Типы характера. Определение характера Формула интенсивности реакции в эмоциональной реактивности


Каждый человек уникален. Наша психика многогранна, мы воспринимаем окружающий мир по-разному. Восприятие того, что происходит вокруг, зависит от многих факторов, например от воспитания, типа темперамента, социального опыта. Рассмотрим что такое темперамент и его 4 основных вида.


Темперамент: 4 типа темперамента человека

Темпераментом человека можно назвать своего рода биологический фундамент, на базе которого формируется сама личность. Это социальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности, поведение и социальную адаптацию людей.

Основателем учения о типах темперамента принято считать Гиппократа. Он утверждал, что люди разделяются в зависимости от соотношения четырех основных субстанций организма: черной желчи, желтой желчи, флегмы и крови. Клавдий Гален поддержал идею Гиппократа и написал целый научный трактат под названием «Правильная мера». Клавдий Гален выделил четыре основных типа темперамента человека. Это сангвиник (кровь), холерик (желчь), флегматик (флегма), меланхолик (черная желчь).

Свойства темперамента в психологии


Темперамент человека основывается на ряде специфических свойств, таких как:

Сенситивность. Это степень силы внешнего воздействия, необходимая для возникновения реакции со стороны психики. Одни люди реагируют спокойно на внешние раздражители, другие проявляют буйную реакцию;

Реактивность. Свойство реактивности определяется уровнем непроизвольности реакции на внутреннее или внешнее воздействие (резкий звук, тон голоса);

Активность, соотношение активности и реактивности. Эти свойства свидетельствуют о том, как человек реагирует на жизненные трудности. Готов ли он преодолевать разнообразные препятствия в жизни, быть целенаправленным, настойчивым, внимательным;

Ригидность и пластичность. Данные свойства темперамента могут говорить о том, насколько умело человек может приспосабливаться к внешним воздействиям социальной среды;

Темпы реактивной деятельности . Они характеризуют быстроту психических процессов и реакции на внешние раздражители;

Интроверсия и экстраверсия. Эти свойства зависят от скорости реакций человека, быстроты применяемых решений;

Эмоциональная возбудимость . Характеризует степень внешнего воздействия на человека в виде проявления признаков эмоционального возбуждения;

Холерик — характеристика темперамента: плюсы и минусы


Холерики обладают сильным волевым характером.

Тип нервной системы : неуравновешенный, безудержный, излишне подвижный.

Холерик берется за любые трудные задачи, не смотря на сложность. Такие люди прекрасные ораторы, они красноречивы и убедительны практически в любом споре.

Холерики не злопамятны, обиды они забывают быстро и не могут держать в себе долго чувство злобы на обидчика.

Холерики прекрасные руководители, они могут организовывать людей и принимать за них сложные решения. В критической ситуации холерик способен сгруппироваться, дать отпор противнику, защитить слабого человека.

Холерик не сдержан в своих высказываниях по отношению к происходящим событиям, может иногда нагрубить.

У холериков отмечается определенная склонность к доминированию над другими людьми. Часто люди с таким темпераментов подвержены быстрой смене настроения, излишней жестикуляции.

В любовной сфере холерик достаточно ревнив, при этом любимый человек для него становится своего рода собственностью. Люди с таким типом темперамента быстро влюбляются и привязываются к другому человеку. Иногда холерики в отношениях склонны к гневу и скандалам.

Дети-холерики довольно капризны, часто бывают центром внимания в семье. Ребенок может использовать свои эмоции для получения желанного результата. Такие дети часто капризничают, в подростковом возрасте проявляют гиперактивность, могут увлекаться спортом или музыкой, но увлечения быстро надоедают им.

Недостатки холерика

К основным недостаткам холерика можно отнести:

  • Излишнюю торопливость в своих поступках и действиях;
  • Холерики не терпеливы;
  • Лишнюю импульсивность и неуравновешенность;
  • Чрезмерную прямолинейность и резкость при коммуникативным общении с другими людьми;
  • Агрессивность, возникающую периодически;

Психологи рекомендуют холерикам научиться работать над собой. Эта работа должна заключаться в умении контролировать себя в любых конфликтных ситуациях. Часто холерики принимают не обдуманные решения и буквально бросаются в омут с головой. Им подходит тактика десяти секунд, которая заключается в том, что перед принятием важного решения или высказывания мнения надо мысленно досчитать до десяти.

Сангвиник — характеристика: плюсы и минусы сангвиника

Сангвиники представляют собой жизнерадостных и неисправимых оптимистов. Эти люди не могут сидеть на месте, им необходимо постоянное движение.

Сангвиники очень активные, и эта активность проявляется буквально во всех сферах жизни сангвиника. Они любят быть в центре внимания, но в отличие от холериков не обладают замашками диктаторов.

Особенность психологического поведения сангвиников отличается высокой степенью возбудимости.

Сангвиники умеют ладить с людьми, находить компромисс при любых сложных жизненных ситуациях. Они находчивы и предприимчивы. Сангвиник может буквально повести за собой толпу, ведь эти люди отличные ораторы, умеющие убеждать остальных в своей правоте.

Гиперактивность не дает сангвинику права сидеть на месте. Он старается сделать свою жизнь ярче и интересней. Такие люди любят путешествовать, открывая для себя все новые и новые грани окружающего мира. Многие художники, музыканты, актеры как раз сангвиники.

Психологическая особенность сангвиника

Если говорить о психологической составляющей сангвиников, то у данных людей степень возбуждения центральной нервной системе довольна велика. Порог торможения наоборот низкий, и поэтому сангвиники воспринимают мир несколько иллюзорно. Но в тоже время и функции памяти развиты замечательно. Часто сангвиники фокусируют свою память только на том, что вызывает их интерес. Они могут запоминать курьезные случаи, но при этом забывать даты дней рождения свои знакомых. Сангвиники обращают внимание на приметные детали, например яркую одежду или необычную прическу собеседника.

Эмоциональный фон сангвиников довольно разнообразен. Эти люди эмоциональны и не боятся показывать свои переживания другим. Часто жестикулируют при разговоре, могут обнять или поцеловать при встрече. Эмоции эти совершенно искренние, сангвинику хочется нравиться людям и получать от них в ответ такую же реакцию. Сангвиники отличаются нестандартным мышлением, они постоянно пытаются познать что-то новое, изменить свой имидж или род деятельности. Монотонная работа и одиночество приводит их к сильной депрессии.

У людей с подобным видом темперамента очень много друзей. Сангвиник умеет дружить, и всегда приходит к человеку на помощь в сложной ситуации. В личных отношениях сангвиники иногда бывают ветрены. В построении крепкой семьи им мешает чрезмерная жажда общения.

Основные недостатки сангвиников:

  • Непостоянность в действиях и поступках. Сангвиник часто берется за дело, но редко доводит его до конца, такие люди не могут работать на однообразной работе;
  • Сангвиники часто переоценивают себя и свои возможности;
  • Люди с подобным темпераментом имеют перепады настроения, им сложно выработать в себе волевые качества;

Флегматик — характеристика: плюсы и минусы

Флегматик это уравновешенный человек, тщательно продумывающий каждый свой шаг. Обычно такие люди имеют аналитический склад ума и трезво смотрят на окружающую жизнь.

Флегматики довольно ленивы, часто предпочитают не активничать и плыть по течению. Они всегда спокойны и невозмутимы. Даже если они пережили стресс или неприятную жизненную ситуацию, то не всегда показывают свой нрав.

Флегматика сложно вывести из себя, его нервная система словно весы, держащие равновесие. Если его тяжело вывести на простые эмоции, то заставить проявить активность или радость еще сложнее.

Если говорить другими словами, то флегматичный тип темперамента человека признан наиболее уравновешенным и эмоционально устойчивым.

Флегматики не идут сразу на контакт с людьми, им нужно время для оценки ситуации. Резкая смена окружающей среды для них подобна трагедии и переносится она весьма тяжело. Эти люди не любят активных развлечений, им нравится уютная домашняя обстановка, часто они предпочитают проводить время наедине с собой.

В работе флегматики кропотливы и усидчивы, у них хорошая память и они могут запоминать большие объемы информации.

Флегматики довольно замкнутые и скрытые, они неохотно проявляют симпатию к другому человеку. Но если флегматику понравится представитель противоположного пола, то он сделает все, чтобы добиться его расположения.

Друзей флегматику найти довольно сложно, он плохо идет на контакт. Но если человек с таким типом темперамента находит друга, то эта дружба может длиться всю жизнь. Семья для флегматиков некая крепость, в которой они чувствую себя уютно. В брак такие люди вступают поздно, могут долго находиться в поиске партнера.

Основные недостатки флегматиков:

  • Часто бывают не восприимчивыми, не проявляют инициатив, плохо реагируют на внешние раздражители;
  • Могут быть скупы на эмоции, медленно включаются в работу, плохо идут на контакт с окружающими людьми;
  • Сложно адаптируются при смене жизненной обстановки;

Меланхолик — характеристика: плюсы и минусы меланхолика

Меланхолики склонны к приступам отчаянья и депрессии. Темперамент таких людей вялый, пессимистичный. Любое событие, даже незначительное заставляет меланхолика переживать. Он не умеет радоваться жизни, и видит ее исключительно в негативном тоне. Грусть и тоска могут накрывать такого человека без причины, часто меланхолики испытывают чувство жалости к себе.

Людям с подобным типом темперамента приходится прибегать к скрытности и подавлению эмоций. Они переживают все в себе, поэтому и появляются депрессивные состояния психики. Психологи отмечают, что огромное количество людей, совершивших суицид как раз меланхолики.

Меланхолик медленно реагирует на внешние раздражители, плохо запоминает информацию, часто страдает от массы комплексов и чрезмерно заниженного уровня личной самооценки. Моторная активность вялая и невыразительная.

Меланхолики не могут работать интенсивно и монотонно, так как им обязательно требуется отдых или небольшие перерывы для стабилизации психологического состояния. В социальной среде такие люди вялые, малообщительные, им сложно найти вторую половинку или близкого друга. Им сложно быть активными и жизнерадостными. Выбирают в качестве людей сангвиников или холериков, так как этот выбор объясняется подсознательным стремлением меланхолика быть опекаемым.

Меланхоликам бывает сложно устроить их личную жизнь. Часто большую роль в фиаско любовных отношений играет их нерешительность и трусливость. В спутники жизни себе выбирают сильного человека. Есть и плюсы подобного вида темперамента.

Меланхолики добрые, ранимые, всегда поделятся последним, что у них есть. Им подсознательно хочется помочь нуждающемуся человеку.

Недостатки меланхоликов:

  • Эмоциональная нестабильность, нерешительность, неуверенность в себе и своих силах;
  • Сложность с восприятием окружающего мира, ранимость, пессимистичность;
  • Склонность к депрессивным состояниям психики;

Психологи настоятельно рекомендуют меланхоликам не закрываться в себе. Пытаться познавать мир, путешествовать, общаться с новыми людьми. Можно попробовать заниматься шефской помощью в целях повышения своей личной самооценки. Заняться активными видами спорта, танцами, любым творчеством. Меланхолику надо быть рядом с близкими и друзьями, и не замыкаться в себе и своих чувствах.


Реактивным состоянием врачи называют расстройство, которое возникает как ответ организма на воздействие неблагоприятного фактора. Этот термин применяется как в соматической медицине, так и в психиатрии. Вредоносные условия могут вызывать как нарушения работы внутренних органов (печени, поджелудочной железы), так и повреждения душевного здоровья.

В первом случае причиной отклонений становятся телесные недуги, а во втором - серьезные психические травмы. Такие патологии обычно носят временный характер. Далее будут рассмотрены основные виды негативных реакций со стороны органов и систем организма (печени, поджелудочной железы и психики), а также причины, симптомы и лечение этих расстройств.

Что такое реактивный гепатит

Реактивное состояние печени протекает в форме гепатита. Однако в этом случае патология вызвана не вирусом, а заболеваниями других органов. Это ответ со стороны печени на вредные воздействия. Реактивный гепатит протекает легче и имеет более благоприятный прогноз, чем инфекционные поражения. Заболевание не прогрессирует. Симптомы выражены нерезко, а иногда расстройство протекает без болезненных проявлений и выявляется только при медицинском обследовании. Отклонения в активности печеночных ферментов и уровне билирубина незначительны. Если вылечить причину реактивного состояния печени, то все нарушения полностью купируются.

Причины реактивного гепатита

Это заболевание всегда вторично. Спровоцировать его развитие могут следующие патологии:

  • желудочно-кишечные недуги: язвенные процессы, воспаления поджелудочной железы, неспецифический колит;
  • аутоиммунные ревматические поражения: системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, дерматомиозит, ревматизм, узелковый периартрит;
  • нарушения работы эндокринной системы: сахарный диабет, гипо- и гипертиреоз;
  • ожоги большой площади тела;
  • инфекционные болезни;
  • злокачественные опухоли;
  • хирургические вмешательства;
  • отравления;
  • длительный прием лекарств с гепатотоксическим действием.

Патологический процесс чаще всего поражает только паренхиматозную ткань и носит обратимый характер.

Реактивный гепатит чаще встречается во взрослом возрасте. Это связано с тем, что дети реже страдают хроническими заболеваниями. Но если у ребенка все же возникла эта патология, то она протекает с выраженной симптоматикой. У детей причиной реактивных изменений печени чаще всего становятся болезни органов ЖКТ, а также глистная инвазия.

Симптомы и лечение реактивного гепатита

Во взрослом возрасте реактивное состояние очень часто протекает бессимптомно, что затрудняет диагностику. Иногда наблюдаются следующие дискомфортные проявления:

  • общее недомогание;
  • чувство усталости;
  • субфебрильная температура;
  • слабость;
  • неприятные ощущения и боли под ребрами с правой стороны;
  • слегка желтоватый оттенок кожи.

Пациент не всегда связывает эти признаки с нарушением функции печени. Очень важно вовремя выявить эти отклонения. Во время медицинского осмотра возможны небольшие болевые ощущения при прощупывании. Печень несколько увеличена. Назначают анализ крови на биохимию. В результатах исследования определяется незначительное повышение билирубина, печеночных ферментов и снижение белка. Важно отделить реактивное воспаление от вирусного гепатита. Для этого проводят анализы крови на наличие инфекции.

При своевременном лечении реактивное состояние имеет благополучный исход. Все нарушения носят функциональный характер. Для успешной терапии необходимо выяснить причину возникших расстройств и вылечить основное заболевание. Дополнительно назначают гепатопротекторы, больному рекомендуют соблюдать щадящую диету. Если патология вызвана отравлением или длительным приемом гепотатоксичных медикаментов, то необходимо принимать энтеросорбенты.

Это состояние не опасно, однако затягивать с обращением к врачу и заниматься самолечением недопустимо. Без терапии нарушения могут принять стойкий характер и осложнить течение уже имеющихся заболеваний.

Что такое реактивный панкреатит

Поджелудочная железа тесно связана с системой пищеварения. Поэтому многие патологии ЖКТ негативно отражаются на работе этого органа. Железа вырабатывает панкреатический сок, который затем смешивается с желчью и по протокам поступает в кишечник. Однако различные заболевания нарушают этот процесс, и тогда возникает реактивное состояние поджелудочной железы (реактивный панкреатит).

Ферменты панкреатического сока начинают работать после поступления в кишечник. В поджелудочной железе они находятся в неактивном виде. Специальные жидкости кишечника приводят эти ферменты в действие. Так функционирует процесс пищеварения у здорового человека. Но при болезнях ЖКТ может произойти заброс кишечной жидкости в желчные протоки. В этом случае панкреатический сок становится активным, находясь в поджелудочной железе, и ферменты начинают негативно воздействовать на этот эндокринный орган. Возникает воспаление - реактивный панкреатит.

Причины реактивной патологии поджелудочной железы

Провоцирующими факторами развития реактивного состояния поджелудочной являются следующие заболевания и нарушения:

  • патологии желудка и кишечника: гастрит, язвенная болезнь, гастродуоденит, инфекции и травмы органов пищеварения;
  • болезни печени: камни в желчном пузыре, цирроз, дискинезия желчных каналов;
  • операции на ЖКТ и желчном пузыре;
  • аутоиммунные патологические процессы;
  • отравления;
  • злоупотребление алкоголем;
  • недостаточное и неполноценное питание.

У детей это заболевание нередко развивается как осложнение аскаридоза. При сильной инвазии гельминты закупоривают желчные каналы, что приводит к застойным явлениям и воспалению поджелудочной.

Симптомы и лечение реактивного панкреатита

Симптоматика реактивного воспаления поджелудочной железы обычно резко выражена. На начальной стадии у больного наблюдаются следующие симптомы:

  • Появляется сильная боль в животе и под ребрами, неприятные ощущения усиливаются после приема пищи.
  • Часто возникает рвота, которая не приносит облегчения.
  • Пациента мучает изжога и отрыжка.
  • В кишечнике образуется повышенное количество газов, определяется вздутие живота.
  • Возникает диарея до нескольких раз в сутки.

Затем наступает сильная интоксикация организма. У больного бледнеет кожа, конечности становятся холодными, появляется учащенное сердцебиение, артериальное давление падает. Общее состояние быстро ухудшается. При тяжелых формах реактивного панкреатита требуется немедленная госпитализация в стационар.

Клиническая картина зависит и от причины, вызвавшей патологию. Если реактивное состояние возникло из-за болезней печени и желчного пузыря, то пациенты жалуются на боли в области солнечного сплетения. Если же панкреатит был спровоцирован поражениями ЖКТ, то неприятные ощущения локализуются в верхней части живота.

Симптоматика реактивного состояния поджелудочной железы у ребенка имеет свои особенности. Кроме вышеперечисленных проявлений, у детей наблюдается высокая температура, налет на языке, сухость во рту, диарея сменяется запорами. В анализе крови возрастает уровень сахара. В младенческом возрасте болезнь нередко протекает без выраженных симптомов, но можно заметить вялость и пониженный аппетит у грудничка.

Диагностику заболевания проводят с помощью УЗИ. При этом исследуется не только поджелудочная железа, но и все органы пищеварения. Это необходимо для установления причины реактивного воспаления. Кроме этого, назначают анализ мочи на ферменты поджелудочной, исследование крови на лейкоциты и СОЭ, а также эндоскопию двенадцатиперстной кишки.

Проводится лечение основного заболевания, ставшего причиной реактивного панкреатита. А также назначают противовоспалительные препараты, анальгетики и спазмолитики. Это помогает снять болевой синдром. Необходима диета с ограничением острых и жирных блюд.

Реактивный панкреатит имеет благоприятный прогноз. Своевременная терапия приводит к полному выздоровлению. При отсутствии лечения воспалительный процесс может перейти в хроническую форму, кроме этого, у пациентов часто возрастает уровень сахара в крови.

Реактивные психические нарушения

В психиатрии реактивными состояниями называются временные душевные расстройства, развивающиеся после эмоциональных потрясений. Нарушения носят обратимый характер и исчезают после лечения. Такая патология может возникнуть у любого человека после тяжелых переживаний, например, после смерти или тяжелой болезни близкого, распада семьи и других печальных событий. Однако неблагоприятное и затяжное течение этих расстройств наблюдается у людей, страдающих психопатией или сосудистыми заболеваниями.

Реактивные состояния являются ответом организма на психическую травму. Можно выделить два основных подвида таких расстройств:

  • реактивные неврозы;
  • реактивные психозы.

Неврозы обычно возникают при длительной травмирующей ситуации. Психозы появляются как реакция на острые душевные переживания и стрессы.

Можно выделить следующие формы реактивных состояний невротического характера:

Существует также несколько видов реактивных психозов:

  • депрессия психогенной этиологии;
  • параноидальные расстройства;
  • психогенный галлюциноз;
  • пуэрилизм;
  • бредоподобные фантазии;
  • ступор;
  • синдром "одичания";
  • мнимая деменция.

Симптоматика таких расстройств всегда ярко выражена. Длительность течения реактивных психических нарушений зависит от наличия сопутствующих сосудистых патологий и типа личности пациента. У ранимых людей с тонкой душевной организацией, а также у больных атеросклерозом такие расстройства могут продолжаться длительное время.

Симптомы реактивных психических расстройств

Клиническая картина реактивных нарушений чрезвычайно разнообразна. Признаки заболевания зависят от формы расстройства.

Следует рассмотреть основные симптомы, наблюдающиеся при разных формах психогенных невротических состояний:

  1. Неврастения. У больного отмечается психическое и физическое истощение. Пациент легко утомляется, чувствует постоянную усталость, головные боли, сон резко нарушается. Снижается работоспособность. Человек становится возбудимым, раздражительным, тревожным. При этом настроение постоянно понижено.
  2. Невроз навязчивых состояний. Такое отклонение после психотравмы наблюдается нечасто. Пациент постоянно производит одни и те же действия, например, подсчитывает предметы или дотрагивается до них. Иногда человек совершает разные движения. Для больного это приобретает характер оберегающих ритуалов. Беспокоят навязчивые мысли, воспоминания, страхи, которые возникают против воли пациента.
  3. Истерия. Наблюдается сильный плач с криками и моторным возбуждением. В некоторых случаях человек не может стоять и ходить при полностью здоровом опорно-двигательном аппарате. Эти явления сопровождаются вегетативными нарушениями: ощущением кома в горле, удушьем, тошнотой.

При реактивных психозах отмечаются более тяжелые расстройства:

  1. Психогенная депрессия. У больных наблюдается стойкое снижение настроения. Выраженность этого симптома может быть различной: от небольшой подавленности до тяжелой тоски. Часто пациенты обвиняют себя, например, в смерти и болезни близкого человека. Движения и мимика резко заторможены.
  2. Параноидальные расстройства. На фоне тоскливого настроения и повышенной тревожности возникает бред преследования или внешнего воздействия. Больные становятся пугливыми, беспокойными или агрессивными. Содержание бредовых идей обычно связано с психотравмой.
  3. Психогенный галлюциноз. У пациента возникают слуховые галлюцинации. Он слышит голоса, которые обсуждают его. При этом больной ощущает сильный страх. Возможны обманы зрения, когда пациент принимает окружающие предметы за людей. Содержание галлюцинаций связано с пережитым стрессом.
  4. Пуэрилизм. Пациент копирует поведение маленького ребенка. Больные разговаривают детским голосом, капризничают, плачут.
  5. Бредоподобные фантазии. У больного периодически возникают идеи величия или мнимого богатства. В отличие от параноидного бреда эти нарушения не являются стойкими и постоянными. Одна идея быстро сменяет другую. При лечении фантазии исчезают.
  6. Ступор. Больной становится крайне заторможенным, перестает двигаться, принимать пищу и разговаривать.
  7. Синдром "одичания". Этот вид реактивного состояния психики встречается крайне редко. В поведении пациента отмечаются черты, свойственные повадкам животных. Больные мычат, лают, ползают на четырех конечностях, становятся агрессивными.
  8. Мнимая деменция. Появляются признаки слабоумия. У больных нарушается память, они не могут дать верный ответ на простые вопросы или совершить привычные действия. Однако, в отличие от настоящей деменции, это состояние легко излечивается и имеет хороший прогноз.

Диагностика реактивных психозов нередко бывает затруднительной. Необходимо отличить эти состояния от шизофрении и биполярного расстройства. Врачу-психиатру следует провести беседу с пациентом и его родственниками, чтобы выявить наличие стрессовой ситуации. Хронические психические заболевания развиваются независимо от психотравмы, а реактивные расстройства всегда является следствием моральных потрясений.

Реактивные нарушения психики в детском возрасте

Реактивное состояние у детей возникает после перенесенного испуга и других травмирующих факторов. Чаще всего оно наблюдается в младенчестве и дошкольном возрасте. Существует два типа реакций детской психики на травму. Ребенок либо становится беспокойным (мечется, плачет, кричит), либо застывает на месте и перестает разговаривать. Это сопровождается расстройствами вегетатики: потливостью, покраснением кожи, тремором, непроизвольным мочеиспусканием и дефекацией.

Затем ребенок становится вялым, плаксивым, его беспокоят страхи. В поведении могут появиться черты, свойственные детям более младшего возраста. Например, ребенок 5 - 6 лет начинает себя вести как малыш 1,5 лет. Реактивные состояния психики у детей требуют немедленного лечения. Все изменения носят обратимый характер.

Терапия реактивных расстройств психики

При лечении невротических расстройств применяют седативные препараты. Если симптоматика выражена слабо, то можно назначить растительные средства (валериану, пустырник) или лекарство "Афобазол". При более тяжелых нарушениях показаны транквилизаторы. Используются не только медикаменты, но и психотерапевтические методы.

Лечение реактивных психозов является более сложной задачей. При тоскливом настроении с идеями самообвинения используют антидепрессанты. Если у больного наблюдается бред и галлюцинации психогенного происхождения, то применяют нейролептики и седативные лекарства.

Судмедэкспертиза при реактивных психических нарушениях

При судебно-психиатрической оценке реактивных состояний следует учитывать форму расстройства. При неврозах больные обычно признаются вменяемыми. Они могут нести ответственность за совершенные правонарушения.

Что касается реактивных психозов, то необходимо учитывать степень их выраженности. При легких нарушениях человек обычно отдает отчет своим действиям. При тяжелых бредовых расстройствах и галлюцинациях пациент может быть признан невменяемым. Важно также помнить, что депрессивные больные с идеями самообвинения нередко оговаривают себя и порой признаются в правонарушениях, которых не совершали.

Острые реактивные состояния с бредом и галлюцинациями рассматриваются как психические патологии, которые носят временный характер. В период болезненных проявлений человек может быть признан недееспособным. В этом случае все гражданско-правовые акты (сделки, завещания и т.д.), совершенные им во время психического расстройства, признаются недействительными.


Людей можно делить по-разному, однако существует один принцип деления, который отличает их по поступкам. Деление людей на проактивные и реактивные типы основывается на их разных отношениях к разным вопросам, именно эта разница определяет их радикально разное поведение в разной ситуации. А это, со своей стороны, становится для этих людей причиной большего или меньшего успеха.

Во взглядах и отношениях проактивных и реактивных людей существует много отличий, однако мы постарались выделить самые значительные, такие, которые более всего обуславливают отличительные действия людей и, следовательно, на наш взгляд, более всего помогают, или мешают человеку достичь намеченной цели, желаемого успеха.

Самая большая разница между проактивными и реактивными людьми как раз в их разных отношениях к успеху. Для проактивных людей успех выражается не в деньгах, имуществе и авторитете, а в ощущении общественной пользы, созданной с их помощью. Они чувствуют, видят, ценят пользу, которая создается в результате их труда, и именно это дает им ощущение особого успеха. Все остальное, что следует за этим успехом, менее важно для них.

Отсюда исходит и их разное отношение к жизни. Для проактивного человека главной целью жизни является успеть создать максимальную пользу. Они стараются действовать так, думать так, и работать так, чтобы в течение жизни создать максимальную пользу. Они превосходно знают, что именно от того, сколько сделаешь, и насколько полезное, зависит то, что и сколько получишь взамен. И чем больше созданная тобой общественная польза, тем свободнее можешь выбрать форму отдачи. Получить ее в виде денег, уважения, или в виде их любой комбинации.

С этого истекает и их разное отношение ко времени. Для проактивных людей время главный, самый ценный ресурс. Они превосходно понимают, что успеет больше тот, кто лучше сможет использовать этот важнейший ресурс. Они планируют и меняют свои планы, но никогда не плывут по течению, они ставят себе четкие во времени цели, и всегда стараются достичь их. Засыпают раньше и встают пораньше для того, чтобы успеть больше и лучше намеченное на этот день дело. Каждый день для них – еще один шаг к намеченной цели, даже тогда, когда этот день они посвящают отдыху. Поскольку знают, что отдыхают для того, чтобы потом работать лучше, а не наоборот - работать для того, чтобы потом хорошо отдыхать.

Отличаются отношения проактивных людей к своей работе. Они считают, что дело, которое делают, является инструментом для самовыражения, творчества, создания большего. Постоянно пытаются усовершенствовать используемые методы, подходы и средства с тем, чтобы успеть во времени сделать больше и лучше. Для них совершенство в деле является главным условием достижения цели. Стараются не тратить время на то, что у них не получается, не могут, и не доставляет удовольствия, поскольку знают, что совершенства можно достичь только в том деле, которое нравится, получается, где используешь максимум своих способностей и свойств, где чувствуешь себя как рыба в воде. Именно найдя такое дело, делая много, и все лучше и лучше, стараются они достичь цели жизни - сделать максимум того, что могут. Именно поэтому проактивные люди, как только видят, что делают то, что им не по душе, бросают работу, однако там, где понимают, что делают правильное дело, до конца борются для того, чтобы создать наилучшие условия работы. В отличие от реактивных людей, которые также чувствуют, что теряют время, но свыкаются с такой работой, сами ничего не делают для улучшения условия работы, и пытаются развеять дискомфорт, вызванный ощущением потерянного времени в основном жалуясь близким на руководителей, сотрудников, работу, однако без результата.

Разное отношение к делу исходит и из разного отношения проактивных и реактивных людей к среде. Дело для проактивных людей является возможностью заботиться о среде, близких, коллегах, обществе в целом. Любое дело, какое они делают, пронизано заботой о других. Так как проактивные люди отлично знают, что забота является важнейшим мотивом и желанием, которое движет человеком делать особые, стоящие дела. Забота помогает человеку найти и силы, и идею для того, чтобы лучше заботиться о тех, кого любит, и кто важен для него. Тогда как для реактивных людей гораздо важнее, чтобы другие заботились о них, считались с их интересами, настроением, иначе чувствуют себя в несправедливой среде. Они дело по большей мере делают для того, чтобы доказать и себе, и другим свое преимущество, способности, возможности, и заслужить уважение за это, нежели за то, чтобы принести кому-либо какую-либо пользу.

Существующая в отношении к делу разница определяет разное отношение проактивных и реактивных людей к учебе. Если реактивные люди учатся для того, чтобы получить звание, диплом, или право делать что-то, после чего считают, что книга и учеба для них всего лишь потеря времени, а теперь время наслаждаться за счет того, что промучились во время учебы, для проактивных людей учеба постоянный, непрерывный процесс, который является главной возможностью достичь совершенства в том, что делают. Делать больше и лучше, что дает им возможность достичь цели жизни. Соответственно, проактивные люди никогда не перестают учиться, ежедневно стараются хотя бы пол часа уделить чтению интересной для них книги, послушать лекцию, или самим поразмыслить, поработать над вопросом, который даст возможность найти что-то новое, любопытное, стоящее.
Как раз отношение к учебе и есть одно из главных, что обуславливает разное отношение проактивных и реактивных людей к другим людям. Проактивные люди знают, что каждый человек вокруг них чем-то лучше. Ищут в них это лучшее, ценят и уважают их из-за этой разницы, и стараются научиться, перенять это лучшее от других. Тогда как, реактивные люди напротив, ищут в людях худшее для того, чтобы почувствовать свое превосходство, и наслаждаться этим. Соответственно, их отношение к людям более высокомерное, более скрытное и насмешливое. В результате, отношения с реактивными людьми более сложные и давящие, тогда как отношения с проактивными людьми приятные и интересные.

Предельно отличаются отношения проактивных и реактивных людей к подчиненным. Реактивные люди воспринимают подчиненных, как низких по рангу сотрудников по отношению к себе, которых в основном используют для выполнения черной работы. Стараются не поручать им ничего такого, что поможет им проявить себя, и что станет для них причиной повышения самооценки. Поскольку думают, или подсознательно полагают, что в таком случае у них может появиться конкурент, у которого появиться претензия на их место. Соответственно, блокируют идущие от сотрудников лучшие идеи, или немного переделав их, приписывают себе. Всегда стараются представить перед руководителями так, что их подчиненные сотрудники в основном неучи, бездельники, немотивированные, и все приходится делать им самим. Так они чувствуют себя более защищено.

Тогда как для проактивных людей подчиненные первым делом являются полноправными членами их команды. Они хорошо знают, что если хотят сделать и успеть больше, достичь этого можно только правильной командой, где будет сделано тем больше, чем больше будут включены творческие способности каждого человека, где люди до конца раскроются, очень постараются, появятся идеи, и до конца будут бороться ради претворения своих идей в жизни. Проактивные люди знают, что создание такой обстановки в команде является предпосылкой того, чтобы делать дело больше всех и быстрее всех, именно поэтому они стараются создать для сотрудников такие условия, где они будут до конца выкладываться, повысят самооценку, большему научатся, и получат, и создадут больше пользы. Так как главная выгода руководителя команды не в авторстве или выполнении какой-либо конкретной идеи, а в лидерстве команды, производящей и исполняющей самые лучшие идеи, и это помогает им и в достижении собственных жизненных целей, и в получении лучшей оценки от руководителей и окружения.

И, наконец, самая большая разница между проактивными и реактивными людьми все же в отношениях к собственным успехам или неуспехам. Проактивные люди считают, что главная причина их успеха - везение, их сотрудники, друзья, члены семей, к которым добавились удачные обстоятельства, и в итоге все это привело к успеху. Тогда как, во время неудачи полагают, что упустили из рук огромные шансы, неправильно оценили обстановку, приняли неправильные решения, не дали людям возможность вовремя и правильно помочь. Такой подход проактивным людям помогает извлечь больше уроков из любой неудачи, хорошо проанализировать, какие изменения надо произвести в своем поведении и отношении для того, чтобы не допускать аналогичных ошибок. А успех становится причиной меньшего самодовольства. В результате, проактивные люди никогда не довольствуются достигнутыми успехами. Всегда стремятся к достижению большего, и открыто выражают благодарность всем вокруг себя за помощь в этом, и это помогает им в достижении еще большего успеха.

Тогда, как реактивные люди полагают, что успех итог их особых способностей и усердия, соответственно, сами заслуживают и славу и величие из этого успеха, а неудача обусловлена обстановкой и людьми вокруг, и всегда ищут вне себя виновника в недостигнутых целях, нерешенных задачах, неправильных шагах. Такое отношение создает в них меньше мотива для поиска возможности собственного усовершенствования, легче вызывает в них довольствие достигнутым, делает сложным и стрессовым для окружающих работу с ними, и ежедневные отношения с ними, что становится причиной еще большей безуспешности.
* * *
Проактивных и реактивных людей отличает только отношение к разным вопросам, однако, именно эти отношения обуславливают их разное поведение в конкретных ситуациях, что со своей стороны, также часто становится причиной разных результатов. Мы не говорим, что проактивные люди лучше, чем реактивные, однако они, как правило, могут достичь большего в жизни, и это как раз результат таких отношений. Быть проактивным совсем не трудно, главное понимать разницу, и сделать соответствующий выбор.
"Стратегия и организация"

Лабильный тип - психотип, характерный рисунок личности. Иногда - акцентуация характера.

Лабильный тип наиболее полно описан под разными наименованиями "эмоционально-лабильный", (Schneider, 1923),"реактивно-лабильный" (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или "эмотивно-лабильный" (Leongard, 1964, 1968) и др. В классификации Н.И.Козлова это - Человек настроения .

Короткая характеристика психотипа

Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния ...

Богатая чувственная сфера, высокая чувствительность к знакам внимания. Сильная душевная боль при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, искренняя привязанность, социальная отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.

Лабильный тип и внешняя оценка

Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние.

О лабильном типе подробнее

Портрет лабильного типа по Н.Н.Козлову

Все мы - родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его - душа ребенка, она светла, искрення, непосредственна и наивна. Смотри

Проблема характера в психологии личности является сравнительно малоисследованной областью. Термин характер был введен в науку древнегреческим ученым Теофастом (4 в. до н.э.). По-гречески характер - это черта, примета, признак, особенность. До Теофаста Аристотель для обозначения деятельной стороны личности использовал слово «этос» - что значит нрав, обычай. История учения о характере показывает разнообразие даже в исходных позициях при определении этой стороны личности.
Понятие характера можно представить в двух значениях: общем (широком) и более специальном.
В широком смысле характер - это индивидуальные ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.
А. Ковалев и В. Мясищев определяют характер как индивидуально своеобразное сочетание существенных свойств личности. К.Платонов к характеру относит совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и постоянно проявляющихся в его действиях и поступках. К. Корнилов характер - это основная индивидуально-психологическая особенность человека, выражающая его основные жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения, идеалы - и получающие свою реализацию в своеобразии деятельности человека.
В более узком смысле характер определяется как психический склад личности человека, выраженный в её направленности и воле.
Б.Теплов считает, что характер проявляется как в целях, которые человек ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Характер определяется отношением человека к миру, к другим людям, к самому себе. Б.Ананьев к характеру относит те свойства личности, которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для личности образе действий.
Необходимо различать понятия свойства личности и характера при их близости и иногда совпадении. Характер - это психологическое своеобразие человека, интеграл всех его свойств. В основном характер - это единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках человека.
Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и определенным образом связанные с ним стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» реагирования на эти ситуации. Характер, как система определенных стереотипов эмоционального, когнитивного, поведенческого реагирования на типичные жизненные ситуации, формируется под сильным воздействием мировоззрения и направленности человека, но не перекрывает. Он определяет реактивное, а не инициативное поведение человека.
Задача изучения структуры характера заключается в выделении и систематизации черт характера и установлении их взаимосвязи.
Под чертами характера понимаются, достаточно показательные для человека и позволяющие с известной вероятностью предугадывать его поведение в том или ином конкретном случае.
Хотя каждая черта характера является чертой личности, далеко не каждая черта личности является чертой характера. Для того, чтобы иметь основания называться чертой характера, черта личности должна быть достаточно выражена, достаточно взаимосвязана с другими чертами характера в одно целое, чтобы систематически проявляется в обязательно различных видах деятельности. Надо отметить, что всякое целое не равно только сумме его элементов, так и характер в целом - это нечто большее, чем просто сумма отдельных черт характера. Характер представляет ту часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно проявляться в различных видах деятельности.
Г. Олпорт отмечает, что характер и темперамент часто используются как синонимы, и отождествляют с понятием личность. Он указывал, что каждый из них отличается от собственно личности. Слово «характер» вызывает ассоциацию неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которой поступает личность. Например, когда мы слышим, что у человека «хороший характер», то речь идет о том, что личностные качества социально или этически желательны. С точки зрения Олпорта характер - это понятие оценочное и оцененная личность, а личность носит не оценочный характер.
Темперамент, по Олпорту, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической данности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. По Олпорту «из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь».