Классный час "подросток и компания". Легко ли быть подростком: основные проблемы детей в этом возрасте Легко ли быть подростком классный час

Быть подростком всегда трудно, а быть современным подростком – еще сложнее. Дело в том, душа ребенка в этом возрасте полна социально-психологических конфликтов. Вокруг царит общее депрессивное настроение, когда взрослые постоянно рассуждают о том, что жить, в общем-то, трудно, и нет никакого смысла, все вокруг плохо, и мир катится в тупик. К этому добавляется аналогичная информация из телепрограмм и Интернета. Везде пестрят криминальные новости, скандальные истории.

С постоянной периодичностью возникают программы, подтверждающие, что конец света уже близок, и не сегодня так завтра мир потрясет новая глобальная катастрофа. Взрослые люди, выражая свои мысли о бесполезности жизни, тем не менее, поговорив, возвращаются к своим обычным заботам. А дети под впечатлением всего увиденного и услышанного, совершает самоубийство. Ведь жить действительно, незачем!

Детская депрессия переживается очень тяжело. И нередко, именно родители виноваты в ее возникновении. Возможно, они поставили цель – вырастить гения, успешного и благополучного во всех отношениях. Ребенка, конечно, никто не спросил, хочет ли он, а главное – может ли он соответствовать требованиям мамы и папы? В такой ситуации, что бы ребенок ни делал, родителям всегда мало. Малейшая ошибка ребенка воспринимается ими как истинная жизненная трагедия. Но, эти люди еще не знают, что такое настоящая трагедия!

А подросток понимает, что он не достаточно хорош и умен в глазах своих родителей. И как ему жить на этом свете, такому никчемному? Особенно сложная ситуация наблюдается, когда в семье несколько детей, имеющих разные способности к обучению. В этом случае, кто-то является любимчиком, которого постоянно ставят в пример, а «вечный двоечник» всегда на заднем плане в своей семье. Конечно, психологический конфликт практически неизбежен.

Влияет ли религия на детский суицид?

В жизни современных людей значительное место занимает религия. И, казалось бы, именно она должна помочь предотвратить самоубийства среди детей. Но в некоторых случаях, как раз является косвенной причиной. Дело в том, что многие родители абсолютно неправильно доносят до своих детей религиозную информацию. Или рассказывают слишком много для определенного возраста, или плюс к этому в виде воспитательных мер практикуют телесное наказание.

Очень часто можно наблюдать, что в религиозной семье, независимо от того, христианская это семья, или мусульманская, дети могут получать лишь информацию, имеющую отношение к религии. Притом ребенку запрещено смотреть даже телепередачи для детей, программы мультфильмов. Запрещено читать книги, которые бесполезны, и не нужно посещать школу, потому что там все «фальшивое». Излишне религиозные родители постоянно внушают, что жизнь на земле – это иллюзия. Настоящая жизнь предстоит в загробном мире.

Неустойчивая детская психика такова, что разум ребенка начинает протестовать против жизни в обычном ее проявлении. И он может захотеть отправиться в загробную жизнь, потому что уверен, что там намного лучше. Следует помнить, что любая религия должна быть преподана ребенку правильно, и ни в коем случае недопустимо делать перегибы в ту или иную сторону, так как подобное восприятие значительно осложняет детскую жизнь.

В реальности, религия должна помогать ребенку учиться правильно жить в чрезвычайно сложном мире, чтобы не терялась духовная часть существования любого человека. Таким образом, он всегда сможет правильно оценивать любые жизненные ситуации, преодолевать трудности, и легко идти по жизни, помогая другим людям выбрать правильный путь.

С подростковым возрастом у детей появляется огромное количество новых проблем. Как у девочек, так и у мальчиков. Они могут быть как индивидуальными, так и общими. Что же это за проблемы?

О проблемах

Воспитывая ребенка-подростка, далеко не все родители понимают, что у их детей довольно-таки много проблем. А стоит всего лишь вспомнить свое детство и те проблемы, которые возникали в этом же периоде. С чем могут возникать неудобные ситуации? Это и общение, и внешность, и желание заниматься любимым делом. Оставляет желать лучшего и поведение подростков. Ну и, конечно же, непонимание со стороны взрослых тонкой души подросшего чада.

Проблема 1: внешность

Отвечая на вопрос о том, легко ли быть подростком, взрослые должны вспомнить, что происходит с телом их ребенка в такой период. У девочек начинает активно расти грудь, и появляются первые месячные (а это все сопровождается гормональными взрывами и дисбалансом), мальчики начинают заметно взрослеть, и у них также возникают определенные проблемы со становлением половой системы организма. К тому же лицо ребенка могут покрывать ужасные прыщи, избавиться от которых не так и легко. Все это как по отдельности, так и в комплексе создает огромное количество проблем подростку.

Проблема 2: общение

Легко ли быть подростком, если тебя не понимают окружающие? Вопрос сам по себе риторичен. Очень часто в таком возрасте у детей возникают проблемы с общением не только со сверстниками, но и с собственными родителями. Непонимание со стороны взрослых и непринятие определенных вещей – далеко не полный список всех неурядиц. Поэтому очень часто дети-подростки начинают искать себе компаньонов и однодумцев на стороне, забывая о том, что лучше всего по всем вопросам советоваться с собственными родителями. Именно так подростки и попадают в плохие компании.

Проблема 3: цели и способ жизни

Легко ли быть подростком, если все вопросы за тебя стараются решить родители? Вопрос также не требует ответа. В этот период у детей могут возникать новые желания, цели и стремления, которые могут быть не совсем понятны взрослым. На этой почве также часто возникает огромное количество конфликтных ситуаций и неурядиц. Ребенку нужно позволить быть самим собой и поддерживать его в любой ситуации.

Проблема 4: свобода

Легко ли быть подростком, если родители до сих пор стараются во всем ограничивать? Проблема современных детей в том, что они слишком самостоятельны. А родители часто этого понять не могут и стараются все еще ограждать ребенка от определенных ситуаций. Нужно дать подростку свободу действий, возможность самостоятельно решать собственные проблемы. Только тогда ребенок будет чувствовать себя взрослым человеком и поступать как взрослый.

Проблема 5: вредные привычки

Жизнь подростка нелегка. Именно поэтому часто дети стараются избавиться от этих проблем посредством вредных привычек. Выпил бутылку пива - и жизнь кажется веселей. Что нужно делать родителям, чтобы этого не случилось? Первое - подавать правильный пример. Если родители выпивают, почему же этого нельзя делать и подростку? Курить же дети начинают в знак протеста, это также стоит учитывать. А если ребенок сбегает от реальности в виртуальный мир, значит родителям нужно постараться изменить реальность и сделать все, чтобы в жизни было лучше и интересней, нежели в Интернете.

Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения.

Совет. При выборе способа разрешения сложившейся ситуации учитывайте: причины возникновения ситуации; индивидуальные возрастные особенности обучающихся; прогнозируемые результаты воздействия.

Пример задания и его решения.

Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.

Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

1 вариант – неконструктивный, антипедагогический: «Никуда не денетесь, все равно придется сказать, только уже у директора», «Молчите, молчите, посмотрим, как заговорите на экзаменах», «Всем по поведению двойки за четверть» и т.п.

2 вариант – недостаточно конструктивный, необоснованная реакция педагога: «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем», «Все равно вам всем придется отработать этот урок», «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок» и т.п.

3 вариант – конструктивный вариант реагирования с обоснованием: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию». Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом вы испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложить выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций.

Предлагаю всем нам вместе попробовать решить некоторые из предложенных педагогических ситуаций.

1. Педагог обращается к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!»

Обучающийся: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…».

2. Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.

Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»

Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были».

3. Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». В ответ на замечание педагога говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Он в жизни не пригодится».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

"Имена" чувств.

Каждый подросток записывает столько "имен" чувств, сколько сможет. Подросток, записавший наибольшее количество, зачитывает, а психолог в это время записывает слова на доске. Затем подсчитывается количество совпадений этих слов и слов других детей.
Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.
Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны, и те чувства, которые они испытывают сегодня.
В первой колонке выписываются "имена" чувств. Затем выбирается ячейка, соответствующая месту, где это чувство возникает (мест может быть несколько), в ячейках проставляются крестики.
В первой части таблицы записываются чувства, которые чаще всего испытывались за последние полгода, во второй – чувства, которые участник испытывал сегодня.
Можно по 5 – 10 бальной системе оценить интенсивность чувства.
Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.

"Имена" чувств

Места, где я обычно испытываю эти чувства

В новой компании

Среди друзей

В других местах (где?)

Обычно

2.Радость

Сегодня

3.Восторг

Классный час: « Легко ли быть подростком?»

Особенность молодежи в том, что она хочет все блага и непременно сейчас и без особых усилий. В. Зубков

Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости. Г. Ибсен

Цель: Уметь самоопределяться в различных жизненных ситуациях на основе осознания своих собственных качеств и самооценки поступков

Задачи:

    Формировать позитивное отношение к жизни, побуждать подростков к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию, способствовать формированию положительного нравственного климата в коллективе.

    Развитие навыков сотрудничества и взаимопонимания у школьников.

    Увидеть преимущества и недостатки подросткового возраста. Попытаться решить проблемы, выявленные ребятами.

    Осознать необходимость умения управлять своими чувствами, желаниями, характером и темпераментом.

    Понять алгоритм действия в нестандартной ситуации:

Изучи ситуацию и людей, в ней оказавшихся Планируй свои действия с ориентацией на положительный результат Произведи действие в соответствии с планом Оцени свои действия по результату

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Легко ли быть подростком?»

Тема нашего классного часа: «Легко ли быть подростком?»

Сегодня мы поговорим о таком периоде в жизни человека, который принято называть подростковым.

Некоторые считают, что это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период.

2. Кто такие подростки? Дайте, пожалуйста, своё определение.

Составляем коллаж на доске (Представить коллаж в конспекте)

(Мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет).малолеток, малец, парнишка, отрок, юнга, мальчик, тинейджер

несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,

подросток)

Подросток – это мальчик или девочка в переходном от детства к юности возрасте (от 12 до 16-17 лет

Подросток – это несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности,

3. Некоторые считают, что подростковый возраст - это прекрасная пора, другие – что это самый трудный период в жизни каждого человека.

Давайте все же разберемся в этом.

Как вы считаете?

Есть ли у вас проблемы? Какие? Какие вообще в подростковом возрасте могут быть проблемы?

Почему они возникают?

(Одни проблемы заключаются в самом подростке, проблемы со стороны окружающих)

    Попытаемся выявить отличительные черты подростков от других возрастных групп людей и круг проблем, волнующих сегодняшних подростков.

Предлагаю 1-й и 2-й группе написать все положительные стороны подросткового возраста, а 3-й и 4-й группам – все отрицательные.

4 . Защита своих работ

Предполагаемый результат:

непонимание со стороны взрослых лень

отсутствие денег здоровье

проблемы в школе субкультуры

проблемы в семье вредные привычки

отсутствие свободы хобби

Отриц.стороны сущ и их не мало.

кто может снять это проблемы? как?

Легко тому, кто умеет решать эти проблемы

8. А теперь давайте попробуем решить проблемы, которые мы с вами определили.

Еще один ватман и на нем: «Решение проблем»

(каждый называет, выходит и записывает на ватмане)

Возможно ли решить эти проблемы самостоятельно или все же нужна помощь взрослых? Родителей, учителей, старших наставников?

Какими качествами должен обладать подросток, чтобы избежать этих проблем?

Ватманы (работы групп) будут располагаться на доске следующим образом:

недостаткипроблемы Недостатки, проблемы Решение проблем преимущества преимущества

Давайте составим схему гармоничных отношений

Подросток + взрослый? дружба.

Таким образом, можете ли вы обходиться без помощи взрослых? Вам во всем нужна их поддержка: советы, рекомендации, напутствия и т.д.

Дома – родители, в школе – учителя, директор.

Не случайно вы учитесь в нашей школе, где есть свои правила, распорядок, устав, форма и т.д. И хотя иногда вы обижаетесь, что взрослые вас ругают, делают замечания, но в будущем вы поймете, что все это не зря. И именно в вашем возрасте решается, пойдете вы по верной дороге в будущем или же свернете с пути.

Таким образом, чтобы было меньше проблем, нужно измениться самому, принимать людей такими, какие они есть, придерживаться поговорке: «относись к людям так, как хочешь, чтоб они относились к тебе», быть терпеливым, просить совета у старших и т.д.

9. однажды сказал: «Подзатыльники в молодости избавляют от пинков в более зрелые годы»

Как вы понимаете эти слова?

Ученики делают вывод, что без ошибок не обойтись, но, чтобы они не имели опасные последствия, их надо обсуждать, анализировать и стараться не допускать в другой раз.

Легко ли быть молодым?! Молодость - пора ошибок, проб, больших трудностей, преодолевая которые человек формирует свой характер. Не надо бояться ошибаться, ибо исправляя ошибки, преодолевая трудности, человек набирается опыта, учится делать правильный выбор.

Когда страшны ошибки молодости? (когда их не видишь)

Правила:

видеть свои ошибки (проблемы)

Слушать и слышать

Давать им правильную оценку, т.е. признавать

Иметь волю преодолевать недостатки

Процесс взросления детей всегда сопряжён с развитием общества и социальной средой, в условиях которой происходит развитие личности ребёнка. Особенно влияние среды сказывается на подростках, т. к. данный период связан с изменением мироощущения и сознания, а организм подвержен существенным физиологическим изменениям.

Классный час «Что значит быть подростком?» направлен на формирование представлений школьников об особенностях переходного периода. Данные знания необходимы ребёнку для того, чтобы успешно преодолеть трудности подросткового возраста. Формат беседы с элементами групповой работы предполагает размышления ребят на поставленные вопросы, связанные с темой классного часа.

Вариант проведения занятия [PDF ] [DOCX ]

Презентация [PDF ] [PPTX ]

Приложение [PDF ] [DOCX ]

Цель: создание педагогических условий для систематизации знаний школьников об особенностях подросткового возраста.

Задачи:

  • дать определение понятию «подростки», определить границы и особенности подросткового возраста;
  • сформулировать основные отличительные черты подростков и взрослых;
  • познакомить школьников с «жизненными задачами юности», обсудить их актуальность;
  • найти ответ на главный вопрос классного часа «Что значит быть подростком?»;
  • развивать умение школьников размышлять над поставленными вопросами и обоснованно высказывать собственную точку зрения.

Учитель: Вся наша жизнь состоит из разных этапов взросления. Каждый этап жизни человека, словно новая ступень лестницы, по которой он движется. На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе. Двигаясь вперёд, он растёт, развивается, набирается жизненного опыта, меняет свои взгляды и убеждения.

Но среди всех этапов жизни человека есть период, который называется переходным.

Вопрос: «О каком периоде идёт речь?»

Предполагаемый ответ: «О подростковом».

Учитель: «Тема нашего классного часа «Что значит быть подростком?»

Вопрос: «А кто такие подростки − взрослые или дети?»

Подростки − это молодые люди, находящиеся на этапе взросления, они уже не являются детьми, но и взрослыми их тоже назвать ещё нельзя.

Вопрос: «Какой возраст считается подростковым?»

Предполагаемый ответ: «Возраст человека от 10 до 15 лет».

Учитель подводит итог: «Подростковый возраст охватывает период жизни достаточно длительный. Его начало приходится на 10−12 лет. Заканчивается он по-разному: в 15, 16, 17 или даже в 18 лет. Границы подросткового возраста не устанавливаются чётко, у каждого подростка они индивидуальны».

Учитель:

  • «Чем подросток отличается от ребёнка?»
  • «Что отличает подростка от взрослого?»
  • «Что объединяет всех подростков?»
  • «Почему подростковый возраст считается трудным?»

Чтобы ответить на поставленные вопросы, учитель предлагает школьникам поработать в группах (класс делится на 4 группы).

Школьники обсуждают обозначенные учителем вопросы в группах (время на работу 5−6 минут).

Задача I группы − ответить на вопрос «Чем подросток отличается от ребёнка?»;

Задача II группы − ответить на вопрос «Что отличает подростка от взрослого?»;

Задача III группы − ответить на вопрос «Что объединяет всех подростков?»;

Задача IV группы – ответить на вопрос «Почему подростковый возраст считается трудным?»

Учитель поочередно заслушивает мнения школьников по обозначенным вопросам (выступает один человек от группы).

После выступления I группы по вопросу «Чем подросток отличается от ребёнка?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает выводы по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Выводы на слайде:

  • подросток в отличие от ребёнка более самостоятелен;
  • он способен сам принимать решение;
  • сам выбирает себе одежду и её стиль;
  • на многие вещи имеет собственную точку зрения;
  • подросток начинает уделять больше внимания своей внешности;
  • появляется первая любовь;
  • более развит физически.

После выступления II группы по вопросу «Что объединяет всех подростков?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает вывод по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Вывод на слайде: «Психологи считают, что всех подростков объединяет одно желание − стать взрослым».

После выступления III группы по вопросу«Что отличает подростка от взрослого?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает выводы по данному вопросу, корректируя или подтверждая мнение школьников.

Выводы на слайде:

  • взрослые люди в отличие от подростка развиты физически, процесс роста остановлен;
  • взрослые люди имеют реальный жизненный опыт, обладают профессиональными знаниями;
  • взрослый человек несёт ответственность не только за себя, но и за других людей;
  • у подростка степень ответственности только формируется;
  • взрослые люди менее свободны в своих поступках, так как их поведение контролируется моральными, этическими, правовыми и прочими нормами взрослой жизни и законами общества;
  • взрослый человек более самостоятелен, он может принимать решения и менять свой образ жизни.

После выступления IV группы по вопросу «Почему подростковый возраст считается трудным?» учитель предлагает классу прокомментировать или дополнить ответы ребят. Далее учитель делает вывод по данному вопросу, корректируя или подтверждая ответы школьников.

Выводы на слайде:

  • организме подростка меняется: формируется взрослый скелет, происходят гормональные изменения, возрастает потребность в сне и пище;
  • подросток зачастую не понимает, что с ним происходит, и начинает испытывать комплексы по поводу собственной внешности;
  • новый образ может не нравиться, а новые ощущения − пугать;
  • появляется потребность в общении с противоположным полом, но в силу своей неопытности подростки ещё не знают, как правильно это делать;
  • из-за возникающих перемен у многих подростков появляется повышенная эмоциональная возбудимость;
  • происходит переосмысление личностного опыта, подросток стремится определить своё место и роль в обществе других людей;
  • появляются вопросы, связанные с выбором профессии.

Учитель: «Чтобы справиться со всеми трудностями подросткового возраста, подростку необходимо решить ряд жизненных задач. Известный американский психолог Роберт Хэвигхерст в своей книге «Задачи развития и образования» выделил задачи развития юности, которые посчитал обязательными для обретения самостоятельности».

В задачи развития юности входит:

  • принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом;
  • формирование новых, более зрелых отношений со сверстниками своего и противоположного пола;
  • принятие мужской или женской роли;
  • достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
  • подготовка к трудовой деятельности;
  • подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни;
  • появление желания нести ответственность за себя и общество;
  • обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

Вопрос: «Какие из обозначенных психологом задач являются наиболее актуальными для вашего возраста?»

Вопрос: «Зависит ли выполнение жизненных задач от конкретных действий подростков, или эти задачи могут решаться сами по себе?»

Чтобы решить любую задачу, нужно совершить конкретные действия, это правило относится и к решению жизненных задач.

Учитель предлагает выполнить задание (приложение).

Задание кейса: соотнести жизненные задачи, сформулированные психологом, с возможными действиями подростка и дополнить имеющиеся примеры.

Для выполнения задания кейса школьники работают в группах (время для работы − 5 минут).

Учитель возвращается к теме классного часа «Что значит быть подростком?» и предлагает ребятам ответить на этот вопрос, письменно продолжив предложение «Быть подростком − значит…»

Классный час для учащихся 8 классов, направлен на формирование нравственности подростков.


«Приложение 1»

Приложение 1

Тест « Ваша уличная компания»

Цель: выявление принадлежности подростков к группе риска в компаниях различной направленности.

Инструкция: Предложить ребятам выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Текст теста должен лежать на каждой парте. Ребята отмечают для себя количество набранных баллов. Классный руководитель зачитывает вслух результаты теста.

1.Как часто собирается ваша компания?

Каждый день – 1; через день – 3; реже - 5.

2.Где вы чаще всего собираетесь?

В подвале или бродим по улице – 1; на площадке перед домом или в подъезде – 3;

у кого-либо на квартире - 5.

3.Сколько в группе признанных лидеров?

Один – 1; несколько – 3; ни одного – 5.

4.Приходилось вам со своею компанией «балдеть» ночь на пролет?

Да – 1; часов до 2-х ночи – 3; нет – 5.

5. Сколько членов группы курит?

Все – 1; половина – 3; менее 10% - 5.

6. В каком количестве компания употребляет алкоголь?

Без ограничений – 1; до легкого опъянения -3; не употребляет – 5.

7. Сколько членов группы употребляют «травку», или наркотики?

Все – 1; около половины – 3; никто -5.

8. Считаете ли вы, что, являясь членом вашей группы, легче удовлетворить любые интересы?

Да – 1; не уверен – 3; нет – 5.

9. Участвует ли ваша группа в защите своей территории?

10. Есть ли в ваше группе люди с преступным опытом?

Да – 1; не уверен, но возможно – 3; нет – 5.

11. Участвует ли ваша группа в коллективных драках?

Да – 1; некоторые, но в составе других групп – 3; нет – 5.

2. Что бы предприняла группа, если бы заявили о своем выходе из нее?

Избили – 1; припомнили бы все долги – 3; ничего – 5.

Результаты теста

Если вы набрали от 12 до 17 баллов, то у вашей группы сложилась явная антисоциальная ориентация. Вам может казаться, что «все так себя ведут». Во-первых, не все. Многие делают вид, что им «море по колено».На самом деле они стараются контролировать свои действия. Они не хотят рисковать, Во – вторых, вы настолько втянулись в жизнь своей группы (возможно уже банды), что никаких норм для вас не существует. А ведь еще шаг и… А на суде вчерашние дружки начинают «топить» друг друга.

Если ваш результат между 18 и 42 баллами, то скорее всего общаетесь с теми, кто проводит время в поисках разнообразных способов убить время. Для этого все средства хороши, лишь бы « предки на мозги не капали». В такой группе можно чувствовать себя неплохо – особого напряжения нет, никто ничего не требует, ничего не навязывает. Но и тоска навещает – ведь абсолютно ничего не происходит.

Рекомендации. Пожалейте свое время! Его так мало осталось до того момента, когда на вас обрушатся настоящие житейские заботы. Попробуйте сначала сочетать пустое времяпрепровождение с хорошим делом. Например, разберите слова какой-нибудь популярной песни на иностранном языке. Или попытайтесь посоревноваться в сложной компьютерной игре. Каждый день должно происходить, что-то полезное.

Если вы набрали свыше 43 баллов, то, видимо, ваша уличная группа является обычной группой сверстников, в которой каждый находит нормальное человеческое общение. В такой группе может быть очень интересно. Как правило, проводя часть времени в такой группе, люди еще имеют массу самых разнообразных интересов и дел.

Рекомендации. Старайтесь делать все, что бы ваши партнеры по группе чувствовали себя легко и раскованно. Всегда поступайте по отношению к друзьям так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Не смотрите туда, где все кажется интересным. Сами делайте жизнь интересной.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Приложение 2

Игры:

«Веселая ромашка» (развлечения в компании)

Необходимо заранее вырезать из бумаги большую ромашку. Затем на каждом лепестке каждая группа пишет задания - развлечения. Затем группы передают свою ромашку по часовой стрелке т.е. группе справа. При этом все должны беспрекословно выполнять всё - то, что написано в заданиях.

Игра «Встреча»: Учимся говорить человеку приятное.

Все игроки делятся на две равные группы. Каждая группа выстраивается в круг так, чтобы образовались два концентрических круга - внешний и внутренний. Все поворачиваются в затылок друг другу так, чтобы круги начали вращаться в противоположные стороны, например, внешний - по часовой стрелке, а внутренний - против. По сигналу ведущего круги начинают двигаться, по сигналу ведущего останавливаются. Стоящие во внешнем и внутреннем кругах поворачиваются лицом друг к другу, разбиваясь на пары.

Несколько раз надо потренировать самодвижения. Когда ведущий увидит, что пары выстраиваются безошибочно, он даёт команды, указывая, что делать.

    Вы встретились после долгой разлуки. А до этого вы были в добрых, но не очень близких отношениях.

    Вы были самыми близкими людьми в детстве. Одного из вас родители на год увезли в другой город. Вы встретились впервые после годовой разлуки.

    Этот человек сделал для тебя нечто приятное и непростое. Ты только что об этом узнал. И так далее…

Такие ситуации можно разнообразить.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Приложение 3

Существует ответственность за участие в экстремистских группировках:

Уголовный Кодекс Российской Федерации (УК РФ) статья 20.

Уголовная ответственность наступает в России с 16 лет.

Но если совершены особо тяжкие преступления, то с 14 лет.

УК РФ ст. 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей,… либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные, либо с применением насилия; … либо организованной группой, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

УК РФ ст. 282.1. Организация экстремистского сообщества.

… Участие в экстремистском сообществе -
наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей … либо лишением свободы на срок до двух лет.

УК РФ ст. 282.2. Организация деятельности экстремистской организации.

… Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей … либо лишением свободы на срок до двух лет.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Приложение 4

Притча.
Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: "Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?"
Старик ответил ему вопросом: "А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?"- "Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда". -- "Здесь ты встретишь точно таких же"- ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: "Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?"
Старик ответил тем же: "А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?" - "О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться".
-"Ты найдешь таких же и здесь", - ответил старик. Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: "Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и ото же вопрос?"
"Сын мой, - говорит старик, - каждый носит - свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашёл ничего хорошего в тех краях, откуда он пришёл, здесь и тоже - не найдёт ничего. А тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже - найдёт верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, - что мы находим в них...

Просмотр содержимого документа
«Развлечения в компании»

МБОУ «Веселоярская средняя общеобразовательная школа

имени Героя России Сергея Шрайнера»

Подготовила:

Стрельцова Нина Николаевна

учитель математики

с. Веселоярск – 2016 г

Участники: учащиеся 8 класса и классный руководитель.

Цели и задачи:

    Содействовать расширению знаний подростков о молодежных группировках и времяпровождению в них.

    Способствовать сознательному выбору подростками здоровых и безопасных развлечений в компании.

    Обсудить досуг и развлечения подростков.

Предварительная работа:

Домашнее сочинение на тему «Как я провожу свободное время»;

1. «Молодежная субкультура – это…»

2. «Какие вы знаете подростковые молодежные группы?»

Разделить класс на группы в зависимости от увлечений. (это может быть):

1. Увлечение – спорт

2. Увлечение – компьютерные игры

3. Увлечение – музыка

Распечатать каждому учащемуся тест « Ваша уличная компания».

Для практического занятия: большая ромашка, сделанная из бумаги.

Рефлексия: распечатанные на листке бумаги – ладошки.

Оформление: - Плакаты с высказываниями и пословицами:

«Скучен день до вечера, коли делать нечего»

«Делу время, потехе час»

«Кончил дело - гуляй смело».

"С кем поведешься, от того и наберешься".

«С людьми живи в мире, а с пороками сражайся». Латинская пословица

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

Вступительное слово учителя:

Жить в обществе и быть свободным от общества – невозможно. Вся наша жизнь проходит в обществе других людей – одноклассников, членов семьи, друзей и т.д. Мы одновременно являемся членами нескольких групп (класс, семья, компания друзей и т.д.) Каждая компания оказывает определенное влияние на человека. Но большее значение приобретает та группа, которая на данном этапе становится приоритетной. И отношение авторитетных лиц этой группы очень важно: оно или побуждает уважать себя, или страдать из-за своих недостатков.

Вопросы для обсуждения:

1. Почти у каждого из вас есть «уличная компания», какую роль, она играет в вашей жизни?

2. Как вы считаете, можно сказать, что «уличная компания» играет в становлении личности решающую роль в подростковом возрасте?

(Учащиеся высказывают свою точку зрения по данным вопросам).

Проводится тест « Ваша уличная компания» (приложение 1)

Учитель: ТЕМА нашего классного часа «Развлечения в компании»

Итак, что такое «компания» ?

Ученик: Компания – это общество, группа лиц, вместе проводящих время.

Учитель: Рассмотрим некоторые определения и попытаемся выявить основные характеристики развлечения как такового.

Ученик:

    Развлечение - отвлечение от привычных форм и видов утомившей и наскучившей деятельности, приносящее положительные впечатления.

    Развлечение - вид активной деятельности, которая направлена на удовлетворение присущих потребностей (в любой сфере - физиологической, эмоциональной, интеллектуальной или духовной) и обеспечивает поступление извне дополнительной энергии, новых впечатлений.

Учитель: Развлечения оказывают на духовное состояние человека огромное воздействия, удовлетворяя интеллектуальные, физиологические духовные потребности, вызывая положительные эмоции и острые ощущения.

Ученик: В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона говорится: «...впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, события)». В Толковый словарь русского языка «удовольствию» дается такое понятие: «Под удовольствием подразумевают контролируемое чувство радости от приятных впечатлений, переживаний, создающее положительный эмоциональный фон».

Учитель: Давайте попытаемся выделить общие черты, присущиевышеприведенным определениям. Это: положительные эмоции, удовольствие. Развлечения могут быть различными – катание на коньках, игра в шахматы, компьютер и т.д.Ведь говорят: «Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр». А с какими интересами и увлечениями сталкивались вы?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Учитель: Увлечения и интересы подростков – это своеобразный мост во взрослую жизнь. Хотя иногда, нас взрослых они вводят в шок. Кроме того, это общение, которое помогает вам адаптироваться в социуме. Одним из вопросов анкеты был таким, что такое «Молодежные субкультуры». Давайте поговорим об этом.

Учитель: Поговорим о Молодежных группировках

Молодежные субкультуры – это объединения молодежи в группы на основе каких – то общих интересов. Объединяется в группировки молодежь, желающая проявить собственное Я, испытывающая потребность в общении. Познакомимся с некоторыми из них.

Ученик: ГРАФФИТТЕРЫ

Они появились впервые в 60 - х годах в Америке. В России же граффити появилось в конце 80-х и развивается до сих пор. Это один из видов самовыражения молодежи. Само название авторов граффити - райтеры

Внешние отличия: футболка, толстовка, широкие штаны, кроссовки – уличный стиль. Важным элементом для райтера является платок - повязка на лицо.

Развлечения: Расписывают красками заборы, фасады зданий, не задумываясь о том, нравится это окружающим или нет. Эта группировка безобидна, но не всегда эти рисунки бывают к месту. В уголовном праве многих стран нанесение граффити на здания рассматривается как вандализм.

Ученик: ГОТЫ
Еще в70-е годы прошлого века зародилась эта субкультура в Великобритании. Внешние отличия: предпочтение черному цвету, хотя иногда возможны дополнения красным, синим, белым цветами. Макияж используют не только представительницы женского рода, но и мужчины: на лицо они наносят белую пудру и очень ярко подводят глаза черным. Одним из опасных течений являются сатанисты. Их идеологией является бунт против церковно -традиционалистской системы. Они оскверняют церковь, устраивают жертвоприношение и поклоняются сатане.

Развлечения: Практикуются прогулки по кладбищам и возведение в культ всего, что связано со смертью.

Ученик: ЭМО

Основной идеологией этой субкультуры являются эмоции, чувства. Внешние отличия: длинная косая черная челка до носа, пирсинг на губах, левой ноздри, бровях. Они не скрывают своих эмоций и бурно их выражают, часто конфликтуют, что приводит к нервным расстройствам.

Развлечения: Собираются группами в определенных места. Фотографируют своё отражение в зеркале. Культивирует депрессию и склонность стать жертвой преступления, пропагандирует самоубийство.

Ученик: РЭПЕРЫ

Главное их отличие – это своеобразная манера исполнения песни, чтение слов в такт движению тела. Внешние отличия: широкая свободная одежда на несколько размеров больше, из украшений носят значки, серьги и цепи. Волосы коротко стрижены. Они увлекаются баскетболом, битбоксом. Среди рэперов существует подтечение «Ганста ». Пропагандируют агрессивность, огнестрельное оружие для них обязательный атрибут, так как считают, что в нашем жестоком мире они только сами могут себя защитить.

Развлечения: Почти все время проводят на улице, общаются, используя ненормативную лексику, слушая или читая рэп. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, даже пива, но предпочитают сильные наркотики.

Ученик: МЕТАЛЛИСТЫ

Самая многочисленная группировка. Изначально их объединяла тяжелая музыка – рок. Внешние отличия: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, надписью "сатана" на английском языке, узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки, кожаные куртки – «косухи» серьги в левом ухе, перстни с изображением черепов или других черных магических символов. Металлисты очень агрессивны, часто являются байкерами.

Развлечения: Посещение концертов метал - групп, на которых устраивают беспорядки, подогреваемые алкоголем. Гонки на мотоциклах, часто опасные для жизни.

Ученик: ГОПНИКИ

Очень агрессивны. Их отличает низкий уровень интеллекта, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к обществу, применяют воровской жаргон. Внешние отличия: широкие спортивные штаны, кепка черного цвета, часто куртку заправляют в штаны, во рту - сигарета...

Развлечения: Собираются большими компаниями, в парках, скверах, заброшенных постройках, и т.д. Устраивают драки, кражи, провоцируют на конфликт, склонность к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.

Ученик: ПАНКИ

Их отличает непристойное поведение, неопрятность. Используют жаргон «зоны». Внешние отличия: неопрятны и небрежны, ирокез на голове, черные кожаные куртки, пирсинги.

Развлечения: Драки, грабежи, насилие над личностью, употребляют наркотики, алкоголь, токсические вещества.
Ученик: СКИНХЕДЫ

Они проявляют агрессию по отношению к другим людям, проповедывают: культ сильной личности, шовинизм, расизм, культ черной маги. Уделяют внимание физической подготовке. Часто среди них есть фанаты футбола. Внешние отличия: бритоголовые, татуировки (до 60 - 70 % поверхности тела), произвольной тематики.

Развлечения: В условиях строгой конспирации проводят драки (без ножей, цепей, кастетов и т. д., только на кулаках), которые часто записываются на видео и продают иностранцам. Убийства «чужих», устраиваю беспорядки на футбольных соревнованиях.

Ученик: ФУТБОЛЬНЫЕ ФАНАТЫ

Как субкультура обладает рядом характерных признаков: жаргон, малопонятный остальной части населения; отстаивание интересов футбольной команды, выраженное в силовом противостоянии с фанатами других клубов. Внешние отличия: части одежды, раскрашенные в цвета любимой команды.

Развлечения: Эмоциональная поддержка футбольной команды во время матчей криками, погромами после матча, разборками с чужими фанатами.
Учитель : Как вы считаете все вышеперечисленные группировки что объединяет?

Ученик: Развлечения связанные с риском для здоровья.

Учитель: Назовите такие развлечения, которые опасны для здоровья. (ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ – драка, курение, пьянство, паркур, байкеры и т.д.)

Учитель: Все направления молодежной субкультуры можно условно разделить на: а) группировки экстремистской направленности;

б) неформальные молодёжные объединения (главная ориентация - свободное времяпрепровождение). Нужно знать, что существует ответственность за участие в экстремистских группировках. (Приложение 3)

Учитель: А какие развлечения, на ваш взгляд, способствуют укреплению здоровья?

(ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ - Занятия спортом, увлечение классической музыкой, туристические походы, танцы)

Учитель: Я зачитаю сейчас отрывки вашихсочинений на тему «Как я провожу свободное время». Мы посмотрим, какие развлечения есть в ваших компаниях.

Зачитываются отрывки из сочинений.

Учитель: А теперь перейдет к практическому занятию. Я хочу вам предложить некоторые развлечения, которые могли бы вы использовать в своих компаниях.

(Приложение 2)

Учитель: Какой будет ваша компания и какие развлечения будут в вашей компании зависит только от вас самих. В заключении нашего классного часа я расскажу вам притчу. (Приложение 4).

Учитель: Из этой притчи я хотела бы, чтобы вы для себя сделали вывод: Какой будет ваша компания и какие развлечения будут в ней зависит только от вас. Человек делает сам себя. Подростковый возраст - важнейший период в жизни, определяющий дальнейшую судьбу человека. Какими мы станем в жизни, во многом зависит от вас самих и, конечно, от окружающих нас людей. Но выбор компании – это только ваш выбор. И развлечения в этой компании, это развлечения, которые будут интересны вам.

Ученик: Вывод: Есть много способов веселого, интересного проведения времени в компании. Важно, чтобы развлечения были безопасными и для себя и для окружающих.

Учитель: На столе у вас лежат ладошки, у меня к вам просьба, возьмите каждый по ладошке и напишите на ней пожелания своему товарищу в группе, а теперь передайте эту ладошку однокласснику, который сидит от вас слева.

Спасибо всем за работу и за внимание.

«Работа с трудными подростками» - Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Работа с учащимися. Выявление и учёт детей с отклоняющимся поведением. Дети, оказавшиеся в социально опасных условиях. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Работа с родителями. Какое поведение называется отклоняющимся?

«Права подростка» - Рекомендация: Уважаемые дети и взрослые! Образование. Правовой Бюллетень для подростков №3. « Я и мои родители.». Обучающийся в школе обязан уважать честь и достоинство других участников. Правовой Бюллетень для подростков №4. « Развлекайся, но не забывай.». Скачки. «Правила взаимных пари на ипподромах» не содержат возрастных ограничений.

«Алкоголь и подростки» - Результат опроса учащихся 7-11 классов МОУ СОШ №30 2005/06 учебный год. Теоретическая часть. Алкоголь – бесцветная жидкость жгучего вкуса с характерным острым запахом. Разрушающее действие на органы и системы органов. Общереспубликанский форум «Мы за здоровый образ жизни». По какой причине ты употреблял алкогольные напитки?

«Подросток в обществе риска» - 5. Приобщение к курению Период приобщения к курению совпадает с периодом приобщения к пиву: с 4-го по 9-й класс включительно. Риски, окружающие подростка: Подросток в обществе риска. 3.Отрицательные последствия просмотров телепрограмм. 6. Подростковая наркомания. 4. Раннее сексуальное развитие. 2. Подростковый алкоголизм.

«Семья и подросток» - В ходе исследования выявлены следующие тенденции родителей в воспитании подростков: Противоречивость родительских установок. Стратегии разрешения конфликтов (группа родителей). Причины конфликтов в семье (сравнительный анализ). Подростки, оценивая воспитательные установки, позитивно воспринимают гиперопеку со стороны родителей.

«Подросток в семье» - Функции подростка: Специфика семейного воспитания. Функции родителей. Особенности самооценки влияют на все стороны жизни человека: на эмоциональное самочувствие и отношения с окружающими, на развитие творческих способностей и удовлетворенность работой, учебой. Современная семья характеризуется следующими особенностями.