Все глагольные формы подразделяются на спрягаемые и неспрягаемые. К спрягаемым относятся формы, обладающие грамматическими категориями наклонения, времени, лица (или рода у глаголов прошедшего времени). Это формы настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формы повелительного и сослагательного наклонений. Например: читаю, читаешь, читает, читай, читал, читала, читал бы, буду читать. Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого (простого глагольного), иначе говоря, предиката, поэтому они называются еще предикативными формами.
Спрягаемые формы обозначают процесс в отношении к действующему лицу или предмету и обладают категорией лица, следовательно, они являются личными формами: Наши нивы цветут,- мы отстояли весну. Наши силы растут,- мир победит войну. (Долм.)
К неспрягаемым относятся формы глагола, не обладающие категорией наклонения, времени и лица. Это инфинитив (неопределенная форма), причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие - неизменяемые формы; причастие - изменяемая неспрягаемая форма: причастия склоняются, подобно прилагательным. В причастиях частично отражается категория времени: они имеют формы настоящего и прошедшего времени (будущего времени у причастий нет).
Инфинитив
Инфинитив, или неопределенная форма,- это исходная, начальная форма глагола, в которой заключено наиболее общее его лексическое значение. Этим инфинитив уподобляется форме именительного падежа имени существительного, ср.: бегать - бег, читать - чтение, спать - сон.
Между именем существительным со значением действия или состояния и инфинитивом есть существенное различие. Данные существительные, как и все остальные имена существительные, имеют значение предметности. Например, существительные рисование, плавание, езда, бег выражают 176
действие как предмет, а неопределенная форма глаголов рисовать, плавать, ездить, бегать выражает действие как процесс, т. е. действие в развитии.
Инфинитив характеризуется категориями вида (читать - прочитать), переходности и непереходности (читать книгу, работать), залога (вспахивать поля - действительный залог, вспахиваться - страдательный залог). Как и другие неспрягаемые формы, инфинитив не имеет самостоятельных грамматических категорий наклонения, времени и лица, хотя в контексте может употребляться в значении различных наклонений и времен: И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами... (П.) - в значении изъявительного наклонения прошедшего времени; Не стрелять! - в значении повелительного наклонения; Посадить бы за деревней хороший колхозный сад! - в значении сослагательного наклонения. Отношение действия, выраженного инфинитивом, к действующему лицу и времени устанавливается посредством спрягаемых форм других глаголов: я могу петь, ты можешь петь, он может петь.
Образуется инфинитив при помощи суффиксов -ть, -ти или имеет специфический, своеобразный показатель - конечный -чь ". Наиболее распространенным в современном русском языке является суффикс -ть, он образует формы инфинитива от основ на гласную: работа-ть, стреля-ть, сиде-ть, строи-ть, двину-ть, коло-ть, крыть и реже - на согласную: прочесть, упасть. Суффикс -ть возник в результате фонетического изменения древнего суффикса -ти, а именно в результате редукции конечного неударного и: читати - читать, писати - писать.
Суффикс -ти сохраняет наиболее древний вид суффикса инфинитива. Он употребляется после основ на согласную з, с, д, т, б и обычно является ударным: вез-тй, полз-тй, нес-тй, пас-тй, ид-тй.
Приставка вы-, прибавляемая к инфинитиву с суффик- сом-шы, перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести, выгрести.
Показатель инфинитива -чь, который не следует рассматривать ни как суффикс, ни как окончание, имеют глаголы с основой настоящего (будущего) времени на заднеязычные г, к: беречь - берег-ут, стеречь - стерегут, лечь - ляг-ут, испечь - испек-ут, течь - тек-ут.
В возвратных глаголах за показателем инфинитива следует постфикс -ся: умываться, встречаться, нестись, беречься.
В предложении инфинитив может выполнять функции главных и второстепенных членов, ср.: Просыпаться на заре - приятно (подлежащее). Не узнать наши края. Мы стали собираться в дорогу (сказуемое). Брат просил купить ему футбольный мяч (дополнение). Желание путешествовать не покидало меня (несогласованное определение). Отец ушел удить рыбу (обстоятельство цели). Таким образом, инфинитив по существу выполняет те же синтаксические функции, что и имя существительное.
Различаются субъектный и объектный инфинитивы. Субъектный инфинитив обозначает действие субъекта предложения, который чаще всего является подлежащим: Он решил уехать в Крым. Объектный инфинитив обозначает действие не субъекта, а другого лица: Врач посоветовал больному уехать в Крым.
25. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм.
Все глагольные формы, спрягаемые и неспрягаемые, образуются от двух глагольных основ: от основы инфинитива и от основы настоящего (будущего простого, если глагол совершенного вида) вре м е н и.
Чтобы получить основу инфинитива, нужно отнять его показатель - формообразующий суффикс -ть, -ти: ска- за-ть, стоя-ть, смотре-ть, строи-ть, верну-ть, везти, нес-ти.
Для выделения образующей основы настоящего (будущего) времени нужно брать форму 3-го лица множественного числа (в других личных формах может происходить чередование согласных в конце основы). В этой форме отбрасывается фонемное личное окончание -ут или -ат: стерег-ут (ср. стереж-ет ), ляг-ут (ср. ляж-ешь), решают - решай-ут; леж-ат, сидят (просидят) - сид’-ат (просид’-ат), стоят - стой-ат.
Основы инфинитива и настоящего (будущего) времени в одних случаях совпадают, в других не совпадают. Как правило, совпадают, если основа инфинитива (современная или древняя у глаголов на -чь, -сти, -сть) оканчивается на согласный звук, и не совпадают, если основа инфинитива оканчивается на гласный. Ср.: вез-ти - вез-ут, нес-ти - нес-ут, помочь - *помог-ти - помог-ут, вес-ти - *вед~ти - вед-ут; покор и-ть - покор’-ат, реша-тъ - решай-ут, закрыва-тъ - закрывай-ут, дава-ть - дай- ут, писа-ть - пиш-ут, бежа-ть - бег-ут.
От основы инфинитива образуются:
1.спрягаемые формы глагола прошедшего времени изъявительного наклонения (с помощью суффикса -л и родовых окончаний): проходи-ть - проходи-л-(), -а, -о, -и; рассказа-ть - рассказа-л~(), -а, -о, -и; вез-ти - вез- 0-(), вез-л-а, -о, -и; беречь - *берег-ти - берег- 0 -(), берег-л-а, -о, -и;
2.формы сослагательного наклонения: прочитал бы, сберег ры, привез бы, отвел бы;
3.формы причастий прошедшего времени, действительных и страдательных (с помощью суффиксов -вш-, -ш-; -нн~, -енн-, -т- и родовых окончаний): рассказа-ть - рассказа-вш-ий, -ая, -ее, -ие, рассказа-нн-ый; сберечь - *сберег-ти - сберег-ш-ий, сбереж-енн-ый; привести - *привед-ти - привед-ш-ий, привед-енн-ый; раскрыть - раскры-вш-ий, раскры-т-ый;
4.формы деепричастий совершенного вида (с помощью суффиксов -в, -вши, -ши ): переда-ть - переда-в, умы- ть-ся - умы-вши-сь, отнес-ти - отнес-ши.
От основы настоящего времени образуются:
1.личные формы настоящего времени глагола (с помощью личных окончаний): читай-у, читай-эшь, читай- эт, читай-эм, читай-эте, читай-ут;
2.формы повелительного наклонения от глаголов несовершенного вида (с помощью нулевого окончания или окончания -и- в форме единственного числа и постфикса -те в форме множественного числа): читай-ут - читай(), читайте; сид-ат - сиди, сидите. Формы повелительного наклонения совершенного вида образуются от основы будупрочитали, рисуешь, растет, зазеленеют, будем петь (изъявительное наклонение), прекратился бы, поняла б, возвратились бы (сослагательное наклонение), рисуй, говорите, пусть пишут, давайте прочитаем, встать! (повелительное наклонение).
3.Формы причастий настоящего времени: несут-несущий;
4.формы деепричасний несовершенного вида (с помощью суффикса –а):лежат-лежа.
Категория вида указывает на отношение действия или состояния, выраженного глаголом, к достижению своего внутреннего предела. Иначе говоря, глагольный вид обозначает, как протекает действие, его длительность, протяженность вне своего предела или законченность, результативность, достижение своего внутреннего предела. И в зависимости от способа развития действия, его длительности или завершенности различаются два вида глагола - совершенный и несовершенный.
Категория вида свойственна всем глаголам и проявляется в любой глагольной форме - спрягаемой и неспрягаемой. Ср.: делать, делал, делавший, делаю, делающий, делая - несовершенный вид; сделать, сделал, сделавший, сделав, сделаю - совершенный вид. У спрягаемых форм глаголов категория вида тесно связана с категорией времени.
Совершенный вид указывает на законченность, результативность, достижение внутреннего предела действия в прошлом или будущем: прочитать - прочитал, прочитаю; написать - написал, напишу; доехать - доехал, доеду; рассказать - рассказал, расскажу.
Наряду с глаголами, обозначающими завершенность действия, в системе совершенного вида можно выделить глаголы, характеризующиеся специфическим лексическим значением, в частности глаголы, которые обозначают:
1) начало действия; для них характерны приставки за-, по-, вз-: заговорить, запеть, закричать, забегать, заплясать, пойти, побежать, поплыть, взлететь, взволноваться;
2) ограниченность действия во времени (глаголы с приставками по- и про-)", поработать, погулять, подышать, побегать, посмеяться (недолго, немного), пробегать, просидеть.
3) мгновенное, однократное (одноактное) действие; это значение вносит суффикс -ну-: двинуть, стукнуть, толкнуть, махнуть, прыгнуть, крикнуть, свистнуть;
Несовершенный вид глагола характеризует длительное, протяженное, незавершенное действие или состояние, без указания на достижение им внутреннего предела в прошлом, настоящем или будущем: читать - читал, читаю, буду читать; писать - писал, пишу, буду писать; ехать - ехал, еду, буду ехать; рассказывать - рассказывал, рассказываю, буду рассказывать.
С глаголами несовершенного вида могут сочетаться так называемые фазовые глаголы, которые указывают на различные стадии (фазы) развития действия (его начало, продолжение, окончание): начал (начинал) писать; принялся (принимался) рисовать; продолжал петь; кончил (кончал) работать; перестал (переставал) разговаривать; прекратил (прекращал) играть. Сочетание фазовых глаголов с глаголами совершенного вида невозможно.
Среди глаголов несовершенного вида выделяется особая группа парных глаголов движения: идти - ходить, бежать - бегать, лететь - летать, плыть - плавать, ехать - ездить, брести - бродить, ползти - ползать, лезть - лазить, нестись - носиться, нести - носить, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, катить - катать, тащить - таскать. Эти парные глаголы движения выражают различия в оттенках значения. Левые члены пар обозначают не расчлененное на отдельные акты, непрерывное движение, направленное в одну сторону, и называются глаголами однонаправленного, или определенного, движения (подругой терминологии, моторно-некратными): идти, бежать, лететь, плыть и т. д. Глаголы в парах справа (ходить, бегать, летать и т\ п.) обозначают или непрерывное разнонаправленное движение (ходил туда-сюда), или повторяющееся во времени движение (хожу на работу через парк; часто ходит в театр) и называются глаголами разнонаправленного, или неопределенного, движения (моторно-кратными).
Иногда глаголы типа ходить, летать, плавать и т. п. могут обозначать свойство предмета (лица или животного): человек ходит, птицы летают, рыбы плавают, пресмыкающиеся ползают и т. п.
Способы образования видов.
Непроизводные глаголы и глаголы, образованные от других частей речи (не от глаголов), чаще всего относятся к несовершенному виду: жить, пить, сидеть, идти, брать, писать, краснеть, белеть, охать, плотничать и т. п. И только небольшая группа непроизводных глаголов относится к совершенному виду, например: бросить, дать, стать, сесть, лечь, пустить, решить и др.
Большинство глаголов современного русского языка образуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писать - написать, решить - - перевернуть, исчезать - исчезнуть.
1. Наиболее часто глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью приставок, т. е. префиксальным способом: делать - сделат ь, писать - написат ь, строить - построить, слабеть - ослабеть.
Присоединение приставки к глаголу несовершенного вида переводит глагол в совершенный вид. Однако приставочные глаголы совершенного вида не всегда образуют видовую пару с соответствующим бесприставочным глаголом несовершенного вида, так как глагольные приставки в русском языке могут выполнять и грамматическую, и лексическую функцию, т. е. изменять вид глагола и одновременно вносить в основу глагола новое лексическое значение. В таком случае бесприставочный и приставочный глаголы не образуют видовой пары, не являются соотносительными по виду. Например, глаголы писать - написать имеют одинаковое лексическое значение, приставка на- выполняет чисто грамматическую функцию, поэтому эти глаголы соотносительны по виду и образуют видовую пару. Но сравним лексическое значение глаголов, присоединивших к глаголу писать другие приставки: писать - вписать, выписать, дописать, записать. Здесь каждая приставка вносит оттенок нового лексического значения, поэтому приставочные глаголы совершенного вида не образуют видовой пары с бесприставочным глаголом несовершенного вида.
В качестве формообразующих приставок, т. е. приставок, образующих формы совершенного вида, вступающие в видовую пару с бесприставочными глаголами несовершенного вида, чаще всего выступают приставки с-: варить - сварить, петь - спеть, прятать - спрятать. Реже чисто грамматическую функцию выполняют приставки на-: писать - написать; за-: гримировать - загримировать; у-: топить - утопить, красть - украсть; очень редко - приставки из- (ис-): печь - испечь, пугать - испугать, портить - испортить; при-: готовить - приготовить, сниться - присниться; вз-, воз-: волноваться - взволноваться, мужать - возмужать.
2. В образовании видовых пар глаголов широко используется суффиксальный способ.
От бесприставочных и, реже, приставочных глаголов совершенного вида с суффиксом -и- образуется несовершенный вид глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), т. е. в
видовой паре происходит мена, чередование суффиксов –и-а-(-я-). При этом может происходить также чередование согласных в основе: решить - решать, бросить - бросать, кончить - кончать, получить - получать, встретить - встречать. Этот способ образования видовых пар малопродуктивен.
От приставочных глаголов совершенного вида образуются приставочные глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -ева-, -ва~. Этот способ наиболее продуктивен: разыскать - разыскивать, выплатить - выплачивать, расстрелять - расстреливать; переписать - переписывать, прочитать - прочитывать, разглядеть - разглядывать; затмить - затмевать, продлить - продлевать;
Процесс образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида называется имперфект и- в а ц и е й.
Суффиксы -ва-, -ева- ударные. В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ива (-ыва) ударение всегда падает на слог, предшествующий данному суффиксу (кроме отдельных глаголов с неподвижным ударением): вытянуть - вытягивать.
3.В редких случаях образование видовых пар осуществляется посредством перемещения ударения: засыпать - засыпать, вырезать - вырезать, выносить - выносить, а также в результате чередования гласных и согласных звуков в корне: взять - взимать, поднять - поднимать.
4.Некоторые глаголы совершенного и несовершенного вида, образующие видовые пары, имеют супплетивные, т. с. инозвучные, основы: брать - взять, говорить - сказать, искать - найти, ловить - поймать, класть - положить, лечь - ложиться, сесть - садиться, стать - становиться.
27. Двувидовые и одновидовые глаголы. Видовая пара.
В современном русском языке имеется группа глаголов, которые, не изменяя своей основы, могут употребляться в значении как несовершенного, так и совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: использовать, организовать (Что делать? и что сделать?), использую, организую (что делаю? и что сделаю?).
Небольшую группу двувидовых глаголов (около 70) составляют глаголы славянского происхождения, например: бежать, велеть, воздействовать, женить (-ся), использовать, исследовать, казнить, обещать, оборудовать, образовать (~ся), приветствовать, ранить, родить (~ся), содействовать и др. Эта группа двувидовых глаголов непродуктивна, не пополняется новыми образованиями.
Очень продуктивны двувидовые глаголы, образованные на базе заимствованных иноязычных структурных частей слова - основы или суффикса или одновременно основы и суффикса: адресовать, арестовать, организовать, атаковать, конфисковать, мобилизовать, рапортовать, рекомендовать, стартовать, гарантировать, механизировать, материализовать, эвакуировать, электрифицировать и др.
От двувидовых глаголов образуются все формы времени. Употребляясь в значении несовершенного вида, двувидовые глаголы образуют форму настоящего и сложную форму будущего времени. Употребляясь в значении совершенного вида, образуют простую форму будущего времени, структурно совпадающую с формой настоящего времени. Ср., например: 1. На уроках русского языка я уже использую метод изучения
нового материала крупными блоками, (...уже использую - что делаю? - несов. в., наст. вр.). Ср.: ...я буду использовать метод... - несов. в., буд. вр. 2. Лучшие методы обучения, рекомендованные учителями-новаторами, я тщательно изучу и обязательно использую в своей работе, (...использую - что сделаю? - сов. в., буд. вр.).
Большинство двувидовых глаголов способно выражать значение обоих видов во всех своих формах - спрягаемых и неспрягаемых. К таким глаголам можно отнести, например, автоматизировать, атаковать, использовать, командировать, констатировать, ликвидировать, мобилизовать, модернизировать, электрифицировать и т. п. Однако нужно помнить, что действительные и страдательные причастия настоящего времени и деепричастия с суффиксом -а, образованные от двувидовых глаголов, всегда имеют значение только несовершенного вида, а страдательные причастия прошедшего времени и деепричастия с суффиксами -в, -вши- всегда имеют значение совершенного вида. Ср.: мобилизующий, мобилизуемый, мобилизуя; организующий, организуемый, организуя; образующийся, образуясь - несов. вид; мобилизованный, мобилизовав; организованный, организовав; образовавшись - сов. вид.
ОДНОВИДОВЫЕ Глаголы
Наряду с глаголами, образующими видовые пары (писать - написать, рассказать - рассказывать), и двувидовыми глаголами в русском языке широко распространены также глаголы, не имеющие видовых пар, относящиеся или только к совершенному, или только к несовершенному виду. Такие глаголы называются несоотносительными по виду или одновидовыми. Одновидовые глаголы разнообразны по своим лексико-семантическим разрядам и часто характеризуются специфическими особенностями морфемной структуры.
К одновидовым глаголам совершенного вида относятся, например, глаголы следующих лексико-семантических разрядов: 1) глаголы с приставками за-, по-, обозначающие начало действия: засмеяться, заработать, запрыгать, покатиться, полететь, понестись; 2) глаголы с приставками по- и про-, обозначающие ограниченность действия во времени: поиграть, почитать, поговорить, пробегать, проплавать, прослоняться, просидеть; 3) глаголы мгновенного, однократного действия с суффиксом -ну-; крикнуть, прыгнуть, стукнуть; 4) глаголы с приставкой на- и постфиксом -ся, выражающие полное насыщение субъекта действием: наработаться, нагуляться, напрыгаться, наесться, насмеяться, натанцеваться и т. п.
К одновидовым глаголам несовершенного вида относятся глаголы тоже разнообразных лексико-семантических разрядов, в частности: 1) глаголы, обозначающие различные состояния человека, животного или неживых предметов: стоять, сидеть, лежать, спать, голодать, болеть, веселиться, радоваться, смеяться, бояться, грустить, мерзнуть, мокнуть, киснуть; 2) глаголы со значением существования, бытия предмета: быть, иметься, находиться, существовать; 3) глаголы, выражающие различные явления, воспринимаемые органами зрения, слуха, обоняния: смотреть, видеть, слышать, слушать, нюхать, блестеть, греметь, шуметь, шептать; 4) глаголы, обозначающие многократное, равномерно повторяющееся действие (при образовании совершенного вида к таким глаголам присоединяется суффикс -ну- со значением мгновенности, однократности действия): брызгать, кидать, махать, нырять, толкать, шагать; 5) парные глаголы движения (однонаправленного и разнонаправленного или повторяющегося): бежать - бегать, идти - ходить, лететь - летать, плыть - плавать и т. п.; 6) глаголы с приставками по-, на- и суффиксами -ива-, -ыва-, обозначающие слабую степень проявления действия или состояния: поблескивать, повизгивать, подергивать, покачивать, посвистывать, постукивать; наигрывать, напевать, накрапывать и некоторые другие.
Большинство глаголов современного русского языка образуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писать - написать, решить - решать, рассказать - рассказывать, переворачивать - перевернуть, исчезать - исчезнуть.
Видовые пары образуются несколькими грамматическими способами: посредством префиксов. при помощи суффиксов. путем чередования гласных и согласных звуков в основах, посредством изменения ударения и супплетивными (инозвучными) основами. (Смотреть вопрос №26).
28. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.
Категория переходности-непереходности глаголов определяет отношение действия, выраженного глаголом, к объекту. Глагольное действие может быть направленным и не направленным на объект. В зависимости от этого различаются переходные и непереходные глаголы. Переходными могут быть только невозвратные глаголы. К непереходным глаголам относится часть невозвратных и все возвратные глаголы.
Переходные глаголы обозначают действие, непосредственно направленное, прямо переходящее на какой-либо предмет, грамматически представляющий собой прямой объект действия. Формы выражения прямого объекта, на который непосредственно переходит глагольное действие, синтаксически называются прямым д о п о л н ен и е м. Например: Замела седая вьюга поле снежным полотном. (Е.)
Переходным глаголам свойственны специфические синтаксические и морфолого-словообразовательные признаки: 1) способность управлять прямым дополнением; 2) от переходных глаголов образуются: а) страдательные причастия: читать - читаемый, прочитать - прочитанный; б) возвратная спрягаемая форма страдательного залога: Дом строится плотниками в) возвратные глаголы с типизированными смысловыми значениями: умывать - умываться, возвратить - возвратиться, беспокоить - беспокоиться.
Непереходными называются глаголы, которые обозначают действие или состояние, протекающее в сфере самого производителя действия (субъекта) или как бессубъектное, прямо не направленное на объект. Они не способны управлять прямым дополнением, но могут управлять другими падежными формами без предлогов и с предлогами (т. е. косвенным дополнением), а также могут употребляться без управляемого слова. Например: Шум умножался. Били в набат. (П.) При непереходных глаголах может быть винительный беспредложный со значением времени или пространства: ехали два часа поездом, шли пешком пять километров.
Из группы непереходных глаголов иногда выделяют глаголы с косвенной переходностью. К о с в е н н о-п ерех о д н ы е глаголы выражают действие, которое не замыкается в сфере самого субъекта, а косвенно направляется на другой предмет (объект), который непосредственно не испытывает действия субъекта, но находится с ним в определенных отношениях. Например: руководить партией, управлять колхозом, командовать-взводом, желать успехов, ждать товарища, помогать друзьям, заботиться о матери, тосковать по родине и т. п. От некоторых косвенно-переходных глаголов, как и от прямо-переходных, образуются страдательные причастия: руководимый.
Если к переходным глаголам прибавляется постфикс -ся, они преобразуются в непереходные (новые лексемы): возвратить - возвратиться, переписывать - переписываться .
Возвратные глаголы по их образованию подразделяются на три группы: 1) возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов: умывать - умываться, обнимать - обниматься; 2) возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов: чернеть - чернеться; 3) возвратные глаголы, не соотносимые по образованию с невозвратными глаголами, т. е. без -ся не употребляющиеся: бояться, гордиться, надеяться, нравиться.
С точки зрения категории залога наибольший интерес представляет группа возвратных глаголов, образованных от невозвратных переходных глаголов, которым постфикс -ся придает разнообразные типизированные смысловые значения. Назовем основные из них.
1.Собственно-возвратное значение. Глаголы обозначают действие, которое производится субъектом и направляется на самого деятеля: умываться, бриться. Значение постфикса -ся в данных глаголах синонимично значению возвратного местоимения себя: брить себя - бриться, одевать себя - одеваться.
2.Взаимно-возвратное значение. Глаголы обозначают действие, исходящее от двух или более субъектов, взаимно направляемое и возвращающееся к исходному субъекту
встречаться, обниматься, целоваться, браниться, объясняться, переписываться.
3.Общевозвратное значение. Глаголы обозначают или перемещение субъекта в пространстве, изменение его положения: возвращаться, направляться, подниматься, прислоняться, или изменение внутреннего состояния субъекта: обрадоваться, веселиться, печалиться.
4.Косвенно-возвратное значение. Глаголы выражают действие, которое совершается субъектом для самого субъекта, в его интересах: собираться в дорогу (т. е. собирать для себя вещи в дорогу), укладываться, строиться (строить что-либо для себя).
5.Активно-безобъектное значение. Глаголы выражают активное, но безобъектное действие, которое является характерной чертой, постоянным свойством субъекта: собака кусается, лошадь лягается, корова бодается, крапива жжется.
6.Пассивно-качественное значение. Глаголы выражают способность предмета подвергаться какому-то действию (что особенно ярко проявляется в формах настоящего времени), но сам предмет не может осуществлять действия: форточка открывается, железо куется.
В соответствии с бинарной классификацией залогов, категория залога - это грамматическая категория, которая выражает отношение глагольного действия к грамматическому субъекту, т. е. подлежащему.
Глагольные формы, которые обозначают действие, не направленное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к действительному залогу . Глагольные формы действительного залога характеризуют подлежащее как субъект действия, как лицо или предмет, который сам производит действие или находится в определенном состоянии: Ученик решает задачу. Вошел учитель. Товарищи встретились. Лодка качается на волнах. Дерево растет у дороги. Девочка сидит, смотрит в окно и улыбается нам. При отсутствии в предложении грамматического субъекта (в безличных предложениях) действие или состояние представляется бессубъектным. Ср.: Я не сплю и Мне не спится. Земля подмерзла .В неопределенно-личных и обобщенно-личных предложениях типа Вам звонят, Принесли книгу, Хорошее не забудешь, Цыплят по осени считают в одной и той же глагольной словоформе действительного залога представлены и глагольное действие, и его производитель - неопределенное или обобщенное лицо. Значение действительного залога раскрывается во всех глагольных формах - спрягаемых и неспрягаемых: нужно читать, читал, читаю, буду читать, читай, читающий, читая.
Глагольные формы, выражающие действие, направленное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к страдательному залогу . Глагольные формы страдательного залога характеризуют подлежащее как объект, подвергающийся действию, испытывающий действие со стороны другого предмета, выраженного формой творительного падежа со значением производителя действия: Дом строится рабочими. Урожай убирается колхозниками. Враг побежден нами.
Значение страдательного залога выражается в двух формах: в возвратной спрягаемой форме переходных глаголов обычно несовершенного вида (дом строится, поле вспахивается, письма разносятся) и в страдательно-причастных формах переходных глаголов совершенного вида (дом построен, поле вспахано, письма разнесены, не сказано ни слова).
Возвратная форма страдательного залога образуется от переходных глаголов с помощью постфикса -ся и может употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени преимущественно в 3-м лице единственного и множественно-го числа (дом строится, строился, будет строиться рабочими). Страдательно-причастные формы переходных глаголов совершенного вида употребляются в прошедшем времени и будущем со вспомогательной связкой быть (план выполнен, был выполнен, будет выполнен заводом). Реже значение страдательного залога у отдельных переходных глаголов несовершенного вида выражается краткой формой страдательного причастия настоящего времени, например: Нами ты была любима и для милого хранима. Такие формы всегда имеют стилистическую окраску книжности и нерегулярны. Соотносительные формы действительного и страдательного залога переходных глаголов различаются лишь грамматически (залоговым значением), лексическое же значение у них одинаково, и, следовательно, они представляют одну лексему. Например, строят (дом) и строится (дом) представляют собой формы действительного и страдательного залога глагола-лексемы строить, а прочитал и прочитан, будет прочитан .
1. Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?: идти, прилететь, болеть, взбодриться .
2. Каждый глагол имеет следующие формы:
- начальную форму, которая называется неопределенной формой (или инфинитивом ). Она оканчивается на -ть, -ти, -чь (это ): цвести , печь , купать ся . Неопределенная форма только называет действие или состояние, не указывая ни времени, ни числа, ни лица, т.к. это форма глагола. Она обладает только постоянными признаками глагола;
- спрягаемые формы (не инфинитив). Они обладают постоянными и непостоянными признаками глагола;
3. Глаголы делятся на переходные и непереходные (это постоянный признак глаголов). Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого может быть выражено
- существительным (или местоимением) в винительном падеже без предлога: читать газету, видеть его ;
- существительным в родительном падеже без предлога, обозначающим часть чего-то: выпить чаю, отрезать хлеба ;
- существительным (или местоимением) в родительном падеже без предлога при глаголе с отрицанием: не иметь права, не видеть её .
Все остальные глаголы непереходные: гулять в парке , верить в добро .
4. Глаголы, имеющие постфикс -ся (-сь), называются возвратными : бриться , пытаться . Остальные глаголы невозвратные : думать, знать (это постоянный признак глаголов). Все возвратные глаголы непереходные.
5. Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида (это постоянный признак глаголов). Виды глагола показывают, как протекает действие.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершенность действия, его результат, конец действия и начало: запеть . Они имеют два времени: прошедшее (что сделали? — запели ) и будущее простое, состоящее из одного слова (что сделают? — запоют ). Формы настоящего времени глаголы совершенного вида не имеют.
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и при обозначении действия не указывают на его завершенность, результат, конец или начало: петь . Они имеют три времени: прошедшее (что делали? — читали ), настоящее (что делают? — цветут ) и будущее сложное , состоящее из двух слов — «буду» («будешь») и неопределенной формы данного глагола (что будет делать? — будет чертить, будет петь ).
В русском языке есть небольшое число двувидовых глаголов, то есть таких глаголов, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (и отвечают на вопрос что сделать? ), то несовершенного вида (и отвечают на вопрос что делать? ): казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др. Например: По стране распространялись слухи, что король лично казнит (что делает? — несовершенный вид) своих врагов; Король казнит (что сделает? — совершенный вид) несколько мятежников .
6. Глаголы имеют три формы наклонений (это непостоянный признак глаголов). Формы наклонения показывают, как говорящий оценивает действие, т. е. считает ли он его реальным, возможным или желательным при каком-либо условии.
- Изъявительное наклонение показывает, что действие реально, на самом деле происходит, происходило или произойдет: Мы врагов встречаем просто: били , бьем и будем бить .
- Сослагательное (условное) наклонение показывает, что действие возможно лишь при определенном условии: Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге . Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени путем прибавления частицы бы (б) . Частица бы пишется раздельно.
- Повелительное наклонение обозначает действие, которое велят, просят, советуют совершить: опрыскивай водой . Повелительное наклонение образуется путем прибавления суффикса -и к основе настоящего (будущего простого) времени или без суффикса: нести — несут — неси . Во мн.ч. прибавляется постфикс -те : несите .
7. В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам
- настоящее время: хожу, думаю ;
- будущее время: принесу (будущее простое), буду приносить (будущее сложное);
- прошедшее время: ходил, думал .
8. В формах настоящего и будущего времени глаголы имеют категорию лица (это непостоянный признак глаголов):
- 1-е лицо: я иду, мы идём ;
- 2-е лицо: ты идёшь, вы идёте ;
- 3-е лицо: он (она , оно )идёт, они идут .
Некоторые глаголы называют состояние, действие, происходящее без участия действующего лица, как бы само по себе. Такие глаголы называются безличными : Светает. Знобит. Мне нездоровится .
9. Число — непостоянный признак глагола, присущий всем изменяемым формам глагола:
- единственное число: иду, шёл, пойду ;
- множественное число: идём, шли, пойдём .
10. Род — непостоянный признак глагола, присущий формам единственного числа в прошедшем времени и в условном наклонении:
- мужской род: захотел бы ;
- женский род: захотела бы ;
- средний род: захотело бы .
11. В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения: Луна ярко озаряла всю долину .
Но инфинитив может быть любым членом предложения:
- Жить — родине служить (жить — подлежащее, служить — сказуемое);
- Я хочу поступить в консерваторию (хочу поступить — составное глагольное сказуемое);
- У меня возникло острое желание оглянуться (желание (какое?) оглянуться — определение);
- Она попросила меня прочитать письмо (попросила (о чём?) прочитать — дополнение);
- Она присела отдохнуть (присела (с какой целью?)отдохнуть — обстоятельство цели).
12. Морфологический разбор глаголов (план)
1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2. Начальная форма (инфинитив).
- вид (совершенный, несовершенный);
- возвратность (невозвратный, возвратный);
- переходность (переходный, непереходный);
- спряжение (I, II, разноспрягаемый или архаический).
4. Непостоянные морфологические признаки:
- наклонение;
- время (в изъявительном наклонении);
- число;
- лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
- род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
5. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься — люби и саночки возить .
Любишь
что делаешь?
2. Н. ф. —
любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
1) изъявительного наклонения;
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. —
кататься.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Люби
1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
2. Н. ф. —
любить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица.
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол).
Возить
1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
2. Н. ф. —
возить.
3. Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
4. Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
5. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Источники:
- Глава «Глагол» в пособии Зубковой А. «Русский язык и культура речи»
- Раздел «Глагол» в пособии Литневской Е. «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
Дополнительно на Геноне:
НЕСПРЯГАЕМЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА
Инфинитив
Инфинитив – исходная форма глагольной парадигмы, поскольку обозначает действие в наиболее обобщенном виде, вне времени, лица, наклонения. Инфинитив имеет категории вида, переходности, возвратности. Большинство глаголов русского языка образуют инфинитив при помощи суффикса -ть: строи-ть, мы-ть, учитыва-ть. В значительно меньшей степени используются в инфинитиве суффиксы -ти, -чь. При образовании глагольных форм обычно происходят чередования в основе подобных глаголов: класть – кладу, печь – пеку . В предложении инфинитив может быть любым членом предложения: 1) подлежащим: Забыть это было трудно ; 2) сказуемым: И царица хохотать! ; 3) частью составного глагольного сказуемого: Мог рассказывать часами ; 4) главным членом безличного предложения: Радостно встречать старых друзей ; 5) дополнением: Прошу Вас (о чем?) остаться ; 6) определением: Пришла в голову мысль (какая?) уехать ; 7 ) обстоятельством: Зашел домой (зачем?) перекусить.
Деепричастие
Деепричастие – неизменяемая форма глагола, имеющая признаки глагола и наречия и обозначающая дополнительное действие или обстоятельства этого действия: шла, тихо напевая; вышел, хлопнув дверью ; остался доволен, рассмешив всех . Глагольные категории деепричастия – вид, возвратность, переходность. С наречием его связывает отсутствие форм словоизменения, общий тип подчинительной связи – примыкание, а также общая синтаксическая функция обстоятельства.
Образование деепричастий
Продук. суффиксы |
Непрод. суффиксы |
|||
Несовер-шенный |
Настоящего времени |
В, -вши, -учи (-ючи) |
Читая , крича , носивши , крадучи сь, играючи |
|
Совершен-ный |
Прошедшего времени |
Вши, -ши, -а (-я) |
Прочитав , подписавши сь, привлекши , увидя |
Формы деепричастий образуют не все глаголы. Отсутствуют (или малоупотребительны) деепричастия от глаголов типа: 1) сохнуть, вянуть, гаснуть; 2) печь, беречь, мочь, влечь, течь; 3) писать, вязать, глодать; 4) врать, лгать, ткать, бить, шить и под. Не употребляются деепричастия от глаголов бежать, ехать, лезть, хотеть, петь и некоторых других.
Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий несовершенного и совершенного вида, например: обещать : обеща-я – несов. в., обеща-в – сов. в.
Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причём этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа: Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов). Иногда деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к пропущенному главному члену односоставного личного предложения, а также к безличному предложению, но только в том случае, если в составе главного члена есть инфинитив и деепричастие в предложении относится к тому же субъекту, что и глагол-сказуемое. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам. Но будет ошибкой такое построение: Придя домой, меня знобило .
Деепричастия могут переходить в другие части речи, если у них ослабляется или утрачивается значение дополнительного действия: Лежа на диване, он читал книгу (лежа – деепричастие). Лежа хлеба не добудешь (лежа – наречие). Не смотря в книгу (деепричастие). Несмотря на молодость (производный предлог).
Причастие
Причастие – особая неспрягаемая форма глагола, которая обозначает действие как признак предмета и имеет грамматические признаки глагола и прилагательного. Глагольные признаки: вид, залог, переходность, возвратность, настоящее и прошедшее время. Признаки прилагательного: род, число, падеж, у страдательных причастий есть полная и краткая форма, синтаксическая функция определения или именной части составного именного сказуемого: Дворик, затененный особенным привлекательным образом, и домик, белеющий в глубине зелени, остановили меня (В. Солоухин).
Образование причастий
Причастия настоящего времени (образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида) |
|
Действительные причастия |
Страдательные причастия (образуются только от прямопереходных глаголов) |
Для I спряжения суф. -ущ- (-ющ-) |
Для I спряжения суф. -ем-, -ом- |
Для II спряжения суф. -ащ- (-ящ-) |
Для II спряжения суф. -им- |
Читаj–ут – читаj–ущ-ий строj–ат – строj–ащ-ий |
Читаj–ем-ый, влек-ом-ый, строj–им-ый Искл.: движимый (по происхождению – от движити) |
Причастия прошедшего времени (образуются от основы прошедшего времени глаголов совершенного и несовершенного вида) |
|
Действительные |
Страдательные (образуются только от прямопереходных глаголов) |
Суффиксы -вши-, -ш- |
Суф. -ен(н)-, -н(н)-, -т- |
Суффикс -вш- используется при образовании причастий от основы на гласный: реша-л – реша-вш-ий |
От глаголов на -ить, -ти и -чь образуются формы причастий с суф. -ен(н)-: решить – решенный, принести – принесенный, сжечь – сожженный |
Суффикс -ш- используется при образовании причастий от основы на согласный: рос – рос-ш-ий |
От глаголов на -ать, -ять, -еть образуются причастия с суф. -н(н)-: увенчать – увенча-нн-ый, увидеть – увиде-нн-ый |
Изменения в основе глагола Ше-л – шед-ш-ий |
От глаголов с одной гласной в корне и их производных обычно образуются причастия с суф. -т-: шить – шитый, бить – битый, закрыть – закрытый. |
В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется удвоенное -нн- , если причастие совершенного вида, имеет зависимое слово или суффикс -ова-: решенный (сов.в.), раненный в ногу (зависимое слово), квалифицированный (-ова-).
В кратких формах этих причастий пишется одно -н-: Задача решена.
Краткую форму могут иметь только страдательные причастия: всеми любим, расшит узорами, назначен на должность.
Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления причастий и деепричастий
Вид ошибки |
Примеры |
Правильный вариант |
Образование причастий настоящего времени от глаголов совершенного вида |
Студенты, примущие участие в этой акции, будут премированы. |
Студенты, которые примут участие в этой акции, будут премированы. |
Неправильное образование действительных причастий прошедшего времени от ряда глаголов на -сти |
забрести – забревший, заплести – заплевший, расцвести – расцвевший, подмести – подмевший, привести – привевший, приобрести – приобревший и др. |
забредший, заплетший, расцветший, подметший, приведший, приобретший и т. п. – от основы будущего времени |
Употребление причастий с частицей «бы» |
Студенты, пожелавшие бы сдать экзамен досрочно, должны будут написать заявление. |
Студенты, которые пожелают сдать экзамен досрочно, должны будут написать заявление. |
Образование деепричастий несовершенного вида при помощи суффиксов -в, -вши |
ткать – ткав, бежать – бежавши, тянуть – тянувши и т. п. |
подобные глаголы не имеют деепричастных форм |
Образование при помощи суффикса -вши деепричастий, не имеющих постфикса |
нарисовать – нарисовавши, узнать – узнавши и т. п. |
литературная норма: нарисовав, узнав |
Переход причастий в прилагательные
Причастия, теряя глагольные признаки и развивая качественные значения, могут переходить в прилагательные. Ср.: блестящий на солнце предмет и блестящий ученый.
Процесс перехода в прилагательные протекает неравномерно у разных групп причастий. Страдательные причастия прошедшего времени чаще, чем действительные, являются источником образования прилагательных морфолого-синтаксическим способом: квалифицированный работник, воспитанная девушка, рассеянный человек.
Причастия |
Прилагательные |
1. Обозначают признак предмета по действию: блестящий на солнце камешек, воспитанный бабушкой мальчик |
1. Обозначают качество предмета: блестящий оратор, воспитанный человек |
2. Могут быть заменены глаголами: 1. Блестящий на солнце камешек = камешек, который блестит на солнце. 2. По полю рассеяны удобрения. = По полю рассеяли удобрения. |
2. Могут быть заменены прилагательными-синонимами: 1. Блестящий оратор = хороший оратор. 2. Дети были рассеяны. = Дети были невнимательны. |
3. Обычно имеют прямое лексическое значение: распущенные по плечам волосы, открытая настежь дверь, слегка приподнятый занавес |
3. Часто приобретают иное лексическое значение: распущенный ребёнок, открытый взгляд, приподнятое настроение |
4. Слова на –мый , образованные от переходных глаголов несовершенного вида и имеющие при себе зависимое слово в форме творительного падежа без предлога, называющее действующее лицо или орудие действия: не любимый (кем?) отцом цвет, не видимый (чем?) глазом микроб |
4. Мой любимый цвет, невидимый за горизонтом город (нет зависимого слова в форме творительного падежа без предлога, называющего действующее лицо или орудие действия); необитаемый остров (от непереходного глагола) |
5. Могут приобретать признаки, свойственные прилагательным: образовывать наречия на -о, -е (блестящий доклад – говорил блестяще ), иметь степени сравнения (самый любимый поэт ), сочетаться с наречиями меры и степени (очень организованный коллектив ) и т. д. |
Словообразование глаголов
В современном русском языке глаголы образуются:
1) от имен существительного и имени прилагательного при помощи суффиксов -а-ть, -е-ть, -и-ть, -ова-ть, -ствова-ть, -изирова-ть: полемика – полемизировать, учитель – учительствовать, пустой – пустовать, капризный – капризничать;
2) от местоимений, наречий, междометий с помощью суффиксов -и-ть, -е-ть, -ова-ть, -ка-ть: ты – тыкать, много – множить, ох - охать;
3) от глаголов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов: писать – переписать, спать – выспаться.
«Глаголы действия» - СИДИТ. Глагол. Минутка чистописания. СМОТРИТ. Примеры глаголов: Радовать веселить строить. Что делает? И т.п. В предложении глагол обычно является сказуемым. СПИТ. РЕШАЕТ. Посмотри и найди глаголы. 1) веселье 2) радовать 3) стройка 4) веселить 5) радость 6) строительный 7) весёлый 8) радостный 9) строить.
«Начальная форма глагола» - Я делал открытия. Однокоренные глаголы. Полезные советы. Прошедшее время. Глагол обозначает действие. Начальная форма глагола. Неопределённая форма глагола. Физкультминутка. Потренируемся. Время. Гагарин. Словосочетания. Самый внимательный. Орфографическая разминка. Что делать.
«Слова, обозначающие действие» - Слова, которые обозначают действие. На какой вопрос отвечают эти слова. Подберите к данным словам глаголы. Что обозначают данные слова. Кто что делает. Что происходит с предметом. Февраль весну строит. Закончите предложения глаголами. Найдите глаголы. В каждой группе слов найдите лишнее. Слова, обозначающие действие предмета.
«Глагол в начальной школе» - Что такое глагол. Случилась беда. Тест по теме. Вымыла. Зацепился. Глагол в предложении. Глагол. Правильный ответ. Высунулся. Убегает. Лицо глагола. Дедушка.
«Изменение глаголов» - Глаголы в неопределенной форме. Окончание. Часть речи. Что сделать. Не с глаголами пишется раздельно. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. Глаголы изменяются в прошедшем времени по числам. Действие предмета. Запишите данные глаголы в неопределённой форме. Глаголы в неопределённой форме.
«Глагол в современном русском языке» - Морфологические нормы русского языка. Ландшафтный дизайнер. Неизменяемая форма глагола. Познакомиться с морфологическими нормами русского языка. Глаголы движения несовершенного вида. Сказуемые. Инфинитив. Я иду в университет. Действительное причастие. Морфологические нормы современного русского литературного языка.