Транспортные развязки. Дорожники разработали новый тип перекрестка (Пока что не у нас) Автомобильная развязка изображенная на фотографии носит название

Вчера я вам показал одно фото этой развязки, а потом все таки сам заинтересовался более подробной информацией. Когда построили, что за название такое! Ведь интересно! Делюсь с вами, надеюсь будет интересно.

Развязка имени судьи Гарри Преджерсона (Judge Harry Pregerson) - это стековая транспортная развязка возле районов Атенс (Athens) и Уоттс (Watts) в Лос-Анжделесе, Калифорния. Она находится на пересечении следующих шоссе:

  • I-105 (шоссе Glenn M. Anderson Freeway) - Эль Сегандо (El Segundo), Аэропорт Лос-Анджелеса, Норуолк (Norwalk)
  • I-110 (шоссе Harbor) - Сан-Педро (San Pedro), Лос-Анжделес

Хотя на развязке движение возможно во всех направлениях (в отличие от Hollywood Split, East Los Angeles Interchange), она также состоит из дорог для пассажирского транспорта, железнодорожных путей Лос-Анжделеского метрополитена (Metro Green Line) и транзитной дороги Harbor. Все это образует высокую, впечатляющую конструкцию, которой и является развязка имени судьи Гарри Преджерсона.

Ее открыли в 1993 году. Развязка была названа в честь судьи Гарри Преджерсона. Он долго занимал пост федерального судьи и председательствовал в судебном процессе по делу строительства автомагистрали I-105.

Эта развязка считается одной из самых сложных в мире. Она позволяет совершать поворот во всех возможных направлениях на любом из маршрутов следования. Главное не пропустить этот самый, нужный вам, поворот:)



Кликабельно 1600 рх

Транспорт, въезжающий на развязку по автомагистралям из разных направлений, может выехать с нее во всех возможных направлениях движения (полная развязка). Однако, на магистралях ограничено движение пассажирского транспорта. Автомобилисты, въезжающие на развязку с восточного или западного направления через магистрали для пассажирского транспорта I-105, могут попасть на магистрали для пассажирского транспорта I-110. Автомобилисты, въезжающие с южной стороны на магистрали для пассажирского транспорта I-110, не имеют прямого доступа на магистрали I-105, и могут просто двигаться дальше в северном направлении. Водители пассажирского транспорта, которые хотят попасть на определенное шоссе, к которому не предусмотрена прямая соединительная магистраль, должны выехать с полосы движения для пассажирского транспорта в определенном месте въезда/выезда перед развязкой и переместиться на главную соединительную магистраль, как обычно делают на всех пассажирских полосах движения в южной Калифорнии.

На развязке также находится станция метро автострады Harbor, которая является одновременно и железной дорогой Лос-Анжделеского метрополитена (Metro Green Line) и транзитной автобусной полосой Harbor, которая проходит вниз по средним полосам движения I-105 and I-110.

В статье Лос-Анджелеской газеты «Таймс», эту транспортную развязку (которую позже окрестили Скоростной Автострадой Века) назвали «самой большой, самой высокой, самой дорогостоящей транспортной конструкцией, когда-либо построенной Департаментом по дорожному движению штата Калифорния (California Department of Transportation)». Журналисты также отметили, что «впервые транспортные инженеры штата совместили три модели транспортировки - поезда узкоколейной железной дороги, пассажирский транспорт и легковые автомобили - в один гигантский перекресток».

Вскоре после открытия, развилка привлекла внимание многих режиссеров. Так в 1994 году появился фильм «Скорость» (Speed). В одной из самых известных сцен кинофильма, автобус должен был перелететь через незаконченную часть постройки по незавершенной приподнятой рампе, которая все еще достраивалась. Строительство пятого уровня эстакады (с I-110 южного направления до I-105 западного направления), которую перепрыгивал автобус, к тому времени был уже закончено, поэтому при монтаже в этой сцене была использована компьютерная графика.


Вот сам момент съемок

В 1996 году, Федеральная дорожная администрация США присудила федеральной автостраде 105/ 110 награду, как «чудо инженерной мысли» за превосходное проектирование дороги. Тем самым правительство признало, что проект реализован превосходно: количество пробок на дороге уменьшилось, движение стало более безопасным, а воздух чище.



Вот еще несколько развязочек:


модернизация развязки на I-95 and I-695 около Вашингтона

Вот сам процесс...



Кликабельно


Автомобильная развязка , Шанхай, Китай

The Illinois Department of Transportation (IDOT) hosted a second meeting with the Circle Interchange Project Working Group (PWG)


Для меня, как для пешехода, все это выглядит ВОТ ТАК:

Мне вот такие вот дороги нравятся:-)

Один из лучших хайвеев в Аризоне. идёт через центр Феникса. Сделан ниже уровня земли как бы в яме такой и за счёт этого нет шума, грязи и он не делит город на две части. это не федеральная дорога - хайвей штатного подчинения, однако качество и исполнение на самом высоком уровне.


источники
http://beway.ru
http://www.skyscrapercity.com
http://grandstroy.blogspot.ru

Впервые о пересечении дорог на разных уровнях высказался Леонардо да Винчи еще в ХVI веке, но за последние полвека новых видов и типов представлено не было. Есть некоторые энтузиасты, такие как Семенов из Санкт-Петербурга, Петрук из Киева, Бутеляускас из Литвы, Ли Дзанг Хи из Кореи, кто находится в поиске оптимальных решений для транспортных узлов. Вовлекся в эту работу и ваш покорный слуга, считая себя одним из последователей да Винчи на ниве изобретательства и осознавая просчеты проектировщиков, выводящих на традиционных клеверах…

Основной целью моего проекта была разработка развязки, которая позволяла бы решить проблему преодоления пробок на автодорогах: чтобы просто и удобно было проезжать перекрестки, которые по аварийности перетягивают на себя треть всей . Причем развязки более технологичной и дешевой при возведении относительно строящихся ныне.

Поставил перед собой три трудно совместимые задачи:

  • езда на все четыре и более сторон;
  • езда без пересекающихся и переплетающихся потоков;
  • изменение любого направления движения без приостановки и значительного снижения скорости.

В результате длительной и кропотливой работы получил патент на изобретение № 2468138, действующий до 25.07.2031. Получилась единственная в мире система транспортных развязок модульного типа любой конфигурации и с множеством вариантов исполнения. А именно - турбинно-кольцевая транспортная развязка. Это не просто красивое словосочетание. Ее внедрение приведет к изменению определения самой транспортной развязки. В новой редакции, если добавить пару слов, оно должно звучать так: «Транспортная развязка - комплекс дорожных сооружений (мостов, туннелей, дорог), предназначенных для минимизации, а также полного устранения пересечений транспортных потоков и как следствие для увеличения пропускной способности дорог».

Недостатки турбинно-кольцевой развязки

  1. Средняя сложность конструкции.
  2. Резкие перепады высот и длинные уклоны (они нивелируются при новом строительстве, когда круговое движение на первом или втором уровнях).
  3. Непригодность для центральных городских перекрестков.

Сколько это стоит?

Теперь о самом главном для заказчика - о стоимости. В Москве развязки дешевле 5 млрд руб. не строят, есть даже две по 17 миллиардов. Мои предложения в министерства транспорта Челябинской области, Крыма, Севастополя, Белоруссии вызвали определенный интерес, но 1,5 млрд руб. для них оказались слишком большими вложениями.

Специфика бизнеса строительства дорог заключается в отсутствии конкуренции, так как средства выделяются из бюджетов государства или его субъектов монополистам с «устойчивыми долголетними связями» (так я аккуратно завуалировал откаты). Без соперничества не рождаются новые идеи, не формируется спрос на них. Ведь у финансирующих организаций отсутствует понятие новизны, а исполнителям менять что-либо всегда невыгодно.

На пути к намеченной цели, еще до патентования, почувствовал, что проект запросто можно видоизменить под различные дорожные ситуации. И вместо одного концепта создал аж девять! Для ознакомления с изобретением обращался в различные инстанции и организации. А именно: в Министерство транспорта РФ, Правительство Москвы и Санкт-Петербурга. Предлагал, к примеру, сделать МКАД безостановочным, организовать бессветофорное движение на Невском проспекте, не нарушая при этом исторический облик города с его обилием водной среды. Но никому до этого и дела нет.


В 2013 году Департамент транспорта Москвы провел анализ эффективности устройства турбинно-кольцевой развязки в сравнении с предложениями НИиПИ Генплана Москвы. В итоге, по их выводам, мои предложения оказались эффективнее, в частности, по сроку окупаемости - два года против шести. В чем уступил? В цене. Затраты на строительство рассчитаны в 2,772 млрд руб. против их чуть менее двух миллиардов. Так что получил отказ. В ответ на него предложил руководителю департамента Максиму Ликсутову построить мою развязку за 2 млрд руб., а если не хватит, то д обавить из своих карманов. В итоге Москва построила свою развязку… за 7 миллиардов! И школьнику начальных классов понятно, что четырехуровневое сочленение дорог с двумя туннелями, затрудняющими движение транспорта при строительстве, не может стоить дешевле трехуровневой.

Свое изделие оцениваю в 1,5 млрд руб. со сроком строительства в один год. Пусть это спорные цифры. Отказ от строительства пешеходных надземных или подземных переходов с остановками общественного транспорта на небольшом удалении от объекта, а также разворотных эстакад или туннелей позволит дать экономию около полумиллиарда рублей. По «клеверу» пешеходы ходить не могут, а турбинно-кольцевые это позволяют. Плюс пересадочный узел и возможность разворота непосредственно на эстакаде, а не перед ней.

Если у кого-то сомнения в цифрах, то как объяснить, что в Киеве у моста Патона построили развязку, на три четверти похожую на мою? Вы не поверите, но ее возвели всего за полгода и менее чем за 800 млн руб.! Просто это были европейские деньги и строилось все к чемпионату Европы по футболу 2012 года.


Прошлой осенью предоставилась возможность провести презентацию в «Автодоре». Им понравилось. Предложили получить заключения от авторитетных проектных организаций. Некоторые отделались смешными заочными отписками, МАДИ от сотрудничества и вовсе уклонился.

Как итог, развязок строится вроде бы много, но дорожная ситуация только ухудшается. Главной проблемой пробок является не постоянно увеличивающееся количество транспорта на автодорогах, в чем нас пытаются заверить, а проблемы стоящего транспорта. Ими я и занимаюсь уже более двух десятков лет. Кроме представленных девяти вариаций одной идеи позже появились еще пять, совершенно не похожих на представленные.

P.S.: Конкретное имя развязке можно дать по названию города, где она появится первой. Готов к адекватному общению в комментариях.

Пробки – проклятие любого современного мегаполиса. Для того чтобы сэкономить жителям городов время и распределить потоки машин, инженеры-проектировщики прибегают порой к потрясающим решениям, о которых мы и расскажем в нашем материале.

Развязка имени судьи Хэрри Преджерсона, Лос-Анджелес

Одна из самых запутанных в мире дорожных конструкций, объединившая трассы для пассажирского транспорта, транзитную дорогу Harbor и железнодорожное полотно зеленой линии лос-анджелесского метрополитена, была открыта в 1993 году. Это хитрое сплетение дорог, расположенное на пересечении шоссе I-105, ведущего из Эль Сегундо в Норуолк, и I-110, следующего из Сан-Педро в Лос-Анджелес, неспроста носит имя федерального судьи Гарри Преджерсона. Подобно знаменитому законнику, сумевшему разобраться в дебрях судебного спора о возведении I-105, автомобильная развязка мастерски разруливает бесконечные потоки машин. Всего за один день этот лабиринт, позволяющий поворачивать в любом направлении на всех участках пути, пересекает более 500 тысяч автомобилей. Проблема лишь одна – стоит пропустить один, тот самый, нужный поворот, и чудо инженерной мысли превратится для вас в бесконечную ленту Мебиуса.

Круговая велосипедная развязка, Эйндховен

Государственная поддержка велосипедистов, развернутая на территории Голландии, привела к потрясающим результатам: в последние годы большая часть населения страны предпочитает использовать в быту экологичный и экономный двухколесный транспорт. Для удобства тех, кто предпочел отказаться от автомобилей, стала создаваться специальная инфраструктура – например, уникальная дорожная развязка The Honvering в Эйндховене. Этот круговой стальной мост, подвешенный над оживленным транспортным узлом, позволяет объезжать автомобильные дороги. Удивительная конструкция удерживается на центральном 70-метровом столбе при помощи металлических тросов, а для надежности укреплена еще и бетонными колоннами. Создатели The Hovering утверждают: будущее как раз за такими технологиями, сводящими на нет дорожно-транспортные происшествия и украшающими пейзажи необычным футуристическим дизайном.

Развязка Грэйвелли-Хилл, Бирмингем

Строительство запутанной, будто клубок ниток, дорожной развязки в Бирмингеме заняло четыре года. Много технологических проблем и инженерных загвоздок стояло на пути проектировщиков, вынужденных объединить в одну сеть две железнодорожных линии и 18 автомобильных маршрутов, от трассы государственного значения А38, ведущей из Корнуола в Нортхэмпшир, до узких проселочных дорог, не имеющих названия, и перекинуть все это через три канала и две реки. Для обеспечения лучшей пропускной способности и хорошей устойчивости строители были вынуждены заново уложить почти 22 километра дорожного покрытия и установить 59 колонн, разместив шоссе на пяти разновысотных уровнях. С легкой руки репортера местной газеты результат нелегких трудов, явившийся миру в мае 1972 года, получил шутливое прозвище «Развязка спагетти». Уж больно эта пугающая конструкция напоминает «смесь тарелки с макаронами и неудачной попытки завязать стаффордширский узел».

Транспортная развязка на Таганской площади, Москва

Даже те, кто знает «правила игры» и давно передвигается по таганским улочкам-переулочкам, нередко теряются на Садовом кольце. Что уж говорить про тех, кто впервые оказался на пересечении самых оживленных дорог Москвы, раскинувшихся в сердце Центрального округа столицы. Там, где Большой Краснохолмский мост соединяется с улицей Земляной вал, всегда царит хаос. Несколько автомобильных дорог, ведущих с Нижней и Верхней Радищевских, Гончарной, Марксистской, Воронцовской, Таганской, Народной улиц и насчитывающих по шесть и более полос, кишат бесконечными рядами автомобилей. Несмолкающий шум проезжающего транспорта прорезают резкие сигналы, а пробкам в часы пик не видно ни конца, ни края. Красочную картину одной из самых страшных дорожных развязок мира довершают две станции московского метро, автобусная остановка и практически полное отсутствие указателей.

Развязка на площади Шарля де Голля, Париж

Гениальные французские градостроители, подарившие Парижу площадь Звезды, наверняка не обладали даром предвидения. За прошедшие века «пятачок» возле прославленной Триумфальной арки, оживленный даже по меркам XIX века, превратился в настоящий ад для автомобилистов. Несмотря на то, что от центрального городского плаца, будто лучи звезды, расходятся в разные стороны 12 прямых и широких проспектов, и сходятся несколько линий метро, RER, автобусных маршрутов и автомобильных дорог, здесь нет ни светофоров, ни знаков приоритета. Немудрено, что даже парижские таксисты, проезжающие по округе по сто раз за день, грустно вздыхают, получив заказ на площадь Шарля де Голля. Ни интуиция, ни хорошее знание правил дорожного движения, ни многолетний водительский стаж не спасают от ужаса, творящегося тут в час пик: на развязке, попавшей в рейтинг самых сложных путей в мире, случается по несколько аварий в час.

Безопасность дорожного движения является наиважнейшей характеристикой автомобильной дороги. Германия является одной из передовых стран по развитию автодорожной инфраструктуры, а также норм проектирования. По основному закону скорость движения по автобанам не ограничена, за исключением некоторых участков из-за старого покрытия, ремонта или особенностей прохождения дороги (город). Однако статистика утверждает, что в Германии в 2011 году на дорогах погибло 4 002 человек (1 человек из 22 500 жителей) [статистика ДТП в Германии ], в России же 27 953 человек (1 человек из 5 700 жителей) [статистика ДТП в России ].

Существенную часть аварий можно избежать, правильно выбирая сочетание геометрических элементов автомобильной дороги и узлов, предупредительных элементов, элементов оснащения автомобильных дорог и т.д.

Важным условием проектирования дорог является то, что водитель имеет право на ошибку, но последствия этой ошибки должны быть минимальными.

Соответственно, задачей проектировщика с точки зрения безопасности является:

  1. Предоставить комфортные условия проезда, исключающие ошибку водителя;
  2. В случае возникновения ошибки водителя, минимизировать ее последствия.

Регулирование поведения водителя на дороге

Геометрия дороги и окружающая ситуация влияет на скорость транспортного средства. Чем шире проезжая часть, тем выше выбираемая скорость одиночного транспортного средства. Чем прямее дорога и меньше поворотов, тем выше скорость транспортного средства. Более того водитель часто теряет контроль расстояния и скорости. Ему постоянно кажется, что он едет медленно.

На наших дорогах очень часто можно встретить протяженные прямые участки дорог связанные кривыми малого радиуса. Такая геометрия с одной стороны позволяет водителю развить максимальную для автомобиля скорость, с другой стороны водителю приходится резко тормозить перед поворотом. Дорожный знак, предупреждающий о повороте, может быть не замечен водителем.

Еще одним отрицательным фактором долгих прямых участков является монотонность, которая приводит к потере внимания и сонливости.

По опыту эксплуатации дорог в Германии выявлено, что, не смотря на выгодность прямых с точки зрения кратчайшего расстояния между пунктами, они являются и наиболее опасными элементами автомобильных дорог для водителей. Например, самый аварийно опасный автобан в Германии – это А2 Берлин-Ганновер, который состоит из протяженных прямых участков. На основе исследований в Германии принят норматив максимальной длины прямого участка L=20V расчетная. То есть при расчетной скорости 120км/ч максимальная длина прямой составит 2400м.

Снизить максимальную скорость на участке возможно разнообразным сочетанием геометрии и окружающей ситуации. Плавные последовательные кривые не дают водителю разогнаться. А замкнутое пространство, например, плотная застройка или частые насаждения также передают водителю ощущение опасности, и на больших скоростях в таких условиях водитель чувствует себя не комфортно.

Соответствие геометрических элементов ожиданиям водителя

Геометрические элементы дорог и транспортных развязок должны соответствовать ожиданиям водителя. Ожидания водителя в свою очередь формируются привычками и предыдущими элементами. Если предыдущие элементы позволили развить высокую скорость, то устраивать вслед за такими элементами резкий поворот будет очень опасно. Для того чтобы плавно снизить скорость водителя необходима последовательность элементов с постепенным изменением параметров. Например, не безопасно после затяжного прямого участка вставлять радиус 200 метров. Однако если вставить между прямой и малым радиусом несколько последовательных кривых – с радиусом 2000, 1200, 800, 400 метров в порядке уменьшения – то водитель сам постепенно снизит скорость и будет безопасно подготовлен к крутому повороту.

Рассмотрим пример примыкания в разных уровнях по типу Труба. В ВСН 103-74 говорится, что в зависимости от местных условий и транспортной ситуации может применяться зеркальная схема. В учебнике «Пересечения и примыкания автомобильных дорог» утверждается, что одним из основных определяющих факторов для выбора схемы примыкания типа Труба являются интенсивности левоповоротных потоков.

Но в данном случае упущен тот факт, что съезжающий по левоповоротнему съезду на примыкающую дорогу водитель уже подготовлен к малому радиусу наличием переходно-скоростной полосы, на которой по привычке снижается скорость. А въезжающий по левоповоротнему съезду с примыкающей дороги водитель как находился на главной дороге, так и остался на ней, ничто кроме знаков не указывает ему о приближении малого радиуса. Именно основываясь на этом доводе, в Германии рекомендуют устраивать примыкание по типу Труба со съездами с левой стороны от путепровода, так как только в этом случае можно использовать максимально возможные радиусы для данного съезда с обеспечением наиболее высокого уровня безопасности. Кроме того необходимо самой геометрией примыкания указывать водителю наличие опасности. На следующем рисунке указана типовая схема развязки по типу Труба в Германии.

Несмотря на все эти условия, в последних немецких нормах (2008г) рекомендуют по возможности рассматривать варианты устройства более безопасного типа примыкания — Треугольник.

Конфликтные точки

Конфликтные точки – это места пересечения, схождения и расхождения транспортных потоков. Наиболее опасными конфликтными точками для транспортных развязок являются места параллельного пересечения транспортных потоков. Они связаны с перестроением двух параллельных потоков. При этом их траектории пересекаются.

При высоких интенсивностях эти конфликтные точки влияют не только на безопасность движения, но, также могут привести к образованию заторов (см рис. ниже). Водителю нужно перестраиваться и в тоже время контролировать ситуацию в соседней полосе, интервалы до транспортных средств в обеих полосах и скорости транспортных средств в обеих полосах, а также постоянно проверять слепую зону. Особой проблемой в этом случае являются медленно разгоняющиеся большегрузные автопоезда, которым просто не позволяют перестроиться юркие легковые автомобили, и которые тормозят весь транспортный поток.

Предусмотреть данную ситуацию на стадии проекта можно экспертным путем, зная необходимые интенсивности движения. В Германии такую оценку производят с помощью специальной методики (будет освещена в последующих статьях).

Самым дешевым улучшением может быть удлинение области перестроения потоков за счет вытягивания левоповоротнего съезда вдоль основной дороги. Более дорогим решением является устройство прямого или полупрямого левоповоротнего съезда, который позволит совсем избежать области пересечения потоков.

Уменьшению количества опасных зон на транспортных развязках также служат различные усовершенствования форм. Например, наиболее удобные условия движения по главной дороге и в области переплетения потоков создаются, когда на основной дороге съезд находится перед въездом. Для этого предусматривается отделение съезжающих и въезжающих потоков от основной дороги отдельным проездом.

В результате вместо двух съездов и двух въездов на основном ходу находится только один съезд, вслед за которым расположен один въезд. Таким образом, область пересечения потоков переносится с основной дороги на съезд и уменьшается общее количество конфликтных точек для основного транспортного потока. Пересечение потоков на съездах происходит на меньших скоростях. Это в свою очередь увеличивает пропускную способность транспортной развязки и безопасность для водителей.



То, что вы видите перед собой на заглавной фотографии - это ни что иное, как новая концепция перекрестка на шоссе, которая направлена на устранение необходимости левого поворота, тем самым снижая риск серьезных ДТП в разы. Согласны, что с первого взгляда все это нагромождение полос выглядит как полный хаос, но спецы утверждают, что за такими безопасными развязками будущее.

Концепция, на самом деле, не нова. Впервые подобный вариант развязки был предложен студентом-инженером много лет назад, в 2000 году данный тип развязки появился на страницах дипломной работы Гилберта Хлевицки, хотя, как утверждают некоторые источники, подобные ранее строились во Франции, правда в небольших количествах.

С тех пор похожие по дизайну развязки в виде эксперимента начали появляться на дорогах США. Эксперимент расширялся и на данный момент на территории нескольких штатов функционирует более 100 подобных развязок.

Самая крупная из них находится во Флориде, где в прошлом году дорожники завершили расходящуюся алмазную развязку (эти огромные перекрестки так называют за счет своеобразной формы соединения внутренних дорог) на Университетском бульваре на линии Манати и округа Сарасота, которая в самом широком месте составляет до 12 полос движения. (Карту «алмазных развязок» по всему миру можно найти здесь.)

В чем суть и смысл такой развязки? Концепция довольно проста: меньше точек остановок для водителей, большая пропускная способность, меньше пробок и полное устранение левых поворотов, пересекающих встречное движение. Вот официальное видео от Департамента транспорта Флориды, показывающее, как все это работает:

Как видно из ролика, перекрещивание двух встречных направлений движения под мостом убирает необходимость левого поворота против движения.

Правда, те из водителей, которые уже испытали на себе все прелести автомобильной урбанизации нового поколения, заявили, что для понимания того, куда нужно ехать и как все это работает необходимо несколько раз проехать по сложному перекрестку. Очень редко кто с первого раза способен пройти испытание и уехать в нужном направлении.

Исследователи, однако, заявили, что так называемые «расходящиеся алмазные развязки» снижают случаи смертельных аварий более чем на 60 процентов, а обычные аварии примерно на 33 процента. Они также могут быть сконструированы с размещенными на них вело- и пешеходными дорожками. На видео это продемонстрированно.

Как дела на самой большой из развязок во Флориде? Довольно хорошо, согласно сообщению, на веб-сайте America"s Transportation Awards, организации, частично спонсируемой AAA и торговой палатой США.

С момента открытия автомобилисты, использующие эту у, испытали на себе 40-процентное сокращение задержек в поездках, уменьшение автомобильных аварий до 50 процентов за счет уменьшения количества так называемых конфликтных точек и повышения мобильности.

Что дадут новые развязки и появятся ли они не только в США, а в других странах мира, например, в России? Главным образом, на наш взгляд, «алмазные развязки» показывают очень важный тренд современных крупных шоссе. Поворот налево рано или поздно должен с них полностью уйти, в том числе в виде стрелки на светофоре.