Ведьмы средневековые и современные. История пыток и наказаний. Ужасы из глубин Средневековья. Ведьмы и пытки

Эта статья посвящена ведьмам и пыткам, которые к ним применялись. Во все времена человечество было крайне изобретательным, когда дело доходило до казней или издевательств. После прочтения этой статьи отрубание головы за убийство или отрубание рук за воровство покажется вам детской забавой.

Кто такие ведьмы?

«Ведьмой» часто называют уродливую старуху или, наоборот, красивую молодую женщину. В общем, ведьма – это любая женщина.

Вот основные обвинения, которые предъявляли ведьмам и колдунам:
1. полеты по воздуху и разграбление винных погребов;
2. ликантропия – умение оборачиваться волком и убивать крупный рогатый скот;
3. умение становиться невидимым с помощью трав;
4. излечение болезней и паралича, вызванных колдовством, путем насылания их на другого человека;
5. похищние и поедание детей;
6. вызов сатаны и заключение с ним сделки;
7. планирование подрыва авторитета Церкви.

Для начала, необходимо уточнить, что наши предки были крайне избирательны, вплоть до составления инструкций и громадных трактатов по отлову и уничтожению "ведьм".

Печать дьявола.


Под этой "печатью" подразумевалось все, что внешне хоть как-то отличало человека от его соплеменников. Большая родинка? Косоглазие? Невероятная красота? "Сжечь ведьму!". Под такие параметры мог подойти вообще кто угодно, так что если тебя, дорогой читатель, в те времена решили бы сжечь - нашли бы "печать дьявола" и дело с концом.

Германский трактат «Молот ведьм» иногда называют единой средневековой европейской инструкцией по выявлению и наказанию демонических сил. На самом деле в нем не существовало единого свода признаков ведьмы. Зато множество указаний на эту тему выпускалось отдельными светскими муниципалитетами для своих земель. Причем, они могли быть самыми различными и неожиданными. (что как бы наводит на определенные мысли)

"Он странный".



Чаще всего подозрения в ведовстве падали на людей не из-за обнаружения улик, а из-за того, что их поведение и образ жизни казались странными соседям, а сами они отличались от других. Ведьмами и колдунами объявлялись чужаки, нелюдимые одиночки, чрезмерно болезненные люди или, наоборот, единственные, кто не заболел во время эпидемии, те, кто обладал особыми талантами, кому везло в хозяйстве, кто оказывался богаче других.

Как пытали ведьм?

О, тут способов было более, чем достаточно. Однако сейчас мы рассмотрим самые неприятные и изощренные методы издевательств над несчастными обвиненными.

Костер


Это было главным способом искоренения ведьминского влияния на чужие безгрешные души. Сгоревшая душа исключала какую-либо возможность смутить или испачкать безгрешную душу. Какие могут быть сомнения?

Ведьмино кресло для купания



Грешника привязывали к креслу, подвешенному к длинной жерди, и опускали под воду на какое-то время, потом давали немного глотнуть воздуха, и опять - под воду. Популярное время года для проведения таких пыток - поздняя осень или даже зима. Во льду делали прорубь, и через какое-то время жертва не только задыхалась под водой без воздуха, но и на таком желанном воздухе покрывалась коркой льда. Иногда пытки длились сутками.

Пытки водой


Этот способ был «подсмотрен» инквизиторами на востоке. Грешника привязывали колючей проволокой или крепкими веревками к специальному деревянному приспособлению типа стола с сильно приподнятой серединой - чтобы живот грешника выпирал, как можно дальше. Его рот забивали ветошью или соломой, чтобы он не закрывался, и вставляли в рот трубку, через которую вливали в жертву неимоверное количество воды. Если жертва не прерывала эту пытку для того, чтобы сознаться в чем-то или целью пытки была однозначная смерть, в конце испытания жертву снимали со стола, укладывали на землю, а палач прыгал на ее раздутый живот. Финал понятен и отвратителен.

Груша



Это приспособление вставлялось в самые пикантные отверстия тела и раскрывалось так, чтобы причинять жертве немыслимую боль, разрывая эти отверстия. Вообще, вариаций пыток с затрагиванием интимных частей тела было очень много. Самым лояльным из них считалось применение "колыбели". Визуально выглядел как большой треугольник. Ведьму приподнимали на веревке, а потом сажали на "колыбель", причем вершина треугольника вставлялась в те же отверстия, что и Груша. Было больно до такой степени, что грешник терял сознание. Его приподнимали, «откачивали» и снова насаживали на Колыбель.

Очищение души



Во многих католических странах духовенство считало, что всё-таки душа грешника может быть очищена. Для этих целей им приходилось использовать или вливание в горло грешника кипящей воды или закидывание туда же раскаленных углей. Сами понимаете, в заботе о душе места для заботы о теле не находилось.

Железная дева .



Закрывает наш список крайне хитрое и популярное приспособление тех времен. Это огромный саркофаг в виде открытой пустой женской фигуры, внутри которой укреплены многочисленные лезвия и острые шипы. Они расположены таким образом, чтобы жизненно важные органы заключенной в саркофаг жертвы не были задеты, поэтому агония приговоренного к казни была долгой и мучительной.

Мнение историков.

Многие ученые считают так называемые "охоты на ведьм" способом социального регулирования и удобным способом для устранения "неугодных". Список обвинений, который вы уже прочитали выше и куча уточнений для различных регионов позволяли обвинить ведьму в чем вашей душе угодно (голод, падеж скота, неурожай, воровство и вандализм, болезни и эпидемии, потеря детей и т.д.)

Столетняя война близилась к концу, и жизнь была очень и очень тяжелой, поэтому для того, чтобы восстановить порядок и контроль над обществом, нужно было найти врага, которого можно было обвинить во всех несчастьях.

Анастасия Ялкина.

Читайте, за какой проступок могли отправить на костер в Средние века.

© wikipedia.org

Инквизиция ассоциируется главным образом с католической церковью и кровавым испанцем Торквемадой. Но не все помнят, как за богохульство сжигали и православные, и протестанты.

С еретиками боролись еще с первых веков христианства, но долгое время самым страшным наказанием было отлучение от Церкви. С XIII века еретиков и ведьм начинают массово сжигать на кострах.

"Цель инквизиции - уничтожение ереси. Ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков, - пишет Бернар Ги в "Руководстве инквизитора". - Это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел".

Большинство трибуналов были политическими - уже в силу того, что полнота власти принадлежала церкви, и ни один из государей средевековой Европы не мог поспорить с Папой Римским. Таким образом были сожжены Жанна Д"Арк якобы за сношения с дьяволом, а на самом деле - за роль в войне против Англии, Джордано Бруно - за веру в бесконечность вселенной, Ян Гус - за проповеди против Римской церкви. Инквизиция также расправлялась с евреями и протестантами.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Первыми инквизиционными судами руководили доминиканцы - последователями Доминика Гусмана. В народе доминиканцев стали называть "домини канес", что на латыни значит "псы господни", и это прозвище полюбилось самому ордену: они представляли себя собаками, отгоняющими волков от Иисусова стада.

Преследования ведьм и колдунов проводились инквизицией с исключительной жестокостью.

"Я видел, как палачи мозжат стройное человеческое тело, расшатывают его во всех суставах, заставляют глаза вылезти из орбит, выдергивают стопы из голеней, плечи из лопаток, вздергивают человека на воздух, дробили кости, кололи иглами, жгли серой, поливали маслом", - так описывает пытки в начале XVII века современник пастор Мейфарт.

Формально церковь не наказывала еретиков. Еретика объявляли лишенными покровительства церкви и "отпускали на волю" со словами "да будет наказан по заслугам". После этого обвиняемый предавался в руки светской власти, в юрисдикцию которой входила казнь.

Церковники призывали власти к милосердию, как признавали сами инквизиторы - чтобы не казалось, что инквизиция согласна на пролитие крови. Однако церковь зорко следила, чтобы ее приговор не был воспринят светскими властями превратно, и еретика гарантированно отправили на костер. При этом сожжение заживо было предпочтительной казнью именно благодаря тому, что "не проливалось крови".

Суккубы и инкубы

В 1486 году был опубликован самый известный труд о ведьмах под названием Malleus Malificarum, или "Молот ведьм", написанный инквизиторами Генрихом Крамером и Яковом Шпренгером. Опус, в котором описывалась важность осознания гнусности колдовства и пошаговая инструкция судебного процесса над ведьмой, стал настольной книгой для инквизиторов всех времен.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

"Нет чуда в том, что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи", - говорится в "Молоте ведьм".

В колдовстве чаще обвиняли женщин, так как считалось, что женщины более похотливы и легче поддаются влиянию дьявола.

Первая ведьма, сожженая в 1275 году в Тулузе, обвинялась в плотской связи с дьяволом. В средние века люди верили в инкубов и суккубов - похотливых демонов в мужском или женском обличьи, приходящих во время сна и насилующих своих жертв. Соитие мужчины с таким демоном приравнивалось к мужеложству - не имело значения, инкубом или суккубом, поскольку за каждой личиной скрывался дьявол.

Преследование евреев

Наибольшее развитие инквизиция получила в Испании, густо заселенной евреями и маврами, что способствовало ксенофобии и религиозному фанатизму. Евреев стали начильно крестить, но и после их обращения в христианство постоянно подозревали в тайной приверженности иудейской вере.

Поводом для преследования могли служить даже соблазнительные запахи из кухни. В конце XV века испанских евреев-сефардов вычисляли по тому, что они соблюдали шаббат, святую субботу, заранее готовя особое блюдо, чолнт.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В книге "Капля меда. Рецепты и судьбы тайных евреев в Испании", которую цитирует в своей статье для "Коммерсанта" кулинарный эксперт Елена Чкалова, рассказывается, как еврейка Беатрис Нунез варила блюдо из ягнячьих желудков, яиц и нута. Ее взяли весной 1485 года по доносу служанки, пытали, признали еретичкой и сожгли на костре. Рецепт блюда дошел до нас в протоколах допроса.

"Мария Гонзалес в пятницу для субботы любила готовить запеканку из баклажан, яиц, сыра и пряных трав. Ее арестовали в 1510-м по доносу соседки, которая унюхала исходящий с кухни "дьявольский" аромат. Марию приговорили к пожизненному заключению с конфискацией имущества", - пишет Чкалова.

Холокост в Бамберге и Вюрцбурге

В XVII веке два немецких городка получили славу центров охоты на ведьм. В 1625-30 годах состоялся ряд громких процессов в Бамберге. Правивший городом Готфрид Иоганн Георг II Фухс фон Дорнхайм получил прозвище "ведьмин епископ".

За пять лет в Бамберге были сожжены около 600 человек, в том числе знатных людей. Среди ведьм, погибших в огне костра, были десятки маленьких девочек от семи лет.

Фон Дорнхайм создал специальную тюрьму для ведьм, где тех пытали. Процессы происходили так быстро, что подсудимых допрашивали скопом по десять человек и записывали не по именам, а по номерам: №1, №2...

"Они все сознались, что их более чем 1200 человек, связанных между собой служением дьяволу, и что, если бы их колдовство и дьявольское искусство не были открыты, то они сделали бы, чтобы в течение четырех лет во всей стране погиб весь хлеб и все вино, так что люди от голода съедали бы друг друга, - писали источники. - Другие сознавались, что они производили такие сильные бури, что деревья с корнем вырывались и большие здания обрушивались и что они хотели вызвать еще более сильные бури, чтобы обрушить Бамбергскую башню".

Всякого, кто выказывал сочувствие к жертва, арестовывали. В число таких попал вице-канцлер округа доктор Георг Хаан, который пытался остановить процессы над ведьмами, но и сам был осужден; его сожгли на костре вместе с женой и дочерью.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Параллельно охота на ведьм развернулась в соседнем Вюрцбурге. Количество жертв достигло 900 человек, при этом около 40% казненных за колдовство были мужчины, в то время как обычно подавляющее большинство составляли женщины. Среди колдунов было много священников, "предавших святую церковь и вступивших в сговор с дьяволом".

Около 300 сожженных заживо - мальчики и девочки от девяти лет. В списке казненных значится 19-летняя Гобель Бабелин, "самая красивая девушка в городе".

Протестантский фанатизм

В 17 веке инквизиция занялась протестантами, последователями Мартина Лютера. Но протестанты выступали не только жертвами, а и палачами.

Первой жертвой протестантского фанатизма считается испанский врач и философ Мигель Сервет, открывший малый круг кровообращения. Его врагом был Жан Кальвин, основатель кальвинизма. Книга Сервета "Восстановление христианства", в которой он призывал вернуться к истокам Библии, опровергал догмат о Троице и ратовал за крещение в сознательном возрасте, была признана еретической.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сервет бежал от инквизиции. Но в Женеве ему не повезло зайти в церковь, где в этот момент читал проповедь сам Кальвин. Он-то и узнал беглеца и позвал стражу. Холодным октябрьским утром 1553 года для 42-летнего Сервета приготовили костер. Поленьев было мало, погода была промозглой, и ученому довелось гореть медленно и мучительно.

Самый громкий протестантский процесс над ведьмами (Salem"s Lot) прошел в 1692 году в Салеме, штат Массачусетс. Внезапно у одного пастора заболели девятилетняя дочь и 12-летняя племянница. Их врач решил, что причиной болезни стало воздействие ведьмы. Первыми были арестованы служанка-рабыня, нищенка и одинокая вдова. Заболевшие девочки утверждали, что во время припадков видели этих женщин.

Затем круг подозреваемых стал разрастаться в геометрической прогрессии. По обвинениям в колдовстве были брошены за решетку 150 человек, самой младшей из которых была четырехлетняя девочка. 19 человек были повешены. К одному подозреваемому, 80-летнему фермеру, применили особо жестокую пытку - на его грудь положили тяжелые камни, чтобы выдавить признание. Старик умер спустя два дня.

Процесс закончился, когда один из пасторов признал, что видения не могут быть основанием для обвинения. Благодаря этому были отпущены оставшиеся 28 подозреваемых. Но окончательно приговоры "ведьмам" были признаны незаконными лишь в середине ХХ века.

Костры российской инквизиции

Охота на ведьм и костры инквизиции часто встречаются среди аргументов православных в пользу ошибочности католической веры. Однако жестокие приговоры за богохульство были характерны для истории православия в Киевской Руси и Московской империи.

Летопись XII века "Слово о злых дусех", составленная митрополитом Кириллом, отмечает необходимость наказания ведьм и колдунов церковным судом. Там говорится о том, что в 1024 году в суздальской земле были схвачены волхвы и "лихие бабы" и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они - виновники неурожая, пишет Ефим Грекулов в книге "Православная инквизиция в России".

Сжечь ведьму - этот призыв ранее очень часто звучал в отношении молодых и красивых женщин. Почему же люди предпочитали именно этот способ казни для колдунов? Насколько жестокими и сильными были гонения на ведьм в разные эпохи и в разных странах мира?

В статье:

Средневековая охота на колдунов

Инквизиторы, или охотники на колдунов, предпочитали сжечь ведьму, поскольку были уверены, что все люди, которые занимаются магией, заключили . Иногда ведьм вешали, обезглавливали или топили, но оправдательные приговоры суда над ведьмами тоже не были редкостью.

Преследование ведьм и колдунов особенного размаха достигло на западе Европы в 15-17 веках. В основном, охота на колдунов проходила в католических странах. Люди с необычными способностями преследовались и раньше 15 века, например, во времена существования Римской империи и в эпоху древней Месопотамии.

Несмотря на отмену закона о казни за колдовство, в истории Европы периодически случались инциденты с казнями ведьм и гадалок. Это продолжалось вплоть до 19 века. Период активного преследования «за ведьмовство» насчитывал около 300 лет. По оценкам историков, общее число казненных в это время - 40-50 тыс. человек, а количество судебных процессов над обвиняемыми в сговоре с Дьяволом и колдовстве - около 100 тысяч.

Сожжение ведьм на костре в Западной Европе


В 1494 году Папа Римский издал буллу (средневековый документ Папы Римского), которая была направлена на борьбу с ведьмами. Сделать это его убедил Генрих Крамер , больше известный как Генрих Инститорис - инквизитор, который в свое время утверждал, что отправил на костер несколько сотен ведьм. Он же стал автором «Молота Ведьм» - книги, которая рассказывала и бороться с ней. Впрочем, «Молот Ведьм» не использовался инквизиторами и был запрещен католической церковью в 1490 году .

Булла Папы Римского, изданная им под влиянием Генриха Инститориса, стала основной причиной многовековой охоты на людей с магическим даром в христианских странах Европы. По статистике, которая была подведена учеными-историками, больше всего людей было казнено за колдовство и ересь в Германии, Франции, Шотландии и Швейцарии. Меньше всего истерия, связанная с опасностью ведьм для общества, затронула Англию и Италию, а также, несмотря на обилие легенд об испанских инквизиторах и орудиях пыток родом из этой страны, Испанию.

Массовым явлением судебные процессы над колдунами и другими «пособниками Дьявола» были и в странах, затронутых Реформацией. В некоторых протестанских странах появились новые законы, которые были суровее католических. Например, это запрет о пересмотре судебных дел о колдовстве. Так, в Кведлинбурге в 16 веке только за один день было сожжено 133 ведьмы. В Силезии (сейчас это территории Польши, Германии и Чехии) в 17 веке была возведена специальная печь для сожжения ведьм. За год она использовалась для казни 41 человек, включая детей до пяти лет.

Но католики не слишком отставали от протестантов. До наших дней дошли письма некого священника из немецкого городка, которые были адресованы графу фон Сальму. Они датируются 17 веком. Вот как он описал ситуацию в своем родном городе в самый разгар охоты на ведьм:

Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9- 14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать.

Тридцатилетняя война стала хорошим примером массового преследования ведьм и пособников нечистой силы. Воюющие стороны обвиняли друг друга в использовании колдовства и сил, данных Дьяволом. Это была самая крупная война на религиозной почве в Европе, и, судя по статистике, таковой она остается вплоть до нашего времени.

Поиски и сожжение ведьм - предпосылки

Современные историки продолжают изучать такое явление прошлого, как охота на ведьм. Сейчас известно, почему булла о ведьмах Папы Римского и идеи Генриха Инститориса были одобрены в народе. Как и в случае с каждым массовым событием, для охоты на колдунов и сожжения ведьм имеются свои предпосылки.

В конце 16 века количество судебных процессов и людей, приговоренных к казни сожжением на костре, резко увеличилось. В это же время ученые отмечают и другие события - экономический кризис, голод и социальную напряженность. Жизнь в это время была сложной - эпидемии чумы, войны, долговременное ухудшение климата и неурожай. В это же время происходила революция цен, которая временно сделала уровень жизни большинства людей ниже.

Истинная причина этих событий находилась в увеличении количества населения в населенных пунктах и ухудшении климата, а также появлением эпидемий. Последнее также легко объяснить с точки зрения науки, но средневековая медицина не могла ни справиться с заболеванием, ни найти его причину. Это случилось только в 20 веке, и некоторое время единственной мерой, защищающей от чумы, был карантин.

Но, если сейчас человек обладает достаточными знаниями для того, чтобы понять причины эпидемии, плохого урожая, ухудшения климата и других неприятностей, то средневековый человек таких знаний не имел. Паника, которую порождали события тех лет, побуждали людей искать причины ежедневного несчастья, голода, болезней. Поскольку объяснить их с научной точки зрения с тем багажом знаний, который имелся у человека в то время, было невозможно, в ход шли мистические идеи вроде ведьм и колдунов, которые портят урожай и насылают чуму в угоду Дьяволу.

Существуют многочисленные теории, которые пытаются объяснить многочисленные случаи сожжения ведьм. Например, некоторые верят в то, что ведьмы действительно существовали именно в том виде, который можно наблюдать в современных фильмах ужасов. Часть людей отдает предпочтение версии, которая гласит, что большинство судебных процессов было способом обогащения, ведь имущество казненных отдавалось тому, кто вынес приговор.

Последнюю версию можно доказать. Суды над колдунами стали массовым явлением там, где власть была слабой, а также в отдаленных от столиц провинциях. Приговор в некоторых регионах мог зависеть от настроения местного правителя, и исключить личную выгоду полностью невозможно. В государствах с развитой системой управления пострадало меньше «пособников Сатаны», например, это Франция.

Лояльность к ведьмам в Восточной Европе и России


На востоке Европы преследование ведьм практически не прижилось. Жители православных стран практически не испытали того ужаса, который довелось пережить людям, которые проживали в странах Западной Европы. Количество процессов над ведьмами на территории нынешней России составляло около 250 за все 300 лет охоты на пособников нечистой силы. Эту сумму невозможно сравнить со 100 тысячами судебных дел в Западной Европе .

Причин этому множество. Православное духовенство в меньшей степени было обеспокоено греховностью плоти, если сравнивать с католиками и протестантами. Соответственно, женщина как существо с телесной оболочкой меньше пугала православных христиан. Известно, что большая часть казненных за ведьмовство были женского пола.

Православные проповеди в России 15-18 века осторожно затрагивали темы , духовенство стремилось избежать самосуда, который часто практиковался в провинциях Европы. Еще одна причина - отсутствие кризиса и эпидемий в том объеме, который пришлось испытать жителям Германии, Франции, Англии и других стран Западной Европы. Соответственно, население не было занято поисками мистических причин голода и неурожая.

Сжигание ведьм в России практически не практиковалось, а то и более, они защищались законом.

Судебник 1589 года гласил: «А блядям и видмам бесчестия 2 деньги против их промыслов», то есть за их оскорбление полагался штраф

Но встречались случаи самосуда, когда крестьяне поджигали избу местной «ведьмы», которая погибала из-за пожара. Ведьма на костре, сооруженном на центральной площади города, вокруг которого собралось население всего города - в православной стране таких зрелищ не наблюдалось. Казни сожжением заживо практиковались крайне редко, и использовались при этом деревянные срубы - публика не видела страданий осужденных за ведьмовство.

В Восточной Европе обвиненных в колдовстве испытывали водой. Подозреваемую топили в реке или другом местном водоеме. Если она всплывала, ее обвиняли в ведьмовстве - крещение принимается святой водой, а если вода «не принимает» человека, которого топят, значит, это колдун, отрекшийся от христианской веры. Если подозреваемая тонула, ее объявляли невиновной.

Америку охота на ведьм практически не затронула. Однако несколько процессов над колдунами и ведьмами все же было в Штатах. Известны на весь мир события в Салеме 17 века, в результате которых было повешено 19 человек, один человек был раздавлен каменными плитами, и около 200 человек было приговорено к тюремному заключению. События в Салеме неоднократно пытались обосновать с научной точки зрения, выдвигаются разнообразные версии, каждая из которых может оказаться правдивой - истерия, отравление или энцефалит у «бесноватых» детей и многое другое.

Как наказывали за колдовство в Древнем мире


В Древней Месопотамии законы о наказании за колдовство регламентировал кодекс Хаммурапи, названный именем царя, правившего в это время. Кодекс датируется 1755 годом до нашей эры. Это первый источник, в котором упоминается испытание водой. Правда, в Месопотамии проверяли на колдовство несколько иным методом, чем тот, которым пользовались в Русском Царстве.

Если доказать обвинение в колдовстве невозможно, обвиненного заставляли погрузиться в реку. Если река забирала его, считали, что человек был колдуном. Его имущество отходило к обвинителю. Если же человек оставался жив после погружения в воду, его объявляли невиновным. В этом случае к смертной казни приговаривали обвинителя, а обвиняемый получал его имущество.

В Римской империи к наказаниям за колдовство подходили так же, как и ко всем остальным преступлениям. Оценивалась степень его вредоносности, и если пострадавшему не выплачивалась компенсация человеком, обвиненным в колдовстве, ему причиняли такой же вред.

Регламент сожжения заживо ведьм и еретиков


Пытки инквизиции

Перед тем как приговорить пособника Дьявола к сожжению заживо, требовалось допросить обвиняемого, чтобы он выдал сообщников. В средневековье верили в шабаши ведьм и считали, что дело редко обходится только одной ведьмой в городе или селе.

Допросы практически всегда происходили с применением пыток. Сейчас практически в каждом городе с богатой историей можно встретить музеи пыток, экспозиции в замках и даже подземельях монастырей. Если обвиняемый не умирал в процессе допроса, документы передавались в суд.

Считается, что пытки продолжались до того времени, пока палачу не удастся получить признание в совершении преступления, а также пока подозреваемый не укажет имена сообщников. Однако не слишком давно учеными-историками были изучены документы инквизиции. На самом деле пытки во время допросов ведьм строго регламентировались.

Например, к одному подозреваемому по одному судебному делу мог применяться только один вид пыток. Но было множество методик получения показаний, которые не считались пытками. Например, это психологическое давление. Палач мог начать свою работу с демонстрации пыточных приспособлений и рассказа об их особенностях. Судя по документам инквизиции, этого часто хватало для признания в колдовстве.

Не считалось пытками лишение воды или пищи. Например, обвиняемых в ведьмовстве могли кормить только пересоленной пищей и не давать воду. Холод, пытки водой и некоторые другие способы получить признание также были в ходу у инквизиторов. Иногда заключенным показывали, как пытают других людей.


Регламентировалось также время, которое можно было потратить на допрос одного подозреваемого по одному делу. Некоторые пыточные инструменты никогда не были использованы, по крайней мере, официально. Например, это касается известной Железной Девы. Достоверных сведений о том, что ее применяли для казни или пытки, нет.

Оправдательные приговоры не были большой редкостью, их количество составляло около половины от количества процессов над ведьмами. В случае получения оправдательного приговора церковь даже могла заплатить возмещение человеку, которого подвергали пыткам.

Если все же палач получал признание в ведьмовстве, а суд признавал человека виновным, чаще всего его ожидал смертный приговор. Несмотря на немалое количество оправдательных приговоров, все-таки около половины привело к казням. Иногда применялись более мягкие наказания, например, изгнание, но это случалось уже ближе к 18-19 векам. В качестве особой милости еретика могли задушить, а тело сжечь на костре на площади.

Существовало два способа разложения костра для сожжения заживо, которые применялись во времена охоты на ведьм. Первый способ был особенно любим испанскими инквизиторами и палачами, поскольку сквозь пламя и дым были хорошо видны страдания осужденного на смерть. Считалось, что это оказывает моральное давление на ведьм, которые еще не пойманы. При этом складывали костер, осужденного привязывали к столбу и обкладывали хворостом и дровами по пояс или колено.

Таким же способом осуществляли коллективные казни групп ведьм или еретиков. Но сильный ветер мог задуть огонь, и по этой теме по сей день ведутся споры. Случались как помилования - «Бог послал ветер, чтобы спасти невинного человека», так и продолжение казней - «ветер - происки Сатаны».

Второй способ сжигания ведьм на костре был более гуманным. Обвиненную в колдовстве одевали только в рубаху, которая была пропитана серой. Дровами в этом случае ее обкладывали полностью, обвиняемой не было видно за ними. При этом сжигаемый на костре человек успевал задохнуться от дыма, прежде, чем огонь начинал сжигать его тело. Но иногда он мог и сгореть заживо - это зависело от ветра, количества дров, степени их сырости и многого другого.

Сожжение на костре получило такую популярность благодаря зрелищности . Казнь на городской площади собирала немало зрителей. После того как они расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до того времени, пока тело еретика не превратится в пепел. Последний обычно развеивался за городом, чтобы ничего не напоминало о происках казненного на ведьмином костре. Только в 18 веке такой способ умертвления преступников начали считать негуманным, и его применение постепенно сошло на нет.

Последнее сожжение ведьмы

Аннa Гельди

Первой страной, в которой официально отменили преследование за колдовство, стала Великобритания. Соответствующий закон был выпущен в 1735 году. Максимальное наказание для колдуна или еретика составляло один год тюремного заключения. Правители других стран приблизительно в это же время установили личный контроль за всеми делами, которые касались преследования ведьм. Это серьезно ограничило обвинителей, и количество судебных процессов снизилось.

Когда произошло последнее сожжение ведьмы - точно неизвестно, поскольку способы казней постепенно становились все более гуманными во всех странах. Известно, что последней официально казненной за ведьмовство стала жительница Германии. Служанка Анна Мария Швегель была обезглавлена в 1775 году.

Последней ведьмой Европы считают Анну Гельди из Швейцарии. Она была казнена в 1792 году, когда преследование ведьм было запрещено. Официально Анну Гельди обвинили в отравлении. Ей отрубили голову за подмешивание иголок в хозяйскую пищу - Анна Гельди была служанкой. Под пытками она призналась в сговоре с дьяволом. Несмотря на то, что официальных упоминаний о колдовстве в деле Анны Гельди не было, это обвинение вызвало возмущение и было воспринято как продолжение охоты на ведьм.

За отравление же была повешена гадалка в 1809 году. Ее клиенты утверждали, что она околдовала их. В 1836 году был зафиксирован самосуд в Польше, в результате которого утонула вдова рыбака после испытания водой. Самое последнее наказание за колдовство было назначено в Испании в 1820 году - 200 ударов розгами и изгнание на 6 лет.

Инквизиторы - поджигатели или спасители людей

Томас Торквемада

Святая инквизиция - это общее название целого ряда организаций католической церкви. Главной целью инквизиторов была борьба с ересью. Попросту говоря, инквизиция занималась всеми связанными с религией преступлениями, которые требовали церковного суда (только в 16-17 веках начали отдавать эти дела в светский суд), в том числе и ведьмовством. Официально она была создана папой римским в 13 веке, а понятие ереси появилось приблизительно во 2 веке. Только в 15 веке инквизиция начала заниматься обнаружением ведьм и расследованием дел, связанных с колдовством.

Одним из самых известных среди тех, кто сжигал ведьм, стал Томас Торквемада из Испании. Он отличался жестокостью, поддерживал гонения евреев в Испании. Торквемада приговорил к смерти более двух тысяч человек, причем около половины сожженных - соломенные чучела, которыми заменяли умерших при допросах людей, а также скрывшихся из поля зрения инквизитора. Он верил, что очищает человечество, но к концу своей жизни начал страдать от бессонницы и паранойи.

В начале 20 века инквизиция была переименована в «Священную конгрегацию доктрины веры». Работа этой организации была перестроена в соответствии с законами, которые действуют в каждой конкретной стране. Конгрегация существует только в католических странах. С самого времени основания этого церковного органа и по сей день на значимые должности выбирают только монахов-доминиканцев.

Инквизиторы были не только теми, кто сжигал ведьм. Они защищали потенциально невиновных людей от самосуда - все-таки оправдательных приговоров было около половины, а толпа односельчан с вилами не стала бы слушать оговоренного кем-то «пособника Сатаны» и уж тем более не стала бы требовать предъявить улики, как это делали охотники за ведьмами.

Не все приговоры были смертными, все зависело от тяжести преступления. Наказанием могло быть обязательство уйти в монастырь замаливать грехи, принудительные работы на благо церкви, чтение молитвы несколько сотен раз подряд и др. Нехристиан обязывали принять крещение, в случае отказа их ждали более тяжелые наказания. Поводом для доноса в инквизицию часто служила обычная зависть, и охотники на ведьм пытались избежать смерти невиновного человека на костре. Правда, это совсем не означало, что они не найдут причины для назначения «мягкого» наказания и не будут применять пытки.

Почему ведьм сжигали на костре

Так почему же их сжигали на костре, а не казнили другими способами? Во-первых, как вы уже узнали из статьи, обвиненных в ведьмовстве казнили через повешение или отсечение головы, но такие способы казни применялись ближе к окончанию периода войны на ведьм. Во-вторых, существует немало причин, по которым выбирался именно этот способ казни.

Первой причиной была, как бы ни дико звучало это для современного человека, зрелищность сожжения на костре ведьмы. Жители средневековых городов Европы собирались на площадях для того, чтобы посмотреть на такую казнь. Одновременно она служила и способом морального давления на еще не пойманных колдунов, запугивания граждан и укрепления авторитета церкви и инквизиции.

Сжигание на костре считалось бескровным методом умерщвления, то есть, «христианским». Это же можно сказать и про повешение, но оно не выглядело так зрелищно, как ведьма на костре в центре города. К тому же, люди верили, что огонь очистит душу женщины, которая заключила договор с Дьяволом, и она сможет попасть в Царство Небесное.

Ведьмам приписывали особенные способности и иногда отождествляли их с вампирами. Особенно распространена вера в вампиров в это время была в Сербии. В прошлом верили, что убитая другим способом ведьма может восстать из могилы и продолжить вредить своим черным колдовством, пить кровь живых и воровать детей.

В целом, большая часть обвинений в ведьмовстве не сильно отличались от поведения людей и сейчас - популярный способ расправы в виде доноса использовался еще очень долгое время и практикуется до сих пор в некоторых странах. А масштабы зверств инквизиции зачастую сейчас преувеличиваются для большего привлечения внимания к новинкам в мире книг, видеоигр и кинофильмов.

Вконтакте

В сознании современного человека период «темного Средневековья» неразрывно связан с мрачными ведовскими процессами (процессами над ведьмами), аутодафе, жестокостями инквизиции. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на пытку или костер. Средневековая охота на ведьм сегодня продолжает смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей.

В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы и ведовства, охватившей Западную Европу в XV–XVII веках? Это остается неясным и сегодня.

Историческая наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств: состояния общества, церкви. Прочие же науки о человеке и человеческом обществе (социология, медицина, эволюционная биология, психология и др.) пытаются если не объяснить феномен охоты на ведьм, то хотя бы выдвинуть гипотезы, опираясь на частные факты, на первый взгляд малозначительные и не удостоившиеся внимания других исследователей. Многое в таких версиях может показаться неожиданным, но они заслуживают внимания и дальнейшего изучения.

Так называемое «темное Средневековье», годы между закатом Западной Римской и Восточной Римской империй (примерно от 500 до 1500 года нашей эры), имеет в наши дни прискорбную репутацию. Именно этой эпохе приписывают самые дурные деяния человечества, в частности – массовое сожжение ведьм. Для большинства охота на ведьм – явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Такая точка зрения весьма популярна и сегодня.

А между тем ее легко опровергнуть с помощью хронологии. Большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Эта практика появилась у отцов церкви в годы позднего Средневековья (так называемая Вторая Инквизиция) и Ренессанса, века Просвещения, и не без активной поддержки известных деятелей этой просвещенной эпохи. Вероятность попасть на костер в качестве ведьмы была во времена Лютера, Галилея и Гутенберга значительно большей, чем ранее. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения. Огонь и раньше был средством борьбы с еретиками, но именно процессы против ведьм привели к коллективному помешательству, которого человечество ранее не знало.

Печально известная охота на ведьм длилась несколько столетий и унесла жизни, по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч человек. Первые процессы начались примерно с начала XV века. Лишь в 1419 году в швейцарском городе Люцерне впервые было брошено слово «колдовство» и церковники стали вплотную заниматься этой темой. Правда, в XV веке колесо только раскручивалось и казни были относительно редкими. «Большая охота» началась в середине

XVI века и продолжалась примерно 200 лет – на этот период приходится около 100 тысяч процессов и около 50 тысяч жертв. Своего апогея эта истерия достигла в немецких княжествах, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени затронув Англию, Италию и Испанию, и почти не коснулась Восточной Европы и России. Лишь несколько процессов было в Америке, самый известный пример – Салемские события 1692–1693 годов.

Но вначале о массовой истерии говорить было еще рано. Даже когда в 1430 году Жанна д’Арк была сожжена на костре, все воспринимали эту казнь как политический процесс. Истерия в поиске ведьм, которая по массовому затмению умов сравнима только с расовыми предрассудками нацистов, начала постепенно разворачиваться в странах, граничащих с Альпами, и вначале только тлела, пока в 1478 году не появилась знаменитая книга «Молот ведьм», написанная Инститорисом и Шпренгером. «Молот ведьм» и другие аналогичные книги, так сказать, научно доказывали, что ведьмы существуют. Были подобраны очень ученые выражения, объясняющие, как их отличать от обычных людей, чем они опасны для других и как с ними бороться.

Разумеется, охоту на ведьм, как и любое иное историческое явление, нельзя изучать отвлеченно, в отрыве от общей исторической канвы. С этим спорить не приходится. Однако когда такой подход становится превалирующим, исследователь вправе задать вопрос: а не теряется ли за общими выводами само явление с присущими ему особенностями? Факты и свидетельства источников зачастую лишь иллюстрируют нарисованную исследователем картину.

До сих пор историки теряются в догадках, что стояло за этим коллективным помешательством. Избыточное религиозное рвение? Но вызывает сомнение то обстоятельство, что особенно активны были как раз не церковники, не невежественные мракобесы, а юристы и государственные чиновники, искушенные в параграфах законодательства и тонкостях юриспруденции. Современный историк Герхард Праузе пишет: «Это были ученые, университетские профессора, философы, юристы, то есть представители именно тех кругов общества, которые многие годы сопротивлялись темным домогательствам церкви, а теперь вдруг обратились в «истинную веру» и с жаром принялись искать и обличать ведьм». Когда весьма осторожный в вопросах веры и просвещенный император Максимилиан I, который весьма скептически относился к преследованию ведьм, попросил знаменитого гуманиста того времени прояснить этот вопрос, тот с жаром привел многочисленные «научные» доказательства. Даже знаменитый врач Парацельс и многие религиозные реформаторы, включая Мартина Лютера, поощряли охоту на ведьм и включались в нее, утверждая, что к ведьмам не может быть милосердия, ведь волшебство и заклинания – чертовщина.

Существует несколько версий относительно возникновения массовых ведовских процессов, ни одну из которых, впрочем, нельзя считать исчерпывающей. По одной версии, охота на ведьм стала лишь продолжением практики искоренения ересей. Сторонники этой точки зрения утверждают, что инквизиция воспринимала ведьм как членов организованной сатанинской секты, и относят начало охоты на них к XII веку, когда появляются сведения о секте катаров. XI–XII столетия, как известно, стали временем расцвета еретических движений богомилов, альбигойцев и вальденсов, и католическая церковь отреагировала на это созданием в 1215 году специального органа – папской инквизиции – для розыска и наказания еретиков. Однако инквизиция отнюдь не ставила своей целью уничтожение ведьм. Она преследовала подозреваемых в колдовстве лишь в случае их причастности к еретическому движению. При этом процент оправдательных приговоров был весьма высок.

Возможно, это глобальное явление было свидетельством какого-то безудержного падения морали после прокатившихся по Европе войн и эпидемий чумы? Или охота на ведьм была следствием загадочных глубинных социобиологических процессов, терзавших средневековое общество, ведь вид «хомо сапиенс» подчиняется тем же законам биологии, что и выбрасывающиеся на берег киты, и тысячами топящиеся в море лемминги, и кошки, поедающие своих котят…

Классическая советская историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XVI–XVII веках феодально-католической реакции. Правда, она не учитывала того, что слуг дьявола активно преследовали и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, причем независимо от социального положения и религиозных воззрений.

Наиболее популярная ныне социальная теория тоже не избежала подобного взгляда: охота на ведьм – это лишь очень яркий показатель степени обострения внутриобщественных отношений, стремление найти «козлов отпущения», на которых можно возложить ответственность за все проблемы и трудности бытия. Например, модная нынче гендерная наука (франц. гендер – род, пол) ставит во главу угла изначальное различие между «женским» и «мужским», страх человека перед «вечной загадкой женственности». Есть интерпретация ведовских процессов, согласно которой они представляли собой массовую мисогонию – войну мужчин против женщин. Эту версию выдвинул французский историк Жюль Мишле, опубликовавший в 1929 году книгу «Ведьма и женщина». Эта оригинальная интерпретация и поныне вдохновляет идеологов феминистского движения.

В христианстве существовала презумпция изначальной виновности женщин. Например, правило, что женщина не может быть священником только потому, что она не является мужчиной. Некоторые христианские мыслители подозревали, что именно секс был первоначальным грехом и что поедание яблока с Древа Познания является всего лишь метафорой, позволяющей избежать «этой» темы в священной книге. Постоянно пропагандировался постулат, что Ева-искусительница на самом деле была Евой-совратительницей, а каждая женщина – это Ева. Дискредитация ведьм отразилась на всех женщинах, ибо аргументы, которые Яков Шпренгер и Генрих Инститорис приводили против деятельности ведьм, были замешаны на их патриархальной боязни женщин вообще. По мнению авторов «Молота ведьм», женщины не имели права на собственные мысли: «Когда женщина думает, она думает о плохом». «Они слабее мужчин и разумом, и телом…По умственному развитию женщины подобны детям… У них более слабая память, и от природы им не дано быть дисциплинированными, а потому они следуют своим чувствам, а не долгу». На основании всего вышеизложенного, Инститорис и Шпренгер сделали следующий вывод: «Женщина лжива по самой своей природе… Она – хитрый и тайный враг».

Теологические корни женоненавистничества подкреплялись и демографическими – многочисленные войны резко сокращали численность мужского населения. В популяции биологического вида Человек разумный начинали действовать биологические механизмы регуляции. И мужчины «зубами и когтями» восстанавливали генетический баланс. Во всяком случае, такой точки зрения придерживаются некоторые социобиологи.

Но утверждать, что ведовские процессы были «женским холокостом», мешают два исторических факта: среди осужденных в колдовстве было около трети мужчин (а в Нормандии и Скандинавии даже подавляющее их большинство), а инициаторами процессов очень часто выступали именно женщины – они доносили на колдунов.

Можно сказать, что мотивы, которые определяли участие в охоте за ведьмами, были сложной смесью из страха, подозрительности, расчетов и желания власти. Отцы церкви стремились к полному покорению европейских народов, но довести это дело до конца было непросто. По всей Европе находились люди, продолжавшие поклоняться старым дохристианским богам. Церковь приходила от этого в ярость, что выражалось в уничтожении священных деревьев и рощ, загрязнении целебных колодцев и источников и возведении церквей и соборов в заряженных энергией местах, таких как Лурд, Фатима или Шартр, где христианские святыни стоят в тех местах, где люди древности поклонялись прежним божествам.

Абсолютно ясно, что церковь не могла проявить терпимость в отношении древних религий дохристианских цивилизаций. Но вот что интересно: почему после сотен лет относительно «мирного сосуществования» между христианскими общинами и общинами «староверов» в конце XV века вдруг началась кровожадная охота за ведьмами, которая продолжалась в течение более чем двух столетий?

Возможно, бездеятельность церкви времен раннего Средневековья объясняется отсутствием подконтрольной ей политической организации, которая могла бы осуществить широкомасштабную травлю ведьм. В период раннего Средневековья позиции церкви в обществе были еще не так прочны, влияние ее было еще не так велико. Стало быть, ей нужно было проявлять терпимость.

Но к концу Средневековья положение изменилось. Церковь стала крупнейшей политической и экономической силой в Европе. Инквизиция была могущественной организацией. В результате крестовых походов завязались военные и экономические связи между местными епископами и местной знатью (а некоторые местные епископы сами были местной знатью). Так сформировалась система, которую можно было использовать с целью широкомасштабного искоренения инакомыслия.

«В чьих интересах велась охота за ведьмами?» – задает непростой вопрос писательница Мириам Стархок в книге «Мечты во мраке». Если поставить вопрос таким образом, то следует обратить внимание не только на христианские Церкви, но и на другие группировки, которые были заинтересованы в истреблении ведьм. Так кто же были эти другие, которые также поддерживали преследования и принимали в них участие?

Прежде всего, к ним принадлежали люди с коммерческой жилкой, количество которых значительно увеличилось к периоду позднего Средневековья. Эти люди начали рассматривать землю как товар, который можно покупать и продавать. Традиционное отношение к земле, которая была священным объектом поклонения, заключалось в том, что земля не принадлежала никому – даже землевладельцы не были ее хозяевами в том смысле, что они не могли продавать землю тогда, когда им это захочется.

Земля принадлежала общине. Даже у крестьян были определенные права: право собирать в лесу хворост, право выпасать свой скот на общинных землях и, наконец, главное право – жить на этой земле. Землевладельцы эти права уважали. Однако по мере развития рыночной экономики землевладельцы стали экспроприировать землю в свою пользу и изгонять стоявших у них на пути крестьян. Капиталистическое понятие частной собственности стало теснить старые представления о земле как о священном объекте, который принадлежит всем людям общины. Пионеры капитализма в Америке обнаружили подобное отношение у коренных жителей американского континента и вынуждены были вести войну (как в физическом, так и в идеологическом смысле), чтобы искоренить туземные племена, чье представление о земле и духе стояло на пути того, что пионеры называли «прогрессом».

Процесс «огораживания», который начался в середине Средневековья и продлился вплоть до XIX века, разрушил традиционный уклад крестьянской жизни. «Огородив» общинные земли и установив на них свои законы, землевладельцы лишили крестьян их вековых прав. Феодальная концепция земли как единого организма, в котором есть место для всех элементов общества, постепенно была вытеснена рыночной экономикой. В ходе этого процесса обезлюдели целые деревни. Тысячи крестьянских семей были вынуждены перемещаться на неосвоенные земли или в растущие города, где они за зарплату работали на новых фабриках. Языческая жизнь деревни была разрушена, соседи стали бояться соседей, и, как это часто случается в смутные времена, потребовались «козлы отпущения». Церкви и богатым дельцам не составило труда использовать эту ситуацию к своей выгоде, организовав в различных местностях «охоту на ведьм», направленную против конкретных личностей, не отрекавшихся от «неудобной» старой веры и боровшихся за образ жизни, основанный на единстве сельскохозяйственных угодий и священности земли.

Помимо богатых дельцов и землевладельцев, стремившихся получить от земли побольше выгоды, в преследовании ведьм и целителей, которые практиковали методы лечения, отличные от тех, что преподавались в университетах того времени, были заинтересованы и представители тогдашней медицины. Усилия создать профессиональную медицинскую среду подразумевали доступ в эту среду только тем, кто закончил официальные учебные заведения. Естественно, что такие люди могли сами устанавливать размеры своих гонораров и отлучать от этой профессии любого, кого они считали непригодным к ней. А потому нет ничего удивительного в том, что они принялись утверждать, будто женщины не способны быть целителями. В «Молоте ведьм» было сказано: «Если женщина, не имеющая образования, осмеливается заниматься врачеванием, она – ведьма и должна умереть».

Ведьмы, конечно, учились своему ремеслу, но не в университетах. Они учились у природы, перенимали опыт старших женщин общины, сами экспериментировали с цветами и травами. Лечили-то ведьмы хорошо, и как раз это приводило в ярость медиков и церковь. В 1322 году одна женщина была арестована за врачевание и допрошена на медицинском факультете Парижского университета. Хотя в заключении было сказано, что она «владела искусством хирургии и приготовления лекарств в гораздо большей степени, чем лучшие парижские доктора», это, однако, не побудило медиков-мужчин относиться к женщинам-целительницам с уважением.

История медицины, кстати, дала возможность появиться еще ряду гипотез о причинах массового безумия, вылившегося в тотальную охоту на ведьм.

Разумеется, охоту на ведьм, как и любое другое историческое явление, нельзя изучать отвлеченно, в отрыве от общей исторической канвы. Но нужно вспомнить, на каком фоне разворачивалась массовая истерия преследования «колдуний». Ведьмы преследовались как некий фантомный «внутренний враг» наравне с другими изгоями, прежде всего евреями и прокаженными. Действительно, еще в XI веке появляются первые гетто для евреев в Германии и начинаются их массовые убийства в Испании. В 1179 году во Франции издается закон против прокаженных и гомосексуалистов. В конце XII века из Франции изгоняются евреи. И наконец, в XIV веке в этой же стране происходят массовые убийства прокаженных. Но такие сопоставительные ретроспекции не совсем проясняют причины массовой охоты на ведьм, развернувшейся многим позже перечисленных событий.

Проказа (лепра) в XI–XIII веках была настоящим бичом божьим. Прокаженные несли на себе печать ужаса. В то время нашли «выход» в абсолютном исключении прокаженного из социальной группы. Прокаженные носят специальную, издали приметную одежду, на их посохах – колокольчики, чтобы все бежали прочь, едва услышат приближающийся звон. Навязчивая, пугающая фигура прокаженного; отторгнутый от всех, он играет в восприятии любой группы роль изгоя. Прокаженный всеми оставлен, он вызывает только страх и ужас.

Только на исходе Средних веков западный мир избавляется от проказы в массовой форме (эпидемической). Проказа отступает, и с ее уходом отпадает надобность в тех местах изоляции и том комплексе ритуалов, с помощью которых ее не столько старались одолеть, сколько удерживали на некоей сакральной дистанции, как объект своего рода поклонения навыворот. Но начиная с эпохи Высокого Средневековья и до конца крестовых походов количество лепрозориев – «проклятых селений» – по всей Европе неуклонно росло. Согласно Матвею Парижскому, в христианском мире в целом их насчитывалось до 19 тысяч. Во Франции к

1266 году, когда Людовик VIII ввел в действие свои правила для лепрозориев, их было более 2 тысяч. В одном только Парижском диоцезе их число доходило до 43, среди них были Бурла-Рен, Корбей, Сен-Валер и зловещий Шан-Пурри. Два самых крупных лепрозория – Сен-Жермен и Сен-Лазар, находились в непосредственной близости от Парижа. Начиная с XV века лепрозории постепенно приходят в запустение, в Сен-Лазаре к тому моменту, когда здесь появляется св. Винсент, остается один-единственный прокаженный. В Мансийском лепрозории, одном из крупнейших в Европе, в эпоху регентства Марии Медичи содержатся всего четверо больных. В Англии и Шотландии с их полуторамиллионным населением в XII столетии было открыто 220 лепрозориев. Однако уже в XIV веке они часто пустуют. Отступление проказы, разве что чуть более медленное, наблюдается и в Германии. Как и в Англии, этот процесс ускоряется Реформацией: все благотворительные заведения и больницы передаются в ведение городских властей; так обстоит дело в Лейпциге, Мюнхене, Гамбурге. В донесении одного из штутгартских магистратов от 1589 года указано, что за последние 50 лет в местный лепрозорий не поступило ни одного больного.

Странное исчезновение лепры само по себе является загадкой. Оно не было, конечно, долгожданным результатом таинственных медицинских процедур, не было тогда сульфоновых препаратов, да и не могло быть. Есть версия, что это произошло благодаря изоляции больных, а также вследствие прекращения контакта с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов. Или – с массовым уничтожением ведьм…

Вопрос: при чем тут ведьмы? Некоторые современные исследователи находят параллели между лепрозными явлениями и некоторыми особенностями ведьм, на которые особо обращали внимание инквизиторы. Возможно ли, что охота на ведьм была борьбой с прокаженными?

Никто из авторов, рассказывающих об охоте на ведьм, не обошел вниманием все этапы ведовского процесса: арест ведьмы, расследование преступлений, вынесение приговора и казнь. Однако стоит обратить внимание на значительно менее известную процедуру, которая предшествовала пытке и, по сути, служила главным доказательством вины. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой «печати дьявола». Ее искали, сначала просто осматривая тело подозреваемого, а затем нанося уколы специальной иглой. Судья и палачи старались найти на обвиняемом места, отличающиеся от остальной поверхности кожи: пятна беловатого цвета, язвочки, небольшие вздутия, обладающие, как правило, настолько пониженной болевой чувствительностью, что подследственные не ощущали укола иглы.

Об этом пишет Я. Канторович в работе «Средневековые ведовские процессы»: «Если у кого-нибудь на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу. Поэтому прежде всего обращались к испытанию иглой. Нередко такое лишенное чувствительности место действительно находили на теле». О том, что наличие «ведовской печати», ведьминого знака считалось абсолютным признаком виновности, сообщали и другие исследователи.

Следует задать вопрос: какую реальную основу могли иметь под собой рассказы о ведьминых знаках, что представляли собой эти отметины? Есть два основных вида таинственных знаков: дьявольское пятно и ведьмин знак. Последний представлял собой своеобразный бугорок или вырост на теле человека и, по мнению демонологов, использовался ведьмами для кормления различных духов собственной кровью. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном.

Инквизиторы дают достаточно подробное описание этих знаков: «Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Так же редко они отмечены углублением кожи. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. Часто они находятся на глазных веках, на спине, на груди». Главный же признак, по которому в Средневековье отличали дьявольское пятно, – его нечувствительность к боли. Поэтому при осмотре потенциальной ведьмы подозрительные пятна обязательно прокалывали иглой. И если на укол не следовало реакции, обвинение считалось доказанным. (Еще одна существенная особенность «чертовых знаков»: при укалывании эти места не только не чувствовали боли, но и не кровоточили.)

Описание «ведьминых знаков» очень напоминает симптоматику кожного заболевания. Возможно, что подавляющая часть людей, обвиненных в ведовстве, имела общую для всех болезнь. И лепра особенно подходит под все описанные выше симптомы. Вот что говорит о проказе Медицинская энциклопедия: «Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боли». Не правда ли, картина болезни очень напоминает демонологические трактаты? В соответствии с современными медицинскими данными, «нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается практически только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании».

Можно ли в таком контексте говорить, даже гипотетически, что колдуны и ведьмы, осужденные на смерть, были действительно в той или иной стадии поражены проказой, что в основе гонения на ведьм лежало стремление средневекового общества обезопасить себя от страшного заболевания, распространение которого к XV веку достигло своего апогея, не разбирая особо «заражен/не заражен», а просто под влиянием панического страха? Справилась ли Европа к концу XVII века с эпидемией проказы, жестоко уничтожая прокаженных? Верили ли сами судьи в то, что отправляют на костер именно дьяволово отродье, а не больных и отверженных людей?

Быть может, видя в охоте на ведьм и колдунов «карантинную меру», а в судьях и палачах – борцов с опасным недугом, исследователи излишне модернизируют явление более чем пятивековой давности. Но косвенным доказательством версии о сходстве проказы и обвинений в ведовстве служит и характер процессов над ведьмами (ведь не зря в литературе, им посвященной, они именуются эпидемиями). Если предположить, что средневековые истребители ведьм и колдунов знали, с чем они на самом деле сражаются, то логично их стремление как можно тщательнее изолировать от общества обвиненных в колдовстве. Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. Демонологи же в своих наставлениях предупреждают об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний. Хотя теологи и считали, что борющийся с ведьмами имеет благословение церкви, а потому неподвластен их чарам, практика нередко говорила об обратном. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, ведшего процессы. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться. Поскольку наибольшая опасность заражения грозила прежде всего родственникам и ближнему окружению, то если хоть один из членов семьи был казнен по обвинению в колдовстве, то на всех остальных всю жизнь лежало подозрение (инкубационный период лепры может составлять несколько лет, и любой контактирующий с зараженным внушал опасение). Нередко казнили всю семью ведьмы. Иногда, очень редко, с обвиняемого в колдовстве снимали обвинения. Но и после освобождения он оставался, по сути, отверженным, подвергаясь строжайшему карантину: ему запрещали входить в церковь или отводили в ней особое место; даже в собственном доме он жил изолированно. Вполне разумные предписания на случай возможной опасности заражения.

Доказательством, подкрепляющим гипотезу, может быть стереотипный образ колдуньи, созданный народным сознанием. На костер всходили люди без различия пола, возраста, социального положения, любой мог быть обвинен в колдовстве. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Английский историк Р. Харт в работе «История ведовства» приводит свидетельства современников о том, как, по их мнению, выглядит типичная ведьма. Вот одно из них: «Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами. Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Члены ее постоянно трясутся».

Это очень похоже на внешний вид больного лепрой на последних стадиях развития заболевания. Кроме того, сообщает Медицинская энциклопедия, «в запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты, голос становится хриплым». Типичная ведьма из сказки разговаривает охрипшим голосом и имеет длинный, резко выдающийся на лице нос. Это тоже неслучайно. При лепре «весьма часто поражается слизистая оболочка носа, что приводит к ее перфорации и деформации. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости».

Впрочем, «дьявольские знаки», принимавшиеся за «печати Сатаны», которые искали и находили у ведьм средневековые инквизиторы, могли и не быть связаны с лепрозными симптомами, это могли быть и обычные жировики, язвочки и тому подобное. То, что ведьмы зачастую не чувствовали боли от уколов, можно объяснить нервными заболеваниями и экзальтацией, вызванной страхом, – колдуньи впадали в состояние некого транса, подобного тому, который наблюдается на сеансе гипнотизера. Вполне возможно, что мистический страх перед проказой и прокаженными и ограниченность медицинских познаний приводили к «перестраховкам» и чудовищной жестокости в отношении попавших под подозрение.

Известный французский исследователь Жан Ле Гофф в работе «Цивилизация средневекового Запада» рассматривает категории прокаженных и ведьм, как имеющие некоторое сходство. И тех и других он считает своеобразными «козлами отпущения», на которых общество возлагало ответственность за все проблемы и грехи. «Средневековое общество нуждалось в этих людях, их подавляли, поскольку они представляли опасность, чувствовалось почти осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество стремилось в себе избавиться». Однако, объяснив гонения на ведьм и прокаженных одними и теми же причинами, сами эти категории Ле Гофф никоим образом не совмещает.

Важным моментом, свидетельствующим против гипотезы о том, что преследование ведьм было методом борьбы с проказой, является тот факт, что большинство источников называет главным способом обуздания проказы изоляцию больных. Человек, который признавался прокаженным, изгонялся из общества. Его публично отпевали в церкви, а затем помещали в лепрозорий, после чего он считался мертвым как перед церковью, так и перед обществом. Он не мог ничего зарабатывать или наследовать. Идея изоляции прокаженных от общества возникла в Западной Европе еще в VI веке, когда монахи ордена св. Лазаря (на территории Италии) посвятили себя уходу за прокаженными. Изгнание больных в лепрозории было не физическим уничтожением, а скорее символическим (отпевание как покойника и лишение гражданских прав). А ведь ведьм именно уничтожали, сжигая живьем. Также нужно принимать во внимание, что средство поиска новых ведьм – отнюдь не только медицинский осмотр, а в первую очередь собирание доносов и выколачивание под пыткой признаний о сообщниках. А также то, что средство борьбы с ведьмами – сжигание их именно заживо. Жертву пытали – и не только уколами в «пятна дьявола». К диагностике проказы «испанские сапоги», «пытка водой», многочисленные щипцы и клещи, жаровни, дыбы и прочие адские приспособления тоже имели весьма слабое отношение: пытаемые кричали и корчились от боли – разве это не доказывает, что они вовсе не были больными проказой, при которой чувствительность членов теряется? Надо ли дробить ногу до кости, чтобы исследовать, имеется ли в ноге чувствительность, или нет? Надо ли выдергивать руки и ноги из суставов, для того чтобы выявить проказу? Нужен ли огонь? Нужны ли мучения живой жертвы на костре? Нужно ли собирать зрителей на сжигание человека, больного проказой? Для средневековых инквизиторов было важно, чтобы жертва была жива в момент аутодафе. Мучения жертвы были необходимы для очищения души. Остальные должны были видеть это, чтобы бояться, чтобы стать послушными. Если же сжигание ведьм – это всего лишь «карантинная мера», то для чего сжигать ведьм именно живьем? И почему в этом случае не сжигали собственность выявленных «ведьм», а она переходила к церкви? Не для того же, чтобы заразиться, инквизиторы пополняли свою казну богатствами, отобранными у «ведьм»? Охота на ведьм являлась великолепной карательной мерой, а наглядность того, что ожидает отступниц и отступников, была гарантией, что не появятся новые ведьмы. Но они появлялись! Во всяком случае совсем нередки были самооговоры женщин в ведовстве, признания в магических занятиях, еще до применения методов устрашения и пыток!

Мишель Фуко в «Истории безумства в классическую эпоху» проводит исследование феномена одержимости, безумия, которое было свойственно большинству «ведьм». Безумие и охота на ведьм имеет гораздо больше точек пересечения, чем может показаться на первый взгляд.

Итак, существует теория, в соответствии с которой охота на ведьм была следствием массового психоза, вызванного стрессами, эпидемиями, войнами, хроническим голодом, приводящим к частым случаям каннибализма и поедания трупов. Особенно частым гостем голод стал в конце XI века. Ту тяжелую пору, непосредственно предшествовавшую крестовым походам, историки потом назовут «семь тощих лет». Из года в год в хрониках и анналах скупо перечисляются приблизительно одни и те же сведения о массовой гибели людей, людоедстве, болезнях и всплесках безумия, конкретными причинами которого наиболее часто является эрготизм – отравление спорыньей или атропинами (белладонной и другими растительными и животными ядами).

В ту эпоху массовая гибель людей происходила в основном от двух болезней (смертность от которых превышала смертность от всех остальных, вместе взятых): бубонной чумы и «огненной чумы», т. е. эрготизма – отравления алкалоидами спорыньи, попавшими в муку из зараженных зерен ржи. Высокие дозы алкалоидов приводят к мучительной смерти, низкие – к сильным болям, умственным расстройствам, галлюцинациям, бреду, немотивированной агрессии. Возбудителем болезни, возникшей вместе с развитием сельского хозяйства и получившей название «огонь святого Антония», является именно спорынья. Это был страшный бич рода человеческого.

Вероятно, смерть от бубонной чумы даже составляла меньшую долю от общей смертности, ибо спорынья приносит не только непосредственную смерть от эрготизма (при высоких дозах), а чревата (при употреблении в меньших дозах) расстройствами психики и агрессивным поведением, что, в свою очередь, приводит людей к гибели. Это мы и будем наблюдать на протяжении всей европейской истории – от времен крестовых походов до Французской революции. Расстройства психики или, проще говоря, галлюцинации и разные «божественные видения», а также агрессия начнут уменьшаться только тогда, когда Европа перестанет сеять рожь и перейдет большей частью на пшеницу, которая не поражается грибком. Кстати, от эрготизма страдал в основном простой народ, который употреблял черный хлеб. А те, кто мог позволить себе пшеничный – князья Церкви и светские правители, – «Антоновым огнем» не страдали.

Хронист Сигеберт из Жамблу, называя 1090 год «чумным», имеет в виду не собственно чуму, а эпидемию «огня святого Антония», или «огненной чумы», возникавшей обычно в неурожайные годы. Она принесла мучительную смерть многим жителям Лотарингии и превратила множество других в калек.

Так что же за «злые корчи» сотрясали Европу? В какой «огненной чуме» сгорало ее население? Что же такое спорынья и каково ее действие?

Есть две формы эрготизма: гангренозная (ergotismus gangraenosus) – «огонь святого Антония» (сопровождается нарушением трофики тканей из-за сужения капилляров в конечностях) – и конвульсивная ergotismus convulsivus) – «пляска святого Витта».

Гангренозная форма, которая начиналась при высоких концентрациях спорыньи, убивала относительно быстро, но мучительно. «Многие гнили заживо под действием «священного огня», который пожирал их нутро, а сожженные члены становились черными, как уголь. Люди умирали жалкой смертью, а те, кого она пощадила, были обречены на еще более жалкую жизнь с ампутированными руками и ногами, от которых исходило зловоние». (Сигеберт из Жамблу, 1090 г.). Это далеко не первое описание эрготизма – отравления спорыньей. Летописцы описали новую болезнь за сто лет до того, в 994 году, когда из-за отравления спорыньей во Франции погибло около 40 000 человек. (Следующие пики будут в 1109 году, когда многие хронисты отметят, что «огненная чума», «pestilentia ignearia», «вновь пожирает людскую плоть»; в 1129 году, когда только в той же Франции от «злых корчей» погибнет более 14 тыс. человек.)

Но если спорынья в хлебе есть, а «смертельно критическое количество» алкалоида не набрано, то в этой нише в силу вступает третье возможное действие спорыньи – галлюциногенное. «Пляска святого Витта» начиналась не как синдром острого отравления высокими дозами, а при хроническом длительном отравлении более низкими. При этой форме эрготизма начинались сильные изменения сознания: бред, видения, голоса, страхи, агрессия. Это действие подробно изложено в сотнях книг об ЛСД. Известный психоделический наркотик ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), собственно говоря, и есть производное алкалоидов спорыньи. Его действие во многом иллюстрирует картину того, что происходило в сознании человека, больного эрготизмом. В нем мог заключаться корень разнообразных мистических явлений и религиозных экстазов того времени.

Характерно, что видения были явно спровоцированы христианским социумом: козни ведьм, вселение демона, происки Сатаны… Именно такие образы и всплывали в одурманенных мозгах средневековых крестьян. Неудивительно также, что некоторые «ведьмы», приняв соответствующую дозу галлюциногена, искренне верили, что общались с дьяволом. При этом делали они это, в отличие от современной «продвинутой молодежи», абсолютно ненамеренно. В средневековой Европе о связи заболевания «огнем святого Антония» и спорыньи не догадывались. Все списывалось на действия дьявола или бесов. Лекарство церковью прописывалось только одно – мощи святого Антония. Как легко догадаться, это не помогало. Точнее, помогало только одноименному ордену – богатеть за счет умирающих. Ну и, естественно, насылающих порчу ведьм отсылали на костер. Получался замкнутый круг: спорынья вызывала эрготизм, который «огненной чумой» отправлял на тот свет целые селения и который объявлялся порчей, насланной ведьмами, каковые тоже под влиянием галлюцинаторного действия спорыньи считали, что у них есть мистическая сила совершать колдовство.


Почему ведьм сжигали на костре, а не казнили другим способом?

Сжигали ведьм по очень простой причине: На допросах ведьмы раскаивались (такая специфика допросов была - ВСЕ раскаивались и соглашались с обвинениями, иначе просто до суда не доживали), хоть судили и светским судом, но представитель церкви просил суд учесть искреннее раскаяние и говоря современным языком - "помощь следствию" и назначить "христианскую казнь" без пролития крови - т.е. сожжение (ещё одной причиной именно сожжения можно считать боязнь воскрешения ведьмы) .

Такие костры начали гореть с начала 15 века, особенно много в Германии, в любом захудалом городишке в среднем раз в неделю был процесс над ведьмой, и так на протяжении многих лет - в Германии 200 лет, Франции - 150, Испании - почти 400 лет (правда в более поздние времена всё реже и реже). Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения.
Оно могло быть предъявлено на основании “Уголовно-судебного уложения императора Карла V“ (так называемой “Каролины“), вышедшего в 1532 г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. А сжигали ведьм заживо, как требовала статья 109-я “Каролины“: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“ .
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от “ведьминого костра“ не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников дьявола .


На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 г. Здесь показано, чего добивались охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром .