В каком веке произошло разделение царства. История израильского и иудейского царств в самом кратком изложении. Иудейский царь и воины

Развитие торговли и войны с соседними народами способствовали распаду родового строя. В период распада родового строя старейшин и вождей племен, составляющих родовую аристократию, стали называть «могучими, благородными», «князьями» или «начальниками». Они решают судебные споры и стоят во главе войска.

Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. В сказаниях особенно подчеркиваются судебные функции племенных вождей. Это так называемые судьи, власть которых предшествует царской власти, возникающей в эпоху образования классов и государства.

Ослабление Египта в XI-X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине. Однако небольшая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли.

Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией, Месопотамией и Аравией. Здесь скрещивались торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль Средиземноморского побережья к финикийским торговым городам, к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Караванные торговые пути вели из Палестины на юг, через Синайский полуостров в Аравию и к побережью Красного моря, где на берегу залива Акаб были обнаружены развалины древнего поселения. На север дороги шли в большие торговые города внутренних районов Сирии, в частности в Дамаск, где израильтяне имели свои торговые улицы. С другой стороны, финикийские и сирийские купцы селились в городах Палестины, в частности в Самарии.

Из Палестины вывозили продукты сельского хозяйства, зерно, фрукты, воск, мед, лен, кожи, шерсть, ароматические смолы. Из соседних стран, в частности из филистимских городов, в Палестину привозили металлические изделия и оружие, а также роскошные произведения художественного ремесла, как, например, таблички из слоновой кости, служившие для украшения богатой мебели и стен зданий; такие таблички найдены в Мегиддо и в Самарии. Эти таблички, сделанные в египетском и в кипрском стиле, были привезены в Палестину, очевидно, финикийскими торговцами.

В процессе борьбы между отдельными племенами образуются племенные союзы. Во главе союзов становятся наиболее богатые и могущественные племенные вожди, как, например, «судья» Самуил, правитель Офры, по имени Гидеон, Авимелех, правивший в Сихеме. Эти вожди, сосредоточившие в своих руках функции военачальника, судьи и жреца, объединяют под своей властью отдельные области Палестины.

В Библии сохранились предания о том, как образовались эти племенные союзы, из которых выросли древнейшие государства. Один из правителей области манасси (менаше) по имени Гидеон одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племен и образовал племенной союз с центром в Офре. Постепенно среди богатой родовой знати укрепляется представление о необходимости передачи всей верховной власти одному человеку, дабы он мог подавлять трудовые массы и защищать страну от нападения соседних племен.

В одном библейском сказании повествуется о том, что «сказали израильтяне Гидеону: «Владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из рук мадианитян». Гидеон в качестве верховного военачальника берет себе часть военной добычи, составляющую свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует ее в храм, построенный им в Офре. Хотя Гидеон и отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, все же в эту эпоху уже укрепляется принцип наследственной власти племенного вождя.

Один из сыновей Гидеона, Авимелех, насильственно устранив всех своих соперников, захватывает в Сихеме верховную власть. «Все жители Сихема... поставили Авимелеха царем у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех, означающее «мой отец-царь», указывает на оформление принципа наследственной передачи верховной власти.

Наиболее сильным из государств Палестины в XI в. до н. э. было Израильское царство, основанное, по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них рассказывается о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области к востоку от Иордана), осажденный племенем аммонитян.

После освобождения Иабеша Саул собрал ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеон от власти филистимлян, Саул был провозглашен израильскими племенами царем. В царстве Саула все еще сохранялись следы старых племенных отношений.

Патриархальный быт этого времени образно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своем родном городе. Раз в месяц в новолуние он собирал у себя дружину и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врагов поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Одновременно с этим Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить свое влияние в соседних странах. Чтобы защитить израильские племена, жившие в заиорданской области, он ведет войну с царем Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя свое влияние в Южной Палестине, он ведет войну с амалекитянами и устанавливает взаимоотношения с племенами кенитов и калебитов.

Наконец, он присоединяет к Израильскому царству хананейские города, еще сохранившие свою независимость. Энергичная военная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царем, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством.

Так, в легендах о Сауле подчеркивается его благочестие и указывается на то, что он был «охвачен духом Яхве», что он представитель «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важнейших религиозных обрядов.

Израильское Царство

В Библии описывается время царствования Саула и Давида и объединение Южного и Центрального Ханаана. После изгнания филистимлян Давид совершил несколько походов на север. Столицей своего царства Давид сделал город Уришамере (ныне Иерусалим), там было устроено святилище бога Иуды. Приемником Давида был его сын Соломон. Царство Соломона было разделено на 12 округов. В каждом округе правил начальник города. Он собирал подати и отправлял в дом царя. Он завязал торговые отношения не только с Финикией, но и с Египтом, Сирией и Аравией. Из этих стран получали коней, рабов, золото, серебро, драгоценные камни, благовонные масла. Он завел многочисленный гарем, одна из его жен была дочерью фараона. Жизнь простых людей была также трудна, как и во многих государствах Сирии и Палестины. Рабы строили великолепные храмы, а простых крестьян угоняли на принудительные работы. Постепенно стало расти недовольство Соломоном. Во главе движения против Соломона стал Иерабеам, знатный человек, руководивший работами на доме царя. Соломон хотел казнить Иерабиама, но ему удалось бежать в Египет. После смерти Соломона вожди северных племен способствовали разделению Ханаана на два царства: Иуды, в котором сохранилась династия Давида и царство Эфраима (Израиля), в котором династии часто менялись. В 722 г. ассирийский царь Саргон разрушил столицу Израиля Шомерон и царство Израиля прекратило свое существование.

Царство Иуды просуществовало дольше, почти полтора века.

После падения царства Израиля иудейские цари вынуждены были признать над собой верховную власть ассирийского царя. К этому времени в Иуде распространяется влияние ассиро-вавилонской культуры, проникшее даже в религию: в иерусалимском храме были введены культы небесных светил. Иудейские цари платили Ассирии тяжелую дань. Менялись цари, но ни реформы, ни национализация религиозных культов не спасли царства Иуды. К мятежам крестьян добавились внешние войны. Против Иуды двинулся египетский фараон Нехо. В 586 г. Иерусалим был разрушен. Храмы были сожжены, а все население, кроме бедняков было уведено в рабство в Вавилонию. Царство Иуды прекратило свое существование.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста. Ветхий завет. Часть вторая. [(Иллюстрации - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)] автора Дестунис София

XXIII. Разделение Еврейского царства на Иудейское и Израильское. Царству Еврейскому, достигшему при царях Давиде и Соломоне высшей степени своего процветания, но отягченному налогами и ослабевшему духовными силами по причине распространения в нем идолопоклонства в

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское (930 г.). 3 Цар. 12Период управления трех великих царей израильского народа был временем его наивысшего расцвета как в политическом, так и духовном отношении. После этого благословенного времени в истории Израиля

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Царство Израильское (до 723 года до рождества Христова) Иеровоам, сделавшись царем десяти колен, стал опасаться, чтобы его подданные опять не присоединились к царству Иудейскому, если будут ходить в Иерусалим на поклонение истинному Богу. Поэтому он вылил из золота две

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильское После смерти Соломона воцарился сын его Ровоам. Он сурово говорил с народом: "Если отец мой Соломон наложил на вас иго, то я увеличу его; если он наказывал вас бичами, то я буду наказывать вас скорпионами"

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Израильское святилище Архитектурная концепция строения была простой: первое отделение называлось «Святое» (Исх. 28:29) (в Синодальном переводе «святилище»), а второе - «Святое святых» (Исх. 26:33). Двор скинии с восточным входом был защищен завесой. Вход в скинию был также

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

ЦАРСТВО ХРИСТОВО И ЦАРСТВО МИРА СЕГО Есть на земле благодатное Царство Христово, это - Церковь, спасаемая в Господе, предмет благословений Божиих и цель желания всех людей, истинно понимающих свое назначение.Есть и другое царство на той же земле, царство князя века сего,

Из книги Не от мира сего автора

Царство человеческое и Царство Божие Всякий, в силу того, что он человек, должен выбирать между Богом и самостью. По сути выбор уже сделан, ибо все мы суть то, что выбрали. Этим мы обнаруживаем, какое из царств нам ближе: Царство Божие или царство самости.Евгений

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

36. Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Христос отвечает Пилату, что ему, как представителю римской власти, власть, на которую

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Царство Божье, Царство Небесное, Царство Христа (Kingdom of Christ, God, Heaven). Терминология."Царство Божье" упоминается четыре раза у Матфея (12:28; 19:24; 21:31; 21:43), 14 раз у Марка, 32 раза у Луки, два раза у Иоанна (3:3, 5), шесть раз в Деян, восемь раз в посланиях ап. Павла, один раз в Откр

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

5. Царство Божье как царство жизни, справедливости и милосердия CASTILLO, Jos? Maria, El reino de Dios. Por la vida у dignidad de los seres humanos.Bilbao, Desclee de Brouwer, 1999, sobre todo pp. 35–53 у 63-104.SOBRINO, Jon, Jesucristo liberador. Lectura hist?rico-teol?gica de Jes?s de Nazaret. Madrid, Trotta, 1991, sobre todo pp. 95-141.LOIS, Julio, Jes?s de Nazaret, el Cristo liberador. Madrid, HOAC, 1995, прежде всего pp.

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Царство истины, царство иллюзий: Ревизор Гоголя В Ревизоре Гоголя Антихрист является в облике ревизора. По недоразумению за него принимают молодого путешественника Хлестакова, незаметного чиновника, который не отказывается от этой роли и вносит невиданную суматоху в

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Нашли Ииуя на царство Израильское Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему:- Опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Придя туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, подойди, вели выступить ему из среды братьев

Из книги Том 2. Магизм и единобожие автора Мень Александр

Глава двадцать третья СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ Израильское царство, 950-930 гг. Я убежден, что, чем больше будут понимать Библию, тем прекраснее она будет казаться. Гете При Соломоне, который царствовал почти сорок лет (961-922), в Палестине наступил наконец долгожданный мир .

Из книги Ветхозаветные пророки автора Мень Александр

Пастух Амос Северное израильское царство 760–755 гг. до н. э Библия - это книга народов, ибо она судьбу одного народа делает символом всех остальных. Гете Человека, читающего Библию, невольно поражает то резкое осуждение, с каким она говорит о царях Израиля. Особенно ярко

Из книги Как Ангелы-Хранители направляют нас в нашей жизни. Ответы Небесных Ангелов на самые важные вопросы автора Панова Любовь

Светлое царство, Темное царство Параллельные миры Если бы только люди всей душой поверили, что параллельно нашему миру существует мир иной, который не виден человеческому глазу, но который знает о человеке все! Задумайтесь: ведь когда вы смотрите на ночное небо, вы видите

Палестина - Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство

Название Палестины - исторической области, расположенной в южной части Восточного Средиземноморья, происходит от древнееврейского «пемиитим» (букв, «те, кто вторглись») - филистимляне. Впервые слово «Палестина» встречается в сочинениях Геродота (V до н. э.). В 3-м тыс. до н.э. здесь осели племена ханаанеев. В XII в. до н.э. побережье Палестины было завоевано филистимлянами. В XV-XIV вв. до н.э. в эти земли пришли племена хабири - древние евреи.

Географические, природные условия и возможности для хозяйственной деятельности человека в Палестине были неодинаковы. В северной части страны, в долине реки Иордан, имелись хорошие условия для земледелия. Южную часть страны занимали в основном сухие степи, и здесь занимались скотоводством. Уже в древнейшие времена здесь были одомашнены овцы, козы, ослы, крупный рогатый скот.

Завоевавшие Палестину евреи долго находились в условиях родового строя. Социальная ячейка (мишпаха) была основана на кровном родстве. Земля, имущество, рабы принадлежали всему роду, во главе которого стоял старейшина. В обществе действовало право первородства и левирата. Первородство обеспечивало старшему сыну привилегированное положение в семье и право на двойную долю наследства имущества. Согласно обычаю левирата вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Эти обычаи ограничивали распыление имущества рода и способствовали концентрации его у отдельных людей.

Саул и Давид.

Худ. Ю. Кронберг. 1885

Земля также принадлежала роду, общине. Каждая община имела своего начальника и жреца (левита). Община должна была выкупать своих членов, если они попадали в плен, сообща нести принудительные государственные повинности и работы. Земельные участки внутри общины распределялись по жребию. Даже царь не мог забрать у общины землю и мог ее только купить. Однажды царь Ахаз забрал у одного общинника его землю, но этот поступок царя был признан незаконным. Цари могли увеличивать свои земли и раздавать своим приближенным, чиновникам и военачальникам только за счет земель, захваченных в ходе войн.

В XI-X вв. до н.э. ослабление Египта позволило Палестине освободиться от его ига. Здесь были образованы самостоятельные еврейские государства. Первым из них было Израильское царство, основанное царем Саулом (ивр. букв, одолженный у Бога), который был провозглашен израильскими племенами на царство в XI в. до н.э. Второе царство - Иудейское с центром в Хеброне образовал в 1004 г. до н.э. в южной части Палестины сын Саула Давид. Он же объединил оба царства в единое Израильско-Иудейское царство. Столицей этого царства стал город Иерусалим. В Иерусалиме находилась крепость Сион. Укрепив эту крепость, царь Давид сделал ее своей резиденцией - «городом Давида».

Давид укрепил государство. Вместо народного ополчения он создал постоянное войско. Им был создан государственный аппарат управления, состоящий из казначея, писцов, судей, сборщиков налогов. В этот же период складываются первые части Ветхого Завета, содержащие сведения об истории Израиля.

Уже в 3-м тыс. до н.э. племена в северной части страны перешли к оседлому земледелию. Было развито зерновое хозяйство - здесь выращивали ячмень, пшеницу, просо, лен, овес. Развито было и садоводство. Страна славилась выращиванием винограда, смоковницы, маслин. Хорошо росли гранаты и на юге - финиковые пальмы.

Около 3500 г. до н.э. в Палестине началось культивирование маслины. Путем многолетних селекций из дикой маслины выведены современные сорта, богатые маслом. Оливковое масло использовалось в качестве пищевого продукта, а также для производства лекарств и косметических средств.

Во многих странах также было известно палестинское вино. Изображение виноградной лозы и виноградных гроздьев было эмблемой Иудеи и чеканилось на древнееврейских монетах.

С древнейших времен Иудея славилась культивированием льна и изготовлением льняных тканей. Об этом свидетельствуют

Иудейский царь и воины

найденные в пещере Нахал Хе- мера льняные изделия, возраст которых 8500 лет.

Несмотря на жаркий климат, благодаря хорошо продуманной системе орошения в этом регионе земледельцы выращивали влаголюбивые культуры, такие, как лен. Так, в пустыне Негев обнаружены остатки такой системы I в. до н.э. Дождевую воду собирали в хранилищах и направляли на поля. Вокруг города Овдет на площади в 80 км 2 было построено 17 тыс. дамб.

Палестина не имела сколько- нибудь значительных полезных ископаемых и лесов. Сырьевая база для ремесел была ограниченной. В стране было много камня и глины. Поэтому большое развитие получило производство изделий из этих материалов. Палестинские камнетесы и гончары были известны на Ближнем Востоке.

В северной части Синайского полуострова на шахтах Негев во 2-м тыс. до н.э. добывали медную руду. В X в. до н.э. при царе Соломоне эти шахты достигали 6 м в диаметре и соединялись галереями. Это самая первая на планете шахтногалерейная система разработки медных руд.

С древнейших времен отдельные города специализировались на производстве отдельных видов продукции.

Например, ткацкими центра- Царь Соломон на троне

ми были Иерусалим и Тель-Бейт-Мирсим. Ткани производили из шерсти и льна. За пределами страны ценились палестинские узорчатые ткани и одежда.

Уже в 3-м тыс. до н.э. в Палестине были построены печи для выплавки стекла и произошел переход от литья малых изделий к выдуванию. Первые изделия из дутого стекла, относящиеся к 50 г. до н.э., изготовлены в Иерусалиме.

В VII в. до н.э. в Палестине разработали технологию изготовления писчего материала из шкур верблюда, который значительно позднее получил название пергамент.

Торговое судно царя Соломона (реконструкция)

Расположенная на пересечении важных торговых путей между Египтом, северными и восточными странами Палестина уже в 3-м тыс. до н.э. активно включилась в мировую торговлю. Из страны вывозили кожи, пшеницу, лен, оливковое масло, фрукты, вино, воск, шерсть, керамические изделия, пурпур, мирру, лекарства. Ввозили металл, металлические сосуды, дерево, слоновую кость.

Ремесла и торговля стали основой образования многочисленных городов. Первые города появились в Палестине примерно 10 тыс. лет назад. Старейший из них - Иерихон. К 7-му

Храм Соломона в Иерусалиме (реконструкция)

тыс. до н.э. это был крупный по тем временам город- крепость с населением 2 тыс. человек. Город был обнесен каменной стеной шириной в 9 м. В центре крепости возвышалась башня из камня с винтовой лестницей внутри. С 3-го тыс. до н.э. существует город Лахиш, древнейшие города также Мегидо и Бет-Шан.

Экономического расцвета Израильско-Иудейское царство достигло в X в. до н.э. при царе Соломоне (964-926 до н.э.). В это время не велись войны, были проведены административные реформы, страна для удобства управления была разделена на 12 округов соответственно племенным территориям, во главе которых были поставлены особые чиновники, ведавшие также сбором налогов и выполнением государственных повинностей. Укрепив мирные связи с соседями, Соломон развивал внешнюю торговлю. Он организовал торговые пути в Аравию, откуда стали поступать золото, слоновая кость, драгоценные камни. За пределы страны вывозили зерно и масло.

Накопление в стране богатства позволило вести значительные строительные работы. В Иерусалиме были сооружены большие дворцовые помещения, построен и богато украшен знаменитый храм в честь бога Яхве, сооружены крепости, в том числе в Иерусалиме, Мегидо, Гезере.

Царь Соломон проводил активную международную политику. Заключив союз с царем Тира, он вел успешную борьбу с арамейским государством Дамаск. Укреплению международного положения еврейского государства способствовал его союз с Египтом, скрепленный династическим браком. Выданная замуж за Соломона египетская царевна не только обеспечила ему поддержку Египта, но и принесла в виде свадебного приданого город Гезер.

Время Соломона вошло в историю страны как период расцвета искусств. При дворе царя поощрялась поэзия, музыка, танцы. В это время был записан первый сборник эпических народных песен. Сам Соломон написал более тысячи лирических произведений. Ему приписывают свыше трех тысяч изречений. В мировую историю и искусство царь Соломон вошел как мудрый правитель, судья, поэт. Выражения «соломонов суд», «соломоново решение» стали нарицательными и обозначают высшую мудрость.

Создание Израильско царства

В первой половине $І$ тысячелетия до нашей эпохи появилось новое политическое образование. Оно сформировалось как результат союза $12$-ти древнееврейский племен (колен), вторгшихся на территорию Палестины и покоривших ряд ханаанских стран. Древнееврейские племена сохраняли еще черты варварских порядков по $XII-XI$ до н.э. Вожди были выборными и они же были верховными жрецами, а в военное время - командовали ополчениея, в мирное – разбирали тяжбы соплеменников потому и назывались «судьями». Переход к оседлой жизни, формирование ремесла и зарождение торговли ускорил имущественное деление, постепенно начал образовываться класс состоятельных собственников и рабовладельцев которым была необходима сильная администрация для охраны собственных интересов. Для реализации этой задачи на смену выборных вождей пришли цари с наследственной властью. Формированию государственности содействовала и внешняя угроза, исходящая от филимистян, с которыми древнееврейские племена вели продолжительные войны.

В ходе этих воин единым царем был избран Саула, власть которого признали все еврейские племена. Саул назначал военачальников, наделял их полями и виноградниками, что привело к зарождению служилой военной знати. Но он оказался неудачным полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, покончил с собой, по легенде бросившись на собственный меч.

Преемником Саула был его зять Давид ($1000-965$ гг. до н.э.), который проводил политику централизованной монархии, присоединил Иерусалим и сделал его столицей собственного королевства. Давид создал государственный аппарат управления, во главе которого стоял высший сановник, и личную гвардию из филистимлян и наёмников с Крита. Распоряжения царя Давида о проведении переписи народонаселения с целью обложения всех налогами вызвало сильные народные возмущения. Внешняя политика царя была вполне успешной: он заключил мир с филистимлянами и продвинул южные рубежи царства по Акабского залива.

Отделение Иудеи

Преемником Давида стал его младший сын Соломон ($965-935$ г. до н.э.). Предания говорят о великой мудрости Соломона, рисуют его проницательным и справедливым судьей и даже приписывают ему создание нескольких литературных произведений, вошедших в Библию. На самом деле Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом с деспотическими замашками, и, не размышляя, избавлялся от всех кто стоял у него на пути.

Немало внимания в эпоху правления Соломона уделялось строительству. Основывались дворцы, храмы, восстанавливались ханаанейские города, строились новые. В Иерусалиме Соломон воздвиг богатый храм в честь бога Яхве. Содержание большого царского двора и размах развернувшегося строительства требовало огромных средств, поэтому увеличивался налоговый гнет населения. Вся территория Израильско-Иудейского королевства была разделена на двенадцать округов, каждый из которых обязан был снабжать царя и двор продовольствие один месяц в году. Помимо этого также была введена трудовая обязанность, которая легла только на покоренное ханаанейско-аморейское население, а в дальнейшем и на самих израильтян, которые были обязаны работать $4$ месяца в году на царских стройках.

Рисунок 1. Храм Соломона (реконструкция)

К концу правления Соломона внешнеполитическое состояние страны осложнилось. На северной границе возникло мощное Дамасское царство. Большая часть племен ($10$ колен Израилевых) отделилась от Иудеи и основала новое Израильское царство со столицей в городе Самария на севере единой до этого державы под властью царя Иеровоама $І$. Династия Давида продолжила господствовать на юге страны в Иудее, сохранив столицей Иерусалим. Теперь Иудейское царство включали территории надела Иехуды, Шимона, Биньямина, а первым царем собственно Иудеи стал сын Соломона Ровоам. В конце $VI$ в. до н.э. Иудейское царство завоевала Вавилония.

Рисунок 2. Разделенные Израильское и Иудейское царства

В это время Египет, воспользовался ослаблением и раздробленностью страны. Около $930$ г. до н.э. египетский фараон Шешонк совершил опустошающий поход в Палестину, разорив Иудейское и Израильское царства. Однако при наместниках Шешонка ослабел и Египет, так и не восстановив былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения в Израиле и Иудее

В первой половине $I$ тысячелетия до н.э. в Палестине отмечается рост товарного хозяйства. В огромных городах возникали целые ремесленные и торговые кварталы, за городом основали отдельные посёлки гончары, плотники и ткачи. Расширялась торговля с финикийским Тиром, куда основным образом вывозили пшеницу, а избытки зерна сбывали на внутреннем рынке. Формирование товарно-денежных отношений закономерно привело к разложению общин. Общинные поля, сады и виноградники стали продавать сторонним лицам, лишая таким образом общину возможности их использования.

Совместно с общинным землевладением возникла и личная земляная собственность. Царские земли жаловались аристократам и чиновникам за службу. Усилилось имущественное разделение, обострились классовые различия, сообщество поделилось на 4 сословия: светская аристократия (вельможи и князья); духовная аристократия(жрецы и профессиональные пророки); «люд земли» - основная масса лично свободного населения, обладавшая общинными наделами, несшая военную повинность и выплачивающая налоги; чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Нищие общинники становились жертвами насилия со стороны ростовщиков и королевских чиновников.

В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые хоть и составляли небольшую часть населения страны, но с развитием ремесел и товарного земледелия, их число росло, так как требовался подневольный труд. Источники пополнения невольнической силы были разнообразными. В основном рабами становились пленные завоеванных территорий, взрослых мужчин традиционно убивали (время от времени миловали и высылали на каторжные работы), а в рабство попадали женщины и дети. Женщины становились наложницами, дети воспитывались рабами. При появлении детей от свободного общинника и рабыни они нередко оставались в доме отца в качестве младших членов семьи фактически на положении рабов с тем только отличием, что их невозможно было продать.

Замечание 1

С развитием торговли огромное значение обретает рабский труд, их купля-продажа становится обычным занятием. Рабов делят на «рожденных в доме» и «купленных». Делаются попытки обращать в вечное рабство неплатежеспособных должников. Широко использовался труд кабальных должников и «сыновей рабыни», что было характерной приметой рабства на всем Древнем Востоке, раб откровенно приравнивался к животному. Беспощадная эксплуатация бедняков и рабов вызывала недовольство возмущение. Упоминаются случаи побегов рабов и переговоры об их выдаче.

Образование Израильского царства

Войны и развитие обмена содействовали распаду родовых отношений. Чрезмерное обогащение отдельных предводителей родов и старейшин и разорение бедных общинников приводило к резкому имущественному и классовому расслоению. В период распада родового строя старейшины и вожди племён, составляющие родовую аристократию, называются могучими, благородными, «князьями» или «начальниками». Они стоят во главе войска и решают судебные споры. Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. Древние сказания особенно подчёркивают судебную функцию древнейших племенных вождей. Это так называемые «судьи» (шофет), власть которых в древней Палестине, как и в других древних странах на этой стадии их развития, предшествует власти царя, возникающей одновременно с образованием классов и государства. Таким образом, непримиримые классовые противоречия, возникающие в древнейшем рабовладельческом обществе Палестины, требуют образования государства как аппарата насилия, обеспечивающего рабовладельцам возможность эксплоатировать рабов и бедняков.

Ослабление Египта в XI–X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время, Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль средиземноморского побережья к финикийским городам, - к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Сперва образуются маленькие племенные союзы, как, например, государства «судьи» Самуила, Гидеона или царство Авимелеха в Сихеме. Наиболее могущественные племенные вожди, сосредоточивая в своих руках верховную военную, судебную и жреческую власть, образуют маленькие союзы племён в той или иной части Палестины. Некоторые из них, как, например, «судья» Самуил, пользуются авторитетом и большой властью, которая приближается к власти царя. В библии сохранились предания о том, как образовались эти союзы племён, из которых впоследствии выросли древнейшие государства. Один из древних правителей племени маиасси (Менаше) по имени Иерубаал одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племён и образовал древнее племенное государство с религиозным центром в Офре. Постепенно появляются и древнейшие формы наследственной царской власти. В библейской легенде рассказывается о том, что «сказали израильтяне Гидеону (почётное имя Иерубаала): „владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас, из рук мадианитян“». Гидеон в качестве верховного военачальника и царя берёт часть военной добычи, составляющей свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует её в храм, основанный им в Офре. Хотя Гидеон в вежливой форме отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, всё же, очевидно, в эту эпоху укрепляется принцип наследственной царской власти. Ави-мелех, один из сыновей Гидеона, насильственно устранив всех остальных кандидатов на царский престол, захватывает в городе Сихеме царскую власть. «Все жители Сихема… поставили царём Авимелеха у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех («мой отец - царь») указывает на постепенное оформление принципа наследственной царской власти, который проводил в жизнь этот древнеизраильский царь, процарствовавший всего лишь три года.

Наиболее крупным и сильным из этих государств было Израильское царство, основанное, - по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них повествуется о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области Гилеад к востоку от Иордана). Иабеш был осаждён племенем аммонитян. После освобождения Иабеша Саул собрал большое ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеа от власти филистимлян, Саул был провозглашён израильскими племенами царём. Однако царство Саула всё ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину в своём доме и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Однако Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить своё влияние в соседних странах. Так, с целью защиты израильских племён, живших в заиорданской области, он ведёт войну с царём Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя своё влияние в южной Палестине, в частности в Иудее, он ведёт войну с амалекитянами и завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов. Наконец, он присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Энергичная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царём, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством. Так, в легендах о Сауле подчёркивается его благочестие, указывается на то, что он был «охвачен духом бога Яхве», и описывается, как Саул изображал себя представителем «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важных религиозных обрядов.

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ТРЕТЬЯ История Передней Азии, от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953–561 гг. до н. э.) События в ЕгиптеВ то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события.

Из книги Третий Рим автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 4 Образование Московского царства Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно определились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный.Иван родился 25 августа

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

79. Падение Израильского царства Как только союзники, Пеках и Рецип, узнали о вторжении ассирийцев в их земли, они покинули Иудею и поспешно вернулись каждый в свое государство. Но было уже поздно. Тиглат-Пилесер завоевал Дамаск, столицу Арама, и загнал его жителей в

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Отношение к норманнам и туркам. Образование Второго Болгарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов, после взятия Фессалоники, двигались к

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Шумерийского царства при Лугаль-заггиси (2373–2349 гг. до н. э.) На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-заггиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Финикийского царства В длительной и упорной войне египтяне и хетты ослабли, и силы их государств были истощены. Это создало благоприятную обстановку для образования в Сирии и Финикии самостоятельных государств, достигших своего расцвета в Х - IX вв. до н. э.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Персидского царства. Кир Одновременно с мидянами на территории Ирана появились и другие племена, которые в надписях называются парсуа и, очевидно, являются предками древних персов.Ассирийские цари ведут борьбу с этими племенами, которые довольно прочно

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Наложение Израильского, то есть Богоборческого, царства и третьей Римской империи на западе Сдвиг примерно на 1230 лет Краткое описание отождествления Этот параллелизм также обнаружен методикой подсчета ВССД и подтвердил вывод, сделанный в , что «древние»

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПЕРЕХОД АСПАРУХА ЧЕРЕЗ ДУНАЙ И ОБРАЗОВАНИЕ БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА VII век в Европе - одна из наименее изученных страниц в ее истории. Ломка античных традиций оказала пагубное влияние на культуру, об этом времени сохранилось явно недостаточное количество источников. Теперь

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Образование Картлийского (Иберийского) царства Начиная с 30-х годов IV века до нашей эры, завоевательные походы Александра Македонского в корне изменили ход развития многих стран и народов мира. Огромное влияние они оказали и на Грузию.В 336 году до нашей эры заговорщики

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Возникновение Израильского царства Со временем в Палестине утверждается Израильский племенной союз, переживший в конце XIII в. до н. э. серьезные перемены. Его ядро было в 1220 г. до н. э. разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1815 Образование Царства Польского После Венского конгресса Россия получила в свое владение часть бывшего герцогства Варшавского с населением 2,6 млн человек. Но вначале все бывшее герцогство было занято русской армией, и там установили временную администрацию. По воле

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Образование Израильского государства Все внутренние преобразования, которые происходили в то время в Израильском государстве, нуждались в упорядочении или государственной организации. Захватнические войны лишь ускорили этот процесс.В XI в. начинаются попытки

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Образование Второго Боагарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов после взятия Фессалоники двигались к столице, около которой уже находился

Из книги История царства грузинского автора Багратиони Вахушти

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился