Всероссийская школьная олимпиада по истории. Всероссийская олимпиада школьников по истории россии

Зачем учить историю?

Зачем реконструировать в человеческом сознании ход событий прошлого? Ответ кажется очевидным - историю знать нужно, хотя зачастую глубокого знания прошлого Отечества нам и не хватает. История нужна для того, чтобы познать окружающий мир, законы и тенденции развития общества. История учит мыслить глобально. Знание прошлого помогает разобраться в настоящем и предсказать будущее. Оберегает отдельных людей и целые народы от повторения давно уже совершённых ошибок. История помогает найти в прошлом ответы на поставленные сегодня вопросы. Вплоть до того, что знание каждым человеком истории прошлого служит непременным условием и гарантией построения светлого будущего.

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Московской области, показывая сильные результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ, и получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям.

Основная цель проведения олимпиады по истории — поиск ребят, увлеченных красотой исторического знания, проявляющих способности к занятию исторической наукой.

Какие задания Вам предложат?

Вам обязательно предложат задания, связанные с анализом исторических источников, ведь историки занимаются именно этим. Чтобы справиться с таким заданием, следует, прежде всего, внимательно прочесть текст, который лежит в основе задания: даже «мелкие» на первый взгляд детали в исторической науке исключительно важны, а порой и важнее так называемых «крупных». Затем нужно сосредоточиться и понять, когда и зачем мог быть написан прочитанный вами текст, а также кто, в каких обстоятельствах и с каким целями мог «такое» сочинить — спрашивать будут, в той или другой форме, именно про это.

Еще один важный навык историка — умение видеть логику событий. Предположим, вас спрашивают, кого из русских святых не стало раньше — св. Владимира или св. Бориса. На первый взгляд, вопрос безумно сложный, ведь если верить справочникам и Интернету между смертью первого (15 июля 1015 г.) и убийством второго (24 июля того же года) прошла от силы неделя. Но на самом деле, ответить на данный вопрос легко: достаточно знать, что св. Борис погиб от руки наемных убийц во время междоусобицы, разгоревшейся между наследниками св. Владимира, а она — естественно подумать — началась уже после смерти последнего. Это значит, св. Владимир, скорее всего, умер раньше, чем св. Борис. Вот и выбирайте среди предложенных ответов именно такой порядок!

Наконец, историк не может быть узким специалистом, знающим только «про князей» или только «про войну». Надо обязательно хорошо представлять себе историю искусства, знать классические литературные тексты, иметь базовое представление об этапах развития науки и техники… это такая же часть прошлого, как войны, революции, географические открытия и трудовые свершения. И вас обязательно будут об этом спрашивать.

Как готовиться к Олимпиаде?

Во-первых, внимательно читайте учебники. Во-вторых, не учебником единым. Почитайте, как минимум, классический «Курс русской истории» В.О. Ключевского, загляните в «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина… Другие полезные книги перечислены в методических рекомендациях для участников. Интернет тоже может быть полезен. Обратите внимание на сайт «Руниверс» (http://www.runivers.ru/ ), почитайте тексты, представленные в электронной библиотеке Исторического факультета МГУ (http://hist.msu.ru/ER/Etext/index.html ). Полезно стать регулярным посетителем открытого лектория для школьников по истории (http://www.hse.ru/ba/hist/lector ).

Советы? Пожалуйста.

Внимательно вчитывайтесь в формулировку вопроса и в ответе пишите именно про то, о чем вас спрашивают. Пространные рассуждения не по теме не только не принесут вам баллов «за общую эрудицию», но и дадут членам жюри повод для снижения итоговой оценки, ведь станет понятно, что участник не видит, не чувствует сути поставленной проблемы. Не пытайтесь написать «красиво» и «креативно», «продемонстрировать личностный подход» и т.п. На пафосные, но бессодержательные фразы расходуются чернила и место на бумаге, однако о знаниях ваших они не говорят ничего (а если пафос еще и не к месту — то много говорят о незнании).

Соблюдайте указанную форму ответа. Если просят написать название документа, не надо добавлять еще дату его создания. Ошибетесь в дате — можете лишиться балла. Если просят назвать фамилию человека, не надо дописывать его имя, отчество, даты жизни, место рождения, должность, государственные награды и почетные звания. Вдруг «герой» задания был генералом не от кавалерии, а от инфантерии, лауреатом не Сталинской, а уже Ленинской премии (для историков это разница огромного масштаба), не Трофимовичем, а Терентьевичем… Ошибка в том, о чем не спрашивали, — это все равно ошибка; она повлияет на итоговый результат.

Ну и главное: не расстраивайтесь, если что. В конце концов, неуспешное выступление в олимпиадных состязаниях - это лишь повод проявить упорство, засесть за учебники, книги и сделать следующий шаг. Требования рассчитаны на лидеров, они жесткие и будут еще жестче, зато и победа в таких состязаниях - победа «высшей пробы»!

Методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2016/2017 учебном году. (.pdf) (скачать )

Методист МБУ ДПО Одинцовского УМЦ «Развитие образования»

Дейвальд Ирина Алексеевна

Школьный тур олимпиады по истории 7 класс

2016-2017уч.гг.

Школьный этап олимпиады по истории 7 класс.

Фамилия, имя _____________________________________________________________

Время на выполнение заданий – 90 минут.

Максимальный бал- 30

Задание №1

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    Князь Олег был сыном Рюрика.

    Новгород был взят войском Батыя в 1238 году.

    Василий II был сыном Василия I.

    Дмитрий Шемяка некоторое время был Московским князем.

    Новгород был присоединен к Москве при Иване III.

    Московский князь Юрий Данилович был женат на сестре хана Узбека.

    Битва на реке Воже состоялась после Куликовской битвы.

    Поэма "Задонщина" посвящена Ледовому побоищу.

    Знаменитая икона "Троица" написана Феофаном Греком.

    Иван Калита был первым Московским князем.

Задание № 2

Вставьте слова и сочетания слов вместо пропусков, выбрав их из предложенного списка. Слова даны в списке в именительном падеже и в единственном числе. В таблице укажите соответствие между номером пропуска и буквенным обозначением соответствующего слова.

Обратите внимание:

- в тексте может изменяться форма данных слов (падеж, число);

- в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и его отцу, (1) , удалось обезопасить Русь от набегов жителей степей. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера город (2) (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата (3) Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром (4) , являвшийся столицей Древней Руси, превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил (5) , был возведен (6) собор храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе были сооружены Золотые ворота парадный въезд город. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

  1. Владимир

    печенеги

    Новгород

    Святополк

    Софийский

  2. Смоленск

    Мстислав

    Святослав

    Дмитриевский

    Успенский

Задание № 3

Расположите в хронологическом порядке следующие события. Ответ занесите в таблицу.

А) начало правления Олега

Б) начало правления Владимира Святого

В) начало правления Владимира Мономаха

Г) начало правления Игоря

А) строительство Успенского собора в Москве

Б) убийство князей Бориса и Глеба

В) крещение Руси

Г) строительство Успенского собора во Владимире

А) взятие Батыем Владимира

Б) взятие Батыем Москвы

В) взятие Батыем Рязани

Г) взятие Батыем Торжка

Задание № 4

О ком идёт речь в данных отрывках?

    Великий князь литовский в 1377-92 гг., король польский с 1386. Союзник Мамая в 1380 году. В Грюнвальдской битве 1410 командовал польско-литовско-русским войском.

    Полководец, эмир с 1370. Создатель государства со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Совершал завоевательные походы в Персию, Закавказье, Индию, Малую Азию и др., сопровождавшиеся разорением многих городов, уничтожением и уводом в плен населения. В 1395 году появился в пределах Руси, но от похода на Москву отказался.

Ответ: ____________________________________________

    Церковный и государственный деятель. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики. Благословил князя Дмитрия Донского на битву с монголо-татарами.

Ответ: ____________________________________________

    Великий князь владимирский с 1176 года, сын Юрия Долгорукого. Воевал с Черниговом, Волжско-Камской Булгарией, половцами и др. Расширил владения Владимирского великого княжества. Был главой большой семьи.

Ответ: ____________________________________________

    Первый митрополит Киевский из русского духовенства в 1051 - 1054 или 1055. Автор сочинения "Слово о законе и благодати".

Ответ: ____________________________________________

Задание № 5

Прочитайте данные определения исторических понятий и напишите соответствующие термины.

    Категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Ими становились в результате пленения, продажи за долги, брака с представительницей этой категории.

Ответ: ____________________________________________

    Вид земельного владения, представлявшегося государством служилым людям за несение военной и государственной службы.

Ответ: ____________________________________________

    Торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города.

Ответ: ____________________________________________

    Ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Ответ: ____________________________________________

    Золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV века, с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей. Символ самодержавия в России.

Ответ: ____________________________________________

    Исключительные права, преимущества, предоставляемые кому-либо.

Ответ: ____________________________________________

Ответы и критерии оценивания. 7 класс.

Задание №1

За каждый верный ответ «да» или «нет» – 1 балл.

Всего за задание – 10 баллов.

Задание №2

За каждый верно заполненный пропуск – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Задание №3

За каждую верно указанную последовательность – 1 балл.

Всего за задание – 3 балла.

Задание №4

  1. Тимур (Тамерлан).

    Сергий Радонежский.

    Всеволод Большое Гнездо.

    Илларион

За каждое верно указанное имя – 1 балл .

Всего за задание – 5 баллов.

Задание №5

  1. Поместье.

  2. Шапка Мономаха

    Привилегии.

За каждый верно указанный термин – 1 балл.

Всего за задание – 6 баллов.

Всего за работу – 30 баллов.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Фамилия, Имя Класс _______

Задание 1. краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. Закупы, рядовичи, смерды.

2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.

3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Задание 2. Что или кто является лишним (Максимальный балл - 6)

1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.

2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.

3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

Задание 3. (5 баллов)

А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова.

Б. Царствование Бориса Годунова.

В. Избрание Михаила Романова царём.

Г. Период «семибоярщины».

Д. Царствование Лжедмитрия I.

Задание 4. (Максимальный балл - 8)

1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.

__________________________________________________________________

2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О.Ключевского.

«Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3) . Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4) , которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы. (Максимальный балл -17)

1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.

__________________________________________________________________

2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте. __________________________________________________________________

3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Напишите значение выделенных понятий.

1.____________________________________________________________________________2. ____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________

4.____________________________________________________________________________

Задание 6. (Максимальный балл - 12)






Название экспонатов

Что их связывает?

Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации. (Максимальный балл - 6)





Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________

Задание 8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков. (10 баллов)

1. ...рдынский выход, б...с...рмены, б...скаки, ...рлык, н...й...н.

2. Р...формация, к...льв...низм, пр...тес...ан...ство, лют...ранство, .....зуиты.

Задание 9. Выберите и подчеркните правильный ответ (10 баллов) :

1. Как называлось наследственное земельное держание?

а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.

2. Укажите годы Ливонской войны.

а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.

3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены Глинской?

а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.

4. Какое государство было первым исследователем новых земель?

а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.

5. В переводе с испанского «конкистадор» означает:

а) завоеватель; б) пират; в) авантюрист; г) рыцарь.

Задание 10. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

назовите не менее двух участников события;

опишите произошедшее событие;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ.

2016-2017 гг. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Время выполнения работы - 1 час

Фамилия, Имя _________________________________ Класс _______

Ф.И.О. учителя _____________________________________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (Максимальный балл - 6)

1. 1816-1818 гг., 1818-1821 гг., 1820 г., 1821-1825 гг., 1825 г.

2. Фаворит, кондиции, «бироновщина», гвардия.

3. А. Е. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.А. Строганов.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (Максимальный балл - 6)

1. Ф.А.Головин, Ф.Я. Лефорт, Б.П.Шереметев, А.Л. Левенгаупт, А.С.Шеин.

2. Гросс-Егерсдорф, Цорндорф, Кунерсдорф, Белград, Берлин.

3. Коллегии, ассамблеи, министерства, Синод, Сенат.

Задание 3. Расположите в хронологической последовательности. (5 баллов) .

А. Бородинское сражение.

Б. Венский конгресс.

В. Тарутинский манёвр.

Г. Смоленское сражение.

Д. Совет в Филях.

Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам. (Максимальный балл - 6)

1. Купцы, страна, запрещающая, экономическая политика, товары, полученные, вывозить, ими, иностранные, проданные, деньги, тратить, эти, покупка, их, изделия, местные, обязывающая, средства.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Александр I, созданный, неофициальный, для, орган, Россия, император, при, планы, основные, преобразования, разработка, необходимые.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Найдите в тексте ошибки, подчеркните их, поставьте номер и дайте правильный вариант под текстом. (10 баллов)

Важным фактом русской истории XVI века был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Аввакума. Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении религиозных обрядов. Наиболее существенными из нововведений, принятых Церковным собором 1554 года, была замена крещения тремя перстами двоеперстием, произнесение славословия Богу «Аллилуйя!» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались существа православия, а не его обрядовой стороны. Однако именно обряд трактовался в традиционной русской культуре как «вера». Поэтому перемены вызывали широкий протест. Несогласных ждала жестокая расправа. В 1582 году погиб на костре вождь старообрядцев протопоп Никон. Старообрядцы, пытаясь сохранить свою веру, уходили на юг, бежали за границу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Впишите правильные буквы вместо пропусков. (8 баллов)

1. С...кул...ризация, к...л...егии, м...ркант...лизм, а...с...мблеи.

2. М...ст...цизм, к...нт...нентальная блокада, ад...ютант, фл...ши.

Задание 7. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы. (16 баллов)







Название экспонатов

Что их связывает?

Задание 8. Перед вами карта, на которой обозначены крупнейшие сражения второй половины XVIII в. (18 баллов)

8.1 . Цифрами обозначены места сражений. Внесите названия этих мест в таблицу под

соответствующим номером. В следующем столбце запишите год сражения.

8.2. Соотнесите имена полководцев с названными вами сражениями и внесите их буквенные обозначения в таблицу. В соответствующей колонке запишите имя полководца.

8.3. Впишите цифровые обозначения текстовых фрагментов в соответствии с названными

вами сражениями.

А Б В

1. Президент Адмиралтейств-коллегий по итогам этого сражения получил следующее донесение: «Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».

2. «Я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи – и воля; первые мои выстрелы – уже неволя; штурм – смерть. Что ставлю вам на рассмотрение».

3. «Великий! Твоего флота больше нет», - доложили турецкому султану. Тот был настолько напуган увиденным зрелищем и известием о сокрушительном поражении своего флота, что немедленно поспешил заключить мир с Россией».

Цифровое

обозначение на карте

Место сражения

Буквенное

обозначение

портрета

Имя полководца

Текстовый фрагмент

Задание 9. Соотнесите литературные направления и их представителей. (5 баллов)

Направление

Представители

Классицизм

А.П.Сумароков

Д.И.Фонвизин

Н.М.Карамзин

Г.Р.Державин

Сентиментализм

А.Д.Кантемир

Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России. (20 баллов)

Назовите описываемое событие;

укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;

назовите не менее трёх участников события;

опишите произошедшее событие;

объясните, в чём его значение для истории русского государства.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Желаем успеха!

Выберите правильный ответ.

1. Указ об «урочных летах»:

а) запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому;

б) устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян;

в) определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день;

г) установил бессрочный розыск беглых крестьян

2 . Усиление роли гвардии связано с эпохой, которую называют периодом:

б) Регентства;

в) Фаворитизма;

г) Дворцовых переворотов;

3 . Какое сражение относится к морским победам России в Северной войне?

а) при Гренгаме;

б) при Полтаве;

в) при Лесной;

г) при Нарве;

4. О каком событии идет речь в строках?

Суровый был в науке славы

Ей дан учитель: не один

Урок нежданный и кровавый

Задал ей шведский паладин.

а)выходе Дании из войны со Швеции;

б) снятии осады польскими войсками Риги;

в) поражении русских войск под Нарвой;

г) Прутском походе

5. Высший церковный орган при Петре I:

а)Монастырский приказ;

б) Главный магистрат;

в) Правительствующий сенат;

6. Россия стала империей после:

а) Азовского похода;

б) подавления восстания под предводительством;

в) Прутского похода;

г) Северной войны

7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725-1762 гг. в государственных делах:

а) способствовало укреплению самодержавия;

б) стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов;

в) привело к ограничению абсолютной власти российских императоров;

г) привело к конфликтам и потрясениям

8. Все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I, были подтверждены в правление:

а) Елизаветы Петровны;

б) Петра III;

в) Екатерины II;

9. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:

а) Медному бунту;

б) восстанию под предводительством;

в) восстанию под предводительством С. Разина;

г) крестьянской войне под предводительством

Часть В

В 1. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:

а) секуляризация церковных земель;

б) отмена указа о единонаследии;

в) восстановление полномочий Правительствующего сената;

г) губернская реформа;

д) «Манифест о вольности дворянства»;

е) «Жалованная грамота городам»;

ж) образование Канцелярии тайных розыскных дел;

з) введение свободы предпринимательства

и) созыв Уложенной комиссии

В 2 . Соборное уложение утвердило: а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян;


В 3 . Установите правильное соответствие:

1) 1697-1698 гг. а) русско-турецкая война

2) 1700-1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы

3) 1722 г. в) принятие Табели о рангах

4) 1787-1791 гг. г) Северная война

Ответ ______________________________________________________

В 4 . Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся: а) роспуск Верховного тайного совета;
б) учреждение Сената;

г) создание системы коллегий;
д) созыв Уложенной комиссии;

ж)установление подушной подати;


к) учреждение Святейшего Правительствующего синода

В 5 . О ком идет речь?

И в могиле ему не было покоя: в народе разнеслась молва, что ночью там виден огонь и раздается веселая музыка; для того через восемь дней вырыли труп из могилы, сожгли в пепел и, зарядив им пушку, выстрелили в те ворота, коими он вступил в Москву,

Ответ _________________________________________________

Всероссийская олимпиада школьников по истории

Школьный этап

8 класс

2016-2017 уч. год

Инструкция по выполнению работы.

На выполнение работы по истории даётся 40 минут. Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Желаем успеха!

Фамилия, имя______________________________________________________________

Класс ____________________________________________________________________

Вариант 2.

Выберите правильный ответ.

1. Мануфактура – это:

а) тип предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике;

б) система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке;

в) специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг

2. Главную роль в дворцовых переворотах играла(и):

а) стрельцы;

б) представители старой родовой аристократии;

в) дворянская гвардия;

г) казаки

3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:

а) конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем;

б) церковной реформы середины XVII в.;

в) упразднения патриаршества;

г) секуляризации церковных земель

4. После окончания Северной войны мирный договор был подписан а) в Нарве;
б) в Ништадте;
в) в Петербурге

5. При Петре I армия формировалась на основе:

а) всеобщей воинской повинности;

б) сбора дворянского ополчения;

в) рекрутской повинности;

г) наемного войска

6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:

а) ликвидации местничества;

б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе;

в) определении правил поведения чиновников;

г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения

7. Основное значение победы русской армии под Полтавой:

а) изгнание шведов с территории России;

б) восстановление Северного союза;

в) присоединение к Северному союзу Пруссии;

г) перелом в войне в пользу России

8 . Форма правления при Петре I это:
а) республика;
б) абсолютная монархия;
в) конституционная монархия

9.К политике « просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:

а) созыв Уложенной комиссии;

б) генеральное межевание земли;

в) губернская реформа;

г) указ о единонаследии

Часть В.

В 1 . Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:

а) роспуск Верховного тайного совета;

б) учреждение Сената;

в) отказ от вынесения смертных приговоров;

г) создание системы коллегий;

д) созыв Уложенной комиссии;

е) принятие «Табели о рангах»;

ж) установление подушной подати;

з) создание Кабинета министров;

и) разделение страны на губернии;

к) учреждение Святейшего Правительствующего синода

В 2. Установите правильное соответствие.

3) 1697-1698 гг. а) русско-турецкая война

4) 1700-1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы

5) 1722 г. в) принятие Табели о рангах

6) 1787-1791 гг. г) Северная война

Ответ ___________________________________________________

В 3. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра I :

1) Азовские походы;

2) «Великое посольство»;

3) регентство царевны Софьи;

4) заключение Северного союза;

5) провозглашение России империей

В 4.Соборное уложение утвердило: а) полное право феодала на землю и зависимых крестьян;
б) право помещика ссылать крестьян в Сибирь и на каторгу;
в) 15-летний сыск беглых крестьян;
г) прикрепление к земле государственных крестьян

В 5 .О каком великом русском полководце идет речь?

В начале декабря 1790____ послал турецкому главнокомандующему письмо с требованием немедленной сдачи Измаила:
- Даю двадцать четыре часа на размышление вам. Первый мой выстрел - неволя. Штурм - смерть. Что выбрать, оставляю вам на рассмотрение.
- Скорее Дунай остановится в своем течении, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил, - был ответ турок, уверенных в неприступности своей крепости.

Ответ ____________________________________________________________