Новый год во дворце белосельских белозерских. Дворец Белосельских-Белозерских - Восточные моды или bright old things — LiveJournal. Предложения для гостей

H G Я O L

История

В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, и на его месте в конце XVIII века архитектор Ф. И. Демерцов построил первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва .

Строительство современного дворца

В -1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером , приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского . В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец , выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли . В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен . По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид . Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

Хозяева

Название «Белосельских-Белозерских» условно: один из наследников мясниковских миллионов, генерал свиты князь Эспер Белосельский-Белозерский заказал здание в духе Растрелли Андрею Штакеншнейдеру, но скончался, когда рыли фундамент особняка, в 1846 году. Супруга Елена Павловна (урождённая Бибикова) переехала в его особняк на Литейном проспекте , выйдя замуж за князя Василия Кочубея . Дворец на Невском она не оставляла, используя его для проведения балов и светских вечеров. Он был расположен по соседству с императорским Аничковым дворцом , и сюда часто приходили царские особы.

В 1865 году Надежда Дмитриевна (урождённая Скобелева) вышла замуж за Константина Белосельского - флигель-адъютанта , сына Елены Павловны (во втором браке - княгини Кочубей) от первого брака и поселилась во дворце. Дворец в ту эпоху продолжал считаться самым светским местом столицы, хозяева говорили на русском с лёгким английским акцентом - по последней моде 1880-х. В это время произошёл кризис - капитализация металлургических предприятий Урала - главных активов хозяина - стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.

С 1884 года дворец связывался с именем великого князя Сергея Александровича - младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной). Дворец получил новое название - «Сергиевский».

С 1891 года великий князь стал генерал-губернатором Москвы и дворец пустовал.

В 1905 году Сергея Александровича убил эсер-боевик Иван Каляев , и в особняке всё изменилось: Елизавета стала монахиней, игуменьей московской Марфо-Марьинской обители. Так как она была бездетна, её приёмными детьми стали племянники мужа - Дмитрий и Мария . Их мать умерла при родах, а отец, великий князь Павел Александрович , отбил у генерала Эриха фон Пистелькорса жену красавицу Ольгу , и женился на ней. После этого великого князя на долгое время выслали из России.

Мария Павловна вышла замуж за шведского принца, а Дмитрий Павлович получил от тети её петербургский дворец на Невском . Дмитрий являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком. В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым осуществил покушение на Григория Распутина . После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию . Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался Англо-русский военный госпиталь, торжественно открытый Британским Красным крестом в присутствии Императрицы 30 января 1916 г. и просуществовавший до января 1918 г. В госпитале работал английский персонал под руководством доктора Флемминга. За время своей работы в госпитале прошли лечение около 6000 русских солдат.

После октябрьской революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже - Куйбышевского района. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж , а частично в особняк на Крестовском острове , также принадлежавший этому семейству.

После провала августовского путча 1991 года райком КПСС закончил своё существование и в 1992-м году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга и в нём было размещено государственное учреждение культуры «Петербургский культурный центр».

С середины 1990-х и до 2004 г. во дворце располагался Исторический музей восковых фигур.

C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию. Последние реставрационные работы были проведены в 2015 году. В ходе реставрации Зеркальному (концертному) залу и Парадной столовой были возвращены изначальные цветовые решения в оформлении, задуманные А. И. Штакеншнейдером, были отреставрированы все живописные полотна и панно, встроенные в стены Парадной столовой.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Дворец сегодня
Часть 1

Дворец Белосельских-Белозерских.
Сергиевский дворец — бывший дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой.
Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «второго барокко».

Дворец Белосельских-Белозерских со стороны Невского проспекта

Участок, где располагается дворец Белосельских-Белозерских, равно как и другие участки на берегу реки Фонтанки, в начале XVIII века был передан для освоения знатным вельможам. Сначала им владел сенатор, князь А. И. Шаховской. При Екатерине II его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев. Некоторое время хозяином участка являлся сенатор И. А. Нарышкин.


Вид на Фонтанку. Слева от моста - дом И. А. Нарышкина. 1820-е гг

В 1797 году у Нарышкина участок приобрела княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская. Она была второй женой князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, на приданное которой эта семья и приобрела дом у Нарышкина, а в 1803 году у потомков Разумовских - Крестовский остров. В 1800 году по проекту Ф. И. Демерцова здесь был построен новый дом в стиле классицизма, главный фасад которого выходил на Невский проспект.


Дворец Белосельских-Белозерских со стороны Фонтанки


Вид на дворец с Аничкова моста


Фронтон фасада со стороны реки Фонтанки


Окно аттика


Маска льва на фасаде


Адмиралтейская башня (Дворец Белосельских-Белозерских)


Мальчик-атлант. Фрагмент аттика. Скульптор Д.И. Иенсен. 1847-1848

Лучковый фронтон со стороны Невского проспекта


Маски в сандриках окон второго этажа


Скульптурный декор окна второго этажа


Фигура атланта у главного входа


Ваза на парапете

Маски в сандриках окон


Декоративное оформление окон цокольного этажа

Со временем этот особняк перестал устраивать владельцев особняка. Он стал казаться неудобным, а скромный классический фасад - не соответствующим их высокому положению в обществе. Новый дворец Белосельских-Белозерских было получено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Разработка проекта велась в 1840-1841 годах. Строительство осуществлялось в 1846-1848 годах, в результате чего были перестроены выходящие на Невский проспект и Фонтанку корпуса, возведены два новых флигеля во дворе.


Дворец Белосельских-Белозерских. Фасад со стороны реки Фонтанки. Проектное решение (Дворец Белосельских-Белозерских)

Фасады дворца Белосельских-Белозерских были выполнены в стиле барокко, что стало первым примером применения этого стиля в Петербурге XIX века. По всей видимости, прототипом здания стал Строгановский дворец, располагающийся на углу Невского проспекта и реки Мойки.


Фигуры атлантов поддерживающих балкон

Терракотовые фигуры атлантов на фасаде, атланты и кариатиды внутри помещений были выполнены по моделям скульптора Д. И. Иенсена.


Парадная лестница

Большинство залов были оформлены в стиле роккоко. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная.

Её окна выходят как на реку, так и на проспект. Далее расположились Зелёная гостиная и Приёмная. Приёмную украшает живописное панно "Праздник Венеры" и изготовленная на фабрике Ф. Мельцера мебель. Анфилада вдоль Невского проспекта начиналась Гостиной и Парадной столовой.


Дубовый зал

Далее располагалась картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Двусветный концертный зал при первых владельцах представлял из себя два отдельных помещения. Из фойе можно было попасть в Театральный зал.

На первом этаже частично сохранились Приёмная, Кабинет и Столовая. Хорошо сохранилась Парадная лестница.

Заказчик строительства князь Эспер Александрович Бельсельский-Белозерский умер от тифа 15 июня 1846 года. Он так и не поселился в новом дворце. Его вдова Елена Павловна занималась перестройкой парадных залов и дворовых хозяйственных флигелей. В это время здесь был проведён водопровод. Деревянную торцевую мостовую напротив дворца Белосельских-Белозерских заменили мостовой из "бруснинского камня", у парадного подъезда устроили чугунный навес.

Елена Павловна достаточно скоро после смерти мужа вновь вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея. Дворец Белосельских-Белозерских в это время перестраивался, семья обитала в особняке на Литейном проспекте.

Дворец Белосельских-Белозерских Елена Павловна использовала для проведения балов и светских вечеров. Из-за его соседства с императорским Аничковым дворцом на балы часто наведывались царские особы. Иногда они устраивались только для семьи императора.
Эти мероприятия особенно нравились Александру III, который не жаловал официальные балы. Супруга императора готова была танцевать до утра, а он сам в это время играл в вист.
Для того, чтобы завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока играть уже было некому. Только после этого он подходил к супруге и вместе с ней удалялся из дворца.

Дворец Белосельских-Белозерских был известен не только балами, но и музыкальными вечерами. Здесь выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн. В качестве слушателя на вечерах присутствовал Пётр Ильич Чайковский.

В 1880-х годах капитал князей Белосельских-Белозерских стремительно сокращался, их предприятия работали в убыток. Для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан великому князю Сергею Александровичу. Тот приобрёл это здание по случаю женитьбы на Елизавете Гессен-Дармштадской (Елизавете Фёдоровне). Князь Кочубей же переехал в свой особняк на Крестовском острове, куда перевёз часть ценностей из дворца на Невском проспекте.

С тех пор дворец Белосельских-Белозерских стал называться Сергиевским. Для новых владельцев ряд помещений был переделан. Театральный зал по проекту Р. Ф. Мельцера переоборудовали в Библиотеку.


Александр Карлович Беггров (1841-1914) Вид на Аничков мост в Санкт-Петербурге

В 1891 году Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, переехал туда с женой. Дворец долгое время пустовал. 4 февраля 1905 года в результате покушения великий князь был убит. Его вдова на свои средства организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Петербургский дворец Елизаветой Фёдоровной был передан племяннику великого князя Дмитрию Павловичу. Своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.


Парад на Невском проспекте. 1850-е гг.

Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов (в том числе концертный зал, картинная галерея). В 1917 году из-за участия в убийстве Распутина великому князю пришлось уехать из России.


"Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских". Литография Ж. Жакотте и Регаме с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. Во дворце разместились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года часть помещений была передана районному комитету комсомола, а в 1920 году - районному комитету партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Комитеты занимали лишь часть здания. Другие помещения сдавались в аренду различным организациям. В конце 1920-х годов здесь был проведён косметический ремонт.

Во время ленинградской блокады дворец Белосельских-Белозерских значительно пострадал.
В 1948-1949 и 1954 годах была его восстановили и отреставрировали. В 1960-1988 годах воссоздавались интерьеры. Сюда начали водить экскурсии, которые с 1978 года могут посетить все желающие. С 1989 года во дворце даются концерты.

С 1990-х годов помещения дворца сдаются в аренду коммерческим организациям. В 2002-2003 году был отреставрирован фасад здания. В 2004-2005 годах - парадная лестница, картинная галерея и дубовый зал.

После революции 1917 года дворец Белосельских-Белозерских, как и многие другие, был национализирован. С 1920 года здесь находился районный комитет партии Центрального, позже — Куйбышевского района.
Советское время прошло для него менее болезненно, чем для большинства других объектов: Сергиевский дворец вернул себе имя первых владельцев, интерьеры памятника в XX веке почти не пострадали. Дворец расстался с коллекцией картин, собранной Белосельскими-Белозерскими: она была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.

После августовского путча 1991 года райком КПСС закончил свое существование и в 1990-е годы дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга, также в нём был расположен городской культурный центр, в начале XXI века был открыт Исторический музей восковых фигур. Более двухсот экспонатов этой коллекции изображают людей, вошедших в историю со времён Ивана Грозного.
Культурный центр проводит всевозможные выставки, конференции… Во дворце устроен концертный зал, в нём периодически проходят разнообразные музыкальные выступления.


Дворец Белосельских-Белозерских и Аничков мост через Фонтанку. Санкт-Петербург. Россия. Фотолитография.

Легенды и мифы

Этот участок на левом берегу Фонтанки давно обрёл мистический ореол «Района двойников»:

* На месте Троице-Сергиевского подворья, которое расположено рядом с этим дворцом, находился в своё время дворец, где императрица Анна Иоанновна перед самой своей кончиной увидела двойника.
* Недалеко отсюда жил Пётр Андреевич Вяземский, и однажды, придя домой, увидел в своём кабинете «самого себя, сидящего за столом и что-то пишущего».

Санкт-Петербург и пригороды

Дворец Белосельских-Белозерских привлекает к себе внимание, благодаря тому, что находится в самом сердце Петербурга – на пересечении Невского проспекта и набережной реки Фонтанки. Еще одной причиной всеобщего внимания является его архитектурное решение. Многочисленные колонны, лепнина и цвет дворца не позволяют пройти мимо здания, не обратив внимания на изящество необарокко. Прототипом дворца считают Строгановский дворец, поскольку они внешне немного похожи, построенный в стиле высокого барокко.

Богатая история дворца

В 1797 г. семья Белосельских-Белозерских купила участок земли у И. Нарышкина. С этого момента и началась история этого строения. Первоначально здесь был построен дом, однако, в 1846 г. его полностью переделали, и в итоге на этом месте был возведен архитектурный шедевр, автором которого является А. Штакеншнейдер. Он поражал своей красотой и изысканностью петербуржцев того времени.

В 1884 г. здание выкупил князь Сергей Александрович, брат Александра III. Поэтому он и получил свое второе название - Сергиевский. После этого владельцы менялись несколько раз. Но он всегда оставался центром светской жизни Петербурга. В нем проводились балы с участием представителей императорской семьи, устраивались музыкальные вечера, в которых участвовали Петр Чайковский, Ференц Лист.

Во время Первой мировой войны пять больших залов были предоставлены для нужд лазарета. Здесь прошли лечение и восстановление 6000 солдат.

После революции здание национализировали. С 1920 г. здесь функционировал комитет партии Центрального района, а немного позже - Куйбышевского. Богатая коллекция картин и ценностей были переданы в Государственный Эрмитаж и особняк на Крестовском острове.

Во время Великой Отечественной войны строение пострадало, некоторые его части были разрушены, но спустя некоторое время его полностью отреставрировали.

В наши дни

1991 году дворец Белосельских-Белозерских передали Комитету по Культуре города. Сейчас здесь постоянно проводятся выставки и концерты. Здание дворца также нередко включают в программу пешеходных и обзорных экскурсий по городу, призванных познакомить туристов с историей и архитектурой Северной столицы.

До наших дней великолепно сохранились в первоначальном виде:

  • Дубовый зал.
  • Парадная столовая.
  • Зеркальный зал (с отличной акустикой).
  • Картинная галерея.
  • Золотая Малиновая гостиная.

Все это можно увидеть, посетив специальную экскурсию по парадным залам.

На сайте вы можете найти информацию о Строгановском дворце, в здании которого сейчас располагается Русский музей, а также о других великолепных дворцах Санкт-Петербурга.

Я уверена, что при своей поездке в Санкт-Петербург во время непременного для всех туристов променада по Невскому проспекту вы непременно обратите внимание на здание, удивительное по красоте.

Расположено оно близ Аничкого (того самого, перекинутого над Фонтанкой, где с XIX века происходит клодтовское «укрощение коня»). Пройти равнодушно мимо вы просто не сможете – так хорош данный дворец Белосельских-Белозерских! Сразу обращу ваше внимание на то, что этот необарочный архитектурный шедевр нашей Северной столицы сегодня является также известным культурным учреждением города.

Думаю, посетить место, где музицировал даже сам Пётр Ильич Чайковский, вам станет интересно.

История появления

Познакомлю вас с тем, как складывалась судьба данного дворца.

Место расположения

При строительстве новой столицы Российской империи в начале XVIII века места у Фонтанки отдавались Петром Великим для владений разных великосветских особ. Вот и участок, где располагается нынешний дворец Белосельских-Белозерских, изначально также обживался знатью. Принадлежал он по-первости князю А. И. Шаховскому, затем – сенаторам П. В. Мятлеву и И. А. Нарышкину. В конце XVIII века у последнего это место выкупила княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская – супруга князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского.


И вот в 1800 году здесь строится (архитектор Ф. И. Демерцов) особняк, выходящий фасадом на Невский проспект. Но это был только скромный «старший брат» сегодняшнего дворца, исполненный в классическом стиле. Для знатной семьи здание со временем стало казаться простоватым и не соответствовало их блистательному положению в обществе. Отмечу, что княжеский род этой фамилии вёл начало ещё от самого Владимира Мономаха.


Вот и решено было превратить особнячок в нечто более престижное.

Рождение дворца

Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.



Проект был создан и одобрен в 1841 году даже Императором Николаем I. Сама постройка завершилась к 1848 году. По ходу отмечу, что после данного здания частные дворцы в Петербурге уже не будут строиться. Оно стало последним в их блестящей плеяде.


Под руководством Штакеншнейдера были перестроены смотрящие на Фонтанку и Невский корпуса, а также появились два флигеля во дворе. Фасады нового дворца Белосельских-Белозерских выполнены в стиле барокко. Есть мнение, что образцом для данного здания стал Строгановский дворец (сегодня, с 1988 года – филиал Русского музея).


Данное здание вы можете увидеть, проходя по Невскому проспекту в том месте, где он пересекается с рекой Мойкой.

Интерьеры

Расскажу вам, что новый дворец теперь щеголял не только своим архитектурным решением, но и великолепием внешнего облика и внутренних покоев. Помните песню про Атлантов, которые «держат небо на каменных руках». Так вот, точно также как эти величественные изваяния украшают вид портика Эрмитажа, сегодня они привлекают взоры прохожих, поддерживая и фасады дворца Белосельских-Белозерских.


Всего фигур шестнадцать. К Фонтанке обращены шесть из них, на Невский проспект взирают восемь, а на знаменитый Аничков мост посматривают ещё два. Внутри помещений дворца также присутствуют эти титаны в компании кариатид.


Скульптуры были созданы по моделям Д. И. Иенсена. Убранство залов было выполнено в манере рококо. При прохождении анфилады залов второго этажа вначале гости попадали в Малиновую гостиную.


За ней следовали Зелёная гостиная и приёмная, которую оживляло панно «Праздник Венеры» и изящная мебель производства мельцеровской фабрики. Вереница помещений вдоль Невского проспекта открывалась гостиной и Парадной столовой.



Именно она в XX веке будет нести функцию фойе концертного зала, который поначалу делился на два помещения. Также из картинной галереи можно было попасть и в Театральный зал.

К помещения первого этажа относились приёмная, кабинет и столовая. Приходящие гости могли уже сразу ощутить атмосферу торжественных раутов, лишь только ступив на каменные ступени Парадной лестницы.


Также во дворце был проведен водопровод.

Первые владельцы

Я согласна с расхожим мнением, что в нашей жизни забавно что-то загадывать наперёд. Отмечу, что инициатору создания дворца, возведенного Штакеншнейдером, князю Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому не довелось пожить в новых хоромах.


Случилось так, что в 1846 году он скончался от тифа. Вдовствующая княгиня Елена Павловна была женщиной видной. Она скоро повторно вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.


Новая семья обосновалась в особняке на Литейном проспекте. Вам вероятно будет интересно, что же стало с дворцом? Княгиня начинает использовать его с целью устройства в нём балов и светских раутов.


И дворец пользовался такой популярностью, что даже императорские особы нередко становились его гостями. Кстати, а почему бы и нет? Ведь располагался дворец Белосельских-Белозерских рядышком с прекрасным Аничковым, облюбованным в ту пору семьей Императора Александра III.


Его жена Мария Федоровна, в отличие от своего венценосного супруга очень любила потанцевать. А он занимал себя при этом карточной игрой.

Передам вам одну байку о том, на что порой приходилось идти Государю, чтобы уговорить супругу возвратиться домой. Поговаривали, что он тайком подзывал к себе по очереди музыкантов и поручал каждому какое-то срочное дело. Когда продолжать игру становилось некому, Марии Федоровне невольно приходилось идти навстречу мужу.


Вот такой тактичный манёвр использовал этот находчивый супруг.Кстати, я не зря вначале рассказа упоминала вам о П. И. Чайковском.


Помимо балов княгиня Елена Павловна проводила в своём новом дворце также и вечера музыки, принять участие в которых приглашались самые видные музыканты и композиторы той поры. Среди них были также Ф. Лист и А. Рубинштейн.

Последующие хозяева

Моя прабабушка говаривала: «Не выйдет жить, как хочется, а выйдет жить, как сложится». В унисон данной поговорке «сложилось» и с первыми хозяевами. Конечно, хорошо обладать таким роскошеством для устройства увеселительных мероприятий! Но что делать, если твои капиталы уже не могут поддерживать всё это великолепие? Выход был найден весьма банальный – для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан. Достался он великому князю Сергею Александровичу.


При этом прежний хозяин – князь Кочубей – частично перевёз ценности из бывших хором в особняк на Крестовском острове, где обосновался с супругой.


Отмечу, что с того времени дворец Белосельских-Белозерских стали звать ещё и Сергиевским.


Очередные владельцы (а Сергей Александрович в то время женился на Елизавете Гессен-Дармштадской) также внесли новшества в свою нынешнюю резиденцию. К примеру, при помощи архитектора Р. Ф. Мельцера Театральный зал теперь превратился в библиотеку. Жизнь никогда не протекала буднично-обыденно для деятельных светских особ такой величины.


Уже в 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы, и переезжает в Первопрестольную с супругой. Отмечу, что во время их отсутствия в 1894 году стены дворца Белосельских-Белозерских гостеприимно приняли принцессу Алису (будущую русскую императрицу Александру Федоровну), перед её венчанием с Николаем II.


Хозяин дворца в 1905 году был убит террористом. Его вдова Елизавета Федоровна организовала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель, став её настоятельницей. Что касается героя моего повествования, то вдовствующая княгиня за неимением своих детей передала его племяннику погибшего мужа Дмитрию Павловичу. Возможно именно под влиянием милосердной тёти в годы Первой мировой войны новый хозяин предоставил дворцовые апартаменты под нужды столицы. Здесь с 1916 года Британским Красным крестом был открыт Англо-русский военный госпиталь (он просуществовал до 1918 года).


А Дмитрий Павлович из-за своего участия в убийстве Распутина покинул Россию, будучи сосланным в Персию. Дворец Белосельских-Белозерских прикупил известный промышленник И. И. Стахеев. Поговаривают, что опальный князь умудрился провернуть эту сделку из-за границы. Правда, документов, подтверждающих сие, найдено не было.

Давайте теперь посмотрим, что стало с этим шедевром архитектуры после революции.Понятно, что также как и другие здания, ранее принадлежавшие знати, он в 1918 году был национализирован.


Теперь здесь расположились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года некоторые помещения занял районный комитет комсомола, а в 1920 году – районный комитет партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Остальные залы и кабинеты пошли для аренды различных организаций. В то же время из дворца вывезли его уникальную коллекцию картин, которую некогда собрало семейство Белосельских-Белозерских. Часть её отошла , а часть – особняку на Крестовском острове, в который когда-то выехала продавшая дворец на Невском княгиня Елена Павловна. Видимо, все исторические кульбиты не прошли бесследно и для здания. В конце 20-ых годов XX века здесь пришлось делать ремонт.


В трагическое для Ленинграда блокадное время дворец сильно пострадал. После Победы вначале в 1949, а потом в 1954 году в нём велись восстановительные работы. Воссозданы были и утраченные за пронесшиеся годы интерьеры. Это происходило в период с 1960 по 1988 года под руководством известного советского архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа. Отмечу, что уже с конца 70-ых годов прошлого века во дворец стали водить экскурсии. Кстати, видимо было не позабыто и его «музыкальное прошлое» из имперских времён. Ведь с 1989 года тут не только вновь устраиваются концерты, но также Зеркальный зал дворца становится основной площадкой для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.


Дополню, что в 1991 году дворец Белосельских-Белозерских официально становится культурным центром Северной столицы. Помню, как гуляя по Невскому с друзьями-студентами в начале 90-ых, мы наткнулись на объявление, сообщавшее, что в этом дворце заработала выставка-экспозиция восковых фигур. Я не очень люблю подобный вид искусства, и эта новость почему-то показалась несколько несуразной. А вот ассоциировать данный прекрасный дворец с концертными мероприятиями мне кажется более гармоничным. Хотя, это лишь моё частное мнение.

Дворец в наши дни

Сегодня мы с вами можем беспрепятственно побывать в этом замечательном месте на ознакомительной экскурсии (об этом расскажу ниже).


Мне хочется отметить, что правительство города уделяет большое внимание техническому состоянию и восстановительным работам дворца. Так, в начале XXI века был отреставрирован фасад дома, а в 2005 году – Парадная лестница, картинная галерея и Дубовый зал.


Кстати, с 2003 года дворец передан под юрисдикцию Управления делами президента РФ. В наши дни здесь сохранились подлинные интерьеры. Кстати, Зеркальный (бальный) зал, обладающий отличной акустикой, используется, как и раньше, для проведения музыкальных мероприятий.


К ним относятся концерты «Молодые исполнители России», проводимые здесь с 2006 года. Часть помещений отдана в аренду разным организациям, например, Комитету по туризму и развитию курортов и Первому петербургскому телеканалу.Зайдите в этот дворец и полюбуйтесь его убранством, которое было создано в давно минувшие годы и до сих пор не перестает удивлять гостей.


Поднявшись по Парадной лестнице, вы сможете увидеть памятную табличку, повествующую, что в годы Первой мировой войны тут находился лазарет Красного креста. По левую сторону будет необычный музей им. А. Собчака.


Он поведает вам о процессе демократизации в России. Занимает он целых пять помещений.

Также при случае весьма советую побывать на концертах. Ведь их широкий диапазон – от вечеров классической музыки до выступления эстрадных исполнителей – позволит выбрать что-то по вкусу каждому гостю.Помимо прочего сегодня дворец несёт также функцию культурного центра. Тут проводятся фестивали, вернисажи, конкурсные мероприятия.

Как добраться

Как я уже упоминала, Дворец Белосельских-Белозерских находится у на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Полный адрес: Невский проспект, 41. Добраться сюда лучше всего при помощи метро. Есть 2 пути – от станций «Маяковская» и «Гостиный двор».


От Гостиного двора (1) ваш путь ко дворцу (2) проляжет мимо замечательного Аничкова дворца (3), через одноименный с ним мостик (4). Так что удобный случай сделать снимки на память!

Расстояние от станции метро «Маяковская» примерно такое же.


Выбор маршрута за вами.

Предложения для гостей

Посетителей здесь ждёт масса интересного:


Кстати, если вы оказались рядом с этим дворцом (1) и захотели перекусить, то буквально в двух шагах на Невском проспекте, 45-47 есть сразу 3 вполне приятных, на мой взгляд, местечка:

  • «МакКафе» (2), ресторанчик, где очень вкусно готовят суши,
  • «Две палочки» (3),
  • ресторан «Палкинъ» (4).

Кроме того, можно быстро перекусить и в Макдоналдсе (5), который также располагается здесь.

Напоследок

Я уверена, что для любознательных путешественников будет полезным свидание с этим уютным дворцом. Он, как и другие его собратья, затаил в своих покоях не только массу придворных тайн, но и более современных историй, относящихся уже к XX-XXI векам.


Может быть, он не столь помпезный, как прочие петербургские дворцы, но по-моему, это милое розовое здание на Невском, нисколько не проигрывает им, даря нам с вами свою самобытность и очарование.


А знакомясь ближе с историей уникальных строений Санкт-Петербурга, мы с вами удивительным образом соприкасаемся и с судьбами людей, их создавших, в них проживавших, в них гостивших… Перед нами увлекательнейшая книга повестей лет минувших, куда так интересно заглянуть!

Предыдущая фотография Следующая фотография

Пожалуй, каждый турист, гуляющий по улицам Петербурга, обращает внимание на дворец Белосельских-Белозерских, расположенный в самом центре города. И даже если гости Северной столицы не планировали осматривать это здание, они все равно не пройдут мимо него. Все дело в расположении: дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте рядом со знаменитым Аничковым дворцом .

Жена Александра III готова была танцевать на балах во дворце Белосельских-Белозерских без остановки, и императору приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом и играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.

Величественное здание было построено по проекту Андрея Штакеншнейдера. Интересно, что этот дом стал последним частным дворцом, возведенным в 19 веке. История дворца началась в 1797 году, когда сенатор Нарышкин продал свой участок земли князьям Белосельским-Белозерским. Семья быстро возвела для себя большой дом, но спустя время была начата масштабная реконструкция. Хозяева хотели жить в настоящем дворце, который по всем параметрам соответствовал бы их высокому положению в обществе. В 1848 году на этом месте появился дворец Белосельских-Белозерских, выполненный в стиле барокко. Стоит отметить, что новое красивое здание очаровало петербуржцев того времени. Прототипом особняка, скорее всего, стал Строгановский дворец .

Белосельские-Белозерские были коллекционерами и привозили из заграничных поездок фарфор, картины, серебро и редкие книги. Все эти ценные вещи украшали интерьер дворца.

Увы, заказчик дома Эспер Александрович так и не увидел его. Глава семьи умер от тифа за два года до окончания строительства. Вдова Елена Павловна вскоре вышла замуж за князя Василия Кочубея. Супруги устраивали во дворце Белосельских-Белозерских пышные балы, а сами жили в другом доме. К слову, балы и светские вечера во дворце считались одними из лучших в Петербурге. Частым гостем мероприятий был император Александр III и его супруга. Иногда балы устраивались исключительно для царской четы. Мария Федоровна обожала танцевать, а Александр III - играть в вист. Жена императора готова была танцевать без остановки, и ему приходилось идти на всяческие уловки, чтобы уговорить супругу поехать домой. Обычно он под каким-либо предлогом по одному вызывал к себе музыкантов. Когда все музыканты были заняты каким-то другим делом, а играть уже было некому, Мария Федоровна соглашалась покинуть дворец и отправиться домой.

Хозяева дворца Белосельских-Белозерских устраивали музыкальные вечера, на которых играли многие известные композиторы. Частым гостем таких мероприятий был Петр Чайковский.

Однако дела Василия Кочубея шли все хуже и хуже, и в 1884 году он вынужден был продать дворец князю Сергею Александровичу, младшему брату Александра III. Именно поэтому дворец впоследствии получил название Сергиевского. Но в 1905 году на князя было совершено покушение. Особняк передали во владение его племяннику Дмитрию Павловичу. В 1917 году он принял участие в убийстве Григория Распутина и затем был сослан в Персию. Владельцем дворца Белосельских-Белозерских стал крупный промышленник Иван Стахеев.

После революции здание было национализировано. Здесь располагались самые разные организации: курсы красной пропаганды, районный комитет комсомола и другие. Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но был восстановлен и отреставрирован. В 1991 году дворец получил статус Петербургского культурного центра, в котором сейчас часто проводятся выставки и концерты. Часть помещений сдается в аренду различным коммерческим организациям.

Практическая информация

Дворец Белосельских-Белозерских находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41, станции метро «Маяковская», «Гостиный двор». Экскурсия по парадным залам дворца будет стоить 300 RUB.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.