Школьники-миллионеры. Победители олимпиад получают солидные премии. Сколько можно заработать на школьных олимпиадах

Егора звучал так: "Почему призерам олимпиад выплачивают премии, только если они из Москвы? До 2016 года выплачивали всем". Президент обещал разобраться в ситуации.

В России система поощрений для победителей и призеров разных олимпиад и других конкурсов развивается довольно активно. Как правило, им выдаются премии по 60 и 30 тысяч рублей. В этом учебном году было награждено около 5 тысяч человек. Плюс ребята, которые были награждены как победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников и международных олимпиад. Все списки открыты, их можно найти на сайте "РГ" и Минобрнауки.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской и других олимпиад, которые входят в особый перечень, утвержденный минобрнауки, на первом курсе вуза получают стипендию не 2-3 тысячи, как остальные студенты, а 20 тысяч рублей. Для получения такого ежемесячного гранта достаточно написать электронную заявку и приложить документы.

На международных олимпиадах самые высокие результаты наши школьники обычно показывают по математике, информатике, физике, химии и астрономии. Ребят готовят к олимпиадам опытные вузовские педагоги. К примеру, если речь идет , то подготовка идет на базе МФТИ. Руководитель сборной по математике - преподаватель этого вуза Назар Агаханов.

Чаще всего, победителей и призеров Международной олимпиады по математике дают Москва, Санкт-Петербург, Томск, Ульяновская область, Татарстан, Удмуртия, Челябинск, Новосибирск. В списке, как правило, есть ребята из московского СУНЦа, лицея "Вторая школа", школы № 1329, школы "Интеллектуал", Санкт-Петербургского президентского физико-математического лицея №239. Но, по словам экспертов, география сужается.

В этом году Россию на международной олимпиаде по математике в Рио представляют Георгий Вепрев, Ярославская область, Никита Добронравов, Новосибирская область, Тимофей Зайцев, Москва, Михаил Иванов, Санкт-Петербург, Вадим Ретинский, Москва, Кирилл Тыщук, Санкт-Петербург. И, как всегда, есть ученики санкт-петербургского лицея №239.

Никаких золотых гор вузовские педагоги-тренеры, к сожалению, не имеют. Как и школьные учителя, которые, собственно, первыми начинают поддерживать талант. В лучшем случае, им начисляется надбавка в стимулирующую часть зарплаты. Особенно, если это школы в небольших городах. До недавнего времени в официальном представлении членов сборной команды даже не указывалось, какие педагоги учили талантливого ученика. Сейчас фамилии есть и названы школы, где прежде учились талантливые ребята. Часто это школы в глубинке.

Мало кто знает, но, например, знаменитого студента мехмата МГУ, который был победителем многих олимпиад по математике, в том числе - международных, до побед довела белгородская учительница

Фотобанк Лори

В Государственную Думу поступил законопроект, который дополняет существующие формы поощрения учеников школ за особые успехи в учебе, а также в различных видах искусства и общественной деятельности. В новом документе, помимо похвальных грамот и золотых медалей, депутаты предлагают выдавать детям ценные призы и даже денежные премии.

Механизм порядка предоставления поощрений предстоит определить Министерству образования и науки РФ. В законопроекте подчеркивается также, что администрациям школ будет разрешено внедрять свои формы поощрений .

Марина Поняхина, руководитель группы «Семь и Я» и общественного проекта Горячая линия «Россия. Семья. Дети», специально для «Дети Mail.Ru»:

«В целом, идея хорошая. Мотивация действительно необходима детям. Но у меня сразу возникает вопрос: с какого возраста будут поощрять детей денежными суммами? Например, заслуженный педагог моего ребенка уверен, что не надо ставить оценки в начальной школе. Это негативно влияет на сознание и психику ребенка. Если ему поставят низкую оценку, то он может начать считать себя неудачником и в коллективе его тоже считают неспособным.

С таким отношением ребенок может перейти в старшую школу, где за ним репутация неудачника будет тянуться. Нужно понимать, что дети приходят в школу с разной подготовкой. Соответственно, если поощрить одного, то у другого будут и слезы, и хождение на уроки, как на каторгу. Поощрение хорошо работает в случае со студентами, но у них и возраст другой. Я знаю студента в Липецкой области, который получает стипендию размером 12 тысяч рублей. Это даже больше зарплаты его многодетных родителей. Есть зарубежный опыт в выплате школьникам неких сумм за хорошую учебу по результатам триместров. Но у нас это может привести к абсурду. Ведь взрослую женщину государство поощряет материнским капиталом, но тут же ставит рамки его использования. Если мы будем платить детям за оценки, как они будут использовать эти средства? Знаю пример, когда родители сами поощряли ребенка деньгами за учебу. Их у него накопилось столько, что он в итоге упросил бабушку купить ему травматический пистолет.

А может возникнуть и ситуация, когда родители будут спрашивать у ребенка, почему он не принес денег. Если же вспомнить советские времена, то школьников тогда поощряли путевками в пионерские лагеря. Сомневаюсь, что сейчас все родители будут готовы отправить детей в лагерь. Но ведь можно было бы ввести сертификат на отдых. Если школьник хорошо учится, то его нужно награждать отдыхом. А там уже родители пусть решают, как использовать сертификат.

Сертификат должен быть платежным документом, не ограничивающим возможность отправлять на отдых по интересам, в том числе за рубеж. Например, в лагерь с иностранным языком, поездку с музыкальной, художественной школой, турнирные командные сборы или спортивный отдых. Было бы неплохо, если сертификат можно было бы использовать для доплаты совместного отпуска с родителями.

Это могут быть также сертификаты либо подарочные карты попроще – на покупку литературы, развивающих игр либо одежды. В любом случае, необходимы заранее прописанные условия и строгая отчетность о потраченных средствах. Но как смогут отчитываться несовершеннолетние? Сертификат на отдых, я думаю, самый оптимальный вариант вознаграждения за труд».

Поощрение талантливой молодежи – важная часть образовательного процесса. Один из способов материальной поддержки учеников школ и студентов, проявивших трудолюбие и достигших успехов, – губернаторская стипендия. Это региональная выплата, главная цель которой – стимулировать тягу к знаниям и новым свершениям у молодого поколения области, края или республики.

Губернаторская стипендия и премия – что это за выплаты?

Любые региональные выплаты, к которым относятся губернаторская премия и стипендия, регулируются местным законодательством. Поэтому в разных регионах условия получения, размер и другие нюансы могут существенно отличаться друг от друга.

В целом, губернаторская стипендия – регулярная выплата, предназначенная для школьников и студентов, получающих профессиональное образование, которые достигли определенных успехов и, по мнению комиссии, заслуживают материальной поддержки. Стипендию назначают или отдельно (школьникам), или как добавку к обычной академической (студентам) на 1 год.

Это добровольная для губернатора и необязательная выплата: в некоторых регионах губернаторские стипендии не предусмотрены законодательством. Ее выплачивают из местного бюджета без участия средств из Москвы.

Губернаторская премия – единовременная выплата, также назначаемая за определенные заслуги.

Задачи, которые призваны выполнить региональные стимулирующие выплаты представителям талантливой молодежи:

  1. Поощрение затраченных усилий и стремления к развитию. Стипендии и премии материально и морально поддерживают школьников и студентов: они знают, что их труды не проходят даром, а знания и навыки востребованы.
  2. Повышение престижа образования в регионе и достижений в различных областях среди молодежи. Примеры выплат вдохновляют других учеников и студентов, мотивируют на позитивное отношение к процессу обучения и внеурочным занятиям.
  3. Сохранение интеллектуальных ресурсов и талантливых молодых людей в регионе. Очень часто подростки, подающие большие надежды, поступают в ВУЗы столицы и других мегаполисов (самые популярные города для учебы – Москва и Санкт-Петербург), считая, что там больше возможностей. И большинство выпускников уже не возвращается в родной населенный пункт. Неофициальное название такого явления – «Утечка мозгов». В результате в регионах наблюдают дефицит квалифицированных молодых специалистов или спортсменов. Губернаторские стипендии и премии призваны сделать обучение в регионе более привлекательным.

Губернаторские выплаты полезны обеим сторонам: регион удерживает молодежь, подающую надежды, а соискатели получают материальную поддержку и признание своих успехов.

Размер стипендии

Размер губернаторской стипендии в разных регионах отличается, как и условия для ее получения. Их юридически устанавливает глава региона (поэтому выплата и именуется «губернаторской»), причем каждый год денежная сумма и особенности получения могут изменяться. Стандартный срок выплаты государственной стипендии – 1 год.

Данные по некоторым регионам:

  1. В Московской области губернаторские стипендии выплачивают несовершеннолетним детям и подросткам. Для получения дополнительной ежемесячной выплаты должны быть выполнены два условия: соискатель обучается в государственном или муниципальном учебном заведении и имеет выдающиеся заслуги в образовательном процессе, спорте или искусстве. Получение выплаты подтверждает именное свидетельство, а размер в 2017 году составлял 27 000 рублей, причем ее выплачивают единоразово за весь год, что делает стипендию похожей не премию.
  2. В Самарской области губернаторскую стипендию получают студенты – 10 800 рублей за семестр.
  3. В Ямало-Ненецком автономном округе выплаты производят каждый месяц. Их размер и продолжительность зависят от сферы деятельности, в которой подросток добился успеха. Например, выдающиеся молодые спортсмены получают по 500 рублей ежемесячно, но могут получить не больше 20 таких стипендий. Более выгоден закон для проявивших отличие в обучении и науке: по 1 000 р в месяц без ограничения количества выплат.

Расход стипендии никак не ограничивается: ребенок может выбирать, на что тратить полученные от губернатора деньги.

Кому положена выплата

Как и в вопросе с размером выплаты, условия получения контролирует местное законодательство. Каждый регион предъявляет свои требования к соискателям. Назначить губернаторскую стипендию школьникам и студентам может специальная комиссия, но претенденты должны соответствовать базовым требованиям:

  1. Обучаются очно и на бюджетные средства в государственном или муниципальном образовательном учреждении (школа, колледж, ВУЗ и т. п.).
  2. У них нет оценок ниже «хорошо» («4») на промежуточных аттестациях.
  3. Имеют достижения и признаны подающими надежды.

Учащийся, получающий стипендию губернатора, должен следить за своей успеваемостью: если он получит в промежуточной аттестации или за год «тройку», выплату прекратят.

Соискатели могут быть выдвинуты на получение губернаторской стипендии, если они отличились и достигли успеха в:

  • научно-исследовательской деятельности (выделяются обширными знаниями, занимают призовые места на Олимпиадах, участвуют в исследовательских и новаторских проектах, имеют научные публикации и гранты);
  • спорте (выдающиеся выступления и призовые места);
  • творчестве (участие в выставках и конкурсах);
  • общественной деятельности (состоят в молодежных объединениях или правительстве, участвуют в студенческом самоуправлении и занимают активную жизненную позицию).

Соответствие трем критериям – бюджетное обучение, отсутствие «троек» и выдающиеся достижения – позволяет рассчитывать на получение выплаты.

Как получить

Порядок получения губернаторской стипендии строго регламентирован в особом Положении. Выплату назначают соискателям на конкурсной основе. Обычно выделенная из местного бюджета сумма на поощрение молодых талантов ограничена. Поэтому, чем больше претендентов, тем сложнее получить выплату.

Участники конкурса должны быть рекомендованы в специальной заявке. Ее оформляет муниципальная образовательная организация или само образовательное учреждение, которые и определяют список кандидатов. Заявка подкреплена представлением или ходатайством руководителя школы или ВУЗа.

Также понадобится собрать пакет документов:

  • копия паспорта;
  • справку с места жительства;
  • характеристику с личными характеристиками кандидата и его достижениями с подписью руководителя образовательного учреждения;
  • документ о государственной аккредитации образовательного учреждения;
  • заявление с данными о лицевом счете, на который будет перечислена государственная стипендия в случае одобрения заявки;
  • копию зачетной книжки (табеля успеваемости);
  • гранты, грамоты, дипломы, подтверждающие достижения кандидата;
  • иные документы, устанавливаемые региональным Положением (например, справка о составе семьи).

Заявку и пакет документов подают в специально созданный совет, занимающийся присуждением губернаторских стипендий, в установленные сроки: обычно до начала учебного года. Участники совета проанализируют предоставленные сведения и бумаги, рассмотрят каждую заявку и вынесут решение, о котором будет сообщено соискателю.

Подробную информацию об особенностях получения государственной стипендии в своем регионе можно узнать, обратившись к руководству образовательного учреждения и сразу в департамент образования.

Найти актуальные сведения можно и самостоятельно в интернете. На официальных ресурсах указано, кому положена стипендия, сколько она составляет и как получить выплату.

Губернаторская стипендия – добровольная поддержка талантливой молодежи главой региона. Ее размер, периодичность и условия получения регулирует специальное Постановление. В случае одобрения заявки учащийся будет получать неплохую выплату, которую может потратить по личному усмотрению.

Школьников и учителей в городе 1,6 млн (столько жителей, например, в Ново-сибирске), а уж ежедневных событий - калейдоскоп.

Знания на миллион

К безоговорочным достижениям руководитель Департамента образования Москвы Исаак К-алина отнёс интеллектуальные завоевания. По сравнению с 2010 г., когда победы москвичей во Всероссийской олимпиаде школьников составляли 24%, сейчас результаты выросли до 44%. Увеличилось (до 222) и количество школ, в которых можно учиться так, чтобы стать победителем или призёром заключительного этапа олимпиады.

На международной арене москвичи тоже прославляют свой город, выступая за сборную России. В этом году из 38 медалей, завоёванных в разных между-народных предметных олимпиадах, 19 принесли ученики московских школ. Благодаря таким высоким и стабильным результатам подростки теперь вносят вклад в семейный бюджет: за «золото» город выплачивает им премию в 1 млн руб., за «серебро» - 500 тыс. руб., за «бронзу» - 250 тыс. руб.

Но если на олимпиады мирового уровня ездят учащиеся, прошедшие сложный отбор, то участие детей в ряде крупных международных исследований носит массовый характер - тесты пишут во всех школах, которые выберут организаторы (представители столичных властей на этот выбор повлиять не могут).

«Московские школьники удивляют многих наших коллег хорошими результатами в между-народных исследованиях PISA (в прошлом году оно показало рост читательской, математической и естественно-научной грамотности 15-летних школьников. - Ред.) и PIRLS (в этом году обнародован анализ качества чтения и понимания текста учащихся 4-х классов. - Ред.)», - отметил Исаак Калина. Результаты доказывают, что большинство школ работают на одинаково высоком уровне.

Гормон учения

Исааку Калине, в прошлом учителю математики, особенно приятно наблюдать рост результатов ЕГЭ по математике, физике и информатике. Сдаче экзаменов на 90-100 баллов немало способствуют городские проекты «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования», «Инженерный класс в московской школе» и «Субботы московского школьника».

Уникальную образовательную среду создают школьникам колледжи, славящиеся победами своих воспитанников на между-народных соревнованиях не меньше школ. «У подростка в крови повышается уровень гормона удовольствия, когда наконец-то получилась табуретка или сложный элемент из аэрокосмического машиностроения», - объяснил стремление расти в профессиональном плане директор колледжа № 26 Константин Афонин .

Школьные учителя благодаря богатым ресурсам образовательных комплексов стали более внимательными к склонностям ученика.

«Мы ищем таланты в каждом, - поделился опытом директор школы № 2114 Андрей З-инин , в которой учатся 5 тыс. детей. - Например, ребёнок из семьи музыкантов хорошо музицирует. А учитель математики, заметив у него нестандартное мышление, во-влекает в работу над проектом, затем подключаются учителя по другим предметам. И вот его ярчайший проект представлен на авиасалоне «МАКС» и в технопарке «Сколково». Но и музицировать он продолжает».

В завершение встречи с журналистами Исаак Калина упомянул о «серьёзном снижении количества правонарушений среди московских школьников. Это, без сомнения, позитивный результат всех тех изменений, которые происходили в последние годы в системе образования».