Муниципальный этап олимпиады школьников по биологии. Задания муниципального этапа xxix всероссийской олимпиады школьников по биологии. московская область уч. год

ЗАДАНИЯ

муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017-2018 учебный год

6 класс

Дорогие ребята!

Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Успеха вам в работе!

Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырёх возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.

1. Ботаника – это наука, изучающая царство:

А) Грибов

Б) Животных

В) Растений

Г) Бактерий

2. Кустарником называется растение, которое имеет:

А) Один одревесневший ствол

Б) Несколько одревесневших стволов

В) Один травянистый стебель

Г) Несколько травянистых стеблей

3. К двулетним растениям относится:

А) Морковь

В) Огурец

4. Назовите органоиды клетки, которые характерны только для растений:

А) Митохондрии

Б) Рибосомы

В) Хлоропласты

Г) Вакуоли

5. Полупроницаемостью обладает клеточная структура:

А) Митохондрия

В) Вакуоль

Г) Цитоплазматическая мембрана

6. Назовите структуру клетки, в которой находятся хромосомы:

А) Хлоропласт

В) Митохондрия

Г) Вакуоль

7. В местах активного роста растения находятся ткани:

А) Образовательные

Б) Покровные

В) Механические

Г) Основные

8. Назовите органы растения, относящиеся к вегетативным органам:

А) Цветки, плоды, семена

Б) Корни и побеги

В) Цветки и побеги

Г) Все выше перечисленные

9. На рисунке представлено внутреннее строение зерновки пшеницы. Цифрой 5 на нём обозначено:

А) Семядоля

Б) Эндосперм

В) Кожура

Г) Зародыш

10. Корневой волосок выполняет функцию:

А) Всасывающую

Б) Защитную

В) Покровную

Г) Проводящую

11. Стержневая корневая система характерна для:

А) Подсолнечника

В) Пшеницы

Г) Подорожника

12. Назовите цветковое растение, которое образует корнеплоды:

А) Картофель

Б) Георгин

В) Свекла

13. Тело водоросли называется:

А) Мицелием

Б) Плодовым телом

В) Слоевищем

Г) Побегом

14. Изображённые на рисунке бактерии относят к группе:

А) Бациллы

Б) Спириллы

Г) Вибрионы

15. Хлорофиллоносными бактериями являются:

А) Клубеньковые

Б) Почвенные

В) Молочнокислые

Г) Цианобактерии

16. В клетках грибов отсутствуют:

А) Лизосомы

Б) Митохондрии

В) Пластиды

Г) Вакуоли

17. Грибы, которые не образуют грибницу, это:

А) Плесневые

Б) Хищные

Г) Дрожжи

18. Олений мох относится к:

А) Лишайникам

В) Плаунам

Г) Хвощам

19. Лишайники – это организмы, являющиеся симбиозом:

А) Вируса и гриба

Б) Водоросли и бактерии

В) Гриба и водоросли

Г) Бактерии и вируса

20. К простейшим НЕ относится:

А) Инфузория

Б) Радиолярия

В) Кладония

Г) Фораминифера

Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Бактерии могут быть одноклеточными или многоклеточными организмами.

2. Корень у растений выполняет только проводящую функцию.

3. Растительный организм образован только живыми клетками.

4. Для растений характерен неограниченный рост.

6. Животные относятся к автотрофам.

7. Клёст-еловик выводит птенцов в середине зимы.

8. Вирусы – это одноклеточные организмы.

9. Основной и наименьшей единицей классификации является вид.

10. Черноголовая гаичка и Буроголовая гаичка – это разные виды синиц.

Часть 3. Вам предлагается текст с пропущенными терминами. При выполнении задания вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) запишите в матрицу ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 1 баллу за каждый пропущенный термин).

Пластиды бывают окрашенными и бесцветными. Зелёный цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зелёных пластид – _____ (А). Эти пластиды содержат зелёный пигмент – _____ (Б), с помощью которого клетки растений улавливают солнечную энергию и создают органические вещества. Бесцветные пластиды называются _____ (В). В них откладываются запасные питательные вещества. Красно-оранжевые пластиды называют _____ (Г). Они содержатся в цветках и плодах.

Перечень терминов:

1. Ксантофилл

2. Лейкопласты

3. Крахмал

4. Хлорофилл

5. Хромопласты

6. Ликопин

7. Антоциан

8. Хлоропласты

Часть 4. Вам предлагается рисунок поперечного среза одного из органов растения. Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы. Ответы (слово, словосочетание, цифры) запишите в матрице ответов. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 1 баллу за каждый ответ).

1. Какой орган растения показан на рисунке?

2. Как называется зона, обозначенная цифрой 4?

3. Как называется вырост наружной клетки этой зоны?

4. Какая растительная ткань находится в зоне, обозначенной цифрой 1?

5. Что защищает клетки зоны деления от повреждений?

6. Какой цифрой на рисунке обозначена зона роста?

МАТРИЦА ОТВЕТОВ

на задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017-2018 учебный год

6 класс

Максимальное количество баллов – 40

Часть 1 (макс. 20 баллов – по 1 баллу за каждый верный ответ). Всего: _____

Часть 2 (макс. 10 баллов – по 1 баллу за каждый верный ответ). Всего: _____

Часть 3 (макс. 4 балла – по 1 баллу за каждый верный ответ). Всего: _____

Часть 4 (6 баллов – по 1 баллу за каждый верный ответ). Всего: _____

Проверил ____________________ / ______________________________

Всероссийская олимпиада школьников по биологии.

Муниципальный этап

2015-2016 учебный год

7 класс

1. Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа

из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20

(по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Организмы,клетки которых имеют клеточную стенку и нуклеоид относят к царству

а) животные б) растения в) бактерии г)грибы

2.Ризоиды характерны для:

а) сфагнума б) спирогиры в) ламинарии г) кувшинки белой

а) грипп и чума б) чума и холера в) дизентерия и оспа г) холера и дизентерия

4) Грибы, как и животные,

а) ведут прикрепленный образ жизни б) гетеротрофные организмы

в) размножаются вегетативно г) размножаются спорами

5. Светочувствительный глазок характерен для

а) амёбы обыкновенной б) ламинарии сахаристой в) малярийного плазмодия

г) хламидомонады снежной

6. Гермафродитизм не характерен для

а) молочно-белой планарии б) печёночного сосальщика в) свекловичной нематоды

г) широкого лентеца

7. Название группы организмов, соответствующие классу

а) хордовые б) двудольные в) пасленовые г)бактерии

8. К образовательной ткани растений относят

а) ксилему б) флоэму в) кожицу г) камбий

9. Самое мелкое цветковое растение

а) сурепка б) ряска в) звездчатка г) вольфия

10. Венеция стоит на сваях из

а) лиственницы б) каштана в) сосны г) дуба

11.Наука о совместимости растений называется

а) экология б) фитогеоргафия в) аллелопатия г) флористика

12. У животных типа Простейшие нет

а) обмена веществ б) органоидов в) тканей г) обмена генетической информации

13. Укажите правильную характеристику типа Кишечнополостные

а) растительноядные животные б) все ведут прикрепленный образ жизни

в) нападают и защищаются с помощью стрекательных клеток

г) нервная система представлена нервной цепочкой

14.Одним из важнейших признаков Типа Членистоногие является

а) незамкнутая кровеносная система б) обитание в надземно-воздушной среде

в) хитиновые покровы тела и строение тела г) жаберное дыхание

15. Укажите пример мимикрии у животных

а) неядовитые мухи похожи на ос и шмелей б) яркая окраска змеи

в) принятие угрожающей позы г) окраска зебры

16. Высосанная пиявкой кровь сохраняется в свежем виде в ее кишечнике в течение

а) 1 года б)1,5 года в) 2 лет г) 0,5 года

17. Основной хозяин бычьего цепня

а) крупный рогатый скот б) овца в) рыба г) человек

18. Заражение дизентерией происходит:

а) через укус насекомого, переносчика заболевания;

б) при употреблении в пищу плохо прожаренного мяса больного животного;

в) воздушно-капельным путем;

г) при заглатывании цист дизентерийной амебы с пищей или водой.

19. Поясок на теле дождевого червя принимает участие в:

а) передвижении; б) спаривании; в) питании; г) регенерации.

20. Замкнутую кровеносную систему имеют

а) круглые черви б) кольчатые черви

в) членистоногие г) моллюски

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Обыкновенная амеба образует цисту в следствие того, что

1) она приступает к делению

2) увеличивается количество пищи

3) в водной среде не достаточно кислорода

4) пересыхает водоем, в котором она обитает

5) в воде оказываются вредные для нее вещества

6) увеличилось количество организмов, которые её поедают

А) 1,3,4

Б) 2,3,4

В) 1,4,5

Г) 3,4,5

2. Бесполым путем размножаются

1) амеба 2)покрытосеменные 3) круглые черви 4)плоские черви
5) кишечнополостные 6) моллюски

А)1.2,5

Б) 1,4,6

В) 2,3,5

Г) 3,4,5

3.Признаки животных:

1) выделяют кислород 2) образуют органические вещества из неорганических

3) запасное вещество клеток- гликоген 4) выделяют углекислый газ

5)большинство активно передвигаются в пространстве 6) имеются проводящие ткани

А) 2,3,6

Б)1,3,4

В) 3,4,5,

Г) 4,5,6

4. Особенностями оплодотворения покрытосеменных растений является

1) участие одного спермия 2) участие двух спермиев 3) яйцеклетка оплодотворяется одним спермием 4) яйцеклетки развиваются в женских шишках 5) яйцеклетки развиваются в семязачатках

А) 1,4,5

Б) 2,3,5

В) 1,3,4

Г) 1,3,5

5. Папоротники, как и мхи,

1) являются высшими споровыми растениями

2) имеют вегетативные и генеративные органы (цветки, плоды)

3) являются многолетними растениями

4) в процессе фотосинтеза образуют органические вещества и з

неорганических

5) не нуждаются в воде при размножении и развитии

6) не содержат в клетках хлоропласты и митохондрии

А) 1,2,3

Б) 1,3,5

В) 1,4,5

Г) 1,3,4

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1.Единственная хромосома бактерий располагается непосредственно в цитоплазме.

2.Ризоиды водорослей служат для образования минеральных веществ и закрепления в почве.

3. Все грибы- гетеротрофные организмы.

4.От главного корня отходят придаточные корни

5. Из споры папоротника развивается гаметофит.

6. Яркую окраску имеют животные, хорошо защищенные от хищников.

9.С появлением мезодермы связано формирование нервной системы

10.Кровеносная система круглых червей незамкнутая.

Часть 4. Вам предлагается тестовое задание, требующее установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы

ответов в соответствии с требованиями заданий.

Растение

Названия плодов

А) чина

Б) рис

В) овес

Г) томат

Д) картофель

Е) горох

Ж ) смородина

З) брусника

1) ягода

2) зерновка

3) боб

7 класс [ max 48 баллов ]

Часть 1 [ 20 баллов]:

1-10

11-20

Часть 2 [ 10 баллов]:

Часть 3 [ 10 баллов]:

ДА

НЕТ

Часть 4 [ 8 баллов]:

растения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

название

плодов

3

2

2

1

1

3

1

1

Матрица ответов 7 класс

Часть 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1-10

11-20

Часть 2

1

2

3

4

5

Часть 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ДА

НЕТ

Часть 4

растения

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

название

плодов

3

2

2

1

1

3

1

1

Задания для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

по биологии в 2015/2016 учебном году

11 класс

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Изучить трехмерную поверхность клетки можно с помощью метода:
    а) сканирующей электронной микроскопии;
    б) трансмиссионной электронной микроскопии;
    в) ультрафиолетовой микроскопии;
    г)
    интеферентной микроскопии .
  2. Субклеточным уровнем организации живой материи является:

а) органоидный
б) молекулярно-видовой;

в) клеточный;

г) тканевой.

  1. Молекула, функциональная активность которой зависит от наличия в ней ионов магния:
    а) гемоглобин;
    б) инсулин;
    в) хлорофилл;
    г) тироксин.
  2. При снижении рН в клетке против нормы включаются реакции, направленные на её восстановление:
    а) НСО 3 – = СО 3 –2 + Н +

б) Н 2 РО 3 – = НРО 3 –2 + Н +
в) НСО 3 – + Н + = Н 2 СО 3
г) Н + + ОН – = Н 2 О

  1. В пробирки с Н 2 О 2 поместили кусочки хлеба, моркови, яйца, варенного мяса. Кислород выделялся в пробирке с:

а) колбасой;
б) хлебом;
в) моркови;
г) яйцом.

  1. Клетка – единица развития всех организмов. Это положение сформулировал:

а) Р. Вирхов

б) К. Бэр

в) Т. Шван

г) М. Шлейден

  1. Ультрамикроскопические органоиды клетки:
    а) клеточный центр, микротрубочки
    б) рибосомы, эндоплазматическая сеть
    в) лизосомы, митохондрии
    г) нейрофибриллы, миофибриллы
  2. Органоидами-симбионтами эукариотических клеток являются:

а) комплекс Гольджи, хромопласты

б) митохондрии, лейкопласты

в) рибосомы, клеточный центр

г) пластиды, лизосомы

  1. В процессе спирализации хроматиды утолщаются в:

а) 500 раз

б) 1000 раз

в) 1500 раз

г) 2000 раз

  1. В процессе репродукции вирусов установлена следующая последовательность стадий:
    а) адсорбция – инъекция – лизис – репликация – самоорганизация;
    б) адсорбция – лизис – инъекция – репликация – самоорганизация;
    в) инъекция– лизис – репликация – самоорганизация – адсорбция;
    г) адсорбция – инъекция– репликация – самоорганизация – лизис.
  2. Интенсивность процессов фотосинтеза в большей степени зависит от энергии световых лучей:
    а) красных и синих
    б) желтых и зеленых
    в) зеленых и красных
    г) синих и фиолетовых
  3. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена заключается в том, что:
    а) пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического
    б) энергетический обмен поставляет кислород для пластического
    в) пластический обмен поставляет минеральные вещества для энергетического
    г) пластический обмен поставляет молекулы АТФ для энергетического
  4. Хемотропный тип питания был открыт:
    а) Д.И. Ивановским

б) С.Н. Виноградским
в) К.А. Тимирязевым
г) Н.И. Вавилов. +

  1. Источником водорода для восстановления СО 2 в процессе фотосинтеза является:
    а) вода

б) олигосахариды
в) полисахариды
г) монозы .

  1. Окисление пировиноградной кислоты с освобождением энергии происходит в:
    а) рибосомах
    б) ядрышке;
    в) лизосомах;
    г) митохондриях.
  2. Транскрипцию генетической информации с РНК вируса на ДНК клетки-хозяина обеспечивает:
    а) полимераза;
    б) ДНК-полимераза
    в) ревертаза
    г) нуклеаза
  3. Рост злаковых в длину происходит за счет деления и роста:
    а) клеток боковой меристемы;
    б) клеток верхушечной меристемы;
    в) вставочной меристемы;
    г)
    клеток основания стебля .
  4. Уровень биологической организации стебля растения:
    а) клеточный;
    б) тканевой;
    в) органный;
    г) организменный.
  5. Гаметофит плауна:

а) способен к фотосинтезу

б) способен к хемосинтезу

в) имеет хлорофилл

г) бесцветный.

  1. Основным фактором, определяющим снижение обмена веществ у свободноживущих форм простейших в состоянии циста, является:
    а) изменение условий среды;
    б) ухудшение доступа кислорода;
    в) обезвоживание;
    г) прекращение процесса питания.
  2. У Круглых червей по сравнению с Плоскими имеется:
    а) половой диморфизм;
    б) выделительная система;
    в) вторичная полость;
    г) нервная система.
  3. Пиявки являются представителями биоценозов, находящихся в условиях:
    а) пресных вод;
    б) морских вод;
    в) суши;
    г) всех указанных сред обитания.
  4. Скорпионы и раки относятся:
    а) к одному отряду;
    б) разным отрядам одного класса;
    в) разным классам одного типа;
    г) разным типам.
  5. Для серебристого карася характерен процесс:
    а) гаплоидный партеногенеза;
    б) диплоидный партеногенез;
    в) андрогенез;
    г) гиногенез.
  6. У пресмыкающихся в отличие от земноводных:
    а) непостоянная температура тела;
    б) только правая дуга аорты;
    в) только левая дуга аорты;
    г) тазовые почки.
  7. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань:
    а) эпителиальная;
    б) нервная;
    в) мышечная;
    г) соединительная.
  8. У человека при анемии наблюдается:

а) повышению сахара в крови;
б) иммунодефициту;
в) снижению количества эритроцитов;
г) росту холестерину в крови.

  1. Сложный полисахарид, являющийся запасным питательным веществом у грибов – это:
    а) крахмал;
    б) гликоген;
    в) гепарин;
    г) гликолипид.
  2. Морфофункциональной единицей тазовых почек является:
    а) нефрон;
    б) протонефридии;
    в) метанефридии;
    г) нефридии.
  3. В процессе дыхания у человека минимальное парциальное давление О 2 наблюдается в:
    а) альвеолярном воздухе;
    б) в тканях;
    в) составе венозной крови;
    г) в составе артериальной крови. .
  4. При инфекционных заболеваниях необходимы высокие дозы витамина С, так как он:
    а) уничтожает яды возбудителей инфекций;
    б) необходим для синтеза противовоспалительных гормонов;
    в) является частью антител;
    г) улучшает кровообращение.
  5. У человека дефицит кобальта вызывает дефицит :

а) В1
б)В2;
в) В6
г) В12

  1. В жизненном цикле у сфагнума преобладает:
    а) обоеполый гаметофит;
    б) раздельнополый гаметофит;
    в) обоеполый спорофит;
    г) раздельнополый спорофит.
  2. Необходимое условие устойчивого развития биосферы – это :

а) сокращение численности гетеротрофов;
б) создание агроценозов;
в) охрана редких и исчезающих видов;
г) развитие производства с учетом экологических закономерностей.

  1. Использование живых организмов и их биологических процессов лежит в основе:

а) клеточная инженерия;
б) клеточный технологий;
в) генная инженерия;
г) биотехнологии.

  1. Штамм микроорганизмов следует рассматривать как:
    а) одно семейство;
    б) один род;
    в) естественные популяции;
    г) искусственные популяции.
  2. Действием только социальных факторов можно объяснить возникновение у человека:
    а) возникновение диафрагмального дыхания;
    б) свода стопы;
    в) изгибов позвоночника;
    г) второй сигнальной системы.
  3. Предками хордовых животных являются:
    а) кольчатые черви;
    б) плоские черви
    в) круглые черви;
    г) бесчерепные.
  4. Для хордовых животных характерна симметрия тела:
    а) сферическая
    б) радиальная
    в) билатеральная
    г) асимметрия
  5. Наличие многообразия отрядов насекомых следует рассматривать как пример:
    а) гомологии;
    б) параллелизма;
    в) конвергенции;
    г) дивергенции.
  6. Для перепончатокрылых насекомых характерен:
    а) искусственный партеногенез;
    б) циклический партеногенез;
    в) факультативный;
    г) облигатный.
  7. В основе формирования органов у многоклеточного организма лежит процесс:
    а) мейоза;
    б) митоза; +
    в) оплодотворения;
    г) конъюгации
  8. Наружный скелет является главным признаком:
    а) хордовых;
    б) членистоногих;
    в) моллюсков;
    г) кишечнополостных.
  9. У пресмыкающихся по сравнению с другими позвоночными:
    а) одна дуга аорты;
    б) две дуги аорты

в) только левая дуга аорты;
г) только правая дуга аорты.

  1. В одном водоеме обитают – карась, ерш, щука, сазан, а в другом – плотва, окунь, щука, пескарь. Количество популяций рыб, составляющих третий трофический уровень двух озер:
    а) 4;
    б) 2;
    в) 3;
    г) 5.
  2. Укажите ученого, открытие которого раскрыло космическую роль растений:
    а) С.Г. Навашин;
    б) К.А. Тимирязев;
    в) И.Д. Чистяков;
    г) Дж. Пристли.
  3. Синтез полисахаридов происходит:

а) в тиллакоиде граны;
б) в строме хлоропласта;
в) на внутренней поверхности тилакоида;
г) на внешней поверхности тилакоида.

  1. Сходство митохондрий и хлоропластов состоит в том, что в них происходит:
    а) окисление органических веществ;
    б) синтез белков;
    в) одномембранные органоиды;
    г) восстановление углекислого газа.
  2. К реакциям матричного синтеза относится:
    а) реакция полимеризации;
    б) синтез липидов;
    в) синтез т-РНК;
    г) образование макроэргических связей.
  3. Образование молочной кислоты у эукариот происходит:
    а) в подготовительном этапе
    б) в процессе анаэробного дыхания;
    в) в процессе аэробного дыхания;
    г) при дефиците кислорода.
  4. Укажите ученого, открытие которого показало, что клетка является единицей размножения:
    а) Р. Вирхов;
    б) Р. Броун;
    в) К. Бэр;
    г) Т. Шванн
  5. О дна хроматида – это структура наследственного аппарата, состоящая из:
    а) нуклеотидов;
    б) цепи нуклеотидов;
    в) молекулы ДНК;
    г) молекулы ДНП.
  6. Видоспецифичность молекул ДНК свидетельствует:
    а) о роли ДНК в хранении и реализации наследственной информации;
    б) о двуцепочной спиральной структуре ДНК;
    в) об идентичности состава ДНК у особей одного вида.
    г) о наличии ДНК в клетках у всех особей вида.
  7. Целостность генотипа – это результат :
    а) взаимодействия генов
    б) эволюционного развития
    +
    в) движущего отбора
    г) комбинативной изменчивости
  8. Улучшение молочности у коров за счет улучшения рациона – это пример изменчивости:
    а) мутационной
    б) комбинативной
    в) модификационной
    г) соотносительной.
  9. Частота нарушения сцепления между генами зависит от:
    а) структуры хроматид
    б) числа групп сцепления
    в) силы сцепления между генами
    г) факторов среды
  10. Причина проявления гигантизма у человека:

а) модификационная изменчивость;
б) генная мутация;

в) геномная мутация;

г) хромосомная мутация;

  1. Близкородственное скрещивание применяется для получения потомства:

а) жизнестойкого

б) гибридного

в) гетерозиготного

г) гомозиготного

  1. Волосатость мочки ушей наследуется у человека:
    а) независимо от пола
    б) сцеплено с Х-хромосомой;
    в) сцеплено с У-хромосомой
    г) по типу комплементарного взаимодействия
  2. Укажите генотип организма одновременно гетерозиготного и гемизиготного:

а) АаВв;
б) ааХ В У;

в) АаХ В Х в ;

г) АаХ В У.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Процесс транспирации у растений:

I . повышает тургор в клетках листьев

II . обеспечивает нисходящий ток веществ
III . защищает растение от перегрева
IV . обеспечивает всасывание воды корнями
V . повышает осмотическое давление в листьях
а) II , IV ;
б) I , IV , V ;
в) II , III , V ;
г) III , IV , V .

  1. Особенностями генетического критерия вида являются:
    I . количественный набор хромосом в гаметах
    II . качественные особенности кариотипа
    III . последовательность нуклеотидов в молекулах ДНК
    IV . соотношение пуриновых и пиримидиновых оснований
    V . плоидность наследственного аппарата
    а) II , IV ;
    б) I , IV , V ;
    в) I , II , IV ;
    г) II , III , IV , V .
  2. Механизмы формирования комбинативной изменчивости:
    I . перекрест хромосом

II . мутагенез

III . обмен аллельными генами
IV . процесс осеменения
V . процесс оплодотворения
а) I , II , III , V
б) I , II , IV
в) I , III , V
г) II , IV , V .

  1. В эволюционном аспекте травы являются наиболее прогрессивная группа цветковых, так как для них характерны:

I . быстрая смена поколений
II . короткий жизненный цикл
III . двойное оплодотворение
IV . способность к видоизменениям вегетативных органов
V . независимость оплодотворения от воды
а) I , II , III
б) I , II , IV

в) III , IV , V

Г) I , II , III , IV , V .

  1. К костнохрящевым относятся :
    I . севрюга
    II . скаты +
    III . стерлядь
    IV . белуга +
    V . анчоус
    а) I , II , III , IV
    б) I , III , V
    в) II , III , V
    г) II , IV , V . +
  2. Для общей дегенерации животных характерно:
  1. Движение крови по сосудам нижней части тела зависит от :
    I . вязкости плазмы крови
    II . силы сокращения миокарда
    III . разницы давления в грудной и брюшной полости
    IV . силы сокращения диафрагмы
    V . сокращения скелетной мускулатуры
    а) I , II , III , V ;
    б) III , IV , V ;
    в) I , III , V ;
    г) I , II , III , IV , V
  2. Особенностями синтетического периода в жизненном цикле клетки являются
    I . малое содержание белков и рибосом
    II . активизация синтеза молекул РНК +
    III . дефицит энергии
    IV . репликация ДНК +
    V . активизация синтеза гистонов

а) II , III , IV ;
б) II , IV ; V ;
в) I , II , III , IV ;
г) II , III , IV , V .

  1. В дубраве, как экосистеме широколиственного леса:
    I . короткие пищевые цепи
    II . почва богата гумусом
    III . высокая биологическая продуктивность
    IV . многообразие видов
    V . дефицит редуцентов
    а) I , II , III , V ;
    б) I , III , V
    в) II , III , IV
    г) III , IV , V
  2. Согласно закону чистоты гамет
    I . гаметы гибридны
    II . гаметы содержат только доминантный аллель
    III . гаметы содержат только рецессивный аллель
    IV . гаметы содержат только один аллель
    V . наследственность дискретна
    а) I , II , V ;
    б) I , IV , V ;
    в) II , III , V ;
    г) IV , V .
  3. К идиоадаптациям птиц следует отнести :
    I . теплокровность +
    II . наличие перьев
    III . наличие цевки
    IV . наличие киля +
    V . редукция яичника
    а) I , II , IV ; +
    б) I , II , III , IV ;
    в) II , IV , V ;
    г) II , III , IV , V .
  4. Для бактериальной ДНК характерно :
    I . контакт с плазматической мембраной

II . циклическая форма
III . хроматиновый комплекс с белками
IV . малое количество генов
V . наличие регуляторных участков, управляющих структурными генами
а) III , IV , V ;
б) I , II , IV
в) III , V
г) II , III , V .

IV . консументы
V . редуценты
а) II , III , IV , V ;
б) I , IV ;
в) I , II , III , V ;
г) I , II , III , IV , V .

Часть III . Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25.

    Наследование цитоплазматических генов не подчиняется закономерностям Менделя.

    Рост – один из признаков жизни, является обратимым процессом.

    Гаплоидные гаметофиты и гаметы семенных растений формируются в процессе митоза.

    Бактерии, образующие споры, называются бациллами.

    У представителей типа кишечнополостные животные наблюдается только полостное пищеварение.

  1. У низших растений наблюдаются все виды гаметогамии.
  2. Субмембранный комплекс состоит из гликокаликса.
  3. Потовые железы расположены в эпидермисе кожи.
  4. Гетерохроматин – это генетически неактивные участки хроматина.
  5. У морских кишечнополостных происходит чередование полиплоидного (полового) и медузоидного (бесполого) поколений. +
  6. Возникновение теплокровности – это важнейший ароморфоз пермского периода палеозоя.

    В клетках кишечника человека образуются витамины В 6 и В 12.

    Биохимическое единство живых организмов – результат стабилизирующего отбора.

    Световой и темновой процессы фотосинтеза пространственно разобщены в клетке.

    Первое деление мейоза уравнительное, второе – редукционное.

    Полиэмбриония характерна для человека. +

    Фораминиферы – составная часть планктона и бентоса пресноводных водоемов.

    Клонирование обеспечивает генетическую идентификацию потомков.

    Сортовое многообразие капусты является результатом естественного отбора.

    Активность генов может регулироваться за счет компактизации хроматина.

    Основными систематическими критериями различных семейств цветковых являются различия в строение вегетативных органов.

    Тропизм – направленное ростовое движение органов растений, вызванное односторонним действием какого-либо раздражителя.

    В цикле развития малярийного плазмодия происходит только множественное деление.

    Сфинктеры, образованные гладкой мускулатурой, являются непроизвольными.

    Окислительно-восстановительная функция живого вещества реализуется в процессе дыхания, хемосинтеза, фотосинтеза.

Часть IV . Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

  1. К указанным отрядам насекомых относят следующих представителей:

2. медведки

3. мошки

4. богомол

5. муравей

6. слепень А. двукрылые

Б. прямокрылые.

В. перепончатокрылые

    1. . Установите соответствие законов (1–5) и ученых, которые их установили (А-Д).

2. Закон гомологичных рядов

3. Закон необратимости эволюции

4. Закон сменности фаз эволюции

5. Законусложнения организации организмов А. Северцев А.Н.

Б. Рулье К.Ф..

В. Вавилов Н.И.

Г. Долло Л.

Д. Вернадский В.И.

    1. Установите соответствие между наружными покровами и представителями классов позвоночных.

2. Роговые чешуи

3. Костные чешуи

4. Роговые перья

5. Волосяной покров А. Страус

Б. Ящерица

В. Медведь

Г. Карп

Д. Скаты

      Установите последовательность этапов географического видообразования (1 – 5)

      Установите соответствие между ароморфозами (1 – 5) и появлением новых систематических групп организмов в эволюции (А – Д).

2. Возникновение архегония и антеридия

3. Возникновение галоидного эндосперма

4. Возникновение тканей

5. Возникновение триплоидного эндоспермаА. Отдел Голосеменные

Б. Отдел Покрытосеменные

В. Одел Мхи

Г. Подцарство Низшие растения

Д. Подцарство высшие растения

Ароморфоз

Систематическая группа

Ответов на задания муниципального этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии.

2015/16 уч. год. 11 класс

Задание 1.

1-10
11-20
21-30
31-40
41-50
51-60

Задание 2.

1-10

Задание 3.

прав. «ДА»

неправ «нет»

прав. «ДА»

неправ «нет»

Задание 4.

    [мах. 3 балла]



Ароморфоз
Систематическая группа

Вконтакте