Происхождение человека и становление общества 10. Презентация по обществознанию на тему "Происхождение человека и становление общества" (10 класс). Как на Земле появился вид современных людей

Слайд 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2


Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

Слайд 3

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям: Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека. Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества

Слайд 4

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Науки занимающихся исследованием проблем происхождения человека: история, философия, антропология, психология, генетика, культурология, демография. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ф. Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека
Ч. ДАРВИН

Слайд 5

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Теория космической природы жизни противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Наиболее вероятной является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.

Слайд 6

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.
5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе.

Слайд 7

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Был первым из наших предков, который стал регулярно изготавливать каменные орудия труда и перешёл на всеядность.
Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, и, видимо, обладал речью.

Слайд 8

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) вполне приблизился к современному не только по физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, пользоваться высокоразвитой речью, а также по способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Слайд 9


Космические факторы (солнечна активность, смена магнитных полюсов земли) Климатические факторы (тектонические, сейсмические, вулканические и радиационные катаклизмы) Изменение структуры и строения головного мозга (формирование собственного поведения)

Слайд 10

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Влияние радиации на изменение стереотипов поведения (переход от растительноядной к мясной пище) Теория стресса (внешние и внутренние угрозы стимулировали развитие гоминидов) Трудовой фактор (труд как важнейший фактор общественного развития)

Слайд 11

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Мозг человека устроен более сложным образом чем у животных (два полушария отвечают за разные функции) У животных оба полушария дублируют друга). У человека оба полушария действуют по разному.

Слайд 12

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Все социальные факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т. д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми

Слайд 13

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом (напоминали поведение высших животных): совместно охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство

Слайд 14

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Простые общества: основаны на кровном родстве, совместное владение имуществом, коллективный труд

Слайд 15

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Постепенно происходит усложнение структуры общества: усложнение трудовой деятельности (более совершенные орудий, техники и технологии), специализация трудовых усилий, особое значение имели обычаи, табу, верования, мифы

Слайд 16

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
С переходом к производящему хозяйству, к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения: в коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду, появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др.

Слайд 17

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Расселение гоминидов по земному шару В то же время увеличивается численность людей и идёт процесс их расселение по Земле.

Слайд 18

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
С усложнением жизни и отношений развивались продукты общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. Решающая роль обычая в отношениях между людьми, обществом и природой. Табу – система запретов на определённые действия. Тотем – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о родстве между человеком и животными, растениями.

Слайд 19


Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей homo sapiens Античные философы: Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары»

Слайд 20

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Философы-просветители: Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество. В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека (Ж.Ж. Руссо) «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается» (Г. Лессинг)

Слайд 21

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. (И. Кант) Основанием для единства человека стала религия (В.С. Соловьев)
В.С. СОЛОВЬЕВ
И. КАНТ

Слайд 22

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства (Н.Я. Данилевский) Единого человечества нет, народы живут в разновременном пространстве. Существует множество культур, а не единое человечество (О. Шпенглер)
О. ШПЕНГЛЕР
Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ

Слайд 23

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру. (Н.Н. Трубников) Земля – единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Циолковский, В.И. Вернадский)
К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
В.И. ВЕРНАДСКИЙ

Слайд 24

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:
Единая судьба народов, коллектив землян
Собирательное понятие. Общечеловеческое единство, связанное узами мозаики культур
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Слайд 25

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
Человечество - результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества Первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов); В основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

Слайд 26

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Река - это природа, канал - культура. Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура. Стон природен, слово - достояние культуры. Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.
Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна.

Текст с заданиями 21-24.

1 . С чего начинать работу с текстом?

Прежде, чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Прямые ответы на многие вопросы содержатся в самом тексте.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст («Общество», «Познание», «Духовная жизнь общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2. Нужно ли определять главную идею текста?

Определите основную идею текста.

3. В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить по­следующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

4. Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

Важно:

  • внимательно прочитать задание;
  • понять, что именно требуется для успешного ответа;
  • уяснить, из каких частей складывается задание;
  • стараться выполнить все задание;
  • если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
  • не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;
  • старайтесь иллюстрировать ответ конкретными фактами;
  • сформулировав ответ, проверьте его правильность.
Первое задание из четырёх (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения содержащейся в тексте информации. Требуется найти и представить в ответе информацию, содержащуюся в тексте в том виде, в каком дана в авторском тексте. Второе задание (22) направлено на воспроизведение и интерпретацию информации. Третье задание (23) чаще всего предполагает характеристику текста. Это задание предполагает привлечение дополнительных знаний по предмету. Четвёртое задание (24) направлено на использование полученных из текста знаний в другой ситуации. Задания 23 и 24 наиболее сложные. Причина затруднений - выпускники не обращают внимание на требование выполнять «с опорой на текст».

Переходим по ссылке: практикум 10-1 . Отвечаем под каждым вопросом. Каждый для себя определяет цвет и не забывайте подписываться.

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...

Кто же есть человек? В чем его особенности?

О том, как трудно дать одно-единсгвенное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.

Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».

Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке.

Тема урока: «Происхождение человека и становление общества». Мы рассмотрим следующие вопросы;

1. Наука о происхождении человека.

2. Становление общества.

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.


II. Новый материал

Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.

Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.

Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).

Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

1. Наука о происхождении человека

Люди по-разному объясняли процесс появления человека на Земле. Вот некоторые из воззрений:

Гомо сапиенс - человек разумный.

Звери, мы с вами одной стаи.

Человек - общественное животное.

Человек - образ и подобие Бога.

Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение Человека?

Как же наука объясняет процесс зарождения и эволюции человека на Земле?

Прочитайте п. 1 § 7.

Когда и как было положено начало процессу научного исследования теории происхождения человека?

Каким образом Ч. Дарвин объяснял появление человека?

На какой фактор антропогенеза указывал в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс?

К какому выводу пришла научная мысль в XX в.?

Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему:



Человек своими корнями уходит в биосферу Земли. Исследуйте биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации наших предков:

Процесс прямохождения;

Роль рук как естественных орудий труда;

Влияние космических факторов;

Изменения, происходящие с корой Земли;

Влияние радиации (изменения в коре головного мозга, изменения в психике);

Влияние стресса;

Отбор на высокий интеллект, связанный с отбором на выживание женщины при родах.

Охарактеризуйте теорию трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества.

Какие альтернативные теории происхождения человека на Земле вы знаете?

Какие бы теории мы не обсуждали, неизменным остается вывод о том, что человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.

Теория космической природы жизни. Она противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.

Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд. лет тому назад.


2. Становление общества

«Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?

Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.

Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?

(На доске формируется схема.)


Становление общества

Как шло формирование общества людей?

Первые коллективы - человеческое стадо:

Непостоянный коллектив;

Сходны с поведением высших социальных животных;

Вместе охотятся;

Воспитывают потомство

Постепенное усложнение человеческого общества.

Факторы усложнения:

Усложнение трудовой деятельности;

Влияние обычаев;

Система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;

Влияние тотемов

Переход от присваивающего к производящему хозяйству

Переход к оседлому образу жизни

Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества

Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение


3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции

Каковы ваши ассоциации при слове «человечество»? (Человечество - общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.)

Работая с п. 3 § 7, заполните таблицу:


Взгляды философов на человечество


Философы древности

Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий

Античные философы

Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары»

Философы-просветители

Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество

Ж. Ж. Руссо

В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека

Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек

B. C. Соловьев

Основанием для единства человека стала религия

Г. Лессинг

«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается»

Н. Я. Данилевский

Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства

О. Шпенглер

Утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу - человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть»

Н. Н. Трубников

Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру


Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:


4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества

Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.

Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек - самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного гаков: на свете много диковинного, но философа в наибольшей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.

Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?

Человек весь соткан из парадоксов. Человек - животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется прежде всего на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней...

Исключительность человека не только в том, что у него множество разных качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, словно демон, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты - культуре. Человек - единственное на земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека едва ли не самым эксцентричным созданием на земле.

Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.

Разве волки знают муки совести, а пчелы - обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.

По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура... Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного ею олененка вместе со средой. Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.

Человек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов. В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», а Артур Шопенгауэр - ее «дезертиром»...

Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни - социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.

Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде.

Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.

Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура - это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.

Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.

Река - это природа, канал - культура.

Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура.

Стон природен, слово - достояние культуры.

Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.

Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.

Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.

Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время - арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?

Послушайте притчу.

Богатый хозяин созвал к себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше. Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.

Как вы думаете, о чем повествует эта притча?

Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.


III. Итог урока

Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?

Укажите основные признаки понятия «человечество»?

В чем состоят особенности социальной памяти человека?

Какую роль в становлении человека и общества играла культура?


Домашнее задание

Выучите § 7, выполните задания.

Тема урока: «Происхождение человека и становление общества»


Задачи: - рассмотреть современные теории происхождения человека; - сравнить эти теории с официальной теорией Ч.Дарвина; - изучить процесс становления общества; - определить человечество как результат биологической и социокультурной революции; - определить понятие «культура» и роль культуры в процессе становления человечества.


План: 1. Наука о происхождении человека. 2. Факторы, повлиявшие на эволюцию человека. 3. Формирование и развитие человеческого общества. 4. Взгляды на сущность человечества. 5. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества


Проблемный вопрос! «Чем объясняется отсутствие единой теории происхождения человека?»


ВСПОМНИТЕ: Как в курсе истории объясняется происхождение человека? Какие факторы оказали определяющее воздействие на этот процесс? Какие альтернативные теории происхождения человека вам известны?


1. Уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья. 1. Уточняются так называемые точки ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного типа, устанавливаются недостающие звенья. 2. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека 3. Уточняются теории антропогенеза, социогенеза и антропосоциогенеза.



Наука о происхождении человека Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIXв. выходом книги Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871), где впервые была сформулирована гипотеза происхождения человека от обезьяноподобного предка. Ф.Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное и культуросозидающее. Среди наук, которые сегодня занимаются изучением проблем происхождения человека, следует назвать историю, философию, антропологию, психологию, генетику, культурологию, демографию. Чарльз Дарвин (12.02. 1809 – 19.04.1882) Фридрих Энгельс (28.11. 1820- 05.08.1895)


Антропогенез – процесс выделения человека из мира животных, как сложный и комплексный процесс на основе тесного взаимодействия биологических и социальных факторов. Социогенез – процесс становления общества. Антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества.


Движущие силы антропогенеза


Царство: Животные Тип: Хордовые Класс: Млекопитающие Отряд: Приматы Семейство: Гоминиды (Люди) Роды: 1.Австралопитек 2. Человек Научная классификация человека


Происхождение человека


Рамапитек (14-20 млн.лет назад) Австралопитек (5-8 млн.лет назад) Homo habilis (2 млн. лет назад)


Homo erectus Homo sapiens (1-1,3 млн. лет назад) (150-200 тыс. лет назад)


Дриопитеки Жили в тропических лесах Африки на деревьях Питались растительной пищей


Рамапитеки Похожи на дриопитеков, но жили и на деревьях, и на земле


АВСТРАЛОПИТЕКИ ЖИЛИ 5-8 МЛН. ЛЕТ НАЗАД ОБЪЁМ МОЗГА- 500-600 см3 ПРИЗНАКИ: ПРЯМОХОЖДЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ ОРУДИЙ ТРУДА


АВСТРАЛОПИТЕКИ Жили в степях и саваннах Редкая шерсть Ходили на двух конечностях


Австралопитеки Использовали камни и палки для защиты и нападения Питание смешанное Использовали частично обработанные орудия или найденные в природе.


питекантропы ЖИЛИ 2млн.-600 тыс.лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- 900-1100 см3 ПРИЗНАКИ: Рост-до 170 см. Зачатки речи Примитивные каменные орудия


Синантропы-древнейшие люди ЖИЛИ 500 тыс. лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- до 1200 см3 ПРИЗНАКИ: ОДЕЖДА ИЗ ШКУР ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОГНЯ ПРАВОРУКОСТЬ


Человек разумный (неандерталец) ЖИЛИ 150 тыс. лет назад ОБЪЁМ МОЗГА- До 1400см3 ПРИЗНАКИ: Рост до 158 см. Сложные формы деятельности Добывание огня Речь типа лепета


Человек разумный (неандерталец) Жили в пещерах Шили одежду Добывали огонь


Человек разумный (неандерталец) Коллективная охота Заботились о стариках и калеках Хоронили умерших


Человек разумный (кроманьонец) Современный облик Сложные орудия труда Жилища из шкур и каменных плит


Человек разумный (кроманьонец) Появилась религия и искусство


Человек разумный (кроманьонец) Из рисунков возникла письменность Началось одомашнивание животных


Дриопитек Рамапитек Австралопитек Человек умелый Человек прямоходящий Человек разумный (неандерталец и кроманьонец) Человекообразные обезьяны (шимпанзе, орангутанг, горилла)


Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным. Долгое время ученые считали, что эволюция человека была более-менее линейной: одна форма сменяла другую, и каждая новая была прогрессивнее, ближе к современному человеку, чем предыдущая. Сейчас ясно, что все было гораздо сложнее. Эволюционное древо гоминид оказалось весьма разветвленным.


Причины развития человека


Изменения Причины Недостаток еды и места 1. Переход к полуназемному образу жизни 2. Выход в степи и саванны Сухой климат, леса сменились степями и саваннами 3. Хождение на двух конечностях Открытое пространство (опасно)


Изменения Причины Освободились передние конечности 4. Использование палок и камней 5. Редкая шерсть Мало сочной растительной пищи 6. Смешанное питание Открытое пространство (жарко)


Изменения Причины Мясная пища, необходимость охотиться 7. Изготовление орудий труда 8. Появление речи Расселение в холодные районы 9. Одежда, добывание огня Коллективная охота, координация действий


Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Все факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т.д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми.


Становление общества В процессе эволюции менялись формы человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом. Отношения в нем напоминали поведение животных. Постепенно коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Эти коллективы были основаны на кровном родстве, совместно владели имуществом и совместно трудились. С усложнением труда и орудий усложнялась структура общества. Большое значение в сфере общения имели обычаи, табу, верования, мифы, обычаи.


«ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ – ЧЕЛОВЕК ИЛИ ОБЩЕСТВО?» Согревались в холодные дни Сражались за самку Сходны с поведением высших социальных животных Воспитывали потомство Непостоянный коллектив Охотились сообща Усложнение трудовой деятельности Влияние обычаев Система табу Влияние тотемов Основаны на коллективном родстве Предполагали совместное владение имуществом Коллективный труд Не знали имущественного расслоения Человеческое стадо Первоначальное общество



Человек Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку. Существо биологическое Существо социальное


Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений. Управление жизнью человеческого коллектива требовало многоуровневых отношений. Так постепенно складывалось не существующее у других живых существ многостороннее образование, сложное переплетение разнообразных связей и отношений – общество.


Домашнее задание: Домашнее задание: § 7, одно из заданий на размышление на стр. 78-79 Прочитать соответствующий материал в учебнике, выучить записи в тетради, еще раз обратить внимание на новые понятия.

Урок 2. Происхождение и природа человека

28.10.2013 16855 0


Генерал! Человек очень нужен.

Он может летать, и он может убивать.

Но у него есть один недостаток:

Он может думать.

Б. Брехт

Цели: расширять знания учащихся о взглядах на происхождение человека; формировать понятия «человек», «индивид», «личность», «общество»; развивать умение анализировать информацию из разных источников; воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.

Tun урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему и цели урока.)

На этом уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Понятие антропогенеза.

2. Основные теории происхождения человека.

3. Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции.

II. Проверка домашнего задания

(Учитель спрашивает 2-3 учащихся об их любимом афоризме и собирает списки в соответствии с домашним заданием.)

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Прочитайте составленный список таких наук. (/. Анатомию и физиологию человека изучают биология, генетика, медицина. 2. Психические процессы, память, воля, характер и т. д. являются предметом исследования психологии. 3. Жизнь людей в далеком прошлом, в наше время и в будущем - история. 4. Поведение в обществе, место и роль в общности - социология, культурология, педагогика.

5. Способность и степень влияния на политические процессы, взаимоотношения с государством и властью - политология.

6. Наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого познания - философия.)

Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека, общества еще много спорного и неизвестного. Философ И. Кант утверждает, что вопрос «что есть человек?» -самый сложный вопрос в науке. Постарайтесь в конце урока дать оценочное суждение, прав ли великий философ И. Кант.

III. Изучение новой темы

1. Понятие антропогенеза

Первый человек появился на земле примерно 2,5-3 млн лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество. Естественно, что вопрос о причинах этого явления всегда интересовал людей. Наукой накоплен огромный фактический материал, относящийся к этой проблеме, и в научный оборот введены такие понятия, как антропогенез (процесс формирования человека), социогенез (период становления человеческого общества), антропосоциогенез (становление человека и общества).

Родство человека и животных несомненно. К такому выводу пришли ученые еще в XVIII в., а в XIX в. Чарльз Роберт Дарвин доказал, что далекими предками человека были антропоиды (человекообразные обезьяны). Но между ними и людьми того вида, к которому мы с вами принадлежим и который именуется Homo sapiens (Человек разумный), лежит длительный переходный период, который завершился примерно 35-40 тыс. лет тому назад.

Это был период превращения животного в человека (антропогенез) и одновременно становления человеческого общества (социогенез). О том, как конкретно шел этот процесс, можно судить по костным останкам, которые изучают палеоантропология и археология. Но главный вопрос антропосоциогенеза - что являлось его движущей силой - не имеет однозначного и общепринятого ответа.

Когда на земле появился человек?

Как называется наука, которая изучает историю по результатам раскопок?

Что вы знаете о теории Дарвина?

2. Основные теории происхождения человека

До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. Вспомним библейское сказание. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова «кун» («будь»). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Все это было создано Богом для человека, чтобы тот благоденствовал и прославлял имя Божие. Первого человека Бог создал из праха земного, «из звонкой глины» (сура

15, аят 26). Бог «сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу».

В иудаизме Бог-творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) - из своих рук, вайшьев - из своих бедер, шудр - из ступней. Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры - четыре основные касты индийского общества.

Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.

Современная христианская теология призывает толковать эти рассказы иносказательно. Например, «день» - это не один день, а иносказательное наименование целой эпохи, большого периода в истории Земли. При этом часть теологов не отрицают происхождение человека от обезьяноподобных предков, но считают, что эволюция направлялась Божественным промыслом. Бог также наделил обезьяночеловека душой и тем самым сотворил настоящего человека, причем первоначально это была всего одна пара людей -Адам и Ева.

Некоторые последние исследования ученых в области генетики отчасти подтвердили это предположение. Вполне возможно, что человечество действительно произошло от одной пары людей. Только человек и обезьяны болеют СПИДом (первый человек заразился этой болезнью от обезьяны в Центральной Африке); у них одинаковые симптомы заражения и протекания воспаления легких.

Вместе с тем скептически настроенные ученые не желают все приписывать деятельности сверхъестественных сил и пытаются найти естественные причины происхождения человека.

Третья группа ученых, отрицая религиозные трактовки, пытается совместить науку и самые фантастические предположения.

Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным событиям - все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO - английской аббревиатуры НЛО). Суть теории - предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.

Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т. е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли. А таинственные гигантские геометрические фигуры, периодически появляющиеся на полях Великобритании? Легендарная Марина Попович заявляет, что космонавты наблюдали НЛО...

Уфологическая концепция пережила бум после публикации в 1968 г. книги швейцарца Эриха фон Дэникена «Воспоминание о будущем», по которой позднее был снят одноименный фильм. Однако до настоящего времени нет прямых и неоспоримых доказательств пребывания инопланетян на Земле. Некоторые астрофизики выдвигают гипотезу об уникальности жизни на Земле, ее неповторимости.

Автором культурно-коммуникативной теории является американский социальный философ Льюис Мамфорд. Он убежден, что человек сохранил и развил свою биологическую природу вследствие ориентации своей энергии на создание культурных (символических) форм выражения и общения, на создание искусственной среды обитания.

Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч. Дарвина и Ф. Энгельса.

К началу XIX в. в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория, и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 г. он опубликовал книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых рас (пород, форм) в борьбе за жизнь». Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции - естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. Эта борьба происходит из-за почти неограниченной способности организмов к размножению («геометрическая прогрессия размножения») и ограниченного пространства для их существования. Представление об эволюции органического мира Дарвин распространил и на человека: человек как биологический вид имеет естественное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.

Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. Первым это попытался доказать французский ученый Буше де Перт. «Труд сделал из обезьяны человека» - таков главный вывод Ф. Энгельса в его научной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

По мнению Энгельса, именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, креативность (способность к творчеству), и сложились разнообразные формы общности людей.

Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий труда не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности. Следовательно, эти навыки не могут влиять на изменение биологического облика человека. Находки останков древнейших предков человека более древние, чем первые из найденных орудий труда. Значит, человек сначала приобрел «человеческий вид», а только потом начал заниматься орудийной деятельностью. Высшие приматы нередко пользуются палками и камнями в качестве вспомогательных орудий, но только предки человека пошли по пути эволюции, а обезьяны остались обезьянами...

Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 г. русским биологом Ильей Ильичом Мечниковым в книге «Этюды о природе человека». Мечников пишет: «Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего «урода» не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как «необыкновенное» дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей... Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей и вообще у родоначального вида...Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями... Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному же явлению».

Однако широкого распространения в то время теория аномалии не получила.

В 60-е гг. XX в. ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.

Таким образом, загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.

Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Аргументируйте свой выбор.

Дополнительный материал

1. Многие ученые исследовали поведение шимпанзе. В условиях эксперимента шимпанзе обнаружили способность выбирать палки определенного сечения, чтобы открывать, как ключом, ящики и брать спрятанные в них плоды. Эти же обезьяны доставали высоко подвешенные плоды, предварительно соорудив для этого подставку из ящиков.

Великий русский физиолог И.П. Павлов выделял обезьян среди других животных. Благодаря четырем хватательным конечностям у обезьян складываются более разнообразные взаимоотношения с окружающей средой. Это, в свою очередь, развивает мышечное чувство, осязание, зрение; обезьяны видят предметы в объеме и цвете.

Важные опыты с шимпанзе проведены советским зоопсихологом

Н.Н. Ладыгиной-Котс. На виду у животного в трубку закладывалась конфета, которую нельзя было вытащить пальцами. Но когда шимпанзе дали доску, он зубами отделил от нее щепочку и ею вытолкнул конфету из трубки.

Не менее интересны наблюдения за шимпанзе в условиях тропического леса.

Американская исследовательница Дж. Гудолл не раз видела в Восточной Африке, как шимпанзе вырывал из земли тростинку и всовывал ее в гнездо термитов: когда встревоженные насекомые наползали на тростинку, шимпанзе слизывал их и поедал. Наблюдения говорят о том, что некоторые современные обезьяны в определенных природных условиях для добывания пищи, для защиты употребляют камни и палки. Предрасположение к этому, несомненно, есть у орангутангов, горилл и многих других обезьян.

В лесу, на деревьях, орудия обезьянам практически не нужны и используются очень редко. Но когда обезьяна встречается с трудностями в неволе, она иногда делает попытку преодолеть их с помощью тех или иных предметов как орудий.

2. Доказательства родства человека и животных

Люди с глубокой древности интересуются вопросом о происхождении человека. Первые научные свидетельства о сходстве человека с человекообразными обезьянами содержатся в описаниях путешественников XVII-XVIII вв. Известно, что К. Линней в своей «Системе животного мира» (1735) определил место человека в группе приматов. Сходство между человеком и другими приматами свидетельствовало об их общем происхождении. Поэтому Ж.Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» (1809) первым высказал предположение о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к двуногому хождению по земле. Возможно, передвижение на двух ногах среди высоких травянистых растений позволяло им лучше обозревать окрестности и раньше обнаруживать врагов, а освободившиеся от опоры руки служили для подхватывания и удержания детенышей при бегстве...

Поразительное сходство раннего детского развития между человеком и высшими млекопитающими доказывают уникальные случаи воспитания детей в стадах (прайдах) зверей. Такие «маугли», попавшие в младенчестве в звериные семьи и выкормленные самками животных, вполне благополучно развиваются до подросткового возраста.

Наибольшее сходство существует между человеком и высшими узконосыми, или человекообразными, обезьянами (шимпанзе, гориллой, орангутангом и гиббоном). Максимальное число общих черт отмечают у человека и африканских приматов - шимпанзе и гориллы. Поразительное сходство существует у них в строении и функционировании внутренних органов. Пальцы у антропоидов, как и у человека, имеют плоские ногти. У высших приматов и человека сходное строение зубных систем, органов слуха, в том числе ушных раковин, зрения, мимических мышц.

У приматов также четыре группы крови и кровяные клетки не разрушаются при взаимном переливании соответствующих групп крови. Детеныши у обезьян, как и дети человека, рождаются беспомощными. Длительное время они нуждаются в кормлении молоком и уходе матери... Гены человека совпадают с генами шимпанзе на 95%.

3. Адам и Ева никогда не встречались

«Комсомолка» совместно с журналом «National Geographic Россия» продолжают изучать родословную российских знаменитостей. Они участвуют в уникальном международном Генографическом проекте. Сейчас ученые-генетики по всему миру собирают ДНК-пробы людей разных рас и народностей. Проект начался в 2005 г. Научным руководителем является специалист по популяционной генетике Спенсер Уэллс. Вот что он рассказал корреспондентам «Комсомольской правды»: «У всех людей на Земле была одна праматерь».

Любой человек похож на своих родителей, но не является их точной копией. Поскольку ребенок при зачатии получает половину генов от отца, а половину - от матери, возникает совершенно новая цепочка генов. Но есть в этой цепочке звено, которое уже многие десятки тысяч лет остается неизменным. Ученые его назвали «митохондриальная ДНК». Она присутствует и у мужчин, и у женщин. Но передается исключительно по женской линии. К примеру, митохондриальная ДНК от матери без изменений перейдет к ее сыну и дочери.

Но у детей сына этой ДНК уже не будет, а вот дочка «передаст» ее своим детям в полной сохранности. Так ученые по женской линии могут восстановить прапрапрабабушек любого человека до самых древних времен.

«Обнаружилась удивительная вещь,- рассказывает Спенсер Уэллс-Генетики выяснили, что все живущие сегодня люди восходят по женской линии к одной женщине. Ученые называют ее «митохондриальной Евой». И жила она в Африке примерно 150-170 тыс. лет назад».

Никакой религии! Наша Ева вовсе не была первой женщиной на планете. Ведь Homo sapiens возникли около 200 тыс. лет назад. И все же, несмотря на то, что люди к моменту рождения Евы существовали уже около 30 тыс. лет, она уникальна, поскольку с тех времен до сегодняшнего дня дожили только ее потомки. «Детей» других женщин, современниц Евы, сейчас нет.

Материнская линия может оборваться по нескольким причинам. У женщины может не быть детей, или у нее рождаются только мальчики (которые не передают ее митохондриальную ДНК следующим поколениям). Она может стать жертвой катастрофы, например, извержения вулкана, наводнения, голода, стать добычей хищников...

«Почему повезло Еве, не ясно,- говорит Уэллс - Возможно, простая удача, может быть, нечто большее».

И еще одна загадка. Примерно 150 тыс. лет назад, при жизни нашей Евы, в интеллектуальных способностях людей произошел, как говорят ученые, большой скачок. Они обрели речь. Люди получили способность планировать действия и осуществлять их совместно. А это помогло им быстро осваивать новые территории и в итоге победить в конкурентной борьбе неандертальцев.

Генетики пытались вычислить и прародителя мужской половины, «Адама». Ведь от отца к сыну без изменений передается другое звено генетической цепочки - Y-хромосома. Но у мужчин, как водится, оказалось все сложнее - «Адамов» специалисты обнаружили несколько. Самый древний из них жил примерно 100 тыс. лет назад, что на 50 тыс. лет позже «Евы», и встретиться с ней, увы, никак не мог.

Получается, что «мать» у нас общая, а «отцы» разные».

4. Сергей Лукьяненко: потомок викингов

Его первые предки обнаружились «всего» 50 тыс. лет назад. Через 5 тыс. лет они вместе ушли из Африки на Ближний Восток. Затем они двинулись в дремучие леса Европы. И там 25 тыс. лет назад стали родоначальниками новой культуры. Ученые предполагают, что люди именно этой группы первыми внесли в свою жизнь понятие религии. На местах их стоянок археологи часто находят фигурки пышных женщин с толстым животом. Эти маленькие скульптуры, которые называют Венерами, размером с ладонь, могли служить символом благополучия и счастья.

Использовали Венер как обереги, но возможно, изображали они и богинь.

А когда 15 тыс. лет назад ледяные покровы на большей части Европы стали таять, предки писателя-фантаста отправились в Северную Европу, добравшись и до Скандинавии. И уже их потомки - викинги - в нашу эпоху наводили страх на всю Европу. Набегами рогатых воинов можно объяснить то, что ученые обнаружили похожие гены еще и у населения южной Франции и Британских островов. Любили ребята развлечься.

Кстати, по одной из версий, Рюрик - родоначальник династии великих князей Киевской, а потом и Московской Руси, тоже выходец из Скандинавии. Уж не Рюрикович ли автор «Дозоров»?