Занятие в старшей группе зачем человеку фамилия. Конспект занятия в старшей группе «Наши имена. Как имя растет


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОЁ ИМЯ»
Автор: Ушанова Анна Владимировна, воспитатель «МБДОУ «Детский сад №205» г. Нижний Новгород
Аннотация: Предлагаю вам конспект НОД для детей старшей группы (5-6 лет) по теме: "Я и моё имя". Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы при знакомстве детей с Конвенцией о правах ребенка.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Я и моё имя»
Цель: формирование представления о важности права на имя.
Задачи:
- знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;
-развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;
- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;
-активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.
Материал:
- иллюстрации: «Все имеют равные права», «Имя».
- «Свидетельство о рождении» (ребенка).
- Документ «Конвенция о правах ребенка».
Предварительная работа с родителями:
- составление с ребенком генеалогического древа, рассказа на тему «Мое семья», «Моё имя»
Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник

Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Дружно за руки возьмемся
Друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Доброе утро, дети. Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Приятно ли вам, когда с вами здороваются?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом?
Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья.
Воспитатель: А теперь поздороваемся друг с другом (дети передают цветок)
Воспитатель: Ребята, когда вы здоровались, то произносили что … ИМЯ. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
1. Имена.
Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена бывают ласкательные и грубые. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Васька, Ванька, Танька. Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:
Добрыня - делающий добро.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
Воспитатель: Допустим, к одному человеку обратились «Феденька», а к другому «Марина Витальевна»? Кто они?
Дети: «Феденька» - это мальчик, а «Марина Витальевна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.
Воспитатель: Если ребенка позвали «Ваня», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?
Дети: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.
Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.
А теперь я предлагаю немного размяться (дети встают в круг на физкультминутку).
Физкультминутка «ДОМ ИМЁН»
Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)
Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)
Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена,)
И ладошки покажите (переворачивают ладошки кверху)
А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)
И по кругу пробежались.
Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)
Крышу сделали из рук.
Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)
В этом доме мы живем! (руки вверху)

2. Тёзки (беседа проводится на ковре, стоя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете - что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?
Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В группе было восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
Дети: В этом случае поможет отчество.
Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Хорошо, разобрались в тёзках.
А теперь я предлагаю подойти к нашей выставке (дети подходят к библиотеке, где оформлена выставка)
3.«Право на имя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?
Дети: Может быть – это право на имя?
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя. Это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь. Как нужно относиться к своему имени? Послушайте внимательно стихотворение В.Агапова «Дорожите именем своим!»
Дорожите именем своим!
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим!

Воспитатель: Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении» (Показ документа).

В этом документе записаны: имя, отчество, фамилия ребенка, число, месяц, год рождения ребенка, место рождения, фамилия имя отчество мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.
Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Воспитатель: А вам нравятся ваши имена?
Дети: Да
Воспитатель: Давайте посмотрим ваши альбомы, которые вы приготовили с родителями.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли имя расти?
Дети: Нет, имя расти не может.
Воспитатель: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Послушайте внимательно одну историю
Это было давно… Звали эту девочку ласково: Аня, Анечка, Анюта. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Анечка. Мои дети называют меня «мама». Друзья зовут Аннушкой. А в детском саду я для всех Анна Владимировна.
Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Вовочка в школе станет Владимиром, Катенька–Екатериной, Лиза - Елизаветой
Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)
4. Разгадывание загадок
Воспитатель: Ребята, я приготовила загадки про имена. Давайте послушаем, и попробуем их разгадать:
1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли … (Красная Шапочка)
2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
4. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
5. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали?
Дети: О праве на имя.
Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.
Спасибо, ребята, у меня есть право сказать, что вы молодцы.

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Ты и твоё имя» .

Воспитатель: Лищенко М.В.

Программные задачи:

1.Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей;

2.Познакомить с историей возникновения имен.

Помочь осознать высокий нравственный смысл имени.

3.Воспитывать доброту, отзывчивость, самоуважение.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией. Бумажные цветы на каждого с его именем; Клей, кисти, салфетки.

Предшествующая работа: Беседы: «Что я знаю о своём имени?»; «Что означает моё имя?»; «Почему меня так назвали?».

Воспитатель: Ребята, мы поздоровались с гостями, мы их всех знаем. А теперь будем спокойно беседовать, не забывая правил поведения, чтобы гостям к нам снова захотелось прийти.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Воспитатель: И поговорим мы сегодня об именах.

Звучит легкая мелодия.

(дети в круге тихо и плавно кружатся – недолго)

Мы как листочки закружились

И в новом мире очутились.

Ребята, мы попали с вами на много – много лет назад, когда люди жили, все родственники, вместе.

А вам хочется с ними познакомиться?

А что мы спрашиваем, когда знакомимся?

А вот у этих людей не было имен, и они поняли, что надо как-то друг к другу обращаться и придумали имена.

Однако, имена для нас их очень необычные.

Одних звали по цвету волос: Черняк, Рыжик.

Этого за рост – Мал. Были и Смеяна, Добр, Силач, Мороз, как думаете почему?

И стало больше порядка, доброты в отношениях.

Воспитатель: Так, что же такое имя? (имя – это то, что дано человеку на всю жизнь и тебя отличает от других).

Нет меж живущих людей,

Да и не может быть

Безымянных!

В первый же миг по рождению каждый

Убогий и знатный,

Имя как сладостный дар

От родимых своих получает…(Гомер)

Воспитатель: А как зовут ваших воспитателей?

А вот потому, как мы произносим имя можно узнать, как к этому человеку мы относимся.

Вот почему меня, вы называете по имени и отчеству, так вы что проявляете? (уважение).

Если хотите показать недовольство к человеку, называйте этого человека грубо, например: Катю- Катерина, а ласково – Катюшка, Катенька.

А как зовут тебя дома, когда любят, хвалят?

Игра «Назови «Кратко - полно».

(Вова –Владимир; Настя –Анастасия; Вика –Виктория; Лиза -Елизавета…)

Имена у нас разные, но всех вас очень любят дома.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож!

А кто знает, как его будут звать, когда станет взрослым (ФИО)?

Кто может назвать полностью своё: фамилию, имя, отчество?

Знаете ли вы, что означает ваше имя?

Физминутка. (музыкальная)

Ой, ребята, увлеклись мы с вами именами, вы слышите, кто- то плачет. (входит Баба- Яга)

Почему вы плачете? (плачет, не отвечает)

Стонет от ветра глухая тайга –

Плачет – печалится Баба – Яга.

Хоть для печали причин вроде нет:

Живет она целую тысячу лет,

Избушка её и светла, и тепла,

Ступа исправна? (кивает)

В порядке метла? (кивает)

Что ж на душе у тебя тяжело?

Яга:– очень противно мне имя моё!

Все – Катюшенька, Танюшенька,

А моё – тьфу!

Как нам помочь Бабе - Яге? Как вы думаете, что означает ее имя? Её имя Яга – от латинского «Эго» - любит только себя. Как быть?

Мы Бабу – Ягу спасем, отогреем,

Мы грустные мысли старушки развеем.

Отныне она не Яга, если подумать немножко

Можно назвать её ласково. Как? (ответы детей)

Яга – Вот спасибо! Побегу и всем, всем я расскажу

Желая вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет,

И всё исполнится тогда,

И счастья много будет (убегает)

«Поляна имен» (практическая работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится, с его именем. Затем дети наклеивают лепестки на кружок, и получается цветок. Во время работы включается аудиозапись.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Дети берут свои цветы и (музыка, дети становятся в круг)

Воспитатель.

У всех пап и мам на свете есть вы…

Дети (хором). Любимые дети!

Дети (поочерёдно произносят слова)

Голубоглазые,

С веснушками,

И кудрявыми макушками.

Спокойные,

Вертлявые…

(Хором) Нас много и все такие разные.

Анализ ОД:

Воспитатель: Так о чем мы сегодня говорили с вами?

Дети: О наших именах, И что означают наши имена?

Конспект занятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР.

Тема: «Мое имя»

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.

Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.

Основная часть. Имя.

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

(Имя).

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Беседа «Полные имена, имя и отчество».

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Саша, как зовут твоего папу? (Толя).

Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.

Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки

Вверх.

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

Закрепляются понятия «тезка», «отчество».


Методическая разработка.
Предмет: Окружающий мир
Класс ­3
УМК « Школа 21 века»
Учитель: Братанова Тамара Александровна,
МБОУ « Ташебинская НОШ» Республика Хакасия
Тема урока: Имя, отчество, фамилия.
Цели и задачи:
 познакомить обучающихся с происхождением имен, фамилий,
со значением имени для человека.
 развивать познавательные и творческие способности детей,
 формировать чувство сопричастности и позитивного
психологического микроклимата в группах;
 воспитывать гордость за свой род, желание прославить своё
имя, оставить о нём добрую славу, уважение к традициям и
обычаям народа.
Тип урока:
 комбинированный,
Методические приёмы: словесный, иллюстративный, создание
ситуации успеха, игра.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Виды учебной деятельности: слушание, рассказ, сообщения,
ответы на вопросы, самостоятельная работа, ИКТ.
Оборудование:
1. Конспект урока, презентация.
2. Компьютер
3. Сообщения детей.
4. Карточки с заданиями.
Прогнозируемый результат:
Обучающиеся получат более широкое представление об истории
образования имён, фамилий, отчеств, обогатят свой опыт общения,
словарный запас, повысят самооценку.
Формирование УУД
Познавательные УУД:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций,
текста;
формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
формируем умение устанавливать аналогии;
формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
формируем умение совместно договариваться о правилах общения и
поведения.
Личностные УУД:
формируем умение определять и высказывать самые простые, общие
для всех людей правила;
формируем умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения
общепринятых норм и ценностей;
формируем умение в предложенных ситуациях делать выбор, какой
поступок совершить.
Регулятивные УУД:
формируем умение определять цель деятельности на уроке;
формируем умение определять успешность своего задания в диалоге
с учителем.
1. Организационный момент (учитель).
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок!
. Будем работать активно, творчески, с интересом и удовольствием.
Улыбнулись друг другу и нашим гостям.
2 Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Я хочу начать урок со стихотворения Юрия Благова. Вы
внимательно слушаете и подумайте о чём пойдет речь на
сегодняшнем уроке.?
Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко:
Товий…Муций…Свен…Орест…

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
­ назовем посовременней –
Гелий…Атом…Космодром…
Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон
С целым импортным набором:
Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
Бабка с нехристями знаться
Не желает, и сама
Вносит лепту, глядя в святцы:
Псой… Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым
Занимаясь вчетвером,
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.
­ О чём спорили родители?
­Какие имена предлагали?
­На каком имени остановились?
­ Почему было выбрано это имя? _ (варианты ответов)
К концу урока мы постараемся найти ответ на этот вопрос.
2. Новый материал.
­Как вы думаете какая тема нашего урока?
Имена
Мы живём в мире имён.
Нет меж живущих людей, да и не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождению каждый убогий и знатный,
Имя как сладостный дар, от родных своих получает...
Так ещё три тысячи лет назад сказал легендарный поэт
Древней Греции Гомер. Во все времена, как только человек
приходит в этот мир, его нарекают каким­либо именем.
­ Как вы думаете, что такое имя?
Ответы уч­ся.
А вот как объясняет нам это толковый словарь.
В современном толковом словаре русского языка (чтение из
словаря)

Имя ­ наименование человека, даваемое ему при рождении и
отличающее его от других.
Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с
историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются,
исчезают и вновь могут возродиться. Чтобы узнать значение и
понять происхождение имени, необходимо вернуться к далёкому
прошлому, к истокам развития русского языка. Древние русские
имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось
человеку как примета, по которой его можно было выделить из
семьи и рода.
В одних случаях человек характеризовался по внешним
признакам или характеру, в других ­ по положению в семье, по
отношению к нему родителей, иногда указывало на время и место
рождения, или вообще по сходству с каким­либо животным.
Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы
и определить, как получились эти имена.
Дети группируют на доске карточки с именами.
Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. (Внешность человека)
Молчан, Добр, Умник, Несмеяна. (Черта характера)
Ждан, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
­ Ребята, на что похожи эти имена?
Действительно, древние имена совсем не похожи на современные и
больше напоминают клички и прозвища. А как вы думаете, что же
произошло и почему современные русские имена совершенно
другие?
(Дети высказывают предположения.)
­Чтобы разобраться в этом, нам надо вернуться в Древнюю
Русь, в 10 век, когда правил князь Владимир.
­Кто может сказать, какое знаменательное событие
произошло на Руси в то время?
(Дети говорят о крещении Руси.)
До этого события Русь была языческая, т.е. люди верили во многих
богов: бога ветра, солнца, земли и т.д. Словом, люди видели богов
во всех явлениях природы и поклонялись им. Теперь же на смену
многим прежним богам пришла вера в единого Бога.

­ А кто из вас знает, в чём заключается обряд крещения,
обращения в христианскую веру? Обряд крещения состоял в том,
что, жителей русских селений толпами загоняли в реку, там они
трижды омывали тело, чтобы смыть "скверну" языческой веры и
старое "языческое" имя. Стоявшие на берегу, христианские
священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так,
Жданы и Храбры, Несмеяны и Лебеди становились Василиями и
Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена, происходили из
других языков европейских и восточных народов.
2.2 Работа с новой информацией
Наиболее популярными именами, которые родители дали
своим детям в 2015 году:
Среди мужских имен в России
традиционно лидирует имя Александр. На втором месте Максим,
затем идут Артем, Михаил, Даниил, Иван, Дмитрий, Кирилл,
Андрей и Егор.
Самыми популярными именами у новорожденных девочек стали
Софья и София. А имена Мария и Марья, которые считаются
самыми распространенными, в 2015 году заняли лишь второе
место. Следом идут Анна, Анастасия, Виктория, Елизавета,
Полина, Алиса, Дарья и Александра.
Редкие имена: Доброслав, Владамир, Святозар, Амелия, Евдокия,
Любава, Прасковья, Аксиния, Индира, Чеслава.
Итак, наши имена в основном греческого и римского
происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.

2.3 Физминутка.
­Ребята сейчас мы проверим, кто был внимателен на уроке, а для
этого выполним следующее задание.
Я буду называть имена, а вы, если услышите мужское имя ­
присядьте, а если женское ­ руки поднимите вверх.
(Маша, Петя, Света, Саша, Вася, Вера, Лена, Женя)
2.4 Выполнение задания на карточках.

1) ­ Перед вами карточки, на которых написаны полные и
сокращенные имена, напишите их парами. (Саша, Ваня, Таня, Нина,
Алёша, Александр, Татьяна, Алексей, Иван)
­ Какое имя осталось без пары? (Нина)
­ Это имя имеет только одну форму, которая считается полной.
2) Следующее задание ­ распределите имена на два столбика: имена
мальчиков и имена девочек. (Света, Коля, Женя, Лена, Валя, Саша)
Какие имен вы записали в оба столбика? (Женя, Валя, Саша)
Офтольмологическая физминутка для глаз.(Лови снежинку)
2.5Индивидуальная работа по заполнению своей ромашки:
1.На листах информация о значении имён. Прочти значение своего
имени.
2. На каждом лепестке напишите свое имя так, как называют вас
мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, а на последнем
лепестке так, как вы бы хотели, чтобы вас называли.
3. Защита своих работ. Оценивание и комментирование оценок.
Почему же в стихотворении мальчику дали имя Пётр?
2.5 Коллективная работа
­ А теперь послушайте стихотворение З. Александровой "Восемь
Тань"
В первом классе восемь Тань ­
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: "Таня, встань!"
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках...
­Как называют людей с одинаковым именем?
_Тёзка.
­Как же можно различить этих девочек­тёзок? (По фамилии)
­Да, каждый человек при рождении получает не только имя, но
фамилию, которую носят члены его семьи.

Слово "фамилия" на латинском языке означает
"семья". Фамилия дается человеку и переходит от родителей к
детям. Фамилии появились не сразу. Простой народ: крестьяне и
рабочие получили свои фамилии лишь в середине 19 века.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
­ Вот как об этом писал поэт Граудин.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва­деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаку Воинов ходил
Стрельцов сражался тоже.
***
­ Попробуйте угадать, кем были ваши предки. (Несколько
предположений.)
Вспомните, как в Древней Руси образовывались имена. Точно также
образовались фамилии. Одни ­ от названия профессий, а другие...
Вот сейчас вы сами попробуете определить, как произошли
некоторые фамилии.

2.5 Работа в группах
Класс делится на группы, и каждая группа получает список
фамилий.
1 группа: Заволгин, Нагорный, Нижегородцев, Ростовский,
Рязанцев.
(От места проживания)
2 группа: Худобин, Косых, Зубатов, Шустров, Лобанов, Веселов.
(От прозвищ, которые характеризовали внешние черты или
характер).
3 группа: Лебедев, Ромашов, Волков, Соболев, Рябинин.
(По названиям животных и растений)
4 группа: Иванов, Михайлов, Петров, Семёнов, Антонов. (От
отчества)
5 группа: Лаптев, Смолин, Шилов, Мельников, Сапожников,
Купцов, Солдатов. (От рода деятельности)
6 группа: Вознесенский, Рождественский, Успенский,
Воздвиженский.
(Служители церкви получали свои фамилии от названий
церковных праздников или тех храмов, где они служили.)
­ А как вы думаете, нужны ли прозвища современным людям?
Почему?
­ Зачем некоторые дети придумывают друг для друга прозвища?
­ Но бывает, что люди сами себе придумывают вымышленные
имена и фамилии­ псевдонимы? Для чего?(Журналисты,
писатели, певцы, политики Например, Корней Чуковский -
оа Даниил Хармс - Даниил
Никол й Вас льевич Корнейчук в,
Иванович Ювачёв, Ленин - Владимир Ильич Ульянов)
иа
аа
3. Подведение итогов.
­ Соберите пословицу. Коллективно у доски.(Слова расклеены по
всему классу)

Красит, не имя, а, человека, имя, человек
Не имя красит человека, а человек имя.
Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши
имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас
зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что
каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с
чем­то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали
разные люди в разные времена.
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и
знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей
страны.
­ Что нового вы узнали сегодня на уроке?
­ Для чего нам нужны эти знания? Где вы можете их применить?
­ Что больше всего вам запомнилось?
4.К вам на парты приземлился безликий инопланетянин,
раскрасьте его по вашему настроению и придумайте ему имя жителя
22 века
5.Оценка учителя
Спасибо за урок!
VII. Домашнее задание
Подготовить пересказ текста учебника, придумать историю о том,
как возникли фамилии
Пескарёв, Печников, Веселов или своя фамилия (на выбор).
2.6 Работа с учебником. (с.41­42)
­ Ребята, давайте снова вернёмся во времена Древней Руси и
поговорим о былинных героях.
Рассматривают картину Васнецова "Богатыри". ­ Как зовут
богатырей?
­ Как вы думаете, почему у богатырей такие прозвища? Какие
фамилии могли произойти от этих прозвищ? (Никитин, Муромцев,
Попов)

­ А кто знает, какое отчество было у Ильи Муромца?
Послушайте слова былины и ответ прояснится.
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьёву приближается...
­ Что обозначает слово "отчество"? ("имя по отцу")
­ Как вы думаете, зачем современному человеку отчество?

Конспект логопедического занятия для учащихся старшей школы с системным нарушением речи «Имена собственные и нарицательные»

Кормилицына Оксана Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской.
Описание:
Предлагаю конспект фронтального логопедического занятия для старших школьников с системным нарушением речи (6-7 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов.
Цель.
Учить дифференцировать имена существительные собственные и нарицательные.
Задачи.
Упражнять в написании имен собственных с большой буквы.
Учить использовать кавычки в именах собственных.
Обогащать пассивный и активный словарь.
Развивать связную речь.
Воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование: мультимедийная презентация, скороговорка, мяч, карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Начинаем наше занятие, садитесь.
Доскажи словечко.
В классе нашем …. тишина.
А за окнами… зима.
Заниматься …интересно,
Станет многое…известным,
Непонятное …. понятным.
Грамотно писать …приятно.
2. Речевая разминка.
Разучивание скороговорки.
Рима сыграла романс на рояле, Рома сыграл романс на гитаре.
Произносим с разным темпом и силой голоса.
Какие имена людей встречается в этой скороговорке?
Рима, Рома.
3. Сообщение темы занятия.
У каждого человека есть собственные имена. (Называю имена детей в классе). Это имена собственные. Нас окружают многочисленные предметы. Назовите их. (парта, ручка, доска и т. д.) Эти предметы называют слова – имена существительные нарицательные. Сегодня мы поговорим об именах существительных собственных и нарицательных.
4. Работа по теме занятия.
Актуализация знаний.
Все предметы называются определенными словами – именами существительными.
Игра с мячом.
1.Ребенок, получивший мяч, называет имя существительное.
Имена существительные нарицательные – это слова, которые являются названием большой группы предметов.
2.Ребенок, получивший мяч, называет имя существительное нарицательное.
Имена существительные собственные - называют конкретный предмет или явление.
Каждый из вас уникален и один единственный. И у каждого из вас есть имена, отчества и фамилии.
Ученики встают и называют свои имена, отчества и фамилии.

Имена существительные собственные пишутся с большой буквы.
Какие еще слова относятся к именам собственным?
Дети перечисляют группы имен собственных.
Клички животных, названия городов, стран, поселков, улиц, рек, озёр, водопадов, гор, названия газет, журналов, фильмов.
Пальчиковая гимнастика.
Хлопки в ладоши.
Раз, два, три, четыре, пять.
Научился я считать.
Стучим, чередуя кулак, ребро.
Посчитаю петушка,
Курочку, еще щенка.
Нашу елку во дворе.
Ну и папу на крыльце.
Пальцы сжимаем в кольцо поочередно: большой палец с мизинцем, с безымянным, со средним, с указательным.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мне легко вас сосчитать.
Кто из героев этого стихотворения имеет имя клички?
Папа имеет имя, курочка, петушок, щенок – клички.
Как могут звать папу, курочку, петушка, щенка?
(Коля, Ряба, Петя, Пушок)
Просмотр презентации. Работа в тетради.
Откройте тетради. Запишите число и тему занятия.
Имена существительные собственные и нарицательные.
- У кого из вас живут домашние питомцы? Как их зовут? Какие они?
Например, у меня живет во дворе собака Дружок. Она большая, черная и лохматая. Очень любит играть
Ответы детей.
Кошка Мурка. Слайд 2.

-Ребята, в каком крае мы живем? В какой станице расположен наш интернат?
Краснодарский край, станица Тенгинская.
Станица Тенгинская, Краснодарский край. Слайд 3.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-У нас в станице течет река. Как она называется?
Река Лаба. Слайд 4.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
-С Краснодарским краем соседствуют одна из удивительных стран – Абхазия. В Абхазии есть озеро, знаменитое на весь мир своей красотой.
Озеро Рица, Абхазия. Слайд 5.

Там же много красивейших водопадов. У них тоже есть имена. Один из них это водопад Молочный. Называется он так потому, что его вода бурлит и по цвету напоминает молоко.
Водопад Молочный, Абхазия. Слайд 6.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
-Бухта это - небольшая часть моря, залива, озера, водохранилища, обособленная от открытых вод частями суши, например,выступами берегов...
Бухта Инал, это часть Черного моря.
Бухта Инал, Черное море. Слайд 7.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в именах собственных.
-В хорошую погоду, нам с вами видны макушки гор. Кто из вас знает, как они называются?
Горы Кавказа. Слайд 8.
Запись предложения в тетрадь. Подчеркиваем заглавную букву в имени собственном.
Физкультминутка.
Отложили мы тетрадку.
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Дружно сделаем зарядку,
Надо сесть, и тут же встать, (Приседания.)
И коленочки достать. (Наклоны.)
Поскакать потом на месте.
Дружно, улыбаясь, вместе!(Прыжки.)
Вдох и выдох. И опять
Будем думать и писать,
На вопросы отвечать.(Дети садятся за парты.)
Дифференциация имен существительных собственных и нарицательных.
Работа с деформированным предложением.

Составить предложение из слов. Подчеркнуть имена собственные. Ученик записывает предложение на доске, остальные учащиеся – в тетрадь.
Марина. Живет. Школьная. На улице.
Марина живет на улице Школьной. Слайд 9.
Названия улиц – имена собственные и пишутся с большой буквы.
Миша. Лабинску. Любит. Гулять. По городу.
Миша любит гулять по городу Лабинску. Слайд 10.
Названия городов– имена собственные и пишутся с большой буквы.
Использование кавычек в именах собственных.
Названия журналов, фильмов, книг, блюд, спортивных команд – это тоже имена собственные. Эти названия не просто пишутся с большой буквы, они заключаются в кавычки.
Например: салат «Винегрет», журнал «Ералаш», кондитерская фабрика «Красный Октябрь» , мультфильм «Бременские музыканты». Слайд 11.
Полина читает книгу Андрея Сергеевича Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». Слайд 12.
Назовите имена существительные собственные.
Почему в предложении используют кавычки?
Ответы детей.
Названия книг при письме заключаются в кавычки.
Дыхательная гимнастика.
Сделать глубокий вдох через нос. Тут же выдохнуть воздух медленной ровной струей через рот, губы вытягиваем трубочкой. Выполнить 3, 4 раза. Выполняется стоя.
Работа по карточкам.
1 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные, поставить, где нужно кавычки.
Вечерами вся семья комаровых собирается вместе. Папа читает газету сельская новь. Бабушка вера с мамой смотрит сериал след. Маленький коля ест мороженое пломбир.
2 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные поставить, где нужно кавычки.
Вечерами вся семья комаровых собирается вместе. Папа читает газету «сельская новь». Бабушка вера с мамой смотрит сериал След. Маленький коля ест мороженое «пломбир».
3 группа.
Исправить ошибки в тексте, подчеркнуть имена существительные собственные.
Вечерами вся семья Комаровых собирается вместе. Папа читает газету «Сельская новь». Бабушка вера с мамой смотрит сериал «След» . Маленький коля ест мороженое «Пломбир».
Проверка работы по карточкам. Оценка проделанной работы.
5. Итог.
Что такое имена существительные нарицательные, собственные?
Как пишутся имена существительные собственные?
Как пишутся названия книг, фильмов, конфет?
Что нового, интересного узнали на занятии?
Большую букву мы пишем всегда
В больших, уникальных и важных словах:
В фамилиях, отчествах и именах,
В названиях стран, рек, морей,океанов
В названиях улиц, проспектов, журналов.
Кавычки поставим в названьях последних.
Кавычки поставим без всяких сомнений
В названиях фильмов, салатов, конфет,
Спортивных команд, стадионов, газет. Слайд 13.
Вы отлично сегодня поработали. Все молодцы!

Презентация на тему: Имена существительные собственные и нарицательные

ИМЯ. МОЁ ИМЯ

Воспитатель : Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычное занятие. Необычное потому, что вместе со мной его будет проводить вот эта Кукла. Давайте с ней поздороваемся. Она пришла из сказки. Давайте познакомимся, я предлагаю вам назвать Кукле свои имена. Для этого встаньте в круг, кому из вас Кукла бросит мяч, тот и называет своё имя.

Игра : «Назови своё имя»

Кукла : Как красиво звучат ваши имена. А можно каждого из вас назвать грубо? (Да)

Воспитатель : А вы знаете, что назвав грубым именем, человека можно обидеть? (Знаем) . Я надеюсь, что вы никогда не будете называть друг друга грубыми именами.

Игра: «Назови ласково».

Кукла : Ой, ребята, какие у вас красивые имена. А у меня нет имени (начинает плакать).

Кто дал вам имя? (Родители)

Воспитатель: Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

Кукла :- А когда дают ребенку имя ? (Когда рождается)

Воспитатель :- Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права , которые его защищают.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва,

У него уже с пеленок

Появляются права .

Одно из этих прав - право на имя .

Кукла: Ребята, послушайте мою историю.

В моей сказочной стране живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста. И большие и маленькие дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но большие люди были очень серьезные, очень занятые, они почти не позволяли себе шалить и играть, как маленькие. И ещё они часто говорят: «Я имею право…», «Это моё право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорил. Будто их и вовсе не было. Кроме того, никому не нравилось, что большие люди никогда не называли маленьких по именам. Обычно они обращались к ним так: «малыш, крошка, маленький, котенок». И больше всего им не нравилось, когда большие дразнили маленьких. Вот такая страна: права только у взрослых. Им только всё можно.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, почему наша гостья обижалась, когда её дразнили, обзывали? (ответы детей). А что вы чувствуете, когда вас дразнят, дают прозвища? (Ответы детей). Каждый человек имеет право на то, чтобы его называли по имени. Ведь у людей такие красивые имена. Как вы думаете, зачем людям имена? (Чтобы обращаться к человеку) . У каждого человека есть имя, оно выделяет его среди других людей. Обращаясь, мы называем друг друга по имени. Можно сказать : «Эй, Дай мне, пожалуйста, машинку!» - и вопрос прозвучит в пустоту. А можно попросить так : «ВОВА, дай мне, пожалуйста, машинку!» - Вова поймёт, что обращаются именно к нему и обязательно поделится с другом игрушкой.

Каждый ребёнок имеет право на собственное имя . При рождении родители выбирают имя своему ребёнку, в которое вкладывают свои надежды, пожелания. У вас у каждого есть документ «Свидетельство о рождении» , где указаны имя и фамилия (показываю на доске свидетельство о рождении) .

Кукла : Ребята, у каждого из вас есть такой документ? А вот у меня нет ни документа ни имени.

Воспитатель : А знаете ли вы, милая Кукла, что каждое имя имеет свое особое значение и просто так имя не даётся?

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу,

Оттого узнать бы надо,

Что же имя наше значит.

Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными и смелыми. Как вы думаете, как раньше давали имена детям?

По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая) (Слайд 2)

По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок) (Слайд 3)

По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой) (Слайд 4)

По явлениям природы (Метелица, Знойник, снегурочка)

Воспитатель: Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно такое имя дали вам родители?

Воспитатель: А давайте посмотрим на нашу гостью повнимательнее и придумаем ей имя?! Как бы вы её назвали? Какая наша гостья?

Кукла: Спасибо, вам, ребята за имя, которое вы мне дали! Мне стало так радостно от этого! Давайте повеселимся?!

ИГРА «Девочки и мальчик».

(Текст сопровождается соответствующими движениями).

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают (приседают на корточки).

Воспитатель : «А у нас в группе есть девочки с одинаковыми именами. Интересно как же их зовут? (Дети называют имена София Шеина и София Ширнина). Люди с одинаковыми именами зовутся «тёзками ». А кто из вас знает своих «тёзок» (Ответы детей) .

А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами? (По фамилии).

Воспитатель : Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами .

Кукла : А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?» . Будьте внимательны.

Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

Юля, Олег, Вова, Андрей.

Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель : Ребята давайте присядем. Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Воспитатель : Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя.

Сначала звали эту девочку ласково : Надюшка, Наденька. Девочка подростала и стали её называть Надеждой. Потом она выросла, стала взрослой. И называют её Надеждой Петровной. Отчество никто не придумывает, оно, как и фамилия переходит от отца. Мы растём, и растёт наше имя.

Кукла : Ребята, я очень хочу узнать, как вас будут называть, когда вы станете взрослыми? (дети называют свои имена) .

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна,

И оттого, ты побереги его.

И вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. Беречь свои имена. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки и про кого-то из вас смогут сказать: «Не имя красит человека, а человек имя»!

Кукла : - Ребята, отгадайте загадку:

И у мамы есть, и у папы есть, и у дочки есть, и у внучки есть.

Чтобы его узнать, надо вслух сказать. Что это? (Дети : Имя.)

Кукла: Я хочу запомнить ваши имена. Скажите вы верите в чудеса? Я тоже верю. Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки – истории. А сегодня я вернусь в свою волшебную страну и расскажу всем о том, с кем я познакомилась. А для этого я должна запомнить ваши имена. Мой знакомый волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нём чудо, которое рядом с нами. Только в чудеса надо верить. Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Смоченной в акварели ваткой закрашиваем лист. Когда проступают имена читаем их).

Кукла : ребята, посмотрите какое чудо у нас вышло. Кто нашёл своё имя?

Мне очень понравилось быть у вас в гостях. Я думаю, что вы прославите свои имена и ими будут гордиться ваши родители, бабушки и дедушки. Молодцы! И теперь я с радостью могу отправляться в свою страну. До новых встреч !!!

Воспитатель : Вот и подошло к концу наше занятие.

Ребята, сегодня на занятии вы узнали, что все люди и большие, и маленькие с самого рождения имеют право на имя.

Наша гостья тоже узнала своё имя и очень обрадовалась.

Ребята, так кто же дал вам имя? (Родители, мама и папа) .

Воспитатель : Кто такие тезки?

Дети : Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель : Кто такие однофамильцы?

Дети : Люди с одинаковыми фамилиями.

Воспитатель : Как называется праздник имени?

Дети : Именины или День Ангела.

Воспитатель : Какой документ подтверждает ваше право на имя ?

Дети : Свидетельство о рождении.

А что вам больше всего понравилось?

Ребята вы сегодня были молодцы! Хорошо поиграли и поработали!