Сознание как форма отражения. Сознание как форма психического отражения Становление понятия сознание и отражение

Майндсайт. Новая наука личной трансформации Сигел Дэниел

Зеркальное отражение сознания в нейронах

В середине 1990-х годов группа итальянских ученых, используя имплантированные электроды для отслеживания отдельных нейронов, изучала премоторную кору головного мозга обезьян{11}. Когда обезьяна ела арахис, срабатывал определенный электрод. В этом ничего удивительного не было. Но случившееся далее изменило траекторию исследования сознания. Когда обезьяна просто смотрела , как один из исследователей жевал орех, у нее срабатывал тот же моторный нейрон. Кроме того, обнаруженные нейронные сети активировались только в результате намеренных действий по наблюдению.

В дальнейшем зеркальную нейронную систему обнаружили и у людей. Ее считают основой эмпатии. Начиная с восприятия базового поведенческого намерения, усовершенствованная префронтальная кора людей позволяет мысленно составлять карту сознания других. Мозг использует сенсорную информацию для репрезентации чужого сознания точно так же, как благодаря сенсорным данным создаются образы окружающей среды.

Самое интересное, что зеркальные нейроны реагируют только на преднамеренную активность, с предсказуемой последовательностью действий или определенной целью. Если я просто подниму руку и помашу ей, ваши зеркальные нейроны никак не ответят на это. Но если я совершу какой-то поступок, который вы способны предсказать по прошлому опыту, ваши зеркальные нейроны «вычислят» мое намерение до его осуществления. Поэтому, когда я поднимаю руку с чашкой, вы на синаптическом уровне понимаете, что я собираюсь из нее отпить. Более того, зеркальные нейроны в премоторной зоне лобной области коры предпримут все, чтобы вам тоже захотелось пить. Когда мы видим определенное действие, мы готовимся к его имитации. Это примитивное объяснение того, почему у нас вдруг просыпается жажда, когда рядом что-то пьют, или почему нападает зевота, когда кто-то зевает. Гораздо сложнее раскрыть, как зеркальные нейроны помогают понять сущность культуры и как общее поведение объединяет нас и наше сознание.

Внутренние карты, созданные зеркальными нейронами, работают автоматически: они не требуют осознанности или какого-либо усилия с нашей стороны. Мы с самого рождения выявляем последовательность действий и производим в мозге карты внутреннего состояния или намерений остальных людей. Более того, такая зеркальность является кросс-модальной, то есть она работает для всех сенсорных каналов, а не только для зрения, поэтому и звуки, и тактильные ощущения, и запахи также настраивают нас на внутреннее состояние другого человека. Встраивая чужое сознание в собственные паттерны импульсов, наши зеркальные нейроны служат основой для «майндсайт-карт».

Резонансная система

Резонансная система включает связанные зеркальные нейроны (СЗН), верхнюю часть височной коры, островок (его не видно на рисунке, но он соединяет эти части с внутренней лимбической областью) и медиальную префронтальную кору

На основании сенсорной информации мы способны зеркально отображать не только поведенческие намерения других людей, но и их эмоциональное состояние. Мы не только имитируем поведение других, но и вступаем в резонанс с их чувствами – то есть с внутренним мыслительным потоком их сознания. Мы ощущаем не только их следующее действие, но и эмоциональную энергию, задающую направление поступкам.

Аналогичный механизм задействован в процессе развития ребенка. Если поведенческие паттерны, которые мы видим у родителей, являются однозначными, то, зная, что случится дальше, мы спокойно наносим эту последовательность действий на внутреннюю карту. Если же поведение родителей часто ставит нас в тупик и его тяжело считывать, наши нейронные пути создадут искаженные карты. Итак, с самого раннего детства основные нейронные пути майндсайта формируются или на устойчивом фундаменте, или на зыбкой почве.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги На территории сна автора Белоусова Людмила

Собственное отражение Больше чем за десять лет я пережила не так уж и много – всего несколько десятков осознанных сновидений. Каждое из них по-прежнему вызывает во мне шквал чувств и мыслей. Я воспринимаю их как драгоценные подарки, но никогда не знаю, когда случится

Из книги Как понять, что ваш собеседник лжет: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Правило № 14 Зеркальное отражение эмоций вы найдете в глазах Истинно и справедливо выражение «Глаза – зеркало души». Действительно, можно подчинить своей воле руки, ноги, даже мимику. Можно попытаться выглядеть естественным, не выдавать признаков страха или лжи – но

Из книги Другая любовь. Природа человека и гомосексуальность автора Клейн Лев Самуилович

5. Нарцисс и его отражение Есть редкие случаи, когда половое влечение направлено не на женщин, но и не на других мужчин, а на самого себя. Такие люди влюбились в себя, их эротически привлекает свое собственное тело. Им уже никто не нужен, кроме себя любимого. Психологи

Из книги Все о встречах после смерти автора Моуди Рэймонд

ЗЕРКАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА И к президентам приходит просветление через зеркальные видения. В ночь судьбоносных выборов 1860 года Авраам Линкольн прилег, обессиленный, на кушетку. И вдруг в ближайшем зеркале он увидел свое изображение, один образ – действительный,

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Зеркальное восприятие Подобное искажение в восприятии – это психологический феномен, не имеющий аналогов по трагичности последствий, так как оно самоподтверждается. Мортон Дойч поясняет это следующим образом: «Вы услышали лживую сплетню, будто ваш друг говорит о вас

автора Эйестад Гюру

Отражение Отражение – это способ слушания, при котором вы повторяете сказанное ребенком, как будто вы – своеобразное зеркало. Шестилетний Аск: «Нечестно, что ему (восьмилетнему брату) можно ложиться позже меня!» Папа: «Ты считаешь, это нечестно, что Туру можно ложиться

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Отражение Отражение – это вторая техника слушания, которую полезно освоить. Здесь речь идет о том, чтобы более или менее точно повторять слова ребенка. Чтобы воспроизвести содержание высказывания ребенка, мы вынуждены действительно его слушать, и таким образом мы

Из книги Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей автора Эйестад Гюру

Отражение Отражение представляет собой ответ на высказывание, отражающий содержание этого высказывания (в противоположность активному слушанию, при котором мы пытаемся заглянуть за словесную оболочку и проникнуть в чувства подростка). Отражение заставляет нас

автора Бауэр Иоахим

5. Твой образ во мне, мой образ в тебе:

Из книги Почему я чувствую, что чувствуешь ты. Интуитивная коммуникация и секрет зеркальных нейронов автора Бауэр Иоахим Худ Брюс

Глава 3 Зеркальное Я, или Как на наш мозг влияет внешний мир После того как его карьера пошатнулась, мужчина-супермодель Дерек Зулендер, главный герой фильма «Zoolander», стоял и смотрел на свое отражение в грязной луже рядом с тротуаром и спрашивал себя: «Кто я?» Чтобы

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Отражение исчезло Однажды спросили у просветленного:- Кто направил тебя на Путь? Тот ответил:- Пес. Однажды я увидел пса, почти умиравшего от жажды и стоявшего у края воды. Всякий раз, как он наклонялся, он видел собственное отражение, пугался и отскакивал, потому что

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Вопросы о том, как и благодаря чему возникает сознание, являются одними из ключевых для современного философского и научного познания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, однако представляют собой самостоятельную тему исследования.

В процессе развития философии и науки было доказано, что вся материя обладает общим свойством - оставлять след, отпечатывать результаты взаимодействия материальных тел. В материалистической философской традиции, начиная с французских материалистов, это свойство получило название «отражение». Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Природным основанием появления сознания стала эволюция различных форм отражения в неживой и живой природе. Сейчас различают: 1) отражение в широком смысле , как всеобщее свойство (атрибут) материи, связанное с эффектами материальных взаимодействий, и 2) информационные взаимодействия в живой природе и в обществе (отражение в более узком смысле, предполагающее активное использование информации).

Тип, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также способом их взаимодействия с отражаемыми явлениями. При тех формах взаимодействия, которые мы можем наблюдать в неживой природе, след от воздействия одного объекта на другой не становится для последнего источником его собственной активности. Скажем, воздействие солнечных лучей на камень вызывает нагревание камня, но никак не стимулирует, не пробуждает какой-то активности камня. При информационном взаимодействии внешнее воздействие влияет на изменение состояния системы не прямо, а косвенно. Это воздействие приводит в активность внутреннюю программу самодвижения (перегревшийся на солнце человек в отличие от камня уйдет в тень).

В живой природе выделяют следующие формы информационного взаимодействия:

Раздражимость - ответная реакция организма на воздействие окружающей среды. Эта форма присуща некоторым видам растений и одноклеточным живым организмам. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени. Реакция организма при раздражимости происходит целиком за счет внутренней энергии, изменения происходят сразу и часть их может иметь опережающий характер.

Следующая форма - чувствительность - способность организма иметь ощущения, отражающие отдельные свойства воздействующих на него предметов и явлений. Так, если питательные вещества находятся только в освещенной части бассейна, в котором обитает амеба, то она, реагируя на свет и двигаясь к нему, получает возможность добраться до этих питательных веществ. Свет выступает здесь как сигнал, несущий информацию о пище и вызывающий определенное внутреннее состояние, которое и называется ощущением. У низших животных органы чувств не дифференцированы. В дальнейшем появляются особые органы чувств, которые образуют центральные нервные узлы у беспозвоночных и центральную нервную систему у позвоночных.

Высшей формой информационного взаимодействия у животных является психическая деятельность головного мозга . Она осуществляется в ситуациях двух различных типов. К первому относятся ситуации, когда имеющиеся у живого организма ресурсы ориентации во внешней действительности достаточны для решения возникающих перед ним задач. Решение их происходит автоматически - на основе генетически закрепленных инстинктов срабатывает безусловный рефлекс. Ситуации второго типа - нестандартные, связанные с ориентировочно-поисковым поведением животных, когда в индивидуальном опыте адаптации к внешней среде вырабатываются условные рефлексы. Комплекс условных рефлексов, закрепленных в ассоциативной памяти, позволяет высокоорганизованным животным достаточно эффективно справляться с рядом сложных ситуаций, что дает возможность на сегодняшний день говорить о наличии у них навыков «практического интеллекта» и ассоциативного мышления. Но сознание человека качественно отличается от психики животных. Основными отличительными признаками являются:

  • 1) абстрактно-логическое мышление, связанное с умением воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии;
  • 2) целеполашние как способность идеально конструировать желаемый продукт деятельности, что позволяет человеку творчески преобразовывать действительность, а не пассивно вписываться в нее;
  • 3) самосознание, определяющее возможность выделения себя извнешней среды;
  • 4) язык как вторая сигнальная система, позволяющая нам ориентироваться не столько по реальным физическим процессам, сколько по их знакам и символам.

К числу основных функций сознания относятся: познавательная, целеполагающая, регулятивная, креативная (созидательная). Сознание человека позволяет ему вырабатывать обобщенные знания о действительности; осуществлять акты самопознания; ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде; регулировать и контролировать разнообразные отношения с действительностью; определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.

Анализ структуры сознания первоначально базировался на данных классической психологии, в русле исследований которой были выделены следующие составляющие единого целого -- человеческого сознания: мышление, эмоции, воля, память, внимание. Мышление представляет собой сложный комплекс различных способностей: понятийное отражение в мозгу человека существенных свойств и причинных взаимосвязей вещей и явлений, ориентацию в мире, управление орудийной деятельностью (операции с предметами), операции с числами (идеальными заместителями предметов в сознании), рассчет конкретных ситуаций и проектирование будущего (планы и мечты), формирование сложных образов на основе синтеза хранящихся в памяти представлений (творческое воображение), нравственная оценка и самооценка, рефлексия (размышление) и т.д.

Эмоции - это результат оценки самим же организмом своих отношений с окружающим в чувствах, переживаниях (более длительны по времени) и аффектах (кратковременных, но самых бурных эмоциях). Эмоции активно влияют на деятельность всего сознания. Так, на основе положительных эмоций по поводу какой-то деятельности и ее возможных результатов возникает такое явление, как интерес. Интерес подстегивает мышление, память, внимание. Непосредственным продолжением механизма эмоций выступают волевые процессы. Воля - это способ связи избирательно-ориентированной психики и практического поведения человека. Выражение «у него сильная воля» означает, что у данного человека ориентация на совершение трудного действия (план, желание, долг) практически всегда выполняется в реальности. Как и другие элементы структуры сознания, воля поддается тренировке и развитию. Память - способность сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии. Внимание - концентрация сознания на каком-то объекте или процессе. Память и внимание, связанные с волевым усилием, называются произвольными, и непроизвольными - когда все происходит «само по себе», без усилий. Механизм действия памяти до сих пор не изучен. Одни полагают, что абсолютно вся информация хранится в памяти (но ее трудно вывести), другие - что часть ее стирается (забывается навсегда). Изучение людей с абсолютной памятью показало, что они используют специальные приемы архивирования информации, как в дереве каталога компьютера, некоторые раскрашивают ее в оттенки цветов и т.д. Есть среди людей и гениальные счетчики. Исследования показали, что человек в среднем использует не более 7% возможностей мозга. По-видимому, мы действительно «помним все», но (по аналогии с компьютером) имеем слабый «процессор» для обработки и выведения информации. Впрочем, и эти способности можно тренировать.

В рамках психоаналитического подхода (австрийский психиатр 3игмунд Фрейд) в начале XX в. в душевной жизни человека была зафиксирована особая бессознательная сфера, некий бездонный резервуар переживаний, который в принципе не может быть до конца просветлен разумом и энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его внешнее поведение. В структуре духовного опыта человека психоаналитическая философия выделяет три сферы: «Сверх-Я» (традиции, идеалы, ценностные представления, социальные нормы культуры; «Я» (сознание); «Оно» (совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний и т. д.). «Я», будучи связанным со «Сверх-Я» и «Оно», как бы балансирует между ними. То, что не пропускается через фильтры Сверх-Я, загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств. Фрейд считал, что нужно помочь людям осознать бессознательное и тем расширить сферу их свободы, избавить от власти Оно. Он полагал, что следует расширять в нашей психике культурное Сверх-Я. Реформаторская версия психоаналитической философии (К. Юнг) заявила о наличии в индивидуальной психике архетипов (прообразов) коллективного бессознательного, за которыми скрывается опыт понимания и переживания мира наших предков. Архетипы - это система врожденных программ поведения, типичных реакций и установок

Введение

Сущность, структура и функции сознания

Психическое и идеальное

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего о собственном духовном опыте – это центр между первым и вторым. То есть сознание это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В Новое время же человек отказывается от Бога. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт "я мыслю" есть основание существования человека и мира.

Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г.Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни.

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета "в голове" человека. Это не означает, что в голове есть реальные признаки как такового (мыслимый огонь не жжет наш мозг, образ снега не делает его холодным), но содержит эти реальные признаки (жар и холод) как образ. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат, сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи. Условие идеального образа мира является физиологические материальные процессы, совершающиеся в мозгу и теле человека. Материальной основой психики человека, поэтому являются нейрофизиологические процессы в мозгу. От уровня структурной организации мозга зависит уровень его отражательных способностей. Бытие идеального носит функциональный характер и выступает как образ предмета и ценностное суждение, как цель и план деятельности и т.д.

Сущность, структура и функции сознания

Сознание, как идеальное отражение, являясь, существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. На основе языка и в связи с ним в истории человечества развились и другие способы овеществления идеального - знаковые системы. Язык, как и другие знаковые системы, - это не просто заместитель реальных вещей. За ними стоит общественная практика, откристаллизованная в значениях.

Идеальное овеществляется не только в языке и знаковых системах. Оно материализуется вообще в любых продуктах человеческого труда: в созданных людьми предметах, в покоящихся свойствах которых зафиксирована сознательная деятельность. Именно как продукты труда они обладают "идеальной стороной", которая раскрывается в актах их осознанного восприятия, понимания, действия с ними и т. д. В этом заключается основная сущность сознания, как преобразование воспринятой информации для реализации познания, его передачи в жизнь. Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта, поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность, обеспечивает внешний мир.

"Без идеального образа человек вообще не может осуществлять обмен веществ между собой и природой, а индивид не может выступать действительным посредником между вещами природы, поскольку эти вещи вовлечены в процесс общественного производства. Идеальное как таковое рождается только процессом предметно-практической деятельности общественного человека, изменяющего природу. Оно вообще только и существует в ходе этого процесса и до тех пор, пока этот процесс длится, продолжается, воспроизводится в расширенных масштабах"

Преобразующая деятельность общества потребовала особой формы отражения, обеспечивающего предвосхищение будущего ее результата, и эта форма возникла и развилась именно как идеальное отражение.Главное в идеальном определяется тем, что оно является общественно-историческим продуктом; в развитом обществе формируются и развиваются особые виды "духовной" деятельности (научной, художественной, идеологической и т. д.), специальным предметом которых является идеальное. Когда человек что-то "строит в своей голове", то он так или иначе пользуется теми приемами, способами и средствами работы сидеальными объектами (отражающими реальные объекты), которые сложились в ходе исторического развития человечества. Осознаваемые образы, которыми он оперирует, выступают в функции идеальной меры, овеществляемой впоследствии в предметно-практической деятельности. При этом далеко не всегда (более того, редко) идеальный образ, созданный каким-либо конкретным индивидом, овеществляется им же самим. Он может овеществляться (обычно это и бывает) в деятельности других людей. Иначе говоря, идеальное отражение как бы получает самостоятельное существование: человек может "отделить от себя" идеальный образ, овеществить его (например, в чертеже) и действовать с ним, не трогая до поры до времени самый объект, отраженный в этом образе. Эта относительная самостоятельность идеального отражения, различных видов общественного сознания имеет для понимания законов развития человеческой психики исключительное значение.

Сознание как идеальная форма отражения бытия имеет реальный смысл только в обществе и для общества; результаты идеального отражения, возникая в процессе общественной жизни, диктуемые ее потребностями, рано или поздно в ней же и воплощаются, реализуются, овеществляются в продуктах человеческой деятельности.Будучи общественным по своей сути феноменом, сознание существует не над индивидами, и не между ними, и не помимо них, а в их головах.

Структуру сознания можно представить в виде круга, это "поле" делится на четыре части.

1. Сфера телесно-перцептивных способностей знания получаемого на их основе ощущения, восприятия, конкретные представления, с помощью которого человек получает первичную чувственную информацию. Главная цель – полезность и целесообразность бытия тела человека.

2. Сфера логико-понятийных компонентов сознания связана с мышлением, которое выходит за пределы чувственного данного в сущностные уровни объектов. Это сфера понятий, суждений, умозаключений, доказательств. Главной целью этой сферы сознания является истина.

3. У разных людей - разная степень сознания: от самого общего, мимолетного контроля над потоком мыслей о внешнем мире, до углубленных размышлений над собой. К самосознанию человек приходит только через социализацию.

4. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

Познавательная

Прогноза, предвидения, целепологания

Доказательства истинности знания

Ценностная

Коммуникативная

Регулятивная

Положение о трех основных функциях психики: когнитивной, регулятивной и коммуникативной – в том или ином виде проявляются на всех ступенях психического развития, но с возникновением и развитием сознания (имеется в виду, прежде всего индивидуальное сознание) они приобретают новые качественные особенности.

Когнитивная функция только на уровне сознания выступает как познание в полном смысле этого слова, т. е. как активное целенаправленное приобретение знаний. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - писал Маркс, - это знание".При этом, прежде всего имеются в виду знания как идеальные результаты отражения, созданные в процессе общественно-исторической практики и "отлитые в форму" научных, идеологических, этических и других идей, принципов, норм и т. д. Овладевая ими, индивид вместе с тем усваивает и сложившиеся виды общественного сознания. Знания фиксируются и передаются от человека к человеку в основном при помощи языка, хотя используются и другие средства. Иногда сознание рассматривается как интеллектуализированная психика; в этой связи оно отождествляется с мышлением; ощущения, восприятие чувства рассматриваются как до-сознательные уровни психического отражения или даже как не психические, а как физиологические явления. Иногда сознание рассматривается как интеллектуализированная психика; в этой связи оно отождествляется с мышлением; ощущения, восприятие чувства рассматриваются как до-сознательные уровни психического отражения или даже как не психические, а как физиологические явления. Конечно, в системе психических процессов, протекающих на уровне сознания, мышлению принадлежит важнейшая, быть может, ведущая роль. Но ограничивать когнитивную функцию сознания только мышлением было бы неверно. Она реализуется также в процессах чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Сознание существовало не всегда. Оно возникло в ходе исторического развития материи в результате усложнения ее форм, как свойство высокоорганизованных материальных систем. Неисторический подход к сознанию приводил некоторых философов (Б.Спинозу и др.), к утверждению, что определенная одухотворенность (по край-ней мере, в виде ощущений) присуща всей природе, являясь (наряду с телесностью) ее атрибутом. Подобные воз-зрения получили название гилозоизма (от гр. «гиле» – вещество и «зое» – жизнь). Наука давно уже опровергла их.

Сегодня известно, что всем материальным образованиям присуще свойство, родственное с ощущением, – отражение . Отражением обладают все материальные образования. Сознание представляет собой особый вид отражения, высшую его форму. Отражение представляет собой не что иное, как способность одних материальных систем воспроизводить в себе в тех или иных формах характеристики других материальных систем, взаимо-действующих с ними.

Формы отражения напрямую связаны с уровнями структурной организации материи, к которым принадлежит отражающая система, и соответствующими формами движения материи: с усложнением этих систем усложняются и формы отражения. Так, в неживой природе присутствуют элементарные формы отражения: механическая , физическая , химическая . Они характеризуются пассивным отражением, не направленным на сохранение материальных структур. Важнейшим их качеством является изоморфизм (от «изо» и гр. «морфе» - форма), т.е. воспроизведение отражающей системой прежде всего внешней формы и структуры отражаемого объекта. Примерами такого отражения являются наши следы на грунте, намагничивание металла, изменение химического состава вещества в процессе химической реакции и т.п.

Особой формой отражения является биологическое отражение , свойственное только органическим системам. Основными формами биологического отражения являются: раздражимость – простейшая форма биологического отражения - реакция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружающего мира (пример – высыхание и сворачивание листьев на жаре, изменение ими формы возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха "за Солнцем"; чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения, означающая способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений; психика – способность животных (особенно высших) систематизировать и в определенной мере даже осмысливать свои ощущения, моделировать на этой основе поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

Важнейшими характеристиками биологических форм отражения являются, во-первых, их активность и, во-вторых, появление и усиление гомоморфизма (от гр. «гомос» - сходство, общность и «морфе» - форма, вид), т.е. такого соответствия отражаемого и отражения, при котором второе является моделью первого и воспроизводит уже не только его внешние формы, но в значительной мере и внутреннее содержание. Высшего своего уровня гомоморфизм отражения достигает в человеческом сознании.

Психика как форма отражения присуща и человеку. Под психикой человека понимается вся совокупность явлений и состояний его внутреннего, субъективного мира. Сознание является частью психики человека, охватывающей не только сознательные, но и бессознательные процессы. Оно характеризуется активным отношением к внешнему миру, к самому себе, к деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей.

Ни одно существо не живет «на поводу» у сигналов-раздражителей. Оно само активно ищет то, что ему нужно, выбирает, изучает внешний мир. Вместо того чтобы пассивно идти по пути случайных проб и столь же случайных удач и неудач, оно ведет активный поиск. Обратив внимание на это, выдающийся физиолог П.К.Анохин выдвинул и обосновал гипотезу об опережающем характере отражения у всех организмов. Предпринимая то или иное действие, например поиск пищи, живое существо, очевидно, заранее намечает для себя план этого действия, и, производя его, сообразуется с внешними сигналами.

Сознание могло возникнуть только как функция высокоорганизованной материи – человеческого мозга, который сформировался у наших далеких предков под влиянием складывающихся в силу определенных условий и необходимости выживания в них трудовой деятельности и языка. Мозг человека как управляющая система высочайшей степени сложности устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, формировать на этой основе план действий, но и осуществлять активное, творческое управление ими. При этом сознание может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека. Именно в творческой и регулирующей деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его потребностям человека, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения сознания и его дальнейшего развития.

В философии под отражением понимается способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Следы, запечатлевающиеся в другом объекте, называются информацией. Понятие «отражение» тесно связано с понятием «информация». Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Проблема информации стала актуальной в современном мире, когда в результате компьютерной революции функции передачи и хранения информации практически переданы машинам.

К формам отражения в неживой природе относятся: механическая, физическая, химическая. Это так называемое «пассивное» отражение. Биологический вид отражения включает в себя раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

Высший уровень отражения - сознание человека - способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного условия формирования сознания выступает предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи. Сознание нельзя свести лишь к функции отражения. Сознание - это результат общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В самом общем виде можно сформулировать следующее определение сознания:

Сознание - это связанная с деятельностью мозга способность человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих интересах.

К факторам, обусловившим возникновение сознания можно отнести следующие:

Внешний предметный и духовный мир;

Социокультурная среда (этические, правовые нормы, социальные идеалы);

Духовный мир индивида, жизненный опыт;

Мозг как макроструктурная природная система;

Космическое информационное поле.

Все выделенные источники взаимосвязаны при формировании актуального содержания сознания. Внешние источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем виде можно сказать, что источником сознания являются объективная и субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата - головного мозга. Сознание неотделимо от мозга, связано с биохимическими, физиологическими процессами, в нем протекающими. Однако, мозг не источник, а орган сознания.

Сознание возникает как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда, общества и речи. Стержнем сознания является целеполагание. Таким образом, обладает сознанием, мыслит не сам по себе мозг, а человек при помощи мозга. Способность мыслить передается от поколения к поколению через формы культуры. Приучаясь активно действовать с предметами окружающего мира сообразно нормам культуры человек становится Человеком, обретая способность мыслить, иметь сознание. Степень и мера развития этой способности определяются прежде всего объемом той области культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Таким образом, сознание формируется в результате естественноисторической эволюции материи и ее всеобщего атрибутивного свойства - отражения. В процессе эволюционного развития усложнение структурной организации материи порождает такой субстрат как мозг.

С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает самосознание личности. Первоначально человек осознает свои действия, а на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), свое тело и дух. Самосознание делает субъекта объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. В процессе рефлексии не только происходит осознание того, что есть в человеке, но, одновременно, и переделка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание - это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они поднимаются до осознания своего положения в обществе, своих интересов и идеалов.