Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.
Методика имеет два варианта: первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале.
I . Предметный вариант
Описание теста
Одна за другой испытуемому предъявляются карточки с изображением четырех предметов на каждой. Из нарисованных из каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.
Инструкция к тесту
«Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу».
Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.
В протоколе записывают номер карточки, название
предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант теста годится для исследования детей и взрослых
Тестовый материал
II. Словесный вариант
Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследований лиц старше 11-12 лет.
Тестовый материал
- Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
- Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
- Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
- Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
- Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
- Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
- Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
- Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
- Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
- Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
- Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
- Дом, мечта, машина, корова, дерево.
- Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
- Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
- Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
Необходимо зарегистрироваться
Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Внимание!
1. Никто не увидит
в результатах тестов ваше имя или фото
. Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23
” или “Мужчина, 31
“.
2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей
” и “Доступ в любое время
” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят
ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
Число баллов | Характеристика решения задач | |
---|---|---|
I | II | |
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: | ||
5 | – | |
– | 5 | «лишнего» предмета (слова). |
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: | ||
4 | – | для обозначения |
– | 4 | для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: | ||
2,5 | – | объединяемых в одну группу предметов (слов); |
– | 2,5 | «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: | ||
1 | – | предметов (слов) объединенных в одну группу; |
– | 1 | «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения: | ||
0 | – | предметов (слов) объединенных в одну группу; |
– | 0 | «лишнего» предмета (слова) |
Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления , неумения строить обобщения по существенным признакам.
Источники
- Исключение лишнего / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.143-152.
ВАРИАНТ 1.
Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М.: Новая школа, 1998 г. - 144 с.
Цели исследования
Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.
Оборудование
Три рисунка разной сложности.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.
На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.
Процедура проведения
Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки), чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".
При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.
Анализ результатов
Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.
Дети умственно отсталые
не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.
Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ3.
ВАРИАНТ 2.
Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М.: ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10
баллов
— ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8
—9 баллов
— ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6
—7 баллов
— ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4
—5 баллов
— ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2
—3 балла
— ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1
балл
— ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10
баллов
— очень высокий
8
—9 баллов
— высокий
4
—7 баллов
— средний
2
—3 балла
— низкий
0 - 1 балл -
очень низкий
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 А.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"
ВАРИАНТ 3.
Источник: Альманах психологических тестов - М.: КСП, 1996 г. - 400 с.
Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.
Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.
Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».
Бланк для словесного варианта
1 ВАРИАНТ.
1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.
9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.
10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.
11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.
13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.
14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.
15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.
16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.
17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение
20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.;
2 ВАРИАНТ.
1) книга, портфель, чемодан, кошелек;
2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;
3) часы, очки, весы, термометр;
4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;
6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;
7) дерево, этажерка, метла, вилка;
8) дедушка, учитель, папа, мама;
9) иней, пыль, дождь, роса;
10) вода, ветер, уголь, трава;
11) яблоко, книга, шуба, роза;
12) молоко, сливки, сыр, хлеб;
13) береза, сосна, ягода, дуб;
14) минута, секунда, час, вечер;
15) Василий, Федор, Семен, Иванов.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ
Число баллов |
Характеристика решения задач |
|
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения: |
||
5 --- |
---- 5 |
|
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку: |
||
4 --- |
---- 4 |
1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) для обозначения «лишнего» предмета (слова). |
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения: |
||
2,5 --- |
--- 2,5 |
1) Объединяемых в одну группу предметов (слов); 2) «лишнего» предмета (слова). |
То же, но с помощью исследователя для обозначения: |
||
1 --- |
--- 1 |
2) «лишнего» предмета (слова). |
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения |
||
0 --- |
--- 0 |
1) предметов (слов) объединенных в одну группу; 2) «лишнего» предмета (слова). |
Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной
недостаточности.
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тестовый раунд
За каждый правильный ответ -1 балл. Максимальный балл -10.
Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:
- а) испанская+
- б) португальская
- в) английская
- г) российская
Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет:
- а) 0°
- б) 33,5°
- в) 66,5°+
- г)90°
Длина дуги меридиана между северным и южным тропиком составляет (в °):
- а) 34°
- б) 24°
- в) 14°
- г) 47°+
Пассаты южного полушария имеют направление:
- а) северное
- б) северо-восточное
- в) южное
- г) юго-восточное+
В каком районе планеты выпадает больше осадков:
- а) на оз. Виктория+
- б) на Северном полюсе
- в) на Аравийском п-ове
- г) в Антарктиде
Какими словами можно охарактеризовать климат в бассейне реки Амазонка?
- а) жаркий и сухой
- б) жаркий и влажный+
- в) теплый и влажный
- г) холодный и влажный
Найдите исключение из логического ряда:
- а) Красное
- б) Баренцево
- в) Каспийское+
- г) Берингово
- д) Аравийское
- е) Средиземное
Ученик изобразил на чертеже расстояние 500м отрезком длиной 2см. Какой численный масштаб он выбрал для выполнения задания:
- а) 1:5000
- б) 1:25000+
- в) 1:10000
- г) 1:2500
Москва расположена в бассейне:
- а) Атлантического океана
- б) Индийского океана
- в) Северного Ледовитого океана
- г) Тихого океана
- д) Внутреннего стока+
Какой из элементов гидросферы очищается от загрязнения медленнее всего?
- а) озёра
- б) ледники
- в) Мировой океан
- г) подземные воды+
- д) реки
Учение о биосфере создал:
- а) Эратосфен
- б) Докучаев
- в) Арсеньев
- г) Вернадский+
Определите, к какой группе живых организмов относятся перечисленные существа.
Прибор, который регистрирует землетрясения, называется:
- а) сейсмограф+
- б) сейсмометр
- в) барограф
- г) батометр
Какой из географических объектов имеет координаты: 28 ° СШ, 87 ° ВД.
- а) влк. Орисаба
- б) г. Эверест+
- в) влк. Котопахи
- г) влк. Килиманджаро
Выберите одну из основных причин низких температур в полярных областях Земли:
- а) Отклонение оси вращения Земли от перпендикуляра к плоскости орбиты
- б) Преобладание нисходящих потоков воздуха в полярных широтах
- в) Высокая отражающая способность снега и льда+
- г) Режим полярного дня и полярной ночи
Какая из горных пород в приведённом списке размещена ошибочно?
- а) известняк
- б) песок
- в) мрамор+
- г) глина
- д) мел
Если река имеет ледниковое питание, половодье обычно наступает:
- а) весной
- б) летом+
- в) осенью
- г) зимой
Укажите причину распространения пустынь и полупустынь на территории полуострова Калифорния, юго-западе Африки (Намиб), западном побережье Австралии…
- а) Высокая тектоническая активность на этих территориях
- б) Активные вырубки лесов
- в) Значительные испарения воды с прилегающих участков океана и суши
- г) Наличие у побережья холодных течений+
Если двигаться в одном направлении по азимуту равному 300°, то возвращаться необходимо по азимуту:
- а) 100°
- б) 120°+
- в) 60°
- г) 180°
Для строительства подземного гаража был вырыт котлован глубиной 21 метр. На поверхности земли барометр показывал 748 мм. рт. ст. Какое давление барометр показал на дне котлована?
- а) 750мм.рт.ст
- б) 769мм.рт.ст
- в) 746мм.рт.ст+
- г) 727мм.рт.ст
Задание 1
Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5м. Разность высот соседних горизонталей (высота сечения) 5м. Западный склон крутой, восточный более пологий.
Максимальный балл -20 баллов.
Оценивание:
- Нарисованы 4 горизонтали — 5 баллов.
- На каждой горизонтали стоит отметка высоты или бергштрих с внешней стороны, или и то, и другое – 5 баллов.
- На вершине холма стоит отметка высоты (17,5) – 5 баллов.
- Слева горизонтали проведены близко друг к другу, справа горизонтали проведены далеко друг от друга – 5 баллов.
Задание 2
Заполните пропуски в тексте:
Каждый правильно разгаданный пропуск – 2 балла. Максимальный балл -20.
Уровень, выше которого снег лежит в течение всего года, называется (1). Выше нее (2) накапливается и постепенно превращается в (3). Так на вершинах высоких гор образуются (4). Они медленно сползают вниз, опускаются ниже (1), тают, давая начало (5). У края (4) остаются обломки горных пород, которые образуют (6). В полярных районах климат настолько суров, что образуются (4), которые целиком покрывают огромные территории. Такие (4) называются (7). Они покрывают материк (8) и самый большой остров Земли (9). Когда (4) достигают океана, то их краевые участки окалываются и превращаются в – (10).
Пропущены слова:
1- снеговой линии/границей; 2 – снег; 3 –лед; 4 –горные ледники; 5 – горным рекам/ рекам; 6 – морена; 7 – покровные; 8 – Антарктида; 9 – Гренландия; 10 — айсберги.
Задание 3
Разделите следующие понятия и явления на группы по особенностям геосфер. Названия для групп предложите самостоятельно.
За каждый правильно расположенный ответ – 1 балл. Если названия групп будут по оболочкам (Гидросфера….биосфера) оценить по 0,5 баллов. Максимальный балл – 20
Лагуна, полярное сияние, овраг, град, саванна, море, тундра, торнадо, вулкан, муссон, сельва, прерии, карьер, пролив, глубоководный желоб, бухта.
Ответы
Части Мирового океана |
Атмосферные явления | Формы рельефа |
Природные зоны |
торнадо | овраг | саванна | |
полярное сияние | вулкан | прерии | |
море | град | карьер | |
бухта | муссон | глубоководный желоб |
Это один из вариантов деления. Если ребёнок предлагает другой подход к классификации, то педагог сам определяет степень правильности ответа. Обязательным условием для выставления максимального количества баллов должно стать полное правильное распределение ВСЕХ понятий.
Задание 4
Максимальный балл — 20
Проанализируйте карты, на которых отмечена солёность вод Мирового океана. Назовите факторы, повышающие и понижающие солёность в океане. Объясните, почему солёность вод у берегов полуострова Лабрадор значительно ниже, чем у побережья Британских островов, а у побережья Калифорнии (штат США) ниже, чем у Японских островов…
Ответы
Повышают солёность:
- преобладание испарения над осадками (2балла)
- образование льда (2 балла)
Понижают солёность: преобладание осадков над испарением (2 балла)
- таяние льда (2 балла)
- впадающие реки (2 балла)
На распределение солёности в этих районах оказывают влияния течения (2 балла).
Холодное Лабрадорское течение приносит более пресную воду из СЛО (2 балла), а Северо-Атлантическое – более солёную воду из тропических широт (2 балла),
Калифорнийское течение несёт более пресную воду из умеренных широт (2 балла), нежели Куросио из тропиков (2 балла).