Газпром нужны ли им обучающие центры. Газпром целевое обучение. Тпу газпром: практика образования

Все большую популярность приобретает дистанционное обучение — наиболее удобный и эффективный на сегодня способ повышения профессионального уровня, пристальное внимание развитию которого уделяют и в «Газпром нефти».

Сетевой прорыв

Развитие дистанционного обучения началось в начале 80-х годов прошлого века с появлением разнообразных автоматизированных обучающих систем (АОС). Возможности АОС были крайне ограничены, однако некоторые из них приносили весьма ощутимую пользу.

Новый этап в истории дистанционного обучения наступил, когда широкое распространение получили персональные компьютеры, снабженные графическим пользовательским интерфейсом, обеспечивающим воспроизведение мультимедийных данных в различных форматах. Технологии обучения второго поколения получили название Computer Based Training (CBT) — компьютерное обучение.

На современный этап развития дистанционное обучение вышло с появлением глобальной сети интернет. Прикладные сервисы глобальной сети и возможность предоставления доступа к учебному контенту практически из любой точки мира позволили сделать серьезный рывок в процессе использования информационных технологий в образовательной сфере. С этого момента, собственно, и стал использоваться термин «дистанционное обучение».

Благодаря широкому использованию мультимедийных и интернет-технологий эффективность обучения, проводимого в дистанционной форме, не только во многом сравнялась с эффективностью очного обучения, но и нередко превосходит возможности традиционной формы. Дистанционное обучение может проводится с использованием различных схем, комбинирующих разные средства. Сегодня популярны такие методы обучения, как тренажеры, вебинары, видеоуроки, использование электронных учебников, однако наиболее распространенная схема — обучение с использованием дистанционных курсов. В рамках этой схемы осуществляется комбинирование синхронного и асинхронного обучения. Чаще всего сначала проводится синхронное обучение, в рамках которого слушатели дистанционного обучения общаются с преподавателем, в дальнейшем они учатся полностью самостоятельно, получая только необходимую методическую поддержку. Если дистанционный курс достаточно объемный, в процессе дистанционного обучения периодически проводятся онлайн-занятия с преподавателем. Именно на таких программах — с использованием дистанционных курсов — сегодня основана система дистанционного обучения в «Газпром нефти».

Дешево и эффективно - преимущества и недостатки дистанционного обучения

Преимущества дистанционного обучения очевидны : возможность получать новые знания «без отрыва от производства» — в удобное время, в удобном месте, по индивидуальному графику, с наиболее оптимальной для самого обучаемого интенсивностью. Соответственно, сокращаются расходы компании: исключаются затраты на командировки до места обучения, проживание, «выпадающее» рабочее время. Согласно исследованиям дистанционное обучение экономит до 80-90% ресурсов на получение одного и того же объема знаний. Хотя, конечно, есть у дистанционного обучения и недостатки. Например, определенные сложности возникают при необходимости внесения оперативных изменений в программу, если обучение уже началось. Кроме того, достаточно серьезные усилия приходится затрачивать на формирование дополнительной мотивации у слушателей. Еще один минус — высокая зависимость от технической инфраструктуры: сбои могут привести к снижению эффективности или вообще срыву программы.

Все эти выводы полностью подтвердил опрос, проведенный недавно в «Газпром нефти». По итогам оценки преимуществ каждого из видов обучения большинство голосов собрало именно дистанционное. Среди недостатков такой схемы были названы:

  • невозможность получения обратной связи,
  • отсутствие или затрудненность коммуникации с другими участниками программы,
  • также ограниченность отработки практических навыков.

Немаловажным для респондентов оказался и психологический фактор смены обстановки и перемещения в другую социальную среду при очном обучении. Среди плюсов респонденты отметили возможность вернуться к пройденному материалу, экономию времени на проезд к месту учебы, возможность обучаться без отрыва от работы, самостоятельный выбор графика и сроков обучения.

Важное преимущество дистанционных систем — высокий уровень персонификации. Слушатель может самостоятельно определить скорость изучения учебного материала, когда он хочет проходить обучение и какие именно разделы учебного материала и в какой последовательности ему необходимо изучить. При этом учебный контент можно комбинировать под конкретного обучаемого. Все эти факторы крайне важны в условиях дефицита времени. Еще одно важное преимущество дистанционного обучения — эффективность. Этот показатель во многом зависит от предмета дистанционного курса, но в большинстве случаев он выше, чем у традиционного очного обучения. Некоторые исследования показывают, что продолжительность обучения при проведении его в дистанционной форме может сокращаться на 30-40% по сравнению с традиционным очным обучением, а скорость запоминания материала возрастает на 10-30%.

Программные направления дистанционного обучения

В «Газпром нефти» система дистанционного обучения функционирует с 2010 года. На текущий момент в нее входят 23 курса, в разработке находится еще один.

Основных направлений обучения три: адаптация, навыки личной эффективности и работа с пакетом Microsoft Office. В рамках адаптационных дистанционных программ сотрудники могут пройти вводный курс; объединенный курс по системам самообслуживания, оформлению командировок и заявок на присвоение ролей в системе; ознакомиться с системой самооценки и пройти курсы по рекрутингу; изучить тонкости системы управления по целям.

Набор курсов, направленных на получение навыков личной эффективности, включает в себя программы «Нефтянка для не нефтяников», «Навыки современного менеджмента», «Эффективный тайм-менеджмент», «Разработка и принятие управленческих решений», «Деловая переписка» и несколько курсов по охране труда и безопасности. Самостоятельное освоение пакетов Microsoft Office — это стандартная и распространенная опция, также доступная сотрудникам компании.

Вводный курс и курс по системам самообслуживания проходят все сотрудники корпоративного центра «Газпром нефти» сразу после приема на работу. Остальные назначаются по плановой годовой заявке или могут быть выбраны сотрудником самостоятельно в случае необходимости в течение года.

1 августа у всех менеджеров корпоративного центра, в чей круг ответственности входит работа с персоналом, появилась возможность подключиться к новому курсу «HR для не HR». Это специальная программа для линейных руководителей, включающая тестовые задания, нормативные документы, словом, всю существующую в компании базу знаний по вопросам управления персоналом.

Еще один новый курс — «Основы нефтепереработки» — сейчас находится в процессе разработки. Это аналог «Нефтянки для не нефтяников», ориентированный на блок логистики, переработки и сбыта и предназначенный для специалистов без профильного образования, однако по роду деятельности сталкивающихся с этой проблематикой. Старт программы намечен на конец нынешнего года.

Взрослые игры

За первое полугодие 2012 года курсы по системе дистанционного обучения прошли около 240 сотрудников «Газпром нефти», что составляет всего 30% от запланированного на год. Несмотря на то что, согласно опросу, сотрудники отмечают множество преимуществ дистанционного обучения, сегодня его популярность в компании в целом невелика, а это означает, что системе необходимо свежее дыхание, новый толчок. Таким импульсом к обучению может стать актуальное современное направление — геймификации.

Название говорит само за себя — это получение знаний в процессе игры. Зарубежные компании — а вслед за ними и ведущие российские — уже активно осваивают это направление. Крайне важно, что такие«игры» позволяют учиться в любой удобный момент, в любом месте, используя интернет и мобильные устройства, в то время как нынешняя система дистанционного обучения компании привязана к рабочему месту. Создание программы такого формата — проект уже нынешнего года, он будет ориентирован на максимальное количество сотрудников. Планируется, что разработка системы геймифицированного обучения займет около года.

Еще одно направление развития — расширение географии деятельности системы дистанционного обучения. Сегодня в ее рамках имеют возможность обучаться сотрудники корпоративного центра и 22 дочерних предприятий. Платформа WebTutor, на которой разработана система, позволяет автоматизированно вести базы данных, формировать курсы, программы и управлять ими на уровне корпоративного центра и «дочек». Тиражирование этой программы планируется на три дочерних предприятия — ОНПЗ, МНПЗ и «Газпромнефть — смазочные материалы». Программа дает возможность, с одной стороны, контролировать «дочки» и внедрять необходимые корпоративному центру курсы, а с другой — предоставить предприятиям возможность для размещения необходимых им специфических курсов в основной программе и самостоятельного управления этими курсами.

Строительство системы продолжается, специалисты ведут поиск более удобных решений, которые сделают дистанционное обучение комфортнее. Правда, не стоит забывать, что желание учиться — составляющая не менее важная, чем спектр возможностей, и какими бы совершенными ни были обучающие программы, на первом месте всегда стоит внутренняя мотивация сотрудника, его желание развиваться.

Наталья Шаркова

Анастасия Мизитова , бизнес-тренер, коуч:

Добрый день! Сегодня мы беседуем с Николаем Долговым, который отвечает за обучение сотрудников в компании «Газпром нефть». Расскажите, пожалуйста, о том, как устроено обучение в вашей компании. Конечно, для рынка это огромная, заметная компания. Мы все знаем о ваших замечательных практиках. Что у вас происходит с точки зрения обучения?

Николай Долгов , начальник управления развития и подготовки кадров ПАО «Газпром нефть»:

Действительно, «Газпром нефть» давно и много занимается обучением и развитием персонала. Это одно из ключевых направлений в области деятельности всех наших HR-подразделений, и это многолетняя история.

Из достижений: в 2015 году мы вошли в топ-3 федеральных компаний, больше всего инвестирующих в развитие людей по рейтингу РБК. И в блоках нашей компании, дочерних обществах, конечно, накопился громадный опыт и разные, очень успешные, уникальные программы.

Но, несмотря на это - а, может быть, как раз благодаря тому, что такая база была создана - в конце 2015 года было принято решение на уровне Правления о том, что мы начинаем создавать в компании корпоративный университет, причем создавать именно путем реформы и трансформации всего того замечательного, что в компании уже наработано. Именно создавать с точки зрения систематизации и дальнейшего развития всех тех практик, наработок, идей, которые уже существуют.

Корпоративный университет в компании «Газпром нефть» есть, но это не отдельный кампус, это не отдельное юридическое лицо. Это именно, пожалуй, новый взгляд, новый подход к тому, как нужно способствовать развитию людей в нашей организации.

Вы сейчас затронули очень интересную тему - кросс-функциональность обучения. И многие компании пытаются идти по этому пути, набивают шишки. Чему вы научились в этой сложной теме?

Пожалуй, скажу, что научились тому (и увидели сейчас), что это действительно очень непростая история. Потому что - что такое обучение в рамках функции? Там всем однозначно понятно и очевидно, что «эти знания и навыки мне нужны для того, чтобы делать мою работу здесь и сейчас». И обычно они упакованы в модели профессиональных компетенций, обычно они снабжены - во всяком случае, у нас - методами оценки уровня развития этих компетенций: тестовыми, кейсовыми методиками, конкурсами различными. И поэтому не возникает вопросов о том, что этому нужно учить и люди должны это знать.

А когда мы говорим о кросс-функциональном обучении, здесь иногда не очень понятно: «А, собственно, зачем я буду тратить на это время? Что такого хорошего есть у них, чего нет у нас?», и так далее. И при этом наш опыт показывает, что, когда эта иллюзия (а это действительно иллюзия) сломана, когда функции встречаются и начинают обмениваться теми наработками и теми знаниями, которые у них есть, возникает серьезный синергетический эффект. Это кросс-функциональное взаимодействие помогает начать по-другому использовать все то, что в одних частях компании очевидно, а в других не известно.

Если говорить об инновациях, цифровых вещах, я знаю, что «Газпром нефть» здесь во многих вещах старается выступать пионером, во многих вопросах, и, в частности, много делает в сторону Agile, Digital. Расскажите, пожалуйста, пару слов, что сделано, что получается?

Действительно, тема «цифровая трансформация»… Вроде бы, на первый взгляд может показаться: нефтянка, консервативная отрасль и цифровая трансформация - как это вообще рядом можно поставить? Но на самом деле, влияние цифровой трансформации на нас как на компанию, да и на отрасль в целом, велико. Оно велико, и с точки зрения таких отдельных аспектов, как применение технологии индустрии 4.0 - интернет вещей, цифровые копии, роботизация - вот это все уже становится частью наших технологических процессов. И помимо этого, сама тема цифровой трансформации как использование новых технологий и возможностей, которые за собой несет вот эта подключенность объектов мира физического к миру цифровому.

То, что мы сделали, и, на мой взгляд, сделали очень правильно - это мы договорились, и корпоративный университет совместно с Департаментом информационных технологий провели сессию для наших топ-руководителей. Два дня, 160 ключевых руководителей из разных функций, из разных блоков, вместе слушали и обсуждали, что же такое цифровая трансформация и как она повлияет на бизнес компании.

Вы одна из крупнейших компаний на российском рынке. Наверняка у вас есть крупные образовательные проекты. Расскажите, пожалуйста, о них.

Я думаю, что это есть сейчас в большинстве, наверное, компаний: такие долгоиграющие полугодовые, годовые в сотрудничестве с бизнес-школами либо с сильными провайдерами на рынке программы, которые мы делаем. На мой взгляд, разница в деталях, разница в том, как именно построены эти программы.

Для меня, наверное, ключевое изменение, главное, которое я вижу в одной из наших программ… Она называется «Магистр управления», и ее целевая аудитория - это руководители уровня «первое лицо -2, -3». То есть это действительно ключевые руководители компании, верхнее звено. И когда мы эту программу конструировали, мы начали с того, что встретились с руководителем каждого из участников и задали ему вопрос, зачем этот человек идет на эту программу. Какая сейчас есть задача, бизнес-задача, перед ним стоящая, решить которую эта программа должна ему помочь? Что вы хотите увидеть по итогам, то есть какое сопровождение именно в рамках этой программы нужно ему для того, чтобы бизнес-эффект получился? И очень приятно было, когда в конце мы снова встречались с этими руководителями, и они говорили о том, что видят действительно прогресс в этом направлении: и как изменились сами люди, и, главное, как продвинулась работа по ключевым проектам, с которыми они в эту программу заходили.

У вас огромный бизнес, в нем много разных направлений, много инициатив. Как попытаться оценить совокупный эффект от обучения на бизнес, на компанию в целом? Это вообще возможно?

С точки зрения эффективности обучения я, пожалуй, сейчас верю в две вещи по отношению ко всей системе. Я верю в такой показатель, который больше применим, наверное, в том же маркетинге и в каких-то цифровых сейчас темах: количество активных пользователей. То есть количество людей, которые пользуются услугами или возможностями, которые компания предоставляет.

Второе, когда мы говорим про эффективность обучения, я за то, чтобы измерять эффект от конкретных инициатив. Есть разные бизнес-модели вообще, есть классические бизнес-модели, которые были раньше. Например, это модель лучшего продукта. То есть создавался какой-то продукт, он вводился на рынок, и дальше это модель конкуренции Портера, либо дифференцируй, либо по цене. То есть эти подходы. И там были свои показатели, связанные именно с маржинальностью этого продукта, связанные с чистой прибылью, с такими вещами. Это одна бизнес-модель: выводи на рынок лучший продукт.

Другая бизнес-модель: лучшие решения. То есть удовлетворить максимальное количество запросов клиента.

А третья бизнес-модель, которой сейчас все больше востребована, это платформенная бизнес-модель, то есть когда речь не про прибыль здесь и сейчас, когда речь не про то, какой спектр услуг мы предлагаем клиенту, а речь про то, какую мы создаем платформу, интересную и привлекающую большое количество людей с разных сторон. Именно создание платформы с большим количеством участников со всех сторон неминуемо в будущем принесет деньги. Просто когда у тебя много людей начинают пользоваться чем-то и взаимодействовать между собой, ты как владелец платформы точно на этом заработаешь.

Оглядываясь назад, на то, что сделали лично вы, на то, что было сделано еще до вас, может быть, еще до формирования корп. университета, что вызывает гордость?

Пожалуй, скажу две вещи. То, что действительно вызывает гордость. Первое - это вот те многолетние наработки, которые были созданы еще до начала университета. К примеру, существующий в компании давно Центр профессионального роста в блоке разведки и добычи.

А второе, что сейчас у меня вызывает гордость - это то, что люди именно от бизнеса, то есть руководители и эксперты от подразделений, начинают верить и принимать тот подход, тот взгляд вообще на развитие обучения, который мы от университета предлагаем. А взгляд заключается в том, что за свое развитие отвечает каждый конкретный человек, и невозможно это развитие насаждать силами людей, которые сейчас оторваны от актуальных производственных задач. То есть образование возможно, и в первую очередь делается, за счет общения между людьми, теми, кто сейчас что-то знает больше и кому есть что дать другим, и теми, кто в этих знаниях нуждается.

В чем это выражается? В том, что более 15 профессиональных кафедр внутри университета уже открыто, а это значит, что лидеры функций, причем серьезных производственных функций, таких, как добыча, таких, как переработка, механика, энергетика, производственная безопасность, производственная эффективность, поверили в формат такого развития системы обучения и готовы делать свой вклад и играть по этим правилам.

- Лично для вас в зоне вашей ответственности что является трендом и в чем будущее на перспективу год-два?

Я в горизонте пары-тройки лет верю в то, что развитие образовательной системы пойдет по пути все большего и большего включения в нее людей от бизнес-подразделений. Вообще, моя мечта, чтобы через пару лет мы могли сказать, что у нас в корпоративном университете работает пара тысяч человек, но при этом HR-ов будет человек 50.

- Я вам очень благодарна за разговор, Николай. Всего вам самого доброго и больших профессиональных успехов!

Спасибо, Анастасия!

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала сайт обязательна

Как можно им воспользоваться. В нашем материале мы опишем особенности такого вида обучения, а также расскажем, где и как можно получить целевое направление в вуз.

Особенности целевого обучения: преимущества и недостатки

Целевой прием - это поступление в вуз на бюджет по направлению от государственного ведомства или от предприятия. Если ваше обучение оплачивает предприятие, то вы обязуетесь отработать у него в течение установленного в договоре срока. Если вы получаете направление от государственного органа, то отрабатывать будете по госраспределению.

Основные преимущества целевого направления:

  • бесплатное обучение;
  • гарантированное трудоустройство после окончания вуза;
  • отдельный конкурс “для целевиков”;
  • зачисление происходит до начала первой волны, если вы не прошли, сможете участвовать в основном конкурсе;
  • некоторые предприятия предоставляют возможность работать во время учебы по гибкому графику;
  • социальная поддержка от будущего работодателя: стипендия, общежитие, оплата проезда и т. д. (оговаривается в договоре);
  • помощь работодателя в учебном процессе (например, сбор нужной информации для курсовых, рефератов, научных статей и дипломной работы).

Самый главный и существенный недостаток такого обучения - обязательство, которое вы несете перед работодателем. Даже если во время обучения вы решите, что не хотите связывать свою судьбу с выбранной профессией, все равно придется отработать срок, указанный в целевом договоре. В противном случае придется возмещать средства, потраченные на ваше обучение, иногда в двух- и трехкратном размере.

Целевой набор 2018: какие изменения возможны

В 2018 году в правительстве планируют принять новый закон, который ужесточит условия целевого приема. Ожидается, что минимальный срок обязательной отработки на предприятии после обучения сделают не менее 3 лет.

В договоре между абитуриентом и работодателем появится новый участник - вуз. Он будет ответственным за наличие в документе всех обязательств для обеих сторон. Также планируется ужесточить ответственность по неисполнению этих обязательств.

В популярных вузах страны высокий конкурс на целевые места

Где получить целевое направление в вуз

Как найти организацию, которая выступит заказчиком вашего обучения в вузе? Здесь есть несколько вариантов:

  • Если вы хотите поступать в какой-то конкретный вуз, обратитесь в его приемную комиссию и узнайте, с какими организациями он заключил договоры о целевом приеме. Некоторые вузы указывают такую информацию на своих сайтах.
  • Вы можете получить направление в федеральных государственных органах или органом государственной власти субъекта РФ . Например, если хотите поступать в , обращайтесь в Департамент здравоохранения своего региона.
  • В органах местного самоуправления (например, в администрации города) можно получить информацию о том, какие работодатели оставляли заявки на заключение целевого договора. Там же вы сможете написать заявление о получении целевого направления, указав желаемую специальность.
  • Можно найти организацию самостоятельно (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) . Определитесь с направлением, выберите организации в этой отрасли. После чего посетите их лично или зайдите на сайты, узнайте, возможно ли от них получить направление в вуз.

В можно получить целевое направление через Департамент здравоохранения или конкретное лечебное учреждение

Как получить целевое направление в вуз: пошаговая инструкция

Начинайте подготовку к поступлению на целевое обучение заранее, где-то за полгода.

Приведем общий алгоритм действий:

  1. Определитесь с направлением, на которое хотите поступать.
  2. Найдите организацию, которая оплатит ваше обучение, и/или обратитесь в государственный орган.
  3. Соберите необходимые документы.
  4. Заключите целевой договор с заказчиком (работодателем или государственным органом).
  5. Подайте документы в вуз вместе с копией целевого договора.

Вы можете получить только одно целевое направление в один вуз. Многие крупные предприятия проводят конкурсный отбор среди учеников, которые к ним обратились. Они посмотрят на вашу школьную успеваемость и личные достижения, проведут собеседование. Дополнительным бонусом для вас могут стать призовые места на крупных олимпиадах, близких к направлению организации.

Если вы получаете целевое направление от государственного органа управления, успейте вовремя подать заявление. Информацию о дате можно найти на сайте учреждения. Чаще всего подавать документы можно с марта.

«Газпром» проводит серьезный отбор среди целевиков, вплоть до их тестирования

Какие документы нужны для получения целевого направления

Вам понадобится:

  • если вы обучаетесь в школе - выписка об успеваемости за первое полугодие выпускного класса, заверенная печатью директора школы;
  • аттестат об образовании, если вы выпускник прошлых лет;
  • диплом о среднем специальном образовании, если вы поступаете после техникума или колледжа;
  • копия паспорта;
  • характеристика с места учебы (если требуется);
  • документы, подтверждающие особые достижения (грамоты, медали и т. д.).

Итак, если вы уже определились с будущей специальностью, то можете получить бесплатное обучение в вузе с помощью целевого направления от организации, в которой мечтаете работать. Главное при этом - быть уверенным в своем выборе, потому что после обучения вы будете обязаны отработать на предприятии тот срок, который указан в целевом договоре. Поэтому ответственно подойдите к выбору специальности и организации, соберите необходимый пакет документов и смело приступайте к учебе. После получения диплома трудоустройство будет вам гарантированно.

Перед выбором целевого обучения взвесьте все за и против. Это хороший способ получить образование бесплатно, который потом нужно будет отработать.

«Газпром» — глобальная энергетическая компания. Наши работники трудятся во всех часовых поясах и практически на всех широтах — не только в России, но и в других странах. Коллектив компании является одним из основных и самых ценных ресурсов «Газпрома» — ведь успех бизнеса зависит от занятых в нем людей.

Процесс добычи газа и доставки его потребителям чрезвычайно сложен, он требует специальных знаний и навыков. Для того чтобы прийти к потребителю, природный газ должен проделать долгий путь: из скважины на месторождении поступить в газопровод и преодолеть множество километров. На каждом этапе важна согласованная и точная работа специалистов — как частей сложного, но хорошо отлаженного механизма. Поэтому специалисты газовой отрасли должны быть настоящими профессионалами, преданными своему делу.

Газовик — лучшая профессия

Мы ценим труд каждого работника, стараясь обеспечить комфортные и безопасные условия труда, а также максимальные возможности для развития и роста.

Понимая, что путь к профессионализму начинается с качественного обучения, «Газпром» уже несколько лет реализует специальные программы сотрудничества с ведущими профильными вузами. Сотрудничество заключается в целевой подготовке специалистов и совершенствовании образовательных программ с тем, чтобы минимизировать затраты на адаптацию молодых специалистов на новых рабочих местах. «Газпром» нацелен на опережающую подготовку персонала для реализации стратегических проектов и применения инновационных технологий, а также на привлечение лучших выпускников и повышение квалификации своих работников.

17 российских вузов определены ПАО «Газпром» в качестве вузов-партнеров ПАО «Газпром». Среди них:

  • Казанский национальный исследовательский технологический университет ;
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) ;
  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова ;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ;
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет ;
  • Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И. М. Губкина ;
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет ;
  • Санкт-Петербургский государственный экономический университет ;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого ;
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет ;

Вузы — специальные партнеры ПАО «Газпром»:

  • Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета
  • Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова
  • Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

При выборе учитывались такие показатели, как соответствие направлений вузовских исследований технологическим приоритетам компании, результативность научно-инновационной деятельности, конкурентные преимущества в образовательной сфере, уровень международного признания и финансовая устойчивость.

В настоящее время в состав «Газпрома» входят два образовательных учреждения среднего профессионального образования:

«Газпром» и его дочерние общества оказывают образовательным организациям содействие в формировании лабораторной и тренажерной баз, учебных материалов, в организации студенческой практики. В свою очередь образовательные организации высшего и среднего профессионального образования привлекают руководителей и работников группы «Газпром» для преподавательской деятельности.

Студенты — наше будущее

В целях подготовки перспективного кадрового резерва и совершенствования профориентационной работы с 2014 года в «Газпром» реализуется проект «Газпром-классы ».

Дочерними обществами и организациями ПАО «Газпром», образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования проводится ряд мероприятий по отбору наиболее перспективных выпускников школ для организации их дальнейшей целевой подготовки по программам высшего и среднего профессионального образования.

С 2016 года в целях выявления одаренных школьников, ориентированных на инженерно-технические специальности, способных к техническому творчеству и инновационному мышлению и планирующих свою профессиональную деятельность в газовой отрасли, при поддержке вузов-партнеров ПАО «Газпром» проводится школьников «Газпром».

ПАО «Газпром» совместно с 13 ведущими вузами России с 2018 года является организатором «Газпром».

Участники Олимпиады могут проверить свои знания в интеллектуальном состязании, проявить способности к техническому творчеству и инновационному мышлению, получить возможность стажировки и трудоустройства в ПАО «Газпром».

Олимпиада проводится по профилям, ключевым для вузов-партнеров ПАО «Газпром»:

  • Нефтегазовое дело;
  • Электроэнергетика и электротехника;
  • Экономика;
  • Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии;
  • Управление в технических системах;
  • Радиотехнические и телекоммуникационные системы;
  • Прикладная геология;
  • Химическая технология;
  • Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры;
  • Информационные системы и технологии.

Целевое обучение

Организация кампании по целевому обучению в ПАО «Газпром» осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов от 29.12.2012 № 273-ФЗ, от 03.08.2018 № 337-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 № 302.

В целях соблюдения порядка, установленного законодательными актами Российской Федерации для осуществления целевой подготовки специалистов, дочерними обществами и организациями ПАО «Газпром» (далее — Организация) осуществляется комплекс профориентационных и отборочных мероприятий с целью выбора лучших и наиболее перспективных кандидатов на целевое обучение (предметные олимпиады, тестирование, анкетирование, собеседование, конкурс портфолио и другие оценочные мероприятия).

Список кандидатов на целевое обучение по программам высшего образования формируется из числа студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, а также учащихся «Газпром-классов», региональных подготовительных отделений вузов-партнеров ПАО «Газпром», победителей и призеров Отраслевой олимпиады школьников «Газпром», Студенческой олимпиады «Газпром», а также учащейся молодежи, являющейся наиболее перспективными выпускниками образовательных организаций, расположенных в месте нахождения Организаций.

С 2007 года в Новом Уренгое (Ямало-Ненецкий автономный округ) проводится открытый конкурс молодых специалистов «Успешный старт ».

В целях поощрения за особые успехи в учебе целевых студентов ПАО «Газпром» ежегодно проводится конкурс на соискание именной стипендии, присуждаемой студентам образовательных организаций как высшего, так и среднего профессионального образования.

Ежегодно более 10 тыс. студентов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования проходят практику на производственных объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром».

Инвестиции в человеческий капитал

В Газпроме действует Система непрерывного фирменного профессионального образования персонала, нацеленная на развитие работников с учетом возрастающих требований производства и качества труда, внедрения новых технологий и расширения регионов присутствия Группы. Обучение проводится в образовательных организациях ПАО «Газпром», учебно-производственных центрах дочерних обществ ПАО «Газпром», на базе ведущих вузов России.

Используемые Газпромом подходы к подготовке и переподготовке кадров позволяют эффективно управлять знаниями персонала и формировать кадровый потенциал, способный обеспечить достижение целей инновационного развития. Ежегодно проходят повышение квалификации и профессиональную переподготовку более 300 тыс. работников Группы «Газпром».

Особое внимание ПАО «Газпром» уделяет работе с молодыми специалистами. В Компании реализуется индивидуальный подход к обучению и развитию данной категории работников. Каждый год в компанию принимается более 2 тысяч специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. В Компании создан Координационный молодежный совет дочерних обществ и организаций ПАО «Газпром». В дочерних обществах действуют Советы молодых ученых и специалистов, проводятся научно-технические конференции молодых специалистов, в которых принимают участие работники дочерних обществ в возрасте до 35 лет.

В ООО «Газпром ВНИИГАЗ» организована и действует аспирантура, созданы два диссертационных совета, которые принимают к защите диссертационные работы на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по 6 научным специальностям.

Работникам дочерних обществ «Газпрома», получающим послевузовское профессиональное образование в аспирантурах и докторантурах, «Газпром» также предоставляет различные гранты.

Кроме того, дочерние общества «Газпрома» взаимодействуют с региональными образовательными организациями для обучения и повышения квалификации персонала, проживающего в регионах их производственной деятельности.