Как организовать обучение детей с умственной отсталостью. Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы Ребенок с легкой умственной отсталостью в школе

Аннотация: Инклюзия дала возможность родителям отдавать детей с нарушением интеллекта в обычные общеобразовательные школы. Проблема социальной адаптации и обучения детей с легкой степенью умственной отсталости встает перед всеми участниками образовательного процесса. Поэтому очень важно, чтобы эти дети и их родители проходили регулярную консультацию у специалистов, сопровождающих учебный процесс.

Ребенок с умственной отсталостью в общеобразовательной школе

Инклюзивное обучение в нашей стране рассматривается как инновационный проект. Но уже в 19 веке ведущими педагогами были предприняты первые шаги совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с особенностями в развитии. Инклюзивное образование обеспечивает равный доступ к образованию всем обучающимся с учетом их индивидуальных возможностей.

В последнее время родители все чаще отдают детей с нарушением интеллекта в обычные общеобразовательные школы. Большой проблемой является нормальная социальная адаптация и обучение детей с легкой степенью умственной отсталости. Поэтому очень важно, чтобы эти дети и их родители проходили регулярную консультацию у специалистов, сопровождающих учебный процесс.

Умственно отсталый ребенок может обучаться в массовой школе, но для его обучения необходимы специальные условия. Класс, где обучается такой ребенок, должен быть небольшим. Дефектолог, логопед, психолог и тьютор сопровождают такого ребенка на уроках и организуют для него специальные дополнительные занятия.

Конечно, совместное обучение здоровых и умственно отсталых детей имеет ряд психологических трудностей для последних и требует огромного профессионализма и от учителя, и от специалистов, сопровождающих ребенка, и терпения от родителей.

У таких детей нарушено мышление, что проявляется в неспособности освоения анализа и синтеза. Они плохо усваивают правила, не могут выделить существенные признаки предмета. Их внимание характеризуется неустойчивостью. Произвольное внимание формируется медленно и с большим трудом. Они часто отвлекаются и не могут сосредоточиться на изучаемом материале.

Объем памяти у умственно отсталых детей меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. При запоминании словесного и наглядного материала учащиеся демонстрируют низкую точность воспроизведения, нарушая единое целое, логику, часто привносят свои элементы, не относящиеся к воспроизводимому материалу.

Дети с умственной отсталостью, обучающиеся в общеобразовательной школе, имеют низкий уровень речевого развития с бедным словарным запасом. Словарь учащихся преимущественно состоит из имен существительных и глаголов; прилагательные употребляются редко и не несут эмоциональную окраску. Пассивный словарь у детей с умственной отсталостью преобладает над активным.

Умственно отсталый ребенок, как правило, не проявляет интереса к учебной деятельности. Даже после показа и неоднократного объяснения дети испытывают трудности при выполнении аналогичных заданий. Эмоционально умственно отсталые школьники незрелы, их переживания лишены оттенков, реакции на события часто неадекватны.

В связи с такой характеристикой умственно отсталого ребенка существует острая необходимость преемственности дошкольного и школьного этапа. Однако, мы часто встречаем таких детей в начальной школе без должного дошкольного развития. И поле деятельности сопровождающих учебный процесс специалистов увеличивается. Здесь требуется сплоченная работа дефектолога, психолога, логопеда, учителя и тьютора по развитию и коррекции нарушений психических процессов, речи, общей и мелкой моторики, отработка средств коммуникации. И, конечно, нельзя оставлять без особого внимания и психолого-педагогического сопровождения семью ребенка. Для этого надо стремиться к партнерским отношениям с родителями такого ребенка, вовлекая их в образовательный процесс.

Для таких детей важна доступность содержания учебного материала с учетом их особенностей и упрощение учебных задач, решаемых в процессе обучения. Детям с нарушением интеллекта необходимо сформировать знания, умения и навыки, которые будут способствовать им в социальной адаптации.

Из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что включение ребенка с умственной отсталостью в общеобразовательную школу возможно при наличии кадровых и специальных учебно-методических, материально-технических условий.

Козлова Юлиана Михайловна,
учитель-логопед

Марсела Кисиева
Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив .

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Совсем недавно мы даже не могли предположить, что в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Но законом об образовании закреплено право родителей (законными представителями) самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка , а за образовательной организацией – обязанность создать для него все необходимые для успешного обучения условия .

Можно, конечно, долго спорить, хорошо это или плохо, только споры ни к чему не приведут. Сегодня мы попробуем разобраться в общих чертах, что же делать, если у нас в классе есть умственно отсталый ребёнок, т. к. игнорировать этот факт и работать так, как раньше, ничего не меняя – значит не только оставить его без помощи и поддержки, но и накликать на себя много неприятностей, от вполне обоснованных претензий родителей до серьёзной проверки.

Ввиду того, что у умственно отсталого ребенка нарушена познавательная деятельность, одной из основных проблем является сложная обучаемость .

Чем же отличаются умственно отсталые дети от нормально развивающихся детей ?

Он не осознает себя учеником,

Ему сложно организовать свою учебную деятельность

Низкий уровень работоспособности,

Быстрая утомляемость

Объем и темп работы низкий

Информацию, идущую от учителя, воспринимает и перерабатывает замедленно,

Постоянно нуждается в наглядно-практической опоре, в четких и коротких инструкциях.

Что же является нашей с вами основной целью - это социальная адаптация и дальнейшее приспособление к условиям жизни в окружающей их социальной среде. Нам важен не столько результат учебной деятельности, сколько процесс адаптации. И если процесс инклюзивного образования будет идти успешно, то дети и их родители будут довольны, ведь они ждут от нас проявления внимания, тепла, принятия и важно оправдать эти ожидания.

Итак, давайте теперь по пунктам – что делать, если в обычном классе учится умственно отсталый ребёнок?

1. Педагогам крайне важно изучить особенности детей с умственной отсталостью перед тем, как с ними работать. Дело в том, что умственную отсталость часто путают с задержкой психического развития, а эти понятия очень сильно отличаются друг от друга! Кроме того, и умственная отсталость тоже может быть разной – от лёгкой до глубокой, и со своими особенностями и нюансами. Педагогу невозможно будет добиться успеха, если он не будет знать – что под силу ребёнку, в чём ему необходима помощь и какая, а с чем он никогда не сможет справиться, как бы ни старался.

2. Очень важно познакомиться (чем ближе, тем лучше) с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и с программой для детей с умственной отсталостью. В ФГОС определены планируемые результаты, которых необходимо достичь к концу обучения , а также все условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. А в программе подробно, по классам, расписано всё содержание : чему конкретно учить, когда и по каким темам.

3. Далее проведите педагогическую диагностику, чтобы определить, какому классу (по программе для детей с умственной отсталостью) соответствуют знания и умения ученика по основным предметам (русскому языку, математике) . Как правило, в коррекционных школах дети учатся в тех классах, которые соотносятся с их возрастом.

4. Составить индивидуальный учебный план. Это дело всех педагогов, которые будут взаимодействовать с данным ребёнком (и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог, и классный руководитель, учитель-дефектолог).

5. Ученик с умственной отсталостью может выступать в роли объекта насмешек в коллективе, но если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для таких детей тоже есть место в мире. Необходимо в общих чертах объяснить, что он обучается по другой программе , чтобы они не шептались у него за спиной и не строили догадок, почему у него всё не так, как у них. Также нужно привлекать одноклассников к оказанию этому ребёнку дружеской, моральной, эмоциональной поддержки.

6. Ищите у ребёнка с умственной отсталостью те качества, которыми он может выгодно отличиться от других детей в классе . Возможно, это будут какие-то способности, умения, хобби, качества характера. Важно давать задания, с которыми он сможет справиться - например, собрать во дворе листья или перенести книги из класса в класс - и после этого при всех отмечать его успехи. Создавайте для этого ученика ситуации успеха, как в учёбе, так и вне её. Это повысит самооценку обучающегося , его уверенность в себе и позволит обрести достойное положение среди сверстников. Ведь главная потребность умственно отсталых детей - в их принятии и их значимости.

7. Как организовать обучение ребёнка в условиях класса ? Например, сообщив инструкцию для всего класса, можно объяснять ему задания, обязательно с опорой на наглядность и соответствующие уровню его развития, в то время, пока остальные дети выполняют упражнения самостоятельно, или давать ему задания на карточках, и т. п.

В завершении своего выступления хочется зачитать стихотворение Леонида Николаевича Мартынова.

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи :

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Публикации по теме:

Игровое занятия для детей 3 класса с нарушением интеллекта «Угадай-ка!» Название игры: «Угадай-ка!». Цель игры: развитие элементов словесно-логического мышления. Задачи: Коррекционно-обучающие: - продолжать.

Домашнее задание «Овощи» для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта «Овощи» 1. Поговорите с ребенком об овощах. Расскажите, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля и огорода убирают.

ФЭМ представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре Дошкольный.

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре ФЭМ представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре Формирование элементарных математических представлений.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта 4–6 лет Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта (4-6 лет). Месяц № игр.

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного обществ.

Совместное обучение умственно отсталых детей с нормально развивающимися сверстниками в общеобразовательных учреждениях требует создания специальных педагогических условий, обеспечивающих реализацию интегрированного подхода (приложение 1).

В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.

Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. У них отмечается замедленный темп и меньшая дифференцированность восприятия. Эти особенности при обучении умственно отсталых детей проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, похожие по звучанию буквы, слова. Отмечается также узость объема восприятия. Дети данной категории выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса. Их восприятием необходимо руководить.

Все мыслительные операции у умственно отсталых детей недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Затруднен анализ и синтез предметов. Выделяя в предметах (в тексте) отдельные их части, дети не устанавливают связи между ними. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, учащиеся затрудняются проводить сопоставительный анализ и синтез, проводят сравнение по несущественным признакам. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность заметить свои ошибки, сниженная активность мыслительных процессов, слабая регулирующая роль мышления.

Основные процессы памяти у этих детей также имеют свои особенности: лучше запоминаются внешние, иногда случайно воспринимаемые зрительно признаки, трудно осознаются и запоминаются внутренние логические связи, позже формируется произвольное запоминание; большое количество ошибок при воспроизведении словесного материала. Характерна эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Воображение умственно отсталых детей отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются различные виды нарушений письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Слабость произвольного внимания проявляется в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Эмоционально-волевая сфера у данной категории детей имеет ряд особенностей. Отмечается неустойчивость эмоций. Переживания неглубокие, поверхностные. Имеют место случаи внезапных эмоциональных перепадов: от повышенной эмоциональной возбудимости, до выраженного эмоционального спада.

Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость – отличительные качества волевых процессов детей с нарушением интеллекта. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдается подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии развиваются негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.

Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые дети приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с другим заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей. Умственно отсталые дети не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органического поражения на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, постнатальные). Однако при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии отмечается положительная динамика в развитии детей данной категории.

При обучении умственно отсталых детей в общеобразовательной школе необходимо руководствоваться специальными образовательными программами:

Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой, М., Просвещение, 1999 (2003, 2007, 2009).

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1, 2. Под ред. В.В. Воронковой. М., Владос, 2000 (2005, 2009).

Внутри образовательного учреждения, в котором обучаются дети с особенностями в развитии, всем ходом интегрированного образовательного процесса руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Он же осуществляет необходимую корректировку общеобразовательных маршрутов обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены ПМПк рекомендуют посещение занятий дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

При совместном обучении нормально развивающихся детей и детей с особенностями психофизического развития учителю важно одинаково понимать и принимать всех учащихся, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке необходимо видеть личность, которая способна воспитываться и развиться.

На уроках педагогу необходимо создавать такие условия, чтобы дети могли контактировать друг с другом, ученики класса в равной мере должны быть вовлечены в коллективную деятельность, каждый школьник по мере своих способностей должен быть включен в общий учебно-воспитательный процесс.

Позитивного результата во взаимоотношениях школьников в условиях интегрированного обучения можно достичь только при продуманной системной работе, составными частями которой являются формирование положительного отношения к учащимся с особенностями психофизического развития и расширение опыта продуктивного общения с ними.

Учителя и специалисты ПМПк составляют календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.

Обучение по специальным (коррекционным) программам для детей с нарушением интеллекта на первой образовательной ступени осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение». Все эти предметы легко интегрируются с общеобразовательными предметами, предусмотренными некоррекционными программами. Это позволяет всем детям посещать одни и те же уроки.

На второй ступени сложнее выстроить подобную систему работы, так как в соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта (С(К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5-9 классах. Учебные предметы, которые не предусмотрены специальной (коррекционной) программой для детей с нарушением интеллекта, учащиеся с особенностями в развитии не посещают. В это учебное время умственно отсталым школьникам рекомендуется посещение уроков трудового обучения в условиях других классов.

Урок в классе, где обучаются совместно обычные школьники и школьники с особенностями в развитии, должен быть отличным от уроков в классах, где обучаются равные по способностям к обучению воспитанники.

Приведем пример структурной организации урока в общеобразовательном классе, где осуществляется совместное обучение детей с нарушением интеллекта (таблица 1).

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль за знаниями и умениями). Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с нарушением интеллекта выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление раннее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии: проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал. Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока.

При обучении учеников с нарушением интеллекта в общеобразовательном классе учитель нуждается в адресном дидактическом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Обеспечение учебниками и учебными пособиями учеников и учителей ложится на администрацию школы, которая приобретает комплекты учебников по запросу учителей.

Нормы оценок по математике, письменных работ по русскому языку по программе VIII вида даны в таблицах 2, 3.

Умственно отсталые учащиеся могут посещать различные занятия системы дополнительного образования. Чтобы процессы адаптации и социализации протекали успешно, выбирать направление дополнительного образования для умственно отсталых детей необходимо с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, пожеланий ребенка и его родителей. Выбор того или иного кружка, секции должен быть добровольным, отвечать интересам и внутренним потребностям ребенка, но при этом необходимо учитывать рекомендации психоневролога и педиатра. В случае, если ребенок изъявляет желание посещать кружок (секцию), связанный с физическими нагрузками, то желательно иметь справку медицинского учреждения, где врач записывает, что данному ребенку не противопоказаны занятия в данном кружке.

Большую роль в коррекционной работе играет семья, в которой ребенок воспитывается и влиянию которой постоянно подвергается. В выстраивании позитивных внутрисемейных отношений весома роль учителя, специалистов ПМПк. Они помогают формировать у родителей адекватное восприятие собственного ребенка, следят за тем, чтобы в семье складывались доброжелательные детско-родительские отношения, помогают устанавливать разнообразные социальные связи и соблюдать требования, принятые в общеобразовательной школе. Создание условий для саморазвития каждого ребенка невозможно без желания и умения учителей проектировать его развитие и обучение, позволяющее каждому ученику быть успешным.

В конце обучения (9 класс) умственно отсталые дети сдают один экзамен по трудовому обучению и получают свидетельство установленного образца.

Таблица 1

Структура урока при внутренней дифференциации

Этапы урока

Методы и приемы

Организация работы по общеобразовательной программе

Организация работы по программе для С(К)ОУ VIII вида

Оргмомент

Словесный (слово учителя)

Общий

Общий

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам

Подготовка к восприятию нового материала

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность, работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточке)

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по алгоритму). Выполнение упражнений по учебнику, работа по карточкам

Итог урока

Словесный (беседа)

Общий

Общий

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Словесный

Уровень домашнего задания для детей с нормальным интеллектом

Уровень домашнего задания для детей с нарушением интеллекта

Таблица 2

Нормы оценок по математике (VIII вид, 1-4 класс)

Отметка

Оценивание

«5»

Нет ошибок

«4»

2-3 негрубые ошибки

«3»

Решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий

«2»

Выполнено не менее половины заданий, не решена задача

«1»

Не выполнены задания

Примечание

Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена); ошибки, допущенные в процессе списывания знаков арифметических действий; нарушение в формировании вопроса (ответа) задачи; нарушение правильности расположения записей, чертежей; небольшая неточность в измерении и черчении

Таблица 3

Критерии оценивания письменных работ учащихся начальной школы

(VIII вид, 1-4 класс)

Отметка

Оценивание

«5»

Нет ошибок

«4»

1-3ошибки

«3»

4-5 ошибок

«2»

6-8 ошибок

«1»

Более 8 ошибок

Примечание

За одну ошибку в письменной работе считаются: все исправления, повторение ошибок в одном и том же слове, две пунктуационные ошибки. За ошибку не считаются: ошибки на те разделы программы, которые не изучались (такие орфограммы предварительно оговариваются с учащимися, выписывается трудное слово на карточке), единичный случай пропуска точки в предложении, замены одного слова без искажения смысла

Методические пособия

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: Владос, 2000.
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991.
  3. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1993.
  4. Воронкова В.В. Уроки русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. М.: Владос, 2003.
  5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994.
  6. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  7. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. М.: Владос, 2003.
  8. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008.
  9. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб.: Речь, 2006.
  10. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003.
  11. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида/ Под ред. А.М. Щербаковой. Кн.1,2. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  12. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.
  13. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002.
  14. Перова М.Н. Методика обучения элементам геометрии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Классик Стиль, 2005.
  15. Перова М.Н, методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: Владос, 2001.
  16. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
  17. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе. М.: Учебная литература, 1997.
  18. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М., 2002.
  19. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1990.

II. Организация деятельности коррекционного учреждения

III. Образовательный процесс

IV. Участники образовательного процесса

24. Участниками образовательного процесса являются педагогические, инженерно-педагогические и медицинские работники коррекционного учреждения, воспитанники и их родители (законные представители).

V. Управление коррекционным учреждением

VI. Имущество и средства коррекционного учреждения

37. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет его за коррекционным учреждением.

Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным коррекционным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.

Объекты собственности, закрепленные за коррекционным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Коррекционное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

38. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за коррекционным учреждением, допускается только в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

39. Коррекционное учреждение несет ответственность перед собственником и (или) органом, уполномоченным собственником, за сохранность и эффективное использование принадлежащей ему собственности. Контроль деятельности коррекционного учреждения в этой части осуществляется собственником и (или) органом, уполномоченным собственником.

40. Коррекционное учреждение вправе сдавать в аренду закрепленное за ним имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

41. Деятельность коррекционного учреждения финансируется его учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними.

42. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов коррекционного учреждения являются:

собственные средства учредителя (учредителей);

бюджетные и внебюджетные средства;

имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным им органом);

кредиты банков и других кредиторов;

средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

43. Коррекционное учреждение имеет право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

44. Коррекционное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств и принадлежащей ему собственности. При недостаточности этих средств по обязательствам коррекционного учреждения отвечает его учредитель (учредители) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

45. Финансирование коррекционного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду коррекционного учреждения.

46. Воспитанники, проживающие в коррекционном учреждении и находящиеся на полном государственном обеспечении, в соответствии с установленными нормативами обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем.

Воспитанники, не проживающие в коррекционном учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

47. Коррекционное учреждение в соответствии с установленными нормативами должно иметь необходимые помещения, сооружения для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, лечебновосстановительной работы, трудового обучения, производительного труда, быта и отдыха воспитанников.

48. Коррекционное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

49. Коррекционное учреждение устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), структуру управления деятельностью коррекционного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.

50. При ликвидации коррекционного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом коррекционного учреждения.




Я рядом

Мы вместе

Помоги другому

Я могу сам

Как хорошо,

что ты у меня есть


Нормативно-правовые основы Российской Федерации в области защиты прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов

учитывают 5 уровней :

международного

федерального

регионального

местного

уровень образовательной организации


Законодательство Российской Федерации предусматривает принцип равных прав на образование детей с овз

Конституция РФ

Семейный кодекс РФ

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


Приказ Минобрнауки России

от 19.12.2014 N 1599

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"





Специальное образование учителей-предметников.

Наличие в образовательном учреждении службы медико-психолого-педагогического сопровождения.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды (образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы).

Просветительская работа среди родителей и учащихся.


Что такое инклюзивное образование? Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объеме участвовать в жизни коллектива в школы.


Медицинские работники

Социальный педагог

УЧЕНИК

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Учитель ЛФК

Педагоги доп.образования

Воспитатели (тьютер)

Учителя предметники


  • проведение коррекционно-развивающей работы
  • осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся и межпредметных связей
  • оснащение техническими средствами обучения, дидактическим материалом
  • весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка
  • строгое соблюдение охранительного режима

  • Задачи сопровождения :
  • правильный выбор образовательного маршрута;
  • преодоление затруднений в учебе;
  • решение личностных проблем развития ребенка;
  • формирование здорового образа жизни.
  • Основная цель оказание помощи в решении проблем.










  • Вся система коррекционно – педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Согласно п. 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) не должна превышать 15 человек (вне зависимости от диагноза).Вступающие в силу 1 сентября 2016 г. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26, определяют максимальное количество детей с ОВЗ в классах (группах), в том числе в группах продленного дня, в зависимости от категории учащихся и вариантов программы.Это материал с вашего сайта. Вопрос в следующем: исключается ли в таком случае обучение конкретно по варианту 7.2 и по ФГОС обучение детей с умственной отсталостью в инклюзивных классах? Если нет, то как регулируются нормы их наполнения?

Ответ

Нормами действующего законодательства не предусматривается обучение детей с умственной отсталостью в условиях инклюзии. Допускается только совместное обучение с учащимися с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).

Обоснование
Норма , устанавливающая предельную наполняемость классов/групп обучающихся с ОВЗ не более 15 человек, носит общий характер и не дифференцирует обучающихся по характеру диагноза.

Нормы СанПиН 2.4.2.3286-15 носят более персонифицированный характер, определяя наполняемость классов/групп характером дефекта и предоставляя разные варианты реализации образовательных программ в зависимости от сложности дефекта.

В случае с детьми с умственной отсталостью инклюзивное обучение не предусмотрено ни одним из перечисленных документов.

Обучение детей с умственной отсталостью допускается только по 3-ему и 4-ому вариантам, что определено в самих (примечание к Приложению 1 СанПиН 2.4.2.3286-15).

П. 29 Приказа Минобрнауки № 1015 допускается только совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс). В таком случае следует руководствоваться нормами наполняемости, установленными СанПиН 2.4.2.3286-15 - не более 12 человек при 3-ем варианте обучения и не более 5 человек при 4-ом варианте обучения.

Актуально сейчас: