Как развить эго-состояние личности Взрослый? Развитие эго в младенчестве Стадии развития эго

ego development) Психоаналитическое положение, согласно которому психика делится на ИД и на ЭГО, заставляет делать различие между развитием либидо и развитием Эго; при этом первое является продвижением по различным либидным стадиям, на которых меняются источники и способы получения сексуального удовольствия (см. ЛИБИДО), а второе - ростом и приобретением функций, которые позволяют индивиду все больше и больше управлять своими ИМПУЛЬСАМИ, действовать независимо от родительских фигур и контролировать ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Были сделаны попытки соотнести фазы развития либидо и Эго и описать: ОРАЛЬНОЕ Эго, стремящееся лишь к удовольствию и зависящее от матери; АНАЛЬНОЕ Эго, озабоченное управлением и овладением импульсами, и т.д. Наиболее целеустремленная из всех попыток - это СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона, где вся жизнь от рождения и до смерти поделена на восемь стадий развития Эго.

Развитие Эго можно также отнести к процессу, посредством которого Эго вычленяется из Ид. Согласно Glover (1939), это происходит путем слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц. С другой стороны, есть представление Fairbairn (1952) о том, что в самом начале у ребенка имеется "единое, подвижное Эго", которое реагирует на ФРУСТРАЦИЮ расщеплением на три части: центральное эго, либидное эго и антилибидное эго, или ВНУТРЕННЕГО ДИВЕРСАНТА. Первое из этих трех приблизительно соответствует фрейдовскому Эго, второе - Ид, а третье - СУПЕР-ЭГО (см. ФЕРБЕРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Согласно Клейн, развитие Эго есть процесс ИНТРОЕКЦИИ объектов (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ).

Развитие эго

ego development) Разные авторы употребляют термин "Р. э." по-разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2-3 года жизни; б) при описании развития всех функций эго, включая то, что X. Гартманн наз. "бесконфликтной сферой эго", т. е. локомоцию, речь и т. п.; в) при описании таких аспектов Р. э., к-рые Э. Эриксон охарактеризовал как психосоциальные задачи, вплетенные в психосексуальное развитие (напр., развитие влечений и их производных структур) и связанные с возрастными задачами жизни. В клинической психоаналитической практике нарушения Р. э. соотносят с проблемами, возникающими в период формирования эго; по-видимому, они приводят к серьезным нарушениям способности адаптироваться к окружающей обстановке или к формированию "пограничных" типов личности. Среди психологов сложилось иное понимание Р. э., истоки к-рого можно обнаружить в "Интерперсональной теории психиатрии" (Interpersonal theory of psychiatry) Г. С. Салливана. Психол. концепция Р. э., кроме описания последовательности возрастных стадий, учитывает аспект индивидуальных различий, к-рые сказываются на развитии в любом возрасте, хотя и не в такой степени, чтобы высшие его стадии обнаруживались в раннем детстве, а низшие - в зрелости (последнее, если и встречается, то редко). Для характеристики различных аспектов стадиального Р. э. понадобились такие термины, как моральное развитие, интерперсональная надежность и когнитивная сложность. Стадии развития эго Самая ранняя стадия (или стадии) - период формирования эго - приходится на младенчество. Это досоциальная, сначала аутистическая, а позднее - симбиотическая (в отношениях с матерью или материнской фигурой) стадия. Считается, что овладение языком - важный фактор, приводящий к окончанию этого периода. Вслед за ним наступает импульсивная стадия. Ребенок, проявляя упрямство, утверждает отдельное от матери существование, но остается зависимым от нее и др. в том, что касается контроля импульсов. Люди на этой стадии развития поглощены собственными потребностями, часто физ., и смотрят на др. как на источник снабжения. Они живут в концептуально упрощенном, - по крайней мере, в части челов. отношений, - мире. Нормы и правила поведения воспринимаются ими как индивидуальные запреты или отдельные препятствия на пути желаний, а не как система соц. регулирования. Дальнейшее развитие происходит сначала в виде обеспечения более гарантированного удовлетворения потребностей и желаний за счет способности допускать задержки и обходные пути, что приводит к переходу на стадию защиты собственных интересов. На этой стадии дети часто пытаются отстаивать определенный уровень автономии, чтобы освободиться от чрезмерной зависимости; однако их отношения с др. остаются эксплуататорскими. Их интересуют вопросы власти и контроля, господства и подчинения. В раннем детстве этот период обычно успешно преодолевается с помощью ритуалов; в тех случаях, когда чел. остается на этой стадии и дальше - в отрочестве, юности и даже взрослости, - его жизненным кредо может стать оппортунизм. Такой чел. правильно толкует нормы и правила поведения, но манипулирует ими в корыстных интересах. Обычно в позднем детстве происходит принципиальный переход, своего рода "расплата за своекорыстие". Индивидуум идентифицируется с группой сверстников и идентифицирует собственное благополучие с благополучием этой группы. Нормы и правила поведения частично интернализуются и становятся обязательными, так как приняты и поддерживаются группой. Это и есть стадия конформиста, к-рая была повсеместно признана и описана как тип личности. Конформность ценится ради нее самой, и люди склонны воспринимать себя и др. как следующих установленным нормам и правилам. По-видимому, мн. все же продвигаются дальше стадии конформиста благодаря осознанию того, что сами они не всегда поступают в соответствии с высокими стандартами поведения, поддерживаемыми об-вом, и не всегда испытывают в типичных ситуациях одобряемые им чувства. Этот этап в развитии наз. уровнем сознательного конформиста, или уровнем самоанализа. На вопрос о том, яв-ся ли этот этап переходом между стадией конформиста и стадией сознательности, пока нельзя ответить однозначно. На этом уровне чел. считает приемлемыми различные возможности. На стадии сознательности происходит подлинная интернализация норм и правил поведения. Чел. подчиняется им не только в силу их одобрения определенной группой, а потому что сам оценил и принял эти нормы и правила как верные и справедливые. Отношения между людьми истолковываются исходя из чувств и мотивов, а не только реальных действий. Находящиеся на этой стадии люди обладают довольно сложным внутренним миром и богатством отличительных черт, к-рое используется для характеристики др. вместо прежнего ограниченного набора стереотипных образов. Так, напр., родители в их описании уже выглядят не идеализированными портретами или полностью отрицательными персонажами, а реальными людьми со своими достоинствами и недостатками. Самохарактеристики тж обретают полутона и становятся более сбалансированными; чел. больше не описывает себя как идеального или, напротив, никуда не годного, но подмечает определенные недостатки, к-рые стремится исправить. Достижения оцениваются теперь не только в плане состязания или соц. признания, но и относительно требований, предъявляемых чел. к самому себе. Люди на этой стадии развития могут чувствовать себя чрезвычайно ответственными за участие в жизни др. Продвигаясь в своем развитии дальше стадии сознательности, люди начинают ценить индивидуальность ради нее самой, и потому этот переходный уровень наз. индивидуалистическим. Он характеризуется возросшей концептуальной сложностью: вместо того, чтобы воспринимать жизнь в виде взаимоисключающих вариантов, чел. начинает видеть в ней многообразие возможностей. Появляется спонтанный интерес к челов. развитию и понимание психол. каузации. На автономной стадии отличительные особенности индивидуалистического уровня получают дальнейшее развитие. Назв. "автономная" до нек-рой степени условно, как и назв. всех остальных стадий. Ни один аспект поведения не возникает внезапно на каком-то этапе развития и не исчезает бесследно при переходе к следующему. То, что характерно именно для этой стадии, можно определить как уважение автономии др. Решающее испытание связано с признанием самостоятельности своих детей, особенно их права на собственные ошибки. На этой стадии люди часто сознают различия функционирования в разных ролях. Им приходится справляться с таким внутренним конфликтом, как конфликт между собственными потребностями и обязанностями. Конфликт воспринимается теперь как неотъемлемая часть челов. состояния, а не как рез-т слабости эго, недостатков др. членов семьи или об-ва в целом. Восприятие и понимание себя в более широком соц. контексте, начинающееся на стадии сознательности, становится особенно характерным для высших стадий развития эго. Это тем более верно для тех, кто достиг интегрированной стадии и обрел способность объединять интересы об-ва и свои интересы в единый комплексный подход к жизни. Смежные области Мн. авторы предлагали схематические описания стадий развития, тесно связанные с упомянутой выше последовательностью стадий Р. э. К. Салливан, Маргарита К. Грант и Дж. Д. Грант наз. свою сх. стадий "интерперсональной интеграцией". Их концепция использовалась в исслед. индивидуального подхода при работе с различными подтипами делинквентов. Колберг разраб. систему для описания стадий развития моральных суждений. Его идеи нашли широкое применение. В школах они использовались в качестве основы для создания программ содействия моральному развитию уч-ся, включая создание альтернативных школ по образцу "справедливых сообществ". Селман использует в качестве маркировочного знака для своей сх. стадий выражение "принятие интерперсональной перспективы". Он изучал детей школьного возраста, и потому его работа касается, гл. обр., ранних стадий. Кроме того, Селман исследовал небольшую клиническую выборку. Последовательность стадий, предложенная Перри, согласуется с нек-рыми из описанных здесь высших стадий Р. э. Сх. Дж. М. Броутона охватывает широкий возрастной диапазон. Броутон изучал развитие "естественных эпистемологий" - стихийное формирование концепций души, Я, действительности и познания. Методы изучения Хотя идея развития характера восходит, по меньшей мере, к Сократу, совр. изучение этой темы начинается с работ Ж. Пиаже. Колберг, Селман и др. позаимствовали разраб. им метод клинической беседы. Колберг предъявлял своим испытуемым незаконченные истории с развязкой в форме моральной дилеммы. После того, как испытуемый выбирает один из вариантов развязки, с ним проводится зондирующая беседа, в ходе к-рой выясняются мотивы его выбора; приписываемая ему стадия морального развития как раз и будет зависеть от характера используемых им аргументов. Рест развил методику Колберга до уровня объективного теста. Броутон и Перри разраб. методики интервью, начинающихся с широких, расплывчатых вопросов. Ловингер, Весслер и Редмор разраб. руководство к тесту незаконченных предложений, достаточно подробное для того, чтобы придать этому тесту хотя бы частичную объективность, и включающее упражнения для самообучения. Маргарита Уоррен (бывшая Грант) и др., работающие с системой интерперсональной интеграции К. Салливана и его коллег, использовали разнообразный инструментарий, включая методики интервью, тесты незаконченных предложений и объективные тесты. Теории Можно сформулировать 2 главных теорет. вопроса: 1) почему эго (или Я) так устойчиво; 2) если оно все же изменяется, то как и почему это происходит? Все теории устойчивости эго яв-ся вариантами теории "селекции тревоги", предложенной Г. С. Салливаном. То, что Салливан наз. "Я-системой", действует как своего рода фильтр, шаблон или критерий для нашего восприятия и понимания мира челов. отношений. Любые наблюдения, не совместимые с текущим значением такого критерия, вызывают тревогу. Однако осн. назначение Я-системы - избежание или ослабление тревоги. Поэтому способные вызвать тревогу восприятия либо искажаются т. о., чтобы вписаться в уже сложившуюся систему, либо - по выражению Салливана - "избирательно пропускаются мимо ушей". Т. о., эта теория утверждает, что поскольку Я-система (или эго) представляет собой структуру, она обладает тенденцией к самосохранению. У Колберга есть структурная теория изменения. Когда чел., находящийся на определенной стадии (развития моральных суждений), неоднократно сталкивается с рассуждениями и аргументами ровно на одну стадию выше его собственной и при этом пытается ухватить их ход и смысл, создаются оптимальные условия для их ассимилирования и, следовательно, для продвижения к следующей стадии. Идентификация - ключевое понятие для совр. психоаналитической теории Р. э. Чел. продвигается вперед отчасти потому, что идентифицируется с некой моделью, к-рая вызывает у него восхищение и находится (или воспринимается как находящаяся) на неск. более высоком уровне, чем он сам. Несмотря на то, что теория Колберга, по существу, яв-ся когнитивной, а психоаналитическая теория - аффективной, обе заключают в себе модель уравновешивания Пиаже, потери равновесия и его восстановления на новом уровне. В действительности обе они яв-ся теориями "соц. научения", хотя радикально отличаются от того, что обычно наз. теорией соц. научения. В психоаналитической теории есть и др. элемент, происхождение к-рого можно отнести на счет соц. научения, но к-рый затем становится для индивидуума сугубо интернальным. Идеал, к к-рому чел. стремится, или образец, на к-рый он хочет походить, вовсе не должен находиться во внешнем окружении. Способность создавать свою собственную модель составляет сущность того, что наз. "идеалом-Я". Осубель предлагает еще одну теорию для объяснения ряда аспектов Р. э. Младенцы кажутся себе всемогущими, потому что их желания выполняются как по волшебству. (В этом он разделяет взгляды Ференци.) Когда же дети узнают о своей полной зависимости от родителей, они сталкиваются с катастрофическим падением самоуважения. Чтобы избежать этой катастрофы, они приписывают свое прежнее всемогущество своим родителям и т. о. превращаются в их сателлитов, сияющих отраженным светом родительского величия. В позднем детстве и отрочестве они должны будут "сойти со спутниковой орбиты", научиться выводить самооценку из своих собственных достижений. "Выход на спутниковую орбиту" и "освобождение от родительского притяжения" могут нарушаться в неск. точках, приводя к различным картинам психопатологии. Перри подробно описывает мн. факторы, способствующие как устойчивости, так и изменению в студенческие годы. Его модель изменения имеет ряд следствий для динамического объяснения. Студент, к-рому мир поначалу представляется дуалистическим (правильно - неправильно; мы - они), научается воспринимать какую-то особо важную для себя область как более сложную и многозначную (множество возможностей; каждый имеет право на собственное мнение). По мере того как расширяется область применения многозначного видения, соответственно сокращаются области применения дуалистического подхода, пока, наконец, многозначная картина мира не становится преобладающей, если не считать редких очагов жизни, все еще воспринимаемых с дуалистической т. зр. Та же парадигма применима в отношении перехода от многозначного к релятивистскому мышлению (одни позиции лучше др., потому что лучше обоснованы - фактологически или логически). Одна из общепринятых целей гуманит. образования - содействовать признанию релятивистского характера всякого знания. С т. зр. Перри, за релятивизмом должно последовать формирование собственной твердой позиции. См. также Эриксонианские стадии развития, Формирование идентичности, Самость Дж. Ловингер

Как выбирать между своими и чужими потребностями, особенно, если вы привыкли быть удобным и не доставлять хлопот? Как определить, на что я имею право, а на что - не имею, особенно, если я привык считать, что это решает другой? Как научиться отказываться и запрещать? Как сохранить личностную целостность?

Не все готовы обсуждать эти и похожие вопросы с психологом, да и просто - с другим человеком. Многие предпочитают разбираться во всем сами.

Фактрум публикует замечательную небольшую памятку на такой случай.

Эти советы собирательные и лишь указывают направление, в котором стоит поразмышлять. Кое-что, возможно, пригодится и в «чистом виде».

1. Заведите себе специальную фенечку, браслет или кольцо (если вы правша, то на левой руке, а если левша - то наоборот). Когда вас будут просить о чем-то странном, предлагать ненужное, или звать, куда не надо, вместо ответа пошевелите фенечку или кольцо и скажите: «Я подумаю и отвечу тебе завтра». Что нужно делать завтра, читайте ниже.

2. Да, вы можете отказываться, если вам не нравится какое-то предложение. Извиниться нужно лишь в том случае, если вы когда-то раньше пообещали согласиться, а теперь отказываетесь. В остальных случаях извиняться за отказ не обязательно. Объяснять отказ вы также не должны.

3. Да, вы также можете отказываться, если вам не нравится не само предложение, а тот, кто его делает. Нет, вы снова не обязаны ничего объяснять.

4. К пунктам 2 и 3: меньше обещайте. Я знаю, что вы делаете это, внутренне подпрыгнув от укола вины. Тренируйтесь терпеть эти уколы, не срываясь в обещания. Вы не обязаны никому ничего обещать, если не хотите.

5. Если вы в гостях, необязательно помогать хозяйке мыть посуду. Да, можете просто наслаждаться. Ах, вам просто не нравится в этих гостях? Необязательно в следующий раз идти сюда, даже если вас пригласили.

6. Лицо консьержки из вашего подъезда никак не связано с вами. У нее всегда такое лицо. Если ей что-то нужно, она скажет сама. Даже если лицо косьержки как-то связано с вами, все равно пусть скажет сама. Вы не обязаны думать про это.

7. Оставьте привычку догадываться о настроении других людей по голосу: вы всегда ошибаетесь не в свою пользу. Либо спрашивайте прямо, что конкретно не так либо оставьте им их настроение: захотят, сами расскажут.

8. Вы не должны сразу отвечать на письмо (смс, сообщение в WhatsApp, др.), если у вас нет в этом личной необходимости. Если вы не заинтересованы в этих отношениях, вы можете вообще не отвечать. Да, вы имеете право быть не заинтересованы в отношениях.

9. Вы имеете право прекратить разговор или иное общение, которое вам не нужно или перестало нравиться. Со временем вы научитесь делать это изящно, а пока запомните: можете просто исчезнуть. Если боитесь поддаться на вину или уговоры, можете уходить не прощаясь.

10. Вы можете сразу не брать трубку, когда вам звонят. Честно говоря, вы можете вообще не брать трубку.

11. Нет, вы не виноваты, что ваш друг снова напился. Дело не в том, что он был «слишком рад вас видеть». Просто он алкоголик. Алкоголики время от времени напиваются, используя окружающих как повод, причину или оправдание. Вы просто удачно подвернулись ему. Даже если ваш друг говорит вам «Ты виновата, что я снова напился», вы все равно не виноваты.

12. Развивайте собственную эмоциональную и телесную чувствительность. Доверяйте своему переживанию дискомфорта. Если вами манипулируют, это нередко похоже на сосущее чувство в груди или в животе, а иногда это сразу ощущается как головная боль. Держитесь подальше от таких отношений и ситуаций.

13. Стыд и вина - чувства, которые только вы сами можете разложить по полочкам в собственной жизни. Если кто-то указывает вам, в чем вы виноваты или за что вам должно быть стыдно - уходите.

14. Если ваш партнер делает что-то, что вам не нравится, не ждите, пока он догадается сам. Он - не вы, и он не догадается. Попросите его перестать. И вы не обязаны объяснять, почему, но если хотите - объясняйте. Если ваш партнер не прекращает делать с вами то, о чем вы его попросили, убедитесь, насколько правильно он вас понял. На третий раз уходите.

15. Кстати, наверное, вы не знали, но если вам что-то угрожает, нужно звонить в полицию. Я проверяла, это работает. Причем, звонить нужно не тогда, когда вас ударили, а после первой же словесной угрозы.

16. Прежде, чем давать деньги в долг, возьмите себе неделю на размышления, даже если у вас есть эта сумма.

17. Прежде, чем соглашаться с кем-то на совместный отдых, возьмите себе две недели на размышления, даже если вы свободны в эти сроки, и вам нравится предложение.

18. Прежде, чем соглашаться на длинный рабочий проект, возьмите себе месяц на размышления. Учтите все, особенно - манипулятивность будущих коллег и шефа.

19. Прежде, чем принять предложение о совместной жизни, возьмите себе полгода на размышления. Вы не должны соглашаться ни на что, в чем вы сомневаетесь.

20. Это касается любого вашего решения.

Какой язык понятен всем славянам?

Какую ошибку при пользовании столовым ножом совершают почти все?

Почему женщины стали носить бюстгальтеры?

В Мировом океане плавает лично ваша тонна золота

В мировом океане растворено так много золота, что если бы нам удалось его добыть, то каждому человеку на Земле досталось бы по целой тонне. Но проблема как раз заключается в том, что любой известный нам способ добычи этого золота дороже, чем само золото. Пока не существует технологии делать это быстро и дёшево, так что если вы инженер или изобретатель - вот достойный вызов! Кстати, узнайте, кому принадлежит 11% всего золота в мире.

Кто такие «дети Луны»?

Удаление когтей у кошек - это ампутация пальцев

Какое сочетание цвета глаз и волос самое редкое в мире?

Что такое «ловушка нищеты»?

«Ловушкой нищеты» социологи называют ситуацию, когда дети, растущие в бедности, не могут по этой причине получить достойное образование, высокооплачиваемую профессию и достойную пенсию и вынуждены всю жизнь оставаться на социальном дне. Согласно последним данным Росстата, в России доля детей из малоимущих семей составляет 26% от общего числа: все они находятся под угрозой попадания в «ловушку бедности».

Разные авторы употребляют термин «Р. э.» по-разному. Большинство психоаналитиков используют его в одной из трех областей: а) при описании периода формирования чувства собственного Я, или эго, в первые 2-3 года жизни; б) при описании развития всех функций эго, включая то, что X. Гартманн наз. «бесконфликтной сферой эго», т. е. локомоцию, речь и т. п.; в) при описании таких аспектов Р. э., к-рые Э. Эриксон охарактеризовал как психосоциальные задачи, вплетенные в психосексуальное развитие (напр., развитие влечений и их производных структур) и связанные с возрастными задачами жизни. В клинической психоаналитической практике нарушения Р. э. соотносят с проблемами, возникающими в период формирования эго; по-видимому, они приводят к серьезным нарушениям способности адаптироваться к окружающей обстановке или к формированию «пограничных» типов личности.

Среди психологов сложилось иное понимание Р. э., истоки к-рого можно обнаружить в «Интерперсональной теории психиатрии» (Interpersonal theory of psychiatry) Г. С. Салливана. Психол. концепция Р. э., кроме описания последовательности возрастных стадий, учитывает аспект индивидуальных различий, к-рые сказываются на развитии в любом возрасте, хотя и не в такой степени, чтобы высшие его стадии обнаруживались в раннем детстве, а низшие - в зрелости (последнее, если и встречается, то редко). Для характеристики различных аспектов стадиального Р. э. понадобились такие термины, как моральное развитие, интерперсональная надежность и когнитивная сложность.

Стадии развития эго

Самая ранняя стадия (или стадии) - период формирования эго - приходится на младенчество. Это досоциальная, сначала аутистическая, а позднее - симбиотическая (в отношениях с матерью или материнской фигурой) стадия. Считается, что овладение языком - важный фактор, приводящий к окончанию этого периода.

Вслед за ним наступает импульсивная стадия. Ребенок, проявляя упрямство, утверждает отдельное от матери существование, но остается зависимым от нее и др. в том, что касается контроля импульсов. Люди на этой стадии развития поглощены собственными потребностями, часто физ., и смотрят на др. как на источник снабжения. Они живут в концептуально упрощенном, - по крайней мере, в части челов. отношений, - мире. Нормы и правила поведения воспринимаются ими как индивидуальные запреты или отдельные препятствия на пути желаний, а не как система соц. регулирования.

Дальнейшее развитие происходит сначала в виде обеспечения более гарантированного удовлетворения потребностей и желаний за счет способности допускать задержки и обходные пути, что приводит к переходу на стадию защиты собственных интересов. На этой стадии дети часто пытаются отстаивать определенный уровень автономии, чтобы освободиться от чрезмерной зависимости; однако их отношения с др. остаются эксплуататорскими. Их интересуют вопросы власти и контроля, господства и подчинения. В раннем детстве этот период обычно успешно преодолевается с помощью ритуалов; в тех случаях, когда чел. остается на этой стадии и дальше - в отрочестве, юности и даже взрослости, - его жизненным кредо может стать оппортунизм. Такой чел. правильно толкует нормы и правила поведения, но манипулирует ими в корыстных интересах.

Обычно в позднем детстве происходит принципиальный переход, своего рода «расплата за своекорыстие». Индивидуум идентифицируется с группой сверстников и идентифицирует собственное благополучие с благополучием этой группы. Нормы и правила поведения частично интернализуются и становятся обязательными, так как приняты и поддерживаются группой. Это и есть стадия конформиста, к-рая была повсеместно признана и описана как тип личности. Конформность ценится ради нее самой, и люди склонны воспринимать себя и др. как следующих установленным нормам и правилам.

По-видимому, мн. все же продвигаются дальше стадии конформиста благодаря осознанию того, что сами они не всегда поступают в соответствии с высокими стандартами поведения, поддерживаемыми об-вом, и не всегда испытывают в типичных ситуациях одобряемые им чувства. Этот этап в развитии наз. уровнем сознательного конформиста, или уровнем самоанализа. На вопрос о том, яв-ся ли этот этап переходом между стадией конформиста и стадией сознательности, пока нельзя ответить однозначно. На этом уровне чел. считает приемлемыми различные возможности.

На стадии сознательности происходит подлинная интернализация норм и правил поведения. Чел. подчиняется им не только в силу их одобрения определенной группой, а потому что сам оценил и принял эти нормы и правила как верные и справедливые. Отношения между людьми истолковываются исходя из чувств и мотивов, а не только реальных действий. Находящиеся на этой стадии люди обладают довольно сложным внутренним миром и богатством отличительных черт, к-рое используется для характеристики др. вместо прежнего ограниченного набора стереотипных образов. Так, напр., родители в их описании уже выглядят не идеализированными портретами или полностью отрицательными персонажами, а реальными людьми со своими достоинствами и недостатками. Самохарактеристики тж обретают полутона и становятся более сбалансированными; чел. больше не описывает себя как идеального или, напротив, никуда не годного, но подмечает определенные недостатки, к-рые стремится исправить. Достижения оцениваются теперь не только в плане состязания или соц. признания, но и относительно требований, предъявляемых чел. к самому себе. Люди на этой стадии развития могут чувствовать себя чрезвычайно ответственными за участие в жизни др.

Продвигаясь в своем развитии дальше стадии сознательности, люди начинают ценить индивидуальность ради нее самой, и потому этот переходный уровень наз. индивидуалистическим. Он характеризуется возросшей концептуальной сложностью: вместо того, чтобы воспринимать жизнь в виде взаимоисключающих вариантов, чел. начинает видеть в ней многообразие возможностей. Появляется спонтанный интерес к челов. развитию и понимание психол. каузации.

На автономной стадии отличительные особенности индивидуалистического уровня получают дальнейшее развитие. Назв. «автономная» до нек-рой степени условно, как и назв. всех остальных стадий. Ни один аспект поведения не возникает внезапно на каком-то этапе развития и не исчезает бесследно при переходе к следующему. То, что характерно именно для этой стадии, можно определить как уважение автономии др. Решающее испытание связано с признанием самостоятельности своих детей, особенно их права на собственные ошибки. На этой стадии люди часто сознают различия функционирования в разных ролях. Им приходится справляться с таким внутренним конфликтом, как конфликт между собственными потребностями и обязанностями. Конфликт воспринимается теперь как неотъемлемая часть челов. состояния, а не как рез-т слабости эго, недостатков др. членов семьи или об- ва в целом.

Восприятие и понимание себя в более широком соц. контексте, начинающееся на стадии сознательности, становится особенно характерным для высших стадий развития эго.

Это тем более верно для тех, кто достиг интегрированной стадии и обрел способность объединять интересы об-ва и свои интересы в единый комплексный подход к жизни.

Смежные области

Мн. авторы предлагали схематические описания стадий развития, тесно связанные с упомянутой выше последовательностью стадий Р. э. К. Салливан, Маргарита К. Грант и Дж. Д. Грант наз. свою сх. стадий «интерперсональной интеграцией». Их концепция использовалась в исслед. индивидуального подхода при работе с различными подтипами делинквентов.

Колберг разраб. систему для описания стадий развития моральных суждений. Его идеи нашли широкое применение. В школах они использовались в качестве основы для создания программ содействия моральному развитию уч-ся, включая создание альтернативных школ по образцу «справедливых сообществ».

Селман использует в качестве маркировочного знака для своей сх. стадий выражение «принятие интерперсональной перспективы». Он изучал детей школьного возраста, и потому его работа касается, гл. обр., ранних стадий. Кроме того, Селман исследовал небольшую клиническую выборку.

Последовательность стадий, предложенная Перри, согласуется с нек-рыми из описанных здесь высших стадий Р. э. Сх. Дж. М. Броутона охватывает широкий возрастной диапазон. Броутон изучал развитие «естественных эпистемологий» - стихийное формирование концепций души, Я, действительности и познания.

Методы изучения

Хотя идея развития характера восходит, по меньшей мере, к Сократу, совр. изучение этой темы начинается с работ Ж. Пиаже. Колберг, Селман и др. позаимствовали разраб. им метод клинической беседы. Колберг предъявлял своим испытуемым незаконченные истории с развязкой в форме моральной дилеммы. После того, как испытуемый выбирает один из вариантов развязки, с ним проводится зондирующая беседа, в ходе к-рой выясняются мотивы его выбора; приписываемая ему стадия морального развития как раз и будет зависеть от характера используемых им аргументов. Рест развил методику Колберга до уровня объективного теста. Броутон и Перри разраб. методики интервью, начинающихся с широких, расплывчатых вопросов.

Ловингер, Весслер и Редмор разраб. руководство к тесту незаконченных предложений, достаточно подробное для того, чтобы придать этому тесту хотя бы частичную объективность, и включающее упражнения для самообучения. Маргарита Уоррен (бывшая Грант) и др., работающие с системой интерперсональной интеграции К. Салливана и его коллег, использовали разнообразный инструментарий, включая методики интервью, тесты незаконченных предложений и объективные тесты.

Можно сформулировать 2 главных теорет. вопроса: 1) почему эго (или Я) так устойчиво; 2) если оно все же изменяется, то как и почему это происходит?

Все теории устойчивости эго яв-ся вариантами теории «селекции тревоги», предложенной Г. С. Салливаном. То, что Салливан наз. «Я-системой», действует как своего рода фильтр, шаблон или критерий для нашего восприятия и понимания мира челов. отношений. Любые наблюдения, не совместимые с текущим значением такого критерия, вызывают тревогу. Однако осн. назначение Я- системы - избежание или ослабление тревоги. Поэтому способные вызвать тревогу восприятия либо искажаются т. о., чтобы вписаться в уже сложившуюся систему, либо - по выражению Салливана - «избирательно пропускаются мимо ушей». Т. о., эта теория утверждает, что поскольку Я-система (или эго) представляет собой структуру, она обладает тенденцией к самосохранению.

У Колберга есть структурная теория изменения. Когда чел., находящийся на определенной стадии (развития моральных суждений), неоднократно сталкивается с рассуждениями и аргументами ровно на одну стадию выше его собственной и при этом пытается ухватить их ход и смысл, создаются оптимальные условия для их ассимилирования и, следовательно, для продвижения к следующей стадии.

Идентификация - ключевое понятие для совр. психоаналитической теории Р. э. Чел. продвигается вперед отчасти потому, что идентифицируется с некой моделью, к-рая вызывает у него восхищение и находится (или воспринимается как находящаяся) на неск. более высоком уровне, чем он сам. Несмотря на то, что теория Колберга, по существу, яв-ся когнитивной, а психоаналитическая теория - аффективной, обе заключают в себе модель уравновешивания Пиаже, потери равновесия и его восстановления на новом уровне. В действительности обе они яв-ся теориями «соц. научения», хотя радикально отличаются от того, что обычно наз. теорией соц. научения.

В психоаналитической теории есть и др. элемент, происхождение к-рого можно отнести на счет соц. научения, но к-рый затем становится для индивидуума сугубо интернальным. Идеал, к к-рому чел. стремится, или образец, на к-рый он хочет походить, вовсе не должен находиться во внешнем окружении. Способность создавать свою собственную модель составляет сущность того, что наз. «идеалом-Я».

Развитие Эго (ego development) Психоаналитическое положение, согласно которому психика делится на Ид и на Эго, заставляет делать различие между развитием либидо и развитием Эго; при этом первое является продвижением по различным либидным стадиям, на которых меняются источники и способы получения сексуального удовольствия, а второе - ростом и приобретением функций, которые позволяют индивиду все больше и больше управлять своими импульсами, действовать независимо от родительских фигур и контролировать окружающую среду. Были сделаны попытки соотнести фазы развития либидо и Эго и описать: оральное Эго, стремящееся лишь к удовольствию и зависящее от матери; анальное Эго, озабоченное управлением и овладением импульсами, и т.д. Наиболее целеустремленная из всех попыток - это стадии жизни человека Эриксона, где вся жизнь от рождения и до смерти поделена на восемь стадий развития Эго.

Развитие Эго можно также отнести к процессу, посредством которого Эго вычленяется из Ид. Согласно Glover (1939), это происходит путем слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц. С другой стороны, есть представление Fairbairn (1952) о том, что в самом начале у ребенка имеется «единое, подвижное Эго», которое реагирует на фрустрацию расщеплением на три части: центральное Эго, либидное Эго и антилибидное Эго, или внутреннего диверсанта . Первое из этих трех приблизительно соответствует фрейдовскому Эго, второе - Ид, а третье- Супер-Эго. Согласно Кляйн, развитие Эго есть процесс интроекции .

Райкрофт Ч. «Критический словарь психоанализа». Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С. М. Черкасова.- СПб.; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.

Синонимы: развитие Эго

На пути исцеления осознанностью эго является как препятствием, так и учителем. Каждый, кто стремится к исцелению осознанностью, должен знать, что оно собой представляет, каковы его цели в ходе продвижения по духовному пути, каковы этапы развития, а также пути его исцеления и преодоления. Из предыдущей части вы узнали, что такое эго. Теперь мы переходим к целям и семи этапам его развития. Далее, в седьмой главе вы найдете практические рекомендации по исцелению и преодолению эго.

В процессе чтения время от времени откладывайте книгу в сторону и размышляйте, как далеко вы продвинулись по пути духовного развития и как можете ускорить развитие и трансформацию своего «я» в чистую осознанность.

Как и все в этом мире, наше «я» имеет свою цель. Его можно сравнить с утробой матери, которая заботливо выращивает и защищает тело до тех пор, пока его энергии не преобразуются из бессознательного в сознательное состояние. Эго — почва, на которой прорастает, развивается и расцветает цветок осознанности.

Инстинктивный разум, обеспечивающий выживание вида, есть у всех форм жизни, но только человеку для защиты от нежелательных внешних воздействий необходимо эго. В отличие от большинства животных, которые за считанные дни и месяцы становятся вполне самостоятельными, маленькому человеку нужны годы, прежде чем он вырастет и сможет позаботиться о себе.

Эго-ум помогает защищать тело от опасностей этого мира, пока человек не достигает такого уровня сознания, при котором он сам может удовлетворить свои физические, умственные и духовные потребности. Поиск глубинной сущности начинается, когда тело поднимается на тот уровень осознанности, при котором оно способно взять на себя ответственность за свое существование. Миссия эго считается выполненной, когда человек полностью осознает свою сущность и единство с мирозданием. В этот момент наше самореализованное сознание обретает свободу, улетая в просторы Вселенной, чтобы продолжить свой путь в бесконечность.

Мы сражаемся со своим эго, поскольку не понимаем его целей. Чтобы различить свет, нужна темнота; чтобы услышать звук, нужна тишина; дабы ощутить пустоту, необходимо узнать, что такое полнота; для понимания красоты нужно уродство. Вот и эго помогает нам осознать свою сущность. Как на черной доске хорошо видны белые буквы, так эго образует фон, на котором становится видимым свет осознанности.

Не познав преходящего (эго-ум), мы не сможем постичь вечное (сознание). Без боли и страданий, порождаемых умом, невозможно отбросить ум и осознать блаженство не-ума. Чем глубже мы осознаем преходящую, иллюзорную природу эго-ума, тем полнее наше осознание вечного присутствия нашей истинной сущности.

Когда вы поймете цели и задачи эго, вам будет легче его принять и больше не придется тратить силы на подавление и борьбу с ним. Осуждение эго только затрудняет развитие сознания, удерживая нас в колесе перерождений. Человек, который принял и познал собственный эго-ум, приближает миг своего освобождения.

Семь этапов развития эго:

Эго-ум и осознанность идут рука об руку; они растут и развиваются в тесном взаимодействии. Иными словами, рост осознанности напрямую зависит от развития эго. Чтобы человек мог пережить самореализацию или просветление, или — как я называю это состояние — исцеление осознанностью, эго и осознанность должны достичь высшей точки развития. Чем более вы осознаете свое эго (эмоции, убеждения и установки), чем менее вы себя с ним отождествляете, тем глубже осознаете, что эго не является вашим подлинным «Я».

Ирония духовного развития состоит в том, что чем лучше вы осознаете свой эго-ум, тем более значительным он кажется окружающим. Самые осознанные люди иногда кажутся и самыми эгоистичными, поскольку они свободны от страхов и опасений. Просто им становится очевидно, что они представляют собой нечто большее, чем эго-ум. Такие люди более не нуждаются в одобрении и оценках окружающих. Человек с развитым эго-умом и высокой осознанностью не стремится соответствовать чужим ожиданиям, ему нет дела до представлений других людей о добре и зле, он не испытывает потребности в чужих идеях и нормах. Он предпочитает прислушиваться к своему внутреннему знанию, поскольку ему хорошо известно, что никто не знает его лучше его самого. Он не судит других и не навязывает своего мнения окружающим, но не позволяет этого и в отношении себя. Он ощущает собственный центр и осознает свою самодостаточность.

Развитый эго-ум не бывает себялюбивым, как мы обычно думаем. Себялюбие, эгоизм — качество, присущее неразвитому «я». Развитый эго-ум осознает себя, тогда как неразвитый себя не осознает. Развитый эго-ум не знает страха, он самодостаточен и близок к просветлению. Самолюбивый эго-ум еще не созрел: стремясь получить одобрение, защиту, силу и признание, он постоянно обращается вовне. Неразвитый эго-ум нуждается в поддержке, не уверен в себе, склонен к критике и осуждению, ищет опору в других людях. Такой эго-ум еще очень далек от самореализации. Развитый эго-ум способен отдавать без страха и условий, он легко сдается Сущему и отдает себя на волю непроявленного. И напротив, неразвитый эго-ум постоянно боится, он неспособен к безусловному отдаванию; ему всегда хочется брать, защищаться от жизни и Вселенной.

Как сказал китайский мистик Лао-цзы, «Если хочешь от чего-то избавиться, прежде позволь этому созреть». Нельзя преодолеть эго-ум, не укрепив его и не позволив ему расцвести в полную силу. Чтобы понять этот парадокс, представьте эго в виде надувного шарика, который заполнен воздухом осознанности. Размер шарика (эго) и количество воздуха (осознанности) в нем отображают уровень самосознания. Поначалу в шарике вообще нет воздуха — иными словами, нет ни осознанности, ни самосознания. По мере поступления воздуха, шарик начинает увеличиваться в размерах. Чем больше воздуха поступает в шарик, тем больше он становится. Так развивается эго и растет осознанность. В момент, когда шарик достигает максимальных размеров и становится совершенно прозрачным, мы начинаем видеть через его стенки. Если надувать шарик и дальше, он в конце концов лопнет и весь воздух вернется обратно в атмосферу, откуда он и появился.

То же самое происходит в процессе развития эго-ума и осознанности. Когда осознанность (воздух) наполняет шарик, эго (оболочка шарика) превращается в тонкую перегородку, отделяющую воздух внутри от такого же воздуха снаружи. Теперь эго-ум способен видеть и сознание, находящееся внутри шарика, и огромное вселенское сознание.

Стоит образоваться небольшому отверстию — и воздух (сознание) из шарика смешивается с внешним воздухом, а эго-ум приходит к осознанию: «Я и есть Вселенная». Это действительно так; однако формулировка «Я есть» все еще предполагает отделенность от Целого. Эта мысль — последний бастион эго-ума, отделяющий индивидуальное сознание от вселенского. Стоит эго отпустить ее вместе со страхом полностью раствориться в безбрежном неведомом пространстве, как эго-ум лопается, словно надувной шарик. Теперь его миссия завершена. Самореализованное индивидуальное сознание соединяется с вселенским сознанием.

Однако прежде, чем это произойдет, эго-ум должен пройти семь этапов развития: формирование, укрепление, страдание, размышление, самонаблюдение, исцеление и трансцендирование.

Эго-ум тратит на это множество жизней. Любой человек в свое время проходит все семь этапов в зависимости от возраста и прошлого своей души. Эти этапы взаимосвязаны и протекают одновременно. Рост эго-ума на одном этапе отражается на его дальнейшем развитии. Один этап может быть более значимым, чем другие. Это зависит от степени зрелости и уровня осознанности души, а также от уроков, которые она проходит. Невозможно исцелиться осознанностью, не преодолев все эти этапы.

На первый взгляд, эти этапы в чем-то перекликаются с периодами человеческой жизни — ребенок, подросток, взрослый, старик. Однако физический возраст никак не связан с периодами развития эго. Многие взрослые обладают детским эго, а у некоторых детей вполне развитое, зрелое эго.


Используйте любую возможность познать свое подлинное «Я», старайтесь усвоить уроки, которые нам преподносит собственное бессознательное. Так вы избежите многих страданий и быстрее преодолеете этапы развития эго.