Дата создания советской милиции. День рождения советской милиции. Позитивный образ милиционера

1 марта вступает в силу закон "О полиции". Закон, в частности, предусматривает переименование милиции в полицию, а также сокращение личного состава на 20%. Все сотрудники будут выведены за штат, а после прохождения внеочередной переаттестации вернутся на службу уже в качестве полицейских.

Милиция - исторически сложившееся наименование органов по охране общественного порядка в Российской Федерации и ряде стран СНГ.

После Февральской революции 1917 г. в России царская полиция была ликвидирована. Была провозглашена замена полиции "народной милицией" . Правовая основа организации и деятельности милиции была создана постановлениями Временного правительства "Об утверждении милиции" и "Временным положением о милиции", которые были изданы в апреле 1917 г. После Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского государства и закрепил ликвидацию Временного правительства и его органов, в том числе и органов милиции.

10 ноября (28 октября старому стилю) 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) принял декрет "О рабочей милиции", в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов. Это постановление стало юридической основой создания советской милиции .

10 мая 1918 г. коллегия НКВД РСФСР приняла решение о том, что "милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции". С этого момента милиция из "народной" начинает переход в категорию профессиональной.

12 октября 1918 г. НКВД и Народный комиссариат юстиции утвердили инструкцию "Об организации советской рабоче-крестьянской милиции", юридически закрепившую создание штатной профессиональной милиции в РСФСР как "исполнительного органа рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящего в непосредственном ведении местных Советов и подчиняющегося общему руководству НКВД".

В 1920 г. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) утвердил первое положение "О рабоче-крестьянской милиции". В соответствии с ним в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), розыскная милиция. Служба в милиции носила добровольный характер.

В составе милиции с течением времени возникали новые подразделения. В 1936 г. были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 г. - по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС).

К 1941 г. в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции имелись отделы уголовного розыска, БХСС, наружной службы, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортный, научно-технический, по борьбе с бандитизмом. Впоследствии в разные годы в состав милиции вошли такие отделы, как отряды милиции специального назначения - спецназ (1987), отряд милиции особого назначения - ОМОН (1988), Главное управление по борьбе с организованной преступностью - ГУБОП (1992) и другие. В 1990 г. в России было создано Национальное центральное бюро Интерпола.

Первоначально милиция подчинялась и входила в состав НКВД РСФСР (1917-1930).

15 декабря 1930 г. ЦИК (Центральный исполнительный комитет) и СНК (Совет народных комиссаров) СССР приняли постановление "О ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных республик". После упразднения наркоматов на базе управлений коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска были учреждены одноименные управления непосредственно при СНК РСФСР. Такой порядок сохранялся до 1934 г. Затем был вновь организован НКВД СССР, и милиция подчинялась ему (1934-1946), потом МВД (Министерству внутренних дел) СССР (1946‑1960), МВД РСФСР (1960‑1968), МВД СССР (1968-1991). С 1991 г. милиция находилась в ведении министерства внутренних дел РСФСР.

В декабре 1991 г. после того, как президент СССР Михаил Горбачев сложил свои полномочия, был принят закон РСФСР "Об изменении наименования государства Российская Советская федеративная социалистическая республика", согласно которому государство РСФСР стало именоваться Российская Федерация (Россия). В связи с этим все органы, учреждения и организации МВД СССР на территории России были переведены под юрисдикцию России с включением их в систему МВД России.

К 2004 г. в структуре МВД РФ насчитывалось 37 отделов (управлений). 5 ноября 2004 г. президентом был подписан указ, в соответствии с которым эти отделы были заменены 15 департаментами.

До 1 марта 2011 г. деятельность милиции регулировалась федеральным законом РСФСР "О милиции" , вступившим в силу 18 апреля 1991 г. В соответствии с этим законом милиция в России подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (МОБ). В состав криминальной милиции вошли подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по противодействию экстремизму и другие. В состав МОБ вошли дежурные части, участковые инспектора милиции, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке и другие подразделения.

7 августа 2010 г. по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева в интернете была открыта общественная дискуссия по законопроекту "О полиции" , продлившаяся до 15 сентября.

27 октября 2010 г. законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ. 28 января законопроект был одобрен Думой в третьем, окончательном чтении.

7 февраля 2011 г. закон "О полиции" был подписан президентом РФ Дмитрием Медведевым. Дата вступления нового закона в силу - 1 марта 2011 г.

Закон "О полиции", разработанный в рамках реформы российских органов внутренних дел, предусматривает, что милиция сменит название на полицию.

Закон определяет статус, права и обязанности сотрудника полиции ; освобождает полицию от дублирующих и несвойственных функций, закрепляет партнерскую модель отношений между полицией и обществом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Создание советской милиции. Народный комиссариат внутренних дел был образован на 2 Всероссийском съезде Советов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. в числе тринадцати наркоматов в составе первого советского правительства - Совета народных комиссаров. Первым наркомом внутренних дел стал А. И. Рыков, член ЦК РСДРП(б). Однако этот пост он занимал всего 9 дней. В настоящее время известно лишь о двух важных нормативных актах, подписанных им: постановлениях НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. "О рабочей милиции" и "О передаче жилищ в ведение городов" от 30 октября (12 ноября) 1917 г.

17 (30) ноября 1917 г. народным комиссаром внутренних дел по предложению В. И. Ленина был назначен Г. И. Петровский. В состав первой коллегии НКВД вошли Ф. Э. Дзержинский, М. Я. Лацис, М. С. Урицкий, И. С. Уншлихт. Это руководящее ядро возглавило работу по формированию аппарата наркомата. На пути его создания, выработки структуры возникли большие трудности. Прежде всего саботаж. В целях борьбы с саботажем чиновников Коллегия НКВД РСФСР 31 декабря 1917 г. приняла решение: "1. Все чиновники, оставившие работу, считаются уволенными и лишенными пенсий. 2. Их фамилии опубликовать. 3. Предлагается всем органам по уборке улиц Петрограда обязать их принудительно работать по уборке улиц."

В первой декаде декабря 1917 года на заседании коллегии НКВД был рассмотрен вопрос об организации отделов наркомата. Первоочередной задачей стал подбор руководителей основных подразделений центрального аппарата. В конце 1917 - начале 1918 года эта работа была в основном завершена. Для формирования структуры НКВД единственным образцом, который можно было учесть и использовать, была структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Она и легла в основу построения аппарата Наркомата.

Формирование центрального аппарата НКВД продолжалось до лета 1918 года. В июне 1918 года он насчитывал уже 11 отделов, в которых работало 400 сотрудников. Наркомат внутренних дел сложился как многофункциональный орган, охватывающий своей деятельностью широкий круг предметов ведения, что видно из названия его подразделений: отделы местного управления и местного хозяйства, финансовый, иностранный, беженцев, ветеринарный, по управлению медицинской частью. А еще - бюро печати, контрольно-ревизионная комиссия. Такое разнообразие функций в их совокупности дает основание утверждать, что НКВД того периода занимался внутренними делами государства в широком смысле слова. И хотя они включали в себя задачи, возникшие в связи с изменением государственного строя, можно также с уверенностью считать, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного министерства внутренних. Для реализации этой задачи в составе НКВД был создан специальный отдел. Он назывался отделом местного управления. Ставя такую задачу перед НКВД, исходили из того, что до революции губернаторы и подчиненные им органы, а затем и губернские комиссары Временного правительства, были подведомственны Министерству внутренних дел. Практика эта имела глубокие исторические корни. Поэтому она была воспринята и в новых условиях.

Одной из важных функций НКВД с самого начала стала охрана общественного порядка и борьба с преступностью. В формировании организационных структур, осуществлявших эту функцию, имелись особенности. Они были обусловлены теоретическими положениями марксизма, закрепленными в программных документах большевистской партии. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс выдвинули идею всеобщего вооружения народа, призванного заменить в ходе демократической, а затем и социалистической революции постоянную армию и полицию. Эта идея получила развитие в произведениях В. И. Ленина и стала практически реализовываться после перехода власти в руки Советов. Первоначально за состоянием общественного порядка следила рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Она представляла собой разновидность всеобщего вооружения трудящихся, пролетарской милиции (по терминологии В. И. Ленина). Правовой основой строительства рабочей милиции стало постановление НКВД "О рабочей милиции" от 28 октября (10 ноября) 1917 г. Рабочая милиция некоторое время осуществляла функции органа охраны общественного порядка и военной силы. Однако очень скоро практика показала ее нежизненность, так как она не могла действовать профессионально. Поэтому от этой, оказавшейся утопичной, формы пришлось отказаться. Уже в марте 1918 г. Совнарком, рассмотрев вопрос о милиции, предложил НКВД разработать положение о советской милиции как штатном государственном органе. 10 мая 1918 г. коллегия НКВД приняла решение: "Милиция существует как постоянный штат людей, исполняющих специальные функции". Первый Всероссийский съезд председателей губисполкомов и заведующих отделами управления, состоявшийся 30 июля - 1 августа 1918 г. в Москве, также принял постановление об организации рабоче-крестьянской милиции - постоянного штатного государственного органа, построенного на профессиональных началах.

В течение 1918-1920 гг. происходило формирование основных звеньев рабоче-крестьянской милиции. В октябре 1918 года создается уголовный розыск. В феврале 1919 года учреждается железнодорожная, а в апреле того же года речная милиция: специальные органы милиции, призванные обеспечивать общественный порядок на транспортных коммуникациях.

Таким образом, в короткий срок сложились основные звенья единого аппарата милиции Российской Федерации. Можно считать, что процесс ее организационного становления к середине 1920 год в основном завершился. Это получило закрепление в первом Положении о рабоче-крестьянской милиции, принятом ВЦИК и СНК РСФСР 10 июня 1920 г.

Процесс сосредоточения в ведении НКВД функций охраны общественного порядка и безопасности, борьбы с преступностью, исправления и перевоспитания осужденных наиболее интенсивно протекал в 1919-1923 гг. Огромную роль в этом сыграл Ф. Э. Дзержинский, в марте 1919 года сменивший на посту наркома внутренних дел Г. И. Петровского, избранного председателем Всеукраинского ЦИК.

Несмотря на то, что Ф. Э. Дзержинский продолжал оставаться председателем ВЧК, возглавлял Наркомат путей сообщения, различные комитеты, комиссии, а также выполнял ответственнейшие разовые поручения ЦК партии, Президиума ВЦИК, СНК, СТО, это не мешало ему по линии НКВД проводить в жизнь одну из главных линий. Он занимал твердую позицию и постоянно ее отстаивал. Суть ее в том, что однородные охранительные функции не должны распыляться, рассредоточиваться по различным наркоматам и ведомствам. Уже в мае 1919 года Дзержинский высказал мысль о сужении полномочий НКВД в области советского строительства. На заседании коллегии наркомата он предложил четко распределить компетенцию Президиума ВЦИК и НКВД как его исполнительного аппарата, исходя из того, что вопросы, в которых "надо проявить конституционное творчество, - это дела Президиума ВЦИК", вопросы же, решаемые в пределах декретов, - "это есть дело НКВД".

Советская милиция в 20-30-е гг.

Идея Ф. Э. Дзержинского нашла своих сторонников в высшем партийном и государственном руководстве советской России, по реализации которой предпринимаются следующие конкретные шаги:

  • - созданные в РСФСР специальные места лишения свободы - лагеря принудительных работ (для политических противников новой власти и социально опасных лиц) в апреле-мае 1919 года включаются в систему НКВД. Позднее и все остальные места заключения передаются под управление комиссариата внутренних дел (функции наркомата юстиции сузились до осуществления исключительно прокурорского надзора за законностью содержания заключенных);
  • - в 1920 г. в НКВД передаются органы пожарной охраны (Постановление СНК “О сосредоточении пожарного дела в народном комиссариате внутренних дел”);
  • - в то же время для решения проблем, связанных с обменом и размещением военнопленных и беженцев, в составе наркомата появляется центральное управление по делам пленных и беженцев;
  • - в сентябре 1923 года Постановление Совета Труда и Обороны в ведение НКВД передается конвойная стража, с непосредственным подчинением ее Главному политическому управлению;
  • - полномочия НКВД пополнились регистрацией обществ и союзов, не преследующих целью получение прибыли, выдачей разрешений на фотосъемку внутренней жизни, регистрацией и учетом охотничьего оружия и некоторыми другими функциями;
  • - в мае 1922 года в ведение НКВД передаются все коммунальные предприятия республики: наркомат сосредоточивает под своим управлением шоссейные и грунтовые дороги, транспорт местного значения, электростанции, переправы, лесопилки и т. д.;
  • - наконец, Государственное политическое управление, созданное Постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 года на месте упраздненной ВЧК, также функционирует при НКВД, что законодательно закрепляет объединение органов государственной безопасности и органов внутренних дел в единую систему. Данное решение несколько сгладило противоречия между ВЧК и различными звеньями НКВД, возникшие в силу объективных и субъективных причин (недостаточность правового регулирования, схожесть выполняемых функций и т. д.). ВЧК стремилась к поглощению милиции и особенно аппарата уголовного розыска, а НКВД выступал за полное подчинение себе ЧК, тем более, что финансирование деятельности последней шло по “наркомвнудельской” смете. Ф. Дзержинский, являвшийся в одном лице главой обеих соперничавших силовых структур, не мог или не хотел устранять сложившуюся коллизию.

В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 6 февраля 1924 г. для охраны предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка на обслуживаемых объектах стала создаваться ведомственная милиция (горно-приисковая, промысловая, фабрично-заводская, ярмарочная, портовая и т. п.).

Все названные изменения в системе и структуре органов внутренних дел нашли отражение в Положении о НКВД РСФСР, утвержденном ВЦИК и СНК РСФСР 27 марта 1927 г., в соответствии с которым в состав наркомата входили: общее управление, центральное административное управление, главное управление мест заключения, главное управление коммунального хозяйства. Однако уже в следующем году организационная структура НКВД вновь была подвергнута серьезным изменениям. ЦАУ было ликвидировано и образовано три самостоятельных отдела: административного надзора, милиции, уголовного розыска.

По окончании гражданской войны, с переходом к новой экономической политике система органов советской милиции претерпела существенные изменения. В 1921 г. были ликвидированы железнодорожная и водная милиция, упразднена следственно-розыскная милиция, прекратили существование промышленная, а затем и продовольственная милиция.

Большая работа была проделана по упорядочению штатной численности и укреплению кадров милиции. В августе 1921 г. издано постановление Совета Труда и Обороны о проверке численного состава милиции и разработке ее новых штатов. Ставилась задача: уменьшив количественно личный состав милиции, добиться его качественного улучшения и более рационального использования. В целях экономии государственных средств, необходимых для скорейшего восстановления народного хозяйства, содержание милиции в 1922 году было передано на местный бюджет, что в большинстве случаев повлекло ухудшение материального положения сотрудников милиции и дальнейшее сокращение штатов.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 24 мая 1922 г. было утверждено Положение о Народном комиссариате внутренних дел. В нем содержался самостоятельный раздел о рабоче-крестьянской милиции, в котором определялись: структура и основные направления деятельности; функциональные обязанности Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а также губернских, городских и уездных управлений милиции.

Главное управление милиции состояло из 3 отделов: милиции, уголовного-розыска и материального отдела, ведавшего обеспечением милиции различного вида довольствием.

В последующем были утверждены: дисциплинарный устав милиции; инструкция участковому надзирателю; инструкция волостному милиционеру; инструкция постовому милиционеру; инструкция о порядке составления протоколов; инструкция о порядке наложения административных взысканий и др.

Во всех нормативных актах содержалось требование уважения прав трудящихся. Так, например, Инструкция участковому надзирателю требовала “строжайше соблюдать установленный законом порядок, допуская действия, стесняющие граждан, лишь в случаях, когда такие действия будут безусловно необходимы для выполнения возложенных на него обязанностей…”

В результате чистки личный состав милиции был обновлен почти на четверть.

28 сентября 1925 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о службе рабоче-крестьянской милиции. Закрепляя основные права и обязанности работников милиции, Положение подчеркивало, что в осуществлении задач “по охране революционного порядка и народного достояния и борьбе с посягательствами на него работники милиции обязаны прилагать все усилия к возможно лучшему их выполнению, не останавливаясь перед возникающими для них тягостями и опасностью для здоровья и жизни”.

Милиция вносила свой вклад и в социалистическое переустройство деревни. Она активно участвовала в осуществляемой государственной властью политике коллективизации сельского хозяйства и ликвидации кулачества как класса. Решение этих задач возлагалось, главным образом, на сельские, уездные и районные органы милиции. Их работники охраняли склады, зернохранилища, сельскохозяйственную технику, иное государственное и общественное имущество, вели борьбу с теми, кто противодействовал хлебозаготовительным кампаниям, пресекали спекуляцию сельскохозяйственными продуктами

Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господствующей точка зрения о победе социализма в одной отдельно взятой стране. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую революцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализма в Советском Союзе. В результате новая экономическая политика стала сворачиваться, и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства. Первым звеном в проведении этой политики стала индустриализация, которая проводилась на основе сверхвысоких темпов. Чтобы обеспечить их, использовались такие средства, как получение непосильной "дани" с крестьянства, применение "дешевого" труда большого числа спецпереселенцев и заключенных, создание в отдаленных местностях страны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР.

Происходило также свертывание товарно-денежных отношений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно-репрессивными. Из госаппарата "вычищались" не только старая интеллигенция, но и коммунисты с большим стажем. Усилилась бюрократизация аппарата. Резко возросло влияние партийных руководителей на работу государственных органов. Реальная власть концентрировалась на самом верху аппарата, в руках узкой группы людей, а затем лично Сталина. Партийно-государственный бюрократический аппарат становится все более надежной опорой режима личной власти. Значительно возрастала роль репрессивных органов. В начале 30-х годов началось их реформирование. В декабре 1930 года были ликвидированы народные комиссариаты внутренних дел союзных республик.

Одновременно с постановлением от 15 декабря 1930 г. о ликвидации НКВД союзных и автономных республик, ЦИК и СНК СССР приняли секретное постановление "О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска". На основании его ОГПУ СССР и его местные органы получили право не только назначения, перемещения и увольнения руководящих работников органов уголовного розыска и милиции, их инспектирования и контроля, но и использования в своих целях гласного состава и негласной сети милиции и угрозыска, их возможностей в области дактилоскопии и фотографии. Принятый в конце 20-х годов курс на ускоренное экономическое развитие, переход к индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства, привели к тому, что государственное управление все больше стало опираться на методы прямого принуждения, использованию во все больших масштабах принудительного труда, усилению уголовной репрессии. Все это самым непосредственным образом отразилось на деятельности милиции. ЦИК и СНК СССР 7 августа 1932 г. приняли постановление “Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности”. Этот законодательный акт относил всех лиц, посягающих на социалистическую собственность, к врагам народа и устанавливал за хищения смертную казнь, а при смягчающих обстоятельствах - лишение свободы на длительные сроки. Серьезные экономические трудности наиболее ощутимо сказывались на тружениках города и села. В 1928 г. была введена карточная система на продукты и некоторые товары массового потребления. Это создало благодатную почву для различного рода злоупотреблений должностных лиц и для развития спекуляции. 22 августа 1932 г. было издано постановление ЦИК и СНК СССР “О борьбе со спекуляцией”. Этот нормативный акт предусматривал минимальное наказание за данное преступление в виде лишения свободы на пять лет и конфискации имущества.

Сельские и городские органы милиции обязывались, часто в ущерб другим обязанностям, проводить в жизнь названные постановления. Важным условием повышения эффективности деятельности советской милиции по укреплению общественного порядка являлось развитие патрульной и постовой службы. В 20-х годах милицейские посты и патрули были организованы во всех республиканских, краевых и областных центрах, а также в сравнительно крупных городах. В поддержание общественного порядка на улицах городов, в парках и пригородных зонах, во время проведения народных гуляний и празднеств участвовали конные подразделения милиции.

Постоянно возрастало значение деятельности милиции по обеспечению безопасности движения транспорта и пешеходов. Московский губернский административный отдел в 1928 г. ввел новую должность -- инспектор по регулированию уличного движения. На него возлагались следующие обязанности: рациональное распределение транспортных потоков; установление мест стоянок такси; непосредственное наблюдение за уличным движением и решение ряда других вопросов, связанных с обеспечением безопасности уличного движения. Опыт москвичей был воспринят крупными городами страны.

Однако этого оказалось недостаточно. Для улучшения данной работы вскоре были учреждены инспекции по регулированию уличного движения. В крупных центрах страны образовывались специальные подразделения. Так, в Москве при Управлении милиции города был создан отдельный отряд, в Харькове -- команда, в Баку и Тбилиси -- дивизионы регулирования уличного движения (РУД). В 1931 г. состоялось Всесоюзное совещание по вопросам обеспечения безопасности движения транспорта и пешеходов Оно рекомендовало при всех управлениях милиции союзных и автономных республик, краев и областей создать отделы или отделения регулирования уличного движения (ОРУД).

СНК СССР 23 июля 1935 г. постановил, что “в целях решительной борьбы с аварийностью, неправильным использованием и хищническим отношением к автотранспорту” в системе Центрального управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта образуется Государственная автомобильная инспекция. В союзных и автономных республиках, краях и областях, городах Москве и Ленинграде был учрежден институт уполномоченных ГАИ, в районах -- госавтоинспекторов. В марте 1936 г. Госавтоинспекция была передана в ведение Главного управления рабоче-крестьянской милиции.

В июле 1936 г. СНК СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.

В соответствии с п. 8 постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при Наркоме внутренних дел СССР было образовано Особое совещание, которому предоставлялось право во внесудебном порядке применять высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. В состав Особого совещания входили заместители наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присутствовал Прокурор СССР или его заместитель. (Подобный орган не являлся чем-то принципиально новым. С первых лет Советской власти действовали как органы внесудебной репрессии Коллегия ВЧК-ОГПУ, Особое совещание ОГПУ, с 1922 по 1924 г. - Комиссия по административным высылкам при НКВД РСФСР, в 30-е годы - “тройки” в составе первого секретаря ЦК ВКП(б) союзной республики (крайкома, обкома), начальника управления НКВД и прокурора соответствующего уровня, а без секретарей партии - “двойки”.)

Аналогичным образом строился и созданный в апреле 1941 г. отдел по борьбе с бандитизмом ГУРКМ НКВД СССР. Он состоял из пяти отделений: четыре - по зонам СССР, пятое - следственное.

Общие недостатки охраны общественного порядка были отражены в циркуляре Главного управления милиции (март 1931 г.) “О мерах по улучшению постовой службы”. В числе основных называлось слабое знание постовыми своих обязанностей, слабый контроль со стороны непосредственных начальников, формальное проведение инструктажей, недостаточное число постов в общественных местах и в ночное время. Весьма живучими оказались те серьезные недостатки в охране общественного порядка, которые были присущи периоду 20-х гг. и, прежде всего, использование сил патрульно-постовой службы не по назначению (в качестве вахтеров, конюхов, посыльных и т. д.). В результате этого, например, в 1937 г. на посты выставлялось около 20% наличного состава; недооценка патрулирования; слабое взаимодействие с другими службами; редкое использование таких методов милицейской службы как обход мест, представляющих оперативный интерес, секреты и т. п.; длительное сохранение одной и той же дислокации, несмотря на изменение обстановки и др. Эффективность охраны общественного порядка не могла возрастать и потому, что наружная служба милиции, в частности, участковые инспекторы, прямо обязывались “играть решающую роль... в очистке своего района от всего антисоветского и контрреволюционного элемента”.

Многие изменения в системе органов милиции были связаны с принятием Конституции СССР 1936 г., установившей, что социалистическая собственность является экономической основой советского строя, которая нуждается во всемерной охране.

Для решения этой задачи были созданы специальные подразделения милиции по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (БХСС). В течение первого года существования на аппараты БХСС возлагалась борьба с мелким вредительством, которая в 1938 г. была передана в ГУГБ НКВД СССР.

Быстрое развитие транспорта поставило перед милицией новые задачи по охране правопорядка, борьбе с хищениями и другими преступлениями на транспортных коммуникациях. Это потребовало совершенствования организационных форм деятельности и определенных структурных изменений органов милиции. В 1937 г. были образованы отделы железнодорожной милиции. Несколько позже отделы (отделения) милиции были созданы в портах и на пристанях.

Большая работа была проведена в 1940 году вновь созданными органами милиции в областях Западной Украины и Западной Белоруссии, в Прибалтийских республиках по введению паспортной системы, а также по борьбе с политическим и уголовным бандитизмом.

В сложные предвоенные годы одной из ответственных задач органов милиции являлось содействие укреплению обороноспособности страны. На IV внеочередной сессии Верховного Совета СССР 1 сентября 1939 года был принят закон “О всеобщей воинской обязанности”, который потребовал организационной перестройки Вооруженных Сил страны и перевода их комплектования на единый кадровый принцип. В этой связи большое значение имело улучшение учета военнообязанных и призывников. В соответствии с новым законом данная работа возлагалась на органы милиции. Для ее выполнения во всех городских, районных и поселковых отделениях милиции были созданы военно-учетные столы, с помощью которых с момента создания 1 сентября 1939 г. и до 1 января 1940 г. были выявлены не снявшиеся с военного учета убывшие в другие местности 133567 человек военнообязанных. К марту на воинский учет ими было взято почти 9,3 млн. человек.

Ранее День советской милиции сопровождался большим торжественным концертом с участием лучших музыкальных коллективов и эстрадных исполнителей. Этот концерт транслировался по телевидению, причем на всю страну. Единственным исключением явился 1982 год, поскольку именно 10 ноября умер партийно-политический лидер страны Л.И. Брежнев.

После февральской революции 1917 года Россию, и без того переживающую тяжелые времена из-за многолетней изнуряющей войны и бурного роста сепаратистских настроений во многих регионах, буквально захлестнул вал преступности. Криминальная обстановка ухудшалась месяц за месяцем, став особенно напряженной перед Октябрьским переворотом. А бороться с преступностью оказалось некому, поскольку прежние правоохранительные органы фактически прекратили свое существование. Новая власть во главе с Ульяновым-Лениным вынуждена была оперативно отреагировать на это обстоятельство, и уже 28 октября (10 ноября по новому стилю) 1917 года было принято постановление «О рабочей милиции».

Однако вплоть до 1962 года эта дата не считалась ни общегосударственным, ни даже профессиональным праздником, хотя сотрудники милиции совершили много героических дел, борясь с преступностью, а также в годы Великой Отечественной войны. Лишь 26 сентября 1962 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, согласно которому день советской милиции стал профессиональным праздником. Этот указа был впоследствии (с небольшими изменениями) подтвержден дважды: в 1980 и 1988 гг.

Концерт, посвященный дню милиции, до 1987 года проходил в Колонном Зале Дома Союзов, а с 1987 года по начало 2000 года – в концертном зале «Россия». Впоследствии местом проведения этого концерта стал Государственный Кремлевский дворец.

Как менялось название праздника

После распада СССР сохранить прежнее название праздника стало невозможно. Он стал именоваться Днем российской милиции. А после того как 1 марта 2011 года вступил в силу новый закон «О полиции», название вновь было изменено. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2011 года, этот праздник переименовали в «День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». В этот день сотрудники полиции несут службу в парадной форме. По телевидению показывают большой торжественный концерт.

В СССР раскрывалось около 85% преступлений. Все эти "паленые" и "копченые", известные обывателям по советским детективам, и в реальности после какого-нибудь ограбления сберкассы - надолго оказывались в местах не столь отдаленных, причем надолго.

Между тем, советская милиция в середине 50-х годов пережила глубокий кризис. Связан он был с тем, что правоохранительную систему Советского Союза серьезно реформировали после смерти Сталина, фактически, разделив МВД на несколько структур (МООП, ОРУД и пр.). Кроме того, после тех самых знаменитых решений ХХ съезда - служить в правоохранительной системе стало занятием непрестижным. Милиционеры стойко стали ассоциироваться в народе с "черными воронками" из 37-го года, хотя собственно милиция в организации репрессий не участвовала. Этим занимались совсем другие управления в НКВД. Тогда же в органы внутренних дел пришла огромная масса лиц с "фронтовым" опытом. Конечно, далеко не все они были "Володями Шараповыми" из "Эры милосердия" Вайнеров. Скорее, они напоминали "Жегловых", причем порой в худшем проявлении. Ситуация обернулась серьезным конфликтом общества и правоохранительной системы, что порой приводило к массовым беспорядкам, которыми был буквально усыпан весь период второй половины 50-х и начала 60-х годов. И очень часто начинались они с ошибочных действий сотрудников милиции, как в случае с беспорядками в Александрове и в Муроме

В этих условиях, в СССР практически провели незаметную, но вместе с тем полную реформу системы комплектования милиции. Поскольку, стало ясно, что без профессионализма и отбора кадров в правоохранительные органы - вся система - попросту обречена. Её не пиарили так, как "переименование милиции в полицию" с переаттестациями и переодеваниями в новую форму, не привлекали к её проведению огромные штаты психологов, не тестировали сотрудников на полиграфах. Но от этого, реформа не была менее эффективной, а очень даже напротив.

В начале 60-х в СССР была создана абсолютно новая и по своему уникальная система подбора кадров для прохождения службы в правоохранительных органах.

В школу милиции в СССР нельзя было попасть после 10 класса школы. Офицерский состав милиции в СССР проходил многоступенчатую систему отбора.

Сначала надо было отслужить в армии. Причем, отслужить очень хорошо, поскольку направляли на работу в милицию тогда только на основании рекомендаций и характеристик военкоматов и с места службы. Но сразу попасть учиться в школу милиции после армии было тоже невозможно. Надо было какое-то время отслужить в МВД на должностях рядового или младшего начальствующего состава. И только после этого по представлению руководства - можно было подавать документы для поступления.

Существовала также система целевых наборов в милицию по комсомольской и партийной линии. Брали причем, не тех, кто сам в милицию работать рвался, а тех, кто по мнению кадровиков подходил к этой работе. Выбранных кандидатов долго проверяли и давали время на подумать. Многие отказывались, но многие и соглашались.

В принципе, система отбора в милицию в СССР была отчасти схожа с принципами, применяемыми для комплектования органов государственной безопасности, только несколько в упрощенном варианте и с несколько пониженными требованиями. Кстати, кандидат на службу в милицию в Советском Союзе, мало того, что уже должен был владеть базовыми оперативно-служебными навыками (уметь стрелять и владеть приемами рукопашного боя, полученными во время службы в армии), так еще быть морально устойчивым, не иметь правонарушений, быть годным к строевой службе. Низкорослых и физически неразвитых в милицию не брали. Кроме того, оперативно-боевая подготовка в милиции была такой, что сотрудник с "пивным животом", просто бы не смог появиться в её личном составе как явление.

Существовали и неписанные правила назначения на руководящие должности. Для того, чтобы занять должность начальника УВД, например, сотрудник должен был отработать обязательно определенное время в оперативном составе и иметь соответствующее образование. Работа в милиции была при всем этом, не очень престижной в СССР, но поэтому там практически не было "блатных" или "позвонковых" - попадавших в органы по чьему-то звонку. В отличии от торговли, где можно было что-то "урвать", в советской милиции было принято служить честно. Конечно, ходили слухи о мздоимстве ГАИшников и ОБХССников, но массового явления коррупция в правоохранительных органах не носила. Были единичные случаи, которые впрочем, зачастую выявлялись и такие лица из системы также незамедлительно удалялись. Иногда их путь пролегал сразу - в места не столь отдаленные, что было очень показательной "наукой" для остальных сотрудников. Но сажали милиционеров редко. До этого не доходило. Народ был другим и работал в основном за "идею", а не "бабло". В милицию к тому же шла значительная масса романтиков, которые были настроены не на получение барышей от "крышевания" преступности, а как раз на борьбу с нею.

Это, конечно, обеспечивалось целой системой контроля за работой советской милиции со стороны органов прокуратуры, КГБ СССР и партийных структур. Воспитательную работу среди сотрудников милиции - вели также не ради "галочки". В милиции, также как и в армии были свои замполиты, которые не только проводили полит информации о роли и месте КПСС, но еще и наставляли милиционеров на путь истинный. Пьяниц, дебоширов, любителей "порешать вопросы" с использованием служебного положения - из органов незамедлительно увольняли. Ситуация "сотрудник милиции устроил ДТП находясь в состоянии алкогольного опьянения" - в советской милиции была попросту невозможна. Не говоря уже о стрельбе в супермаркете.

Факты нарушений, конечно же, были. Но по ним всегда проводились строгие проверки и под увольнение зачастую попадали не только их непосредственные виновники, но и руководство конкретного УВД или управления. Даже если вспомнить дикий по советским меркам "случай на Ждановской" - ведь там не ограничилось дело тем, что под суд и последующий приговор в виде ВМН попали сотрудники убивавшие и грабившие. По результатам проверки - все руководство УВД на Московском метрополитене было уволено (по дискредитирующим обстоятельствам, без льгот и пенсий), а следом был уволен почти весь (!) личный состав. Более 200 человек! Только за то, что "слышали о фактах, но молчали". Справедливо? Назидательно для остальных? Думается, что да.

Были и социальные преференции. Сотрудник милиции мог получить жилье быстрее, чем простые обыватели, мог отдыхать в санаториях системы МВД, имел право после выхода на пенсию - пользоваться ведомственной медициной. Они, конечно, есть и сейчас, но в условиях СССР - они значили намного больше, чем в современной России. В итоге, сотрудники дорожили своей службой и терять её из-за какой-то сиюминутной "выгоды" - в большинстве случаев не рисковали. Быть пенсионером МВД в СССР было гораздо более престижно, чем простым пенсионером.

К сожалению, эта система стала ломаться с конца 80-х, когда правоохранительные органы в СССР, благодаря политике М.С. Горбачева стали "ослаблять сверху", бить по рукам при раскрытии преступлений, связанных с организованной преступностью. В конце 80-х в ряде регионов милицию и вовсе решили разоружить. Это привело к тому, что под конец существования СССР милиция уже не справлялась со своими задачами. Например, был в конце 80-х случай, когда сотрудники милиции нелепо погибли пытаясь одними "дубинками" ПР-73 остановить вооруженных преступников...
В итоге ситуация пошла по наклонной. Милиция была дискредитирована в глазах граждан, туда стали идти на работу не отобранные кандидаты, а любые люди с улицы.

С начала 90-х в школы милиции стали принимать уже прямо со школьной скамьи, причем зачастую выпускали в службу 19-летних младших лейтенантов, поскольку был жуткий кадровый голод. Уже возможно было пойти на службу в милицию вместо службы в армии, причем не о каком отборе речи не было - в военкоматах обычно предлагали такой вариант всем, кто хоть как-то подходил под требования, например, имел высшее образование. Конечно, никакого "многоступенчатого" отбора не было и близко. Закрывали глаза и на моральный облик, вкупе с физическим и психическим здоровьем. В итоге, в середине "нулевых" пришлось расхлебывать ситуации с "евсюковыми" в промышленном объеме...

(Мнение не мое личное. Это все как-то мне поведал один ветеран МВД, который ушел со службы еще в 90-е.)

Думаю, что на редкость правильная идея пришла в голову нашему незабвенному Дмитрию Анатольевичу. Сменить название. Не может организация, запятнавшая себя взятками, коррупцией, откровенным воровством, крышеванием криминала, а сейчас еще и насилованием друг друга и коллективным развратом , носить имя легендарной Советской милиции. Пусть будет ПОЛИЦИЯ. Сразу становится ясно кто есть кто...

Но не будем о грустном и позорном дне сегодняшнем. Вспомним Советскую милицию. Она, действительно, была народной и защищала нас от всякой мрази и недочеловеков...

Советская милиция свое законодательное оформление получила на основании постановления Наркомата по внутренним делам от 10 ноября 1917 года «О рабочей милиции». В 1919 году В.Ленин подписал декрет СНК РСФСР «О советской рабоче-крестьянской милиции», а в 1920 году ВЦИК утвердил первое положение «О рабоче-крестьянской милиции».

До 1931 года милиция находилась в ведении местных Советов, затем – в системе Наркомата, с 1946 года – в союзно-республиканском Министерстве внутренних дел СССР.



Впоследствии основы организации и деятельности милиции были регламентированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 года «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью».


В годы Гражданской войны советская милиция вела напряженную борьбу с преступностью по всей России. Но не только выполнять свои прямые обязанности по розыску и задержанию преступников, охране общественного порядка приходилось первым советским милиционерам. Порой они вступали и в боевые действия с «белыми», выполняя функции обычных армейских подразделений. Весной 1919 г., когда у Петрограда стояли войска генерала Юденича, из числа сотрудников петроградской милиции были сформированы семь отрядов общей численностью в 1500 штыков. Советские милиционеры сражались на фронтах Гражданской войны на Урале и Поволжье, на Северном Кавказе, в других регионах России.


Отряд по борьбе с бандитизмом Донской ЧК

В условиях Великой Отечественной войны в дополнение к основным задачам по охране общественного порядка и борьбе с преступностью появилось много новых: борьба с нарушителями правил военного учета, с дезертирами и лицами, уклоняющимися от призыва и службы в армии, с мародерами, паникерами и распространителями всякого рода провокационных слухов, выявление вражеских агентов, провокаторов и прочих преступных элементов, борьба с хищениями военных грузов. В качестве первоочередных задач органов внутренних дел применительно к условиям военного времени определялись задачи обеспечения организованной эвакуации населения, промышленных предприятий и контроля грузов. Осуществляя все эти мероприятия, государство добивалось наведения твердого правопорядка в стране.

В пограничных районах органами милиции вместе и пограничниками и подразделениями Красной Армии пришлось вести бои с наступавшими фашистскими войсками. Милиция боролась с вражескими диверсантами, парашютистами, сигнальщиками-ракетчиками. В местностях, объявленных на военном положении, органы милиции были приведены в боевую готовность и развернули свои силы и средства по планам местной противовоздушной обороны, брали под охрану жизненно важные народнохозяйственные объекты. В прифронтовых районах и областях милиция переводилась на казарменное положение и создавались оперативные группы для борьбы с вражеской агентурой.


Патрулирование милицией улиц Москвы в годы войны

В августе 1962 г. принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам работы советской милиции, которое наметило ряд важных организационных мер, направленных на улучшение ее деятельности. В постановлении были определены меры по повышению уровня работы милиции, укреплению ее кадрового состава, обеспечению ее органов средствами связи, транспортом, специальной техникой.

Основные задачи милиции, ее место и роль в системе органов государственного управления были определены в Положении о советской милиции, утвержденном Советом Министров СССР 17 августа 1962 г. Положение указывало, что милиция является административно-исполнительным органом Советского государства, призванным охранять общественный порядок в городах, населенных пунктах и на транспортных магистралях, обеспечивать охрану социалистической собственности, личности и прав граждан от преступных посягательств, своевременно предупреждать, пресекать и раскрывать уголовные преступления. В нем подчеркивалось, что всей своей деятельностью милиция служит народу , поддерживает постоянную связь с широкими массами трудящихся и общественными организациями, опирается на их помощь и поддержку. Одновременно было принято решение о введении в милиции торжественной Присяги и учреждении для республиканских, областных, краевых и крупных городских гарнизонов милиции Красных знамен.


В дни буржуазного переворота 1991 года милиция оказалась между двух огней. С одной стороны правоохранительная деятельность, с другой - бунтующие провокаторы либерастов-демократов...

Очень красочно и предметно о событиях тех дней рассказал участник этих событий, бывший милиционер, Евгений Вышенков, который в 1991 году служил в уголовном розыске Ленинграда:

После этих событий вместо советской милиции, защищавшей граждан страны, мы имеем то, что имеем...


Уверен, что все эти метаморфозы с милицией временные. И она еще возродится!