Как понять, что у ребенка депрессия и как вывести из нее. Детская депрессия: причины, симптомы, как лечить Депрессия у детей

Не хандра, а депрессия

Депрессия поражает подростков гораздо чаще, чем принято думать, притом что подростковый период психологи и так считают самым сложным и уязвимым в жизни. По статистике, каждый пятый подросток страдал от депрессии в возрасте от 12 до 18 лет, а с девочками это происходит в 2 раза чаще, чем с мальчиками. Депрессия хорошо поддается лечению, но многие дети так и не доходят до специалиста и, значит, не получают помощи. Для подросткового возраста характерны перепады настроения, подавленность и недовольство собой, но депрессия — это нечто иное.

Клинический психолог Елена Бусель уверена: «Депрессия — это не просто сложное состояние, а настоящая болезнь, и важно вовремя обратить на нее внимание, иначе последствия будут очень серьезными, и главное из них — риск самоубийства. Любую болезнь надо лечить. Когда мы испытываем физическую боль, мы обращаемся к врачу и принимаем лекарства, душевная боль — не исключение. Подростковая депрессия имеет определенную специфику и осложняется как внешними условиями (подросток входит во взрослую жизнь, это стресс), так и внутренними факторами — гормональной перестройкой, эмоциональными перегрузками.

Все это способно значительно ухудшить качество жизни самого подростка и в целом всей семьи, поэтому обращение за помощью к специалистам поможет справиться с этим непростым периодом». Депрессия может быть вызвана как внешними факторами, травмирующими событиями, так и возникнуть без видимой внешней причины — врачи называют такую депрессию эндогенной.

Есть разница

Депрессия у подростков отличается от «взрослой» депрессии. Если взрослые люди чаще отмечают у себя подавленность, исчезновение удовольствия от жизни, тоску и чувство одиночества — для подросткового возраста эти состояния и так характерны. Более явные признаки — раздражительность и агрессия, резкая неспособность учиться, усваивать информацию, «мозг как в тумане».

Признаки депрессии

    Печаль, грусть. Ребенок часто находится в подавленном состоянии, жалуется на плохое настроение, скуку.

    Раздражительность, гнев или враждебность. Он «взрывается» в ответ на безобидные слова или просьбы, реагирует агрессивно, участились конфликты с близкими.

    Слезливость. Ребенок часто плачет, в том числе и без причины.

    Отдаление от друзей или семьи. Он стал меньше общаться с друзьями, чаще бывать дома — но предпочитает не выходить из своей комнаты, не присоединяется к семейным развлечениям, уклоняется от общения.

    Острая реакция на критику. Ребенок совершенно не готов услышать, что он что-то делает неправильно, ощущает бесполезность и уязвимость, тяжело реагирует на отказы и неудачи — особенно это опасно для «хронических отличников» и детей, от которых ждут неизменно высоких результатов.

    Потеря интереса. Ребенка больше не интересуют спорт, хобби, книги или кино — то, что привлекало раньше.

    Ухудшилась успеваемость. Оценки ухудшились, учителя жалуются, что ребенок ленится, невнимателен на уроках, не выполняет заданий.

    Изменения в привычках еды и сна. Подросток отказывается от еды или опустошает холодильник, с трудом засыпает и жалуется на бессонницу или, наоборот, постоянно выглядит сонным.

    Беспокойство. Его мысли заняты реальными или мнимыми проблемами, даже небольшие затруднения вызывают тревогу, удрученность.

    Чувство вины. Ребенок часто испытывает чувства вины и стыда — за то, что он «не такой», ведет себя не так или вообще без причины.

    Усталость, недостаток энергии. Подросток вялый, часто без причины жалуется на усталость.

    Сложности с концентрацией. Ему трудно сосредоточиться, думать.

    Необъяснимые боли. Жалуется на то, что болит голова, желудок, поясница. При этом врачи не находят явных нарушений, влияющих на самочувствие, или ставят диагноз ВСД.

    Самоповреждение. Порезы, ушибы или ожоги (которые ребенок потом скрывает под одеждой) могут быть способом снять напряжение, унять душевную боль или «отомстить» себе.


Причины депрессии

Стрессы, связанные с учебой. Многие подростки не просто волнуются из-за учебы, оценок и экзаменов, а испытывают серьезный стресс. Сколько тревоги бывает связано с подготовкой к экзаменам, репетиторами и олимпиадами, выбором вуза. Особенно если родители транслируют подростку свои высокие ожидания его успешности, давят.

«Социальная» тревога. Одна из главных задач подростка — изучить мир вокруг и занять в нем свое место, понять, как устроено социальное взаимодействие. Популярность важна для большинства детей, и непризнание сверстниками может очень ранить. Влиять может и давление со стороны ровесников: если в компании принято употреблять алкоголь, наркотики, идти против закона, а вашему ребенку все это не по душе — отказом быть «как все» он боится навредить своей репутации и остаться без друзей.

Романтические проблемы. Первая влюбленность, безответная любовь, отношения с противоположным полом, ссоры и расставания, начало половой жизни — все это становится очень важной частью жизни ребенка.

Травматические события. Смерть близкого человека, случаи жестокого обращения или другие травмирующие вещи в жизни ребенка или в его окружении могут привести к тревожному расстройству и депрессии.

Расставание или развод родителей. Иногда кажется, что подросток настолько погружен в себя, что просто не обращает внимания на то, как складываются отношения между родителями. Но это не так: конфликты и напряжение он, разумеется, замечает и реагирует на них, а расставание мамы и папы значительно влияет на его эмоциональное благополучие.

Наследственность. Некоторые люди генетически склонны к депрессии. Если у родителя или близкого родственника есть проблемы с депрессией, подросток может быть более восприимчивым к этому расстройству.

Финансовые сложности в семье. Конечно, ребенок не несет ответственности за семейный бюджет, но, если ситуация нестабильная, а родители явно обеспокоены, это может влиять на его состояние. Резкое падение уровня жизни, потеря работы родителями, беспокойство из-за денег — все это может провоцировать депрессию.

Физическое или эмоциональное пренебрежение. Подросток может казаться невероятно независимым и самостоятельным (или яростно требовать независимости и самостоятельности) и провозглашать, что от родителей ему ничего не нужно, но, конечно, на самом деле это не так. Отсутствие родительского внимания на любом уровне, регулярное неудовлетворение эмоциональных и физических потребностей опасны для психики.

Низкая самооценка. Вряд ли вы встретите хоть одного подростка, который будет доволен собой, но у некоторых постоянные сомнения, стеснительность, неуверенность в себе ведут к подавленности.

Чувство беспомощности. Подростку кажется, что он ни с чем не справляется, ничего не может контролировать, он — совершенно бесполезное и никому не нужное существо.

Опасные признаки

Елена Бусель: «Ребенку сложно справиться с болезненным состоянием, страдания хочется прекратить любыми способами. Например, мальчики более склонны к бунтарскому поведению, могут связаться с плохой компанией, «бежать» в наркотики и алкоголь. Девочки больше склонны к погружению с себя, они еще не в состоянии оценить свою значимость и место в жизни, поэтому могут искать доказательств своей ценности, например, с помощью беспорядочного секса. Ни один из этих способов не может улучшить состояние ребенка, скорее, наоборот.

Как помочь?

Не паникуйте. Чувствовать страх в незнакомой ситуации — нормально, но столкновение с депрессией часто вызывает растерянность у родителей. Мы понимаем, что происходит что-то серьезное, и боимся, что не справимся, у нас нет для этого инструментов — но и это тоже нормальная реакция. Придется признать: да, такая ситуация произошла, мы пока не знаем, как с ней справиться, но мы найдем способ это сделать и обратимся к специалистам. Конечно, не нужно бежать к врачу при любой хандре, но при сомнениях достаточно обратиться к психологу, в том числе школьному, который наверняка заметит важные признаки.

Поддерживайте без осуждения и оценки. Конечно, это непросто. Страх и волнение — естественная реакция родителей, но если ребенок видит, что вы не напуганы, знаете, что делать и как помочь, настроены оптимиc- тично, ему легче будет справиться. Если ребенок вдруг заговорил о самоубийстве — не говорите что-то вроде: «Да это все твои соцсети виноваты — чего там нахватался». Это совершенно не способствует взаимопониманию.

Будьте честны. Не делайте вид, что все в порядке, не обманывайте про диагноз, наоборот, вовлеченность поможет подростку контролировать здоровье и учиться справляться с возможными рецидивами. Слушайте. Обойдитесь без нотаций и «лекций» — вместо этого сообщите ребенку, что всегда готовы его выслушать, и делайте это. Не критикуйте, не оценивайте, не предлагайте готовых решений — слушайте. Признавайте его чувства. Не пытайтесь говорить, что происходящее — нормально или «ерунда», даже если его чувства или проблемы кажутся вам надуманными или неважными. Благие попытки объяснить, почему «все не так плохо», ребенок может воспринять так, как будто вы не воспринимаете его эмоции всерьез.

Избегайте социальной изоляции. Не поощряйте желание ребенка все время быть в одиночестве! Пусть рядом с ним чаще находятся близкие, побуждайте общаться с друзьями, заниматься тем, что приносит радость.

Следите за едой и сном. Полноценное регулярное питание и сон не меньше 9−10 часов — необходимые условия, чтобы психологическое состояние ребенка стабилизировалось.

Обратитесь к клиническому психологу или психиатру. Депрессия — заболевание, требующее лечения. Обращение к психиатру не отразится на будущей жизни ребенка и, например, не помешает ему получить водительские права (при условии, что это именно депрессия, а не симптомы других психических заболеваний). Не бойтесь, если врач назначит антидепрессанты: они не вредны, к ним нет привыкания, как иногда считают родители, они лишь налаживают биохимические процессы в организме ребенка и помогают ему справиться со своим состоянием. Кроме этого, специалист предложит личную, групповую или семейную терапию. Проблема ребенка — это, как правило, проблема всей семьи, яркий показатель, что в отношениях не все в порядке, и будет важна совместная работа.

Все получится!

Елена Бусель: «По данным ВОЗ, 80% подростков полностью преодолевают депрессию без каких-либо последствий для будущего. Стать серьезным нарушением здоровья депрессивный эпизод может только в том случае, если он затягивается, если вовремя не были приняты меры. Но чаще всего депрессия встречается в легкой и умеренной форме, которые хорошо поддаются воздействию и бесследно проходят. Сегодня есть эффективные виды лечения депрессии. На начальных стадиях вполне достаточно психосоциальной поддержки ребенка — это могут быть групповые тренинги для подростков, индивидуальные или семейные встречи с психологом. Очень важна и профилактика! Все мы родом из детства, и чаще всего дети копируют модели поведения своих родителей, смотрят на мир через призму родительского восприятия, поэтому один из способов профилактики — ваше поведение. Покажите ребенку, что безвыходных ситуаций не бывает, что позитивный настрой поможет справиться с любой проблемой, что вы всегда готовы поддерживать ребенка и быть рядом с ним».

Ребенок всегда был белый и пушистый, а тут вдруг испортился. Был милый и дружелюбный, а стал злой и истеричный. Был почти отличник, а скатился на двойки и тройки. Был такой позитивный, а стал нытик. Кажется, пришли гномы, унесли хорошего ребенка, принесли какого-то гадкого подменыша.

Долгое время считалось, что никакой депрессии у детей вообще не бывает – что депрессией на сложные обстоятельства жизни может реагировать только сформированная личность. Потом врачи выяснили, что депрессия бывает и у детей, но отличается от депрессии у взрослых.

Детскую депрессию нелегко распознать и диагностировать, потому что она прячется за другие, более выраженные проблемы – в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее распознать депрессию за нытьем, жалобами «живот болит» и «ножки болят».

Ребенок плохо ест, плохо спит, плачет. У старших дошкольников на первый план выходят страхи, неусидчивость, тревожность, иногда агрессия. У школьников заметнее всего оказывается неуспеваемость, нежелание учиться, вспыльчивость и вздорность.

Взрослые чаще всего не в состоянии понять, что происходит с ребенком. Он кажется им то больным, то капризным. Они объясняют его состояние ленью, грубостью, распущенностью. Родители считают, что ребенок обнаглел, и хватаются за ремень, а надо бы за голову. До специалистов некоторые семьи добираются только тогда, когда ребенок начинает заговаривать о суициде.

Откуда это?

Детство принято считать счастливой и беззаботной порой, а детские проблемы кажутся взрослым пустяковыми, легко преодолимыми. Но дети, так же, как и взрослые, переживают стрессы и горе, – но, в отличие от взрослых, у них еще нет ни жизненного опыта, ни умения с ними справляться.

Детская депрессия, так же, как и взрослая, не имеет единой причины. Ученые выделяют несколько разных предпосылок .

Во-первых, это биологически факторы (в том числе врожденные нарушения нейробиохимического баланса в синапсах мозга, изменения в некоторых структурах мозга, нарушения биологических ритмов и т.д.)

Во-вторых, это генетические факторы (наследственная предрасположенность – у родственников детей с диагностированной депрессией часто есть депрессия, биполярное расстройство или другие психические заболевания).

В-третьих, психосоциальные предпосылки: в первую очередь – психические травмы. У младенцев – отделение от матери (больница, санаторий, приют, детский дом); у детей старше 4 лет – скандалы в семье, развод родителей, смерть близких и рождение братьев или сестер; у школьников – школа; у всех – катастрофы, войны, тяжелые социально-экономические перемены. Причиной депрессии может стать тяжелая болезнь или возрастной кризис.

Некоторые ученые указывают, что одна из предпосылок к появлению депрессии – это личностные особенности и способы реагирования на стресс: одни дети легко адаптируются к трудной ситуации, другим она кажется невыносимой.

Как это выглядит

Клинические критерии большой депрессии (или монополярной, в отличие от биполярного расстройства с чередующимися маниакальной и депрессивной стадиями), согласно диагностико-статистическому руководству включают в себя подавленное настроение (чувство пустоты, слезливость, у детей и подростков – повышенную эмоциональную возбудимость); уменьшение интереса и удовольствия во всех сферах жизни; изменения веса и аппетита; бессонницу, сонливость; возбуждение или заторможенность; слабость и утрату энергии; чувство несостоятельности и необоснованной вины; неспособность мыслить и сосредоточиться; мысли о смерти, суицидальные мысли.

Американские психиатры предупреждают: дети в депрессии, особенно если они старше 12 лет, могут начать употреблять алкоголь и наркотики.

Дети в депрессии часто жалуются на то, что у них все болит – голова, живот, сердце, руки, ноги. У кого-то все сразу, у кого-то что-то одно, но зато всегда. Некоторые говорят, что трудно дышать, невозможно вздохнуть. Начинают много болеть, и очень часто до обращения к психологу или психиатру по несколько месяцев обследуются у разных врачей.

Многие «впадают в детство» – фактически возвращаются на предыдущие стадии развития: теряют освоенные навыки, начинают играть в давно брошенные игрушки, возвращаются к когда-то любимым книжкам для маленьких. Может появиться энурез и энкопрез. Некоторые начинают прикидываться малышами: сюсюкать, проситься на ручки, предлагать сыграть в детские игры.

Слезливость, страхи, нытье, липучесть и назойливость – с одной стороны, дети раздражаются и грубят взрослым, с другой – хотят от них подтверждений любви, – тоже приметы депрессии. «У детей, как и у взрослых, может быть выражен суточный ритм эндогенной депрессии: утром они вялые, скучные, а вечером повышается уровень тревоги, раздражительности, нарастает моторное наблюдение», – говорит клинический психолог Наталья Науменко.

Дети часто размышляют о бессмысленности жизни, о смерти. Кто-то боится за себя и ищет у себя все возможные болячки, кто-то за маму: не попадет ли она под машину, не умрет ли? Кто-то террористов, воров, грабителей. Кто-то тревожится о судьбах мира: не будет ли войны, не станут ли нас бомбить, не умрет ли человечество от перенаселения или космической катастрофы.

Самый ничтожный повод может стать причиной дикой истерики. Отечественный психиатры Н.Иовчук и А.Северный описывают приступы возбуждения с плачем, безудержным движением, криком, слезами: «При этом жалобы детей ограничиваются лаконичным: «не могу так больше», «в груди вода и пожар», сопровождающимися однотипными причитаниями или криком», – пишут эти авторы.

«В момент безудержного движения дети бьют посуду, ломают игрушки, рвут одежду, выскакивали на балкон, во двор и там демонстративно пронзительно кричат, валяются по полу, даже грызут ножки стула. При этом выкрикивают, что больше не могут, не будут жить, что лучше умереть, а нередко и предпринимают попытки покончить с собой. Такие состояния продолжаются от 10-15 минут до 2 часов и сменяются двигательной заторможенностью с молчаливостью и малой доступностью.

Столь же непродолжительны и состояния с мучительными телесными ощущениями и страхом смерти, протекающие с двигательным беспокойством, реже – с обездвиженностью».

К любым обещаниям покончить с собой специалисты всегда призывают относиться с максимальной серьезностью .

Почему-то существует миф, что человек, который говорит, что покончит с собой, только пугает и никогда этого не сделает. С детьми беда еще в том, что у них часто нет ощущения грани между реальной попыткой суицида и попыткой понарошку, нет четкого понимания непоправимости своих поступков – оно появляется только к подростковому возрасту.

Ребенку кажется, что он сможет откуда-то со стороны пронаблюдать, как его оплакивают, как все раскаиваются, что были с ним несправедливы… Это как раз тот случай, когда лучше перестраховаться.

Признаки суицидального поведения у детей:

  • Многочисленные симптомы депрессии (изменения аппетита, сна, активности).
  • Социальная изоляция, включая изоляцию в семье.
  • Разговоры о самоубийстве, безнадежности и беспомощности.
  • Агрессивность или нежелательное поведение (в том числе сексуальное).
  • Повышенная склонность к риску.
  • Частые несчастные случаи.
  • Употребление алкоголя и наркотиков.
  • Фиксация на смерти и негативных темах.
  • Разговоры о смерти и умирании.
  • Неспособность плакать или сниженная эмоциональность.
  • Раздача своих вещей.

Что потом?

Депрессивный эпизод у ребенка без лечения в среднем длится 9 месяцев. Это продолжительность целого учебного года. Дети обычно резко отстают от сверстников в учебе и выпадают из социальной жизни. Фактически – они теряют целый год жизни.

Рассказывают мамы

Вот несколько историй из жизни (имена мам и детей изменены). Во всех случаях диагноз «депрессия» был поставлен врачом.

Елизавета, мама Егора: «Все началось в пятом классе. Похоже, ему было трудно справляться с новыми требованиями в школе. Он говорил, что не хочет в школу, не пойдет, что у него болит живот. Несколько раз его рвало перед школой. Потом он стал говорить, что у него не ходят ноги. Мне вообще стало казаться, что это чужой, незнакомый ребенок: мой никогда не хлопал дверями, не орал истерично. Разговоры с ним превратились в хождение по минному полю: никогда не знаешь, на что среагирует и где взорвется. Он стал плохо засыпать по ночам, плакал, кричал, что не выспится, что утром не сможет пойти в школу, от этого совсем перестал спать. У него все время болела голова, начались тяжелые мигрени.

Учиться почти перестал – посыпались двойки и тройки по всем предметам, одна тетрадь для всех уроков, домашнюю работу не делал, после школы болтался с друзьями по чужим дворам. Подруги говорили – может, у него подростковый возраст начался? Но какой подростковый возраст у маленького десятилетки?

Потом стало совсем страшно: он начал говорить про бессмысленность жизни, про то, что не хочет жить, что все кругом – только сон…

Ничего не делал, сидел дома и катал свои машинки, в которые любил играть, когда ему было года два. Отказывался мыться, стричься, чистить зубы, причесываться, менять одежду. Жаловался, что не может читать – буквы не складываются в слова, не понимает смысла прочитанного, не может решить задачу, потому что не понимает, о чем она. Вот только тут я поняла, что с ним – и побежала с ним к врачу».

Татьяна, мама Антона: «Двое одноклассников Антона издевались над ним прямо на переменах в коридоре, под носом у учительницы, унижали его. А у него в это время было еще обострение бронхиальной астмы. В результате – полная потеря работоспособности, утрата всех школьных навыков, сильная утомляемость, сонливость и вместе с тем, очень плохой сон; заметное снижение самооценки, страхи, несколько раз писался ночью.

Обострение астмы долго не могла купировать, присоединилась инфекция, в результате пневмония. Я предположила депрессию, пошла с ним к клиническому психологу и неврологу. Первая взяла его на занятия, вторая назначила лечение. Оно помогло, его отпустило, но восстанавливался потом еще два года с лишним, да и до сих пор аукается это все неуверенностью в себе».

Галина, мама Сережи: «Все началось в четвертом классе, осенью. Дети со сложностями в общении к этому, наверное, в принципе склонны.

В разговорах перед сном он стал высказывать страхи за свою жизнь и особенно за мою. Был глобальный страх смерти. Он плакал. Учительница в школе обратила внимание на резкий спад успеваемости и ухудшение поведения.

Нужно было что-то делать, чтобы помочь ребенку. У врача все и выяснилось. Лечение помогло быстро, и на этом все кончилось. Возможно, потому, как сказала врач, что мы поймали депрессию на самой начальной стадии».

Марина, мама Германа: «Сыну исполнилось 13, он пошел в седьмой класс. Почти одновременно из семьи ушел отец и умерла бабушка, которую сын очень любил. Сын лежал на диване в обнимку с кошкой и ничего не делал. Строил домики из подушек и одеял. Пропал аппетит. Появились головокружения, предобморочные состояния.

Сын стал уходить из школы после двух-трех уроков. Уроки не учил вовсе, причем объяснял это ленью, отсутствием силы воли: «Хочу, буду, собираюсь – но завтра, сегодня не могу». Потом тяжело заболела я. Пока я лежала в больнице, сын жил у родственников, отказывался мыться, чистить зубы, прогуливал школу, лежал в постели, оборвал все социальные контакты. Лечение назначили, но оно не очень помогло, хотя восстановили сон и аппетит. Целый учебный год пропал. Сейчас он учится на дому, приходят учителя, но больше 40 минут нелюбимыми предметами заниматься не может, сразу головные боли и дурнота».

Школа как причина

После семи лет главной причиной детских депрессий становится школа. Самые типичные проблемы – это тяжелое привыкание к первому и пятому классу, проблемы в отношениях с одноклассниками, школьная травля и непрофессиональное поведение учителя.

Иовчук и Северный в статье «К проблеме дидактогенных расстройств у школьников », вышедшей в 2007 году, пишут: «В последние 10 лет среди наблюдаемых нами детей отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением «невротизирующих» тестов (прежде всего теста на скорость чтения), психологическим и физическим насилием».

Учитель может и не унижать ученика лично: ребенок наблюдает за тем, как учитель общается с классом и боится публичного унижения. Ребенок начинает болеть, жаловаться на живот, на тошноту, его рвет перед школой, он отказывается туда идти под всеми возможными предлогами… Обостряются страхи, появляются когнитивные нарушения (дети с трудом концентрируются, им тяжело думать, они жалуются на собственную тупость), учеба становится невозможной…

Тяжелее всего – реакция родителей на детские проблемы. Родители требуют от ребенка хорошей учебы. Родители занимаются с ним дополнительно, усиливают контроль, лишают ребенка удовольствий – и все это усиливает депрессию.

На одном родительском интернет-ресурсе одна мама жаловалась: «Я уже лишила его компьютера, телевизора и прогулок, Новый год отменили, подарка на день рожденья тоже не заслужил. Стал сидеть “ВКонтакте” с телефона, телефон тоже забрала. Теперь целыми днями лежит на диване и все равно ничего не делает. Как мне еще его наказать?»

Иногда родители прибегают к физическим наказаниям; последствия для депрессивного ребенка могут быть самыми отчаянными.

Иовчук и Северный пишут: «В коррекционной работе чрезвычайно важно участие родителей, которые, как правило, не понимают характера и глубины психических нарушений ребенка, поначалу отказываются принять психиатрическую, особенно психофармакологическую терапию, склонны обвинять ребенка в “симуляции”, лени, хулиганстве и т.п.

При неправильном поведении родителей депрессия принимает еще более затяжной характер и приводит к глубокой школьной дизадаптации (незаконченная школа, необходимость перевода в экстернат, школу индивидуального обучения для детей с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов). Тем не менее, при настойчивой психотерапевтической работе с родителями чаще всего удается вовлечь их в психокоррекционный процесс в интересах больного ребенка. Чего, к сожалению, почти никогда нельзя сказать о педагогах».

Лучше взрослых лечите!

Когда я поделилась цитированной выше статьей в соцсетях, она вызвала бурю возмущения у читателей: это не ребенка, это взрослых надо лечить!

В самом деле, учительская жесткость, часто переходящая в жестокость, и родительский перфекционизм в сочетании с тревожностью, высокие требования, предъявляемые к ребенку, напряженная обстановка дома – те самые факторы, которые вызывают депрессию. Кажется, действительно: нормализуйте обстановку в школе и семье – и не надо никаких таблеток.

Почти у всех детей и подростков наблюдаются те или иные симптомы депрессии, а до 5% детей и 10-20% подростков могут испытывать серьезные депрессивные состояния», – пишут американские психиатры Мэш и Вольф . Это что же – всех лечить?

Нет: в части случаев действительно достаточно нормализации обстановки. Но некоторым детям может потребоваться и работа с психотерапевтом, и лечение. Как же понять, когда нужен врач, а когда можно обойтись помощью психолога?

«Обращаться к врачу обязательно надо в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются не только изменения в настроении, переживания, случайные жалобы на самочувствие, но и реальные соматические проблемы: нарушения сна, аппетита, колебания веса, когда он жалуется на боли в руках, ногах, животе, – говорит клинический психолог Наталья Науменко. – Энурез и энкопрез тоже свидетельствуют о невротизации на органическом фоне, и с этим тоже надо идти к врачу.

Должны настораживать внезапные изменения в поведении: когда ребенок становится раздражительным, агрессивным, когда у него появляются страхи.

К сожалению, детские депрессии диагностируются плохо, и даже если родители заподозрили проблему, врач может не подтвердить их подозрения. Иногда достаточно только нормализации обстановки.

Вот случай из моей практики: привели чудесного, одаренного мальчика четырех с половиной лет с жалобами на истерики и раздражительность. Пока тестировала ребенка, в его ответах все время присутствовал мотив “мама будет ругать”, “мальчик боится, что мама будет его ругать”… Оказалось, что у мальчика недавно родилась сестренка, а отец бросил маму с новорожденной на руках. Все мамино раздражение досталось мальчику – мама читала ему морали, как взрослому. Кроме того, за последний год у него умерла любимая и любящая бабушка, а в детском саду появилась воспитательница, которая его била, о чем он маме не говорил.

Когда мама поняла, что происходит, она очень испугалась. У нее очень тяжелый период в жизни, но она любит ребенка – и я уверена, что в этом случае нормализации обстановки вполне достаточно, и через два-три месяца ребенок войдет в норму. А вот если этого не происходит – это повод для обращения к врачу».

«Мне все говорили – с ума сошла, ребенку таблетки! Таблетки – вредно! – рассказывает Елизавета, мама Егора. –Но я обращалась к психологу, который сказал: с отношениями у вас все в порядке, вам к неврологу и психиатру. Я полгода пыталась решить проблему любовью и заботой, но сыну становилось все хуже. Ребенок разучился читать, перестал спать, начал рассуждать о том, что не жить – лучше, чем жить…

Таблетки вредно, да. Но не жить – вреднее.

Через четыре месяца лечения прежний веселый мальчик вернулся. Но помогать ему с учебой пришлось еще два года – до такой степени все было запущено».

«Я дома создала Антону лечебно-охранительный режим, – рассказывает Татьяна. – Спокойная обстановка, совсем убрала телевизор и компьютер, ванны, прогулки (когда стало легче с астмой и пневмонией). Учебу не запускала, чтобы не выбиться из ритма жизни, но учились на коленях, писали рука в руке, читала ему сама, много разговаривали вообще на разные темы.

Самое трудное для него было выйти в школу после больничного, он отчаянно боялся. А для меня самое трудное было не выходить из себя, общаясь со школой, и не придушить учительницу: ярость меня просто выжигала. Вот эта ярость помогла добиться от администрации, чтобы учительница помогала ребенку, а не топила его.

Очень сильно помогли родители в классе, настраивали детей на помощь сыну. Так же очень сильно помогла психолог школы, она занималась с классом, отдельно с зачинщиками травли. Виновники принесли ему прилюдные извинения в итоге. Учительница по окончании года уволилась. Но отголоски проблем есть и сейчас, хотя прошло уже три года – в основном снижение самооценки».

Жизнь важнее школы. Наверное, это главное, что стоит помнить замученным ответственностью, виной и школой родителям.

Чем могут помочь родители

Американская академия педиатрии советует :

Что делать, если у ребенка депрессия

  • Разговаривайте с ребенком о его чувствах, о происходящем в доме и школе, о том, что его волнует.
  • Обратитесь к врачу. Депрессия может быть вызвана медицинскими проблемами. Врач может посоветовать психотерапию или назначить лечение.
  • Любые мысли о суициде расценивайте как экстренный случай, требующий немедленной помощи.

Налаживайте здоровый образ жизни

  • Обеспечьте ребенку здоровое питание, достаточное количество сна, физических упражнений, положительных контактов с людьми в школе и дома.
  • Ограничьте время за компьютером и поощряйте физическую активность, особенно вместе с другими.
  • Проводите время наедине с ребенком, хвалите, показывайте ребенку, в чем его сильные места, – все это укрепляет связь с ребенком.

Обеспечьте ребенку физическую и психическую безопасность

  • Разговаривайте с ребенком о травле в школе. Травля – одна из главных причин психических проблем у детей.
  • Не забывайте о том, что ребенок может переживать горе или утрату. Искать помощи, если горе не проходит. Если вы сами переживаете горе, ищите помощь для себя и дополнительную поддержку для ребенка.
  • Уменьшите стресс. Внесите краткосрочные изменения в количество домашней работы, помощи по дому, дополнительных занятий.
  • Все оружие, лекарства (в том числе безрецептурные) и алкоголь должны быть надежно заперты.

Просвещайте других

  • Ваш ребенок не выдумывает симптомы.
  • То, что выглядит ленью и наглостью, может быть симптомами депрессии.
  • Обсудите семейные случаи депрессии: это помогает лучше понять, что происходит.
  • Учите ребенка размышлять и справляться с задачами.
  • Помогите ребенку расслабляться при помощи физических упражнений и творчества. Опирайтесь на его сильные стороны.
  • Говорите с ребенком и слушайте его с любовью и поддержкой. Учите ребенка описывать свои чувства.
  • Учите ребенка смотреть на проблемы более позитивно.
  • Делите проблемы и задачи на более мелкие части, чтобы ребенок успешно с ними справлялся.

Создайте план безопасности

  • Следуйте плану лечения. Следите за тем, чтобы ребенок посещал терапию и принимал назначенные лекарства.
  • Лечение помогает, но не сразу – иногда через несколько недель. Депрессивный ребенок может не увидеть изменений в настроении сразу.
  • Продумайте, кому вы можете позвонить, когда вам плохо.
  • Не упускайте из вида факторов риска суицида (разговоры о суициде по телефону или интернету, раздача своих вещей, мысли о смерти, употребление наркотиков и алкоголя).
  • Держите под рукой телефоны врача ребенка, его психотерапевта, местного центра неотложной психологической помощи, скорой психиатрической.

Специалисты утверждают, что в современном мире у детей все чаще встречаются проявления такого серьезного заболевания, как Депрессия у детей – это психическое аффективное расстройство, характеризующееся ухудшением самочувствия, плохим настроением при наличии моторной заторможенности, изменениями в мотивации и общем негативном мышлении. Диагностика заболевания осуществляется с применением методик: клиническая беседа, опрос родителей, проективные тесты. Лечение сопровождается психотерапией, социальной реабилитацией с применением медикаментов.

Причины

Основные причины депрессии у детей:

  • родовые травмы, патологии во время беременности и родов;
  • наследственная предрасположенность (наличие заболевания у близких родственников);
  • патология в семейных отношениях. Важным фактором развития психически полноценного ребенка являются бесконфликтные отношения в полной семье. Но в каждой семье, зачастую, есть свои проблемы. Некоторые дети растут в семьях, где родители в разводе. Злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков родителями может так же спровоцировать развитие данного заболевания. Неправильный стиль воспитания, например, чрезмерная опека родителей, также негативно влияет на нормальное развитие психики ребенка и делает его уязвимым для депрессивных состояний. Ребенок не может обходиться без постоянной поддержки со стороны близких;
  • проблемы в ранней социализации. Отношения в детском садике и в школе со сверстниками также сказываются на эмоциональном состоянии. Стресс и психические травмы, которые ребенок получает в школьные годы, нередко становятся причиной развития депрессии у детей и в дальнейшем у подростков.

Острые депрессивные реакции (смерть питомца, тяжелая болезнь близких родственников, развод родителей, ссора со сверстниками и т.д.) могут спровоцировать депрессию у детей.

При медицинском обследовании патологии не выявляются.

Другие факторы

  • Часто к расстройству психики приводит смена жительства. Маленький человечек расстается со своими друзьями, разрушается устоявшийся круг общения. Общения со сверстниками не хватает, ведь необходимо время, чтобы обзавестись новыми друзьями.
  • Затруднения связанные с обучением. Требования родителей подчиняться указаниям педагогов, при отсутствии желания посещать школу, а так же не способность справиться с учебной программой деформирует эмоциональное состояние ребенка.
  • Пристрастие к электронным гаджетам. Современных детей зачастую невозможно оттянуть от смартфона или другого гаджета, это отрицательно сказывается на формировании способности подростков к «живому» общению. Вместе с тем, любимой формой взаимодействия детей становится переписка в чате. Ребенок становится более уязвимым к негативным событиям, хуже адаптируется к внешним условиям.

Подростковый период – самый благоприятный период для возникновения депрессивного расстройства.

Проявления депрессии у подростков схожи с признаками ее проявления у взрослых. По причине переизбытка гормонов подрастающие дети становятся более уязвимыми. В их окружении появляются лидеры, которые устанавливают свои, подчас жестокие, правила взаимоотношений в группе. Подробнее о подростковой депрессии Вы можете почитать

Симптоматика

Депрессия у детей - это обычно медленно развивающийся (если не обусловлен острыми депрессивными реакциями) процесс, который может длиться от несколько недель до месяца и более.
Характеризуется следующими симптомами:

  • утратой интереса к жизни, вялостью, угрюмым состоянием, раздраженностью, нехваткой жизненной энергии;
  • необоснованным снижением или повышением аппетита;
  • проявлениями бессонницы, сонливости, наличием кошмаров;
  • негативным отношением к учебе и школе;
  • проявлением враждебности к близким;
  • стремлением к изоляции, нежеланием общаться со сверстниками;
  • чувством неполноценности или вины;
  • возможными мыслями о суициде.

В 2, 3 года

У 2-3-х летних детей она выражается в резкой потере веса малыша, задержке на несколько месяцев в эмоциональном, сенсомоторном и речевом развитии, нарушениями сна, снижением аппетита. При отсутствии матери, кроха «выражает протест» криком, приступами безпричинного плача, не желанием играть. Поиск матери среди взрослых выражается в требовании к повышенному вниманию (малышу необходимо, чтобы его утешали, хвалили). В более раннем возрасте - в демонстративном игнорировании подошедшего взрослого (ведь это не мама). Может совершать однообразные навязчивые движения, бесцельно перемещаться «из угла в угол».

В 4 года, 5 лет

Дети с выраженной депрессией в возрасте от 4 до 5 лет имеют проблемы с органами пищеварения, сердечно-сосудистой системой, нарушениями сна и аппетита, заторможенными эмоциональными реакциями. Присутствуют: скупая мимика, рассеянность, плаксивость, вялость, потеря жизнерадостности и интереса к играм со сверстниками, физическое недомогание. Отсутствие проявлений положительных эмоций выражается в отсутствии рисунков и поделок, либо темных смазанных формах в них.

В 6, 7 лет

Дети школьного возраста (6-7 лет) выражают такие чувства, как уныние, безвыходность, тревога. Их депрессивное состояние сопровождают угрюмый вид, замкнутость, печаль, они теряют интерес к играм, в которые раньше с удовольствием играли. У школьников, как правило, можно наблюдать снижение в учебной деятельности, утрату общительности, активности, приветливости. Появляются жалобы на быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться на задании, склонность к одиночеству.

В 7, 8, 9, 10, 11 лет

Ребята 7, 8, 9 и 10, 11 лет подвержены таким депрессивным признакам: интерес к учебе и играм исчезает, они становятся замкнутыми, нарушается внимание. При депрессии могут возникнуть соматические расстройства: энурез, снижение или повышение аппетита, ожирение, запоры. Дети страдают от кошмаров по ночам, .

Внимание родителей

Как же вывести ребенка из состояния ранней депрессии? Прежде всего необходимо наладить контакт со своей кровинкой, начать интересоваться его жизнью, событиями в школе. Нужно обращать внимание на наличие позитивных моментов и перспектив в будущем. Необходимо знать круг общения своего ребенка, найти для него интересные занятия после учебы.

Обследование и лечение

В случае обнаружения у своего чада вышеперечисленных симптомов, для диагностики заболевания и постановки диагноза, нужно обязательно обратиться к психологу. Получить первую психологическую помощь у специалиста — психолога Вы сможете по ссылке в нашей группе