Путь к совершеннолетию 16 лет. Психология подростка. Изменения когнитивной сферы подростка

Психологические особенности детей 16-17 лет

Точных хронологических границ юношества в психологии нет, и разными авторами они определяются по-разному. К тому же, стоит заметить, что граница между подростковым и юношеским возрастом достаточно условна, и в одних научных источниках она затрагивает возраст от 14 до 17 лет, когда ученые рассматривают его как завершение подросткового возраста, а уже в других этот возраст относят к юности.

Шаповаленко И.В. даёт следующее определение юности: «Юность - немаловажный период в развитии человека, в этот период совершается вступление человека в зрелую жизнь. Это мир, существующий между миром взрослых и детей. Это пора окончания физического созревания, центральными признаками которой являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и скачок в росте» (Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

В этом возрасте проистекают важные изменения относительно размышлений о будущем. В юношеском возрасте предметом обдумывания главным образом становится способ достижения финального результата, а не только сам финальный результат. Это период социального, личностного, профессионального, духовного самоопределения и в основе этого процесса самоопределения располагается избрание будущей сферы деятельности. А в современных социокультурных условиях становится довольно сложно решить задачу профессионального ориентирования. Это происходит ещё и потому, что родители и педагоги сами не всегда уверены в правильности и логичности своих советов.

Некоторые психологи считают, что специфической чертой юности является сама самостоятельность встречи с изменяющимся миром вообще. Так как в противоположность другим возрастам, ребенок сталкивается с новой для себя, но устойчивой формой следующего возраста.

Но самое существенное это то, что старшеклассник является совсем взрослым человеком, поэтому обращение с ним должно быть таким, каким требует это быть со взрослым человеком (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

Таким образом, мы можем выделить следующие узловые психические новообразования ранней юности:

  • 1. Повышенное внимание к своей внешности. Это проявляется в тяге находить у себя физические отклонения даже там, где их нет. Это вполне может порождать даже хронические психические нарушения невротического характера.
  • 2. Общее эмоциональное состояние юношей и девушек становится более ровным. Отсутствуют резкие всплески эмоций, как у детей-подростков.
  • 3. Открытие своего внутреннего мира. В ранней юности ребенок начинает интересоваться своим духовным миром. У школьников 10-11 класса начинает формироваться представление о собственной индивидуальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Они начинают рассуждать о внешнем мире и их рассуждения кажутся им уникальными, неизвестными никому. Отсюда возникает самонадеянность и неуверенность, смелость в суждениях и выдержанность в поступках. Старшеклассники легко начинают вбирать в себя новые идеи, но, однако отступить им от своего собственного мнения бывает очень сложно.

Ребёнок юношестского возраста начинает осознавать свой внутренний мир как очень важное, радостное и волнующее событие, однако, которое так же вызывает много беспокойных, драматических волнений. Ребёнок одновременно начинает сознавать свою уникальность, несходство с другими детьми, и чувство одиночества. Эти протироворечия вызывают сильную потребность в общении и в то же время увеличение его избирательности, требования к личному пространству и одиночеству (Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.).

Старшеклассникам необходимо оказывать помощь в становлении самосознания. Эта помощь может оказываться опираясь на следующие три значимых принципа:

  • 1) поддерживать мнение старшеклассников о личной уникальности. Но личную уникальность нельзя считать проявлением личного превосходства над остальными сверстниками, потому что каждый из них точно так же убеждён в своей уникальности. Уважая свою уникальность, необходимо почитать и неповторимость остальных людей, быть терпимым к чужому мнению, пытаться осознать мнения других, не навязывать свои принципы окружающим;
  • 2) обращать внимание школьников на опыт взрослых, на ошибки человечества и на историю собственной жизни;
  • 3) обнаруживать будущее жизни школьников, представлять варианты их будущего, особенно потому, что мечты о будущем занимают основное место в их переживаниях.
  • 4. Ещё одним главным новообразованием ранней юности является самоопределение. Самоопределение бывает профессиональным и личным. Это новая внутренняя точка зрения, которая определяет человека как члена общества, и принятие своего места в нем. Человек принимается понимать временную перспективу. У ребёнка начинает проявляться доминанта направленности в будущее, когда он строит собственный жизненный план, по сравнению с тем, что раньше он жил только сегодняшним днем (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

В общеобразовательной организации учебная деятельность старшеклассников становится учебно-профильной, которая реализует профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности и сознательности.

Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек сформированы хорошо. Старшеклассники умеют выделить проблему и решить её самостоятельно. Они интересуются всеобщими проблемами существования, они могут долгое время спорить об абстрактных вещах. Обширность интеллектуальных увлечений в ранней юности часто совмещается с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.

Для обучающихся в 11 классе на главный план неизбежно выходят вопросы профессионального самоопределения. Перед ними как никогда остро встаёт выбор будущей профессии. Кроме этого существенной становится деятельность, связанная с подготовкой к единому государственному экзамену, сразу по нескольким предметам, а так же в некоторых случаях подготовка к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение. Александровская Э.М. определяет главной чертой старшеклассника обращенность в будущее, которое часто превосходит все остальные сферы жизни (Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ.высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.).

В свою очередь юноши и девушки этого возраста довольно трудно представляют себя через 5 лет, то есть создание временной перспективы идет у них достаточно сложно. Зачастую возникают моменты, когда юноши острое ощущают необратимость времени, но в свою очередь нежелают замечать его течение. Для них как-будто время остановилось. Это проявляется в том, что откладывая решение проблем на потом, юноши не хотят принимать во внимание действительно существенные вопросы. В этот период важна включённость родителей в общение с детьми. Родители обязаны поддержать своего ребенка и помочь составить план последнего учебного года, для того, чтобы в заключительный месяц не возникла спешка и излишнее психическое напряжение. Вместе с тем не следует формировать слишком нервную ситуацию, когда беседы забегают в будущее ребенка.

5. У школьников старших классов начинает появляться влечение к доверительности во взаимодействии с взрослыми. Это обусловлено главным образом с формированием самосознания.

В связи с тем, что юноши осознают себя уже взрослыми людьми, но они ещё во многом зависят от родителей, взаимоотношения с родителями довольно противоречивы. При условии, что родители будут следовать демократическому стилю воспитания, когда они являются друзьями, советчиками или партнёрами для своего ребенка, только тогда будут формироваться оптимальные взаимоотношения между старшеклассниками и их родителями (Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. 349 с.).

Тем не менее, юношам и девушкам трудно понять друг друга. Общение с ровесниками носит интимно-личностный характер. Юноша присоединяет к своим чувствам, интересам, увлечениям окружающих.

Для ранней юности так же характерна идеализация друзей и самой дружбы, поэтому настоящих друзей становится всё меньше, а число товарищей растёт.

Эмоциональная напряженность дружбы уменьшается, когда начинает проявляться чувство любви. В этот период может возникнуть истинная влюбленность. Однако юношеские мечты о любви отображают, чаще всего, надобность в самораскрытии, понимании, душевной близости. Эротические мотивы в ней почти не сформулированы или не осмыслены. Нужда в самораскрытии, интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания нередко не совпадают и могут быть обращены на различных партнёров.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, необходимо выстроить методику проведения занятий по волейболу так чтобы средства и методы учитывали психологические особенности возраста детей 16-17 лет.

Заключение по первой главе

Мы выполнили анализ существующих научных разработок и научной литературы по проблеме исследования. Конкретизировали материал, касающийся техники выполнения прямых, ускоренных, медленных (обманных) видов нападающего удара в волейболе. Изучили технику выполнения нападающего удара и возможные ошибки, которые могут возникнуть у занимающихся подростков в процессе его выполнения. Рассмотрели мнения специалистов о методиках обучения нападающему удару. Узнали об особенностях психологического и анатомо-физиологического развития детей 16-17-летнего возраста.

Говорить в общем о юношеском возрасте достаточно сложно, очень многое здесь зависит от того, что происходило в предыдущие этапы переходного периода, особенно в переживают события, эхом отражающиеся на всей остальной жизни.

Однако психология подростка 16-17 лет в большей степени базируется на более спокойных показателях, нежели в предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности. Если не затрагивать патологии и сложные случаи, то типичная картина будет такой:

Физические особенности:
  • физически подростки развиты окончательно
  • именно поэтому они уделяют своему здоровью большое внимание
  • Эмоциональные особенности:
  • уже дружелюбно (а иногда и покровительственно) настроены ко всем членам своей семьи
  • абсолютно уверены в себе
  • к нуждам других могут отнестись внимательнее, чем к своим
Социальные:
  • стремятся к серьёзным отношениям как с противоположным полом (любовь), так и со своим (дружба)
  • свидания становятся частым явлением в их жизни
  • личностные отношения выходят на первый план, появляется преданность им, интимность таких отношений возрастает
  • обычно стремятся к самостоятельным заработкам, для чего находят почасовую работу
  • сопротивление представителям власти уменьшается
  • Интеллектуальные особенности:
  • стремятся принимать более серьёзные разумные решения
  • уже понимают, что любое решение, принятое сегодня, может повлиять на то, что будет завтра
  • рассматривают несколько вариантов исхода событий, т.е. подростки просчитывают линию своего поведения
  • конфликты между подростками и родителями в большей степени предпочитают решать через обсуждение появившейся проблемы
  • начинают задумываться о будущей профессии и о будущем в принципе
Духовные:
  • моральные и духовные ценности подвергают проверке и испытывают на прочность
  • способны к сильной приверженности определённой религии
  • к окружающим относятся с пониманием и дорожат их мнением о себе
  • юношей и девушек очень интересуют вопросы жизни после смерти
  • у них возникает множество вопросов по поводу личной духовной жизни, в этой области они полны сомнений
  • если подросткам прививаются духовные истины, то они способны их усваивать в этот период и применять в жизни.

Большинство родителей думают, что в этом возрасте смогут вздохнуть спокойно – практически позади, а психология подростка 16 17 лет более приятна для родительского восприятия. Но это зависит от очень многого:

  • смогли ли родители сохранить/выстроить доверительные отношения со своим ребёнком?
  • приняли ли то, что он стал взрослым, и его пора отпустить во взрослую самостоятельную жизнь?
  • насколько он готов к такой жизни?
  • осталось ли между родителями и детьми что-то недосказанное, недопонятое, может быть, какие-то обиды всё ещё живы в них?

Это время подведения итогов, плохие они или хорошие, могут сказать только сами родители и подростки, но в любом случае, самое важное, о чём, на мой взгляд, должны помнить и те, и другие, – это о том, что они самые дорогие и любимые люди, которые есть друг у друга. И так останется на всю их дальнейшую жизнь.

На чтение 8 мин.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления

В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка – юноши или девушки – является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того – это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация – основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Слово «подросток» давно в нашем обществе ассоциируется с бунтарством, агрессией и непониманием. В этом возрасте любой человек действительно переживает кризис. Меняется все – и тело, и мировоззрение, и восприятие. Какова же она – психология подростка? Что следует знать окружающим, да и самому юному созданию? Давайте разбираться вместе.

Достигая подросткового возраста, молодые люди начинают по-новому осознавать себя и этот мир, их собственное поведение основывается уже на других мотивах. Окружающим людям сложно с подросткомда и ему невыносимо тяжело с самим собой. В этот период он ни в чем не уверен и усердно ищет свою цель. Для отрочества характерны такие психологические особенности:

  • Я-концепция. У подростка происходит активное развитие представлений о себе. Сначала эти представления сильно изменчивы. Со временем восприятие себя становится более организованным и детализированным.
  • Самооценка. В этот период самооценка достаточно критическая. Она сопровождается чрезмерной застенчивостью и уязвимостью.
  • Отношения в семье. В общении с родителями все чаще вспыхиваю конфликты. Слова родителей для подростка значимы, но сложны и противоречивы. Он всячески пытается отделить свое «Я» от ранее принятого «Мы».
  • Отношения с ровесниками. Общение с кругом ровесников выходит на первый план, эти контакты занимают более 50% всего времени молодых людей. Для них важно быть принятыми, они стремятся попасть в желаемые круги, постоянно сравнивают себя с друзьями и хотят их превосходить.
  • Контакты с противоположным полом. Для подросткового возраста характерен повышенный интерес к противоположному полу. Пройденные неудачи тяжело переживаются, сопровождаются депрессиями.

Физиология

На поведение подростка в большой степени влияют его физиологические изменения. Первые перемены наблюдаются уже в 7-10 лет. Организм начинает подготовку к будущим интенсивным преобразованиям. Активно растут конечности, формируется зрелость двигательных функций, которая со временем начинает совершенствоваться. Увеличивается способность к концентрации внимания, развивается логика и память, совершенствуется речь, формируется сфера эмоций. Происходит окончательная смена молочных зубов на постоянные.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о половом созревании. Подростки впервые сталкиваются с различными физиологическими процессами, которые начинают протекать в их организме. Порой, им сложно смириться с новым собой. Идет сложный период адаптации, привыкания и понимания. У девочек начинаются менструации и активно формируются молочные железы. Необходимо носить бюстгальтер, а это так непривычно и неудобно. Происходит первое знакомство со средствами личной гигиены, которые доставляют дополнительный дискомфорт. Добавьте к этому страхи и опасения, что кто-то увидит или узнает о прокладке. Становится понятным, почему девочки так капризничают и даже не хотят выходить из дома. У мальчиков начинаются ночные поллюции – выбросы спермы. Также происходит деформация голоса, что тоже вызывает свои стеснения. У обоих полов возможна угревая сыпь из-за чего возникают чрезмерные беспокойства о внешности.

Важность возраста

Так как пубертатный период (половое созревание) охватывает несколько лет, то рассмотрим подробнее каждый возрастной год. Психология подростка 12-ти лет и психология подростка в 16 лет сильно отличаются.

  • 12 лет. Период первых значительных внутренних и внешних перемен. Родителям 12-леток стоит более внимательно и терпимо относится ко всем нюансом поведения своих детей. Начинается пристальное внимание к своей внешности, капризный выбор одежды. Девочки пробуют экспериментировать с косметикой. Ко всем этим интересам нужно относиться с пониманием, выслушивать ребенка, по возможности идти на встречу, терпимо и мягко объяснять причины своего несогласия. Также будьте готовы к тому, что ребенок становится очень чувствительным к мнению окружающих.
  • 13 лет. Так называемый подростковый рассвет. Активно меняется гормональный фон, что отражается на настроении. Появляется безудержное желание отстаивать свое мнение и свои желания. Стоит поддержать эти стремления к самостоятельности, которые в дальнейшем помогут более плавно перейти во взрослую жизнь. Родителям нужно проявлять мудрость и исключить давление на ребенка. Также, не редко в 13 лет появляется повышенное сексуальное влечение. Не нужно пугаться, если подросток активно интересуется темой секса. Удовлетворяйте, по возможности, его интерес.
  • 14 лет. В этом периоде подростковая психология характеризуется осознанием себя как личности. Взрослым кажется, что ребенок делает специально все наперекор, но это не так. Подросток не ставит себе целью разозлить родителя, он просто сам не понимает, что для него действительно важно. Для него главное выделиться и показать, что он не такой, как все. Взрослым необходимо понимать, что ребенок не преднамеренно так поступает, это особенности его возраста.
  • 15 лет. Общение со сверстникам выходит на первостепенный план. Подростком движет огромное желание быть принятым в своем кругу. Появляется много щекотливых тем и волнующих вопросов, о которых с родителями не всегда подросток может поговорить. Если взрослые вовремя замечают происходящие изменения и уважают стремления ребенка к контактам со сверстниками, то проблемные моменты в воспитании будут сведены к минимуму. Подросток будет слышать своих родителей и охотно идти далее на компромисс.
  • 16 лет. Заветный путь к совершеннолетию. В этом возрасте главными становятся отношения с противоположным полом. Многие подростки сталкиваются с первым сексуальным опытом, который не всегда бывает удачным. Это влечет свои разочарования и депрессии. Родителям стоит проявить максимум понимания и поддержки. К 16 годам необходимо полностью посвятить ребенка в тему секса, дать ему понять, насколько это ответственно и к каким последствиям может привести. Наряду с этим подросток начинает интересоваться философией. Его мировоззрение заметно меняется. 16 лет – это пик эмоционального развития. У подростка много желаний и веры, он на многое способен. Все планы кажутся радужными и доступными.

Кризис подросткового возраста

Психология подростка обширна и многогранна. Существует определенный кризис данного возраста. Кардинально меняются взаимоотношения с окружающими людьми, появляются повышенные требования к себе и взрослым, остро проявляется бунт против отношения к нему, как к маленькому ребенку. Поэтому для поведения становятся характерными такие черты, как неуправляемость, грубость, игнорирование слов взрослых, замкнутость в себе. На личность подростка влияют внешние и внутренние факторы.

Внешние факторы – это продолжающийся контроль взрослых, опека, которые кажутся подростку чрезмерными. Он желается освободиться от надоедливой заботы и самостоятельно принимать решения. Ребенок попадает в сложную ситуацию – он действительно стал более взрослым, но его поведенческие черты еще детские. Поэтому взрослым сложно воспринимать подростка равным себе. Но родителям стоит стремиться изменить свое отношение к подросшему чаду. В этом поможет создание дружеской доверительной атмосферы. Дайте понять сыну или дочери, что вы всегда рядом, когда это необходимо.

К внутренним факторам относятся изменения в физиологии и психологии подростка. Появляется усиленное стремление к личностному совершенствованию, ребенку обязательно нужно самоутвердиться и самовыразиться. При этом требования к себе все растут, наблюдаются чрезмерные недовольства собой, обвинения в собственной несостоятельности. Подростку сложно справиться с внутренним напряжением, он склонен к конфликтам и агрессивным вспышкам.

Наряду с этим остро проявляются поведенческие изменения. Подросток желает многое испытать, появляются склонности к риску. Его притягивает то, что раньше было под запретом. Именно в этот период проходят первые пробы закурить и выпить алкоголя. Также меняется психический статус и происходит духовный рост. Не редко наблюдается потеря идентичности с самим собой. Ранние представления о себе не совпадают с сегодняшним образом. Такая противоречивость может приводить к сомнениям, страхам и угнетающим мыслям.

Каждый из нас проходил свой подростковый период. Для кого-то он был гладким, для кого-то не очень. В любом случае к подростку необходимо относится очень осторожно и терпимо. Стоит только задуматься, как им тяжело мириться со всеми происходящими изменениями. Тогда наступает понимание их, порой, неадекватного поведения.

Психология подросткового возраста имеет много особенностей. Это несомненно сложный и важный период для детей и их родителей. Как понять ребенка, быть в хороших отношениях и поддерживать его?

Мы постараемся помочь вам найти ответы на эти и другие вопросы.

В большинстве случаев, подростки 16 лет умеют рассуждать по-взрослому, спорить, аргументируя свою точку зрения, строить логические цепочки, предугадывать возможный ход событий и т.д. У него сформировано мировоззрение и нормы поведения, однако он еще ищет себя и очень наивен.

Поведение шестнадцатилетнего подростка, его отношения с близкими и друзьями тесно связаны с тем, как он провел предыдущие годы жизни

Он может быть спокойным и вести себя как полноценный, но неопытный взрослый. Или бунтовать, уходить из дома, попадать в сомнительные компании и т.п. Одна из основных причин таких действий - то, что ребенок не нашел понимание и утешение в семье. Также причиной может быть и поиск себя.

Подросток и деньги

Финансы несомненно нужны. Однако, при первой же просьбе давать деньги не стоит. У него может быть определенная сумма на карманные расходы, этого достаточно. Так он научиться правильно распределять деньги и знать им цену.

А заниматься развитием финансовой грамотности, если вы не сделали этого раньше - обязательно. Это удобно и интересно делать на практических курсах по финансам. Вы можете вместе с выбрать интересную ему стажировку или подработку, поближе познакомить сына или дочь с вашей работой.

Имея свои заработанные деньги в кармане, он будет чувствовать себя увереннее и самостоятельнее, увидит собственные возможности

Строгость и контроль в воспитании

Одна из идей воспитания человека, суть которого состоит в том, что чем старше ребенок, тем

Это постепенный процесс превращения ребенка в полноценного самостоятельного человека.

Сейчас он уже имеет много прав и обязанностей. Его не сильно контролируют, он умеет принимать решения. Появляется чувство ответственности, что хорошо готовит тинэйджера к взрослой жизни.

5 советов о том, как разговаривать с подростком о половом созревании и сексе.

Говорить о половом созревании в 16, возможно уже поздно, но все же стоит открыто и подробно обсуждать вопросы полового воспитания, контрацепции, об уважении к своему телу, узнавать о мнении школьника по этим вопросам.

  1. Аргументируйте и объясняйте подробно свое мировоззрение, но не навязывайте.
  2. Расскажите об ИППП (Инфекции, передаваемые половым путем). Лучше если об ИППП не только расскажете, но и покажете наглядные примеры.
  3. Дайте понять, что вы готовы отвечать на вопросы.
  4. Покажите негативные последствия необдуманных действий.
  5. Будьте доступны и открыты
  6. Дайте четко понять ваше мировоззрение. Иначе он может легко поддаться любому давлению. А почему бы и нет?

Будет хорошо, если вы найдете подходящую книгу, отражающую ваше мнение и хорошо все объясняющую. Изучите её вместе или дайте на самостоятельное прочтение, а позже обсудите.

Частые ошибки родителей в воспитании мальчика и девочки

Строгость в воспитании дочери

Не стоит держать её в сильной строгости - нужно говорить, объяснять и быть в курсе жизни

Не стоит отталкивать друзей, какого бы пола они не были - нужно слушать и помогать делать выбор

Если хотите узнать поближе друзей ребенка, то пригласите их на совместный просмотр фильма или чаепитие

Не плачь ТЫЖМУЖИК или «Мужики не плачут»
Это один из способов воспитать жестокого, бесчувственного и при этом несчастливого человека. Мальчику важно понимать и уметь проявлять свои чувства. Так он будет только сильнее и лучше. Ему нужна поддержка, помощь и родительская теплота не меньше, чем девочке.

Если у вас 2 ребенка
Никогда не принимайте одну из сторон. Вы можете позже обсудить ошибки, но конфликты дети должны решать сами. Защищая кого-то, говоря: «Он меньше» или «Она девочка» и т.п., вы только усилите ненависть друг к другу и чувство конкуренции.

6 самых распространенных проблем в 16.

  • Самоопределение. Поиск себя. Выбор профессии и будущего в целом.
  • Экзамены и давление со стороны учителей.
  • Давление со стороны семьи и друзей.
  • Любовь, возможно невзаимная
  • Буллинг или кибербуллинг.
  • Комплексы. Неуверенность в себе
Как помочь подростку?

Будьте рядом.

Советуйте, но не читайте нотации.

Обратите внимание на интересы ребенка. Помогите ему раскрыть себя, увидеть свои сильные стороны.

Слушаете, сочувствуйте и разрешите выговориться, если он в этом нуждается. Найдите его язык любви и используйте часто (это могут быть слова, прикосновения(объятия), время, подарки, помощь).

Любите и показывайте свою любовь.

Научите ребенка говорить: «Нет». Уважайте это

Помогайте решать проблемы. Если у ребенка лишний вес, то скрывать это нельзя. Вместе не ешьте сладкое и после шести, занимайтесь спортом, это поможет ему стать стройнее, сильно укрепит ваши отношения с ним. При необходимости обратитесь к диетологу.

Верьте в него - подросткам очень важно чувствовать в беспрекословную любовь и поддержку родителей.

Мнение подростков 16 лет по важным вопросам

Расскажи о твоих отношениях с родителями и о том, счастлив лит ты.

«Мой отец - это тот, с кем можно посоветоваться. Он мой наставник. А мама - та, с кем весело и можно посмеяться. «Я чувствую себя счастливым»

«У меня очень хорошие отношения с родителями. Мама -моя подруга, но мне не нравиться, что иногда ведет себя как подросток» . «Я чувствую себя счастливой.»

«У меня не очень хорошие отношение с родителями, но я благодарна маме за то, что она меня слушает, пытается понять, поддерживает (или пытается, по крайней мере) и проводит со мной время». «Я чувствую себя отчасти счастливой»

«Родители не желают слушать меня! Мое мнение для них, к сожалению, ничего не значит. Может быть они и бывают правы, но знаете, когда они что-то запрещают, я очень хочу это сделать, доказать, что я хоть на что-то способна, я чего-то стою. Жду, когда съеду от них». «Я не могу сказать, что счастлива»

«Отца я видел последний раз в семь лет. И я его ненавижу. Я так боюсь быть похожим на него. Из-за этого, я ненавижу и себя. Я невольно обижаю свою мать, хотя люблю ее. Она всегда приказывает и очень редко хвалит меня. И это огорчает. Очень часто мне кажется, что я хуже всех. Что я ничтожный»

Скажи своё мнение о мате и о вредных привычках

«Не люблю материться. И сама мат в лексике употребляю редко. Часто мат отталкивает. С пониманием отношусь ко всем. Для меня алкоголики, наркоманы, это люди, которые в попытках заглушить боль, стали рабами. Люди, скованные цепями зависимости. А я не хочу зависеть от чего-либо»

Дай советы своим родителям или всем родителям подростков

Любите своих детей, искренне. Слушаете их.

Мы нуждаемся в вашем совете, но нам нужна свобода.

«Очень хотелось бы что бы родители воспринимали меня как взрослого, слушали и учитывали мое мнение, а не относились как к собаке, которой говорят «сидеть» и он сразу сядет. Тогда я, скорее всего, была бы более послушной»

Родители, говорите приятные слова своим детям и любите их. Постарайтесь быть более внимательным. Прощайте их. Они вас любят

15 советов от психологов для родителей шестнадцатилетних подростков

  1. Наставляйте, вместо того чтобы читать нотации. Постарайтесь слушать и искренне понимать ребенка, а после давать советы.
  2. Показывайте пример на себе. Нельзя требовать от тинэйджера то, что вы и сами не делайте
  3. Покажите реальные примеры из жизни. О сексуальной жизни, курении, алкоголе, о наркотиках или т.п. Важно увидеть негативные последствия, и чем ярче будет пример, тем лучше запомнится. Пусть к верному выводу он придет сам.
  4. Давайте шанс на ошибку.
    Предупредите о возможных последствиях, но выбор ребенок должен делать сам и неважно идет речь о выборе одежды или учебного заведения. Он должен делать ошибки и это нормально. Просто будьте рядом, и все будет хорошо
  5. Медленно обучайте самостоятельности. Не стоит делать все за ребенка, а потом резко повесить всю ответственность на него. Плавно и медленно обучите самостоятельности. Если не получается сделать это в семье - мотивационные курсы - хороший вариант.
  6. Любите и не скрывайте своих чувств. Ваш ребенок будет чувствовать себя увереннее.
  7. Поддерживайте. Не скупитесь на комплименты
  8. Слушайте и искренне интересуйтесь, задавая вопросы не такие, как «как дела?», а более глубокие, «Как ты сегодня себя чувствуешь?» «Как твои отношения с Сашей?» «Что заставило тебя улыбаться сегодня?» т.п. Делитесь, общайтесь, как с другом. Слушайте. Если не хочет общаться, то дайте время и попробуйте снова.
  9. Обнимайте. Если ребенку это нравиться, а если нет - уважайте его границы
    Не настаивайте на откровенности, создайте комфортную атмосферу.
  10. Расставьте границы с четкими условиями
    Неправильно: «Не приходи поздно домой» Правильно: «Будь дома не позже 11»
    Если не получилось, узнайте причину, и дайте понять, что это повториться не должно
  11. Посвящайте ему время. Пойдите в кафе, по магазинам - туда где будет хорошо всем. Посмотрите вместе с обсудите кино. Если ему плохо, он не хочет с вами говорить, можете включить фильм, купить разных вкусностей и вместе провести время.
  12. Делайте иногда приятные сюрпризы.
    Они должны быть не частыми, но приятными.
  13. Помогайте. Не делайте работу за него. Но будьте готовы объяснить и помочь. При этом не всегда стоит давать выход из сразу. Более мудрым решением будет задать правильней вопрос, который приведет вашего сына или дочь к ответу.
  14. Имейте своё время, свои границы, свои чувства и свое увлечение
    Если тратить хотя бы 1-3 часа в день на себя и свои увлечения, можно отдохнуть и быть более счастливым.
    Ребенок будет сильнее уважать вас. Хобби сделает вас не только родителем, но и отдельной личностью.
    Это создание границ. Привычка постучаться в дверь и спросить разрешения, чтобы войти после в вашу или его комнату, сделают ребенка более понимающим к окружающим и к себе. Ведь вы показывайте, что каждый имеет право на личное пространство.
    Говорите о том, что у вас свои дела, или вам нужно отдохнуть, а после чаепития вы с радостью уделите время ему.
    Когда вы ставите границы, важно соблюдать их одновременно
  15. Говорите о своих чувствах вместо обвинений. «Ты где была!!!?» - «Я очень переживала за тебя»
    «Как ты смеешь...» - «Твой поступок меня расстроил разочаровал» и т.п.
    Это укрепит отношения и вместо криков, истерик и непонимания вы получите сочувствие, хотя может не сразу, и попытки изменить ситуацию.

Помощь в воспитании подростков - курсы в центре К.О.Т.

Очень часто в возрасте 16 ти лет дети нуждаются в дополнительной поддержке, уверенности, им необходимо получить дополнительные важные для жизни навыки. Их психология имеет много нюансов.

И не всегда родители могут помочь, порой требуется помощь со стороны. В этом случае - надёжный вариант решения вопросов. Профориентация, общение и уверенность, бизнес и финансовая грамотность - выбор огромный.

В нашем центре разработаны эффективные интересные программы, ведущие - специалисты по работе с подростками. Кроме того, участников тренингов ждут интересные знакомства и новые друзья, поддержка и помощь.

Выберете вместе в вашим ребенком , и он скажет вам спасибо. Потому что так не просто в 16 понять себя, других и найти своё место в жизни.