Какие требы заказать по умершему. Службы по усопшим: панихида, лития, отпевание

23.07.2014

Со смертью близкого человека в дом приходит не только беда, но и много других неразрешенных проблем и вопросов. Например, кто не сталкивался с церковными обрядами погребения, понятия не имеет, что такое панихида и когда, как ее заказывать.

Как оформить заказ на панихиду?

Панихидой считается молитва об умершем человеке (усопшем). Ее заказывают в церкви и сделать это смогут родственники, знакомые небезразличные люди. Заказать панихиду можно и до погребения, то есть до того момента, когда по христианским обычаям пройдет отпевание покойника. Это своего рода билет на облегченный переход души в потустороннюю жизнь.

Особенностью панихиды является то, что ее можно заказать по отношению к 2 и более умершим. Бывает, что в церкви вместе с панихидой предлагают отслужить литию (в переводе на наш язык «усиленное моление»). Заказать панихиду и литию не сложно: достаточно будет обратиться к священнику или написать письмо в «свечной ящик». Для этого придется написать имена тех, по кому заказывается панихида. При чем имена нужно указывать такие, под которыми крестили покойников.

Когда служение панихиды будет актуально?

Панихида совершается в нескольких случаях, а именно:

  • до погребения над телом умершего человека,
  • в день смерти – годину,
  • в дни памяти – в дни рождения.

Панихиду служат не только адресно – для конкретных покойников. Есть понятие Вселенской панихиды, когда церковь молится за упокоение душ всех умерших. Ее правят в субботнюю службу перед Масленицей, во вторую, третью и четвертую субботы Великого Поста, в субботу перед праздником Святой Троицы и днём святого Дмитрия Солунского. Особый порядок проведения панихиды по умершим воинам. Такая молитва читается в день религиозного праздника Усечения главы святого Иоанна Предтечи.

Лития в отличии от панихиды молитва более краткая, но с сильными значимыми изречениями. Ее, как правило, читают:

  • перед выносом тела на захоронение из дома,
  • на могиле похороненного,
  • в доме погребенного,
  • при входе в церковь,
  • при возврате с погоста.

Всеобщая лития совершается в период Великого поста.

Неизменным атрибутом панихиды является кутья (иначе ее называют коливо). Традиционно кутью варят из пшеницы и щедро смачивают медом. Но в современном мире обычно заменяют основную крупу рисом и сдабривают не только медом, но и мармеладом или кусочками конфет. Часто в виде украшения выкладывают из сладостей крест. Кутья должна быть благословлена священником. Только потом она становится первым блюдом поминального обеда. В рацион поминальной трапезы можно внести мед, блины, кисель, компот из сухофруктов.




Шарон Коспер знает важность молитвы. В течение многих лет она начинает свои дни с тихой преданностью, и когда она делает усилие, чтобы провести время в молитве, Шарон замечает разницу. Но в некоторые дни, с тремя...



Наиболее мощная вещь которую католической родители могут сделать для своих детей-это научить их молиться. В зависимости от ребенка, это может быть простой или сложной задачей. Обучая ваших детей молиться, вы...

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на "канун", надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.

Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их."

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их - это не христианский обычай.

В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной". После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида - это не самое главное.

Для христианина важнее подать записки о здравии или о упокоении с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.

Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в "свечной ящик", оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает "поминальные" частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в "свечной ящик", откуда их можно взять потом. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора - это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью "IС ХC NI КА" ("Иисус Христос побеждает"). Просфора (греч. - приношение) изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному. Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами - Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.

Молитва об умерших крещеных родственниках и близких - ежедневная обязанность каждого христианина. Однако есть в году шесть дней (так называемых «родительских» суббот), в которые Церковью установлено особое поминовение «от века почивших» православных. Одна из сих суббот, приходящаяся в этом году на 5 ноября, называется Димитриевской (всегда предшестующую дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского).

Субботний день определен для особенного поминовения умерших не случайно - именно в Великую Субботу (в канун Своего Воскресения) Господь наш Иисус Христос пребывал во гробе. Установление Димитриевской субботы принадлежит благоверному великому князю Димитрию Донскому. Он учредил ее после Куликовской битвы, в память о павших воинах.

Смерть - важнейшее событие в жизни каждого человека, предшествующее личному Суду, на котором определяется участь души усопшего до Страшного Суда, до окончательного отделения нераскаявшихся грешников от праведников. И вполне логично, что верующие стремятся помочь и душам усопших предстать перед Господом, и себе самим, молитвенно переживая боль утраты. Немаловажно при этом избегать крайностей: с одной стороны, не пренебрегать установленным порядком поминовения, с другой - не воспринимать этот глубоко символичный порядок как некий языческий ритуал.

В книге «Благословите спросить» (Киев,2006 г.) Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан), дает ответы на многие вопросы верующих о православном отношении к смерти, в частности о поминовении усопших.

Самая простая - это молитва со словами: «Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих (имярек) и прости им грехи их».

Другие заупокойные молитвы можно найти в православном молитвослове.

Кроме домашней молитвы существует еще и молитва церковная. К заупокойным богослужениям относятся панихида, лития, парастас и заупокойная Литургия. О них вы можете спросить в храме или прочитать в книгах, например «Законе Божием» или «Новой Скрижали».

Как правильно заказать панихиду в храме? Что принести?

Чтобы заказать панихиду, нужно прийти в храм и спросить, где подают на панихиду. Существует благочестивая традиция в поминальные дни приходить в церковь перед началом богослужения, чтобы успеть подать поминальную записку и просфору на Литургию. Тогда священник во время проскомидии помолится и за ваших близких.

Панихиду и заупокойную Литургию можно заказать и предварительно, например с вечера. Но главное, чтобы заказ молитвы не ограничивался поданием записок и внесением пожертвования на храм. Вы должны лично присутствовать на молитве, ибо это молитва Церкви и от вашего имени за вашего родственника или знакомого.

Что касается продуктов, которые приносят на панихиду, то обычно это хлеб, сахар, масло, крупы и т. п. Но существуют и местные традиции, о которых вы можете спросить в храме.

Разве покойники едят? Зачем приносят продукты на панихиды?

Действительно, умершие не нуждаются в продуктах питания. Но они нуждаются в нашей молитве и милостыне за них. Такой милостыней и являются те продукты, которые мы приносим на панихиду, и деньги, которые мы раздаем нищим и обездоленным.

В подтверждение этого у нас есть много поучительных примеров из жития святых. Так, среди наставлений «Пролога» мы читаем, что игумения Афанасия завещала сестрам своего монастыря делать трапезу для обездоленных и нищих в течение 40 дней после ее смерти. Но сестры не послушали повеления. Тогда святая в сопровождении двух Ангелов сама явилась во сне нескольким сестрам и сказала: «Неужели вы не знаете, что милостыня и молитвы священников умилосердят Бога? Если души ушедших грешны, то благодаря этому Господь прощает им грехи. А если души чисты от грехов, то благотворительность служит для спасения душ благотворителей».

Поэтому и нам уместно прислушиваться к этим словам и поминать, то есть помнить, вспоминать усопших в своих молитвах и творить за них милостыню.

Что происходит с продуктами, принесенными на панихиду?

После службы, панихиды, эти продукты священник или тот человек, которого он благословит, разделяет среди служителей храма и среди тех, кто нуждается. Во многих приходах существует благочестивая традиция после больших панихид, например в родительские поминальные субботы, отвозить продукты в больницы, тюрьмы или детские дома.

Почему на могиле можно увидеть рюмку
и ломоть хлеба?

Это языческий обычай. В наше время он распространился среди тех, кто незнаком с учением Православной Церкви. После смерти тела душа либо наследует вечное блаженство, либо отходит на вечные страдания. Это зависит от того, как была прожита земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за усопшего. Душа усопшего особо нуждается в нашей молитвенной помощи. На кладбище нельзя обижать память усопшего пьянством, лучше зажечь свечу, помолиться, прибрать на могиле.

Подготовил Вячеслав Дарпинянц