Перспективный план по экспериментированию в старшей группе. "перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшей группе". «Экспериментирование с песком и глиной»

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море. в океане
И в водопроводном кране
Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото)
Воспитатель: Значит, капелька - это частичка чего? (Воды)
Воспитатель: Кому нужна вода? (Ответы детей)
(вывешивается панно «Кому нужна вода»)
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, журчать)
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране)
Опыт N1. «Вода - это жидкость»
(на столе стоят стаканы с водой, пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую)
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод.
(Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой)
Опыт N2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да)
Воспитатель: Молоко, какого цвета? (белого) А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться?
На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: Значит какой делаем вывод? (вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)

Опыт N3. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)
Воспитатель: Какой можем сделать вывод? (вода ничем не пахнет, у нее нет запаха)
Опыт N4. «Вода без вкуса»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (Ответы детей)
Воспитатель: Следовательно, делаем вывод. (Вода не имеет вкуса, она безвкусная)
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде и ее свойствах. А чтобы вы не забыли, я приготовила вот такие символы. Давайте еще раз вспомним, какая бывает вода?
Вода - это жидкость; Вода – бесцветная; Вода не имеет запаха; Вода - безвкусная.
Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.

Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.

Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе.

Свою деятельность наш детский сад осуществляет, используя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы . По рекомендациям программы, при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. В разных возрастных группах вводятся похожие тематические недели. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей.

Интересная неделя «Все связано со всем!»

Цель : Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи :

Создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

Развитие познавательных интересов;

Развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

Формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

Формирование интеллектуальных впечатлений;

Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.


Подписи к слайдам:

Интересная экологическая неделя «Все связано со всем»

Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе. Свою деятельность наш детский сад осуществляет, используя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. По рекомендациям программы, при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. В разных возрастных группах вводятся похожие тематические недели. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей. Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.

Интересная экологическая неделя «Все связано со всем» Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей. Задачи: создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей; развитие познавательных интересов; развитие мыслительных процессов; самостоятельности; воспитание гуманно-ценностного отношения к природе; формирование толерантности. Предполагаемый результат: формирование интеллектуальных впечатлений; развитие умений работать в коллективе и самостоятельно; умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Образовательный потенциал тематической недели Педагоги Систематизация работы методической службы дошкольного образовательного учреждения по организации практико-познавательной деятельности; создание условий для эффективной реализации задач данного направления. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности. Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников. Организация сотрудничества детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования; использование активных форм и методов взаимодействия. Дети Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, накопление «багажа» исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира, мыслительными операциями. Формирование представлений о целостной «картине мира» , осведомленности в разных сферах жизни. Развитие самостоятельности, инициативности, расширение кругозора. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности. Родители 1.Знакомство родителей с направлениями педагогического поиска по проблеме познавательного развития дошкольников; повышение педагогической грамотности родителей. 2.Развитие практических навыков родителей в вопросах организации детского экспериментирования. 3.Мотивация родителей на сотрудничество с педагогами детского сада по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризация детского экспериментирования как эффективного метода познавательного развития ребенка.

Работа с педагогами Разработка методических рекомендаций, плана мероприятий, конспектов и сценариев тематической недели. Выставка и обзор методической литературы, дидактических пособий, игр по теме. Оформление мини-музеев, коллекций. Оформление ширмы «Детская лаборатория» (рекомендации к организации Уголков экспериментирования). Оформление картотеки игр с элементами экспериментирования, тематических прогулок. Оформление в группах Уголков экспериментирования «Детская лаборатория» .

Работа с родителями Оформление выставки детских энциклопедий. Оформление наглядного материала « Эксперименты для детей 5-7 лет», «Эксперименты и опыты с воздухом» , «Занимательные опыты на кухне» Участие в создании мини-музеев коллекций. Буклет для родителей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Открытое занятие «Путешествие по островам». Консультация « Экологическое воспитание» . Семинар – практикум для родителей «На неведомых дорожках».

Понедельник День сюрпризов и загадок «Маленькие исследователи» 1. Открытие тематической недели. Знакомство с мини лабораторией и правилами поведения в лаборатории. Семинар – практикум для родителей «На неведомых дорожках». 2. Игровая прогулка на участке «В поисках невидимки» (сюрпризы и загадки) 3. «Необычное рядом» - рассматривание экспонатов и коллекций мини – лаборатории, знакомство с поапперационными картами выполнения опытов и экспериментов в вечернее время.

Вторник День экспериментирования «Удивительный воздух» Беседа на тему «Где воздух живет», разгадывание загадок о воздухе в утренние часы пребывания в группе. 2. Определяем направление ветра. Опыты и эксперименты во время прогулки. 3. Организация экспериментальной деятельности с воздухом

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

ВОСПИТАТЕЛЬ: КИСЕЛЕВА ОКСАНА ВИКТОРОВНА

Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»

2018

Г.ИСКИТМ

сентябрь

СЕНТЯБРЬ

    Воздух. Некоторые свойства воздуха.

Поиск воздуха

Живая змейка

Воздух занимает место

Реактивный шарик

Подводная лодка

Сухой из воды

Свеча в банке

Почему не выливается

Чем пахнет воздух

Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Визитка «Ученый – исследователь»; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты человеческого тела и дерева с густой кроной; воронка, весы.

Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев. Проводиться предварительная работа: беседа «Органы и система дыхания человека». Раскрашивание силуэтов деревьев.

«Надуваем мы шары»

П/И «Раздувайся пузырь»

Копилка стихов и поговорок о ветре

Рисование

    Тема: «Рисование мыльными пузырями»

    Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Ручной труд

Тема: «Смешарик»

(нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара)

Беседа : « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

Вода. Свойства воды.

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Ручеёк

Фонтан

Подводная

лодка

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды.

Визитка «Ученый – исследователь»; ванночка с водой, различные по весу предметы: деревянный брусок, металлическое кольцо, пластмассовая игрушечная ложечка и т. п.; 2 стакана с водой, 2 яйца, 5 чайных ложек соли; камешки, сахар, соль, марганец, масло, глубокая тарелка.

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков + и -.

Игра «Веселые капельки»

Д/И «Тонет – не тонет»

П/И «Мамам – тучка»

Д/И «Какой бывает вода»

«Течет река» стих – ние Б.Заходер

Копилка стихов и пословиц о воде и её состояниях

Рисование:

    Тема:«Волшебная вода» (колорит).

    Тема:«Чудесный букет» (монотипия).

Тема: «Путешествие капельки» (рисование по- мокрому

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель : предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Октябрь

Визитка «Ученый – исследователь»; образцы почвы в железной баночке, стакан с водой, палочка.

Используется, изображенный в таблице, алгоритм деятельности.

«Песчаный дождик»

Лепим куличики

«Домик для мышонка»

Рисование

Тема: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком)

Тема: «На песочном острове» (рисование на зеркале песком).

Тема: «Песчаные художники» (сдувание песка

Анкетирование родителей . Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Консультация: «Игра или

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра является ведущим видом деятельности дошколников.

Почва. Свойства почвы.

Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Визитка «Ученый – исследователь»; семена кресс-салата, влажные бумажные салфетки, почва.

Ноябрь

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу.

Рисование

Тема: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи двух магнитов, один из которых в краске)

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Консультация:

Быстрые кораблики

Притягивает- не притягивает

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях.

магнитные свойства Земли. Компас.

Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

Визитка «Ученый – исследователь»; компас, различные предметы.

Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы

игры «Дотронься до звезды», «Найди планету»

Тема: «Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками)

Консультация:

«Значение опытно – экспериментальной деятельности в психическом развити ребенка»

Декабрь

«Значение детского экспериментирования для психического развития».

Выявление механизма образования облаков.

Выявление механизма образования инея.

Выявить механизм образования облаков.

Выявить механизм образования инея.

Наблюдение за снегопадом, измо-розью, рассматривание снежинок.

Подвижные игры :

«Пузырь», «Снежный ком».

Зимние забавы: «Снежная карусель». Игры

Зимние забавы : катание на санках, скольжение на льду, постройка и заливание водой снежных фигур, «Кто первый?».

Белорусская народная игра «Мороз».

^ Дидактическая игра:

«Где снежинки?».

^ Дидактические игры:

«Береги природу», «Узнай по следам» (отпечатки на снегу).

В.Одоевский «Мороз Иванович»

С.Иванов «Каким бывает снег?».

Отгадывание загадок о разных состояниях воды, о зимних явлениях, зиме.

ЯНВАРЬ


Книжный уголок

Рассматривание иллюстраций о зиме,

картинок о разных состояниях воды,

картинок с изображением зимних забав.

Занятия

1.Аппликация:

«Пингвин на льдине».

2. Рисование:

«Зимние узоры» (восковые мелки, акварель).

Консультация: «

Почему не тонут корабли.

Почему не тонут корабли.

Емкость с водой, металлические предметы, жестяная банка.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных моделей кораблей катеров.

Дидактические игры:

«Раз, два, три картинку поверни», «Капитан укладывает в чемодан».

Пазлы «Кораблик».

Лото «Профессии».

^ Подвижные игры:

«Удочка».

С.р.и. «Юные мореплаватели».

С.Сахаров. Самый лучший пароход.

Заучивание отрывка из стихотворе-ния В.Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

Загадывание загадок на тему «Водный транспорт».

Рисование техникой набрызга, печатанием.

Рисование «Твой сказочный корабль»

Картинки для раскрашивания «Корабли».

Изготовление бумажных кораблей разных видов.

Консультация: « Соблюдение правил безопасности».

ФЕВРАЛЬ

Игры Дидактические игры:

«Воздух, земля, вода», «Что по воздуху летает?», «Ветерок».

Разрезные картинки с изображением различных видов воздушного транспорта.

^ С.р.и. «Самолет».

Анкетирование родителей: цель -выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

    Вертушка для ветра.

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик.

Наблюдение на прогулке за ветром; определить силу ветра (по раскачивающимся веткам деревьев, по флюгеру).

Рассматривание иллюстраций различных транспортных средств, летающих по воздуху: воздушных шаров, дирижаблей, реактивных самолетов, ракет и др.,

фотоиллюстраций людей, работающих на воздушном транспорте

Конструирование из бумаги:

«Самолетик».

Аппликация:

«Парад воздушных шаров».

Практикум:

«Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят».

МАРТ

С помощью свечей за ранее рисунок, за тем красками проявить изображение, получаются очень красиво.

Загадки о свече, чтение А. Тувим « Что стряслось у тети Вали?».

Перед занятием по лепке предложить детям положить в

Пластелин на хорошо освещенный подоконник и наблюдать, что с ним произойдет

Консультация:

Цель:

Экспериментирование с камнями.

«О чем рассказал камешек».

Уточнить знания о камнях. Беседа «От куда родом камешки».» Кому нужны камни».

Рассматривание экспонатов коллекции камней.

На участке проводятся игры с камнями Игры проводиться утром, днем, вечером, чтобы дети смогли узнать свойства камней, их разнообразие.

Игра исследование «Какие бывают камни».

Игра воображения «Живые камни».С/И игра «Музей Игра - физминутка «Гора и камешки».

Дидактическая игра «Выложи картинку из камней». Подвижные игры «Выбей камушек из круга», «Попади в корзинку», «По каменной дорожке шагают наши ножки» (оздоровительная деятельность).

».

Заучивание стих – ия Л.В.Логиновой «Стоит гора – старушка».

Чтение П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце»,

Лепка «Разноцветные камешки»

Рисование на тему «Самая красивая гора».Творческая коллективна работа «Сад камней».

Оформление папки «Драгоценные камни»,Консультация для родителей «Камень, который можно подарить ребенку».

АПРЕЛЬ

«Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Виды электричества.

Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»,

Формировать основы безопасноти при взаимодействии с электричеством.

Визитка «Ученый – исследователь»;

Воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка.

Провод в оплетке, резиновые перчатки, пласт

масса, дерево, стекло.

Наши помощники – электроприборы

Д\и «Что сначала, что потом». Дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники (веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электромясорубка и т. д.).

Просмотр мультфильма «Фиксики», серии об электричестве.

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

МАЙ

Тема: «Чудо дерево» (оттиск корой)

Тема: «Это чудное мгновенье» (тиснение)

    Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой

(нагрев и охлаждение, горение, круговорот воды в природе).

Продемонстрировать детям, как нагревается вода, как циркулирует тепло в комнате, и подвести к самостоятельному выводу о круговороте воды в природе, закрепить представления о расширении тел при нагревании и использовании этого свойства человеком.

Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, 2 миски с горячей и холодной водой, термометр, две спички.

Откуда берётся вода?

Какая бывает вода?

Есть ли у воды форма?

Имеет ли вода вкус, цвет, запах?

Ручеёк

Фонтан

Подводная лодка

Игры

Дидактические игры :

«Кому нужна вода?», «Какая бывает вода?», «Круги на воде».

Подвижные игры :

«Солнышко и дождик», «Не намочи ног».

Сказка шорцев «Два ручья».

Сочинение сказки «Приключение ручейка».

Стихи, пословицы о воде и ее состоянии.

Рисование «Разноцветная радуга».

Аппликация и конструирование из бумаги:

«Весенний ручеек. Кораблик».

Практикум:

«Тонет? Не тонет!»

Цель : Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов с водой. Познакомить с простыми экспериментами и играми с водой.

Цель : Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи :

Создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

Развитие познавательных интересов;

Развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

Формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

Формирование интеллектуальных впечатлений;

Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Сентябрь - Октябрь

«Экспериментирование с песком и глиной»

Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш.

Задачи

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Песочная страна

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Тема 2: Песчаный конус.

Помочь определить, может ли песок двигаться

Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Здоровье: Физминутка «Ладонь в ладонь»

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Тема 3: Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Художественное творчество: моделирование изделий из глины.

Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу Здоровье: физминутка. «По дорожке ты шагай»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Тема 5: Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Тема 6: "Свойства мокрого песка"

Познакомить со свойствами мокрого песка

Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

Тема 7: «Песочные часы»

Знакомство с песочными часами

Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».

Оформление папки «Мои открытия».

Тема 8: «Песок и глина»

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Художественное творчество Моделирование из глины «Олешек» Безопасность: Формировать представления о вреде грязи для человека и способах борьбы с нею

Создание альбома: «Наши открытия»

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.

Оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки. свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Художественное творчество Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Коммуникация: Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний

Тема 2: Парусные гонки

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Здоровье: физминутка «Ветер»

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

Тема 3: Вдох - выдох

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями» Здоровье: Закреплять знания детей о здоровом образе жизни

Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

Тема 4: Сухой из воды

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Здоровье: Дыхательная гимнастика. Познание: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Тема 5: Поиск воздуха

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Коммуникация: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Здоровье: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Тема 6: Муха – цокотуха

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала).

Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Тема 7: Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн.

Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе.

Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

Тема 8: В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах»

Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное

Январь

«Экспериментирование с водой»

Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:

Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;

Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал, краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер).

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Пар - это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар - это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Тема 2: С водой и без воды

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Художественное творчество «Волшебная вода» («Красочные

брызги»).

Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»

Тема 3: Замораживаем воду

Дать детям понятие о том, что снег - это замерзшая вода.

Художественное творчество Аппликация «Снежинка». Социализация: формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Тема 4:Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). Коммуникация: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Февраль

«Человек».

Цель: Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека. Закреплять знания детей о соблюдении личной гигиены и сохранении здоровья.

Оборудование: стетоскоп, фанендоскоп, линзы разных размеров, фонарики, музыкальные инструменты, продукты питания, поднос, вата, духи, веер.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Проверим слух

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Памятка: «Береги уши»

Тема 2: Наши помощники - глаза

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Дидактическая игра:

«Определи на вкус», «Определи по запаху»

Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».

Март

«Экспериментирование с деревом»

Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. Развивать умение определять существенные признаки и свойства (структура поверхности, твёрдость, прочность, не тонет, лёгкое). Стимулировать желание детей для самостоятельного эстетического преобразования предметов.

Оборудование: кора разных деревьев, большая миска, вода комнатные растения, целлофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Тонет - не тонет

Знакомство со свойствами коры дерева

Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой)

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

Тема 2: Посадим деревце

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы: Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»

Посадка деревьев на участке.

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Познание (экология) Тема: «Лес – как экосистема» Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений

Памятка: «Береги лес!»

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».

Сбор и оформление гербария.

Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: Парящий самолет

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

Тема 2: Притягивает - не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Тема 4: Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

Экспериментирование с почвой .

Цель: Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Оборудование: Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, глина, песок, семена укропа, лейка, совок, палочки для рыхления.

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Тема 1: «Домашняя засуха»

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Социализация: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Тема 2: «Где лучше расти»

Знакомство со свойствами почвы

Труд: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей.

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.

Перспективное планирование составлено на основании программ:

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

План

Опытно – экспериментальной деятельности

В старшей группе на 2014-2015 учебный год

Разработала: воспитатель Сухих Наталья Сергеевна

Прежде чем давать знания, надо

научить думать, воспринимать,

наблюдать .

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если? ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Значение и оснащение уголков экспериментирования в старшем дошкольном возрасте

Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:

· Приборы – помощники: увеличительные стекла;

· Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;

· Природный материал;

· Разные виды бумаги;

· Красители: пищевые и непищевые;

· Медицинские материалы;

· Прочие материалы.

(Данный пункт разработан на основе статьи Г. П. Ткгкшевой, А. Е. Чистяковой «Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольная педагогика» (Зима -2001)

Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Перспективное планирование по элементарной исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Тема

Цель

Вывод

сентябрь

Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка»

Познакомить детей со свойствами песка.

Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

октябрь

Проект «Секреты подсолнечного масла»

Расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека.

Познакомить со свойствами масла.

Бумага впитывает подсолнечное масло.

Подсолнечное масло не растворяется в воде.

Масло полезно для человека.

ноябрь

Элементарная исследовательская деятельность «Таяние снега»

Познакомить детей со свойствами снега.

Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.

Декабрь

Элементарная исследовательская деятельность «Прозрачность льда»

Познакомить со свойствами льда.

Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен»

январь

Элементарная исследовательская деятельность «Зависимость состояния воды от температуры»

Закреплять представления о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха.

Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.

февраль

Элементарная исследовательская деятельность «Лёд – твёрдая вода»

Познакомить детей со свойствами воды.

Лёд и снег – это тоже вода.

март

Проект «Как растёт лук?»

Развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей

Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.

апрель

Элементарная исследовательская деятельность «Весёлые кораблики»

Уточнять, из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево…)

Развивать умения выявлять различные свойства предметов (тонет - не тонет…)

Независимо от размера металлические предметы тонут. Дерево, пластмасса – плавают. Бумага плавает пока не размокнет.

май

Элементарная исследовательская деятельность «Солнечный зайчик»

Выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов

От блестящих предметов свет отражается, т.е. можно «поймать» солнечного зайчика


Скачать материал можно в