Психологическая структура личности. Элементы целостной структуры личности в психологии В структуре личности выделяются доминанты отношений

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном , а затем К. К. Платоновым .

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

  • самосознание;
  • направленность личности;
  • темперамент и характер;
  • психические процессы и состояния;
  • способности и задатки;
  • психический опыт личности

А.Ф. Лазурский о структуре личности.

Другой столь же важный постулат - это обращенное А. Н. Леонтьевым положение Сергея Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».


Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл».

По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом». Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Существуют мотивы-стимулы , т. е. Побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели , тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

Широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);

Общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности.

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности .

Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр .

Интерес, идеал, убеждение - это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности: познавательной, соответствовать определенному образцу, соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека.

Итак, ценности - это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл. У каждого человека свои жизненные ценности. У кого-то они материальные, у кого-то духовные.

Ценностная ориентация - это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление.

Ценность - это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Интерес - психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес - это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Идеал - это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.

Самооценка и уровень притязаний личности.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

Когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

Эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты.

Завышенная и заниженная самооценка может сочетаться с разным уровнем притязаний (завышенным или заниженным)

При явно завышенной самооценке человек приобретает комплекс превосходства, имеет идеализированное представление о себе, истолковывает свои слабые стороны как сильные, свой неуспех связывает с внешними причинами.

При явно заниженной самооценке человек как правило не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен, легко поддается влиянию других людей, слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности.

Понятие, сущность личности.

Личность - социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом. С другой стороны духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемостью, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Индивид. Употребляя это понятие, следует помнить, что это просто выделение отдельного члена человеческого общества. Качества человека при этом не принимаются в расчет, они отходят на второй план. Поэтому, употребляя понятие «индивид», подчеркивается безличность, считается, что это может быть любой человек.

«Индивидуальность », когда говорят о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

Понятие «личность » подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Личность представляет собой целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений.

Взаимосвязь социального и биологического в личности.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным – наследственные признаки; наличие инстинктов; эмоции; биологические потребности; сходные с другими млекопитающими физиологические особенности; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека – способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности; духовные потребности; осознание своих потребностей; деятельность, как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации.

Три составляющие структуры личности.

В структуре проявлений личности выделяется три главных компонента.

  1. Индивид – это психосоматическая организация личности, делающая её представителем человеческого рода.
  2. Персона – социально-типические образования личности, обусловленные сходным для большинства людей, влиянием социального окружения.
  3. Индивидуальность – своеобразное сочетание особенностей, которое отличает одного человека от другого.

Составляющие личности:

  1. Темперамент – особенности нейродинамической организации индивида.
  2. Потребностно-мотивационная сфера включает: потребности, мотивы и направленность.
  3. Эмоционально-волевая сфера
  4. Когнитивно-познавательная сфера
  5. Характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств.
  6. Способности – сочетание психических свойств, являющихся условием выполнения одной или нескольких видов деятельности.

Потребности как источник активности личности.

Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность - это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения мотивов - непосредственных побудителей поведения. Потребности человека очень многообразны.

Виды потребностей.

Потребности – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Они служат внутренними побудителями активности.

А. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т.д.
  2. Потребности в безопасности : комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные : самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Мотив и мотивация.

Мотивы – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим его к совершению действия.

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку, т.е. совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Она объясняет целенаправленность действия, организованность.

Мотивация поведения человека может быть осознанной и бессознательной, т.е. одни потребности и цели управляются поведением человека и им осознаются.

Направленность личности.

Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций;

Из этих формулировок можно сделать некоторые выводы.

  • Во-первых, направленность – это интегральная, системообразующая, обобщающая характеристика личности человека.
  • Во-вторых, направленность личности выражает устремленность человека к жизненным целям и проявляется в активности, понимаемой как способность человека к общественно полезному преобразованию окружающего мира через деятельность.
  • В-третьих, направленность – более широкое понятие, чем мотив. В основу ее положены мотивы, цели, интересы, склонности, способности, убеждения, установки, идеалы, мировоззрение. Направленность выражает устремленность к жизненным целям, а мотивы обеспечивают их постановку.
  • В-четвертых, направленность обусловлена одной сильной доминантой, которая становится устойчивым «путеводителем» человека, ведущей потребностью в океане жизненных бурь. Конечно же, статус такой потребности может приобрести только лишь потребность социального типа, но не физиологического.

Выделяют несколько видов направленности, проявляющихся в устойчивом отношении человека к себе, людям и обществу в целом:

  • коллективистская, характеризующая устойчивую ориентацию человека на взаимодействие с другими людьми;
  • деловая, определяющая в качестве устойчивой системы мотивов те, которые обусловливают успешность профессиональной деятельности;
  • гуманистическая, отражающая устойчивое отношение человека к окружающему миру;
  • эгоистическая – с устойчивым преобладанием заинтересованного отношения к себе по сравнению к другим людям и обществу;
  • депрессивная, проявляющаяся в заниженной самоценности человека относительно других людей;
  • суицидальная, свидетельствующая об отсутствии ценностного отношения к себе, людям и обществу.

Самосознание.

В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией , где оно поднимается на уровень теоретического мышления. Оно формируется на определённой ступени развития личности под влиянием образа жизни , который требует от человека самоконтроля собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них.

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», или самосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловлено.

Главная функция самосознания – сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.

«Я-концепция» личности.

«Я концепция» - свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента:

  1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
  2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
  3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

  1. «Образ Я» – представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Самооценка и уровень притязаний.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

Самооценка личности не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства. Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствования, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», но и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой стороны, самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье .
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье . Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования , интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье .

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать .

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт . Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

В психологии понятие личности является одним из самых важных, так как данная наука занимается изучением человека, как субъекта социальной среды. Давно установлено, что каждый человеческий организм индивидуален с физиологической и психологической точек зрения. Понятие индивидуальности позволяет каждую личность считать неповторимой. Однако само это понятие вступает в силу только в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Под личностью подразумевается исключительно социальное существо, которое способно вступать в контакт с другими индивидами. Личностные характеристики склонны меняться в зависимости от ситуации, но данное понятие представляет собой неделимую структуру. В психологии и психиатрии предметом изучения является именно личности, в отличие от других медицинских наук, где действия направлены на физиологию человека.

В психологической структуре личности определяются качества, которые в большей мере характеризуют конкретного человека. Совокупность таких свойств и параметров представляет собой полноценную психологическую картину отдельного индивида. Теорий, которые стараются полноценно охватить структуру личности, создается очень много. Некоторые из них сразу забываются, а большинство продолжает развиваться и совершенствоваться. Для психологии наиболее характерна базовая модель, которая основывается на стартовых критериях, определяющих личность:

  • Самосознание. Это возможность человека осознавать собственное «Я» и его отличительные черты. Самосознание подтверждает, что личность человека едина и стабильна.
  • Направленность. Понятие подразумевает наличие каких-либо главных или приоритетных целей и задач личности. Сюда также относится отношение к себе, близким, вкусам, запахам, рабочей деятельности и другие значимые компоненты.
  • Темперамент. Врожденное качество, которое основывается на преобладании процессов возбуждения и торможения нервной системы.
  • Характер. Частично наследственное, но в большей степени приобретенное свойство личности, которое определяет особенности поведения или реагирования в той или иной ситуации.
  • Психические процессы и состояния. Сюда относятся базовые когнитивные функции: ощущение, восприятие, умозаключения и другие.
  • Способности. Подразумевается врожденная предрасположенность человека к той или иной деятельности.
  • Опыт психологического характера. Личность способна изменяться и подстраиваться под перемены в окружающем мире, а также под воздействием опыта. По мере взросления меняются ценности, иногда даже вкусы.

Интеллектуальные способности мозга играют не последнюю роль в формировании личности, а их развитие положительно сказывает на человеке в целом. Улучшить большинство функций мозга можно с помощью ресурса BrainApps, который содержит более 100 игр, разработанных профессиональными психологами.

Формирование типов личности в психологии

Разделение личностей на типы практикуется достаточно давно. Люди всегда пытаются установить рамки для научных понятий и загнать их в классификации. Для такого сложного и структурного понятия, как личность, подобрать оптимальные варианты, которые полноценно охарактеризуют каждого человека, до сих пор не удалось. Судить о какой-либо личности рекомендуется, опираясь сразу на несколько типажей из разных классификаций.

Наиболее популярные варианты разделения личности человека на типы:

  • Классификация темпераментов по Гиппократу. Включает в себя 4 категории: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Существует уже долгие столетия, но до сих пор пользуется широким спросом, так как позволяет составить первое впечатление о человеке.
  • Характеристика личностных типов по Юнгу. Одна из самых оптимальных классификаций, охватывающая сразу 4 характеристики личности, которые оцениваются антонимическими парами.
  • Типы акцентуаций или психотипы. Данные классификации соответствуют друг другу, хотя составлялись разными людьми. Следует заметить, что в ходе исследований оценивались личности, которые находились на грани психического заболевания. Акцентуация подразумевает верхнюю границу нормы той или иной реакции, которая в любой момент может перескочить за грань.
  • Соционика. Одна из современных классификаций, основанная на исследованиях Юнга.

Достаточно много классификаций было создано уже в 21 веке, но ни одна из них не вышла за пределы определенной психологической школы. Всемирной известности такие разделения не имеют, но помогают психологам ориентироваться в конкретных клинических случаях.

Типы личности человека в зависимости от направленности

В первую очередь, психологическая структура личности подразумевает ориентирование человека в себя или во внешний мир. Этот параметр во многом позволяет предположить или даже определить реакцию личности в той или иной ситуации, тем самым типируя ее по другим классификациям.

Интроверты

Отличительной чертой интровертов является направленность во внутренний мир. Для них характерны переживания и сомнения в себе. Такие люди с трудом контактируют с социальной средой, неуютно чувствуют себя среди толпы, предпочитают одиночество шумным компаниям. В психологии наблюдается прямая зависимость типов личности от данного параметра.

Экстраверты

Направленность на внешний мир характерна для экстравертов. Такие люди не просто любят находиться среди людей, социальный фактор является важнейшей потребностью. Экстравертам необходимы контакты с индивидуумами и постоянное общение. Они открыты эмоционально и психологически, поэтому легко вливаются в социум.

В современном обществе не встретишь людей, которых можно отнести к конкретному типу направленности. Чистые экстраверты и интроверты встречаются крайне редко и зачастую не являются вариантом нормы.

Типы личности в соответствии с темпераментом человека

Распределение типов личности в психологии всегда начинается с темперамента. Данный параметр известен еще со времен Гиппократа, который впервые описал 4 варианта реагирования человека. С тех пор определение темперамента немного модернизировалось, но суть осталась прежней.

Выделяют 4 типа людей в зависимости от темперамента:

  • Флегматик. Здесь процессы торможения преобладают над реактивностью. Флегматики тяжело откликаются на внешние раздражители, эмоционально устойчивы, замкнуты. Среди положительных качеств выделяется усидчивость и высокая трудоспособность. Направленность личности – интроверт.
  • Холерик. В данном случае процессы реактивности преобладают над торможением. Человек склонен излишне ярко реагировать на малейшие раздражители. Холерики тяжело переключаются с одного дела на другое, но зато обладают устойчивыми интересами. Направленность личности – в большей степени экстраверт, но зависит от конкретного случая.
  • Сангвиник. Отмечается уравновешенность процессов реактивности и торможения, поэтому человек живо реагирует на положительные и отрицательные факторы. Сангвиники эмоционально открыты, активны и находчивы, а в нужный момент умеют сдерживаться. Направленность личности – экстраверт.
  • Меланхолик. Среди всех вариантов личности человека меланхолики обладают наименьшей реактивностью, но чрезмерно высокой чувствительностью. Сочетание данных качеств приводит к болезненному восприятию минимальных раздражителей. Работоспособность меланхоликов снижена, а усидчивость минимальна. Они склонны сомневаться в себе и бросать начатые дела. Направленность личности – интроверт.

Виды типов личности по Юнгу

Известный психолог К. Г. Юнг разработал одну из наиболее точных классификаций личности человека, которой до сих пор пользуется большинство психологов и психиатров. Его подход подразумевает оценивание индивидуума по 8 признакам, которые расположены парами с противоположным смыслом. Например, одним из пунктов классификации является определение экстраверсии или интроверсии человека. Еще 6 критериев сочетаются следующим образом: иррациональность и рациональность, этика и логика, интуиция и сенсорика. Определяя психологическую структуру конкретной личности, специалисты выясняют приближенность человека к одному из параметров пары, а после этого оставляют полную картину психики индивидуума.

Иррациональность и рациональность

Иррационалы воспринимают реальность только по факту, не задумываясь о прошлом или будущем. Они быстро адаптируются к изменениям окружающей среды и принимают решения, опираясь на текущие факты, но не на опыт. Такие люди умеют выкручиваться из неожиданных затруднительных положений, активируя мозговую деятельность и быстро находя верное решение.

Такие типы личности, как рационалы, представляют собой людей, опирающихся на твердые жизненные принципы, опыт, успехи и падения других людей. Подобное поведение обуславливает медленность адаптации рационалов к изменившимся условиям. Однако в стабильной среде они способны быстро принять решение и выдать ответ на ситуацию, так как не анализируют события непрерывно, а задействуют готовый шаблон реакции. Рационалы могут развить скорость мышления с помощью специальных игр BrainApps.

Логика и этика

Один из вариантов личности современного человека – этик. Индивидуумы этого типа придерживаются установленных догм и моральных принципов. Они склонны к экспрессии в повседневной речи, приукрашивая действительность.

Логики оценивают ситуацию объективно, ориентируясь на факты. Каждый случай они оценивают отдельно, а не выбирают типичное для всех вариантов решение. Этика у логиков развита недостаточно, из-за чего люди данных типов плохо взаимодействуют между собой.

Сенсорика и интуиция

Интуитивное восприятие реальности является достаточно слабым. Такие личности предрасположены к рассеянности и неопределенности. Они постоянно витают в прошлом, строят предположения о будущем, но на настоящее их не хватает. Повысить способности к полноценному восприятию окружающей действительности помогут специальные статьи в блоге BraonApps, а совершенствование внимания достигается прохождением простых и интересных игр.

Люди типа сенсорики воспринимают реальность в настоящем, поэтому живут ощущениями. Они четко воспринимают самих себя, глубже проникаются окружающим миром. Их чувствительность направлена не только на ментальные материи, но и на физиологические потребности.

Типы акцентуаций или психотипы

В психологии широко используются психотипические понятия личности, которые в некоторой степени свидетельствуют о наличии пограничных отклонений. У каждого человека имеется акцентуация, которая развита в той или иной мере и в любой момент может перерасти в серьезную проблему.

Выделяют следующие типы акцентуаций у людей:

  • Циклоидный тип (двухфазные или циклические перепады настроения от плохого к хорошему, неустойчивость интересов)
  • Лабильный тип личности (быстрые и неконтролируемые перемены настроения, которые в психологии называют быстрым переключение, изменение эмоций не может предугадать даже сам человек);
  • Астенический тип (замкнутый и серьезный человек с характерной астенической внешностью, отличается упрямством и плохой адаптацией к изменчивым условиям);
  • Сенситивный вариант (высокие требования к себе и окружающим, впечатлительность и повышенная восприимчивость);
  • Психастенический тип личности (отличается повышенным эмоциональным отторжением ответственности, в психологии их отмечают, как надежных и рассудительных людей);
  • Шизоидный вариант (на первом месте находится нестандартное мышление, однако его последовательность практически отсутствует);
  • Конформный тип (полностью подстраиваются под окружение и ненавидят перемены);
  • Неустойчивый вариант (отторжение трудовой деятельности с тягой к праздному существованию без контроля);
  • Истероид (требует повышенного внимания к себе, из-за чего склонен к демонстративному поведению);
  • Эпилептоидный тип (сдержанная личность со вспышками злобы, во всем любит четкость и определенность);
  • Гипертимик (стабильное положительное настроение, открытость и высокая энергичность).

Психология личности каждого человека представляет собой сложную разветвленную структуру. Определить все ее ветви не смогут даже высококвалифицированные специалисты. Недостаточное понимание устройства работы мозга обуславливает непрерывное возникновение новых теорий и классификаций, которые положительно зарекомендовывают себя на практике до первого не поддающегося типированию случая.

В психологию слово " " пришло из общеупотребительной лексики. При этом, как часто бывает, в науке оно обрело несколько иной смысл. В широком обиходе слово "личность" используют для характеристики "социального лица" человека. Отсюда и происхождение слова "личность" (лик, личина). Когда говорят слова "Лейтенант, необходимо срочно разъяснить личность разыскиваемого преступника", то по большей мере интересуются поверхностными характеристиками человека: Ф.И.О., внешний вид, национальность, возраст, образование, профессия, социальные контакты, биография. Сюда можно отнести и те психологические характеристики, которые налицо: спокойный или раздражительный, молчаливый или разговорчивый и т.д. В общем-то сугубо личное человека или не интересует говорящего, или остается под вопросом. Редко можно услышать, например, такое: "Наш директор был замечательной личностью: на досуге много размышлял о смысле жизни, в тайне от всех мечтал построить домик в деревне..."

В психологии, по крайней мере отечественной, под личностью часто, если не чаще всего, подразумевают некое "смысловое ядро" или "ценностный стержень" человека. То есть как раз глубоко личные особенности человека, что-то самое важное в его душе, ее "мотор". Соответственно внешнее в человеке отходит на второй план, оно - либо следствие личностных особенностей, либо вообще случайный фактор, не связанный никак с личностью.

Из этого очевидного противоречия между исходным смыслом слова и сложившимся в науке (личность это внешнее или внутреннее) возникало и возникает много взаимонепонимания, неразберихи. На сегодняшний день многие ученые вообще избегают пользоваться термином "личность" для обозначения каких бы то ни было психических явлений. Если в их работах и встречается слово "личность", то лишь как синоним "человека". Те же ученые, которые продолжают изучать личность, под ней подразумевают именно "ядерные" свойства человека, основной источник его поведения.

Разными учеными разработаны очень разные структуры личности. В одних упор делается скорее на внешние, наглядные характеристики поведения человека, связанные с его социальной активность. В других упор на стержневые особенности, поиск основного источника поведения человека.

В широком обиходе понятие "личность" включает в себя все множество разнообразных характеристик человека (например, возраст или национальность). В психологии в структуру личности входят обычно лишь психические свойства:

Способности (готовность к проявлению успехов в той или иной сфере),

Темперамент (динамические характеристики поведения),

Характер (отношение к разным сторонам бытия, например к дружбе или труду),

Волевые качества (собранность, внутренняя свобода),

Эмоциональная сфера (склонность к тем или иным эмоциям, общая эмоциональность),

Мотивация (преобладание тех или иных потребностей, мотивов),

Направленность (интересы и склонности в определенных областях),

Ценности и социальные установки (некоторые базовые принципы) и другие.

С одной стороны, большинство ученых рассматривают личность аналитически, то есть рассматривают ее структуру. С другой стороны, все или почти все авторы отмечают, что личность это не просто некая связка из отдельных черт, а устойчивая система, где каждая особенность тесно связана с другими.

А. Г. Ковалев рассматривал личность как синтез:

Темперамента (структуры природных свойств),

Направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

Способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

К. К. Платонов предложил "динамическую структуру личности":

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества),

Личный опыт (объем и качество имеющихся знаний, умений и навыков, привычек),

Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память),

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

В. А. Ганзен в структуру личности включил:

Темперамент (динамические особенности поведения человека),

Направленность (интересы и склонности),

Характер (отношение к тем или иным сторонам бытия),

Способности (готовность к выполнению той или иной деятельности).

С. Л. Рубинштейн увидел в структуре личности три связанных между собой плана:

Подструктура направленности личности (установки, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.),

Задатки и способности (интеллект, частные способности, уровень развития психических процессов (ощущения и восприятия, памяти, мышления и воображения, чувств и воли)),

Темперамент и характер.

Легко заметить, что в классической отечественной психологии в структуру личности включались исключительно психические явления , то есть то, что заметно в поведении другого человека не только компетентному специалисту (например психологу или психиатру), но и простому обывателю. Последнему для понимания наибольшую сложность представляет, очевидно, темперамент. Однако это слово употреблялось еще древнегреческими мыслителями, и сейчас очень многие знают, кто такие холерики, флегматики, меланхолики и сангвиники.

Иной подход у ряда западных авторов, которые совершенно не стесняются включать в структуру личности элементы, которые другим специалистам кажутся фантастическими. При этом не только в структуру личности включаются спорные элементы, но и эти элементы выстраиваются между собой в фантастические связи.

Наиболее известная такая структура - структура личности по З. Фрейду:

Ид (оно - инстинкты, биологические особенности, подчиняется принципу удовольствия),

Эго (я - сознание, опора на реальность, занимается в том числе улаживанием конфликтов, исходящих из ид),

Суперэго (сверх-я - мораль, ценности, опора на ценности общества, занимается "убеждением" эго в приоритете идеалистических ценностей).

Другая подобная структура личности была разработана К. Г. Юнгом:

Эго (сфера сознания - мысли, чувства, воспоминания, ощущения и т.п.),

Личное бессознательное (когда-то осознававшиеся конфликты, но теперь они подавлены и забыты),

Коллективное бессознательное (хранилище латентных следов памяти человечества - в нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей).

В свою очередь коллективное бессознательное состоит из архетипов - врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом.

Известна также структура личности по Г. Айзенку:

Интроверсия-экстраверсия (обращенность личности на внутренний или внешний мир),

Нейротизм-стабильность.

Сочетание этих двух измерений порождает четыре разных психологических типа.

Известный исследователь акцентуаций личности К. Леонгард в своих работах выделял акцентуации характера (демонстративный тип, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный). Таким образом, в его структуру личности входит два явления.