Конспект логопедического занятия «Звуки —. Сигматизмы могут быть

Задание 1. Рассмотри картинки, выдели начальные звуки.


Сравни звуки с и з по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . Выдели начальный звук из слов. Логопед произносит слова, дети называют только первый звук.

Образец. Сок (с).

Сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.

Задание 3 . Произнеси слоги отраженно.

СА -ЗА ЗА -СА АСА -АЗА

СО - 30 30 - СО АСО - АЗО

СУ -ЗУ ЗУ -СУ АСУ -АЗУ

СЫ - ЗЫ ЗЫ - СЫ АСЫ - АЗЫ

Игра «Наоборот»

Логопед произносит слог со звуком с, дети придумывают слог со звуком з, и наоборот.

Образец, са - за зу - су за - са

Задание 4 . Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА - ЗА - СА 3 А - СА - ЗА СО - 30 - СО 30 - СО - 30 СУ -ЗУ -СУ ЗУ -СУ -ЗУ

ЗА - ЗА - СА СО - СО - 30 СА -СА -ЗА ЗУ -ЗУ -СУ 30 - 30 - СО СЫ - СЫ - ЗЫ

Задание 5 . Прослушай слова. Выдели: а) начальный слог; б) конечный слог.

Образец. Сана (са).

а) Соты, Зоя, Соня, зубы, сыты, зайка, закат, салат.

б) Коса, коза, несу, везу, носы, козы, розы, косы, весы, вози.

Задание 6 . Закончи слово, добавив слоги со звуком с или з с опорой на картинку. Произнеси слово целиком. Картинки подбирает логопед.

О б р а з е ц. та... (зы)

Ко... , ва... , ва... , у... , ро... , ро... , бу... . Картинки: тазы, косы, ваза, вазы, усы, роза, розы.

Задание 7. Произнеси слова отраженно парами.

Зайка - сайка; замок - сапог; зонт - сом.

Вязанка - санки; позови - посмотри; везу - несу.

Музыка - бусы; пузырек - сырок; грызун - плясун.

Задание 8 . Прослушай слова. Какими звуками они отли­чаются?

Зайка - сайка; Лиза - лиса; позади - посади; козу - косу.

Составь предложения с парами слов.

Задание 9 . Рассмотри картинки, назови их. Ответь на воп­рос:

Чем отличаются названия этих картинок? Картинки подбирает логопед.

коза - коса; суп - зуб; роза - роса. Придумай предложения с каждой парой слов.

Задание 10 . Произнеси слова отраженно, выделяя голосом звуки сиз.

Сазан, засыпать, застудить, записка, засада, за­снуть, созвать.

Логопед выясняет, понимают ли дети значение этих слов.

Задание 11 . Рассмотри картинки. Отбери те, в названиях которых слышим звук с, затем звук з.

Приблизительный перечень картинок: слон, звонок, незабудка, колос, замок, судак, сом, забор, звезда.

Задание 12 . Замени звук з на звук с. Назови получившее­ся слово.

Бузина, позади, зажать.

Задание 13 . К словам добавь слог за. Назови получившее­ся слово.

ВЯЗАТЬ СЕСТЬ

СВЕТИТЬ СТЕЛИТЬ

ЗА НЕСТИ ЗА СОЛИТЬ

ВОЗИТЬ СОРИТЬ

НОСИТЬ ПРОСИТЬ

Задание 14 . а) Вспомни и назови два цветка, в названиях которых слышим звуки сиз.


б) Вспомни двух животных, в названиях которых слышим
звуки сиз.

в) Вспомни части лица, в названиях которых слышим звуки С и 3.

Образец. Астра - незабудка. Коза - собака.

Зубы - нос.

Если дети затрудняются выполнить упражнение, можно предложить им картинки по указанным темам. Дети выбира­ют нужную.

Закрепление звуков с и з в предложениях

Задание 15 . Закончи словосочетание одним словом. Про­изнеси его целиком.

Образец. Вязать носок. Завязать бант.

Вязать.... Завязать.... Нести.... Занести.... Возить.... Завозить.... Сорить.... Засо­рить....

Задание 16 . Закончи предложения: а) по предметным картинкам; б) без картинок. Произнеси предложения цели­ком. Ответь на вопросы.

У Сани... (коза). У Зои... (собака). Саня гонит

Зоя зовет


У кого коза? У кого собака? Что делает Саня? Что делает Зоя?

Задание 17 . Произнеси предложения отраженно. Ответь на вопросы фразой.

Соня заснула. Соня забыла зонтик.

Что сделала Соня? Кто забыл зонтик?
Кто заснул? Что забыла Соня?

Зоя написала записку.

Кто написал записку?

Что написала Зоя?

Соня знает много сказок. Соня рассказала сказку

Кто знает много сказок? в детском саду.

Чего знает много Соня? Что рассказала в детском

саду Соня? Кто рассказал сказку в детском саду?

Задание 18 . Рассмотри картинки. Придумай по ним пред­ложения. (Картинки подбирает логопед.)

При затруднении логопед помогает детям наводящими воп­росами.

Звуки с и з в связных текстах

Задание 19 . Прослушай рассказы. Перескажи по предмет­ным картинкам.

Логопед читает текст рассказа целиком, затем дети пере­сказывают его по картинкам, расположенным в нужной по­следовательности. (Картинки подбирает логопед.)

Сойка

За домом сосна. На сосне гнездо сойки. Сойка упала из гнезда. Лиза и Саня взяли сойку и принес­ли домой. Дома они посадили сойку в клетку.

Стадо

На лугу паслись козы. Пастух заснул. Из леса показался волк. Он схватил одну козу. У пастуха была злая собака. Собака погналась за волком. Она спасла козу.

Слова для объяснения: пастух, погналась.

Задание 20 . Прослушай рассказы, перескажи, как запом­нил.

Тузик

У нас собака Тузик. Тузик сидит у забора. Зоя дает Тузику кости. Тузик грызет кости.

Коза

У Лизы коза. Лиза пасла козу. Коза грызла кору березы. Лиза прогнала козу и загнала ее в сарай.

Зайка

Зоя и Соня в лесу. Под кустом сидит зайка. Зоя зовет Соню: «Соня, там зайка!» Зайка испугался и убежал.

Береза

В саду береза. Береза сухая. На березе гнездо зяблика. Зяблик таскал в гнездо листики.

Задание 21 . Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Пе­рескажи, как запомнил.

В зоопарке

Лиза и Роза были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, за­бавных обезьян. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали. В детском са­ду Лиза и Роза рассказали обо всем, что видели в зоопарке.

Слова для объяснения: гримасничали, забав­ные.

Где были Роза и Лиза?

Кого они видели в зоопарке?

Что делали зубры?

Что делали обезьяны?

О чем рассказали Лиза и Роза в детском саду?

Задание 22 . Перескажи рассказ «В зоопарке» от первого лица.

Задание 23 . Прослушай рассказ. Ответь на вопросы. Рас­скажи, как запомнил.

Смелый

У Зураба есть собака. Собаку зовут Смелый. Зураб и Смелый гуляли в лесу. Вдруг из-за куста вы­ползла змея. Зураб испугался, а Смелый бросился на змею и разорвал ее. Смелый спас Зураба.

Почему собаку назвали Смелым?

Как Смелый спас Зураба?

Конспект занятия в КПП по теме :

Дифференциация звуков З-С.

Задачи урока :

закреплять навыки правильного звукопроизношения;

уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];

учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];

учить дифференцировать буквы С-З;

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую моторику;

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здоровьеразвивающий компонент:

создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

II. Подведение к теме занятия.

Послушайте загадки и отгадайте их.

    Сидит под крылечком

Хвост колечком . (Собака) (Слайд 1.1)

    В гору бегом

С горы кувырком. (Заяц) (Слайд 1.2)

Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

    - Самомассаж:

«Водичка, водичка

умой моё личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки розовели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок,

А теперь мы в лес пошли и на нас налетели комары (з-з-з-з звенят комарики).

- Артикуляционная гимнастика ( работа с зеркалами).

Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику: (иллюстрации упражнений)

Улыбка” – «хоботок»

“Заборчик”

«Месим тесто»

«Блинчики»

“Горочка”

“Часики”

Вкусное варенье

Почистим нижние зубки”

ИУАЭ ______

ИУАЭ_____________

ИУАЭ_____________________

2. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3 . Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)

4. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите глухой звук [с] покажите свои ладошки, а если услышите звонкий звук [з] – хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т,з,щ, с, п, з.

Слоги: Са, жа, за, па, са, ща, за, та,

Заучивание скороговорки «Повтори – не ошибись!»:

Са-за-са – по лесу идет ЛИСА

За-са-за – хитрые глаза.

5.Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила! З-з-з-з

Зима холодная пришла. Бр-р-р

Напили нам дров скорее, з-з-з-з

Печь истопим, всех согреем! С-с-с-с

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

Я вам буду называть различные слова.

Когда вы услышите слово со звуком [c], хлопните 2 раза в ладошки,

Когда услышите слово со звуком [з], хлопните 1 раз в ладошки.

Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: зубы, коза, гвозди, заяц, нос, сумка, сова, носки, лиса

Какие слова вы запомнили?

8. Звуковой анализ слов КОЗА, ЛИСА

Строим поезд. Делаем схемы слов. (Вагончики – это слоги, колеса – звуки)

9. Закрепление.

Работа по индивидуальным карточкам.

10. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Приложение.

Иллюстративный материал к занятию.

Елена Полуян
Конспект логопедического занятия «Звуки [С] - [З]»

Конспект логопедического занятия "Звуки [С] - [З]"

Цель: научить правильно произносить и различать звуки [С] - [З].

Коррекционно-развивающие задачи :

* учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] - [З];

* закреплять навыки звуко-слогового анализа слов;

* формировать умение находить звуки [С] - [З] среди других звуков, определять их место в словах;

* развивать речевую активность, фонематические представления, слуховое внимание и память;

* развитие общей и артикуляторной моторики, координации речи с движением;

* учить выделять из предложения слова с определённым звуком.

Оборудование: зеркала, предметные картинки с изучаемыми звуками на столах у детей, куклы Зоя и Соня, цветные кружочки для составления схем слов.

Предварительная работа: разучивание подвижного упражнения «Спал цветок и вдруг проснулся».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в кабинет, здороваются и становятся возле стульев.

Здравствуйте, ребята! Сейчас сядет тот, чьё имя я назову со словом «пожалуйста».

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения «Улыбка», «Трубочка», чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка», «Качели», «Часики».

3. Знакомство с темой.

Ребята, отгадайте загадки.

Кого обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится.

Зимою под ёлкой он так замерзает,

Что летом шубейку свою не снимает.

(Заяц)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.

(Собака)

Назовите 1-й звук в словах.

Сравнить артикуляцию звуков [С] - (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»):

* губы в улыбке;

* зубы сближены;

* широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;

* холодный воздух идёт по центру языка;

* при произнесении звука [С] горлышко «молчит», - «работает».

Вспомнить характеристику звуков и обозначение: звуки согласные (язычок создаёт преграду воздуху); звук [С] - глухой, обозначается синим кружочком, звук звонкий, обозначается зелёным кружочком.

4. Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: С, С, С, С. (резкое отрывистое произнесение).

Как поют комарики? 33333. (произносить длительно на плавном выдохе).

5. Игра «Запомни, повтори» - воспроизведение слоговых рядов.

Са-са-за за-за-са сна-сна-зна

Са-за-за за-са-са сна-зна-зна

Са-за-са за-са-за зна-сна-сна

6. Дидактическое упражнение «Составь слово» (из слогов).

Са, мо, лёт; зо, ло, то; ско, во, ро, да; зо, о, парк

7. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спал цветок и вдруг проснулся – (наклоны туловища вправо, влево)

Больше спать не захотел. (наклоны туловища вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся, (повороты туловища вправо, влево)

Бабочка кружит и вьётся. (покружиться)

8. Подарок для Сони и Зои.

Пока мы с вами делали физкультминутку, к нам в гости пришли Соня и Зоя (педагог показывает кукол) . Произнесите имена кукол. Назовите 1-й звук. Дайте характеристику.

Давайте сделаем подарок для наших кукол. Перед вами на столе лежат картинки, вам нужно разделить картинки для Сони (со звуком [С]) и для 3ои (со звуком ).

9. Дидактическая игра «Узнай звук».

Я называю вам слова, а вы, услышав слово со звуком [С], поднимите синий кружок, со звуком [З] зелёный кружок.

Самолёт, зонт, забор, кошка, сани, коза, сом, дом, глазок, миска, стрекоза.

10. Дидактическая игра «Найди картинку».

Из ряда картинок выбрать те, в названии которых есть звук [С] или [З], определить место звука в слове, поделить на слоги.

11. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».

* На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит.. . (сон).

* На осину Костя влез,

С высоты он видит. (лес).

* Помогать я маме буду,

Вымою сама. (посуду).

* Я ключом открыть не мог

На дверях большой. (замок).

* Не доела Зоя суп,

Заболел у Зои. (зуб).

* Летом нас пугают грозы,

А зимой страшны. (морозы).

12. Дифференциация звуков [С] - в предложении.

Прослушать предложения. Назвать в них слова со звуками [С] и [З].

Соня гуляет на поляне. У Оли болят зубы. Соня идёт в лес.

Захар увидел козу на поляне. Соня и Зоя купили вазу.

13. Итог занятия

Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями.

Вам понравилось занятие?

Что нового вы узнали сегодня?

14. Рефлексия «Светофор».

Детям раздаются карточки трех цветов – красного, желтого, зеленого. Дети должны оценить свою работу. Поднять нужно ту карточку, которая покажет насколько выполнены все задания: зеленая карточка – работа выполнена без ошибок, желтая карточка – есть немного ошибок, красная карточка – есть ошибки.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Сергеева Юлия Юрьевна Учитель-логопед МКДОУ Д/С №234 «Кроха», г. Новосибибирск Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной.

Конспект фронтального логопедического занятия во 2 классе «Согласные звуки [В], [В’], буква В» Тема: Согласные звуки В, Вь, буква В. Цель: Закреплять правильное произношение согласных звуков В, Вь в словах. Задачи: Обучающие: -уточнить.

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

Конспект логопедического занятия для детей с заиканием 5–6 лет «Звуки [С], [С’]» Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы Тема «Звук [С], [СЬ]. Цель: Учить детей различать звуки [с] и [сь];.

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению в старшей группе «Звуки [г] - [г’]» Тема: Звук Г-Гь.. Учить давать сравнительную характеристику. Цели занятия: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуками.

Конспект логопедического занятия в 1 классе для детей с ФФН «Звуки [Ч], [Щ] и буквы Ч, Щ» Конспект логопедического занятия с детьми 1 класса (ФФН) на тему: «Звуки и буквы Ч, Щ» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страш­но, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, не­сёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

Ша-са

шапка-сайка шалун-салют

решать-тесать шахтёр-сапёр

мешать-писать шалаш-салат

лошадка-посадка шалфей-салфетка

Шо-со

мешок-лесок пушок-кусок вершок- песок ремешок- носок шорох- сорок мышонок- спросонок шутки-сутки шумно-сумка

Шу- су

пишу- несу пашу- пасу пляшу- плясун шуметь- суметь шитый-сытый мыши-крысы

Ши -сы, ши-си

ширь-сыр шип-сыпь шило-сила решил-спросил ваш-вас наш-нас башня-басня страшный-красный

Аш-ас

кашка-каска чашка-часто пашня-паста рубашка-колбаска

Ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

Яшка-ясный клюшка-люстра пошла-росла камыш-кумыс грош-рос

Еш - ес, иш - ис, иш - ис

пешки-песни мешки-мести мишка-миска вишня-виснет стишки-тиски стриж-рис

Шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

шляпа-слякоть шмель-смел шторы-сторож шпалы-спали

4. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках.


мешок, шило.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со ста­рушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - лю­дей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются;., на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка­мыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста­ло, короче становился день.

6. Упражнение

У Миши на голове (шапка), в сумке (сайка).

На (крыше) труба, в подвале (крыса)

У Миши (чашка), у солдата (каска)


Потешки

Я сама братишке Лёше

Тряпкой вытерла калоши.

Чтоб не наследила кошка,

Сшила кошке я сапожки.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу

И верхом поеду в гости.

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши,

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише.

Весёлая старушка

Весь день сегодня шьёт.

За кругленькой катушкой

Следит пушистый кот.

Устала шить старушка

И села у ворот,

А с кругленькой катушкой

Играть пустился кот.

(Е. Стюарт)

Шаг ровней держите, мыши!

Люди сыты, кошки сыты,

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Наступает шаг мышиный.

Ночью пусть пируют мыши.

Тише, тише, тише, тише!»

И. Токмакова

Серый плутишка

Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

8. Упражнение

Бабушкины руки

Это чья рубашка - Это чей сарафан

Синие горошинки? Белыми ромашками?

Бабушка старалась, Бабушка старалась,

Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

(Л Браиловская)

Лиса и кувшин

(Сказка)

Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

Игрушечный петушок

Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, - думает, - съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

жа-за жо-зо жу-зу жи-зы

же-зе за-жа зо-жо зу-жу

зы-жи зе-же

ажна-азна ожда-озда ужно-узно
ижма-изма ежли-езли азна-ажна
озда-ожда узна-ужна изма-ижма
езли-ежли

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

Жа-за

жал-зал, жара-заря, баржа-база, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, жакет-закат, лежать-лизать, лёжа-берёза, сажать-сказать, бежать-вязать

Жо-зо

Жора-Зоя, стожок -возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок

Жу-зу

жук-зуб, грожу-грозу, вижу-снизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу

Жи-зы, жи-зи

ножи-тазы жидкий-зыбкий жир-пузырь ежи-возы кожи-козы рыжий-сизый ёжики-языки рыжики-музыка похаживать- показывать наживать- называть снежинка- корзинка лежи- вези

Другие сочетания

важный-разный каждый-гораздо монтажник-проказник дружный-грузный таёжный-слёзный тревожный-грозный дождик-гвоздик можно-поздно дорожный-паровозный пирожное-морозное обождать-опоздать денежный-полезный подожди-ка-гвоздика книжный-капризный нежный-резвый


3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


пружина

Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Загадки

Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

Он всегда с гвоздями дружен,

На работе людям нужен. (Молоток)

6. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

лакал молоко языком.

(ножи) лежат в

У и у рожки.

У Женя затрубил в рожок.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

Кто хозяин?

У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,

шар-жар-базар-гусар
шаль-жаль-зал-сало
мешать-лежать-лизать-лиса шапка-жалко-зайка-сайка ушанка-ужасно-вязанка-санки решать-бежать-вязать-писать ноша-нажать-роза-роса мешок-рожок-мазок-песок порошок-пирожок-кузовок-голосок пушок-лужок-возок-кусок шутки-жуткий-мазут-сутки ношу-хожу-везу-несу


2. Упражнение , Назвать предметы, изображённые на картинках.

лыжи жаба

Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

Загадка

Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

4. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.

в кустах, в траве.

В норе, на сене. На дубе (желудь).

Сенокос, сенокос!

Луг остался без волос!

Он пострижен косами,

Он побрызган росами.

Как причёска эта

Хороша для лета!

(И. Токмакова)

Дождик

Дождик Порезвиться захотели

Вылился на луг. Закружились,

Стало много Загалдели...

Луж вокруг. Я смотрю:

Засучив скорей штанишки На них рубашки

В лужу Стали

Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

(И. Винокуров)

Шишки-мышки

Жили-были на сосне
Две серьёзных шишки.

Жили-были под сосной

Две весёлых мышки. И кричали мышки:

Эй! спускайтесь, шишки!

Вы же знаете о нас

Только понаслышке.

Удивились шишки:

Глупенькие мышки!

Чем же плохо нам висеть

Здесь, на нашей вышке!

Лучше мы вас пригласим:

Залезайте, повисим!

Мыши

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

Вот одна мышка и сказала:

Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

(Л. Толстой)

В гостях у Дедушки Мороза

(Сказка)

Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним - зелёная травка.

Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? - спросила Маша.

Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

Тут Маша и проснулась.

Зимняя тишина

Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку - серебристые снежинки сразу тают.

6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

Осеннее утро

Жёлтый клён глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,

Веткой сломанной прижат,

На его озябшей кожице

Капли светлые дрожат.

(О. Высотская)

Тяжёлая ноша

Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, - думает лиса, - насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут - отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь - проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

Про бабусю и лису

(Сказка)

Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит - опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся - ни лисы, ни гуся!

Как ёжик шубу менял

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

Ёжик спрашивает зайца:

Ты где шубу сменял?

Вот там, у старого дрозда.

А мне нельзя сменять свою шубу?

Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

Я тоже хочу в белой шубе ходить.

Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь! (А. Суконцев)

Постановка звука Щ.

Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП СУР с учеником 4-А Саливон Даниилом по теме: «Школьная жизнь. Дифференциация звуков [С] и [З]. Работа над ритмико-интонационной стороной речи».

Цель: Понять режимные моменты школьных занятий и отдыха, формировать представление о занятиях детей в урочное время. Вырабатывать дифференциацию звуков С-З, в слогах и словах, опираясь на зрительный, слуховой анализаторы. Сделать речь более интонированной.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

    Закреплять зрительный образ букв С, З.

    учить дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки перед гласными;

    закреплять навык произнесения слов сложной слоговой структуры.

    уточнение и сравнение артикуляции звуков [с]–[з];
    развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений;
    коррекционно-развивающие:

    совершенствование артикуляционной моторики;

    развивать фонематический слух и восприятие, анализ и синтез;

    развивать навык словоизменения существительных;

    развивать зрительную и слуховую память;

    обогащать словарный запас по теме «Школа» как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться способами словоизменения;

    развивать общую моторику (синхронизировать движения с речью).

коррекционно-воспитательные :

    воспитывать у учащегося самоконтроль за речью и поведением;

    воспитывать гуманное отношение и чувство любви к школе.

    воспитание интереса к занятиям, усидчивости.

Оборудование: таблички, картинки, компьютер.

Речь учителя Предполагаемая речь ученика

1.Орг. момент.

- [Встань.] (встаёт)

Здравствуй, Даня! - Здравствуйте Людмила Ивановна.

У нас сегодня гости. – Здравствуйте.

Поздоровайся с гостями.

[Что ты сделал?] - Я сел.

Сядь прямо и красиво.

- [Даня, какой сейчас - Сейчас урок развития слуха и речи.

- [Какое сейчас время -Сейчас осень.

- [Какой месяц?] - Сейчас ноябрь месяц.

- [Какой был месяц?] - Был месяц –октябрь.

-[Какой сегодня день - Сегодня …..

Какое у тебя (выполняет задание, показывает настроение? Покажи.

Очень хорошо, что у картинку, соответствующую его

тебя сегодня хорошее настроению)

настроение. У меня тоже

хорошее настроение.

- [Подумай, что мы - Мы будем слушать(говорить, играть,

будем делать? ] заниматься и т.д.)

Послушай, что мы

будем делать сначала,

что потом, что после

этого и находи нужную

табличку. Слушай

внимательно.

Сначала [сделаем

артикуляционную гимнастику] (слушает и находит нужные

таблички).

Потом [будем правильно

говорить звуки.]

После этого [будем

слушать текст и отвечать

на вопросы.]

2.Артикуляционная гимнастика

3.- [Будем правильно говорить - Будем правильно говорить.

А зачем нам нужно …………..

правильно и красиво

говорить?

Послушай, с какими

звуками мы будем

сегодня работать.

[С, ] [ З ] С, З

Найди эти звуки. (ищет и показывает

звуки на «веере»)

Посмотри, как я

произношу звуки.

С З (повторяет за учителем) С З

(фиксирует внимание

ребёнка на артикуляции,

показывает профиль

произношения.(презентация

сравнить профили)

Повтори слоги, говори

(презентация)

Составь слова

Назови времена года

Назови картинки

Кто лишний?

Образуй прилагательные

Закончи предложение

Кроссворд

(после презенгтации)

Молодец, Даня.

3.Развитие звуко-буквенного

анализа.

Упражнение "Измени звук в слове".

Я буду называть слова со

звуками З-С, а ты заменяй

эти звуки на парный.

Сайка-зайка

Лиса, роса,Захар, Сима, коза,

Упражнение «Замени звук»

Первый звук в слове замени на З илиС

Губы, лайка, набор, ранки,

Дом, кефир, пелёнка

-[Что мы делали? ] - Мы красиво говорили.

-[Будем играть. ] - Будем играть.

Игра называется (зайка, санки, коза, зонт, самолет, ваза, капуста,…)

« Заполни домики».

(картинки).

Правильно.

- [Что мы делали? ] - Мы играли.

Будем слушать.

4.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке будем работать с текстом. Внимательно слушай предложения, выбирай табличку и повторяй предложение.

(разрезной текст)

Первого сентября ребята снова пришли в школу.

В девять часов утра звенит звонок и начинается первый урок.

На уроке ребята занимаются.

Урок продолжается сорок пять минут.

На уроках ребята читают, слушают и говорят, решают примеры и задачи, танцуют и рисуют.

После урока наступает перемена.

На перемене ребята отдыхают, играют.

Снова звенит звонок и начинается следующий урок.

-Из предложений составь текст и назови его.

(ребенок складывает текст и придумывает название)

-Раздели текст на предложения.

Первого сентября ребята снова пришли в школу в девять часов утра звенит звонок и начинается первый урок на уроке ребята занимаются урок продолжается сорок пять минут на уроках ребята читают, слушают и говорят, решают примеры и задачи, танцуют и рисуют после урока наступает перемена на перемене ребята отдыхают, играют снова звенит звонок и начинается следующий урок.

Дополни предложения:

Первого сентября …… снова пришли в школу. В девять …. утра звенит …. и начинается первый ….. На …… ребята занимаются. Урок продолжается ……… ……. минут.

Дополни слова:

На ур.ках р.бят. чи.а.т, с.ушаю. и г.вор.т, ре.а.т пр.мер. и зада.и, т.нцуют и р.су.т.

-Повтори за мной, соблюдая интонацию и ответь на вопросы:

Сколько сегодня уроков?

Сколько сегодня уроков?

Сколько сегодня уроков ?

5. Подведение итога урока.

Наш урок подходит к - Сначала мы слушали.

концу. Давай подведём - Потом мы …. .

итоги, что мы сегодня с тобой - ……………………….. .

Даня, ты сегодня

занимался хорошо.

Урок окончен.

До свидания. – До свидания, Людмила Ивановна.

Попрощайся с гостями. –До свидания.