Химия. Заключительный этапвсероссийской олимпиады школьников по химии

С 30 марта по 5 апреля в Саранске на Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии. На олимпиаду приехали учащиеся 9, 10 и 11 классов из 54 субъектов Российской Федерации: Астраханской области, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской, Новосибирской областей и других регионов страны – всего 245 школьников.

30 марта состоялось торжественное открытие олимпиады. С напутственным словом для участников олимпиады выступила Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия, курирующая вопросы социальной сферы, Галина Алексеевна Лотванова, ректор Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва Сергей Михайлович Вдовин и декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН, председатель жюри заключительного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по химии Валерий Васильевич Лунин.

31-го марта и 1-го апреля проходили теоретические туры в аудиториях Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва, а 2-го апреля - практический тур олимпиады. 3-го апреля состоялся показ работ, на котором школьники ознакомились со своими результатами и имели возможность обсудить с членами жюри ход решения задач и уточнить интересующие их вопросы. 4-го апреля участники олимпиады посетили промышленные предприятия г.Саранска.

5 апреля состоялась церемония закрытия. Участников и организаторов олимпиады поприветствовал Глава Республики Мордовия Владимир Дмитриевич Волков. Он также поздравил и вручил подарки участникам и педагогам, дни рождения которых пришлись на период проведения заключительного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников по химии.

Жюри олимпиады определило 19 сильнейших ребят из Боровичей, Вологды, Дмитровграда, Ижевска, Казани, Липецка, Москвы, Нижнекамска, Новосибирска, Санкт-Перебурга, Саранска и Тюмени ставших победителями. Еще 91 школьник из разных городов России стал призёром Олимпиады. Дипломы призёров вручали члены жюри Ольга Валентиновна Архангельская и Владимир Ильич Теренин, а также ректор Национального исследовательского Мордовского Государственного Университета имени Н.П. Огарёва Сергей Михайлович Вдовин. Дипломы победителей вручал декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН Валерий Васильевич Лунин.

Следует отметить абсолютного победителя из 9 класса Шишкина Алексея из г.Самара, набравшего в общей сложности 248 баллов из 250, и ученика 8-го класса Терлякова Станислава из г.Москвы ставшего призёром среди участников из 10 класса и ученика 8-го класса Давлетбаева Тимура из Уфы, ставшего победителем среди девятиклассников.

Из числа победителей жюри олимпиады отобрало ребят для участия в 51-й Международной Менделеевской олимпиаде, которая пройдёт 23-29 апреля в Астане (Казахстан). Из победителей и призеров также сформированы команды для летних и зимних сборов к Международной (Всемирной) олимпиаде.

Победители олимпиады

Задания и решения

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

Задания Решения

II ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР

Задания Решения

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТУР

Задания и решения

Краткий фоторепортаж

Школьный этап

8 класс

Задание 1. ТЕСТ (3,5 балла)

Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый ответ)

1. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:
1. крупинка 2. кристаллик 3. атом 4. молекула
2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
1. Со - кобальт 2. Те - теллур

3. Sе - селен 4. U - уран
3. Одним из первых металлических сплавов, которые человек начал использовать в глубокой древности, является:

1. сталь; 2. бронза; 3. дюралюминий; 4. чугун; 5. победит.

4. К чистым веществам относится:

1. уксус 2. дистиллированная вода

3. воздух 4. молоко

5. Является веществом:

1. капля росы; 2. медная монета;

3. кусочек мела; 4. ртуть.

6.Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:

1. CuSO 4 и CuS 2. CuS и CuO

3. CuO и Cu 2 S 4. CuSO 4 и Cu 2 S

7. Укажите простое вещество, которое не является металлом:

1. олово; 2. фосфор; 3. ртуть; 4. магний; 5. медь.

Задание 2. (2 балла)

В начале ХХ столетия геологи зашифровали на картах места открытия руд ценных металлов при помощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифрой указывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях были еще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых картах карт нашли обозначения: 4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Задание: Расшифруйте записи геологов.

Задание 3. (6 баллов)

Предложите несколько вариантов (не более трех) решения цепочки реакций А→ Б → В и составьте уравнения реакций к данной схеме. Вещества А, Б, В – сложные неорганические соединения, относящиеся к разным классам соединений.

Задание 4. (3 балла)

Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.


Задание 5. (4 балла)

Чтобы золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала соль с мелкими гвоздями, деревянными стружками и речным песком и велела золушке очистить соль, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро выполнить задание мачехи.

Задание 6. (6 баллов)

В природе железо образует ряд минералов. Это магнетит Fe 3 O 4 , гематит Fe 2 O 3 лимонит 2Fe 2 O 3 3Н 2 О. В каком из минералов массовая доля железа наибольшая.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

9 класс

Задание 1. ТЕСТ (3 балла)

К каждому заданию даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный ответ. Запишите номер задания и поставьте номер выбранного ответа.

1. Наибольшую молекулярную массу имеет

1) BaCl 2 2) ВаS0 4 3) Ва 3 (Р0 4) 2 ; 4) Ва 3 Р 2 .

2. Сумма коэффициентов в молекулярном уравнении реакции

(СuОН) 2 СО 3 + НС1 = СuС1 2 + СО 2 + ...

1) 10: 2) 11; 3) 12; 4) 9.

3. Количество вещества (моль), содержащееся в 6,255 г хлорида фосфора (V)

1) 0,5; 2) 0,3; 3) 0,03; 4) 0,15.

4. Число протонов и нейтронов в ядре изотопа 40 К

1) р = 20, n=19; 2) р = 40, n = 19;

3) р= 19, n = 21: 4) р = 21,n=19.

5. Реакция, в результате которой выпадает осадок

1) КОН + НС1; 2) К 2 С0 3 + Н 2 S0 4 ;

3) Cu(OH) 2 +HNO 3 ; 4) Nа 2 S + Рb(N0 3) 2 .

6. В 250 мл воды растворили 150 г хлорида кальция. Массовая доля соли в растворе (в процентах) равна:

1) 60; 2) 37,5; 3) 75; 4) 62,5

Задание 2. (7 балла)

Дана цепочка превращений:

X → XO 2 → XO 3 → H 2 XO 4 → K 2 XO 4

K 2 XO 3 KMnO4/H+

Определите элемент Х. Напишите уравнения соответствующих реакций.

Задание 3. (3 балла)

Напишите уравнения реакций, при помощи которых, используя простые вещества кальций, фосфор и кислород, можно получить фосфат кальция.

Задание 4. (3 балла)

Сумма протонов, нейтронов и электронов в атоме равна 42. Число нейтронов равно числу протонов. Определите химический элемент. Дайте объяснения.

Задание 5. (3 балла)

При взаимодействии 9,6 г оксида металла (III) с серной кислотой образуется 24 г сульфата металла (III). Определите металл.

Задание 6. (5 баллов)

В четырех пронумерованных склянках находятся растворы: гидроксида натрия, хлорида натрия, соляной кислоты и фенолфталеина. Как определить, в какой склянке какое вещество находится, не используя дополнительных реактивов, но имея достаточное количество пустых пробирок. Напишите уравнения проведенных реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

10 класс

Задание 1. (8 баллов)

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин → → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.

Задание 2 . (3 балла)


KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O + O 2 .

Задание 3 . (7 баллов)

При нагревании навески некоторого твердого вещества А образуется 5,6 г твердого вещества Б и газ В . Б растворили в воде, при этом образовался раствор, содержащий 7,4 г вещества Г . В пропустили через избыток раствора вещества Д , в результате чего образовалось 13,8 г вещества Е . При взаимодействии последнего в водном растворе с Г образуется А и Д . Определите все вещества.

Задание 4. (5 баллов)

К раствору 6,75 г смеси хлоридов меди (II) и цинка прибавили избыток раствора гидроксида натрия. Выпавший осадок отделили, прокалили и получили при этом 2 г сухого остатка. Определите процентный состав смеси.

Задание 5. (5 баллов)

В 1862 г. М. Бертло синтезировал газ при пропускании водорода через электрическую дугу между двумя угольными электродами. Ученый определил его состав и дал ему название.

1) Определите формулу газа, если массовые доли элементов в соединении составляют: С- 92,3%, Н – 7,7%. Относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 13. Запишите структурную формулу вещества и назовите его по систематической и тривиальной номенклатуре.

2) Запишите уравнение реакции получения этого газа в промышленности.

3) Запишите уравнения реакций взаимодействия этого вещества с избытком водорода и брома.

4) Запишите уравнение реакции взаимодействия этого газа с веществом Х, если в ходе реакции образуется вещество У желтоватого цвета, способное взрываться от удара.

Задание 6. (8 баллов)

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

11 класс

Задание 1. (6 баллов)

Осуществите следующие превращения. Назовите продукты реакции, укажите условия их проведения. Определите неизвестное вещество.(6 баллов)


С 6 Н 14 → Х→ → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5

Задание 2. (3 балла)

Расставьте коэффициенты в схемах следующих реакций методом электронного баланса
KMnO 4 + H 2 O 2 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + MnSO 4 + O 2 +….

Задание 3. (5 баллов)

Космический корабль потерпел аварию и совершил посадку на неизвестную планету. Командир корабля поручил одному из космонавтов определить состав атмосферы. В распоряжении космонавта оказались лишь яблоко, малахитовая шкатулка, известковая вода. Он установил, что разрезанное яблоко не изменяется в атмосфере планеты, известковая вода не мутнеет, а при нагревании малахита образуется красный порошок. К какому выводу пришел космонавт и почему.

Задание 4. (5 баллов)

Сожгли смесь пропана и этана объемом 6,72 л. Продукт сгорания пропустили в известковую воду. При этом образовался осадок массой 80г. Определите процентный состав смеси.

Задание 5. (5 баллов)

Сожгли 2, 3 г неизвестного вещества, при этом образовалось 2, 24 л углекислого газа и 2, 7 г воды. Напишите молекулярную и структурную формулу данного вещества, если плотность его паров по азоту равна 1,64.

Задание 6. (8 баллов)

В пяти пронумерованных пробирках находятся растворы следующих веществ: KCL, KОН, K 2 CO 3 , H 2 SO 4 , ZnSO 4 . Предложите способ распознавания веществ без использования дополнительных реактивов. Напишите уравнения реакций.

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

8 класс (макс. 24,5 баллов)

Задание 1. 3,5 балла (0,5 балла за каждое задание)

Задание 2. 2 балла (0,5 балла за каждый элемент)

Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ – группу, элемент хром 4VIIIБ2 – 4-й период, VIIIБ2 - группу, элемент никель 6IБ – 6-й период, IБ – группа, элемент золото 6IIБ – 6-й период, IIБ – группа, элемент ртуть .

Задание 3. 6 баллов (1 балл за каждую реакцию)

Варианты решения задания могут быть различными, например: CuCl 2 →Cu(OH) 2 →CuO (не более трех вариантов)

1) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ + 2NaCl 2) Cu(OH) 2 → CuO + H 2 O

Задание 4. 3 балла

Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Задание 5. 4 балла

Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита - 1 балл

Сахар с речным песком растворить в воде – 1 балл

Профильтровать - 1 балл

Выпарить воду – 1 балл

Задание 6. 6 баллов

1) Fe 3 O 4 2 балла

    2Fe 2 O 3 3H 2 O

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

9 класс (макс. 24 балла)

Задание 1. 3 балла (0,5 балла за каждое задание)

Задание 2 7 баллов (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элемент Х – сера S 0,5 баллов

    S + О 2 = SО 2 1 балл

    2SО 2 + О 2 = 2SО 3 1 балл

    SО 3 + Н 2 О = Н 2 SO 4 + Q 1 балл

    Н 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 1 балл

    SО 2 + 2KOH = K 2 SO 3 +H 2 O 1 балл

    2KMnO 4 + 5K 2 SO 3 + 3 H 2 SO 4 = 2MnSO 4 + 6K 2 SO 4 + 3 H 2 O 1,5 балла (уравнение

– 1 балл, коэффициенты – 0,5 балла)

Задание 3 3 балла

    4 Р + 5О 2 = 2 Р 2 О 5 1 балл

    2 Сa + O 2 = 2 CaO 1 балл

    3 СaO + P 2 O 5 = Ca 3 (PO 4) 2 1 балл

Задание 4 3 балла

Число протонов РАВНО числу электронов. Так как (по условию) число протонов равно числу нейтронов, следовательно, нейтроны = протоны = электроны, следовательно, 42:3=14. – 1 балл

Мы знаем число протонов, нейтронов и электронов. Число электронов равно порядковому номеру элемента, следовательно, это элемент под номером 14 - Si (кремний). – 1 балл
28 Si - электронов - 14, протонов - 14, нейтронов - 28-14 = 14. – 1 балл

Задание 5 3 балла

Me 2 O 3 + 3 H 2 SO 4 = Me 2 (SO 4) 3 + 3 H 2 O 1 балл

1 моль 1 моль

(2х + 48) г /моль (2х + 288) г/ моль

n (X) = m (X) / M (X)

n (Me 2 O 3) = n (Me 2 (SO 4) 3)

9, 6 / 2х + 48 = 24 / 2х + 288;

х = 56 (Fe –железо) 2 балла

Задание 6 5 баллов

Раствор фенолфталеина готовится с использованием этилового спирта и поэтому имеет характерный запах

Фенолфталеин приливают к трем веществам, в гидроксиде натрия появляется малиновая окраска.

NaOН = Na + + OH - при добавлении фенолфталеина появление малиновой окраски.

Окрашенный фенолфталеином раствор разливают в две пробирки и приливают два других раствора

NaOH +HCl = H 2 O + NaCl – исчезновение малиновой окраски

В пробирке - HCl

Оставшийся раствор – хлорид натрия

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

10 класс (макс. 36 баллов)

Задание 1. 8 баллов (по 1 за каждое уравнение)

Уравнения реакций:

1. CH 3 –CH 2 –CH 3 + Cl 2 → CH 3 –CHCl–CH 3 + HCl (hν, to)

2. CH 3 –CHCl–CH 3 + KOH(спирт.р-р) → СН 3 –СН=СН 2 + KCl + H 2 O

3. СН 3 –СН=СН 2 + Cl 2 → СН 3 –СНCl–СН 2 Cl

4. СН 3 –СНCl–СН 2 Cl + 2 KOH(спирт.р-р) → СН 3 –С≡СН + 2 KCl + 2 H 2 O

5. СН 3 –С≡СН + H 2 → СН 3 –СН=СН 2 (to, p, kt)

6. СН 3 –СН=СН 2 + HOH → СН 3 –СН(OH)–СН 3 (to, p, kt)

7. СН 3 –СН(OH)–СН 3 + HBr → СН 3 –СНBr–СН 3 + H 2 O (при to)

8. 2 СН 3 –СНBr–СН 3 + 2 Na → СН 3 –СН(CH 3)–CH(CH 3)–СН 3 + 2 NaBr

(рекция Вюрца)

Задание 2. 3 балла

2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + 5O 2 – 2 балла
электронный баланс:

Задание 3. 7 баллов (по 0,5 балла за каждое вещество, по 1 баллу за реакцию)

Определены все вещества: А – карбонат кальция, Б – оксид кальция, В – углекислый газ, Г – гидроксид кальция, Д – гидроксид калия, Е – карбонат калия

Составлены уравнения реакций: СаСО 3 → СаО + СО 2 СаО + Н 2 О → Cа(ОН) 2

СО 2 + 2КОН → К 2 СО 3 + Н 2 О К 2 СО 3 + Cа(ОН) 2 → СаСО 3 + 2КОН

Задание 4. (5 баллов)

CuCL 2 + 2 NaOH = Cu(OH) 2 ¯ + 2NaCL

ZnCL 2 + 4 NaOH = Na 2 [ Zn(OH) 4 ] + 2NaCL

Cu(OH) 2 = CuO+ H 2 O

0.5 – балла

Рассчитаем количество вещества оксида меди (II):

N(CuO) = 2 г / 80г/моль = 0, 025 моль

0.5 – балла

Значит, CuCL 2 было также 0, 025 моль

0.5 – балла

Отсюда масса CuCL 2 равна:

m (СuCL 2) = 0,025 моль · 136 г/моль= 3, 375 г

0.5 – балла

масса ZnCL 2 6,75 г – 3, 375 г = 3, 375 г

0.5 – балла

Состав смеси: 50% CuCL 2 и 50% ZnCL 2

0.5 – балла

Задание 5. 5 баллов

1) М r (С х Н у)= 13х2=26 x: y = 92,3/12: 7,7/1 =1:1 СН- простейшая формула. 0,5 балла

Истинная формула С 2 Н 2 СН≡СН этин, ацетилен 0,5 балла

2) 2СН 4 → С 2 Н 2 + 3Н 2 (1500 0) 1 балл

3) СН≡СН + 2Н 2 → СН 3 – СН 3 (Темп., кат.) 1 балл

СН≡СН + 2Br 2 → СНBr 2 – СНBr 2 1 балл

4) СН≡СН + 2 OH → AgC ≡ CAg↓ + 4 NH 3 + 2 H 2 O 1 балл

Задание 6. 8 баллов

Составлена таблица мысленного эксперимента

выпадает осадок белого цвета

выпадает осадок белого цвета

без изменений

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

выделяется газ без цвета и запаха

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Выделяется газ без цвета и запаха

Без изменений

Приведены уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

    BaCl 2 + Na 2 CO 3 → BaCO 3 ↓ + 2NaCl;

    Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O

    BaCl 2 + K 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2KCl;

Указания по оцениванию

За составление таблицы – 1 балл

За таблицу мысленного эксперимента - 4 балла

За каждое правильно составленное молекулярное уравнение по 1 балла (3 уравнения) – 3 балла

Ключи

Всероссийская олимпиада школьников по химии (2016-2017)

Школьный этап

11 класс (макс. 32 балла)

Задание 1. 6 баллов

С 6 Н 14 →С 6 Н 6 + 4 Н 2

С 6 Н 6 + CH 3 Cl → С 6 Н 5 - CH 3 + HCl (кат.AlCl 3 t)

С 6 Н 5 - CH 3 + Cl 2 → С 6 Н 5 – CH 2 Cl + HCl (на свету)

С 6 Н 5 – CH 2 Cl + NaOH → С 6 Н 5 – CH 2 OH + NaCl (водн. р-р)

С 6 Н 5 – CH 2 OH + СН 3 СООН → CH 3 COOCH 2 C 6 H 5 + Н 2 О (в присут. H 2 SO 4)

X 1 - С 6 Н 5 – CH 2 Cl

Задание 2. 3 балла

2KMnO 4 + 5H 2 O 2 + 3H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 5O 2 + 8H 2 O 2 балла
электронный баланс:
Mn +7 + 5e = Mn +2 ----x2 восстановление, окислитель 0,5 балла
2O -1 - 2e = O2 0 -------x5 окисление, восстановитель 0,5 балла

Задание 3. 5 баллов

Яблоко не изменилось – нет кислорода.

Известковая вода не мутнеет – нет углекислого газа.

При нагревании малахит разлагается на оксид меди, воду, углекислый газ.

Cu 2 (OH)CO 3→ 2CuO + H 2 O + CO 2

CuO + H 2 → Cu +H 2 O

CuO + CO→Cu +CO 2

3CuO + 2NH 3→ 3Cu + N 2 +3H 2 O

Атмосфера может содержать: водород, оксид углерода(II), азот.

Задание 4. 5 баллов

С 2 Н 6 + 7\2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

0,5 – балла

С 3 Н 8 + 2О 2 = 2 СО 2 + 3Н 2 О

0,5 – балла

СО 2 + Са (ОН) 2 = СаСО 3 + Н 2 О

0,5 – балла

υ (смеси) = 6.72 л: 22. 4 л\моль = 0. 3 моль

υ (СаСО 3) = 80 г: 100 г\моль = 0. 8 моль

х +у =0.3 х= 0.3 - у х= 0.3 - у х= 0.1

2х + 3у = 0.8 2(0.3 - у) + 3 у = 0.8 у=0.2

ω (С 2 Н 6) = 0.1: 0.3 = 0.33 или 33%

ω (С 3 Н 8) = 67%

0,5 – балла

Задание 5 . 5 баллов

Находим молярную массу в-ва

М= 28* 1.64 = 46

Находим массу углерода

М=2.24\22,4 * 12= 1,2

Находим массу водорода

М=2,7*2\18= 0.3

2.3- (1.2+0.3)=0.8- масса кислорода

а:в:с= 1,2\12:0,3\1: 0.8\16= 0.1: 0.3:0.5= 2:6:1

Задание 6. 8 баллов

Сливаем вещества поочередно

Разогрев пробирки

1 балл

Выделение газа

1 балл

Разогрев пробирки

1 балл

Выделение газа

Выпадение осадка, затем растворение

H 2 SO 4 +2 KОН = 2H 2 О + K 2 SO 4

K 2 CO 3 + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 О + CO 2

ZnSO 4 + 2 KОН= Zn(ОН) 2 + K 2 SO 4

2 KОН= Zn(ОН) 2 = К 2

Составление таблицы

8-1.

2)гашеная известь 6)вода

3)гипс 7)угарный газ

4)известняк (мел, мрамор)

Составьте уравнения реакций, подтверждающих амфотерный характер оксидов (в том числе в растворе и твердой фазе) (12 баллов).

8-2.

Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3 (6 баллов).

8-3. Сколько атомов содержится в кубике из чистого золота с ребром, равным 1 мм (плотность золота 19,3 г/ см3) (10 баллов).

8-4. При прокаливании смеси серы с 44,8 г металла в бескислородной атмосфере образуется сульфид двухвалентного металла. При растворении продукта реакции в избытке соляной кислоты выделяется газ Х и остается 12,8 граммов нерастворимого вещества, при сжигании которого в избытке кислорода получается газ Y. Количественное взаимодействие газа X с газом Y приводит к образованию 38,4 г простого вещества (причем на 1 моль газа Y образуется 3 моль простого вещества). Какой металл взаимодействовал с серой? Чему равна масса серы, содержащейся в исходной смеси? (12 баллов) .

8-5. К смеси оксида азота NO и азота объемом 100 мл добавили 100 мл воздуха (объемная доля кислорода 20% и объемная доля азота 80%). Конечный объем реакционной смеси 185 мл. Рассчитайте объемную долю (%) оксида азота в исходной смеси. (Все объемы газов измерены при нормальных условиях) (5 баллов).

РЕШЕНИЯ

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии 2016-2017 учебном году

8 класс

8-1. Напишите формулы приведенных веществ и назовите их. Выберите те вещества, которые относятся к оксидам. Приведите формулы этих оксидов. Выберите оксиды с амфотерными свойствами.

1)углекислый газ 5)боксит (глинозем)

2)гашеная известь 6)вода

3)гипс 7)угарный газ

4)известняк (мел, мрамор)

Составьте уравнения реакций, подтверждающих амфотерный характер оксидов (в том числе в растворе и твердой фазе).

Решение задачи 8-1

Приведенные вещества имеют следующие формулы: 1) углекислый газ – CO2, гашеная известь – Ca(OH)2, гипс – CaSO4∙2Н2О, известняк (мел, мрамор) – CaCO3, боксит (глинозем) – Al2O3, вода – H2O, угарный газ – CO. (за каждую формулу – 0,5 балла ).

Из приведенных веществ к оксидам относятся: углекислый газ (CO2), боксит (глинозем) – Al2O3, вода – H2O, угарный газ – CO. Амфотерными свойствами обладают Al2O3 и Н2О. (определение амфотерных оксидов – 1,5 балла ).

Al2O3 может взаимодействовать как с кислотами, так и со щелочами:

Al2O3+2NaOH(распл)→2NaAlO2+H2O (cплавление) (2 балла)

Al2O3+2NaOH+3Н2О→2Na (2 балла)

Al2O3+2NaOH(конц) +3Н2О→2Na3

Al2O3+6HCl→2AlCl3+3H2O (1 балл )

3H2O+P2O5=2H3PO4 (1 балл )

H2O+Na2O=2NaOH (1 балл )

Итого: 12 баллов

8-2. Подоив корову, хозяйка налила в горшок 2 литра молока с жирностью 4,6%. Выспавшийся за целый день толстый пушистый кот прыгнул на стол и слизал 200 г отстоявшихся сливок с жирностью 15%.

Подсчитайте, много ли жира осталось в горшке? Сколько граммов жира съел кот? Плотность молока принять за 1 г/см3.

Решение задачи 8-2

1. Определяем массу молока и массу жира в нем:

(1 балл)

(1 балл)

2. Рассчитываем массу жира, которую съел кот:

(1 балл)

Кот съел 30 г жира из 92 г. Осталось 62 г. (1 балл)

3. Определяем массу оставшегося молока и его жирность:

2000-200=1800 г (1 балл)

(1 балл)

Итого : 6 баллов

8-3. Сколько атомов содержится в кубике из чистого золота с ребром, равным 1 мм (плотность золота 19,3 г/ см3).

Решение задачи 8-3

Объем кубика золота (Au) с ребром 1 мм (0,1 см) равен

V(Au)=(0,1)3=0,001=1·10-3 см3. (2 балла )

При плотности золота ρ=19,3 г/см3 масса этого объема золотого кубика равна

m(Au)=ρV(Au)=19,3∙10-3 г. (2 балла )

Молярная масса золота М(Au)=197 г/моль. Поэтому:

n(Au)=m(Au):М(Au)=(19,3∙10-3):197≈1∙10-4 моль. (3 балла )

В соответствии с законом Авогадро в этом количестве вещества содержится атомов

N(Au)=n(Au)NA=(1∙10-4)×(6,02∙1023)=6,02·1019 атомов. (3 балла)

Итого: 10 баллов

8-4. При прокаливании смеси серы с 44,8 г металла в бескислородной атмосфере образуется сульфид двухвалентного металла. При растворении продукта реакции в избытке соляной кислоты выделяется газ Х и остается 12,8 граммов нерастворимого вещества, при сжигании которого в избытке кислорода получается газ Y. Количественное взаимодействие газа X с газом Y приводит к образованию 38,4 г простого вещества (причем на 1 моль газа Y образуется 3 моль простого вещества). Какой металл взаимодействовал с серой? Чему равна масса серы, содержащейся в исходной смеси?

Решение задачи 8-4

1. Анализируя условие задания, можно показать, что сера в исходной смеси находится в избытке, а самому заданию соответствует следующая совокупность уравнений химических реакций:

, (1) (1 балл)

, (2) (1 балл)

, (3) (1 балл)

, (4) (1 балл)

2. М(S)=32 г/моль. 38,4 г простое вещества (серы) соответствует ее количество, равное

. (1 балл)

Так как реакция (4) протекает количественно, то количество Н2S и SO2 в этой реакции соответственно равно

(1 балл)

. (1 балл)

3. Тогда количество избыточной серы, присутствующей в исходной смеси и не прореагировавшей по реакции (1), равно n(Sизб.)=0,4 моль, а количество MeS, Ме и S (прореагировавшей в реакции (1)) равно количеству H2S:

. (2 балла)

4. Поскольку m(Me)=n(Me)М(Me), то

. (1 балл)

Искомым металлом является железо М(Fe)=56 г/моль.

5. Суммарное количество серы в исходной смеси n(S)=n(Sизб.)+n(S(1))=0,4+0,8=1,2 моль. (1 балл)

Масса серы, содержащейся в исходной смеси, равна m(S)=n(S)М(S)=1,2×32=38,4 г. (1 балл)

Итого: 12 баллов .

8-5. К смеси оксида азота NO и азота объемом 100 мл добавили 100 мл воздуха (объемная доля кислорода 20% и объемная доля азота 80%). Конечный объем реакционной смеси 185 мл. Рассчитайте объемную долю (%) оксида азота в исходной смеси. (Все объемы газов измерены при нормальных условиях).

Решение задачи 8-5

1. Объем смеси газов меньше суммы объемов исходных газов, так как реакция

идет с поглощением кислорода. (1 балл)

2. Разность объемов 200-185=15 мл – это объем кислорода, который израсходован на окисление NO в NO2. Поскольку в газовую смесь ввели 20 мл кислорода, а изменение объема составляет 15 мл, то можно утверждать, что в реакцию с кислородом оксид азота вступил полностью (1 балл).

3. Согласно уравнению реакции молярное соотношение оксида азота и кислорода равно 2:1. Это позволит определить объем оксида азота в начальной смеси газов:

где V(NO) и V(NO2) – объемы NO и O2, мл (н. у.)

V(NO)=2∙15=30 мл. (1 балл)

4. Найдем объемную долю оксида азота (%):

(2 балла)

Итого: 5 баллов

Школьный этап проходит в районах города (на базе школ) с начала сентября до конца октября.

Районный этап Всероссийской олимпиады по химии состоится в районах Санкт-Петербурга 15 ноября 2018г.- 1 тур, 6 декабря 2018г. -2тур, 14:00

Апелляция по 1 туру проходит в районах 06.12.2018г. после 2 тура. Дистанционно спорные вопросы апелляции решаются с Жюри регионального этапа по почте
Если апелляция вами не удовлетворена или вопрос требует решения с Жюри регионального этапа (заявка подается с 06 до 10 декабря по почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. до 12:00). Оригинал работы участника должен быть 13.12.18г. в ЦО СПб

Заочная апелляция (для тех кто подал заявление на апелляцию) 13.12.2018 г. с 18:00 в ЦО СПб (пл. Островского 2а, 5-ый подъезд, 2 эт, каб. 211)

Региональный этап

15 января 9.00, теоретический тур ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 167 Центрального района (ул. Херсонская, д.9/11)

16 января 9.00, экспериментальный тур, 9 класс, ФГБОУ ВО СПХФУ «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ул. Профессора Попова, д. 14, лит.А);

16 января 9.00, экспериментальный тур, 10-11 классы, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (ул. Большая Морская д.18);

19 января 15:00-16:30, апелляция для 9-11 классов, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 167 Центрального района (ул. Херсонская, д.9/11)

Регистрация участников: за 20 мин. до начала тура. Продолжительность каждого тура - 5 астрономических часов.

Проходные баллы для участия в региональном этапе в 2018- 2019 учебном году: 9 кл.- 15,5 баллов 10 кл.- 17,25 баллов 11 кл.- 16,65 баллов

Если Вы нашли себя в списке, то зарегистрируйтесь

Основаниями для не допуска к участию в региональном этапе Олимпиады могут быть:

Опоздание на более чем один час;

Отсутствие в регистрационных списках.

С собой необходимо иметь: список документов 2019

1) паспорт или свидетельство о рождении и ученический билет; 2) заполненную анкету и подписанное родителями согласие на обработку персональных данных (скачать с сайта в разделе документы) ; 3) канцелярские принадлежности (ручка с черными, синими или фиолетовыми чернилами, линейка); 4) непрограммируемый калькулятор (телефоны и пр. устройства запрещены). Также участникам разрешается приносить в аудиторию прохладительные напитки в прозрачной упаковке, шоколад.

Дополнительно на практический тур : халат , хирургические перчатки, бахилы

Сменную обувь!!!

БахилыББ

Заключительный этап олимпиады по химии: 17 марта-23 марта 2019г., Республика Башкортостан (г.Уфа)

Занятия по подготовке к заключительному этапу ВСоШ по химии (УТС) проходят по индивидуальным графикам. С вопросами обращаться по E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Учебно-тренировочные сборы по химии: ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239», ул. Кирочная д. 8Б, с 04.03.2019 по 15.03.2019

05 марта 2019г. в 19-00 состоится РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ членов команды СПб на заключителный этап олимпиады по химии! Собрание пройдет в ГБОУ «Президентский физико-математический лицей № 239», по адресу: ул. Кирочная д. 8А, аудитория № 56 При себе иметь заполненное родителем заявление на отправку самолетом (пример заявления) на заключительный этап и ксерокопию вашего паспорта. Явка на собрание строго обязательна.

Архив

заключительного этапа!

Вы можете донести свои документы и заполнить анкету в Центре олимпиад Санкт-Петербурга по адресу: пл. Островского, д.2А, 5 подъезд, каб. 211

4 и 5 июня с 10 до 17 часов, 6 и 7 июня с 9:30 до 15:00

Если вы еще не сдали , собой необходимо иметь следующие документы в 2-х экземплярах:

Ксерокопия ИНН;

Ксерокопия СНИЛС.

Уважаемые победители и призеры регионального этапа (по астрономии, биологии, математике, физике, химии и экологии) которые не присутствовали на церемонии награждения.

Вы можете получить свои дипломы в Центре олимпиад Санкт-Петербурга по адресу: пл. Островского, д.2А, 5 подъезд, каб. 211

4 и 5 июня с 10 до 17 часов, 6 и 7 июня с 9:30 до 15:00

Уважаемые победители и призеры РЕГИОНАЛЬНОГО этапа

Награждение победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии, физике, математике, химии, биологии и экологии состоится 21 мая 2018 г. в 17:00.

Начало регистрации в 16:30 в Концертном комплексе «КАРНАВАЛ» по адресу: пр. Невский, д. 39

Уважаемые победители и призеры ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО этапа всероссийской олимпиады школьников!

После награждения Вам предстоит написать заявление на получение премии Правительства Санкт-Петербурга победителям и призерам международных олимпиад и всероссийской олимпиады школьников 2018 года.

С собой необходимо иметь следующие документы в 2-х экземплярах:

Ксерокопия паспорта гражданина РФ (четкие оттиски 2,3,5 страниц);

Ксерокопия диплома победителя или призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;

Справка из образовательного учреждения;

Ксерокопия банковской карты платежной системы "МИР", желательно «СБЕРБАНК» и справка о реквизитах для перечисления на счет банковской карты или ксерокопию договора с банком на открытие счета (четкие оттиски страниц с Ф.И.О. кандидата, номером лицевого счета и № отделения банка);

Ксерокопия ИНН;

Ксерокопия СНИЛС;

Уважаемые победители и призеры 84-й Санкт-Петербургской олимпиады школьников по химии!

В здании Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета (СПХФУ) по адресу: ул. Профессора Попова, д. 14, лит. А.

Мы приглашаем посетить Центр производства по разработке инновационных лекарственных средств и технологий.

GMP тренинг-центр включает в себя: участки производства твердых и мягких лекарственных препаратов и лабораторию контроля качества.

Школьный этап проходит в районах города (на базе школ) с начала сентября до конца октября.

Районный этап Всероссийской олимпиады по химии состоится в районах Санкт-Петербурга 16 ноября 2017г.,-1 тур и в 14:00 и 07 декабря 2017г., -2 тур в 14:00

Уважаемые участники!

Заседание городской апелляционной комиссии состоится 15 декабря в 17-00 (8, 9, 11 классы) и в 18-00 (10 класс) в Центре олимпиад СПб (пл. Островского, д. 2А, 5 подъезд, 2 этаж). С целью сокращения времени на поиск работы убедительная просьба участникам, планирующим прийти на апелляцию, отправить свои данные (ФИО, класс, школа, район) на электронную почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (в теме письма указать - апелляция по химии).

Проходные баллы на региональный этап 2018 года:

9 класс - 19 баллов 10 класс - 19 баллов 11 класс - 19 баллов

Теоретический тур состоялся 25 января в ГБОУ № 167 Центрального района (ул. Херсонская, д.9/11) начало регистрации - 08:45 Продолжительность тура составляет 5 астрономических часов.

Апелляция теоретического тура состоялась 27 января в 13:00 ГБОУ № 167 Центрального района (ул. Херсонская, д.9/11)

Практический тур состоится 26 января: 10 и 11 классы - Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (ул. Большая Морская д.18);

9 классы - Институт наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета (В.О., Средний пр., д.41/43) начало регистрации - 08:45 Продолжительность тура составляет 5 астрономических часов.

Сектор естественных наук Центра олимпиад Санкт-Петербурга приглашает 19 сентября в 16:30 на совещание по организации и проведению олимпиад в 2016-2017 учебном году методистов или ответственных за организацию олимпиад в районе.

Совещание состоится по адресу: пл. Островского, 2А (вход под арку дома 2А), 5 подъезд, 5 этаж, кабинет 509

2015-2016 г.г.

Награждение победителей и призеров регионального этапа состоится 18 мая 2016 г. в 17:30 в Концертном зале главного корпуса

Аничкова дворца "СПБ ГДТЮ ", пр. Невский, д. 39

Уважаемые победители и призеры ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО этапа Всероссийской олимпиады школьников!

После награждения Вам предстоит написать заявление на получение премии ПНПО 2016 года. С собой необходимо иметь следующие документы:

1. Ксерокопия паспорта гражданина РФ (четкие оттиски 2,3,5 страницв 3-х экземплярах;

2. Ксерокопия диплома победителя или призера заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 3-х экземплярах;

3. Справка из образовательного учреждения в 3-х экземплярах;

4. Копия первых двух страниц устава образовательного учреждения в 3-х экземплярах;

5. Ксерокопия банковской карты «СБЕРБАНК» и справка о реквизитах для перечисления на счет банковской карты Сбербанка или ксерокопию договора с банком на открытие счета (четкие оттиски страниц с Ф.И.О. кандидата, номером лицевого счета и № отделения банка) в 3-х экземплярах; скачать список документов
Результаты регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии

Проходные баллы на практический тур: 8 класс - 24 балла, 9, 10, 11 классы - 17,5 баллов.

Предварительные результаты теоретического тура
химия теор тур от 27 февраля 2016 г

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

Школьный этап олимпиады по химии в районах города в 2015 году. В каждом из районов города он проходит в определённый организаторами день.

РАЙОННЫЙ ЭТАП

Предварительные проходные баллы на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии: 9 класс - 15 баллов, 10 класс - 11 баллов, 11 класс - 12,5 баллов.
Предварительные проходные баллы на заключительный этап Санкт-Петербургской олимпиады школьников по химии: 8 класс - 11 баллов, 9 класс - 10 баллов, 10 класс - 9 баллов, 11 класс - 10,5 баллов.
Окончательные проходные баллы будут объявлены после проведения апелляции.

Апелляция спорных работ:

8 классы 11 декабря 2015 г. с 16:30 до 18:30 ГБОУ СОШ №167 Центрального района ул. Херсонская, 9/11

9-11 классы 10 декабря 2015 г. с 17:00 Центр олимпиад СПб пл. Островского, д.2-а, 5 подъезд, 2 этаж каб. 211

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП

ГБОУ СОШ № 167 Центрального района, ул. Херсонская д. 9/11

РГПУ им. А.И. Герцена (наб.р. Мойки, 48 вход с Казанской улицы)

СПб университет ПТ и Д ул. Большая Морская д.18

Уважаемые участники олимпиады!

Показ работ и апелляция олимпиадных работ по химии проходит в РАЙОНАХ города.

Если Вы не согласны с результатами апелляции, то можете обратиться в городскую апелляционную комиссию 15.12.2016 в 17.00. в Центр олимпиад Санкт-Петербурга по адресу: пл. Оcтровского, д. 2А, 5 подъезд, 2 этаж.

Для этого район должен предоставить Вашу работу в городскую апелляционную комиссию.

Районный этап олимпиады школьников по химии 2016/17 г.г. будет проходить в районх города в два этапа:

17 ноября 2016 г. - теоретический тур (8-11 классы) и 08 декабря 2016 г. - практический тур (для 9-11 классов)

ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА 2017г.

РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТНИКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВсОШ ПО ХИМИИ 2017г.

Проходные баллы:

1) на региональный этап Всероссийской олимпиады по химии: 9 класс- 14,5 баллов; 10 класс-13,5; 11 класс - 14,5 баллов
2) на заключительный этап Санкт-Петербургской олимпиады по химии: 8 класс- 10 баллов; 9 класс- 11 баллов; 10 класс-10 баллов; 11 класс- 11 баллов

Список участников РэгЭ по химии 2017г.

Необходимые документы при регистрации

Региональный этап Всероссийской олимпиады по химии состоится:

1 февраля 9:00, ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 167 Центрального района (ул. Херсонская, д.9/11) -9-11 классы

2 февраля 9:00, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (ул. Большая Морская д.18) -10 и 11 классы;

Институт наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета(В.О., Средний пр., д.41/43) - 9 классы

Поздравляем!

Список, победителей и призеров

заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников 2016-2017 уч. года по химии

2018-2019 уч.г.

Районный этап

Региональный этап

« МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ХИМИИ. 2016–2017 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Задания, ответы, критерии оценивания

Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны

быть приведены в решении. Ответ, приведённый без расчётов или иного

обоснования, не засчитывается.

В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не учитывается.

1. (10 баллов) Ионные реакции Завершите приведённые ниже сокращённые ионные уравнения реакций с коэффициентами. Все неизвестные частицы обозначены многоточиями.

а) … + 2… Cu(OH)2 б) … + 2OH– + … BaSO3 + …

в) Pb2+ + … … + 2H+

г) H+ + … CO2 + … д) 3H+ + … Al3+ + 3… Для каждого сокращённого ионного уравнения приведите по одному уравнению в молекулярной форме.

Cu2+ + 2OH– Cu(OH)2 а) CuCl2 + 2KOH Cu(OH)2 + 2KCl Ba2+ + 2OH– + SO2 BaSO3 + H2O б) Ba(OH)2 + SO2 BaSO3 + H2O Pb2+ + H2S PbS + 2H+ в) Pb(NO3)2 + H2S PbS + 2HNO3 H+ + HCO3– CO2 + H2O г) HCl + NaHCO3 NaCl + CO2 + H2O 3H+ + Al(OH)3 Al3+ + 3H2O д) 3HCl + Al(OH)3 AlCl3 + 3H2O Критерий оценивания.

Каждое уравнение (сокращённое ионное или молекулярное) – по 1 баллу.

Всего за задачу – 10 баллов.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 1 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.



Всероссийская олимпиада школьников по химии. 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс 2. (10 баллов) Взаимодействие растворов При смешении равных масс растворов хлорида бария и карбоната натрия образовалось 13,79 г осадка Х и раствор вещества Y. Определите неизвестные вещества и запишите уравнение реакции. Найдите массу вещества Y и его массовую долю в конечном растворе, если известно, что при добавлении к нему серной кислоты никаких изменений не наблюдается, а массовая доля карбоната натрия в исходном растворе в 1,7 раза больше массовой доли вещества Y в конечном растворе.

При взаимодействии растворов хлорида бария и карбоната натрия протекает реакция:

BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3 + 2NaCl.

X – BaCO3, Y – NaCl.

Так как фильтрат не реагирует с серной кислотой, он не содержит ни избытка карбонат-ионов, ни избытка ионов бария. Это означает, что оба вещества прореагировали полностью.

Проведём расчёт по уравнению реакции:

n(BaCO3) = 13,79 / 197 = 0,07 моль, n(Na2CO3) = 0,07 моль, m(Na2CO3) = 0,07106 = 7,42 г, n(NaCl) = 0,14 моль, m(NaCl) = 0,1458,5 = 8,19 г.

Пусть масса каждого из двух смешанных растворов равна x г, тогда масса конечного раствора равна (2x – 13,79) г (осадок BaCO3 не входит в состав раствора).

Массовая доля карбоната натрия в исходном растворе:

–  –  –

3. (10 баллов) Электроны химических связей Приведите по одному примеру молекул, у которых в образовании ковалентных химических связей участвуют:

а) все электроны молекулы;

б) больше половины электронов молекулы;

в) ровно одна треть от общего числа электронов молекулы.

Ответы обоснуйте. Для каждой молекулы опишите электронную конфигурацию атома с наибольшим порядковым номером.

а) Только в одном элементе, способном к образованию химических связей, нет внутренних электронов – это водород H. В молекуле H2 оба электрона (т. е., все электроны молекулы) участвуют в образовании связи H–H.

Других таких молекул нет.

Электронная конфигурация атома водорода: 1s1.

б) Чем больше в молекуле атомов водорода, тем большая доля электронов от их общего числа в молекуле участвует в ковалентных связях. Кроме водорода имеет смысл рассматривать только элементы 2-го периода, так как у них относительно немного внутренних электронов. Перечислим летучие водородные соединения неметаллов 2-го периода (за исключением бора) с указанием числа электронов:

CH4 – всего 10 электронов, 4 химические связи, образованные 8 электронами.

8/10 1/2, подходит.

NH3 – всего 10 электронов, 3 химические связи, образованные 6 электронами.

6/10 1/2, подходит.

H2O – всего 10 электронов, 2 химические связи, образованные 4 электронами.

4/10 1/2, не подходит.

HF – всего 10 электронов, 1 химическая связь, образованная 2 электронами.

2/10 1/2, не подходит.

Таким образом, возможные правильные ответы – CH4 или NH3.

Электронные конфигурации центральных атомов:

C – 1s2 2s2 2p2, N – 1s2 2s2 2p3 (принимается также распределение по энергетическим уровням: 2 – 4 для углерода и 2 – 5 для азота).

в) Число электронов, участвующих в образовании ковалентных связей, чётное. Тогда общее число электронов в молекуле должно быть кратным 6:

6, 12, 18 и т. д. Молекул с 6 электронами нет (BeH2 имеет немолекулярное строение). 12 электронов имеет неустойчивая молекула C2, связь в которой – © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 3 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по химии. 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс двойная. Формально, C2 – правильный ответ. 18 электронов и 3 ковалентные связи – в молекуле PH3, которая и является основным правильным ответом.

Электронная конфигурация атома P: 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3 (или 2 8 5).

Ответ. а) H2; б) CH4 или NH3; в) PH3.

Критерии оценивания:

а) 3 балла – из них 2 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).

б) 3 балла – из них 2 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).

в) 4 балла – из них 3 балла за формулу с подсчётом электронов и 1 балл за электронное строение (только формула без подсчёта электронов – 0 баллов).

Всего за задачу – 10 баллов.

4. (10 баллов) Цветные реакции Бирюзовый осадок Х массой 7,74 г, выделившийся при добавлении небольшого количества раствора гидроксида натрия к водному раствору сульфата меди(II), при прокаливании образует 4,80 г чёрного порошка Y, который при нагревании в токе водорода изменяет окраску, превращаясь в розово-красный порошок Z массой 3,84 г.

1. Определите вещества Х, Y, Z и назовите их. Ответ подтвердите расчётами.

2. Приведите уравнения всех описанных выше реакций.

3. Запишите уравнения реакций Х с серной кислотой и с гидроксидом калия.

1. Розово-красный порошок Z, образовавшийся при восстановлении водородом, – это простое вещество медь.

n(Cu) = 3,84/64 = 0,06 моль.

Вещество Y представляет собой оксид меди. Если предположить, что в формульной единице оксида содержится один атом меди, то n(Y) = n(Cu) = 0,06 моль, тогда M(Y) = 4,8/0,06 = 80 г/моль, что соответствует оксиду меди CuO.

Используя такое же предположение, рассчитаем молярную массу Х. Она равна 7,74/0,06 = 129 г/моль, что не соответствует молярной массе гидроксида меди.

Тогда разумно предположить, что Х представляет собой основную соль. Если в формульной единице Х содержится два атома меди, то М(Х) = 7,74/0,03 = 258 г/моль, что соответствует формуле Cu2(OH)2SO4.

Итак, X – Cu2(OH)2SO4, сульфат дигидроксидимеди(II), или основный сульфат меди(II), или сульфат гидроксомеди. Принимается любое из этих названий.

Y – CuO, оксид меди(II).

Z – Cu, медь.

–  –  –

2CuSO4 + 2NaOH = Cu2(OH)2SO4 + Na2SO4 2.

2Cu2(OH)2SO4 = 4CuO + 2SO2 + O2 + 2H2O CuO + H2 = Cu + H2O

3. Cu2(OH)2SO4 + H2SO4 = 2CuSO4 + 2H2O Cu2(OH)2SO4 + 2KOH = 2Cu(OH)2 + K2SO4.

–  –  –

5. (10 баллов) Анализ жидкости В две колбы с тёплой водой поместили по 13,5 г бесцветной кислородсодержащей жидкости, состоящей из трёх элементов. Через некоторое время, когда реакция закончилась, растворы подвергли анализу. Полученные растворы имели кислую реакцию. В первую колбу прилили избыток раствора хлорида бария, при этом выделилось 23,3 г белого кристаллического осадка. Во вторую колбу добавили избыток раствора нитрата серебра. Масса выпавшего творожистого осадка составила 28,7 г.

Определите формулу неизвестной жидкости. Запишите уравнения протекающих химических реакций.

–  –  –

6. (10 баллов) Школьный эксперимент В школьной лаборатории собрали прибор, как это показано на рисунке.

В колбу 1 поместили небольшие кусочки сульфида железа(II) и прилили соляную кислоту. Выделяющийся газ пропустили через склянку 2, заполненную безводным хлоридом кальция. В колбе 6 к порошку сульфита натрия прилили концентрированную серную кислоту. Выделяющийся газ пропускали через склянку 7 с концентрированной серной кислотой. Оба газа поступали в колбу-реактор 3, направление движения газов показано на рисунке стрелками.

Избыток газов поступал по газоотводной трубке 8 в поглотительную склянку 9.

Когда колба-реактор 3 была заполнена смесью газов, никаких изменений не наблюдалось. Однако после того, как открыли зажим 5 и прилили небольшое количество воды из воронки 4, в колбе 3 началась реакция. Пространство в этой колбе заполнилось дымом, а через некоторое время на её стенках образовался плотный налёт жёлтого цвета.

1. Какие газы получали в колбах 1 и 6? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

2. С какой целью выделяющиеся газы пропускали через склянки 2 и 7?

Допустимо ли склянку 2 тоже заполнить концентрированной серной кислотой?

Ответ поясните.

3. Какая реакция протекала в колбе 3 после того, как туда была добавлена вода?

Какое вещество осело на стенках колбы? Напишите соответствующее уравнение.

4. Какие вещества можно использовать для заполнения поглотительной склянки 9?

Приведите два примера таких веществ и обоснуйте свой ответ.

Похожие работы:

«Лабораторная работа №10 Свойства атомных ядер Цель лабораторной работы дать более углубленное представление о материале, изучаемом на лекциях и семинарских занятиях по ядерной физике, научить студента пользоваться современными базами данных в научноисследовательской работе.1. N–Z диаграмма...»

«Елисеев Алексей Викторович ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И ХАРАКТЕРИСТИК НАЗЕМНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ НАЛИЧИИ АНТРОПОГЕННОГО И ЕСТЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 25.09.29 Физика атмосферы и гидросферы Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора физико–математических наук Москва 2010 Работа выполнена в Уч...»

«щ ш М.Н. И льясов С борник домаш них заданий по высшей математике Учебно-МГетодическое пособи* I М.Н. И л ь я со в Сборник домашних заданий iio высшей математике Учебно-методическое пособи^ 2 часть Павлодар ББК 22.1 УДК 51(075.8) И 49 Министерс...» ОКЕАНОГРАФИЯ. Объектом исследования являются морские акватории. Цель работы – исследование закономерностей изменения состояния акваторий морей и океанов. В процессе работы осуществлялось исследова...» исследований (методы описания, сравнения, картографический, математический, аэрокосмический, геофизический, геохимический), овладение студентами знаний о методах и спос...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.