Что такое экономический кризис, каковы причины его появления и как его избежать? Экономический кризис и его последствия для обычного человека. Рекомендации по поведению в кризис Австрия, Германия

Доктор экономических наук И. ОСАДЧАЯ.

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (Российского государственного научного фонда) в рамках проекта № 06-02-02043а «Российская переходная экономика в зеркале мировой экономической мысли».)

Василий Кандинский назвал свою композицию 1917 года «Сумеречное».

1. Вкладчик сдаёт деньги в банк. 2. Забирает свой вклад - депозит. Если массовое изъятие депозитов превышает вклады, возникает первая полоса затруднений с ликвидностью. 3. Заёмщик получает кредит.

Схема показывает основные действия государства, поддерживающие финансовую систему страны.

На схеме представлены выплаты по корпоративному внешнему долгу, включая проценты (Россия).

Так изменялись индексы фондовых бирж России (Московской межбанковской валютной биржи - ММВБ и Российской торговой системы - РТС) на протяжении трёх месяцев.

Сегодня экономику развитых стран (их принято называть постиндустриальными) сотрясают удары жесточайшего финансового кризиса, сравнимого по масштабам и пагубности воздействия с кризисом 1929-1933 годов, - он вошёл в историю как «Великая депрессия». За истекшие годы у этих стран, казалось бы, появился арсенал средств, вполне способных оградить от подобных напастей. Да и глубоких кризисов за послевоенное пятидесятилетие в развитых странах, по сути, не наблюдалось. Были спады в темпах роста, рецессии, лопались «мыльные пузыри» на финансовых рынках. Правда, случались серьёзные кризисы в быстро растущих странах, и их приходилось спасать как раз постиндустриальным гигантам. Но таких катастроф, какую ныне переживают именно эти страны, не бывало. Серьёзность ситуации потребовала активного и нетрадиционного вмешательства государств.

Мировой финансовый кризис 2007-2008…

Год 2007-й стал исходным для кризиса, который вначале рассматривали как чисто американское событие (он разразился на ипотечном рынке этой страны) и вроде бы не представлявшее опасности для других экономик. Однако ход событий, подобно эффекту домино, стал вовлекать в орбиту начавшегося кризиса всё новые финансовые структуры, приобретая характер глобального, серьёзно обострившего финансовые проблемы, прежде всего, постиндустриальных стран. Один из американских исследователей М. Спелман отмечает: «Сегодняшний кризис оказался первым, истоки которого находятся не в развивающихся, а в развитых странах».

Этим он сильно отличается от тех кризисов, которые в 90-е годы прошлого века периодически поражали быстро растущие новые индустриальные страны мира. (Мексиканский кризис 1994-1995 годов; Бразильский 1998-1999-х; серия Азиатских кризисов 1997-1998-х, охвативших Таиланд, Индонезию, Филиппины, Южную Корею. Дефолт 1998 года в России был из той же серии.) Тогда именно постиндустриальные страны Запада вместе с международными организациями, прежде всего МВФ, своими финансовыми вливаниями в десятки миллиардов долларов помогли этим странам. Теперь жертвами кризиса оказались страны постиндустриальной экономики.

Каковы сходства и различия названных кризисов? Общее для них то, что все они развивались в условиях глобализации и резкого усиления финансовой взаимозависимости стран. Однако финансовые кризисы быстро развивающихся стран во многом связаны со слабостью их финансовых систем. Недостатки экономического развития, отсутствие жёсткой финансовой дисциплины, дефицит бюджета, огромные займы и, следовательно, рост государственного долга - всё это в конечном счёте вызвало крах доверия, массовую продажу государственных и частных ценных бумаг, утечку капитала. То были кризисы роста, связанные с отставанием финансовой инфраструктуры от развития экономики в целом.

Нынешний постиндустриальный кризис, напротив, вызван тем, что финансовая инфраструктура развитых стран (прежде всего США), увлечённая строительством спекулятивных пирамид и «надуванием пузырей» (bubbles) (то есть искусственным раздуванием экономического подъёма на основе спекулятивных операций и роста цен), превысила реальное развитие своей экономики. Последствия тем не менее оказались теми же, что и в странах быстрого роста: утрата доверия на мировых финансовых рынках, паника на фондовых биржах, бегство капитала, натиск вкладчиков на банки и крах крупнейших из них. Отправной точкой катастрофы в этот раз стала самая развитая экономика мира.

Кризис заставил правительства США и других постиндустриальных стран использовать многие нетрадиционные меры спасения экономики, включая национализацию и выкуп обанкротившихся ценных бумаг, и не просто обратиться к испытанным мерам макроэкономической политики, но налаживать подлинно действенные методы международного сотрудничества правительств и центральных банков.

Очередной кризисный спад в постиндустриальных странах, начавшийся в 2007 году, вначале не вызывал особой тревоги: как и прежде, особенно в странах ЕС, замедлились темпы роста. Ответные меры макроэкономической стабилизации с её главными инструментами регулирования - бюджетным и денежно-кредитным механизмами - были обычные. Правда, их пришлось применять в условиях ожившей инфляционной угрозы. Долгие годы после нефтяного кризиса 70-х годов все постиндустриальные страны имели довольно низкие темпы инфляции, не превышавшие 2-3% в год. Однако вторая половина 2007 года отмечена значительным ростом цен на предметы потребления, вызванным ростом цен на нефть (особенно на бензин и другие энергоносители), а также повышением мировых цен на продовольственные товары.

Таким образом, принимаемые меры макроэкономического регулирования зависели от того, чему отдавался приоритет: борьбе с инфляцией или ограничению кризисного спада. Например, в странах ЕС больше опасались растущей инфляции. Поэтому здесь, несмотря на возможность развития кризиса, денежно-кредитную политику направили на дальнейшее закручивание гаек: так, в первой половине 2007 года ставка рефинансирования Европейского центрального банка была повышена с 3,5 до 4%. (Рефинансирование - погашение заёмного капитала за счёт получения новых ссуд обычно по более низкой ставке.)

В США перед угрозой глубокой рецессии, то есть спада производства, правительственные органы обратились и к поощрительной денежно-кредитной политике, и к стимулирующим бюджетным мерам. Начиная с сентября 2007 года Федеральная резервная система неоднократно снижала ставку рефинансирования, доведя её к концу 2008 года до 2%. А пытаясь стабилизировать рынок ипотечных кредитов, снижали резервную норму для крупных компаний-риэлторов. Одновременно правительство приняло решение о субсидировании частного спроса: из 168-миллиардного пакета экономических субсидий 100 млрд долларов было решено направить на повышение доходов среднего класса, чтобы увеличить его потребительский спрос, остальные - на помощь малому и среднему бизнесу.

Тем не менее кризис оказался необычным, он перерос в мировой финансовый кризис невиданного масштаба. Перечислим лишь наиболее значительные эпизоды его развёртывания и тех «спасательных операций», которые начали спешно предпринимать правительства развитых стран.

Исходным толчком для его развития стала следующая ситуация на рынках недвижимости в США. Экономический подъём, наступивший после кризиса 2001-2003 годов, толкнул ипотечные банки на рискованное расширение ипотечных кредитов для ненадёжных, «проблемных» заёмщиков. Цель такого шага - расширение рынков для бурно растущих строительных компаний. Так, если в 2001 году доля второразрядных займов (subprime loans) составляла 9% всех займов, а доля обычных - 57%, то к 2005 году ситуация в корне изменилась: доля первых повысилась до 20%, а вторых - снизилась до 35%. И на основе этих ипотечных закладных выросли триллионные пирамиды вторичных активов (деривативов), которые приобретали банки других стран, вложившие в эти, казалось бы, высоконадёжные и прибыльные ценные бумаги весьма солидные средства. В итоге начавшийся ипотечный кризис в США породил цепочку неплатежей и банкротств, распространившихся не только на всю страну, но и за её пределы. Кризис ликвидности (то есть острой нехватки платёжных средств для выплаты долгов и обслуживания нормального функционирования экономики) охватывал всё новые и новые банки и страны. (Схема вверху показывает, как возникает кризис ликвидности.)

К сентябрю этого года в США потерпели банкротство три из пяти ведущих инвестиционных банков, в их числе крупнейший «Lehman Brothers». На краю банкротства оказались две крупнейшие ипотечные компании - «Fannie Mae» и «Freddie Мас», - на долю которых приходится половина всех ипотечных долгов в стране. Правительство США вынуждено было взять их под свой контроль, а фактически национализировать. Вся верхушка обанкротившихся компаний должна была уйти в отставку. Цена этой операции, по подсчётам экспертов, составила от 25 до 100 млрд долларов. (Не говоря о том, что ипотечный кризис уже стоил инвесторам и потребителям сотни миллиардов долларов).

Далее последовала совсем необычная операция. После долгих дебатов Конгресс США принял закон о выделении 700 млрд долларов для выкупа казначейством ипотечных ценных бумаг и иных проблемных, потерявших свою стоимость активов у крупнейших банков и других финансовых институтов, включая банки-нерезиденты, имеющие значительный объём операций в США. Сумма колоссальная: ведь 700 млрд долларов - это 5% ВВП США, сумма, в 1,5 раза превышающая оборонный бюджет страны. Она означает также увеличение государственного долга до 82% ВВП.

В сентябре финансовый кризис обрушился на Европу и на Японию. Серьёзные финансовые проблемы возникли и в России. Залихорадило все фондовые рынки. Правительство Англии вынуждено было после банкротства национализировать один из крупнейших банков страны - «Bradford & Bingley». Страны Бенилюкса объединили свои финансы для спасения другого крупнейшего бельгийского банка - «Fortis». Те же проблемы возникли и в Германии, где с кризисом ликвидности столкнулся один из крупнейших кредиторов страны - «Hypo Real Estate», для спасения которого правительство Германии совместно с консорциумом крупных банков выделило значительную сумму денег.

Чтобы ослабить проблемы ликвидности, группа центральных банков (а она состоит из Европейского центрального банка (ЕЦБ), банков Англии, Канады, Японии, Швейцарии и Федеральной резервной системы США) приняла решение о выделении более 640 млрд долларов. Следующий серьёзный их шаг - единовременное снижение ставок рефинансирования на 0,5%: в США - с 2 до 1,5%; в зоне евро - с 4,25 до 3,75%; в Англии - с 5 до 4,5%.

Новым шагом по спасению финансовой системы европейских стран следует считать экстренное совещание стран ЕС, на котором принято решение о координации действий всех правительств стран зоны евро (а также Англии) и их центральных банков под руководством Европейского центрального банка. Правительства ведущих европейских государств заявили о выделении довольно крупных сумм (1,3 трлн евро) для спасения наиболее важных финансовых институтов, от работы которых зависит функционирование экономики каждой из этих стран. Причём предполагается, что каждая из стран-участниц будет использовать выделяемые средства по собственному усмотрению, в зависимости от тяжести ситуации. В то же время все согласились, что государство пойдёт не по линии национализации проблемных банков, а будет скупать их обесценивающиеся акции.

И в США, и в Европе начались проблемы в реальном секторе экономики. По прогнозам МВФ, в 2009 году рост ВВП в США составит всего 0,1%, примерно столько же в странах Европы, а в Англии ожидается даже небольшое сокращение роста.

В какой степени все названные меры государственной поддержки, сравнимые по своим масштабам лишь с тем, что предпринимали правительства во время Великой депрессии 1929-1933 годов, дадут эффект, покажет время. Но уже сегодня многие мировые финансовые и политические лидеры всё чаще говорят о необходимости кардинально реформировать мировую финансовую систему, которая должна отражать реалии глобализированного мира ХХI века. Полное несоответствие финансовой системы нынешним реалиям проявляется, в частности, и в том, что развивающиеся страны накопили значительные финансовые резервы и стали кредиторами развитого мира. Роли поменялись.

Кризис и Россия

Российская экономика почувствовала неприятности кризиса не сразу. Ещё летом 2008 года мы слышали высказывания наших экспертов о том, что нам этот кризис, вроде бы, и не страшен. Так, в июле председатель Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка - ВЭБа) В. Дмитриев в одной из своих статей в журнале «Эксперт» писал: «Россия оказалась относительно изолированной от финансового кризиса, который оказал лишь косвенное влияние через каналы сужения зарубежного кредитования». Правда, писал далее автор, «произошедший кризис - предостережение на будущее».

И это будущее не заставило себя долго ждать. Ровно через полмесяца тот же журнал с тревогой сообщал, что кризис уже ударил по нашей экономике и падающим притоком капитала в страну, и сокращением внутренней ликвидности, и быстрым снижением рентабельности российского бизнеса на фоне разгорающейся инфляции. Отрицательные эффекты нарастали как снежный ком. Два обстоятельства усугубляли ситуацию. С одной стороны, нерезиденты стали ускоренно выводить свои капиталы с денежных рынков России (деньги требовались в самих странах-инвесторах), а с другой - снижался доступ к западным кредитам, которыми в силу более низких процентных ставок, нежели внутри страны, вовсю пользовались наши корпорации, в том числе и банки. Нечем стало выплачивать накопленные огромные долги (внешняя задолженность банков и корпораций составила к этому времени 500 млрд долларов, из них 30 млрд - кратко-срочная задолженность).

Начал развиваться кризис ликвидности, залихорадило фондовые биржи. С сентября пошло почти непрерывное падение фондовых индексов на обоих наших фондовых рынках (ММВБ и PTC). В течение сентября и октября торги на биржах то приостанавливали, то вновь открывали, дабы сбить накал страстей, подогревающих панические волны продаж и массового сброса обесценивающихся акций.

Надо было начинать спасательные операции наподобие тех, которые проводили правительства развитых стран. Уже в середине сентября Центробанк и Минфин предприняли меры по закачиванию средств в банковскую систему. Важное значение имело решение Минфина выделить трём системообразующим банкам - Сбербанку, Внешторгбанку и Газпромбанку - бюджетные депозиты на сумму 1,1 трлн рублей. Одновременно Центральный банк снизил ставки отчислений в Фонды обязательного резервирования (ФОР) и снизил процентные ставки на собственные кредиты. Эти меры, как полагают, добавили в банковскую систему примерно 300 млрд рублей.

В начале октября появилось сообщение о новых гигантских вливаниях в банковскую систему страны. Ей по решению президента, принятому после совещания с ведущими правительственными экономистами, выделялись от Центрального банка субординированные кредиты на срок до 2019 года - см. схему на предыдущей странице. (Поясню: субординированный кредит - это привлечённый кредитной организацией на срок не менее 5 лет кредит, который не может быть истребован кредитором ранее окончания срока договора.) Эти средства распределятся между Сбербанком (500 млрд рублей), Внешторгбанком (200 млрд рублей), Внешэкономбанком (50 млрд рублей) и Россельхозбанком (25 млрд рублей). К тем 50 млрд долларов, которые Центральный банк разместит во Внешэкономбанке (ВЭБ) в целях финансирования задолженности корпораций, обязанных срочно выплатить внешние долги, следует добавить депозиты из Фонда национального благосостояния в размере 450 млрд рублей.

Речь, конечно, идёт не о любой компании, желающей получить кредит. Отбор основан на строгих принципах. Приведу их: «Компания-заёмщик должна свою основную деятельность вести на территории России в реальном секторе экономики. Такая деятельность должна иметь важное значение или для экономики региона, или для стратегических отраслей. Рефинансировать будут только те кредиты, которые привлекались для реализации инвестиционных проектов или приобретения активов именно в России. И, наконец, помощь будет предоставляться тем компаниям, которые самостоятельно привлекут софинансирование и разделят риски с государством».

Центробанк получил также право кредитовать без обеспечения на срок не более полугода коммерческие банки, имеющие высокий рейтинг надёжности. Цель этого шага - облегчить положение мелких и средних банков, кредитующих мелкий и средний бизнес.

Среди последних решений по борьбе с финансовым кризисом стоит отметить следующее: предполагается, что обесценивающиеся акции некоторых важных для страны компаний (прежде всего государственных) будут, как в Европе, скупаться за государственные деньги (по согласованию с этими компаниями). Однако, отмечают эксперты, это «не будет означать ни национализации», ни тем более возврата в социализм».

Одновременно, стремясь успокоить рядовых вкладчиков банков, принят закон, повышающий страховую сумму депозита с 400 до 700 тысяч рублей (кстати, аналогичные меры приняты и в других странах, охваченных кризисом).

Кризис стал оказывать влияние и на реальную экономику, и на уровень занятости. Проблемы могут возникнуть в строительстве, торговле, в сфере услуг. Многие российские компании уже планируют сокращение персонала в среднем на 10-15%. Как и на Западе, встали многие наши автомобильные предприятия, только начавшие восстанавливать своё производство из руин. Ожидается, что прогнозируемый на 2009 год темп роста ВВП, по самым оптимистичным оценкам, снизится с 6,7 до 5,5% (оценка МВФ). Однако более трезво мыслящие эксперты считают, что эта цифра будет значительно ниже.

Главная проблема сейчас - как направить кредиты в реальный сектор экономики, не допустить сокращения производства, более того - обеспечить выполнение тех программ, которые уже намечены правительством. Эксперты полагают, что важнейшее значение здесь имеет снижение налогов на предприятия (в частности, НДС) и замораживание тарифов естественных монополий.

В «спасательных операциях», направленных на преодоление нынешнего финансового кризиса, мы имеем одно важное преимущество, какого не было во время дефолта 1998 года. Это так называемые «подушки безопасности», созданные в годы бурного роста нефтяных цен и высоких темпов роста ВВП в последнее десятилетие. Речь идёт, прежде всего, о стабилизационном фонде, призванном обезопасить экономику страны от колебаний нефтяных цен, - закон об этом фонде после долгих дискуссий был принят в 2003 году. Помимо этой главной задачи фонд призван служить надёжным инструментом стерилизации излишних денег, притекающих в страну в виде потока нефтедолларов при повышении цены на нефть сверх порогового значения.

Со временем было решено разделить его на две части: Фонд будущих поколений (собственно стабилизационный фонд) и Фонд национального благосостояния, главная цель которого - стабилизация пенсионной системы, включая покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ. Вот этот фонд, составляющий в настоящее время 2,3% ВВП, начали «распечатывать» и для решения проблем финансового кризиса.

Другой «подушкой безопасности» является значительный объём золотовалютных резервов. В настоящее время (несмотря на некоторое его сокращение вследствие проведения ЦБ операций по поддержанию курса национальной валюты на фоне оттока капитала и ослабления рубля) он всё ещё составляет внушительную цифру, превышающую 500 млрд долларов.

О роли государства в рыночной экономике

Итак, правительства стран, охваченных нынешним кризисом, по нарастающей ведут «спасательные операции» по выходу из него. Давние споры о том, надо или не надо государству вмешиваться в деятельность хозяйственного механизма, на время прекратились. Как сторонники государственного регулирования, так и его противники на Западе и у нас сегодня, как никогда, единодушны - вмешиваться надо, и чем скорее и масштабнее, тем лучше. Отступила позиция: рынок, мол, сам всё расставит по своим местам. И действительно, у государства, даже в условиях нормально действующей рыночной экономики, есть всеми признанные основополагающие функции.

Крупнейший специалист в развитии теории, обосновавшей необходимость государственного вмешательства в некоторые сферы экономики, американский экономист Р. Масгрейв писал: «Один рыночный механизм не может выполнять всех экономических функций. Государственная политика необходима для управления, корректировки и дополнения определённых его аспектов. Этот факт важно понять, поскольку он означает, что соответствующий размер государственного сектора в значительной мере есть вопрос технического, а не идеологического порядка».

Последнее замечание особенно важно: наличие государственного (или общественного) сектора не зависит от преобладания в правительстве тех или иных партий, от господства реформистской или консервативной идеологии. Как показала практика, речь может идти только о масштабах этого сектора, о формах и методах государственного вмешательства. Кратко напомню о них.

Экономические и социальные функции государства рождались с развитием потребностей цивилизованной рыночной системы, с обеспечением свободы конкуренции и честного партнёрства. Отсюда первая (и, возможно, главная) функция государства - функция законодательная, предусматривающая защиту свободы личности, собственности и предпринимательства - того, что составляет основу рынка. Иными словами: государство - это, прежде всего, закон и его исполнение.

Что же касается непосредственной вовлечённости государства в хозяйственную жизнь, то в разных странах и на разных этапах их развития оно бывает различным. Многое зависит от конкретных экономических обстоятельств, исторических условий и традиций, от господствующей идеологии, от партий, стоящих у власти. Однако есть сферы общественного воспроизводства, где рынок заведомо не справляется с удовлетворением потребностей общества или обостряет социальные проблемы, - так называемые «провалы рынка» (market failures). В подобных случаях у государства появляются особые функции, их осуществление может принимать разные формы - от полного огосударствления до государственного контроля (либо партнёрства с частным предпринимательством). К числу таких сфер относятся:

Производство «общественных благ»; их главная особенность - совместное потребление (оборона, охрана порядка, в значительной мере образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.);

Защита общества от «внешних эффектов» рыночной деятельности (прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды);

Регулирование производства в отраслях, где возникают условия «естественной монополии» (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение и т.п.);

Корректировка неблагоприятных последствий рыночной экономики, рождающих социальное неравенство, безработицу, бедность;

Стабилизация экономики с помощью инструментов макроэкономической политики, призванной спасать её от кризисных спадов и инфляционного роста цен.

Государство, дополняя и облагораживая рынок, выправляя отдельные его «провалы», работает с ним в одной упряжке. Именно такой симбиоз вытащил капитализм из Великой депрессии 1929-1933 годов. Эти функции являются необходимым дополнением рыночной системы. Только вместе они образуют то, что ныне именуется не просто рыночной, а цивилизованной смешанной экономикой.

Однако у государственного вмешательства есть и свои пороки (по аналогии с «провалами рынка» их назвали «провалами государственного вмешательства» - government failures). Это и усиление налогового бремени, отрицательно сказывающегося на производственных и трудовых стимулах, и увеличение государственных расходов. Чрезмерность государственного вмешательства стимулирует борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды («политическую ренту»), что вызывает рост бюджетных дефицитов. А расширение государственного сектора - нередко убыточного или малоэффективного - снижает конкурентоспособность страны. Гипертрофия государственного аппарата, рост бюрократии делают его косным, малоподвижным, работающим скорее на себя, чем на экономику. (Подробно о роли государства в рыночной экономике журнал рассказывал в № 6, 2006 г.)

Перечисляя обязанности государства по регулированию рыночной экономики, последней я назвала функцию экономической стабилизации, призванную сглаживать или предотвращать циклические колебания, защищать её от кризисов и инфляционных всплесков. Правительства развитых стран осуществляют эту функцию с помощью макроэкономической политики. Её главные инструменты регулирования - бюджетный и денежно-кредитный механизмы. Однако под влиянием новых процессов в мире в их использовании (как и в теоретическом обосновании) произошли существенные перемены. В условиях глобализации всеобщая взаимозависимость экономик отдельных стран усложняет проблему антикризисного управления. Наличие глобальных рынков капитала (когда капитал легко может притекать в страну и так же легко утекать из неё) препятствует мерам стабилизации экономики в отдельных странах вне зависимости от других.

Породив связанность и взаимозависимость экономик мира, глобализация потребовала и новых инструментов макроэкономического регулирования - прежде всего координации на уровне правительств, центральных банков, международных институтов. Но это-то и оказалось самым сложным и трудно осуществимым, поскольку в силу вступают различия в интересах и целях развития. Хотя, когда грозит полный крах, координацию всё же удаётся осуществлять. Так было во время «тушения» кризисов в быстро развивающихся странах. К такой же координации пришлось прибегнуть и во время нынешнего кризиса.

И тем не менее кризис есть кризис. Доверие легко обрушить, но не так-то просто восстановить. Требуются время, ответственная политика и совместные действия правительств и центральных банков, международные соглашения. Однако, как всякий кризис, он будет преодолён, прежде всего, благодаря тем мерам, которые предпринимает всё международное сообщество, включая Россию.

Нарушение устоявшегося экономического состояния в конкретной стране или в мировом масштабе, которое характеризуется снижением разнообразных финансовых показателей и общего состояния экономики, принято называть кризисом.

Он приводит к массовым банкротствам предприятий, снижению уровня производства, ухудшению жизни населения.

Можно выделить основные признаки, характеризующие экономический кризис:

  • спад производства;
  • массовый рост безработицы;
  • обесценивание национальной валюты;
  • нарушение равновесия в финансовых сферах;
  • несоблюдение баланса между спросом и предложениями в рыночных отношениях;
  • снижение платёжеспособности населения;
  • спад ВВП;
  • отток иностранного капитала;
  • увеличение дефицита платёжного баланса;
  • резкое и значительное падение цен в сырьевой отрасли.

Причины экономического кризиса настолько разнообразны, что неспециалисту сложно разобраться в первоисточниках и возможных последствиях. Упадок может возникнуть как вследствие циклического процесса, требующего модернизации и усовершенствования системы управления или её пересмотра и кардинального изменения. Так, и после природных, социальных катастроф, по причине военных событий с участием стороны, испытывающей переломное состояние в экономике.

Часто случается наблюдать совмещение нескольких факторов, которые взаимно влияют на снижение макроэкономических показателей. Возникновение в стране кризиса может быть спровоцировано внешними и внутренними факторами.

За всю история существования нашей планеты приходилось наблюдать экономические переломы локального и мирового значения неоднократно. Их можно изучить по учебникам и библиотечным архивам. О некоторых из них современники хранят свежие воспоминания в своей памяти. А молодое поколение может подробно ознакомить во время лекций на специализированных мероприятиях.

Назад в прошлое

Термин «кризис» произошёл от греческого слова crisis. Его значение – поворотный пункт или определённое решение в сомнительной ситуации. В древние времена применялся только в медицине и имел чёткое определение состояния больного, после преодоления которого, станет понятно пойдёт ли он на поправку или болезнь окончательно его погубит.

Таким образом, можно говорить о том, что экономический кризис – это переломный этап, который покажет в дальнейшем как повернётся ситуация. А зависит это от адекватной оценки руководством страны обстановки, причин и возможных последствий. А также правильности предпринятых ими действий для улучшения всех, пришедших в упадок, показателей.

К процессам, происходящим в обществе, понятие «кризис» применили около 400 лет назад. И только в XIX веке оно распространилось на экономическую сферу.

Историк Филип Кей предположил, что первый в мире экономический кризис произошёл ещё в Римской империи за восемьдесят восемь лет до наступления нашей эры. Более близкий к нашему времени с обширной географией охватил Англию, Францию и США в 1825 году. Он распространился одновременно на несколько отраслей производства.

Переломные этапы в России

Российская экономика оказывалась в подобных ситуациях неоднократно. Ярким примером можно считать кризис 1812-1815 гг.

Историки выделили такие его основные причины:

  • была выделена огромная сумма для расходов на ведение военных действий с наполеоновской Францией;
  • большой ущерб российской экономике нанёс запрет на торговые отношения с Великобританией;
  • огромные затраты потребовались на восстановление западных губерний, пособие жителям городов, пострадавших от разрухи;
  • упадок крестьянских хозяйств во время Отечественной войны.

Сельское хозяйство пострадало наиболее. На то время крестьянские дворы были основой российской экономики. Поэтому их разорение и вызвало такие серьёзные последствия для экономики страны. Полное истощение материальных и военных ресурсов, послевоенная разруха, общие убытки превысили 1 млрд рублей. Эта сумма была просто огромнейшая, учитывая, что ежегодные доходы государства того времени составляли около 100 млн рублей. Также историки свидетельствуют о том, что с целью ещё более снизить экономические показатели, французская разведка завозила бумажные поддельные рубли.

Тарифный устав 1810 года спас в то время Россию от краха в финансово-экономической сфере. Он смог обеспечить доминирующий объем экспорта товара над импортируемой продукцией. Весомую поддержку в достойном урегулировании сложившейся ситуации оказала финансовая помощь Англии.

Кризисная тенденция в России также наблюдалась в 1899 году. Её начало поразило лёгкую промышленность и распространилось на тяжёлую. Тогда обанкротилось около 3 тысяч предприятий. Снизилась валовая добыча нефти, а производство вагонов и паровозов уменьшилось вдвое. Кризис того времени плавно перешёл для нашей страны в депрессию, которая закончилась только в 1909 году. Пытаясь за это время повысить производительность труда, России удалось совершить техническое переоснащение предприятий. Таким образом, приличное количество людей получило вновь возможность работать и зарабатывать.

Россия оказалась в состоянии дефолта в 1998 году. Обесценились гособлигации, а курс рубля уменьшился в три раза всего за 6 месяцев.

Эти кризисы вместе с, пришедший в Россию, мировым 2008-2009 гг., имеют общий мотив – падение цены на нефть. Страдает основная отрасль, дающая прибыль государству. Даже нынешний затяжной кризис, который длится на протяжении 2014-2015, уже вступившего в свои права 2016 года, имеет ту же причину. Конечно, нынешняя ситуация усугубляется пусть и незначительным спадом производства, замедленным темпом экономического роста. Это связано достаточной мерой с санкциями, которые применены некоторыми странами по отношению к России.

И если в 1998 году в подобной ситуации тяжёлые для страны реформы были пройдены, а выходить из упадка помогали многие государства и международные фонды, то сегодня обстановка иная. Важные реформы впереди, а многие бывшие страны-партнёры относятся к России более чем аккуратно.

Чем помочь?

Бесспорно, выход из экономического кризиса – процесс не молниеносный. Для этого потребуется комплексный подход руководства страны к проблеме и ответственное принятие многих решений. Существует масса людей, для которых такое событие и поиск компромиссных или радикальных вариантов разрешения проблемы – повседневная работа. А когда каждый занимается своим делом, всё обязательно в конечном счёте разрешиться как нельзя лучше.

Простым гражданам интересно и важно будет знать о доказанном учёными факте влияния психологического настроя общества на длительность протекания, форму кризиса и его последствия. Ваше поведение может в равной мере оказаться как «пусковым механизмом», так и «успокоительным» для экономики страны. Поэтому не стоит лишний раз суетиться, сеять смуту и провоцировать панику среди сограждан. Спокойное и уравновешенное отношение к жизни, добропорядочные взаимоотношения с людьми могут сыграть немаловажную роль в урегулировании непростой ситуации внутри страны.

Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

Октябрь 1929 года стал точкой отсчета начала масштабного кризиса, охватившего все капиталистические страны.

Предпосылки и причины мирового кризиса 1929-1933 гг:

  • Изменение международных хозяйственных связей связанных с Первой мировой войной: в связи с образованием новых государств традиционные экономические связи оказались нарушенными либо прерванными. К этому присоединялись репарации, которые выплачивала Германия и военные долги Англии, Франции и Италии. Советский Союз и вовсе оказался выброшенным из мировой торговли. Все эти моменты сковывали активность на мировом рынке.
  • Резкий подъем экономики в 20-х годах, повлекший разрастание спекуляции и господство монополий в экономике, когда высокие цены монополистов снижали платежеспособность населения (низкий уровень дохода населения при большом объеме товара и высокой цене на него – кризис перепроизводства). При этом мелкие и средние производители разорялись, что оставляло многих людей безработными.
  • Циклический характер экономики в капиталистических странах всегда включал кризис, депрессию, оживление, подъем и снова кризис. Кризис представлял собой главную фазу цикла и с определенной периодичностью повторялся в капиталистических странах с начала 19 века. Таким образом, явления имевшие место в 1929-33 гг. были не случайностью, а закономерностью.

Начало и характеристика развития кризиса 1929-33 гг:

Фазы цикличной экономики характеризуются общими моментами и неизменно начинаются и заканчиваются кризисом.

Во время фазы кризиса происходит резкое обострение конкуренции в производстве, ускоряется концентрация и централизация капитала. Сокращение производства вызывает невероятный рост безработных и падение покупательской способности населения. Их положение резко ухудшается, снижается заработная плата, усиливается эксплуатация. Набирают обороты такие явления как массовый голод и нищета.

Фаза депрессии характеризуется тем, что производство в этот период стоит на месте, происходит уменьшение запасов товаров за счет их уничтожения и реализации по сниженным ценам. При этом оборудование, которое дает малый выход товаров, подлежит уничтожению. Постепенно происходит увеличение реализации товаров, снижается падение цен.

В фазе оживления происходит приспособление самых крупных и жизнеспособных предприятий к низким ценам. Они заменяют оборудование на более эффективное. В этот период снижается безработица и повышается зарплата. Это увеличивает спрос на промтовары и ведет к разрастанию производства.

В последней фазе подъема уровень получаемой предприятиями прибыли стабильно идет вверх, отмечается подъем курса акций и ценных бумаг, ими начинают массово спекулировать, в результате чего возникают явления вызывающие новый кризис.

С начала 19 века до середины 20-го капиталистические страны пережили 13 кризисов, самым длительным и масштабным из которых был случившийся в 1929-1933 гг.

Первыми приняли его удар США. 25 октября в Нью – Йорке назван «черным» днем, в который фондовая биржа потерпела полный крах от полного обвала акций. Банки и предприятия массово объявляли о банкротстве. Прекратили существовать 5761 банк, общая сумма вкладов в которые 5 млрд. долларов. Финансовый кризис за короткое время стал экономическим, который сразу же распространился по европейскому континенту.

За 4 кризисных года объемы производства в промышленности и аграрном секторе уменьшились примерно на треть, а во внешней торговле — на две трети. Таким образом, ущерб который понесли за эти годы страны, вовлеченные в кризис, можно приравнять к экономическому ущербу нанесенному 1-й мировой войной.

Особенно сильный урон понесли от кризисных явлений Соединенные Штаты Америки и Германия. В них обеих была весьма высока роль монополий, однако они не имели колоний, куда можно было переправлять для продажи накопившийся «излишний» товар. Значение играл темп производства в США, который был так высок, что рынок мгновенно оказался переполненный товаром. Правительство Германии, выплачивая репарации, ввело огромнейшие налоги.

Именно эти явления обусловили такие высокие цифры падения производства в годы кризиса.

Во время его пика в 1932 году производство промышленности в Германии упало на 54%, а США – на 46% от уровня 1928 года. Безработица в этих странах составила 44% и 32% соответственно. Уровень зарплаты достигал снижения до 50%. Это время в истории принято называть «великой депрессией».

Ущерб Англии от кризиса был намного меньшим. Средний уровень падения производства в промышленности в ней составлял порядка 17%, а безработицы – около 22%. При этом сгладить его последствия этой стране во многом помогли ее колонии в Индии, служившие рынком сбыта товаров и Британское Содружество наций.

Кризисные явления во Франции хотя и не были такими жесткими как в США и Германии, но длились до 1936 года и имели два пика в 1932 и 35 гг. В эти годы снижение производства в промышленности колебалось между 28 — 44%.

Примерно на одинаковом уровне понесли ущерб от кризиса Италия и Япония. Их статистическое снижение в промышленности достигало 30%, а безработными были примерно 12% жителей стран.

Промышленный кризис очень быстро слился с сельскохозяйственным, во время которого разорилось немало фермерских хозяйств.

Из-за снижения доходов населения в значительной степени страдала внутренняя торговля. Борьба за рынки сбыта (внутренние и внешние) обострилась до предела. Для государств было более важным сбыть на рынке свои товары, а не иностранные. Поэтому на ввоз иностранной продукции устанавливались огромные пошлины. В итоге это разорвало многие торговые международные связи. Поступления в казну государств уменьшились, в результате чего многие отказались обеспечивать свою валюту золотом.

Все эти явления незамедлительно вызвали кризис социальный. Он проявлялся в разорении мелких собственников, ужесточении эксплуатации рабочего класса: зарплаты снижались, а рабочее время увеличивалось. Люди шли на все, чтобы не оказаться совсем без заработка.

Голод и нищета выливались в бесконечные массовые выступления. За кризисные годы по разным странам в общем было зафиксировано свыше 20 тысяч забастовок. В них приняли участие порядка 10 миллионов жителей.

В Соединенных Штатах социальный кризис выражался в виде движения безработных, двух «голодных» походов в Вашингтон, выступлений ветеранов войны в Вашингтоне и т.п.

Преодоление кризиса:

В Соединенных Штатах Америки администрация Гувера попыталась остановить кризис, разработав для этого программу, рассчитанную на 60 дней. Правительство пошло на создание Реконструктивной финансовой корпорации для того, чтобы распределять субсидии и займы, а так же Федеральное фермерское управление для скупки сельхоз товаров. При этом оно вложило в нужды экономики больше 2 млрд. долларов. Но, ни одна из этих мер не оказалась эффективной. Одной из главных причин провала была боязнь Гувера появления деспотии в правительственных органах и разрушения самоуправления. Он не смог отойти от основного принципа либерализма – свободной конкуренции, основанной на невмешательстве государства в деятельность монополий.

Широкомасштабная социальная борьба в США помогла в 1932 году победить на президентских выборах партии демократов, которую возглавлял Франклин Делано Рузвельт. Он предложил «новый курс», суть которого сводилась к социально – либеральным реформам, взятым из трудов англичанина Кейнса. Главной идеей стало регулирование экономики, спроса и предложения товаров и услуг государством. К этому добавлялись мероприятия по увеличению заработной платы и улучшению социального положения граждан. Эти принципы являлись одним из проявлений неолиберализма. Курс выбранный Рузвельтом пришелся по вкусу не всем, однако именно он помог преодолеть кризис.

Великобритания, так же как и США, выбрала в борьбе с экономическим кризисом неолиберальный вариант: поддержку своего производства, проведение валютной реформы, экономию во всех сферах жизни. Но антимонопольной политики и модернизацию промышленности, как в США она не проводила.

Германия, Италия и Япония для преодоления кризисных явлений предпочли тоталитарный вариант, сущность которого сводилась у установлению фашистской диктатуры.

Во Франции затянувшийся кризис был преодолен с помощью третьего, социал-реформистского варианта. Этого же пути придерживалась и Испания. В его основе лежала частичная национализация производства, установления плановой экономики и масштабного реформирования социальной сферы. Этого направления во Франции придерживались лидеры правительства Народного фронта и руководство Рабочего социалистического интернационала.

Последствия кризиса 1929-33 годов:

Явления, связанные с кризисом имели много негативных последствий, но не все из них были таковыми. Самым главным было начало реформирования классического капитализма.

Изменения в экономической сфере:

  • сокращение производства в промышленности на 40%, а в сельском хозяйстве на 30%
  • безработица, нищета, голод
  • началась перестройка в структуре экономики с опорой на последние научные и технические достижения, в то время как ее неэффективные звенья были ликвидированы
  • экономику стало регулировать государство: переход к плановой системе, сочетание крупного капитала с интересами простых людей

Изменения, затронувшие социальную сферу:

  • ее регулирование перешло к государству: была введена социальная система, началось увеличение пенсий, пособий безработным, появились оплачиваемые отпуска, медицинское страхование, увеличилась зарплата

Изменения в политической сфере:

  • обострение межгосударственных отношений из-за неравномерности послекризисного развития стран
  • в странах, где особо остро стояли социальные проблемы, политическая элита привела к власти авторитарных лидеров фашистских партий
  • в Латвии, Эстонии и Греции было осуществлены государственные перевороты
  • система международных отношений (Версальско-Вашингтонская) дала трещину и была близка к разрушению
  • германские репарации сначала снизились, а затем и вовсе оказались отмененными
  • из-за того что ведущие западные страны ослабили свои позиции в Германии, Италии и Японии начало формироваться стремление к внешней экспансии

Отойдя от кризисных явлений 1933 — 1936 года многие капиталистические страны всего через несколько лет (в 1937 г.) оказались в новом экономическом кризисе. Кризисные явления 1937-1938 годов не затронули Германию и Италию, однако привели к обострению англо – германских отношений, а Япония и Италия в это время начали прямую агрессию, что и стало главными предпосылками разыгравшейся чуть позже 2-й мировой войны.

В широком общественном представлении кризисное проявление - это активное явление разрушительного свойства. В представлении обывателей кризисы существуют для того, чтобы обанкотить население и разрушать существующие экономики. Это представление сформировалось потому, что в обывательском суждении о кризисе отсутствует рационально зерно. Рассмотрим принципы кризисов более подробно.

Основные принципы кризисных явлений

Кризисные явления появляются в ходе массовых перемен. Отличительный интерес следует уделить кризису накануне Первой мировой войной. Он был сопряжен с излишним перепроизводством. Его база находится в уменьшении уровня существования населения, укреплению безработицы и иных общественно- финансовых, неблагоприятных явлений. В европейских государствах кризис формируется циклически. Можно отметить что при этом эволюции неизбежно его повторение.

Определение 1

Кризис - это несоблюдение имеющегося равновесия в каком - либо слое, либо деле.

Экономический кризис более чувствителен для жителей. Его воздействие сформулировано в безработице, высокой миграции. Проанализируем наиболее тщательно суть финансового кризиса, через ее особенности.

Определение 2

Экономические кризисы - это практические ситуации неустойчивого формирования имеющейся финансовой концепции.

Первоначально, финансовые кризисы объединялись с производством. При его излишке либо недостатке появлялся кризис. Макроэкономика полностью зависела с производственных компаний.

В случае излишнего производства - производственные компании прибывали в состоянии кризиса и закрывались. Финансовая концепция, выстраиваясь на их основании, начинала рушиться.

На нынешней стадии макроэкономика почти никак не зависит от производственных компаний. В её основании присутствуют сотрудники. Они считаются основным ресурсом. В наше время кризисы в Российской федерации базируются в демографической и общественной доминанте.

Особенности экономического кризиса в странах Запада

  1. Снижение уровня жизни населения;
  2. Снижение уровня зарплаты;
  3. Тотальная безработица;
  4. Депрессивное общественное мнение;
  5. Повышенная миграция;
  6. Развитие кризиса по циклу;
  7. Кризис перепроизводства;

В Западных странах кризис имеет несколько иное значение чем в России. Население этих стран насыщено качественными товарами и не готово к повседневным бытовым трудностям. Во время кризиса, многие жители испытывали его как личную трагедию. Поэтому специалисты Западных стран прикладывали значительное количество мер и усилии для устранения депрессивного состояния. Именно эта особенность подтолкнула жителей Германии в партию фашистов. Они были уверены в том, что их экономическая система совершенна, а кризис больше не настанет.

Специалисты Германии не учли тот факт, что западный кризис развивается по циклу. Это означает, что неизбежен его повтор. Перенасыщенный

Осенью 1857 года в США происходит обвал котировок на фондовом рынке. Причина — спекуляции с акциями железных дорог и последовавший за этим крах американской банковской системы. В том же году кризис охватывает Англию, чьи банки инвестировали в акции американских компаний. Чуть позже финансовые проблемы докатываются до Германии.

C 1849 года экономика США быстро развивается. Банки активно кредитуют предприятия. Но в результате падения цен на зерно фермеры, набравшие кредитов, оказались не в состоянии платить по своим долгам. А началом всеобщей паники стала банальная кража. Казначей большого провинциального банка из Огайо похитил огромную сумму наличных средств. После этого банк объявил себя банкротом. Менее чем за полтора месяца закрылось более 200 банков. Кредитование практически приостановлено. Получить деньги взаймы можно лишь под 100 процентов годовых.

13 октября 1857 года люди ринулись забирать свои вклады, менять банкноты на золотые монеты и обналичивать векселя. Если утром банки Нью-Йорка еще выполняли свои обязательства и выдавали деньги, то уже к концу дня практически все они оказались банкротами. Вслед за этим происходит обвал курсов акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Вслед за Америкой обанкротилось несколько крупных банков Англии, начались проблемы у компаний реального сектора. Особенно пострадали текстильная и машиностроительная промышленность. К декабрю 1857 года под ударом кризиса оказалась и Германия.

Затяжных проблем удалось избежать. Уже к концу 1858 года американская экономика стала восстанавливаться. На смену обанкротившимся компаниям и банкам пришли новые предприятия. Банк Англии сначала попытался решить проблему, увеличив вдвое ставку рефинансирования, но когда это не помогло, пошел на необеспеченную эмиссию банкнот. Мера оказалась достаточно эффективной. К осени 1858 года в экономике наблюдался рост. А Германии решить проблемы с неплатежами помогла Австрия, предоставившая кредит серебром. Для его доставки был выделен целый поезд.

1873-1896. Длинная депрессия

В мае 1873 года с обвала фондовой биржи в Вене начался один из самых затяжных финансовых кризисов за всю историю. Причина — стремительный рост рынков недвижимости в Австро-Венгрии и Германии. Застройщикам выдавали огромные кредиты, по которым многие из них не смогли рассчитаться. Паника, начавшаяся на биржах Европы, перекидывается в США, а затем и в Россию.


В конце XIX века правительства Австро-Венгрии, Франции и Германии сделали ставку на столичное строительство. Были созданы банки, предоставлявшие кредиты застройщикам. Появились первые ипотечные бумаги. Стремительно росла долговая нагрузка строительных компаний, а с ней и цены на недвижимость. В «черную пятницу», 9 мая 1873 года, рухнула фондовая биржа в Вене. Следом обрушились рынки в Амстердаме и Цюрихе. После того как в Европе на биржах началась паника, а германские банки отказали в продлении долга американским компаниям, кризис перекинулся в США.

Уже в сентябре 1873 года крупный американский железнодорожный девелопер, инвестиционная компания Jay Cooke & Co., не смог расплатиться по своим долгам. Из-за ужасающего падения котировок на несколько дней закрылась Нью-Йоркская фондовая площадка. Начались массовые банкротства банков. Малым и средним предприятиям перестали выдавать кредиты. Безработица достигла 25-30 процентов. Из-за повальных увольнений на шахтах Пенсильвании рабочие устроили погромы. Началась паника.

Считается, что в прекращении финансового кризиса сыграл немалую роль Дж. П. Морган, один из влиятельнейших банкиров Америки, который предоставил 62 млн долларов золотом министерству финансов США. Это позволило расплатиться по суверенным обязательствам. Как это ни парадоксально, но за время депрессии были созданы корпорации, которые существуют и по сей день. Так, например, в 1876 году Томас Эдисон открыл свою лабораторию. А еще несколько лет спустя он создает Edison General Electric Company, которая в 1896 году первой в истории вошла в индекс Dow Jones Industrial Average.

1929-1939. Великая депрессия

Единого мнения о причинах начала Великой депрессии нет. Среди наиболее вероятных называют диспропорцию между товарной массой и объемом денежных средств; биржевой «пузырь» (инвестиции в производство сверх необходимого); повышение таможенных пошлин на импорт и, как следствие, спад покупательной способности населения. Кроме США особенно сильно пострадали от кризиса Канада, Великобритания, Германия и Франция.

Каждый шестой к 1933 году был безработным. Резко увеличилось количество бездомных. Компания Bethleem Steel, уволив 6 тысяч работников, выселила их из домов, которые принадлежали корпорации, и разрушила эти дома, чтобы не платить налог на недвижимость. Мэр Нью-Йорка Джимми Уокер, призывал владельцев кинотеатров «показывать картины, которые поддержат дух американцев и возродят в них надежду».

За годы кризиса обанкротилось около 40 процентов банков, их вкладчики потеряли 2 млрд долларов в депозитах. После начала Великой депрессии простые граждане ненавидели банкиров. С 1931 по 1935 год знаменитые Bonnie и Clyde, грабившие банки и наводящие ужас на банковских служащих, вызывали искреннее восхищение у простых американцев.

К началу депрессии производство автомобилей достигло 5 миллионов машин в год. Уже к 1932 году оно сократилось до 1,3 млн машин, то есть на 75 процентов по сравнению с 1929 годом. Основатель General Motors Вильям Дьюрант потерял больше 40 млн долларов, практически все свои деньги. GM с трудом пережил депрессию, проводя жесткую политику снижения цен.

1973-1975. Нефтяной кризис

Самый крупный энергетический кризис в истории разразился в октябре 1973 года, когда Сирия и Египет начали войну с Израилем. Страны ОПЕК снизили объемы добычи нефти и повысили отпускные цены на 70 процентов: сначала США и Нидерландам, затем и союзникам Израиля.

Количество безработных в США достигло 15 млн человек. В разгар кризиса преподаватель университета Джон Сперлинг обратил внимание на большое количество возрастных студентов, желающих сменить профессию. Так возникла идея разработки программы переобучения. Сперлинг основал первое коммерческое учебное заведение University of Phoenix и компанию Apollo Group. Сейчас это около 90 институтов по всей Америке с капитализацией около 10,6 млрд долларов.

На пике кризиса цена галлона бензина в США выросла с 30 центов до 1,2 долларов. В Америке 85 процентов американцев пользовались личными автомобилями. Очереди на бензоколонки растянулись на километры. Некоторое время действовало правило: владельцы автомобилей с нечетными номерами получили право заправляться лишь по нечетным дням, и наоборот. Правительства Австрии и ФРГ ввели запрет на использование автомобилей в определенные дни недели.

В США власти предприняли исключительные меры, чтобы поддержать простых граждан. Комиссия по банкротствам, образованная в США в 1973 году, рекомендовала внести изменения в законы, которые позволяли бы человеку, объявившему о личном банкротстве, сохранить часть имущества, сделав его юридически недоступным для кредиторов. Так, в Техасе банкрот имел право оставить у себя дом независимо от его стоимости и имущество на сумму до 30 тыс. долларов.

1987-1989. «Черный понедельник»

19 октября 1987 года произошел обвал индекса Dow Jones Industrial. Вслед за американским фондовым рынком на волне паники, вызвавшей отток инвесторов и снижение капитализации нескольких крупнейших транснациональных компаний, рухнули биржи в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Гонконге, Южной Корее и многих латиноамериканских странах.

Начиная с августа 1982 года индекс Dow Jones демонстрировал стабильный рост. К августу 1987 года Dow Jones удвоился, поднявшись к отметке 2700 пунктов. Тем временем в экономике бурный восстановительный рост после спада 70 - х годов сменился стабильным развитием. В начале октября Dow Jones плавно стал снижаться, а в пятницу 16 октября индекс потерял 5 процентов. Единственным человеком, который предсказал случившийся три дня спустя обвал, стал Арч Кроуфорд — владелец компании, дающей астрологические бизнес-консультации.

19 октября 1987 года фондовый индекс Dow Jones рухнул на 22,6 процента. Этот обвал оказался даже сильнее, чем крах фондового рынка 28 октября 1929 года, который положил начало Великой депрессии. Одно из возможных объяснений краха — компьютерные торговые программы, которые использовали трейдеры. Они учитывали динамику рынка и выдавали приказы на покупку, если рынок обещал рост, и на продажу — при падении. И как только в динамике рынка после пятилетнего роста наметился перелом, программы выдали массовый приказ на сброс акций.

Вопреки опасениям экономистов и денежных властей рецессии ни в экономике США, ни в других странах, чьи биржи ощутили на себе крах 1987 года, не последовало. Буквально на следующий день индекс Dow Jones вырос на 12 процентов. Правда, потом были опять спады и подъемы, но не столь значительные, как в «черный понедельник». Кризис затронул в большей степени тех людей, которые работали в финансовом секторе. В Америке работу потеряли около 15 тыс. брокеров, трейдеров и т.д. Своих прежних высот Dow Jones достиг лишь в 1989 году.

1998-1999. Российский дефолт

17 августа 1998 года Правительство Российской Федерации объявляет дефолт по государственным краткосрочным облигациям. Причины кризиса — острая нехватка средств и огромный государственный долг России. Рубль к доллару упал за полгода почти в четыре раза, подорвано доверие населения и инвесторов, массовые банкротства малых предприятий и банков.


В мае 1995 года инфляция в России около 200 процентов. Чтобы удержать рост цен, правительство решает финансировать дефицит бюджета за счет выпуска государственных краткосрочных обязательств. К маю 1998 года годовая инфляция снижается до 7,5 процента. Рынок ГКО живет по схеме: банки занимают деньги за границей, покупают ГКО, а через несколько месяцев продают их и рассчитываются по своим долгам. Доходность таких операций — от 50 до 140 процентов годовых. Власти РФ постоянно выпускают новые займы, чтобы расплатиться по ранее размещенным. Создается финансовая пирамида.

К весне 1998 года ежемесячные доходы федерального бюджета составляли 22 млрд рублей, расходы — 25 млрд рублей, и еще 30 млрд рублей на погашение внутреннего долга. 14 августа президент России Борис Ельцин заявляет по телевидению, что дефолта не будет. 17 августа — дефолт. Курс доллара за неделю с 18 по 22 августа вырастает всего на 60 копеек. Далее следует отставка правительства. 25 августа рубль сразу падает на 10 процентов. Уже в сентябре 1998 года инфляция составляет 400 процентов (в декабре — 256 процентов), почти в четыре раза обваливается курс рубля к ноябрю 1998 года.

Несмотря на то что месячные цифры инфляции огромны и ЦБ проводит необеспеченную эмиссию рубля, ставка рефинансирования сохраняется на уровне 12,5 годовых. Это обеспечивает реальный сектор доступными кредитами. По итогам 1999 года в результате замещения импорта промышленность растет на 20 процентов. Восстанавливаются мировые рынки. В течение 1999 года цена на нефть удваивается и достигает 27 долларов за баррель. Отток денег из банков прекращается уже в марте 1999 года. С середины 1999 года до конца III квартала 2000 года капитал банков вырос в 2,5 раза.

1997-2001. Азиатский кризис

В июле 1997 года разразился азиатский финансовый кризис. Причина — стремительный обвал национальных валют и биржевых индексов стран Юго-Восточной Азии, спровоцированный перегревом экономики, а также непосильными государственными и корпоративными долгами. Больше всего от кризиса пострадали Индонезия, Южная Корея и Таиланд.

До кризиса Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия и Сингапур собирали больше половины мировых инвестиций. Но в середине 90-х годов в США, чтобы удержать инфляцию, денежные власти повышают ставку рефинансирования. Страны Юго-Восточной Азии в свою очередь также повышают собственные ставки — укрепляются азиатские валюты, падает конкурентоспособность продукции на мировом рынке из-за роста себестоимости. В это же время продолжает стремительно увеличиваться корпоративный и государственный долг азиатских стран.

14 мая 1997 года валютные спекулянты — от фонда Quantum Джорджа Сороса до Tiger Management Corp Джулиана Робертсона — атакуют тайский бат. 2 июля бат рухнул. В течение месяца шел обвал курсов индонезийской рупии, филиппинского песо и малазийского ринггита. В Индонезии кризис привел к массовым мятежам и смене государственного режима. Серьезно пострадала и Южная Корея. В начале декабря правительство уверяло, что краткосрочные обязательства корпораций не превышают 30-40 млрд долларов, а к 1998 году они перевалили за 150 млрд.

Международный валютный фонд выделил на преодоление последствий кризиса странам Юго-Восточной Азии больше 110 млрд долларов. Из которых 57 млрд были предоставлены Южной Корее на жестких условиях: продать иностранным компаниям два крупнейших национальных банка; допустить иностранные банки к проведению финансовых операций в Корее, а главное — ликвидировать компании (чеболи), на которые приходилось около трети ВВП. Национальные экономики стран Юго-Восточной Азии к 2001 году преодолели кризис и возобновили рост.

2008 — ?

В экономике назревает новый, искусственно создаваемый властями денежный пузырь, считает Михаил Хазин. Если власти не только России, но и других стран не успеют почувствовать тот момент, когда созданный ими денежный пузырь продолжит свой рост уже без их помощи, и запоздают с извлечением денег из экономики, нас ждет гиперинфляция, хаос на финансовых рынках и скорее всего новый спад.

В мировой экономике с начала года наблюдается все более увеличивающийся разрыв — финансовые рынки идут вверх, а реальный сектор экономики падает. Здравый смысл говорит, что такая ситуация не может длиться вечно: либо верх ножниц подтянет к себе низ, либо же, наоборот, финансовые рынки начнут падать к уровню, определяемому состоянием реального сектора, и экономика уйдет в новый виток кризиса. Для проверки этой гипотезы нужно всего лишь одно — перестать вливать в экономику государственные деньги и посмотреть, вернется ли частный спрос.

Собственно говоря, все заявления представителей монетарных властей ведущих экономик мира, МВФ и многих других «экспертов» о преодолении рецессии уже в ближайшее время преследуют одну-единственную цель — восстановление частного инвестиционного спроса и кредитования экономики. Но можно ли восстановить инвестиционный спрос в условиях явного избытка производственных мощностей? Власти Китая, например, видят в этом одну из ключевых проблем. На самом деле можно, если закрыть глаза на то, что речь идет о формировании нового финансового пузыря.

Чем отличается текущая ситуация от докризисной? Тем, что надуваемый сегодня пузырь — рукотворный. На его формирование идут либо бюджетные, либо печатаемые деньги. Но чем дальше растет пузырь, тем в большую панику впадают и сами финансовые власти, и участники рынка. Что произойдет, если этот рукотворный пузырь поведет себя так, как этого от него ждут? Если возобновится кредитование реального сектора под залог финансовых активов в докризисных масштабах и пропорциях, то это неизбежно вызовет резкий всплеск инфляции, с высокой степенью вероятности способной перерасти в гиперинфляцию.

Чтобы избежать инфляции, необходимо точно определить момент, когда пузырь начнет работать в режиме самоподдержки, и тогда нужно быстро начинать изымать из экономики ранее вброшенные в нее деньги. Если сделать это немного раньше, чем следует, экономика войдет в новый виток кризиса. И вытащить ее оттуда будет уже невозможно, поскольку все ресурсы были потрачены в ходе предыдущего цикла. Если денежные власти немного запоздают — тогда неизбежны инфляция, хаос на финансовых рынках и скорее всего новый спад.

Что касается российских монетарных властей, то они будут просто ждать, к чему приведут действия американской Федеральной резервной системы, Европейского центрального банка и прочих мировых финансовых институтов. Ждать и надеяться на то, что мировая экономика действительно оживет и спрос на природные ресурсы потянет вверх российский экспорт, а вслед за ним — и остатки ориентированного на внутренний спрос реального сектора.

На самом деле есть несколько наиболее вероятных сценариев развития российской экономики. Первый, базовый, исходит из предположения о том, что мировая экономика в 2010 году сумеет преодолеть кризис, перезапустить процессы кредитования и обеспечить устойчивый спрос на сырье. А это во многом будет зависеть от того, насколько правительствам западных стран удастся обеспечить устойчивый рост финансовых рынков (снизить волатильность торгов). В случае нормализации финансовых рынков у реального сектора экономики появятся надежные с точки зрения банков залоги для кредитования в виде акций и облигаций. Начнется рост реального сектора. Тогда оправдан прогноз и Минэкономразвития, и Минфина по российской экономике и бюджету на 2010 год. Прирост доходов бюджета в 2010 году может составить до 5 процентов, а экономика вырастет примерно на 1,5-2 процента.

Однако есть и другой вариант — властям не удастся нормализовать рост финансовых рынков, тогда мировая экономика в 2010 году продолжит падение. Российскому правительству придется принимать решение о девальвации рубля. Критическим моментом принятия подобного решения будет ноябрь 2009 года (до этого момента девальвация на каждые 10 процентов обеспечит один-полтора дополнительных месяца финансирования дефицита бюджета за счет средств Резервного фонда). На мой взгляд, это решение было бы правильным, поскольку позволит перезапустить рост в российской экономике, невзирая на то, что будет твориться в мире. В случае поздней девальвации или ее отсутствия при неблагоприятном развитии событий в мировой экономике неизбежно ухудшатся, и значительно, макроэкономические показатели российской экономики во второй половине 2010 года. Возможен спад ВВП, сопоставимый с показателями 2009 года. Если же девальвацию проведут вовремя, вливание денег в экономику России можно и нужно будет увеличивать, невзирая на значительный рост инфляции.

Получается, если иностранным государствам удастся финт с перезапуском мировой экономики, Россия вновь получит возможность «сидеть на трубе». Только никакого инновационного пути развития у нас не будет. Если же не удастся Бернанке (глава ФРС) и Трише (глава ЕЦБ) их операция, то финансовые рынки неминуемо начнут валиться, а вместе с ними цены на нефть могут достигнуть уровня в 30-32 доллара за баррель или даже ниже. Россия в этом случае рискует попасть в ситуацию, аналогичную началу 90-х годов прошлого века.

Но у нас есть шанс и самостоятельно выбраться из кризиса за счет глубокой девальвации рубля. Вот тогда точно придется полностью реформировать экономику.

Прогнозы развития

Оптимистические

Пессимистические

Аркадий Дворкович, помощник Президента РФ

Йоханнес Бернер, старший партнер Roland Berger Strategy Consultants

В последние месяцы ВВП России пошел в рост впервые после почти годового падения, но успокаиваться рано. Мы понимаем, что риски все еще очень велики, это пока еще неустойчивый тренд роста. Некая стабилизация достигнута, но именно на основе стимулирующих мер.

С обязательностью новой волны кризиса не согласен. Основной рецепт противодействия кризису — сместить акцент в господдержке с увеличения ликвидности и капиталов на стимулирование внутреннего частного спроса — и потребительского, и инвестиционного.

Существенных рисков для национальной валюты при ценах нефти выше 50 долларов за баррель нет. Правда, ослабление рубля, пусть и небольшое, на фоне роста расходов федерального бюджета в конце 2009 года не исключено.

Радикально новых мер мы не обсуждаем и считаем, что в целом структура антикризисного пакета у нас сегодня правильная. Сейчас мы интенсивно занимаемся гарантиями. Особое внимание уделяем региональным программам занятости. Возможно, что постепенно будет меняться структура этих программ: чуть меньше будет акцент на общественные работы, больше будет акцент на создание новых рабочих мест.

Пакет стимулирующих мер тоже дал некий позитивный эффект, но прежде всего стабилизация объясняется ростом цен на сырьевых биржах.

Новый виток кризиса возможен. Но более вероятен другой сценарий — затяжной период восстановления, длиной в несколько лет. Развитию препятствуют «плохие долги», ограничивающие возможность банков выдавать новые кредиты.

Макроэкономические показатели свидетельствуют в пользу стабильного рубля, но неизвестно, станет ли правительство отказываться от девальвации для повышения конкурентоспособности российской продукции.

Не так важен объем средств антикризисной программы, как то, как они расходуются. Огромные суммы были потрачены на спасение рабочих мест на неконкурентоспособных предприятиях, на различные программы занятости, многие из которых носят временный характер. Все это не способствует улучшению экономической ситуации.

Эльвира Набиуллина, глава Минэкономразвития России

Игорь Николаев, партнер, директор департамента стратегического анализа ФБК

Антикризисные меры, которые принимаются и по поддержке инвестиций, и по социальной поддержке, по расчетам МЭРТ, могут создать до полумиллиона новых рабочих мест. На них смогут прийти люди, которые высвобождаются из не очень эффективных предприятий.

Официальный прогноз ВВП ухудшился — минус 2,2 процента, по промышленности — минус 7,4 процента. Темпы снижения промышленного производства в 2009 году во многом будут зависеть от того, как будет работать и когда начнет работать антикризисный пакет правительства и от того, как будет вести себя кредитование экономики банками.

МЭРТ ожидает снижения объема инвестиций в РФ в 2009 году на 14 процентов.

Реальные доходы россиян в январе 2009 года по сравнению с январем 2008 года снизились на 6,7 процента. Не лучше обстоят дела и с реальной заработной платой, которая сократилась на 3,2 процента. По итогам года доходы россиян по сравнению с началом года снизятся на 8,3 процента.

Суммарная оценка антикризисных финансовых обязательств государства дает огромную цифру в 10,2 трлн руб. (23,7% от ВВП 2008 года). Около 92 процентов выделяемых средств направлено через банковский сектор. При этом чем больше денег закачивали в банковскую систему, тем хуже становились показатели банковской ликвидности. Это заставляет усомниться в правильности стратегии противостояния кризису.

Объем промышленного производства в 2009 году может упасть на 20 процентов. Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно вспомнить, что за последние десятилетия сопоставимые угрозы были только в 1992 году, в период перехода от плановой экономики к рыночной. Тогда промышленность упала на 18 процентов.

Наши ожидания не столь радужные: в 2009 году спад инвестиций в основной капитал составит не менее 15 процентов.

Роста реальных денежных доходов населения не будет. Минэкономразвития России еще в конце прошлого года рассчитывал на 2,5-процентный прирост этого показателя. По нашим оценкам, будет 15-процентный спад к концу 2009 года. Текущее и прогнозное состояние российской экономики таково, что трудно рассчитывать на появление стимулов к росту.