Самоуправление в классе методическая разработка (9 класс) на тему. Самоуправление класса "Мой класс-мой выбор!" Спортивно – оздоровительный отдел

Самоуправление класса

«Мой класс – мой выбор!»

Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как «со» и «само». Под «со» мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими - это содружество, сотрудничество, сопричастность в общем деле, содействие. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к «само» - самоуправлению. Под «само» понимается самовыражение, самодеятельность, самоопределение, наиболее полное использование условий для самосовершенствования и т.п.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

Самоуправление развивается успешно, если обучающиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности обучающихся.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач :

создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие через конкретные дела;

создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

развивать креативность, стимулирование социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей;

воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы);

создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

формировать толерантность.

Структуру классного самоуправления можно представить в виде следующей схемы:

Структура самоуправления класса.

Высший орган - классное собрание . В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы:

Определение программы деятельности своего ученического коллектива;

Избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей;

Избрание исполнительных органов самоуправления (секторов);

Установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы;

Делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет лидеров школы);

Координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности;

Установление форм поощрения и порицания в общешкольном коллективе;

Внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Ведет классное собрание его председатель - классный руководитель Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.

Между собраниями работу организует и контролирует совет класса , который собирается один раз в неделю. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.

Президент класса выбирается путем тайного голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Президент класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений обучающихся); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании обучающихся тайным голосованием. Предварительно составляются списки поручений и предлагается каждому написать фамилию достойного напротив каждой должности. При анализе анкет в первую очередь учитываются личное желание выполнять то или иное поручение, а также большинство голосов. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый обучающийся мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.

1. Сектор «Просвещение» - оказывает помощь обучающимся в преодолении затруднений в учёбе, контролирует посещаемость и готовность к занятиям, помогает в организации и проведении ежегодной Школьной научно-практической конференции, помогает классному руководителю проводить рейтинг обучающихся по результатам обучения, готовит интересные тематические классные часы, викторины, знакомит с современными достижениями науки и культуры, участвует в подготовке к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам, отвечает за проведение внеклассных мероприятий для обучающихся начальных классов.

2. Сектор « Порядок» - по мере необходимости проводит работу с нарушителями дисциплины и порядка, составляет график дежурств, осуществляет организацию субботников, отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке, разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры,

3. Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (День согласия и примирения, вывод советских войск из Афганистана, освобождение Курской области от немецко-фашистских захватчиков, День защитника Отечества, День Победы и другие памятные даты), возложение цветов к школьной аллее памяти воинов-афганцев, участие в ежегодном смотре песни и строя.

4. Сектор «Досуг» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе и школе, отвечает за организацию экскурсий, классных и школьных вечеров, составление развлекательной программы, занимается с классными руководителями организацией экскурсий, посещением театров и музеев.

5. Сектор «Пресс-центр» - контролирует выпуск классами газет к знаменательным датам и праздникам, отражает итоги жизнедеятельности обучающихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на школьных стендах, фиксирует жизнь класса в фотографиях; руководит работой по оформлению классного альбома.

6. Сектор «Олимпиец» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, организует спортивные мероприятия в классе. Отвечает за организацию выездов класса в туристические поездки.

7. Сектор «Забота и добро» вносит разнообразие в социально значимую деятельность обучающихся. Сектор организовывает поздравление ветеранов, визиты к долгоболеющим и не посещающим школу ученикам, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях («Подари школе книгу!», «Подари детям радость», «Дети - солдатам» и т.д.)

Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд обучающихся класса входят в Совет лидеров школы, и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.

Bнедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Декілька слів про класне самоврядування

Самоврядування у класі - це:
управління життям класу ;
організація справ для свого класу , а значить і для себе ;
вирішення завдань , самостійно поставлених перед класним колективом ;
школа відповідальності , довіри , взаємодопомоги , взаєморозуміння і дорослішання
.

Мені хочеться, щоб мої учні повірили в себе, були добрими, успішними. Для цього створюю в класі атмосферу співпраці. Вважаю, що секрет гарного виховання – в повазі до своїх учнів,бо вони мої союзники, співавтори, які мають право на помилку, власну думку.

Учнівське самоврядування у класному колективі розглядаю як спосіб розширення діапазону діяльності дорослих і дітей. Я впевнена, що робота в учнівському самоврядуванні допомо гає учням виховати в собі почуття власної гідності і да є можливість проявити себе на ділі.

В основу роботи учнівсько го самоврядування класу покладено такі принципи:

демократичний – всі учні мають рівні права, беруть участь у вирішенні питань, що стосується життя класу;

гуманістичний - захищає права кожного, добрим ділом і словом підтримує того, хто потрапив у біду;

самодіяльний – учні самі вирішують питання життя класу, обирають цікаві справи.

На власному досвіді переконалась, що почуття «ми – одне ц і ле», « ми колектив» виника є т і льки у справах, які намага є мось робити разом. Ми разом плану є мо роботу, п і дводимо п і дсумки, обов ’ язково звітуємося в кінці року на класних зборах, визначаємо кращі заходи, методом незакінченого речення «Я хотів би дізнатися про…», «Мене хвилює…» визначаємо майбутні години спілкування. На традиційному святі «Перші кроки до Олімпу» визначаємо кращого учня року. Ми разом шукаємо шляхи, як зробити шкільне життя цікавим і різноманітним. Намагаємось залучити до справ всіх учнів класу.

Я кажу своїм учням:

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

На початку навчального року проводжу вибори класного само врядува ння, в основу якого покладено виб і р д і тей. За допомогою голосування обира ємо мера та його заступника, а пот і м учн і висловлю ють свою думку, де б вони хот і ли працювати.

Звичайно, що неможливо знайти ту форму, універсальну та пригодну на всі випадки життя з любим класним колективом. Це справа творча та індивідуальна. Що стосується мене, в своїй роботі намагаюся дотримуватися системності, працюючи над власними програмами «Навколо тебе – Світ!» та «Ключі до успіху».

СИСТЕМА РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ

за 2010-2013 учебный год (7– 9 классы)

Цель и задачи самоуправления в классном коллективе

Цели

Повышение активности учащихся в классных делах;
- реализация интересов каждого учащегося;
- привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

Создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;
- дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
- формировать толерантность, умение общаться.

Организация самоуправления в классном коллективе

Принципы самоуправления в классном коллективе

1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

2. Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов.

3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

1. Творческое развитие каждого ученика.

2. Создание в классе микроклимата сотрудничества учителей, учеников, родителей.

3. Реализация личностного потенциала в деятельности: военно-патриотической; профориентационной; ценностно-ориентировочной; общественно-значимой.

Организация работы органов самоуправления

1. Органы классного самоуправления работают во взаимодействии с органами педагогического и родительского самоуправления.

2. Собрания и классные часы проводит совет класса совместно с классным руководителем.

3. Решения органов классного самоуправления принимаются открыто.

4. Решения принимаются простым большинством, но мнение меньшинства должно внимательно выслушиваться и учитываться.

5. В случае несогласия с решением органа классного самоуправления любой ученик может опротестовать это решение в вышестоящем органе самоуправления.

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание . В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов привлекаются родители обучающихся. В компетенцию классного собрания входят следующие вопросы: - избрание органов самоуправления, определение их структуры и функциональных обязанностей; - избрание исполнительных органов самоуправления (секторов); - установление конкретных задач деятельности ученического коллектива на определенный срок и принятие конкретных программ работы; - делегирование своих представителей в общественные органы самоуправления (совет старшеклассников школы); - координация работы исполнительных органов самоуправления (секторов), заслушивание отчетов об их работе и оценка их деятельности; - установление форм поощрения и порицания в классном коллективе; - внесение предложений в администрацию школы и органы школьного самоуправления об улучшении жизнедеятельности своего коллектива.

Обязанности по направлениям:

Староста

Подготовка и проведение заседаний актива класса, круглых столов, конференций, встреч с активами других классов.

Контроль за работой класса.

Распределение обязанностей при проведении КТД.

Участие в собраниях Совета Старшеклассников

Заместитель старосты обязан:

Выполнять обязанности старосты в случае его отсутствия. Контролировать выполнения поручений членами классного коллектива Совет порядка

Контроль за посещаемостью.

Контроль за выполнением режима дня и Устава школы.

Контроль внешнего вида.

Участие в собраниях СС.

Культурный отдел

Организация участия класса в проведении праздников, концертов, музыкальных гостиных и т.д.

Проведение классных огоньков, дискотек.

Участие в собраниях СС.

Спортивно – оздоровительный отдел

Подготовка и организация походов, конкурсов, эстафет.

Организация соревнований по различным видам спорта с другими классами, школами.

Участие в Дне здоровья.

Участие в собраниях СС.

Пресс - центр

Подготовка оформления и реквизита к праздникам и вечерам,

Организация участия в конкурсах газет к знаменательным датам года.

Участие в работе школьного пресс-центра

Участие в собраниях Совет Сташеклассников.

Учебный отдел

Контроль успеваемости в классе.

Организация консультационных групп для помощи отстающим ученикам.

Проверка дневников и учебников.

Участие в организации и проведении олимпиад, предметных недель.

Участие в проведении тематических вечеров, выставок, конкурсов по предметам.

Участие в организации встреч с интересными людьми.

Участие в собраниях СС.

Актив класса за 2010/2011 учебный год

Тема собрания

Результат

«Мир без границ»

Игра «Встреча одноклассников»»

Проверка дневников

Удовлетворительный

Акция «Поздравь ветерана педагога»

Поздравить ветерана педагога, выбрать подарок

Акция « Курение вредит вашему здоровью»

Принимали участие в районной акции, получили благодарность

Оформление классного уголка

Сплочение коллектива

Оформили ноябрь месяц

КТД «Мастерская Деда Мороза»

Подготовить материал к КТД

Приготовить сценарий праздника

« Правила Дорожного Движения»

Ознакомить с поведением пешехода на дороге

Инспектор Е.А. Шайдурова

Актив класса 2011 – 2012 учебный год

Староста Звонков Саша

Заместитель старосты Лорай Ира

Название отдела

Фамилия, имя ответственного

Сфера управления

Марков Денис, Подкорытова Юля, Толмачева Саша, Горячев Егор, Огородникова Настя.

Культурный

Москалева Ксюша, Барахтенко Игорь, Мамуркова Лиза

Спортивно - оздоровительный

Зуев Влад, Москалев Даниил, Герасимов Ростислав, Данилкин Егор, Иванов Саша

Совет порядка

Шипицина Вера, Козулин Дима, Сластных Дима, Пинигин Семен, Горячкина Кристина

Пресс - центр

Кудрявцев Рома, Парилова Рита

Классные ученические собрания 2011 – 2012 учебный год:

Тема собрания

Результат

Выборы органов самоуправления.

Выбрать органы самоуправления. Распределение обязанностей.

Староста Толмачева Саша, зам. старосты Барахтенко Игорь, сектора

Правила поведения в школе

Познакомить с Уставом школы

Ознакомление с Уставом школы

Внешний вид школьника

Опрятность и аккуратность

Удовлетворительный

Права и обязанности учеников (беседа)

Познакомить с правами и обязанностями учеников школы

Составили Права, и обязанности нашего класса Исполняли частично

Подготовка к Юбилею школы (Выпуск Выпуск Выпуск)

Распределить обязанности

Удовлетворительный

Оформление стенда « Выпуск Выпуск Выпуск»

Оформление стенда

Оформление классного уголка

Сплочение коллектива

Оформили

Подготовка к Новогодней Елке

Подготовить материал к КТД

Принести в течение недели

Приготовить сценарий праздника

Приготовить сценарий праздника

Подготовка к акции «Поздравь Ветерана»

Поздравить ветерана, выбрать подарок.

Проверка дневников

Проверка ведения дневников, правильность заполнения расписания, наличие д/з

Удовлетворительный

Актив класса 2012 – 2013 учебный год

Староста Кокорина Кристина

Заместитель старосты Барахтенко Игорь

Название отдела

Фамилия, имя ответственного

Сфера управления

1. Подкорытова Юля

2. Толмачева Саша

3. Горячев Егор

4. Огородникова Настя

1. Создание условий для учебной деятельности школьников.

2. Сбор информации об учебном процессе.

3. Проверка дневников, учебников.

4. Проведение интеллектуальных мероприятий.

Культурный

1. Москалева Ксюша

2. Полевова Вика

3. Мамуркова Лиза

1.Проведение вечеров отдыха, праздников.

2. проведение интеллектуальных игр, выставок, конкурсов.

Спортивно - оздоровительный

1. Герасимов Ростислав

2. Иванов Саша

3. Данилкин Егор

4. Зуев Влад

5. Москалев Даниил

1.Подготовка и проведение спортивных мероприятий.

2. Подготовка и проведение мероприятий по формированию ЗОЖ.

3. Участие в школьных и районных спортивных мероприятиях.

4. Сбор информации о спортивных достижениях учащихся класса.

Совет порядка

1. Горячкина Кристина

2. Шипицина Вера

3. Козулин Дима

4. Пинигин Семен

1.Организация уборки классного помещения.

2. Распределение учащихся для дежурства по классу.

3. Помощь учителям в обеспечении порядка классе и школе.

4.Оказание помощи младшим, забота о ветеранах.

Пресс - центр

1. Кудрявцев Рома

2. Лорай Ира

Классные ученические собрания 2012 – 2013 учебный год:

4. 09. 12г. Выборы органов самоуправления

Староста Толмачева Александра

Зам. Старосты Горячкина Кристина

Учебный сектор Подкорытова Юля, Толмачева Саша, Горячев Егор, Огородникова Настя.

Спортивный сектор Зуев Влад, Москалев Даниил, Герасимов Ростислав, Данилкин Егор, Иванов Саша.

Пресс – центр Кудрявцев Рома, Барахтенко Игорь

Трудовой сектор Шипицина Вера, Козулин Дима, Пинигин Семен

Досуговый сектор Москалева Ксюша, Полевова Вика, Мамуркова Лиза

Спортивный сектор Подготовка ко дню здоровья 6.09.12

11. 09. 12 г. составление плана работы по секторам

Трудовой сектор

· Составление графика дежурства на 2 четверть

· Генеральные уборки кабинета

Учебный сектор

Досуговый сектор КТД «Мастерская Деда Мороза» «Новогодняя ёлка»

Пресс – центр

Инициативная группа при краеведческом школьном музеи

Толмачева Саша

Москалева Ксюша

Шипицина Вера

Подготовка к открытому классному часу староста, зам. старосты.

Спортивный сектор участие в школьных соревнованиях

Досуговый сектор

Трудовой сектор

· Составление графика дежурства на 3 четверть

· Генеральные уборки кабинета

Учебный сектор Проверка дневников (каждый вторник)

Пресс – центр Посещение «Совет старшеклассников»

Инициативная группа посещение краеведческого школьного музея

Трудовой сектор

· Составление графика дежурства на 4 четверть

· Генеральные уборки кабинета

· Озеленение кабинета

Пресс – центр Посещение краеведческого музея и распределения поздравление вдов ВОВ Звонкова ЛИ., Курмакова Шамшури Мирзаджановна

Вывод: Ученическое самоуправление в школе организованно следующим образом: разработано и утверждено положение о самоуправлении. Создана модель ученического самоуправления. Ежегодно в школе проводятся выборы председателя и актива школы. В каждом классе проводятся выборы актива. Представители классов входят в состав ученического совета старшеклассников, в котором существует чёткое распределение обязанностей, существуют учебный, культурный, спортивный, пресс – центр, совет порядка, здоровья. Избираются в совет сроком на один год, заседания проводятся один раз в месяц и по необходимости. Представители ученического совета старшеклассников принимают активное участие в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, таких как: «Первый звонок»; «День учителя»; «Новый год»; «8 марта» (самоуправление); «День Победы»; «Последний звонок»; районных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях.

Ученическое самоуправление в моем классе развито успешно. Учащиеся, самостоятельно организовывают работу в классе, с удовольствием идут в совет старшеклассников, пытаясь реализовать себя на уровне школы.