Идеальным типом характера по э фромму является. «Концепция социального характера в учении Эриха Фромма». Психодинамическое направление в теории личности

Э. Фромм одним из первых в основу типов положил социологические факторы. Он подчеркивал роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропосоциологических факторов в формировании характера. На основе их он выделил пять типов характера, которые разделил на два больших класса: непродуктивные, или нездоровые, и продуктивные, или здоровые. К первым он отнес четыре типа: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный. По Фромму, продуктивный тип - это психически идеально здоровый тип. Как обычно подчеркивают ученые, которые занимаются типологией, типы характеров не существуют в чистом виде, и Фромм также подчеркивал, что непродуктивный и продуктивный классы у разных людей сочетаются в различных соотношениях.

Рецептивный тип

Людей, относящихся к этому типу, характеризуют доверчивость, пассивность, чувствительность, сентиментальность. Весь мир кажется им источником приятных переживаний. Они хотят, чтобы их любили. Им больше нравиться быть любимыми, чем самим любить.

Они не очень умеют действовать без посторонней помощи или поддержки. Обычно это идеалисты, часто витающие в облаках. Их можно легко обмануть, поэтому они очень часто попадаются на удочку разного рода мошенников и прохвостов.

Эксплуатирующий тип

Характеризуются сильным характером, чувством достоинства и уверенностью. Их поведение характеризуется агрессивностью. Своей активностью, настойчивостью, изобретательностью. Они добиваются своих жизненных целей. Они люди действия. И от других тоже требуют активности.

Окружающая действительность и люди являются для эксплуатирующих типов средствами для достижения их целей.

В эмоциональном плане они сдержаны.

Накапливающий тип

Как видно из названия, это люди, которые имеет тягу к накоплению, будь то деньги или недвижимость, власть или любовь. За свое они держатся зубами, избегая рискованных поступков. Этим людям свойственен консерватизм. Они характеризуются сдержанностью, предусмотрительностью, спокойствием и терпимостью к чужим мнениям. Они надежны, не склонны к переменам, подозрительны и упрямы, живут прошлым.

Рыночный тип

Э. Фромм считал рыночный тип характера наиболее типичным продуктом современного общества, рыночный тип наиболее характерен для жителей США и западноевропейских стран. Он характеризуется направленностью на внешний мир. Главное в рынке- товарно-денежные отношения. Для этого типа людей личность также служит товаром, а уже исходя из этого ставится цель: продать себя как личность.

Такая личность считает, что нужно сделать все, чтобы продать себя подороже. То есть у товара должна быть «упаковка и маркетинг». Такие люди уделяют внимание внешности, они заинтересованы в нужных людях (хотя иногда это противоречит морали, но в интересах дела моралью пренебрегают), готовы стать любящими (внешне), лишь бы добиться успеха при продаже себя потенциальным «заказчикам».

Э. Фромм характеризует их как поверхностных, бестактных, безнравственных при достижении успеха, неразборчивых в средствах и одновременно открытыми, любознательными и щедрыми.

Продуктивный тип

Продуктивный тип, по Э. Фромму, характеризуется честностью перед самим собой и во взаимоотношениях другими, независимостью в суждениях и поступках, горячей любовью к людям и животным, продуктивным творческим мышлением. Люди продуктивного типа часто увлекаются общественной деятельностью.

Э. Фромм считал, что общество раздирается противоречиями, результатом чего являются одиночество, изоляция и отчужденность. От этого состояния человек избавляется «бегством от себя и самообманом». Продуктивной личности удается оставаться самой собой только благодаря трем составляющим.

Во-первых, это творческое логическое мышление. Во-вторых, это продуктивная любовь, которая дает возможность любить все живое на земле, которая наделяет человека такими качествами, как забота обо всех живых существах и особенно о близких, ответственность, уважение и знание.

И наконец, третьей составляющей является общественно полезный труд, который предоставляет человеку возможность самовыражения. Результатом всех трех составляющих является зрелая, полноценная, целостная и продуктивная личность.

По большому счету, продуктивный тип личности Э. Фромма - это идеальный тип. Всем трем характеристикам в полной мере вряд ли кто-то соответствует, но Фромм считал, что этого соответствия можно достигнуть, если произойдет коренная социальная реформа и общество станет совершенным.

Фромм считал принадлежность характера человека к определенному типу или, как он говорил, к определенной ориентации, постоянной, стабильной и не меняющейся со временем.

Эрих Фромм - крупнейший мыслитель ХХ века, один из великой когорты "философов от психологии" и духовный лидер Франкфуртской социологической школы. Труды Эриха Фромма актуальны всегда, ибо основной темой его исследований было раскрытие человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого начала. С позиций гуманизма он выступает против духовного оскудения, намечает возможные варианты решения назревших глобальных проблем и создания гармоничного здорового человека и здорового общества. Автор развивает свою концепцию религии и ее роли в обществе. Основоположник неофрейдизма, Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в книге, о том, как преображается внутренний мир человека. Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Все существо человека проходит через потрясение, через катарсис. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений? Ученый развивает концепцию о двух полярных модусах человеческого существования - обладании и бытии.

Сочинения Фромма издаются и сегодня , .

Типы социальных характеров

Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров.

1. Мазохист-садист. Этот тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, переделкой людей в лучшую сторону. Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих до состояния изнеможения. Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из благих намерений. Характеризуя таких людей как врач-психиатор, Фромм писал: Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции - это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если они ни при чем. По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскими склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают. Такой тип человека был назван Фроммом авторитарной личностью. Подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам; Фромм включил в их число Гитлера, Сталина и ряд других известных исторических лиц.

2. Разрушитель. Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. Конформист-автомат. Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает быть самим собой. Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное Я, свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, при необходимости быстро и без проблем меняет свои убеждения, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного и бессознательного приспособленца.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К. Юнгом. Экстраверсия - интроверсия рассматривается современной психологией как проявление темперамента. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. Для интровертов характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Возможно также деление на конформный и самостоятельный, доминирующий и подчиняющийся, нормативный и анархический и прочие типы.

Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологических концепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия. В современной науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить 4 основных подхода:

Во-первых, очень часто имеет место отожествление характера и темперамента. Примером тому служит концепция Э Кречмера, который связал тип телосложения с темпераментом и с особенностями поведения.

Во-вторых, в некоторых психологических концепциях можно обнаружить противопоставление характера и темперамента. Причем чаще всего в данных концепциях подчеркивается антагонизм характера и темперамента.

В-третьих, изучая психологические концепции, мы можем встретиться с мнениями различных исследователей о том, что темперамент является элементом характера, его ядром, неизменной частью. Например, такой точки зрения придерживался С. Л. Рубинштейн.

Существование данных подходов обусловлено биосоциальной природой человека. С одной стороны, бесспорным является то, что характер формируется после рождения человека, в процессе его взаимодействия с социальной средой. Однако, с другой стороны, никто не будет отрицать того, что физиологические особенности организма все же накладывают отпечаток на личность.

В отечественной психологии сложилось мнение о том, что темперамент и характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Это связано с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Поэтому большинство известных исследователей придерживается мнения, что характер развивается на основе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Вместе с тем необходимо себе отчет в том, что темперамент не определяет характер человека. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Следует отметить, что все существующие концепции типов характера обладают одним весьма существенным недостатком. Дело в том, что каждый человек индивидуален и не всегда может быть отнесен к определенному типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Поэтому возникает вопрос, на который до сих пор нет удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть - до половины всех людей.

Существующие научные проблемы являются основанием для поиска новых решений проблем описания и прогнозирования поступков человека. Очень часто для этого используют достижения различных наук, а также обращают внимание на новые факты. Одной из таких наук является графология, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связь между двумя рядами фактов - особенностями почерка и характером. Не вызывает сомнения, что каждый человек обладает своеобразным почерком. Этот факт позволяет идентифицировать человека и, следовательно, дает основания для рассмотрения вопроса о зависимости почерка от характера.

В настоящее время нет однозначных данных, подтверждающих или опровергающих связь почерка и характера. Наиболее достоверно установлена зависимость почерка от эмоционального состояния и некоторых типологических свойств высшей нервной деятельности. С другой стороны, еще Н. А. Бернштейн отмечал, что больше всего механику движения живого организма отличает от движения машины избыточность степени свободы. Одно и то же действие можно совершить множеством способов, поэтому в каждом действии можно выделить то, что может быть связано с личностным смыслом этого действия, а следовательно, и психофизиологическими особенностями конкретного человека.

Характер - это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые, научно обоснованные методы его исследования.

Продуктивный тип социального характера

Продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Этот тип - независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду (всё вместе - неразрывно, а не либо то, либо другое, либо третье).

Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому освобождаются от самообмана. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Продуктивно решивший проблему человеческого бытия любит этот мир; даже если он, например, революционер, ему не нравится этот мир, он хочет его сделать лучше, он это делает из любви к миру, а не из ненависти. Продуктивная личность может ненавидеть отдельных людей, отдельные явления, но в целом в его мировосприятии преобладает любовь.

Любовь - не та симбиотическая зависимость, которая зачастую оказывается садомазохистским вариантом. Подлинная любовь к отдельному человеку является следствием любви ко всему миру, ко всем людям; невозможно любить одного человека, ненавидя при этом всех остальных.

Продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Например, литератор, который пишет халтуру ради продажи, - это не творческая, не продуктивная личность, это обычный торгаш. А творческая личность не обязательно должна быть литератором или, например, художником. Она может вообще ничего такого осязаемого не производить, а просто творчески смотреть на мир. Такого человека за душу берёт то, что солнышко светит, он получает огромное удовольствие от произведения искусства, он может получить радость от изящно решённой математической задачи, или от того, что мимо прошла красивая девушка (не та радость самцов-павианов, которые в подобной ситуации не могут не посвистеть вслед, не сказать какую-либо пошлость и т.п.).

Истинно нравственной, может стать только личность, руководствующаяся в своем поведении гуманистической совестью. Гуманистическая совесть - это не интериоризованный голос авторитета, которому мы жаждем угодить и чьего неудовольствия страшимся; это наш собственный голос, данный каждому человеческому существу и не зависимый от внешних санкций и поощрений. Гуманистическая совесть это реакция всей нашей личности на её правильное функционирование или на нарушение такового; реакция не на функционирование той или иной способности, а на всю совокупность способностей, определяющих наше человеческое и индивидуальное существование. Совесть оценивает исполнение нами человеческого назначения: дать жизнь самому себе, стать тем, чем мы являемся потенциально; самый важный плод усилий человека - его собственная личность.

Результатом реализации всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.

Некрофильный тип социального характера

Человек с некрофильным ориентированием представляет собой крайнюю, наиболее патологическую версию характера накопительского. Такой индивид стремится решить проблему человеческого бытия не выстраивая связи с миром, а уничтожая мир. Конечно, он не в буквальном смысле уничтожает всё вокруг, но на уровне неосознаваемых импульсов его отличает стремление к уничтожению.

Некрофильны те люди, которые охотно говорят о болезнях, похоронах и смерти. Если они могут говорить о смерти и мертвом, они становятся оживленными. Явным примером чисто некрофильного типа личности является Гитлер. Он был очарован разрушением и находил удовольствие в запахе мертвого. Человек с некрофильным ориентированием чувствует влечение ко всему неживому, ко всему мертвому: к трупу, гниению, нечистотам и грязи

Некрофилы живут прошлым и никогда не живут будущим. Их чувства, по существу, сентиментальны, то есть они зависят от ощущений, которые они пережили вчера или думают, что они их пережили. Они холодны, держатся на дистанции и привержены "закону и порядку". Их ценности являются как раз противоположными тем, обычно связывают с нормальной жизнью: не живое, а мертвое возбуждает и удовлетворяет их.

В то время как жизнь характеризуется структурированным, функциональным ростом, некрофил любит все, что не растет, все, что механично. Некрофил движим потребностью превращать органическое в неорганическое, он воспринимает жизнь механически, как будто все живые люди являются вещами. Все жизненные процессы, все чувства и мысли он превращает в вещи. Для него существенно только воспоминание, а не живое переживание, существенно обладание, а не бытие. Некрофил вступает в отношение с объектом, цветком или человеком только тогда, когда он им обладает; поэтому угроза его обладанию означает для него угрозу ему самому, если он теряет владение, то он теряет контакт с миром. Отсюда его парадоксальная реакция, которая заключается в том, что он скорее потеряет жизнь, чем свое владение, хотя вместе с потерей жизни он перестает существовать как владелец. Он хотел бы господствовать над другими и при этом убивать жизнь. Его наполняет глубокий страх перед жизнью, поскольку жизнь неупорядочена и неконтролируема соответственно своей сущности.

Для некрофила характерна установка на силу. Сила есть способность превратить человека в труп. Для такого человека наибольшим человеческим достижением является не производство, а разрушение жизни. Применение силы не является навязанным ему обстоятельствами преходящим действием - оно является его образом жизни.

На этом основании некрофил прямо-таки влюблен в силу. Как для того, кто любит жизнь, основной полярностью в человеке является полярность мужчины и женщины, так для некрофилов существует совершенно иная полярность - между теми, кто имеет власть убивать, и теми, кому эта власть не дана. Для них существует только два "пола": могущественные и лишенные власти, убийцы и убитые. Они влюблены в убивающих и презирают тех, кого убивают. Нередко такую "влюбленность в убивающих" можно понимать буквально: они являются предметом сексуальных устремлений и фантазий, правда в менее наглядной форме, чем при упомянутой выше перверсии или при так называемой некрофагии (потребности пожирать труп). Такое желание нередко встречается в снах некрофильных личностей.

Высокую степень некрофильности человека часто можно распознать по его внешним проявлениям и жестам. Он холоден, его кожа кажется безжизненной, и нередко, глядя на его выражение лица, можно подумать, что он ощущает дурной запах. (Это выражение явно присутствует в лице Гитлера.) Некрофил одержим любовью к принудительно-педантичному порядку.

Предпосылки способствующие развитию некрофилии: созревание среди людей, которые любят мертвое; недостаток инициативы; страх; условия, которые делают жизнь рутинной и неинтересной; механический порядок вместо рационального устройства жизни, обусловленного непосредственными отношениями между людьми.

Общественные условия оказывают в этом смысле решающее влияние на развитие индивида. Некрофильный характер следует рассматривать как связующее звено между "анальным характером", в основе которого лежит теория либидо Фрейда. Мать, которая непременно хочет воспитать своего ребенка чистоплотным и проявляет повышенный интерес к его испражнениям, является женщиной с сильно выраженным анальным характером, то есть с сильным интересом к неживому и мертвому, и она окажет влияние на своего ребенка в том же направлении. Кроме того, у нее не будет жизнерадостности; она будет не возбуждать, а приглушать интерес ребенка. Часто ее страх способствует тому, что ребенок страшится жизни и чувствует влечение к неживому. Иначе говоря, не воспитание чистоплотности, как таковое, со своими воздействиями на аналогичное либидо приводит к формированию анального характера, а характер матери, которая через свой страх или ненависть к жизни заставляет интересоваться процессом опорожнения и направляет детскую энергию на страсть обладать и накапливать, используя множество других способов.

Между некрофильным пренебрежением к жизни и восхищением скоростью и всем механическим существует внутреннее родство. Интеллектуализация, квантификация, абстрагирование, бюрократизация и овеществление - отличительные черты нынешнего индустриального общества - не есть принципы жизни; они являются механическими принципами, если их применяют к людям, вместо того чтобы применять их к вещам. Люди, живущие в такой системе, становятся равнодушными к жизни и чувствуют влечение к мертвому.

(Fromm) – предусматривает разграничение 5-ти типов личности, основанное на представлении о существовании у человека уникальных экзистенциальных потребностей: 1) потребности в установлении связей (альтруизме); 2) потребности в преодолении (созидательности); 3) потребности в корнях (потребности ощущать себя частью мира); 4) потребности в идентичности (потребности ощущать себя самим собой); 5) потребности в системе взглядов и в преданности (рационализм и посвящение себя тому, в чём заключается смысл жизни). Источником мотивационной силы автор считает конфликт свобода-безопасность. Э.Фромм различает следующие человеческие типы:

1. рецептивный тип личности – для него типично стремление быть скорее любимым, нежели любящим человеком. Люди данного типа пассивны, зависимы, беспомощны и сентиментальны, они могут быть оптимистичными и идеалистичными;

2. эксплуатирующий тип личности - для него характерна нацеленность на то, чтобы брать себе всё, что можно взять силой или изобретательностью. Люди данного типа неспособны к подлинному творчеству, созидательности и предпочитают агрессивный и/или разрушительный стиль поведения. Им свойственны, кроме того, эгоцентризм, самонадеянность и надменность. Их отличают также уверенность себе, чувство собственного достоинства и импульсивность;

3. накапливающий тип личности - это люди, стремящиеся обладать наибольшим количеством материальных благ, власти, любви и бдительно охраняющие свои накопления от поползновений себе подобных присвоить это себе. Представители данного типа консервативны, ригидны, подозрительны и упрямы, но при определённых обстоятельствах могут проявлять предусмотрительность, лойяльность и сдержанность;

4. рыночный тип личности - люди этого типа убеждены, что личность есть товар. Они умеют себя продать, для чего поддерживают приятную внешность, умело завязывают нужные знакомства и всегда готовы продемонстрировать любую нужную заказчику черту своей личности. Обычно они делают лишь то, что им выгодно и удобно, не отличаются щепетильностью в выборе средств достижения цели и весьма поверхностны в общении. Наряду с этим они могут быть открытыми, любознательными и щедрыми людьми. Э.Фромм считает данный тип личности продуктом капиталистического общества;

5. продуктивный тип личности – это зрелые, здоровые, способные к продуктивному мышлению, любви и труду люди. Благодаря своему реалистическому мышлению они освобождаются от самообмана и иллюзий относительно других людей. Любовь делает их уважительными, заботливыми и ответственными, бережно относящимися ко всему живому и жизнеутверждающему. Они своим трудом создают всё нужное для жизни и творчески самовыражаются. Коренная социальная реформа, считает Э.Фромм, может делать продуктивный тип личности доминирующим в обществе.

Кроме того, принимая во внимание теорию двух основных инстинктов (жизни и смерти), Э.Фромм различает также биофильный (аналогичный продуктивному) и некрофильный (разрушительный) типы личности.

Другие новости по теме:

  • (Из психоанализа) Рациональная часть личности, защищающая интересы личности в целом и выступающая посредником между инстинктивными потребностями (Оно) и социальными запретами (Сверх-Я).
  • Критерии и показатели эффективности формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения личности
  • Характер – это прижизненное образование, он формируется в процессе воспитания, обучения в сходных условиях.

    На протяжении жизни человек вступает в отношения с миром посредством овладения вещами и посредством взаимодействия с людьми. И форма этих отношений зависит от его характера.

    Человек в процессе жизни научается действовать полуавтоматически в тех или иных ситуациях. И в этих действиях отражается суть характера. Характер также дает возможность приспосабливаться к социуму. Таким образом, функция характера позволяет человеку действовать последовательно и разумно.

    Основная роль в формировании характера принадлежит семье. Ребенок копирует поведение родителей, так формируется его характер. Также на формирование характера ребенка в процессе взросления отчасти влияют психические и материальные особенности, свойственные его окружающей среде. А также особенности темперамента.

    Эрих Фромм исследовал типы характера и представил их в форме НЕПЛОДОТВОРНОЙ и ПЛОДОТВОРНОЙ ориентации. Они представлены раздельно, хотя обычно характер каждой личности состоит из сочетания нескольких ориентаций, при этом одна из них доминирует. Рассмотрим их через призму любви и мышления.

    Типы характера неплодотворной ориентации:

    Типы характера плодотворной ориентации:

    РЕЦЕПТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

    При такой ориентации человеку представляется что «все хорошее», будь то материальные блага, положительные эмоции, знания, находится вовне.

    При таком положении дел, людям свойственно не давать, а получать.

    Они не привыкли дарить любовь, а лишь только получать ее. Таки образом они попадают в собственную ловушку. Становятся неразборчивы в выборе партнера, бросаются на всех, кто предлагает им любовь или ее подобие. Становятся чрезвычайно чувствительными при всяком отдалении партнера, зависимыми от отношений.

    То же касается и интеллектуальной сферы. Такие люди не добывают самостоятельно информацию. Они ищут человека, способного повести за собой и дать им уже готовую нужную информацию.

    В случае, когда человек религиозен, он ждет от Всевышнего ВСЕГО, не проявляя при этом никакой активности.

    Людям с такой ориентацией во всех сферах жизни требуется «магический помощник». Это вынуждает их быть верными другим людям. Они не в состоянии сказать «нет» и таким образом попадают в зависимость от других. Они становятся очень услужливыми. Не способными ничего делать без посторонней помощи. Они чувствуют себя небезопасно без поддержки окружающих. Как результат, они не способны принимать самостоятельно решения и брать на себя ответственность.

    Люди рецептивной ориентации очень любят выпить и поесть. Тем самым они подавляют свою тревогу. Их движения и жесты плавные, как бы манящие.

    А вообще мироощущение таких людей оптимистичное и дружелюбное. У них есть определенное доверие к миру, и они становятся тревожными лишь при возможной утрате «источника питания».

    ЭКСПЛУАТАТОРСКИЙ ХАРАКТЕР

    Данная ориентация сходна с рецептивной. У людей такого типа также есть представление о том, что все хорошее находится вовне. Основное отличие в том, что они не ждут даров от других, а отнимают желаемое хитростью и силой. Они склонные переоценивать то, что есть у других, и недооценивать то, что есть у себя. Такая ориентация распространяется на все сферы жизни.

    В любви они присваивают только человека, принадлежащего кому-то другому, их не интересуют люди свободные от отношений.

    То же касается и интеллектуальной деятельности. Им свойственен плагиат, не смотря на то, что это зачастую талантливые и интеллектуально развитые люди. Они вполне могли бы создавать собственные творения. Но чужие вещи им кажутся более привлекательными, чем те, которые они способны создать сами.

    Они используют и эксплуатируют всех и все, из чего можно хоть что-то выжать. Каждый объект взаимодействия они оценивают как предмет полезности. Их главный девиз: «Краденый плод – самый сладкий».

    Людям с эксплуататорской ориентацией свойственны подозрительность, цинизм, ревность, зависть. Жесты и движения их резкие и агрессивные. Очень часто они делают язвительные замечания в адрес других людей. Язвительная гримаса – их отличительная черта.

    СТЯЖАТЕЛЬСКИЙ ХАРАКТЕР

    Люди со стяжательской ориентацией мало верят в то, что можно что-то получить из внешнего мира. Их безопасность строится на стяжательстве и экономии. Траты они воспринимают как угрозу своей безопасности. Их цель – как можно больше приносить в дом и ничего не отдавать.

    Их скупость распространяется на все сферы жизни. Как на материальные ценности, так и на чувства и мысли.

    В любовных отношениях, они стараются завладеть любимыми, при этом не отдавать свою любовь. Близость с другими людьми они воспринимают как угрозу, они или отстраняются или овладевают людьми, чтобы устранить угрозу. Они очень подозрительны. Их девиз «Мое – это мое, а твое – это твое».

    Движения и жесты людей со стяжательской ориентацией чопорные. Губы плотно сжаты. Им свойственна педантичная аккуратность.

    Внешний мир для людей стяжательской ориентации представляет собой угрозу вторжения в его оборонную позицию. Их ригидная и бесплодная аккуратность является выражением потребности устранения контакта с внешним миром. Вещи из внешнего мира они воспринимают как опасные и нечистые.

    Также характерными чертами данного типа людей являются навязчивая пунктуальность и упрямство. Это своего рода подчинение внешнего мира себе. Упрямо стоять на своем – это ответ на внешнюю угрозу.

    РЫНОЧНЫЙ ХАРАКТЕР

    Рыночная ориентация развилась в доминирующую только в современную эпоху. Свободный рынок, основанный на конкуренции, взрастил данный тип людей. Первостепеннее труда становится продажа.

    Современный человек воспринимает себя и как товар для продажи на рынке, и как продавца. Вне зависимости от того какая у человека профессия, меновой ценностью является определенный товар или личность, эта профессия должна пользоваться спросом. На современном рынке не достаточно владеть знанием и умением для выполнения определенной задачи, но нужно еще быть способным вступать в состязания с другими. Успех в данном случае зависит не столько от того что ты знаешь и умеешь, но и от того, как ты умеешь продавать свою личность. Для этого необходимо обладать знаниями, какой вид личности пользуется наивысшим спросом.

    Эти знания человек получает на протяжении всего процесса воспитания: в семье, в социальных учреждениях, с обложек журналов, СМИ, кино и из других источников, в которых демонстрируются внешний вид и жизненные истории преуспевающих людей.

    В случае если у человека мерилом ценности личности являются превратности рынка, его самоуважение и чувство собственного достоинства разрушаются. Зрелый и плодотворный индивид ощущает себя независимым существом.

    При рыночной ориентации важное значение для человека играет не его самореализация, а его успех в процессе продажи. Его силы, и то, что ими создано, отчуждаются от него, становятся чем-то отличным, скрытым от него; чем-то, что другие будут использовать и оценивать. Он с ними не идентичен.

    Такая ситуация ставит человека с рыночной ориентацией в полную зависимость от того, как другие воспринимают его. Такие люди предоставлены сами себе, страшатся неудачи, жаждут угодить, не щадят других и не ждут пощады.

    Следует отметить, что при описании неплодотворных характеров были представлены только их отрицательные стороны.

    ПЛОДОТВОРНЫЙ ХАРАКТЕР


    Плодотворная ориентация олицетворяет собой развитый характер, являющийся целью человеческого развития и идеалом гуманистической этики.

    Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку к восприятию мира во всех сферах человеческого опыта, включая ментальную, эмоциональную, сенсорную реакцию на самого себя, на других людей, на вещи. Плодотворность – это способность человека использовать свои силы и реализовывать свои возможности (идти и добиваться), быть свободным и независимым от контроля и насилия.

    Сущность «плодотворной любви» одна и та же, будь то любовь матери к ребенку, любовь к людям или эротическая любовь между двумя индивидами. Основные элементы присутствуют во всех формах плодотворной любви: забота, ответственность, уважение, знание.

    Способностью любить обладает не каждый человек. Это качество привлекает других людей. Любить человека плодотворно, значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, за развитие всех его человеческих сил. Но без уважения, т.е. принятия человека таким, каков он есть, и знания любимого человека любовь превращается в собственничество.

    Плодотворная любовь ставит знак равенства между любовью к одному человеку и любовью ко всему человечеству. Любовь к одному индивиду можно отнести к чему-то случайному и поверхностному.

    Символ высшей степени любви – материнская любовь, которая подразумевает безусловность, основанную только на материнском отклике на потребности ребенка.

    Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.

    При плодотворном мышлении субъект не безразличен к предмету, а заинтересован в нем. В противном случае мышление становится бессодержательным и неплодотворным. Взаимосвязь субъекта и объекта наибольшим образом стимулирует мышление.

    Плодотворное мышление характеризуется также и объективностью, т.е. думающий видит объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, как хотелось бы его видеть. Объективность требует от думающего, и видеть себя, каков ты есть, т.е. осознавать, каким образом ты связан с объектом изучения.

    Плодотворная деятельность, будь то мышление, любовь, возможна только при ритмичной смене активности и покоя. Это способность человека, когда это необходимо оставаться в покое и наедине с собой. Если плодотворная активность парализована, это приводит или к неактивности, или к сверхактивности. Лень и вынужденная активность являются двумя симптомами нарушения правильного функционирования человека. С таким нарушением у человека обнаруживается неспособность либо выполнять работу, либо неспособность наслаждаться досугом и покоем.

    Свобода от давления, добродетель, возможность прислушаться к самому себе – факторы, способствующие развитию плодотворного характера.

    В окончании следует ответить, что различные ориентации характера соединяются в различные комбинации, каждая из них качественно меняется в зависимости от уровня наличествующей в ней плодотворности. А если добавить еще и различие в , то количество комбинаций растет в геометрической прогрессии.

    До встречи снова на