Царевна-Лебедь. Светлая тайна

«...Ты светлая звезда таинственного мира,
Куда я возношусь из тесноты земной,
Где ждет меня тобой настроенная лира,
Где ждут меня мечты, согретые тобой...»

Пётр Вяземский

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в Лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходят к гиперборейской традиции.

Морское божество Форкий — сын Геи-Земли и прообраз русского Морского царя сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей, родившихся в гиперборейских пределах, изначально почитались как прекрасные Лебединые девы. О Форкидах, подобных Лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал еще Прометей в великой трагедии Эсхила.

Сказочные создания, по преданиям, как и полагается Лебединым девам, часто появляются у реки, сбрасывают лебединое оперение и плещутся в прохладной воде. Лебединые девы, сбросившие лебединое одеяние, превращаются в волшебных красавиц.
Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры народов Евразии: от древнейшего ковша в виде Лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки (III—II тыс. до н.э.) на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь с лебедиными крылами. Крылатые девы со стилизованным оперением встречаются и на русских вышивках.

Дева-Лебедь (Леда, Лада) — древний и всеобъемлющий образ. Сюжет брака человека с Лебедем или превращения в Лебедя распространен у многих народов, он нашел отражение и в ряде фольклорных образов, в т.ч. Царевна-Лебедь.

И Пушкин каким-то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу Лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Родионовной. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно потом соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице-матери. В окончательном — их творит царевна-Лебедь. Главная тайна и чудо в том, что в своем многолетнем пути к этому поразительному прозрению поэт вплотную подошел к древнейшим народным истокам образа божественного Лебедя. Портрет-описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты.
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

Пожалуй, самым необычным и притягательным женским образом, является «Царевна-Лебедь», картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Партию Царевны-Лебеди пела его жена Н. И. Забела-Врубель. Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города.
В сгущающихся сумерках с багряной полосой заката царевна уплывает во тьму, и только последний раз обернулась, чтобы сделать прощальный взмах крыльями.

Ария Царевны-Лебедь из оперы Римского-Корсакова

1900 г.
В этой работе художника есть что-то таинственное и тревожное - недаром «Царевна-Лебедь» была любимой картиной Александра Блока.

* * *
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.

Жизнь и смерть в круженьи вечном,
Вся - в шелках тугих -
Ты - путям открыта млечным,
Скрыта в тучах грозовых.

Пали душные туманы.
Гасни, гасни свет, пролейся мгла...
Ты - рукою узкой, белой, странной
Факел-кубок в руки мне дала.

Кубок-факел брошу в купол синий -
Расплеснется млечный путь.
Ты одна взойдешь над всей пустыней
Шлейф кометы развернуть.

Дай серебряных коснуться складок,
Равнодушным сердцем знать,
Как мой путь страдальный сладок,
Как легко и ясно умирать.

1906

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.

185 лет сказке А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане…»


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» п. Золотухино, Курская область
Описание: данный материал можно использовать учителям начальных классов, воспитателям, вожатым для проведения внеклассных мероприятий, игр, конкурсов со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
Цель мероприятия: создание условий для применения обобщённой системы знаний, полученной в результате изучения сказок А.С.Пушкина.
Задачи :
1. Повторить, обобщить знания о творчестве А.С.Пушкина, уметь узнавать его сказки по характерным особенностям.
2. Расширять читательский кругозор, прививать интерес к чтению.
3. Развивать речь, память, логическое мышление, зрительное восприятие, творческие способности обучающихся.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации, выставка книг.

Учитель : Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Именно поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир.
"Сказка - ложь, да в ней намек: " Добрым молодцам урок", - писал А.С. Пушкин.



Сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:
-Где родился А.С.Пушкин? (в Москве)
-Какое любимое время года поэта? (Осень)
-Назовите учебное заведение, в котором учился поэт. (Царскосельский лицей)
-Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева)
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Бабушка учила маленького Сашу читать и писать, но огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт вспоминал всю свою жизнь и посвятил ей немало литературных произведений. Няня рассказывала ему первые сказки. Маленький Саша заслушивался сказками и засыпал, окруженный волшебникам. Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить сказки людям.

Игра «Узнай героя по описанию и назови сказку»
-Давайте вспомним и оценим себя, как хорошо мы знаем сказки А.С. Пушкина?



1.Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла…
(Царица-мачеха, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)



2.В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки…
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)



3.Смолоду был грозен он,
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел…
(Царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»)



4. Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых,
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит…
(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)



5.Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна-лебедь, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасно царевне-лебеди».)



Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(Тридцать три богатыря, «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди».)



Сейчас мы вспомнили название сказок А. С.Пушкина и их главных героев.
Пушкин написал 5 сказок, которые знает и читает весь мир.

Блиц-турнир по сказкам Пушкина
-Теперь предлагаю вспомнить содержание сказок Пушкина.
1. Кто в сказках А. С. Пушкина является исполнителем всех желаний? (Золотая рыбка)
2. Назовите средство передвижения князя Гвидона и его матери по морю?(Бочка)
3. Любимый предмет злой мачехи, на который она постоянно злилась.(Зеркальце)
4. Какую птицу посадили на спицу для охраны границы.(Петушок)
5. Кто из персонажей сказки жил в хрустальном дворце? (Белка)
6. Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке? (Простофиля)
7. Кто расплачивался с работником щелчком по лбу? (Поп)
8. Сколько было богатырей в «Сказке о мертвой царевне»?(Семь богатырей).
9. Что появилось в море на необитаемом острове Буяне?(Княжество Гвидона)
10.Как звали девушку, в облике которой было что - то необычное, но ее это
не портило? (Царевна - лебедь)
«Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»(1831г.) в этом году исполнилось 185 лет. Приключения отважного царевича Гвидона, прекрасной царевны-Лебедь и царя Салтана напоминают нам о том, что любовь, верность и сила духа всегда побеждают!

Предлагаю вам занимательную викторину по сказке о царе Салтане.
1. Сколько девиц сидело вечером за пряжей? (Три девицы)



2. О чём девушки мечтали за работой? (Выйти замуж)
3. О чём мечтала первая девица, если станет царицей?(Устроить пир на весь крещёный мир)
4. Какую из сестер царь Салтан сделал своей царицей-женой? (Младшую сестру)





5. Почему царь Салтан вынужден был покинуть молодую жену? (В те поры война была.)



6. Что произошло во дворце в отсутствие царя? (Царица родила богатыря):
«Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин»



7. Кто перехватил и подменил радостную весть царю Салтану?
(Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой)



8. Что сообщили завистницы царю о рождении сына? (Что царица родила «неведомую зверушку») :
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку".
9. Какой приказ отдал царь, когда прочитал это подложное письмо?
(Ничего не делать, «ждать царева возвращенья для законного решенья»)
10. Почему царица с маленьким сыном оказались в бочке и в море? (Ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой снова подменили письмо)



11. Сколько времени проплавали царица и сын в бочке? («день прошёл, царица вопит, а дитя волну торопит…»)



12. Куда волна вынесла царицу и сына? (На необитаемый остров)



13. Кого спас от коршуна молодой царевич, когда выбрался из бочки на берег? (Лебедь)
14. Кем на самом деле оказался коршун?
(«Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил»)
.





15. Как отблагодарила лебедь молодого царевича за своё спасение?
(Сделала из заросшего лесами острова большой город, а царевича - князем этого острова)



16.С какой целью и кто время от времени посещал чудный остров князя Гвидона?(Корабельщики, которые торговали мехом, конями, булатом, серебром и златом, неуставным товаром)



17. Как лебедь помогла царевичу увидеть своего отца? (Трижды превращала его в комара, муху, шмеля)
18. Каким образом ткачиха с поварихой со сватьей бабой Бабарихой препятствовали встрече царя Салтана с князем Гвидоном? (Рассказывали о чудесах, которые намного интересней острова Буяна)



19. О каком чуде повариха рассказала царю Салтану? (О белке, которая грызёт золотые орешки и песенки поёт)





20. Сколько богатырей выходило из моря под руководством дядьки Черномора охранять чудный остров?(Тридцать три)



21. Кто оказался прекрасной царевной, от которой «неможно глаз отвесть»?(Царевна-лебедь)



22. Как князь Гвидон наказал тетушек, не пускавших царя Салтана в гости к Гвидону?
(Находясь в образе насекомых, князь Гвидон покусал их)







23. Как поступил царь Салтан с поварихой, ткачихой и сватьей бабой Бабарихой, когда узнал, что князь Гвидон - его сын? (Простил их)







24. Кто из главных героев сказки вам больше понравился и почему? (Ответы детей)
25. Чему учит нас сказка Пушкина о царе Салтане? (Сострадать ближнему, быть милосердным, терпимым. Нужно уметь прощать, когда совершаются ошибки. В сказке о царе Салтане добро побеждает зло, там много добрых чудес) .



Сказки Пушкина - драгоценный вклад в историю русской литературы.
Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты.
Мало кто знает, что у Пушкина есть еще одна сказка – «Сказка о медведихе»



«Сказка о медведихе» начинает свое повествование в один из теплых весенних дней. Именно в эту пору на заре из дремучего леса выходит на прогулку бурая медведиха, взяв с собою собственных милых детушек, чтобы осмотрели округу и себя показали. Села мама под белую березу. Медвежата начали между собой играть, валяться в травке, бороться и кувыркаться. Вдруг увидели они мужика, идущего по лесу. «Сказка о медведихе» продолжается описанием этого человека. В руках его рогатина, а за поясом нож. За его плечами мешок. Медведиха видит мужика с рогатиной, издает рев. Зовет малых детушек своих - глупых медвежатушек. Говорит им, чтобы они перестали играть, валяться, бороться и кувыркаться, ведь к ним мужик приближается…
(Посетив библиотеку, вы можете прочитать эту сказку самостоятельно).
Есть у А.С. Пушкина и знаменитая сказочная поэма «Руслан и Людмила».



Давайте вспомни всем знакомый отрывок из поэмы:
У лукоморья дуб зелёный
(Из поэмы «Руслан и Людмила»)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

185 лет исполнилось в этом году еще одной сказке Пушкина - «Сказке о попе и его работнике Балде»(1831г) . Поговорим подробнее о ней мы на другом внеклассном мероприятии.

А сегодня мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину!
Наши современники посвящают ему свои стихотворения.Послушайте стихотворения поэтессы нашей школы, заслуженной учительницы России Алферовой Анны Михайловны.
Я к Пушкину иду
(А.Алферова)
Я к Пушкину иду,
Когда мне тесны стены,
Когда весь мир со мною не в ладу,
Когда я, как в аду, от боли и измены,
Я к Пушкину иду,
Я к Пушкину иду…
Лишь с ним одним про «чудные мгновенья»
Могу я откровенно говорить.
Про сладость грез, про муки вдохновенья,
Про то, как горько, - быть или не быть?!
Звучат во мне волшебные мотивы
Его пылающей души.
И лишь тогда бываю я счастливой,
Когда читаю Пушкина в тиши.
Мой Пушкин жив!
Я в это твердо верю.
И от того на поэтическом пути
Мне не страшны свирепые метели,
Ведь я до Пушкина должна дойти!
Что я скажу любимцу двух столетий?
Что не померкла ни одна его строка,
Что за любовь к нему была и я в ответе,
ЧТО ЖДУТ ЕГО ГРЯДУЩИЕ ВЕКА!

«Когда о Родине я говорю»
(А.Алферова)
Какой безумный разговор
О том, что Родины не стало…
Кому – укор, кому –позор,
А мне – отравленное жало.
Кому-то, может, нипочем,
Что все идет по нисходящей,
А мне – как по груди – бичом,
Я вся в России настоящей!
Когда о ней я говорю,
То вижу Пушкина рассветы,
Его последнюю зарю,
Его несбывшееся лето.
Над Черной речкой черный крест,
Как символ безутешной боли,
Как самый горький благовест
Над самой горестной судьбою.
И я сегодня повторю:
«Весь мир земной из тьмы и света»,
Но я его боготворю,
За то, что он не канул в лету.
За то, что я в глуши лесной
Нашла свой путь – не заблудилась,
За то, что жаркою волной
Во мне моя Россия билась.
И вот теперь мои стихи-
Российских колоколен звуки,
А в них – созвучья всех стихий:
Мечты людей, их боль и муки…
Когда о Родине я говорю -
Передо мною даль такая,
Что не одну еще зарю
Мы вместе с Пушкиным здесь повстречаем!

Закончить наш разговор об Александре Сергеевиче Пушкине я хочу стихотворением Николая Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина- Руси «спасибо»
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

Жил да был Иван-Царевич. И дожил до тридцати девяти лет. А на следующий день после дня рождения позвал его к себе Царь-батюшка и сказал:
-Ну, все Ваня, хватит дурака валять! Пожил ты на белом свете, потешился вволю - ел, пил, играл, гулял, пора и честь знать. Даю тебе сроку ровно год. Через год в этот самый день свадьбу сыграем. Пора тебе за ум браться. Как говорится - сорок лет жены нет и не будет.
Хотел было сын батюшке возразить, что все не так говорится, но не стал нарываться, смолчал. А тот продолжил:
-Значит так. Деньги в казне возьмешь и давай-ка по миру поезди, поищи себе невесту. А не сыщешь, то поженю тебя на ком сам изволю. У меня на примете штук шесть барышень имеется. Но не хочу твою свободу воли ограничивать. Ты у нас парень умный, университеты заграничные пооканчивал, всю философию наскрозь изучил, да и кобель отменный. Вон сколько девок перепортил. А все одно, по тебе сохнут. Так что поезжай в дальние края, может хоть там найдешь, что тебе требуется, раз местные не угодили.
Ну, что делать. Взял Иван денег побольше, да и поехал счастье свое искать. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Наступил июнь. Двадцатое число. До искомого срока - дня рождения 25 июля, остался месяц, а воз и ныне там. Так и не выбрал никого себе в жены Иван-Царевич. Хотя, правду сказать, выбирал усердно. Можно сказать, ни дня без строчки. Каждый божий день какую-нибудь кралю да окучивал. Да без толку. То есть толк-то был. Тот самый, конкретный. А вот дальше начинались проблемы. На второй день уже Ивану скучно с девушкой становилось. Так скучно, хоть в петлю. Поговорить не о чем. То есть говорить о том, о чем девушка хочет, Иван мог. И еще как мог. А вот о том, чего Ивану хотелось, то никак. Не интересно было девушкам Ивановы интересы поддерживать. А интересы у Ивана своеобразные были. Этнография его интересовала. Обычаи всякие древние. Или в чем Аристотель с Платоном расходились. Или Хайдеггер с Эволой. Еще его новая Русская Философия заинтересовала. Та самая, что Дугин все создать пытается. Но все никак. Философия Хаоса. Еще Иван любил поэтов серебряного века вслух читать. И при этом глядеть на девушку. И чтобы она при этом всякие там чувства испытывала.
И тоже все никак. Он стихи читает, а та ерзает в постели и интересуется, когда в ресторан пойдут или там в магазин колечко с брюликом покупать, как вчерась обещался. Так что Иван шел в магазин - покупал очередное колечко с брюликом и с девушкой расставался. Чем крайне удивлял ту. Потому, что в постели такие чудеса творила, что была уверена, что тот на ней женится. Прямо всю Камасутру можно сказать наизусть процитировала. А этот козел попользовался и бросил, скотина. Так все и шло день за днем. И вскоре Ивану надоело. Решил, что пусть отец женит на ком хочет. Никакой разницы нету. Что одна, что другая, что третья. И вот решил с горя уток пострелять. Рассеяться, так сказать. Поехал на острова и начал охотиться. День охотится, второй, а на третий день прямо с утра произошло Нечто. Спит Иван и вдруг ни с того ни с сего проснулся. Смотрит, светать начинает. А по морю плывет ладья. Прямо, как в сказке какой. Вся изукрашенная - на носу фигура женская, а по бокам весла. Пригляделся Иван и понял, что весла эти как-бы для антуражу. А сама ладья – просто яхта, так странно стилизованная. И тут увидал, что на палубу выходит женщина в белоснежном пеньюаре с длинными рукавами, сплошь расшитым жемчугом и кружевами. А на голове у ней странная штука, на кокошник древнерусский похожа. И в этот момент взошло солнце и весь наряд красавицы засиял разноцветными огнями-каменьями. Иван аж чуть не ослеп от эдакого блеска.
Встала та на носу яхты и запела. Странную песнь, пронзительную и тоскливую. У Ивана аж сердце захолонуло. Голос такой звонкий и нежный, и чего поет, не понять, что-то о женской доле несчастной и о горе каком-то. Поет и всю душу эта песнь переворачивает. Кончила петь - тут матрос выбежал, яхта уже к берегу причалила, тот мостик кинул и девушка по нему на берег сошла. Глядит на нее Иван-Царевич и наглядеться не может, как-будто вылитая Царевна-Лебедь из сказки, что в детстве нянька читала. Прямо один в один. И лицо такое нежное, гордое и печальное. И вдруг, внезапно море заволновалось, а на небе появилась черная туча. Та приближалась, все ближе и ближе и вдруг оборотилась Черным Вороном с человеческим лицом. Злым и решительным. Тот издал зловещий крик, да как бросится вниз на Царевну-Лебедь. Глянул на нее Иван и обомлел. Та и вправду Лебедем оборотилась. Только лицо женским осталось. Вся одежда покрылась пушистыми перьями, а руки в рукавах превратились в крылья. Взмахнула ими, как бы прикрываясь от Черного Ворона, но тот ее уже ухватил и взмыл с нею ввысь, в поднебесье.
И тут Иван натянул лук и пустил стрелу в похитителя. Тот вскрикнул, видно Ивану удалось его ранить и выпустил из рук Царевну, та и рванулась от него прочь. А Черный Ворон снова издал зловещий крик и спикировал прямо на Ивана. И в этот самый момент Иван ощутил, как вся его одежда покрывается перьями и он тоже превращается в птицу – Черного Лебедя. Иван мгновенно взмыл в небо, а Ворон за ним. И тут началось у них сраженье. Черный Ворон выхватил меч из-под крыла и Иван тоже понял, что и у него меч имеется. И начали яростно сражаться. Ни один не хотел уступать другому. Кровь текла уже у обоих. И плечи и руки были поранены, но Иван почти не чувствовал боли. Злость и гнев охватили его душу и понял, что готов умереть, но не сдаться. И в этот самый момент звериная ненависть к Черному Ворону захлестнула Ивана так, что резко отбросил меч в сторону и с голыми руками бросился на противника, так захотелось ощутить, как тот сдохнет в его руках. Видно, то же самое ощутил и Ворон - зловеще ухмыльнулся и тоже отбросил меч вниз. И ринулся на Ивана. Тяжело упали на землю, но продолжали бороться. Иван почувствовал, что перья мешают и резким движением плеч сбросил с себя крылья и то же самое сразу сделал Ворон. Теперь стояли друг против друга напротив и зло ухмылялись. И в ту же секунду Иван вспомнил, как учил его Учитель бесконтактному бою:
-Ты должен почувствовать противника всем телом, как будто он твое продолжение, и тогда сможешь сделать с ним все, что захочешь.
Иван нагло расхохотался так, что враг на секунду растерялся, и в тот же миг понял, что победил – бросился на Ворона и свернул тому шею одним мощным ударом ноги. После этого встал, поднял руки кверху и издал торжествующий крик. А потом рухнул без сил навзничь на землю. Когда очнулся, то увидел, что голова лежит на коленях у Царевны-Лебедь и та нежно ласкает его волосы. Иван улыбнулся и спросил:
-Ну, и что все это значит?
Та улыбнулась в ответ:
-Да, все как обычно и бывает в семьях, распри из-за наследства. Брат хотел все взять себе. А я не хотела отдавать свою долю. Вот он и решил меня погубить.
-А чего ты не отдала? Вышла бы замуж за парня с деньгами и все дела. Большинство так и делает.
Царевна грустно улыбнулась:
-Ты может, не поверишь, но мне через месяц - 25 июля исполнится сорок лет. И я до сих пор не смогла никого полюбить. Ни разу. Никого. То есть, спать-то спала с некоторыми. Но потом сразу же разочаровывалась – не о чем с ними было говорить. Понимаешь, не о чем. Футбол мне не интересен. Триллеры не смотрю. Сериалы тоже. И я поняла, что мне придется всю жизнь жить одной. А для этого нужны деньги. Я ведь на службу не хожу. И работать не собираюсь.
Иван ухмыльнулся и спросил:
-А что же ты собираешься делать все свое время – пироги печь или ходить в парикмахерскую? Не в потолок же плевать с утра до ночи?
Царевна-Лебедь грустно посмотрела на Ивана-Царевича и ответила:
-У меня странные интересы. Очень странные. Мне интересно, чем взгляды Платона отличаются от Аристотеля. Или в чем не сходятся Хайдеггер и Эвола. Или я люблю стихи поэтов Серебряного Века. И люблю читать, что пишет Дугин о Русской Философии. Все это довольно глупо, ты мне, наверное, не поверишь.
Иван-Царевич задумчиво посмотрел ей в глаза и ответил:
-Поверю.
А после этого не спеша произнес:
-Ну, мне, как победителю, ведь положена награда, не так ли?
Царевна потупилась, нежно посмотрела на его красивое одухотворенное лицо и ответила:
-Положена.
Иван в ответ на это нагло взглянул на Царевну своими ярко-голубыми сияющими глазами и произнес:
-Тогда не буду мешкать, пока ты не передумала.
И уверенным движением руки задрал полу длинного сарафана.