Васко да Гама: путешествие длиною в жизнь. Антипаломничество Афанасия Никитина за границу: татарский рэкет, нагие индусы и заморские верования Когда был открыт морской путь в индию

история 7 класс

Урок 1. « Технические открытия и выход к Мировому океану ».

Цели:

    Показать, какие технические открытия и изобретения в XV XVI в.в.

в Европе способствовали переходу к крупному производству и привели к

перевороту в военном деле.

    Раскрыть причины Великих географических открытий.

    Познакомить учащихся с великими мореплавателями.

Ход урока:

Ответ:

Новое время – это историческая эпоха, которая длилась в Европе с конца XV до

начала XX в.в.

Какие новые явления в обществе XVI в. позволили людям заявить о начале нового времени?

Ответ:

Рост городов и рост численности мануфактур

Зарождение нового хозяйства (товарного хозяйства)

Распространение грамотности

Появление нового человека смелого, решительного.

Постепенное разрушение традиционного общества.

Другие смелые, решительные стремились увидеть мир своими глазами, идя на риск. Открывая новое неизведанное!

Вот о таких людях и открытиях мы будем говорить на сегодняшнем уроке

Тема сегодняшнего урока «Технические открытия и выход к Мировому океану»

Начнём изучение новой темы с того, какие технические открытия произошли на рубеже XV XVII в.в. которые позволили осуществить Великие географические открытия.

Человек искал новые источники энергии. В XVI в. изобрели простейшие механизмы, приводившиеся в движение силой воды или ветра, так появился водяной двигатель.

Слайд. водяной двигатель

Вопрос к классу :

Опишите устройство обоих двигателей? В чём их различие?

Какой двигатель был более совершенным?

Как вы думаете, где использовались эти двигатели? Если затрудняетесь, смотрите стр. 6-8 учебника.

Ответ:

1. Водяной двигатель представлял из себя колесо, нижнюю часть колеса погружали в поток воды, оно вращалось и приводило в движение то, что было к нему присоединено.

2. Второй вариант колеса. Это когда оно приводилось в движение силой падающей воды с верху.

3. Совершеннее был второй двигатель т.к. сила падающей воды сверху заставляет колесо вращаться быстрее.

Слайд. использование водяного двигателя

В кузнеце - поднимал молот, весом до 1- ой тонны

Поднимал тяжёлый пресс в производстве бумаги

В горном деле – поднимал руду на поверхность

На мельницах – приводил в движение жернова, молотившие зерно.

Слайд . изобретение книгопечатания

В 1450 году Иоганн Гуттенберг изобрёл книгопечатание. Он открыл способ отливать из металла отдельные буквы – литеры. Гуттенберг построил ручной печатный станок и выпустил первую печатную книгу. Его изобретение двинуло вперёд образование, науку. Накопленные знания записывались и передавались поколениям.

Слайд . Домна .

Техническим новшеством стала домна – большая плавильная печь. Водяное колесо было соединено с большими мехами, которые с силой вдували в печь воздух. В домне поднималась высокая температура, железная руда плавилась, из неё образовывался жидкий чугун.

Вывод:

С изобретением домны – увеличилась выплавка металла.

Успехи в металлургии способствовали быстрому развитию – огнестрельного оружия.

Слайд . усовершенствование огнестрельного оружия

Мушкет - ручное огнестрельное оружие с фитильным замком.

Пистолет – короткоствольное ружьё для кавалерии.

Пушка – орудие для стрельбы по наземным целям.

Вопрос к классу:

Почему усовершенствование огнестрельного оружия стало переворотом в военном деле? Подсказка в ребусе, если её разгадать, то получите ответ.

Слайд. Рыцарь.

Какова связь рыцаря, огнестрельного оружия с переворотом в военном деле?

Ответ:

Рыцарские доспехи перестали быть защитой, их пробивали пули.

Замки потеряли неприступность, их легко разрушали пушечные ядра.

Рыцарская конница не могла устоять перед армией с огнестрельным оружием.

Вывод : Слайд

Усовершенствование техники мореплавания – позволило выйти в Мировой океан.

Слайд. Астролябия, компас, каравелла, галион, портолан

Слайд

Астролябия – прибор для определения места корабля, определял широту и долготу.

Компас – прибор для определения местоположения корабля, его широты и долготы

Каравелла – лёгкий парусник, длина 30 м. ширина 8 м. имела 3 мачты с прямыми, косыми парусами. Двигалась в нужном направлении при попутном, боковом и встречном ветре.

Галион – трёхмачтовое военное парусное судно

Портолан – навигационная карта с очертанием берегов,портов и встречающихся открытий.

Слайд Паоло Тосканелли

Создатель портолана, известный флорентийский учёный, астроном и космограф.

Слайд . Вывод :

Технические открытия позволили европейцам расширить свои представления о земле и совершить Великие географические открытия.

Вопрос: Используя текст учебника, назовите причины Великих географических открытий

Ответы:

Росла численность населения, а полезные ископаемые таяли, их становилось меньше

Развивалась торговля и промышленное производство.

Люди становились более любознательными, их интересовало то, что находится за

пределами известного им мира.

Европейцы нуждались в золоте и серебре, т.к. для покупки новых товаров требовались

деньги, а драгоценных металлов в Европе не хватало.

Невыгодной стала торговля с Востоком, т.к. этот путь контролировали турки - османы

Европейцы в поисках золота стали искать новые пути на Восток.

Слайд Схема: Причины Великих географических открытий.

Сравним сказанное со схемой. Она подтверждает правильность ваших выводов.

Выпишите причины Великих географических открытий в тетрадь.

Вопрос:

Как вы думаете, какая земля более всего интересовало европейцев?

фических открытий.

ересовало то, что находится за пределами известного им мира.

Америки.

Ответ:

Индия. Европейцы считали, что это страна сказочных богатств, там много золота пряностей.

Вопрос:

Кто из русских путешественников впервые побывал в Индии?

Ответ : Афанасий Никитин – русский путешественник, тверской купец в 1466 г. впервые побывал в Индии. Он составил путевые записки «Хождение за три моря», где рассказывал о своём пребывании в Индии.

Слайд

Был известен путь в Индию через Восток – Средиземное море, но этот путь контролировали турки – османы. Необходимо проложить западный путь в Индию.

Лидерами исследования новых земель стали Испания и Португалия.

Португалия маленькая страна, западные границы омывались Атлантическим океаном.

С давних пор португальцы плавали вдоль северного африканского побережья, делая

проникнуть в глубь континента не смогли, помешала непроходимая пустыня.

Серьёзные шаги им удалось сделать в период деятельности Генриха Мореплавателя. Принца Энрике, который финансировал поиски нового пути в Индию. Этому он посвятил всю свою жизнь. Принц Генрих каждый год отправлял корабли на юг.

Португальцы открыли о. Модейра. Канарские острова, но капитаны доведя суда до мыса Бохадор поворачивали обратно. Вид раскалённых пустынных берегов наводил ужас на моряков. Сложилось предание, что обогнувший мыс Бохадор мореплаватель никогда не вернётся обратно. Лишь один из капитанов, опасаясь гнева принца Генриха превозмог страх и обогнул «дьявольский мыс», открыв острова Зелёного мыса и мыс Пальмос. В доказательство существования жизни на юге он привёс Генриху Мореплавателю доставленные с Зелёного мыса дикие розы. С каждым годом португальцы всё дальше и дальше уходили на юг вдоль побережья Африки. Наконец в 1488 году экипажу корабля Бартоломеу Диаша удалось достичь южной оконечности Африки, за которым африканский континент поворачивал к северу. Перед моряками расстилался Индийский океан. Впоследствии мыс получил название мыс«Доброй надежды» - надежды на то, что вскоре морской путь в Индию будет открыт.

Экспедиция Васко да Гама.

8 июля 1497 года от берегов Португалии отплыли четыре корабля во главе с доверенным лицом короля Васко да Гаммой. К экспедиции готовились очень серьёзно: подбирались люди, выверялись карты, приобретались приборы для навигации.

В пути приходилось чинить корабли. От недостатка фруктов и овощей моряки болели цингой. У них выпадали зубы, болели кости, многие умирали.

У мыса Доброй надежды мореплаватели встретились с арабскими купцами. Не желая пускать соперников в Индию, арабы отказались дать португальцам лоцмана. Лишь случайно в одном порту им удалось нанять арабского морехода.

После 8 – ми месячного плавания корабли Васко да Гама добрались до Индии, до порта Каликуты. Местный султан позволил португальцам закупить перец и пряности. Вернулись к родным берегам только два корабля, меньше половины матросов. Но привезённые ими товары в 60 раз превысили расходы на экспедицию. Не имея сил для захвата больших территорий, португальцы занимали удобные бухты, а на их берегах возводили форты – маленькие крепости.

Открытие Нового света – Америки.

Иной путь на Восток избрала Испания. Используя гипотезу Тосканелли о шарообразности Земли, возникла идея достичь Индии западным путём. Эту идею

Попытался осуществить Христофор Колумб – молодой генуэзец, родившийся в семье крестьянина. Случай помог ему стать мореходом, он женился на дочери португальского капитана. С этого момента начинается жизнь Колумба – путешественника. Он изучает географию, навигационные карты. Молодой мореплаватель предоставлял на суд комиссий свой проект – достичь Индии через Атлантический океан, но получал отказ. Наконец после 7 лет ожидания он заручился поддержкой испанского короля и королевы Фердинанда и Изабеллы и получил деньги на экспедицию.

Экспедиция Христофора Колумба.

Экспедиция состоялась 3 августа 1492 года – она включала 3 каравеллы: «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья».

Чем дальше уходили корабли на запад в открытый океан, тем больший страх охватывал моряков. Несколько раз готов был вспыхнуть бунт. Через 2 месяца плавания раздался крик «Земля». Это был остров Сан-Сальвадор (в переводе- святой спаситель).

. Открытие островов Колумбом.

По соседству открыты ещё 2 острова Куба и Гаити. На каждом острове водрузили королевский штандарт, в знак того, что эти земли принадлежат испанской короне. Местных жителей Колумб назвал – индейцами. После 225 дневной экспедиции Колумб вернулся в Испанию.

Титул и звание Христофора Колумба.

Ему пожаловали титул – вице короля открытых земель и звание « адмирал моря – океана. За этой экспедицией последовали ещё три.

В результате были открыты Центральная Америка и Северное побережье Южной Америки – до конца жизни Христофор Колумб верил, что проложил новый путь в Индию.

. Экспедиция Америго Веспуччи.

После смерти Колумба его ошибку исправил Америго Веспуччи (1454 – 1512) побывав во владениях открытых Колумбом изучив здешних животных, растений, языки и обычаи, он сделал ошеломляющий вывод: эти земли – Азия, а новая часть света. Так появилось название «Новый свет» - названное «Америкой», в честь Америго Веспуччи.

На чтение 3 мин. Просмотров 2k. Опубликовано 01.11.2012

Европейцев с давних времен привлекала сказочно богатая Индия. Хотя торговый путь был труден и достаточно опасен, торговля шла бойко, ведь она была несказанно выгодна. Сегодня мы расскажем о том кто открыл Индию и как именно это произошло. Открытие Индии – важное событие в жизни планеты.

Проблемы с торговлей, длительностью в 2 века

Однако не всегда торговля с Индией шла бесперебойно – проблемы начались еще в 1258 году, когда пал арабский халифат, который поддерживал торговлю. Монголами был завоеван Багдад, а так как торговля монголов не очень интересовала, это все негативно влияло на торговлю европейцев с Индией .

А после потери крестоносцами своего последнего оплота на востоке в 1291 году – Сен-Жан д’Акра, была практически полностью прекращена торговля с . Добраться до Индии можно было только морским путем, о котором европейцы не имели ни малейшего понятия.

Васко да Гама

Лишь спустя два долгих столетия удалось решить эту проблему. Васко де Гама оказался человеком, который сумел увенчать успехом попытки своих предшественников . Этот амбициозный и умный дворянин никогда не шел на неоправданный риск и не позволял себе принять меньшую награду, чем того заслуживал. Если вы хотите узнать в каком году Васко Да Гама открыл морской путь в Индию, читайте далее.

Португальский король выбрал именно его для экспедиции в 1497 году . Уже через десять с половиной месяцев после того, как судна отчалили от Лиссабона, были брошены якори на рейде города Каликута (корабль прошел вдоль Мозамбика и Сомали).

Первая попытка открытия Индии

Однако самая первая попытка обогнуть Африку была предпринята европейцами задолго до этого – еще в 1291 году . Источники тех времен рассказывают о братьях Вивальди, которые отправились на кораблях в Сеуту, запасшись припасами и питьевой водой. Они ехали в Индию, чтобы купить там прибыльные товары, однако никаких достоверных сведений об этой экспедиции не сохранилось.

Однако мы можем предположить, что братьям Вивальди удалось, по крайней мере, с юга обогнуть Африку, ведь именно после 1300 года на некоторых картах стали появляться приблизительно верные очертания Африканского материка.

Сказочные богатства Востока издавна манили европейцев. Торговля восточными, в частности индийскими, товарами приносила громадные прибыли, хотя в дальнем пути купцов ожидали величайшие трудности и опасности.

Причины поиска морского пути в Индию

В середине ХІІІ века все стало меняться. Сначала монголы завоевали Багдад, богатейший город, бывший крупным перевалочным пунктом на Великом Шелковом пути. Для них торговля не была приоритетом, поэтому путь товаров из Китая и Индии в Европу усложнился . Вслед за Багдадом пал и арабский халифат, а ведь через его территорию в Месопотамии шли главные поставки восточных товаров на запад. И наконец в 1291 году европейцы потеряли город Сен-Жан д’Акр - последний свой бастион на Востоке, который как-то поддерживал угасающую торговлю. С этого момента торговля Европы с Индией и Китаем почти полностью прекратилась. Теперь ею полностью заведовали арабские торговцы, получавшие от этого баснословные дивиденды.

Первая попытка

Требовалось искать другой путь по морю. Однако его европейцы не знали. Тем не менее сразу же после потери Сен-Жан д’Акра из Генуи снаряжается экспедиция в Индию. В источниках того времени сообщается о братьях Вивальди , которые вышли в море на двух галерах, снаряженных съестными припасами, водой и остальными необходимыми вещами. Свои корабли они направили в марокканскую Сеуту, чтобы дальше поплыть в океан, найти индийские страны и купить там прибыльные товары. Достигли ли они Индии - об этом достоверных сведений нет. Известно только, что после 1300 года появились морские карты, на которых довольно-таки точно были показаны очертания африканского материка. Это позволяет предположить, что братьям Вивальди, как минимум, удалось обойти Африку с юга.

Португальская эстафета

Следующая попытка была сделана спустя 150 лет благодаря появлению новых морских технологий и кораблей. В этот раз уже венецианец Альвизе Кадамосто в 1455 году добрался и смог исследовать устье реки Гамбии. После него инициатива перешла к португальцам, которые очень активно стали продвигаться на юг вдоль африканского побережья. Спустя 30 лет после Кадамосто Диогу Канн смог пройти дальше него. В 1484-1485 годах он вышел к берегам Юго-Западной Африки. Буквально в спину ему двинулся Бартоломео Диаш , достигший в 1488 году крайней южной точки африканского континента, названной им мыс Бурь. Правда, король Генрих Мореплаватель не согласился с ним и переименовал его в мыс Доброй Надежды. Диаш обогнул мыс и доказал, что дорога в Индийский океан из Атлантического есть. Однако сильнейший шторм и последовавший за этим бунт команды заставили его повернуть назад.

Но опыт, полученный Бартоломео Диашем, не пропал. Его использовали при постройке кораблей для следующей экспедиции и прокладке маршрута. Суда сооружали особой конструкции, так как Диаш посчитал традиционные каравеллы неподходящими для столь серьезного плавания.

В помощь будущим мореплавателям в Индию по суше послали Педро да Ковилху , хорошо владеющего арабскими языками, с задачей сбора максимально большего количества информации о морских портах Восточной Африки и Индии. Со своей задачей путешественник справился блестяще. Не следует забывать, что в великой географической гонке извечный соперник Португалии - Испания устами Христофора Колумба заявила об открытии западного пути в Индию. Но кто же на самом деле открыл морской путь в Индию?

Экспедиция Васко да Гама

К лету 1497 года флотилия кораблей из 4 судов была полностью готова для дальней экспедиции в Индию. Король Мануэль I, взошедший на португальский трон, лично назначил командовать этой флотилией командора Васко да Гама . Этот искушенный в дворцовых интригах умный и грамотный человек как нельзя более удачно подходил на роль исследователя-мореплавателя. Бартоломео Диаш, с самого начала курировавший подготовку новой экспедиции, вплоть до отплытия руководил подготовкой к плаванию Васко да Гама.

Наконец 8 июля 1497 года последние подготовительные мероприятия закончились, и все четыре корабля Васко да Гамы отправились в плавание . На их борту были 170 лучших португальских моряков, часть из которых ходила в плавание еще с Диашем. На морских судах установили самые современные навигационные приборы и взяли наиболее точные карты. Сам Бартоломео Диаш сопровождал флотилию на начальном этапе.

Спустя неделю корабли достигли Канар, откуда повернули в сторону островов Зеленого мыса. Там Диаш сошел на берег, а экспедиция уже самостоятельно отправилась дальше. Для того чтобы обойти стороной полосу штилей в Гвинейском заливе, корабли повернули на запад и, сделав гигантскую петлю, вновь вернулись на свой маршрут, повернув в сторону Южной Африки.

Васко да Гама (1469-1524)

Португальский мореплаватель. В 1497-1499 гг. совершил плавание из Лиссабона в Индию, обогнув Африку, и обратно, впервые проложив морской путь из Европы в Южную Азию.

В 1524 г. был назначен вице-королем Индии. Умер в Индии во время третьего плавания. Его прах был переправлен в Португалию в 1538 г.

Вдоль африканского континента

Рождество три оставшихся корабля экспедиции (одно судно затонуло неподалеку от мыса Доброй Надежды) уже отмечали, двигаясь вдоль восточного побережья Африки на север. Плавание было сложным: мешало встречное юго-западное течение. Тем не менее, пройдя 2700 км, 2 марта корабли прибыли в Мозамбик . К сожалению, хотя португальцы и не пожалели средств на оснащение экспедиции, они просчитались в качестве своих товаров и подарков. Не лучшую роль сыграло и полное отсутствие у командора да Гама дипломатического дара. Пытаясь наладить отношения с правящим в Мозамбике султаном, своими недорогими подарками португальцы только испортили с ним отношения. Пришлось экспедиции, как говорится, при своих интересах отправляться дальше в надежде на более хороший прием.

Пройдя еще 1300 км, корабли добрались до Момбасса , но и там хорошо дела не пошли. И только в следующем порту Малинди прием оказался лучше. Тамошний правитель даже дал Васко да Гама своего лучшего навигатора Ахмеда ибн Маджида, который и довел экспедицию до места назначения.

1498 год - открытие Индии!

20 мая 1498 года корабли ошвартовались в порту Каликут . Здесь, на Малабарском побережье Индии, находился центр торговли специями. У португальцев отношения с местным принцем и мусульманскими торговцами, к сожалению, не сложились, а затем и вовсе ухудшились настолько, что корабли не смогли пристойно подготовиться к обратной дороге. После жестокого скандала, окончившегося захватом заложников с обеих сторон, экспедиция, даже не дождавшись попутного ветра, ушла из порта.

Трудная дорога домой

Дорога назад до Малинди через Аравийское море была крайне тяжелой. 3700 км корабли шли целых 3 месяца, во время которых от цинги умерло 30 человек. Спасла оставшихся моряков только доброта султана Малинди, поставившего на корабли апельсины и свежее мясо. Здесь же пришлось сжечь корабль «Сан-Рафаэль» по причине плохого состояния и отсутствия команды. Члены его экипажа были распределены по оставшимся кораблям.

Дальше дела пошли лучше, и во второй половине марта корабли экспедиции повернули на север вдоль западного побережья Африки. Но даже отсюда до родной им Португалии потребовалось плыть полгода . Только 18 сентября 1499 года, пройдя по морям 38600 км, очень потрепанные, корабли вернулись в Лиссабон. В подтверждение правильности пути королю был привезен подарок - золотой идол массой 27 килограммов, глаза которого были изумрудными, а на груди сверкал рубин размером с грецкий орех. Триумф короля Мануэля I и Васко да Гама был полным. И хотя на родину смогли вернуться менее трети моряков из экипажей кораблей, они смогли открыть для своей страны гигантские возможности, которыми она очень скоро воспользовалась.

Открытие Васко да Гама морской дороги в Индию определило дальнейший ход истории. После него началась стремительная серия событий, изменивших мир. Уже в следующем году в Индию отправилась целая эскадра из 13 судов под руководством адмирала Кабрала. Не прошло и полувека с момента похода Васко да Гама, а Португалия смогла дотянуться до Японии , основав при этом гигантскую империю. Но, хотя в дальнейшем этот морской путь стал в буквальном смысле обыденным, подвиг средневековых мореплавателей был в том, что они явились первыми.

В современном мире в честь мореплавателя Васко да Гамы названы некоторые географические объекты:

  • Самый длинный мост в Европе через реку Тежу в Лиссабоне;
  • Город в Индии в штате Гоа, примерно в 5 км от аэропорта Даболим;
  • Крупный ударный кратер на видимой стороне Луны.
Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс Бурин Сергей Николаевич

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки

Причины Великих географических открытий

Люди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определённый исторический период – с конца XV до середины XVII в. И это справедливо: ни в одно другое время не было сделано столько географических открытий такого масштаба и никогда они не имели такого исключительного значения для судеб всего мира, и в первую очередь для Европы. Почему же эпоха открытий наступила именно тогда?

Карта XV в. отражает представления античного учёного Птолемея, который считал, что Атлантический и Индийский океаны не соединены друг с другом, а потому морского пути из Европы в Индию не существует.

В эпоху Средневековья люди редко путешествовали и не так уж много знали о дальних краях. Немногие исключения (например, открытия викингов) остались неизвестными в других странах, да и для самой Скандинавии не имели большого значения. Ведь в те времена общество не ощущало потребности в открытии новых земель.

Представления людей Средневековья об обитателях отдалённых земель

В XIV–XV вв. Европа вступила в новую эпоху: росли города, развивались ремёсла и торговля. Появились предприимчивые люди, для которых деньги стали зримым воплощением успеха. Звонкой монеты требовалось всё больше, между тем в Европе её катастрофически не хватало, ведь золото и серебро веками вывозились на Восток в обмен на тонкие ткани, ювелирные изделия, пряности и благовония.

Мадонна мореплавателей. Художник А. Фернандес

Восточные товары поступали в Европу по Великому шёлковому пути и через Аравийское и Красное моря. Затем в средиземноморских портах богатства Востока приобретали купцы из Венеции и Ге?нуи, развозившие их по всей Европе. На пути к потребителю товар много раз переходил из рук в руки. В результате посредники обогащались, а цена увеличивалась настолько, что, скажем, привычные для нас пряности, как раз тогда вошедшие в моду в Европе, становились предметом роскоши. Мешок перца или гвоздики стоил целое состояние.

В результате осма?нских завоеваний известные торговые пути были на время перекрыты, и цены на восточные товары резко подскочили. Поэтому неминуемо должен был встать вопрос: нет ли иного пути к богатствам Востока? Лучше всего – морского, ведь именно так можно установить прямые связи, торговать без посредников и не зависеть от сухопутных конфликтов и войн.

К XV в. были достигнуты значительные успехи в различных областях науки и техники, что позволило совершать дальние морские путешествия. Появились караве?ллы – быстроходные и маневренные суда с удобной для океанских плаваний парусной оснасткой, которые могли продвигаться в нужном направлении почти при любом ветре. Астролябия, другие приборы и различные астрономические таблицы позволяли довольно точно определять географические координаты места. Моряки научились пользоваться компасом и составлять карты.

Португальцы на пути в Индию

Начало эпохе Великих географических открытий положили путешествия моряков из стран Пиренейского полуострова – Португалии и Испании. Эти государства не относились к числу наиболее развитых, но их географическое положение благоприятствовало плаваниям через Атлантику. В обеих странах имелись удобные гавани, быстроходные суда, опытные капитаны и матросы. И когда сначала в Португалии, а позже и в Испании завершилась Реконки?ста (исп. и порт. Reconquista – отвоёвывание), или освобождение Пиренейского полуострова от мавров, энергии тех, кто прежде сражался с мусульманами, потребовался новый выход. Многие дворяне остались без средств к существованию, так как основным источником их доходов была война. Им нужны были новые завоевательные походы.

В 1415 г. португальцы захватили Сеу?ту – порт на северном побережье Африки. Там они узнали о караванных путях, которые вели через Сахару на юг. Оттуда привозили в Средиземноморье золото, слоновую кость и чернокожих невольников. Но пески Сахары были непроходимы для португальского войска, и тогда один из сыновей португальского короля, принц Энри?ке (1394–1460), увлёкся мыслью достичь богатых южных стран морем, продвигаясь вдоль западного побережья Африки. Он стал организатором первых португальских дальних плаваний и вошёл в историю как Энри?ке Мореплаватель, хотя личного участия в экспедициях не принимал. На свои немалые доходы он приобретал географические карты и навигационные приборы, оснащал каравеллы, приглашал к себе на службу учёных и моряков.

Глобус немецкого учёного Ма?ртина Беха?йма – древнейший из сохранившихся. 1492 г.

Экспедиции, организованные по приказу принца, открыли в Атлантике прежде неизвестные острова: Мадейру, Азорские, Зелёного Мыса. Медленно, преодолевая вековые суеверия и страх перед неизвестностью, португальцы продвигались на юг. Вскоре они достигли той части Африки, где жили негры, и завязали с ними торговлю. Сначала в обмен на дешёвые ткани и побрякушки европейцы приобретали золото и слоновую кость, а затем стали захватывать негров в плен и обращать их в рабство, проявляя при этом бесчеловечную жестокость. Местные жители, спасаясь, бежали подальше от побережья, а португальцы в поисках добычи продвигались всё дальше на юг.

В 1488 г. экспедиция во главе с Бартоломе?у Ди?ашем достигла южной оконечности Африки. Однако бунт изнурённой долгим плаванием команды вынудил Диаша повернуть назад. Уже на обратном пути он открыл полуостров, получивший название мыс Доброй Надежды – надежды на то, что морской путь в Индию вскоре будет проложен.

Васко да Гама

Вековые усилия португальских мореходов завершило в 1497–1499 гг. плавание Ва?ско да Га?мы. Преодолев все трудности и воспользовавшись на финальном отрезке пути помощью знаменитого арабского лоцмана Ахме?да ибн Маджи?да, Васко да Гама в 1498 г. достиг западного побережья Индии, впервые проложив морской путь из Европы в страны Востока. С этого времени в течение почти четырёх веков торговые суда из Европы в страны Южной и Восточной Азии плыли в основном вокруг Африки.

Когда стало известно, что Васко да Гама проложил морской путь в Индию, в Венеции говорили, что давно не слышали такой плохой новости. Почему?

В Индии португальцы узнали, что некоторые пряности привозятся туда из ещё более далёких стран, и продолжили поиски. В последующие годы они достигли полуострова Мала?кка и Островов пряностей (Молу?ккских), Китая и Японии. В результате добыча оказалась столь велика, что поиски новых земель потеряли для португальцев всякий смысл и были прекращены.

Китайский фарфор ценился в Европе очень высоко

Открытие Америки Колумбом

Когда португальцы ещё не достигли южной оконечности Африки, нашёлся человек, который предложил иное направление поисков пути в страны Востока. Моряк из итальянского города Генуи Христофо?р Колу?мб (1451–1506), опираясь на учение о шарообразности Земли, утверждал, что Китая и Индии можно достичь, плывя из Европы на запад. Теоретическая возможность такого плавания была очевидна тогда для многих образованных людей, но практическое осуществление идеи вызывало у учёных сомнения.

Христофор Колумб. Художник С. дель Пьомбо

Много лет Колумб тщетно пытался убедить в своей правоте королей Португалии, Англии, Франции. И только в Испании после семи лет колебаний король Ферна?ндо и королева Изабелла согласились снарядить экспедицию, которая должна была пересечь Атлантику, чтобы опередить португальцев, также искавших морской путь в Индию.

Три корабля Колумба с экипажем в 90 человек отплыли из испанской гавани Па?лос, сделали остановку на Канарских островах и через месяц, 12 октября 1492 г., увидели землю. Это были Багамские острова, расположенные недалеко от побережья Америки. Будучи уверен, что он достиг стран Востока и что до Индии совсем недалеко, Колумб назвал местных жителей индейцами, и это название закрепилось за ними. Сам же континент долго ещё именовали Индией или Вест-Индией, т. е. Западной Индией (чтобы отличать от собственно Индии, называемой также Ост-Индией – Восточной Индией).

Колумб собирался продолжить поиски самых богатых стран Востока, но после крушения флагманского корабля «Санта-Мария» ему пришлось срочно вернуться в Испанию. Позже он совершил ещё три плавания за океан, в ходе которых были открыты почти все Большие и Малые Антильские острова, а также значительные участки побережья неизвестного материка. Однако, вопреки надеждам, значительных богатств в новых землях Колумбу обнаружить не удалось. Разочарованные Фернандо и Изабелла лишили великого мореплавателя многих прежде пожалованных ему доходов и привилегий. Всеми забытый, Колумб умер в 1506 г., до конца своих дней будучи убеждён, что проложил новый путь в страны Востока.

Великие географические открытия

Найдите на карте все направления поисков морского пути из Европы в страны Востока. По каким из них тогда были проложены торговые пути, а по каким – нет? Почему?

Однако так думали не все. Первым, кто во всеуслышание заявил, что открытые Колумбом земли – это не Азия, а новая, прежде неведомая часть света, или Новый Свет (в отличие от Старого Света – Европы, Азии и Африки), был флорентийский мореплаватель и астроном Амери?го Веспу?ччи. Его письма с красочными описаниями путешествий к берегам Бразилии стали в Европе настолько популярны, что вскоре в его честь новую часть света назвали Америкой.

Компас в футляре из слоновой кости

Первое кругосветное плавание

Колоссальные богатства Нового Света обнаружились не сразу, и сначала Америка казалась лишь непреодолимым препятствием на западном пути в страны Востока. Тщетно мореплаватели искали пролив, который вёл бы из Атлантического океана к берегам Китая и Индии. Непрерывная линия побережья тянулась к северу и югу на многие тысячи километров.

Туземцы радушно встречают Христофора Колумба. Гравюра Т. де Бри

В 1513 г. отряд испанцев во главе с Ва?ско Ну?ньесом де Бальбо?а пересёк Панамский перешеек и вышел к другому «морю». Первооткрыватель назвал его «Южным морем». Но существует ли пролив, соединяющий Атлантику с «Южным морем»?

Ответить на этот вопрос удалось португальскому мореплавателю, находившемуся на службе у испанского короля, Ферна?ну Магелла?ну. В 1519 г. возглавляемая им флотилия из пяти кораблей вышла из испанской гавани и взяла курс на запад. Магеллан хотел опередить на пути к Островам пряностей португальцев, которые в те же годы искали путь к ним со стороны Индийского океана. Мужество и железная воля мореплавателя принесли ему успех. После долгих поисков пролив был найден (сейчас он носит имя Магеллана). Затем корабли пересекли «Южное море», оказавшееся величайшим океаном планеты. Именно Магеллан назвал его Тихим, так как морякам посчастливилось ни разу не попасть здесь в шторм.

Фернан Магеллан

В 1521 г. флотилия подошла к островам, позже названным Филиппинами (в честь испанского принца Филиппа – будущего короля Филиппа II). Здесь в стычке с местными жителями Магеллан погиб. Уже после его смерти испанцы достигли своей цели – Молуккских островов. А затем корабль с символическим названием «Виктория» («Победа») пересёк Индийский и Атлантический океаны и в 1522 г. вернулся в Испанию, совершив первое в истории кругосветное плавание (1519–1522). Груз заморских пряностей с лихвой окупил все расходы на экспедицию. Однако из 265 человек экипажа на родину возвратились лишь 18 изнурённых голодом моряков.

Магеллан осуществил замысел Христофора Колумба, проложив западный путь в страны Востока. Кругосветное путешествие окончательно доказало, что Земля имеет форму шара, и позволило составить представление о её истинных размерах.

Новые поиски, новые открытия

Сделанные моряками открытия обострили соперничество между европейскими странами за контроль над новыми землями и торговыми путями. Сразу после возвращения Христофора Колумба из его первого плавания Португалия предъявила свои претензии на те области Атлантики, где были совершены открытия. После трудных переговоров в городе Тордеси?льяс в 1494 г. был заключён договор о разграничении сфер влияния (его иногда называют первым разделом мира). Разграничительная линия пересекла Атлантику от полюса до полюса. Территории к западу от неё считались зоной влияния Испании, к востоку – Португалии. Однако другие страны не желали признавать этот договор.

В 1497 г. итальянец Джова?нни Кабо?тто, состоявший на английской службе (в Англии его называли Джон Ка?бот), пересёк Северную Атлантику и достиг Северной Америки, приняв её за Северо-Восточную Азию. Тем самым он положил начало поискам северо-западного пути в страны Востока. Но ни золота, ни пряностей здесь найдено не было, и Англия надолго отказалась от дальнейших поисков в этом направлении.

Определение широты. Художник Ж. де Во

Многие считали, что с севера Америку можно обогнуть более лёгким путём, чем с юга, через Магелланов пролив. Так, француз Жак Картье? ошибочно принял за северо-западный проход в Тихий океан открытые им залив и реку Св. Лаврентия. Индейцы в тех краях называли свои посёлки «каната» (отсюда и современное название североамериканской страны Канада).

В конце XVI – начале XVII в. к поискам северо-западного прохода вернулись англичане. Героическими усилиями капитанов Фро?бишера, Гу?дзона, Ба?ффина и других была открыта значительная часть побережья Северной Америки, но в XVII в. поиски северо-западного прохода были признаны бессмысленными и прекращены.

Во второй половине XVI в. англичане и голландцы искали путь в страны Дальнего Востока, пытаясь обогнуть Азию с севера (северо-восточный проход). В процессе этих поисков англичане попали в Россию, где тогда правил Иван Грозный, и завязали с ней торговлю, а голландец Ви?ллем Ба?ренц достиг Новой Земли. Но дальнейший путь на восток для парусных судов был невозможен. Поиски были прекращены и здесь, и в XVII в. открытиями на севере Азии прославились не западноевропейские мореплаватели, а русские землепроходцы.

Какие страны сыграли ведущую роль в поисках северо-западного и северо-восточного путей в страны Востока? Почему это были не Испания и не Португалия?

В открытии пятой части света – Австралии – главную роль сыграли голландцы. В конце XVI в. они захватили у Португалии обширные владения в Азии, включая Острова пряностей. Совершая торговые плавания в Индийском океане, голландцы время от времени оказывались у берегов какой-то большой земли. Предполагали, что это часть неведомой «Южной земли» – гигантского континента, якобы уравновешивающего сушу Северного полушария. И только два плавания А?бела Та?смана в 1642–1644 гг. показали, что земли, открытые голландцами, являются отдельной частью света, позже названной Австралией.

Подведём итоги

Великие географические открытия явились закономерным следствием исторического развития Европы на исходе Средневековья. Поиски всех возможных вариантов морского пути из Европы в страны Востока продолжались 150 лет. В ходе этих поисков, увенчавшихся успехом, были сделаны важнейшие открытия, которые изменили представления европейцев о мире.

1492, 12 октября – открытие Америки Христофором Колумбом.

1498 – открытие Васко да Гамой морского пути в Индию.

1519–1522 – первое кругосветное плавание Фернана Магеллана.

«Никогда, ни до, ни после, не знали география, космография, картография таких бешеных, опьяняющих, победоносных темпов развития, как в эти пятьдесят лет, когда, впервые, с тех пор как люди живут, дышат и мыслят, были окончательно определены форма и размеры Земли, когда человечество впервые познало круглую планету, на которой оно уже столько тысячелетий вращается во Вселенной».

(Австрийский писатель Стефан Цвейг о начале эпохи Великих географических открытий)

1*. В чём вы видите причины наступления эпохи Великих географических открытий?

2. Что бы вы ответили тому, кто считает, что Америку открыли викинги, а вовсе не Колумб?

3. Почему имя Колумба носит лишь одна из стран Америки, а не вся открытая им часть света?

4*. Как вы думаете, чем отличалось открытие Австралии от других важных географических открытий той эпохи?

1. По материалам учебника заполните таблицу «Географические открытия XV–XVII вв.».

2. Найдите на карте географические объекты (моря, проливы, острова и т. д.), названные в честь мореплавателей эпохи Великих географических открытий.

3. Перед вами – два отрывка из письма, отправленного Колумбом сразу по возвращении из первого плавания:

«Из одного лишь того, что было выполнено во время этого столь недолгого путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь; кроме того, пряностей и хлопка – сколько соизволят их высочества повелеть, равно как благовонную смолу… я дам также алоэ и рабов, сколько будет угодно и сколько мне повелят отправить, и будут эти рабы из числа язычников. Я уверен, что нашёл также ревень, корицу и тысячи других ценных предметов».

«Должно всему христианскому миру проникнуться радостью и справить великие торжества и торжественно вознести благодарственное моление Святой Троице за то великое ликование, которое будет испытано по случаю обращения стольких народов в нашу святую веру, равно как и за блага мирские, ибо не только Испания, но и все христиане найдут в них подкрепление и выгоду».

Определите на основании текстов, что привлекало европейцев в дальних странах. Как, по-вашему, эти отрывки характеризуют Колумба? И кстати, почему он особо отмечает, что рабы будут из числа язычников?

4. Разделитесь на три группы. Каждая группа должна доказать величайшее историческое значение открытий либо X. Колумба, либо Васко да Гамы, либо Ф. Магеллана. Подберите аргументы в пользу своей точки зрения. Для обсуждения в классе выделите из каждой группы по одному человеку в группу экспертов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

автора

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Из книги Ледокол «Ермак» автора Кузнецов Никита Анатольевич

V. Нужен ли дешевый морской путь на Обь и Енисей и возможен ли он? Цель моей поездки через Карское море морским путем в реку Енисей и оттуда реками и сухим путем обратно в Россию заключалась в том, чтобы выяснить, в какой мере осуществим дешевый морской путь в наши сибирские

Из книги Исторические тайны Российской империи автора Можейко Игорь

ДАЛЕКО ЛИ ДО МАДАГАСКАРА? МОРСКОЙ ПУТЬ В ИНДИЮ Петр Великий был самоучкой. Где ему было учиться в России? У иностранных педагогов, которые попадали к московскому двору? Впрочем, ему повезло – он нашел Лефорта, умного, образованного и привязавшегося к русскому царю.Но

Из книги Большая игра. Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович

«Дранг нах остен». Арийский путь в Индию? Так все-таки, возвращаясь к пресловутому вопросу… Для того чтобы ответить на вопрос, что знал и чего не знал Сталин, надо понять, что знал или не знал Гитлер и, что самое главное, что знали и чего хотели наши традиционные партнеры в

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Этруски: загадка номер один автора

ГЛАВА 10. Поиски, находки, тупики Геродот сообщает, что этруски - это выходцы из Малой Азии, обособившаяся ветвь лидийцев. Ну а кто такие лидийцы? Раскопки археологов показали, что в VII в. до н. э. Лидия была процветающей державой, здесь впервые в истории стали чеканить

Из книги Погибшие цивилизации автора Кондратов Александр Михайлович

Морской путь в Индию Аппетит приходит во время еды. Экспедиция Лансаротти состояла из шести кораблей. На следующий год к берегам Африки их отправилось уже 26 - целая флотилия!Все дальше и дальше на юг в погоне за золотом и «черной слоновой костью» - рабами - отправляются

Из книги Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735) автора Курукин Игорь Владимирович

Путь в Индию: пропавший «Бекович» и удачливый секретарь Уже в XVII веке московских дипломатов привлекала далекая и богатая Индия, куда издавна стремились европейские мореплаватели и авантюристы. Тем более что с индийскими купцами в России были знакомы: в 1625 году в

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

ВАСКО ДА ГАМА: ПУТЬ Б ИНДИЮ В дальнее плавание… с преступниками на борту В июле 1497 года от португальских берегов отплыла экспедиция к берегам Индии. Ее возглавлял молодой моряк знатного рода Васко да Гама.Подготовка к путешествию заняла немало времени и велась очень

Из книги Поход «Челюскина» автора Автор неизвестен

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

Голландский путь в Ост-Индию В начале 1590-х гг. голландский моряк Корнелис Хаутман из-за долгов оказался в лиссабонской тюрьме. Среди его товарищей по заключению было немало опытных мореходов-португальцев, побывавших и в Индии, и на Молукках. От них Хаутман получил

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 1. Морской путь в Индию: поиски и находки Причины Великих географических открытийЛюди путешествовали и совершали географические открытия во все времена, но эпохой Великих географических открытий принято называть вполне определенный исторический период – с конца XV до

автора Тавровский Юрий Вадимович

Морской шелковый путь Невысокие, покрытые лесом горы, обширные плодородные равнины, большие и малые реки, морское побережье с множеством бухт и островов, жаркий и влажный климат – это идеальные условия для земледелия, рыболовства, прибрежной торговли. Неудивительно, что

Из книги Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история автора Тавровский Юрий Вадимович

Морской шелковый путь ведет в XXI век В наши дни богатое исламское прошлое Цюаньчжоу пришлось очень кстати руководству Китая, наращивающему торгово-экономические связи с мусульманскими странами Юго-Восточной и Южной Азии, Ближнего Востока. Незадолго до приезда нашей

Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar