Премьер министр великобритании 1916 1922. Д. Ллойд Джордж. Взлёт политической карьеры. Реформы дэвида ллойда джорджа

Чтобы понять главную движущую пружину внутренней и внешней политики всех британских правительств, сменявших друг друга у власти в течение тринадцати лет, истекших между завоеванием Англией обеих бурских республик и началом мировой войны, нужно усвоить себе следующую мысль: правящие слои Британской империи, постепенно убедившись в полной неизбежности предстоящего великого столкновения с Германией и давая себе весьма ясный отчет в неизмеримых по своей важности экономических и политических его последствиях для империи и прежде всего для всего социального строя Англии, шли на самые большие, еще недавно считавшиеся совершенно немыслимыми уступки, жертвы, компромиссы, - лишь бы обеспечить к решительному моменту наибольшие для себя шансы победы над грозным врагом, лишь бы для этой цели

1) свести к минимуму возможность революционного взрыва в самой Англии или в Ирландии, в только что покоренной части Южной Африки или в Индии и

2) заручиться возможно большим количеством союзников среди великих, а также и второстепенных держав.

Оба пункта этой программы требовали часто очень больших и чувствительных жертв, и много таких жертв было принесено в 1901–1914 гг. Этот тактический прием увенчался удачей, правда, не полной (с точки зрения тех, кто его пустил в ход). Второй пункт - приобретение Англией союзников - будет нами рассмотрен в следующей главе. Тут мы обратимся пока исключительно к первому пункту и рассмотрим политику британского правительства в пределах самой империи.

Отметим прежде всего, что эта политика в только что указанном отношении не менялась в течение всего данного периода, охватывающего все царствование Эдуарда VII (22 января 1901 г. - 10 мая 1910 г.) и первые годы царствования его сына и преемника Георга V (с 1910 г. до начала мировой войны 1914 г.), хотя за это время успело смениться несколько разнохарактерных кабинетов: консервативный кабинет лорда Сольсбери (до июля 1902 г.), консервативный кабинет Бальфура (июль 1902 г. - декабрь 1905 г.), либеральное министерство Кемпбель-Бапнермана (декабрь 1905 г. - апрель 1908 г.), либерально-радикальный кабинет Асквита (с апреля 1908 г. до декабря 1916 г.). Консерваторы вели политику уступок в ирландском вопросе и в колониальных делах, либералы проводили ее в области социально-экономических и политических отношений в самой Англии, но все время это была та же политика последовательных уступок с целью хоть на время скорейшего умиротворения недовольных элементов. Вот главные этапы этой политики.

1. 31 мая 1902 г. по договору, подписанному в Претории, буры, окончательно и безнадежно побежденные и абсолютно лишенные возможности продолжать войну, признали себя подданными английского короля. Им, однако, не только сразу же была обещана широчайшая автономия и вся полнота гражданских и политических прав, но и, в самом деле, обещанное было реализовано. После некоторых видоизменений окончательно введена была конституция, по которой законодательная власть принадлежит избранным всеобщей подачей голосов народным представителям, а министерство, назначаемое губернатором, сменяется в зависимости от вотумов палаты (перед которой министерство ответственно). Губернатор назначается королем, и Эдуард VII назначил губернатором генерала Боту, который был душой упорного сопротивления англичанам во все годы англо-бурской войны. Это не значит, конечно, что все обстояло и обстоит идиллически благополучно в бывших бурских республиках и что все довольны. Положение рабочего класса (не говоря уже о жесточайше эксплуатируемых привозных китайских кули) несравненно хуже на юге Африки, чем, например, в самой Англии. Есть и еще справедливо недовольные элементы населения, например кафры. Но главная цель была достигнута: когда в годы мировой войны (в 1914, отчасти в 1915 г.) образовалась небольшая группа повстанцев в Южной Африке, решившая начать борьбу с Англией, то к ней мало кто примкнул, и движение без труда было раздавлено. А в общем бывшие бурские республики в 1911–1918 гг. не вредили, но помогали англичанам. Но плоды этой политики сказались впоследствии, а в 1902–1906 гг., когда она проводилась, многие (в том числе очень влиятельные органы континентальной прессы), с удивлением отмечая эту неслыханную уступчивость победителей после такой долгой и яростной борьбы, усматривали тут неопровержимое доказательство внутреннего сознания слабости Англии.

2. Еще большее впечатление произвела следующая по времени уступка английского кабинета: консервативный кабинет решил сделать то, перед чем отступил даже Гладстон. Решено было провести в широком масштабе коренную аграрную реформу в Ирландии и превратить, несмотря на громадные затраты, безземельного ирландского арендатора, вечного, стихийного революционера, в мелкого собственника. Другими словами, нужно было ликвидировать наследие истории, вернуть землю, отнятую окончательно у ирландцев в XVII столетии, ирландским обезземеленным крестьянам, а лендлордов, которые этой землей владели и эксплуатировали безземельных ирландцев именно при помощи аренды этой самой земли, вознаградить в той или иной мере из государственных средств. Это было сделано в 1903 г., когда консервативный кабинет Бальфура провел через парламент аграрную реформу (билль Уиндгема), дававший кредиты в 112 миллионов фунтов стерлингов для выкупа у лендлордов земли и отдачи ее крестьянам-фермерам на основе очень облегченных, сильно рассроченных платежей.

Весь выкуп земли рассрочивался для фермеров на 68 лет, причем платежи были значительно (около 25 %) ниже той арендной платы, которую за эту же землю приходилось прежде платить лендлорду, владельцу земли. Последствия этой реформы были колоссальны, особенно с того момента, когда (в 1909 г.) был введен в известных случаях принцип принудительного отчуждения земли, если лендлорд не соглашается продать свою землю правительству (которое уже от себя раздавало землю крестьянам-арендаторам, а они обязывались в 68 лет выплатить правительству должную сумму). Еще до войны приблизительно половина всей лендлордской земли перешла к крестьянам, и в течение войны и после нее этот процесс не останавливался. Мелкая крестьянская собственность была насаждена в Ирландии с необычайной быстротой. Казне приходилось считаться с громадными расходами, так как лендлордам платилось заведомо больше (на 12 %) против рыночной цены на землю. Любопытно, что даже после издания правил о принудительном отчуждении (в 1909 г.) правительство продолжало переплачивать лендлордам за их землю. Правительство неохотно пускало в ход «опасный» прием насильственного отчуждения. Но самое существование этого акта о насильственном отчуждении имело магическое действие: всякое сопротивление со стороны лендлордов прекратилось.

2. Ллойд-Джордж. Эра социальных реформ

Ликвидация бурской войны и ирландская аграрная реформа были лишь началом той эры уступок и компромиссов в жизни Британской империи, о которой тут идет речь. Предстояли еще большие решения - тоже компромиссные, тоже рассчитанные на ближайшие годы - по целому ряду существеннейших вопросов всего социально-политического уклада и быта империи. Германская конкуренция усиливалась из года в год, кризис в разных отраслях английской промышленности нарастал, призрак безработицы, уменьшения заработной платы все чаще и чаще становился перед рабочим классом Англии. Если уже в 90-х годах кончилась эра почти монопольного владычества английского импорта на многих рынках, то в 900-х годах вопрос уже начинал ставиться как будто о вытеснении Англии с некоторых из этих рынков. Стихийное революционизирование рабочего класса, не замечавшееся в Англии с самого конца чартизма, т. е. с конца 40-х годов XIX в., теперь, при все ухудшающейся общей экономической конъюнктуре, неминуемо должно было в ближайшем будущем снова стать на очередь дня. Все эти возможности и опасности были учтены правящими слоями буржуазии. Но раньше чем предприняты были шаги в сторону социально-политических и финансовых реформ, консервативная партия, руководимая в этом случае (как и во многих других) унионистом Чемберлепом, выдвинула мысль о введении протекционизма, т. е. о сильнейшем ограничении существовавшей в Англии более полувека свободы торговли. Мысль протекционистской агитации была та, что необходимо все колоссальные владения британской короны закрыть для иностранных конкурентов и сделать империю как бы единым монопольным рынком сырья и сбыта для продуктов британской промышленности. Таким путем, правда, не решался полностью вопрос об опасностях германской конкуренции на мировом рынке вообще, но такая значительная часть мирового рынка, как Британская империя, оказывалась обеспеченной от проникновения чужих товаров. Но эта агитация натолкнулась на упорное сопротивление. В средней и мелкой буржуазии и в рабочем классе существовало распространенное мнение, что протекционизм сильно удорожит жизнь в Англии и не принесет столь серьезных компенсаций, чтобы стоило идти на этот рискованный опыт. Выборы, происходившие в январе 1906 г., показали, что от протекционизма большинство избирателей спасения не ждет. В палате, избранной в 1900 г. и правившей до конца 1905 г., числилось 374 консерватора: в январе 1906 г. их было выбрано 132. Либералов и членов рабочей партии, которых в 1900–1905 гг. было в палате общин всего 186, в январе 1906 г. было выбрано 428. Это большинство подкреплялось еще ирландскими националистами, которые ждали от либерального кабинета введения ирландского самоуправления. Так как главным пунктом избирательной платформы был именно вопрос о введении протекционизма, то подавляющее большинство, полученное врагами протекционизма - либералами и рабочей партией, - на ближайшее время, по крайней мере, совершенно прекращало всякие разговоры об уничтожении свободы торговли.

Членов рабочей партии было избрано в январе 1906 г. 54 человека, и они, примыкая к либеральному большинству во всех вопросах проведения социальных, политических и финансовых реформ, в то же время не сливались с этим большинством, а настойчиво требовали неотложного проведения намеченных реформ и систематически «радикализировали» либеральную партию. Моральный вес 54 членов рабочей партии в парламенте был велик не только благодаря большому количеству рядовых членов партии; ее поддерживали даже многие из тех элементов рабочего класса, которые впоследствии резко разошлись с рабочей партией и ушли от нее далеко влево, в сторону революционного прямого действия.

На конгрессе рабочей партии в Манчестере в 1901 г. левое (марксистское, революционно-социалистическое) течение оказалось в значительном меньшинстве; в 1902 г. в Ньюкасле оно уже овладело почти половиной конгресса (291 тысяча представленных голосов против 295 тысяч); в 1904 г. в Брэдфорде оно опять оказалось в значительном меньшинстве, а в 1905 г. на конгрессе в Ливерпуле и в 1906 г. на конгрессе в Лондоне левое радикальное течение одержало положительную победу. Для либерального правительства вывод был ясен: реформы «сверху» - и довольно поспешные - становились решительно необходимы. Дело было не в нескольких десятках парламентских голосов рабочей партии, а в миллионах рабочих, о настроении которых можно было судить на основании этих фактов. Руководящим деятелям по внутреннеполитическим делам в либеральном кабинете, вступившем во власть тотчас же после выборов, стал не глава кабинета Кемпбель-Баннерман, а министр торговли Давид Ллойд-Джордж. Ллойд-Джордж по происхождению своему принадлежал к мелкой сельской буржуазии Уэльса; он занял в кабинете позицию крайнего радикала в политике и приверженца идеи (как он сам сформулировал однажды) наибольших уступок рабочей партии, какие только возможны без революционного разрушения существующего социального строя. Другими словами, именно он и сделался главным проводником политики далеко идущих компромиссов. Еще только собираясь вступить в кабинет, Ллойд-Джордж прямо заявлял, что или либеральная партия осуществит серьезные социальные реформы, вступит в борьбу с «безбожной эксплуатацией» всего народа земельными магнатами, потребует и достигнет ослабления «феодальной твердыни», т. е. палаты лордов, мешающей всем социальным реформам, проведет ряд мер против «постыдной нищеты» рабочих кварталов, или же возникнет и усилится новая партия, которая сметет прочь старых либералов. Другими словами, Ллойд-Джордж хотел сделать либеральную партию партией социальных реформ, которая вовремя «предотвратила бы» или «задержала бы» обострение борьбы между социализмом и капиталистическим миром. «До сих пор не было сделано никакого реального усилия, чтобы противоборствовать социалистической миссии между рабочими. Когда это усилие будет сделано, вы найдете приверженцев даже между рабочими», - так заявлял он в 1905 г.

Что и Ллойд-Джордж при всем своем мнимом «пацифизме» никогда не терял из виду возможной войны с Германией и руководился этой перспективой, он доказал, как увидим далее, в июле 1911 г., когда именно его угрожающее выступление в разгаре марокканских осложнений чуть не привело к взрыву общеевропейской войны, ровно на три года раньше, чем это случилось на самом деле. Тогда, в 1911 г., опасность революционных волнений в рабочем классе была в Англии меньше, чем в тот момент, когда либеральный кабинет получил власть. Так, по крайней мере, судила пресса правящих кругов.

Напомним вкратце, что было сделано либеральным кабинетом в эти годы, в особенности с 1908 г., когда после болезни и отставки Кемпбель-Баннермана первым министром стал Асквит, а Ллойд-Джордж покинул министерство торговли и стал канцлером казначейства.

Прежде всего был проведен ряд законов, не только обеспечивающих даровое первоначальное образование для детей неимущих родителей, но и дающих возможность дарового питания детей в столовых при школах. Затем (в 1907 г.) сильно сокращена была возможность пользования ночным трудом, а ночной труд женщин-работниц был воспрещен совершенно. Все правила по охране здоровья рабочих, работающих на фабриках, были распространены полностью на рабочих, которые работают либо у себя на дому, либо на квартире у хозяев. Рядом законоположений были значительно расширены права на вознаграждение и возмещение, а также на пожизненные пенсии, на лечение и т. п. во всех случаях несчастий с рабочими, происшедших при работе, а также в случае появления так называемых «профессиональных болезней» у рабочих (1906–1907 гг.). Под суровый и активный контроль были поставлены все отрасли промышленности, где, по существу дела, здоровье рабочих подвергается особой опасности. Было установлено 11 категорий таких вредных отраслей производства, и для постоянного наблюдения за исполнением всех правил, специально выработанных для этих отраслей, кабинет создал 11 новых должностей особых инспекторов, которым вменялось в обязанность беспощадно возбуждать судебные преследования против хозяев, виновных в умышленном - или хотя бы по небрежности - нарушении этих правил. В 1908 г. для шахтеров был установлен восьмичасовой рабочий день. Ряд законов, изданных в 1906–1909 гг., был направлен в той или иной степени к защите интересов трудящихся в отдельных отраслях промышленности. Правительственная пресса склонна была очень сильно преувеличивать, конечно, значение этих частичных улучшений для рабочего класса.

В 1909 г. особым парламентским актом была создана организация бирж труда которая дала правительству ряд указаний, позволивших приступить к выработке обширного закона о страховании рабочих. Рабочие, лишившиеся работы и не находящие новой не по своей вине, получили право на пособие на время безработицы со стороны государства. Все люди наемного труда получили также право на пособие в случае болезни и старости. По этому закону (Insurance Act), выработанному Ллойд-Джорджем, каждый рабочий имеет право в случае болезни получать в течение 172 дней по 10 шиллингов в неделю, а работница - по 7 1 / 2 шиллингов в неделю. Лекарства и медицинская помощь, сверх того, - бесплатно. Что касается стариков, неимущих и неработоспособных, то они (как мужчины, так и женщины) должны были получать отныне по 5 шиллингов в неделю. Еще до того, как прошел этот закон о страховании, правительство провело (в 1906 г.) билль о расширении прав профессиональных союзов (тред-юнионов). За тред-юнионами было признано право организовывать обход фабрик и заводов особыми их уполномоченными для мирного убеждения рабочих в уместности коллективного прекращения работ в данном предприятии. С другой стороны, тот же билль уничтожал судебную (в порядке гражданских исков) ответственность тред-юнионов перед предпринимателями, потерпевшими убытки от тех или иных действий тред-юнионов (например, от призыва к стачке). После бурной оппозиции со стороны консерваторов этот билль прошел. В 1909 г. тред-юнионам было дано право образовывать - вместе с представителями предпринимателей - смешанные комиссии для установления размеров заработной платы в угольной промышленности, а также во всех промыслах, где работа берется рабочими на дом.

Целый ряд более частичных законоположений, проведенных в те же годы (1900–1910), а также административных распоряжений, исходивших от отдельных министерств, необычайно усиливал юридически и материально тред-юнионы и подкреплял парламентский союз либеральной партии с рабочей партией. Одновременно правительство сделало ряд шагов в сторону раздробления землепользования и воссоздания почти исчезнувшего в Англии класса мелких земельных держателей. В 1907 г. лорд Каррингтон, министр земледелия, разделил коронные земли на мелкие участки и роздал их в пожизненную аренду. В следующем (1908) году прошел закон, имеющий колоссальное принципиальное значение для Англии: по этому закону (Small holdings and Allotments Act) советы графств дают безземельному земледельцу для обработки и пожизненного пользования мелкие участки земли, которые этими советами - а в некоторых случаях правительственными комиссарами - выкупаются из земель лендлордов по рыночной стоимости земли в данном месте. Получающие эту землю и их преемники по пользованию обязаны платить государству за аренду, но не считаются собственниками этих участков, и выкупная сумма покрывается самим же государством. Принцип обязательного отчуждения ленд-лордской земли был, таким образом, применен не только к Ирлапдии, но и к самой Англии. Мы видим, таким образом, в 1906–1909 гг. ряд законодательных и административных усилий, направленных отчасти к привлечению рабочего класса, отчасти к созданию и укреплению мелкой сельскохозяйственной буржуазии. Эта политика продолжалась, может быть, несколько-более замедленным темпом также в 1910–1914 гг., но с 1909 г. правительство должно было предпринять и выдержать упорную борьбу за свой новый бюджет.

3. «Революционный бюджет» 1909 г

Это был тот знаменитый, исторический «революционный» бюджет» 1909 г., который значительно усиливал фискальные поборы с недвижимой собственности, с капитала, с нетрудового дохода вообще, в самом широком смысле. Очень значительно были повышены также государственные взыскания при передачах имуществ, особенно при получении наследств. Крупнособственнические, землевладельческие по преимуществу, элементы, могущественные в Англии, пошли походом против этого бюджета. Все упования врагов бюджета перенеслись на палату лордов. В своей речи в Глазго лорд Мильнер, обращаясь через головы своих слушателей к палате лордов, убеждал лордов «отвергнуть бюджет - и к чорту последствия!» «Лорды отвергли бюджет, и сами пошли к чорту», - ответил на это уже много спустя Ллойд-Джордж.

Два вопроса не могут не возникать у читателя:

1) Почему этот бюджет стал необходимостью?

2) Какие именно общественные классы боролись против него с таким упорством?

Ответ на первый вопрос нетруден. Закон о страховании безработных и престарелых, да и другие законы, как проведенные в 1906–1909 гг., так и намеченные к законодательным сессиям на ближайшие годы, требовали огромных затрат из средств государственного казначейства. Общая же тенденция правительственной политики побуждала построить новый, расширенный бюджет на сильном увеличении налогового бремени, падающего именно на наиболее состоятельные слои населения. Что же касается другого вопроса, то на него можно ответить так: в оппозиции к «революционному бюджету» Ллойд-Джорджа оказались прежде всего крупные земельные собственники и часть больших индустриальных и финансовых магнатов. Но и главная масса торгово-промышленной буржуазии приняла бюджет без особого восторга, а отчасти и с некоторым ропотом; очень уж он показался радикальным. Принятие бюджета не только либеральным большинством, но даже частью консервативного меньшинства в палате общин показало, что на эту меру правящая буржуазия посмотрела именно как на необходимую уплату по счетам за издержки, уже раньше призванные не только целесообразными, но и прямо необходимыми. Положение усложнялось тем, что одновременно с расходами, вызывавшимися новым социальным законодательством, приходилось думать также о непомерно увеличивавшихся издержках на армию и флот: ведь об антагонизме с Германией нельзя было никак забыть ни на один миг. Еще в 1895 г. военно-сухопутный бюджет Англии был равен 19 1 / 2 миллионам фунтов стерлингов, а в 1905 г. - 33 598 тысячам ф. ст. Морской бюджет в 1895 г. был равен 27 742 тысячам ф. ст., а в 1905 г. - 42 769 тысячам ф. ст. Расходы по закону о рабочих пенсиях уже в 1911 г. должны были дойти до 12 1 / 2 миллионов ф. ст.; вообще приходилось уже в 1909 г. предвидеть колоссальное развертывание расходного бюджета в ближайшие годы.

Ллойд-Джордж, составляя свой бюджет, решил нажать налоговым прессом прежде всего на верхушку землевладельческих магнатов и представителей высшей плутократии. Половина всего земельного фонда Великобритании принадлежит всего 2 1 / 2 тысячам собственников. Вообще же 95 % всего национального капитала находилось в 1908 г. в руках 1 / 9 части населения . Было ясно, что при такой концентрации движимых и недвижимых богатств налоговый пресс можно нажимать вполне безопасно и даже с одобрением громадного большинства народа, пока это нажимание будет направляться на крупные капиталы и земельные владения. И действительно, новый бюджет Ллойд-Джорджа круто повышал налоговое бремя на большие доходы и уменьшал зато налоги на средние и малые доходы (от 200 до 2 тысяч фунтов в год). От этого проигрывали всего 10 тысяч человек, но выигрывали 700 тысяч. Сильно повышались налоги на земельную собственность, на наследство, на торговлю спиртными напитками. В общем, больше 75 % всех новых расходов покрывались новыми статьями прихода, уплачивавшимися исключительно состоятельными классами.

Ллойд-Джордж говорил, что своим бюджетом он бьет, во-первых, земельных магнатов и, во-вторых, кабатчиков. В самом деле, «революционный бюджет» 1909 г. отличается от предыдущих бюджетов прибавкой доходных статей на 17,2 миллиона ф. ст. Из этой суммы землевладельцы уплачивают новых налогов и пошлин 6350 тысяч ф. ст., владельцы водочных заводов и питейных заведений - 4,2 миллиона ф. ст., подоходный налог увеличивается на 3,5 миллиона ф. ст., такса, взимаемая с автомобилей, подымается на 600 тысяч ф. ст. Собственно только две статьи косвенно или прямо затрагивают карман всего населения: прибавка на марки (650 тысяч) и увеличение пошлины на табак (1,9 миллиона ф. ст.). Ллойд-Джордж заявлял, что эти новые доходы, взимаемые им с земельных магнатов, с питейных заведений, отчасти с капиталистов вообще, нужны государству для новых социальных законов, направленных к улучшению быта рабочего класса и вообще неимущих. Борьба против бюджета со стороны затронутого меньшинства велась ярая, но, конечно, совершенно безуспешная. Бюджет Ллойд-Джорджа прошел в палате общин. Но 30 ноября 1909 г. в палате лордов он был отвергнут большинством 350 голосов против 75. Этот вотум лордов поставил на очередь дня самый вопрос о существовании аристократической палаты наследственных законодателей.

4. Реформа палаты лордов

В палате лордов числилось в 1909 г., когда возник этот жестокий конфликт с правительством, 606 членов, из них меньше 90 было на стороне либерального кабинета, остальные же - консерваторы. Притом среди консерваторов была обильнее всего представлена именно та землевладельческая аристократия, которая больше всего была затронута бюджетным биллем Ллойд-Джорджа. Провал этого билля в палате лордов вызвал бурю негодования как в рабочем классе, так и в некоторых слоях мелкой буржуазии. Решительно был поставлен по инициативе Ллойд-Джорджа и на митингах, и в прессе вопрос о целесообразности дальнейшего существования архаического, средневекового учреждения, где люди заседают по праву рождения, где эти пожизненные и наследственные законодатели пользуются правом уничтожить любой закон, желательный народным представителям и принятый уже палатой общин. В начале 1910 г. произошли общие парламентские выборы. Правительственное большинство заняло в новой палате 386 мест, консервативная оппозиция - 273. Из правительственного большинства 275 человек принадлежало к либеральной партии, 40 к рабочей, остальные 71 - к ирландским националистам. Эта палата просуществовала недолго. Правительству не удалось достигнуть никакого соглашения с лордами. Палата общин приняла билль, вовсе лишавший палату лордов права отвергать законопроекты, прошедшие через палату общин; за палатой лордов оставалось только право отсрочивающего, но не окончательного вето. Что же касается «финансовых биллей» (т. е. прежде всего бюджета), то они даже без отсрочки становятся законами, и лорды теряют право даже вносить в них какие бы то ни было изменения, и вся их роль относительно финансовых биллей сводится к чистейшей формальности. Все прочие билли, даже в случае непринятия их лордами, становятся законами и входят в силу, если палата общин примет их в трех сессиях подряд. (Подпись короля остается по-прежнему обязательной для всякого закона.) Но раньше, чем добиваться принятия этого законопроекта, менявшего английскую конституцию, правительство решило снова распустить парламент. Новые выборы (в декабре того же 1910 г.) дали почти те же результаты, что и январские. Законопроект о палате лордов прошел через нижнюю палату и после некоторых колебаний через палату лордов, которая, таким образом, как бы сама наложила на себя руки: но ей ничего другого не оставалось сделать, так как ей было дано понять, что в случае сопротивления король своей властью назначит такое количество новых либеральных лордов, что законопроект все равно пройдет. В августе 1911 г. билль о палате лордов был подписан королем.

Таким образом, не только бюджет Ллойд-Джорджа стал законом (лорды его приняли еще до реформы их палаты), но и попутно была уничтожена твердыня аристократических привилегий. Оправдывались слова Ллойд-Джорджа, сказанные им еще в 1909 г., когда лорды отвергли его бюджет: «Теперь они попались! Их своекорыстие победило их хитрость!»

Уничтожение законодательной власти палаты лордов было одним из заключительных актов внутренней политики либерального кабинета, последовательно стремившейся к уменьшению горючих материалов, которые могли бы стать особенно опасными в случае военного столкновения с Германской империей. Другим из этих заключительных актов было проведение закона о вознаграждении депутатов. Только с этих пор из английского политического быта исчезла одна из характерных черт периода безраздельного господства аристократии и плутократии.

Это не означало, что исчезли все черты, все пережитки этого периода. И вообще английские публицисты либерального лагеря склонны крайне преувеличивать значение всех этих довоенных реформ. В действительности, ни колониальный, ни ирландский, ни тем более рабочий вопрос, ни финансовый, ни даже вопросы конституционные не были «разрешены» в период 1901–1914 гг. Но потенциальная опасность этих вопросов была несколько уменьшена, их революционное острие было отчасти временно притуплено. С этой точки зрения и консервативный кабинет Бальфура до конца 1905 г., и либеральные кабинеты Кемпбель-Баннермана в 1905–1908 гг. и Асквита в 1908–1914 гг. сделали многое, что позволило английской дипломатии встретить грозу 1914 г., не боясь сколько-нибудь сильного внутреннего взрыва.

А грядущие события 1914 г. уже давно начали «отбрасывать свою тень» (по английскому выражению) на всю европейскую политику. В те самые годы, когда в Англии общественное внимание было поглощено отмеченными внутренними вопросами, за кулисами король Эдуард VII, при полном согласии и сочувствии как консервативного, так, впоследствии, и обоих либеральных кабинетов, создавал Антанту.

Нам важнее всего, конечно, не детали его действий, не дипломатическая обстановка, среди которой возникла и укрепилась Антанта, но те объективные факты - прежде всего экономического характера, - которые сделали Антанту со всеми роковыми ее последствиями сначала возможной, а потом и неизбежной. Мы подошли к тому моменту, когда враждебная коалиция окружила Германию. Раньше чем приступить к рассказу об этом сложном факте, так могущественно повлиявшем на дальнейшие события, мы должны дать хотя бы в самых сжатых чертах характеристику исторического пути, пройденного Германией с конца XIX столетия вплоть до того времени, когда она начала уже чувствовать медленное стягивание и сжатие кольца, в котором она очутилась, и предприняла ряд попыток, направленных к тому, чтобы разорвать это кольцо и чтобы тем же усилием, тем же ударом превратиться окончательно в «мировую державу».

Самая двойственность этой цели тоже является одной из трудностей при всякой попытке анализа событий, предшествовавших взрыву мировой войны. Но мы должны стараться «не представлять вещи проще, чем они есть на самом деле» (в этом грехе упрекнул покойного историка философии Куно Фишера его слушатель, недавно скончавшийся известный филолог Магнус). Между тем именно этим грехом страдает в большинстве случаев европейская историография (не только германская), когда касается последних десяти лет, предшествовавших войне.

Примечания:

Bardoux J. L"Angleterre radicale. Paris, 1913, стр. 96.

ЛЛОЙД ДЖОРДЖ (Lloyd George), Давид (род. 1863), крупный буржуазный политический деятель Англии, либерал. Происходит из мелкобуржуазной диссидентской семьи; уэльсец; родился в Манчестере. С 1884 был присяжным стряпчим. Начал свою политическую карьеру с участии в уэльском национальном движении. Впервые был избран в Палату общин в 1890. Во время Англо-бурской войны приобрел известность своими решительными выступлениями против ее сторонников и фактически оказался во главе довольно влиятельной буржуазной оппозиции. Когда в конце 1905, в обстановке резкого обострения классовых и международных противоречий, подъема рабочего движения и начавшейся консолидации Антанты, власть перешла к кабинету обеих фракций либеральной партии («либералы» и «либералы-империалисты») во главе с Кемпбелл-Ваннерменом, Л. Д. получил портфель министра торговли, а при реорганизации кабинета в 1908 либералом-империалистом Асквитом—пост канцлера казначейства. Пример разделения труда в этом кабинете между «Ллойд Джорджами» и «Асквитами» либерализма Ленин считал особенно типичным (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 321—22) . «Известный либеральный шарлатан в Англии. Ллойд Джордж, изображает себя, в речах перед народом, прямо революционером и чуть-чуть но социалистом, а на деле сей министр идет в политике за своим вождем, Асквитом, который ни в чем не уступит консерватору»,—писал Ленин в 1913 (Ленин, там же) . Доверие капиталистических кругов Л. Д. завоевал очень умело проведенным срывом забастовки железнодорожников при содействии их лидера Р. Белла. Стремясь парализовать полевение рабочих масс, выразившееся в создании и первых парламентских успехах Labor party, английская буржуазия вынуждена была осуществить руками Л. Д. ряд демагогически рекламировавшихся социальных реформ: окончательная легализация в 1907 права забастовки, фактически отмененного в 1900 реакционными судами; восьмичасовой рабочий день для горняков (1908), государственные пенсии для престарелых (1908), а главное—государственное страхование рабочих от безработицы и болезни (1911). Кроме того, Л. Д.—отчасти в демагогических целях, отчасти в целях обеспечения Англии собственной продовольственной базой на случай войны—выдвигал проект аграрной реформы. Своего высшего напряжения демагогическая деятельность Л. Д. достигла ко времени конституционного кризиса 1909—11, вызванного отказом Палаты лордов пропустить принятый Палатой общин бюджет 1909 (см. Великобритания, Историч. очерк).—Ленин по имени Л. Д. назвал «ллойд-джорджнзмом» систему «лести, лжи, мошенничества, жонглерства модными и популярными словечками, обещания направо и налево любых реформ и любых благ рабочим,—лишь бы они отказались от революционной борьбы за свержение буржуазии» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 311) . В последние годы перед войной, когда английское рабочее движение начало леветь, политика Л. Д. стала лишаться своей почвы, и тогда он в 1910 повел переговоры с консерваторами о создании «национального» правительства.

В качество самого ловкого представителя английских господствующих классов Л. Д. сыграл огромную роль во время войны. Когда в мае 1915 либеральное правительство уступило место коалиционному, Л. Д. стал министром снаряжения, проводил политику наступления на пролетариат под предлогом обеспечения нужд войны. 13 июле 1916, после смерти Китченера, добился портфеля также и военного министра. Путем закулисной интриги с. консерваторами Л. Д. сверг в конце 1910 премьера— либерала Асквита —и сам стал во главе «военного кабинета» в составе самого Л. Д., двух консерваторов и стоявшего на крайней шовинистич. позиции лейбориста Гендерсона. Военный кабинет во главе с Л. Д. был наделен диктаторскими полномочиями, и, т. о., вслед за введением всеобщей воинской повинности либералом Л. Д. был создан на внеконстнтуционных основах высший правительственный орган, оттеснивший остальных министров и парламент. Л. Д. был крайним защитником «войны до нокаута» и добился создания единого командования на Западе (ген. Фош). Репрессиями и подачками он душил вновь поднимавшееся в Англии рабочее движение, достигшее, под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции, широкого размаха к концу войны и после ее окончания, и применял жестокие репрессивные меры в Ирландии, где уже в апреле 1910 произошло восстание.

По окончании войны Л. Д., в результате формального разрыва со сторонниками Асквита и после проведения под крайними империалистич. лозунгами новых выборов, оказался в еще более сильной, чем во время войны, зависимости от консерваторов и продолжал осуществлять реакционнейшую политику англ. империализма. Наряду с Клемансо и Вильсоном он играл основную роль на Парижской мирной конференции, осуществлял террористический режим в Ирландии и боролся с английским рабочим движением при помощи закона о чрезвычайных полномочиях. При нем Англия стала одним из первых и самых активных организаторов интервенции против Великой Октябрьской социалистической революции (см. Интервенция). Под давлением английского рабочего класса, в результате огромного размаха движения протеста, Л. Д. вынужден был отказаться от политики открытой военной интервенции и после длительных переговоров заключил мирный и торговый договор с Советской Россией в марте 1921. Потерпев неудачу в своем намерении втянуть Великобританию и ее доминионы в новую войну с Турцией и после поражения Греции, к-рую он натравил на Турцию, Л. Д. в 1922 вынужден был уйти в отставку. Его активная политич. роль была сыграна. Вместе с том была сыграна и роль либеральной партии. В 1926 последовало, правда, воссоединение сторонников Асквита и Л. Д., но уже в 1931 последовал новый раскол, когда вошедшая в национальное правительство часть либералов образовала самостоятельную группу национал-либералов во главе с Д. Саймоном, (см.). В своих «Военных мемуарах» (тт. I—IV, М., 1934—35) Л. Д., резко критикуя бездарность английского командования, изображает себя единственным спасителем Англии во время войны и в то же время принимает на себя полную ответственность за нее. По отношению к фашистской Германии Л. Д. занимал вначале примиренческую позицию.

ЛЛОЙД ДЖОРДЖ, Давид (1863—1945) — английский реакционный политич. деятель и дипломат, лидер либералов. В 1890 был избран в парламент. Занимая пост министра торговли в 1905—08 и министра финансов в 1908—15, играл видную роль в политике англ. империализма, направленной к подготовке мировой империалистич. войны 1914—48. С целью укрепления позиций англ. буржуазии Л. Д. путём мелких реформ (закон о страховании рабочих, проведение частичной реформы палаты лордов и др.) стремился задержать полевение трудящихся масс и предотвратить создание боевой революционной партии рабочего класса.

В. И. Ленин назвал «ллойд-джорджизмом» систему «лести, лжи, мошенничества, жонглерства модными и популярными словечками, обещания направо и налево любых реформ и любых благ рабочим,— лишь бы они отказались от революционной борьбы за свержение буржуазии» (Соч., 4 изд., т. 23, стр. 106).

В 1916—22 Л. Д.—премьер-министр коалиционного правительства. В условиях первой мировой войны он добивался всемерного укрепления позиций англ. империализма на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах, в Восточном Средиземноморье. Наибольшую тяжесть войны Л. Д. стремился переложить на Россию. Л. Д. принимал активное участие в работе Парижской мирной конференции 1919—20 (см.) и являлся одним из авторов Версальского мирного договора 1919 (см.). Правительство Л. Д. жестоко расправлялось с рабочим движением в Англии и освободительным движением в колониальных и зависимых странах, развернувшимся под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. Он был одним из организаторов интервенции против Советской России и блокады Советского государства, добивался расчленения России.

После разгрома интервентов советским народом правительство Л. Д. пыталось задушить Советское государство путём экономич. закабаления, программу к-рого Л. Д. хотел осуществить на Генуэзской конференции 1922 (см.), но получил решительный отпор со стороны Советского правительства.

В условиях обострения англо-французских империалистич. противоречий после окончания первой мировой войны правительство Л. Д. поддерживало Германию против Франции. Оно принимало меры к сохранению герм. империализма как ударной силы для борьбы против Советской России и революционного движения в Европе. Изменившееся в пользу США соотношение сил между США и Англией заставило Л. Д. пойти на ряд уступок США (установление паритета англ. и амер. линейных флотов, отказ от союзного договора с Японией, что было зафиксировано в решениях Вашингтонской конференции 1921—22). Л. Д. играл большую роль в организации окончившейся неудачей вооружённой греч. интервенции против Турции (1919—22). Провал политики Л. Д. привёл к отставке его правительства.Несмотря на упадок либеральной партии, Л. Д. до конца своей жизни сохранял известное политич. влияние.

После установления фашистской диктатуры в Германии (1933) высказывал свои симпатии Гитлеру и имел с ним свидание. Однако в дальнейшем, опасаясь за судьбу Англии и Британской империи, Л. Д. резко критиковал политику правительства Н. Чемберлена, приведшую к срыву Московских переговоров 1939 и способствовавшую развязыванию второй мировой войны.

ЛЛОЙД ДЖОРДЖ (Lloyd George), Дэвид (17.1.1863— 26.3.1945) — англ. политич. и гос. деятель, лидер Либеральной партии. Л. Д. родился в семье учителя. Вначале стал юристом, а затем профессиональным политич. деятелем. В 1890 был впервые избран в парламент. Для того чтобы завоевать популярность в массах, Л. Д., крайне тщеславный и честолюбивый человек, объявлял себя радикалом и сторонником широких реформ, действуя в то же время в соответствии с коренными интересами англ. империалистич. буржуазии. Этим объясняется крайняя неразборчивость Л. Д. в средствах и внешняя противоречивость его политики. Л. Д. был мастером компромиссов, добиваясь с помощью незначит. уступок достижения своей главной цели. Он был наиболее ярким воплощением характерной для англ. политич. жизни системы циничного демагогич. обмана народных масс буржуазией с целью сохранения над ними ее господства. «Я бы назвал эту систему,— писал В. И. Ленин,— ллойд-джорджизмом, но имени одного из самых передовых и ловких представителей этой системы в классической стране "буржуазной рабочей партии", английского министра Ллойд-Джорджа. Первоклассный буржуазный делец и политический пройдоха, популярный оратор, умеющий говорить какие-угодно, даже ррреволюционпые речи перед рабочей аудиторией, способный проводить изрядные подачки послушным рабочим в виде социальных реформ (страхование и т. п.), Ллойд-Джордж служит буржуазии великолепно и служит ей именно среди рабочих, проводит ее влияние именно в пролетариате, там, где всего нужнее и всего труднее морально подчинить себе массы» (Соч., т. 23, с. 106. Во время англо-бурской войны 1899—1902 Л. Д. снискал известность шумными выступлениями против джингоистов (см. Джингоизм), не выдвигая, однако, требований о предоставлении бурским республикам независимости и не возражая против их аннексии Англией. После прихода к власти либералов Л. Д. в 1905—08 — мин. торговли и в 1908—15 — мин. финансов. В 1909 с большим демагогич. шумом провел «революционный» бюджет, несколько повышавший налог на пустовавшие земли лендлордов и предусматривавший в то же время крупные ассигнования на военно-морские вооружения. Во время 1-й мировой войны Л. Д. выступал за доведение борьбы с Германией до ее решительного поражения. В конце 1916 путем интриг и сговора с консерваторами и ценой раскола Либеральной партии Л. Д. добился падения либерального пр-ва Асквита и стал премьер-министром коалиц. пр-ва (возглавлял пр-во до окт. 1922). Л. Д. явился одним из гл. участников Парижской мирной конференции 1919—20 и одним из творцов империалистич. Версальского мирного договора 1919. С его согласия и при его поддержке У. Черчилль организовал вооруж. интервенции англ. империализма в России с целью свержения Советской власти и расчленения страны. Будучи более реалистич. политиком, чем Черчилль, Л. Д. вскоре понял бесперспективность и вредность для Англии политики интервенции и взял курс на установление отношений с Советской Россией, рассчитывая вернуть ее в дальнейшем на капиталистич. путь экономич. и политич. средствами. Провал политики пр-ва Л. Д. на Ближнем Востоке, где оно организовало войну против нац.-освободит. движения в Турции (см. Греко-турецкая война 1919—22), позволил консерваторам в условиях временного спада клас. борьбы в Англии устранить Л. Д. от власти и создать чисто консервативное пр-во. После этого Л. Д., несмотря на отчаянное маневрирование, так и не смог вернуться к власти. С приходом Гитлера к власти в Германии Л. Д. пытался заигрывать с ним, полагая, что герм. нацизм может явиться безвредным для Англии антисоветским орудием. Убедившись, однако, в обратном, он, руководствуясь соображениями безопасности Англии, стал активно выступать за англо-советское соглашение в целях пресечения герм. агрессии. Звезда Л. Д. закатилась в связи с распадом и фактич. уходом с политич. сцены англ. либерализма.

В. Г. Трухановский. Москва.

ЛЛОЙД ДЖОРДЖ, Дэвид (1863— 1945) — видный английский политический деятель и дипломат.

В 1890 был избран в парламент. Во время англо-бурской войны Л. Д. приобрел широкую известность своими решительными выступлениями против джингоистов (воинствующих английских шовинистов), но после войны не возражал против аннексии бурских республик Англией. Л. Д. проявил себя как искусный буржуазный политик, мастер компромиссов и социальных подачек (пенсии престарелым, страхование рабочих, «революционный бюджет» 1909, проект аграрной реформы), направленных к тому, чтобы сохранить и укрепить капиталистический строй, парализовать полевение масс, предотвратить создание революционной партии рабочего класса.

Истинный смысл демагогии Л. Д. прекрасно охарактеризовал В. И. Ленин в статье «Империализм и раскол социализма»: «Я бы назвал эту систему ллойд-джорджизмом, по имени одного из самых передовых и ловких представителей этой системы в классической стране «буржуазной рабочей партии», английского министра Ллойд Джорджа. Первоклассный буржуазный делец и политический пройдоха, популярный оратор, умеющий говорить какие угодно, даже ррреволюционные речи перед рабочей аудиторией, способный проводить изрядные подачки послушным рабочим в виде социальных реформ (страховаине и т. п.), Ллойд Джордж служит буржуазии великолепно и служит ей именно среди рабочих, проводит ее влияние именно в пролетариате, там, где всего нужнее и всего труднее морально подчинить себе массы». (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 176).

Во время войны 1914—18 Л. Д. отстаивал лозунг доведения борьбы до полного разгрома Германии. В конце 1916 Л. Д. возглавил коалиционное правительство. Он требовал перенесения центра тяжести английских военных усилий из Западной Европы на Ближний Восток, на Балканы, в проливы, в Восточное Средиземноморье. В результате более 1 / 3 британских вооруженных сил оказались связанными на Ближнем Востоке. Л. Д. был одним из главных авторов Версальского мира.

Дипл. тактика Л. Д. на Парижской мирной конференции сводилась к тому, чтобы максимально использовать разногласия и противоречия среди своих соперников. Основные требования британского империализма были удовлетворены, львиная доля германских колоний и отторгнутых территорий Оттоманской империи досталась Англии. В то же время изменившееся соотношение сил между США и Англией заставило Л. Д. уже на Парижской мирной конференции и после неё пойти на уступки США в ряде кардинальных вопросов.

Л. Д. возглавлял британское правительство в период антисоветской интервенции, в к-рой Англия играла исключительно большую роль. Он был ярым врагом коммунизма и Советского государства. В меморандуме, написанном Л. Д. во время Парижской мирной конференции («Документ из Фонтенебло»), он выдвигал в качестве главной опасности объединение Советской России с революционной Германией. Его противодействие рейнским планам Франции и особенно польским территориальным требованиям на западе определялось стремлением не допустить развития революции в Германии и сохранить капиталистическую Германию в качестве оплота против Советской России и революционного движения в Европе. Вся версальская система не в малой степени благодаря стараниям Л. Д. была заострена против Советской страны.

Л. Д. оказывал энергичную помощь вооружением и деньгами руководителям белых армий — Деникину, Колчаку и Юденичу, строил планы расчленения России на ряд слабых, зависимых от Англии государств, стремился навязать кабальные соглашения молодой Советской республике (см. Буллита миссия, Принцевы острова). Победы Красной Армии побудили Л. Д. возобновить контакт с представителями Советской России. Л. Д. явился инициатором решения верховного совета союзников об отмене блокады Советской России (январь 1920). В мае 1920, несмотря на оппозицию Керзона, Л. Д. начал в Лондоне переговоры о торговом договоре с Л. Б. Красиным. Одиако в июле 1920 приостановил эти переговоры, грозя послать британский флот к Петрограду, если Красная Армия не прекратит наступления на Варшаву. После окончания советско-польской войны Л. Д. возобновил прерванные переговоры, к-рые в конечном счете привели к заключению советско-английского торгового договора 16. Ill 1921 (см. Советско-английские договоры и соглашения).

На Генуэзской конференции 1922 Л. Д. выдвинул программу экономического закабаления Советской страны, реставрации в ней капитализма и превращения ее в аграрно-сырьевой придаток западноевропейской индустрии. Стремясь к захвату стратегических позиций в проливах и на территории Малой Азии, Л. Д. поддерживал и вдохновлял вооруженную интервенцию против турецкого национально-освободительного движения. Провал этой авантюры означал и конец карьеры Л. Д. В октябре 1922 Л. Д. был вынужден подать в отставку.

После установления в Германии фашистской диктатуры Л. Д. в 1935 имел свидание с Гитлером и потом одобрительно отзывался о нем как о «защитнике Европы против коммунизма». Однако интервенция фашистских держав в Испании и форсированная подготовка ими европейской войны круто изменили позицию Л. Д.; он объявил себя сторонником сотрудничества с СССР в деле создания коллективной обороны против агрессоров. Л. Д. резко критиковал политику Чемберлена, приведшую к срыву Московских переговоров 1939 и развязыванию второй мировой войны. В 1940 он отклонил предложение Черчилля войти в правительство.

Важнейшие произведения Л. Д. — «Военные мемуары» и «Правда о мирных договорах».

ЛЛОЙД ДЖОРДЖ (Lloyd George) Дэвид (17.1.1863, Манчестер, — 26.3.1945, Лланистамдви, Карнарвоншир), государственный деятель Великобритании, лидер Либеральной партии. Родился в семье школьного учителя. Занимался юридической практикой. В 1890 впервые избран в парламент. Стремясь завоевать популярность в массах, объявлял себя радикалом и сторонником широких реформ, действуя в то же время в соответствии с коренными интересами английской империалистической буржуазии. Л. Д. был наиболее ярким воплощением характерной для английской политической жизни системы демагогического обмана народных масс буржуазией с целью сохранения над ними её господства. «Я бы назвал эту систему, — писал В. И. Ленин, — ллойд-джорджизмом, по имени одного из самых передовых и ловких представителей этой системы в классической стране “буржуазной рабочей партии”, английского министра Ллойд Джорджа. Первоклассный буржуазный делец и политический пройдоха, популярный оратор, умеющий говорить какие-угодно, даже ррреволюционные речи перед рабочей аудиторией, способный проводить изрядные подачки послушным рабочим в виде социальных реформ (страхование и т. п.), Ллойд Джордж служит буржуазии великолепно и служит ей именно среди рабочих, проводит ее влияние именно в пролетариате, там, где всего нужнее и всего труднее морально подчинить себе массы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 176). После прихода к власти либералов Л. Д. в 1905—08 министр торговли и в 1908—1915 министр финансов. В 1909 с большим демагогическим шумом провёл бюджет, несколько повышавший налог на пустовавшие земли лендлордов и предусматривавший в то же время крупные ассигнования на военно-морские вооружения. Во время 1-й мировой войны 1914—18 выступал за ведение борьбы до решительного поражения Германии. В конце 1916 путём интриг и сговора с консерваторами, ценой раскола Либеральной партии Л. Д. добился падения либерального правительства Асквита и возглавил коалиционное правительство (премьер-министр до октября 1922). Л. Д. — один из главных участников Парижской мирной конференции 1919—20 и творец Версальского мирного договора 1919. С его согласия и при его поддержке была развязана вооруженная интервенция английского империализма против Советской России. Однако, осознав вскоре бесперспективность такой политики, Л. Д. взял курс на установление отношений с Советской Россией, рассчитывая вернуть её в дальнейшем на капиталистический путь средствами экономического и политического давления. Провал политики правительства Л. Д. на Ближнем Востоке, где оно организовало в 1919—20 войну против национально-освободительного движения в Турции, позволил консерваторам устранить Л. Д. от власти и создать чисто консервативное правительство. Упадок Либеральной партии привёл к падению политической роли Л. Д., хотя он сохранял до конца жизни известное влияние в стране. После прихода Гитлера к власти в Германии Л. Д. полагал, что германский нацизм может явиться безвредным для Великобритании антисоветским орудием. Убедившись в обратном, стал активно выступать за англосоветское соглашение в целях пресечения германской агрессии. В 1945 получил титул графа.

В. Г. Трухановский.

Том 15. — М.: Советская энциклопедия, 1974, стр. 584, ст. 1738-1739

Дэвид Ллойд Джордж - известный британский политический деятель, последний министр от Либеральной партии. Его карьера развивалась очень стремительно и бурно. Он занимал самые разные должности в правительстве Великобритании, проводил успешные финансовые реформы, а также сыграл немаловажную роль в разработке военной стратегии, ускорившей успешное завершение Первой мировой войны.

Юность

Ллойд Джордж, биография которого является предметом настоящего обзора, родился в 1863 году в Манчестере в семье учителя. Его отец умер, когда ребенку было всего три года.

Тогда семья переехала в деревню, где жил брат матери. Последний сыграл большую роль в становлении будущего политика, который по наступлении совершеннолетия взял себе его фамилию. Мальчик окончил приходскую школу, он стал стряпчим. Молодой человек мечтал стать юристом: проходил стажировку в одной из контор, а также, будучи весьма деятельным и активным, основал собственную фирму по оказанию юридических услуг. Скоро Ллойд Джордж женился на дочери местного богатого фермера, а также был избран в 1890 году в палату депутатов в качестве представителя Либеральной партии.

Начало карьеры

Молодой правовед скоро стал известен в Уэльсе благодаря своим выступлениям в защиту националистов и нонконформистов. В том же году он переехал в Лондон, где сразу благодаря своим незаурядным ораторским способностям стал валлийским депутатом. Ллойд Джордж сразу обратил на себя внимание выступлениями, в которых осуждал англо-бурскую войну.

В 1905 году Либеральная партия пришла к власти, и молодого правоведа пригласили занять пост министра торговли. Он согласился на двух условиях. Будущий премьер-министр добился расширения прав самоуправления для Уэльса, интересы которого представлял, а также изменения действующего закона об образовании. После этого Ллойд Джордж стал министром торговли в возрасте всего 32 лет.

Финансовая политика

Будучи рационалистом, он выступал за то, чтобы с пользой использовать ресурсы колоний. Заняв пост министра финансов в 1908 году, политик предложил свой бюджет, который предусматривал повышенные налоги на роскошь, пустые земли. Этот проект был провален консерваторами, которых он резко критиковал, так же как и представителей буржуазии. Только в следующем году, когда его партия выиграла на выборах, так называемый народный бюджет в конце концов был утвержден.

Билль 1914 года

Ллойд Джордж принял участие в принятии этого очень важного для истории Ирландии документа. Еще с конца 19-го века в стране началось движение за самоуправление, которое вызвало ожесточенную полемику в обществе. Движение ставило своей целью добиться превращения острова в доминион империи.

В 1880-1890-х годах соответствующий законопроект дважды вносился в парламент, однако всякий раз проваливался из-за давления консерваторов. В 1912-м он снова был внесен в парламент, а через два года принят с той оговоркой, что будет введен в действие после окончания войны. Это был очень важный шаг либерального правительства наряду с другими мерами по усилению влияния этой партии в правительстве и обществе.

Другие законы

Интересен вопрос о том, какие реформы Ллойда Джорджа имели наибольшее значение для истории Великобритании в рассматриваемое время. Помимо упомянутого билля следует еще упомянуть о том, что либеральная партия значительно ограничила право вето для Палаты лордов, которая нередко блокировала принятие прогрессивных законопроектов.

Но еще важнее были меры в социальной сфере: министр добился принятия указа о страховании на случай болезни, нетрудоспособности или безработицы. Показателен тот факт, что эти меры хотя и критиковались, однако пришлись весьма кстати в тяжелые послевоенные годы, значительно снизив социальную напряженность в обществе.

В годы Первой мировой войны

Против Германии наряду с другими европейскими странами выступила также Великобритания. Ллойд Джордж, который во время англо-бурской войны резко критиковал правительство за милитаризм, теперь, напротив, стал призывать страну выступить на сторонне Бельгии. Эти перемены на международной арене отразились и на его карьере. В 1915 году было создано коалиционное правительство, и он возглавил министерство вооружений. На этом посту он провел ряд серьезных мер по укреплению боеспособности британской армии. Так, именно он стал инициатором введения всеобщей воинской повинности, а также добился принятия этого закона. Вскоре он занял пост министра вооружений.

Поражение Румынии привело к серьезным переменам в политических кругах. Дэвид Джордж выступил за реорганизацию кабинета и в 1916 году стал премьер-министром страны. Это был пик его карьеры: именно в этот период времени политик пользовался огромной популярностью не только у себя на родине, но и во многих странах Европы. Самым важным шагом на новом посту стало то, что он добился принятия решения о создании единого командования союзными войсками. Впрочем, этот план был реализован только весной 1918 года.

Эта мера, так же как и участие американских частей, повлияла на успешное завершение военных действий. Здесь же следует упомянуть о его политике по отношению к Советской России. После Октябрьской революции он начал активно выступать за создание буферной зоны сферы влияния, в которую должны были входить страны Прибалтики и Кавказ. Именно в годы его правления английские войска высадились в Баку и Архангельске. Кроме того, он активно выступал за поддержку Белого движения в годы Гражданской войны. Но уже через два года сменил курс своей политики и признал Советскую власть, подписав с новым правительством торговый договор (1920 год).

После войны

Ллойд Джордж, политика которого позволила ему укрепить собственные позиции среди избирателей на новых выборах, стал одним из трех участников подписания знаменитого Версальского договора в 1919 году. На переговорах он, в отличие от остальных участников, проявил уступчивость.

Его успеху способствовала умело организованная кампания, призванная убедить англичан в том, что они являются победителями в войне. Он устроил показательный смотр войску, который должен был восприниматься как парад победы. Эти меры привели к желаемому результату, и в 1918 году министр образовал свое второе правительство.

Перемены в карьере

Однако уже через некоторое время в стране стало нарастать недовольство его правлением. Это было связано с плохим состоянием экономики, большими бюджетными тратами, которые подвергались нападкам консерваторов. Но главной причиной ухода Ллойда Джорджа с поста министра стал его внешнеполитический курс. Его кабинет занял прогреческую позицию, однако турецкая армия одержала победу, что стало, по сути, провалом для его министерства. Осенью 1922 года он подал в отставку.

1920-1930-е годы

В рассматриваемое десятилетие Ллойд Джордж входил в состав оппозиции. Однако его предложения уже не имели прежней популярности во многом из-за того, что позиции Либеральной партии, интересы которой он представлял, были сильно подорваны. Тем не менее в период тяжелого экономического кризиса, разразившегося в 1930-е годы, он выдвинул несколько полезных предложений по ликвидации безработицы.

Бывший премьер-министр был удостоен звания графа, однако отказался продолжить политическую карьеру, не приняв предложение войти в военный кабинет, который возглавлял У. Черчилль. Перу известного политика принадлежит ряд сочинений, среди них - воспоминания о войне, написанные в 1933-1936 годах. Особенного внимания заслуживает его книга о ходе мирной конференции перед подписанием Версальского документа, участником которой был Ллойд Джордж. «Правда о мирных договорах» - произведение, которое повествует о подготовке переговоров, ходе заседаний, в которой автор дает свое ви́дение сложных политических перипетий.

Скончался знаменитый политик в 1945 году.

На состоявшихся в 1906 г. парламентских выборах консерваторы потерпели поражение. С этого времени, находившиеся у власти до 1916 г. либералы, встали на путь реформ. В 1906 г. они выступили за сохранение «свободной торговли» и «дешевого хлеба», чем привлекли на свою сторону мелкую буржуазию и рабочих. Новый кабинет возглавил Г .Кэмпбелл–Баннерман. В апреле 1908 г. он умер и его место занял Герберт Асквит.

В этот период основная роль в руководстве экономикой, а фактически всей внутренней политикой страны выпала на долю Дэвида Ллойд Джорджа (1863­–1945).

Дэвид Джордж, позднее извесный под фамилией Ллойд Джордж, родился 17 января 1863 г. в Манчестере. Отец его Уильям Джордж - сын фермера - сумел получить образование в Лондоне и затем учительствовал. В 1864 г. в возрасте сорока одного года Уильям Джордж умер от воспаления легких. Мисс Джордж с тремя маленькими детьми к брату Ричарду Ллойду. Он владел небольшой сапожной мастерской в захолустной уэльсской деревушке Лланистамдви. Заметив способности племянника, дядя помог ему получить образование. После окончания сельской школы, Дэвид Джордж заочно обучался юридическим наукам и, сдав экзамены, получил диплом юриста по гражданским делам. В благодарность дяде за помощь юноша присоединил его фамилию к своей.

Поступив в провинциальную адвокатскую контору он стал сотрудничать в местной печати. В 1890 г. Дэвид Ллойд Джордж добился успеха на выборах в парламент, он избран в палату общин. Со времени англо-бурской войны 1899–1902 гг. Ллойд Джордж выходит набольшую политическую арену. Он становиться одним из лидеров английской либеральной партии. Вскоре он выделялся как талантливый политический деятель и был уже известен как выдающийся оратор, умевший зажигать любую аудиторию. Внешне невзрачный, похожий на заурядного клерка он преображался во время своих выступлений. Красноречие вырывалось у него, по отзыву современников, «сразу как пламя из горящего здания».

Политическое чутье и умение нанести противнику удар во фланг или с тыла долгое время безотказно служили ллойд Джорджу, «Он слышит, как растет трава», - говорил о своем шефе его секретарь Сильвестр. А вот кредо самого Ллойд Джорджа: « Как на войне так и в политике я никогда не верил в дорогостоящие фронтальные атаки, если есть обходной путь». Гибкость, находчивость, способность в любой ситуации изыскать скрытые ресурсы наряду с даром блестящего оратора-демагога характеризовали Ллойд Джорджа-политика.

(См.: К. Б. Виноградов. Дэвид Ллойд Джордж. - М.,1970.)

В 1905 г. Дэвид Ллойд Джордж впервые вошел в либеральный кабинет в качестве министра торговли, в 1907, в правительстве Г. Кэмпбелл-Баннермана он стал министром финансов.



Приход либералов к власти совпал с резким возрастанием стоимости жизни в стране, за этим последовала безработица. Реальные доходы населения стали снижаться. В ответ активизировалось стачечное движение, возобновились марши безработных.

Дэвид Ллойд Джордж лучше, чем его коллеги, почувствовал в 1906–1907 гг., необходимость социальных реформ. Свою первую акцию он начал с отмены решения палаты лордов по делу таффской долины: тред-юнионы освобождались от уплаты убытков предприятий от забастовок. Вторым удачным актом было вмешательство Ллойд Джорджа в трудовой конфликт на железной дороге, который перерос в стачку - конфликт был ликвидирован.

В 1908–1909 гг. после очередной стачки железнодорожников правительство вынуждено было провести некоторые социальные реформы: был установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров и введено пенсионное обеспечение для рабочих. Было принято решение о бесплатном среднем образовании. К числу особых достижений Ллойд Джорджа англичане относят и принятие в 1911 г. закона о социальном страховании.

В апреле 1909 г. Ллойд Джордж внес в нижнюю палату свой первый бюджет. Министр перетрудился над его подготовкой и при презентации был не в ударе - запинался, а под конец речи охрип. Рассчитанная на эффект последняя фраза - что уже при жизни тогдашнего поколения убожество исчезнет из Англии, как исчезли волки, коими некогда кишели ее леса, - не произвели должного впечатления.

Ллойд Джордж окрестил свою программу «народным бюджетом». В нем появилась статья о пенсиях по старости (с 70 лет) и предусматривалась материальная поддержка бирж труда. На все социальные расходы министр предлагал выделить 10 млн. фунтов, сопроводив это каскадом деклараций насчет заботы о благе народном. В четверо больше предусматривалось на военно-морские расходы, но об этой статье канцлер казначейства говорил скромно.



Средства, необходимые на осуществление социальных реформ, Ллойд Джордж предложил получить за счет увеличения налогов с зажиточных слоев населения - дополнительным налогом в размере 2,5% облагались доходы свыше 3 тыс. фунтов стерлингов, а также налогов, взимавшихся при наследовании.

Бюджет встретил серьезное сопротивление со стороны консерваторов в палате общин. Бальфур сконцентрировал силы оппозиции в палате главным образом против земельных налогов, против того, что он назвал «покушением на принцип частной собственности». Консерваторы характеризовали его как социалистический и демократический. Палата лордов отклонила проект бюджета.

Чтобы сломить сопротивление аристократии, либералы предложили новую парламентскую реформу, которая ограничивала полномочия палаты лордов. Согласно закону 1911 г. палата лордов теряла право утверждать бюджет и не могла отклонить законопроект, если за него трижды проголосовала палата общин. Кроме того, вводилось жалование депутатам парламента. Это дало возможность претендовать на место в палате общин любому гражданину, даже не обладающему состоянием.

Дэвид Ллойд Джордж был, несомненно, ярким представителем «либеральной тактики буржуазии» и стремился для укрепления Британской империи консолидировать позиции господствующих группировок страны. В обстановке подъема народного недовольства, он считал целесообразным продолжать политику реформ, говорил о необходимости жилищного строительства, о земельной реформе, об отделении церкви от государства, о расширении прав местных властей, подымал вопрос и о перспективах национализации железных дорог.

(Lloyd George, David) (1863-1945), британский государственный деятель и премьер-министр. Родился в Манчестере 17 января 1863, его отец, директор школы в Уэльсе, умер, когда Дэвиду было 3 года, и семье (матери и двум сыновьям) помогал брат матери, баптистский пастор Ричард Ллойд из Северного Уэльса. Дэвид, стремившийся к юридической карьере, стажировался в одной из контор в Портмадоке. Принимая активное участие в местной политической жизни, в 1890 был избран депутатом от либералов в палате общин по графству Карнарвон на северо-западе Уэльса. Ллойд Джордж вскоре стал известен энергичными нападками на консерваторов и выступлениями в защиту уэльских нонконформистов и националистов. В период англо-бурской войны 1899-1902 резко выступил против политики Великобритании, в результате чего одни приписывали ему пробурскую позицию, а другие называли сторонником "малой Англии". В глазах общественного мнения он выглядел приверженцем решительных действий и человеком, способым взять на себя принятие решений. В 1905-1908 Ллойд Джордж был министром торговли в кабинете Г.Кэмпбелл-Баннермана, а в 1908 занял пост министра финансов в правительстве Г.Асквита. В 1909 представил свой знаменитый "народный" бюджет, устанавливавший повышенные налоги на предметы роскоши, доходы и пустующие земли лендлордов. Ллойд Джордж выступил с блестящей речью в защиту бюджета, подвергнутого резкой критике консерваторами, а в речи на Лаймхаусском участке лондонских доков обрушился на консерваторов и зажиточные слои общества. Принятый палатой общин бюджет был провален консервативным большинством в палате лордов. Когда в 1910 правительство либералов получило поддержку на выборах, бюджет был в конце концов принят. За принятием бюджета последовали закон о реформе социальной сферы, билль о гомруле для Ирландии; было значительно ограничено право "вето", которое имела палата лордов (1911). В 1911 Ллойд Джордж провел закон о государственном страховании, дававший право на обеспечение по болезни и нетрудоспособности, а также закон о страховании по безработице. Оба были подвергнуты резкой критике, однако весьма помогли Англии в нелегкие послевоенные годы. Когда разразилась Первая мировая война, Ллойд Джордж еще год оставался министром финансов, однако, когда выявилась недостаточность снабжения армии вооружениями, а в мае 1915 кабинет был реорганизован в первое коалиционное правительство, он стал главой вновь созданного министерства вооружений. Несмотря на успехи на этом посту, Ллойд Джордж не был удовлетворен тем, как велись военные действия. В конце 1915 он стал ярым поборником всеобщей воинской повинности, а в 1916 он провел закон о воинской повинности. В июне, после гибели Китченера, был назначен военным министром. Падение Румынии усилило неудовлетворенность Ллойд Джорджа ходом военных действий и принятой стратегией, что нашло выражение в его предложении реорганизовать кабинет. После отставки Асквита 5 декабря 1916 Ллойд Джордж стал премьер-министром коалиционного правительства, хотя многие либералы отказались поддержать кабинет и подали в отставку вместе с бывшим премьером. Образованный Ллойд Джорджем небольшой военный комитет из пяти членов, своеобразный "кабинет в кабинете", добился значительного ускорения процесса принятия оперативных решений. Кроме того , пытаясь повлиять на изменение стратегии, Ллойд Джордж добивался создания единого военного командования вооруженными силами союзников, что было реализовано только в апреле 1918. Единое командование, а также прибытие американских подразделений несколько ранее назначенного срока сыграли существенную роль в успешном завершении войны. Перед Парижской мирной конференцией 1919-1920 Ллойд Джордж усилил свои позиции, одержав победу на т.н. "хаки-выборах" (в которых принимали участие военнослужащие) в декабре 1918 в атмосфере горечи и поклонения героям, характерной для последнего периода войны. Версальский мирный договор был подписан Ллойд Джорджем, Вудро Вильсоном и Жоржем Клемансо в 1919, на переговорах Ллойд Джордж проявил сдержанность и уступчивость. В 1919-1922 популярность правительства стала постепенно уменьшаться: прошел ряд забастовок, в том числе железнодорожников, бюджетные траты вызвали возмущение и критику консерваторов, строгие меры экономии - недовольство радикалов. Плачевным оставалось положение в Ирландии, и в то же время мало кого устраивал договор 1921, предоставлявший большей части Ирландии статус доминиона. Несмотря на все недовольство консерваторов, к поражению Ллойд Джорджа привел правал внешнеполитического курса. Неудачной оказалась прогреческая политика: в 1922 Турция одержала победу в войне, а Чанакский инцидент едва не вовлек Англию в войну. В октябре 1922 Ллойд Джордж вынужден был подать в отставку. Премьер-министром стал Бонар Лоу. Деятельность Ллойд Джорджа как лидера оппозиции (1926-1931) нельзя назвать успешной. Отчасти это объяснялось постепенным отмиранием либеральной партии, отчасти нелюбовью асквитовских либералов к Ллойд Джорджу, отчасти тем, что программа либералов, касавшаяся пособий и реформ, была перехвачена лейбористами. Тем не менее в период экономического кризиса 1930-х годов Ллойд Джордж был единственным политическим лидером, выдвинувшим свежие идеи о мерах борьбы с безработицей. Во внешней политике он поддерживал курс на умиротворение держав Оси. Ллойд Джордж дважды отказывался войти в военный кабинет Черчилля. В 1944 он был удостоен звания первого графа Ллойда Джорджа Двайфорского. Среди его сочинений - Военные мемуары (War Memoirs, 1933-1936); Правда о мирных договорах (The Truth About the Peace Treaties, 1938). Умер Ллойд Джордж в местечке Тайнвид близ Лланстамдай (графство Карнарвон, Северный Уэльс) 26 марта 1945.