даёт в бою всего «+1» (что она там может сделать — клюнуть?), зато пятой точкой чует любую опасность и не знает себе равных в удирании от неё. 🙂 Все броски на смывку будут автоматически удаваться её хозяину.

Как следствие, это дополнение содержит немало карт, которые позволяют усиливать, ослаблять и переманивать скакунов, как своих, так и чужих.

Кроме того, здесь можно найти некоторое количество карт подручных (Hirelings). Такие уже встречались в базовой игре и предыдущих дополнениях, но в данном расширении их особенно много.

Munchkin 5: De-Ranged

Ещё 112 карт,

этакое накопительно-балансирующее дополнение. Здесь вводится новый класс (напомню, что дополнения 2-3 ранее ввели две расы и один класс) и куча шмоток с модификаторами, влияющих на всё то,что появилось здесь и ранее.

Новый класс называется Ranger. В данном контексте можно понимать как «следопыт», «бродяга»… а можно так и оставить Рейнджером. Я бы оставил. В любом случае, при локализации неминуемо потеряется юмор одного из свойств этого класса, именуемого «Ranged Support». Оно заключается в том, что помогая кому-то в бою, Рейнджер автоматически имеет бонус «+2». Другое свойство заключается в том, что Рейнджер может приручать монстров, разъезжая на них, как на скакунах.

Приручить можно одного монстра из боя на своём ходу. Для этого нужно сбросить прежнего скакуна (если был) плюс число карт, равное числу Сокровищ полагающихся за одоление приручаемого. Это число и становится боевым бонусом нового скакуна. Его нельзя продавать, дарить или меняться им на что-то с другим игроком.

Munchkin 6: Demented Dungeons

Здесь всего 36 карт, но это карты в высшей степени необычные. Всё это дополнение является одним сплошным изменением игровой механики!

Двадцать карт имеют двойной размер и вообще новый тип — это Подземелья. Каждая описывает некоторый эффект, действующий на всех участников разом. Причём эффект может быть трояким: что-то происходит при появлении этой карты в игре, что-то действует постоянно, пока она активна, что-то происходит, когда она уходит в сброс. Ниже вы видите карту «Подземелья Смертельно Смертоносной Смерти»: пока она активна, к непотребству каждого монстра автоматически добавляется смерть. А если монстр и так имел смерть в своём непотребстве, то придётся ещё и уровень потерять!

Справа приведены примеры двух карт порталов — это из оставшихся 16. Они имеют обычный размер и втасовываются в колоду Дверей. Порталы, как нетрудно догадаться, позволяют перемещаться между Подземельями. Например, «Ходим кругами» добавляет к уже активным картам ещё одну, из числа сброшенных ранее — совершенно верно, в игре может быть одновременно несколько карт Подземелий. А «Подземелье зачищено!» разом поднимает всех на один уровень и требует сбросить одну из активных карт Подземелий (если активна только одна — поменять её на новую).

Munchkin 7: More Good Cards

Небольшое дополнение (56 карт) двоякого характера. Во-первых, сюда включили много карт из «Munchkin Blender» — набора, предназначенного для смешивания «манчкиновских» игр различных тематик, — но с новым артом. И то верно: если пользоваться многими дополнениями, то многие «блендеровские» идеи становятся актуальными.

Во-вторых, при составлении данного расширения были учтены данные интернет-опроса на сайте Steve Jackson Games. Что называется, «по просьбам трудящихся» были добавлены некоторые карты или придуманы новые, на схожую с желаемой тематику.

Никаких новшеств в игровую механику это дополнение не вносит и новых рас/классов не содержит. Им не рекомендуется пользоваться без хотя бы двух дополнений из числа описанных выше.

Munckin Dice

Это не то чтобы чистое дополнение — это скорее нечто среднее между дополнением и игровым аксессуаром.

Если говорить об игровых аксессуарах, то «Munchkin Dice» содержит шесть больших костей-десятигранников для отсчёта игровых уровней. (Не путать с «Wicked Munckin Die», описанным : там был один десятигранник с бонусами и артом, а здесь шесть штук обычных кубиков). И, раз уж в игре появились кубики, Стив Джексон не был бы Стивом Джексоном, если бы не нашёл им альтернативного применения. 🙂 Нет, бонусов они не дают. Но…

На своём ходу до вынесения Двери можно скинуть себе один уровень и бросить десятигранник. Специальная таблица, входящая в комплект, определяет, чего игрок за это получит. Далеко не факт, что оно окажется полезным… но никто же не заставлял это делать, верно?

Если же говорить о дополнении, то по этой части комплект содержит 14 новых карт. Немного, верно. Зато карты очень интересные. Здесь моей любимой картой является «Rocks Fall, Everyone Dies»: «Играй эту карту, потерпев поражение в бою. Все остальные теряют один уровень. Исключение: если в результате поражения ты УМЕР, то все остальные тоже умирают». 🙂

Не так давно большинство людей не знали никаких настольных игр, кроме «Монополии». Сейчас же среди как матёрых настольщиков, так и простых любителей поиграть в компании практически нет тех, кто не играл бы в «Манчкин». Тем удивительней, что он задумывался как пародия на фэнтезийные ролевые игры - то есть продукт «для своих», способных оценить юмор и отсылки. Давайте попробуем проследить путь серии, которой в этом году исполняется пятнадцать лет.

Манчкинство (иногда манчкинизм или манчкиния) - использование внутриигровых правил или ресурсов в ролевой или компьютерной игре не предусмотренным создателями игры образом ради получения явной выгоды. Название происходит из книги «Волшебник страны Оз» - munchkin’ами в оригинале назывались жевуны.

«Манчкин» появился на стыке тысячелетий - в 2001 году. Опытный геймдизайнер Стив Джексон задумал создать весёлую и непринуждённую пародию на ролевые фэнтезийные игры, в которых он знал толк: именно он когда-то создал популярную систему GURPS. Помогал Джексону художник-карикатурист Джон Ковалик, выпускавший комиксы опять-таки на тему ролевых игр. Идея оправдала себя - уже пятнадцать лет «Манчкин» остаётся одной из самых популярных настольных игр в мире.

Суть игры проста: несколько игроков со случайным начальным набором оружия, предметов и характеристик спускаются в подземелья. Они заглядывают в комнаты, сражаются с местными обитателями и в случае победы забирают сокровища, которые те охраняли. Обитатели подземелий бывают разные - от маленьких безобидных растений до огромных чудищ. В случае победы манчкин получает новый уровень. Если победить не удастся (чаще всего из-за соперников, которые подкидывают разные пакости), он подвергается непотребству.

Впрочем, манчкины не всегда действуют друг против друга - в бою можно и помочь ближнему… если тот поделится добытыми сокровищами, например. Тот счастливчик, кто первым достигнет 10-го уровня, получит лавры самого крутого манчкина.

Партия в «Манчкин» со специальными планшетами (Manuel Pombeiro / Boardgamegeek)

Но монстры и сокровища - ерунда. Главное в «Манчкине» - возможность подставлять соперников, сыграв подходящую карту в неподходящий момент, разводить их на шмотки, строить хитрые комбинации и всем скопом валить зарвавшегося игрока 9-го уровня, который нахапал сокровищ и уже считает себя победителем, выводя против себя слабого монстра.

За годы существования «Манчкин» перевели на множество языков, выпустили более десятка тематических вариантов («Звёздный», «Пиратский», «Вампирский» и другие) и дополнения почти к каждому из них. В этой статье мы рассмотрим самый популярный, классический вариант «Манчкина» и все дополнения к нему.

Манчкин. Классический сет

Количество карт : 168 (95 дверей, 73 сокровища)
Расы : хафлинг, эльф, дварф
Классы : воин, волшебник, клирик, вор
Самый сильный монстр : плутониевый дракон, уровень 20
Самая дорогая шмотка : зелье попуморфа, 1300 голдов

Герои классического сета - знакомые нам создания из фэнтези: эльфы, дварфы, хафлинги. У каждого есть уникальные способности: из эльфов получаются отличные помощники, дварфам любая тяжесть по плечу, а хафлинги умеют торговать. Что ж, надеваем башмаки могучего пенделя, наколенники развода, мифрильную броню и шлем отваги, берём в руки бензопилу кровавого расчленения - и вперёд, в подземелья! Самое безобидное, что может тут встретиться, - огоршённая трава, увечный гоблин, лепрокон и прочая мелочь. На первых порах и это сойдёт, но мы же манчкины, чёрт возьми! Подавай нам гиппогрифа, бледных братьев или целую орду орков! А там и на плутониевого дракона замахнуться можно…

Крутизна крутизной, а о последствиях забывать не надо. Огоршённая трава ничего с вами сделать не может. Вошки заставят сбросить броник и всё, что надето ниже пояса. А вот бледные братья не пощадят и низведут поверженного манчкина до первого уровня. Ещё хуже король Тут, который отберёт все шмотки и карты с руки. В этом он, пожалуй, опаснее плутониевого дракона, который убивает манчкина. Тот в следующий ход воскреснет с новым набором карт, а король любезно оставит бедолагу в живых, и тому придётся зарабатывать на жизнь с нуля.

Что доблестные манчкины могут противопоставить таким чудищам? Дварфу помогут коротыширокие латы, эльф может стрелять из лучка с ленточками, хафлинг залезет на боевую стремянку… Это и многое другое усиливает героев, а уж если они объединятся против врага, то держись, монстр! Или зови других манчкинов на помощь - они не прочь подпортить жизнь конкурентам. А если монстр не поддаётся и единственный выход - бегство, пошарьте в карманах. Вдруг там завалялось зелье попуморфа, которое превратит врага в попугая. Уровень, конечно, не получишь (тоже мне подвиг!), но сокровища монстра можно будет прибрать.

Не только в битвах добывается слава. Клирики знают это и уповают на божественное вмешательство. Если во время вмешательства в подземелье бродит клирик 9-го уровня, он вознаграждается за молитвы и выходит на свет божий победителем. Если же высшие силы уже вмешались в игру, а клирику недостаёт уровня, их можно вы
звать снова. Главное - припрятать в складках рясы штырь лозоходца, позволяющий прочесать стопку сброса…

Оригинальное название : Unnatural Axe
Количество карт
Новая раса : орк
Самые сильные монстры : Бармаглот и судья Фредд, уровень 17
Самая дорогая шмотка : освящённый молот св. Иииээээхххха! (1200 голдов)

«Что за фэнтезийная игра без орков?» - наверняка думал Стив Джексон, выпуская первое дополнение - «Дикий топор». Новые монстры, новые шмотки, новые проклятия - и новая раса! Орки не гнушаются потерей уровня, чтобы отделаться от проклятий. А ещё у них считается почётным мять, рвать и протыкать противника, который и так в разы слабее, - за это орк получает дополнительный уровень.

В подземельях стало больше монстров. Нам придётся сразиться с растущим на глазах грибком, тараканищем с книгой Чуковского наперевес, гигантским скунсом, плюшевым мишкой, Санта-Клаусом, психобелкой и другими сказочными и не очень существами. Венчают этот пандемониум вылетевший из книги Льюиса Кэрролла Бармаглот и суровый судья Фредд, который пойдёт на всё, чтобы арестовать вас и конфисковать ваше имущество.

Проклятия подземелий становятся всё коварнее. Заходишь, например, в одну из комнат - и твоё оружие теряет силу и не отлипает от руки. Ходи теперь с бесполезной осадной машиной, которая только руки занимает.

А в другой комнате ты внезапно почувствуешь приступ щедрости и раздашь всем свои шмотки. Или станешь некрофобом - андеды (живые мертвецы) начнут так пугать тебя, что ты будешь от них смываться, даже если это маленькая рука-ползунья. Появилось также ещё одно проклятие, которое действует на всех манчкинов и заставляет их потерять по уровню.

А не зайти ли в подземную лавку? Там появилось новое оружие: укатайка для дварфов, шлем заднего вида, защищающий от воров, милый наплечный дракончик, который предпочитает хозяев-дам, накладная борода и тот самый дикий топор, обладать которым дозволено лишь настоящему воину.

Оригинальное название : Clerical Errors
Количество карт : 112 (66 дверей, 46 сокровищ)
Новая раса : гном
Новый класс : бард
Самый сильный монстр : Калли, уровень 20
Самая дорогая шмотка : Другое кольцо (1000 голдов)

В новом дополнении к эльфам, оркам и прочим присоединяются гномы (не путать с дварфами!) - маленькие человечки в больших колпаках. Они умеют в бою призывать на помощь иллюзии монстров. Ещё гномы очень юркие и могут быстро смыться от опасности. А на манчкинской бирже труда предлагают освоить новую профессию и стать бардом. Своим пением барды могут очаровать одного из манчкинов и заручиться его помощью безвозмездно. Кроме того, барды довольно удачливые, поэтому, добывая сокровища, часто находят что-то особо ценное.

Названием «Клирические ошибки» обязаны одноимённому проклятию. Оно поднимает последнего убитого монстра, и тот нападает на первого попавшегося манчкина. Но куда опаснее проклятие «Посмертная пакость»: манчкин подвергается непотребству последнего убитого монстра сразу и без права удрать. Эдак и помереть недолго… А ещё, бродя по подземельям, надо опасаться голодных рюкзаков, капканов на туриста и дварфийского эля.

А что с монстрами? Самое безобидное, что тут можно встретить, - золотая рыбка в аквариуме. Дальше - серьёзнее. Готиянки не любит полукровок и суперманчкинов, Медуза (которая Горгона) превращает незадачливых манчкинов и их шмотки в камень, к жвачечному голему прилипает оружие, а у самого сильного монстра - Калли - две пары рук. Ну и грех не упомянуть абсолютно обычного кролика из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль».

Обыскивая подземелья, можно наткнуться на казино подземейцев, где и монстры не брезгуют поиграть. Сбрасываем шмотку стоимостью в 500 голдов и кидаем кубик. Если повезёт, унесём с собой до трёх сокровищ. А если нет - расстаёмся ещё с чем-нибудь, а то и уровень теряем. Азартные игры - дело ненадёжное.

В лавке торговца появились двуручный меч - то есть с двумя руками, способными нести оружие. А еще шапка величия, отражающая проклятия на соперников, и Другое кольцо. То самое, с рунами, из Той Самой Саги! С его помощью можно отменить действие проклятия или, потеряв уровень, смыться из боя, как Фродо от назгулов.

Оригинальное название : The Need for Steed
Количество карт : 112 (78 дверей, 34 сокровища)
Новые типы карт : скакуны, усилители скакунов
Самый сильный монстр : Катрина, уровень 20
Самый мощный скакун : ездовой дракон, бонус +5
Самая дорогая шмотка : ездовой дракон (1000 голдов)

Древняя поговорка гласит: «Нет рыцаря без коня». А чем манчкины хуже? В очередном дополнении Стив Джексон одарил героев скакунами. Вот только конь среди них всего один. Зато можно оседлать вьючную черепаху, верховую тигру, одноместного орла, ручного волка, скакового тушкана-переростка и даже ездового дракона! Все они помогают манчкинам одолеть врага, а если битва не задалась, на некоторых можно и улететь из боя. К скакунам прилагается и снаряжение - например, пристяжные крылья или сбруя жгучего выдоха. Впрочем, если вам не нужен скакун, с ним можно и подраться. Чем, к примеру, ездовой дракон не монстр?

Многовато народу стало в подземельях, вам не кажется? Это наёмники! Их можно попросить следовать за вами и подсоблять. Допустим, завалялась у вас бесполезная боевая стремянка. Отдайте её хафлингу-наёмнику, и он поможет в битве. А если вы никак не справитесь с каким-нибудь ниндзя-великаном, можно незаметно улизнуть, оставив помощника на растерзание! Кстати, видите того громилу, который шастает по подземельям без дела? Его зовут Большой Петро. Его можно взять с собой как наёмника, а можно просто сесть ему на шею - и он станет вашим скакуном. Удобно, правда?

Дварфам и хафлингам надо смотреть в оба: кто-то разлил по подземельям виноградное желе. Оно липнет к бородам и волосатым ногам, не отмоешься. Придётся избавиться от заляпанной одежды или привести скакуна, чтобы слизал вкусняшку. Если ты волшебник и встретил голофилина, можешь вместо боя наколдовать ему перья, и он отдаст сокровища в знак благодарности. А манчкин-сфинкс снисходительнее относится к тем, кто рассказывает ему тупые анекдоты. Эй, кто там не закрыл двери и впустил сквоз… ой, это же ураган Катрина! Если ты недостаточно мощный, беги, пока шмотки не сдуло!

После победы над монстрами внимательнее обыскивайте комнаты: в них может заваляться что-то полезное. Например, рукастая каска. Ей в руку можно вложить ещё одно оружие типа жгучего жезла или палицы-химикалицы. Вместо сокровищ нашёл мешок картошки? Из неё получатся отличные картофелаты - монстры как минимум опешат от неожиданности! Зелье болтливости научит твоего питомца говорить, и он начнёт давать советы в бою.

А если ты ещё не обзавёлся питомцем, поищи пачку соблазнискаса. За миску этого чудо-корма любой скакун прибежит к тебе, забыв о прежних хозяевах! А ещё здесь можно бить фашистов. Любая игра становится лучше, если в ней можно бить фашистов.

Оригинальное название : De-Ranged
Количество карт : 112 (60 дверей, 52 сокровища)
Новый класс : следопыт
Самый сильный монстр : Анубис, уровень 20
Новые скакуны : летучий ковёр и паук-рысак
Самая дорогая шмотка : трёхручный меч (900 голдов)

Соскучились по новым классам или расам? В пятом дополнении вводится следопыт, который может укротить любого монстра - хоть плутониевого дракона! А ещё следопытов удобно брать на помощь - они получают дополнительную силу.

В «Следопутах» появляется несколько новых наёмников, скакунов и усилителей для них. Коньки можно использовать не только как скакуна, но и как обувку - уж очень они маленькие. В дополнении появилась возможность удвоить бонусы монстра, сделав его двуглавым. Победив двуглавого монстра, манчкин получит вдвое больше сокровищ, но не уровней. Зато не придётся от него смываться дважды - голов две, но монстр-то один.

Блуждая по подземельям, остерегайтесь волшебных ламп! Джинны в них бестолковые - то по лбу треснут, то по ноге… И с подозрительными мешками осторожнее: сунешь руку, а мешок прицепится, и придётся с ним всю игру ходить. А без одной руки в подземельях куда тяжелее.

Ты крутой волшебник или следопыт? Смотри, как бы не стать заложником класса: в одной из комнат так наколдовали, что войдёшь в неё - и навсегда останешься тем, кто ты сейчас. Сменить класс не выйдет, пока не отменишь проклятие хотельным кольцом, непотребством или другим проклятием. А ещё часть новых проклятий заставляет жертву… завидовать. С ней ничего не случается, но вот на соперников валятся сокровища. А горе-манчкину достаётся лишь камушек, которым разве что в монстра кинуть.

Кстати, о монстрах. В подземелья пожаловали братья Гримм! Они собирают истории о чудовищах и не против помочь им в битвах с манчкинами. Сами братья слабы, но с каждым монстром, отправленным им на помощь, их сила растёт. А если им удастся победить, они с удовольствием напишут историю о трусливом манчкине, чей прототип её прочтёт и от стыда потеряет уровень. Любопытна и рука судьбы, победив которую, манчкин получит третью руку и сможет держать ещё одно оружие.

Вы любите рыбу? А сражаться ею? Совет бывалого манчкина: с рыбой на врага лучше нападать верхом на скакуне - тогда она бьёт сильнее большинства шмоток в игре! Cледите за соперником: если на нём надеты барахлаты, их можно сорвать с помощью проклятия и подобрать, если успеете. Вертелом овечного шашлычия можно драться, а можно накормить врага и, пока тот обедает (оставляя манчкина на десерт), смыться. Неразборчивую секиру добра можно запустить в чужой бой, помогая другим манчкинам, но, если те проиграют, уворачиваться придётся ещё и от секиры.

А самое уникальное оружие из новинок - великолепный трёхручный меч! Чем его держать - это уж трудности обладателя. Можно победить руку судьбы, а можно поискать медальон маньячного многоручия. Настоящие манчкины и не такое находят. Иные ради сокровищ и второй боевой шлем на ногу натягивают, если подходящей обувки нет. Неэстетично? Зато весело!

Оригинальное название : Demented Dungeons
Количество карт : 36 (20 подземелий, 16 порталов)
Новые типы карт : порталы, подземелья

Не задумывались, по каким именно подземельям ходят манчкины? Дополнение №6 раскрывает эту тайну. Хотя в нём нет новых рас, монстров и сокровищ, игра преображается благодаря новым типам карт - подземельям и порталам.

Карточки подземелий отличаются от обычных карт дверей и сокровищ размером и рисунком на рубашке. В начале игры манчкины входят в одно из подземелий. Каждое из них имеет уникальные свойства. Так, в подземелье эльфийской эволюции все игроки становятся эльфами, пока не уйдут оттуда. В подземелье переработанных проклятий любое проклятие действует на всех. А в подземелье тщетных трудов для победы в игре 10-го уровня недостаточно - надо качаться до 11-го. Правда, если манчкин 10-го уровня уйдёт из этого подземелья, он победит.

Перемещаются герои с помощью порталов. Они могут как перенести манчкина в новое подземелье, так и открыть соседнее, не закрыв предыдущее. Тогда на игроков действуют эффекты нескольких подземелий сразу.

В коробке с дополнением №6 вы также найдёте правила Эпического Манчкина. По этим правилам игра ведётся до достижения кем-либо 20-го уровня, а начиная с 10-го крошкаманчкин становится эпическим манчкином. Теперь он вышибает не одну дверь, а сразу две. Если за дверями окажутся два монстра, биться надо с обоими одновременно, а если проклятие - сперва пострадать от него, а потом иметь дело с обитателями комнаты.

Эти неприятности компенсируются суперспособностями. Вор может красть без броска кубика, дварф держит в руке неограниченное число карт, орк съедает монстров 1-го уровня, а волшебник может смыться от проклятий. Кстати, если вы играете с «Безбашенными подземельями» по обычным правилам, подземелье неожиданной эпичности позволит познать всю прелесть эпических суперспособностей рас и классов вне зависимости от уровня игрока!


Оригинальное название : Cheat With Both Hands
Количество кар т: 112 (70 дверей, 42 сокровища)
Самые сильные монстры : картошки, игропродавец и телепривидение, уровень 10
Самая дорогая шмотка : переносная нора (1000 голдов)

Дополнение №7 сперва было набором карт под названием More Good Cards («больше хороших карт»). Его удобно было смешивать с другими, чтобы в колоде чаще встречались полезные карты. Было у Джексона и дополнение Munchkin Blender («Манчкин Блендер»). Оно позволяло смешивать разные варианты Манчкина - «Звёздный», «Вампирский» и другие. В принципе, их и без «Блендера» мешать никто не запрещает, но с ним игра становилась более сбалансированной.

В «Блендер» вошли карты «Три в одном», «Ультра-Манчкин», «Супер-пупер манчкин» и «Химера», позволяющие одновременно иметь три или более класса или расы; «Двуручный чит» и «Чит напропалую», дающие использовать две или все шмотки против правил; несколько монстров и усилителей для них. Так, из безобидного смайлика с силой 1 можно сделать невероятного выдающегося ультра-редкого ошеломительного поразительного изумительного взрывающегося смайлика с тройным сыром и силой 66.

Когда кончился тираж More Good Cards, издатели решили не печатать его снова, а объединить с Munchkin Blender, потому что многие карты в них совпадали. Так мы получили полноценное дополнение, названное «Двуручный чит». Эффекты карт оценят даже искушённые манчкины. Переводим проклятия на соседей, обладаем всеми расами и классами одновременно, носим по две обувки, играем до 11-го уровня, устраиваем кучу-малу, кидая в бой по несколько монстров, и, конечно, выносим мозг мастеру!

Оригинальное название : Half Horse Will Travel
Количество карт : 112 (77 дверей, 35 сокровищ)
Новые типы карт : усилители рас и классов
Новые расы : кентавр, ящерко
Самый сильный монстр : бронепони, уровень 20
Самая дорогая шмотка : комплект снаряги (1400 голдов)

Оригинальное название дополнения Half Horse Will Travel - отсылка к вестерн-сериалу 1950-х Have Gun, Will Travel («Есть пушка, готов путешествовать»). Но вестерны тут ни при чём, это всё новая раса - кентавр (Half Horse - половина лошади). У кентавра четыре ноги, поэтому он может носить две пары обувки. А ещё кентавра, как правило, выбирают вожаком табуна, и тогда за него может сражаться сколько угодно скакунов.

Другие новички, ящерки, отличаются хладнокровием. Все зелья, сиропы, настойки и прочие разовые шмотки, которыми они помогают монстрам, дают удвоенный бонус - ведь ящеркам не жаль других манчкинов. А если ящерко наткнулся на чудище покрупнее, он может отбросить хвост и улизнуть.

Помимо новых рас, появились усилители рас и классов. Теперь можно полюбоваться на старших эльфов, элитных воинов и легендарных волшебников. Старший представитель расы, сражающийся в одиночку, так крут, что бонус его уровня удваивается, поэтому они не любят звать на помощь. Элитные представители классов получают боевой бонус, равный числу сокровищ, которые охраняет монстр. А легендарные герои могут дважды зачистить нычки, если не встретили монстра.

А теперь о монстрах. Думаете, бронепони - милое и безобидное существо? А это самый кошмарный монстр в игре! Мало того, что её уровень максимально высок, так ещё и дополнительный бонус есть против всех противников. А уж если на пути ей встретится кентавр, этот бонус ещё и вырастет в два раза. И почему она их так не любит?

Оказывается, в подземельях пол можно не только поменять, но и… потерять. Это странно и неудобно (шмотки для мужчин или женщин отпадают), но есть и плюсы: проклятие смены пола не действует на существо среднего рода. Куда опаснее стать дилетантом или манчкином с выродившейся расой: классовые или расовые способности ничем бедняге не помогут. И опасайтесь роялей, подвешенных под потолком! Они могут стать причиной внезапных проблем.

Трудностей в подземельях стало больше. Но не забывайте и про новые сокровища. Не помогает хотельное кольцо? Возьми макрельное! Пусть с него свисают рыбы на верёвке, зато оно не просто от проклятия спасёт, но и на соперника нашлёт что-нибудь гадкое. Утреннее звездило и ночное темнило работают лучше в соответствующее время суток. Перечитерский кубик позволяет менять результат чужого броска. Крабовые подковы - мечта любого кентавра, дают +6 к силе, хоть и занимают обе пары ног.

Но самый сильный бонус приносит комплект снаряги. Эта уникальная шмотка надевается на манчкина целиком, да так, что больше ничего и не нацепишь, зато даёт +12 к силе. Есть и минус - любое проклятие или непотребство, лишающее части снаряги, снимает всю эту шмотку. Поэтому носите с собой сменную одежду!

* * *

Конечно, это не всё: кроме дополнений, выпущено много бустеров - наборов по 15 карточек на разные темы. С их помощью можно «пригласить» в подземелья фей, Санта-Клаусов, пасхальных кроликов, драконов, персонажей Хэллоуина и многих других существ. Обо всём разнообразии «Манчкина» и об игровых новинках можно прочесть на официальном сайте игры: