Трудный ребенок: что делать с детьми, которые не слушаются. Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей Ребенок 8 лет не слушается родителей грубит

Вопрос о том, почему ребенок 8 лет не слушается, волнует многих родителей. Ответ на этот вопрос прост: ваше дитя переживает очередной возрастной кризис. И сколько бы к этому моменту себя родители ни готовили, понять своих детей удается далеко не всем. Сталкиваясь с полным непониманием мамы и папы, ребенок начинает хамить и ругаться, возмущаться по любому поводу, не реагирует на замечания родителей и в итоге совсем перестает слушаться. Иногда бывает, что дети совершают свои «вредности» нарочно. Однако внимательные родители всегда почувствуют разницу в поведении своего ребенка и будут стараться наладить с ним отношения.

Если вашему ребенку идет восьмой год, это еще не значит, что кризис прекратится сразу после того, как вашему чаду исполнится 8 лет. На самом деле кризисом дошкольного или младшего школьного возраста принято считать период от 5 до . Когда он начнется и закончится у вашего малыша, неизвестно, так как это зависит от многих факторов.

Школа — одна из причин, которая может спровоцировать кризис. Родители должны принимать во внимание, что в школе ребенку приходится следовать другим правилам, отличающимся от домашних, и заниматься по расписанию. При этом на уроках ребенок может вести себя без нареканий и замечаний со стороны учителя, но, придя домой, становиться совсем неуправляемым. Такое поведение не пройдет незамеченным для родителей.

Положительные симптомы

Изменения в поведении вы заметите сразу. Однако они могут быть не только отрицательными, но и положительными. С положительными моментами в поведении ребенка у родителей трудностей обычно не возникает: они всегда похвалят, помогут, поддержат, поощрят. Главное, замечать все плюсы и не оставлять их без внимания.

  • Решительность. Ваш ребенок может взять на себя ответственность за выполнение какой-либо домашней работы и будет выполнять ее без подсказки и своевременно. Насколько хватит у него стремления, покажет время. Однако не забывайте его похвалить.
  • Любопытство. Ваше чадо начнет проявлять интерес к тому, что раньше его не привлекало (например, биология или космос). Может появиться новое хобби. Это говорит о том, что малыш развивается, расширяя свой кругозор. Предложите свою помощь в поиске интересующей его информации. Ребенку будет приятно ваше участие. К тому же совместное занятие поможет вам быстрее понять друг друга.
  • Повторение за взрослыми. В этот период вы можете заметить, что ребенок копирует ваши действия, высказывания, привычки. Он старается быть взрослым, говорить о своих поступках и тревогах. Помогите ему, научите логично рассуждать, делать выводы, анализировать свое поведение.
  • Внешний вид. Особый интерес к внешнему виду появляется и у девочек, и у . Дети всегда хотят казаться старше своего возраста. Не стоит пресекать это желание: разрешите ребенку немного поэкспериментировать. Он почувствует себя на равных с вами и прислушается к советам.

Замечайте и закрепляйте хорошие перемены в поведении ребенка. И тогда он станет вам больше доверять, меньше спорить и удивит вас своим послушанием.

Отрицательные симптомы

А вот что делать с проявлением отрицательных признаков? Когда ребенок перестает подаваться контролю, родители чаще всего пытаются призвать его к порядку, долго и нудно рассказывают о его ошибках, ругают и наказывают. Однако дите обычно даже не пытается вникнуть в то, что говорят взрослые. Поэтому важно знать, как вести себя в подобных случаях.

Отрицательные симптомы:

  • Все, что просто для взрослого, ребенку непонятно. Он высказывает свое несогласие абсолютно на любое утверждение родителей.
  • Отрицание — отказ на каждое предложение, просьбу, поручение.
  • Недоступность — отсутствие реакции на обращение родителей.
  • Упертость. Ребенок настаивает на своем, продолжая спор, хотя вопрос, по мнению мамы и папы, уже давно исчерпан.
  • Неповиновение. Игнорирование обязанности, исполнение которых не вызывало раньше проблем.
  • Хитрость.
  • Требовательность. Школьник настойчиво и бесконечно напоминает родителям о том, что они ему когда-то обещали.
  • Капризность — это проявление, присущее детям более раннего возраста, но иногда характерно и для школьников 7-8 лет.
  • Болезненная реакция на критику возникает нечасто. В такие моменты ребенок обижается, может заплакать или нахамить.

Что же делать?

Родителям надо помнить — неповиновение не означает, что ваше чадо хочет специально сделать вам что-то назло или причинить вред.

Правила для родителей:

  • Не поддавайтесь на провокацию. Поведение ребенка часто вызывает волну негатива со стороны родителей. Но не стоит «распыляться» раньше времени. Постарайтесь разобраться в проблеме. Крик и осуждение приведут только к тому, что кризис затянется, а ребенок еще больше от вас отдалиться.
  • Если ребенок не реагирует на вашу просьбу и упорно отказывается выполнять поручение, отступите. Через некоторое время, скорее всего, он все сделает, однако это уже будет выглядеть как самостоятельное решение: сделал сам, а не по указанию мамы.
  • Помогите своему ребенку столкнуться с результатом своего непослушания. Не пришел вовремя за стол — пусть ест тогда, когда захочет. Только разогреть еду, а после и убрать со стола ему придется без родительской помощи.
  • Одно из важных правил для родителей заключается в том, что разговаривать с ребенком надо как со взрослым. Объяснить, что он стал старше, и напоминать об ответственности за свои поступки.
  • Если ребенок взял на себя дело по дому, не стоит превращать это в обязанность. Самостоятельно выбранное занятие ребенок начнет воспринимать как приказ и непременно захочет его нарушить.
  • Установить определенные правила в доме, которые родители также должны соблюдать. Только тогда ваше чадо поймет, что правила — не принуждение.
  • Когда ребенок говорит о своих поступках или тревогах, постоянно рассуждает об одной и той же ситуации, помогите ему. Разберите его проблему вместе. Так он научится анализировать и разовьет способность к самокритике. Иногда ребенок не слушается только потому, что не может самостоятельно высказать свое мнение.

Откровенно плохое поведение ребенка — это обычно завуалированный призыв к родителям: «Мне нужно внимание!». Если же ребенок просто игнорирует ваши просьбы и указания, значит, не все так плохо, но контакт с ним явно стал слабее. Что можно сделать, чтобы ребенок слушался?

Эвелин, мать-одиночка, пришла ко мне на семинар с вопросом, что ей делать с ее одиннадцатилетними мальчиками-близнецами. «Они не делают ничего из того, что я прошу: будь то просьба убавить звук телевизора, когда я разговариваю по телефону, или пойти вовремя помыться. Я совершенно не могу с ними договориться о чем-либо, поскольку самым главным для них всегда является их собственное желание. Я испробовала уже угрозы, подкупы, графики поведения... чего только не было. Ничего не помогает вообще либо помогает на два дня. А затем мы возвращаемся к плохому, вызывающему поведению».

В течение всего семинара я неоднократно замечала, как Эвелин кивала головой, когда речь заходила о привязанности. Она сделала пару замечаний, из которых было понятно, что ее контакт с детьми дал небольшую трещину.

«Я вижу, что моя привязанность с мальчиками стала слабее. Мэтью часто жалуется, что я всегда принимаю сторону его брата, и, возможно, он прав. Его девиз: „Это несправедливо!“. И еще мне кажется, что из-за моего недовольства и разочарования его поведением я слишком редко даю ему почувствовать, насколько сильно я его люблю.

Что касается Эдди, то я трачу столько времени на решение проблем Мэтью со школой и его домашними заданиями, что на него у меня уже практически не остается времени. И мне кажется, что в большинстве случаев я не слушаю своих детей, когда они рассказывают о своих проблемах, а сразу начинаю давать им советы или критиковать.

Внутри их, должно быть, накопилось столько обиды и злости. Когда я слушаю ваши объяснения, что дети никогда не следуют указаниям и просьбам, поступающим от людей, с которыми у них нет прочной привязанности, мне становится понятным, почему мои сыновья не делают то, что я прошу».

Эвелин открыла для себя несколько новых способов, как оживить взаимоотношения с детьми и вернуть себе роль уверенного родителя.

Прежде чем попросить ребенка о чем-то: 3 приема

Обращайтесь с просьбами и давайте указания с позиции привязанности. Ваш ребенок будет совершенно по-разному реагировать на просьбу, когда вы просто кричите ему через весь дом или обращаетесь к нему после пусть даже самого непродолжительного контакта. Если вы посидите рядом с ребенком несколько минут, проявляя живой интерес к модели, которую он конструирует, или к программе, которую он смотрит, до того, как позовете его к обеду, вы добьетесь более благосклонной реакции.

Визуальный контакт. В качестве другого дополнительного приема вы всегда можете сказать: «Посмотри на меня», а потом обращаться к ребенку с просьбой. Это поможет вам убедиться, что ребенок переключил свое внимание с того, чем он занимался, и уже наполовину готов выслушать все, что вы ему скажете.

Затем начинайте кивать по мере разговора: «Пришло время отправляться в ванну». Слегка кивая головой, вы передаете ребенку подсознательный сигнал к взаимодействию.

Программирование на согласие. К детям, отличающимся особо оппозиционным поведением (коими являются практически все ), лучше обращаться с просьбами, если они уже сказали вам «да». Другими словами, нужно, чтобы ребенок или подросток уже кивал головой (в прямом и в переносном смысле), чтобы вы понимали, что исполнение вашего указания уже не является для него чем-то неестественным.

Как правило, я прошу родителей постараться сделать так, чтобы ребенок уже кивнул и/или сказал «да» три раза перед тем, как просить его о чем-то. Это помогает ему почувствовать себя услышанным, дает ощущение привязанности и раскрывает для дальнейшего взаимодействия. Ниже приведен как раз такой пример.

5 «да» — а потом просьба или указание

Мама. Похоже, тебе безумно нравится играть в эту видеоигру.

Джозеф. Еще как.

Мама. Этот парень в желто-фиолетовом костюме — положительный герой, или он один из тех, от кого ты пытаешься сбежать?

Джозеф. Он исключительно положительный. Именно у него находятся все камни силы, которые нужно собрать, чтобы пройти через Гору Злодеев!

Мама. Ух! И сложно до него добраться?

Джозеф. Очень сложно. Я всего один раз смог.

Мама. Ого. Наверное, здорово было, когда ты смог к нему пройти.

Джозеф. Да, было просто супер!

Мама. Похоже, для тебя это интересный вызов — не очень простой, но и не очень сложный.

Джозеф. Да, так и есть!

Мама. Спасибо, что показал мне все это, дорогой. А теперь пошли ужинать. И не забудь помыть руки.

Джозеф. Я приду через десять минут. Мне надо закончить игру.

Мама. Я знаю, зайка, как непросто остановиться. Но боюсь, что все уже очень голодные, так что нам надо идти за стол прямо сейчас.

Джозеф. Вот ведь! Ну, ладно. Что у нас на ужин?

Когда родители наталкиваются на сопротивление со стороны детей, несмотря на использование подобных подходов, я советую им разобраться в подводном течении происходящего. Под этим может подразумеваться необходимость укрепления привязанности. Или помощь детям в борьбе с хронической депрессией, разочарованием или другими проблемами, из-за которых они отказываются выполнять наши просьбы независимо от того, насколько мягко мы их об этом попросили.

Дайте детям почувствовать себя нужными

Один из самых простых способов подтолкнуть ребенка к взаимодействию заключается в том, чтобы дать ему почувствовать себя хорошо в подобные моменты. Постарайтесь взять за правило делать хотя бы три положительных комментария в день о том, что сделал ваш ребенок.

Это не имеет ничего общего с похвалой. Как бы странно это ни прозвучало, я не являюсь большим сторонником восхвалений наподобие: «Какой ты хороший мальчик!». Это автоматически ставит родителя на место судьи, имеющего право решать, что такое хорошо и что такое плохо. Это делает недостижимой нашу конечную цель: заставить ребенка вести себя правильно, поскольку именно такое поведение дарит ему хорошие внутренние ощущения.

Если ребенок пришел и сел за стол по первому приглашению, вы можете дать ему понять, насколько хорошо при этом чувствуете себя вы: «Мне так приятно, когда ты садишься за стол сразу, как я тебя позову, дорогой. Спасибо!». Если ребенок спускается вниз по лестнице аккуратно, не топая и не подпрыгивая на каждой ступеньке, как он обычно это делает, вы можете сказать: «Спасибо, что вспомнил о том, насколько важно соблюдать тишину, пока малыш спит».

Выражая искреннюю признательность, вы проявляете внимание и раскрываетесь для контакта. Это один из основных и правильных способов привить детям позитивные и вдумчивые отношения и отучить их от плохого поведения, к которому они зачастую прибегают лишь для того, чтобы заполучить частичку родительского внимания.

Как изменилось общение с детьми

Где-то через неделю после посещения моего семинара Эвелин рассказала, что использование всего лишь нескольких новых стратегий существенно улучшило поведение ее мальчиков.

«Я стала в обязательном порядке уделять несколько минут в день тому, чтобы послушать музыку вместе с Эдди, и воздерживаться от любых советов в его адрес, когда он разозлен. Конечно, все еще далеко от совершенства, даже очень далеко. Но я не могу не отметить произошедшие изменения».

Эвелин остановилась, пытаясь подобрать правильные слова. «Он стал намного мягче... Более открытым по отношению ко мне. Он уже не оказывает такого сопротивления, как было раньше, когда я прошу его помочь мне».

Эвелин продолжила свой монолог, рассказывая об изменениях во взаимоотношениях с ее вторым сыном. «Все стало намного лучше, когда я начала смотреть на вещи с точки зрения Мэтью и перестала нападать на него. Я стараюсь избегать любых ситуаций, которые могли бы вызвать в нем реакцию сопротивления.

Удивительно, насколько быстро все изменилось в лучшую сторону в нашем доме, как только я перестала контролировать их поведение и сосредоточила все внимание на собственном подходе к происходящему и на укреплении взаимоотношений с сыновьями».

Ко мне обратилась Екатерина, у нее есть сын Денис, 8 лет, ребенок не слушается, и мама просит о помощи.

Что делать, если дети не слушаются родителей – увы, популярная проблема. Со слов матери, мальчик не выполняет, о чем его просят, кричит, настаивает на своем, уроки делает из-под палки, в школе – невнимательный, спорит с учителями.

На мой вопрос: «Как вы пытаетесь с ним справиться?» – ответ: «Наказываем и бьем». Про избиения мама ответила спокойно, как о привычном событии. И добавила: «Меня тоже родители били. Вот и я так воспитываю».

При дальнейшем расспросе выяснилось – месяц назад у мальчика впервые случился энурез, и затем повторился несколько раз. То есть, психосоматика со стороны мочеполовой сферы уже началась (если ничего не предпринимать, то на практике обычно вскоре начинается недержание стула, у маленьких детей и у подростков с одинаковой вероятностью). Следствие ударов по голове – детская рассеянность, невнимательность, ухудшение учебы, нарушения зрения и сна… здесь список длинный. Может показаться, что я описываю морально опустившихся взрослых извергов – отнюдь! Родители вполне нормальные люди, на хорошем счету среди друзей и коллег.

Почему дети не слушаются?

Родители видят причину в том, что несколько лет назад они были на грани развода, не жили вместе около года, и эти непростые обстоятельства повлияли на сына. Возможно. Но у любого последствия всегда несколько причин! Главные из них зачастую глубоко скрыты, и не оглашаются сразу! Что и подтвердилось в конце нашей беседы с мамой.

Приведу отрывок из разговора:
Мама: – Ребенок грубит и никого не слушается. Как быть?
Психолог: – А в чем это выражается?
– Он спорит, кричит, настаивает на своем, до хрипоты отстаивает свою точку зрения! Ну и получает за это.
– А кто еще так делает?
Мама запнулась, а затем шепотом виновато ответила: «Я…»

Что происходит? В семье, где складывается опасное окружение для детей, они подсознательно натягивают на себя роль более сильного, морально или физически, родителя и проигрывают ее, как на сцене, поначалу изредка, когда им угрожает опасность, а после сидят в этом «образе» постоянно.

В нашем случае, получается – сын перенял поведение доминантной мамы, но не специально, а интуитивно, с целью выживания!

(продолжение разговора):
– Вас тоже бьет муж всякий раз, когда стоите на своем?
– Нет, конечно…
– А почему такая избирательность?..
– ответа от нее не прозвучало.

Как заставить ребенка слушаться?

Этот дурацкий вопрос я слышу довольно часто. Уважаемые родители, а когда вы наконец поймете, что в психологии отношений с детьми ваша роль ключевая!

Займитесь собой, и вскоре в семье наступит долгожданный мир.

И к слову, что произойдет со взрослым, если его заставлять? Рано или поздно он поднимет бунт! Станет сопротивляться, кричать, отстаивать себя – почему в случае с детьми это называется «ребенок совсем не слушается», а со взрослыми – «Я не намерен(а) делать то, что нужно другим! За кого меня принимают!» Двойные стандарты, не иначе.

Приведу другую часть нашего разговора с Екатериной:
– Кто для вас Денис?
– Сын, кто же еще?!
– А еще – кто он для вас?
– Мне бы хотелось видеть в нем друга и помощника.
– А друзей бьют? Кричат на них и закрывают рот?
– … нет… Я не думала об этом, — маму явно ответ расстроил.

Что делать, если дети не слушаются родителей? – задайте себе вопрос «кто ваши дети для вас?» Подчиненные, враги, соперники, или родные и любимые люди?

Ребенок не слушается. Что делать?

Итак, к чему мы пришли:

  • по настоянию психолога родители прекратили регулярно избивать мальчика,
  • договорились, что он будет полноправным хозяином в его личной комнате: убирает, когда захочет, кладет вещи, куда ему вздумается, родители на уборке не настаивают. Почему такой шаг? У любой живой души должно быть свое личное пространство, дающее ощущение комфорта, безопасности и, самое главное, ответственности! Постоянно принуждая детей к действиям, они никогда не начнут отвечать за себя сами,
  • удалось (на что я искренне надеюсь) донести родителям, что ребенок – это взрослый(!) человек, временно с маленьким телом. Поэтому желательно вести себя и разговаривать с ним по возможности на равных. Проявляйте к нему хотя бы уважение, если на любовь пока не способны.

Со временем, когда среда в семье из разряда опасной перейдет в безопасную, и уйдет угроза выживанию, дети меньше неосознанно копируют сильного родителя… и вероятно попробуют быть собой.

Прошла неделя. Денис немного растерян: не понимает, почему прекратились побои. Занимаюсь с ним индивидуально, – он поблагодарил за возможность высказаться.

Что делать, если дети не слушаются родителей? – задавать вопросы себе, а не детям.

Что и стала делать мама. Вдобавок она выразила желание заниматься с психологом. Искренне желаю им понять друг друга и принять.

На чтение 8 мин.

Именно период с 8 лет представляет особую важность в детской психологии. В это время активно формируется мировоззрение ребенка, он уже начинает активно осознавать различие между полами и собственную принадлежность. Чтобы избежать проблем во взаимоотношениях со своими детьми, родители должны знать некоторые психологические особенности этого непростого возраста в жизни ребенка.

Мальчик в 8 лет чувствуется себя взрослым героем

Некоторые нюансы психологического развития детей в 8 лет

Мальчик и девочка в этом возрасте начинают себя позиционировать и проявлять по-разному. Именно в 8 лет у детей начинает формироваться объективная оценка собственных действий и происходящего. Ребенок 8 лет сомневается в правильности поступков собственных родителей, потому что на экране телевизора он видит совершенно противоположную картину. Споры с родителями у него могут происходить по причине того, что он прочитал в книге либо увидел по телевизору важную для него информацию, которая расходится с мнением его родителей. Точка зрения родителей и учителей на возникший конфликт не всегда совпадают.

В 8 лет хрупкая детская психика нарушается, ребенок не может сдержать нахлынувших эмоций, проявляет несдержанность.


8 лет – возраст эмоциональной неустойчивости

В этот период родители должны быть особенно внимательны к тому, какое количество времени их мальчик проводит перед экраном телевизора либо за чтением книги. Важно также и содержание передач, которые он смотрит, а также тематика книг для чтения. Конечно, оптимальным вариантом будет, если мальчик и девочка выберут главными героями собственных родителей, а не киношных героев. В этом возрасте приучение подросшего малыша к самостоятельности является приоритетной задачей каждого родителя.


Мальчику необходимо одобрение отца

Совет для родителей: заслужить такое доверие ребенка 8 лет бывает непросто, для этого проявляйте с ним предельную честность, искренний интерес к его личным увлечениям, создайте совместное хобби, которые сплотило бы вас, придите на помощь в решении школьных вопросов, если об этом попросил ребенок, открыто рассказывайте о собственной жизни в его возрасте.

Личностная мотивация

8 лет являются переломными в жизни каждого ребенка. Мальчик теряет свою наивность непосредственность в обращении с окружающими.

В период 8 лет начинается разделение внешних и внутренних личностных сторон школьника.

Именно на этом этапе важно выяснить мотивацию ребенка, что побуждает его посещать школу: стремление к новым знаниям, желание получить хорошие отметки и признание окружающих сверстников. Что заставляет юного школьника корпеть над учебниками? Этот момент очень важен, доверие малыша к родителям поможет найти ключ к решению этого вопроса.


Мальчик должен иметь личную мотивацию к учебе

Половые различия в развитии этого возраста

В период 8 лет психология ребенка резко изменяется, у него появляется свое личное «Я». Ребенок начинает осознавать, кем он намерен быть в будущем, свое текущее положение в обществе. Дети в этом возрасте учатся оценивать себя и свои возможности адекватно, без преувеличения. Они начинают выполнять домашние задания медленнее, чем обычно.

Учеба дается легче девочке, чем мальчику, в этот непростой период переоценки многих важных вещей. Мальчик становится настоящим непоседой, просидеть урок спокойно он просто не в состоянии, именно поэтому больше всего шумят на переменах мальчики. Если мальчик не привык к порядку и дисциплине, то привыкнуть к этому позже ему будет очень сложно. Ребенок практически перестает обращать внимание на состояние своей одежды. Он не обращает внимания на грязь, может легко носить рваные вещи, чего не скажешь о девочке, для которой внешний вид обретает особую важность.


Часто в 8-9 лет мальчики теряют интерес к учебе

В 8 лет мальчик слабо ощущает свою личную ответственность за происходящее. Выполнение обязательных домашних заданий волнует его меньше всего. Ребенок может просто забывать их выполнять. Мальчик не беспокоится о школьных отметках, а вот о домашних заданиях родителям приходится узнавать через общих знакомых. Ребенок проходит этот психологический период очень непросто.

Мальчик отличается о девочек ровесниц резкими перепадами в настроении – от состояния полной самоуверенности до неуверенности.

В плане накопления словарного запаса лидирует мальчик, ведь в 8 лет в накопленном словарном обиходе девочек содержится достаточное количество слов для оценивания предметов, а у противоположного пола пользуются спросом слова и выражения, отвечающие за передачу действия.


Ребенка надо приучать держать порядок

Важные моменты для родителей

Ребенок этого возраста большую часть свободного времени должен проводить в активных играх, на занятиях спортом. Девочки предпочитают заниматься музыкой, изобразительным искусством, чтением. Ребенок в это время может пойти на горнолыжный спорт, акробатические кружки либо спортивную гимнастику. Это время, когда подросший малыш испытывает потребность в оценке собственных умений. Родителям не стоит спешить с критичной оценкой поступков своего ребенка, чтобы не ранить его ненароком. Нужно сначала предоставить ему возможность самостоятельно выполнять множество простых действий.


Занятия спортом – лучший выход энергии

Родители выступают в роли проводника, они должны подсказывать ребенку, обучать его самостоятельно оценивать свои текущие поступки. Совместный анализ детских поступков поможет подробнее разложить на части ситуацию, научит ребенка осознавать последствия своих действий и бездействия.

Самостоятельно анализируя собственные поступки, ребенок сможет прекратить действовать на основе личного импульса, начнет действовать более осознанно и дисциплинированно.

В 9 лет малыш может из разговорчивого ребенка превратиться в молчуна, держать некоторую дистанцию между собой и родителями. Ему может стать стыдно, что родители по сей день встречают его со школы. При общении школьника со своими сверстниками он получает множество различной информации, фильтровать ее просто необходимо. Именно родителям на это время отводится роль фильтра, помогающего определиться в противоречивом потоке информации.


Отношения со сверстниками выходят на первый план

В этом возрасте важно внести некоторые коррективы в воспитание подросшего ребенка. Он повзрослел, больше не посещает детский сад, многие признают его взрослым. На его поведение налагаются определенные рамки и условности, из-за чего и возникают некоторые сложности в родительском воспитании ребенка в этот переломный момент. Малыш пытается постоянно анализировать, как вести себя в каждой конкретной ситуации с ровесниками, в стенах школы, с близкими друзьями. Как правило, этот отрезок времени проходит у детей относительно спокойно.

Школьная адаптация

Готовность малыша к школе не всегда определяется умениями считать, писать, читать. Гораздо более важная роль отведена психологической подготовке детей к школе. Они должны психологически приспособиться к тому, что их привычная жизнь изменилась кардинальным способом. Родители должны приложить усилия, чтобы ребенок шел в школу с радостью и жаждой познания. Нужно проявлять заинтересованность не только в его каждодневных отметках, но и в личных поступках, мыслях и поведении с друзьями.


Доверительные отношения с мальчиком – это очень важно

Необходимо осознать, что школьник – это ребенок, который находится в стадии непрерывного развития.

Если у вашего чада что-то не заладилось с уроками, помогите ему выполнить задачи, решить заданные примеры. Подробно объясните, что и как тут нужно выполнять, лично проконтролируйте исполнение. Такую поддержку ребенок оценит.

Юный школьник может получать плохие отметки из-за своего страха совершить ошибку, по причине неуверенности в правильности собственного поведения в школьных стенах. Если вашего ребенка постоянно критиковать за низкие отметки, то в дальнейшем он может замкнуться в себе по причине собственной неудачи. Нужно помогать малышу в решении сложных задач, поощрять за успехи по тем предметам, которые ему даются с легкостью. Родительская похвала является мощным стимулом для дальнейшего успешного обучения в школе.


Отношения в коллективе очень важны в этом возрасте

В дальнейшем, при столкновении с различными непреодолимыми трудностями, малыш будет точно знать, что в него искренне верят и помогут, тогда он легко справится со всеми преградами на своем пути.

Особенности родительского воспитания

Современные методы и направления воспитания сильно отличаются от тех, которые еще недавно считались самыми прогрессивными. Интернет и телевидение присутствуют в жизни каждого школьника, но вот содержание поступающей из интернета информации и время, проведенное за экраном, должны четко контролироваться родителями.


Родители должны контролировать пребывание мальчика в интернете

Родительское воспитание мальчиков и девочек в этот период отличается. Мама с дочкой должна постепенно приступать к обычным домашним делам, приготовлением пищи, уборкой дома, рукоделием. При этом девочка должна знать, что ее ценят и признают не за ее ответственность и дисциплинированность, а за то, что она просто есть в жизни родителей. Искренне хвалите девочку, а не то, чем она занимается.


Контроль за простором ТВ-передач обязателен

Мальчикам особенно важна родительская оценка результатов. Они уже думают о себе, как о взрослых мужчинах, способных на любую мужскую работу вместо собственного отца либо старшего брата. В некоторых ситуациях у родителей возникают споры о степени самостоятельности своего сыночка в 8 лет, о границах дозволенности.

При этом многим мамам нужно просто отпустить повзрослевшего сыночка, а папе нежелательно давить на сына, заставляя выполнять те действия, которые ему не нравятся.

Основное требование, которое ребенок выдвигает в этом возрасте своим родителям, заключается в предоставлении большей свободы и самостоятельности в поведении, принятии собственных решений. Необходимо предоставить ему подобную свободу, поддержать его намерение проявлять самостоятельность и развивать собственную независимость.

Нет такого ребенка, который всегда бы слушался своих родителей. Даже очень покладистые и спокойные малыши время от времени «бунтуют» и показывают характер. А некоторые дети так ведут себя очень часто, чем вызывают огорчение и тревогу у мам и пап. Известный доктор Евгений Комаровский рассказывает, почему ребенок не слушается родителей и что в этой ситуации нужно делать.

Педагогические проблемы глазами медика

К Евгению Комаровскому обращаются не только по поводу насморка, плоскостопия и других недугов. Довольно часто родители приводят на прием к педиатру своих детей и жалуются на то, что карапуз стал непослушным. Обычно эта проблема возникает в семьях, где детям уже исполнилось 4 года. Это слишком поздно, утверждает Комаровский, вопросами воспитания и послушания желательно заниматься тогда, когда ребенку исполнилось 1,5-2 года, а в идеале - с самого рождения.

Ребенок начинает вести себя в противовес родительскому мнению в двух случаях: если ему с самого рождения давали слишком много свободы и если ему слишком часто говорили слово «нельзя». Задача родителей - найти тот самый «золотой» баланс между этими крайностями.

Демократия в семье, дающая ребенку равные права со взрослыми, приводит к воспитанию непослушного и капризного ребенка, который будет истериками и скандалами добиваться своего в случае, если ему что-то запретили.

Истерики

Если ребенок однажды опробовал метод истерики и она увенчалась успехом (он получил то, что хотел), то, вне сомнений, кроха будет использовать этот способ манипуляции родителями и бабушками часто. Поэтому если непослушное чадо вдруг начало устраивать «концерты», с битьем головой о пол и стены, криками, в прямом смысле слова, до посинения, лучший способ - это не обращать внимания, говорит Евгений Комаровский.

Если нет зрителя в лице мамы или папы, то у малыша просто нет мотивации к истерике. Если кричит - нужно покинуть комнату, где разворачивается «драма», если бьется - положить подушечку, чтобы было мягче и покинуть комнату. Для родителей этот этап - самый сложный.

Комаровский советует запастись терпением, валерианкой и оптимизмом - все обязательно получится, если мама и папа будут последовательны в своих действиях.

Не стоит опасаться, что ребенок задохнется во время истерики, даже если он всем видом показывает, что это вот-вот случится. Дети, по словам Комаровского, часто при плаче выдыхают из легких весь запас воздуха, включая резервный, это вызывает длительную паузу перед вдохом. Если появились серьезные опасения, нужно просто дунуть малышу в лицо - он рефлекторно сделает вдох.

Физические наказания

Доктор Комаровский выступает против физического наказания, ведь ребенок, который с самого раннего возраста понял, что тот, кто сильнее, побеждает, будет использовать это знание всю свою жизнь. Из таких людей, которые привыкли решать проблемы с окружающими при помощи силы, ничего хорошего не вырастет.

Если мама или папа не могут решить проблем со своим ребенком без применения физической силы, это повод для обращения к специалисту - родителям нужна консультация психолога или психотерапевта. И это – разумно и правильно, говорит Комаровский.

Вариантов наказания достаточно и без ремня: объяснения, почему что-то делать нельзя, временное лишение неких благ (сладостей, новых игрушек). Главное, чтобы наказание было адекватным и своевременным: если ребенок плохо вел себя с утра, а его лишили вечернего просмотра мультфильмов, он уже не помнит, за что именно его наказали.

Поставить малыша в угол - достаточно разумный способ наказания.

Ребенку в конфликтной ситуации нужно побыть наедине с собой, без игрушек, без мультиков и других развлечений. Комаровский советует ставить малыша в угол ровно на столько минут, сколько лет чаду (3 года - 3 минуты, 5 лет - 5 минут).

В процессе наказания родители не должны лишать карапуза того, что ему нужно для жизни - прогулок на свежем воздухе, питья и пищи.

Говорить категорическое «нельзя» следует только тогда, когда ситуация представляет потенциальную опасность для здоровья и жизни ребенка и его семьи. Проволоку в розетку - нельзя, попой на холодный кафель - нельзя.

Если же ребенок просто разбрасывает игрушки, то этот запрет тут неуместен. Лучше объяснить, почему это некрасиво, неудобно, и почему предпочтительнее игрушки все-таки убрать. Тогда запрет будет восприниматься малышом как нечто действительно важное. Чем чаще он слышит «нельзя», тем меньше он придает ему значения.

Требуя что-то и аргументируя свое требование, родители должны стоять на своем до конца.

Т о, что было нельзя вчера, должно быть нельзя и сегодня. Все члены семьи должны поддерживать требование, и не менять своих решений. Это - отличная профилактика детских исдетских терик.

Если мама научит ребенка «проговаривать» свои эмоции, называть чувства словами (что очень тяжело дается всем детям!), то это поможет крохе легче проходить через все «возрастные кризисы», которые случаются в 2-3 года, 6-7 лет и даже в 14-16 лет, когда кризисы будут уже подростковыми и нешуточными.

Умение выражать свои эмоции освобождает ребенка от необходимости кричать. Если он этого делать не умеет, то крик и плач с его стороны - единственный способ показать родителям, что с ним происходит что-то непонятное, нехорошее, чего он не может объяснить.

Более подробно о правилах воспитания непослушного ребенка доктор Комаровский расскажет в своей программе.