Выводы об уровне развития. Какая из горных пород в приведённом списке размещена ошибочно

Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.

I . Предметный вариант
Описание теста

Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция к тесту

«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».

Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых

Тестовый материал


II. Словесный вариант
Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.

Тестовый материал
  1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
  2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
  3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
  4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
  5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
  6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
  8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
  9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
  10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
  11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
  13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
  14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
  15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
  16. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Обработка и интерпретация результатов теста

    Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

    Число баллов Характеристика решения задач
    I II
    Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
    5
    5 «лишнего» предмета (слова).
    Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
    4 для обозначения
    4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).
    Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
    2,5 объединяемых в одну группу предметов (слов);
    2,5 «лишнего» предмета (слова).
    То же, но с помощью исследователя для обозначения:
    1 предметов (слов) объединенных в одну группу;
    1 «лишнего» предмета (слова).
    Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
    0 предметов (слов) объединенных в одну группу;
    0 «лишнего» предмета (слова)

    Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

    Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления , неумения строить обобщения по существенным признакам.

    Источники

ВАРИАНТ 1.

Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.

Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ3.

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8 —9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6 —7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4 —5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2 —3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий
8 —9 баллов — высокий
4 —7 баллов — средний
2
—3 балла — низкий
0 - 1 балл - очень низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"

ВАРИАНТ 3.

Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;

2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ

Число баллов

Характеристика решения задач

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5
---
----
5

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4
---
----
4
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5
---
---
2,5
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);
2) «лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1
---
---
1

2) «лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения

0
---
---
0
1) предметов (слов) объединенных в одну группу;
2) «лишнего» предмета (слова).

Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Тестовый раунд

За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальный балл -10.

  1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:

  • а) испанская+
  • б) португальская
  • в) английская
  • г) российская
  1. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет:

  • а) 0°
  • б) 33,5°
  • в) 66,5°+
  • г)90°
  1. Длина дуги меридиана между северным и южным тропиком составляет (в °):

  • а) 34°
  • б) 24°
  • в) 14°
  • г) 47°+
  1. Пассаты южного полушария имеют направление:

  • а) северное
  • б) северо-восточное
  • в) южное
  • г) юго-восточное+
  1. В каком районе планеты выпадает больше осадков:

  • а) на оз. Виктория+
  • б) на Северном полюсе
  • в) на Аравийском п-ове
  • г) в Антарктиде
  1. Какими словами можно охарактеризовать климат в бассейне реки Амазонка?

  • а) жаркий и сухой
  • б) жаркий и влажный+
  • в) теплый и влажный
  • г) холодный и влажный
  1. Найдите исключение из логического ряда:

  • а) Красное
  • б) Баренцево
  • в) Каспийское+
  • г) Берингово
  • д) Аравийское
  • е) Средиземное
  1. Ученик изобразил на чертеже расстояние 500м отрезком длиной 2см. Какой численный масштаб он выбрал для выполнения задания:

  • а) 1:5000
  • б) 1:25000+
  • в) 1:10000
  • г) 1:2500
  1. Москва расположена в бассейне:

  • а) Атлантического океана
  • б) Индийского океана
  • в) Северного Ледовитого океана
  • г) Тихого океана
  • д) Внутреннего стока+
  1. Какой из элементов гидросферы очищается от загрязнения медленнее всего?

  • а) озёра
  • б) ледники
  • в) Мировой океан
  • г) подземные воды+
  • д) реки
  1. Учение о биосфере создал:

  • а) Эратосфен
  • б) Докучаев
  • в) Арсеньев
  • г) Вернадский+
  1. Определите, к какой группе живых организмов относятся перечисленные существа.

  1. Прибор, который регистрирует землетрясения, называется:

  • а) сейсмограф+
  • б) сейсмометр
  • в) барограф
  • г) батометр
  1. Какой из географических объектов имеет координаты: 28 ° СШ, 87 ° ВД.

  • а) влк. Орисаба
  • б) г. Эверест+
  • в) влк. Котопахи
  • г) влк. Килиманджаро
  1. Выберите одну из основных причин низких температур в полярных областях Земли:

  • а) Отклонение оси вращения Земли от перпендикуляра к плоскости орбиты
  • б) Преобладание нисходящих потоков воздуха в полярных широтах
  • в) Высокая отражающая способность снега и льда+
  • г) Режим полярного дня и полярной ночи
  1. Какая из горных пород в приведённом списке размещена ошибочно?

  • а) известняк
  • б) песок
  • в) мрамор+
  • г) глина
  • д) мел
  1. Если река имеет ледниковое питание, половодье обычно наступает:

  • а) весной
  • б) летом+
  • в) осенью
  • г) зимой
  1. Укажите причину распространения пустынь и полупустынь на территории полуострова Калифорния, юго-западе Африки (Намиб), западном побережье Австралии…

  • а) Высокая тектоническая активность на этих территориях
  • б) Активные вырубки лесов
  • в) Значительные испарения воды с прилегающих участков океана и суши
  • г) Наличие у побережья холодных течений+
  1. Если двигаться в одном направлении по азимуту равному 300°, то возвращаться необходимо по азимуту:

  • а) 100°
  • б) 120°+
  • в) 60°
  • г) 180°
  1. Для строительства подземного гаража был вырыт котлован глубиной 21 метр. На поверхности земли барометр показывал 748 мм. рт. ст. Какое давление барометр показал на дне котлована?

  • а) 750мм.рт.ст
  • б) 769мм.рт.ст
  • в) 746мм.рт.ст+
  • г) 727мм.рт.ст

Задание 1

Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5м. Разность высот соседних горизонталей (высота сечения) 5м. Западный склон крутой, восточный более пологий.

Максимальный балл -20 баллов.

Оценивание:

  1. Нарисованы 4 горизонтали — 5 баллов.
  2. На каждой горизонтали стоит отметка высоты или бергштрих с внешней стороны, или и то, и другое – 5 баллов.
  3. На вершине холма стоит отметка высоты (17,5) – 5 баллов.
  4. Слева горизонтали проведены близко друг к другу, справа горизонтали проведены далеко друг от друга – 5 баллов.

Задание 2

Заполните пропуски в тексте:

Каждый правильно разгаданный пропуск – 2 балла. Максимальный балл -20.

Уровень, выше которого снег лежит в течение всего года, называется (1). Выше нее (2) накапливается и постепенно превращается в (3). Так на вершинах высоких гор образуются (4). Они медленно сползают вниз, опускаются ниже (1), тают, давая начало (5). У края (4) остаются обломки горных пород, которые образуют (6). В полярных районах климат настолько суров, что образуются (4), которые целиком покрывают огромные территории. Такие (4) называются (7). Они покрывают материк (8) и самый большой остров Земли (9). Когда (4) достигают океана, то их краевые участки окалываются и превращаются в – (10).

Пропущены слова:

1- снеговой линии/границей; 2 – снег; 3 –лед; 4 –горные ледники; 5 – горным рекам/ рекам; 6 – морена; 7 – покровные; 8 – Антарктида; 9 – Гренландия; 10 — айсберги.

Задание 3

Разделите следующие понятия и явления на группы по особенностям геосфер. Названия для групп предложите самостоятельно.

За каждый правильно расположенный ответ – 1 балл. Если названия групп будут по оболочкам (Гидросфера….биосфера) оценить по 0,5 баллов. Максимальный балл – 20

Лагуна, полярное сияние, овраг, град, саванна, море, тундра, торнадо, вулкан, муссон, сельва, прерии, карьер, пролив, глубоководный желоб, бухта.

Ответы

Части Мирового океана

Атмосферные явления Формы рельефа

Природные зоны

торнадо овраг саванна
полярное сияние вулкан прерии
море град карьер
бухта муссон глубоководный желоб

Это один из вариантов деления. Если ребёнок предлагает другой подход к классификации, то педагог сам определяет степень правильности ответа. Обязательным условием для выставления максимального количества баллов должно стать полное правильное распределение ВСЕХ понятий.

Задание 4

Максимальный балл — 20

Проанализируйте карты, на которых отмечена солёность вод Мирового океана. Назовите факторы, повышающие и понижающие солёность в океане. Объясните, почему солёность вод у берегов полуострова Лабрадор значительно ниже, чем у побережья Британских островов, а у побережья Калифорнии (штат США) ниже, чем у Японских островов…

Ответы

Повышают солёность:

  • преобладание испарения над осадками (2балла)
  • образование льда (2 балла)

Понижают солёность: преобладание осадков над испарением (2 балла)

  • таяние льда (2 балла)
  • впадающие реки (2 балла)

На распределение солёности в этих районах оказывают влияния течения (2 балла).

Холодное Лабрадорское течение приносит более пресную воду из СЛО (2 балла), а Северо-Атлантическое – более солёную воду из тропических широт (2 балла),

Калифорнийское течение несёт более пресную воду из умеренных широт (2 балла), нежели Куросио из тропиков (2 балла).