Специфическая направленность ОРУ. Упражнения для мышц бедра

Составляя комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ), необходимо соблюдать следующие правила :
Содержание комплекса упражнений должно соответствовать его назначению (гимнастика до уроков, подготовительная часть урока, комплекс для развития физических качеств и т. д.). В комплекс утренней гимнастики и подготовительной части урока не следует включать упражнения, которые требуют значительных функциональных напряжений. Для подготовительной части урока комплексы лучше составлять из комбинированных упражнений, вовлекающих большое число мышечных групп, оказывая тем самым положительное влияние на организм занимающихся.
Учитывать место и условия проведения занятий: зал или открытая площадка; состояние погоды.
Упражнения комплекса должны оказывать всестороннее воздействие на основные мышечные группы.
Учитывать особенности занимающихся (подготовленность, различия пола).
Для каждого комплекса ОРУ необходимо выбрать наиболее подходящую форму организации (раздельно - поточно; в соревновательной или игровой форме).
Содержание комплекса ОРУ должно соответствовать задачам урока (образовательные, развивающие, оздоровительные, воспитательные).
Содержание комплекса ОРУ должно соответствовать содержанию основной части урока.
Несколько упражнений в каждом комплексе ОРУ должны иметь корригирующую направленность (формирование осанки, чередование напряжения и расслабления).
Выполнение упражнений комплекса ОРУ должно иметь определённую последовательность. Наибольшее распространение в практике физического воспитания в определении последовательности упражнений в комплексе ОРУ получил принцип «сверху вниз». Однако, судя по технологии круговой тренировки (где занимающиеся, переходя от станции к станции, выполняют упражнения, нарушая такую последовательность), этим принципом можно пренебречь в условиях реализации задач физической подготовки.
В определении количества упражнений комплекса и числа повторений каждого из них следует в первую очередь исходить из ресурса, выделяемого для этого времени урока.
Все способы организации выполнения комплексов общеразвивающих упражнений можно классифицировать на три вида: стоя на месте, в движении, комплексно (сочетание выполнения упражнений стоя на месте и с движением). При этом выполнение упражнений можно организовать с разделением (объяснение, показ, выполнение, исправление ошибок) и непрерывно (поточно, аэробично).
Организация системы использования ОРУ (для разнообразия и полноты) может быть осуществлена на основе следующей классификации. Все ОРУ динамического характера применительно к запросам и возможностям массового физического воспитания можно классифицировать на пять групп: элементарные, с весом собственного тела, с партнёром, с предметами, на спортивных снарядах. Данная классификация даёт возможность использовать достаточно разнообразный перечень ОРУ, реализовать их систему (поочерёдно или в комплексе), сформировать состав ОРУ каждой из выделенных групп, специфицировать ОРУ каждой группы применительно к особенностям содержания разделов образовательной программы и возможностям учеников в связи с возрастными предпосылками.
Выполнение физических упражнений вызывает определённое напряжение функциональных систем организма занимающихся. Мера этого напряжения в зависимости от нагрузочных воздействий может быть различной - от оптимальной до недопустимой. Поэтому определение меры нагрузочных воздействий является необходимым компонентом контроля над процессом физического воспитания учащихся. О мере физической нагрузки в практике врачебно-педагогического контроля принято судить по реакции показателей деятельности различных функциональных систем и в первую очередь сердечно-сосудистой.
Осуществление контроля за функциональным состоянием занимающихся в условиях массового физического воспитания возможно с использованием простых и надёжных показателей. Таковыми являются различные показатели пульса . Это связано с тем, что частота сердечных сокращений (пульс) является достаточно информативным и наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС). Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) - важнейший физиологический механизм, демонстрирующий адаптацию системы кровообращения к мышечной работе. Показатель ЧСС широко используется для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей ССС, так как установлена линейная зависимость между ЧСС и величиной физической нагрузки. Поэтому показатели ЧСС используют в качестве критерия при оценке тяжести нагрузки и её переносимости (занимающимися физической культурой). Все способы измерения пульса объединяются общим термином «пульсометрия».
Существует целый ряд нахождения и анализа показателей пульса. В покое пульс измеряется в течение 30 с, а после выполнения нагрузки - 10 с. Полученные показатели соответственно переводятся в значение пульса за 1 мин. Измерения пульса проводятся всегда на одном и том же участке тела (запястье, висок, область сердца). Измерение пульса может осуществляться пальпаторно (руками) или инструментально (с помощью различных приборов). При любом варианте измерения необходимо соблюдать требования стандартности, надёжности и репрезентативности. Стандартность предполагает одинаковость условий измерения - по выбору участка тела (запястье, шея, висок, область, сердца), по и. п. (лёжа, сидя, стоя), по переводу значений пульса в 1 мин. Надёжность предполагает длительность измерения (5, 10, 15, 30 или 60 с), точность фиксации отрезков времени и т. п. Репрезентативность предполагает целесообразность выбранного варианта пульсометрии и количества измерений.
Для создания представления о составе показателей пульсометрии обсудим их некоторый перечень.
1. Пульс покоя. Служит ориентиром для определения исходного состояния занимающихся. Кроме того, является исходной точкой для относительных расчётов других показателей и оценки степени восстановления после нагрузки.
2. Пульс после нагрузки. Служит ориентиром (по величине сдвигов) в определении нагрузочного воздействия и особенностей индивидуальных реакций занимающихся. В таблице представлены ориентировочные величины пульсовых значений после нагрузки с дифференцировкой их по четырём зонам интенсивности (по М. Я. Набатниковой, Я. С. Вайнбауму).

Зона интенсивности

Качественная характеристика интенсивности нагрузки

Показатель ЧСС, уд./мин

Мальчики

Девочки

Низкая

До 130

До 135

Средняя

До 155

До 160

Большая

До 175

До 180

Высокая

Более 175

Более 180

3. Средний пульс. Фиксируются несколько значений пульса на уроке. Полученные значения складываются и делятся на количество измерений. Пример . Проведено за урок 5 измерений пульса. Их значения (из расчёта за 1 мин) - 100, 120, 120, 180, 100, что составило сумму 620. Делим на 5 (число измерений). Получаем средний пульс, равный 124. Величина среднего пульса позволяет соотносить различные занятия по степени нагрузочного воздействия, а также определять меру её допустимости (при условии, если отработано ориентировочное значение среднего пульса для занимающихся с различными возможностями). В принципе можно ориентироваться на величины среднего пульса, находящиеся в пределах 100–120.
4. Суммарный пульс. Суммарный пульс (сумма всех измеренных показателей пульса за занятие) в большей мере даёт такую же информацию, как средний пульс. Однако с его помощью косвенно можно характеризовать уровень энергетических затрат занимающихся за урок.
5. Усечённая пульсометрия восстановления. Служит показателем нормальности процесса восстановления, а значит, адекватности (или неадекватности) нагрузочных воздействий. Кроме того, так же косвенно характеризует уровень энергозатрат. Определяется этот показатель суммой значений пульса измеренного в начале каждой минуты восстановительного периода (из 3 или 5 мин). В качестве ориентирующих значений энергозатрат по значениям пульса можно использовать следующие соотношения: значения пульса, равные 80–100 уд./мин, соответствуют расходу энергии (в килокалориях в минуту), равному 2,5–5,0; пульс 100–120 уд./мин соответствует - 5,0–7,5; пульс 120–140 уд./мин соответствует - 7,5–10,0; пульс 140–160 уд./мин соответствует 10,5–12,5; пульс 160–180 уд./мин соответствует 12,5–15,0. (М.: ГЦОЛИФК, 1989).
6. Разница максимального значения пульса на занятии (для наблюдаемого испытуемого) и пульса до начала занятия. По этому показателю можно судить об интенсивности нагрузки. Кроме того, соотнесение вычисляемой разницы в серии занятий позволяет судить об уровне адаптации и тренированности занимающихся.
Представленные данные позволяют ориентироваться на оптимальные значения пульса и продолжительной непрерывной работы с интенсивностью от 20 до 70% с учётом различий возраста и пола.
7. Разница пульса до занятия и пульса после окончания занятия. Данный показатель позволяет судить о соблюдении преподавателями требований по обеспечению снижения нагрузки к концу занятия.
8. Время восстановления пульса после занятия до исходного (начало урока) уровня. Этот показатель характеризует адекватность предлагаемой нагрузки на уроке для данного испытуемого. Быстрое (по отношению к средним нормам) восстановление - нагрузка недостаточна, длительное восстановление - нагрузка чрезмерна.
9. Определение индекса напряжённости физической нагрузки. Индекс напряжённости нагрузки (ИНН) определяется по формуле:

ИНН = [∑ ЧСС(за 5 мин восстановления) - ЧССисходная] / t работы

Чем выше интенсивность нагрузки, тем больше значение индекса.
10. Динамика значений пульса в процессе урока (пульсометрия). С помощью пульсометрии можно проследить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузочное воздействие в процессе занятия физическими упражнениями.
11. Определение индивидуальных значений пульса для реализации задаваемой интенсивности нагрузочного воздействия на основе расчёта по формуле:

Рп + (Рм - Рп) × И% / 100,

где Рп - пульс покоя, Рм - максимальный пульс, достигаемый учеником, И - задаваемая интенсивность нагрузки.

Пример . Рп = 60. Рм = 220. И = 80%. Подставляем в формулу: 60 + (220–60) × 80: 100. Получаем 188. Это значит, что для выполнения нагрузки с 80% интенсивностью значения пульса должны быть на уровне 180–190 уд./мин.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДАШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2015–2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7–8 класс

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, школы №1159,САО, Москва

Караваева Оксана Олеговна


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР

Инструкция по выполнению заданий

Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний

учащихся общеобразовательных школ


1. Задания в закрытой форме , то есть с предложенными вариантами ответов.

При выполнении этих заданий необходимо выбрать один из предложенных

вариантов. Среди них содержатся как правильные, так и неправильные завершения,

а также частично соответствующие смыслу утверждения. Правильным является

только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения.

Выбранные варианты отмечаются, зачёркиванием соответствующего квадрата

в бланке ответов: « а », « б », « в » или « г ».

Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не

угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте

незнакомые задания. Это позволит сэкономить время для выполнения других

Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.


2. Задания в открытой форме, то есть без предложенных вариантов ответов.

При выполнении этих заданий необходимо самостоятельно подобрать определение,

которое, завершая высказывание, образует истинное утверждение. Подобранное

определение вписывайте в соответствующую графу бланка ответов.

Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.

Время выполнения всех заданий – 45 минут.

Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки

оцениваются как неправильный ответ.

Заполните анкету в бланке ответов: напишите свою фамилию, имя, отчество,

название субъекта Федерации, город, школу и класс, который Вы представляете.

1. Инструкция к тесту мне …

а. Понятна.

б. Понятна отчасти.

в. Понятна не полностью.

г. Не понятна.

2. Вы хотели бы задать вопросы для уточнения задания?

а. Да. б. Нет. в. Не знаю. г. Затрудняюсь ответить.


Желаем успеха !


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР

I. Задания в закрытой форме , т . е . с предложенными вариантами ответов .


1. С какого года ведётся отсчёт первых Олимпийских игр Древней Греции ?

а) с 595 г. до н.э.;

б) с 684 г. до н.э.;

в) с 776 г. до н.э.;

г) с 836 г. до н.э.


2 . В каком виде спорта становились чемпионами Олимпийских игр Виктор Чукарин, Евгений Подгорный, Елена Замолодчикова, Алия Мустафина, Дмитрий Труш?

а) спортивной гимнастике;

б) фехтовании;

в) лёгкой атлетике;

г) плавании.



4. Почётное право зажечь олимпийский огонь на Московской Олимпиаде 1980 г. заслуженно получил:

а) хоккеист Владислав Третьяк;

б) баскетболист Сергей Белов;

в) гимнаст Николай Андрианов;

г) борец Александр Карелин.


5. Спортивная и художественная гимнастика относятся к:

а) основной гимнастике;

б) производственной гимнастике;

в) прикладной гимнастике;

г) атлетической гимнастике.


6. Что включает в себя физическая культура личности?

а) знания о своём организме;

б) занятия физическими упражнениями;

в) умение применять знания в жизни;

г) всё вышеназванное.


7. К видам туризма относится :

а) пешеходный, горный, комбинированный туризм, экскурсии;

б) велосипедный, спортивный туризм, активный отдых, походы выходного дня;

в) пешеходный, лыжный, горный, водный туризм;

г) спелеотуризм, туризм на автомашинах, прогулки выходного дня, мото-туризм.


8. К функциональным показателям, характеризующим особенности физического развития человека, относятся:

а) уровень развития общей выносливости; результаты прыжка в длину с места, челночного бега, наклона вперёд;

б) объём грудной клетки; форма осанки; длина и масса тела; величина обхвата бёдер.

в) частота сердечных сокращений; сила основных мышечных групп;

г) календарный возраст.


9. Все ОРУ (общеразвивающие упражнения) динамического характера применительно к запросам и возможностям массового физического воспитания можно классифицировать на группы:

а) выполнение ОРУ из положения стоя, выполнение ОРУ из положения лёжа, выполнение ОРУ из положения сидя, выполнение ОРУ на месте, выполнение ОРУ в движении;

б) ОРУ для занятий спортивными играми, ОРУ для гимнастики, ОРУ для лёгкой атлетики, ОРУ для лыжной подготовки, ОРУ для плавания;

в) элементарные, с весом собственного тела, с партнёром, с предметами, на спортивных снарядах;

г) сложные, простые, смешанные, комплексные.


10. Назовите основные физические качества ;

а) координация, ЧСС, гибкость, сила, быстрота;

б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость;

в) общая выносливость, скоростно-силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость;

г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, объём бицепсов, ловкость.


11. Наиболее эффективно развивается чувство равновесия при занятиях на:

а) брусьях;

б) высокой перекладине;

в) гимнастическом бревне;

г) шведской стенке.


12. Самостоятельные физические упражнения в течение учебного дня обеспечивают:

а) поддержание высокой работоспособности, активный отдых;

б) предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения;

в) поддержание здорового образа жизни в течение дня, коррекцию телосложения;

г) рациональный режим дня, развитие физических качеств.


13. Что является основным критерием всестороннего и гармоничного физического развития?

а) качество теоретических знаний о физической культуре;

б) уровень развития физических возможностей;

в) состояние здоровья;

г) социализация личности.


14. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на:

а) развитие физических качеств людей;

б) поддержание высокой работоспособности людей;

в) сохранение и улучшение здоровья людей;

г) подготовку к профессиональной деятельности.


15. Что такое режим дня ?

а) выполнение поручений учителя;

б) подготовка домашних заданий;

в) распределение основных дел в течение всего дня;

г) завтрак, обед и ужин каждый день в одно и то же время.


II. Задания в открытой форме , т . е . без предложенных вариантов ответов .

Завершите определение , вписав соответствующее слово в бланк ответов .


16. Свод основополагающих принципов олимпизма, правил и официальных разъяснений, принятых Международным олимпийским комитетом (МОК),

  • ответ

17. Официальный девиз (слоган): «Жаркие. Зимние. Твои» принадлежат городу – столице Олимпийских игр

  • ответ

18. Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляет основу

  • ответ

19.Звуковой атрибут спортивного судьи

  • ответ

20. Вид спорта, который совместил в себе лыжную гонку и стрельбу из винтовки, называется

  • ответ

Существует целый ряд нахождения и анализа показателей пульса. В покое пульс измеряется в течение 30 с, а после выполнения нагрузки - 10 с. Полученные показатели соответственно переводятся в значение пульса за 1 мин. Измерения пульса проводятся всегда на одном и том же участке тела (запястье, висок, область сердца). Измерение пульса может осуществляться пальпаторно (руками) или инструментально (с помощью различных приборов). При любом варианте измерения необходимо соблюдать требования стандартности, надёжности и репрезентативности. Стандартность предполагает одинаковость условий измерения - по выбору участка тела (запястье, шея, висок, область, сердца), по и. п. (лёжа, сидя, стоя), по переводу значений пульса в 1 мин. Надёжность предполагает длительность измерения (5, 10, 15, 30 или 60 с), точность фиксации отрезков времени и т. п. Репрезентативность предполагает целесообразность выбранного варианта пульсометрии и количества измерений.

Для создания представления о составе показателей пульсометрии обсудим их некоторый перечень.

1. Пульс покоя. Служит ориентиром для определения исходного состояния занимающихся. Кроме того, является исходной точкой для относительных расчётов других показателей и оценки степени восстановления после нагрузки.

2. Пульс после нагрузки. Служит ориентиром (по величине сдвигов) в определении нагрузочного воздействия и особенностей индивидуальных реакций занимающихся. В таблице представлены ориентировочные величины пульсовых значений после нагрузки с дифференцировкой их по четырём зонам интенсивности (по М. Я. Набатниковой, Я. С. Вайнбауму).

3. Средний пульс. Фиксируются несколько значений пульса на уроке. Полученные значения складываются и делятся на количество измерений. Пример. Проведено за урок 5 измерений пульса. Их значения (из расчёта за 1 мин) - 100, 120, 120, 180, 100, что составило сумму 620. Делим на 5 (число измерений). Получаем средний пульс, равный 124. Величина среднего пульса позволяет соотносить различные занятия по степени нагрузочного воздействия, а также определять меру её допустимости (при условии, если отработано ориентировочное значение среднего пульса для занимающихся с различными возможностями). В принципе можно ориентироваться на величины среднего пульса, находящиеся в пределах 100–120.

4. Суммарный пульс. Суммарный пульс (сумма всех измеренных показателей пульса за занятие) в большей мере даёт такую же информацию, как средний пульс. Однако с его помощью косвенно можно характеризовать уровень энергетических затрат занимающихся за урок.

5. Усечённая пульсометрия восстановления. Служит показателем нормальности процесса восстановления, а значит, адекватности (или неадекватности) нагрузочных воздействий. Кроме того, так же косвенно характеризует уровень энергозатрат. Определяется этот показатель суммой значений пульса измеренного в начале каждой минуты восстановительного периода (из 3 или 5 мин). В качестве ориентирующих значений энергозатрат по значениям пульса можно использовать следующие соотношения: значения пульса, равные 80–100 уд./мин, соответствуют расходу энергии (в килокалориях в минуту), равному 2,5–5,0; пульс 100–120 уд./мин соответствует - 5,0–7,5; пульс 120–140 уд./мин соответствует - 7,5–10,0; пульс 140–160 уд./мин соответствует 10,5–12,5; пульс 160–180 уд./мин соответствует 12,5–15,0. (М.: ГЦОЛИФК, 1989).

6. Разница максимального значения пульса на занятии (для наблюдаемого испытуемого) и пульса до начала занятия. По этому показателю можно судить об интенсивности нагрузки. Кроме того, соотнесение вычисляемой разницы в серии занятий позволяет судить об уровне адаптации и тренированности занимающихся.

Представленные данные позволяют ориентироваться на оптимальные значения пульса и продолжительной непрерывной работы с интенсивностью от 20 до 70% с учётом различий возраста и пола.

7. Разница пульса до занятия и пульса после окончания занятия. Данный показатель позволяет судить о соблюдении преподавателями требований по обеспечению снижения нагрузки к концу занятия.

8. Время восстановления пульса после занятия до исходного (начало урока) уровня. Этот показатель характеризует адекватность предлагаемой нагрузки на уроке для данного испытуемого. Быстрое (по отношению к средним нормам) восстановление - нагрузка недостаточна, длительное восстановление - нагрузка чрезмерна.

9. Определение индекса напряжённости физической нагрузки. Индекс напряжённости нагрузки (ИНН) определяется по формуле:

ИНН = [∑ ЧСС(за 5 мин восстановления) - ЧССисходная] / t работы

Чем выше интенсивность нагрузки, тем больше значение индекса.

10. Динамика значений пульса в процессе урока (пульсометрия). С помощью пульсометрии можно проследить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузочное воздействие в процессе занятия физическими упражнениями.

11. Определение индивидуальных значений пульса для реализации задаваемой интенсивности нагрузочного воздействия на основе расчёта по формуле:

Рп + (Рм - Рп) х И% / 100,

где Рп - пульс покоя, Рм - максимальный пульс, достигаемый учеником, И - задаваемая интенсивность нагрузки.

Пример . Рп = 60. Рм = 220. И = 80%. Подставляем в формулу: 60 + (220–60) х 80: 100. Получаем 188. Это значит, что для выполнения нагрузки с 80% интенсивностью значения пульса должны быть на уровне 180–190 уд./мин.

Физическая культура. 5–7 классы: методическое пособие / Виленский М.Я., Чичикин В.Т. - М.: Просвещение, 2010.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.. 4

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ.. 7

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРУ.. 13

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ.. 16

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ.. 18

ОБУЧЕНИЕ ОРУ.. 20

ДОЗИРОВКА ОРУ.. 21

ЛИТЕРАТУРА.. 24

ВВЕДЕНИЕ

ОРУ (общеразвивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детских садах, школах, ПТУ, вузах.

Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике(в том числе и передаваемой по радио и телевидению), при проведении производственной гимнастики.

Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности.

ОРУ – это школа двигательной подготовки. План начальной подготовки в спорте также характеризуется применением большого объёма ОРУ. Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья занимающимся, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно - двигательного аппарата. Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки школьников, а также на исправление её недостатков (сутуловатость, сколиозы и т. д.). Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспитания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

· владение большим количеством конкретных упражнений(умение показать, терминологических назвать);

· знание характера каждого упражнения, его направленности;

· умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;

· умение обучать и проводить занятия ОРУ различными способами(по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);

· владение методами организации занятий ОРУ;

· умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся решаемыми задачами.

ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе.

Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание.

4. Последними в комплексе используются упражнения где учавствуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.

В заключение используется так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа. В каждой группе можно выделить ряд упражнений более локального характера. Например, в группе упражнений для рук плечевого пояса существуют упражнения для пальцев, кистей, предплечий, плечей;

В группе для ног и тазового пояса – упражнения для стопы, голени, бедра;

В группе упражнений для туловища выделяют упражнения для мышц передней или задней поверхности туловища и т. д.

Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия на организм занимающихся. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости.

Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения, повороты.

Характер упражнений во многом зависит от системы напряжения и расслабления мышц, быстроты движений и внешне проявляется как плавные, равномерные движения или движения с ускорением или замедлением, рывки, взмахи.

Вводной части урока можно использовать специально подобранные игры или упражнения, не требующие большого физического напряжения и активизирующие внимание учащихся. Исходя из конкретных условий, учитель должен самостоятельно решить, какие упражнения или игры наиболее приемлемы на данном уроке.

Если урок проводится в прохладную погоду на открытом воздухе, учитель во время вводной части должен предлагать наиболее эффективные упражнения с целью разогревания организма. Для этого ОРУ выполняются в более быстром темпе, количество их увеличивается, а следовательно, увеличивается и продолжительность всей вводной части. Практика показала, что для большей эффективности и эмоциональности этой части урока следует использовать упражнения с предметами (скакалками, гимнастическими палками, мячами и т. д.)

С психологической точки зрения использование предметов различной формы, объёма, массы повышают эмоциональность занятий, активность и интерес ребят, обогащают их новым двигательным опытом.

В связи со сказанным в приведенных ниже примерах упражнения для различных частей тела группируются также по признаку преимущественного воздействия на развитие тех или иных качеств.

РАЗНОВИДНОСТИ УПРАЖНЕНИЙ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

1. Упражнения для пальцев и кисти:

а) силовые упражнения:

Сжимание теннисного мяча на каждый счёт;

Упор на кончиках пальцев о стену, стоя наклонно к стене;

Тоже в упоре лёжа:

Отталкивание кистями от стены с упором прямыми руками о стену, стоя от неё на расстоянии шага;

б) упражнения на увеличение подвижности суставов:

Руки вверх, упор ладонью в ладонь, пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не меняя положения кистей;

Хлопки в ладоши в положении локти в стороны, пальцы вперёд, вверх;

В упоре лёжа, передача тяжести тела с одной руки на другую, меняя положение кистей: пальцами вперед, внутрь, наружу.

2. Упражнения для сгибателей и разгибателей предплечья:

а) силовые упражнения для сгибателей:

Сгибание рук к плечам с набивными мячами (гантелями), то же с резиновым амортизатором стоя на нем, с захватом концов руками;

Подтягивание в висе лежа или в висе на перекладине, кольцах, брусьях;

В упоре лежа на широко расставленных руках сгибание одной руки. Перемещение тела попеременно в упоре лежа на левой или правой руке;

б) силовые упражнения для разгибателей:

Разгибание рук (отжимание) в упоре лежа;

Разгибание рук в упоре лежа, сзади с опорой руками о скамейку, сиденья стульев;

Прыжки на руках в упоре лежа с хлопком;

Разгибания рук вверх из положения гантели к плечам;

в) упражнений для увеличения подвижности в плечевых суставах:

Одна рука вверху, другая внизу. Смена положений рук с рывком в конце движения;

Сведение прямых рук за спиной рывками;

Из упора лежа сзади, сгибая ноги, пружинящие движения. Руки прямые, пальцы назад;

Выкруты в плечевых суставах, переводя палку назад за спину и обратно, хватом за концы. То же с веревкой, амортизатором.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕИ

а) упражнения для увеличения подвижности в суставах:

· наклоны головы вперед, назад, в стороны;

Повороты головы налево, направо;

· круговые движения головы;

б) силовые упражнения:

· руки на затылке, наклоны головы вперед и назад, преодолевая сопротивление рук;

· стоя на коленях с опорой головы о ладони (на мягкой опоре), перекаты со лба на затылок;

· из положения лежа с согнутыми руками (ладоши у головы) и ногами борцовский мост (на мягкой опоре).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ И ТАЗОВОГО ПОЯСА

1. Упражнения для стопы и голени:

а) силовые упражнения:

Поднимание на носки, тоже с гантелями в руках;

Ходьба на носках;

Подскоки на двух и одной ноге на месте и с продвижениями;

б) упражнения для увеличения подвижности в суставах:

В положении выпада вперед пружинящие движения, стремясь коснуться пола пяткой, находящийся сзади ноги;

Стоя на коленях, сесть на пятки. Пружинящими движениями отрывать колени от пола;

Ходьба на внешней части стопы

2. Упражнения для мышц бедра:

а) силовые упражнения:

Приседания на двух и одной ноге, тоже с гантелями в руках, тоже с партнером на плечах;

Ходьба и прыжки в полуприседе;

Стоя на коленях, наклоны с прямым туловищем назад;

Тоже но вперед с удержанием голеней партнера.

б) упражнения для увеличения подвижности в тазобедренных суставах:

Круговые движения тазом в стойке ноги врозь на ширине плеч;

Пружинящие движения в положении широкого выпада вперед. То же в положении вклада в сторону;

Наклоны вперед в седе с прямыми ногами (ноги вместе и врозь);

Полу шпагат, шпагат;

Стоя на одной ноге, махи с максимальной амплитудой вперед, назад в сторону прямой ногой;

Стоя на одной ноге, другая опирается на рейку гимнастической стенки.

Наклоны к прямой ноге.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

1. Упражнения для передней поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Из положения лежа поднимание туловища в сед;

Лежа, поднимание прямых ног, поднимание прямых ног в положении лежа на лопатках согнувшись;

В положении лежа руки с гантелями в стороны. Поднимание гантелей вперед.

Наклоны назад, стоя ноги врозь, руки на поясе, к плечам, вверх;

Сидя с опорой на поясницу о набивной мяч.

Наклоны назад, руки вверх;

Мост отжиманием из положения лежа.

2. Упражнения для задней поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Наклоны вперед с набивным мячом, удерживаемым руками на затылке;

Лежа на животе, прогибания, руки вверх;

Положение наклона вперед, поднимание рук в стороны с гантелями;

б) упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны вперед согнувшись;

3. Упражнения для боковой поверхности туловища:

а) силовые упражнения:

Из седа ноги врозь, опираясь на одну руку, с поворотом упор лежа боком, другую руку вверх;

В седе ноги врозь (носками зацепиться за рейку гимнастической стенки или с удержанием ног партнера, наклон назад на 45 градусов и повороты туловища направо, налево, руки за голову;

б) упражнения для увеличения подвижности позвоночника:

Пружинящие наклоны туловища в стороны в стойке ноги врозь, руки на пояс, к плечам, вверх.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВСЕГО ТЕЛА

· из упора присев перейти в упор лежа, затем снова в упор присев, встать, то же но со сгибанием рук в упоре лежа;

· ходьба на руках с помощью партнера за ноги;

· в стойке ноги врозь круговые движения туловища;

· из стойки ноги скрестно, без помощи рук сесть, затем лечь, снова сесть и встать.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

· из положения стоя у стенки с касанием её затылком, лопатками, ягодицами, пятками отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены;

· держа у поясницы гимнастическую палку вертикально за спиной, принять прямое положение тела с касанием палки затылком и позвоночником. Фиксировать позу, стоя у зеркала;

· стоя спиной к стене, выполнить приседания и наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены;

· в положении лежа на спине, руки за головой, напрячь мышцы спины, подняться в о. с. Сохраняя прямое положение тела с помощью партнеров.

СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОРУ

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо прежде всего руководствоваться тем для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи. Наиболее типичными формами ОРУ отличающимися друг от друга целевой направленностью и задачами, являются утренняя зарядка, производственная гимнастика, основная гимнастика и др.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах на занятиях с детьми ясельного возраста способствуют развития чувства равновесия при изменении позы. Приседания в утренней гимнастике или спортивной разминке разогревают мышцы ног, стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Приседания при производственной гимнастике с лицами, занятыми трудовыми процессами с участием преимущественно рук или в сидячем положении, будут способствовать активному отдыху мышц ног, особенно разгибателей бедра. Наконец, приседания с дозированной нагрузкой при лечебной гимнастике используются при восстановлении функций мышц и суставов ног после травм или заболеваний. Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания с отягощением или без него и т. п.). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений необходимо иметь представление о качественно различных формах проявления двигательных способностей. Наиболее характерные качества это сила, выносливость и гибкость.

СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА . С использованием ОРУ рекомендуются развивать тремя способами:

1. Многократное (8-12 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т. д.) до утомления развивают силовую выносливость, способствуют увеличению мышечной массы. Если повторение (8-12 раз) не составляет труда, необходимо увеличивать вес отягощения или изменить исходное положение (например, отжимания с опорой ног о возвышение).

2. Поднимание около предельного веса (1-3 раза) развивает максимальную силу мышц и увеличивает их массу. Изометрические упражнения (около предельное напряжение мышц с таким внешним сопротивлением, при котором нет видимых перемещений частей тела) также развивают максимальную силу.

3. Выполнение движений с максимальной скоростью развивает скоростно-силовые качества мышц быстроту.

ВЫНОСЛИВОСТЬ – используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость (например, поднимание гантелей к плечам, подтягивание на перекладине).

Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивают общую выносливость (к примеру, упражнения общего воздействия, продолжительный бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа, выполняемые многократно, до пота)

ГИБКОСТЬ – различают активную и пассивную гибкость. Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах за счёт преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами). В связи с этим и развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнения для укрепления мышц, фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т. д.). Пассивная гибкость – проявление подвижности в суставах за счёт силы тяжести собственного веса тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с притягиванием к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой его о рейку гимнастической стенки и т. д.).

Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий уступающего характера (наклоны с дополнительными движениями, то же с помощью партнера), методом фиксации систематических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т. д.).

От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движений. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенности. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость и расслабление.

Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц. Используя метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений данной группы мышц необходимо занимающимся активно или произвольно расслаблять мышцы. Этот метод эффективен в положении лежа или сидя. Применяются маховые движения с расслаблением, потряхивания, приёмы самомассажа.

ПОДБОР УПРАЖНЕНИЙ

При подбору упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов утренней гимнастики, спортивной разминки, в которые необходимо включать упражнения с участием в движениях всех частей тела. Чередовать упражнения необходимо по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру, «руки-ноги-туловище». Навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.

2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учётом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Комплексы ОРУ, составленные с учётом локального воздействия, типичные для занятий атлетической и основной гимнастикой. Эти же правилом руководствоваться при составлении комплекса упражнений производственной и лечебной гимнастики.

3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте реализуется также при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнения за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количеством повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и одного или нескольких комплексов ОРУ. Каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и требует изменение комплекса в сторону его усложнения.

4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходное положение, направление и амплитуду движения и характер их выполнения. При подборе упражнений надо соблюдать правило гимнастической регламентации упражнений. К примеру, при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ног вместе или врозь, носками наружу или при параллельных стопах эффект будет различным. Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон. За основу должны стать следующие упражнения и их разновидности: 1. Подтягивание с выправленными прогибанием тела. 2.Круговые движения руками. 3.Приседания. 4.Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения. 5.Наклоны и круговые движения головы. 6.Упор лежа и отжимание в упоре лежа. 7.Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах). 8.Махи ногами вперед, назад и в сторону. 9.Прыжки (подскоки) многократные. 10.Ходьба и бег на месте.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОРУ

Особенностью ОРУ в отличии от проведения прикладных упражнений является их стилизация. ОРУ проводятся с использованием предметов. При занятия ОРУ предметы используются с различными усилиями: как оттягивающие, как средство восстановления точности движений, как средство повышения интереса к занятиям и т. д.

Гимнастическая палка используется как ограничитель движений уточняющий их направление и амплитуду. Кроме того, её можно применять как опору для упражнений в опорах и висах при занятиях с партнерами. Типичными упражнениями со скакалкой являются прыжки с перетягиванием через неё: на двух и одной ноге; с вращением скакалки назад и вперед; на каждое вращение скакалки и с промежуточными подскоками; с двойными вращением; в приседе и т. д. Скакалку сложенную вдвое, втрое или в четверо, используют как палку. Применяется и длинная скакалка – для перепрыгивании при вращении её за концы двумя партнерами.

МЯЧИ НАДУВНЫЕ используются для бросков и ловли при индивидуальных, групповых упражнениях. Малые (теннисные) мячи применяются также для метания в цель.

МЯЧИ НАБИВНЫЕ разного веса, а также ограничители движений и опорой при выполнении ряда (к примеру, прогибания лежа с опорой, спиной о мяч).

ГАНТЕЛИ разного веса широко применяются как отягощения усиливающие эффект при динамических упражнениях скоростно-силового характера (малого веса) и при силовых динамических и статистических упражнениях (среднего и большого веса). С этой же целью используются резиновые и пружинные амортизаторы. Блочные устройства, гири и штанги применяются для специальной силовой подставки в спортивных видах гимнастики и в атлетической гимнастике и являются типичными средствами при занятиях ОРУ. Упражнения с булавами деревянными выполняются для развития силы и подвижности суставах верхних конечностей, координации движений, а также используются в играх и эстафетах. Многие ОРУ можно выполнять с использованием гимнастической скамейки и на гимнастической стенке. Скамейка может служить опорой в положении сидя, в упоре лежа или препятствием при прыжках. Многие упражнения можно выполнять пользуясь скамейкой как отягощением, поднимая её руками или ногами группой занимающихся.

Благодаря конструкции снаряда на гимнастической стенке можно выполнять специфические упражнения с опорой руками и ногами о рейки на разной высоте, упражнения в висе и смешанном висе. Кроме того дополнительная опора руками о стенку облегчает выполнение ряда упражнений (равновесия, приседания), что немаловажно при занятиях с начинающими.

ОРУ целесообразно проводить также с партнером. Это расширяет возможности использования ОРУ: взаимодействие партнеров может облегчить или усложнить двигательную задачу, а в целом повышает эмоциональный фон занятий. Составляя программу занятий, нужно предусмотреть возможность включение в комплекс упражнений с предметами и с использованием гимнастического оборудования.

ОБУЧЕНИЕ ОРУ

Как правило, ОРУ не является для занимающихся сложной двигательной задачей и процесс обучения чаще всего сводится к запоминанию последовательности упражнений в комплексе. Наиболее действ иными способами обучения ОРУ являются способы по показу, по рассказу и по раз делениям: 1. Способ обучения по показу .

Обучая ОРУ способом по показу, одновременно даются указания, какие движения выполняются на какой счёт. После 2-3 повторений вместе с группой проводящий переходит на подсчёт и подсказ. Заканчивают упражнения по команде: «Стой!» Она подаётся вместо следующего счёта.

При обучении детей младшего школьного возраста подаются не команды, а распоряжения: «Примите исходное положение!» и т. д.

2.Способ обучения по рассказу .

Этим способом пользуются при обучении более простыми упражнениями или с целью активизировать внимание занимающихся. По ходу подсказывать основные действия вместо подсчёта, но и в ритме и в темпе упражнений. Например: «Наклон-выпрямиться - присесть-встать». При комбинированном способе, соединяющем показ и рассказ, в начале показывается упражнение, а затем подсказывает походу его выполнения.

3.Способ обучения подразделениям .

Этот способ применяется при обучении более сложным по координации ОРУ, так как позволяет делать неуды между отдельными движениями для их уточнения и исправления ошибок. При таком способе достигается высокая моторная плотность занятий.

ДОЗИРОВКА ОРУ

Регулирование физической нагрузки при занятиях ОРУ осуществляется за счёт изменения:

· числа упражнений (в зависимости от форм занятий ОРУ оно может быть разное);

· интервалов отдыха между упражнениями (сокращение пауз для отдыха увеличивает нагрузку);

· количество повторений (при проведении несложных ОРУ, укладывающихся в счёт «1-4» или «1-8» под музыку, как правило, каждое упражнение повторят 4, 8, 12 или 16 раз. Упражнения без музыки можно повторять в этих же пределах, не придерживаясь точного количества, диктуемого строением музыкального произведения);

· темпа (быстрей, темп упражнений как правило более нагрузочен);

· исходное положение (одно и то же упражнение с разными исходными положениями оказывают различную нагрузку. Например: сгибание и разгибание рук в упоре лежа со опорой руками о возвышение или в упоре на брусьях. Дозировать упражнение исходя из общих правил учёта степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола и задач, решаемых с данным контингентом. При индивидуальных занятиях регулировать нагрузку в зависимости от степени утомления. При групповых занятиях преподаватель может дать занимающихся самостоятельно прекратить упражнение, если продолжать его со всеми вмести, остановиться трудно. В силовых упражнениях чувство утомления легко ощутимо и повторение до отказа допустимо. В упражнениях на выносливость доводить организм «до отказа» такой степени утомления нельзя, особенно при занятиях с начинающими. В упражнениях на гибкость надо руководствоваться чувством легкой боли, свидетельствующей о пределе амплитуды движений.

От занятия к занятию нагрузку также следует постепенно повышать, регулируя её за счёт тех же факторов и количества дней занятий в неделю.

Дыхание тесно связано с движениями. Глубина и частота дыхания должны соответствовать потребностям организма в данный момент. Это сложная физиологическая функция организма осуществляется автоматически, хотя возможно и произвольно в акт дыхания. Для здоровых людей не имеет значение, когда делать вдох и выдох, не вредны и моменты кратковременного натуживая. По мере возможности необходимо сочетать темп движений с дыханием. При расширении грудной клетки при движениях руками в стороны, разгибания туловища рекомендуется делать вдох, а при сгибаниях, наклонах – выдох.

Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение, рекомендуется ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры насыщенными движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседание, подскоки, наклоны и т. д.)

Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колоне, кругу, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, в лесу и на пляже).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией и, М, ф и спорт 1975г.

2. Советы тренерам. Сборник упражнений и методики, рекомендаций – Издание 2-ое переработанное М, ф. и спорт 1980г.

3. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: пособие для учителя/, и др./ Под редакцией, М, Просвещение 1985г. (Библиотека учителей физической культуры)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

2016–2017 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7–8 классы

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУР

I. Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов.

1. С какого года ведётся отсчёт первых Олимпийских игр Древней Греции?

а) с 595 г. до н.э.;

б) с 684 г. до н.э.;

в) с 776 г. до н.э.;

г) с 836 г. до н.э.

2. В каком виде спорта становились чемпионами Олимпийских игр Виктор Чукарин, Евгений Подгорный, Елена Замолодчикова, Алия Мустафина, Дмитрий Труш?

а) спортивной гимнастике;

б) фехтовании;

в) лёгкой атлетике;

г) плавании.

3. Первый Олимпийский комитет России был создан:

а) в 1900 году;

б) в 1911 году;

в) в 1952 году;

г) в 1990 году.

4. Почётное право зажечь олимпийский огонь на Московской Олимпиаде 1980 г. заслуженно получил:

а) хоккеист Владислав Третьяк;

б) баскетболист Сергей Белов;

в) гимнаст Николай Андрианов;

г) борец Александр Карелин.

5. Спортивная и художественная гимнастика относятся к:

а) основной гимнастике;

б) производственной гимнастике;

в) прикладной гимнастике;

г) атлетической гимнастике.

6. Что включает в себя физическая культура личности?

а) знания о своём организме;

б) занятия физическими упражнениями;

в) умение применять знания в жизни;

г) всё вышеназванное.

7. К видам туризма относится:

а) пешеходный, горный, комбинированный туризм, экскурсии;

б) велосипедный, спортивный туризм, активный отдых, походы выходного дня;

в) пешеходный, лыжный, горный, водный туризм;

г) спелеотуризм, туризм на автомашинах, прогулки выходного дня, мото - туризм.

8. К функциональным показателям, характеризующим особенности физического развития человека, относятся:

а) уровень развития общей выносливости; результаты прыжка в длину с места, челночного бега, наклона вперёд;

б) объём грудной клетки; форма осанки; длина и масса тела; величина обхвата бёдер.

в) частота сердечных сокращений; сила основных мышечных групп;

г) календарный возраст.

9. Все ОРУ (общеразвивающие упражнения) динамического характера применительно к запросам и возможностям массового физического воспитания можно классифицировать на группы:

а) выполнение ОРУ из положения стоя, выполнение ОРУ из положения лёжа, выполнение ОРУ из положения сидя, выполнение ОРУ на месте, выполнение ОРУ в движении;

б) ОРУ для занятий спортивными играми, ОРУ для гимнастики, ОРУ для лёгкой атлетики, ОРУ для лыжной подготовки, ОРУ для плавания;

в) элементарные, с весом собственного тела, с партнёром, с предметами, на спортивных снарядах;

г) сложные, простые, смешанные, комплексные.

10. Назовите основные физические качества;

а) координация, ЧСС, гибкость, сила, быстрота;

б) ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость;

в) общая выносливость, скоростно-силовая выносливость, быстрота, сила, ловкость;

г) общая выносливость, силовая выносливость, гибкость, объём бицепсов, ловкость.

11. Наиболее эффективно развивается чувство равновесия при занятиях на:

а) брусьях;

б) высокой перекладине;

в) гимнастическом бревне;

г) шведской стенке.

12. Самостоятельные физические упражнения в течение учебного дня обеспечивают:

а) поддержание высокой работоспособности, активный отдых;

б) предупреждение наступающего утомления, способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения;

в) поддержание здорового образа жизни в течение дня, коррекцию телосложения;

г) рациональный режим дня, развитие физических качеств.

13. Что является основным критерием всестороннего и гармоничного физического развития?

а) качество теоретических знаний о физической культуре;

б) уровень развития физических возможностей;

в) состояние здоровья;

г) социализация личности.

14. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на:

а) развитие физических качеств людей;

б) поддержание высокой работоспособности людей;

в) сохранение и улучшение здоровья людей;

г) подготовку к профессиональной деятельности.

15. Что такое режим дня?

а) выполнение поручений учителя;

б) подготовка домашних заданий;

в) распределение основных дел в течение всего дня;

г) завтрак, обед и ужин каждый день в одно и то же время.

II. Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов. Завершите определение, вписав соответствующее слово в бланк ответов.

1. Свод основополагающих принципов олимпизма, правил и официальных разъяснений, принятых Международным олимпийским комитетом (МОК), ______________.

2. Официальный девиз (слоган): «Жаркие. Зимние. Твои» принадлежат городу – столице Олимпийских игр ______________.

3. Обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств составляет основу ______________.

4. Звуковой атрибут спортивного судьи ______________.

5. Вид спорта, который совместил в себе лыжную гонку и стрельбу из винтовки, называется ______________.

ОТВЕТЫ

    Задания в закрытой форме, т.е. с предложенными вариантами ответов.

    Задания в открытой форме, т.е. без предложенных вариантов ответов.

    Хартия или (Олимпийская хартия);

    Сочи;

    Физического воспитания;

    Свисток;

    Биатлон.

Практическая часть.

Гимнастика.

Юноши : стойка на голове и руках, кувырок вперёд, кувырок назад.

Девушки : кувырок вперёд, стойка на лопатках, кувырок назад.

Спортивные игры.

Элементы баскетбола.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2016–2017 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7–8 классы

Фамилия, Имя, Отчество________________________________________________________________

Класс ___________________

БЛАНК ОТВЕТОВ

    Задания в закрытой форме, т. е. с предложенными вариантами ответов.

    Задания в открытой форме, т. е. без предложенных вариантов ответов.

    Оценка (слагаемые и сумма) _____________

    Подписи жюри __________________________________________________