Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы? Что из нижеперечисленного не является структурным компонентом воспитательной системы школы

Тема 7. ПОЛИТИКА

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырех. Поставьте знак «X» в кле­точку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Что из указанного связано с понятием «власть»?

3) социализация

4) урбанизация

А2. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства

2) ораторское искусство

3) искусство управления государством

4) политический талант

4) на все вышеперечисленное

А4. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

1) Президент РФ

2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ

4) Председатель Государственной думы РФ

А5. Институтом политической системы, обладающим монополией на пра­вотворчество, представляющим интересы общества в целом является (-ются):

3) общественные движения

А6. Что из нижеперечисленного является структурным компонентом по­литической системы?

1) политическая коммуникация

2) политика

3) политическое управление

4) политический режим

А7. Институтом политической системы, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются):

1) средства массовой информации

2) предпринимательские и профессиональные союзы

3) государственные органы

А8. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) передача власти по наследству

2) власть, ограниченная парламентом

3) выборная власть

4) передача верховной власти по наследству

А9. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?

Средства массовой информации как политический институт: А. Не оказывают существенного воздействия на формирование на­строений в обществе

Б. Служат для распространения в обществе определенных политиче­ских взглядов и идей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Любое государство характеризуется:

1) разделением властей

2) наличием армии

3) осуществлением тотального контроля над личностью

4) многопартийностью

A11. Политическая партия - это организация, которая:

1) борется за власть

2) решает хозяйственные вопросы

3) объединяет людей по интересам

4) образуется стихийно

А12. Политическим режимом называют:

1) форму государства

2) способ осуществления власти

3) наличие репрессивных органов

4) официальную идеологию

А13. К формам территориально-государственного устройства относится:

1) республика

2) демократия

3) монархия

4) федерация

А14. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритар­ной тем, что:

А. Выборы являются всеобщими и равными.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеоло­гии?

А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценно­сти выделяет равенство людей перед законом и судом.

Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценно­сти выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социаль­ных слоев.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А16. Исключительным признаком правового государства является

1) суверенитет

3) разделение властей

4) институт президентства

А17. Кто является источником власти в демократической стране?

2) Передовой общественный класс

3) Представители крупного бизнеса

4) Интеллектуальная элита общества

А18. Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

А19. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии

2) суверенитет

3) правоохранительные органы

4) публичная власть

А20. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) семейное положение

2) профессию

3) партийность

4) права и обязанности

А21. Оппозиционные политические партии:

2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп

4) определяют состав правительства

А22. Что из приведенного ниже является примером смешанной избиратель­ной системы?

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажори­тарной системе, другая половина - по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избиратель­ным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набрав­ший 50% +1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голо­сования применяется система абсолютного большинства, во вто­ром - большинство относительное.

А23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее го­сударственной целостности, единстве системы государственной вла­сти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задания уровня В

Ответом к заданиям уровня В являются слово, последовательность букв или цифр. В заданиях на установление соответствия нужно записать буквы выбранных вами ответов в правильной последовательности.

В1. Закончите фразу: «Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется...».

В2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления явля­ются... и республика».

Ответ: __________________ .

В3. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Основой политики является...»

Ответ:_________________ .

В4. Вставьте пропущенные слова: «Формирование местного бюджета , управление муниципальной собственностью , охрана общественного порядка, решение вопросов местного значения относятся к полномо­чиям органов...»

Ответ: _________________ .

В5. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.

ПРИЗНАКИ

ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1. Разделение властей

А. Тоталитарный

2. Политический плюрализм

Б. Демократический

4. Всеобщие выборы

Ответ: _____________________ .

В6. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Д. Политическая система

А. Процесс разработки, принятия и реализации политических решений

2. Политическая коммуникация

Б. Правовые, политические и мораль­ные правила, лежащие в основе жизне­деятельности политической системы

3. Политическое управление

В. Механизм формирования и осуще­ствления политической власти

4. Политические нормы

Г. Распространение и передача поли­тической информации как между эле­ментами политической системы, так и между политической системой и об­ществом

Ответ: __________________________ .

В7. Закончите фразу:

«Теократическая монархия это... монархия»,

Ответ: _____________________ .

В8. Что из указанного относится к функциям государства?

1. Выражение интересов страны на международной арене.

2. Выдвижение кандидатов на выборах.

4. Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.

5. Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

Ответ: ______________________ .

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Раскройте следующее теоретическое положение: «Представительная демократия выражается в том, что...»

С2. В одной из развитых демократических стран журналистка опублико­вала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фами­лий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной

попутчицей. Попутчица подала в суд и...

Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла суд случайная по­путчица. Укажите, на какое понятие вы опираетесь в своем прогнозе.

СЗ. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратить­ся в ад». (Н. Бердяев)

Дайте определение государства.

Какие функции оно призвано выполнять?

А как бы вы определили цели государства и современного российского

государства?

С4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ВЫБОРЫ И ДЕМОКРАТИЯ

Выборность властей является формой реализации принципа предста­вительства. Ее закрепляют всеобщее избирательное право, свободные тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных орга­низаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирате­лей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то од­ной группой. Именно это создает возможность реального выбора меж­ду политическими, экономическими и социальными альтернативами и, следовательно, определение основательности претензий конкури­рующих фирм и организаций... Только состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и прихо­дить к власти... Демократия - это система, при которой партии про­игрывают выборы.

Выборы могут проводиться и не только в демократиях, но только де­мократические выборы отличаются неопределенностью, необратимо­стью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе, необратимыми (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и по­вторяющимися через утвержденный законом срок... Отсюда и вывод: демократия представляет собой такой способ органи­зации власти, при котором общество имеет возможность на регуляр­ной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персо­нальный состав правящей группировки и политической элиты.

. Политология

1) Авторы предлагают свой ответ на вопрос о том, какой способ органи­зации власти следует считать демократическим. Какими двумя воз­можностями обладает, по их мнению, общество по отношению к вла­сти в условиях демократии?

2) Какие условия, исходя из текста, закрепляют выборность властей как формы реализации принципа представительства? .

3) Чем демократические выборы отличаются от выборов недемократи­ческих? Назовите три отличия, указанные в тексте. На основе зна­ния обществоведческого курса и примеров из материалов СМИ или общественной практики проиллюстрируйте их.

4) Авторы приводят парадоксальное определение демократии: «... это система, при которой партии проигрывают выборы». Найдите в тексте три объяснения, которыми они обосновывают данный вывод. Поче­му именно этот признак является определяющим при демократии?

С5. Выберите одйо из предложенных ниже высказываний и изложите Свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе, опи­раясь на понятие обществоведческого курса, факты общественной жизни и свой жизненный опыт.

1. «Государственным благом является справедливость». (Аристотель)

2. «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть». (Г. Моргентау)

3. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)

Тема 7. Политика

УРОВЕНЬ А

№ задания

Верный ответ

УРОВЕНЬ В

№ задания

Верный ответ

Государство

Монархия

Местное самоуправление

1 - Б; 2 - Б; 3 - А; 4 - Б

1 -В; 2 - Г; 3 - А; 4 - Б

Религиозная монархия

УРОВЕНЬ С

С1. Граждане участвуют в политике через своих представителей.

С2. Попутчица выиграла процесс. Аргументация: в развитой демократи­ческой стране предполагается наличие правового государства, где в су­дебном порядке защищаются права человека, в том числе существует право на тайну личной жизни.

1) «Государство - это политическая организация общества, главным признаком которой является власть».

Или: «Государство - основной институт политической системы обще­ства, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность взаимоотношения людей, групп, страт, классов, органи­заций и т. д.»

Или: «Государство - организация политической власти и управления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития». Допускаются иные общепринятые определения государства.

2) Функции государства: организационно-хозяйственная; политическое управление; защита от внешней угрозы; культурно-идеологическая.

3) Государство выступает как арбитр и участник отношений между ос­новными социальными группами, стремясь не допускать социальных конфликтов, решать их мирными политическими средствами. Возможны иные формулировки, не искажающие смысл суждения.

4) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Исходя из специфики государственной власти, состоящей в ее универ­сальности, т. е. в распространении на всех граждан данного государст­ва, на все организации и учреждения страны, цели государства долж­ны состоять в обеспечении равных условий для жизни и развития в со­ответствии с законами государства при верховенстве закона, т. е. обязательности подчинения законам государства, общества, отдель­ных лиц;

С3 В этом смысле и основная цель Российского государства состоит в соз­дании гражданского общества, т. е. общества, в котором деятельность граждан и их организаций ограждена законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства. Это возможно только в правовом государстве. Правовое государство является глав­ным условием функционирования гражданского общества, обеспечи­вая права гражданина и защищая его интересы. Возможны иные формулировки, не искажающие смысла суждений.

С4. Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) В ответе должны быть указаны следующие возможности общества по отношению к власти:

возможность корректировать деятельность управителей; возможность корректировать персональный состав правящей группи­ровки и политической элиты. Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

2) В ответе могут быть указаны любые три условия, закрепляющие вы­борность властей, например:

всеобщее избирательное право; свободные тайные и регулярные выборы; многопартийность для конкурентной избирательной борьбы; создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов.

3) Должны быть названы следующие отличия демократических выбо­ров от недемократических:

неопределенность итогов; необратимость итогов;

повторяемость выборов в соответствии с утвержденными законом сро­ками.

Могут быть приведены примеры, иллюстрирующие эти принципы. Например:

президентские выборы в РФ 1996, 2000, 2004 гг. проводились в стро­гом соответствии с конституционными нормами: каждые четыре года; новые выборы назначены на 2007 год;

итоги выборов являлись неопределенными вплоть до официального подведения итогов, а следовательно, стали необратимыми.

4) Должны быть приведены три объяснения, содержащиеся в тексте. Партия может проиграть выборы только в условиях свободного сорев­нования политических сил, которое:

гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой;

создает возможность реального выбора между политическими, эконо­мическими и социальными альтернативами и, следовательно, опреде­ление основательности претензий конкурирующих политических групп и организаций;

обеспечивает наличие оппозиции и дает ей возможность соревновать­ся, выигрывать и приходить к власти.

Итоговый тест.

Тема: « ПОЛИТИКА»

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Политика»:

    Политика и ее роль в жизни общества. Политика как деятельность.

    Субъекты и объекты политики. Структура политической сферы.

    Власть, ее происхождение и виды. Разделение властей.

    Политическая система. Роль государства в политической системе.

    Признаки государственного суверенитета.

    Функции государства. Формы государства. Государственный аппарат. Национально-государственное устройство.

    Политический режим. Демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

    Политическое участие граждан. Основные черты гражданского общества.

    Избирательные системы. Выборы, референдумы. Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология. Местное самоуправление.

    Политическая культура. Правовое государство.

    Политическая жизнь современной России.

Основные понятия : политика, политическая сфера общества, политическая система, политические институты, государство, партия, политическое движение, власть, политическая власть, государственный суверенитет, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, монархия, республика, демократия, прямая демократия, представительная демократия, тоталитаризм, авторитаризм, гражданин, гражданство, гражданственность, гражданское общество, политическое участие, политические

права человека, выборы, референдум, избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональные выборы, кадровые и массовые партии, политическая идеология, политическая культура, правовое государство.

Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.

A1. Что из указанного связано с понятием «власть»?

1) самопознание

3) социализация

4) урбанизация

А2. Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства

2) ораторское искусство

3) искусство управления государством

4) политический талант

А3. Власть опирается на:

2) силу

3) право

4) на все вышеперечисленное

А4. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

1) Президент РФ

2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ

4) Председатель Государственной думы РФ

А5. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом является (-ются):

1) государство

2) средства массовой информации

3) общественные движения

4) партии

А6. Что из ниже перечисленного является структурным компонентом политической системы?

1) политическая коммуникация

2) политика

3) политическое управление

4) политический режим

А7. Институтом политической системы, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются):

1) средства массовой информации

2) предпринимательские и профессиональные союзы

3) государственные органы

4) правоохранительные органы

А8. Какой признак отличает республику от других форм правления?

1) передача власти по наследству

2) власть, ограниченная парламентом

3) выборная власть

4) передача верховной власти по наследству

А9. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации? Средства массовой информации как политический институт:

А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе

Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Любое государство характеризуется:

1) разделением властей

2) наличием армии

3) осуществлением тотального контроля над личностью

4) многопартийностью

А11. Политическая партия - это организация, которая:

1) борется за власть

2) решает хозяйственные вопросы

3) объединяет людей по интересам

4) образуется стихийно

А12. Политическим режимом называют:

1) форму государства

2) способ осуществления власти

3) наличие репрессивных органов

4) официальную идеологию

А13. К формам территориально-государственного устройства относится:

1) республика

2) демократия

3) монархия

4) федерация

А14. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что:

А. Выборы являются всеобщими и равными.

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии?

А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом.

Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.

1) верно только А 2) верно только Б

А16. Исключительным признаком правового государства является

1) суверенитет

2) наличие национальной валюты

3) разделение властей

4) институт президентства

А17. Кто является источником власти в демократической стране?

1) Народ

2) Передовой общественный класс

3) Представители крупного бизнеса

4) Интеллектуальная элита общества

А18. Верны ли следующие суждения о политической системе? Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А19. Какой из признаков не характеризует государство?

1) политические партии

2) суверенитет

3) правоохранительные органы

4) публичная власть

А20. При характеристике человека как гражданина указывают на его:

1) семейное положение 2) профессию

3) партийность 4) права и обязанности

А21. Оппозиционные политические партии:

1) имеют большинство в законодательном собрании

2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп

4) определяют состав правительства

А22. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина - по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором - большинство относительное.

А23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Задания уровня В

В1. Закончите фразу: «Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется... ».

Ответ:__________________

В2. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются

………….. и республика».

Ответ: ____________

В3. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе: «Основой политики является ………….. »

Ответ:_____________

В4. Вставьте пропущенные слова: «Формирование местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка, решение вопросов местного значения относятся к полномочиям органов …………... »

Ответ:______________

В5. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.

В6. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

В7. Закончите фразу: «Теократическая монархия - это ……... монархия».

Ответ:______________

В8. Что из указанного относится к функциям государства?

1) Выражение интересов страны на международной арене.

2) Выдвижение кандидатов на выборах.

3) Создание религиозных организаций.

4) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.

5) Осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти.

Ответ:______________

Задания уровня С

С1. Раскройте следующее теоретическое положение: «Представительная демократия выражается в том, что... »

С2. В одной из развитых демократических стран журналистка опубликовала на страницах женского журнала очерк с указанием имен и фамилий участников семейной драмы, рассказанной ей в поезде случайной попутчицей. Попутчица подала в суд и ………..

Допишите текст, указав, выиграла либо проиграла суд случайная попутчица. Укажите, на какое понятие вы опираетесь в своем прогнозе.

С3. «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». (Н. Бердяев)

Дайте определение государства. Какие функции оно призвано выполнять? Объясните, как вы понимаете слова автора. А как бы вы определили цели государства и современного российского государства?

С4. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ВЫБОРЫ И ДЕМОКРАТИЯ

Выборность властей является формой реализации принципа представительства. Ее закрепляют всеобщее избирательное право, свободные тайные и регулярные выборы, образование партий для конкурентной избирательной борьбы, а также создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов.

Свободное соревнование политических сил в борьбе за голоса избирателей гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой. Именно это создает возможность реального выбора между политическими, экономическими и социальными альтернативами и, следовательно, определение основательности претензий конкурирующих фирм и организаций... Только состязание обеспечит наличие оппозиции и даст ей возможность соревноваться, выигрывать и приходить К власти... Демократия - это система, при которой партии проигрывают выборы.

Выборы могут проводиться и не только в демократиях, но только демократические выборы отличаются неопределенностью, необратимостью и повторяемостью. Они являются неопределенными, так как до объявления результатов никто не может быть полностью уверенным в победе, необратимыми (результаты нельзя изменить, и избранные представители займут не предусмотренный конституцией срок) и повторяющимися через утвержденный законом срок...

Отсюда и вывод: демократия представляет собой такой способ организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты.

А.Ю. Меньвиль. Политология

1) Авторы предлагают свой ответ на вопрос о том, какой способ организации власти следует считать демократическим. Какими двумя возможностями обладает, по их мнению, общество по отношению к власти в условиях демократии?

2) Какие условия, исходя из текста, закрепляют выборность властей как формы реализации принципа представительства?

3) Чем демократические выборы отличаются от выборов недемократических? Назовите три: отличия, указанные в тексте, На основе знания обществоведческого курса и примеров из материалов СМИ или общественной практики проиллюстрируйте их.

4) Авторы приводят парадоксальное определение демократии: «... это система, при которой партии проигрывают выборы». Найдите в тексте три объяснения, которыми они обосновывают данный вывод. Почему именно этот признак является определяющим при демократии?

С5. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы в виде сочинения-эссе, опираясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жизни, и свой жизненный опыт.

1. «Государственным благом является справедливость. (Аристотель)

2. «Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть» (Г. Моргентау)

3. «Когда правит тиран, народ молчит, а законы не действуют». (Саади)

Ответы по теме. Политика

УРОВЕНЬ А

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

1

9

17

2

10

18

3

11

19

4

12

20

5

13

21

6

14

22

7

15

23

8

16

УРОВЕНЬ В

задания

Ответ

1

Государство

2

Монархия

3

Власть

4

Местное самоуправление

5

1Б 2Б 3А 4Б

6

1В 2Г 3А 4Б

7

Религиозная монархия

8

1 4 6

УРОВЕНЬ С

С1. Граждане участвуют в политике через своих представителей.

С2. Попутчица выиграла процесс. Аргументация: в развитой демократической стране предполагается наличие правового государства, где в судебном порядке защищаются права человека, в том числе существует право на тайну личной жизни.

С3. 1) «Государство - это политическая организация общества, главным признаком которой является власть». Или: «Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д, » Или: «Государство - организация политической власти и управления обществом, сложившаяся в процессе исторического развития». Допускаются иные общепринятые определения государства. 2) Функции государства: организационно-хозяйственная; политическое управление; защита от внешней угрозы; культурно-идеологическая. 3) Государство выступает как арбитр и участник отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать социальных конфликтов, решать их мирными политическими средствами. Возможны иные формулировки, не искажающие смысл суждения. 4) Правильный ответ может содержать следующие позиции: Исходя из специфики государственной власти, состоящей в ее универсальности, т.е. в распространении на всех граждан данного государства, на все организации и учреждения страны, цели государства должны состоять в обеспечении равных условий для жизни и развития в соответствии с законами государства при верховенстве закона, т.е, обязательности подчинения законам государства, общества, отдельных лиц; В этом смысле и основная цель Российского государства состоит в создании гражданского общества, т.е, общества, в котором деятельность граждан и их организаций ограждена законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства, что возможно только в правовом государстве. Правовое государство является главным условием функционирования гражданского общества, обеспечивая права гражданина и защищая его интересы. Возможны иные формулировки, не искажающие смысла суждений.

С4. Содержание верных ответов на задания к тексту. 1) В ответе должны быть указаны следующие возможности общества по отношению к власти: возможность корректировать деятельность управителей; возможность корректировать персональный состав правящей группировки и политической элиты. Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл. 2) В ответе могут быть указаны любые три условия, закрепляющие выборность Властей, например: всеобщее избирательное право; свободные тайные и регулярные выборы; многопартийность для конкурентной избирательной борьбы; создание прочих разнообразных организаций, в частности лоббистских объединений или групп интересов. 3) Должны быть названы следующие отличия демократических выборов от недемократических: неопределенность итогов; необратимость итогов; повторяемость выборов в соответствии с утвержденными законом сроками. Могут быть приведены примеры, иллюстрирующие эти принципы. Например: президентские выборы в РФ 1996, 2000, 2004 гг. проводились в строгом соответствии с конституционными нормами: каждые четыре года; новые выборы назначены на 2007 год; итоги выборов являлись неопределенными вплоть до официального подведения итогов, а следовательно, стали необратимыми. 4) Должны быть приведены три объяснения, содержащиеся в тексте. Партия может проиграть выборы только в условиях свободного соревнования политических сил, которое: гарантирует, что власть не будет монополизирована какой-то одной группой; создает возможность реального выбора между политическими, экономическими и социальными альтернативами и, следовательно, определение основательности претензий конкурирующих политических групп и организаций; обеспечивает наличие оппозиции и дает ей возможность соревноваться, выигрывать и приходить к власти

Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы?

а\ политическая коммуникация;

б\ политика;

в\ политическое управление;

г\ политический режим;

Верны ли следующие суждения о политической системе?

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

а\ верно только А; в\ оба суждения верны;

б\ верно только Б; г\ оба суждения неверны;

Установите соответствие между типами политических систем и их признаками.

1. Разделение властей. А. Тоталитарная система.

2. Политический плюрализм. Б. Демократическая система.

3. Политический монополизм.

4. Всеобщие выборы.

4. Элементом политической системы является:

А\ партия;

Б\ научные институты;

В\ производственное объединение;

Г\ творческие союзы;

5. Политическая система общества включает в себя:

а\ отношения собственности; в\ партийные отношения;

б\ семейные отношения; г\ эстетические отношения;

6. Понятие «политическая система» было введено в политологию этим американским ученым в 50-х г.г. ХХ в.:

а\ К. Дойчем; в\ Н. Макиавелли;

б\ Д. Истэном; г\ М. Вебером;


Тема 4. Основные понятия политологии.

  1. Политика: понятие, структура, функции.
  2. Власть и ее характеристики. Легальность и легитимность власти.
  3. Государство и его классификации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воробьев К.А. Политология. - М.: Академический проект, 2003.– 432с.

2. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 2003. – 488 с.

3. История политических и правовых учений. Краткий учебный курс. / под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2003. – 432 с.

4. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М.: Экзамен, 2006. – 686 с.

5. Касьянов В.В. Основы политологии и социологии. - Ростов-на-Дону, 2003. –321с.

6. Кривогуз И.М. Политология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 288 с.

7. Муштук О.З. Политология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2006. – 551 с.

8. Политология. Учеб. пособие для техн. вузов /под ред. М.А.Василика и др./.Спб., 2002 г.

9. Политология. Учебник./А.Ю.Мельвиль и др./ М.: МГИМО МИД РФ, ТК Велби, Изд – во Проспект, 2004. – 624 с.

10. Политология: Учебник для вузов / С.В.Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. 4-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 448 с.

11. Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. - Спб.: Паритет, 2006. – 352 с.

12. Сморгунов Л.В. Политология: Учебное пособие. – СПб., 1996. – 205 с.

Политологи любят упоминать о том, что едва только древний человек обеспечил себе основы существования – огонь, еду, жилище, он создал две крупнейшие сферы своей жизнедеятельности: искусство (хотя бы в виде наскальной живописи) и политику (для общения с себе подобными). В настоящее время политика является самым значимым занятием современного человека, хотя наделяют ее не только положительными, но и отрицательными, аморальными качествами. В широком смысле политика, представляет собой сферу общественной жизнедеятельности человека, его активности, а так же вида социальных отношений.

В обыденном понимании термин «политика» отождествляется с каким – либо процессом управления. Только в английском языке существуют как минимум четыре термина, которые разграничивают разные стороны политики: 1) «politics» - собственно политическая сфера; 2) «polity» - политический строй, что близко к понятиям политической системы и политического сообщества; 3) «policy» - политический курс, сознательно выбранная политическая стратегия в этой области; 4) «public policy» - сфера политического управления, подконтрольная общественности. В связи с этим можно говорить о политике как сложном многогранном понятии, отражающем как суть политической сферы, так и самостоятельный процесс.

Итак, политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Понятие политики объясняется с точки зрения различных теорий или парадигм:

1. социальное объяснение характеризует политику через воздействие других сфер общественной жизни (экономической, духовной ит.д.);

2. рационально – критическое объяснение характеризует политику не внешними факторами, а внутренними причинами, свойствами, элементами;

3. натуралистическое объяснение определяет политику как сферу влияния внешней природной среды, свойств живой природы, качеств самого человека;

4. теологическое объяснение рассматривает сверхъестественные стороны развития политической власти.

Происхождение политики связано прежде всего с расцветом классической античной философии в VI – V в.в. до н. э. и именами мыслителей древности: Аристотеля, Платона, Сократа. Расцвет же приходится на XIX – XX в.в. Почти все политологи согласны с там, что наиболее общей предпосылкой сделанной философами, а затем и политологами во второй половине XIX в. и ХХ столетии, для объяснения содержания политики – стало понимание одного непреложного факта: политические механизмы являются первейшим фактором для жизнеобеспечения и развития многообразия современных обществ.

В современной политике условно можно выделить следующие структурные элементы:

Политический интерес рассматривает внутренний осознанный источник поведения субъекта политики в предлагаемых политических ситуациях.

Политическая организация отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Политическая деятельность выступает как разновидность социальной активности субъектов, для реализации своих интересов.

Политическое сознание характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения к ней людей.

Политика – особо сложное социальное явление. Поскольку непосредственными субъектами общественных отношений выступают человек и тем или иным способом организованные самостоятельные группы людей, то жизненно важным становится искусство посредничества между ними. Это и есть политика уже с близкой по времени к нам точки зрения.

Общество современного типа использует прежде всего политические средства для уменьшения издержек противоречий в межчеловеческих отношениях, упорядочения и согласования действий людей ради своего спокойствия и социальной стабильности.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень , политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегауровень , политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

Поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

Разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их существование;

Предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

Конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция), которая отражает определение интересов субъектов политики, распределение ролей данных субъектов, выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения, создание общепонятных для всех субъектов языка (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного общества;

Управление и руководство общественным процессом и обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;

Выражение властно значимых интересов всех слоев и групп.

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это:

Поддержание классового или социального господства;

Защита основополагающих прав человека;

Привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

Обеспечение социальной справедливости и общего блага;

Формирование человека как гражданина или политическая социализация личности.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

2. Этимологически понятие власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются бихевиоралистская, реляционистская, системная и другие теории власти.

С точки зрения реляционистских теорий (от англ. Relation – отношение)власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимодействия является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М.Вебером.

По мнению Макса Вебера, власть означает возможность и способность индивида или социальной общности осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление и независимо от того, откуда такая способность исходит.

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти.

Теории «обмена ресурсов» отражают властные отношения, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.

В теории раздела «зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на этом рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» - имидж кандидата, его предвыборная компания, а «покупателями» - избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания.

Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы (Т. Парсонс). Представители этой теории рассматривают власть как посредника между политикой и обществом, ее роль подобна роли денег в экономике.

Определенным синтезом существующих подходов является следующая дефиниция власти: «Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы» . Достоинством такого понимания является истолкование власти как вида социальных связей, связанных с осуществлением воли со стороны социального субъекта, подчиняющего себе других, прежде всего для удовлетворения собственных коренных интересов. Вместе с тем подобное понимание дает возможность осветить структуру власти, состоящую из источников, субъекта, объекта, ресурсов и функций (см. схему ).

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее. Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер.

Субъектно-объектные отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства и легитимности. Макс Вебер выделил три основных типа властного господства . Первый – традиционный, опирается на традиции, обычаи, нравы той или иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Каждый из названных типов властного господства обладает определенной степенью легитимности . Понятие легитимность происходит от латинского слова «Legitimus», которое означает согласие с законом, правомерность и правильность. В современной политологии легитимность истолковывается в смысле принятия и признания правомерности существующей политической власти гражданами, обществом и мировым сообществом. От легитимности отличается понятие легитимация , которое представляет собой политический процесс признания, оправдания, объяснения и принятия политической власти гражданами, обществом и другими государствами. Легитимация обеспечивает повиновение населения действующей власти, добровольное вовлечение граждан в различные формы политического участия на основе доверия и признания законосообразности существующего порядка. Принято выделять следующие основные виды легитимности власти : традиционный, патриархальный, сословный, идеологический, правовой, этнический, харизматический, религиозный. Показателем легитимности власти является уровень политического принуждения, демократизм избирательной системы, характер официальной оппозиции и др. Легитимация власти сочетается с противоположным ей по содержанию процессом делегитимации , который означает утрату политического доверия и признания власти гражданами. Среди многообразных причин делегитимации обычно называют нарастание коррумпированности и бюрократизации власти, рост национального сепаратизма, тенденция к авторитаризму и др.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

3. В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство».

В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам: наличие определенной территории; население, проживающее на данной территории; суверенная власть. Такое толкование носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории. Классическое определение государства в узком смысле сформулировал М.Вебер: «Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства производства.» Это и есть политологический подход. В современной политической науке среди основных признаков государства называют следующие:

1. Территория как очерченное границами место расположения государства.

2. Человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных.

3. Публичная власть, выступающая от имени всего населения и преследующая всеобщие интересы.

4. Суверенитет над территорией, предусматривающий верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства.

5. Национальная система законодательства.

6. Национальная налоговая система.

Имея сходные признаки, государство вместе с тем существует в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима.

I. Форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархия бывает абсолютной и парламентской. Последняя подразделяется на дуалистические и конституционные. Республики бывают президентскими, парламентскими и полупрезидентскими (смешанные). Среди смешанных форм рассматривают парламентско-президентские и наоборот.

II. Территориально-административное устройство представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов и др.

Унитарное государство – это государство, где действует единое правительство, законодательство, судебная система, при наличии административно – территориальных единиц.

Федерация – это союзное государство, где действуют федеральные и республиканские органы власти. Различают административную и национальную федерации.

Конфедерация – представляет собой союз суверенных государств, которые объединяются для решения политических, экономических, военных, культурных задач совместно.

III. По характеру политического режима , который выражает способы осуществления власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство.

Независимо от формы государство неизменно исполняет ряд обязательных функций. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние частично совпадают с названными выше функциями политической системы общества. Среди внешних следует назвать оборонную, внешнеполитическую и экологическую функции.

Функции современного государства определяются следующим образом:

1) обеспечение безопасности и правопорядка;

2) регулирование социальных отношений и разрешение социальных конфликтов;

3) распределение ценностей в обществе;

4) защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности, где национальная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, а национальные интересы рассматриваются как совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства, отличающиеся долговременным характером и определяющие основные цели и задачи внешней и внутренней политики государства.

Перечисленные функции исполняются исключительно государством, т.к. они, во – первых, способствуют достижению коллективных целей и, во – вторых, их реализация отдельными социальными институтами невозможна.

В современных государствах власть, как правило, рассредоточена между различными структурами или институтами. Рассматривают следующие органы государственной власти, которые характеризуют структуру государства:

Представительные органы (парламент);

Надзорно – контрольные органы (прокуратура);

Органы охраны общественного порядка (органы МВД);

Вооруженные силы;

Органы государственной безопасности (органы ФСО);

Судебная система;

Исполнительно – распорядительные органы (Президент, премьер – министр, правительство).

Все перечисленные признаки и характеристики присущи также современному российскому государству. В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы – государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее, речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.

Основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства.

Правовое государство – форма организации государственной власти, основанной на верховенстве норм права, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид.

Принципами правового государства являются:

1. верховенство права и закона;

2. реальный конституционализм;

3. правовая организация государственной власти;

4. невмешательство государства в дела гражданского общества;

5. разделение властей;

6. взаимная ответственность государства и личности;

7. равенство всех перед законом;

8. независимость, автономность и возвышение суда.


Похожая информация.


Установите соответствие между типами политических систем и их признаками.

Верны ли следующие суждения о политической системе?

Что из нижеперечисленного является структурным компонентом политической системы?

а\ политическая коммуникация;

б\ политика;

в\ политическое управление;

г\ политический режим;

Политическая система является механизмом:

А. Формирования политической власти.

Б. Осуществления политической власти.

1. Разделение властей. А. Тоталитарная система.

2. Политический плюрализм. Б. Демократическая система.

3. Политический монополизм.

4. Всеобщие выборы.

4. Элементом политической системы является:

А\ партия;

Б\ научные институты;

В\ производственное объединение;

Г\ творческие союзы;

5. Политическая система общества включает в себя:

а\ отношения собственности; в\ партийные отношения;

б\ семейные отношения; г\ эстетические отношения;

6. Понятие «политическая система» было введено в политологию этим американским ученым в 50-х г.г. ХХ в.:

а\ К. Дойчем; в\ Н. Макиавелли;

б\ Д. Истэном; г\ М. Вебером;

  1. Политика: понятие, структура, функции.
  2. Власть и ее характеристики. Легальность и легитимность власти.
  3. Государство и его классификации.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Воробьев К.А. Политология. - М.: Академический проект, 2003.– 432с.

2. Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений. М.: Логос, 2003. – 488 с.

3. История политических и правовых учений. Краткий учебный курс. / под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2003. – 432 с.

4. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М.: Экзамен, 2006. – 686 с.

5. Касьянов В.В. Основы политологии и социологии. - Ростов-на-Дону, 2003. –321с.

6. Кривогуз И.М. Политология. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 288 с.

7. Муштук О.З. Политология: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2006. – 551 с.

8. Политология. Учеб. пособие для техн. вузов /под ред. М.А.Василика и др./.Спб., 2002 г.

9. Политология. Учебник./А.Ю.Мельвиль и др./ М.: МГИМО МИД РФ, ТК Велби, Изд – во Проспект, 2004. – 624 с.

10. Политология: Учебник для вузов / С.В.Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С.В. Решетникова. 4-е изд., стереотип. - Мн.: ТетраСистемс, 2004. – 448 с.

11. Сирота Н.М. Политология: Курс лекций. - Спб.: Паритет, 2006. – 352 с.

12. Сморгунов Л.В. Политология: Учебное пособие. – СПб., 1996. – 205 с.



Политологи любят упоминать о том, что едва только древний человек обеспечил себе основы существования – огонь, еду, жилище, он создал две крупнейшие сферы своей жизнедеятельности: искусство (хотя бы в виде наскальной живописи) и политику (для общения с себе подобными). В настоящее время политика является самым значимым занятием современного человека, хотя наделяют ее не только положительными, но и отрицательными, аморальными качествами. В широком смысле политика, представляет собой сферу общественной жизнедеятельности человека, его активности, а так же вида социальных отношений.

В обыденном понимании термин «политика» отождествляется с каким – либо процессом управления. Только в английском языке существуют как минимум четыре термина, которые разграничивают разные стороны политики: 1) «politics» - собственно политическая сфера; 2) «polity» - политический строй, что близко к понятиям политической системы и политического сообщества; 3) «policy» - политический курс, сознательно выбранная политическая стратегия в этой области; 4) «public policy» - сфера политического управления, подконтрольная общественности. В связи с этим можно говорить о политике как сложном многогранном понятии, отражающем как суть политической сферы, так и самостоятельный процесс.

Итак, политика – это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами (классами, нациями, государствами) по поводу установления и функционирования политической власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей.

Понятие политики объясняется с точки зрения различных теорий или парадигм:

1. социальное объяснение характеризует политику через воздействие других сфер общественной жизни (экономической, духовной ит.д.);

2. рационально – критическое объяснение характеризует политику не внешними факторами, а внутренними причинами, свойствами, элементами;

3. натуралистическое объяснение определяет политику как сферу влияния внешней природной среды, свойств живой природы, качеств самого человека;

4. теологическое объяснение рассматривает сверхъестественные стороны развития политической власти.

Происхождение политики связано прежде всего с расцветом классической античной философии в VI – V в.в. до н. э. и именами мыслителей древности: Аристотеля, Платона, Сократа. Расцвет же приходится на XIX – XX в.в. Почти все политологи согласны с там, что наиболее общей предпосылкой сделанной философами, а затем и политологами во второй половине XIX в. и ХХ столетии, объяснения содержания политики – стало понимание одного непреложного факта: политические механизмы являются первейшим фактором для жизнеобеспечения и развития многообразия современных обществ.

В современной политике условно можно выделить следующие структурные элементы:

Политический интерес рассматривает внутренний осознанный источник поведения субъекта политики в предлагаемых политических ситуациях.

Политическая организация отражает роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Политическая деятельность выступает как разновидность социальной активности субъектов, для реализации своих интересов.

Политическое сознание характеризует зависимость политической жизни от осознанного отношения к ней людей.

Политика – особо сложное социальное явление. Поскольку непосредственными субъектами общественных отношений выступают человек и тем или иным способом организованные самостоятельные группы людей, то жизненно важным становится искусство посредничества между ними. Это и есть политика уже с близкой по времени к нам точки зрения.

Общество современного типа использует прежде всего политические средства для уменьшения издержек противоречий в межчеловеческих отношениях, упорядочения и согласования действий людей ради своего спокойствия и социальной стабильности.

Почти все политологи согласны с тем, что наиболее общей предпосылкой сделанной философами, а затем политологами во второй половине XIX и в XX столетии объяснений содержания политики явилось их понимание непреложного факта: одним из первейших факторов жизнеобеспечения и развития неуклонно наращивающих свое многообразие современных обществ стали именно политические механизмы.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно политический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах.

Второй, микроуровень , политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегауровень , политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Первый из этих уровней занимает центральное место и характеризует суть политики. Второй и третий уровни имеют подчиненное значение.

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

Поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

Разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их существование;

Предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

Конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция), которая отражает определение интересов субъектов политики, распределение ролей данных субъектов, выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения, создание общепонятных для всех субъектов языка (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного общества;

Управление и руководство общественным процессом и обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;

Выражение властно значимых интересов всех слоев и групп.

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это:

Поддержание классового или социального господства;

Защита основополагающих прав человека;

Привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

Обеспечение социальной справедливости и общего блага;

Формирование человека как гражданина или политическая социализация личности.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

2. Этимологически понятие власть происходит от древнегреческого слова «cratos». Оно означало в древнегреческих городах-полисах управление гражданами и обществом. В настоящее время в политико-социологической литературе имеется несколько основных концепций власти. Среди них выделяются бихевиоралистская, реляционистская, системная и другие теории власти.

С точки зрения реляционистских теорий (от англ. Relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между, как минимум, двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимодействия является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М.Вебером.

По мнению Макса Вебера, власть означает возможность и способность индивида или социальной общности осуществлять свою волю в определенной системе социальных отношений, несмотря на сопротивление и независимо от того, откуда такая способность исходит.

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти.

Теории «обмена ресурсов» отражают властные отношения, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов.

В теории раздела «зон влияния» власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на этом рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» - имидж кандидата, его предвыборная компания, а «покупателями» - избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания.

Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы (Т. Парсонс). Представители этой теории рассматривают власть как посредника между политикой и обществом, ее роль подобна роли денег в экономике.

Определенным синтезом существующих подходов является следующая дефиниция власти: «Власть – это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение по крайней мере между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы» . Достоинством такого понимания является истолкование власти как вида социальных связей, связанных с осуществлением воли со стороны социального субъекта, подчиняющего себе других прежде всего для удовлетворения собственных коренных интересов. Вместе с тем подобное понимание дает возможность осветить структуру власти, состоящую из источников, субъекта, объекта, ресурсов и функций (см. схему ).

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Основными видами являются политическая власть, экономическая власть, социальная власть, духовная власть. Главным видом является политическая власть, которая подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов. В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями.

В отличие от государственной общественно-политическая власть не имеет императивного характера и, как следствие, не может располагать ресурсным потенциалом государства. Ее предписания имеют рекомендательный характер и распространяются не на всех граждан, а только на членов той или иной общественно-политической организации. Так, партийная власть руководит членами политических партий, профсоюзная власть распространяет свое влияние на членов профессиональных союзов и так далее. Общими признаками политической власти являются верховенство над другими видами власти, легальность, публичный характер.

Субъектно-объектные отношения в рамках политической власти могут осуществляться в разных типах властного господства и легитимности. Макс Вебер выделил три основных типа властного господства. Первый – традиционный, опирается на традиции, обычаи, нравы той или иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Каждый из названных типов властного господства обладает определенной степенью легитимности. Понятие легитимность происходит от латинского слова «Legitimus», которое означает согласие с законом, правомерность и правильность. В современной политологии легитимность истолковывается в смысле принятия и признания правомерности существующей политической власти гражданами, обществом и мировым сообществом. От легитимности отличается понятие легитимация , которое представляет собой политический процесс признания, оправдания, объяснения и принятия политической власти гражданами, обществом и другими государствами. Легитимация обеспечивает повиновение населения действующей власти, добровольное вовлечение граждан в различные формы политического участия на основе доверия и признания законосообразности существующего порядка. Принято выделять следующие основные виды легитимности власти: традиционный, патриархальный, сословный, идеологический, правовой, этнический, харизматический, религиозный. Показателем легитимности власти является уровень политического принуждения, демократизм избирательной системы, характер официальной оппозиции и др. Легитимация власти сочетается с противоположным ей по содержанию процессом делегитимации , который означает утрату политического доверия и признания власти гражданами. Среди многообразных причин делегитимации обычно называют нарастание коррумпированности и бюрократизации власти, рост национального сепаратизма, тенденция к авторитаризму и др.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

3. В политической науке можно выделить две трактовки понятия «государство».

В широком смысле государство – это политическое образование, соответствующее трем основным признакам: наличие определенной территории; население, проживающее на данной территории; суверенная власть. Такое толкование носит преимущественно юридический характер.

В узком смысле государство трактуется как совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории. Классическое определение государства в узком смысле сформулировал М.Вебер: «Современное государство есть организованный по типу учреждения союз господства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства производства.» Это и есть политологический подход. В современной политической науке среди основных признаков государства называют следующие:

1. Территория как очерченное границами место расположения государства.

2. Человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных.

3. Публичная власть, выступающая от имени всего населения и преследующая всеобщие интересы.

4. Суверенитет над территорией, предусматривающий верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства.

5. Национальная система законодательства.

6. Национальная налоговая система.

Имея сходные признаки, государство вместе с тем существует в разных формах. Критериями их выделения являются форма правления, тип административно-территориального устройства и характер политического режима.

I. Форма правления характеризует способ организации государственной власти в центре и на местах. По этому критерию выделяются монархии и республики. Монархия бывает абсолютной и парламенстской. Последняя подразделяется на дуалистические и конституционные. Республики бывают президентскими, парламентскими и полупрезидентскими (смешанные). Среди смешанных форм рассматривают парламентско-президентские и наоборот.

II. Территориально-административное устройство представлено в трех основных формах: унитарного государства, федерации и конфедерации, которые различаются по принципам и способам территориальной организации, взаимоотношениями центра и регионов и др.

Унитарное государство – это государство, где действует единое правительство, законадательство, судебная система, при наличии административно – территориальных единиц.

Федерация – это союзное государство, где действуют федеральные и республиканские органы власти. Различают административную и национальную федерации.

Конфедерация – представляет собой союз суверенных государств, которые объединяются для решения политических, экономических, военных, культурных задач совместно.

III. По характеру политического режима , который выражает способы осуществления власти в государстве, выделяются демократическое, авторитарное и тоталитарное государство.

Независимо от формы государство неизменно исполняет ряд обязательных функций. Их принято подразделять на внутренние и внешние. Внутренние частично совпадают с названными выше функциями политической системы общества. Среди внешних следует назвать оборонную, внешнеполитическую и экологическую функции.

Функции современного государства определяются следующим образом:

1) обеспечение безопасности и правопорядка;

2) регулирование социальных отношений и разрешение социальных конфликтов;

3) распределение ценностей в обществе;

4) защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности, где национальная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, а национальные интересы рассматриваются как совокупность сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества и государства, отличающиеся долговременным характером и определяющие основные цели и задачи внешней и внутренней политики государства.

Перечисленные функции исполняются исключительно государством, т.к. они, во – первых, способствуют достижению коллективных целей и, во – вторых, их реализация отдельными социальными институтами невозможна.

В современных государствах власть, как правило, рассредоточена между различными структурами или институтами. Рассматривают следующие органы государственной власти, которые характеризуют структуру государства:

Представительные органы (парламент);

Надзорно – контрольные органы (прокуратура);

Органы охраны общественного порядка (органы МВД);

Вооруженные силы;

Органы государственной безопасности (органы ФСО);

Судебная система;

Исполнительно – распорядительные органы (Президент, премьер – министр, правительство).

Все перечисленные признаки и характеристики присущи также современному российскому государству. В соответствии с Конституцией страны Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы – государством. В России наблюдается процесс становления президентско-парламентской республики с сильной властью главы государства. Также в процессе формирования находится административно-территориальное устройство страны. Речь идет о становлении в России конституционной федерации, отличающейся от договорной тем, что в ней не предусмотрено отделения от федерации территории того или иного регионального субъекта. Наконец, по характеру политического режима Россия может быть отнесена к демократическому государству. Правда, по мнению многих политологов, скорее, речь может идти пока о полуавторитарном-полудемократическом государстве.

Основные направления дальнейшего реформирования политической системы и государства в России связаны с последовательным становлением в стране демократического, федеративного, правового, социального государства.

Правовое государство – форма организации государственной власти, основанной на верховенстве норм права, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид.

Принципами правового государства являются:

1. верховенство права и закона;

2. реальный конституционализм;

3. правовая организация государственной власти;

4. невмешательство государства в дела гражданского общества;

5. разделение властей;

6. взаимная ответственность государства и личности;

7. равенство всех перед законом;

8. независимость, автономность и возвышение суда.

Контрольные проверочные задания.

  1. Какой из признаков не характеризует государство?

а\ политические партии;

б\ суверенитет;

в\ правоохранительные органы;

г\ публичная власть;

  1. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:

а\ Президент РФ;

б\ Председатель Правительства РФ;

в\ Председатель Совета Федерации РФ;

г\ Председатель Государственной думы РФ;

  1. Какой признак отличает республику от других форм правления?

а\ передача власти по наследству;

б\ власть, ограниченная парламентом;

в\ выборная власть;

г\ передача верховной власти по наследству;

  1. Исключительным признаком правового государства является:

а\ суверенитет;

б\ наличие национальной валюты;

в\ разделение властей;

г\ институт президенства;

  1. Верны ли суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

а\ верно только А; в\ оба суждения верны;

б\ верно только Б; г\ оба суждения неверны;

Тест «Политическая сфера» Вариант 2

А 1 . Верны ли следующие суждения о политической системе?Политическая система является механизмом

А. формирования политической власти

Б. осуществления политической власти.

А 2. Что из указанного связано с понятием «власть»?

А 3 . Политикой древние греки называли:

1) искусство ведения домашнего хозяйства 2) ораторское искусство

3) искусство управления государством 4) политический талант

А 4 .Признаком любой политической партии является

1) стремление к завоеванию политической власти 2) долговременность объединения

3) оппозиционный характер деятельности 4) стремление к утверждению единой идеологии

А 5. Целью правового государства является

1) развитие механизмов, сдерживающих инфляцию 2) создание вертикали власти

3) формирование правовой культуры общества 4) создание законодательной системы

А 6 . Что из перечисленного является признаком любого государства?

1) наличие трех ветвей власти

2) наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения

3) наличие системы сдержек и противовесов

4) наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию

А 7 . Власть опирается на

А 8. Политический режим, отличающийся жестким контролем над обществом, насаждением официальной идеологии, преследованием инакомыслия, называется

А 9 . Необходимым элементом какого политического режима является наличие независимой судебной ветви власти?

А 10. Гражданин С. участвует во всех избирательных компаниях, встречается с депутатами, ходит на митинги, голосует на выборах. Он считает, что своей активной позицией сможет повлиять на власть. Тип какой политической культуры проявляется в поведении гражданина С.?

1) патриархальной 2) демократической 3) подданнической 4) активистской

А 11. К внешней функции государства относится функция

1) культурная 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая

А 12 .Политические партии, в отличие от других общественных объединений

1) создаются на долговременной основе 2) имеют свой устав 3) ведут борьбу за власть 4) направляются лидером

А 13 .Необходимым условием существования гражданского общества является

1) наличие двухпалатного парламента 2) высокий уровень правовой культуры граждан

3) существование рыночной экономики 4) наличие в конституции статей, декларирующих права и свободы граждан

А 14. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте.

Б. Одной из функций политической партии, является идеологическая.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждений 4) оба суждения не верны

1) полит. лидером государства 2) народными массами 3) лидерами политических партий 4) парламентом

А 16 .Верны ли следующие суждения о выборах?

А. Точная и четкая процедура проведения выборов – решающее условие развития демократии.

Б. При выборах по мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждений 4) оба суждения не вер

А 17 . Подписывает и обнародует федеральные законы РФ

1) Президент РФ 2) Председатель Правительства РФ

3) Председатель Совета Федерации РФ 4) Председатель Государственной Думы

А 18 . Какой из признаков не характеризует государство

1) политические партии 2) суверенитет 3) правоохранительные органы 4) публичная власть

А 19 . Что из перечисленного не является примером смешанной избирательной системы

1) Половина состава Государственной думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.

2) Конгрессмены США избираются по многомандатным избирательным округам, насчитывающим равное количество жителей.

3) В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.

4) Во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором - большинство относительное.

А 20. Оппозиционные политические партии

1) имеют большинство в законодательном собрании 2) определяют темпы экономического развития

3) выражают интересы определенных социальных групп 4) определяют состав правительства.

А 21 . При характеристике человека как гражданина указывают на его

1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности

А 22 . Кто является источником власти в демократической стране

1) народ 2) передовой общественный класс 3) представители крупного бизнеса4) интеллектуальная элита общества

А 23. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Б. Гражданин Российской Федерации не может быт лишен своего гражданства или права изменить его.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждений 4) оба суждения не верны

А 24. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация 2) конфедерация 3) унитарное государство 4) республика

А 25 . Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

А 26 . Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) высокая степень развитости гражданского общества

А 27. Отличительной чертой демократического режима является (-ются)

1) наличие разветвленной системы законов 2) существование средств массовой информации

3) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной 4) гарантии свободы СМИ

А 28 «Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для какой политической идеологии данное высказывание является ведущим, основным?

1) консервативной 2) либеральной 3) социал-демократической 4) коммунистической

А 29 . Демократический режим характеризуется

1) господством исполнительной власти 2) защитой прав и свобод граждан

3) командно-административными методами управления 4) господством одной обязательной идеологии

А 30 . В стране Т. осенью 2005 года, после прошедших президентских выборов, был проведен опрос общественного мнения по вопросу «Есть ли сейчас в стране Т. значительные оппозиционные партии, движения?.»

Распределение ответов приводится в процентах вместе с данными аналогичных опросов, прошедших в октябре 2002 , 2004 годов. Какой вывод о развитии политической системы страны Т. можно сделать на основании данных, приведенных в таблице?

1) Президентские выборы никак не повлияли на наличие оппозиционных настроений населения.

2) Снизилось количество граждан, затруднившихся определить свое отношение к наличию оппозиции.

3) Уменьшилось количество граждан, отмечающих наличие оппозиционных партий и движений.

4) Почти треть опрошенных признала снижение роли оппозиции в обществе.

Часть В.

В 1 . Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Государственная власть в РФ

Президент РФ

Федеральное Собрание РФ

Ответ_____________________________________

В 2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «тоталитарный политический режим». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.

Контроль; многопартийность; репрессии; террор; государственное планирование. Ответ______________

В 3. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ Типы политических режимов

А) разделение государственных властей 1) тоталитарный

Б) господство единой общеобязательной идеологии 2) демократический

В) политический плюрализм

Г) широкий круг прав и свобод граждан

Д) всесторонний контроль государства за жизнью общества

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

В 4 партии, исходя из их идеологической направленности . Номера запишите в порядке возрастания.

    Правящая

    Кадровая

    Консервативная

    Реформистская

    Националистическая

    Социал-демократическая

Ответ____________

В 5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят:1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А)В современной России процесс партийного строительства идет довольно активно. (Б)Конституция РФ признает свободу образования партий. (В) Однако свобода политических партий должна иметь границы даже в демократическом государстве. (Г) Поэтому российское законодательство, как и законодательства ряда других демократических стран, запрещает политические партии, которые ставят своей целью насильственное изменение конституционного строя, готовят под угрозу независимость и территориальную целостность России.

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство

Б) фракция

В) выборы

Г) движение

Е) социум

Ж) партия

З) группа

И) членство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

В 7 . Найдите в приведенном спискеотличительные признаки политической партии . Номера запишите в порядке возрастания.

    Выразитель частных интересов той или иной группы людей

    Необязательность полного идеологического единения её участников

    Нацеленность на завоевание и осуществление власти

    Наличие политической программы

    Стремление к воздействию на власть

    Носитель определенной идеологии

Правительство РФ

Многопартийность