Задания для олимпиады по истории

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

Образцы олимпиадных заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2013/2014 учебном году

Москва 2013

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

Пилотный вариант заданий

Задание 1 . По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)?

а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог _________________________________

_______________________________________

б) оборотень, идол, дух

_______________________________________________________________

в) палка-копалка, рубило, скребок _____________________________________________

Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16)?

1. Железо было первым металлом, из которого люди стали изготавливать орудия труда.

2. По предположению ученых, первые люди появились в Азии.

3. Люди эпохи палеолита уже умели пользоваться огнем.

4. Человек современного вида появился около 40 тыс. лет назад.

5. Первым одомашненным животным стала лошадь.

6. Двойная бело – красная корона стала символом объединения египетского государства.

7. Богом мудрости в египетском пантеоне был Тот.

8. Египетский фараон считался сыном бога Ра

Задание 3. Решите задачи.

А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж.- Ф.Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими событиями? Приведите свои вычисления(7 баллов за правильный ответ).

Б. Захоронение было сделано в 2010 г. до нашей эры. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2012 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления(7

баллов за правильный ответ).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Соотнесите имена богов Древнего Египта с их изображениями и иероглифами, обозначающие их. Ответ (букву и цифру) внесите в таблицу. (4 баллов за правильный ответ, максимальный балл – 20).

Изображения богов:

Иероглифы

Иероглиф

Задание 5. Прочитайте описание погребения, обнаруженного археологами на знаменитой стоянке Сунгирь во Владимирской области. Что можно из этого описания узнать о жизни народа, который оставил этот памятник?1 (20 баллов за правильный ответ).

«Второе погребение, расположенное под первым, принадлежало взрослому мужчине. Покойник лежал на спине в вытянутом положении. При нем были положены кремневый нож, скребло и обломок костяного предмета. Скелет был густо засыпан охрой, и на нем лежали многочисленные бусы из бивня мамонта. Размещение бус, сохранивших первоначальное положение, позволило реконструировать одежду. Костюм состоял из нераспашной рубахи, штанов, соединенных с обувью, и, возможно, плаща. На голове была надета шапка, богата украшенная бусами из бивня и просверленных клыков песца. На руках были тонкие браслеты из бивня и нитки бус. Под коленями и на щиколотках также прослежены перевязки из связок бус. По внутренней стороне ног нашитые бусы образовывали длинные лампасы, соединяющие штаны и обувь. Всего было нашито свыше 3,5 тысяч бус».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1 Предложен вариант с региональным компонентом – для Владимирской области

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 6. Завоевания египетских фараонов. Заполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже) в таблицу в соответствии с буквенным обозначением пропуска. Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте. (3 балла за правильный ответ, максимальный балл – 18).

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем _____А ______. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя ____Б ______и _____В _____. Египетские войска впервые достигают Северной Месопотамии в районе реки ______Г _____названной ими «Перевѐ рнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в ______Д ____ близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных______Е ______, предпочтение стали отдавать более защищѐ нным и дешѐ вым скальным усыпальницам.

1- Тутмос I

2- Тутанхамон

3- Палестина

6- Вавилон

10Долина царей

11пирамида

12зиккурат

2 Количество пустых строк определяет приблизительный объем ответа

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

Пилотный вариант заданий

Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________

Задание 1. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. Ответ (букву) впишите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14)?

А. Ромул Августул Б. Теодорих Великий В. Митридат Г. Аларих Д. Юстиниан Е. Гейзерих Ж. Хлодвиг

Византийская империя

Королевство остготов

Королевство вандалов

Боспорское царство

Королевство вестготов

Королевство франков

Западная Римская империя

Задание 2. Восстановите последовательность событий, внеся их правильный порядок в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12).

А) Разрушение Карфагена римлянами Б) Фермопильское сражение

В) Разделение Римской империи на Восточную и Западную Г) Битва при Гавгамелах Д) Взятие Рима готами

Е) Взятие Вавилона Киром Великим

Задание 3. Установите соответствие между произведением и его автором. Внесите свой ответ в таблицу (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл –

1) «Исповедь»

2) «Утешение философией»

3) «Церковная история народа англов»

4) «Канон медицинской науки»

5) «Жизнеописание Карла Великого»

Авиценна Боэций Эйнгард Августин

Достопочтенный

Задание 4. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (7 баллов за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):

А. исключительное, на, сословие, собственность, господствующее, представитель,

обладающий, земля, право.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________

Б. крестьянин, продукт, количество, труд, отдавать, собственный, определенный, обязанность, феодал.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________

Задание 5. Прочитайте советы приближенного византийского императора Кекавмена (XI век). Один из приведенных советов был дан в другую эпоху. Выпишите порядковый номер этого совета. Объясните, почему вы так решили (7 баллов за правильный ответ):

1. «Читай много - и ты узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание от Бога и поймешь ее».

2. «Радуйся во времена счастья, но не гордись. Я видел правителя-тирана, утром он был великолепен, а вечером – достоин слез».

3. « Если ты хочешь стать на путь подвига и прославить свое имя, разрушай все, что другие построили, и уничтожай всех, кого победишь».

4. « Я хочу, чтобы ты всех любил, но тайну свою не сообщай никому, так как это очень опасно».

5. « Если случай потребует проявить власть, делай это с уверенностью и скромностью. Не завидуй, не таи зла против кого-либо».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 6. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу.

(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):

1. Последнего римского императора низложил вождь вандалов.

2. При Юстиниане Италия была включена в состав Западной Римской империи.

3 . Большинство населения Галлии накануне франкского завоевания составляли христиане.

4. «Песнь о Роланде» входит в цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

5. В битве на Каталаунских полях вестготы участвовали на стороне римлян

6. Франки эпохи Хлодвига говорили на языке германской группы.

2 Я слышал мертвых, много Б болтающих

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Пилотный вариант заданий

Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды (2 балла за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 6)?

1. Лютеранство, кальвинизм, пресвитерианство___________________________________________

2. Габсбурги, Тюдоры, Бурбоны___________

3. А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий _________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – ______(1)____________. Храм начали строить еще псковские мастера. Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Тогда его возведение поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения ____________(2)____________.

В этом соборе архитектор сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели __________(3)____________собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца __________(4)__________

была сооружена усыпальница Московских великих князей _____________(5)______ собор (1505-1509). Внешнее убранство этого собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же, под руководством архитекторов ____(6)_________ и __________(7)_______ была построена

_______(8)________________ (1487-1491). Она являлась частью царского дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

(1) _____________________________________________

(2) _____________________________________________

(3) _____________________________________________

(4) _____________________________________________

(5) _____________________________________________

(6) _____________________________________________

(7) _____________________________________________

(8) _____________________________________________

Задание 3. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять

слова по числам и падежам (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 4):

1. Территории, собирал, с, которую, подвластные, объезжая, ее, продуктами, дань, платили, князь, деньгами,

или._______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Наследство, обязанности, отличающиеся, группа, права, люди, большие, закрепленные,

передающиеся_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности, внеся свой ответ в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):

А ) Учреждение опричниныБ ) Крестьянская война в ГерманииВ) Взятие Смоленска войсками Василия IIIГ) подписание Нантского эдиктаД) Путешествие Афанасия НикитинаЕ ) Открытие морского пути в ИндиюЖ) Варфоломеевская ночь

Задание 5. Соотнесите имя исторического деятеля с основным содержанием его деятельности. Свой ответ внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16):

Владимир Мономах

Тверской купец, совершивший путешествие по Персии, Индии и

Иван Калита

Русский правитель, при котором был введена в оборот серебряная

Елена Глинская

С его именем связано присоединение Западной Сибири к России

Андрей Боголюбский

Русский правитель, первый совершивший официальный визит в

Константинополь

Афанасий Никитин

Русский правитель, при котором русский митрополит обосновался

Русский князь, захвативший и разграбивший Киев

Ермак Тимофеевич

Княгиня Ольга

Русский правитель, ликвидировавший независимость Великого

Новгорода

Задание 6. В жизни людей XVII в. могли происходить самые разные события, смысл которых нам сейчас уже не всегда понятен. Вот некоторые упоминания о них в документах того времени (2 балла за объяснение, по 1 баллу за определение событий, максимальный балл – 24):

А. «Послан с сеунчем» Б. «Росспрашивали, и к огню приводили и поднимали» В. «Пожалован вичем»

Г. «Государь указал те деньги на нем доправить» Д. «Государь сказал окольничество»

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

2016-2017 учебного года

История

6 класс

Задание 1. По какому принципу образованы ряды (2балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6)?

а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог

б) оборотень, идол, дух

в) палка-копалка, рубило, скребок

Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу

(1 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 8)?

    Железо было первым металлом, из которого люди стали изготавливать орудия труда.

    По предположению ученых, первые люди появились в Азии.

    Люди эпохи палеолита уже умели пользоваться огнем.

    Человек современного вида появился около 40 тыс. лет назад.

    Первым одомашненным животным стала лошадь.

    Двойная бело - красная корона стала символом объединения египетского государства.

    Богом мудрости в египетском пантеоне был Тот.

    Египетский фараон считался сыном бога Ра

Задание 3. Решите задачи.

А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж- Ф.Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими событиями? Приведите свои вычисления (4 балла за правильный ответ).

Б. Захоронение было сделано в 2010 г. до нашей эры. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2012 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления (4 балла за правильный ответ).

Задание 4. Прочитайте описание погребения, обнаруженного археологами на знаменитой стоянке Сунгирь во Владимирской области. Что можно из этого описания узнать о жизни народа, который оставил этот памятник? (10 баллов за правильный ответ).

«Второе погребение, расположенное под первым, принадлежало взрослому мужчине. Покойник лежал на спине в вытянутом положении. При нем были положены кремневый нож, скребло и обломок костяного предмета. Скелет был густо засыпан охрой, и на нем лежали многочисленные бусы из бивня мамонта. Размещение бус, сохранивших первоначальное положение, позволило реконструировать одежду. Костюм состоял из нераспашной рубахи, штанов, соединенных с обувью, и, возможно, плаща. На голове была надета шапка, богата украшенная бусами из бивня и просверленных клыков песца. На руках были тонкие браслеты из бивня и нитки бус. Под коленями и на щиколотках также прослежены перевязки из связок бус. По внутренней стороне ног нашитые бусы образовывали длинные лампасы, соединяющие штаны и обувь. Всего было нашито свыше 3,5 тысяч бус».

Задание 5. Завоевания египетских фараонов. Заполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже) в таблицу в соответствии с буквенным обозначением пропуска. Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте. (2 балла за правильный ответ, максимальный балл - 12).

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем …………….А. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя ………..Б и…………. В. Египетские войска впервые достигают Северной Месопотамии в районе реки....................... Г названной ими «Перевёрнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в…………..Д близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных……………….Е,предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам.

    Тутмос III

    Тутанхамон

    Палестина

  1. Долина царей

    пирамида

    зиккурат

6 класс.

Задание 1. 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6)

А) крупные вымершие виды первобытных животных;

Б) представители языческой религии первобытных людей;

В) орудия труда древнего человека.

Задание 2. Нет, нет, да, да, нет, да, да, да.

1 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 8

Задание 3.

А. 1822+196=2018 4 баллов за правильный ответ).

Б. 2010+2012=4022 4 баллов за правильный ответ

Задание 5. А-1; Б-5; В-3; Г-8; Д-10; Е-11.

(2 балла за правильный ответ, максимальный балл - 12).

Начало истории формирования человеческого общества ознаменовано тем далеким временем, когда стали появляться первые орудия труда первобытного человека. Наши предки (австралопитеки), занимаясь собирательством, не применяли каких бы то ни было предметов - ни необработанных, ни обработанных.

Орудия труда Предпосылки к возникновению

По мнению ряда ученых, (предки человека), переселившиеся на землю с деревьев, в процессе выживания и использовали палки и камни, «обработанные» природой, для защиты от хищных зверей. Впоследствии найденные предметы стали применяться и для добычи еды. При этом сначала они использовались лишь по мере надобности, а после использования выбрасывались. Но в ходе биологического развития и продолжительного накопления опыта человекоподобные обезьяны все больше убеждались в том, что не всегда необходимые орудия можно без труда найти. Это, в свою очередь, наталкивало на мысль о том, что предметы, нужные предкам, следует каким-то образом сохранять. Кроме того, появлялась необходимость в использовании более удобных предметов. В результате орудия труда первобытных людей вместо временных становились постоянными. Вместе с этим постепенно предки стали накапливать и сохранять найденные предметы.

Обрабатываемые орудия труда первобытного человека

В той или иной ситуации не всегда удавалось отыскивать предметы, которыми было бы удобно разбить орех, например, или нанести эффективный удар по противнику, или раскопать корень или клубень в земле. Постепенно человекоподобные обезьяны начинают понимать необходимость придать орудиям труда необходимую форму. Так стали появляться обрабатываемые предметы. Следует сказать, что обрабатываемые орудия труда первобытных людей имели мало отличий от необработанных, найденных в природе.

С течением времени стал накапливаться опыт, древние предки начали изготавливать ручное мелкое рубило. Этот предмет достаточно долго являлся универсальным орудием труда первобытных людей и применялся при самой разнообразной деятельности. Среди деревянных предметов широкое распространение получила палка-копалка, имевшая заостренный конец. С ее помощью выкапывали личинок, коренья, клубни из земли. Чуть позже появилась дубинка и палица. В течение продолжительного времени первая использовалась как ударное, а вторая - как метательное орудие.

Применялись эти предметы и при собирательстве, и во время охоты, и для защиты от нападений хищников. Чуть позже первобытный человек изготавливает копье. Постепенно оно вытеснило палицу и дубинку. Вместе с рубилом появляются и становятся достаточно распространенными различные орудия, изготовленные из камня. Так, возникают скребки, отбойники, ножи, диски, остроконечники, наконечники для копий, резцы и прочее.

Как изготавливались орудия труда первобытных людей

Простые предметы были целостными. Они изготавливались из одного каменного или деревянного куска. Впоследствии стали появляться составные изделия. Так, на конец копья стали прикреплять кремневый, а затем костяной наконечник, используя в качестве фиксатора кожаный ремень. К рубилам приделывались деревянные ручки. Такие орудия стали прообразом мотыги, молотка, топора.

Рубило, палка-копалка, дубина. Назовите древнейшие орудия труда. Занятия древних людей (20).

Картинка 15 из презентации «История древнего человека» к урокам истории на тему «Первобытные люди»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока истории, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «История древнего человека.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2008 КБ.

Скачать презентацию

Первобытные люди

«Древнейшие люди» - Облик древнего человека. Африка. Расселение древних людей России. Рубило. План урока. Северная Америка. Древнейшие люди. Преподаватель истории Егоркина Е.М. Южная Америка. Жилище древнего человека. Древнейшие орудия труда. История древнего мира. Европа. Австралия. Азия. Урок №1.

«Культура первобытного общества» - Особую роль играла охота. Так, например, мальчики играют в охоту, устраивают погоню, засады. Появляются культовые танцы, пляски, игры. В играх непосредственно воспроизводились элементы охоты или боя. Древней формой организации физического воспитания были игры. Цель – создать представление о физической культуре древних людей.

«История древнего человека» - История в символах и знаках (10). Археолог Саутуола открыл пещеру Альтамира. Что использовали первобытные люди для изготовления посуды? Рубило, палка-копалка, дубина. Зачем древние люди рисовали на стенах пещер пораженных копьем животных? Лента времени (30). История вещей (20). Охота. Определите главное занятие обитателей грота?

«Первобытная культура» - Религиозные верования и культы. - искусство эпохи первобытного общества. Первобытное искусство. Фетиш – иначе – талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Анимизм Тотемизм Фетишизм. Искусство эпохи палеолита. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком.

«Первобытный мир» - Умели первобытные люди выращивать растения и животных? Охотятся. Первые представления о добре и зле. Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: Ранняя община людей современного вида. В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? Лук со стрелами. Выращивают растения. Строят дома.

«Искусство первобытного человека» - Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры. Из черепов мамонтов выкладывали «цоколь» будущего жилища. Домашнее задание: Причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Мегиры. Венера Милосская. Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. Представьте, что вы первобытные люди.

Всего в теме 30 презентаций